Сочинение по сказке Щелкунчик и мышиный король Гофмана

Сочинение по сказке Щелкунчик Гофмана

Сюжет сказки знаменитого немецкого писателя Гофмана переносит нас в удивительный волшебный мир Кукольного царства. Действия сказки приходятся на канун Рождества, поэтому автор во всех подробностях описывает всё, что происходит в доме маленькой девочки Мари: все приготовления к празднику, ёлка, игрушки, действия, мысли и переживания главных героев. К сожалению, Кукольному царству приходится сосуществовать в сложных отношениях с Мышиным царством.

Главной героиней сказки становится маленькая девочка Мари. Именно для неё крёстный Дроссельмейер рассказывал невероятную историю Щелкунчика и Мышиного короля. Эта история в большей степени основана на реальных событиях. Но, поскольку Мари умеет фантазировать, в неё были искусно добавлены придуманные девочкой многие моменты.

Таким образом Гофман хотел подчеркнуть, что мир реальности и иллюзии очень близки друг другу. Также достоверно известно, что дети, которые умею фантазировать и представлять в уме то, что им рассказывают в сказках и историях, достаточно умные и творческие. С другой стороны, автор показывает читателям, что каждый человек должен быть хорошим, добрым и проявлять сострадание и великодушие к другим людям. В современном мире про эти качества многие люди забыли и многие считают, что такие чувства и качества сейчас не модно проявлять.

Также эта сказка рассказывает про крепкую дружбу между Щелкунчиком и Мари. Несмотря на свою неказистую внешность, Щелкунчик сразу же понравился девочке. Она сильно отличалась от других деток, поэтому смогла разглядеть его чуткую и добрую душу. Таким образом Мари стала хорошим примером для многих читателей, как маленьких, так и взрослых. Она показала, что нельзя осуждать человека из-за внешности, так как все мы разные, и наши вкусы и предпочтения тоже отличаются. Понятие красоты у всех людей тоже сильно отличается. Для некоторых Щелкунчик имеет некрасивую внешность, но найдутся такие люди, для которых он будет красив. С другой стороны, на внешность не стоит обращать внимание, поскольку она часто бывает обманчива. Гораздо важнее видеть духовную красоту, которая исходит от сердца, и хорошие качества. Также Мари всячески помогала Щелкунчику. Это хорошо видно на примере, когда главная героиня отдаёт все свои лакомства злому мышиному королю для того, чтобы он не обижал Щелкунчика. На их примере читатель учится доброте, крепкой дружбе, верности и любви. Эти качества настолько редко встречаются в современном мире, что люди забывают о них. Помня о таких хороших качествах, и живя, проявляя их, человек будет намного счастливее.

Одержав победу над мышиным королём, Щелкунчик и Мари ещё раз показали, что в этом мире добро всегда будет побеждать зло. Как дополнение к победе, главные герои смогли обрести истинную любовь и жить в гармонии. Таким образом, Гофман через сказку говорит, что все добрые и безвозмездные поступки и действия всегда окупаются и вознаграждаются.

2 вариант

Э. Гофман – человек сложной судьбы, страдавший нестабильностью психики, имевший ряд зависимостей, отравлявших его тело и душу. Но что касается написания детских произведений, то ему в свое время не было равных. Что это? Божественное провидение или особый талант, позволяющий с помощью сухих книжных страниц создавать целые миры из обычных, понятных каждому ребенку вещей.

Таким произведением, созданным буквально на пустом месте, но очень интересном и волнующим является «Щелкунчик.

Основным героем сказки является маленькая девочка Мари. Крестный отец и родители дарят ей много игрушек: куклы из разных материалов, кубики, шарики, маленькие замки и маленького антропоморфного кольщика орехов – Щелкунчика. Девочка очень счастлива: игрушки несказанно ей нравятся. В этот же день происходит презанятная история. Девочка просыпается от каких-то странных звуков в шкафу. Она заглядывает в шкаф и видит нечто странное: игрушки, предводительствуемые Щелкунчиком, ведут бой с хвостатым чудищем – Мышиным королем. Мари в шоке, она вступается за маленькие игрушки, но получает небольшое ранение. На следующий день она уже просыпается в своей кроватке. Она делится своими впечатлениями с родными, но они не верят и считают, что девочка явно не в себе. Крестный рассказывает, что Щелкунчик – игрушка необычная, раньше он был обычным мальчишкой, но мышиной королевой он был превращен в того, кем сейчас является. Чтобы вернуться в прежнее состояние, ему нужно выиграть битву с мышиным королем и завоевать сердце девушки.

Совместными усилиями игрушечная армия и Мари побеждают короля. Через некоторое время с Крестным приходит и его племянник. Оказалось, что он и был тем самым Щелкунчиком, но вот он явился преображенным. Молодые люди женятся. На свадьбе гуляют сотни людей.

Чему учит сказка? Нужно верить своим детям. Не стоит ограничивать их фантазию, пусть они импровизируют, выдумывают образы. Это положительные качества, они обязательно помогут в будущем. Дети очень ранимые и нарушить их тонкую душевную натуру – это сообразно преступлению. Лучше всемерно помогать им, поощрать их творческие порывы.

Также читают:

Картинка к сочинению По сказке Щелкунчик

Популярные сегодня темы

Алеша. Мальчик родом из провинции, лет девяти-десяти, которого родители отвезли в Петербург и отдали в пансион. Алеша чувствует себя очень одиноким, особенно по субботам и воскресеньям, когда его товарищи р

Одним из центральных персонажей рассказа Чехова «Дама с собачкой» является Дмитрий Дмитрич Гуров. Это импозантный и обаятельный мужчина средних лет, приехавший отдохнуть в Ялту.

Действие в комедии происходит в небольшом уездном городе. У него нет названия, так как Гоголь в этом произведении собирает «в одну кучу всё дурное России». На примере комических образов главных героев, автор высмеивает нравы и обычаи российского

Мой любимый кабинет это кабинет музыки. Самый необычный кабинет во всей школе! Ещё, конечно, есть красивый кабинет труда. Но там просто много поделок и всего такого. Химии, биологии – тоже интересные кабинеты.

Ожидание зимы для меня всегда волнительно. Почему так? Да, наверное, от того, что зима – сказанное время года, окунающее в себя целиком с головой и окутывающее весь мир в сверкающий серебряный плед.

О сказке Гофмана Щелкунчик и мышиный король

ВОЛШЕБСТВО РОЖДЕСТВЕНСКОЙ СКАЗКИ

Рождественская сказка – это всегда чудо, волшебство, магия, удивление, это множество радостных эмоций и сердечных обмираний!
Знаменитая сказочная повесть немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик” необыкновенно тонко и красочно передаёт атмосферу любимого праздника старой Европы – Рождества, когда сияет в гостиной пушистая ёлка, украшенная сотнями маленьких свечек, когда детям дарятся чудесные подарки, а на ветвях лесной красавицы развешиваются не только игрушки, но и сласти – обсахаренные орехи, пёстрые конфеты, золотые и серебряные яблоки. Разве не чудо? Все добрые люди и послушные дети любят этот праздник. Но есть в нашем мире, как и повсюду, злые силы, которые не признают веру, красоту, гармонию и доброту, пытаются разрушить идеальный, волшебный мир детских фантазий. Какая же сказка без борьбы добра и зла?
Есть в сказочной повести и заколдованный принц, и принцесса, на которую обрушились злые чары (почему и выросла она недоброй), и милая девочка, которой предстоит многое испытать и найти своё счастье. С самого начала очень обаятельным кажется читателю оживший смешной человечек Щелкунчик, который совершает подвиг за подвигом и становится настоящим героем . Но милее всех детскому сердцу – главная героиня – прелестная семилетняя Мари. Её доброта и самоотверженность творят настоящие чудеса. А вот её братец Фриц – совсем другой: он думает только о своих военных играх и развлечениях, он никого не может пожалеть и приласкать. Он ломает Щелкунчику три зуба, бьёт своих игрушечных лошадей и позволяет оловянным солдатикам убивать друг друга. Ну как тут не вспомнить современные компьютерные игры-стрелялки, в которых наши дети без жалости и сожалений «мочат» врагов или обдумывают агрессивно-военные планы и стратегии…
А вот Мари любит и жалеет своего игрушечного Щелкунчика, и он в награду открывает ей дорогу в сказочный мир.
Вообще, любая сказка, даже самая сусально-рождественская, была бы скучна, если бы на горизонте не появлялись коварные враги со злыми умыслами и кознями, и с ними, конечно же, нужно было бороться и обязательно побеждать. Вот и здесь возникли вдруг в богатом доме невесть откуда появившиеся несметные полчища противных, шуршащих и пищащих мышей под предводительством Мышиного короля о семи головах. Серое войско разворачивает нешуточные военные действия против игрушек. А ожившими куклами, вступившими в бой, командует отважный Щелкунчик. То ли снится всё это девочке, то ли вправду сказка посетила её дом, только и самой Мари приходится участвовать во всех удивительных событиях.
Мальчишек явно заинтригует описание битвы, кипящей в этом игрушечном мире, искусно сконструированном автором, а юным читательницам, наверняка, будет интересно узнать, как вели себя нарядные куклы при виде нешуточных баталий. А Щелкунчик в бою, конечно же, лучше всех, хоть и не одерживает победу…
Но главное-то заключается в том, что Мари проявила себя очень бесстрашной девочкой, готовой прийти на помощь другу и пожертвовать ради его спасения своими любимыми подарками, сладостями и даже своим здоровьем. Недаром дядя предупреждал её: «Много придётся тебе вытерпеть, если ты возьмёшь под свою защиту бедного уродца Щелкунчика… Ты одна можешь спасти его. Будь стойкой и преданной». Добрую, ласковую, нежную Мари в благодарность за её преданность и мужество ожидает достойная награда.
Вставная «Сказка о твёрдом орехе» как бы соединяет игрушечный мир с миром реальным. И вот Мари в сопровождении Щелкунчика переступает эту грань и попадает в чудесную страну фантазии, в кукольное царство, где её друг Щелкунчик является королём. О такой стране, наверняка, мечтают все маленькие дети. Здесь всё причудливо, нарядно, волшебно, всё сияет и искрится. Здесь текут лимонадные реки и цветёт на лугах миндаль в сахаре, в ветвях благоухают апельсины, а столица царства-государства носит имя Конфетенбург! Столько радостей и удовольствий сразу! Но автор всё время подчёркивает, что чудесная награда не даётся даром. Ведь надо было заслужить благосклонность и любовь правителя кукольного царства, проявив смелость, верность, доброту и великодушие. Идеальная страна счастья, где всем хорошо, доступна только идеальным героям.
Юный читатель, конечно же, понимает, что деревянный Щелкунчик заколдован злыми чарами и неминуемо превратится в прекрасного юношу, принца. Но герой и в смешном своём обличье ведёт себя как рыцарь без страха и упрёка: готов совершать подвиги ради прекрасной дамы. Мари это чувствует и говорит ему в ответ: «Рассчитывайте на мою помощь, когда она вам понадобится».
И, как в сказках многих народов мира, уродство героя исчезнет, если его полюбит прекрасная девушка (вспомним хотя бы «Аленький цветочек» Аксакова). Ведь в сознании любого народа испокон веков лелеется мысль о том, что истинная красота человека – не в наружности, а в его прекрасных внутренних качествах, в достойных делах и, конечно же, в способности к высокой, преданной любви – главном человеческом даре и вечном счастье!

Читайте также:  Сочинение по рассказу Дары волхвов О. Генри

Анализ сказки Э.Т. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.
материал по теме

Материал для студента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Анализ сказки “Щелкунчик и мышиный король”21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Эрнст Те́одор Амаде́й Го́фман – немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист. Первоначально Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонник Вольфганга Амадея Моцарта, изменил имя в 1805 г.

Гофман родился в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797). Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Именно он воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни. Последующую жизнь Эрнст был благодарен ему, так как не всегда удавалось заработать на хлеб при помощи искусства, и бывало так, что приходилось голодать.

В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но всё же позволило ему стать на ноги. Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.

Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым. «Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям». Сказки и новеллы Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни. В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман.

Ненависть ко всяким светским встречам и вечеринкам привели к тому, что Гофман стал пить в одиночестве и по ночам писать свои первые произведения, которые были настоль ужасны, что приводили в отчаяние его самого.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

К огромному сожалению, Гофман окончательно извел свой организм нездоровым образом жизни и скончался в 46 лет, а сказки Гофмана, как он и мечтал, стали бессмертны.

Сказки Гофмана – это не совсем сказки, а скорее прозаические произведения мистического и романтического толка. Иногда в них встречаются фантастические элементы. А иногда готического романа.

Если бы нам захотелось как-то охарактеризовать в каком направлении писал Гофман, мы бы назвали его романтическим реалистом. Что самое важное в творчестве Гофмана? Одной линией через все его произведения проходит осознание глубокой разницы между реальностью и идеалом и понимание того, что оторваться от земли невозможно, как он сам это и говорил.

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.

Первой сказкой Гофмана стала сказка Золотой горшок. Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы – настоящие волшебства. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал Песочный человек. В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр – сказку Щелкунчик и мышиный король (некоторые источники называют её также Щелкунчик и крысиный король). Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.

«Щелкунчик и Мышиный Король» – одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.

Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств.

“Щелкунчик и Мышиный король” представляет собой сказку в сказке, ведь здесь раскрывается и другая история – история семьи Штальбаумов. Эта сказка наполнена невероятным и незабываемым волшебством, которым читатель проникается буквально с первой страницы.

Удивительная рождественская сказка Т. Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король” является самой по себе загадочной – то ли история с Щелкунчиком всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле.

В истории Щелкунчика соприкасаются и взаимодействуют три различных мира – мир людей, мир мышей и мир кукол. События сказки происходят в особо предназначенное для этого время. Сказка начинается словами: «Двадцать четвертого декабря. ». Сочельник, канун Рождества, ассоциируется со временем ожидания чуда в христианской традиции, а само Рождество – со временем совершения чуда. С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика.

Главные герои произведения — Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер и Мышиный король. Мари — маленькая девочка лет семи, смышлёная, добрая, смелая и решительная. Она — единственная, кто понимал и любил Щелкунчика, кто разглядел за неказистой внешностью честное и благородное сердце.

Описания внешности Мари в ходе сказки, почти до самого её конца, совсем не дается, ибо это неважно. Красота Мари и молодого Дроссельмейера – внутренняя, красота сердца, которая спасительна и способна творить чудеса. Щелкинчик же описан в тексте» Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа». Но в Щелкунчике главное не его уродство ,а внутренний мир и его душа.

Мари всячески помогает своему любимцу – ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика».

В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера и Щелкунчика, заколдованного молодого Дроссельмейера. Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат, её отец-король (из-за которого завязывается вся история и который перекладывает её развитие на придворного чудодея Дроссельмейера), Дроссельмейер (вовлеченный в историю, занимающий далее позицию отца и, в свою очередь, вовлекающий в историю своего племянника, молодого Дроссельмейера из Нюрнберга) и молодой Дроссельмейер.

Есть в сказке Гофмана и волшебные предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика. Гофман распоряжается ими по-своему. Героиня связана с волшебными предметами. В трагический момент боя Мари, чтобы спасти Щелкунчика, швыряет свою туфельку в самую гущу мышей, прямо в короля, и это решает исход боя. На вопрос Фрица, брата Мари, о том, почему у Щелкунчика, которого Дроссельмейер починил, нет сабли, он сердито проворчал: «Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю где хочет». Щелкунчик попросит о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой он затем и убьет Мышиного короля.

Гофман, как и его персонаж Дроссельмейер, явно наслаждался разговором о красоте мнимой и настоящей, о том, как сущая ерунда (как, например, брошенная в мышей туфелька) может иметь большие последствия, и о том, как совсем рядом сосуществуют и взаимо-пересекаются миры и времена. Соответственно этому в гофмановском тексте переплелись романтика и пародия, создавая историю, предназначенную для тех, у кого «есть глаза», и кто в состоянии увидеть «. всякие чудеса и диковинки».

Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

По мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Мариус Петипа создает либретто и хореографию, а П.И.Чайковский — музыку и в 1892 г. на сцене Мариинского театра появляется балет «Щелкунчик». Кажется, что сказка написана не просто словами, а в ней уже есть звук, ритм, мелодия. Гофман не писал ее как либретто балета , но выглядит она именно так. Есть и тайна, и любовь, и борьба добра и зла, и чудесный дивертисмент в конце. Музыка изначально живет в этой сказке и превращает ее в особенное волшебное произведение искусства. Эта сказка привлекла внимание, поскольку она стала культовым явлением и неизменным атрибутом зимних праздников в западной культуре ХХ века, в первую очередь благодаря одноименному балету П. И. Чайковского.

Сочинение по сказке Щелкунчик Гофмана

Сочинение по сказке Щелкунчик Гофмана

Сюжет сказки знаменитого немецкого писателя Гофмана переносит нас в удивительный волшебный мир Кукольного царства. Действия сказки приходятся на канун Рождества, поэтому автор во всех подробностях описывает всё, что происходит в доме маленькой девочки Мари: все приготовления к празднику, ёлка, игрушки, действия, мысли и переживания главных героев. К сожалению, Кукольному царству приходится сосуществовать в сложных отношениях с Мышиным царством.

Главной героиней сказки становится маленькая девочка Мари. Именно для неё крёстный Дроссельмейер рассказывал невероятную историю Щелкунчика и Мышиного короля. Эта история в большей степени основана на реальных событиях. Но, поскольку Мари умеет фантазировать, в неё были искусно добавлены придуманные девочкой многие моменты.

Таким образом Гофман хотел подчеркнуть, что мир реальности и иллюзии очень близки друг другу. Также достоверно известно, что дети, которые умею фантазировать и представлять в уме то, что им рассказывают в сказках и историях, достаточно умные и творческие. С другой стороны, автор показывает читателям, что каждый человек должен быть хорошим, добрым и проявлять сострадание и великодушие к другим людям. В современном мире про эти качества многие люди забыли и многие считают, что такие чувства и качества сейчас не модно проявлять.

Также эта сказка рассказывает про крепкую дружбу между Щелкунчиком и Мари. Несмотря на свою неказистую внешность, Щелкунчик сразу же понравился девочке. Она сильно отличалась от других деток, поэтому смогла разглядеть его чуткую и добрую душу. Таким образом Мари стала хорошим примером для многих читателей, как маленьких, так и взрослых. Она показала, что нельзя осуждать человека из-за внешности, так как все мы разные, и наши вкусы и предпочтения тоже отличаются. Понятие красоты у всех людей тоже сильно отличается. Для некоторых Щелкунчик имеет некрасивую внешность, но найдутся такие люди, для которых он будет красив. С другой стороны, на внешность не стоит обращать внимание, поскольку она часто бывает обманчива. Гораздо важнее видеть духовную красоту, которая исходит от сердца, и хорошие качества. Также Мари всячески помогала Щелкунчику. Это хорошо видно на примере, когда главная героиня отдаёт все свои лакомства злому мышиному королю для того, чтобы он не обижал Щелкунчика. На их примере читатель учится доброте, крепкой дружбе, верности и любви. Эти качества настолько редко встречаются в современном мире, что люди забывают о них. Помня о таких хороших качествах, и живя, проявляя их, человек будет намного счастливее.

Одержав победу над мышиным королём, Щелкунчик и Мари ещё раз показали, что в этом мире добро всегда будет побеждать зло. Как дополнение к победе, главные герои смогли обрести истинную любовь и жить в гармонии. Таким образом, Гофман через сказку говорит, что все добрые и безвозмездные поступки и действия всегда окупаются и вознаграждаются.

2 вариант

Э. Гофман – человек сложной судьбы, страдавший нестабильностью психики, имевший ряд зависимостей, отравлявших его тело и душу. Но что касается написания детских произведений, то ему в свое время не было равных. Что это? Божественное провидение или особый талант, позволяющий с помощью сухих книжных страниц создавать целые миры из обычных, понятных каждому ребенку вещей.

Таким произведением, созданным буквально на пустом месте, но очень интересном и волнующим является «Щелкунчик.

Основным героем сказки является маленькая девочка Мари. Крестный отец и родители дарят ей много игрушек: куклы из разных материалов, кубики, шарики, маленькие замки и маленького антропоморфного кольщика орехов – Щелкунчика. Девочка очень счастлива: игрушки несказанно ей нравятся. В этот же день происходит презанятная история. Девочка просыпается от каких-то странных звуков в шкафу. Она заглядывает в шкаф и видит нечто странное: игрушки, предводительствуемые Щелкунчиком, ведут бой с хвостатым чудищем – Мышиным королем. Мари в шоке, она вступается за маленькие игрушки, но получает небольшое ранение. На следующий день она уже просыпается в своей кроватке. Она делится своими впечатлениями с родными, но они не верят и считают, что девочка явно не в себе. Крестный рассказывает, что Щелкунчик – игрушка необычная, раньше он был обычным мальчишкой, но мышиной королевой он был превращен в того, кем сейчас является. Чтобы вернуться в прежнее состояние, ему нужно выиграть битву с мышиным королем и завоевать сердце девушки.

Совместными усилиями игрушечная армия и Мари побеждают короля. Через некоторое время с Крестным приходит и его племянник. Оказалось, что он и был тем самым Щелкунчиком, но вот он явился преображенным. Молодые люди женятся. На свадьбе гуляют сотни людей.

Чему учит сказка? Нужно верить своим детям. Не стоит ограничивать их фантазию, пусть они импровизируют, выдумывают образы. Это положительные качества, они обязательно помогут в будущем. Дети очень ранимые и нарушить их тонкую душевную натуру – это сообразно преступлению. Лучше всемерно помогать им, поощрать их творческие порывы.

Также читают:

Картинка к сочинению По сказке Щелкунчик

Популярные сегодня темы

Произведение «Три толстяка» вышло из-под пера Юрия Олеша, который был советским писателем. В своем произведении он описывает то, как народ борется с Тремя Толстяками, которые занимают трон.

Произведения Тургенева всегда наполнены большим количеством разных персонажей с разными характерами, принципами, и убеждениями. Множество из них отвечают за раскрытие той или иной проблемы

В рассказе описано, как каждая из птиц хвалилась своим клювом. А началось всё с того, что мухоловка пожаловалась на то, что её маленьким клювом много еды не добудешь. М

Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»

Роман, посвященный тяжелому периоду Великой Отечественной войны, описывает солдат с разными характерами и судьбами, но честно и мужественно выполняющих свой долг.

О сказке Гофмана Щелкунчик и мышиный король

ВОЛШЕБСТВО РОЖДЕСТВЕНСКОЙ СКАЗКИ

Рождественская сказка – это всегда чудо, волшебство, магия, удивление, это множество радостных эмоций и сердечных обмираний!
Знаменитая сказочная повесть немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик” необыкновенно тонко и красочно передаёт атмосферу любимого праздника старой Европы – Рождества, когда сияет в гостиной пушистая ёлка, украшенная сотнями маленьких свечек, когда детям дарятся чудесные подарки, а на ветвях лесной красавицы развешиваются не только игрушки, но и сласти – обсахаренные орехи, пёстрые конфеты, золотые и серебряные яблоки. Разве не чудо? Все добрые люди и послушные дети любят этот праздник. Но есть в нашем мире, как и повсюду, злые силы, которые не признают веру, красоту, гармонию и доброту, пытаются разрушить идеальный, волшебный мир детских фантазий. Какая же сказка без борьбы добра и зла?
Есть в сказочной повести и заколдованный принц, и принцесса, на которую обрушились злые чары (почему и выросла она недоброй), и милая девочка, которой предстоит многое испытать и найти своё счастье. С самого начала очень обаятельным кажется читателю оживший смешной человечек Щелкунчик, который совершает подвиг за подвигом и становится настоящим героем . Но милее всех детскому сердцу – главная героиня – прелестная семилетняя Мари. Её доброта и самоотверженность творят настоящие чудеса. А вот её братец Фриц – совсем другой: он думает только о своих военных играх и развлечениях, он никого не может пожалеть и приласкать. Он ломает Щелкунчику три зуба, бьёт своих игрушечных лошадей и позволяет оловянным солдатикам убивать друг друга. Ну как тут не вспомнить современные компьютерные игры-стрелялки, в которых наши дети без жалости и сожалений «мочат» врагов или обдумывают агрессивно-военные планы и стратегии…
А вот Мари любит и жалеет своего игрушечного Щелкунчика, и он в награду открывает ей дорогу в сказочный мир.
Вообще, любая сказка, даже самая сусально-рождественская, была бы скучна, если бы на горизонте не появлялись коварные враги со злыми умыслами и кознями, и с ними, конечно же, нужно было бороться и обязательно побеждать. Вот и здесь возникли вдруг в богатом доме невесть откуда появившиеся несметные полчища противных, шуршащих и пищащих мышей под предводительством Мышиного короля о семи головах. Серое войско разворачивает нешуточные военные действия против игрушек. А ожившими куклами, вступившими в бой, командует отважный Щелкунчик. То ли снится всё это девочке, то ли вправду сказка посетила её дом, только и самой Мари приходится участвовать во всех удивительных событиях.
Мальчишек явно заинтригует описание битвы, кипящей в этом игрушечном мире, искусно сконструированном автором, а юным читательницам, наверняка, будет интересно узнать, как вели себя нарядные куклы при виде нешуточных баталий. А Щелкунчик в бою, конечно же, лучше всех, хоть и не одерживает победу…
Но главное-то заключается в том, что Мари проявила себя очень бесстрашной девочкой, готовой прийти на помощь другу и пожертвовать ради его спасения своими любимыми подарками, сладостями и даже своим здоровьем. Недаром дядя предупреждал её: «Много придётся тебе вытерпеть, если ты возьмёшь под свою защиту бедного уродца Щелкунчика… Ты одна можешь спасти его. Будь стойкой и преданной». Добрую, ласковую, нежную Мари в благодарность за её преданность и мужество ожидает достойная награда.
Вставная «Сказка о твёрдом орехе» как бы соединяет игрушечный мир с миром реальным. И вот Мари в сопровождении Щелкунчика переступает эту грань и попадает в чудесную страну фантазии, в кукольное царство, где её друг Щелкунчик является королём. О такой стране, наверняка, мечтают все маленькие дети. Здесь всё причудливо, нарядно, волшебно, всё сияет и искрится. Здесь текут лимонадные реки и цветёт на лугах миндаль в сахаре, в ветвях благоухают апельсины, а столица царства-государства носит имя Конфетенбург! Столько радостей и удовольствий сразу! Но автор всё время подчёркивает, что чудесная награда не даётся даром. Ведь надо было заслужить благосклонность и любовь правителя кукольного царства, проявив смелость, верность, доброту и великодушие. Идеальная страна счастья, где всем хорошо, доступна только идеальным героям.
Юный читатель, конечно же, понимает, что деревянный Щелкунчик заколдован злыми чарами и неминуемо превратится в прекрасного юношу, принца. Но герой и в смешном своём обличье ведёт себя как рыцарь без страха и упрёка: готов совершать подвиги ради прекрасной дамы. Мари это чувствует и говорит ему в ответ: «Рассчитывайте на мою помощь, когда она вам понадобится».
И, как в сказках многих народов мира, уродство героя исчезнет, если его полюбит прекрасная девушка (вспомним хотя бы «Аленький цветочек» Аксакова). Ведь в сознании любого народа испокон веков лелеется мысль о том, что истинная красота человека – не в наружности, а в его прекрасных внутренних качествах, в достойных делах и, конечно же, в способности к высокой, преданной любви – главном человеческом даре и вечном счастье!

Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное сочинение по сказке Гофмана “Щелкунчик” на музыку П.Чайковского

Разделы: Литература

Цель: соединив художественное слово с музыкальным образом, воспитывать в детях тонкость и чуткость души.

Ход урока

1. Слово учителя.

В нашем классе прошел театральный урок по сказке Э. Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”. На уроке звучала музыка П. Чайковского к балету “Щелкунчик”. Музыка очень понравилась ребятам. И тогда возникла идея написать музыкальное сочинение, в котором мы попытались ответить на вопросы:

  • В каких сценах художественное слово соединилось с музыкой, гармонично совпадало с ней?
  • Какие музыкальные темы появились?

Учащиеся выделили три темы:

1. Сочельник. Ожидание чуда.

Насколько точно удалось П. Чайковскому передать настроение детей?

2. Бой Щелкунчика с мышами.

3. Волшебное чудо любви передает самая красивая мелодия – “Вальс цветов”, под которую танцуют принц и Мари.

Предлагаю вашему вниманию несколько сочинений учащихся.

Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное сочинение по сказке Гофмана “Щелкунчик” на музыку П.Чайковского

Разделы: Литература

Цель: соединив художественное слово с музыкальным образом, воспитывать в детях тонкость и чуткость души.

Ход урока

1. Слово учителя.

В нашем классе прошел театральный урок по сказке Э. Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”. На уроке звучала музыка П. Чайковского к балету “Щелкунчик”. Музыка очень понравилась ребятам. И тогда возникла идея написать музыкальное сочинение, в котором мы попытались ответить на вопросы:

  • В каких сценах художественное слово соединилось с музыкой, гармонично совпадало с ней?
  • Какие музыкальные темы появились?

Учащиеся выделили три темы:

1. Сочельник. Ожидание чуда.

Насколько точно удалось П. Чайковскому передать настроение детей?

2. Бой Щелкунчика с мышами.

3. Волшебное чудо любви передает самая красивая мелодия – “Вальс цветов”, под которую танцуют принц и Мари.

Предлагаю вашему вниманию несколько сочинений учащихся.

Сочинения учащихся.

Саша. “Мир сказок разнообразен и чудесен. Но особенно запоминаются сказки в соединении с музыкой. Одной из таких моих любимых сказок является “Щелкунчик” Э. Гофмана. Музыка П. Чайковского делает сказку более яркой и запоминающейся. Это новогодняя сказка, а ведь в новогоднюю ночь происходят самые невероятные чудеса.

Таинственная музыка передает волнение детей, ожидание праздничных чудес. И вот одно из них перед нами. Это великолепная, пушистая, нарядная елка. Она стоит, сверкая и переливаясь разноцветными игрушками, искрясь золотым дождем. Лесная красавица! Но самое долгожданное то, что находится под елкой – чудесные подарки. Среди них деревянная фигурка с саблей. Это Щелкунчик. Щелкая им орехи, дети сломали его. Маша нашла Щелкунчика в углу. Во рту у него застрял большой орех, сломавший ему челюсть. И вот в тишине звучит добрая, нежная, ласковая колыбельная песня. Это Маша, заботливо забинтовав Щелкунчику челюсть, укладывает его в кукольную кроватку.

Вдруг колыбельную прерывает пронзительный, свистящий, тревожный звук. Это из всех щелей стали выбираться мыши. Их становилось все больше и больше. Они строятся в полки и двигаются на Щелкунчика и Машу, чтобы расправиться с ними. Но Щелкунчик поднял на битву с мышами все игрушки. Затрубили трубачи, забили барабаны. Строятся игрушечные войска, чтобы защищаться от злых и коварных мышей. Битва была долгой и упорной, но поредели полки игрушек. И вот мышам удалось захватить и связать Щелкунчика. И тогда Маша очень испугалась за него. Она сняла со своей ноги туфельку и со всей силы кинула в самую гущу мышей. Она попала в их предводителя.

И тогда на смену боевой музыке приходит чудесная, волшебная мелодия. Злые чары разрушились, принц освобожден от мышиного колдовства. Так добрая, волшебная сказка и чудесная музыка еще раз убеждают нас, что доброта и любовь делают настоящие чудеса.”

Хочется верить, что Саше помогла написать такое хорошее сочинение работа над ролью Фрица в нашем спектакле.

Надя. “Часы пробили ровно двенадцать раз. Вдруг послышалось перешептывание, шуршание за шкафами. И из-под них вылезли семь мышиных голов в коронах.

Мыши стали наступать на Щелкунчика. Он попросил Мари достать ему саблю. Мари взяла саблю у солдатика и дала Щелкунчику. Но мыши все наступали и наступали на Щелкунчика.

Тут Мари сняла башмак, бросила в самую гущу мышей и попала прямо в их мышиного короля.

На несколько минут Мари потеряла память. Когда она очнулась, то увидела перед собой прекрасного принца. Принц предложил ей руку, и Мари стала невестой. Говорят, что через год он увез ее в золотой карете. Мари, как говорят, поныне королева.

Мне понравилась музыка П. Чайковского больше, чем сказка Гофмана тем, что в музыке есть волнение, радость. Скрипка, арфа вызывают волнение.”

Дима. “В сказке Гофмана “Щелкунчик” на меня особое впечатление произвела глава “Бой”, в которой войска Щелкунчика сражаются с войсками Мышиного короля.

Глава начинается с барабанной дроби. Это Щелкунчик созывает своих солдат на бой. Из всех коробок выпрыгнули солдаты и построились на нижней полке ровными рядами. Щелкунчик доверил командование артиллерией и кавалерией отважному генералу Панталоне. :Появились гусары, готовые вступить в бой. Все пушки с пушкарями с грохотом въехали вперед и начали стрелять.

Мари увидела, как в густые полчища мышей полетело драже. Но больше вреда нанесла тяжелая батарея, въехавшая на мамину скамейку для ног, обстреливавшая их пряниками. Много полегло мышей, но они наступали все ближе и ближе к шкафу с игрушками. Куклы Мари бегали в панике по шкафу с игрушками и рыдали. Генерал Панталоне провел несколько удачных атак, покрыв себя неувядаемой славой. Но мыши засыпали гусар зловонными ядрами. Отважные гусары побежали с поля боя. Щелкунчик, рассчитывавший на помощь, остался один “Коня, коня! Полцарства за коня!” – кричал Щелкунчик. В тот же миг к Щелкунчику подбежали два вражеских стрелка. Мари сняла башмак с левой ноги и из всей силы бросила его в самую гущу мышей прямо в их короля. В тот же миг все словно прахом рассыпалось:

Так закончился бой войск Щелкунчика с войсками Мышиного короля.

Мне очень понравилась музыка П. Чайковского. Я представлял себе героев сказки и все, что с ними происходило. Все важные моменты битвы оживали в моем воображении. Музыка помогает полнее и ярче понять и прочувствовать любое произведение. Музыка своим волшебным звучанием творит чудеса, делая нашу жизнь ярче, добрее, счастливее”.

Таня. (В нашем спектакле сыграла роль Мари) “Наступил веселый рождественский праздник. Детям дарят подарки. Маше и ее брату подарили деревянного человека – Щелкунчика. Но они не знали, что это принц, заколдованный мышиным королем.

Затем был бой с мышами, и он окончился тем, что в рождественскую ночь была разбита корона мышей, и колдовство закончилось. Маша была очень рада, что принц стал прежним. Теперь он не деревянная игрушка, висящая на елке, а настоящий принц. Маша с принцем танцуют вальс цветов. Там были разные цветы: тюльпаны, розы, гвоздики. Все они были очень красивы. Маша была счастлива и весело кружилась в танце.

Мне очень понравилась музыка П. Чайковского к сказке Гофмана. В нем чувствовалось отражение всех моментов сказки. Особенно выразительно звучала музыка во время вальса принца с Машей”.

Перекликаются мысли и чувства Вали с мыслями Тани (в нашем спектакле Валя сыграла Мышильду). “Прелестная музыка! Она такая воздушная, что нам хочется потанцевать с принцем и Машей. Какая грациозная и очаровательная музыка!”

“Щелкунчик и Мышиный король”, художественный анализ сказки Гофмана

Получившая широкую известность благодаря балету П. И. Чайковского сказка была написана Э. Т. А. Гофманом в 1816-м году. Название “Щелкунчик и Мышиный король” связано с сюжетной основой произведения, построенного на столкновении двух сказочных царств – Кукольного и Мышиного.

Главной героиней сказки становится дочь советника медицины – семилетняя Мари Штальбаум. Повествование ведется в двух художественных пространствах – реальном и фантастическом, распадающемся на две фантазии и объединяющемся в едином сказочном сюжете.

Фриц, как представитель старшего поколения детей, относится к истории сестры как к фантазии, с помощью

Один из взрослых героев сказки – крестный девочки Дроссельмейер и, по мнению Мари, и, по его собственным словам, принадлежит сразу двум мирам: в реальном он – старший советник суда и одновременно искусный часовщик и механик, в фантастическом – придворный чудодей и часовых дел мастер. Поначалу Дроссельмейер воспринимается девочкой как враждебное, злое начало – она считает, что под видом совы он заглушил часы и призвал в гостиную Мышиного короля; она обижается на него за отказ помочь своему племяннику, превращенному Мышильдой в Щелкунчика; она в глубине души недовольна тем, что он не встает слишком явно на ее сторону, когда взрослые поднимают ее на смех, но “Сказка о твердом орехе” многое объясняет Мари, и она начинает действовать в рамках собственных сил и представлений о будущем Щелкунчика.

Фантастический мир сказки выведен в произведении в двух временных пластах – прошлом и настоящем . Чудесные приключения Мари начинаются в Рождественскую ночь и продолжаются на протяжении, как минимум, недели и трех ночей: первые семь дней после ранения локтя девочка проводит в постели, слушая сказки; последующие ночи она отдает Мышиному королю свои сладости в обмен на жизнь Щелкунчика.

Сказочный мир произведения периодически проникает в реальный мир Штальбаумов: родители видят погрызенные сладости дочери, совершенно искреннее удивляясь тому, как это стало возможным, ведь у них в доме отродясь не водились мыши; Мари предъявляет взрослым семь золотых корон Мышиного короля, подаренных ей Щелкунчиком; крестный Дроссельмейер приводит в дом своего племянника, удивительного похожего на юношу из “Сказки о твердом орехе”.

Кукольное царство, по которому Мари путешествует вместе со Щелкунчиком, представляет собой мир сладостей и является очередной гофмановской трактовкой классического романтического Символа возвышенной мечты – в данном случае, мечты детской. Маленькая мадемуазель Штальбаум видит вокруг себя идеальное с точки зрения ребенка пространство, чья основа состоит из леденцов, апельсинов, миндаля, изюма, лимонада, миндального молока, пряников, меда и конфет. Жители Кукольного царства отличаются удивительной красотой и изяществом и выполнены либо из сладостей, либо драгоценных металлов и камней. Рождественская тема в сказочном мире воплощается в виде Рождественского леса и периодическом возникновении числа двенадцать – в начале в виде двенадцати арапчат, сопровождающих Мари и Щелкунчика на Розовом озере, затем – двенадцати пажей, встречающих детей около Марципанового замка.

Третьим элементом детской мечты становятся цветы – к примеру, “роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, левкоев”, украшающих главное здание Кукольного царства.

В фантастический мир детской сказки Гофман вводит черты, присущие реальной, взрослой жизни: так Образ Кондитера, с которым Мари сталкивается в Конфетенбурге, воплощает собой Идею Бога, в чьей власти “сделать с человеком все, что вздумается”.

Волшебное царство из “Сказки о твердом орехе” не имеет названия. Оно представляет собой мир классической волшебной истории о прекрасной принцессе, заколдованной злой ведьмой, с той лишь разницей, что Гофман уже на начальном этапе включает в него свою неподражаемую иронию , а заканчивает и вовсе нетрадиционно – вторым превращением главного героя и отказом принцессы выходить замуж за уродца. Сказка разрушается внутренней черствостью Пирлипат, но становится реальностью благодаря доброму сердцу Мари Штальбаум.

Обычная девочка – принцесса не по рождению, но по духу: не случайно она отражается в водах Розового озера в облике, который ей запомнился по рассказам крестного, как принадлежащий сказочной принцессе.

Тонкая грань между реальным и фантастическим миром основывается на темноте, тишине и/или отсутствии взрослых персонажей: игрушки в гостиной оживают в полночь; Мышиный король и Щелкунчик приходят в комнату Мари, когда все спят; битва между игрушками и мышами заканчивается упавшим башмачком девочки; возвращение Мари из Кукольного царства происходит утром, после пробуждения; превращение Щелкунчика в племянника Дроссельмейера осуществляется, когда Мари говорит о том, что никогда бы не отказалась от него из-за непривлекательной внешности, и с резким грохотом падает со стула.

Ссылка на основную публикацию