Сочинения по рассказам Горького

Сочинения по творчеству Горького

Творчество Максима Горького правдиво и глубоко подвергает беспощадной критике пороки буржуазного строя и показывает, как силы пролетарской революции противостоят эксплуататорам.

Начало литературной деятельности писателя относится к 1892 году. В 1898 оду выходят отдельным изданием 2 -го его сборника «Очерков и рассказов». В течение 6 лет он написал великое множество интереснейших работ. С первых же своих произведений и в течение всего творческого пути Горький показывает ряд образов, к которым он испытывает страстную ненависть и презрение. Наряду с хозяевами жизни изображены люди из народа. Это и чернорабочие соляных промыслов из произведения «На соли» и просто бродяги из рассказа «Дед Архип и Ленька», люди, выброшенные на улицу босяки из таких работ, как «Челкаш» и «Бабушка Акулина».

Эти творения драматичны по содержанию, так как здесь происходят сложные конфликты между людьми, по-разному изуродованными самодержавием. Так, в рассказе «На соли» Горький показывает, как в условиях гнета и насилия рождается жестокость, в людях истребляется все человеческое. Но истинно человеческие чувства не могут быть окончательно убиты, они пробуждаются и здесь. Виноватыми оказываются те люди, которые звереют от непосильного труда. Таковы условия жизни, противные человеческой природе.

В рассказах о босяках Горький вскрывает те причины, которые заставляет представителей разных классов общества капиталистов сделаться босяками и попасть на дно. Очень характерен в этом отношении произведение «Злодеи», где рассказывается о том, как молодой деревенский парень в поисках работы попадает в город, становится босяком и совершает вместе с товарищем нелепое убийство. Создание повести является еще одним шагом в идейно-художественном развитии Горького. Он впервые здесь дает широкую картину жизни при капиталистическом строе. Такой работой является «Фома Гордеев», где показана борьба идет внутри класса, и главный герой становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных природой. В 1900-хгодах Горький все больше создает драматические труды, где идет обличение буржуазной интеллигенции всех толков. Так, появляются пьесы «На дне», «Дачники», «Враги». Но самым известным произведением писателя является роман «Мать», где ясно прослеживается отношение Горького к реформам в обществе. В творении показана борьба за новую жизнь, что давало неоднозначные мнения по этому поводу среди критиков.

2 вариант

Творческая деятельность Максима Горького представляет собой целую эпоху в развитии человечества, а также период, когда был сокрушен империализм, и произошла Октябрьская революция. Писатель, который вышел из низших слоев, тесно связанный с рабочим классом, является выразителем 3-го этапа освободительной борьбы.

Начало литературного пути Горького относится к 1892 году. Через 7 лет выходят 2 томика его «Очерков и рассказов». Его ранние произведения отличаются большим разнообразием по своей тематике и по своим жанровым особенностям. Это время напряженных творческих исканий писателя. Он разоблачает угнетателей с их мещанскими настроениями. Борьба с мещанством является одной из ведущих линий творчества. Так, в рассказе «Озорник» журналист Истомин когда-то мечтал о том, чтобы послужить народу, но постепенно он утрачивает свои высокие стремления, и устроившись в жизни, становится мещанином.

Продолжая лучшие традиции демократической литературы критического реализма, Горький показывает жизнь народа, наполненную лишениями и страданиями. В людях из народа, изображенных в рассказах « Дед Архип и Ленька», «Горемыка Павел « и др. мы видим высокие благородные чувства, которые часто не находят ни выходы, ни применения, а лишь стихийное пробуждение сознания в массах. В рассказах о босяках писатель раскрывает те причины, которые заставили представителей капиталистического общества опуститься на дно жизни.

В реалистических рассказах о босяках герои выступают иногда в романтическом образе, как например, Челкаш, Коновалов, Мальва. Морские и степные просторы, на фоне которых они показаны, подчеркивают широту их натуры, любовь к вольной жизни. В период между 1901-1906 годами писатель создал ряд пьес и переход к драматургии не случаен, так как он видел в театре трибуну, которая давала возможность при непосредственном общении с массами с особой остротой поставить самые острые злободневные вопросы современности. В пьесах об интеллигенции «Дачники», «Дети солнца», «Варвары» Горький показывает резкое классовое расслоение интеллигенции и обреченность культуры эксплуататоров. Одним из ярких произведений в творчестве стал роман «Мать», который призывал пролетариат объединиться для борьбы, выполняя одну из важных задач, выдвинутых большевиками

Темы сочинений и тезисные планы по творчеству М.Горького
материал по литературе по теме

Материал содержит перечень тем сочинений с подробными планами к некоторым из них

Скачать:

ВложениеРазмер
temy_sochineniy_i_referatov.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького.
2. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в произведениях М. Горького.
3. Пафос романтических произведений Горького.
4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького.
5. Тема человека в ранних рассказах М. Горького.
6. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького.
7. Трагические судьбы “людей дна” в произведениях М. Горького.
8. “Человек” в произведениях М. Горького (“Фома Гордеев”, “На дне” и др.).
9. “Свинцовые мерзости” русской жизни в ранних рассказах М. Горького.
10. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького.
11. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького “На дне”.
12. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького “На дне”.
13. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького “Мать”.
14. “Очень своевременная книга” и “Несвоевременные мысли” М. Горького (по роману “Мать” и “Несвоевременным мыслям”).
15. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).
16. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе “На дне”),
17. “Человек- вот правда!” (по пьесе “На дне”).
18. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее “Жизнь Клима Самгина”.
19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне”.
20. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе “На дне”.
21. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений).
22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?

23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: “Каждый сам себе судьба” (по рассказу М. Горького “Старуха Изергилъ”).

24. Устарел ли Максим Горький?

По одной из последних трех тем написать сочинение – эссе.

ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ

СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”

Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой.
Беранже

Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо

куда полезнее усыпительных гуслей.
Л. Леонов

I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя.
II. Человека Горький ищет везде, даже “на дне” жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды.
III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь?
IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина – основной драматургический конфликт пьесы.
V. Жизненная философия Луки: “Не всегда правдой душу вылечишь”. Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди “странники” и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь “устроиться” в ней, “приспособиться”. Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о “праведной земле”).
VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин – обличитель лжи как “религии рабов и
хозяев”, прибежища нищих духом. Правда Сатина – “бог свободного человека”, правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.
VII. Человек Луки – отдельная, конкретная личность (“я всякого уважаю”), Человек-Сатина – это общность людей, человечество (“Это не ты, не я, не они. нет! Это – ты, они, старик” Наполеон, Магомет. в одном”).
VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки – это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются.
XI. Гуманизм Горького в пьесе “На дне”, философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром). Современные постановки и трактовки пьесы.

ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) – для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых. Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: “Он очень одинок, хотя никогда не бывает один”, “в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает”. И уж совсем красноречивый вывод: “у старого медведя на губе кольцо”.
II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ. Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества. Вероятно, написано талантливо.
III. Романтические песни “Старуха Изер-гиль” – все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, “цветистый” язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись.
IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии (“Детство”, “В людях”, “Мои университеты”). “Свинцовые мерзости русской жизни” и в то же время “здоровое, яркое, творческое”, что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне.
V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. “Дачники”, “Дети солнца”, “Васса Железнова”, увиденные по телевизору, достаточно интересны. “На дне” – пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники – живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту (“молодец старик”).
VI. Больше всего спорить хочется с романом “Мать”. Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый “забрызгать кровью небеса” во имя идеи) – абсолютно неприемлема для меня. Думается, что “своевременность” этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь.
VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно “Дело Артамоновых”, “Жизнь Клима Самгина”, последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.

VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто “сделал себя сам”. Как это ни банально звучит, в разное время
Горький был разным (это доказывают его “Несвоевременные мысли”), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.

РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО

Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий. Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.
А. Н. Толстой

I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль – герои, зовущие к подвигу.
II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни.
III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко – подвиг есть следствие огромной любви к людям.
IV. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в ранних произведениях А. М. Горького.
V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека.
VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах.
VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся – “свободная стихия”. Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.). Символика пейзажных зарисовок.
VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка – смерть, Уж – Сокол, Ларра – Данко, Буревестник– глупый пингвин и т. д.).
IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.

Сочинения по рассказам Горького

Творчество Максима Горького отличает многожанровость. Талантливым художником слова показывает он себя и в романах, и в повестях, и в рассказах, и в публицистике, и в драматургии.

Пьеса «На дне» — одно из вершинных произведе­ний Горького. Это социально-философская пьеса, но ее конфликт связан с целым рядом проблем, в том чис­ле и с проблемой любви.

Нравственность — вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лер­монтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов.

Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, фило­софских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пье­сой-диспутом!

М. Горький известен нам в большей мере как «поэт пролетариата», «выразитель его коллективной души».

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал»,— говорил М. Горький. Этот рассказ был действительно очень до­рог писателю.

Гениальность писателя-творца заключается в уме­нии отобрать из богатейшего нашего словаря самые точные, самые сильные и ясные слова.

В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в че­ловека.

В повестях автобиографической трилогии «Детство», «В людях» (1913-1916) и «Мои университеты» (1925) М.Горький изображает героя, способного к духовному саморазвитию.

Роман рассказывает не просто о революционной борь­бе, а о том, как в процессе этой борьбы перерождаются люди, как к ним приходит духовное рождение. «Душу воскресшую — не убьют!» — восклицает Ниловна в конце романа, когда ее зверски избивают полицейские и шпики, когда к ней близка смерть.

Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее.

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное – мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Сочинения по рассказам Горького

Меню сайта

Сочинение по литературе

Горький М. – сочинения по произведениям и творчеству

Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее полно раскрываются философские проблемы, волнующие автора.

Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни? (по повести М. Горького «Детство»)

В центре повести Горького «Детство» – мальчик Алеша, волею судеб «заброшенный» в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Поэтому можно сказать, что эти люди – главные в его судьбе, те, кто воспитали мальчика, заложили в него все основы.

Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького “На дне”)

Я прочитал пьесу М. Горького “На дне” и выделил основную проблему этого произведения. Это проблема истинного и ложного гуманизма.
В пьесе идет спор о том, что лучше: правда, какая она есть на самом деле, или жалость, сострадание и ложь.

Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Ранний период творчества М. Горького отличается глубоким романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Ранние герои писателя выражают свободы, любви, служения людям.
Пример тому – рассказ «Старуха Изергиль», давно ставший хрестоматийным.

Доброта и жестокость в жизни героя Максима Горького «Детство»

Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. В ней зрелый писатель обратился к теме своего прошлого.
В центре повести – мальчик Алеша, волею судеб «заброшенный» в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка.

Проблема любви и свободы в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

Рассказ «Макар Чудра» – романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане – свободолюбивые и непокорные. Это традиционные образы писателей-романтиков. Горький использует в рассказе цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (по повести М. Горького «Детство»)

Максим Горький родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде. Раннее детство писателя прошло в семье деда. С десятилетнего возраста маленький Алеша Пешков вынужден был жить «в людях». Он работал «мальчиком» в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходе…

Повесть Горького «Детство» просто необходимо прочитать каждому человеку, интересующемуся как традициями русской литературы, так и исторической обстановкой родной страны. Повесть «Детство» – это автобиографическое произведение, которое со всей простотой и искренностью рассказывает о жизни самого писателя.

«Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина и Горького

Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру.
Именно поэтому главными героями многих произведений русских писателей являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми.

Каждый сам себе судьба (по ранним романтическим произведениям Горького)

Ранние произведения Горького отличаются романтическим настроем. Его герои в это время порывисты, отважны, они сами выбирают свою судьбу, делают ее своими собственными руками.
В рассказе «Макар Чудра» мы видим жизнь цыган. Для Горького это вольные люди, не имеющие пристанища, скитающиеся по миру.

Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность «На дне» сразу привлекла внимание русской общественности.

Сочинения по рассказам Горького

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 7 класс. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (по повести М. Горького «Детство»)

Повесть Горького «Детство» просто необходимо прочитать каждому человеку, интересующемуся как традициями русской литературы, так и исторической обстановкой родной страны. Повесть «Детство» – это автобиографическое произведение, которое со всей простотой и искренностью рассказывает о жизни самого писателя.
Жизнь человека редко бывает безоблачной, обычно каждому приходится пройти сквозь череду проблем, потерь и трудностей. Не исключением был и сам Горький. Он был совсем ребенком, когда лишился отца. Мальчик не смог сразу осознать всей глубины трагедии, но чувствовал, что мать его сломлена, убита случившимся. После смерти отца маленький Алеша Пешков вместе со своей матерью оказался в доме деда и бабушки.

Образ бабушки свидетельствует о ее мягкости, доброте, искренности и снисходительности. Бабушка была добра ко всем, она никогда никого не осуждала, не критиковала. Бабушка не была красивой, но во всем ее облике таилась удивительная внутренняя красота, которая сразу была подмечена маленьким внуком. «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись. улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и. все лицо казалось молодым и светлым».

Писатель говорит, что до встречи с бабушкой «как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет». Встреча с бабушкой изменила всю жизнь мальчика, заставила иначе взглянуть на окружающих людей. Бабушка безгранично добра и терпелива, ее любовь распространяется абсолютно на всех людей. До встречи с бабушкой Алеша Пешков был еще слишком мал, поэтому просто не задумывался о многом.

Жизнь в семье деда заставила его быстро повзрослеть. Близкие родственники проявляли друг к другу сильную вражду, и это чувствовалось буквально во всем – в их отношении между собой, в отношении к родителям и даже собственным детям. Родные братья требовали у деда раздела имущества и воспринимали мать Алеши, свою родную сестру, как помеху, потому что боялись, что она потребует положенного ей приданого.

Раньше Алеша даже не догадывался о том, как подчас жестоки и несправедливы бывают взрослые по отношению к детям.

Отец никогда не бил Алешу, а в доме деда порка была обычным делом. Буквально в первый раз дед засек внука до потери сознания.

Проступок мальчика нельзя назвать каким-то особенно страшным, но деда возмутила непокорность внука, который попытался вырваться и избежать наказания.

Подобные обстоятельства заставляют ребенка стать сильнее, взрослее, мудрее. Алеша начинает понимать, насколько сложна жизнь вокруг, насколько непросты и противоречивы бывают человеческие отношения. И, невзирая на то, что семья жила по суровым законам, которые существенным образом давили на ребенка, мальчик постепенно начинает отвоевывать себе необходимую для развития личности свободу.

Взросление Алеши происходит очень быстро. Ребенок вынужден становиться сильнее, потому что во всем окружающем мире его некому защитить.

С самого начала жизни в доме деда Алеша понимает, что его мать слаба и убита горем. Поэтому невозможно требовать от нее больше, чем та может дать. Зато бабушка помогает ребенку стать сильнее, ведь она, невзирая на свои преклонные года, очень и очень сильна не физически, а духом. Бабушке пришлось прожить нелегкую жизнь, в которой было много потерь и поражений. Но она не утрачивает в своей душе веру в светлое, чистое, доброе.

В повести показано, как маленький Алеша постепенно взрослеет, учится понимать, что есть добро и зло, разбираться в людях. Жизнь не балует его, но, несмотря на это, все испытания становятся для мальчика великолепной школой мужества. И впоследствии писатель во многом благодарен судьбе за такое детство, которое закалило его и сделало настоящим человеком.

Сочинение по произведению Максима Горького «На дне»

«На дне»

Пьеса М. Горького «На дне» является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучи­тельную историю. Тема босячества является ключевой в твор­честве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что каждый из этих опустившихся людей все-таки достоин поддержки и понимания.

Однако не только этим определяется содержание произве­дения. Главным в пьесе является спор о человеке, который ве­дут между собой два противопоставленных друг другу героя: Сатин и Лука. В этом споре Сатин поет славу гордому челове­ку, а Лука считает, что все люди одинаковые (как блохи: «все — черненькие, все — прыгают…»). Он проповедует особый вид духовной поддержки: рассказывает небылицы, тем самым вселяя в людей ложные надежды. Горькая правда или спаси­тельная ложь — что лучше? На этот вопрос каждому человеку, прочитавшему пьесу «На дне», придется самому дать ответ.

Уже данное в ремарках описание ночлежки, в котором она сравнивается с пещерой, показывает читателю бедственность положения людей, попавших на дно общества. Герои пьесы спят на нарах, как в тюрьме, вокруг всюду царит грязь и сим­волы обветшания («тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», некрашеная грязная мебель, старая одежда и просто мусор («изодранная карточка из-под шляпы», «куски клеенки, тряпье»)). Видя такой интерьер, сра­зу понимаешь, почему Анна и Актер кашляют: в подобной ат­мосфере жизни трудно оставаться здоровым человеком.

Примечательно, что находясь, на дне жизни, герои М. Горького не перестают мечтать о счастье. Настя читает книжку с названием «Роковая любовь», жаждет жизненных перемен, хочет уйти на другую квартиру, а Квашня утвер­ждает, что никогда не выйдет замуж даже за принца. Л Клещ уверен, что та мечтает обвенчаться с Абрамкой. Ваське Пеп­лу во сне снится пойманный «огромаднейший» лещ. Барон любит вспоминать о том, как по утрам в постели пил кофе со сливками. Своеобразный итог этим мечтам подводит Лука: «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!».

Нелегко дается этап приспособления к новым условиям героям, привыкшим к хорошей жизни. М. Горький показывает читателю целую галерею различных социальных типов, рас­суждает о причинах, приведших на дно вполне обеспеченных и благополучно живших в прошлом людей. Барон, например, имеет титул. Актер когда-то играл в театре. Теперь они спорят о том, кто из них будет подметать пол. Сатин говорит, что ко­гда-то много читал и считался образованным человеком. Буб­нов работал скорняком и при этом имел свое дело.

Наиболее тяжелым положением в пьесе является ситуация Анны. Сначала кажется, что она смирилась с обстоятельства­ми и хочет от жизни лишь одного — спокойно умереть. Неда­ром Квашня называет ее «терпеливицей». Вспоминая перед смертью свою жизнь, Анна видит в ней одни только побои и обиды, отрепья и боязнь съесть лишний кусок хлеба. Героиня боится только того, что на том свете тоже придется мучиться. Однако затем из разговора с Лукой выясняется, что Анна все- таки хочет еще немного пожить.

Узникам жизни в пьесе противопоставлен хозяин ночлеж­ки Костылев. Негативное отношение автора к этому герою прослеживается уже через ремарки: Костылев напевает что-то божественное и одновременно подозрительно осматривает ночлежку, исподлобья смотрит на него Клещ. Противоречие между показным благообразием хозяина ночлежки и его не­уемной жадностью ярко выявляется в последующем диалоге, когда Костылев восклицает: «А я на тебя полтину накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». У Клеща же повышение платы за ночлег ассоциируется с накинутой на шею петлей. Отказы­вается Костылев и скостить долг Актеру. Согласно его фило­софии доброта к деньгам отношения не имеет. Такая позиция, несомненно, выглядит удобной. Костылев на словах вроде бы жалеет своих постояльцев («А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…»), а на деле просто наживается на их безвыходном положении.

Отличительной особенностью пьесы М. Горького «На дне» является афористичность. В произведении часто встре­чаются пословицы и поговорки («Шум — смерти не помеха» (Бубнов), «Дважды убить нельзя» (Сатин). «Старику — где тепло, там и родина» (Лука), «Все мы на земле странники» (Лука)). Наряду с распространенными афоризмами есть и те, которые в тех или иных ситуациях составляют сами герои («Иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь» (Актер), «Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрет­ся… все сотрется…» (Бубнов), «Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это веря в себя, в свою силу» (Ак­тер), «Все хотят порядка, да разума нехватка» (Бубнов)).

Горьковское отношение к труду в пьесе выражает Сатин. Он говорит: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!». Клещ утвер­ждает, что работает с малых лет, но не может вырваться из нищеты. Причину этого он видит в том, что хорошо живут лишь те, кто без чести, без совести.

В пьесе поднимается вопрос о вере человека в себя, о жиз­ненных опорах.

Не менее важен в пьесе вопрос о взаимоотношениях меж­ду людьми. Недаром Сатин спрашивает, зачем люди бьют друг друга.

Для более глубокого понимания пьесы необходимо обра­титься к работе Ф. Ницше «О мечтающих об ином мире».

Горьковская идея о том, что человек должен преодолеть соб­ственное несовершенство, восходит к ницшеанству.

Современная М. Горькому литературная критика встрети­ла пьесу с большим интересом. Дискуссионным стал вопрос о том, как относиться к обитателям ночлежки в обществе. Де­мократическая критика подчеркнула, что М. Горький призы­вает читателя не жалеть, а уважать этих людей. Одновременно было отмечено, что М. Горький в какой-то степени идеализи­рует своих «босяков», вкладывая в их уста свои блестящие мысли, которые не соответствуют по сути ни их характерам, ни образу жизни. Особенно много суждений было высказано по поводу образа Луки, которого, по мнению критиков, нельзя считать положительным персонажем.

Особую роль для понимания идейного содержания произ­ведения в пьесе играют монологи героев.

Читайте также:  Главные герои сказки Дюймовочка Андерсена (характеристика)
Ссылка на основную публикацию