Сочинение Природа в лирике Фета

Сочинение Природа в лирике Фета (в творчестве)

Каждый поэт русской литературы относится с особыми чувствами к изображению природы в своих произведениях. Это связано с тем, что для истинных ценителей явлений окружающего мира родного края она всегда является источником вдохновения.

Для талантливого русского поэта А. Фета природа – такая же часть вселенной, как и человек. Их близость пронизывает лирику поэта, выставляя природу либо в качестве общего фона, либо в роли собеседника. Она способна отражать внутренний мир человека, разделять его грусть, тоску или радость.

Поэт очеловечивает ее, наделяя характеристиками, свойственными людям. Однако в его природной лирике нет ничего вымышленного. Любое время года в каждом своем проявлении отражает реальные события, образы русской природы. Настолько естественны элементы пейзажной лирики, что читатель восхищается ее присутствием наравне с человеком.

Отличительным признаком любого времени года поэзии А. Фета, в том числе летнего периода, является детальное описание шума дождя, отголосков жаркого дня, тишины вечера, пения птиц, которые в совокупности ласкают слух гармоничными звуками, удивляют осязаемыми образами, оживающими за счет красочных характеристик.

Его мысли под пером будто оживают, поэтому читатель ощущает каждое движение в природе. «Шепот, робкое дыханье» – яркий пример динамичных движений, благодаря которым автор изливает душевные переживания через изображение природы. В каждом его стихотворении звучат искренние чувства восхищения: «какая ночь!», умиротворения «уснуло озеро; безмолвен лес», которые раскрывают его как чувственного наблюдателя за природой.

Ощутимыми становятся образы зимнего пейзажа: «белая равнина, полная луна». Образы весенней поры, «где бури пролетают мимо», заражают своим пробуждающимся настроением. Они порой звучат как гимн новой жизни. Осенние картины, сопровождающиеся косяками журавлей, лесными косогорами, говорят о глубоком опыте и знании законов природы.

Использование разнообразных художественных средств автором задает своеобразный эмоциональный фон в характеристике родного края.

Восприятие произведений А. Фета сопровождается ощущением соучастия в описанных событиях за счет музыкальности, живописных картин. Автор ожидает, анализирует, наблюдает, вглядывается в каждую частичку природы, которые ему дороги, из которых и складывается его мир гармонии и красоты.

Вариант 2

Афанасий Афанасьевич Фет – образованный и талантливый поэт. Получая образование в университете, поэт, уже создал краткий сборник стихов. В силу того, что в душе Афанасий был, романтик, он писал исключительно о красоте природы, о любви, обо всём духовном, что могло его отвлечь от обыденной жизни. Наиболее важным толчком в области романтики и любви, была смерть его возлюбленной. После её смерти, поэт перешёл на другой уровень сочинений, который сильно отличались от предыдущих работ. Долгое время, А.А. Фет, посвящал стихи именно ей.

Всё это, наталкивало поэта, писать о романтике и красоте. И вот, в мир, выходят его творения под названием «Вечерние огни». Эта наиболее популярный сборник стихов автора. Он мог очень красочно описать природу. Сам поэт, ни когда не соединял в своих произведениях, природу и людские проблемы. Для него природа, была самым высоким стимулом для творения стихов. Тонкое очертание лесов, и шелест листьев, придавало работа автора, неописуемую красоту и чувствительность. Способность, так выразительно оживить природу, мог только Афанасий Афанасьевич. Его нельзя сравнить, с другими авторами, которые практически не давали выразительности в своих работах. Все его работы, похожи, на мелодичную песню, в которой существует припев и куплет. Именно таким образом, вышла волна лирики Фета. Лирика пейзажей Фета, превращала его работы, в настоящий документальный фильм, в котором, природа, очень близко соединялась с вселенной. Даже вселенная, преображалась в новые краски и звуки, а сам поэт, мог возвыситься до звёзд, и сам проникнуть в небесный холод, парящий над землёй.

Очень часто, работы этого великого поэта, посвящались, различным временам года. Он мог ярко выразить, весеннюю оттепель, с журчаньем ручьев, пением, прилетевших птиц. А в зимний период года, поэт, так иронично расписывал погоду, что при чтении строк, чувствовался холод и осенний ветер. Только благодаря природе, Фет, мог создавать свои работы, только природа, помогала ему творить. Во всём этом, автор мог видеть, и видел, только хорошее настроение, доброе и весёлое пробуждение природы. Романтика и любовь, они идут вместе по жизни. Они наталкивают поэта на великолепное творчество.

Только в работах этого великого русского поэта, читатели, получают полную картину всего окружающего, как можно любить природу, увидеть в каждой мелочи, что-то прекрасное и ценное. Только благодаря его работам, читателям, можно понять, как и где, находить радости жизни, во всех мелочах. Несмотря на все недуги в жизни, стоит обращать внимания, как восходит солнце, как весна меняет зиму. Именно так, можно понять, что автор хотел сказать в своих стихах. Благодаря его работам, воспитывалось наше поколение, поколение, которое понимает все духовные ценности, видимые в природе. Только в его поэзии, читатели, получают урок, по изучению доброты ко всему живому на земле, и в глубине души, каждый читатель, понимает суть всего что рассказывает Фет

Природа в творчестве Фета 10 класс

Работы поэта наполнены всеми временами года. Весна описана в зеленом и голубом цвете. От неё просто веет нежностью. Первые цветы, березы только распустившиеся, пушистые вербы. Лето Фет показывает в своих произведениях жарким. Воздух суховат и отдает терпкостью. Поля заполнены желтыми колосьями. Осень слегка хмурая, местами прохладная. Птицы собираются улетать, леса пустеют, все готовятся к зиме. Зима в строках Фета всегда необычайно красивое время года. Снег придает свежесть, а на окнах зима рисует красивейшие узоры. Фет много времени уделял наблюдению за круговоротом природы, за процессами которые происходят в разные времена года.

Специалисты и некоторые критики подчеркивали то, что в работах поэта природа имеет очень детальное описание. Его коллеги или предшественники не могли этим похвастаться. В произведениях встречаются не только всем известные животные и птица, а наоборот поэт мог уделить пару строк и редким видам. Также, если в произведениях других поэтов время суток это что-то обыденное, то Фет может посвятить много строк лишь для того, чтоб описать день или ночь.

Лирика Фета наполнена множеством ярких и позитивных произведений на тему весны. Читая каждое из них, складывается впечатление, что поэт ждет её наступление больше, чем чего-либо. Можно понять, что Фет душой чувствует пришествие данной поры года. По запаху он ощущает скорое прибытие весны. Поэт обращает внимание на все детали. Красиво подчеркивает хоровод листьев, журчащие ручьи и многое другое. Фет сопоставляет природу с человеком.

Если проанализировать стихотворение «На стоге сена ночью южной…», можно сказать что человек, который в этом произведении смотрит на небо, сравнивается с неким неземным ощущением, ощущением растворения в космосе. У поэта пробуждает интерес не то, что он видит, а именно чувства, которые остаются после увиденного. К примеру, взять стихотворение «Ярким солнцем в лесу…». В конце стихотворения Фет дает понять читателю, что качающиеся деревья это лишь иллюзия. Автор придает природе своё душевное настроение. Природа в стихотворениях поэта принимает человеческий облик, а человек наоборот растворяется в красоте природы.

Пора весны для поэта это словно девушка, царица. Природа весенней поры у поэта сравнивается с пробуждением, а вот зима, наоборот, с темной ночью. Также весна у Фета имеет радостные ноты, светлые. Вот зима немного навеивает грусть, печаль, тоску. Просматриваются некие мысли или рассуждения о смерти. Описание зимы у поэта немного схожи с работами А.С. Пушкина, который также мог выжать самое ценное, самое красивое даже из самого маленького элемента природы.

Подводя итоги можно сказать, что описание природы в произведениях Фета связаны неразрывной нитью с душой человека. Суть его стихотворений заключается именно в описании природы с эмоциями, а не просто то, что увидено. Поэт заслуженно считается первым поэтом-импрессионистом. Многие критики хорошо подметили, что Фет это и есть природа.

6 класс, 10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в творчестве Фета

Популярные сегодня темы

Самым взрослым среди пятерых ребят у костра, которых встретил заблудившийся охотник, был Федя. Он выглядел немного не по возрасту, ему легко можно было дать четырнадцать лет.

Героиня романтического произведения Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» – это молодая, полная жизни девушка, которую зовут – Евгения Гранде

По жанровой направленности произведение представляет собой антиутопическую повесть, главной темой которой изображается построение идеального общественного строя, описанного на примере принудительной коллективизации.

Творческий труд Тургенева представить вкратце не лёгкая задача, очень сильно повлияли его творения на всю отечественную литературу тех времён. Он был известен за рубежом, его имя знали многие в Европе.

Алексей Иванович Швабрин представляется нам одним из неблагоприятных героев этого сочинения. Он молодой человек из состоятельной семьи благородного рода. Когда он был офицером

Природа в творчестве А. А. Фета

Фет – один из лучших русских поэтов-пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека.

Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта.
Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных птиц, обладающим привычным поэтическим ореолом. В его стихах редко встретишь таких птиц, как соловей, лебедь, орел, жаворонок.

Related posts:

ПЕЙЗАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ФЕТАДвижение реализма в русском искусстве XIX века было настолько мощным и значительным, что все выдающиеся художники испытали его влияние на своем творчестве. В поэзии А. А. Фета влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе. Фет – один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах, во всей своей красоте предстает и русская весна, […].

Природа и человек в творчестве А. А. ФетаК образам природы А. А. Фет обращался многократно па протяжении своего творческого пути. Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. В этих стихах “жизнь души” обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через “магический кристалл” человеческого […].

Основные темы лирики Фета – природа и любовьАфанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины. Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте. Фет строит картину мира, который он видит, […].

Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая в человеческую душу (Бальмонт)Для поэта-идеалиста его творчество, его стихи – это им созданный мир, в котором живет он сам, его мечты, его чувства, где необыкновенная красота природы и любовь порой соседствует с печалью, разлукой. Однако этот мир остается прекрасным, нетронутым невзгодами, проблемами реальной жизни, он остается надежным убежищем от этих невзгод, огороженным границами романтичной фантазии автора. В поэзии […].

Человек и природа в лирике Афанасия ФетаТворчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”, “Вечера и ночи”, “Море”). Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в […].

Русская природа в изображении Тютчева и ФетаПерелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них – это вопрос о любви к Родине, к России. Природа Тютчева – живая, одухотворенная, бесконечно разнообразная. Замечательные картины природы изображены Тютчевым в стихотворениях “Весенние воды”, “Зима недаром злится”, […].

Лирика Фета это природа, любовь, и песняВосприятие А. А. Фета русской природы существенно отличается от восприятия ее Н. А. Некрасовым. Разница вызвана в первую очередь тем, что Некрасов – реалист, а Фет – романтик. Лирика Фета – это вселенная красоты, три основные составляющие которой – природа, любовь, и песня. Природа занимает в его творчестве важнейшее место, что отражается даже в названиях […].

Человек и природа в лирике А. А. Фета. Чтение наизусть одного стихотворенияСвоеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает ро­мантическую традицию, в рамках которой возвышает эс­тетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А. Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений. Это стремле­ние к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным […].

Человек и природа в лирике А. А. ФетаТворчество Фета знаменует новый этап в развитии русской поэзии. Хотелось бы назвать основные темы лирики Фета: 1.Греза чувств – это стихи, где чувства не созревает до ясности, и поэт не хочет до нее довести. 2.Лирика природы. Фет чувствовал единство природы и человека, оно обусловлено божественной сущностью 3.Мотивы любви. Фет не показывает героиню, как неповторимую личность. […].

Читайте также:  Образ автора в Слове о полку Игореве 9 класс сочинение

“Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…” (К. Д. Бальмонт)“Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…” (К. Д. Бальмонт). “Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…” (К. Д. Бальмонт). Как беден наш язык! – Хочу и не могу.- Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета […].

Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рамках одного произведения различные темы?Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рам­ках одного произведения различные темы? Проиллю­стрируйте ответ примерами из стихотворений. Оригинальный взгляд на поэзию Фет формулировал так: “Поэт есть сумасшедший и никуда не годный чело­век, лепечущий божественный вздор”. В этом высказывании выражена мысль об иррациональности поэзии. “Что не выразишь словами, звуком на душу навей” – вот задача поэта. […].

О творчестве А. А. ФетаА. Фета называют одним из самых светлых русских лириков, поскольку многие его стихотворения передают настроения возвышенной радости бытия и чувство счастливого единения с природой. Однако творческая судьба поэта не согласуется с этим представлением. Одной из главных загадок жизни Фета было странное сочетание в его личности возвышенного романтичного лирика и практичного человека, который сначала исправно нес […].

Литературная судьба А. А. Фета (о творчестве поэта)Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встречены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непосредственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в […].

Любовь и природа в лирике А. А. ФетаСлова священные, слова времен былых, Когда они еще знакомо нам звучали… А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета нежна и многолика, сама природа “гласит его устами”. Невольно начинаешь трепетать, вчитываясь в его строки, причем в них нет особенной таинственности и искусственности. За внешней простотой и обыденностью открываются неповторимость и естественная красота, которые составляют основную прелесть […].

Человек и природа в творчестве Н. А. ЗаболоцкогоГорит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Н. А. Заболоцкий В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь […].

Сочинение на тему: “Описания природы в творчестве А. А. Фета”Образы природы встречаются почти в каждом произведении А. А. Фета, представая перед нами во всем своем многообразии. В описаниях окружающей действительности поэт очень точно передает тончайшие, трудноуловимые нюансы эмоционального состояния лирического героя. В стихах Фета скрытая от человеческих глаз “жизнь души” обретает глубочайший смысл и полноту в неразрывном взаимодействии с природой, а природа раскрывает нам […].

План сочинения – Человек и природа в творчестве ЛермонтоваЧеловек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по- своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы че­ловеку, а во-вторых, уподобление природы человеку – […].

Поэтизация красот природы в творчестве ФетаЖизненный путь Фета начался с сурового испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Германии с русским дворянином отставным ротмистром А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Через четырнадцать лет обнаружилась незаконность метрической записи, и русский дворянин Афанасий Шеншин превратился в разночинца – “иностранца Афанасия Фета”, которому удалось получить русское […].

Особенности лирики ФетаА. А. Фет – один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он открыл нам поразительный мир красоты, гармонии, совершенства, Фета можно назвать певцом природы Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и краю ржаное поле и густой таинственный лес – обо все этом он пишет в своих стихах. […].

Тема любви в творчестве Фета и ТютчеваТема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к […].

Охарактеризуйте особенности поэзии А. А. ФетаКакие моменты в жизни и природе привлекают Ф. И. Тют­чева? Особенностью лирики Ф. И. Тютчева является повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни. В приро­де поэта привлекают кризисные, крайние ситуации – гроза, буря, борьба стихий. В человеческой жизни – борение страстей, их “ро­ковой поединок”. Какой предстает любовь в лирике Ф. И. Тютчева? Любовь у […].

Человек и природа в творчестве КупринаОбраз природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры “Вальдшнепы”, “Ночь в лесу”, размышления о природных явлениях – “Пустые дачи” (начало осени), “Золотой петух” (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков […].

Человек и природа в творчестве Максима РыльскогоЧеловек – это произведение природы, а природа тоже отблагодарит человеку за ее бережное отношение к ней. Образцы пейзажной лирики можно встретить во многих поэтов разных времен и народов. Но так соединить человека и природу, так глубоко знать ее, видеть ее тончайшие нюансы могло не так уже и многие люди. К таким художникам можно отнести М. […].

Любовь и природа в творчестве Ф. И. ТютчеваЛюблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф. И. Тютчев Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских лет известны всем русским людям. Еще не научившись читать и писать, мы наизусть помним его проникновенные строки. В жизни поэта любовь и природа занимают особое […].

Основные мотивы и образы поэзии ФетаЛирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес – обо всем этом пишет он в своих […].

Сочинение по творчеству Есенина (Родина, природа и любовь в творчестве)Серебряный век русской поэзии пестрит громкими именами, оригинальными стихотворными формами, поэтическими стилями и направлениями. Среди множества талантливых писателей, которым удалось зарифмовать авторский почерк, только Есенин Сергей Александрович смог стать по-настоящему народным поэтом. За непродолжительную жизнь Есенину удалось талантливо украсить своим творчеством не только русскую литературу, но и обогатить духовной пищей умы многих последующих поколений. Есенинские […].

Стихотворение Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила…”Афанасий Афанасьевич Фет – один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были – любовь, красота, природа. Стихотворение “Ель рукавом мне тропинку завесила” можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание природы. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но надо быть поэтом, чтобы в этом обычном явлении увидеть красоту. У Фета природа является средством […].

Любовь и природа в лирике ФетаЦентральные темы поэзии Ф. И. Тютчева – любовь и природа. Тютчев – поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, “и блаженство, и безнадежность”. С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е. А. Денисьевой. Стихотворения данного цикла драматичны. Часто они представляют собой скрытый диалог […].

Пример школьного сочинения: Человек и природа в творчестве М. Т. РыльскогоСинеглазая Украина, живописная Украина. Как только не называют наш волшебный край! Природа Украины заманчивая своим богатством, магическая в своей обворожительности. Немногим посчастливилось сразу познать ее тайны, не всем она раскрывает свои секреты. Лишь одаренные поэтические натуры вводит она в мир чар своей красоты. Только глубочайшим знатокам, самым преданным своим защитникам дает она право попробовать нектар […].

Природа и Родина в творчестве С. А. ЕсенинаПоэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин – истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина – Рязанская земля – вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин […].

“Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца… ” (В. Г. Белинский.)Объективный мир природы – не есть то, что должно изображать искусство, искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, которое составляет суть внутренней жизни сознания. А. Гуковский Самым мудрым художником слова, на мой взгляд, является В. А. Жуковский. Как никто другой, он был первым мастером психологического пейзажа в русской литературе. И это заслуживает еще большего […].

Мгновения счастья в творчестве А. А. Фета1. Детальное описание природы. 2. Поэтика знаков препинания. 3. Лиричная симфония пробуждения. 4. Противоречивое сочетание разных понятий. Миг – это единица измерения счастья. В. Жемчужников Мгновения… из этих понятий сложена наша жизнь. Они неуловимы и прекрасны, а порой полны разочарования. Но из таких казалось бы незначительных моментов и собирается картина восприятия и понимания самой жизни […].

Мотив единения лирического героя А. А. Фета с природойОдной из тем творчества А. А. Фета является тема единения лирического героя с природой. Поэт тонко чувствовал жизнь природы и гармонично выражал отношение к ней в своих стихах. Его лирический герой – человек тонкий, умеющий слышать музыку окружающей нас жизни. Лирический герой Фета растворяется в мире природы, погружается в ее тайны, глубины, обретает способность видеть […].

Природа в творчестве А. С. ПушкинаКогда-то Федор Михайлович Достоевские сказал: “Красота спасет мир”. В нашей современной действительности, в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не пасть духом не скатиться в пропасть бытовых неурядиц не замкнуться в самом себе. Но где искать красоту? Где ее найти? Одна из дорог в этих поисках ведет к природе А в […].

Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. ФетаТворчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается. Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет – совсем другой. Его […].

Сочинение на тему: ЛИРИКА А. ФЕТААфанасий Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Широкому кругу читателей известны его стихи, а вот проза и публицистика, переводы, письма и мемуары менее популярны. В прозе поэт был другим – гневным, же­стким, обличающим. Но таков был реальный мир. А стихи Фета – это чистая поэзия, воспевающая прежде всего красоту. […].

Стихи А. Фета это чистая поэзия. Любовь Фета это костер, как и поэзияОбыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей […].

Внутренний и внешний мир в лирике А. А. ФетаПроизведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии. Как это часто бывает с талантливыми людьми, при жизни и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций. Поэзия Фета – одно из драгоценнейших достояний классической литературы. […].

Своеобразие пейзажной лирики Афанасия ФетаФет – один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Ничто в мире природы не ускользнуло от его внимательного и любящего взора. В его сборниках мы найдем целые циклы стихотворений, посвященных всем временам года: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”. Явления природы описываются Фетом детально, предельно конкретизированно. Например, для русской поэзии свойственно обращаться к образам птиц. Но зачастую образы […].

Читайте также:  Бывшие люди в пьесе На дне Горького сочинение

Мои любимые образы на материале стихотворения А. А. ФетаЯ тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. А. А. Фет И личность, и судьба, и творческая биография А. А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий […].

Русская природа в лирике Фета сочинение

В литературе у каждого поэта была своя любимая и цепляющая за душу творческая тема. Всем известный писатель Афанасий Фет природа и любовь стали его главными темами в творчестве. Образы природы в его стихотворениях представлены свой одухотворенный образ, он показывает ее как живое существо с необыкновенным и неповторимым миром.

В то же время природа в поэзии Фета свежа и трепетна, он хорошо раскрывает и дает возможность почувствовать красоту земли всей природы. Афанасий Фет любил русскую природу, он видел красоту в природе в любое время года, он пристально наблюдал и знал хорошо окружающею природу. В его стихотворении можно почувствовать и услышать пение птиц, пчелки жужжащие, в его творчестве существует даже стихотворение под названием « Пчелы » также звук кузнечиков это все было в его четверостишиях.

В стихах этого поэта все предельно и конкретно ясно в его строках можно увидеть много красочных мелочей, и полно необыкновенных деталей. Афанасий Фет удивительный неповторимый одаренный человек и также талантливый поэт серебряного века.

В творчестве писателя множество коротких, но в то же время радостных и поднимающих настроение стихотворений. Одним из многочисленных весенних стихов и популярным является стих « Еще, еще! Ах, сердце слышит ». Вообще Фет очень любил время года весну и ее природу, она у него не вина и трогательна, хорошо описано в четверостишье « Первый ландыш ». Также в его произведениях встречался и пейзаж на зимнюю тематику и написал прекрасный и необыкновенный, но всем понятный пробуждающий стих под названием « Ночь светла». Природа в его стихах переменчива, также в его стихотворениях можно увидеть, как он описывает необыкновенную и душевную связь человека и природы.

О том, как рассуждал и писал Фет описывать можно постоянно, одно можно сказать природа была в центре его творчество она его созерцание. Он как будто жил с природой и чувствовал каждый элемент прекрасной и удивительной природы в целом.

Вариант №2

Многие русские поэты описывали красоту русской природы, не стал исключением и Афанасий Фет. В своих коротеньких стихотворениях писатель описывал красоты русских полей и лесов. В каждое свое произведение он вкладывал душу, природа словно живая. Птицы, кузнечики и пчелы описаны словно люди, которые проживают свою жизнь в этом мире.

В любое время года писатель смог для себя подчеркнуть красоту природы и описывает как живое существо. В своих стихотворениях он раскрывает единение с природой, ему нравится наблюдать, как все оживает и готовится ко сну. Самым любимым временем года для Афанасия Фета была весна. Ведь весна это время пробуждения всего живого, можно наблюдать множество изменений в природе.

В каждом произведении Фета можно увидеть любовь к своей Родине и всему живому. Ему нравится, как пчелы в своем улике образуют семью и жужжат, словно напевают песню. Даже в маленьком четверостишие «Кузнечик» Фет так жизнерадостно описал явление природы.

Не каждый может понять стихотворения Фета, ведь стоит искренне любить мир и его окружающую природу, но каждый может полюбить ее благодаря красочным описаниям писателя. В каждом его стихотворении можно выделить связь между природой и человеком. Афанасий Фет мог часами наблюдать за природой, ему это очень нравилось. В своих стихотворениях он описывал все то, что на первый взгляд не может быть увидено человеком.

Он любил все времена года и писал о зиме так же с трепетом и любовью как о другом времени года. Фет был очень талантливым писателем серебряного века и писал о любви и природе, что является главными темами. Писатель не пропускал ни одной мелочи такой родной и дивной природы, что делало его стихотворения веселыми и жизнерадостными.

В своих четверостишьях он мог раскрыть главную задумку и сделать читателя ближе к природе и почувствовать себя в лесу среди деревьев и услышать пение птиц. Для Афанасия Фета было важно быть понятым и разделить с ним ту любовь к родному краю, которую он испытывал и пытался написать о ней.

Писатель словно жил природой и хотел в своих стихотворениях передать все наблюдения за ней. Он всегда говорил о том, что человек не может существовать без природы и стоит к ней относиться с уважением.

Сочинение о Русской природе

А.А.Фет – замечательный русский поэт, посвятивший свое творчество необыкновенной красоте природы. В его лирике она – удивительный, исключительный мир, в котором все находится в абсолютной гармонии. Природа – это не только источник вдохновения для поэта, но и то, что заставляет его задуматься над многими философскими вопросами.

Например, в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы…» Фет призывает людей брать пример с природы. Он описывает деревья, которые безмолвно стоят в жестокие морозы. На них застывают слезы, трескается кора, а ветер «сердито» разрывает листья. Но деревья молчат, и на это поэт обращает внимание. Он понимает, что молчание природы – это не слабость, а мудрость. Деревья знают, что вот-вот наступит весна, и они снова расцветут. Фет уверен, что люди тоже должны быть такими («Молчи и ты!»). Во время жизненных испытаний человек должен покорно молчать, принимать их на себя, потому что мудрые люди знают, что любые трудности носят временный характер.

В стихотворении «Это утро, радость эта…» А.А.Фет описывает весну. Особенность произведения состоит в том, что в его строках нет ни одного глагола. Во всех трех строфах, в каждой новой строчке поэт создает новое описание для весеннего утра. Казалось бы, что в нем может быть необычного? Но поэт видит не только утренние лучи, но и особенный «говор вод», «мощь дня и света», «мглу и жар постели». Особенность лирики Фета заключается в том, что он чувствует таинственное и удивительное в самых обыкновенных явлениях природы.

В творчестве Фета пейзажная лирика часто переплетается и с любовной темой. В стихотворении «Майская ночь» природа является своеобразным свидетелем, или даже соучастником разговора лирического героя со своей возлюбленной. Толпа туч и лунный серп, таинственная сила весны вызывают у него множество волнующих чувств, и герой обращается к своей любимой: «Ты, нежная!». Природа в этом стихотворении и любовь лирического героя сплетаются воедино.

Таким образом, природа в лирике Фета является центром событий вне зависимости от темы самого стихотворения. Она живет самостоятельной жизнью, может переживать вместе с лирическим героем, сочувствовать ему.

6 класс ЕГЭ по русскому языку

Русская природа в лирике Фета

Характеризуя Мцыри, можно найти много похожих деталей во взглядах на жизнь литературного персонажа и самого М. Ю. Лермонтова. Главный герой, как и Михаил Юрьевич, готов отдать жизнь ради Отчизны, уважает историю, чтит память предков, ненавидит рабство.

Красота спасёт мир. Так когда-то сказал Достоевский. А я думаю, что мир спасёт доброта. Люди часто говорят, что в мире много зла и несправедливости. Они считают, что жизнь тяжелая, и в ней мало счастливых мгновений. Но мне кажется, такие пессимис

Осень золотая, солнечная, красивая. Вот что сразу бросается в глаза при первом знакомстве с картиной И.И.Шишкина «Осенний лес». Но при всей своей яркости и сочности, пейзаж очень спокойный и размеренный.

Художник Ирина Васильевна Шевандронова написала в далеком 1954 году картину «В сельской библиотеке». Картину приобретает Государственная Третьяковская галерея. Что же такого особенного в этой, казалось бы, простой, картине?

И так, для начала давайте разберёмся, что же такое аргумент? Аргумент – это некое доказательство, которое ты должен ясно объяснить, пояснить и как уже понятно доказать. Из жизненного опыта можно проводить очень много ситуаций.

Васютка — главный герой интереснейшего произведения Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Это простой мальчик, живущий в семье, где основным промыслом является рыболовство. Проживает он в таёжном крае вместе со своими родителями и дедушкой,

Природа в творчестве А. А. Фета

Русская литература познала немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. И особое место занимает Афанасий Фет – поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни.

Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте. Как справедливо заметил Н.М. Любимов, «мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний».

В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца:

«Сядем здесь, у этой ивы,

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Струй дрожащего стекла!»

Благодаря дарованию Фета, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома… Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе «несется запах медовой» и слышен «кузнечиков неугомонный звон»!

Необыкновенно точно, емко и, вместе с тем, динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение «Это утро, радость эта…» с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом – бессонная ночь, «мгла и жар постели». Так бывает только весной! Невероятно романтичное стихотворение «Шепот, робкое дыханье» переносит нас в тихую летнюю ночь. Журчание ручья и соловьиная песнь – музыка, сопровождающая встречу влюбленных. А «Чудная картина…» дарит спокойствие и легкую грусть: под лунным светом блестит снег, и вдаль уносятся сани.

Эта образность, это пристальное внимание к деталям, насыщенность эпитетами, определениями составляют особый стиль поэта. В теме природы раскрываются и другие особенности лирики Фета: его ассоциативность и музыкальность слога.

Казалось бы, простое детское стихотворение:

«Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет во дворе»

Но насколько ритмично, ярко передано нам настроение зимнего вечера. Звонкие согласные задают четкий ритм четверостишию, и вот в нашем воображении предстает картина: теплая комната, маленький мальчик, уснувший за игрой, уютное мурлыканье кота… а за окном – метель, холодно…

Ассоциативность – фирменный стиль Фета. Автор не выстраивает перед нами четкой логической цепочки, а рисует хоровод образов:

«В дымке – неведимке

Выплыл месяц вешний.

Цвет садовый дышит

Так и льнет, целуя

Тайно и нескромно.

И тебе не грустно?

И тебе не томно?»

Не совсем понятно, почему должно быть грустно в такую тихую, томную ночь. И даже дочитав стихотворение до конца, нас не покидает ощущение некоторой недосказанности, как будто мы не узнали что-то очень важное. И нам остается только догадываться, фантазировать, мечтать.

Особое место в природной лирике А. Фета занимает тема весны. С приходом весны все вокруг меняется: природа будто просыпается после долгого сна, сбрасывает оковы зимы. И такое же пробуждение, обновление происходит и в душе лирического героя Фета. Но вместе с радостью душу наполняет непонятная тоска, грусть, смятение. И Фет стал первым поэтом, показавшим сложные, противоречивые чувства героя, смену его настроений, влияние природы на его душевное состояние.

Интересно стихотворение «Еще весны душистой нега…», в котором автор показывает самое начало весны, когда природа еще только – только начинает пробуждаться. Снег еще лежит, дороги скованы льдом, а солнце пригревает только в полдень. Но душа уже живет в предвкушении тепла, света, любви.

Читая «Весенние мысли», остается только восхищаться, насколько виртуозно Афанасий Фет владеет словом:

«Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед»

«Расторгающие лед берега» – и мы уже слышим треск ломающегося льда, видим бурлящие речные потоки и даже ощущаем терпкий, острый, волнующий запах, которым наполнен только мартовский ветер.

В стихотворениях о весне как нельзя более явно прослеживается неразрывная связь между природой и человеком. Практически все стихотворения, которые, казалось бы, написаны о природе, рассказывают и о любовных переживаниях. Фет часто раскрывает душу лирического героя через образы природы, поэтому можно говорить о символизме его стихов.

Афанасий Фет, воспевая красоту природы, показал и красоту душ человеческих. Его стихи, искренние, глубокие, чувственные до сих пор находят отклик в сердцах читателей.

Природа в лирике А. А. Фета

Фет – без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна – с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими “в каждый гвоздик душистой сирени”, с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье. И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.

Читайте также:  Образ и характеристика Коробочки в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса.

Можно, конечно, сказать, что все это – естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. Да, многие поэты были помещиками и писали о природе. Но… Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов [1].

Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

В ранних стихах Фета основная тема – наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки…

“Трепет жизни” – вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй, никто другой из его современников. В росинке он умел разглядеть “весь солнца лик”, в душевных движениях конкретного человека – “все мирозданье”. Он был убежден, что человек носит в своей груди “огонь сильней и ярче всей вселенной”. Огонь, который “ни времени не знает, ни пространства”.

Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения – все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их свойствами. Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического “Я”, объединяя мир настроением поэта.

Особенная манера Фета – одушевлять всю природу чувствами этого лирического “Я” [1].

Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет (“устал и цвет небес”), а с другой стороны – в тех же целях выражения лирической эмоции – живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства.

Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, “где воздух, свет и думы заодно”, где

…в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Характерные эпитеты Фета, такие как “мертвые грезы”, “серебряные сны”, “благовонные речи” и т. п., не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации.

Описание природы как бы откликается на настроения поэта-лирика. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, – у Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда страдают некоторой слащавостью: девушка – “кроткий серафим”, глаза ее – “как цветы волшебной сказки”, георгины – “как живые одалиски”, небеса – “нетленные как рай” и т. п.

В стихотворении “Глубь небес опять ясна…” признаки весны лишь самые общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега. Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне, но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать. Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под “невестой” прямо подразумевается весна. Вернее сказать, что здесь и жених, и невеста – символы оживающей весенней природы [3].

А в стихотворении “Пчелы” я обратила внимание на дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает в “гвоздик душистой сирени”. Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе. Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом “пышет все боле и боле”. Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять “на цветах ли, в ушах ли звенит”.

У Фета “цветы глядят с тоской влюбленной”, “звезды молятся”, “грезит пруд” и “дремлет тополь сонный”. Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении “Сентябрьская роза”, например, речь идет о розе и о женщине одновременно.

Во многих стихах А.А. Фета через состояние природы автор показывает нам состояние человеческой души [3].

В стихотворении “Узник” человек мечтает о свободе, и ее он видит в образе моря:

В другом стихотворении молодость – это “новый, ранний снег всегда и чист и свеж!” Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать Фет. Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.

А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества – всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо.

Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета “Вечерних огней” – природа, жизнь и смерть, любовь, красота, искусство. Это вечные темы лирики вообще и в большей мере также и философии. К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом – чудом фетовской поэзии, чудом личности Фета.

У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветовые впечатления. Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А.К. Толстой: “Я, наконец, познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…” Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения – “пахучая страсть”, “устало все кругом: устал и цвет небес…” и т. п.

Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у Фета “трепету природы” отвечает согласный “трепет души”. Поэт зорко наблюдает “человечное” в природе и “природное” в человеке и полную гармонию человека и природы.

Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый “звездный цикл”: так много писал он о звездах. Вот одна из вершин “звездной лирики” Фета:

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал…

Поэт не передает своих “диалогов со звездами” (как в некоторых стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью – он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину. Он показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Да и сам поэт признается, что:

…Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. “Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант. ” – говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность [1].

Сочинение на тему “природа и любовь в лирике А.Фета” 10кл.
помогите пожалуйста )​

Ответ

Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека.

Но Афанасий Фет – поэт удивительный и необычный. Много в его жизни и творчестве каких-то тайн, чего-то недосказанного и трагического. Личность А. Фета очень противоречива. Современники поэта вспоминали, что “и наружностью, и разговорами он так мало походил на поэта”. “Говорил он больше о предметах практических, сухих”. “В нем было что-то жесткое”.

В то же время Афанасий Фет – тонкий лирик. Музыкальность – одна из отличительных черт его поэзии. Убеждения Фета-лирика ярко характеризуют его слова: “Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны”.

и любовь – главные темы творчества А. Фета. В 1843 году в июльском номере журнала “Отечественные записки” было опубликовано первое стихотворение Фета “Я пришел к тебе с приветом…”. В четырех его строфах поэт как бы во всеуслышание хочет рассказать читателям о том, что его волновало: о радостном блеске солнечного утра, о молодой весенней жизни, о влюбленной душе. “Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” – так оценит это стихотворение критик Василий Боткин, автор одной из лучших статей о творчестве А. Фета.

О “весеннем чувстве” фетовского творчества будет много рассказано в русской критике.

Поэзия А. Фета по-весеннему свежа и трепетна. Она дает почувствовать красоту земли, природы и родного слова.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Фет любил и знал русскую природу. Он умел в любом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихотворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливаются в радостную музыку.

Великий русский композитор П. И. Чайковский считал, что “Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Он не просто поэт, скорее поэт-музыкант”. Фет пристально и любовно наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии.

Розы грустят и смеются, в цветнике позванивает колокольчик. Перед нами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, раскидывает ветви пушистая весенняя верба. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый “звездный цикл”: так много он писал о звездах, находя в звездном небе вдохновение для своего творчества.

Читая стихотворения Фета о любви, вспоминаешь строки

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит…

Кажется, сама нежность и сама гармония писали эти дивные стихи. Для поэта любовь – это также средоточие всех печалей, волнений, тревог. Трагические мотивы любовной лирики Фета не случайны.

Многие стихи посвящены любимой женщине, Марии Лазич, гибель которой мучительно переживает поэт.

Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в темные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет “небесный”. Женская красота в стихотворениях поэта подобна красоте природы, а созерцание лика любимой женщины сродни любованию природой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается “Шепот, робкое дыханье…”.

В стихотворении нет ни одного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие изменения цвета, света, звука, впечатлений.

Это стихотворение о “музыке любви”, и звучит оно как музыка, передающая волнение, чувства влюбленного человека. Любовное свидание овеяно какой-то “полупрозрачной завесой”, каким-то полумраком:

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

А. Фет в поэтических строках стремился запечатлеть мгновенные переживания, мимолетные ощущения и настроения, присущие каждому человеку. В его стихотворениях нет ничего ужасного, безобразного, жестокого. Читая стихи Фета, каждый из нас находит что-то свое. А. Фет в своих стихотворениях говорил о величии человеческого духа.

Он был убежден, что человек носит в своей груди “огонь сильней и ярче всей вселенной”. Огонь, который “ни времени не знает, ни пространства”. И этот “огонь” поэзии Фета открывает любителям его стихов всю красоту окружающего мира.

Ссылка на основную публикацию