Сочинение Прыщ в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

Сочинение прыщ в истории одного города салтыкова-щедрина. Сочинение прыщ в истории одного города салтыкова-щедрина История одного города описание прыща

образ главного героя, начальника в произведении салтыкова-щедрина “история одного города” и получил лучший ответ

Ответ от
Бородавский – глуповский градоначальник?
а тебе про него сочинение что ли писать надо?

Ответ от R_M_N [активный]
Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество “рабов и господ”, бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал “язвы” общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства.
Так, начиная писать “Историю одного города”, Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии.
Таким образом, “История одного города” – произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители его, глуповцы, “ведущие свой род от древнего племени головотяпов”, не умевших жить в самоуправлении и решивших найти себе повелителя, необычайно “начальстволюбивы”. “Испытывающие безотчетный страх”, неспособные самостоятельно жить, они “чувствуют себя сиротами” без градоначальников и считают “спасительной строгостью” бесчинства Органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова – “не потерплю” и “разорю”. Вполне “обычны” в Глупове такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио, “при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей”. Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, “прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную”. Стремясь реализовать свой “систематический бред”, Угрюм-Бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению Глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания “прохвоста”, и далее – к смерти Угрюм-Бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления противоестественного, неприемлемого самой природой.
Так с помощью использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны – комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности “История одного города” – реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, – это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России.
Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей при роде. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны – при градоначальнике с фаршированной головой. Создавая эту гротесковую ситуацию, Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем общественно-политическом строе народ не может быть свободен. Абсурдность же поведения “сильных” (символизирующих реальную власть) мира сего в произведении воплощает беспредел и произвол, чинимый в России высокопоставленными чиновниками. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его “систематический бред” (своеобразная антиутопия) , который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления – реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования.

Ответ от Ђанюша Дунаева(Наровенкова) [мастер]

Ответ от Валерия Журавлева [новичек]
Бородавкин Василиск Семенович – глуповский градоначальник, появляется в главе «Воины за просвещение» . Он отличался «неслыханной административной въедчивостью» , крикливостью и расторопностью. «Даже только одним глазом» и имел недремлющее око. Б. мыслил масштабно: он мечтал о завоевательных походах. Но, поскольку такой возможности пока не было, он ограничивался «войнами за просвещение» . Всего таких войны было четыре, они велись против глуповцев и всегда заканчивались победой Б. По другому и быть не могло: с помощью оловянных солдат, налитых кровью, градоначальник крушил все на своем пути. Поэтому глуповцам проще было согласиться употреблять горчицу и прованское масло, ставить дома на каменные фундаменты, разводить персидскую ромашку или даже отдавать своих детей в глуповскую академию.
Войны за просвещение резко сменились походами против просвещения в связи с Французской революцией. Но глуповцы не заметили особой разницы. Также Б. «спалил слободу навозную, … разорил Негодницу, … расточил Болото» . Он уже собирался спалить весь город, как вдруг внезапно умер.
Двоекуров Семен Константиныч – прислан в Глупов после истории с Органчиком и вызванной им смуты. Он считал себя просвещенным реформатором. Главным из преобразований Д. был указ об обязательном употреблении горчицы и лаврового листа. Чтобы внедрить свой указ в глуповские головы, Д. «розог не жалел» . Этот герой хлопотал об учреждении в Глупове академии – не для распространения наук, а для их «рассмотрения» . Больше Д. ничем не прославился, кроме того, что послужит вдохновляющим примером для Бородавкина. Умер своей смертью, единственный из всех градоначальников, так как был самым безобидным из них.
Органчик (Брудастый Дементий Варламович) – один из градоначальников в Глупове. При первом же своем появлении «пересек уйму ямщиков» и ошеломил глуповских чиновников возгласом: «Не потерплю! » Во время своего дальнейшего правления О. ограничивался только этой фразой. Этим он повергал в ужас весь город.
Загадочное поведение градоначальника объяснилось самым неожиданным образом: в голове у него обнаружился органчик, который исполнял только две пьесы – «Раззорю! » и «Не потерплю! » Однажды этот органчик сломался. Местный мастер, как ни старался, не мог починить его. Тогда, под страшным секретом, в Петербурге заказали новую голову градоначальника.
На обратной дороге голова О. упала и сильно помялась. Тем временем в Глупове, видя, что О. куда-то исчез, народ начал волноваться и требовать предъявить ему градоначальника. Решили, что на О. наденут старую голову и выведут его к глуповцам.
В итоге перед народом предстали два О. – с новой головой и со старой. В результате этого в Глупове началась смута.
Прыщ Иван Пантелеич – очередной градоначальник Глупова. Подполковник: «в сражениях не бывал-с, но в парадах закален даже сверх пропорции» . Сам о себе П. говорил, что он «состояния изрядного» , потому как «командовал-с; стало быть, не растратил, а умножил-с» .
П. прибыл в Глупов с одной целью – «отдохнуть-с! » Поэтому поначалу он не вмешивался ни в какие глуповские дела. Этим П. привел город к неслыханному для него изобилию: «хлеба уродилось столько, что, кроме продажи, осталось даже на собственное употребление» . Однако глуповцы, непривыкшие к такой «хорошей» жизни, стали подозревать в П. что-то неладное. И, действительно, он «каждую ночь уходит спать на ледник» , например. В итоге выяснилось, что П. была фаршированная голова, которую съели.

Прыщ Иван Пантелеич – подполковник. По его собственным словам, «в сражениях не бывал-с, но в парадах закален даже сверх пропорции». Состояния «изрядного» («Командовал-с; стало быть, не растратил, а умножил-с»), прибыл в Глупов с «планом кампании»: «отдохнуть-с!» От всякого вмешательства в обывательские дела отказался, чем привел город к неслыханному по глуповским меркам изобилию: «хлеба уродилось столько, что, кроме продажи, осталось даже на собственное употребление». Однако непривычных к благоденствию жителей настораживали некоторые странности в поведении градоначальника («. каждую ночь уходит спать на ледник» и т. п.). В конце концов обнаружилось, что у П. фаршированная голова.

Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключается в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического. Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм – учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени. С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с не

Шкільний твір Релігійно-міфологічний досвід людства в поезії Богдана-Ігоря Антонича “Його життя було коротке й високе, як міст над вузенькою штольнею гірської безодні. Хмари сумніву і зневіри сповивали його не раз, але не завадили сміливим думкам філософа і поета переходити по ньому, дивитися з нього наокіл і шукати взором днища світу”, – сказав про Богдана-Ігоря Антонича Дмитро Павличко. Творчість Антонича – цілісний, складний і цікавий світ інтелектуала, котрий за 27 років свого життя спромігся досягти того, що інші не досягають і за ціле життя. . У збірці “Велика гармонія” панує послідовна

Сочинение на тему Первый снегНаконец наступила зима. Мы давно ждали ее. Уже долго вся природа готови­лась к наступлению зимней поры. С утра деревья и трава покрывались изморозью. Тучи над землей неслись низко и наливались свинцом. Птицы уже улетели на юг, а люди доставали из шкафов теплую одежду. Все давно приготовились к приходу зимы, но она, как всегда, пришла неожиданно.Утром, проснувшись, я, как обычно, выглянул в окно – и удивился. Вместо при­вычного серого мрачного пейзажа осени я увидел белый, светлый пейзаж. Ночью, пока все спали, выпал первый снег. Наверное, он шел всю ночь, потому чт

Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?За прилавкою сидит молодой купец,Статный молодец Степан Парамонович.Купец Степан Парамонович – один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича. », можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню в

Иван Пантелеевич Прыщ является одним из градоначальников города Глупов в романе “История одного города” Салтыкова-Щедрина. Подробный рассказ о Прыще можно найти в главе “Эпоха увольнения от войн”. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Прыща в “Истории одного города”.

Образ и характеристика Прыща в “Истории одного города” (Иван Пантелеевич Прыщ)

Иван Пантелеевич Прыщ является градоначальником города Глупов с 1811 г. в течение нескольких лет.

Градоначальник Прыщ носит военный чин майора (по другим данным – подполковника):

“. Прыщ, майор, Иван Пантелеич.” “. явился подполковник Прыщ. “

Прыщ в “Истории одного города”: образ и характеристика Ивана Пантелеевича Прыща

Градоначальник Прыщ.
Художник Кукрыниксы

Иван Пантелеевич Прыщ является одним из градоначальников города Глупов в романе “История одного города” Салтыкова-Щедрина.

Подробный рассказ о Прыще можно найти в главе “Эпоха увольнения от войн”.

Образ и характеристика Прыща в “Истории одного города” (Иван Пантелеевич Прыщ)

Иван Пантелеевич Прыщ является градоначальником города Глупов с 1811 г. в течение нескольких лет.

“Про себя могу сказать одно: в сражениях не бывал‑с, но в парадах закален даже сверх пропорции.”

“Состояние у меня, благодарение богу, изрядное. Командовал‑с; стало быть, не растратил, а умножил‑с.”

“Прыщ был уже не молод, но сохранился необыкновенно. Плечистый, сложенный кряжем*, он всею своею фигурой так, казалось, и говорил: не смотрите на то, что у меня седые усы: я могу! я еще очень могу! Он был румян, имел алые и сочные губы, из‑за которых виднелся ряд белых зубов; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый. И все это украшалось блестящими штаб‑офицерскими эполетами, которые так и играли на плечах при малейшем его движении.”

(*сложенный кряжем – то есть толстый и короткий)

“. но я человек простой и утешения для себя в атаках не вижу‑с!”

“. не для того сюда приехал, чтоб издавать законы‑с. Моя обязанность наблюсти, чтобы законы были в целости и не валялись по столам‑с.”

“Следственно, какие есть насчет этого законы – те знаю, а новых издавать не желаю.”

“От новых, говорю, законов увольте, прочее же надеюсь исполнить в точности!”

“На смену Беневоленскому явился подполковник Прыщ и привез с собою систему администрации еще более упрощенную.”

“Конечно, и у меня есть план кампании, но этот план таков: отдохнуть‑с!”

“Ну, старички, – сказал он обывателям, – давайте жить мирно. Не трогайте вы меня, а я вас не трону. Сажайте и сейте, ешьте и пейте, заводите фабрики и заводы – что же‑с! Все это вам же на пользу‑с! По мне, даже монументы воздвигайте – я и в этом препятствовать не стану! Только с огнем, ради Христа, осторожнее обращайтесь, потому что тут недолго и до греха. Имущества свои попалите, сами погорите – что хорошего!”

“. либерализм столь беспредельный заставил их призадуматься: нет ли тут подвоха?”

“. либерализм еще продолжал давать тон жизни. “

“. градоначальник не только отказывается от вмешательства в обывательские дела, но даже утверждает, что в этом‑то невмешательстве и заключается вся сущность администрации.”

“Но Прыщ был совершенно искренен в своих заявлениях и твердо решился следовать по избранному пути. Прекратив все дела, он ходил по гостям, принимал обеды и балы и даже завел стаю борзых и гончих собак, с которыми травил на городском выгоне зайцев, лисиц. “

“Но счастию глуповцев, по‑видимому, не предстояло еще скорого конца.”

“Внимая рассказам о благосклонном бездействии майора Прыща, он соблазнился картиною общего ликования, бывшего результатом этого бездействия.”

“. они не успели и оглянуться, как всего у них очутилось против прежнего вдвое и втрое.”

“Так прошел и еще год, в течение которого у глуповцев всякого добра явилось уже не вдвое или втрое, но вчетверо.”

“Прыщ смотрел на это благополучие и радовался. Да и нельзя было не радоваться ему, потому что всеобщее изобилие отразилось и на нем. Амбары его ломились от приношений, делаемых в натуре; сундуки не вмещали серебра и золота, а ассигнации просто валялись по полу.”

“Пчела роилась необыкновенно, так что меду и воску было отправлено в Византию почти столько же, сколько при великом князе Олеге.”

“. кожи спровадили в Византию полностию и за все получили чистыми ассигнациями.”

“. хлеба уродилось столько, что, кроме продажи, осталось даже на собственное употребление. “

“Но никто не догадался, что благодаря именно этому обстоятельству город был доведен до такого благосостояния, которому подобного не представляли летописи с самого его основания.”

“. глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой‑то неведомой силы. А так как на их языке неведомая сила носила название чертовщины, то и стали думать, что тут не совсем чисто и что, следовательно, участие черта в этом деле не может подлежать сомнению.”

“Стали присматривать за Прыщом и нашли в его поведении нечто сомнительное. Рассказывали, например, что однажды кто‑то застал его спящим на диване, причем будто бы тело его было кругом обставлено мышеловками.”

“Другие шли далее и утверждали, что Прыщ каждую ночь уходит спать на ледник.”

“Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.”

“На другой день глуповцы узнали, что у градоначальника их была фаршированная голова…”

“…Неожиданное усекновение головы майора Прыща не оказало почти никакого влияния на благополучие обывателей. Некоторое время, за оскудением градоначальников, городом управляли квартальные. “

Прыщ в произведении история одного города. Сочинение прыщ в истории одного города салтыкова-щедрина

Образ и характеристика Прыща в “Истории одного города” (Иван Пантелеевич Прыщ)

Читайте также:  Сочинение Любовь в романе Капитанская дочка Пушкина

Иван Пантелеевич Прыщ является градоначальником города Глупов с 1811 г. в течение нескольких лет.
Градоначальник Прыщ носит военный чин майора (по другим данным – подполковника):
“. Прыщ, майор, Иван Пантелеич.” “. явился подполковник Прыщ. “

При этом офицер Прыщ никогда не бывал в сражениях, зато участвовал в парадах:
“Про себя могу сказать одно: в сражениях не бывал‑с, но в парадах закален даже сверх пропорции.”

Прыщ является состоятельным человеком:
“Состояние у меня, благодарение богу, изрядное. Командовал‑с; стало быть, не растратил, а умножил‑с.”

Градоначальник Прыщ – немолодой мужчина:
“Прыщ был уже не молод. “

О внешности Прыща известно следующее:
“Прыщ был уже не молод, но сохранился необыкновенно. Плечистый, сложенный кряжем*,

Он всею своею фигурой так, казалось, и говорил:

Не смотрите на то, что у меня седые усы: я могу! я еще очень могу!

Он был румян, имел алые и сочные губы, из‑за которых виднелся ряд белых зубов;

Походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый.

И все это украшалось блестящими штаб‑офицерскими эполетами, которые так и играли на плечах при малейшем его движении.”

Прыщ – глупый человек, по мнению одного из летописцев:
“Прыщ и Иванов были глупы. “

Сам Прыщ считает себя простым человеком:
“Я человек простой‑с, – говорил он одним. “

“. но я человек простой и утешения для себя в атаках не вижу‑с!”

Став градоначальником Глупова, Прыщ не издает новых законов:
“. не для того сюда приехал, чтоб издавать законы‑с. Моя обязанность наблюсти, чтобы законы были в целости и не валялись по столам‑с.”

“Следственно, какие есть насчет этого законы – те знаю, а новых издавать не желаю.”

“От новых, говорю, законов увольте, прочее же надеюсь исполнить в точности!”

Прыщ руководит Глуповым по очень упрощенной системе управления. Его план заключается в том, чтобы “отдохнуть”:
“На смену Беневоленскому явился подполковник Прыщ и привез с собою систему администрации еще более упрощенную.”

“Конечно, и у меня есть план кампании, но этот план таков: отдохнуть‑с!”

Прыщ дает глуповцам полную свободу и просит их лишь об одном – осторожно обращаться с огнем:
“Ну, старички, – сказал он обывателям, – давайте жить мирно.

Не трогайте вы меня, а я вас не трону.

Сажайте и сейте, ешьте и пейте, заводите фабрики и заводы – что же‑с!

Все это вам же на пользу‑с!

По мне, даже монументы воздвигайте – я и в этом препятствовать не стану!

Только с огнем, ради Христа, осторожнее обращайтесь, потому что тут недолго и до греха.

Имущества свои попалите, сами погорите – что хорошего!”
Иван Пантелеевич Прыщ руководит Глуповым в духе “беспредельного либерализма”:
“. либерализм столь беспредельный заставил их призадуматься: нет ли тут подвоха?”

“. либерализм еще продолжал давать тон жизни. “

Градоначальник Прыщ совершенно не вмешивается в жизнь глуповцев:
“. градоначальник не только отказывается от вмешательства в обывательские дела, но даже утверждает, что в этом‑то невмешательстве и заключается вся сущность администрации.”

Прыщ не занимается делами города и вместо этого ходит по гостям, устраивает балы и ездит на охоту:
“Но Прыщ был совершенно искренен в своих заявлениях и твердо решился следовать по избранному пути.

Прекратив все дела, он ходил по гостям, принимал обеды и балы и даже завел стаю борзых и гончих собак, с которыми травил на городском выгоне зайцев, лисиц. “

При Прыще глуповцы живут счастливо, как и при двух предыдущих градоначальниках – Микаладзе и Беневоленском:

“Но счастию глуповцев, по‑видимому, не предстояло еще скорого конца.”

Глуповцам нравится бездействие Прыща:
“Внимая рассказам о благосклонном бездействии майора Прыща, он соблазнился картиною общего ликования, бывшего результатом этого бездействия.”

При Прыще глуповцы становятся богаче в 4 раза:
“. они не успели и оглянуться, как всего у них очутилось против прежнего вдвое и втрое.”

“Так прошел и еще год, в течение которого у глуповцев всякого добра явилось уже не вдвое или втрое, но вчетверо.”

Во времена правления Прыща в городе наступает изобилие. Сам Прыщ богатеет настолько, что его сундуки ломятся от золота и серебра:
“Прыщ смотрел на это благополучие и радовался.

Да и нельзя было не радоваться ему, потому что всеобщее изобилие отразилось и на нем.

Амбары его ломились от приношений, делаемых в натуре;

Сундуки не вмещали серебра и золота, а ассигнации просто валялись по полу.”

При Прыще город Глупов производит много меда, кожи и хлеба:
“Пчела роилась необыкновенно, так что меду и воску было отправлено в Византию почти столько же, сколько при великом князе Олеге.”
“. кожи спровадили в Византию полностию и за все получили чистыми ассигнациями.”
“. хлеба уродилось столько, что, кроме продажи, осталось даже на собственное употребление. ”
Благодаря Прыщу город Глупов достигает наивысшего уровня благосостояния за всю свою историю:
“Но никто не догадался, что благодаря именно этому обстоятельству город был доведен до такого благосостояния, которому подобного не представляли летописи с самого его основания.”

Разбогатев, глуповцы не верят своему счастью. Они начинают приписывать свое благополучие какой-то нечистой силе, “чертовщине” со стороны градоначальника:
“. глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой‑то неведомой силы.

А так как на их языке неведомая сила носила название чертовщины, то и стали думать, что тут не совсем чисто и что, следовательно, участие черта в этом деле не может подлежать сомнению.”

Глуповцы начинают следить за Прыщом и выясняют, что он спит в леднике, обставившись мышеловками. (Глуповцы пока не знают, что Прыщ таким образом бережет свою фаршированную голову от жары и мышей.):
“Стали присматривать за Прыщом и нашли в его поведении нечто сомнительное.

Рассказывали, например, что однажды кто‑то застал его спящим на диване, причем будто бы тело его было кругом обставлено мышеловками.”

В конце концов предводитель дворянства разоблачает Прыща. Градоначальник погибает. В результате глуповцы узнают, что у Прыща была фаршированная голова:
“Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.”

“На другой день глуповцы узнали, что у градоначальника их была фаршированная голова…”

После гибели Прыща город Глупов еще некоторое время живет по инерции, спокойно и благополучно:
“…Неожиданное усекновение головы майора Прыща не оказало почти никакого влияния на благополучие обывателей. Некоторое время, за оскудением градоначальников, городом управляли квартальные. “

» – иронический роман Салтыкова-Щедрина, приближенный к политическому памфлету. Действия произведения разворачиваются в вымышленном автором городе Глупов. Центральные персонажи – глуповские градоначальники. Их образы – олицетворение самых гнусных качеств настоящих правителей царской России.

В романе ведется опись всех значимых правителей Глупова. Настоящим воплощением глупости и никчемности является городской управитель Иван Пантелеич Прыщ. Он находится в звании подполковника, однако в боях никогда не участвовал. Зато на парадах он всегда был первым.

Прыщ обладал «состоянием изрядным», потому что командовал, а значит, – не тратил, а приумножал. Приехав в Глупов, подполковник не желал заниматься делами города. В его планы входило лишь хорошенько «отдохнуть-с». Начальник выставлял себя человеком простым, а на самом деле был обычным бездельником.

Поначалу дела города шли своим чередом, без вмешательства со стороны этого градоначальника. Как ни странно, за это время Глупов немного возродился. Был настолько хороший урожай, что хлеба хватило и для продажи, и для личного употребления. Вот только жители города не привыкли к такому неслыханному изобилию, поэтому начали подозревать, что с начальником что-то не так. Как выяснилось позже, их опасения были правильными. Прыщ любил спать ночью на леднике. Но самое странное то, что голова его была фаршированной.

Фамилия Прыщ очень символична. Сатирик образно объяснял, что на «физиономии общества» иногда появляются ужасные прыщи, которые сигнализируют о его внутренней моральной болезни. Такой болезнью был эксплуататорский строй царской России.

Не менее важной деталью является тот факт, что у Прыща была фаршированная голова. Этот фантастический элемент подчеркивает основную черту характера градоначальника – животность. Из-за того, что голова Прыща была начинена трюфелями, она возбуждал аппетит у других чиновников. Однажды на приеме предводитель дворянства соблазняется запахом от головы Прыща. Он не удерживается и съедает голову Ивана Пантелеича. В результате Прыщ полностью лишается человечности. Градоначальник внезапно поднялся и начал обтирать на себе приправленные уксусом места. После чего он сильно завертелся и резко грохнулся на землю. Так при помощи фантастики и гротеска автор разоблачает бесчеловечность городского начальника.

Но не только образ Прыща, а образы всех градоначальников Глупова являются сатирой на правящий слой общества в царской России. Ирония автора распространяется так же и на заурядных людей, терпящих насилие власти над ними. Ведь именно из-за их терпения и подчинения появляются такие «прыщи» на лице общества, как градоначальник Глупова Иван Пантелеич Прыщ. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин не насмехался над простым народом, а только лишь пытался показать, что терпеть – не выход. В романе поднимаются важные политические вопросы в надежде, что люди задумаются над их решением.

Читайте также:  Анализ произведения Брэдбери Каникулы

Прыщ Иван Пантелеич – подполковник. По его собственным словам, “в сражениях не бывал-с, но в парадах закален даже сверх пропорции”. Состояния “изрядного” (“Командовал-с; стало быть, не растратил, а умножил-с”), прибыл в Глупов с “планом кампании”: “отдохнуть-с!” От всякого вмешательства в обывательские дела отказался, чем привел город к неслыханному по глуповским меркам изобилию: “хлеба уродилось столько, что, кроме продажи, осталось даже на собственное употребление”. Однако непривычных к благоденствию жителей настораживали некоторые странности в поведении градоначальника (“…каждую ночь уходит спать на ледник” и т. п.). В конце концов обнаружилось, что у П. фаршированная голова.

Анализ произведения История одного города Салтыкова-Щедрина

История создания произведения такова. У Михаила Салтыкова-Щедрина задолго до 1870 года (даты публикации романа) появилась задумка создать произведение, которое бы высмеивало самодержавие и рабскую покорность русского народа. В 1869-1870 гг. создавалась «История одного города», по главам печаталась в журнале «Отечесивенные записки», а после этого вышла единым томом.

Жанр романа можно понять как историческая сатира. В своем произведении Михаил Салтыков-Щедрин показал свои исторические знания, а также умение стилизации под летописи. Автор едкой сатирой высмеивает порядки современного ему общества. На это указывает сарказм, ирония, гротеск.

Главным героем романа является народ глуповцев. Они не могут жить без правителя, так как сами не знают, что им делать. Глуповцы постоянно ищут себе правителя и очень рады любому из них. Первый из градоначальников основал город Глупов. В «Истории» описываются самые выдающиеся из них.

Брудастый носил прозвище «Органчик» за счет механизма, который работал в его голове. Однажды он сломался. Тогда городом стал править Бородавкин, который прославился тем, что был у власти двадцать лет. Но и он умер. Тогда пришла очередь Двоекурова, который был самым разумным и рациональным правителем города. Он вымостил улицы, ввел в город новые ремесла. После него настал черед Фердыщенко, который принес город одни несчастья. Во время правления Негодяева люди одичали. А вот годы с Микаладзе были приятными и мягкими… Беневолинский занимался изданием глупых законов. Прыщ занятен тем, что его фаршированная голова была съедена самими жителями города. Угрюм-Бурчеев ругает глуповцев, не приносит в город ничего хорошего. Грустилов — чувствительный правитель, эмоциональный.

Сюжет романа строится вокруг города Глупов, в котором регулярно сменяются градоначальники. Повествование представлено в виде летописи. В предисловии автора говорится, будто бы Салтыков-Щедрин случайно нашел этот занятный документ. В приложениях есть записи от лица самих градоначальников.

Главная мысль романа выражена в том, что многие правители выставляют историю как последовательность правлений различных лиц и забывают о людях. Писатель высмеивает рабскую покорность глуповцев, выражая в этом мысль о пассивности русского народа к своему будущему. Человек должен иметь активную жизненную позицию и свою философию.

2 вариант

Роман был написан в начале 70-х годов 19 века. По жанру это сатирический роман, в котором показываются противоречия и нелепости русского общества того времени. Автор назвался издателем записок летописца, который якобы жил в 18 веке. Цари и министры стали градоначальниками, а все государство – городом Глуповым.

Салтыков-Щедрин использует в тексте говорящие фамилии, выражая тем самым свое отношение к персонажам, оценку их поведения и характера. Градоначальник и его подчиненные олицетворяют глупость многих правителей, паразитирующих в обществе и далеких от общечеловеческих ценностей, таких как разум, честность, скромность и доброта.

Главный в городе – Органчик, так его называют, потому что вместо мозга у него особый механизм, делающий его беспощадной и неразумной куклой. В его голове есть место только для наказаний и распоряжений, он бесчувственный и равнодушный к человеческим судьбам. По приказу градоначальника человека могут выпороть ни за что, отправить в заключение, вынуждает народ рабски трудиться. Он только и умеет, что «разорять» и «не терпеть». Таким образом Салтыков-Щедрин обличает бездушность и механичность в правлении.

С помощью такого персонажа, как Прыщ, также ставшего градоначальником вымышленного города, писатель смеется над животными инстинктами у власть имеющих. Прыща еще называют Фаршированной головой, которая начинена трюфелями. Это образ болезненной и гнилой стороны человеческого облика, которая подкрепляется чревоугодием и другими страстями. Так, закончил он свои дни, будучи съеденным предводителем дворянства, у которого запах трюфелей вызывал неудержимый аппетит.

Василиск Бородавкин, отличившийся поджогом тридцати трех деревень, напоминает читателю древнего правителя Нерона. В романе-карикатуре высмеивается его глупая злоба и самодурство. Его мнимые достижения, такие, как популяризация горчицы или ромашки из Персии выглядят комично и нелепо. Использованием в войнах оловянных солдатиков он пытается решить военную проблему, что делает бессмысленными все его начинания.

Угрюм-Бурчеев, ставший еще одним градоначальником, представлен как деспот и тиран. Он преследовал любые проявления мысли, самостоятельности и творчества у народа. Однажды он просто взорвался от гнева и исчез. С тех пор река, с помощью образа которой Салтыков-Щедрин показал русский народ, по-прежнему текла и дышала. Не смог остановить ее бурное течение ни один правитель.

Вариант 3

Произведение представляет собой описание столетней истории одного городка под названием Глупов, которое является сатирическим иносказанием жизни российских императоров и исторических деятелей того времени.

Возник город по инициативе жителей, решивших для обеспечения порядка отыскать градоначальника.

За описываемый период времени в сто лет город сменяют один за другим многие начальники, которые совершенно ничего не делают для благоустройства града и улучшения жизни населения, а заботятся лишь о своем благополучии.

Все городские руководители не способны ответственно выполнять порученную работу, отличаются лишь желанием карьерного роста и наживы. Они глухи к проблемам обычных горожан и даже при желании не могут оказать им помощь. Население бесправно перед действиями градоначальников, а за свои деяния властители никоим образом не привлекаются к ответственности и в исключительном случае лишаются должности. Городские жители привыкли к раболепию и чинопочитанию, поэтому не отстаивают свои права и обрекают свои семьи на бесправную жизнь. Кроме того, население излишне религиозно и его фанатизм доведен до абсурда.

Идея писателя заключается в раскрытии несовершенной политической системы государства, где народ смиренно принимает свое угнетенное положение и считает это правильным. На примере города автор показывает, что народ не может существовать без правителя, без начальстволюбия, и в случае его отсутствия сразу же оказывается во власти анархии.

Тем самым писатель стремится сказать, что вся многовековая история российского государства – это состояние бессознательного поклонения народа перед властью, подчинения приказам самодержцев, и в тоже время ощущения страха и благоговения перед правителем.

Используя сатирические приемы иронии и преувеличения, автор выражает свою гражданскую позицию по отношению к ситуации в стране. Он достоверно выражает мысль о необходимости глобальных перемен в обществе, но при этом не призывает к революциям и бунтам. Писатель утверждает, что народ должен обрести свободу сознания и понять свою ответственность за происходящее в государстве. Слепая покорность населения перед властью не может обеспечить благосостояние страны, поскольку представители самодержавия используют инструменты власти только в своих корыстных целях. И это неизбежно при таком положении.

В финале романа автор ярко иллюстрирует эту мысль, описывая гибель очередного градоначальника Глупова, и, как будто, оставляет свое послание о том, что в таком состоянии, без осуществления перемен, у российского государства нет будущего.

Анализ романа История одного города

В этом городе проживают основатели его довольно недалекие люди. Но даже то, что они были совсем неумными, им не помешало завоевать соседние племена, жители города со всех сил пытались наладить свою жизнь. У них не было правителя, который бы им помог навести порядок в городе. Даже за определенную денежную сумму, никто не соглашался править в их городе.

Спустя некоторое время соглашается взять право владения в свои руки князь, но его правление не приводит не к чему хорошему, а только в конец разоряет город. Можно сказать, что все правители города Глупова, были со странностями. Может, это было, потому что название самого города говорила само о себе.

Каждый правитель города, был глуповат по-своему, действия их были своеобразны. Ведь не только правители были недалекими, но и жители города тоже были глупыми. Они по поводу и без повода устраивают митинги и провоцируют военную обстановку. Жителям кажется, что они пытаются навести порядок в городе, а получается все, наоборот, из-за их необдуманных идей происходит хаос в городе.

Но смешно озвучивать, тот факт, когда происходит смена правителя, жители города безумно рады, они искреннее верят, что новый предшественник наведет порядок. Но жаль, что они не понимают самого простого, какой правитель такой будет порядок. Да, безусловно, люди достойны того правителя, которого избрали. И это видно на протяжении всего романа Салтыкова-Щедрина.

Подводя итог этому произведению, поэт своим романом заставляет задуматься, ведь в реальной жизни происходит абсолютно так же, просто люди так же само этого не осознают. Ведь в произведении Салтыкова-Щедрина «История одного города», четко описывается пародия на происходящие события в России, в связи со сменной правителя и как ведет себя народ. Хорошо просматривается, что беззаконие как было, так и осталось. Что выше поставленные чиновники всегда будут безнаказанными за свои поступки. Со всеми сочетаниями красок рисуется картина тупости людей и циничность правителей.

И такое правление присуще каждому городу и каждой стране. И порядка не наблюдается. Ведь весь порядок зависит от человека, который у власти.

Анализ 5

Данный сатирический роман-обозрение стал достаточно знаменитым среди широких кругов читателей. Автор выдает себя за скромного издателя найденных записок, составленных некогда неизвестным летописцем. При этом в ходе повествования мы понимаем, что царей и министров он называет градоначальниками, а действующий в государстве режим реализован в границах небольшого городка Глупова.

Все употребленные фамилии являются говорящими, посторонний наблюдатель сразу понимает абсурдность происходящего в небольшом городке, правители ведут себя жестоко и деспотично, и они предпринимают все действия, чтобы уничтожить все живое и мыслящее.

Повествователь использует следующие литературные способы, сатира становится фантастической, гротеск, ирония, которая граничит с беспощадностью и абсурдом. Несмотря на то, что правитель всей душой любит русский народ и относится к нему с искренностью, он с подобной легкостью осуждает невежество отдельных градоначальников и правительства в целом.

Он снисходительно относится к чиновникам, занимающим посты, при этом осуждая их поступки и политическое направление власти в целом. Самым зловещим и неприятным персонажем становится Угрюм-Бурчеев. Автор ассоциирует его с пустынной местностью. Его мечта идеального мира – это казармы военного типа, где все будут строго подчиняться его указаниям. Он хочет подчинить себе даже право регистрации брачных союзов, которые должны регистрироваться только между людьми подходящими друг другу по росту и телосложению.

Именно этот образ показывает отношение Щедрина к сложившейся системе власти. Он не готов к тотальному контролю со стороны государственных властей, он не против политической системы, которая должна регулировать жизнь обычных граждан и помогать им справляться с возникающими проблемами и трудностями. Его саркастическое отношение к сложившейся системе позволяет ему с помощью литературных приемов точно передать отношение автора к проблемам общества, существующего на тот момент. Он не может собственными силами исправить сложившуюся ситуацию, но старается привлечь к ней внимание и оставить след в истории государства.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа История одного города Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Роланд является главным действующим лицом песни (эпического сказания), которая названа его именем. Он является племянником императора Карла и подчиняется ему. Император приказывает Роланду

Лето – это волшебная пора для всех школьников, и я не являюсь исключением. Я очень ждал это лето. Родители еще в конце прошлого года обещали, что всей семьей поедим на Азовское море

Бедная Лиза – произведение, написанное Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году. В этой повести небольшое количество героев. Главные герои — это бедная девушка Лиза и богатый дворянин Эраст

Стоит отметить, что такой персонаж, как Тарас Бульба очень сильно изменился в произведении после того, как узнал, что его оба сыновей погибли. В момент гибели своего сына Остапа, он буквально собирает «карательное войско»

Читайте также:  Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина

Для обывателя ни разу не видевшего картины этого автора, родившегося в первой трети 19 века (1832) и ушедшего на его окончании (1898), может показаться неясным привлекательность его картин.

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1)

Школьное сочинение

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М.Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей. Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: “Дикий помещик”, “Пропала совесть” и “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами. Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали “Сказками для детей изрядного возраста”, то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка. Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления. В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы. С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: “жили да были” (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), “в некотором царстве, в некотором государстве” (“Дикий помещик”, “Недреманное око”), “в старые годы, при царе Горохе” (“Дурак”) и другие; “ни в сказке сказать, ни пером описать”, “по щучьему велению, по моему хотению” и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время (“премудрый пискарь”, например, просвещенный, умеренно-либеральный, в “карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”).

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие. Язык сказок Салтыкова-Щедрина тоже не совсем сказочный: фольклорные обороты в нем смешиваются с канцеляризмами, книжная лексика сменяется просторечием (причем как в речи персонажей, так и в авторском повествовании). Это создает комические эффекты несоответствия, например, положения в обществе — умственному кругозору (Орел-меценат, если понимал что-то, произносил одно слово: “Имянно”).

Излюбленные художественные приемы Щедрина — ирония, гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни. Так, например, генералы, откормленные мужиком (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сделались “веселые, рыхлые, сытые, белые”. Такое перечисление неоднородных определений как однородных звучит издевательски: только сытое тело может развеселить генералов. В “Диком помещике” почти те же эпитеты еще больше усиливают обличение паразитизма “русского дворянина” — “тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько основных тематических групп. Это сатира на правительственные верхи, эксплуататорские классы: “Дикий помещик”, “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Обличение поведения и психологии обывательски настроенных интеллигентов: “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц”, “Карась-идеалист”, “Вяленая вобла”. Изображение трудолюбивых, талантливых, могучих и вместе с тем покорных своим угнетателям народных масс: “Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Богатырь”. Пропаганда новой морали: “Дурак”, “Христова ночь”.

В сказке “Медведь на воеводстве” разворачивается беспощадная критика самодержавия в любых его формах — в лесу царствуют трое воевод-медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, ретивого — добрый, но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни.

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке “Орел-меценат” Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в “Богатыре” история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. Но перед “освобожденными” от мужика господами открывается один-единственный путь — полное одичание.

В сказке “Карась-идеалист” писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению. Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. Но дело совсем не в “злых” и “неразумных” щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно—у них тоже “комплекция каверзная”.

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге (“Коняга”). “Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб”. Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый “мужичина” в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию “хозяев” сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, “чтоб не убег”. Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос. Воскресает, чтобы словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

“Я люблю Россию до боли сердечной”, — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Сочинение Салтыков-Щедрин M.E. – История одного города

Тема: – Сатирическое изображение градоначальников в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова -Щедрина

«История одного города» — образец политической сатиры. В этом произведении автор подвергает решительной критике основы самодержавного строя, разоблачает деспотичных представителей власти, выражает протест против смирения, покорности, пассивности и трусости.

Нетрудно заметить, что градоначальники, изображенные Салтыковым-Щедриным, несут в своих образах намек на тех или иных царей или министров. Однако они не являются лишь олицетворением русской правящей верхушки. Замысел автора был гораздо шире. Он стремился разоблачить саму систему самодержавия. Градоначальники внешне значительно отличаются друг от друга, но одно характерно для для них всех — все их действия по сути своей направлены против народа.

Ряд глуповских градоначальников открывает Брудастый, в голове которого вместо мозга действует органный механизм, наигрывающий всего две фразы: «Разорю» и «Не потерплю». Эти слова-окрики стали своеобразными лозунгами, символами многолетнего запугивания и усмирения крестьян, существовавшего в России, когда власть при помощи жестоких расправ и насилия восстанавливала «порядок». В органчике Брудастого Салтыков-Щедрин отобразил всю упрощенность административного руководства, которая вытекала из самой природы самодержавия как деспотичного узурпаторского режима. Таким же символом пустоты и ничтожности власти является Прыщ — градоначальник с фаршированной головой. Поясняя этот образ, как и в целом необычный характер повествования в «Истории одного города», автор писал: «. Градоначальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей. Это даже не смех, а трагическое положение».

Сатира писателя направлена также против аморальной, наполненной бесчинством фаворитизма, дворцовыми интригами жизни представителей власти. Особенно ярко их жизнь и нравы разоблачаются в сказании о шести градоначальницах, в котором можно увидеть намек на систему правления многих русских цариц. Нарисованные здесь сатирические картины наиболее ярко изображают жизнь, находящуюся под «игом безумия». В образе целого полчища разъяренных клопов автор разоблачает бескультурье, невежество, нечистоплотность и паразитизм правящих слоев. Ненавидящий царизм как систему, писатель стремился таким образом вызвать у читателей чувство такого же отвращения и омерзения.

Атмосфера гневного презрения, беспощадной издевки, решительной критики окружает фигуры всех градоначальников. Однако наибольшего накала, силы, насыщенности сатира Салтыкова-Щедрина достигает в образе Угрюм-Бурчеева, где слились и бездушный автоматизм Органчика, и карательная неуклонность Фердыщенки, и педантизм Двоекурова, и жестокость Бородавкина, и одержимое идолопоклонничество Грустилова. В результате получился необычайно воинствующий тип административного деспотизма. Здесь автор охватил своей сатирой и ярко отобразил весь набор всевозможных ухищрений антинародной власти, все ее политические постулаты (от субординации до шпионского сердцеведения), всю ее законодательно-административную систему, основанную на принуждении, муштре, постоянном порабощении и угнетении народных масс. В казарменном идеале Угрюм-Бурчеева запечатлены эксплуататорские режимы не одной только эпохи и не одной конкретной страны, а многих эпох и многих стран.

Салтыков-Щедрин с огромным мастерством и неоспоримым

талантом закрепил, продолжил и развил то, что составляло одну

Из самых оригинальных черт русского критического реализма — его юмор. Сатирические типы и образы, созданные писателем, пережили свое время. Ярко запечатлев все зло, все уродства своей эпохи, нарисованные им картины продолжают жить, не теряя и в наши дни своей силы и актуальности. А все потому, что образы Салтыкова-Щедрина — не сатирические однодневки, а масштабные художественные обобщения.

Ссылка на основную публикацию