Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

«Сплетня о сумасшествии Чацкого»

«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствуют одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Широко известно обстоятельное письмо А. Грибоедова П. Катенину, в котором великий драматург подробно объясняет свой замысел: «Ты находишь главную погрешность в плане. Мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку, и человек этот, разумеется, в противуречии с обществом, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше прочих. Кто-то пустил об нем слух, что он сумасшедший. Никто не поверил, но все повторяют…» Так сам Грибоедов обозначил главные, с его точки зрения, сюжетные моменты в «Горе от ума»: непонимание обществом умного человека, его поражение в любви и выдумку о его сумасшествии.

Предметом нашего анализа является третье действие (явления 14 – 21). Как возникла на балу, в фамусовском доме, сплетня о сумасшествии Чацкого, кто ее распустил, почему ее поддержали гости Фамусова? Но чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к началу комедии.

В сонную тишину фамусовского дома Чацкий ворвался как вихрь. Но его прерывистое дыхание, бурная радость от встречи с Софьей, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь, в доме, где все построено на притворстве и обмане, искренность Чацкого — «незваная гостья». Здесь откровенность под запретом и пылкие признания Чацкого кажутся странными, красноречие — дерзким, а порывистость Чацкого сулит лишь неприятные неожиданности. И потому в доме Фамусова Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его «дичатся, как чужого». Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Но он из тех героев, у кого «ум и сердце не в ладу». Ум подсказывает ему необходимость разрыва с домом Фамусова, а сердце требует любви Софьи. Чацкий чувствует себя на грани катастрофы и первый произносит слова о сумасшествии:

От сумасшествия могу я

Пущусь подалее — простыть,

Не думать о любви…

Софья «про себя» в ответ на это искреннее признание Чацкого замечает: «Вот нехотя с ума свела!»

Чацкий ищет оправданности любви Софьи к Молчалину и обманывается, потому что то, что презираемо им, в барской Москве возвышает человека. И на балу этот конфликт Чацкого и фамусовского мира проявляется с полной силой. Независимое поведение Чацкого, его резкие суждения о присутствующих, вызывают раздражение гостей Фамусова. Раздражение ищет выхода и наконец прорывается слухом о сумасшествии Чацкого.

Источником слуха оказывается Софья. В 13-м явлении после резкого отзыва Чацкого о Молчалине она задумчиво говорит одному из гостей: «Он не в своем уме». Внезапно заметив, что Г.Н. готов поверить в это, она злобно завершает:

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

«Не то чтобы совсем», — «помолчавши», говорит она потрясенному скандальной новостью гостю. Но подумав еще и видя, что «готов он верить», Софья «смотрит на него пристально» и подтверждает свои случайно вырвавшиеся слова. Ее невольное предательство становится уже обдуманной вестью.

Слух о сумасшествии Чацкого начинает распространяться с поразительной быстротой. Одни повторяют «С ума сошел!» для того, чтобы убедиться, так ли думают другие. Другие, у которых спрашивают, подтверждают слух, так как не хотят выглядеть неосведомленными, Загорецкий тут же мгновенно придумывает историю сумасшествия Чацкого, которого он почти не знает. Графиня-внучка, услышав уже от Загорецкого, что Чацкий сошел с ума, не преминула подчеркнуть свою проницательность: «Представьте, я заметила сама». Но радостнее всех воспринимает эту весть Фамусов:

О чем? О Чацком, что ли?

Чего сомнительно? Я первый,

Давно дивлюсь я, как никто

Слух растет и ширится. Начавшись с осторожного перешептывания господ Т. и Д., он набирает уверенность. Голоса гостей звучат все громче и переходят в крик двух старичков: графини-бабушки и князя Тугоуховского. Этот разговор глухих очень смешон, но он зеркало oтношений всех гостей. Каждый из них занят собой, каждый почти не слышит другого, бросает весть и убегает, чтобы прокричать ее следующему.

Но вот уже известие о сумасшествии Чацкого знают все. Тогда начинается обсуждение того, почему Чацкий «в его лета с ума спрыгнул». Фамусов вначале указывает на дурную наследственность:

По матери пошел: по Анне

Покойница с ума сходила восемь

Хлестова начинает мотив, оказавшийся близким всем:

Чай, пил не по летам…

Шампанское стаканами тянул.

Бутылками-с, и пребольшими.

Нет-с, бочками сороковыми.

Но на истинную причину сумасшествия Чацкого указывает Фамусов:

Ученье — вот чума, ученость —

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей,

И тут у каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицей и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, и, главное, книги. Тревожит новое и непонятное направление в жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. «Собрать все книги бы да сжечь» — таков вердикт Фамусова. Слух о сумасшествии, достигнув ушей Чацкого, рождает в нем горечь. Но это не последний и не самый сильный для него удар. Чацкого продолжает волновать вопрос: «А Софья знает ли?» Он предполагает в ней равнодушие к себе, но не коварство. Однако увидев Софью, зовущую Молчалина к себе, Чацкий сам готов верить слуху о себе: «Не впрямь ли я сошел с ума?» Еще один удар для Чацкого: «Вот я пожертвован кому!» И, наконец, с появлением Фамусова Чацкому суждено узнать, что слух о его безумии был пущен Софьей. Последний монолог Чацкого, отрезвившегося сполна, полон гнева, страдания и сарказма:

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий покидает Москву: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок!» Он глубоко обманулся в Софье: она не только не любит его, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями». Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых идей фамусовское общество объявило Чацкого сумасшедшим. Грибоедов в своей комедии показал человека передового, мыслящего, но наталкивающегося на нежелание понимать его. Любовная драма становится выражением идейного одиночества героя.

Слух о сумасшествии Чацкого (анализ явлений 14-21, действие 3-го комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедов написал в 1824 году. В этом произведении можно явно услышать приближение декабристского восстания, волнение в среде образованных, передовых людей того времени. На страницах комедии автор смог передать общие настроения различных слоев общества современной ему России.
В основе произведения лежит прием антитезы: фамусовское консервативное общество противопоставляется «новым людям» того времени, людям, жаждущим перемен, отстаивающих идеалы свободы, честности, искренней любви к отечеству. В произведении этих людей представляют сам Чацкий, брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской и преподаватели и студенты Педагогического института, о которых говорят, что они «упражняются в расколах и безверьи». Чацкий причисляет себя к полку этих людей и в своих речах часто говорит «мы», тем самым давая понять, что он не чувствует себя одиноким в своих идейных соображениях. Но в фамусовской Москве нет места для его мыслей, идей, образа жизни, поведения. Здесь никто не принимает и не понимает всей остроты и богатства ума Чацкого. Отсюда, на мой взгляд, и название пьесы – «Горе от ума».
Конфликт Чацкого и общества, в которое он прибыл, носит не только социальный характер, но и любовный. Герой с детства влюблен в Софью Фамусову, с которой они росли вместе, и которая раньше будто бы разделяла его жизненные идеалы. И вот Чацкий приезжает в Москву и тут же бросается в дом к возлюбленной. Легко можно догадаться, что намерения у героя самые серьезные: он хочет жениться на девушке. Но неожиданно молодой человек получает отпор. Он понимает, что сердце Софьи занято другим – глупцом и подлецом Молчалиным. Видимо именно этот факт больше всего «подкосил» героя, и он стал, не задумываясь, во всем высказывать свою позицию, вступать в споры. Но с кем? С косным фамусовским обществом, которое настолько не готово к его высказываниям, что просто затыкает уши и нарекает Чацкого сумасшедшим.
Кульминация «Горя от ума» – пример замечательного драматургического мастерства Грибоедова. В основе кульминации, когда общество объявляет Чацкого сумасшедшим, – слух, повод к возникновению которого подала Софья. Именно от нее мы слышим реплику «в сторону»: «Он не в своем уме». Эту реплику раздосадованная Софья бросила, на мой взгляд, случайно, имея в виду, что Чацкий «сошел с ума» от любви и стал просто невыносим для нее. Автор использует прием, основанный на игре смыслов: эмоциональное высказывание Софьи услышал светский сплетник г. N. и понял его буквально. А Софья даже и не подумала разъяснить свои слова. Напротив, она подтверждает то, что Чацкий сумасшедший:
София
Он не в своем уме.

Читайте также:  Исторические события в Песне о Вещем Олеге Пушкина

Г.N.
Ужли с ума сошел?

София (помолчавши)
Не то, чтобы совсем.

Г.N.
Однако есть приметы?

София (смотрит на него пристально)
Мне кажется.
Софья решила воспользоваться недоразумением, чтобы отомстить Чацкому за его насмешки над Молчалиным. Становясь источником слуха о сумасшествии Чацкого, героиня окончательно «сжигает мосты» между собой и своим бывшим возлюбленным. К тому же, образ Софьи становится полностью завершенным. Если до этого она во многом колебалась, то теперь она полностью на стороне Фамусова и всей «закостеневшей» Москвы. Таким образом разрешается любовный конфликт героя.
Грибоедов восхитительно показывает, как сплетня о Чацком облетает всех вокруг, невероятно видоизменяясь при этом. Это так называемая игра в испорченный телефон. Загорецкий превращает сплетню в факт:
А! знаю, помню, слышал,
Как мне не знать? Примерный случай вышел;
Его в безумные упрятал дядя-плут…
Графиня бабушка из-за очень плохого слуха понимает совсем другое про Чацкого: он попал в тюрьму, «к фармазонам в клоб», «пошёл… в пусурманы». Когда же сплетня облетела всех гостей, каждый считает своим долгом заявить, что именно он первым разглядел в герое сумасшедшего. Так Фамусов заявляет:
…Я первый! Я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях,- и невесть что наскажет!
Естественно, возникает вопрос о причинах сумасшествия Чацкого. И после долгих споров гости приходят к выводу: «ученье – вот чума, учёность – вот причина».
Таким образом, с помощью этой сцены автор помогает нам понять, что герой «проиграл» оба конфликта: любовный и социальный. Окончательно отвергнутый Софьей, пораженный слухом о своем сумасшествии, он бежит из Москвы. Но поражение героя временное. Своими высказываниями он подорвал покой фамусовского общества. Эти люди пришли в волнение, ощущая скорый закат своей пустой и бесцельной жизни. А Чацкий еще победит.

Сплетня о сумасшествии Чацкого. (Анализ явлений 14-21 комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (ЕГЭ по литературе)

Сюжет комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» прост. Молодая девушка предпочитает умному человеку глупца. Действие пьесы происходит в доме московского барина Фамусова в течение суток, и здесь Грибоедов не нарушает канонов классицизма – единства места и времени. Но, начиная со второго действия, сюжетная пружина комедии начинает расщепляться, раздваиваться, и обнаруживаются два конфликта: общественный и любовный.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Любовная драма главного героя комедии Александра Андреевича Чацкого начинается сразу же, как только происходит его первая встреча с Софьей после трёхлетней разлуки. Чацкий бьётся над загадкой Софьи, пытается понять причины её холодности. Он недоумевает, почему у неё «лицо святейшей богомолки», почему она уже не смеётся, как прежде, над его остротами. Чацкий мучается над вопросом: не влюблена ли Софья? Все силы молодого человека уходят на решение этих вопросов.

Во втором действии он оскорблён заискивающим поведением Фамусова перед Скалозубом, которого московский барин прочит в мужья своей дочери. Раздражение Чацкого выливается в страстные монологи, направленные против «века минувшего», века «покорности и страха», в защиту «века нынешнего», в который «вольнее всякий дышит». Не случайна одна важная деталь: Фамусов, не желая слушать «крамольны» речи «франта – приятеля», затыкает уши. Мотив глухоты как символ взаимного непонимания людей пронизывает всю пьесу. Чацкий и Фамусов – антиподы, которые никогда не придут к согласию.

Эпизоды, связанные с распространением сплетни о сумасшествии Чацкого, можно считать кульминацией всего действия, так как общественный и любовный конфликты сливаются воедино и достигают наивысшей точки своего напряжения. Любимая девушка предаёт Чацкого и становится источником распространения клеветы.

Разберёмся, почему происходит это предательство и почему сплетня с огромной скоростью распространяется среди гостей Фамусова.

Софья оскорблена резким отзывом Чацкого о предмете своей любви Молчалине. Три года назад она была уязвлена внезапным отъездом Чацкого, не написавшего за это время ни одной строчки. Разочаровавшись в Чацком, Софья создаёт новый идеал возлюбленного, прямо противоположный прежнему представлению. Чацкий остроумен, красноречив – её возлюбленный молчалив, скромен, обладает умом, способным «осчастливить семейство». Чацкий «в друзьях особенно счастлив», «об себе задумал… высоко» – Молчалин застенчивый, несмелый, «враг дерзости». Софья увидела в Молчалине праведника. Юная девушка, начитавшаяся французских романов, не могла и предполагать, как коварен герой её романа.

Может быть, где-то в глубине души она и понимает, что Молчалин «не дотягивает» до её идеала, но – «блажен, кто верует, тепло ему на свете». Софья защищает от Чацкого не только своего «кроткого, безгрешного» любимого, но и свой хрупкий идеал – мечту о настоящей любви.

Софья Павловна сначала не хотела объявлять Чацкого сумасшедшим, всё произошло случайно. Расстроенная колким и метким сравнением Молчалина со всем известным мошенником Загорецким, она лишь обмолвилась: «Он не в своём уме». Но Г. Н. понимает это высказывание слишком прямолинейно:

Ужли с ума сошёл?

Софья. «помолчавши» и «пристально» посмотрев на Г. Н., подтверждает мысль о сумасшествии Чацкого. Она хочет, чтобы «друг детства» оказался на месте тех людей, которых он высмеивал, и «примерил» на себе «наряды шута».

Сплетня распространилась стремительно: никто в неё не поверил, но все повторяют, давая простор своей фантазии. Клевета обрастает всё более и более фантастическими подробностями: «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны», «схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили».

Почему это происходит? Во-первых, Чацкий успел своими колкими замечаниями и остротами задеть каждого из гостей и восстановить против себя. Во-вторых, гости Фамусова сразу же почувствовали в молодом человеке чужого. В – третьих, скучающие на балу гости вдруг оживились, забегали, словно нашли какую-то цель в жизни. Клевета объединила их в борьбе против Чацкого.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16643

Ум и безумие в пьесе Грибоедова «Горе от ума»

«В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было» Н.В. Гоголь. Ревизор, М., 1971. С.32. – это меткое высказывание принадлежит Н.В. Гоголю. Оно заставляет задуматься не только над количественным показателем интеллектуального богатства, но прежде всего над качественной его окраской и напрямую связано с названием комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Изначально автор задумывал положить в основу названия притчу о противостоянии между умным и глупцом, заканчивающемся победой глупца, и назвать своё произведение «Горе уму». Конфликт между мудростью и глупостью был всегда важен и актуален для комедиографов-классицистов, таких как Мольер, Бомарше и другие. Но Грибоедов не просто продолжил традицию своих великих предшественников. Он не только обозначил наличие старой проблемы в новое время, но и обострил её, переосмыслил и, самое главное, предоставил возможность читателю самому разобраться, что есть смысл жизни: быть бездумно счастливым или осмыслено несчастным?

И всё-таки именно острым, всепроницающим умом наделяет автор заведомо положительного героя. Грибоедов впервые заставил задуматься не только о количестве ума, в чем явно лидирует Александр Андреич Чацкий, но и о его качестве. Кроме очевидно пародийных типов, как, например, как болтливый и ограниченный Репетилов:

Зови меня вандалом:

Я это имя заслужил.

Людьми пустыми дорожил!

Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! проигрывал! в опеку взят указом!

Танцовщицу держал! и не одну:

Пил мёртвую! не спал ночей по девяти,

Всё отвергал: законы! совесть! веру! А.С. Грибоедов. Горе от ума, М., 2005. С. 169.

как князь и княгиня Тугоуховские, глухие ко всему, кроме денег и богатых женихов:

Им бал, а батюшка таскайся на поклон;

Танцовщики ужасно стали редки. Там же. С. 145

в комедии есть персонажи далеко не одномерные.

Читайте также:  Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Среди «алчущих познаний» был и двоюродный брат Скалозуба, отказавшийся от чинов и отправившийся в деревню «книги читать», и князь Фёдор, химик и ботаник, который «чинов не хочет знать» и чуждается пустой светской среды, и профессора педагогического института, упражняющиеся «в расколах и безверьи», и та молодёжь, от имени которой говорит всё время Чацкий. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. История русской литературы XIX века 1800-1830-е годы. М., 2001. С.197.

Откровенно глуп и примитивен Скалозуб – фигура чисто фарсовая. Но и он отлично умеет устроиться: “И золотой мешок, и метит в генералы”. Сам он формулирует свое жизненное кредо так:

Я с восемьсот девятого служу;

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,

Об них как истинный философ я сужу;

Мне только бы досталось в генералы. А.С. Грибоедов. Горе от ума, М., 2005. С 114.

«И славно судите»,- всецело одобряет его Фамусов. Не случайно заговорил Скалозуб о «философском» взгляде на жизнь: это и есть «философия» фамусовского общества. Ведь и Фамусов понимает философию так же:

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй – ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится! Там же. С. 104.

Когда речь заходит об истинных философах, о мятежном духе проникновения в тайны мирозданья, московский свет заявляет устами Скалозуба: «Ученостью меня не обморочишь». Более того, фамусовский мир переходит в наступление, атакует: «Ученость – вот чума», «Забрать все книги бы да сжечь». Таковы «тузы». Они не глупы, нет. Они умны – по-своему. Великолепно формулирует эту идею Софья, сравнивая своего избранника Молчалина с Чацким:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;

Да этакий ли ум семейство осчастливит? Там же. С. 133.

Вот она, суть противопоставления: ум – «гений», «который скор, блестящ», ум критический, «который свет, ругает наповал» – и ум «для себя», способный «семейство осчастливить».

Огромная часть стихотворных строк Грибоедова вошла в пословицы и поговорки. Однако, вопреки ожиданиям, едва ли не половина всех цитат принадлежит Фамусову:

Петрушка, вечно ты с обновкой,

С разодранным локтём. Достанька-ка календарь;

Читай, не так как пономарь,

А с чувством, с толком, с расстановкой…

Вкус, батюшка, отменная манера…

Ну вот! Великая беда,

Что выпьет лишнее мужчина!

Ученье – вот чума, учёность – вот причина… А.С. Грибоедов. Горе от ума, М., 2005. С. 104.

Он не менее остроумен и не менее афористичен, чем Чацкий. Он, собственно, и является главным собеседником героя, главным его оппонентом. Очень умна Софья, которая росла и воспитывалась вместе с Чацким; блещет остроумием служанка Лиза. Умом обладает и Молчалин, ибо «умно соблюдение меры во всём». При этом угодливый ум Молчалина противопоставляется возвышенному уму Чацкого, и это уже не противопоставление ума и глупости. Грибоедов противопоставляет разные умственные типы. И смысл названия комедии, являющийся прямым подтверждением правоты слов Н.В. Гоголя, относится отнюдь не к одному Чацкому. Да, его трагедия очевидна и бесспорна. Именно Чацкий покидает сцену побеждённым, ибо «один в поле не воин».

Но и для остальных героев финал комедии трагичен. Саморазоблачение Молчалина становится непреодолимой пропастью, пересекшей его расчетный карьерный путь. Суров приговор, который выносит Софье её отец:

Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,

Ещё дни два терпение возьми,

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.

Подалее от этих хватов,

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!

Там будешь горе горевать,

За пяльцами сидеть, за святцами зевать. Там же. С. 185.

Сам же Павел Афанасьевич Фамусов, всю жизнь посвятивший заботам о собственной благопристойной репутации, вдруг осознаёт весь ужас своего позора:

Моя судьба ещё ли не плачевна?

Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна! Там же. С. 187.

В итоге ни «умеренность и аккуратность» Молчалина, ни житейский опыт и расчетливость Фамусова, ни свобода мыслей и чувств Софьи, ни пылкость и вольнолюбивость Чацкого не приносят им счастья, ибо все они умны по-разному, но все слишком умны, чтобы быть счастливыми.

Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовых и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его паразитистический эгоизм обличили, его философию жизни осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. История русской литературы XIX века 1800-1830-е годы. М., 2001. С. 199.

Сопротивляясь изо всех сил всему безжизненному и рутинному, Чацкий навлекает на себя лишь гнев и негодование общества, которому гораздо легче признать его сумасшедшим, чем принять свою духовную несостоятельность и незащищенность в тяжелой борьбе нравственных идеалов и морали двух поколений. Так рождается слух о сумасшествии Чацкого в глазах представителей фамусовского общества. Ведь каждый из них понимает, что Чацкий вовсе не лишен здравого рассудка, однако его непохожесть на них, его живой, критический склад ума, дает «право» думать о нем, как о сумасшедшем.

Чацкий-сумасшедший обществу не страшен – вот что главное, вот почему клевете Софьи так искренне, легко и быстро поверил свет. «Безумный по всему», – выносит Чацкому приговор фамусовский мир устами шута Загорецкого. И с этого момента звуконепроницаемая стена навеки встает между Чацким и окружающими: на нем отныне клеймо безумца. К нему начинают относиться снисходительно, даже проявляют внимание, как к больному, слабоумному:

Любезнейший! ты не в своей тарелке!

С дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров. А.С. Грибоедов. Горе от ума, М., 2005. С. 162

И призрак безумия встает перед самим Чацким: «И слушаю, не понимаю. растерян мыслями. чего-то ожидаю. » Там же.

И вот, наконец, произнесено главное:

. из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет. Там же. С.187.

Чацкий и фамусовское общество – несовместимы, они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий, же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором. Там же.

Он видит не реальных людей со своими слабостями и – пусть невеликими – достоинствами. Перед ним – кунсткамера, сборище монстров. Вот почему через всю комедию проходят приемы “разговора глухих” и “кривого зеркала”: тому, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в “кривом зеркале”, другого не понять.

Чацкий терпит горе от своего ума, глубокого в своём критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но ещё слабого в определении правильных путей и действенных методов борьбы за преобразование действительности. Он был подлинным представителем века Просвещения и причины уродливости жизни видел в неразумности общества. Он верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных, гуманных идей. Жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, раскрыв идеалистический характер просветительского, осложнённого романтическими мечтаниями понимания действительности. Таким образом, в общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения. Вместе с тем Грибоедов в определённой степени запечатлел важный исторический момент в духовном развитии народов Европы – кризис рационалистической философии эпохи Просвещения. Там же. С. 198.

Наверное, истинное безумие Чацкого состоит в том, что он, понимая то, что фамусовское общество есть и будет неизменно и что он всегда будет отвергнут им, всё ещё продолжает бороться, стремиться объяснить всем и каждому, что есть на свете и другие идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить. Чацкий ищет решение всех проблем одновременно и не находит ни малейшей возможности что-либо изменить или исправить. Он осознает несбыточность своих мечтаний и надежд, но продолжает, как истинный революционер морали и принципов, бороться за их осуществление, превращаясь все более и более в безумца в глазах представителей фамусовского общества. Чацкий обижен на фамусовское общество, но сам он не понимает, что и оно обижено на него. Можно предположить, что бескомпромиссность Чацкого не позволяет ему найти тот “контакт” с Софьей, Фамусовым и другими, в котором он заинтересован. Это создает ему целую гамму переживаний, однако иного пути к поиску понимания он не видит, возможно, в этом также состоит его истинное безумие.

Чацкий: что нужно знать о главном герое «Горя от ума»

Одинокий борец за правду или отвернутый неудачник?

Читайте также:  Анализ произведения Княгиня Трубецкая Некрасова

Знаменитую пьесу Александра Грибоедова, оконченную им в 1825 году, разобрали на цитаты задолго до выхода в официальную печать. Вопреки запретам цензуры на публикацию и театральные постановки «Горя от ума», рукописные копии молниеносно распространялись среди читающих жителей Москвы и Петербурга. Необычный герой вызывал гнев у одних и восторг у других обитателей «высшего света», а его резкость и прямота удивляли не меньше, чем новаторские приемы автора-драматурга.

О том, что из себя представляет Чацкий на самом деле, уже тогда велись литературные споры. Не забыт этот персонаж и теперь, спустя почти 200 лет после своего «рождения». Чем же так привлекает читателей из разных эпох образ Чацкого?

Горе от ума Александр Грибоедов Купить книгу В избранное В избранном

Чацкий и «фамусовское» общество

Сам Грибоедов как-то назвал Чацкого единственным здравомыслящим человеком «на 25 глупцов», то есть остальных персонажей пьесы. Вместе с тем Александр Андреевич стал одним из первых русских литературных героев, которые осмелились открыто противопоставить себя обществу.

Опекун рано осиротевшего молодого человека, Павел Афанасьевич Фамусов, не пожалел средств на то, чтобы дать ему европейское образование, но взглядов старшего поколения его подопечный так и не принял. Три года путешествий также сказались на мировоззрении внимательного Чацкого. Повзрослев, он только яснее увидел ошибки в управлении родной страной и пробелы в интеллектуальном и культурном развитии представителей московского общества. Матери и отцы, озабоченные лишь тем, как бы поскорее выгодно «пристроить» дочек-невест; юные модницы-кокетки и молодящиеся дамы средних лет, полные взаимной зависти и жеманства; военные, получающие все новые звания и ордена за терпеливое ожидание разжалования или смерти других; лицемерная услужливость молодых чиновников и воинствующее невежество старых помещиков — все это ужасно раздражает Чацкого, и он открыто заявляет о том, как ему противны и осуждение, и похвала этих людей. Герой обличает мошенников, льстецов и невежд, защищая тех, кто стремится овладеть знаниями и искусством.

Чацкий и Молчалин

Новый «сердечный друг» Софьи Алексей Молчалин оказывается полной противоположностью Чацкого. Искренний, порывистый и насмешливый герой, которому «прислуживаться тошно», поначалу даже отказывается признавать в «бессловесном», услужливом и холодном карьеристе соперника. Но зато он отлично видит то, что скрыто от глаз самой Софьи: это «жалчайшее созданье», получающее чины и всеобщее расположение за умение вовремя польстить, «умеренность и аккуратность» не может быть достойной партией для такой девушки. Дочь Фамусова, ослепленная чувством к Молчалину и обиженная на Чацкого за его долгое отсутствие, принимает лесть, изворотливость и бесхребетность Алексея Степановича за доброту, альтруизм и скромность. Она, в отличие от Чацкого, не понимает, что «молчалины блаженствуют на свете» лишь благодаря их лицемерию, а о добродетельности и трудолюбии здесь нечего и думать.

Чацкий и Софья

Искреннее чувство главного героя стало для него не меньшей проблемой, чем конфликт с обществом. Признавая, что у него «ум с сердцем не в ладу», он вел себя с возлюбленной непоследовательно, одновременно жестко критикуя всех ее близких и удивляясь ответной холодности к нему. Чацкий и Софья выросли вместе, — и это много для них значило. Но по собственной воле покинув родные края на целых три года, Александр Андреевич почему-то не счел необходимым хотя бы раз написать девушке, наивно полагая, что долгая разлука никак не навредит их отношениям.

Как и стоило ожидать, девочка выросла, списала все радости прошлого на «детскую дружбу» и завела нового воздыхателя. А вот вечные насмешки и злословие Чацкого по-прежнему задевают и огорчают ее. Поначалу она пытается уколоть бывшего возлюбленного: «Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали? / Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали? / Хоть не теперь, а в детстве, может быть». Но потом окончательно в нем разочаровывается и в одночасье решает отомстить за нанесенную обиду, распустив слух о сумасшествии Чацкого. Он же остается верен себе — и самым жестоким образом открывает Софье глаза на истинную сущность Молчалина. Судьбы молодых людей окончательно расходятся: ненавистное Чацкому общество поглощает Софью, а он сам удаляется от него.

Победитель или побежденный?

Изменив в своей пьесе канонам классицизма, Грибоедов наделил Чацкого чертами реалистического и романтического героя. Отчасти поэтому в финале персонаж вынужден покинуть высший свет и уехать из Москвы, утратив и прежнюю любовь, и остатки расположения окружающих. Но вопрос о том, кем же в итоге остается Чацкий — победителем или побежденным, — не так прост, как кажется на первый взгляд.

С одной стороны, в финале «Горя от ума» происходит совершенно не характерная для комедий того времени вещь: порок остается безнаказанным, а единственный положительный герой перестает доказывать свою правоту. С другой — «фамусовскому» обществу так и не удается «сломать» Чацкого, и он остается самим собой: начитанным, честным, правдивым, желающим другим блага не на словах, а на деле. Герой оказался таким живым и правдоподобным, что и мнения критиков на его счет разделились. В то время как Александр Пушкин и Михаил Дмитриев, открыто симпатизируя Чацкому, все же отказывали ему в уме, Иван Гончаров считал его полноправным победителем, нанесшим «смертельный удар» по старым порядкам и проложившим дорогу к позитивным изменениям для других.

Фразы героя, ставшие крылатыми

Известно, что первым читателем пьесы стал Иван Андреевич Крылов, и высказался он о ней так: «Нет. Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще!» И оказался прав: полностью комедия была опубликована только через много лет после смерти автора, в 1862 году. А вот Александр Сергеевич Пушкин выразил другую мысль. «О стихах не говорю, — отметил он, — половина — должны войти в пословицу». И тоже оказался прав. Ниже мы приведем лишь самые известные из реплик Чацкого, ставшие крылатыми выражениями:

• Карету мне, карету!
• А судьи кто?
• Служить бы рад — прислуживаться тошно.
• Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
• Свежо предание, а верится с трудом.
• Дома новы, а предрассудки стары.
• Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
• И все-таки я вас без памяти люблю.

А вот знаменитая фраза «И дым Отечества нам сладок и приятен» — на самом деле неточная цитата из стихотворения Гаврилы Романовича Державина «Арфа». Сам Державин, скорее всего, вдохновлялся трудами Овидия и Гомера, от которых, по-видимому, и пошла римская пословица: «Dulcis fumus patriae» (букв. «Сладок дым Отечества»).

Причина сумасшествия Чацкого

1 ответ

Александр Андреевич Чацкий из произведения Александра Грибоедова “Горе от ума” вовсе не был сумасшедшим, однако персонажи фамусовского общество пришли к обратному выводу ввиду того, что главный герой обладал высоким складом ума и боролся за просвещение и науку. Люди общества Фамусова – это персонажи, для которых тяга к образованию – пустая трата времени. К примеру, один из гостей относительно учения отзывается следующим образом: “И впрямь с ума сойдёшь от этих пансионов, школ, лицеев…”. Именно ввиду своей глупости и необразованности фамусовское общество признаёт Чацкого сумасшедшим.

Оценка: 3.5 ( 9 голосов)

  • 1. Как распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
  • 2. Почему Чацкого объявили сумасшедшим?
  • 3. Цепочка сплетни о сумасшествии Чацкого
  • 4. Кто пустил слух о сумасшествии Чацкого?
  • 5. Горе от ума, 3 действие по явлениям
  • 6. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (сочинение)
  • 7. Характеристика гостей фамусовского дома

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Игорь Проскуренко 406
  2. 2. Арина Бутусова 291
  3. 3. Марина Есина 260
  4. 4. Виолетта Иванова 194
  5. 5. Аркадий Кондюков 186
  6. 6. Варвара Изосимова 175
  7. 7. Тихон Штельма 132
  8. 8. Александр Афанасьев 113
  9. 9. Егор Рублев 99
  10. 10. Артём Назаренко 96
  1. 1. Кристина Волосочева 18,400
  2. 2. Юлия Бронникова 18,105
  3. 3. Ekaterina 18,036
  4. 4. Darth Vader 17,156
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Ссылка на основную публикацию