Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича сочинение

Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича сочинение

Два героя романа Достоевского “Преступление и наказание” недоучившийся студент Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович на страницах романа встречаются трижды. Поводом для этих встреч становится преступление, которое совершает Раскольников, решивший на практике проверить “тварь ли я дрожащая или право имею”.

Молодой человек, начитавшийся работ философов, пишущих о правах личности, кроме того испытывающий чрезвычайную нужду, мечтает стать “сверхчеловеком” для которого нет преград, обязательств и которому законы божьи и человеческие не указ. Студент даже по случаю написал статейку на эту тему в газету. Чтобы доказать самому себе, что он личность сильная, независимая, преград не признающая Раскольников убивает старуху-процентщицу и её сестру. Кроме завиральных идей о возможности стать “сверхчеловеком” на преступление студента толкают беспросветная нужда и неприятные события в семье: его сестра из-за бедности хочет выйти замуж за недостойного человека. Раскольников думает, что убив старуху, он поправит своё материальное положение и поможет сестре.

Порфирий Петрович следователь, с которым сводит Раскольникова его друг Разумихин. Родион хочет узнать о судьбе оставленных в заклад у старухи вещей. Уже с первых минут опытный дознаватель и психолог Порфирий Петрович чувствует неладное в поведении Раскольникова. Они встречаются в неофициальной обстановке у Порфирия Петровича в доме, разговор идёт в целом о преступлениях и об их истоках, но лично к Раскольникову следователь претензий не высказывает. Тем не менее молодой человек нервничает, и это не остаётся незамеченным. Порфирий Петрович вскользь упоминает о статье, когда-то написанной Раскольниковым, и намекает, что и сам был в молодости не чужд мыслей о значении неограниченной свободы для личности. Хитрый следователь опутывает студента с неуравновешенной психикой своими вопросами, намекает, что рано или поздно преступника удастся вывести на чистую воду.

Во время второй встречи в кабинете следователя Порфирий Петрович ведёт игру почти в открытую. Он то откровенно издевается над неудавшимся “сверхчеловеком”, то, якобы, выражает сочувствие и понимание ситуации, которая заставила бедного студента совершить преступление. И уже он готов объявить Раскольникова преступником, но тут вмешивается случай. Другой человек сознаётся в этом преступлении, и следователь на время отступает. Родион окончательно теряет душевное равновесие.

При третьей встрече следователь сам является на квартиру к Раскольникову. Тот уже чувствовал, что разоблачения ему не избежать, но всё же Порфирий застаёт его врасплох, студент растерян, и умный провокатор пускает в ход все свои уловки, чтобы подвести беднягу к признанию. Раскольников уже не в силах понять, где дознаватель говорит серьёзно, где шутит, где просто издевается. Его противник своими доводами напрочь разбивает идеи несчастного студента, что для Раскольникова страшнее всего, ведь Порфирий Петрович разрушает его иллюзорный мир в котором он был героем, неподсудным и всемогущим. В конце концов следователь без обиняков говорит Раскольникову, что именно он убил двух несчастных женщин и подробно объясняет где и когда тот допустил промахи, позволившие следователю заподозрить преступника и раскрыть преступления.

Но, одержав победу, тем не менее Порфирий Петрович жалеет молодого человека. Он понимает, что заставили его совершить преступление абсолютная беспомощность перед жизненными обстоятельствами и незрелый ум, увлёкшийся идеями безграничных возможностей без ответственности. Он предлагает Раскольникову явку с повинной, чтобы получить меньшее наказание и начать жизнь начисто.

Трагична судьба главного героя романа, все его иллюзии оборачиваются горькой правдой. Он не сверхчеловек! И Порфирий Петрович доказал ему это со всей очевидностью в напряжённейшем поединке.

Три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича

Также читают:

Картинка к сочинению Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича

Популярные сегодня темы

Небольшое по объему произведение заставляет задуматься о многих вопросах. В «Станционном смотрителе» нет однозначно отрицательных героев.

Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина. Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.

Для начала нужно определить, что такое эта «шариковщина». Конечно, это то, что ассоциируется с Шариковым – героем Булгакова. Или уж «антигероем», так как это явно не лучший человек, а вот собака – неплохая.

Каждый человек начинает свою жизнь в семье. С семьи начинается процесс социализации человека. Члены семьи — это самые близкие люди, которые будут поддерживать на протяжении всей жизни

«Три поединка» — три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Любое преступление — это огромная нагрузка на психику человека, только если нарушение закона не приносит ему удовольствие, но таких мало. Соответственно, после совершения чего-то ужасного в голове преступника происходят изменения, которые он старательно старается скрыть. Но, как оказалось, для опытного взгляда такое явление очень заметно и говорит о многом.

Таким «взглядом» обладал один из героев произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — Порфирий Петрович.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он знал, что у преступников происходят душевные изменения, меняется поведение и, заметив все эти признаки у Раскольникова, он начал подозревать этого молодого человека. Что интересно, во время встреч следователь не искал вещественных доказательств вины Родиона, его целью было поймать и разгадать, как меняется поведение студента и какие у этих изменений причины.

У следователя и Раскольникова было всего три ключевых встречи, в течение которых Порфирий Петрович старался узнать главную тайну студента только по его поведению. Первый раз герои встретились, когда Раскольников пришёл вместе с Разумихиным узнать судьбу заложенных им вещей. Порфирий Петрович уже имел некие подозрения на его счёт, так как студент пришел самым последним из закладчиков, что было достаточно странно, если учитывать бедственное положение молодого человека. «Порфирий Петрович тоже ни разу не свел с него глаз во всё время». Следователь немедленно начал свои наблюдение. «И вдруг Порфирий как-то явно насмешливо посмотрел на него, прищурившись и как бы подмигнув». Это была психологическая игра, которую следователь устроил Раскольникову. Невиновный человек даже бы не заметил таких мелких деталей или не придал бы им большого значения, и, соответственно, его поведение не изменилось бы. Но вот у виновного сразу начинает крутиться огромное количество мыслей в голове, и это очень четко читается на лице, как бы тот ни старался это скрыть. «Раскольников не вытерпел и злобно сверкнул на него загоревшимися гневом черными глазами. Тотчас же и опомнился». Вот ещё одна ситуация, которая полностью оголила тайну Родиона. Порфирий Петрович предпринял еще один умный ход и завел разговор о статье Раскольникова, и как раз из данной беседы следователь сделал многие важные для себя выводы. Студент практически прямым текстом сказал, что считает себя тем самым «высшим человеком», а значит ему разрешено убийство. Делая вывод из первой встречи, можно сказать, что в этом поединке выиграл Порфирий Петрович, но бедный студент мог лишь догадываться о своем поражении.

Вторая встреча произошла на следующий день. И вновь Порфирий Петрович очень талантливо играл на расшатавшихся нервах Раскольникова. Он то прямым текстом обвинял студента, то приводит доказательства того, что совершенно не подозревает Родиона. Раскольников всё это время обдумывает свой следующий ход в этой непростой шахматной партии, но, к сожалению, все его действия были давно угаданы следователем. Порфирий Петрович рассчитал все свои последующие шаги. Студент мог бы прервать цепочку удачных ходов, но он просто физически не мог, так как на это способен только невиновный человек, каким он не являлся. Итак, второй бой закончился уже явной победой Порфирия Петровича. Но также стоит обратить внимание на мысли Раскольникова, ведь они все очень четко читались на его лице. Мысли по типу «Он знает» следователь читал так же четко, как слова на бумаге. А опытному человеку несложно сопоставить некоторые факты и сделать соответствующие выводы.

Читайте также:  Образ и характеристика Ипполита в романе Идиот Достоевского

И, наконец, происходит третья встреча. Она случилась спустя четыре дня поле второй на квартире у Раскольникова. В последнем поединке Порфирий Петрович окончательно сокрушил своего врага. Как опытный следователь, он сделал четкие и конкретные вывод по поведению Раскольникова. Его визит был контрольным выстрелом, который попал в самую цель. Что самое удивительное, следователю действительно нечего было предоставить против студента кроме своих собственных наблюдений, но они, увы, не являются официальными уликами против преступника.

Вся эта ситуация помогает разобраться в преступной стороне личности Раскольникова. Он не был преступником по натуре, и он совершенно не мог контролировать свое поведение после совершенного. Но Родион отличался неплохим умом и мог сообразить, как нужно скрывать свои душевные переживания. Ему действительно удалось обмануть всех, но он не рассчитал, что опытный следователь с легкость раскроет тайну неопытного убийцы.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72281

Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» в композиционном смысле очень интересно построен. Только первая часть – предыстория преступления студента Родиона Раскольникова, само преступление, оказавшееся двойным, и лихорадочные попытки замести следы, а затем – беспамятство и горячка.

А остальные части – самый заурядный быт, знакомство Родиона с семейством Мармеладовых, посильная помощь им, попытка расстроить брак сестры с Лужиным, и, конечно, своеобразные «поединки» со следователем Порфирием Петровичем. Именно в них – «душа» и «сердце» романа Достоевского.

Первая встреча – Раскольников идет к следователю вместе с университетским товарищем Разумихиным. Разумеется, мысли его лихорадочно сменяют одна другую. Раскольников нарочно задирает товарища по дороге, доводит его до исступления, чтобы в квартиру к следователю вступить с громким, неестественным смехом. Но именно тогда он и зароняет в душу Порфирия Петровича первые зерна сомнения – а только ли должником старухи-процентщицы является он? Тем более что, пользуясь удобным случаем, Родион вдохновенно пересказывает свою недавнюю статью о «тварях дрожащих и право имеющих». Порфирий – далеко не дурак, хоть и умеет притвориться дурачком, но даже он испытывает оторопь от услышанного.

В следующий раз Раскольников приходит к следователю уже по повестке, и картина меняется на прямо противоположную. Если в первую встречу был красноречив бедный студент, то на сей раз многословен Порфирий. Он плетет словесную вязь, что Раскольников и понимает, чувствует. Но противостоять не может – лишь вставляет краткие реплики. Расчет Порфирия – на раздражительность Раскольникова. Он вполне оправдывается. Раскольников приходит в неистовство, и готов пуститься во все тяжкие. Если бы не неожиданная развязка – сектант Миколка, оговаривающий себя. Но этот самооговор – лишь отсрочка решительного объяснения персонажей.

И оно уже не за горами! Порфирий сам навещает Раскольникова и играет уже с открытыми картами. Предлагает сделать явку с повинной, иначе всё равно арестует, хотя ему это и невыгодно, ибо доказать виновность Раскольникова будет проблематично. Ведет себя следователь принципиально иначе, чем в предыдущие встречи. В нем даже просыпается философ, идеалист. Чего стоит одна фраза-совет: «Станьте солнцем – вас и увидят». Другое дело, что Раскольников еще не вполне готов внять этому доброму совету.

Следователь – формальная должность. Однако поведение Порфирия ближе к концу романа перестает быть формальным. Он преисполняется к Раскольникову искренней симпатии, хотя и не может симпатизировать его наполеоновской теории. Поэтому и дает Раскольникову возможность остаться еще некоторое время на свободе, подумать, всё взвесить и принять единственно правильное решение.

Только все равно Порфирий остается заложником своей профессии. Не он, а Соня Мармеладова вносит решающий вклад в публичное признание Раскольникова. Правда, именно признание, а не покаяние. До покаяния еще нужно дорасти. И даже в эпилоге романа оно еще не наступает, и Библию Раскольников берет в руки машинально. Но у него выбор невелик – или преодолеть собственный душевный «раскол» (фамилия ведь у героя романа «говорящая») или погрузиться в пучину безумия. Вариант покончить с собой – не для Раскольникова. Он оказался «эстетической вошью».

В экранизации романа роль Порфирия Петровича замечательно исполнил актер Андрей Панин (ныне покойный). Его манера говорить и общаться поразительно напоминает ту манеру, что описана Достоевским. Порфирий в исполнении Панина не говорит даже, а зудит, нудит, вытягивает жилы, бормочет, усыпляет бдительность подозреваемого.

Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Читайте также:  Анализ произведения Гончарова Обрыв

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Литература, 10 класс

Вопрос от Лев 383 дня назад

3 встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем ( рассмотреть каждую встречу и выделить основные моменты)

Встречи Родиона Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем не зря называются психологическими поединками. Встречи этих героев в романе действительно похожи на интеллектуальные и эмоциональные битвы двух противников – преступника и следователя. Три психологических поединка между Раскольниковым и Порфирием Петровичем происходят в трех разных местах: Поединок №1: в квартире Порфирия Петровича (часть 3 глава V) Поединок №2: в кабинете Порфирия Петровича в конторе (часть 4 глава V) Поединок №3: в каморке Раскольникова (часть 6 глава I) Поединок №1: в квартире Порфирия Петровича (часть 3 глава V) Первый психологический поединок Раскольникова и Порфирия Петровича происходит в первый день их знакомства. Эта встреча происходит на квартире следователя. Герои знакомятся благодаря Разумихину, который одновременно является родственником Порфирия и другом Раскольникова. Разумихин приводит Раскольникова к Порфирию, чтобы тот мог по знакомству решить вопрос о заложенных у старухи вещах. Сам Порфирий уже некоторое время желает познакомиться с Раскольниковым: “. Порфирий тоже желает с тобой познакомиться…” (Разумихин) В ходе первого поединка Раскольников и Порфирий, а также Разумихин и Заметов обсуждают статью Раскольникова “О преступлении” и изложенную в ней теорию Раскольникова. Следователь задает Раскольникову довольно хитрые и порой наглые вопросы, заставляя молодого человека волноваться. При этом Порфирий не обвиняет Раскольникова прямо, но психологически давит на него, играя в кошки-мышки: “Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью. Это ведь невежливо, Порфирий Петрович, ведь я еще, может быть, не позволю-с. Встану, да и брякну всем в рожу всю правду; и увидите, как я вас презираю. – Он с трудом перевел дыхание. – А что, если мне так только кажется? Что, если это мираж, и я во всем ошибаюсь, по неопытности злюсь, подлой роли моей не выдерживаю? Может быть, это всё без намерения? Все слова их обыкновенные, но что-то в них есть. ” (Раскольников) Следователь по-дружески предлагает Раскольникову прийти завтра в контору по поводу заложенных у старухи вещей. Это приглашение звучит вполне безобидно. Но Раскольников выдает себя, интересуясь, будет ли тот его допрашивать: “. Вы хотите меня официально допрашивать, со всею обстановкой. ” Невиновному человеку вряд ли бы пришел в голову такой вопрос. Этим вопросом Раскольников вызывает у Порфирия Петровича еще больше подозрений Поединок №2: в кабинете Порфирия Петровича (часть 4 глава V) На следующее утро Раскольников является в кабинет Порфирия Петровича в контору. Молодой человек готовится к новому бою со следователем: “. и готовясь к новому бою, он почувствовал вдруг, что дрожит, – и даже негодование закипело в нем при мысли, что он дрожит от страха перед ненавистным Порфирием Петровичем.” Раскольников понимает, что может выдать себя именно своим волнением. Он старается вести себя сдержанно и невозмутимо, но ему это удается с трудом. Хитрый Порфирий Петрович видит Раскольникова “насквозь” и все больше убеждается, что тот – преступник. Однако из-за отсутствия улик следователь не может арестовать Раскольникова. Все, что может Порфирий, это играть с Раскольниковым в “кошки-мышки”, вынуждая его ошибаться и выдавать самого себя. В ходе второго поединка Раскольников не выдерживает психологического давления со стороны Порфирия. Молодой человек теряет самообладание и высказывает следователю свое возмущение: “. я, наконец, вижу ясно, что вы положительно подозреваете меня в убийстве этой старухи и ее сестры Лизаветы. Если находите, что имеете право меня законно преследовать, то преследуйте; арестовать, то арестуйте. Но смеяться себе в глаза и мучить себя я не позволю. ” Второй поединок заканчивается внезапно, когда в контору приводят маляра Миколку. Тот объявляет себя убийцей старухи и Лизаветы (хотя он невиновен в преступлении). Раскольников чувствует, что для него опасность миновала, так как появился “виновник” преступления. Порфирий просит Раскольникова уйти. На этом заканчивается второй поединок героев. Поединок №3: в каморке Раскольникова (часть 6 глава I) Третий поединок Порфирия Петровича и Раскольникова происходит в каморке молодого человека, куда следователь приходит лично: “он столкнулся с самим Порфирием. Тот входил к нему. Раскольников остолбенел на одну минуту. ” На третьем поединке Порфирий Петрович снова играет с Раскольниковым в кошки-мышки, намекая, но не обвиняя прямо. Однако внезапно в ходе разговора следователь заявляет Раскольникову, что считает его убийцей старухи-процентщицы и Лизаветы: “. Как кто убил. да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили‑с…” (Порфирий Петрович) Раскольников отрицает свою причастность к преступлению. Порфирий Петрович, конечно, не верит отрицаниям Раскольникова. Следователь предлагает молодому человеку явиться в полицию с повинной: “. пришел к вам с открытым и прямым предложением – учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее, – потому с плеч долой. Ну что, откровенно или нет с моей стороны. ” (Порфирий Петрович) Выслушав предложение следователя, Раскольников по-прежнему отрицает свою вину. Порфирий Петрович предупреждает молодого человека о том, что через 40-50 часов арестует его. Конечно, и Раскольников, и Порфирий знают, что официальных улик у следователя нет. Раскольников может не являться с повинной или даже бежать из города, например, за границу. Однако Раскольников поступает именно так, как советует ему Порфирий (а также ранее Соня): он отправляется в полицию и объявляет о том, что виновен в преступлении. Далее следует суд, в результате которого Раскольников получает 8 лет каторги.

Читайте также:  Анализ рассказа Бунина Окаянные дни

Cочинение «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)»

Против Раскольникова нет материальных улик. Большое значение приобретает нравственная сторона его преступления. Ему открывается страшная истина — преступление его было бессмысленно: « Не переступил, на той стороне остался. Стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг». Герой называет себя « эстетическая вошь », потому что еще до преступления он ставил себе границы: для настоящих людей этих границ нет.

Очень важны встречи с Порфирием Петровичем — это умный, тонкий психолог. Его роль в романе — постоянное под-смеивание над Раскольниковым. Такая форма ведения допроса сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца — Раскольников.

Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. » Раскольников уверен, что следователь знает о нем все. Тот его не разубеждает. Они спорят о сущности и причинах преступлений, следователь упоминает статью Раскольникова на эту тему.

Вторая встреча происходит по инициативе самого Раскольникова. Хотя «всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя». В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый. «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!»

Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Место следователя в романе — это постоянные подсмеивания над главным героем при всей серьезности отношения к нему. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его. Но он же и провокатор, который должен спровоцировать Родиона на признание. Раскольников никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака.

Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в шутейном тоне, форме, и форма-то больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом попадается.

Порфирий — это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетерпимы для «наполеончика» из Столярного переулка.

И лишь когда следователь приходит к Раскольникову на квартиру, он не смеется, не подхихикивает и этим снимает маску и добивает Раскольникова.

Достоевский следующим образом изложил основное содержание романа: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?». «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. — Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление».

На основе этих носящихся в воздухе «недоконченных идей» Раскольников создает свою собственную довольно стройную теорию. Он так излагает ее основы: «. Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные,,живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление. Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее). Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать ».

Однако при столкновении с живой жизнью теория двух разрядов людей начинает рушиться. Измотанный страхом разоблачения, Раскольников пересматривает если не саму теорию, то свое место в ней: «. Он с омерзением почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел. «Я это должен был знать,
— думал он с горькою усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать. Э! Да ведь я же заранее и знал. »— прошептал он в отчаянии. Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, — а стало быть, и все разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»

Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти рассмешила его: «Наполеон, пирамиды, Ватерлоо — и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, — ну каково это переварить хоть бы Порфи-рию Петровичу. Где ж им переварить. Эстетика помешает: «полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке»! Эх, дрянь. »

Главный герой «Преступления и наказания» уже понимает, что он — отнюдь не Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоян

Ссылка на основную публикацию