Сочинение Равнодушие и отзывчивость по рассказу Ночь исцеления Екимова

Сочинение по тексту Б.Екимова “Ночь исцеления”

Сочинение ОГЭ по тексту

Перед нами фрагмент текста советского публициста Б. П. Екимова. Автор рассказывает о желании главного героя, Гриши, помочь своей бабушке забыть о страшных месяцах блокады Ленинграда. В финале текста Б. П. Екимов описывает состояние мальчика таким образом: «Он не спал, но находился в странном забытье…»

Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я считаю, что Б.Екимов хотел передать читателю внутренние переживания героя, не дающие ему возможности забыть увиденное ночью. Действительно, узнав о тяжёлой жизни в оккупированном Ленинграде, о потерянных хлебных карточках, о голодающих детях, Гриша был подавлен, как написано в предложении № …, сердце его «облилось жалостью и болью» – именно поэтому он не мог заснуть. Из текста мы узнаём, что герой не только жалостлив и добр – он хочет помочь бабушке забыть те страхи и кошмары. И ему это удаётся: после мягких, ласковых, успокаивающих слов баба Дуня смолкла, «ви­ди­мо, там, во сне, она всё слы­ша­ла и по­ни­ма­ла».

В заключение хочу сказать, что у каждого человека в жизни бывают тяжёлые времена и очень хорошо, когда рядом есть тот, кто способен понять тебя и постараться помочь.

Текст Б. Екимова:

(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей? (8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло. (9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. (11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии. – (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя. (24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала: – (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка! (30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали. (31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка. – (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. (34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите. (43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!» (51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет. – (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите. (59)Баба Дуня смолкла. (60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.

Анализ рассказа Екимова Ночь исцеления сочинение

Основной темой произведения являются размышления писателя о чувстве человеческого сострадания к ближнему, способному к чудодейственному исцелению от тяжелых недугов.

Главными персонажами рассказа представлены старушка по имени Баба Дуня, пережившая все тяготы и лишения страшного военного времени, серьезно повредившие ее немолодую психику, и ее внук Гриша, мальчик подросткового возраста.

Бабушка является деревенской жительницей, не любящей навещать родных, живущих в городских условиях, поскольку Бабу Дуню по ночам мучают кошмарные сны, во время которых пожилая женщина громко кричит, стонет и зовет на помощь.

Близкие предпринимают попытки излечить бабушку от психического расстройства, обращаясь к различным докторам, приобретая необходимые лекарства, но это не приносит несчастной старушке избавления от болезни. В течение дня бабушка, хлопоча по хозяйству, забывает об ужасах войны, но с наступлением ночи болезненные воспоминания снова настигают ее во сне.

На летние каникулы Баба Дуня с нетерпением ожидает приезда любимого внука, который предупрежден о бабушкином недуге родными, советующими Грише в случае кошмарных снов женщины выводить ее из этого состояния путем пробуждения.

Ночью мальчик слышит болезненный бред бабушки, но не решается разбудить ее, а старательно пытается понять какие воспоминания мучают любимую Бабу Дуню. Из стонов и криков старушки Гриши понимает, что в военное время у бабушки теряются драгоценные хлебные талоны и от страха приближения голодной смерти женщина теряет рассудок и понимание происходящего. В душе мальчика просыпается искренняя жалость к родному человеку, проникшись тем ощущения горя и ужаса, которые испытала его бабуля.

Гриша вступает в беседу со спящей бабушкой и помогает ей советами отыскать ценные карточки на хлеб, тем самым успокоив несчастную больную.

Проведя всю ночь у постели улыбающейся во сне Бабы Дуни, внук неосознанно, проявив истинные чувства сострадания и милосердия, исцелил собственную бабушку от мучительных ежедневных снов, в которых женщина раз от раза переживала немыслимые страдания.

Повествуя в рассказе о бессонной ночи, проведенной внуком с больной бабушкой, писатель акцентирует внимание на проблемах людей, переживших ужасы войны, нуждающихся в сочувствии, понимании, милосердии, доброте, любви, помощи и заботе окружающих.

Сочинение по произведению Ночь исцеления

Рассказ Екимова “Ночь исцеления” является поучительным примером для молодого поколения. В своём произведении автор призывает проявлять чувство сочувствия и милосердия по отношению к проблемам других людей. Писатель поднимает проблемы, которые являются отголоском военных лет, и показывает, как на эти проблемы реагирует современное поколение.

Главным героем рассказа является мальчик Гриша, бабушка которого страдает психическим расстройством. Пережитые страшные военные события повлияли на сознание людей. И бабушка каждую ночь вынуждена мучиться от кошмарных видений.

Родные всячески оказывали помощь бедной женщине, но результата не было. Мальчику был дан совет, постоянно будить старушку, чтобы отогнать кошмарные сны. Когда бабушка во время сна снова начала кричать и реветь. Грише захотелось понять, что именно вызывает у бабушки такую негативную реакцию.

Выяснилось, что с наступлением ночи ей видится один и тот же сон, будто она не может найти талоны на получение хлеба. Мальчик стал разговаривать с бабушкой и смог уверить её в том, что талоны находятся у него, и он с радостью их вернёт. После таких слов бабушке удалось тут же успокоиться.

Такой добрый рассказ с участием мальчика и его бабушки вызывает желание быть добрее друг к другу. С пониманием относится к страданиям людей, которые хотят знать, что они не одни и могут рассчитывать на поддержку.

Оказывать помощь старым людям, уметь проявлять сочувствие к их бедам и страхам – на такие жизненные моменты пытается обратить наше внимание Екимов. Рассказ вызывает чувство сожаления к страдающей бабушке, а после того, как внуку удалось её порадовать, появляется чувство радости.

Мальчику было страшно слушать бабушкины кошмарные сны, которые были когда-то реальными событиями из её жизни. Грише удалось понять весь ужас и горе тех военных лет, которые выпали на долю бабушки.

Благодаря стойкости и смекалки мальчика, ему удалось вникнуть в самую суть бабушкиных страхов. Проявляя заботу, мальчик находит решение в данной ситуации, в которой были бессильны даже взрослые люди. Бабушка наконец-то обрела спокойствие во время сна, которое ей не удавалось получить уже на протяжении долгого времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Ночь исцеления

Популярные сегодня темы

Я хорошо учусь в школе. С выполнением домашнего задания, у меня никогда не бывает проблем. Школьный материал усваивается без проблем, поэтому домашнее задание делается легко

«Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства», – произнес однажды знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери.

«Капитанская дочка» – роман о чести, верности, любви. Главный герой произведения Петр Гринев – один из самых важных образов в русской литературе. Как сформировался его характер? Как он ведет себя в тяжелой жизненной ситуации на переломе истории?

Мудрецы говорят: «Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем». В жизни каждого молодого человека наступает момент, когда он должен задуматься о том, какой будет его будущая семья.

Паустовский написал замечательный рассказ, который называется Телеграмма. Рассказ о пожилой женщине, которую не навещает дочь из города. В конце концов, мать погибает, а дочь только после утраты осознала свою ошибку

Анализ рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления»

Своеобразие творчества Бориса Екимова отмечали лучшие российские и зарубежные критики. Его книги переведены на многие языки. Они учат любви и уважению, добру и состраданию к близким людям. Именно об этом произведение «Ночь исцеления». Анализ рассказа на уроке поможет не только подготовиться к итоговому сочинению и ЕГЭ, но и заставит задуматься о своей жизни, оценить собственные поступки, стать добрее к окружающим.

Главные герои и сюжет

Главные герои рассказа «Ночь исцеления» — баба Дуня и ее внук Гриша. С его приездом пожилая женщина буквально оживает на глазах, радуясь, что теперь «живым духом веяло в доме». Сама она все реже стала бывать у детей в городе, чтобы не мешать им. Но больше всего баба Дуня боялась доставить им беспокойство. Когда старушка засыпала, ей снились кошмары, от крика все просыпались, пробовали помочь, бежали в аптеку. Она «чувствовала себя такой виноватой».

Записывали старушку ко многим врачам, но те ничего определенного сказать не могли. Ночи были для бабы Дуни настоящей мукой. Постоянно снился один и тот же сон: она потеряла карточки на продукты, ищет повсюду, нигде нет, переживает, чем будет кормить детей. Трудно представить, как долго иногда прошлое держит человека. Очевидно, тогда женщина настолько испугалась за жизнь близких, что до сих пор этот страх живет в ее подсознании.

Сейчас одна отрада: внучок стал чаще приезжать, сдружился со здешними ребятами, на рыбалку с ними ходит. Глядя на стареющую бабушку, Гриша вспоминает, как она в детстве ухаживала за ним, а ночью просыпалась в слезах и тревоге. Мальчику жалко ее, но как помочь старушке, он не знает:

  1. Бесчеловечный совет матери («Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: „Молчать!“. Она перестаёт») он не принимал, считал, что от крика может быть только хуже.
  2. Бабуля стыдилась, боясь нарушить ребенку сон, но Гриша успокаивал, говорил, что ничего не слышит, а «в душе что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло».

Жалость и боль за родного человека привели мальчика к правильному решению. Он понял, как нужно действовать. Однажды, проснувшись от бабушкиного крика, он вошел в ее сон и «стал убеждать мягко, ласково», поддерживая разговор, что вот они, карточки в синем платочке, нашлись, она их просто выронила. Этот диалог дался Грише нелегко, но он стоял перед кроватью и успокаивал старушку, пока она, все еще всхлипывая, но уже облегченно, не заснула крепким сном.

Наутро ему хотелось рассказать о ночном приключении и посмеяться вместе с бабулей, но что-то его остановило. Гриша понял, что никому ничего не скажет, так как с бабушкой во сне разговаривал не он, а человек, который был с ней рядом во сне. Мальчик верил, что только тогда придет настоящее исцеление.

Анализ рассказа на уроке

Проводя урок по анализу рассказа Екимова «Ночь исцеления» в 11 классе, учитель должен поставить перед собой следующую цель: помочь учащимся раскрыть смысл названия рассказа и постичь нравственные уроки, которые заключены в его содержании. Беседа на занятии идет по следующим вопросам:

Читайте также:  Анализ произведения Горького Фома Гордеев

  1. О чем рассказ «Ночь исцеления»? Что говорит его заглавие?
  2. Какие чувства возникают при его чтении?
  3. Как отнеслись близкие, узнав о болезни бабы Дуни?
  4. Так ли вел себя Гриша, как ему наказывала мать?
  5. Как можно понять значение слова «милосердие»?

Используя текст произведения, дети отвечают, что с приездом внука жизнь бабы Дуни изменилась в лучшую сторону. Она почувствовала себя нужной, бегала, хлопотала, готовила пирожки и борщ. Одинокой, как раньше, себя не ощущала. А главное, она и болезни своей больше не стыдилась. Способ, которым пользовалась ее невестка, прост, но не приносит никому счастья.

Гришина помощь началась с сочувствия. Он, словно психолог, понял, как нужно лечить бабу Дуню: просто убрать ее страх, который разрастался в ней с каждым годом все больше и больше.

Этот способ гуманнее, но и труднее. Внук прекрасно с этим справился, за что хвала ему: «…опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково женщину во тьме».

Вывод один: родители Гриши криком в форме приказа лишь увеличивали ее страх и душевную боль. Гриша делает это с помощью внушения, мысленно переносясь в тот военный год. Основной мыслью рассказа является внимание и сострадание к человеку.

Автор учит читателя делать это бескорыстно и не только по отношению к близкому человеку. Просто отношения родных людей понять легче, потому что все хорошее и плохое воспитывается в семье. Кроме того, в рассказе поднимается проблема взросления человека.

Гриша, пройдя через горе своей бабушки, понял, как ей помочь. Дома учащиеся пишут сочинение по рассказу Екимова в форме рассуждения на тему о милосердии с использованием цитат из текста.

Отзывы читателей

Рассказ Бориса Екимова мне пришлось прочитать, когда дочка готовилась к экзаменам. Почему-то сразу представила свою маму. Она тоже многое в жизни пережила, как и баба Дуня, ведь они ровесницы почти. Только вот одиночества наша мамочка не испытывала никогда. Она жила со старшим сыном, внучат растила, мы все навещали ее.

Помню, как она радовалась, когда вся семья собиралась на какое-то торжество. Ее давно уже нет с нами, до сих пор слезы на глаза наворачиваются. И как это больно, когда в старости человек становится никому не нужен. Таким внуком, как Гриша, можно гордиться. Из него вырастет настоящий человек, который всегда придет на помощь.

Очень понравился рассказ Екимова «Ночь исцеления», раньше как-то не приходилось читать этого автора. Теперь обязательно прочитаю его произведения и в жанре рассказа, и повести, а затем всем буду советовать. Вот на таких книгах должны воспитываться наши дети. Наревелась, пока никто не видел.

Сама я выросла в детском доме. Законы там были волчьи: каждый за себя. Если бы у меня была такая мама, как баба Дуня, пусть хромая, незрячая, как бы я любила ее! Не понимаю ее сына и невестку, равнодушные они люди. А мир строится на таких славных ребятах, как Гриша. Тысячу раз прав писатель: милосердию надо учиться и милосердию надо учить. Это наша задача — родителей.

Героиня рассказа Бориса Екимова пережила ужасный стресс. Потерять продуктовые карточки в войну было равносильно смерти. Наша бабушка Тася рассказывала, как однажды тоже потеряла карточки на хлеб, а потом целый месяц ходила ночью на колхозное поле, перекапывала замороженный картофель и пекла лепешки.

На каждом по-своему отражаются такие неприятные события. Бабе Дуне не позавидуешь. Хорошо, внук рядом был, иначе бы, наверное, не выжила с такой больной душой. Очень обидно за ее взрослых детей, которые оставили мать в одиночестве со своим горем. А таким парням, как Гриша, надо памятники заживо ставить. Я, конечно, преувеличила, но в нашей сегодняшней жизни так мало добра, а хочется, чтобы его было больше.

Итоговое сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость». Аргументы, примеры, произведения.

Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
“Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”

НаправлениеПримерный список литературных произведенийНосители проблемы
Равнодушие и отзывчивостьА. П. Чехов «Тоска»Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
И. С. Тургенев «Два богача»Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
А. Куприн «Чудесный доктор»Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
А. М. Горький «Старуха Изергиль»Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
И. А. Бунин «Лапти»Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
Кондратьев «Сашка»Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
М. Карим «Помилование»Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
В. Распутин «Прощание с Матерой»Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
В. Распутин «Уроки французского»Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
Б. Екимов «Ночь исцеления»Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
А. Платонов «Песчаная учительница»Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
А. Платонов «Корова»Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
А. Платонов «Юшка»Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
К. Паустовский «Телеграмма»Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
В. Астафьев «Записка»Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
В. Закруткин «Матерь человеческая»Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
О.Генри «Последний лист»Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
Е. Носов «Кукла»Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..

«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.

Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».

О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.

Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему по рассказу Б.Екимова “Ночь исцеления”

Цели:

  • Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения.
  • Развивать у учащихся творческие способности, познавательные способности – речь, внимание, воображение.
  • Воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедою другого.
  • Оборудование:

    • алгоритм написания сочинения – рассуждения (на каждого ученика), зачётный
    • листок;
    • пословицы и поговорки;
    • высказывания великих людей:

    1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой.

    Читайте также:  Отзыв о повести Куприна Олеся

    2. Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. В.Дудинцев.

    3. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Распутин.

    4. Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. Л.Сухоруков.

    Стенд “Как важно вовремя успеть”; “листок” из толкового словаря:

    1)Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи из милости.

    2)Благо – добро, благополучие.

    3)Благодеяние – доброе дело.

    4)Гуманность – отзывчивость, человечность.

    5)Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    6) Милосердие – готовность помочь или простить кого – нибудь, из сострадания, человеколюбия.

    7)Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – то несчастьем, горем.

    I. Вступительное слово учителя.

    – Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы будем готовиться к сочинению – рассуждению на основе прочитанного рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”.

    – Посмотрите, какие цели я поставила перед собой на этот урок (цели записаны на доске), а вы что хотите от этого урока; какие задачи перед собой ставите?

    1. Выступление 1 группы. (Учащиеся получили к уроку как коллективное домашнее задание – прочитать рассказ Б.Екимова “Ночь исцеления”, так и задание по группам: 1- я группа подбирает высказывания известных людей о доброте, милосердии; 2 – выполняет словарную работу, находит значение следующих слов: благотворительность, доброта, гуманность, милосердие, сострадание; оформляет “листок” из толкового словаря; 3-я группа находит и оформляет пословицы и поговорки о доброте, гуманности.)

    – Посмотрите на высказывания великих людей. В чём смысл этих высказываний?

    (-Добро бескорыстно, оно не ждёт благодарности.

    – Доброе дело важно прежде всего для того, кто его делает.)

    – В каждом из высказываний нам встретилось слово добро. Подберите к нему синонимы.

    (Обращение к “ толковому словарю”).

    – Этот год указом Президента РТ объявлен годом…..(благотворительности). А что обозначает это слово? Оказывается значение этого слова несколько иное (Выступает 2 группа). Что же получается, что мы не можем принять участие в Годе благотворительности?

    – Конечно, можем, и прежде всего мы с вами должны творить добро по отношению к кому?

    – Доброта, милосердие всегда ценились нашим народом. Я попросила вас подобрать пословицы и поговорки о добре. (Выступает 3 группа).

    – Запишите 1- 2 наиболее понравившиеся пословицы в тетрадь. Они могут быть использованы как эпиграфы к вашим сочинениям.

    (За доброе дело берись смело – сам не осилишь – помогут.

    Без добрых дел не будет и доброго имени.

    Доброе дело само себя хвалит.

    Добро творить – себя веселить.

    От добра худа не бывает.

    Добра желаешь – добро и делай.

    Доброе слово в воде не тонет.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Если ты сделал добро – скрой, если тебе другой сделал добро – расскажи.

    Доброе слово человеку – это дождь в засуху, худое слово и сладким мёдом не запьёшь.)

    II. Работа над темой сочинения.

    – Итак, как вы, наверное, догадались, тема вашего сочинения – это тема добра, милосердия. У замечательного поэта Александра Яковлевича Яшина есть удивительное стихотворение “Спешите делать добрые дела”. Послушайте его. К чему призывает поэт?

    (Не нужно откладывать доброе дело на потом, чтобы не опоздать)

    – Как вы думаете, ребята, почему выбран для написания сочинения – рассуждения о добре и сострадании именно рассказ Б.Екимова “Ночь исцеления”?

    III. Работа с алгоритмом.

    – Итак, что характерно для сочинения – рассуждения?

    (Разъяснение, подтверждение какой – либо мысли).

    – Из каких частей состоит сочинение – рассуждение?

    (Тезис, доказательство, вывод)

    – Посмотрите на алгоритм сочинения – рассуждения и обратите внимание, как взаимосвязаны все части – одна вытекает из другой.

    – Я предлагаю вам тему сочинения “Рассказ “Ночь исцеления” – урок доброты и сострадания”.

    IV. Работа над кластером.

    – Подумайте, какой тезис вы можете выдвинуть в своём рассуждении?

    (Главный герой рассказа – Гриша исцелил от болезни не только бабушку, но и себя от равнодушия, чёрствости, получив урок доброты и сострадания.)

    – Можно ли начать сочинение сразу с тезиса? Понятно ли будет тем, кто прочтёт или услышит ваше рассуждение, что сделал Гриша? Что должно предшествовать тезису?

    (Небольшое вступление о том, что бабушка Дуня во время войны очень много испытала и до сих пор кричит и плачет по ночам, вспоминая это ужасное время).

    – Чтобы вы последовательно изложили свои мысли, давайте запишем примерный план.

    (I. 1) Почему плачет бабушка?

    2)Гриша исцелил не только бабушку, но и себя.)

    – К каким доказательствам нужно обратиться для подтверждения тезиса?

    – Как реагирует мальчик на крики бабушки в первые 2 ночи?

    (II. 1)Решение помочь бабушке.)

    – О чём думает мальчик после разговора с мамой?

    (2) Размышления мальчика после разговора с матерью.

    – Какое же решение принял Гриша?

    ( 3) Гриша выбрал свой путь.)

    – Легко ли удалось Грише реализовать свои планы?

    ( 4) Душевное состояние Гриши.)

    – Какой вывод вы сделаете из этих рассуждений?

    (“Нужно делать и молчать.

    В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию.

    Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Его чуткость, милосердие, доброта сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.)

    – Прочитайте заключительные строки рассказа.

    (III. Большое сердце мальчика.)

    V. Подведение итогов.

    – Решили ли мы задачи, которые ставили в начале урока?

    – В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева.

    Как важно вовремя успеть
    Сказать кому–то слово доброе,
    Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
    Ведь всё нарушить может смерть.

    Как важно вовремя успеть
    Похлопотать или поздравить,
    Плечо надёжное подставить!
    И знать, что будет так и впредь.

    Но забываем мы подчас
    Исполнить чью – то просьбу вовремя,
    Не замечая, как обида кровная
    Незримо отчуждает нас.

    И запоздалая вина
    Потом терзает души.
    Всего – то надо – научиться слушать
    Того, чья жизнь обнажена.

    (Обращаю внимание на стенд “Как важно вовремя успеть”)

    VI. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение.

    VII. Выставление отметок, используя зачётные листки.

    (Для того, чтобы наглядно увидеть ход урока, предлагаю презентацию в Power Point – приложение №1)

    1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс/ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: ООО “Гендальф”, 2000. – с.22- 29.

    2. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: ООО “Гендальф”, 2000.

    3. Шелест Л.В. Подготовка к сочинению–рассуждению на нравственно–этическую тему. – РЯШ 2005 г. №1. – с.53 – 55.

    Творческая работа “Как важно вовремя успеть. ” (по рассказу Екимова “Ночь исцеления”)

    Эхо прошедшей войны… 65 лет прошло с того дня, как отгремела самая кровавая, беспощадная война. Но это слово звучит и поныне, оно в глазах дедушек и бабушек, в памяти тех, кто сражался на полях войны, видел смерть и страдания, кто жил в то страшное время. Ведь«…не бывает совсем не пострадавших от войны», –считает поэтесса Н.Стручкова. Великая Отечественная война. Те, кто пережил её, не могут избавиться от душевных ран, нанесённых войной, до сих пор кричат по ночам от страшных воспоминаний. А те, кто родился после войны, даже близкие люди, не всегда понимают, не всегда сочувствуют пережившим это страшное событие. Вот об этом рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления» (1986г.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Tvorcheskaya_rabota.docx277.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 8

    Волжского района г. Саратова»

    Как важно вовремя успеть…

    (По рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»)

    Личук Александра, учащаяся 9 класса МОУ «СОШ № 8»

    Жукова Лариса Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

    А говорили всё проходит

    И позабудется в свой срок.

    Но боль войны живёт в народе

    И бродит, как в берёзе сок.

    Эхо прошедшей войны… 65 лет прошло с того дня, как отгремела самая кровавая, беспощадная война. Но это слово звучит и поныне, оно в глазах дедушек и бабушек, в памяти тех, кто сражался на полях войны, видел смерть и страдания, кто жил в то страшное время. Ведь «…не бывает совсем не пострадавших от войны», – считает поэтесса Н.Стручкова. Великая Отечественная война. Те, кто пережил её, не могут избавиться от душевных ран, нанесённых войной, до сих пор кричат по ночам от страшных воспоминаний. А те, кто родился после войны, даже близкие люди, не всегда понимают, не всегда сочувствуют пережившим это страшное событие. Вот об этом рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления» (1986г.). Борис Петрович Екимов в годы войны был совсем маленьким, но рассказы мамы и других очевидцев запали ему в душу, заставили взяться за перо. В своей работе я попыталась проанализировать не только содержание произведения, но и выяснить:

    — какое место занимает данный рассказ в творчестве писателя;

    — какие проблемы автор старается решить в ходе повествования;

    1. — как автор описывает внутренний мир своих героев, объясняет психологию их поступков;
    2. — в чем актуальность данного произведения для современного читателя.

    Глава 1. Художественный мир писателя

    Борис Петрович Екимов родился 19 ноября

    1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

    Как прозаик дебютировал в 1965 году. Первая книга писателя — «Девушка в красном пальто» — появилась в издательстве «Современник» в 1974 году. Она стала «заявкой» на собственное место в литературе. Потом были другие книги: «У своих», «Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Тёплый хлеб», « Ночь исцеления» и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах. Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края» [1] . Лейтмотив его произведений – реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью.

    Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд», так объясняет популярность произведений Бориса Петровича: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои – жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь – тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе…». [2] Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего. Как считает Борис Екимов, самое ценное в человеке – его душа.
    В рассказе «Мальчик на велосипеде» один из героев, размышляя о смысле жизни, приходит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное – лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую» [3] . Один из рассказов Б. Екимова так и назван – «Живая душа», и в названии этом прочитывается несколько смыслов. «Живая душа» – любимое присловье бабы Мани, со смертью которой так трудно примириться восьмилетнему мальчику Алеше. Живая душа – это и брошенный на морозе, никому не нужный теленок. Его жизнь должна угаснуть, не начавшись: нет в колхозе условий для выращивания «неплановых» телят, от них всем одна лишь морока. Счастье, что маленький Алеша не успел постичь мудреную логику взрослых, он чувствует своим сердцем только одно: теленок не должен замерзнуть, погибнуть, потому что он уже никогда не оживет. «Мертвые не приходят. Их уже никогда не будет, вроде и не было» [4] . Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль. Б.П. Екимов – лауреат различных профессиональных наград, в том числе Государственной премии РФ (1998г). В 2008 году Б.П. Екимов стал лауреатом литературной премии Александра Солженицына. Его назвали «новым деревенщиком» и «нравственником» [5] . Премия Александра Солженицына – одна из самых крупных и престижных наград России. Ее лауреатами были академики Владимир Топоров и Александр Панарин, прозаики Валентин Распутин, Евгений Носов, Константин Воробьев (посмертно), Алексей Варламов, поэтесса Инна Лиснянская, режиссер Владимир Бортко, артист Евгений Миронов и другие деятели искусства.

    Сейчас готовится к изданию новая книга Бориса Екимова «Не надо плакать. ». Очень характерное название. Не надо плакать, отчаиваться, надо доверять естественным законам жизни и любить свою страну, в каком бы состоянии она ни оказалась. От произведений Бориса Екимова остается чувство, что Россия жива, живет и будет жить вполне счастливо.

    О доброте мы забываем,

    Отдавшись власти маеты…

    Но забываем мы подчас
    Исполнить чью – то просьбу вовремя,
    Не замечая, как обида кровная
    Незримо отчуждает нас.

    В рассказе Б.П. Акимова «Ночь исцеления» нет описаний сражений, сцен массовых подвигов, которые совершали люди в годы Великой Отечественной войны. Скорее, это произведение о жестоких послед ствиях войны. Действие происходит в семидесятые-восьмидесятые годы XX века. Столько лет прошло, как отгремели последние военные залпы, мир ликовал: победа. Но тяжелое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, главную героиню рассказа «Ночь исцеления», оно крепко засело в ее памяти, в душе. Женщина, будучи матерью нескольких детей, потеряла карточки на хлеб, что означало голодную смерть. И через много лет, после того, как закончилась война, её не оставляют пережитые страдания. Ночи в слезах, словно наказание. Тревожный сон. Сон о том, как она потеряла хлебные карточки. «Карточки. Где карточки? В синем платочке. Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шурик! Таечка!» [6] — вот уже много лет кричит она во сне. Сны бабы Дуни возвращают читателя к событиям войны. Голод, болезни, потеря близких долгие годы не оставляют в покое стариков, заставляют не забывать те страшные годы. Эти сны дают нам возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физическую боль, но также могут явиться причиной психологических страданий человека. В такое время обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту. Теперь настал черед детей заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Но поражает, что взрослые дети бабы Дуни, которых она спасла от голодной смерти, сейчас отдалились от нее, они «свили гнезда в городе», «наезжали редко — хорошо, коль раз в год», «к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету». «И снова баба Дуня осталась одна». Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно, ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней. Ей так не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла в трудные военные и послевоенные годы. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи, оберегая детей. Даже на сборы желудей ходила одна. «Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли». «Все люди прожили горькое и забыли». А баба Дуня не забыла, проживая каждую ночь потерю карточек. Но дети не могут понять её кошмаров, они знают лишь одно средство: прикрикнуть, топнуть ногой. «Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало». Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало». Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Ведь боль женщины не физическая, а душевная. А душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Но дети нашли другой способ излечить мать: окрик «Молчать!», не понимая, что своим криком-приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль. Единственный свет в окошке — внук Гриша. Именно он и находит единственный способ исцеления.

    Глава 3. Как важно вовремя успеть…

    Как важно вовремя успеть
    Сказать кому-то слово доброе,
    Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
    Ведь всё нарушить может смерть…

    И запоздалая вина
    Потом терзает души.
    Всего- то надо – научиться слушать
    Того, чья жизнь обнажена.

    Дети для Екимова – это «живые души» (так говорит Солонич, герой одноименного рассказа), то есть чуткие существа, способные воспринимать жизнь адекватно, во всей полноте ее радостей и горестей, не принимая подчас жестоких по своей сути условностей, порожденных человеческим опытом. Ребенок – «живая душа» – у Екимова способен на настоящий подвиг и почти на чудо. Десятилетний Сережка («Мальчик на велосипеде»), оказавшийся в тяжелой житейской ситуации, выполняет обязанности родителей для своей сестренки и хозяина в большом крестьянском хозяйстве. Герой же рассказа «Ночь исцеления» подросток Гриша излечивает свою бабушку. Внука тянет к родным истокам, к родному человеку. «…в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал». С приездом внука баба Дуня преображалась: «…баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… И живым духом веяло в доме». С Гришиным приездом она про хвори забывала. День летел в суете и заботах: было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться. Но тревожные сны не отпускают бабушку. Сначала то, чему Гриша стал свидетелем ночью, не слишком занимают его мысли: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» На предупреждение бабушки отвечает: «Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном». Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: «В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы…». Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «– А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность . Как помочь бабушке? «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестанет. Мы пробовали», – советует мама Грише. Этот способ быстрый, лёгкий, простой, но жестокий, грубый, эгоистичный. Он подавляет психику бабушки («чувствовала себя виноватой», «горевала за обедом»), не исцеляет её, а помогает другим. Но мальчик не сумел воспользоваться проверенным его родителями средством. Сердце мальчика «облилось жалостью и болью», когда он увидел мучения бабушки, слезы на ее глазах. Она казалась слабой и одинокой, и он неожиданно для себя опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко и ласково: «Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите. Все целые. Берите. Не надо плакать. Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. И спите спокойно. Спите. Конечно, пустим переночевать. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ. Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью. Все сходится. Проходите. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите». Гриша не кричит, а внушает спокойно, ласково. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он искренне любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния. Путь, который избирает Гриша для исцеления, долгий трудный, но он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний. И он будет действовать, избавлять любимого человека от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится. После этих ласковых и успокаивающих слов баба Дуня наконец – то спокойно заснула. «Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе. Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление. ». Почему он принимает решение не говорить? Возможно, он понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться. В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. Слезы катились и катились. Они шли от сердца , потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Кого-то еще? Возможно, его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война. Часто повторяющееся слово «сердце» символизирует душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие. В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Милосердие, доброта Гриши сделали то, чего не смогли врачи и взрослые. Нам, людям XXI века, следует поучиться у этого мальчика душевной чуткости и доброте. Соучастие в страдании ближнего высвечивает то лучшее в душе Гриши, что ему присуще от природы и что противопоставляет его родителям, утратившим под воздействием суетного бытия остроту ощущения чужого горя. Высокое слово «исцеление» звучит лишь в самом финале, соединяя в себе и надежду на избавление старой женщины от одиночества, и веру в торжество доброго начала в детской душе как залог победы добра над злом: «И придет исцеление».

    Как важно вовремя успеть
    Похлопотать или поздравить,
    Плечо надёжное подставить!
    И знать, что будет так и впредь.

    В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Б.П. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Этот рассказ помог мне осознать, что главное в отношениях с близкими людьми — это доброта, ласка, чуткость и понимание. Я уверена, что мы, сегодняшние подростки, еще очень много можем сделать для исцеления наших бабушек и дедушек, перенесших невзгоды, тяготы жизни, ужас войны. Надо только учиться слушать их, понимать и сострадать, как понимал и сердечно переживал герой Бориса Екимова Гриша.

    Ссылка на основную публикацию