Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.

Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.

Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.

Весь старый мир озлобился на новый. Людям кажется, что это конец света, а раз так, то на фоне анархии и безвластия выползают на свет бандиты всех мастей, выдающие себя за революционеров. И начинается разгульная вакханалия – убийства, грабежи, насилие. В их руках обычный ножик становится грозным оружием против обывателей, простых людей. Об этом говорит строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!»

Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.

Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.

Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.

Число 12 – это число людей в отряде, это – число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.

Интересно, что он смотрит на все происходящие события как-бы со стороны, оценивает их. Об этом говорят фразы: «А вон…», « А вот…» Русская интеллигенция по-разному восприняла революцию. Многие, как и Блок, были сторонними наблюдателями. Некоторые в ней потеряли себя так, что потом не смогли найти в ней своё место.

2 вариант рассуждения

Поэма Блока «Двенадцать» явилась настолько же неожиданным произведением для его интеллигентного происхождения, сколько же знаковой стала для зарождающегося советского государства.

При анализе поэму стоит помнить, что Блок принадлежал к направлению писателей-романтиков. А для них основной темой творчества являлось противостояние человека и природы, добра и зла. Противостояние драматичное и зачастую трагическое. Поэтому революция в поэме представлена как всепоглощающее буйство стихии, сметающее все на своем пути.

Сам Блок позднее писал, что революция может смести доблестных и положительных людей, и неожиданно вознести недостойных и жалких. Но на то она и стихия, что зародившись от рук человеческих, перестает им подчиняться в дальнейшем. Словно бушующее пламя она мчится по стране, верша свои порядки.

Но пламя это не только разрушает старые устои, оно очищает землю от несправедливых пережитков времени. Как бы не сложилась история в дальнейшем, но свержение зарвавшейся власти и передача ее народу, были очень прогрессивным шагом.

Не стоит забывать и том, что Блок принадлежал к тем слоям интеллигенции, которая постоянно чувствовала свою вину перед другими слоями населения из-за имевшихся у них привилегий. Именно поэтому народный гнев, вылившийся в революцию вызвал у него такое благоговение. Народ восстал и требует справедливости для себя.

Конечно этот бунт жесток и беспощаден, как писал другой классик. Но и это является отражением того тяжелого времени. Любое буйство стихии наносит непоправимый вред. Однако с течением времени природа стихает, и на месте разрушений строится новый мир. Так и революция должна пройти свой путь, смести устаревшие конструкции, а на их месте выстроить новое государство.

Символичен и образ Христа, на первый взгляд неуместного при описании атеистического государства. Однако Блок воспринимал зародившуюся христианскую религию как своеобразную революцию рабов, восставших против своих хозяев. Поэтому у него Христос тоже соответствует революционной тематике. Он ведь тоже бунтарь, поведший за собой уверовавших, чтобы сломать старые порядки.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Популярные сегодня темы

Замечательный рассказ, который называется «Фотография, на которой меня нет», написан русским и советским писателем Виктором Астафьевым. Данной творение является одним из тех произведений

1564. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне, предположительно 23 апреля. 26 апреля был крещен в церкви св. Троицы.

Творчество Федора Павловича Решетникова многогранно и своеобразно. Он был одним из самых известных сатириков, мастером карикатур и создателем замечательных скульптур юмористического характера.

Самое дорогое, что есть у человека – время, в этом главная мысль «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца. В 1964 году по мотивам пьесы для кукольного театра советский режиссёр Александр Птушко

Произведение является по жанровой направленности ироническим рассказом, выполненным в стихотворной форме, именуемым басней, которая представляет собой иносказательный вид повествования с использованием

Тема революции в поэме А. Блока Двенадцать

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.

Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек.

В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”. В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в “Двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение.

Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури — символы очистительной стихии.

Двуплановость образного строя “Двенадцати” ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:

В основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением — настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. Автор конкретизирует содержание “черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”, “барыня в каракуле”. Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп — “стороной за сугроб”, барыня — “к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали. ”. Особенно непримирим к новому давний недруг Блока — либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: “Длинные волосы и говорит вполголоса. Должно быть, писатель-вития. ”.

Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически. В их изображении он использует сравнения — броские и емкие:

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой,

Поджавши хвост паршивый пес.

Но “пес” так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”.

Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: “Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем”. Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.

Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции.

Поэма “Двенадцать” впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма была новаторской.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах.

Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова.

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

«Двенадцать» — одно из первых произведений русской литературы, написанных после октябрьской революции 1917 года.

Все действие поэмы происходит на улице. Уже в первой главе слышится ее революционный гул. Блок начинает поэму с лаконичной и контрастной картины черного вечера и белого снега. Все герои выступают на фоне привычных блоковских образов — вьюги, ветра («ветер на всем Божьем свете»). Вся поэма представляет собой множество звучащих голосов, автора же почти не слышно. При этом Блок использует такие средства, как лозунги, солдатские частушки, разговорные интонации.

Только во второй главе появляются «двенадцать». Блок не приукрашивает своих героев: они обещают раздуть «мировой пожар в крови», «пальнуть пулей в Святую Русь». Блок даже сгущает краски, показывая своих героев возможными каторжниками («На спину б надо бубновый туз!»). Но в своих действиях они несут как бы гнев всего народа, они действуют в согласии с народной стихией.

Однако в центр поэмы Блок поставил «частную» судьбу — драматическую историю любви и преступления Петрухи, который ненароком убивает свою былую подружку Катьку. Это отдельная человеческая трагедия на фоне всемирной вьюги, революционного разрушения.

Петруха — живой полнокровный человеческий характер. Он потрясен до глубины души делом рук своих. Блок очень верно выразил тяжелую тоску, муки совести, которые не прекращаются в душе героя: «Ох, товарищи, родные, / Эту девку я любил. »

Читайте также:  Сочинение Анализ романа История одного города Салтыкова-Щедрина

Его раскаяние в глазах «одиннадцати» выглядит душевной дряблостью: в такой ответственный исторический момент оно не к месту и не вовремя. («Не такое нынче время, / Чтобы нянчиться с тобой!»).

Блок уловил одним из первых в русской литературе, как воспринималось отношение к личному, к чувствам в революционную эпоху.

В последней главе более отчетливо выступает «старый мир» — в образе «паршивого пса». Но возрастает тревога.

В финале поэмы неясное, непроницаемое, невидимое обретает контуры Христа.

Блок сравнивал свою эпоху с эпохой начала христианства и падения Рима. Имя Христа стало символом особой исторической миссии, и в этом смысле он уместен впереди «двенадцати». Но вместе с тем у Блока он вырастает в громадный вопрос к будущему. Очень важно, что Христос в поэме незрим («двенадцать» не видят его за вьюгой). Блок всячески подчеркивает, что красногвардейцы «идут без имени святого», их свобода— «без креста». Фигура Христа может означать и то, что ужасы разрушения будут сняты и преодолены в возрожденной России. Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное отношение к нему. Нарисованная в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несочетаемого. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. Конфликт поэмы строится на противопоставлении двух начал — светлого, гармоничного, которое Блок видит «впереди», и темного, которое он видит в прошлом и олицетворением которого служит «старый мир». Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость «провести» своих героев через три основные временные сферы, показать в реальных картинах, что было, что есть и что должно быть.

1. Творческий путь А. Блока – путь поиска истины.

2. Поэма А. Блока «Двенадцать»:

а) ветер революции;

б) особенности построения сюжета, прием контраста;

3. Трагические противоречия революции в поэме:

а) Петька и Катька;

б) преобразование буйной вольницы а организованную волю.

4. Символика цвета в поэме.

5. Образ Христа и его значение.

6. Автор и его оптимистическая позиция в финале поэмы.

1. Поэтический мир Блока — это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию земного и небесного. Задолго до революции поэт предчувствовал, «как зреет в сердце гнев», а «злость гнева есть мятеж». Но в блоковском понимании революции отсутствует политическая оценка, он воспринимает ее как стихию, которая должна разжечь «мировой пожар» в душе каждого человека, тем самым очищая ее. Поэт говорил: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Поэма «Двенадцать», написанная А. Блоком в январе 1918 года, стала новой и высшей ступенью его творчества. Сам поэт говорил: «. поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства». Эта «буря во всех морях» и нашла свое отражение в поэме. Блок в это время искренне верил в «великие цели» революции, в то, что она призвана «переделать все», «устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, честной, веселой и прекрасной жизнью».

2. Революцию с «красным петухом» — поджогами помещичьих усадеб, с насилием, грабежами, самосудами принимает Блок и в поэме «Двенадцать» освящает именем Христа. Он видит революцию как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления. Это природная воля, которая до поры до времени таилась в самых глубинных пластах народной жизни и, подобно огненной лаве, вырвалась из недр, уничтожая все на своем пути. Эта стихия революции изображена в первой части поэмы символически в виде ветра:

На ногах не стоит человек.

На всем божьем свете!

«Ветер хлесткий» «гуляет», «свищет», «и зол и рад» — «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» — сметает ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира», буржуазной пошлости.

Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста: «Черный ветер» — «белый снег». Резкое противопоставление двух миров — «черного» и «белого», старого и нового — противоречия самой истории, ее реалий. Гибнущий мир — это «барыня в каракуле», «буржуй», «товарищ-поп», «писатель-вития», уличные проститутки, которым неуютно под ветром революции.

Мир «новой жизни» Блок нисколько не идеализирует. Выразители народной стихии, двенадцать красногвардейцев, несут в себе крайности. С одной стороны, это люди, сознающие свой высокий революционный долг и готовые его исполнить:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

С другой — в их психологии еще живы и отчетливо выражены настроения стихийной «вольницы»:

Нынче будут грабежи!

Гуляет нынче голытьба!

3. Блок видит революцию в ее трагических противоречиях и пытается понять ее смысл: несет ли революционная стихия только разрушения или она созидательна. В настоящем автор видит разгул мрачных сил. В Петрухе, как и в остальных красногвардейцах, подчеркнуто разбойное, мятежное начало: «бубновый туз» — знак каторжника. Но темные души Петьки и Катьки в глазах поэта значительнее «среднего человека», лишенного высоких порывов и не способного к страданию. Внутреннее преображение Петьки возможно, но путь к нему не прост. Герой переживает серьезные испытания. Его любимая Катька становится жертвой революции:

А Катька где? — Мертва,

Блок показывает страдания и боль Петрухи. Личное и общественное приходят в болезненное столкновение. Но красногвардейцы стыдят потрясенного Петьку:

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

И Петруха понимает свой долг. Его личная трагедия перегорает в огне революции, он впечатывает свой шаг в движение, которое постепенно приобретает направление и цель, что передает автор стихом в ритме марша:

Таким образом, буйная вольница превращается в поэме в ритмически организованную волю.

4. Красный цвет в поэзии Блока часто соотносится с состоянием тревоги и сомнения, но здесь поэт значительно расширяет его смысловые границы. Красный флаг находится в руках Христа, поэтому он становится символом нового времени, новой веры. В финальной строфе есть важная деталь: красный флаг становится кровавым флагом. Значит, путь к свободной, новой жизни лежит «сквозь кровь и пыль», через смерть человека. И здесь вспоминается убитая Катька, которая погибла не от руки старого мира, а от жестокости людей, идущих в новую эпоху. По-видимому, Блок, отрицая старый мир, не может принять до конца и новый.

5. В финальной главе поэмы возникает образ Христа. Необычно появление такого образа в поэме, где звучит тема революции, где совершается убийство женщины, но в то же время нельзя отрицать логичности и органичности его возникновения. Образ Христа — это прежде всего высокий нравственный идеал, способный привести людей к желанной гармонии. Он несет в себе Добро, Любовь, Красоту. И Блок, руководствуясь именно этими нравственными ценностями, находит воплощение своего идеала в Христе. Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока:

. Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Иисус Христос.

Таков конец поэмы: возвышенный и светлый. Если начало поэмы было представлено в цветовых контрастах, а ее ход был окрашен исключительно черным цветом, то здесь главным цветом становится белый — символ высшей духовности. У Христа «белый венчик из роз». Это необычно, потому что в традиционном изображении Христос являлся в терновом венце, что символизировало его муки и страдания. Для Блока не это главное: поэту важнее, что Христос как высший идеал нравственной чистоты несет в жизнь новую веру. Белый цвет — символ святости, чистоты, непорочности, а ведь именно эти черты воплощает Христос.

6. Таким образом, блоковское понимание революции получило свое завершение: это нелегкий путь из мрака («черная злоба») к свету («святая злоба»), от безверия («Эх, эх, без креста») к вере («Господи, благослови»), от опустошенности, безысходности к обретению высшего идеала. «Сквозь кровь и пыль» революционных бурь Блок увидел впереди воплощение красоты и гармонии.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

Тема революции в поэме А.А. Блока “Двенадцать”

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:49, реферат

Краткое описание

Александр Блок – один из ярчайших поэтов Серебряного века. Его творчество совпало со сложным периодом в истории России – революцией. В это же время было написано и его главное произведение – поэма «Двенадцать».
Мне интересны не только произведения Блока, но и события тех лет. Поэтому, я с особым удовольствием прочла эту знаменитую поэму. Темой моего реферата является тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Этот выбор не случаен. Мне бы хотелось тщательнее изучить это произведение, разобраться проблемах, которые охватили людей после революции, понять состояние людей, переживших весь этот «кошмар».
После прочтения этого грандиозного, на мой взгляд, произведения я заинтересовалась А.А. Блоком как поэтом. Я изучила многие другие его произведения, и, бесспорно, в них виден четкий отпечаток его сложной и трудной судьбы.

Оглавление
Файлы: 1 файл

Главный. doc

учреждение «Лицей №38»

Ученица 11 класса «В»

Александр Блок – один из ярчайших поэтов Серебряного века. Его творчество совпало со сложным периодом в истории России – революцией. В это же время было написано и его главное произведение – поэма «Двенадцать».

Мне интересны не только произведения Блока, но и события тех лет. Поэтому, я с особым удовольствием прочла эту знаменитую поэму. Темой моего реферата является тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Этот выбор не случаен. Мне бы хотелось тщательнее изучить это произведение, разобраться проблемах, которые охватили людей после революции, понять состояние людей, переживших весь этот «кошмар».

После прочтения этого грандиозного, на мой взгляд, произведения я заинтересовалась А.А. Блоком как поэтом. Я изучила многие другие его произведения, и, бесспорно, в них виден четкий отпечаток его сложной и трудной судьбы.

Блок Александр Александрович — поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма.

Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. По отцу, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.). По матери — из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству. Прадед по матери был «большим барином и очень богатым помещиком», к старости потерявшим почти все свое состояние. Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одаренность, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой, но наряду с этим и несомненную психическую отягощенность: дед по отцу умер в психиатрической больнице; характер отца отличался странностями, стоявшими на грани душевного заболевания, а иногда и переступавшими за нее. Это вынудило мать поэта вскоре после его рождения покинуть мужа; последняя сама неоднократно лечилась в лечебнице для душевнобольных; наконец и у самого Блока к концу жизни развилось особое тяжелое нервно-психическое состояние — психастения; за месяц до смерти его рассудок начал омрачаться.

Читайте также:  Анализ рассказа Носова Огурцы сочинения

Раннее детство А.А.Блока прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Зиму маленький Блок проводил в «ректорском доме», в Петербурге, лето — «в старом парке дедов», «в благоуханной глуши маленькой усадьбы» — подмосковном имении деда, сельце Шахматове. После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, девятилетний поэт вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе. По окончании гимназии, отталкивавшей Блока от себя, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», он поступил на юридический факультет Петербургского университета. С третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906.

В гимназии и в первые годы университета А.А.Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры». «Сочинять стихи» начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; «серьезное писание началось около 18 лет». Стихи Блока еще до появления в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта Владимира Соловьева. В этих кружках юношу А.Блока уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности». Его стихи впервые были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы», издательства «Скорпион».

В том же 1903 А.А. Блок женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Д.И. Менделеева, — Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Блока с А. Белым и последним мистически настроенным кружком «аргонавтов», несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. Революция 1905 сразу захватила Блока. В одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы. Поэт, однако, быстро охладел. «В революцию — по его собственным словам, — он не пошел», тем не менее, события 1904–1905 оставили в Блоке свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма «Король на площади». Важно, что с этой как раз поры «равнодушие к окружающей жизни» сменилось в нем «живым интересом ко всему происходящему».

В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел первый сборник стихов А. Блока — «Стихи о Прекрасной Даме». Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем Новгороде. «Стихи о Прекрасной Даме» были восторженно встречены в кружках «соловьевцев» и «аргонавтов». Однако широкую популярность принес Блоку не этот сборник, а вторая книга стихов — «Нечаянная радость» (1907) в особенности лирическая драма «Балаганчик» (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Комиссаржевской). К этому времени А.А. Блок становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений.

Живет А.А. Блок в Петербурге, вращаясь главным образом среди литературной интеллигенции — представителей и сторонников «нового искусства» («Среды» Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Комиссаржевской и др.). Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Блок предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно «Итальянские стихи» (1909), драма «Роза и крест» (1912) и поэма «Соловьиный сад» (1915).

В 1916 А.А. Блок выпустил под своей редакцией и со вступительной статьей собрание стихотворений Аполлона Григорьева. Вскоре после этого поэт был призван на военную службу, однако, благодаря хлопотам друзей назначен не в действующую армию, а табельщиком инженерно-строительной дружины Союза земств и городов. На фронте (под Пинском) Блок оставался до марта 1917 года. Вернувшись в Петербург, он работал в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве: редактировал стенограммы показаний бывших царских министров. Февральскую революцию А.Блок встретил с радостными надеждами. Октябрьский переворот — восторженно. Высшего подъема революционная настроенность Блока достигла в январе 1918, когда им была написана знаменитая, переведенная на многие языки, поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция», в которой он призывал своих собратьев-интеллигентов «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» слушать «великую музыку будущего», «величавый рев и звон мирового оркестра» — «слушать Революцию». Все эти произведения А.Блока были напечатаны в изданиях левых эсеров. Не входя в их партию, он им особенно в это время сочувствовал. Одним из первых среди писателей Блок начинает работать в советских учреждениях: председательствует в репертуарной секции ТЕО, состоит членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература» (редактирует сочинения Гейне). С 1919 работает в качестве председателя режиссерского управления Большого драматического театра. В 1919 А.А. Блок принимает близкое участие в организации «Вольной философской ассоциации» (Вольфила), в 1920 — в организации Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов, председателем которого одно время состоит. Работает в правлении Союза писателей. Годы вслед за 1919 у поэта отмечены резким упадком настроения, апатией, подавленностью, мрачным отчаянием. Одновременно ухудшается физическое состояние А.Блока. В мае 1921 А.А.Блок заболевает воспалением сердечных клапанов. 7 августа 1921 он скончался.

Александр Блок — по преимуществу поэт-лирик. Даже когда ему случается выходить за пределы собственно лирики в другие жанры словесного творчества, он накладывает на них явно выраженный лирический колорит, создавая особые роды лирических драм, лирической публицистики («лирические статьи» о «России и интеллигенции»), даже лирических рецензий. Наиболее чистым, беспримесным лиризмом отмечен первый период творчества Блока — период «Стихов о Прекрасной Даме» (1898–1904). В «Стихах о Прекрасной Даме» поэт целиком следует традиции дворянской чистой лирики, отрешенной от всяких общественных элементов, всяческой «злобы дня». Первым «вдохновителем» Блока, по его собственным словам, был Жуковский. В дальнейшем особенно сильное влияние оказала на него поэзия Фета. Типичная тематика дворянско-усадебной лирики — любовь и природа, вернее, любовь на фоне природы — «розовых утр», «алых зорь», «золотистых долин», «цветистых лугов» — является основным тематическим стержнем всех лирических признаний, обращений и призывов, из которых большей частью состоит первый сборник стихов А.А.Блока. Однако тема любви в переживаниях поэта — «последнего дворянина», завершителя всей линии дворянско-усадебной поэзии — приобретает особую окраску. Любовь Блока, в которой романтическая настроенность юноши (через Жуковского познавшего «дух немецкой романтики») усиливается переживаемым романом с будущей женой, пронизана мистицизмом. На первых курсах университета «всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева», рассказывает сам поэт. Продолжателем мистической, проникнутой культом «Вечно-женственного», «Мировой души», «Божественной мудрости», Софии, поэзии Владимира Соловьева Блок начинает свой творческий путь. Как и у Соловьева, мистическая эротика А.А.Блока насквозь проникнута «апокалиптикой». Культ «Жены, облеченной в солнце» у поэта эпохи двух революций, сперва надломивших, а затем и вовсе уничтоживших родной ему дворянский класс, характерно соединяется с переживаниями надвигающегося конца мира. Признаки конца болезненно чуткий, утонченно нервный поэт видит и слышит везде вокруг себя. «Шорохи», «шепоты», «мнимый конский топот», — и во всем этом надвигающаяся Тайна, — «Озаренная жена», «Солнце завета» — таков пафос «Стихов о Прекрасной Даме», вскормленных шахматовским «дворянским гнездом», вековой дворянской лирикой и смутным ощущением приближающейся социальной грозы, крушения и гибели «любезных сердцу барских усадеб». В сознании «романтика» и «соловьевца» Блока это принимает грандиозные, радостно-пугающие формы конца мира, преображения «улыбкой ясною Жены» всего сущего. «Мысль о Ней всегда несет в себе зерно мысли о конце», пишет А.Блок Андрею Белому, разделяющему все настроения и чаяния поэта. В своей статье «Апокалипсис в русской поэзии» (журнал «Весы», 1905) А. Белый доказывает, что А.А.Блок является завершителем исконных устремлений русской лирики, окончательно приподымающим покров с «софийного» лица русской музы. Четко замкнутый в себе период «Стихов о Прекрасной Даме» продолжается всего несколько лет. К моменту выхода их в свет отдельным сборником (конец 1904) сам поэт уже далек от настроений, которыми насыщены эти стихи. В предисловии ко второму сборнику своих стихов «Нечаянная радость» (1907) А.А.Блок вскрывает сущность происшедшего в нем переворота. «Молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, «для которой мир — балаган, позорище», всегда «осталась бы такою, если бы не тревожили людские обители города. Там, в магическом вихре и свете, страшные и прекрасные видения жизни». «Деревенская», усадебная стихия начинает вытесняться в поэте стихией городской. Из «милой сердцу барской усадьбы», замкнутого шахматовского дворянского гнезда, Муза поэта выходит на просторы улиц и площадей современного буржуазно-капиталистического города.

В 1903–1904 годах городские мотивы все громче звучат среди деревенских пейзажей «Стихов о Прекрасной Даме». Издатель первых стихов А.Блока, П. П. Перцов, вспоминает, с каким удивлением он прочел в 1903 году стихотворение о «фабрике» («В соседнем доме окна желты»), подписанное именем поэта, который до того времени сам утверждал, что только «вечно-женственное» составляет единственную тему его поэзии. Со времени революции 1905 тема города всецело завладевает поэтом. В сборнике «Нечаянная радость» А.Блок помещает рядом знаменитую «Незнакомку» и стихотворение «Ты в поля отошла без возврата». Появляется «Незнакомка» — «влекущая и пугающая», «страшная и прекрасная» — городская стихия, и навсегда «отходит в поля» первая властительница дум поэта — «Прекрасная Дама» его юношеских шахматовских вдохновений. Смена образов и тем отмечена одновременной сменой литературных влияний. Один из «соловьевцев» и близких друзей поэта с горечью вспоминает, как, приехав к нему в 1904, он нашел на его столе вместо сочинений Владимира Соловьева новые книги Бальмонта. Но с особенной силой А.Блок испытывает на себе в это время влияние вождя «новой поэзии», одного из наиболее характерных представителей городской буржуазно-капиталистической культуры, поэта-урбаниста — Валерия Брюсова. Некоторое время влияния Владимира Соловьева и Брюсова как бы сосуществуют в А.А.Блоке: к сборнику «Стихов о Прекрасной Даме» он еще берет эпиграфы равномерно из Брюсова и Соловьева; в рецензии на стихи Брюсова пытается даже установить внутреннюю близость между обоими поэтами. Но скоро влияние Брюсова решительно одолевает. По словам очевидца, близкого человека, впечатление, которое произвел на А.Блока Брюсов при личном знакомстве, было «потрясающим». Появившаяся как раз около этого времени одна из наиболее значительных книг Брюсова — «Urbi et orbi» — «раздавила» Блока. Сам он полушутя признавал в эту пору, что в новых его стихах от него сохранились только две последние буквы его имени, что их следует подписывать «В.Я. Бр. ок». Влиянием Брюсова окончательно определилось вхождение Блока в орбиту той «новой поэзии», из которой, по его собственным словам, в период его ранних стихов, овеянных последней улыбкой умирающей дворянской культуры, он не знал «ни строки». Если влияние Соловьева подсказало образы, определило общую настроенность, тональность его первой книги, — в школе Брюсова он овладел всеми техническими достижениями «новой поэзии», вырос в свою очередь в того высокого мастера нового стиха, одного из вождей русского символизма, каким он заявил себя в последующих произведениях. Впитывание в себя А.Блоком элементов урбанизма, вхождение в русло «городской» поэзии обусловило признание его Брюсовым главой этой поэзии (до появления «Незнакомки» Брюсов считал А.А.Блока «поэтом второстепенным» и даже вовсе «не поэтом»).

Читайте также:  Образ и характеристика Катерины Ивановны Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Своеобразие поэтического мира А. А. Блока. Поэтическое творчество А. А. Блока проникнуто поиском Идеала, Красо­ты, Гармонии в несовершенном мире. «Мировой пожар» ре­волюции мыслится поэтом как очищающая и возрождаю­щая стихия. Искренняя вера в справедливое преобразование общественного мироустройства заставляла А. А. Блока при­зывать в статье «Интеллигенция и революция», которая уви­дела свет в то же время, что и поэма: «Всем телом, всем серд­цем, всем сознанием — слушайте Революцию». Как писала в своих воспоминаниях М. А. Бекетова, в то время поэт «хо­дил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами — и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству…».

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенад­цать».

Обобщенный образ революции на страницах поэмы со­здается всей гаммой художественных средств, используемых автором. Внутренняя дисгармония чувствуется во всем: в ритмике, образах, самом стиле произведения, — все это под­чинено одной авторской цели — представить эпоху слома, хаоса. Не случайно А. А. Ахматова назвала А. А. Блока «тра­гическим тенором эпохи». Мотив ветра, гуляющего «на всем белом свете», становится лейтмотивным, придавая изобра­жаемому времени черты стихийного начала — это и есть са­ма революция. Она вбирает в себя и стихию мира природы, и стихию человеческих страстей (даже убийство Катьки яв­ляется стихийным поступком героя). Но вот останется эта стихия разрушительной или сможет преобразоваться в сози­дательное начало? Возможны ли гармония и достижение идеала через пролитие крови? Сам образ Христа становится символом нового времени, где отношения между людьми будут строиться на основе вечных ценностей, братской люб­ви. Появление в заключительной части поэмы образа Хрис­та с кровавым флагом предлагает несколько трактовок фина­ла: кровь — революция, трагедия, Христос — спасение, выс­шая справедливость. Сам А. А. Блок не давал однозначного решения финалу: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К со­жалению, Христос», а затем — «Что Христос идет перед ни­ми — несомненно».

Особенности композиции и художественное своеобразие поэмы «Двенадцать».

Жанровое своеобразие поэмы связано с раскрытием эпи­ческого сюжета и реализацией в рамках произведения лири­ческих принципов композиционного строения «Двенадца­ти». Поэма представляет собой некий калейдоскоп лиц и со­бытий (из 12 главок), на фоне которых предстает судьба Петьки. Страдания и исторические потрясения, по замыслу автора, должны привести героя нового мира к преображе­нию.

Игра на контрасте цвета (черного — цвета не только зла, но и хаоса, и белого — цвета чистоты и созидающего начала) и ритма усиливает символическое значение образов в худо­жественной ткани поэмы, а включение разножанровых тем расширяет многоголосие хаотического мира, представлен­ного в поэме. Полифония становится ведущим приемом: в многоголосье звучат песни и частушки, марши и призывы, просторечье (етажи, толстозадая, жрали, нос повесил и др.) соседствует с высоким слогом (Революцьонный держите шаг! // Неугомонный не дремлет враг).

Поэма «Двенадцать» стала одним из знаковых произведе­ний своего времени и вызвала множество споров. Она стала первой попыткой поэтически осмыслить произошедший слом эпохи. Сам же автор отмечал, что не стоит увязывать поэму только с политикой: «… в январе 1918 г. я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэто­му те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги и друзья моей поэмы».

Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, упразднение первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Впервые поэма была напечатана в газете «Знамя труда». “Эпиграф столетия” – так называют блоковскую поэму исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения. В последние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочесть стихотворение “от противного”, доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос, появляющийся в последней главе на самом деле Антихрист. Однако так ли это?

Сам Александр Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме “Двенадцать”. Она имеет более широкий смысл. В центре произведения – стихия, вернее, пересечение четырех стихий: природы музыки, и стихии социальной, само действие поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, “на всем божьем свете”. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был Александр Блок, это символ, противостоящий самому страшному – обывательскому покою и уюту. Еще в цикле “Ямбы” (1907-1914) он писал: “Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет”. Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в “Двенадцати” множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции – в своей статье “Интеллигенция и Революция” он призывал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”. Главное, что услышал поэт в этой музыке, – это ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы – она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка /приводится пример/. И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

Стихийна в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий: “Он головку вскидывает,/ Он опять повеселел”. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать). Не удерживает от убийства и нравственное чувство – нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено /пример/. Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и «Двенадцать», которые пошли “в красной гвардии служить”, сами это понимают: “Петька! Эй, не завирайся!/ От чего тебя упас/ Золотой иконостас?” и добавляют: “Али руки не в крови/. Из-за Катькиной любви?” Но убийство творится не только из-за любви – в нем появилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое – бунт “голытьбы”. Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, они обвиняют Ваньку в том, что он “буржуй”, они стремятся уничтожить старый мир: “Мы на горе всем буржуям/ Мировой пожар раздуем. ” И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад. Как мог Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями “народопоклонства” и ощущением вины интеллигенции перед народом. Поэтому разгул революционной стихии, который приобретал подчас уродливые черты, поэт воспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности – такой предстает Россия в поэме “Двенадцать”.

О финале поэмы и образе Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Можно вспомнить, как герой Пелевина говорит в романе «Чапаев и пустота», что, дескать, конец «Двенадцати» изменился и теперь «Впереди с ружьем матрос». Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала – с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы – это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем “надвьюжным”, а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для Блока /пример/.

Автор, однако, не даёт на всё однозначного ответа. Его позиция открыта. Он говорил Корнею Чуковскому: «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос?» Уже говорилось о том, что, в общем, он был за революцию. Но тревога определённо присутствует в его поэме. Правильным ли путём идут революционеры? Может ли конкретный человек соответствовать великому историческому творчеству? И те ли творят эту историю, кому надлежит это делать?

Дальнейшие годы в полной мере подтвердили эту блоковскую тревогу. Так что исследователи расходятся во мнениях, обсуждая, воспел ли или «отпел» мировую революцию поэт.

Ссылка на основную публикацию