Тема и идея былины Садко сочинение

Сочинение Тема и идея былины Садко

Данная былина повествует о жизни довольно бедного, но очень талантливого человека, который буквально поразил всех окружающих своей мастерской игрой на гуслях. Можно отметить, что кульминационным моментом всего произведения является то, что ему было сделано предложение со стороны морского царя, который, услышав его великолепную игру, одарил его всевозможными благами, так как он сам обладал большой магической силой. Однако, он потребовал свою часть награды за то, что когда-то помог музыканту обрести богатство, и когда Садко не смог делать соответствующие выплаты, то царь забрал героя к себе в море. И все же, герою удалось выбраться из столь непростой ситуации, ведь ему удалось не без помощи хитрости, обмануть морского повелителя, и вскоре он оказался на родной земле.

В данном произведении очень ярко и глубоко рассматривается такая тема, как жизнь простого народа, которому в то непростое время жилось крайне плохо, и все же многие люди верили и надеялись на лучшее. Автор показывает, что несмотря на всю сложность ситуации, в которой может оказаться человек, следует сохранять рассудок здравым и оставаться довольно непреклонном в своем желании изменить данную ситуацию. Можно отметить, что благодаря невероятному таланту, которым обладал главный герой, ему удалось привлечь внимание к себе морского Царя, который решает помочь ему, однако преследуя при этом собственные интересы. Когда повелитель морей забирает юношу к себе, чтобы он радовал его на просторах глубин великолепными мелодиями на гуслях, то Садко не собирается сдаваться.

Наоборот, он возвращается в свой родной дом, так как принимает очень хитрое решение, которое позволяет обмануть Царя. Очень ярко затронута тема природы в данном произведении, ведь когда морской царь начинает плясать от великолепной игры Садко, то на суше начинается природное бедствие, связанное с тем, что ожидается большой потоп из-за волнения моря. Для того, чтобы избежать данной катастрофы, герой обращается к Николаю Можайскому, который помимо того, что решает проблему, связанную с угрозой потопа, но также помогает основному персонажу вернуться к себе домой. Можно также сказать, что автор производит некое сравнение жизни человека, и его связи с природой, которая порой бывает очень непредсказуемой. Она может сначала одаривать различными благами человека, а потом в одночасье, это все забрать.

2 вариант

Данная былина рассказывает о бедном парне по имени Садко, который был музыкально одарённым человеком. Его мастерская игра на гуслях сводила с ума многих жителей и вот однажды эту, невероятную, игру услышал морской царь. Морской царь был очень хитёр, тщеславен, угрюм. Он одарил бедного музыканта всеми богатствами мира, но спустя время попросил немалую плату. Садко не сумел расплатиться за все блага, которые ему даровал морской правитель, по этому музыканту пришлось отправиться в море. Жизнь его ждала не лёгкая, тоска по дому съедала изнутри, но Садко не давал унынию захватить своё сердце. Парень чётко знал, что рано или поздно вернётся домой и не важно, какова будет цена.

В первую очередь, автор в произведении затрагивает тему природы. Ведь когда морской царь плясал под блестящую игру Садко, то море бушевало и это могло потопить всё население. Благо удаётся преодолеть природное бедствие. Это тонкая взаимосвязь между человеком и природой. Она всегда была есть и будет.Мы неразлучны с природой.

Так же в рассказе присутствует тематика посвящённая жизни простого народа. Даже в самые трудные моменты жизни люди могут сохранить здравый ум и мыслить правильно, сдержанно без злобы и ненависти, а самое главное идти до последнего, как бы было нелегко. Садко несмотря на то, что оказался у морского царя не потерял веру в светлое будущие. И ведь добивается успеха, как бы сложно не было.

Идея данного произведения, по сути, лежит на самом верху. Это прежде всего никогда не сдаваться. Ведь особенно в наше время многие люди просто не хотят пробовать, потому что заранее уверенны, что ничего не получится. А ведь нельзя так думать! Надо мыслить шире! Садко не сдался, он хотел вернуться домой. Конечно, парень изменился и стал другим после богатств морского царя, но это никак не изменило его душу и жизненные ценности. Парень шёл вперёд и никогда не оглядывался назад, ведь что было, то было.

Таким образом, нужно никогда не бояться делать первые шаги на пути к цели всей жизни, а так же никогда не сдаваться. Если ты что-то потерял, это ещё не значит, что уже никогда не получится вернуть. Тот, кто мыслит пассивно никогда не сможет достичь чего-то в жизни. И это слишком печально.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и идея былины Садко

Популярные сегодня темы

Великий русский художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину Cосны, освещённые солнцем в 1886 году.

Одним из главных персонажей повести «Капитанская дочка» является реальная историческая личность – Емельян Пугачёв. Образ его противоречив и неоднозначен. С одной стороны – это талантливый предводитель крестьян; с другой – жестокий и беспощадный разбойник.

Огромной частью жизни каждого человека является школа. Здесь мы проводим 9-11 лет своей жизни. Здесь находим первых друзей, верных помощников в лице учителей, познаём первые влюбленности и испытываем первые трудности с учёбой

Центральным персонажем романа «Преступление и наказание» является Родион Раскольников – молодой человек 23 лет, бывший студент юридического факультета. Обладает привлекательной внешностью и острым умом

Жизнь человека переполнена разными событиями, в числе которых немало переживаний, бед, огорчений и боли. Существуют четыре типа темперамента. Из них я выделю сангвиников и меланхоликов.

Главная мысль былины про Садко

В образе Садко нашло свое отражение преломление веры людей Древней Руси в то, что поступая правильно, человек проживет свою жизнь достойно, получит должную награду.

Былина о Садко относится к былинам новгородского цикла – самого крупного цикла русского народного эпоса. Время появления цикла относят к XIII – XIV вв., когда осуществлялась централизация Русского государства, и Новгород был вторым по величине культурным и торговым центром древней Руси.

Сюжет былины

В начале былины Садко предстает перед читателем как бедный, но искусный гусляр:

Садка день не зовут на почестей пир,

Другой не зовут на почестей пир

И третий не зовут на почестей пир

Огорчённый Садко пошел к Ильмень–озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера появился Морской царь. Воспользовавшись бедственным положением Садко, Морской царь, сказав, что утешен игрой гусляра, выступая в роли беса-соблазнителя, подсказывает бедному гусляру, каким образом можно обогатиться «ударив о велик заклад» с новгородскими купцами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В то же время Садко стремится построить корабли, чтобы начать торговлю с заморскими странами. Получив отказ от Киева, он обращается к синему морю. В данном аспекте былина отражает особенности исторического развития Руси: прежде всего, подчиненность Новгорода Киеву, а также превращение Новгорода в крупный торговый центр, установление торговых взаимосвязей с другими странами.

После того, как Садко разбогател, Морской царь требует возврата долга. Морской царь радуется:

Садко не платил дань Морскому царю, и в обратном плавании ни бочки золота, ни серебра не помогают успокоить морскую бурю. Садко же понимает, что «заложил свою буйну голову», свою душу Морскому царю. Взяв гусли и образок Николая Угодника Садко спускается на дно морское.

Иначе говоря, в былине представлен едва ли не первый в русской литературе мотив о закладывании души дьяволу.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Сама былина пронизана едва ли не христианскими мотивами. В частности, христианской является трактовка взаимоотношений между Садко и Морским царем, который сначала привел своего героя к греху, тщеславию и похвальбе неправедно нажитыми богатствами.

У меня золота казна не тощится,

А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной.

Вводит Морской царь Садко и в грех азартных игр: битье об заклад – это безрассудное с духовной точки зрения употребление огромного состояния.

Важно добавить, что под влиянием христианства появляется в былинном тексте образ Николая Угодника, который приходит на помощь погибающему Садко. По совету святого Садко избавляется от дьявольских сетей, отказывается от блуда, а на собственные средства возводит соборный храм.

По сегодняшний день не существует единого мнения в отношении особенностей создания и восприятия былины. Отдельные исследователи полагают, что произведение повествует о различиях, различных взглядах, идеях, мнения, которые господствовали в российских средневековых городах. Другие, подчеркивают, что былина может выступать объяснением способа обогащения реального новгородского купца. Однако большая часть ученых сходится на том, что былина отражает противоборство языческих и христианских сил за человеческие души на начальных этапах становления христианства на Руси, в результате чего произведение пронизано христианским мотивами, содержит одновременно:

  • и мифологические, дохристианские символы языческой Руси (Морской царь);
  • и образы христианских святых (Николай Чудотворец).

Тот факт, что именно Николай Чудотворец помог Садко спастись, избежать сетей Морского царя символизирует мысль, что только христианство заботится о душах людей, их духовном благополучии.

Система ценностей в былине

Выступая ярким образцом народного творчества, былины Новгородского цикла, в том числе, и былина о Садко выступает средством репрезентации аксиологических модусов, ценностей русского народа, сохраняет в себе духовное тепло, которым жил на протяжении столетий русский народ.

По своей сути, былина выступает сказанием о славном прошлом Новгорода, своеобразным прославлением христианских ценностей и христианских святых как средства сохранения русской идентичности. Былина транслировала новым поколениям русских людей национальные духовные ценности, информацию о формальных и неформальных социальных нормах поведения, закрепленных в народном правосознании. Прежде всего, о приоритете духовных ценностей над материальными, о недопустимости похвальбы, нецелесообразного использования материальных благ. Содержит былина и осуждение азартных игр, которые привели к тому, что Садко заложил душу Морскому царю.

Иначе говоря, былина о Садко как и другие памятники русского народного фольклора выступает своеобразным «сводом законов, предписаний», регулирующим поведение личности.

Былина выступает результатом многовековых раздумий и наблюдений народа, отражением его надежд и опыта взаимоотношений, она становится не только средством передачи этого накопленного веками опыта, но и средством воспитания молодого поколения, социализации личности в соответствии с законами мирного сосуществования человека и природы.

В качестве основных ценностей, закрепленных в былине, следует назвать следующие:

  • приоритет духовных ценностей над материальными;
  • предприимчивость;
  • трудолюбие, противопоставленное азартным играм, незаконным способам обогащения.

Таким образом, былина о Садко представляет собой яркий образец русского народного творчества периода централизации государства, в результате чего в тексте былины одновременно присутствуют как древние дохристианские верования, так и христианские мотивы. Сама былина отображает влияние христианства на становление национального миросознания с его смирением, приоритетом духовного над материальным.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

“Садко”: описание, герои, анализ былины

Былина «Садко» – одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

Читайте также:  Сочинение Дворник в рассказе Белый пудель Куприна характеристика и образ

Сюжетное былины строится в условных трех частях, каждая из которых обладает свойственной самодостаточностью. А само произведение имеет ярко-выраженный драматический конфликт исторического характера.

История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей – Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Цитаты былины

«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь» (Садко)

«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках» (Морской царь)

«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)

Главные герои

Садко

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Морской царь

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени – поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения – сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя – не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» – уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни.

Святость образа родного Новгорода – вот что оказывается выше всего для Садко – патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность – в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

СРАВНЕНИЕ БЫЛИНЫ «САДКО» С ОПЕРОЙ Н.А.РИМСКОГО – КОРСАКОВА «САДКО»

Работа посвящена анализу былины «Садко» и сравнение её с оперой Римского-Корсакова «Садко».

Цель – показать, как видел и смог передать при помощи музыки композицию былины, её особый язык, поэтику, чувства и переживания героев русский композитор Римский-Корсаков в опере «Садко».

Скачать:

ВложениеРазмер
sashina_rabota.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городское научно-практическое соревнование школьников

СРАВНЕНИЕ БЫЛИНЫ «САДКО» С ОПЕРОЙ Н.А.РИМСКОГО – КОРСАКОВА «САДКО»

Гимназия №21 3 «В» класс

Арутюнян Елена Николаевна

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия № 21»

Былина «Садко», её особенности 4

3.1 Римский-Корсаков – офицер и композитор 6

  1. Создание и постановка оперы «Садко» 7
  1. Заключение 10
  2. Использованные источники 11

Наша работа посвящена анализу былины «Садко» и сравнение её с оперой Римского-Корсакова «Садко».

Мы ставили цель – показать, как видел и смог передать при помощи музыки композицию былины, её особый язык, поэтику, чувства и переживания героев русский композитор Римский-Корсаков в опере «Садко».

Былины – эпические песни о событиях древней Руси. Эпичность былин состоит в том, что для них характерны монументальные образы богатырей и их врагов.

Термин «былина» вошёл в обиход в 30-е годы 19 века. Былины были источником изучения жизни русского народа до письменного периода. Существуют разные точки зрения на создателей былин: одни считают, что это были дружинные певцы, другие – скоморохи, третьи- калеки перехожие, четвёртые – крестьяне.

Особенностями поэтики былин является развёрнутый сюжет, картины природы, портретные зарисовки, прямые характеристики героев, их прямая речь (диалоги и монологи).

Велико значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость её богатством, красотой и могуществом. Былины направлены на развитие самосознания русского народа.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим в эту пору от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не скуешь меча, не вырежешь ложки.

Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, конных состязаниях, торговле и далеких путешествиях с товарами, о споре и об увеселениях. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить.

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. Былины рассказывают об устройстве первых городов – за городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля. Сказатели поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Терема расписаны на удивление. Сколь ни ценны эти черты давнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа.

Былина «Садко» и ее особенности

В былине «Садко» новгородским гусляром Садко пренебрегли купцы – три дня подряд они не зовут его на пир, но игра на гуслях полюбилась морскому царю. Он помог гусляру взять верх над купцами. Садко разбогател, выиграв в споре лавки с красным товаром. И тут занесся, возгордился Садко – решил, что стал богаче Новгорода, но ошибся. Да и как было одному, даже самому богатому, спорить с самим Новгородом?! Сколько не скупал товаров Садко, а « Втройне товаров принавезено,

Втройне товаров принаполнено…»

Тогда сказал себе Садко: «Не я, видно, купец богат новгородский – побогаче меня славный Новгород!»

Идея былины «Садко»: изображение жизни и быта Новгородского купечества.

В своё время В.Г.Белинский проницательно заметил, что былина о Садко – не что иное, как торжественное прославление – «апофеоз» Новгорода. Богатства Господина Великого Новгорода, торговавшего «со всем белым светом», восхищали былинных певцов: они не пощадили даже своего любимого героя, когда тот посягнул на новгородскую славу. Достоинство родной земли певцы берегли, защищая от посягательств, исходивших, от кого бы то ни было. И в Садко, помимо удали и мастерской игры на гуслях, певцы чтили приверженность к родной земле. Каких только богатств не сулил гусляру морской царь на дне океана – моря, но садко предпочел всему возвращение домой.

Садко манил широкий морской простор, ему нравился плеск волн, разрезаемых ладьей, но милее был мирный звон колоколов софийского собора и шум торговых новгородских площадей. Ненавязчиво, но очень ясно высказана любовь к родному краю.

Другой главный герой былины – Морской царь – вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень -озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Второстепенные персонажи: купцы, дружина, Микола Можайский, жена Садко.

Былина богата художественно-изобразительными средствами.

Эпитеты: сине море, гусельки яровчатые, добрый конь, буйна голова, красна девица, белы руки, уста сахарные, красный товар, палаты белокаменные.

Сравнения: полетел, как чёрный ворон, голова, как куча сенная.

Сказочные слова: бел-горюч-камень, рыба-золоты перья, чудо чудное, раным – рано.

Гипербола: На небе Солнце – и в палатах Солнце,

На небе Месяц – и в палатах Месяц,

На небе Звёзды – и в палатах Звёзды.

Троекратный повтор: Садко три раза ходил к Ильмень-озеру, три раза закидывал тоньку в Ильмень-озеро, три раза скупал товары, три раза откупался от Морского царя.

Былина написана былинным стихом. Часто встречаются устаревшие слова: дружина хоробрая, корабли черлёные, почестен пир; устаревшие глаголы – езживал, плачивал, попаивал.

2.1 Николай Андреевич Римский-Корсаков – офицер и композитор

«Начиная с поворота на юг (невдалеке от Азовских островов)… небо более и более глубоким, все сильнее и сильнее веяло теплом, и, наконец, мы вступили в полосу севера – восточного пассата, и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный теплый ветер, легко взволнованное море, темно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками… Дивный… днем цвет океана сменялся фантастическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось. Какое сияние Млечного пути с созвездиями Южного креста» – так в 1893 году писал профессор Петербургской консерватории, прославленный композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Он вспоминал о событиях своей юности. Тогда, в далеком 1862 году, восемнадцатилетний гардемарин Николай Римский – Корсаков впервые вступил на палубу клипера «Алмаз». 939 дней он исправно нес морскую службу, совершил кругосветное плавание и вернулся домой уже не гардемарином, а мичманом.

Родился Николай Андреевич 6 марта 1844 года в городе Тихвине. В семье потомственных морских офицеров. Будущее Николая было определенно еще при его рождении – он должен был стать морским офицером. Так что о музыкальных успехах мальчика не заботился никто – ни его родители, ни учителя, ни он сам.

20 августа 1856 года Николай был принят в Морской корпус. В этот период Ника брал уроки фортепиано. Мальчик давно пытался писать музыку, теперь под руководством учителя он начал сочинять новые пьесы: марш, скерцо, вариации, ноктюрн. Сочинение музыки все больше увлекает его…

Кругосветное путешествие, морская служба, а через 30 лет вдруг – прославленный композитор. К началу XX века Римский – Корсаков – автор множества музыкальных произведений.

2.2. Создание и постановка оперы«Садко»

В 1867 году, появилась симфоническая картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Как писал А.Н.Серов «Эта музыка… переносит нас в глубь волн – это что–то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя выразить ничего подобного». Он восхищен умением Римского – Корсакова «живописать при помощи музыки».

В конце 90-х годов возвращается к «Садко». Новгородскую былину о Садко любил с молодых лет. Он считал, что это «лучшая и значительная былина новгородская…там все время налицо седая русская языческая древность и элемент волшебный, сказочный, фантастический». Главный герой оперы Садко – певец-гусляр. Именно поэтому музыку оперы пронизывает песенность – лирические плясовые, величальные песни, народные причитания, колыбельная, свадебная. И вместе с тем удивительна роль речитатива – былинного сказа или распева. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Римский – Корсаков использовал их в опере как самый подходящий инструмент – для подыгрывания словам. Множество персонажей, большие разнохарактерные сцены, переплетение реального и выдуманного объединено в опере настолько мастерски, что сам композитор считал, что все это «находится между собой в полной гармонии». Создается эта гармония и благодаря замечательной оркестровой зарисовке «Океан – море синее». На сцене живет мир вольного Новгорода – красочный, полный былинной поэзии и былинных чудес. Из вод Ильмень – озера выходила с подружками Морская царевна, полюбившая Садко за его песни, это была сама таинственно прекрасная царевна Волхова. В струящемся, как зеленоватая морская вода, наряде, с русалочьим лицом, раскосыми глазами и ускользающей улыбкой. Садко и грустит и торжествует, он удалой гусляр, победивший богатеев, не веривших ни в мечту, ни в неведомое, ни в смелый замысел. «Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство. В музыке гениально выражено «лирическое волнение» героя; душа Садко раскрывается в общении с природой и выливается в песне, прославляющей ее красоту.

«Садко» впервые поставили в декабре 1897 года в Московской русской частной опере, хозяином которой был С.И.Мамонтов. Савва Иванович Мамонтов был крупным промышленником, покровителем артистов, художников, музыкантов. В 1885 году Мамонтов основал Московскую частную оперу. Он пригласил в нее молодых талантливых певцов. Именно они стали первыми исполнителями нового произведение Римского – Корсакова. В опере исполняли партии Ф.И.Шаляпин, Н.И. Забела. Полному торжеству спектакля способствовал Ф. Шаляпина в партии Варяжского гостя. Суровая мощь, грозное величие созданного гениальным артистом образа потрясали слушателей. Хотя возможности Частной оперы, в особенности оркестра и хора, были значительно ниже Мариинского театра, постановка явилась огромным событием русского искусства. Передовая критика Москвы и Петербурга (где «Садко» был показан на гастролях) горячо приветствовала и произведение и спектакль. Если в первых трех представлениях наибольший успех имел исполнитель заглавной партии А. Секар-Рожанский, то начиная с четвертого, когда в роли Волховы впервые выступила Н. Забела, в сознании слушателей опера прежде всего ассоциировалась с образом Морской царевны. Эскизы костюмов и декораций выполняли самые известные художники. Постановка в Частной опере положила начало сценической жизни «Садко». С тех пор опера долгое время не сходила со сцены, являясь одной из основ национального репертуара. Однако в последние годы театры не проявляют к ней внимания.

В опере, в отличии от былины, больше главных героев : Садко, морская царевна Волхова, купцы, дружина, морской царь, жена Садко. И множество сцен с народом – пиршество, танец морских царевен на берегу озера, сцена на пристани, царство морского царя, встреча Садко из плавания.

Римский-Корсаков значительно изменил начало «Садко». В былине Садко бедный гусляр, которого не приглашают на пир и он обиженный уходит на берег Ильмень – озера. Играет на гуслях, игра настолько понравилась морскому царю, что он ему помогает стать богатым, выиграть спор.

В опере Римского – Корсакова, Садко состоятельный, его приглашают на пир. После пира он так же приходит на берег Ильмень – озера, но видит прекрасных лебедей которые превращаются в морских царевен. Он видит прекрасную царевну Волхову, он восхищен, очарован ею. И он жестоко обижает свою жену, отвергая ее. А она мучимая вопросом любит или нет, его ждет.

А заканчивается и опера и былины возвращением Садко на берег, из царства морского царя.

Римский – Корсаков обогатил былину, наполнил ее красочностью, многоцветием, он как художник раскрасил былину разными голосами, красками. Создал множества сцен. В опере произошел синтез былины и придуманного. Эти дополнения лучше раскрывают образ Садко, его характер. То он веселый гусляр на пиру, то очарованный морской царевной. То жестоко обидевший бедную жену или предстаёт богатым, зазнавшимся, и не помнящим добра от морского царя, и в конце предстают любящим родную земля веселым гусляром.

Каждое произведение и былина и опера красивы и поэтичны. Несмотря на отличия и схожесть они не затмевают друг друга и остаются значительным вкладам в русской культуре.

“Садко” – краткое содержание новгородской былины

Анализ былины

У Садко имеется реальный прототип — новгородский купец Содко Сотынець. Согласно летописи 1167 века, он построил Борисоглебскую церковь. Талантливые народные сказители создали фантастическую повесть о его приключениях и чудесном спасении благодаря вмешательству высших сил.

По жанру «Садко» относится к былинам — русским эпическим песням о героях и примечательных эпизодах истории. Необычно, что главный персонаж — не могучий богатырь, а бедный гусляр. По композиции сказание делится на 3 части, занимающие разный временной промежуток.

  1. Садко — бедный гусляр, зарабатывающий пением и игрой на пирах у богатых торговцев.
  2. Он преуспевающий купец, богатство которого постоянно растет.
  3. Он отправляется в путешествие по морю. Садко попадает в плен к морскому царю, но в конце благополучно возвращается домой.

По мнению исследователей, былина неоднократно подвергалась переработке. В наиболее древнем варианте прослеживаются языческие мотивы — образ морского царя, его дочерей-рек. Это олицетворение морской стихии, не доброй и не злой. Она приносит людям богатство и, в то же время, губит их. Ее можно умилосердить жертвой.

В более позднем варианте пленника спасают христианские высшие силы. Николай Угодник помогает Садко вырваться от морского царя и вернуться домой. В произведении используются многочисленные выразительные средства:

  • эпитеты («богатый гость», «красный товар», «гусельки яровчаты»).
  • метафоры («товары худые и добрые»).
  • гиперболы («бессчетная золотая казна»).
  • повторы («на небе солнце — и в палатах солнце, на небе месяц — и в палатах месяц»).

Эти средства позволяют описать события легенды образным и ярким народным языком.

Встреча с морским царем

Действие сказки происходит в Великом Новгороде, могучем и процветающем. Туда везут товары со всех концов света. Богатые купцы постоянно устраивают пиры, на которые приглашают молодого гусляра Садко. В его жизни приключается неудача: день, другой, третий не зовут на «почестен пир». Юноша приходит к Ильмень-озеру, где играет и поет песни. Вода начинает колыхаться, поднимается буря, и гусляр уходит.

Трижды играет и поет Садко на Ильмень-озере, и на третий раз из воды появляется сам морской царь. Он благодарит гусляра за игру и хочет наградить его. Для этого он предлагает «побиться о велик заклад» с новгородскими купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба золотые перья».

На пиру Садко ставит об заклад свою «буйну голову», а трое богатых купцов — лавки с «красным товаром». Трижды закидывает гусляр невод в озеро и трижды добывает «рыбу с золотыми перьями». Проигравшие купцы отдают ему свои лавки, и он начинает торговать.

Дела у Садко шли хорошо, и вскоре он сильно разбогател. Гусляр женился и построил себе палаты, украшенные солнцем, месяцем и звездами. Но в один день на пиру у «настоятелей новгородских», когда его участники хвастались всем, что у них есть, Садко заявил, что может купить все товары, которые продаются в Новгороде. Ему тут же предложили побиться об заклад.

Три дня гусляр-купец пытался скупить все товары, которые были в Новгороде, но чем больше он покупал, тем больше привозили новых. И Садко понял, что город так велик и богат, что ему, даже с бессчетный золотой казной, никогда не удастся скупить все товары, которая туда привозятся.

Пленение и возвращение домой

Тогда Садко построил 30 кораблей, погрузил на них приобретенные товары и отправился в путешествие по морям и рекам до самой Золотой Орды. Торговал он с большой выгодой и собрался домой с бочками, набитыми золотом и серебром.

На пути в Новгород он с дружиной попал в страшную бурю. Его корабли встали на месте и не могли двигаться. Садко понял, что ему нужно принести жертву морскому царю. По его приказу высыпали в море целую бочку золото, но это не помогло.

Тогда гусляр предложил принести живую жертву. Он изготовил «жеребья» — себе на золоте, а остальным «вольжаны» (обрубки дерева с написанными на них именами). Когда их опустили в воду, «жеребья» всех моряков поплыли по морю, а у Садко опустился на дно. Тогда он приказал команде сделать жребии на золоте, а себе взял «вольжаный», но это не помогло — его жребий все время тонул.

Садко понял, что его требует к себе морской царь. Он завещал свое имение церквям, нищим и молодой жене, а сам опустился в море на дубовой доске. Корабли уплыли, а измученный купец заснул. Проснулся он на дне, в палатах морского царя.

Царь потребовал, чтобы Садко играл на гуслях, а сам начал плясать. Его пляска продолжалась несколько суток, отчего в море началась сильная буря. Корабли стали тонуть, и погибло много людей.

Садко стал молиться «Миколе Можайскому» (Николаю Угоднику). Тот явился к нему в образе седого старика и дал совет, как обмануть морского царя и вернуться домой. Певец порвал на гуслях струны и вырвал шпенечки. Царь, видя, что инструмент сломался, перестал плясать и предложил гусляру жениться на одной из своих дочерей. Тот согласился и, следуя совету святого, выбрал девушку Чернаву.

Царь устроил огромный пир. Садко заснул рядом со своей невестой, а утром проснулся на крутом берегу речки Чернавы, текущей возле Новгорода. Он увидел, что его корабли, целые и невредимые, плывут по Волхову. Дружинники Садко, которые уже не чаяли его увидеть, очень удивились тому, что он раньше них добрался до города. Гусляр-купец радостно встретился с возлюбленной, устроил пир, а затем построил церковь во имя спасшего его святого. Основная мысль произведения состоит в том, что человек, обладающий талантом, преуспеет в жизни, если не будет поддаваться соблазнам и не сойдет с прямого пути.

Характеристика героев

В былине «Садко» главные героя — молодой гусляр и морской царь. Их отличительные черты:

  1. Садко отличается патриотизмом и высокой нравственностью. Он жертвует собой во время бури, спасая жизни людей. Получив огромное богатство, он не сделался жестоким и жадным, не забросил свои песни и игру на гуслях. Он деятелен и активен, плавает по рекам и морям, стремясь увидеть новые земли и увеличить славу своего города. Единственная его слабость — гусляр поддается гордыне и пытается скупить все новгородские товары, чтобы прославиться. Но он быстро отступает от своего намерения, поняв, что это ему не под силу. Садко — истинный христианин, твердо верящий в провидение и не забывающий проявить благодарность за спасение.
  2. Морской царь — персонаж неоднозначный. Его трудно назвать положительным или отрицательным. Сначала он отблагодарил Садко за игру и сделал его богатым, а затем по своему капризу забрал его в море. Царь морей хочет оставить талантливого музыканта при себе и не понимает, что для того нет ничего дороже жизни на земле, в родном городе.

Опера Римского-Корсакова

Былина «Садко» многократно печаталась и издавалась. Иллюстрации к ней рисовали известные художники. Образ гусляра, побывавшего в гостях у морского царя, вдохновил композитора Римского-Корсакова. По мотивам легенды автор написал оперу «Садко».

Сюжет музыкального произведения основан на различных вариантах сказания. Речи и песни героев взяты из народного эпоса, в них сохранен былинный стих вместе с особенностями старинного языка. Сказания о Волхве Всеславиче и Соловье Будимировиче принадлежат народному эпосу. Также примечателен цикл песен иноземных гостей:

  • варяжского;
  • веденецкого (венецианца);
  • индийского.

Исполнителями этих арий были выдающиеся певцы: Шаляпин, Хворостовский, Козловский и многие другие.

В былине, похожей на сказку для детей, отражен историко-гражданский облик гусляра, победившего богатых купцов и преодолевшего соблазны жизни у морского царя. Слава родного Новгорода — вот главное для Садко, патриота и христианина.

Былина “Садко” краткое содержание и анализ

Былины издревле воспевали мужество и храбрость воинов, патриотизм и любовь к родине. Это устное народное творчество отражало жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Мы подходим вплотную к теме «Былина «Садко»: краткое содержание, главные герои». Здесь гусляр выступает как настоящий патриот своей земли, глубоко верующий человек, душу которого не обмануть и не купить ни за какие коврижки. Царь морей будет именно тем искусителем, который готов все свои сокровища отдать за такого талантливого молодца.

Былина «Садко»: краткое содержание для детей

В Великом Новгороде жил молодой гусляр Садко. Так начинается былина «Садко». Краткое содержание повествует о том, что он был очень красивым, но бедным, натурой гордой и самолюбивой. Он зарабатывал себе на жизнь очень живой и проникновенной игрой на гуслях. С одного веселого пира он попадал на другой. Но однажды наступил тот переломный момент, когда его перестали звать.

Прошел один день, потом второй, третий, и тогда всеми покинутый молодец отправился к Ильмень-озеру, возле берега нашел бел-горюч камень, сел на него, достл гусли и заиграл так, словно душа его плачет в тоске и одиночестве. От такой игры вода в озере стала сильно колыхаться, но музыкант не обратил на это никого внимания и вернулся обратно в город.

Царь морской

Теперь каждый день он стал приходить на берег и играть на своем инструменте. И однажды Садко увидел, как от его музыки разволновались и раздвинулись воды Ильмень-озера. На его поверхности появился сам Царь морской, который обратился к музыканту с хвалебными словами.

За такие прекрасные звуки он захотел наградить его бессчетной золотой казной. Царь подсказывает Садко, чтобы тот поспорил с местными купцами, что выловит рыбу с золотыми перьями, и пообещал подкинуть ее ему в невод.

Этот диалог очень интересно описывает былина «Садко». Краткое содержание, однако, продолжается тем, что когда развеселился купеческий народ на одном из пиров, то Садко, воспользовавшись моментом, предложил спор и похвастался, что поймает в озере чудо-чудное, рыбу «золотые перья».

Но никто этим сказкам не поверил, поэтому трое купцов с легкостью согласились биться об заклад. Спорщик трижды закидывал невод и вытаскивал по одной золотой рыбке. Обескураженные купцы отдали проспоренные три лавки самого лучшего товара. Со временем Садко сделался настоящим богачом и стал получать «великие барыши».

Садко обещает выкупить весь товар

Его жизнь сильно изменилась, он баловался настоящей роскошью и воплощал в жизнь любые свои фантазии. У него появились белокаменные палаты, он стал закатывать роскошные пиры и приглашать всю именитую новгородскую знать. Охмелевшие купцы каждый раз начинали хвалиться, у кого добрый конь, у кого жена красавица, а у кого бессчетная казна.

Садко, однако, всегда молчал, но до определенного времени, а вот потом, когда ему предложили чем-нибудь похвалиться, он сказал, что слишком богат и что может купить все товары в лавках Новгорода. Только купец Садко вымолвил эти слова, гости, оскорбленные эдакой непомерной гордыней, сразу ударили с ним об заклад.

Вот так набирает свой интригующий оборот былина «Садко». Краткое содержание продолжается тем, что на следующий день Садко распоряжается, чтобы его дружине выдали кучу денег и отправляет ее во все торговые лавки города скупать подряд весь товар. А сам пошел в гостиный ряд, чтобы тоже скупить все без разбору.

Садко проспорил

Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.

Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.

Дальнее путешествие и шторм

Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.

В царстве морском

И вот, попрощавшись со всеми, взяв свои родные гусли, он отправляется в море на плоту. Шторм сразу утих, и корабль отправились на своему пути. Садко задремал и проснулся уже в морских владениях в хоромах белокаменных Царя морского, который не скрывал своей радости и сказал, что давненько гусляр ему дани не платил, поэтому и сам в подарочек пошел.

Святой Никола Можайский

Царь морей сразу попросил сыграть ему на гуслях, и музыкант, взмахнув рукой, ударил по звонким струнам. Понеслась веселая плясовая музыка. На дне морском начались настоящие пляски. Трое суток купец играл без перерыва, за это время потонуло огромное количество кораблей, затопились берега и села.

Бедный земной народ взмолился святому Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). И тут возле гусляра появляется святой старец. Он ткнул его в плечо и строго, но по-доброму объяснил, что пора заканчивать пляски. Садко ответил ему, что у него приказ и что он не в силах ослушаться Царя морей. Тогда святой Никола подсказал ему, чтобы тот порвал струны. А еще предупредил, что если Царь предложит жениться, то пусть из сотен предложенных невест он выбирает себе самую последнюю, Чернавушку, и в брачную не ложится с ней в постель, иначе навсегда останется на дне морском.

Родные края

Садко так и сделал, одним взмахом он порвал струны и поломал гусли. Буря сразу стихла. Задобренный Царь в благодарность предложил ему выбрать себе любую невесту из его дочерей. Утром гусляр приходит на смотрины и видит триста необыкновенных красавиц, но помнит слова святого старца и выбирает девицу Чернавушку. После свадебного пира он называет ее своею суженою и уходит с ней в опочивальню. К ней он даже пальцем не прикоснулся, заснул на брачном ложе крепким сном, а когда проснулся, был уже на родном берегу реки Чернавы в Новгороде. На Волхове-реке он увидел свои целые и невредимые корабли, тихо подплывающие к берегу. Там находились его жена с детьми и друзья, которые слезно поминали Садко, и тут, увидев его живого и невредимого, они не поверили своим глазам. Все стали обниматься и целоваться. Садко выгрузил все богатства с кораблей. И первым делом взялся за строительство соборной церкви в честь святого Николы Можайского. Исполнилась воля святого.

Так закончила былина «Садко» очень краткое содержание всего сюжета. После этого уже не плавал по морям гусляр, а стал мирно поживать в своем Новгороде.

Былина «Садко»: краткое содержание и автор

У былины этой могут быть разные интерпретации. По гипотезе некоторых историков, основой этой древнейшей былины стала песня о новгородском купце по имени Содко Сытинець, который упоминается в летописном издании от 1167 года как строитель церкви Бориса и Глеба в Новгороде. Наверняка образ Садко со временем перетрансформировался в индоевропейский образ мифического жениха дочери владыки морей и океанов.

Раскрывяа тему «Садко»: краткое содержание, автор», нужно отметить, что автором былин и песен является народ. Однако по этому произведению была создана знаменитая опера «Садко» Римского-Корсакова (1897 г.). А в 1952 году была снята великолепная сказка «Садко» режиссера А. Птушко.

Ссылка на основную публикацию