Теремок – анализ сказки

Теремок – анализ сказки

Если задуматься, в сказке – загадка на загадке. Первая: сам теремок. Что он такое, откуда взялся? Стоит в поле, у всех на виду и – пустой. Существуют варианты, снимающие эту несуразицу, только тогда это уже и не теремок вовсе, а рукавичка или, скажем, кувшин. С ними всё просто: ехал мужик, обронил с воза и не заметил. Правда, можно сказать, что варианты эти — довольно поздние. Изначально в сказке людей не встречалось, а сказки про зверей – самые древние сказки, несущие в себе архаические взгляды на мир. И если более позднее сознание нуждалось в рациональном объяснении появления теремка, архаическое строилось совсем на других принципах. Оно оперировало не определениями, а символами. Вот и теремок – такой символ. Что видел в теремке наш предок, сочиняя эту сказку, гадать не берусь. Более интересно посмотреть, можно ли прочитать его в христианском ключе.

Итак, стоит в поле теремок – явное чудо, и подходят к нему разные звери, вернее, начинается всё с насекомых: муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар-пискун. Ну, эти, понятно, в любой теремок влезут. Потом появляется мышка-норышка. И ей теремок подходит. Дальше – лягушка-квакушка. А ведь в теремке ей целый завтрак собрался: муха, блоха, комар. И этот завтрак зовёт: «ступай к нам жить». Враг прощён и уважен. Лягушка лезет в теремок, оставив за порогом все скользкие мысли. Начинается другая жизнь.

Исходные размеры теремка невелики – не случайно поздний вариант делает из него рукавичку. И вот прискакал зайка-поплутайка. Его габариты к теремку явно не подходят. Что же, обитатели теремка его всё равно приглашают к себе, а теремок вмещает и зайку, являя свои чудесные свойства. Следом идут хищники – лиса и волк.

У волка и имя-то страшное – «из-за кустов хватыш», но не пугаются насельники теремка его имени. Теремок укрывает всех, лиса мирно уживается рядом с мышкой, а волк – рядом с зайцем. Нет жертв, нет преследования; теремок являет собою иное пространство, иной способ организации мира.

Но в то же время дверь в это инобытиё открывается из нашей повседневности. Теремок доступен каждому, кто постучится, а потому – уязвим. Рано или поздно приходит медведь.

Медведь – самое грозное животное русской земли. От разъярённого медведя спасения нет – убегающего догонит, речку переплывёт, на дерево влезет. В ближней схватке один на один у медведя преимущество – у него зубы и когти, оставляющие глубокие раны, страшная сила и внушительный вес. И сегодня охотник, выходящий на медведя с ружьём, в какой-то степени рискует жизнью, что говорить об охотнике доогнестрельной эпохи.

Современная культура подарила нам милого мишку – сколько детишек засыпает, уютно обхватив ручками плюшевого медвежонка. За Винни Пухом стоит целая индустрия, почти как за Микки Маусом. Мультипликационные медведи добродушны и симпатичны. Реальный же зверь свиреп. И наши предки, встречавшие медведя в соседнем лесу, об этом были прекрасно осведомлены. Они называли его Хозяин, относились к нему с почтением и страхом. Что, правда, не мешало им устраивать медвежьи охоты; но зато они при этом никогда не именовали его напрямую, а говорили иносказательно — чтобы он не узнал и не затаил зла, — как Хозяину леса медведю приписывались сверхъестественные способности. Само слово «медведь» есть результат подобного иносказания – тот, кто ест мёд. Подлинное, древнее имя животного оказалось забыто.

Поэтому неудивительно, что медведь в народных сказках так разительно отличается от медведя из сказок литературных. В «Теремке» медведь – воплощение зла. Это тёмная, древняя сила, пришедшая разгромить небывалое мироустройство. Медведь не просится в теремок, он даже не даёт пригласить себя к новой жизни. Не будучи ничем спровоцирован, он сразу же разрушает, как бы реализуя программу, заложенную в его «титуловании» — «всех вас давиш». (А ведь волк от своей негативной программы отказался!)

Разрушение медведю даётся легко, противостоять ему никто не смеет. Сказка кончается печальной нотой. Впрочем, звери погибают только в одном из вариантов, в остальных им удаётся спастись. Но теремок своё существование прекращает.

С некоторыми оговорками в теремке можно увидеть символ Церкви. Он появляется в нарушение природной, естественной закономерности – теремок в поле не к месту. Также и Церковь учреждается не в силу развития человеческого общества, а прямым вмешательством Божиим. Церковь являет собой иную организацию бытия, иные принципы, чуждые житейскому рассуждению. Также и теремок меняет обычные повадки животных. Церковь принимает каждого, оставившего прежнюю жизнь, через покаяние. И в теремке находится место любому. Церковь несёт людям радость и умиротворение. И в теремке царит мир, в некоторых же вариантах насельники довольно поют. Церковь претерпевает гонения, и теремок разрушается. Однако «врата ада» Церкви не одолеют, теремок же пал. Правда, в этом можно увидеть иллюстрацию тому, что до преображения всей твари Царство Божие на земле построить нельзя. Во всяком случае, сказка учит, что любовь и взаимопонимание возможны, а также что они заслуживают бережного отношения. Не надо быть медведем – и теремок устоит. Христиански правильная сказка.

Русская народная сказка “Теремок”

Читательский дневник по русской народной сказке “Теремок”

Автор: устное народное творчество

Название произведения: “Теремок”.

Число страниц: 5.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочек, Медведь.

Характеристика главных героев:

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волчок – дружные звери.

Вместе поселились в одном домике и вместе его отстраивали.

Трудолюбивые и гостеприимные.

Медведь – огромный и нелепый.

Не понимал, что своим весом и ростом раздавит маленькую избушку.

Помог зверят построить новый домик.

Краткое содержание русской народной сказки “Теремок” для читательского дневника

В одном лесу стояла избушка – теремок.

Никто в нем не жил.

Увидела этот теремок Мышка и поселилась в нем.

Вслед за Мышкой в домике стали дружно жить Зайчик, Лягушка, Лисичка и Волчок.

Однажды мимо Теремка проходил огромный Медведь.

Он тоже хотел жить с лесными друзьями, но для маленького Теремка он оказался сильно огромный.

Тогда Медведь придумал, что он сможет взобраться на крышу избы и там жить.

Как только он залез на крышу весь Теремок развалился.

Друзья остались целы и невредимы.

Тогда они все вместе решили построить Теремок, который будет лучше, больше и краше прежнего, и в котором они все смогут разместиться.

План пересказа сказки “Теремок”

1. Заброшенный Теремок.

2. Мышка поселилась в новом домике.

3. Лягушка-квакушка присоединяется к Мышке.

4. К зверям приходит жить Зайчик-побегайчик.

5. В Теремке живет уже четверо зверей вместе с Лисичкой-сестричкой.

6. Волчок-серый бочек поселяется в Теремке.

7. Медведь не влазит в Теремок.

8. Косолапый вылазит на крышу.

9. Теремок ломается.

10. Звери строят новую избушку.

Детский рисунок – иллюстрация русской народной сказки “Теремок”

Главная мысль русской народной сказки “Теремок”

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нем.

Также главной мыслью сказки можно назвать дружелюбие и взаимопомощь.

Чему учит русская народная сказка “Теремок”

Сказка учит нас доброте, открытости и отзывчивости.

Сказка учит нас ценить свое жилье и стараться делать его лучше, комфортнее.

Сказка учит нас, что не стоит отчаиваться и грустить, а пытаться сделать что-то новое.

Ведь звери не расстроились, когда теремок развалился, а наоборот, принялись строить новый домик, где каждому найдется место.

Краткий отзыв о сказке “Теремок” для читательского дневника

Сказка “Теремок” мне очень понравилась.

В ней лесные звери находят пустой Теремок и решают там поселиться.

Они все дружно живут в новом домике, поют песни, пока не приходит Медведь и не ломает избушку.

Но и эта беда не огорчила зверей, а сплотила еще больше.

Звери построили новый теремок и стали жить в нем.

Сказка про Теремок – это пример того, как разные животные находят общий язык и начинают дружить.

Я считаю, что нам многим есть чему поучиться у этой сказки.

Ведь каждый из них мог прогнать другого, но они этого не сделали.

Они дружно жили и помогали друг другу.

Сказка учит нас быть добрыми, позитивными и считаться с мнением других.

Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Подтексты и смыслы в сказке «Теремок»

Предыстория

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:

Сказка в сборнике А.Н. АфанасьеваСказка под номером 82Сказка под номером 83Сказка под номером 84
Вид теремка«Построила муха терем»КувшинЛошадиная голова
Кто жил в теремкемуха-горюха

заюшко из-под ку́стышка

волчище серое хвостище

муха-шумиха

мышь из-за угла хмыстень

лягушка на воде балагта

заяц на поле свертень

лиса на поле краса

волк из-за кустов хап

мышка-норышка

заяц на горе увёртыш

лисица везде поскокиш

волк из-за кустов хватыш

Кто разрушил теремокмедведь толстоногиймедведь лесной гнётмедведь всех вас давишь
Как разрушил теремокспустил лапой по терему и разбил егоСел на кувшин и всех раздавилсел на голову и раздавил всех

Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.

Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

— Я, мышка-норышка; а ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.

Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.

Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.

В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:

— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)

— А я лесной гнёт!

Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)

— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)

Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Специфика советского понимания

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.

Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.

Б ольше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.

Научно-исследовательская работа “Теремок”

Работа с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
npk_teremok.doc86 КБ
npk_teremok.ppt749 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия Джидинский район

МАОУ «Петропавловская средняя образовательная школа №1»

Школьная научно – практическая конференция

«Через тернии к звёздам»

Секция: Литературное сочинение

Тема: Сравнение разных вариантов народной сказки «Теремок».

Выполнила: ученица 2 «Б» класса

Руководитель: учитель начальных классов

Чагдурова Марианна Васильевна

2. Основная часть

Сравнение народных сказок.

а) название сказки

б) герои (количество, имена, речь, поступки)

4. Список использованной литературы.

Нет таких людей, которые бы не любили сказки, потому что сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, «измерить» самочувствие. Сказка нужна всем — и большим, и маленьким.

Во втором классе на уроках литературного чтения я узнала, что сказки возникли очень давно, когда люди и писать еще не умели. Сначала сказка создавалась каким-нибудь певцом или рассказчиком, имя которого никто не запомнил. Если это произведение неизвестного автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста. Так сказка стала произведением устного народного творчества. Каждый сказитель вносил в сказку что-то свое, так появились народные сказки.

Сказок на свете очень много. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые, самые первые. С детства всем хорошо известна русская народная сказка «Теремок».

Я предполагаю, что если сказка «Теремок» относится к произведениям устного народного творчества, то существуют другие варианты этой сказки.

Цель моего исследования: проверить утверждение, что у народных сказок есть разные варианты.

Чтобы достигнуть этой цели мне нужно решить следующие задачи:

1) узнать, сколько вариантов народной сказки «Теремок» дошло до наших времен (для этого найти и прочитать варианты народной сказки, похожие на «Теремок»);

2) определить, что изменяли в сказке разные сказители. Для решения этой задачи необходимо: а) сравнить название сказок ;

б) выяснить, чем похожи и чем различаются сюжеты сказок;

в) сравнить героев сказок.

Объект исследования: русские народные сказки

Предмет исследования: варианты народной сказки «Теремок»

Методы исследования: методы поиска, сравнения, анализа, наблюдения, метод сбора данных.

Сравнение народных сказок

Для решения поставленных задач я пересмотрела книги дома, сходила в библиотеку и нашла народные сказки-близнецы. Для удобства сравнения составила таблицу.

Русская народная сказка «Теремок»

Муха – горюха; комар-пискун; мышка – погрызуха; лягушка-квакушка; заюнок – кривоног; лиса – при беседе краса; волк-волчище – из-за-куста- хватыш; последний герой – медведь -всем пригнетыш.

Русская народная сказка «Теремок мышки»

Мышка-норушка; лягушка-квакушка; заяц-на-горе-увёртыш;

лисичка-сестричка, везде поскокиш; волк-из-за-кустов-хватыш;

медведь: «Я всех вас давиш».

Русская народная сказка «Лошадиная голова»

Мышка-норышка; лягушка-квакушка; заяц на горе увертыш;

лисица везде поскокиш; волк из-за кустов хватыш; медведь всех вас давишь

Русская народная сказка «Звери в решете»

Муха-полетуха; комар-пищеляга; мышь-торочайка; заяц-полевая прикраса; волк – из-за куста хам; медведь-нагнет.

Украинская народная сказка «Рукавичка»

Мышка – поскребушка; лягушка – попрыгушка; зайчик – побегайчик; лисичка-сестричка;волчок – серый бочок;кабан – клыкан.

а) Название сказок

Мне удалось найти 5 вариантов народных сказок о теремке. Из них 4 –русские народные, а 1- украинская.

Название сказок изменяется. Это зависит от того, где происходит действие. Теремок – домик, лошадиная голова, решето, рукавичка.

Действующие лица сказки – дикие животные.

Количество героев в сказках тоже разное, от 6 до 8. Во всех сказках герои приходят к домику «по росту».

Во всех сказках есть мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. А комар, муха, кабан встречаются не всегда.

Имена у героев двойные. К названию животного авторы добавляют слово-прозвище часто в рифму (мы шка -нору шка , лягу шка -кваку шка , зай чик- побегай чик , лис ичка -сестр ичка ).

Прозвища метко характеризуют повадки героев, их внешний вид.

По внешнему виду

По месту обитания

Комар-пискун; мышка- погрызуха;

заяц на-горе-увёртыш; побегайчик

лиса-при беседе краса; медведь-всем пригнетыш; всех вас давишь

Я заметила, что только в украинской народной сказке автор героев называет ласково, выражая свое отношение к ним: зайчик -побегайчик, лисичка -сестричка, волчок -серый бочок, медведюшка-батюшка.

Как ведут себя жители теремка? В разных сказках неодинаково. По этому признаку я разделила героев на 3 группы.

В сказке «Лошадиная голова» они гостеприимные. Приходящих зверей приглашают войти в теремок. «Пришла лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка; а ты кто?» — «А я лягушка-квакушка». – « Ступай ко мне жить».

Или в сказке «Звери в решете»: «Бежит мышь и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто тут живет?» – «Муха-полетуха, комар-пищеляга, а ты кто?» – «Я мышь-торочайка».– «Так полезай сюда».

В сказке «Теремок» герои уступчивые. Приходящие просятся внутрь, и их охотно пускают

«— Терем-терем-теремок, кто в тереме живет?

— А я комар-пискун, пусти меня жить .

Ну, ладно, стали двое жить».

Или в сказке «Рукавичка»:

«Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живет?

– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка. А ты кто?

– А я зайчик – побегайчик. Пустите и меня!

А вот в сказке «Теремок-мышки» герои нейтральные . Они не проявляют ни уступчивости, ни гостеприимства. В сказке только сообщается о приходе нового персонажа в терем. «Пришел заяц-на-горе-увёртыш : “Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?” — “Я, мышка-норушка, я лягушка-квакушка». Пришла лисичка-сестричка, везде поскокиш».

В русских народных сказках «Теремок», «Теремок мышки», «Лошадиная голова», «Звери в решете» героев можно разделить на положительных и отрицательных. Прозвища медведя – всем пригнетыш, всех вас давиш, нагнет – указывают, что он разрушитель, а реплика медведя подтверждает его прозвище и противопоставляет его другим героям.

Вот приходит к ним медведь: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-ква-купша, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш».—«А я всех вас давишь!» — сел на голову и раздавил всех.

В сказках «Рукавичка» герои гостеприимные и дружелюбные. Они не против того, чтобы и медведь жил с ними.

«А я медведюшка – батюшка. Пустите и меня!

– Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

– Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется».

В этой сказке разделить героев на группы нельзя, потому что непонятно медведь специально или по глупости вынуждает героев разбегаться.

Откуда появился теремок?

Ответ на этот вопрос не нашла в сказках

«Лошадиная голова» – «Лежит в поле голова. …»

и «Теремок» – «Cтоит в поле теремок.»

В других сказках есть ответ: 1. «Построила муха теремок …»,

2. «Ехал мужик с решетом и уронил его, а решето покатилось и вверх донышком поворотилось…»,

3. «Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку.….»

Во всех сказках говорится, в каком порядке попадают в домик лесные обитатели.

А что стало с теремком в конце сказки? По этому признаку я разделила сказки на три группы.

Исследовательская работа по литературоведению. Сравнение разных вариантов народной сказки «Теремок»

Сравнение разных вариантов народной сказки «Теремок».

Выполнила: Нихаенко Нелли

ученица 2 «В» класса

Ленинский район, г. Барнаул, Алтайский край

Ленинский район, г. Барнаул, Алтайский край

С О Д Е Р Ж А Н И Е.

В в е д е н и е.

Нет таких людей, которые бы не любили сказки, потому что сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, «измерить» самочувствие. Сказка нужна всем — и большим, и маленьким.

Во втором классе на уроках литературного чтения я узнала, что сказки возникли очень давно, когда люди и писать еще не умели. Сначала сказка создавалась каким-нибудь певцом или рассказчиком, имя которого никто не запомнил. Если это произведение неизвестного автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста. Так сказка стала произведением устного народного творчества. Каждый сказитель вносил в сказку что-то свое, так появились народные сказки.

Сказок на свете очень много. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые, самые первые. С детства мне хорошо известна русская народная сказка «Теремок», которую много раз слышала от мамы. А вот бабушка, рассказывая эту же сказку, называла ее «Рукавичка». Меня заинтересовал вопрос, существуют ли другие сказки с похожим сюжетом?

Я предполагаю, что если сказка «Теремок» относится к произведениям устного народного творчества, то существуют другие варианты этой сказки.

Объект исследования – народные сказки, похожие на «Теремок».

Предмет исследования – названия сказок, их сюжеты, количество героев и их имена, концовки сказок.

Цель моего исследования: проверить утверждение, что у народных сказок есть разные варианты.

1) узнать, сколько вариантов народной сказки «Теремок» дошло до наших времен (для этого найти и прочитать варианты народной сказки, похожие на «Теремок»);

2) определить, что изменяли в сказке разные сказители.

Я пересмотрела книги дома, сходила в библиотеку, поискала в Интернете и нашла народные сказки-близнецы. Оказалось, что сказок с сюжетом, похожим на «Теремок», существует много – «Краюшка хлеба», «Терем мухи», «Терем мышки», «Домок», «Череп-терем», «Звери в решете», “Вошиная хата”, «Терем-теремок», «Кто в тереме живет?» и др.

Многие сказки очень похожи. Я выбрала 5 вариантов этой сказки. Для удобства сравнения составила таблицу.

Русская народная сказка «Теремок»

лиса-при беседе краса;

последний герой-медведь-всем пригнетыш.

Русская народная сказка «Теремок мышки»

лисичка-сестричка, везде поскокиш;

медведь: «Я всех вас давиш».

Русская народная сказка «Лошадиная голова»

заяц на горе увертыш

лисица везде поскокиш

волк из-за кустов хватыш

медведь всех вас давишь

Русская народная сказка «Звери в решете»

волк – из-за куста хам

Украинская народная сказка «Рукавичка»

волчок – серый бочок

Из 5 вариантов народных сказок о теремке 4 –русские народные, а 1- украинская.

Название сказок изменяется. Это зависит от того, где происходит действие. Теремок – домик, лошадиная голова, решето, рукавичка.

Действующие лица сказки – дикие животные.

Количество героев в сказках тоже разное, от 6 до 8. Во всех сказках герои приходят к домику “по росту”.

Во всех сказках есть мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Комар, муха, кабан встречаются не во всех сказках.

Имена у героев двойные. К названию животного авторы добавляют слово-прозвище часто в рифму (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка).

Прозвища метко характеризуют повадки героев, их внешний вид.

По внешнему виду

По месту обитания

заяц на-горе-увёртыш; побегайчик

лиса-при беседе краса

медведь-всем пригнетыш; всех вас давишь

Я заметила, что только в украинской народной сказке автор героев называет ласково, выражая свое отношение к ним:

Как ведут себя жители теремка? В разных сказках неодинаково. По этому признаку я разделила героев на 3 группы.

В сказке «Лошадиная голова» они гостеприимные. Приходящих зверей приглашают войти в теремок.

«Пришла лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка; а ты кто?» — «А я лягушка-квакушка».— «Ступай ко мне жить».

Или в сказке «Звери в решете»: «Бежит мышь и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто тут живет?» – «Муха-полетуха, комар-пищеляга, а ты кто?» – «Я мышь-торочайка».– «Так полезай сюда».

В сказке «Теремок» герои уступчивые. Приходящие просятся внутрь, и их охотно пускают

«— Терем-терем-теремок, кто в тереме живет?

— А я комар-пискун, пусти меня жить.

Ну, ладно, стали двое жить».

Или в сказке «Рукавичка»:

«Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живет?

– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка. А ты кто?

– А я зайчик – побегайчик. Пустите и меня!

А вот в сказке «Теремок-мышки» герои нейтральные. Они не проявляют ни уступчивости, ни гостеприимства. В сказке только сообщается о приходе нового персонажа в терем.

«Пришел заяц-на-горе-увёртыш : “Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?” — “Я, мышка-норушка, я лягушка-квакушка». Пришла лисичка-сестричка, везде поскокиш».

В русских народных сказках «Теремок», «Теремок мышки», «Лошадиная голова», «Звери в решете» героев можно разделить на положительных и отрицательных. Прозвища медведя всем пригнетыш, всех вас давиш, нагнет – указывают, что он разрушитель, а реплика медведя подтверждает его прозвище и противопоставляет его другим героям.

Вот приходит к ним медведь: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-ква-купша, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш».—«А я всех вас давишь!» — сел на голову и раздавил всех.

В сказках «Рукавичка» герои гостеприимные и дружелюбные. Они не против того, чтобы и медведь жил с ними.

«А я медведюшка – батюшка. Пустите и меня!

– Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

– Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется».

В этой сказке разделить героев на группы нельзя, потому что непонятно медведь специально или по глупости вынуждает героев разбегаться.

Откуда появился теремок?

Ответ на этот вопрос не нашла в сказках «Лошадиная голова» – «Лежит в поле голова. …» и «Теремок» – «Cтоит в поле теремок.»

В других сказках есть ответ:

ü «Построила муха теремок …»,

ü «Ехал мужик с решетом и уронил его, а решето покатилось и вверх донышком поворотилось…»,

ü «Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку.….»

Во всех сказках говорится, в каком порядке попадают в домик лесные обитатели.

А что стало с теремком в конце сказки? По этому признаку я разделила сказки на три группы.

Теремок разрушен, герои погибли

Сказка «Лошадиная голова» : «..сел на голову и раздавил всех.»

В сказке «Теремок»:

«Влез медведь на крышу.

— Только уселся — трах! — раздавил теремок.

Еле–еле успели из него выскочить:

лиса-при беседе краса;

все целы и невредимы».

В сказке «Рукавичка» : «…А тем временем дед хватился – нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит – лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

Звери испугались, из рукавички вырвались – да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку».

Сказка «Звери в решете»: «Валит медведь и рычит: «Хорош терем, пригож терем, кто в этом терему живет? … «А я нагнет», взял всех и раздавил в решете».

Сказка «Теремок мышки»: : «..сел на теремок и раздавил всех.»

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

В результате исследовательской работы я нашла подтверждение своему предположению. У сказки «Теремок» есть несколько вариантов.

Сравнив 5 вариантов сказки, установила, что сюжет одинаковый. Начинается повествование с появления теремка, затем приходят животные по росту, есть одинаковый повтор – вопрос: «Чей домок-теремок?» и перечисление обитателей. Заканчивается тем, что герои погибают или разбегаются.

Каждый автор пересказывал её по-своему и изменял:

1) название сказки и вид теремка: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок,

2) количество героев;

3) прозвища у героев;

4) поступки героев (гостеприимство, уступчивость).

5) концовку сказки.

Я теперь знаю, что тексты фольклорной сказки обрабатывали (грамотно пересказали, записали, не изменяя сюжета, поступков и речи героев) великие педагоги и писатели К. Ушинский, А. Толстой, знаменитый издатель сказок и др.

Каждый автор по-своему пересказывал её. Так получилось несколько вариантов одной сказки.

В результате сделала следующий вывод:

самая простая (по сюжету) сказка – «Теремок мышки»;

самая грустная – «Лошадиная голова», «Звери в решете», «Теремок мышки»;

самая добрая – «Рукавичка».

Практическая значимость работы.

Нашла ответ на вопрос, который меня интересовал.

Своими «открытиями» поделилась с одноклассниками, заинтересовала историей сказки. Ребята узнали об известной сказке «неизвестное».

План ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.

На уроках чтения я также узнала, что многие народные сказки стали источником литературных сказок (авторских). Например, «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-Горбунок» написаны на основе народных сказок.

В ходе исследования разных вариантов народной сказки «Теремок» я обнаружила, что и эта сказка стала основой для авторских сказок:

ü В. Бианки «Теремок»;

ü С. Маршак «Теремок»;

ü В. Сутеев «Под грибом»

Теперь я поставила перед собой цель: сравнить народную сказку «Теремок» и авторские, созданные на её основе.

С П И С О К И С П О Л Ь З У Е М О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы.

1. Афанасьева народные сказки. Москва. Просвещение. 1977.

2. Маршак , песни, загадки, стихотворения.

В начале жизни. Москва. «Детская литература». 1981.

3. Сборник «Колобок». Москва. «Детская литература». 1989.

4. «Сказки народов СССР» в 2-х т. Т.1. Москва. Издательство «Правда».1986.

Украинские народные сказки: Сб.: Для дошк. и мл. шк. возраста /Пер. с укр.; Худож.

. — К.: Вэсэлка, 1990. — 222 с: ил.

http://images. *****/yandsearch? (картинки)

http://hyaenidae. *****/story4/192.html (тексты сказок)

П Р И Л О Ж Е Н И Е.

(русская народная сказка)

Стоял в поле теремок. Прилетела муха и стучится:

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нем жить.

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха, а ты кто?

– А я комар-пискун.

Стали они жить вдвоем.

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха да комар-пискун, а ты кто?

– А я мышка-погрызуха.

– Ступай к нам жить.

Стали они жить втроем.

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха, комар-пискун да мышка-погрызуха, а ты кто?

– А я лягушка-квакушка.

– Ступай к нам жить.

Стали жить четверо.

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, а ты кто?

– А я заюнок-кривоног.

– Ступай к нам жить.

Стало их пятеро.

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка да заюнок-кривоног, а ты кто?

– А я лиса-при беседе краса.

– Ступай к нам жить.

Стало их шестеро жить.

Пришел к терему волк-волчище:

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног да лиса-при беседе краса, а ты кто?

– А я волк-волчище – из-за куста хватыш.

– Ступай к нам жить.

Пришел к терему медведь, стучится:

– Терем-теремок! Кто в тереме живет?

– Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног, лиса-при беседе краса, волк-волчище – из-за куста хватыш, а ты кто?

– А я медведь, всем пригнетыш. Сяду на теремок – всех раздавлю! Испугались они, да все из терема прочь!

А медведь ударил лапой по терему и разбил его.

Сказка в пересказе М. Булатова.

(русская народная сказка)

Лежит на поле лошадиный остов. Прибежала мышка-норушка и спрашивает:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в лошадином остове. Прискакала лягушка-квакушка:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, а ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. Прибежал заяц:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, а я лягушка-квакушка, а ты кто?

— А я на горе увертыш.

— Ступай к нам жить.

Стали они втроем жить. Прибежала лисица:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, а ты кто?

— А я везде поскокиш.

Стали четверо жить. Пришел волк:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, а ты кто?

— А я из-за кустов хватыш.

Стали пятеро жить. Вот пришел медведь:

— Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш.

Сел на лошадиный остов и всех раздавил.

Из сборника «Русские детские сказки».

(русская народная сказка)

Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка; а ты кто?» — «А я лягушка-квакушка».— «Ступай ко мне жить». Вошла лягушка, и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка; а ты кто?» — «А я на горе увертыш».— «Ступай к нам». Стали они втроем жить.
Прибежала лисица: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш; а ты кто?» — «А я везде поскокиш».— «Иди. к нам». Стали четверо жить. Пришел волк: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш; а ты кто?»— «А я из-за кустов хватыш».— «Иди к нам». Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш».—«А я всех вас давишь!» — сел на голову и раздавил всех.
Из открытых электронных источников

(русская народная сказка)

Ехал мужик с решетом и уронил его, а решето покатилось и вверх донышком поворотилось. Летит муха и говорит: «Хорош терем, пригож терем». И села в него. Летит комар и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто в этом терему живет?» – «Муха-полетуха, а ты кто?» – «Я комар-пищеляга». – «Так полезай сюда». Бежит мышь и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто тут живет?» – «Муха-полетуха, комар-пищеляга, а ты кто?» – «Я мышь-торочайка».– «Так полезай сюда». Идет заяц и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто тут живет?» – «Муха-полетуха, комар-пищеляга и мышь-торочайка, а ты кто?»–-«Я заяц-полевая прикраса». – «Так полезай сюда». Бежит волк и говорит: «Хорош терем, пригож терем, кто в нем живет?» – «Муха-полетуха, комар-пищеляга, мышь-торочайка » заяц-полевая прикраса, а ты кто?» – «А я из-за куста хам» – «Так полезай сюда». Валит медведь и рычит: «Хорош терем, пригож терем, кто в этом терему живет?»–«Муха-полетуха, комар-пищеляга, мышь-торочайка, заяц-полевая прикраса и из-за куста хам, а ты кто?» – «Я нагнет», взял всех и раздавил в решете.

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

– Тут я буду жить.

А в это время лягушка – прыг-прыг! – спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живет?

– Мышка – поскребушка. А ты кто?

– А я лягушка – попрыгушка. Пусти и меня!

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живет?

– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка. А ты кто?

– А я зайчик – побегайчик. Пустите и меня!

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

– Кто, кто в рукавичке живет?

– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка да зайчик – побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок – и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живет?

– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

– А я волчок – серый бочок. Пустите и меня!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

– Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик, лисичка-сестричка да волчок – серый бочок. А ты кто?

– А я кабан – клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

– Тебе и не влезть!

– Как-нибудь влезу, пустите!

– Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

– Кто, кто в рукавичке живет?

– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок да кабан – клыкан. А ты кто?

– Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка – батюшка. Пустите и меня!

– Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

– Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился – нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит – лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

Звери испугались, из рукавички вырвались – да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

О чём русская народная сказка “Теремок”

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

“Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной?”
(песня “Если с другом вышел в путь” из репертуара БДХ)

Сегодня мы разберём одно из домашних заданий февральского вебинара по работе с информацией – русскую народную сказку “Теремок”.

В этой сказке в одном теремке поселились мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бочок и косолапый медведь.

Разные животные символизируют собой разных людей (или разные народы), а теремок – их дружное сосуществование (русский мир). Принцип, показанный в сказке “Теремок”, это принцип русского мира – единство многообразия, когда люди и народы объединяются и мирно живут под одной крышей.

Обратите внимание, что в сказке подчёркнуто нет никакого насилия и агрессии. Даже те животные, которые в реальном лесу могут питаться друг другом (лиса питается и мышами, и зайцами, волк питается зайцами), в сказке не просто мирно живут под одной крышей, но и называются очень по-доброму. Так, например, лиса изображается не плутовкой, а лисичкой-сестричкой. Таким образом, в сказке показан не просто принцип мирного сосуществования разных людей и народов, но и указан принцип, на котором возможно такое объединение – видеть в каждом его лучшие черты, и способствовать их проявлению.

Теперь обратимся к важному моменту, когда к другим животным, которые уже разместились в теремке, приходит медведь. Влезть в теремок у него не получилось, и он решил разместиться сверху, после чего теремок сломался, и звери вместе построили новый, который оказался “лучше прежнего”.

Здесь говорится о том, что количественное увеличение рано или поздно требует качественного изменения, попытка всё время жить только на старом багаже неизбежно заведёт в тупик. В какой-то момент прежний теремок не позволит уместиться в нём всем желающим, и потребуется пересмотр уклада жизни и перестройка того дома, в котором все живут. Но если все жители теремка (люди или народы, живущие под одной крышей) будут участвовать в строительстве нового дома (на новых принципах), то он будет ещё лучше прежнего.

Очень созвучна по духу сказке “Теремок” известная советская песня “Если с другом вышел в путь”, которой хочется закончить этот небольшой разбор. Несколько дней назад, накануне очередной годовщины праздника Великой Победы, 8 мая 2019 года ушёл из жизни композитор Евгений Крылатов, автор музыки к этой очень светлой песне. Будем помнить его замечательные песни, на которых все мы выросли. Лучшей памятью, которую можно сохранить о человеке, является память о тех конкретных светлых воспоминаниях радости, которые с ним связаны.

Обращаю внимание, что до ближайшего вебинара по технологии анализа (и другим технологиям работы с информацией) осталось 5 дней. Вебинар пройдёт в ближайшие выходные дни 18-19 мая 2019 года. Мы рады всем участникам, как старым, так и новым. Никогда не поздно присоединиться к нашей работе, которая направлена на развитие практических навыков анализа и поэтому рассчитана на постоянную (регулярную) работу, и не является разовым мероприятием.

С сентября 2018 года блог продвигается только в рамках того бюджета, который он приносит. Возможности инвестировать в него свои средства у автора больше нет.

Поэтому частота появления новых материалов и их продвижение зависят напрямую от поддержки читателей.

На сегодняшний день возможны следующие варианты:
1) Пополнение карты Сбербанка 5469 4000 4064 2295 (Visa, MasterCard)
2) Пополнение карты Сбербанка 2202 2024 8326 2949 (МИР)
3) Пополнение яндекс-кошелька 4100 1126 170 091,
4) Взнос через систему PayPal на пользователя regul01pay@yandex.ru (в середине цифры 0 и 1).
5) Пополнить рублевый кошелек WebMoney (WMR) R412238946091
6) Пополнить долларовый кошелек WebMoney (WMZ) Z882719938327
7) Пополнить евро кошелек WebMoney (WME) E099914820138

Обращаю внимание, что в группе «Регул» в ВКонтакте можно следить также за репостами материалов других авторов, которые я считаю заслуживающими внимания, а также быть в курсе планируемых мероприятий.

Читайте также:  Сочинение по произведению Что делать Чернышевского
Ссылка на основную публикацию