Сочинение Заячьи лапы по рассказу Паустовского анализ

Анализ рассказа Заячьи лапы Паустовского

Своим по истине трогательным произведением “Заячьи лапы” Паустовский поднимает важные и актуальные проблемы для современного нам, лишенного чувства сострадания, общества. Отношение человека к живой природе, полная отстраненность и некомпетентность врачей и полное равнодушие к несчастью других.

В рассказе описывается история из жизни деда Лариона, который находясь на любимой охоте и пытаясь застрелить зайца, начинает нести наказание. Он попадает на путь движущегося огня, который чуть не лишил его жизни. Только с помощью, своей жертвы – бедного зайца, деду удалось найти обратный путь и выбраться из леса. В рассказе можно наблюдать, какое же чувство досады и стыда за свой поступок испытывает дед по отношению к своему спасителю – зайцу, которого он, только недавно, намеревался лишить жизни.

Композиция повествования содержит всю структуру элементов. В начале идёт рассказ о том, как Ваня принес обожженного зайца к врачу, тот безжалостно их выгоняет. Дальше действие развивается и Ваня с дедом направляются разыскивать другого, городского врача, который тоже не желая лечить ищет оправдания для отказа. В итоге все закончилось хорошо и зайцу была оказана своевременная помощь. В заключении рассказа Ларион повествует о зайце, как о своем спасителе. И читатель понимает, насколько сильно виновен дед перед нисколько не повинным животным.

Пейзажные зарисовки имеют в этом рассказе определённое значение. Их можно разделить на два вида: это неимоверная жара с сильным ветром, поднимающим пыль, как туман и осенний вечер с присущей ему прохладой и непроглядной тьмой, когда лучше сидеть дома за столом и попивая чай обсуждать прошедший день. Эти зарисовки помогают более реальному восприятию событий.

Так же можно заметить, что автором был умышленно нарушен порядок действий в рассказе. Паустовский даёт возможность читателю встать на место рассказчика, которому до последнего не были известны мотивы такой безмерной заботы деда по отношению к зайцу.

Природа во многом оказывается добрее человека, она способна на любую безвозмездную помощь несмотря на причиненную ей боль. Автор пытается донести до читателя, что человек должен быть благодарен природе и ни при каких обстоятельствах не нарушать течение её жизни.

После такой истории возникает чувство, что дед больше никогда не пойдёт на охоту и навсегда останется защитником природы.

Анализ произведения Паустовского

В рассказе Заячьи лапы Паустовский рассказывает трогательную историю о том как Ларион Малявин спасает зайчика и выхаживает зверька, который до этого помог ему спастись из лесного пожара.

Ситуация довольно банальная, охотник преследует зайца, хочет получить пропитание и ценный мех, но вот начинается лесной пожар и человеку нужно выбираться из леса. Только вот так ориентироваться как лесные обитатели он не умеет и теперь приходится действовать по-другому.

Ушастый умеет ориентироваться при лесном пожаре и знает куда бежать. Поэтому пожилому охотнику теперь приходится преследовать его по совсем другой причине – чтобы не стать пеплом лесного пожара. В итоге ситуация завершается положительным образом, только вот зайчик обжигает лапки.

Сердобольный дедушка берет его выхаживать и отправляется к ветеринару, но тот ничем не может помочь и предлагает отступиться. Действительно, ведь в лесу зайцев не убудет и ничего тут такого ужасного. Тем более сам охотник Ларион Малявин регулярно подстреливает таких же зайцев и не испытывает существенных угрызений совести.

Однако Малявин не хочет сдаваться и отступать он с внуком едет в город, где оказывается у детского доктора. Услышав историю, доктор соглашается помочь. Теперь и для зайца ситуация завершается положительным образом и он остается у своего спасителя с вылеченными лапками.

Рассказ учит нас относиться положительно к природе и чувствовать ответственность перед другими живыми существами. Мне понравилось описание Паустовского и то как он рассказывает о природе, отношениях дедушки и внука и других людей.

Тем не менее, поведение этого человека мне кажется совершенно непонятным и даже немного лицемерным. Он использует охоту для собственного пропитания и развлечения, то есть использует тела зайцев для своих потребностей и в принципе может обойтись без этого. При этом, когда Ларион также использует природную особенность зайца для собственного спасения, то почему-то считает себя должным чем-то этому зайцу.

Почему бы тогда ему не ставить памятник каждому зайцу, которого он уничтожил ранее или не брать себе домой выхаживать маленьких зайчат, которые остались в норке? Понятное дело рассказ для детей, но мы, современные дети, умеет размышлять глубоко.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Заячьи лапы

Популярные сегодня темы

Произведения Василия Быкова практически все посвящены войне, а герои стоят перед принятием важнейших решений. Быков заставляет читателя задуматься над такими понятиями, как «подвиг» и «предательство»

Данное творение можно назвать поистине философской работой. Красной нитью через него проходит вопрос веры, а также некоего злого рока. Автор использует достаточно большое количество гипербол, символов, олицетворений

Главным персонажем произведения является небогатая старая помещица, попавшая из-за своей доброты в непростое положение

Название романа «Герой нашего времени» своего рода вызов М.Ю.Лермонтова. Писателя интересует история души человеческой. Почему Печорин таков? Почему автор считает его лучшим представителем своего поколения?

В произведении описана жизнь русской интеллигенции конца позапрошлого века. Разговоры героев, как и большинства представителей этой социальной прослойки, в то время вращаются вокруг нужд народа

«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского

История создания

Рассказ написан в 1937 году и впервые увидел свет в виде детской книжки с картинками (Детиздат, 1937). Это одна из многочисленных реальных историй, которыми обогатился писатель, живя в своей любимой глуши – в Мещёрском крае. В этих местах много небольших торфяных озёр, т.е. таких водоёмов, у которых берега и дно имеют грунт в виде торфяника. Торфяники легко загораются, огонь быстро распространяется на много километров. Описанное в рассказе небольшое Урженское (иначе – Уржинское) озеро находится всего в пяти километрах от трассы Владимир – Рязань, однако во время торфяного пожара выйти на трассу даже с ближнего к ней берега практически невозможно. Вот почему только чудо могло спасти старого Лариона Малявина, застигнутого на охоте огнём и дымом торфяного пожара. Этому чуду и посвящён его рассказ, «записанный» Паустовским.

Литературное направление и жанр

Однако рассказ не просто «записан» Паустовским. Во всяком случае, он «записан» не в реалистических традициях охотничьих «записок» С. Т. Аксакова и И. С. Тургенева. Перед нами по сути мастер-класс по преобразованию бытового охотничьего рассказа в романтическую новеллу. А сознательно развитые жанровые признаки романтической новеллы заставляют отнести это произведение не столько к реалистической, сколько к неоромантической традиции.

Герои рассказа

Прежде всего, здесь есть герой-повествователь, который как-то в октябре ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Ночь до самого рассвета прошла в задушевных разговорах. Суровый охотник и рыбак, дед Ларион вместе с тем великодушен, чуток и справедлив, и все эти качества он передал внуку Ване.

Как это обычно бывает в «малой» прозе Паустовского, кроме главных героев (деда с внуком и, конечно, храброго зайца) на пяти страницах текста каким-то чудесным образом проживают свои яркие жизни ещё с десяток персонажей. И как всегда у Паустовского это не реалистические типы (для обоснования типичности персонажей несомненно понадобилось бы больше повествовательного времени и пространства), а некие символы бытия (раздражённый городской аптекарь, местный журналист, московский профессор…). Так деревенский ветеринар, о котором Ларион говорит: «Он у нас коновал», огрубел от своей беспросветной работы и жизни, он не любит зверей и велит Ване зажарить (!) обожжённого (!) зайца – т.е. вместо того чтобы спасать живые существа от огненной стихии бытия, предлагает «просто» завершить недовершённое дело этой стихии. Это варвар, живущий одним желудком. И полную ему противоположность составляет старый педиатр Карл Петрович, который «уже три года как перестал принимать пациентов» и вместо этого играет на рояле «нечто печальное и мелодичное». Но не было бы никакой между ними сюжетной связи, вообще не состоялась бы эта «детская сказка о чуде», если бы в селе не нашлось «жалостливой бабки Анисьи», которая хоть и привела к ветеринару козу (дело основательное и ветеринару понятное), но ничтоже сумняшеся направила Ваню с зайцем к Карлу Петровичу, лечившему не зверей, а детей, ибо в плачущем зайце узрела не дичь, а дитя.

Тема и проблематика

Темы «Заячьих лап» – это темы справедливости и благодарности, а проблема и творческая задача – в связывании этих тем. Этой задаче полностью подчинена

Сюжетная композиция

Смысл сюжетной композиции – рассказать всю историю из конца в начало, т.е. строго противоположно фабуле. Фабула такова:

  1. Рассказчик ночует у деда Лариона, который показывает ему зайца с рваным ухом и сообщает историю этого зайца (при совпадении фабулы и сюжетной композиции эта часть составила бы экспозицию).
  2. Сама же история должна была бы начинаться с завязки, т.е. с того, как заяц спас деда.
  3. Развитие действия состояло бы в том, что сначала Ваня один, а потом вместе с дедом, искали врача, который мог бы вылечить обгорелые заячьи лапы.
  4. «Хэппи энд» состоял бы в том, что такой врач нашёлся, а слух о зайце-спасителе (!) разошёлся сначала по всему городу, а потом (благодаря прессе) и по всей стране.
  5. Развязку и вместе с тем кульминацию составил бы дедов ответ московскому профессору, пожелавшему купить зайца: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле». Концовка, что и говорить, для 37-го (!) года опасно эффектная, даже вызывающая: в самый разгар расстрелов и стукачества дед Ларион не стал Иудой, не продал «душу живу» и зайца-спасителя (!).

Однако писатель не то что испугался столь эффектного и вместе с тем реалистически правильного построения рассказа, но он им не соблазнился. Он пошёл по пути классической композиции романтической новеллы, в конце которой читателя ждёт взрыв эмоций, вызванный неким неожиданным открытием. И как это часто бывает в новелле, на место такого «понимающего» читателя поставлен повествователь (последняя фраза новеллы – «Тогда я понял всё»). Поэтому «ситуация рассказывания» (ночная беседа) описана не в начале, а в конце – что даёт возможность в финале достичь совершенно неожиданного катарсиса-кульминации, узреть ту глубокую жизненную правду, которая, собственно говоря, вообще не укладывается в фабулу и которой в этой истории не увидели ни местный журналист, ни московский профессор. «Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся» – так начинается финальный пересказ дедова рассказа. Далее следует подробное описание того, как дед попал в эпицентр лесного пожара и уже прощался с жизнью, как вдруг из-под ног у деда выскочил какой-то (!) заяц и вывел из огня, только лапы у зайца обгорели. И вроде бы дед зайца отблагодарил, лапы вылечил и приютил – чего ж ещё? Но только сердится дед, не может свою совесть успокоить, говорит, что перед зайцем он виноват, даёт рассказчику фонарь и отправляет в сени смотреть на спящего зайца.

Читайте также:  Сочинение Мой любимый герой в поэме Слово о полку Игореве

Тут-то мы и видим, что левое ухо у зайца рваное. Смерть от дедова ружья ждала зайчонка, но дед промахнулся, избежав таким образом и собственной смерти. Так что жизнь в глубинных основаниях своих справедлива, а вина наша в непонимании и неблагодарности…

Художественное своеобразие

«Новелла есть новое, неслыханное происшествие» (Гёте), и поэтика новеллы Паустовского есть поэтика неслыханного. «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами», и это многое объясняет, а пейзажный фон – не только картина, но температурные ощущения, звуки («ленивый гром») и запахи («пахло гарью и сухой гвоздикой») – и весь этот фон равномерно распределён между сюжетными частями, причём значение его постепенно нарастает. Чем ближе к финалу, тем пейзажно-звуковой фон становится тревожнее, а ближе к развязке-кульминации уже почти невыносимо тревожным, ждущим откровения о некой тайне, разрешения некой загадки: «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь». Паустовский истинный мастер неожиданных сравнений и эпитетов (высокая гроза, ленивый гром и т.п.), они дают ощущение непридуманности и полноты создаваемой им картины.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО «ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ»

Если рассматривать сюжет данного рассказа, тов сюжете произведения лежит история о деде Ларионе Малявине, который пошел охотиться жарким августовским днем в лес и был застигнут врасплох лесным пожаром, который чуть не унес его жизнь, но благодаря зайцу, который вывел его из огня, он был спасен. Конфликт в произведении скрытый: мы видим внутренние переживание в душе деда Лариона – с одной стороны он рад и благодарен зайцу за его спасение, но с другой он чувствует огромное сожаление и вину за простреленное ухо животного. В композиции рассказа выделяются все структурные элементы. В экспозиции повествуется, как Ваня Малявин принес маленького зайца с прожженными лапами к местному ветеринару, но тот отказался его лечить и выгнал их вон. Развитие действий: по рекомендации бабки Анисьи, Ваня и дед Ларион отправились в город на поиски Карла Петровича, но после того как они его нашли, тот наотрез отказывается лечить зайца, ссылаясь на то, что он специалист по детским болезням, который не практикует уже больше 3 лет. В конце концов, поддавшись, уговорам деда Лариона, и выслушав его историю про зайца, он соглашается. В итоге лесного жителя благополучно вылечили. В кульминации Ларион Малявин рассказывает историю о том лесном пожаре и героическом поступке зайца. Развязка же помогает нам понять о том, какую вину испытывает дед Ларион перед зайцем.

Анализ внутренней формы произведения: Повествование безличное, ведется от лица повествователя. Основным приемом создания образа персонажа является характеристика героев через их действия и поступки в системе сюжета. Автор не очень подробно описывает внешние черты героев, можно сказать, что они достаточно скудны. Ларион Малявин – это дед с растрепанной бородой в онучах, ходит с посохом. Представляется нам, как добрый и отзывчивый человек, с высоким чувством долга и ответственности. («Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Этот заяц, можно сказать спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!»). Если рассмотреть характер поступков Вани Малявина, внука деда Лариона, то можно увидеть, что он добрый, отзывчивый и заботливый мальчик, который также чувствует ответственность и благодарность перед зайцем. («Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел. Заяц молчал.- Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь? Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза. Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»). Зайца нам автор описывает, как маленькое животное с красными от слез глазами, с прожженными лапами и животом, и рваным левым ухом.

Также на протяжении всего рассказа мы видим второстепенных персонажей, которые или помогают, или остаются равнодушными к просьбе о помощи, например, ветеринар, который отказывается лечить зайца и прогоняет Ваню; бабка Анисья, которая дает совет, отправится в город на поиске Карла Петровича. Также не стоит забывать аптекаря, который помогает найти дом с Карлом Петровичем. И самого Карла Петровича, который оказался отзывчивым человеком и помог вылечить раненого зайца. Образы персонажей эпические, т.к. автор последовательно описывает героев и их поступки.

Пейзаж в этом произведении имеет особое место, на протяжении всего рассказа мы можем его условно разделить на два типа: это горячая неслыханная жара с жарким ураганом, которая создает иллюзию пожара над городом. И второй тип пейзажа – это осень: холодные созвездия, шум сухого тростника и непроглядные октябрьские ночи, в которых приятно выпить чай, дождаться далекого и нерешительного рассвета и обсудить прошедшие события. Пейзаж помогает нам лучше прочувствовать атмосферу рассказа и окунуться в его события вместе с героями.

Также мы видим, что автор нарушил хронологический порядок рассказа, чтобы читатель смог представить себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.

Константин Паустовский хотел нам сказать о том, что даже на зло природа может ответить нам добром ( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня.), что не во всех жизненных ситуациях мы можем положиться только на себя или на людей (Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: “Погоди, милый, не беги так-то шибко!”Заяц вывел деда из огня.) Человек, должен относиться бережно к природе и к ее лесным жителям. Человек должен нести ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе.

Мне кажется, что данный рассказ мало кого оставит равнодушным. В нем вы видим прекрасный пример того, что доброта, отзывчивость, сочувствие – это чувства, которые человек может испытывать не только к людям, но и к животным. Дед Ларион это прекрасный пример человека старой закалки, для которого чувство долга и ответственности, это не пустой звук. Он не делает различий между человеком и животным, для него даже маленький заяц, это живое существо, которому нужно помочь. Он не жалеет, ни сил, ни времени на то, чтобы отдать долг за спасенную жизнь лесному жителю. Это прекрасный пример того, что человек должен жить в сфере добра и эта сфера создастся им самим, она создаётся из его добрых дел и поступков. И в заключение можно сказать что, на мой взгляд, подобный рассказ будет всегда актуален, ведь тема, ответственности человека перед природой не изживет себя никогда.

Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского “Заячьи лапы”. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Цель: формировать умение анализировать художественное произведение.

Задачи: показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К.Г.Паустовского видеть необычное в обычном;
определить роль природы и человека в рассказе;
воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий.

I. Актуализация прежних знаний.

Паустовский – писатель, без произведений которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе. Каждый его рассказ заставляет обратить внимание на мелочи, без которых не получилась бы общая картина. Мир героев Паустовского – это мир простых безвестных тружеников и умельцев, любовно украшающих родную землю. Это люди доброжелательные, глубоко мирные, очень “домашние”, понятные и близкие, люди труда, с их устоявшимся бытом и его знакомыми подробностями

II. “Заячьи лапы”. Сюжет и композиция рассказа.

Ученики читают текст рассказа “Заячьи лапы”. Осмысление восприятие рассказа:
–Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес? Что удивило вас, что заставило задуматься?
–Что вам показалось необычным в построении рассказа?
Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем о причинах этого желания и о чувстве вины и благодарности, которые испытывал дед Ларион.

Осмысленное существование, благородные общественные жизненные цели соответственно формируют их внутреннее существо, их душевный склад, черты их характера. Сердца их открыты навстречу друг другу, склонны к дружбе, к привязанности, им враждебны жестокость и пошлость, они бережны и чутки к чужому горю.

Анализ композиции рассказа.

Коллективное составление плана рассказа, выделяя границы эпизодов. Цифры слева обозначают порядок расположения эпизодов в рассказе.
– Восстановите порядок событий.
Цифрами справа обозначим расположение эпизодов в реальном времени (фабула).

1.Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.2
2.Ваня несет зайца домой.3
3.Дед и Ваня ищут Карла Петровича.4
4.Разговор Карла Петровича с дедом.5
5.“Беседа о зайце” и письма профессора.6
6.Рассказчик в гостях у деда Лариона.7
7.История спасения деда от пожара.1
8.Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца.8
Читайте также:  Сочинение Тема любви в литературе

– Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?
Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку.

Вывод: автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

III.Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.
Перечитаем последние строки рассказа:
“– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
– Чем же ты провинился?
– А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все”.
– Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него–выход на философскую проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.

Фактический уровень: До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.

Философский уровень: Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. Мир оказывается, так полон хороших симпатичных людей, что в нем нельзя, невозможно долго оставаться страдающим, одиноким, лишенным дружеского участия и сердечной теплоты.

Объяснение домашнего задания.

Паустовский – мастер показывать необычное в обычном. Отметим в тексте рассказа несколько предложений, в которых проявляется эта особенность писательской манеры Паустовского: “Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах”. Подчеркнем, что поэт сравнивает заросли гвоздики с островами и это помогает нам представить яркие, выделяющиеся пятна этих цветов.

Отметить в тексте рассказа “Заячьи лапы” строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.
Написать сочинение на тему “Природа и человек в произведениях К.Г.Паустовского”.

Сочинение Заячьи лапы по рассказу Паустовского анализ

Войти через uID

–>

–>

–>Главная » –>Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Рассказ «Заячьи лапы» сочетает в себе глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К. Г. Паустовского видеть необычное в обычном. Обсуждение этого рассказа предоставляет учителю большие возможности в работе с детьми.

I. Артикуляционная разминка
Повторяем скороговорки. Следим за четкостью артикуляции при различных интонациях.

II. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа
Выразительное чтение
Ученики читают текст рассказа «Заячьи лапы». Поможем им осмыслить восприятие рассказа:
— Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес? Что удивило вас, что заставило задуматься?
— Что вам показалось необычным в построении рассказа?
Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем о причинах этого желания и о чувстве вины и благодарности, которые испытывал дед Ларион.

Анализ композиции рассказа
Коллективно составим план рассказа, выделяя границы эпизодов. Цифры слева обозначают порядок расположения эпизодов в рассказе.
— Восстановите порядок событий.
Цифрами справа обозначим расположение эпизодов в реальном времени (фабула).

Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.

Ваня несет зайца домой.

Дед и Ваня ищут Карла Петровича.

Разговор Карла Петровича с дедом.

«Беседа о зайце» и письма профессора.

Рассказчик в гостях у деда Лариона.

История спасения деда от пожара.

Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца.

— Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?
Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку. Ответы детей на этот вопрос будут неоднозначны. Вместе придем к мысли, что автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

III. Мысль автора об ответственности человека перед природой
Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.
Перечитаем последние строки рассказа:
«— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
— Чем же ты провинился?
— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все».
— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него — выход на философскую проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.
Фактический уровень: до пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.
Философский уровень: человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.

Объяснение домашнего задания
Паустовский — мастер показывать необычное в обычном. Отметим в тексте рассказа несколько предложений, в которых проявляется эта особенность писательской манеры Паустовского: «Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах». Подчеркнем, что поэт сравнивает заросли гвоздики с островами и это помогает нам представить яркие, выделяющиеся пятна этих цветов.

Домашнее задание
Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.
Нарисовать иллюстрацию к одному из изученных в 5 классе произведений Паустовского.

Урок литературы в 5 классе по рассказу Паустовского «Заячьи лапы»

Стучкова
Урок литературы в 5 классе по рассказу Паустовского «Заячьи лапы»

Урок литературы в 5 классе

Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения.

Цель урока:

– развивать у учащихся умение формулировать тему и определять проблему произведения.

Задачи:

– развивать речь, воображение учащихся;

– развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т. е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;

– учить вдумчивому, осознанному чтению;

– воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.

Оборудование: Литература. 5 класс. Учеб. – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2./ Авт. – сост. В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2016. ; раздаточный материал ; ноутбук, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация.

УДД

– развивать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;

– формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;

Развивающие е: – совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;

– формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

Личностные У УД:

– различать основные нравственно – этические понятия;

– соотносить поступок с моральной нормой;

– оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;

– проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре.

Познавательные У УД:

– сопоставлять поступки и поведение героев ;

– воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;

-обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные У УД:

– воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;

– составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования,приводить убедительные доказательства;

– писать о синквейн, используя полученную информацию.

Регулятивные У УД:

– формулировать целеполагающий вопрос на уроке.

Форма организации учебной деятельности:

Методы и технологии, используемые на уро ке:

– методика исследовательских заданий,

– элементы технологии развития критического мышления,

– элементы технологии проблемного обучения,

Приемы деятельности учите ля:

– вызов к размышлению,

– работа со словом,

– использование презентации в качестве иллюстративного материала.

Основные виды деятельности учащих ся:

Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». (Л. Леонов)

Ход урока

Сегодня мы продолжаем изучение творчества Константина Георгиевича Паустовского. На предыдущем уроке мы с вами разбирали его рассказ- сказку «Теплый хлеб». А к сегодняшнему уроку вы должны были внимательно прочитать его рассказ «Заячьи лапы».

Давайте определим, в чем сходство этих рассказов.

– Кто герои этих произведений кроме людей?

в рассказе «Теплый хлеб» – раненый конь, в рассказе «Заячьи лапы заяц”- заяц

– Чему учат рассказы?

доброте, отзывчивости и ответственности

Итак открываем тетради, записываем число и тему урока:

Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения.

А теперь определим тему рассказа «Заячьи лапы». Для этого обратимся к названию рассказа. Почему он называется именно так?

Рассказ назван «Заячьи лапы» потом, что у зайца, о котором идет речь в рассказе, были обожжены лапы, и главное действие рассказа разворачивается вокруг необходимости вылечить зайцу лапы.

А только ли о зайце идет речь?

(о зайце, о пожаре, об ответственности людей) О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

Какую важную проблему поднимает автор в рассказе? Эта проблема очень актуальна в сегодняшнее непростое время, ведь у нас много лесных пожаров, много людей истребляющих животных ради забавы. В чем же главная ответственность человека на земле?

Ответственность человека перед природой

Как же решить эту проблему? Что нужно изменить в людях, чтобы они стали более внимательны и ответственны к окружающему нас миру?

Обратимся к эпиграфу урока.

Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». (Л. Леонов)

Как вы его понимаете?

Чтобы более глубоко понять высказывание Леонова проанализируем рассказ «Заячьи лапы». И начнем мы с ответа на вопрос каков каждый персонаж, встречающийся нам в произведении.

Сегодня мы работаем в парах. У каждого на столе лежат листочки с заданием. Первое задание будет выбрать из предложенного списка характеристику героя рассказа.

Приступаем к работе. (задание представлено в виде таблицы. В ходе работы учащиеся каждому герою находят соответственную характеристику)

Ваня беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый.

Карл Петрович интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Ветеринар злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, гру бый

Бабка Анисья любопытная, жалостливая, душевная, добрая

Аптекарь нервный, сердитый, раздражённый, но доб рый

А теперь найдем подтверждение правильности ваших выводов в рассказе, диалогами некоторых героев.

Ст. 83. – диалог Вани, ветеринара и бабки Анисьи Чтение по ролям. (автор, Ваня, ветеринар, Анисья ).

Какие слова показывают особую бессердечность ветеринара?

Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Случалось ли так, что вас обижали люди не понимая вашей проблемы и были равнодушны к ней?

. Каким одним словом можно заменить описание — «заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену»?

Какие реплики показывают доброту и участие бабки Анисьи?

(дети находят реплики в тексте)

Часто ли люди замечают вашу боль и готовы вам помочь участие и советом?

Какое качество должно быть развито в человеке, чтобы уметь сочувствовать и помогать другим?

– Вы нашли истину? Это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Но почему на центральное место занимает заяц?

Действительно, больной заяц в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.

Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто – то нет.

Перед нами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова в тетради.

(на доске написана незавершенная фраза (каждый выбирает по желанию)

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко….

Быть добрым тяжело…

Дети читают высказывания.

Именно заяц послужил проверкой человека на доброту. И первым эту проверку проходит дед Ларион. Почему он так заботится о зайце?

(он спас его во время пожара)

– В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие – лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.

Прочитайте сцену пожара ст 87. Второй абзац читаем по цепочкеb][/b]ке.

Найдите слова, показывающие опасность настигающего бедствия.

Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. (найдите эпитет)

Смерть настигала деда, хватала его за плечи… (какое художественное средство использует автор)

– Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.

-А как возникают в лесу пожары?

Послушайте стихотворение, которое подтверждает ваши ответы.

Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра

Он в лес ушёл, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны, багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами выжег, кусты спалил, в зелёный лес пошел.

Как вспуганная, стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели, со страшным треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы.

– Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

– Можете ли вы объяснить эту фразу: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.-

Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.

Перечитаем последние строки рассказа:

«— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

— Чем же ты провинился?

— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял вс е».

— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

до пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.

– Какие выводы для себя сделали?

животное спасло стрелявшего в него охотника

– Кто великодушнее человек или природа?

-Отчего зависит спасение и жизнь человека?

Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.

III. ^ Стадия «Рефлексия».

Составим синквейны, относящиеся к теме урока по теме «Природа», и по теме – по теме «Человек». Синквейны мы с вами еще не составляли поэтому объясняю что это такой

СИНКВЕЙН – от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Строится он следующим образом:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определённый смысл.

5 строка – вывод, одно слово, существительное.

Например синквейн со словом ШКОЛА

Учит, развивает, воспитывает

Необходима каждому человеку.

Первый синквейн на тему Человек составим вместе.

2. Сочувствующий, отзывчивый

3. Слушает, учится, сопереживает

4. Человек должен слышать голос природы

Второй синквейн попробуйте составить самостоятельно, работая в паре.

Дети составляют синквейны и зачитывают их.

– Вернёмся к проблеме урока:

какие добрые дела мы должны совершить, чтобы природа ответила нам тем же?

Мы должны заботиться о природе, помогать и сопереживать ей).

Д. з Нарисовать иллюстрацию к любому из прочитанных нами произведений Пауствского.

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы по рассказу А. Баркова «Внезапное открытие» Тема: «Внезапное открытие». По А. Баркову. Цель: знакомство с новым произведением. Задачи: 1. Образовательные: формирование навыка осознанного,.

Фотоотчет «Открытый урок по математике в 3 классе» Фотоотчет по открытому уроку в 3 классе. Тема урока: Единицы массы. Грамм. Начался урок с закрепления состава многозначных чисел. Затем.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.

Урок ИЗО в 7 классе «Автопортрет» Цели и задачи: развитие творческих способностей учащихся, развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность, глазомер, аналитическое.

Урок музыки во 2 классе «Масленица» Урок музыки 2 класс по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» Цель: Знакомство.

Урок ОБЖ в 9 классе УРОК ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ Тема: Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок внеклассного чтения в 7 классе «Можно ли оправдать предательство?» по рассказу Ю. Нагибина «Эхо» Урок внеклассного чтения в 7 классе. Можно ли оправдать предательство? (по рассказу Ю. Нагибина «Эхо») Цель: ознакомить учащихся с содержанием.

Урок знаний 1 сентября во 2 классе УРОК ЗНАНИЙ (2 класс) Цель: Помочь второклассникам быстрее адаптироваться к школьной жизни после летних каникул, способствовать сплочению.

Урок знаний 1 сентября в 3 классе Цель: поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой, создать настрой на учебную деятельность. Оборудование: • презентация.

Ссылка на основную публикацию
17.03.2015, 10:40