В чем противоречивость характера Печорина

Сочинение В чем противоречивость характера Печорина (рассуждение) 9 класс

Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем. С самого начала – ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?!

Устав от света, он едет на войну. Но он не придумывает, не ищет смысл в этих военных действиях, поэтому война скоро ему тоже надоедает. Он бы мог пойти работать в госпиталь, ведь у врачей есть смысл жизни – спасать людей, но с таким подходом, ему бы скоро тоже всё надоело и там. И стал бы Печорин циничным доктором.

Когда, например, он похищает Бэлу, то многим рискует. Вообще-то он обостряет войну! И все это очень опасно, ведь ее родные готовы мстить. И она сама совсем не факт, что его полюбит. Ведь она гордая, а он её держит, как пленницу. Если что, она убежит! Но Печорин прилагает столько усилий, чтобы она к нему привыкла, полюбила его… А вот когда это происходит, то она ему уже не интересна! Так, наверное, бывает. Вот учится человек на врача – тяжело, даже спать некогда, столько запоминает, подрабатывает в больнице, но когда получает диплом, то ему все это уже всё надоело! И он идет работать не по специальности! Странно. но бывает! Но в ситуации с Бэлой нужно было уважение к ней иметь, хотя бы жалость. Ведь он её погубил! Из-за него она погибла, а он даже не хотел с ней попрощаться.

Наверное, ему надо само утверждаться… Вот он может добиться поставленной цели. И не просто какой-то цели, например, вскопать огород или выучить сто английских слов, или прочитать за неделю «Войну и мир»… Может он влюбить в себя человека! Но вот опять противоречие – цели эти у него не очень хорошие (отбить девушку у приятеля, к примеру). А ещё они какие-то бесцельные! То есть его цели ему самому надоедают. Они ему уже не нужны, когда он их добился.

Смотрится этот «герой» времени почти, как нехороший человек. Но всё-таки он сам себя не понимает и даже страдает. Плохо, что из-за него страдают другие люди, мимо которых он просто не смог пройти. Ему невозможно было перенести счастья контрабандистов, спокойствия Бэлы, любви своего приятеля к княжне Мэри. Лучше б он последнему помог! А так только всем плохо сделал.

2 вариант

В произведениях русской литературы встречается большое количество знаковых героев, которые демонстрируют образ мысли и стиль жизни целого поколения, помогая лучше понять исторические реалии и социальную ситуацию в государстве. Григорий Александрович Печорин – один из таких героев. Он является одним из самых загадочных литературных персонажей, воплощением образа «лишнего человека», который не может найти себе место в жизни и не видит возможного выхода из капкана повседневности и непонимания. В чем же основные противоречия характера Печорина?

Главный герой в своей жизни совершил множество различных поступков, многие из них далеки от соблюдения привычных норм морали. Однако его нельзя назвать злодеем, он просто человек, потерявший вектор на своем жизненном пути, раздираемый скукой, осознанием бессмысленности всего сущего и непониманием со стороны социума.

Зачастую кажется, что в нем живут два разных человека, в этом и заключается основное противоречие. Печорин не лишен представлений о моральных ценностях, однако легко разрушает жизни окружающих. Это происходит не из-за злого умысла или неосторожности, скорее виной всему безразличие, наполняющее душу и сердце юноши. Он загорается желанием добиться цели, но получив ее, быстро пресыщается и утрачивает интерес. Таков исход взаимоотношений Печорина с Бэлой, а после с княжной Мэри. Печорин не может долго оставаться с предметом своего вожделения, поскольку утрачивает всяческую тягу к этому.

Главный герой осознает, к чему приводят его поступки, однако происходит это слишком поздно, когда уже нет возможности что-либо исправить. Он переживает осознание собственной вины глубоко внутри, однако раз за разом совершает одни и те же ошибки, все глубже погружаясь в чувство вины, переходящее в безразличие.

Печорин также противоречив в вопросе отношения к судьбе. Он открыто заявляет, что не верит в судьбу и поступки человеческие вершатся только по воле самих людей. Однако в то же время он отмечает, что многие события были предназначены ему судьбой. Чем не внутреннее терзающее противоречие? Вопросы судьбы и предназначения глубоко интересуют главного героя.

Таким образом, Печорин, сам по себе не являясь отрицательным персонажем, становится причиной того, что рушатся жизни окружающих его людей. Чувство вины соседствует с чувством глубокого безразличия, а уверенность в силах человека со стремлением связать происходящее с происками судьбы. Но ясно одно – он является глубоко несчастным человеком, который не может найти свое место в жизни.

Сочинение 3

Почти все главные герои известных произведений имеют самые лучшие черты характера, например, они добрые, честные, бескорыстные. Но Михаил Лермонтов наделил главного героя своего произведения не самыми лучшими чертами. Григорий Печорин — главный герой произведения М.Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель сделал своего героя загадочным, наделив его противоречивым характером.

Григорий Печорин — благородный человек. Но он не обращает внимания на других людей, они ему безразличны. Он может оскорбить или обидеть человека и не сожалеть об этом в будущем. Он часто совершает низкие поступки по отношению к другим людям. Печорин делает несчастным не только других людей, но и себя. И он сам это прекрасно осознаёт, но ничего поделать с этим не может. При желании он может добиться чего угодно, но он не пытается к чему-либо стремится и живёт лишь с целью развлечения.

Печорин не ценит дружбу с Доктором Вернером. Он открыто сказал, что не считает его своим другом. Но при этом он может поделиться с ним любыми подробностями из его жизни. Вернер во время дуэли с Грушницким даже выступал в качестве секунданта.

Противоречие можно встретить в отношениях главного героя с женщинами. В Печорина много раз влюблялись женщины. Но он не ценил их и относился к любви равнодушно. Печорин смог влюбить в себя Мери, отняв её у Грушницкого. Мери влюбилась в Печорина. Но Печорин не испытывал к ней никаких чувств и отказал Мери, чем сделал её несчастной. Печорин использовал Мери и других женщин только для развлечений. Он не привык приносить им радость и счастье.

Григорий Печорин не был трусливым человеком. Во время дуэли Печорин совсем не хотел убивать Грушницкого. Но выбрал место на краю обрыва для дуэли, где даже несильное ранение может привести к смерти. В итоге Печорин убивает Грушницкого.

Печорин считает, что каждый человек сам вершит свою судьбу. Что человек своими действиями сам приводит себя к успеху или к несчастью. Но иногда он может сказать о том, что какие-либо события могут быть предначертаны судьбой.

Главный герой осознаёт свою противоречивость. Он не видит смысла в своей жизни. Ему не приносят радости ни деньги, ни женщины, ни приключения. Он несчастен сам и делает несчастными окружающих. Его сознание как будто разделилось на две части, одна из которых делает плохие и необдуманные действия, а другая просто наблюдает и презирает самого Печорина.

Также читают:

Картинка к сочинению В чем противоречивость характера Печорина

Популярные сегодня темы

Сложилось так, что все мои кумиры в большей или меньшей степени связаны с музыкой и творчеством – но я не скажу, что в данном случае речь идет о слепом, маниакальном поклонении. Это скорее люди

«Лошадиная фамилия» – один из лучших юмористических рассказов А.П. Чехова. В нем описывается один весьма курьезный случай. Главными героями рассказа выступают генерал-майор Булдеев и его приказчик, Иван Евсеич

Это такая яркая и красивая картина (иллюстрация)! Передний план цветочно-красный, а даль желто-голубая. Ближе к нам сам Гвидон и, получается, царица. Их не сразу отличишь от цветочного фона. Особенно царицу.

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» представлены приключения молодого мужчины Григория Печорина. Он был богат и жаден на приключения, не боялся рисковать жизнью, играл с судьбами людей. По мере повествования

Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

В чем противоречивость характера и двойственность натуры Печорина

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов представил образ главного персонажа как глубокую и непростую личность. Чтобы понять, в чем противоречивость характера Печорина, необходимо прочитать произведение, лучше всего ознакомиться с его оригинальной версией. Главный герой является порождением своей эпохи, вызывающей огромный интерес. Его хочется любить и презирать одновременно.

Любовь и жизнь

Каждый поступок Григория, каждая фраза, брошенная им, носит противоречивый характер. Он говорит, что ему не раз доводилось влюбляться и быть любимым, однако несмотря на это, к подобной сфере жизни он относится с равнодушием. Дело в том, что каждая красотка быстро наскучивает герою. Вначале он зажигается, но потом запал пропадает. Он знает, что никому не может принести счастье. Всё, на что он способен — разбить очередное женское сердце и причинить боль.

Григорий начинает ухаживать за княжной Мери, которая влюбляется в него до беспамятства. В итоге он понимает, что не испытывает к девушке никаких чувств, и отталкивает бедняжку. Для него жизнь — это лишь игра. Ничего не стоит сломать жизнь женщине и сделать её судьбу трагичной. Такой же сценарий наблюдается и в отношениях с Верой, которая называет себя рабой Печорина со дня их первой встречи. Женщина замужем, но её сердце страдает от любви к Григорию. Рядом с ней мужчина тоже себя не видит.

Натура главного героя действительно таит в себе множество противоречий. Он ощущает себя глубоко несчастным человеком. Его не радует:

Он «заражает» своим несчастьем и других. В нём играет эгоизм и гордыня. Он живёт исключительно для себя, поэтому с лёгкостью издевается над остальными. Мужчина утверждает, что его душа разделилась напополам.

Одна часть совершает опрометчивые поступки, а другая находится в роли наблюдателя. Она смотрит за Григорием со стороны и осуждает его за мерзкое и недостойное поведение. Однако невзирая на презрение к себе, он не перестаёт калечить судьбы окружающих его людей.

Противоречивость образа Печорина заключается ещё и в том, что он раздумывает над смыслом своей жизни. Он не только совершает поступки, но также ещё и оценивает сам себя. В одних случаях он чувствует к себе лютую ненависть, а в других — жалость.

Отношение к фатализму

Двойственность натуры этого человека проявляется и в том, как он относится к существованию предопределения. Вначале Печорин утверждает, что не верит в судьбу, однако поспорив с Вуличем, всё же меняет свою точку зрения. Впрочем, он не говорит, что предопределения вовсе нет. Просто теперь он считает, что люди сами пишут свой сценарий. Только сам человек способен построить собственную жизнь.

Герой часто размышляет на философские темы. Он нередко говорит, что-то или иное событие в его жизни предопределено свыше. Он осознаёт свои внутренние противоречия. Печорин проявляет к себе строгость и называет себя:

  • человеком, который скучает по балу;
  • моральным инвалидом.

Кажется, что в нём живут две личности, которые не имеют между собой ничего общего.

Григорий является убеждённым фаталистом. Он понимает, что вся окружающая суета совершенно бесполезна и лишена какого-либо смысла. Однако при этом он испытывает страх что-то не успеть и спешит жить. Ради достижения намеченной цели мужчина готов идти по головам, препятствия его не страшат, а лишь раззадоривают, разжигая азарт охотника. В подобные моменты ему нет дела до того, что кому-то из дорогих людей он может сделать больно.

Он настолько замкнут на самом себе, что ему попросту наплевать на всех окружающих. Занимаясь постоянным самокопанием, он пытается отыскать ответы на вопросы, которые не дают ему покоя.

Порой за маской отчуждённости и холодности в этом человеке всё же проявляется некая человечность: так, ему сложно было пережить расставание с Верой, она была единственной девушкой, к которой он испытывал чувства, хоть в чём-то похожие на любовь. После кончины Бэллы ему тоже было непросто восстановиться. Это трагическое событие навсегда оставило шрам в душе. После произошедшего он старался больше не думать о печальной истории, чтобы не тревожить болезненные раны. Внешне он пытался не показывать своей разбитости, но в действительности мужчина всё же переживал.

Стремясь найти смысл своего существования, Григорий занимается моральным мазохизмом. Ужаснее всего, что он считает своим предназначением калечить чужие судьбы и лишать людей надежды.

Схожесть образов Печорина и Эраста

Печорин имеет много общего с образом Эраста из произведения Карамзина «Бедная Лиза». Это молодой дворянин, который ведёт светскую жизнь. Когда он устаёт от такого существования, стремится сменить обстановку и начинает проявлять знаки внимания к Лизе. Вначале он искренне считает, что любит девушку, как сестру, но потом начинает чувствовать к ней страсть.

Чувства быстро остывают. Теперь ему нужно избавиться от Лизы. Чтобы решить эту проблему, мужчину готов уйти на войну. Нужно ли говорить, какой это удар для главной героини.

Когда он полностью проигрывается в карты, решает взять в жёны пожилую вдову. Автор связывает образ этого героя с разрушительной силой развращающего города, который способен погубить «естественного» человека.

И Эраст, и Печорин страдают от бесконечных внутренних противоречий и являются эгоистами. Григорию плевать на судьбы людей также, как и Эрасту, который интересуется лишь азартными играми и другими страстями.

Оба героя быстро влюбляются и также быстро начинают ощущать равнодушие к недавнему объекту воздыханий. Однажды в душе каждого из них происходит настоящий распад. Чтобы лучше понять, в чем противоречивость характера Эраста, следует ознакомиться с произведением «Бедная Лиза».

Исследование главного героя

Образ главного персонажа, воплотившийся в романе «Герой нашего времени», раскрывается не только с психологической стороны. Лермонтов пытается прочувствовать состояние современного общества и проанализировать нравственную атмосферу, взращивающую ростки новой жизни.

Печорин — единственный персонаж, который не боится критиковать других и себя самого. Автор позволяет читателю разглядеть различные стороны жизни и увидеть судьбу человека на фоне общественно-исторических событий.

Лермонтов — отличный психолог, он анализирует особенности духовной деформации людей, принимая во внимание обстоятельства, которые сыграли для них ключевую роль.

Формируя образ главного героя, автор акцентировал внимание на его внутреннем ожесточении. Он также уделил немало внимания описанию характеров других персонажей, так как некоторые черты Григория гораздо проще понять, увидев их отражение в других людях.

При чтении романа важно обратить внимание на внешность героя. Когда Лермонтов описывает, как выглядит персонаж, он задействует очень выразительные изобразительные средства.

Читайте также:  Шигалев в романе Бесы Достоевского сочинение

Чтобы лучше понять писательский замысел, требуется уделить внимание композиции романа. Вначале характер главного героя раскрывается только с внешней стороны. Читатель судит о личности мужчины исключительно по его поведению и отношению к нему окружающих людей. После знакомства с дневником Григория становится понятно, что это несчастный человек. Так, мотивы некоторых его поступков становятся понятны.

Таким образом, чтобы понять, почему натура Печорина столь противоречива, нужно прочитать произведение полностью. В нём автор сумел соединить психоанализ нелёгкой духовной жизни человека с аналитическим изображением так называемого периода социальных разочарований, который приходится на конец 30-х годов. В стране это первый роман, который сумел раскрыть внутренний мир личности при помощи её чувств, мыслей и поступков.

Противоречивость Григория состоит и в том, что он отдаляется от общества, однако впоследствии страдает из-за своего одиночества. Он осознаёт совершённые ошибки, но не в силах исправить их.

В чем противоречивость характера Печорина?

Герой философствующего столетия

В романе не сказано прямо, за какие «заслуги» этот стройный светловолосый красавец с тёмными усами и бровями был сослан и оказался на Кавказе. Можно лишь предположить вероятную симпатию Печорина к декабристским идеям.

В вечном противоречии с собой

Аристократическое происхождение для юного Григория стало шансом для совершенствования и развития личности, и пытливый отрок получил неплохое образование.

Но только этим не ограничилось: юношу увлекли соблазны высшего общества. Он усвоил науку светских интриг и предательств, научился противостоять подобным действиям по отношению к себе и разочаровался в правилах «хорошего тона», назначение которых чаще всего заключалось в лицемерном прикрывании пороков.

Впоследствии Печорин признавался, что в его сознании происходит борьба и нравственное противостояние. Получалось, что он сам как будто состоит из двух совершенно разных людей:

  1. Один — безжалостный эгоист, разрушающий судьбы людей, имевших несчастье оказаться в его поле зрения и привлечь его внимание.
  2. Другой склонен к философии, критически оценивает и не приемлет порой лишённые логики поступки первого, даже осуждает их.

Эта двойственность разъедает душу. Порой возникает сходство Печорина с одержимым учёным-исследователем: он стремится выяснить, насколько субъект свободен в своих поступках. Ради решения поставленной задачи Григорий Александрович готов подвергать испытаниям и даже риску не только окружающих, но и самого себя.

Недовольство и критическое восприятие жизни, эгоизм и безрассудство свойственны не только Печорину. Так, в «Бедной Лизе» Карамзин описывает представителя разочарованного поколения. Для довольно богатого дворянина характерна противоречивость характера.

Эраст презирает себя за образ жизни, который ведет он и его окружение, однако, в отличие от Печорина, безвольно подчиняется обстоятельствам. И рядом с ним также нет любимой женщины. Главная героиня повествования не смогла примириться с предательством любимого и покончила с собой.

Азарт исследователя и равнодушие

Прибывая на новое место, Григорий Александрович отчасти от скуки, отчасти из любопытства начинал наблюдать и изучать нравы местных жителей и приезжей публики. К чему могут привести его поступки, вмешательство в те или иные события, скорее всего, Печорин даже не задумывался.

Так случилось в Тамани. Столкнувшись с новым для себя миром, молодой офицер, сам того не ведая, стал причиной драмы:

  1. Контрабандист Янко был вынужден отказаться от уже налаженного канала сбыта товаров и искать удачу в других краях.
  2. С ним покинула родной дом юная красавица, дочь хозяйки.
  3. Старуха и мальчишка, изображавший слепого, остались одни — их попросту бросили.

Однако трагедия, разыгравшаяся, собственно, по его вине, Печорина не интересует. Он уезжает и словно перелистывает страничку своего журнала. Жизненное кредо свелось к циничной фразе, мол, ему нет никакого дела до человеческих страстей и бедствий.

Особенности отношений с окружающими

Печорин не может прожить долгое время, полностью избегая общения с окружающими, да это и не нужно: для него люди стали каким-то подобием шахматных фигур, которыми разыгрывались занятные партии. Однако и впускать в свой мир он не желал никого. В этом противоречивость образа Печорина проявляется особенно ярко.

Немного о человечности и дружбе

Периодически Григорий Александрович позволял человеку на время занять место в собственной жизни. Но едва Печорин терял интерес к происходящему, общение прекращалось, причём порой жёстко и хладнокровно. В этом как раз и проявилась его противоречивая натура.

Когда хотел, Печорин мог стать душой компании и с лёгкостью рассмешить собеседника, но сам никогда не веселился в полной мере. Наблюдательного человека поражала одна особенность: у Григория Александровича глаза всегда были серьёзны.

Скрытный и полный скепсиса, молодой офицер был уверен: ему суждено участвовать в великих событиях, а совсем не в той мелкой возне, что пока приходится терпеть. Разумеется, в подобной ситуации сложно принять и поддерживать дружеские отношения.

Познакомившись с Максимом Максимычем, он даже сблизился на какое-то время с пожилым штабс-капитаном. Однако даже доброта сослуживца так и не растопила ледяной холод — просто появились едва заметные проталинки в душе разочарованного светом молодого офицера. Григорий Александрович в разговорах лишь слегка мог приоткрыться и рассказать о себе что-то, но затем сразу же стать замкнутым и отгородиться невидимой стеной.

Спустя несколько лет происходит случайная встреча этих двух людей, многое переживших вместе. Штабс-капитан искренне рад, надеется, что им удастся поговорить, по-дружески пообщаться, вспомнить о событиях минувших дней.

Но Печорин в лучших традициях высшего общества холодно учтив и держит дистанцию. Так он даёт понять: всё, что произошло тогда, для него уже в прошлом. И для него неприятны, возможно, даже болезненны (об этом говорит мгновенно побледневшее лицо) мысли о похищении юной черкешенки Бэлы, особенно о трагической её смерти.

Приобняв на прощанье бывшего сослуживца, Григорий Александрович торопится уехать. На сей раз — в Персию. И ему уже нет никакого дела до собственных записок, некогда отданных на хранение штабс-капитану.

Встреча с Печориным для Максима Максимыча обернулась разочарованием и обидой. И когда случайный, собственно, человек, которого служака и видел-то всего второй раз в жизни, попросил отдать ему записки, раздосадованный капитан, не раздумывая, сразу же извлёк их из своего чемодана. И этот поступок можно понять: зачем беречь тетрадки, когда не ценят и не берегут дружбу.

Отношение к женщине гор

Юношеский пыл Григория остался далеко в прошлом. Но юная черкешенка Бэла до такой степени поразила его, что он отказывается слушать доводы рассудка и предупреждения старого штабс-капитана о возможных последствиях.

Печорину всё равно. Не имеет значения, что его поведение неприемлемо с точки зрения традиций и нравов суровых горцев — стоит ли обращать внимание на чувства каких-то дикарей. Поддавшись порыву, офицер похищает девушку.

Этот поступок спровоцирует лавину несчастий в семье Бэлы, закономерно приведёт к трагическому финалу. Но готовность рисковать собой, лезть под шальные черкесские пули ничуть не извиняет Печорина, не оправдывает его.

Ради чего всё это затевалось? Какое-то время девушка и в самом деле была для Печорина важна и желанна. Только вот продлилось очарование совсем недолго. Приручив Бэлу к себе, преодолев её страхи, добившись взаимности, соблазнитель вдруг ощутил скуку.

Опять в душе появилось ощущение пустоты, наполняющее всё вокруг. Печорин охладел и всё меньше времени уделял княжне, и это стало страшным ударом для гордости похищенной горянки.

Возможно, Казбич оказал услугу Бэле, когда вне себя от ревности ударил её кинжалом. На смертном одре она была даже по-своему счастлива, ведь Печорин опять был рядом с ней, его «джанечкой».

Кстати, о дикарке. Называя её так, оба офицера ставят себя на ступень выше Бэлы. Насколько справедлива подобная оценка? В истории многих государств, в том числе и таких крупных, как Россия и Турция, дочери черкесских князей были достойными жёнами правителей.

Урок, преподанный юной Мери

В Пятигорске Печорин совершенно преобразился: подобно светскому льву он взирает на дам, которые прибыли на воды, их спутников, прочих отдыхающих. И становится невыносимо скучно, ведь он прекрасно понимает, что для большинства цель приезда — вовсе не лечение:

  1. Кто-то решил пощекотать нервы очередным флиртом или даже курортным романом.
  2. Другие, наоборот, стараются унять душевную боль после разлуки.
  3. Мамашам из благородных семейств нужно искать выгодные партии для дочерей.

Разумеется, круг общения невелик, поэтому каждый холостяк находится под пристальным наблюдением. Приятная внешность, хорошие манеры приветствуются, особенно если они подкрепляются офицерскими эполетами или имением.

Юный юнкер Грушницкий старается произвести впечатление на княжну Мери. Лиговские богаты, они — из высшего общества. Что для них выходец из бедных дворян двадцати лет от роду? Молодой человек скрыл от девушки своё истинное звание, и, возможно, добился бы успеха.

Но появляется Печорин — само олицетворение благородства. Его светские манеры и умение нравиться затмили самолюбивого и тщеславного юнкера. К тому же Григорий Александрович убеждён в том, что его предназначение и даже обязанность — срывать маски. В разговоре с княжной он словно ненароком «проговорился», назвав Грушницкого юнкером.

Зачем Печорину понадобилось влюблять в себя неопытную девушку? Да, она горда и в то же время кокетлива, красива, образованна, но ведь совершенно ему не нужна. Он начинает ухаживать за княжной, рассказывает ей о некоторых событиях из своей жизни. Разумеется, только о таких, которые вызовут сочувствие.

Даже дуэль с Грушницким в Кисловодске была воспринята Лиговскими как проявление благородства. Ведь они считали, что Григорий Александрович защищает честь их дочери!

И когда девушка полюбила, ей пришлось пережить жестокий урок. Избранник недвусмысленно и откровенно заявил, что не любит её и никогда не любил, а лишь смеялся над нею.

Позднее, размышляя о том, почему сам отказался от богатой невесты, Печорин пришёл к выводу, что тихая семейная жизнь — не для него. И как бы ни хороша была женщина, она теряла в глазах Печорина привлекательность, едва речь заходила об узах Гименея. Для него это было равноценно потере самого большого сокровища — свободы.

Вера в жизни Печорина

Она была когда-то его возлюбленной, но потом их пути разошлись. В Пятигорске происходит их встреча, они не могут и не хотят отказаться от нахлынувших чувств.

Но Вера несвободна, она приехала на воды с мужем. Чтобы скрыть свои отношения с Григорием, она убеждает Печорина в необходимости вести двойную игру и ухаживать за княжной Мери, посещать их дом. Так будет безопаснее видеться, ведь Лиговские — родственники Веры.

Потом был Кисловодск, и та ночь, которая перечеркнула все планы. Получив записку от Веры, влюблённый торопится к ней, однако его выследили друзья оскорблённого Грушницкого. В темноте не разобравшись, от кого уходил Печорин, компания решила, что тот побывал у княжны Мери.

В результате — дуэль, привёдшая к смерти Грушницкого. Потрясённая Вера не смогла совладать с эмоциями и во всём призналась мужу. Он, будучи старше и, вероятно, мудрее своей жены, счёл скорый отъезд наиболее приемлемым решением в этой непростой ситуации.

Прощальное письмо от любимой женщины Печорин всё же получил и попытался догнать экипаж, но было слишком поздно. Загнанный конь пал, когда казалось, что цель близка. Потом были рыдания и возвращение в Кисловодск, перевод в другую крепость и совсем другая жизнь. Без Веры.

Совершённые ним поступки являются причиной несчастья других людей, и молодой человек, понимая это, отмечает, что подобное обстоятельство делает его самого не менее несчастным, чем жертву. Однако это почти философское признание не может оправдать эгоизм Печорина.

Он — типичный продукт светского воспитания, в итоге превратившийся в жестокого и хладнокровного циника. Отчаянная храбрость, решительность и острый ум в нём уживаются со скукой. Дружба и семья для него понятия надуманные. Стоит ли удивляться, что Печорин глубоко несчастен, ведь в его жизни нет никого, кто сумел бы заполнить пустоту, от которой страдает герой своего времени.

«В чем сложность и противоречивость натуры Печорина»

Критики и литературоведы, достаточно искушенные в вопросах русской и мировой литературы, сразу же заговорили о новом художественном типе героя – молодом человеке с не-однозначным, противоречивым характером, и по этой причине неспособном найти свое место в жизни. С самого начала Печорин предстает перед читателями как «странный человек». Вот как о нем говорит добродушный Максим Максимыч: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Да-с, с большими был странностями». Странность во внешнем и внутреннем облике Печорина подчеркивают также и другие персонажи романа (странствующий офицер, княжна Мери).

Но этой особенности Печорин достигает не благодаря своему социальному происхождению или привилегированному положению в обществе, которых в то время порой было достаточно, чтобы произвести впечатление и заинтриговать людей. Печорин заставляет о себе говорить других героев, а вслед и самих читателей, благодаря своим внутренним качествам и глубине характера. Сложный внутренний мир Печорина – это и есть тот главный, вырабатывающий жизненную энергию нерв, на который влияет окружающий мир, со всеми его положительными и негативными сторонами.

Многие поступки Печорина даже его близкие друзья, такие как Максим Максимыч, Вернер, Вера и другие, не могут понять и объяснить. Но при этом они не решаются обвинять своего друга в безнравственности. Возможно, потому, что в поступках Печорина всегда чувствовались естественные движения души героя.

Лермонтов выносит на суд читателей всю генеалогию сложности, неоднозначности характера и поведения Печорина: Сам герой в откровенном разговоре с Максимом Максимычем так объясняет свою «странность»: «Воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня так создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Действительно, самым удивительным для Печорина и для тех людей, с которыми его сводит судьба, остается несчастливый финал для всех участников. Когда молодой офицер увидел Печорина, его поразили глаза этого человека. Стальной блеск, который они отражали, мог говорить лишь об одном – или о злом нраве, или о глубокой постоянной фуста.

Но самое главное, что все свои противоречия Печорин сумел почувствовать и осознать, но при этом не сумел сделать следующего шага – преодолеть их. Так, герой искренне признавался: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пус-тее день ото дня. ».

Печорин действительно обладает многими завидными качествами – он умен, физически развит, внешне привлекателен, смел и уверен в себе. Но при этом ему все-таки недостает важного звена, той животворящей силы, которая смогла бы объединить и направить достоинства Печорина а нужное русло. По этому поводу герой произносит ключевую фразу: «Если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви». Печорин, наверное, забыл старинную мудрость, которая гласит: от добра добра не ищут. Через препятствия и все невзгоды человека ведет только всепоглощающая, а не эгоистичная любовь.

Читайте также:  Образ Мечтателя в произведении Белые ночи Достоевского

Однако на протяжении всего романа Печорин был больше озадачен личными проблемами, чем судьбой других героев. В одном из собственных рассуждений, сам того до конца не осознавая, герой выносит себе приговор, он говорит: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого». Таким образом, Печорин выбирает дорогу зла, а не любви. Но назвав свой роман «Герой нашего времени», Лермонтов как бы усложняет проблему, выносит ее за рамки личного решения. На самом деле, может быть, это время породило таких героев?

Действительно, современность Печорина – 30-е годы XIX века -это переломный период в жизни общества, когда заканчивается эпоха романтизма. В свое время романтики очень много говорили и размышляли об идеалах и светлых устремлениях человека, а реальность так и осталась ими непознанной, холодной и беспощадной к человеку. Поэтому общество всерьез начинает задумываться о том, как примирить мечты и реальность, сократить пропасть между ними. И этот шаг не сразу удастся сделать, еще многие люди будут срываться в бездонную пропасть, через которую еще не проложен заветный мост, – так, как это произошло и в жизни Печорина.

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох?

Пушкин в романе «Евгений Онегин» изобразил молодого человека 20-х годов: умного, не удовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы.

Не успели остыть страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой – Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века из романа Лермонтова «Герой нашего времени». И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, – это трагический разлад мечты и действительности.

Вслед за ними в литературе появляется целая галерея героев своего времени: тургеневский Базаров, натура совершенно противоположная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и Пьер Безухов – лучшие представители передового дворянства из романа Л. Толстого «Война и мир».

Почему же до сих пор споры об Онегине и Печорине столь злободневны? Ведь нынче все другое: идеалы, цели, мысли, мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волнует всех, независимо от того, в какое время мы живем, о чем думаем и мечтаем.

Особенной глубиной психологического анализа в «Герое нашего времени» отличается «Дневник Печорина». Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Переживания героя анализируются им же со «строгостью судьи и гражданина». Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения за окружающими. В сущности, все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью, на время развлекают удачей. Такова история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая «игра» с Груш-ницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он небезразличен, дабы потом доказать его плачевную ошибку.

Если Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. Писатель изображает свою эпоху, подвергая ее глубокому критическому анализу и не поддаваясь при этом никаким иллюзиям и обольщениям. Лермонтов показывает все самые слабые стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Реализм «Героя нашего времени» во многом отличен от реализма «Евгения Онегина». Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побуждающие того или иного героя на те или иные поступки.

Многие считают Лермонтова предшественником Льва Толстого. И с этим трудно не согласиться. Именно у Лермонтова Толстой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству и речевому стилю. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Достоевский, однако раздумья Лермонтова о роли страданий в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе индивидуализма сильной личности вылились у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий героев его произведений.

Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно «просит бури». Его натура слишком богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений. Самоанализ необходим человеку, чтобы лучше понять свое место в жизни. Отсутствие убеждений – настоящая трагедия для героя и его поколения. В «Журнале Печорина» открывается живая, сложная, богатая, аналитическая работа ума. Это доказывает нам не только то, что главный герой – фигура типичная, но и то, что в России существует молодежь, которая трагически одинока. Печорин причисляет себя к жалким потомкам, скитающимся по земле без убеждений. Эта же мысль звучит и в стихотворении Лермонтова «Дума».

Решая нравственную проблему поиска смысла жизни, Печорин так и не смог найти применения своим способностям. «Зачем я жил? Для какой цели я родился. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные», – пишет он. В этой неуверенности и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы. Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой». Таким увидел свое поколение Лермонтов.

Литература для всех

Сайт Чарушиной Ирины Григорьевны

В чем сложность и противоречивость натуры Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.)

Образ Печорина

(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно.

«Герой нашего времени» — произведение, созданное в последекабристскую эпоху. В романе поставлен вопрос о судьбе незаурядной личности в эпоху безвременья, о безысходности положения лучших молодых людей из дворянства. В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Печорин — это сильная, яркая и в то же время противоречивая и трагическая личность.

Богатые силы Печорина не могут найти себе применения. В дневнике герой записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные …Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший свет жизни». Печорин не увидел цели, не нашел себе применения. Старое ему было чуждо, а новое неведомо. Утратив смысл в жизни, герой ожесточился, стал черствым, эгоистичным. Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе, обнаруживая, по определению Лермонтова, “болезнь” поколения его времени.

Своеобразно построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний. Писатель вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам.

Характер Печорина и все его поведение отличается крайней противоречивостью. Это отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Походка «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина “крепкое сложение”, а с другой — “нервическая слабость”. Печорину около 30 лет, а “в его улыбке что-то детское”.

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…». Непонятной для Максима Максимыча остается и история с Бэлой — равнодушие Печорина, казалось, при такой сильной недавней любви. Печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут последовать за этим поступком. Он искренне верит, что влюблен в “деву гор”, что эта любовь станет спасительным мостиком, по которому герой сможет перейти в новую для него, полную смысла, жизнь: «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою…» Но вскоре Григорий Александрович понимает тщетность надежд: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни»,— признается он Максиму Максимычу.

Будучи еще молодым, Печорин остро чувствует свою обреченность, наверно, поэтому бесстрашный Печорин пугается стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боится простуды. Обреченность развилась в Печорине еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была “нервическая слабость”… Жизнь на Кавказе не дала ему душевного удовлетворения, не помогла ему найти смысл жизни. Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он презирает даже самого себя: «Авось, где-нибудь умру на дороге. Что ж, умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уже скучно». (Какой безысходностью веет от этих слов, какой ощущается трагизм от напрасно потраченной жизни.) Он путешествует в надежде хоть как-то скоротать век или найти свой безвременный конец. На вопрос Максима Максимыча: «А когда вернетесь?» — Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! Да и зачем. » Горький итог жизни.

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению «…есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой уж бессердечный эгоист. Он способен на эмоциональные порывы. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… «При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет “из любопытства”, с другой — в нем огромная жажда жизни, деятельности. Но самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки. По словам Белинского, «бешено гоняется он за жизнью», но это все сводится к мелким и ничтожным целям: узнать тайну контрабандистов, заставить княжну Мери и Бэлу полюбить себя, победить Грушницкого. Так, в руках судьбы Печорин превращается в орудие зла: контрабандисты убегают в другое место, оставив на произвол судьбы старуху и бедного слепого мальчика; погибает отец Бэлы и сама Бэла; становится на путь преступления Азамат; убивает неповинных людей Казбич; гибнет Грушницкий; “разбито” сердце княжны Мери; обижен Максим Максимыч. Печорин стремится “любить весь мир” — и приносит людям одно лишь зло и несчастье. Однако это не делает его счастливым, из дневника героя видно, что перед нами человек со страдающей душой.

Печорин самокритичен. Он признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Сам Печорин выносит себе приговор: «Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Я сделался нравственным калекой…». С горьким чувством он расценивает себя, как «нравственного калеку», у которого “высохла, испарилась, умерла” лучшая половина души. Печорин, не жалея себя, вскрывает причины своего эгоизма: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…” Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключена сила личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба — потребность его натуры.

Печорин — человек богато одаренный, яркий. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам, но не находит. И где бы он ни появился, он приносит людям одно горе: Кто же виноват в том, что Печорин превратился в “лишнего человека”? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским обществом, по чьим законам он жил и от которого уйти не смог. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что он ищет, там нет. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Его, подобно лермонтовскому “Парусу”, влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но “чудный мир тревог и битв”, к которому так стремился другой лермонтовский герой Мцыри, не лежит в будничной жизни «водяного общества», куда попадает Печорин, его там нет. (глава «Княжна Мэри»)

Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком “естественным” и “цивилизованным”. Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) — натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на “детей природы”.

Читайте также:  Образ автора в Слове о полку Игореве 9 класс сочинение

Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним “насыщенную гордость”. Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но его дела мелки, а цели случайны и незначительны.

Итак, Григорий Александрович Печорин личность крайне противоречивая. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям, но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Печорин не идет проторенной дорогой светских молодых людей, он служит, но не выслуживается, но, к сожалению, становится закономерным звеном в ряду “лишних людей”. Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.

В чем противоречивость характера Печорина

На основе приведенного фрагмента романа «Герой нашего времени» можно проникнуть в некоторые, но далеко не все тайны и загадки характера Печорин.
Сам же герой осознает свои странности и непохожесть на окружающих. В исповеди Вернеру свое порой довольно странное поведение объясняет тем, что в нем два человека: один будто бы живет, а другой его осуждает и анализирует поступки первого. Герой не может найти свое место в жизни, он лишен цельности и мучается от этой двуликости: с одной стороны, живет эгоистично и своевольно, с другой стороны как бы со стороны всматривается в себя и судит собственные поступки.

Комментарий
Данная работа свидетельствует о глубоком понимании экзаменуемым характера Печорина, об умении точно и доказательно отвечать на поставленный вопрос, о наличии определенной филологической культуры, проявляющейся в интерпретации художественного текста. По критерию 3 ответ также заслуживает высшего балла, хотя работа не лишена речевых недочётов (вместо слова «двуликость» уместно было бы использовать «двойственность»; есть неоправданные повторы слов).
Ответ оценен 6 баллами (соответственно по критериям: 2;2;2).

1.Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений с Верой? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
5. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
6. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
7. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
8. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
9. Своеобразие характера Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
10. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)
2. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
3. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
4. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?

1. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня… про купца Калашникова».)
2. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
3. Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова».

1. За какую правду готовится «постоять до последнева» купец Калашников?
2. Как автор относится к Кирибеевичу? Свой ответ обоснуйте.

И сказал ему Кирибеевич:
“А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться”.
Отвечает Степан Парамонович:
“А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного.
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи.
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, –
Вышел я на страшный бой, на последний бой!”
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.
Вот молча оба расходятся, –
Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил в первой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди –
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, –
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса, из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
“Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!”
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
(М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие. Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался.
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее. Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний. Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Сопоставьте представленный выше фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со строфами из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В чём близки натуры Печорина и Онегина?

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks* и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold**, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны*** и людей
На самом утре наших дней.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.
Всё это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

* beef-steak – бифштекс. (вернуться)
** Child-Harold – герой поэмы Байрона «Странствования Чайльд-Гарольда». (вернуться)
***Фортуна – в древнеримской мифологии богиня счастья, случая, удачи; изображалась с повязкой на глазах; в переносном смысле Фортуна – слепой случай. (вернуться)

1. В чём заключается своеобразие патриотизма М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
2. В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. В чем своеобразие любовной лирики М.Ю.Лермонтова?
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
6. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
7. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
8. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
9. Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Ссылка на основную публикацию