Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

В комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает не только социальную и политическую сферу, автор также раскрывает проблему воспитания и образования. В России 18 века недорослем называли молодого человека – дворянина, который не имел тяги к учебе и саморазвитию.

Еще во время правления Петра Великого был принят указ. Согласно последнему обучение дворянских детей мужского пола до 20 лет было обязательным. Необходимо было заставить ребенка получить образование, в противном случае он не сможет завести семью и принести благо Родине.

Проблема воспитания и образования тесно сплетены друг с другом. И на первое, и на второе влияет в первую очередь семейный уклад и окружение. Семейство Простаковых не грамотно и не образованно. Ни один член этой семьи не сможет прочитать даже строчки, ведь это им и не особо нужно. Они все как на подбор – невежи и грубияны.

Простакова – одна из главных героинь комедии. Женщина пылает безумной любовью к сыну – Митрофану, и желает для него только самого лучшего. Для нее не важны способы достижения этой цели. А Простаков – не обладает собственным мнением и во всем слушает супругу, но это его не заботит.

Любимый родителями Митрофан не получает необходимого образования. Его реплика «Не хочу учиться, хочу жениться» характеризует отношение молодого человека к учебе, но указ правителя все же приходится соблюдать. Родители во всем потакают отпрыску: «…коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».

У юного дворянина мотивация для получения образования полностью отсутствует. Он не видит необходимости учиться. Когда наступает время уроков, сыну Простаковых сразу же становится плохо, и мама разрешает ему пропустить занятия. Митрофан понимает, что за прогул его не поругают, ведь родители слишком любят единственного ребенка, чтобы отчитывать за такую мелочь.

Сын довольно своеобразно относится к отцу и матери. Митрофан не пылает к ним ни любовью, ни благодарностью. Его воспитали приминать все старания родителей как должное.

«Вот и злонравия достойные плоды» – этим изречением Стародума заканчивается пьеса. В комедии этому герою отведена роль резонера, то есть автор через него доносится авторская точка зрения. Последняя заключается в следующем: любовь с жилкой бесчеловечности не сможет сделать счастливыми ни родителей, ни их отпрысков.

Фонвизин убежден, что, если у человека добрая сердце и душа, то он останется человеком при любых обстоятельствах: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него и умный человек чудовище».

Сочинение 2

Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию. Жизнь Митрофана наполнена бездельем и ленью. Подросток создаёт видимость какой-либо деятельности, делает вид что учится. А на самом деле его не интересует ничего и занят он ни чем.

Львиную долю своих пороков Митрофан перенял у родной мамы. Простакова не только ухитрилась взрастить в себе все дворянские пороки, но и успешно передать их сыну. Жадность, наглость, невежество, деспотичность и неблагодарность — всё это черты её характера. Не уметь писать и читать — это славная традиция её семьи, признак истинного дворянства. Зачем человеку высокого происхождения быть грамотным? Ведь, при ненадобности, можно подчинённому дать поручение прочитать необходимое письмо. Подобный ход мыслей не чужд и её брату, дяде Митрофана — Простакову.

Получение подростком достойного образования, в доме Простаковых, является всего лишь фикцией, формальностью. Учителя наняты семьёй не для обогащения головы Митрофанушки знаниями, а для соблюдения сложившейся моды на получение образования. Кутейкин пытается обучить мальчика искусству словесности. Математик Цыфиркин учит арифметике. Они оба честно стараются привить Митрофану любовь к наукам. А учитель французского, Вральман, напротив, полностью потакает капризам нерадивого ученика. Свои действия он объясняет тем, что много учиться якобы крайне вредно для неокрепшего ума.

У Митрофана есть няня Еремеевна, которая когда-то была его кормилицей. В её основные обязанности входит защищать воспитанника от всех ударов судьбы и следить за своевременным питанием Митрофанушки. Несмотря на то что Еремеевна много лет самозабвенно служит семейству Простаковых, она неизменно получает от них регулярные выговоры и побои. Благодарность несвойственна обитателям дома Простаковых.

Свое эффективное решение проблемы воспитания автор озвучивает словами Стародума, считающего что хорошее воспитание является неотъемлемым атрибутом благополучного государства. Стародум жёстко делит всех людей на добропорядочных и порочных. Он выступает за строгость и борьбу с дурными наклонностями. В конце пьесы бессовестные помещики получают заслуженные наказания, а Митрофан поступает на службу в армию.

Тема образования и воспитания

На протяжении всей нашей жизни, в социальном обществе происходит стычка между поколением старым и новым. Это всегда было есть и будет. Ф.И. Фонвизин, на примере героев своей пьесы, очень хорошо показывает эту проблему поколений. Противостояние между давно устаревшими устоями и совершенно новыми идеями просвещения.

Скотин и Простаков непосредственные приверженцы старого, так как такой «фундамент воспитания» в них заложен родителями. Их система моральных координат кардинально сбита: насилие по отношение к крепостным, неактуальность обучения, ужасное отношение даже к своим родителям, а также ценность денег, стоящая превыше всего остального. Все эти «замечательные» качества, впитал Митрофан от своей матери – госпоже Простаковой.

За свои шестнадцать лет существования, Митрофанушка не научился ни чему полезному. Учителя, нанятые заботливой мамой, были лишь в качестве массовки. Просто так было заведено государством. Простакова чрезмерно любит своего сына и готова пойти на абсолютно любые действия, ради своего чада. Эта любовь и является одной из проблем воспитания. Взращиваясь в среде постоянных поощрений, но без наказаний, Митрофан не видит ценности в тех вещах, которые делает для него мать. Он принимает все как должное.

Отец парня – господин Простаков. Самый настоящий подкаблучник, во всем потакающий своей супруги. Он не имеет даже малейшего мнения при тех или иных решениях, а ведь когда-то глава семейства был хорошим мужиком. Но его брак полностью перестроил его сформировавшийся уклад. Данную черту, как губка, впитал в себя Митрофанушка. Теперь он тоже человек без собственного «я».

А как можно получить качественное воспитание, когда тебя окружают жестокие, не признающие прелестей образования, жадные до ужаса невежды? Он тривиален. Мальчуган просто впитал в себя все эти качества и теперь он полноценный Простаков.

У медали всегда две стороны. Софья диаметрально противоположный человек. Она имеет хорошее образование, любит литературу и поэзию, стремиться к добродетели. Девушка очень уважительно относится к мнению Стародума, а он в свою очередь относится к ней как к равному.

Произведение прозрачно демонстрирует своему читателю две стороны воспитания человека. Эта проблема актуальна во все времена. Данной пьесой Д.И. Фонвизин жирно подчеркнул проблему воспитания подрастающих, идущих на смену своим родителям, детей. Комедия «Недоросль» позволяет сделать конечный вывод: очень важно правильно воспитать ребенка с самого раннего его периода жизни. Заложить положительные черты и верную систему ценностей.

Вариант №4

Фонвизина считали тем автором, который желает рассказать читателям поучительную историю. Своими творческими работами Фонвизин пытается показать интересные вещи, которые пригодятся людям.

Давайте рассмотрим вопросы: какая распространённая тема обозначена в творчестве Фонвизина? Почему в произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей? Какие трудности будет испытывать будущее поколение? Что отмечают в характере персонажей комедии «Недоросль»? Что считают основной ценностью персонажи в произведении «Недоросль»? Что отразил и раскрыл автор в произведении?

Отмечают, что самой распространённой темой считают воспитание и образование будущего поколения. В его время роль образования в жизни человека принижали. В результате автор считал, что новое поколение не будет подготовлено, которое не думает над ситуацией, а делающие чужие приказы. Ярким примером считают произведение «Недоросль».

В произведении «Недоросль» недостаток образования считают основной идеей. В нём автор отражает общество в его время, его невежественность, рассматривает алчность и злость в обществе. Какие трудности испытает будущее поколение, поэтому автор решает написать данное произведение, обозначая данные темы на передовых позициях. Повествование рассказывает о небольшой семье, в которой есть добрые отношения. Находясь в обществе, они не широко мыслят, поэтому закрыты в привычном мире. Однако они не могут найти выход из ситуации.

Проблемы с воспитанием отмечают во всём произведении, которые зафиксированы в характерах персонажей. Сначала наблюдаем семейство, в котором нет воспитания и культуры. Основной идеей считаются деньги. Желание обладать этими благами затуманивает разу, поэтому они стремятся получить деньги и выгоду. Эти люди не желают совершенствовать интеллект, пытаются обучать новое поколение этим взглядам на жизнь. В результате получается, что они начинают повторять образ жизни своих родителей.

Читатели увидели, что автор раскрыл сложную тему в произведении, используя образы разных персонажей. Даже конкретные примеры не помогли донести до читателя конкретные мысли, которые изменили сознание людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания школьного сочинения на тему: «Образование и воспитанность в комедии «Недоросль»». Чтобы учащиеся смогли лучше понять суть произведения.

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль

Популярные сочинения

Молчалин – юный бедный аристократ, не обладающий высоким званием. Принимая во внимание то, что действующие лица сочинения разделены на две стороны – одни сохраняют старую действительность

Мы живём в новом, красивом, девятиэтажном доме. Вокруг много похожих домов. Двор наш тоже ничем не отличается от других. Посередине двора стоит детский садик, рядом горка и качели

Одним из главных персонажей пьесы М. Горького « Гроза» является Тихон Кабанов. Вместе с женой он живёт в доме, принадлежащем его матери. Характер Тихона весьма неоднозначен.

Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

В комедии Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль», подняты не только социально-политические проблемы конца 18 века, но и тема, которая волнует просвещенного автора- воспитание и образование в российском обществе. В России недорослями называли молодых людей-дворян, не желающих учиться.

Еще во времена Петра Первого, был принят указ, об обязательном обучении дворянских отроков мужского пола, до 20 лет. Нужно было заставлять дворянских детей учиться. Иначе они не смогут ни жениться, ни пойти служить, не принесут благо своей Родине. Данная пьеса, относится к классицизму, художественному стилю, по законам которого все герои делятся на положительных « воспитанных»– Стародум, Правдин, кроткая Софья, Милон. И отрицательных, «невоспитанных» – супруги Простаковы, Скотинин, Митрофан.

В своей пьесе Фонвизин разворачивает перед нами картину «матриархальной» семьи Простаковых. Все ее члены не только отличаются грубостью, неуважительным отношением друг к другу и окружающим, но они еще и циничные, бестактные люди. Возможно, все эти качества развиваются в них из-за того, что они не образованы, малограмотны, главной целью для них является обогащение, стяжательство. Госпожа Простакова, ее супруг и их сын Митрофан, глупые, жадные, недалекие люди.

Главной фразой, характеризующей Митрофана, 16- летнего неуклюжего увальня, является: «Не буду учиться, хочу жениться». Его любимое занятие гонять голубей. Его учителя: семинарист Кутейкиным, занимается с ним грамматикой. Отставной сержант Цифиркин обучает Митрофана математике. Немец Вральманом занимается с учеником французским. Знания не интересуют Митрофана. Он труслив и груб со своими учителями. Матушка поддерживает своего дитятко, не утруждая знаниями.

Ее волнует, лишь накормлен ли он, и как бы его женить, удачно, на Софье, которая считается удачной партией, т.к. у нее хорошее приданное. Крупицы знаний, нужны в семье Простаковых, лишь для того, чтобы обмануть окружающих. Этому браку противятся Стародум и Правдин, требуя, чтобы Митрофан учился не фиктивно, не « только по документам служил, и получал награды и звания». А Простакова, услышав это, говорит сыну: « Ты поучись, хоть для виду, чтоб как ты трудишься, дошло до ушей его». Какое будущее готовит матушка своему сыночку? Какую пользу он может принести своему государству? Никакой.

Это была большая проблема дворянских семей того времени. В те времена была популярна народная мудрость «глуп, до святости». Она как нельзя лучше характеризует многих дворянских детей того времени. Воспитываясь на примерах своих родителей и дедов, как Митрофан, они вырастали малообразованными, некультурными, недалекими людьми. Бороться с ними было очень трудно. Их предки и сами « с неба звезд не хватали» и детей особо не утруждали. Примером могут служить нравы семьи Простаковых.

Ни матушка, ни батюшка не стремятся к тому, чтобы их сын вырос полезным гражданином государства. Они довольны жизнью в своем «болоте» и не хотят ничего менять. Трагизм их положения будет понятен в финале пьесы, когда Простакова, оставшись ни с чем, как бы у разбитого корыта, просит помощи у сына, а он ей грубо, по – хамски, обидно ответит. В пьесе «Недоросль, подняты не только бытовые проблемы, но и проблемы воспитания – это как бы основа праведного, правильного уклада жизни.

Читайте также:  Образ и характеристика Алёши Пешкова из рассказа Детство Горького

А, не понявшие и не принявшие его – ничего достойного не достигнут. Фонвизин своим произведением как бы дает наказ: надо получать достойное воспитание это залог благосостояния государство, а главное благосостояние – это образование и образованность его граждан.

8 класс по литературе, 7, 9 класс

Образования и воспитания в комедии Недоросль

В комедии “Недоросль” Денис Иванович Фонвизин поднимает много проблем, волновавших общество в то время. Своей задачей автор поставил обличить пороки дворянства, т.к., по мнению Фонвизина, именно этот класс нес ответственное положение в стране, при этом осознавая, что большинство представителей этого сословия не достойны такой высокой роли.

Такое положение дел возникло во время правления Екатерины Второй, довольно неоднозначный период в истории России. Имея на то определенные причины, императрица решила приблизить к себе класс дворянства, обеспечив их нужными почестями и закрывая глаза на недостойное поведение многих особ. В итоге, страна получила множество эгоистичных и глупых людей, которые нередко занимали высокие должности.

По мнению Фонвизина, одной из причин является низкий уровень образования, плохое образование, которое давали детям в дворянских кругах. Безусловно, это не относится ко всей знати сразу, однако, большая часть ее, как отмечал автор, отличалась своей невежественностью.

Тема воспитания и образования раскрывается в комедии на примере семьи Простаковых, которая состоит из господина и госпожи Простаковых, их сына – Митрофанушки. Эти герои представляют собой типичных мелких дворян второй половины 18 века.

Госпожа Простакова – грубая и деспотичная женщина, держащая в ежовых рукавицах весь дом, включая собственного мужа. Простаков – наименее раскрытый персонаж комедии, чаще всего он молчит или выслушивает ругань и оскорбления от собственной жены. Мужчина действительно боится ее, в их отношениях дело часто доходит до рукоприкладства со стороны женщины.

Такие черты характера госпожа Простакова унаследовала от своих родителей. Как становится известно из слов самой героини, отец ее служил всю жизнь воеводой, был необразованным человеком, однако, каким-то образом все же смог нажить себе приличное состояние. В их семье всего было 18 детей, но в живых остались только двое, остальные погибли из-за наплевательского отношения родителей.

Таким образом, все отрицательные черты характера госпожа Простакова унаследовала от своих родителей и в таких же традициях воспитывает своего сына, Митрофана. Юноша растет самовлюбленным и эгоистичным, так как привык, что мать и кормилица Еремеевна исполнят любое его желание.

В доме Простаковых образование считается чем-то бесполезным и ненужным, они считают, что жизнь их сама всему научит. Тем не менее, хозяйка дома все же нанимает Митрофану учителей. Делается это для того, чтобы сыну выдали документ”венечную память”. Только после его получения молодой человек дворянского происхождения мог вступать в брак. А именно успешную женитьбу Простакова считает главной целью в жизни, т.к. главная ценность для нее – это деньги.

В противовес Простаковым Фонвизин выдвигает положительных героев: Милона, Правдина, Стародума и Софью. Все эти персонажи хорошо воспитаны и образованы, являются умными и добрыми людьми.

Софья – молодая девушка, примерно одного возраста с Митрофаном. В отличии от него, она жаждет знаний, старается найти в книгах нравственные ориентиры. Стародум поддерживает интересы своей племянницы, при этом ему не все равно, как думает девушка, что она читает. В отличии от госпожи Простаковой, которая нанимает первых попавшихся учителей. Так, в ее дом попадает Вральман – бывший кучер, который смог обмануть хозяйку, представившись коренным немцем, учителем истории.

Так, на примере семьи Простаковых и поставленных им в противовес Стародуму и Софье, Д.И. Фонвизин показывает, как важно дать детям хорошее образование, настроить их на правильные моральные ориентиры.

Сочинение для 8 класса по литературе, 7, 9 класс

Воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» главной является тема воспитания и образования российского народа. Уже по названию читатель должен догадаться об этом, потому что недоросль – это молодой дворянин, не имеющий образования, без которого не сможет поступить на службу и завести семью.

В комедии тема воспитания, так или иначе, затрагивается каждым персонажем. Условно героев можно разделить на две группы воспитанные и невоспитанные.

Невоспитанность и необразованность госпожи Простаковой, её брата и сына Митрофанушки доходят до абсурда. Простокова не получившая должного воспитания от родителей, обделенная родительской любовью, выросла злой, грубой, бранной и самовольной женщиной. Ее взгляды на крепостников таковы, что она спокойно бьет людей, оскорбляет, словно это не люди, а ее собственность, которую она сама же обирает и уродует.

Брат Простаковой – Тарас Скотинин, не на много лучше. Это расчетливый корыстолюбивый уже немолодой человек, по признанию которого не был ни чему обучен. Свою жестокость и безграмотность он преподносит как некий дар. Скотинин хвастается тем, что за всю жизнь не прочитал не одной книги. По его мнению, любое учение – это скука и пустая трата времени.

Митрофан, идущий за матерью, это воплощение необразованной дворянской молодежи. Он избалован Простаковой, любое занятие для него должно быть игрой, развлечением. Всякое учение пробуждает в нем чувство лени, поэтому задумка жениться кажется ему более интересной. Для него это веселое занятие, а не серьезное решение.

Об образовании в комедии «Недоросль» можно судить не только по представителям тех, кто не хочет учиться грамоте, но и по тем, кто пришел учить Митрофана. Учителя, которые были наняты для воспитания Митрофана, на самом деле никакого отношения к образованию не имеют. Так учитель математики Цыфиркин – это отставной сержант, который никак не борется с лень Митрофанушки и, как результат, так не чему не научил его. Кутейкин – преподаватель грамоты, бывший дьячок, не окончивший семинарию из-за страха сложных наук, сам малообразован. А уж учитель французского, бывший кучер, с выдающейся фамилией Вральман, и вовсе не ищет путей к обучению Митрофана, он все больше льстит хозяевам.

Все они убеждены, что жить стоит только ради своей выгоды, что на первом месте всегда собственное благополучие и достаток. А какими путями они будут получены это не важно.

Милон, Стародум, Софья и Правдин – это герои антиподы для невоспитанных персонажей. В комедии они являются движущей силой, через их речи читатель слышит призыв к добродетели, образованию и просветлению человеческого разума и души. Они говорят о главных ценностях просветленного общества таких, как взаимопонимание и дружба между супругами, помощью нуждающимся, достижение целей только собственным усердием и трудом.

Так центральные темы комедии затрагивают актуальные и на сегодняшний день вопросы. И хотя жанр произведения автором определен как комедия, довольно трагично выглядит перспектива существования в обществе «Скотининых», «Простоковых» и выросших «Митрофанушек».

для 8 класса по литературе, 7, 9 класс

Воспитание и образование в комедии Недоросль

Главное действующее лицо романа Печорин. Молодой офицер, дворянин, отправляющийся служить на Кавказ. Лучше всего его характеризует Максим Максимыч. Двадцати пяти лет отроду, невысокого роста, широкоплечий. Довольно выносливый, мог в дождь охотиться целый

У каждого человека есть любимое время года. После знойного лета природа ждет прохладу и влагу от приближающейся следующей поры года. Воздух становится особенно ароматным и свежим. Запах опавших листьев придает не забываемый колорит данной поре года.

Алексей Саврасов прекрасный пейзажист художник. Он всегда был чуток к красивым местам и живописной природе. Будь то сельские пейзажи с широкими полями и лугами, рощами, речками, деревьями или же простые животные из деревенской жизни,

Шишкин Иван Иванович – один из знаменитейших художников пишущих природу. Он написал немало работ, являющиеся шедеврами искусства, среди них есть картина «Парк в Павловске», написал он её в 1889 году.

Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.

С картиной Николая Михайловича Ромадина «Лесное озеро» я познакомился на выставке картин. Полотно сразу же произвело на меня большое впечатление. Обилие темных тонов привлекло мое внимание и заставило вдумчиво вглядываться в детали картины.

Тема воспитания в комедии Недоросль Фонвизина (проблемы воспитания и образования)

Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни работать, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным для ленивых и не хотящих получать знания людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.

Проблема Митрофана в большей степени не в нём самом, а в его семье и в воспитании. Дети смотрят на родителей, близкое окружение и копируют их поведение. Госпожа Простакова негативно относится к письменности, а её брат Скотинин считает чтение скучным. Господин Простаков слабохарактерный, во всём соглашается с женой из-за чувства страха, даже если она не права. Отсутствие образования в семье Простаковых проявляется не только в отсутствии знаний, но и в невоспитанности. Госпожа Простакова применяет физическое насилие по отношениям к своим слугам. Она издевается над подчинёнными, но я считаю, что этим она позорит в первую очередь саму себя и дворянскую фамилию. Её доминирующие черты характера – грубость, жадность и жестокость. Скотинин же гордится своими плохими манерами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофан не только хочет учиться, но и не уважает родителей.

Госпожа и Господин Простаковы искренне любят Митрофана, желают ему только лучшего, но из-за отсутствия хорошего образования не могут отличить хороших преподавателей и плохих. Ведь Вральман (бывший конюх), а Кутейкин (не окончивший семинарию) не были профессиональными учителями. А Митрофан понимая, как его любят родители, использовал их доброту, чтобы лениться.

Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, то у него должны быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха только честным путём. Эти мысли можно найти в диалоге Софьи и Стародума.

Таким образом, подобные «митрофаны» появляются из-за отсутствия образованности, культурности и от чрезмерной родительской опеки.

Вопросы о проблемах воспитания и образования – это главные составляющие элементы комедии. Их до сих пор можно считать актуальными, ведь, сколько существует человечество, столько и глупость. Даже сейчас, когда общество достигло технического прогресса, нас окружают много необразованных людей.

2 вариант

Исходя из названия произведения становится понятно основной тематической направленностью комедии является проблема воспитания и образования молодого поколения.

Комедия является произведением классицизма, в котором структура персонажей выстраивается исходя из разделения героев на положительных, просвещенных, умных людей, и отрицательных, невоспитанных персонажей. К первой группе героев писатель относит образы разумных персонажей в качестве Стародума, Правдина, Софьи, Милона. Ко второй группе образов произведения автор причисляет семейство Простаковых в лице главы семьи, его супруги и сына Митрофанушки, а также Скотинина.

На примере второй группы героев писатель раскрывает традиционное существование дворянского общества, стремящегося лишь к личному достатку и удовлетворению личных интересов, не считающего основной жизненной ценностей положения в виде праведности, чести и образованности. Все это прослеживается в поведении и жизни семьи Простаковых, старшее поколение которого не имеет хорошего образования и должного воспитания и, соответственно, точно также растит собственного ребенка.

Противоположностью данным героям изображаются воспитанные персонажи в лице Правдина, являющегося справедливым, разумным человеком, Софьи, кроткой, робкой девушки, Милона, отличающегося честностью и благородством, а также мудрого Стародума. Все эти герои имеют отличное образование и обладают добродетельностью, пытаюсь достичь в жизни большего с целью дальнейшего просвещения своего государства.

Писатель описывает происходящие события с использованием юмора, утверждая в основе произведения необходимость получения молодыми людьми должного образования в качестве правильного будущего жизненного существования. Автор подчеркивает невозможность овладения знаниями при помощи педагогов, которыми выступают необразованные люди, как бывший конюх Вральман либо Кутейкин, неспособный закончить образование в семинарии.

В вопросе семейного воспитания писатель затрагивает тему о важности обучения ребенка истинным человеческим качествам в виде доброты, милосердия, сострадания, помощи, которые полностью отсутствуют в изображенном семействе Простаковых, презирающих окружающих жадных и злых личностей.

Поднимая в комедии тему воспитания и образования писатель раскрывает острую социальную проблему развития молодежи, разрешение которой необходимо для дальнейшего существования государства.

Читайте также:  Образ и характеристика Васьки Пепла в пьесе На дне Горького сочинение

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» – то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, – два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема воспитания в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

В произведении Тургенева Муму Степан является второстепенным персонажем. Степан служит лакеем в доме старой барыни, крепостной крестьянки

Роман «Отцы и дети» был написан И.С.Тургеневым в 60-х годах 19 века. Своим произведением автор хотел показать общественный уклад, который сложился в стране в то время. В романе затрагиваются

Обращаясь к своим бравым воинам, он советует им «вспомнит заветы дедов, которые проливали свою кровь, будучи такими же молодыми, и которые помнят, как враг не смог зайти на границы земли русской

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» есть два персонажа, у каждого из которых своя уникальная жизнь. Один из них – Ларра , другой – Данко. Их образы очень разные, именно поэтому их стоит сравнить.

В сказке у отца три сына. Они занимаются выращиванием пшеницы и продажей её в столице. С некоторого времени у хлеборобов кто-то стал красть урожай с поля. Братья решили охранять пшеницу.

Тема воспитания в комедии «Недоросль»

Тема воспитания в комедии «Недоросль» является основной. Об этом свидетельствует уже само название произведения. «Недорослями» называли необразованных молодых дворян, которые, по указу в 1714 году Петра I, без свидетельства об образовании не имели права поступать на службу и жениться (сама комедия была написана в 1781 году). Сам Фонвизин, человек, поддерживающий идеалы просвещения, остро реагировал на нежелание дворянской молодежи учиться и устаревшую, нуждающуюся в реформах систему образования в России.

В «Недоросле» тема воспитания затрагивает практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и Скотинин.

Анализируя героев более подробно, можно заметить, что «невоспитанными» являются только представители семейства Скотининых – то есть, сам Скотинин, его сестра госпожа Простакова и Митрофан. Еще в начале пьесы становится понятно их отношение к образованию и воспитанию – по словам Простаковой, когда нужно прочитать письмо от Стародума: «Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут!

«Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.

Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем. Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.

Противоположный лагерь «воспитанных» персонажей сразу вызывает у читателя симпатию. Правдин со своей справедливостью, Софья с кротостью и почитанием воли дяди (сравним с Митрофаном, который в конце пьесы говорит матери, что она «навязалась»), честный и благородный Милон, мудрый Стародум. Все они люди образованные, добродетельные, просвещенные и идейные люди, которые борются за лучшую жизнь и лучшее общество.

В комедии Фонвизина «Недоросль» воспитание – это основа праведного, правильного уклада жизни. Это, как мы узнаем из разговора Стародума с Софьей, и дружба между мужем и женой, взаимное уважение, и необходимость делится с нуждающимся, и достижение каких-либо высот только собственным трудом.

Фонвизин кризис воспитания в России видит именно в старой, изжившей себя традиции, которую на тот момент все еще продолжают поддерживать «Простаковы» и «Скотинины», а потом и повзрослевшие «Митрофаны». Несмотря на то, что «недоросль» – это комедия, автор поднимает достаточно трагичные «вечные» темы – вопросы неравного по воспитанию супругов брака (если бы Софья все же вышла замуж за Митрофана или Скотинина), проблему отцов и детей, когда родители сами растят чудовище, остросоциальные темы издевательства над слугами. Особое место занимает и вопрос образования. Автор, описывая учителей, подчеркивает, что образование не может быть хорошим, пока детей учат бывшие конюхи Вральманы и не окончившие семинарию Кутейкины с псалтырем в руках.

Таким образом, в «Недоросле» воспитание и образование – центральные проблемы, вокруг которых развивается сюжетная линия. Для Фонвизина было важно, чтобы на момент создания пьесы читатели обратили внимание на открытые вопросы. Однако произведение не теряет своей актуальности и сегодня, напоминая читателям о том, как смешна и трагична человеческая глупость.

Недоросль Д. И. Фонвизина – комедия воспитания

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается “воспитательный процесс” в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы – о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог. избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Читайте также:  Сочинение по повести Тарас Бульба Гоголя

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «. чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

Тема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

1. Формирование специальных умений:
– формировать умение характеризовать героя драматического произведения при работе с образом Митрофанушки;
– формировать умение выделять авторскую позицию по отношению к герою драматического произведения при работе с текстом пьесы;

2. Формирование и развитие общеучебных умений:

а) учебно-организационные умения:
– уметь делать записи в тетради в соответствии с выполнением заданий инструктивной карточки,
– уметь составлять таблицу к заданию № 1;
– уметь планировать деятельность в процессе выполнения учебных заданий; – уметь работать во времени – на всех этапах урока, в процессе выполнения учебных заданий и записи домашнего задания;
– уметь оценивать результаты своей деятельности в процессе работы с “листом самопроверки”, самоконтроля;

б) учебно-интеллектуальные умения:
– уметь выделять главное, существенное в процессе работы над заданиями 1–4; подведения итогов урока; во время работы с “листами самопроверки”; записей в тетради;
– уметь отбирать, сравнивать, систематизировать факты художественного текста во время выполнения заданий 1–4;
– уметь делать выводы на основе полученной информации при выполнении заданий 1–4;

в) учебно-информационные умения:
– уметь перерабатывать информацию в процессе работы над заданиями 1–3; парной работы при выполнении задания № 1, работы с заданием № 4 на этапе подведения итогов урока, работы с “листами самопроверки”; воспроизведения полученной информации– на всех этапах урока;
– уметь сохранять полученную информацию – записи в тетрадях: таблица, выводы, итоги урока;

г) учебно-коммуникативные умения:
– развивать устную речь во время выразительного чтения и пересказа эпизодов и фрагментов текста произведения, подведения промежуточных итогов урока, актуализации опорных знаний, работы в парах во время выполнения заданий, аргументации выводов в процессе наблюдения над текстом произведения;
– развивать письменную речь – во время записей в тетради; создания собственного текста на основе материалов урока;

1. Развитие специальных умений:
– развивать эмоциональную сферу учащихся при работе с текстом художественного произведения;
– развивать умение выразительно читать текст комедии по ролям при работе с эпизодами комедии (задания № 2);
– развивать умение давать речевую характеристику персонажа при работе с текстом комедии (задание № 1);
– развивать умение сравнивать поведение героя в разных ситуациях и делать вывод об особенностях характера героя при работе с эпизодами комедии (задание № 2);
– развивать умение выявлять причины поведения персонажа в различных жизненных ситуациях при работе с образом Митрофанушки (задания № 1; № 2; № 3; № 4);
– развивать умение определять изменение тональности комического в пьесе при работе с эпизодами комедии (задание №2);
– развивать умение сопоставлять самохарактеристику героя с мнением о герое других персонажей пьесы при работе с текстом пьесы (задание № 3);
– развивать умение обобщать и систематизировать наблюдения за текстом художественного произведения и составлять на основе этих наблюдений развернутую характеристику героя (задание № 4);
– развивать умения письменной и устной речи при выполнении заданий всех этапов урока;

Формировать систему нравственных ценностей личности при работе с текстом комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”:
– воспитывать представление о роли воспитания и образования в становлении личности;
– воспитывать представление о необходимости уважения к личности каждого человека независимо от его положения в обществе;
– воспитывать представление об истинных ценностях жизни человека.

Цель (для учащихся): Дать характеристику Митрофану как персонажу драматического произведения. Выявить причины формирования такого характера.

Мы уже знаем, как характеризовать героя эпического произведения. Но сегодня перед нами более сложная задача. Нам предстоит дать характеристику герою драматического произведения.

– В чем сложность нашей задачи?

(Нет прямых авторских оценок, сложнее выявить авторскую позицию.)

– Подумайте, что нам поможет разобраться в характере героя пьесы?

(Речь, поступки, говорящие фамилии, самохарактеристика героя, мнение о герое других персонажей и др.)

На основе нашего умения характеризовать героя эпического произведения и личного опыта “театралов” нам удалось определить основные способы создания характера персонажа в драматическом произведении.

Поэтапная работа с разноуровневыми инструктивными карточками на основе основных способов создания характера персонажа в драматическом произведении (Приложение 1, Приложение 2):

– Что важно при наблюдении за речью героя?
(Не только что, но и как говорит персонаж.)

– Сравните речевое поведение Митрофанушки в сценах с матерью, учителями, Еремеевной, Стародумом.

Задание выполняется парами, результаты работы фиксируются на доске:
С кем говорит –
Лексика –
Интонация –
Причины такого речевого поведения –

1. С учителями (стр.199), Еремеевной (стр. 177) – бранные, откровенно грубые слова, интонации.– повышенный тон, окрик.

2. Стародумом.(стр. 193) – заискивание и лицемерное почтение

3. С матерью – (стр. 164–165; 182–183; 198) отсутствие сниженной лексики, интонации избалованного слепой любовью и вседозволенностью ребенка.

. Как изменились лексика, тон героя в финальной сцене комедии?

(Да отвяжись, матушка, как навязалась…)

На основании лексики, интонационных особенностей, содержания речи Митрофанушки сделайте вывод о герое: Какой он?

В речевом поведении Митрофана проявляется образ невежды, умеющего приспосабливаться к обстоятельствам, извлекая для себя выгоду; бессердечного по отношению не только к окружающим людям, но и к родному человеку.

II. Поступки (эвристическая беседа).

– Какие эпизоды вам запомнились?
“Экзамен” Митрофана (действие 4, явление 8, стр.216)…

Выразительное чтение эпизода.

– С каким чувством мы читаем эту сцену?
– Как мы называем героя (персонаж), который вызывает смех?
– Почему мы смеемся?
*(Какова природа комического в литературе?)

Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики и др., но смышленость и сообразительность. Комический эффект достигается несоответствием (такова природа комического ): полное незнание наук – и абсолютная уверенность в своей правоте.

Назовите другие поступки героя, которые характеризуются как несообразные и нелепые и по природе своей комические.

(“Не хочу учиться, а хочу жениться” – “Побегу-тка теперь на голубятню”.) (Стр. 165 любимое времяпровождение героя.)

Желание 16 летнего недоросля спрятаться за спину няньки Еремеевны.

Выразительное чтение эпизода (стр. 231–232)

– Какие чувства вызывает поведение Митрофана в финальной сцене комедии?
Горечь и стыд за героя.
– Как изменяется тональность комического в пьесе?

Юмористическая тональность сменяется сатирическим звучанием: обличением бездумного воспитания, агрессивного невежества, сердечного равнодушия

III. Дополнительные способы создания характера персонажа в драматическом произведении. (Самостоятельная деятельность учащихся в парах.)

Как дополняют наше понимание героя такие способы создания характера, как Говорящие фамилии?

– Как с греческого языка переводится имя Митрофан?

(Митрофан в переводе с греческого языка – найденный матерью.)

Найдите в тексте пьесы слова, которыми Митрофан сам себя характеризует при знакомстве со Стародумом. (Стр.193 “А я матушкин сынок”.)

– Как это помогает понять сущность характера героя?

Характеристика героя и его портрет в речи других персонажей.

Какие характеристики дают Митрофану другие персонажи пьесы (Софья – стр. 174; учителя – стр. 198, 200 )?

IV. На основании материала урока и домашнего задания дайте развернутую характеристику герою, постарайтесь объяснить, почему он стал таким. (Самостоятельная индивидуальная деятельность учащихся.)

Выборочное заслушивание работ.

Выставление оценок за работу на уроке.

Составить “Нравственный кодекс” Стародума (действие 3, явление1, 2; действие 4, явление 2). Подготовить речевую характеристику героя.

Ссылка на основную публикацию