Сочинение Смысл и главная мысль повести Шинель Гоголя

Смысл повести Шинель Гоголя сочинение

Мне кажется Шинель представляет собой универсальную историю, которая говорит даже не о вечном социальном неравенстве, но о той структуре, которую всегда будут выстраивать для себя люди. Конечно, этот факт является довольно печальным, но такие как Акакий Акакиевич представляют собой некую основу для всего социального устройства, именно на нем держится во многом остальной коллектив и этот образ страдания, которое он регулярно переносит, на самом деле говори о неутешительной потребности людей заставлять других страдать. Более того, общество обывателей фактически живет на основе этого страдания, есть только незначительное количество людей в этом мире, которые видят возможность иного отношения и некоего нравственного преображения.

Конечно, по большому счету, на мой взгляд, Акакий Акакиевич не особенно отличается от остальных людей, просто его положение более низкое в этой ситуации, но, как ни печально, мне кажется, окажись он в ином положении, он был бы таким же как остальные. Дело совершенно не в отдельной личности, в этой, описанной гоголем ситуации, дело заключается в структуре, которую принимает общество.

Также хотелось бы сказать о том, что часто подобное бывает в школе. Если посмотреть на класс, то часто и, практически каждый класс, выбирает себе такого же Акакия Акакиевича и во многом остальные роли держатся именно на его существовании. Только редкие и особые компании (сообщества людей) действуют по-другому.

История самого Башмачкина представляет собой, конечно, историю о мечте, которая проявляется в образе Шинели. Утрата Шинели и есть утрата мечты, а намерение сделать воротник получше говорит о том, что главный герой вырывается из сковывающих его обстоятельств. Тем не менее, суровость мира чаще всего предполагает именно такой итог, как происходит с Акакием Акакиевичем, его мечта украдена, он гибнет именно по этой причине.

На мой взгляд, смысл этой повести заключается в констатации довольно ущербной и слабой человеческой природы. Для того чтобы чувствовать себя действительно достойным, человеку (не каждому, конечно, но многим) нужно унижать другого, ощущать себя более достойным чем другой. Именно поэтому общество всегда, даже искусственными путями будет создавать Башмачкиных и на топливе их страдания создавать собственное эфемерное счастье и иллюзию достоинства своей личности.

2 вариант

В произведении Гоголя «Шинель» рассказывается о судьбе мелкого чиновника Акакия Башмачкина. У него есть работа, которая заключается в том, чтобы переписывать различные тексты. Вот только получает он за это маленькую заработную плату, и прожить на них сложно и практически невозможно. На работе над ним постоянно смеются и издеваются, но если ему нужна помощь, то тут все объединяются.

Больше всего на свете ему хотелось приобрести новую шинель, но денег постоянно не хватало. Но поскольку желание оказалось выше всех остальных проблем, то он решил ущемлять себя во всем и все-таки выполнить свою мечту. Когда нужная сумма была собрана, то Акакий приступил к шитью шинели.

Когда все было готово радости Акакия не было предела. А когда об этом узнали его товарищи и коллеги, то решили организовать настоящий и большой праздник, поэтому случаю. Вечеринка прошла на ура и все остались довольны. Но когда он возвращался домой, то на него напали и выкрали шинель.

И сколько бы Акакий не пытался и старался разными способами вернуть себе шинель, но ничего не получалось. И тогда коллеги и товарищи решили опять ему помочь и познакомили его с одним главным чиновником, у которого имелись связи.

Данному чиновнику автор не дал имени, да и звания у него на самом деле никакого нет. А вот для того чтобы хоть что-то значить в этой жизни, он придумывает, что знает многих знаменитых людей и давно крутится в высших кругах. И хотя к нему обратились за помощью, он ничего не собирается делать, но при этом показывает всем своим видом, что хотя бы что-то делает. К тому же он постоянно всем грубит и ведет себя по-хамски. Когда об этом узнал Акакий, то от расстройства очень сильно заболел, и у него поднялась температура. Ни один врач не смог ему помочь и спустя некоторое время умирает. Через некоторое время по городу стали распространяться слухи о том, что призрак Акакия теперь бродит везде и если видит человека в шинели, то отбирает ее.

На самом деле таких людей, как наш главный герой очень много. И поэтому когда он умер, то никто не заметил потери бойца. Ведь совсем скоро придет другой работник и полностью его заменит. Все знали о том, что есть должность чиновника, а вот о том, что существует человек никто и не замечает.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл повести Шинель

Популярные сегодня темы

В нескольких своих литературных трудах Александр Николаевич Островский затрагивает общесоциальные вопросы. Он постоянно пытается найти людские недостатки. «Грозу» это, без всякого сомнения

Отрочество – это самая загадочная пора в жизни человека, человек постоянно находится в смятениях, он постоянно думает, развивается. Многое, о жизни главного героя мы узнаем прочитав первую

Коробочка выделяется из общего ряда помещиков, которые выстраивает Гоголь. Есть много интерпретаций касательно того олицетворением чего являются помещики. На мой взгляд

Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.

Наверное, каждый человек может согласиться с тем, что месть не является довольно приятным и добрым чувством. Как правило, она не берется ни с чего, ее очень долго продумывают и вынашивают, но тот, кто ее исполняет должен обладать

Анализ «Шинель» Гоголь

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Шинели».

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Гуманистический смысл повести Н.В.Гогогля “Шинель”

Разделы: Литература

История создания произведения.

Давным-давно в городе Петербурге жил бедный чиновник. Больше всего на свете он любил птичью охоту и самой сокровенной его мечтой было купить хорошее ружье работы знаменитого парижского мастера Лепажа. Но ружье это стоило двести рублей ассигнациями — сумма для небогатого чиновника совершенно несметная.

Все-таки он скопил эту сумму. Скопил с колоссальном трудом, отказывая себе в самом необходимом, перегружая себя сверхурочной работой. И, купив ружье, счастливый, отправился в маленькой лодке охотиться на финский залив. Драгоценное ружье лежало на носу лодки, а он сам находился в таком самозабвении, что не заметил, как густой тростник стянул ружье в воду и оно утонуло.

Потеря ружья произвела на чиновника такое страшное действие, что он слег и чуть было не умер. От смерти его спасли товарищи, которые, узнав про его беду, собрали ему двести рублей.

История эта как-то была рассказана в одной компании, и все, слушая ее, дружно смеялись. Не рассмеялся только один из присутствующих. Это был Николай Васильевич Гоголь.

Спустя некоторое время он написал повесть “Шинель”.

Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин — тоже бедный чиновник, и он тоже одержим несбыточной при его бедности мечтой. Разница лишь в том, что он мечтает не о дорогом ружье, а о новой шинели. И так же, как счастливый обладатель ружья теряет его в первый же день, Акакий Акакиевич лишается своей шинели в первый же вечер.

Но в жизни все кончилось благополучно, а в повести Гоголя — самым трагическим образом. Потрясенный потерей, Акакий Акакиевич умирает.

Читайте также:  Сочинение Мой любимый герой в поэме Слово о полку Игореве

Преобразуя по-своему то, что случилось в жизни, Гоголь “проводит свою идею”. Гоголевский Акакий Акакиевич, если уж слишком невыносимой казалась ему та или иная шутка его сослуживцев, произносил одну и ту же фразу: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. Фраза эта так пронзила сердце одного из насмешников, что, как пишет Гоголь, “долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” — и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”. И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке “бесчеловечья”, как много свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным. ”

Вот к чему стремился в своей повести Гоголь. Он хотел, чтобы слова бедного Акакия Акакиевича проникли в самое черствое, самое жестокое сердце. Он хотел растревожить читателя, потрясти, его душу ужасом перед жестокостью и несправедливостью жизни.

Гоголь хотел открыть читателю всю правду жизни.

Рассказывая историю создания повести, можно привлечь и некоторые факты биографии писателя. Известно, что “Шинель” Гоголь создавал дважды. Вернувшись в 1839 году из путешествия по Европе (Германия, Швейцария, Франция) на родину по семейным делам, он уже в 1840 году уехал снова в Италию, где чувствовал себя особенно хорошо. По пути Гоголь задержался в Вене, где пережил творческий подъем после краткого пребывания на родине. Здесь он за полтора месяца написал три новые главы “Мертвых душ”, переработал “Тараса Бульбу” и заново создал повесть “Шинель”, начатую им ранее.

“Шинель” — последняя петербургская повесть Гоголя, которая примыкает к ранним повестям этого цикла, но отличается от них глубиной развития темы. В образе Башмачкина повседневная жизнь мелких чиновников столицы получила полное, разностороннее и объективное отражение.

Чтобы выяснить, как учащиеся поняли после самостоятельного чтения идейное содержание повести, характер главного персонажа, можно предложить вопросы и задания для беседы:

— Кто герой повести? Найдите в тексте авторскую характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина. Каково отношение Гоголя к этому труженику? Найдите в тексте обоснование своей мысли. Только ли к жалости и сочувствию зовет читателя автор повести? Как обрисовано “значительное лицо”? Проследите за приемами изображения Башмачкина (эпизоды посещения Петровича, похищение шинели, встречи со “значительным лицом”). Как воспринимается концовка повести?

Подводя итоги беседы, обратим внимание школьников на то, что героем повести Гоголь сделал “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное. даже не обратившее на себя внимание и естествоиспытателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп”. В “Шинели” писатель поставил задачу вызвать сочувствие к забитому маленькому труженику, крошечному винтику в огромной бюрократической машине.

Одновременно он выступает против тех, кто распоряжался судьбой маленьких людей, подобных “вечному титулярному советнику Башмачкину”. Обратим внимание на то, что “значительное лицо” изображено Гоголем в сатирическом плане, с оттенком едкой иронии, тогда как Акакий Акакиевич, несмотря на наличие некоторых комических черт и общую сниженность тона в его обрисовке, вызывает глубочайшее сожаление и сочувствие. И когда эта жалкая фигура вырастает в карающего мстителя, читатель удовлетворен, так как торжествует справедливость.

Замечательной чертой повести “Шинель” является глубочайшая реалистичность изображения.

Даже концовка повести — появление мертвеца Акакия Акакиевича,— несмотря на свою фантастичность, имеет реалистическую направленность. Говоря о неоднократных появлениях мертвеца, писатель иронически заявляет: “Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы. Оно же показало такой кулак, какого и у живых не найдешь”

В повести “Шинель” дан обобщенный образ бедного чиновника. Сквозь теплый юмор, пронизывающим всю повесть, сквозь жалость к “человеку-брату”, как бы ми был он убог, смешон, проступает у Гоголя глубоко выстраданный протест моралиста против “бесчеловечья и человеке” и обличение чиновно-бюрократического удушья в русской жизни. Герцен назвал повесть “Шинель колоссальным произведением”. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”,— высказывался Достоевский, художник, изображавший мир “униженных и оскорбленных, подчеркнув тем самым морально-гуманистическую направленность повести и великую силу таланта Гоголя – реалиста, раскрывшегося со всей полнотой в его крупнейших произведениях — комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души”.

В “Петербургских повестях” Гоголь обратился к миру социальных отношений чиновно-буржуазного, дворянского Петербурга, к жизни петербургской бедноты, к обитателям столичных углов и увидел здесь унижение бедняка, оскорбление его чести, его одиночество. В несчастье Акакий Акакиевич Башмачкин не нашел сочувствия у посторонних людей — собственно в этом источник его трагической смерти.

Гоголь протестует против ненормальных социальных отношений, унижающих достоинство простого человека.

В образе своего героя писатель показал поистине трагическую жизнь незаметного человека, безмерно униженного, бедного, забитого, духовно искалеченного и ограбленного “значительными лицами”. “Ревностно”, “с любовью” трудится бедный петербургский чиновник.

Гоголь показывает, как канцелярский формализм Петербурга 30 -х. годов калечил людей нравственно, обезличивал их, лишал человеческих интересов, превращал в покорных слуг буквы и бумаги. В “Петербургских повестях” Гоголь встает на защиту маленького человека против общественной несправедливости, порицает общественные порядки, угнетавшие человека. Продолжая и развивая то, что наметил Пушкин в образе станционного смотрителя, Гоголь в своей идейной защите бедного чиновника возвышается до настоящего пафоса гуманности.

Впервые появившись в печати в “Собрании сочинений”, выпущенном в 1842—1843 гг., когда складывалось вокруг Белинского новое творческое содружество русских писателей, названное затем “натуральной школой”, “Шинель” ответила на их идейные и творческие запросы и стала как бы знаменем этой школы.

Домашнее задание: повторить по словарю литературоведческих терминов понятие реализм; подготовить устный рассказ об Акакии Акакиевиче, устно ответить на вопросы, предложенные в учебнике.

Литература:

1. Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979.

2. Каменецкая Л.Г., Шахрай А.И. Русская литература в 8 классе. Киев, 1981.

Анализ повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».

История создания

Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.

По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.
Читайте также:  Характеристика и образ Ивана Васильевича из рассказа После бала

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека. Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная тема – безнравственность. Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных. Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

  • Проблема гуманизма – главная в «Шинели». Абсолютно все персонажи в произведении мелочны по характеру и эгоистичны. В погоне за материальной обеспеченностью они игнорируют мораль и нравственность. Они им не нужны, так как она составляют лишние хлопоты. Зачем помогать мелкому титулярному советнику, если у него и так жизнь не сложилась нормально? Воры на мостовой – тоже чистой воды антигуманизм. Сам Акакий, став призраком, тоже становится вором, он не может упокоится, пока не утолит своё желание мстить.
  • Проблема равнодушия вытекает из проблемы отсутствия гуманизма. Никто не помогает Башмачкину, ведь всем все равно. Никто не отзывается на его просьбы о помощи. Должностное лицо, которое по своему служебному долгу должно было помочь просителю, вытолкало его за дверь, чтобы показать свою власть другим людям. Если бы он принял надлежащие меры, никто бы не пострадал.
  • Проблема бедности призраком проходит через всё произведение. Она незаметна, но при этом очень хорошо ощущается почти на каждом этапе. Башмачкин очень беден. Зарабатывая 400 рублей в год, особо не разгуляешься. Он живет в маленьком помещении с поломанными скрипящими половицами, там сыро и холодно. Для покупки шинели он отказывается от привычных каждому человеку элементарных правил гигиены и здоровья: стирать белье в прачечной, носить белье, есть здоровую и сытную пищу. Он даже не зажигает свеч и не пьет чай. Бедность не порок, но в шинели она обретает очень уродливые очертания.
  • Проблема социального неравенства тоже проявляется на протяжении всей повести. Значительное лицо игнорирует Башмачкина и унижает его за то, что он, по его мнению, пришел в неподобающем виде. Пытается построить бедного и без того Акакия, ругая его за внешний вид. Хотя сам совсем недавно этим значительным лицом стал. Но несмотря на это, показывает своё превосходство и более высокий чин.

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги. Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея: Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.

Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.

Сочинение по рассказу Шинель Гоголя (7, 8, 9 класс)

Противостояние добра и зла является основной темой в произведение Николая Васильевича Гоголя “Шинель”. Автор развивает волнующую многих тему незащищённости человека в окружающем его ложном и жестоком мире.

Основная мысль – “маленький” человек, напрасно загубленный и искалеченный обществом, который так и не смог найти справедливости.

Главным добродетелем в этой истории выступает Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий титулярным советником, где основной его работой является переписывание разного рода бумаг. Главный герой не способен к совершению низких, с моральной точки зрения, поступков. Не сделав за всю жизнь ничего плохого, он вынужден терпеть издевки и насмешки от своих коллег по службе, которые как раз и символизируют, тот бездушный и жестокий людской род, оказывающий тлетворное влияние на общество. Они ценят лишь социальное и материальное положение окружающих и Башмачкина замечают только тогда, когда он появляется в свет в новой дорогой шинели, купленной на последние гроши.

Несмотря на все тяготы своей жизни, Аркадий с любовью выполняет свою работу. Каждый его день наполнен мыслями о том, как бы скорее закончить переписывание бумаг, чтобы лечь спать ,а с наступлением нового дня, собравшись с силами приступить к следующим.

Когда с Башмачкиным произошла неприятная история, с кражей шинели, то никто из его окружения даже не выразил сочувствия, а министерства и вовсе не стали связываться с её поиском. Люди отвернулись от чужой проблемы, буквально оставив его обреченным на печальный исход жизни.

Читайте также:  Что такое тургеневская девушка? сочинение

Акакий Акакиевич так и не смог добиться справедливости. Чужое равнодушие лишили всего, что являлось смыслом его жизни, шинели, ради которой бедняге приходилось во многом себе отказывать. Он умер без всякой надежды сделать этот мир чище и гуманнее.

Постоянно копившиеся глубоко в душе страдания, после смерти озлобили Акакия и превратила в мстительного призрака, который начал отплачивать своим обидчикам их же монетой. По вечерам прохожие встречали тёмный силуэт с усами, который яростно удерживал с них шинель.

Николай Васильевич Гоголь попытался донести до читателей, что за каждое исходящее от нас зло, в конечном итоге придётся отвечать.

Каждый человек должен уважать окружающих его людей, уметь проявлять сочувствие, быть искренним. Ведь, как говорил один из философов: “лишь встретившись со злом, начинаешь ценить добро”.

Сочинение 2

Произведение «Шинель» входит в сборник работ Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Писатель продолжает тему маленького человека, показывая существование обездоленных и забитых людей, жизнь которых заканчивается трагически.

Сюжет данной повести исходит из анекдота об одном чиновнике, который потерял ружье, заработанное тягостными трудами. Гоголь ярко показал насколько беспощадно действует произвол чиновников в царской России. Писатель правдиво отобразил жертву такого бесчинства- Акакия Акакиевича. Мы видим, как в повести Николай Васильевич проявляет сочувствие к нашему персонажу и в то же время, замечая его умственную ограниченность, подсмеивается над ним. Пока Акакий Акакиевич работает в департаменте, он совсем не продвинулся по службе. И герой существует в полном убожестве. Жилье у него было мрачное и бедное, ужин скудный, да и одеждой он похвалиться не мог.

Писатель здесь смеется не над самим персонажем, а над обществом, в котором тот жил. На жизнь он тоже смотрел с приниженной точки зрения. Однако в Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и его постоянно оскорбляли. Но наш герой ничего не мог ответить даже. Только один молодой человек пожалел его. Для Акакия Акакиевича приобретение шинели является символом новой жизни. Приход в новой шинели на вечеринку к градоначальнику считается для него наивысшим результатом существования. И на этой вышине благополучия его настигает полная трагедия. Грабители снимают с него его шинель. Отчаявшись, он показывает свой протест, но герой бессилен перед лицом бюрократической машины. Акакий Акакиевич погибает так же незаметно, как и жил. Но впоследствии в городке стали происходить странные вещи: призрак персонажа появляется в самых неожиданных местах и срывает с чиновников шинели.

Гоголь в финале показывает, что такие незаметные люди, бросившие протест обществу, могут жить только после кончины. И писатель выражает свое сочувствие персонажу, призывая нас быть внимательными друг к другу, и предупреждая, что придется в будущем нести ответ нанесенные оскорбления ближнему.

Сочинение по произведению 3

Гоголь в своем произведении под названием «Шинель» продолжает рассказывать и глубже раскрывать начатую ранее тему «маленького человека». Начало положил Александр Сергеевич Пушкин, который описывает данный вопрос в «Станционном смотрителе». Гоголь поднимает вопрос в рамках города Петербурга, он приближается к жителям города фактически вплотную, чтобы раскрыть их чувства и потаенные мотивы.

В центре событий Акакий Акакиевич Башмачкин, который является скромным титулярным советником, занимавшим должность в небольшом департаменте Петербурга. Главный герой является достаточно непримечательной личностью, которая мало чем отличается от других персонажей, работающих с ним по соседству. Он всегда жил тихой и спокойной жизнью, при этом фактически не обращал внимание на насмешки окружающих людей, которые часто использовали саркастически насмешки в его адрес.

Мужчина живет достаточно бедно, он еле сводит концы с концами. То же самое можно сказать и о духовном мире человека, он достаточно скуден. Его мир ограничивается работой, которую он выполняет с особым усердием. Он не может общаться с другими людьми, у него фактически нет друзей и близких знакомых.

Автор подчеркивает бессмысленность его жизни, которую можно назвать больше существованием, чем настоящей жизнью. И вот в его жизни происходят изменения, он мечтает накопить на новую шинель, поэтому он не доедает, откладывает каждую копеечку, чтобы достичь желаемой цели. Он ходит снимать мерки к портному, который относится к нему с должным уважением и даже проявляет к главному герою особое внимание, к которому Акакий Акакиевич не привык.

И вот цель была достигнута, а главный герой идет по улице в новой, специально сшитой для него шинели. Но вечером грабители срывают с него шинель в темном переулке, с этого момента он впадает в уныние и депрессию, с которой не может бороться и жить счастливо.

Он не собирается сдаваться, но когда встречается со значительным лицом, которое обладает определенными полномочиями, то фактически сдается.

Он не может бороться с происходящем в жестоком мире. Маленький человек не может выступить против общества, не может бороться против установленных правил. Ему трудно идти и бороться с чиновниками и поставленными над народом лицами.

Все это приводит к глубоким переживаниям, поэтому маленький человек умирает. Ему трудно бороться с установленными правилами.

Сочинение Мечта и реальность в повести Шинель (7 класс)

«Шинель» – повесть Николая Васильевича Гоголя, в которой показано столкновение мечты главного героя с жестокой реальностью мира.

Акакий Акакиевич Башмачкин на протяжении многих лет занимает одну должность – он является мелким чиновником, работа которого заключается в переписывании бумаг. Башмакин любит свою роботу – она является важной частью его жизни. Акакий Акакиевич живет небогато, он отказывает себе в развлечениях, предпочитая им размеренный, упорядоченный образ жизни. Сослуживцы не уважают героя, часто обижают его. Но Акакий Акакиевич не обращает внимания на их издевательства, все его мысли заняты ровными строчками, красивыми буквами, бумагами, которые ему нравится переписывать, иногда просто для себя.

И так бы продолжалась размеренная, лишенная волнений и тревог жизнь уже немолодого чиновника, если бы не холод. Шинель Акакия Акакиевича давно износилась. Герой принес ее портному Петровичу, но тот отказался перешивать или чинить старенькую, много раз бывшую починке одежду. Тогда Башмачкин решается на покупку новой шинели. Годовое жалование Акакия Акакиевича составляло 400 рублей, тогда как на пошив новой шинели требуется 150. Чтобы скопить нужную сумму, чиновник экономить на всем: он перестает пить чай по вечерам, старается не жечь свечей, чтобы не износить подметок, ступал по улицам легко и осторожно. Мечта о новой шинели преобразила Башмачкина, она стала занимать все его мысли, можно даже сказать, что она сделалась смыслом его жизни. Спустя полгода Акакий Акакиевич смог скопить нужную сумму, вместе с портным он купил материал. Еще через некоторое время шинель была пошита Петровичем, и чиновник смог примерить долгожданную обновку. Мечта героя осуществилась, а точнее он сам ее осуществил, что раскрывает чиновника с новой стороны, как человека целеустремленного, деятельного.

Однако счастье главного героя длится недолго, автор показывает жестокую, безжалостную реальность, в которой у Башмачина отнимают его мечту. Когда Акакий Акакиевич возвращается домой, его избивают и крадут шинель. Чиновник ищет помощи у «значительного лица», но последний не только отказывает в ней, но и грозит испуганному чиновнику. Отчаянье Акакия Акакиевича, его разочарование социумом приводят к болезни, из-за которой герой умирает. Похищенная мечта, неспособность вернуть шинель приводят к смерти Башмачкина. В отчаянье герой не может найти в себе новые силы, которые спасли бы его. Таким образом, в повести Н.В.Гоголя поднята тема столкновения жестокой реальности и мечты.

По рассказу Шинель

Популярные сочинения

Юон стал известным художником не только в России, но и за рубежом. Он старается изобразить свои картины таким образом, чтобы они получались не только красивыми, но и завораживающими.

Большинство читателей считают, что произведения Салтыкова-Щедрина написаны достаточно трудным языком, который могут понимать далеко не все читатели. Но на сегодняшний день его произведения достаточно актуальны

«Вечера на хуторе близ Диканьки» наверное, одно из любимых произведений школьников. В нём множество весёлых, мистических и реалистических сюжетов, которые не могут не запасть в сердце читателю.

СПАДИЛО.РУ

История создания

Замысел повести «Шинель» возник у Н. В. Гоголя под влиянием рассказанной ему реальной истории. Один бедный чиновник долгое время копил деньги на очень дорогое ружье. Купив его и отправившись на охоту, чиновник не заметил, как бесценная покупка соскользнула с лодки в реку. Потрясение от потери было настолько сильным, что незадачливый охотник серьезно заболел. Здоровье чиновника пошло на поправку, лишь после того как друзья скинулись и купили ему точно такое же ружье.

К этому забавному происшествию Гоголь отнесся очень серьезно. О тяжелой жизни бедных чиновников ему было известно не понаслышке. В первые годы службы в Петербурге писатель сам «отхватал всю зиму в летней шинели».

Объединив главную мысль из истории о чиновнике с собственными воспоминаниями, в 1839 г. Гоголь начал работу над «Шинелью». Повесть была закончена в начале 1841 г. и впервые напечатана через год.

Смысл названия

Шинель в повести — не просто предмет одежды. Она практически становится одним из героев произведения. От обычной шинели оказываются зависимыми не только счастье бедного Акакия Акакиевича, но даже его жизнь.

Главная тема повести — бедственное положение мелкого чиновничества.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает к себе непритворную жалость. Весь жизненный путь был предначертан ему с рождения. При крещении ребенок сделал такое лицо, «как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

Акакий Акакиевич — просто винтик в огромной бюрократической машине. Работа чиновника заключается в примитивном переписывании документов. На большее Акакий Акакиевич не способен.

Начальство относится к Башмачкину «холодно-деспотически». Вдобавок он служит постоянной мишенью для шуток сослуживцев. Акакий Акакиевич никак не реагирует на насмешки. Лишь в крайних случаях он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

На взгляд окружающих жизнь Башмачкина скучна и бесцветна. Хотя сам чиновник видит «разнообразный и приятный мир» в своем переписывании бумаг. Акакий Акакиевич даже не замечает ничего вокруг, полностью погружаясь в свою однообразную работу.

Из состояния отрешенности Башмачкина выводит «сильный враг» всех мелких чиновников — русский мороз. Акакий Акакиевич с ужасом понимает, что покупка новой шинели — суровая необходимость. Требуемая сумма могла быть скоплена только путем жесточайшей экономии и ограничения расходов. Это привело Башмачкина в еще более бедственное материальное положение, но, с другой стороны, дало ему первую в жизни настоящую цель.

Мечтая о новой шинели, Акакий Акакиевич словно бы заново родился: «сделался как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах» покорного титулярного советника.

Долгожданное осуществление мечты стало самым значительным событием в жизни Акакия Акакиевича — «большим торжественным праздником». Благодаря обычной шинели он почувствовал себя другим человеком и даже согласился пойти на день рождения сослуживца, чего никогда не делал.

Блаженство Акакия Акакиевича продолжалось недолго. Подвергнувшись ночному нападению и лишившись осуществленной мечты, он впал в отчаяние. Хлопоты по розыску преступника не помогали. Единственным средством оставалась помощь одного «значительного лица». Однако резкий прием, оказанный Башмачкину у генерала, убил в нем последнюю надежду. «Надлежащее распеканье» привело к горячке и скорой смерти.

Фигура титулярного советника была настолько незначительной, что на службе о его похоронах узнали лишь на четвертый день. Замена места другим чиновником прошла совершенно безболезненно для работы учреждения.

Проблематика

Главная проблема повести заключается в том, что в эпоху Гоголя огромное количество людей были такими же акакиями акакиевичами. Их жизни проходили бесследно и не представляли собой никакой ценности. Для любого вышестоящего чиновника Акакий Акакиевич даже не человек, а покорный и беззащитный исполнитель распоряжений.

Бюрократическая система порождает бездушное отношение к людям. Яркий пример — «значительное лицо». Этому человеку «сострадание было… не чуждо», но занимаемая должность убивает в нем лучшие чувства. Узнав о смерти бедного просителя, генерал испытывает раскаяние, но оно быстро проходит. Финал повести с появлением привидения чиновника подчеркивает, что в реальной жизни смерть Акакия Акакиевича никак бы не повлияла на сложившийся порядок.

Композиция

Повесть представляет собой историю жизни чиновника Башмачкина, главным событием в которой стала покупка новой шинели. Конец произведения — фантастическая месть умершего титулярного советника.

Чему учит автор

Гоголь по собственному опыту знал, какое негативное воздействие на человека оказывает его стесненное материальное положение. Он призывает обратить внимание на забитых и униженных людей, пожалеть их и попытаться помочь, ведь от этого могут зависеть их жизни.

Ссылка на основную публикацию