Вишневый сад драма или комедия сочинение

«Вишнёвый сад» – драма, комедия или трагедия?

Споры о жанровой интерпретации пьесы «Вишнёвый сад»

Одной из особенностей драматургии Чехова стала проблематика определения жанровой принадлежности его пьес. Очень часто точка зрения автора в этом вопросе не совпадала с мнением критиков. «Подводные течения», характерные для чеховских пьес придают совершенно оригинальные и глубокие звучания его произведениям. Особенно жаркие споры велись вокруг его последней пьесы, которая была поставлена в 1904 году, и до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: «Вишнёвый сад»- драма, комедия или трагедия?

Чехов еще только приступая к работе над своей последней пьесой, определил ее жанр как комедию, о чем и сообщил в письме своей жене О. Книппер, ставшей первой исполнительницей роли Раневской. Для Чехова было очень важно, чтоб на сцене МХТа, для которого и был написан «Вишнёвый сад», актеры передали комизм всего происходящего. По этому, автор в переписке каждому актеру давал дополнительные характеристики персонажей, чтоб каждый смог полностью воплотиться в своего героя, к сожалению, в большинстве случаев, он просто не был услышан.

Однако уже после первого прочтения новой пьесы Станиславским, между постановщиком и драматургом возникли споры – «Вишнёвый сад» драма или комедия? Постановка пьесы шла под контролем Чехова, в ходе репетиций он менял пьесу, подстраиваясь под актеров театра, и это очень расстраивало автора. И даже несмотря на успех пьесы, Чехов считал, что она полностью провалена, так как постановщики полностью перевернули и изуродовали замысел всего действа, просто потому, что не поняли ее смысла, не разгадали героев.

Одной из главных ошибок первой постановки, стало то, что главными героями стали Раневская и Гаев, хотя Чехов неоднократно говорил, что центральный герой – Лопахин. А на поверхность, все же, были выведены их переживания по поводу потери поместья. Но сам автор, постоянно старался объяснить, что на самом деле их переживания это следствие слабых характеров и безвольности, следовательно, они не заслуживают сочувствия и жалости. Антон Павлович указывал, что в пьесе присутствует слезливость, но настоящих слез на лицах быть не должно.

А некоторые критики, вообще задались вопросом «Вишнёвый сад»- комедия или трагедия? Конечно, в пьесе присутствуют сугубо комические герои, изображенные крайне нелепыми и, даже кажется, что не так уж они и нужны в сюжете. Например, Епиходов настолько неуклюж, что получил прозвище «двадцать два несчастья». Слуги Яша и Дуняша – простые необразованные крестьяне, считающие себя чуть ли не ровней своим господам. Шарлотта Ивановна- гувернантка, да только воспитывать то ей и некого, ведь в пьесе нет ни одного ребенка. Да и чему может научить бывшая циркачка, развлекающая гостей в третьем действие разными фокусами?

Проблема жанровой идентификации пьесы

Так с чем же связана проблема определения жанра пьесы «Вишнёвый сад»? С самого начала своей творческой деятельности Чехову было свойственно изображать окружающую действительность через призму юмора. Не случайно его самые первые рассказы публиковались в юмористических журналах. Используя сатиру и юмор, Антон Павлович старался показать нелепость многих человеческих действий. А «Вишневый сад» стал итоговым произведением всего его творчества, вобрав в себя все раздумья о жизни и еще раз показав всем, что именно Чехов внес огромный вклад в развитие театра. Пожалуй, до сих пор нет единого мнения, к какому жанру относится «Вишневый сад». Например, А.И. Ревякин отнес эту пьесу к трагикомедии, да и то весьма условно, потому, что для нее не хватает трагикомических ситуаций и персонажей. М. Горький назвал последнюю пьесу Чехова «лирической комедией».

Для зрителей «Вишневый сад» всегда представлен в режиссерском прочтении. За более чем вековую историю эта пьеса была представлена на суд зрителя и трагедией, и комедией, и драмой. Эту пьесу с успехом ставят в разных театрах не только России, но и за рубежом. И что весьма примечательно, тема, затронутая в ней, до сих пор актуальна.

Сочинение Вишневый сад – драма или комедия

Уже много лет писатели, театральные критики, поэты не могут прийти к одному и тому же мнению по поводу того к какому типу жанра стоит отнести произведение «Вишневый сад» (Краткое содержание).

Сам же А. П. Чехов определяет свое произведение как комедию. Можно ли подойти к этому вопросу столь категорично? Однозначно нет! Ведь читатель сам определяет для себя к какому типу произведение относить. Мы не можем не согласиться с автором насчет комедии, так как Антон Павлович изображает персонажей именно в комическом варианте. Для подтверждения вспомним разговоры Раневской и Гаева с мебелью, проказы Шарлотты Ивановны, вспомним Дуняшу, Епиходова. А чего только стоит Петр Трофимов? Этот человек считает себя очень умным, он высказывается очень громкими фразами. Сам же автор называет Петю «вечным студентом», здесь явно чувствуется ирония и насмешка автора. Лакей Яша Мечтает только о красивой жизни в Париже. Гаев м Раневская комичны в самом прямом смысле этого слова, ведь они надеются на помощь тетушки из Ярославля, когда есть вполне другой адекватный выход из проблемы. Эта ситуация одновременно трагедия и комедия.

А если рассматривать пьесу как трагедию? Что трагичного можно увидеть? А много чего! Сама ситуация, возникшая в произведении, а именно продажа сада, ведь сад – это память о детстве, семье. Раневская, прощаясь с садом, прощается со своим счастьем, воспоминаниями, светлой юностью. Это трагедия! Трагедия также заключается в том, что Раневская и Гаев не добиваются своего счастья, они не пытаются спасти свое положение от разорения. Герои отходят от решения проблемы, относятся к ней легкомысленно и ветрено. За что сами и поплатились. Об этом и трагедия, о слабости человеческого духа, безысходности! Что же ещё является трагическим? А трагическим является непонимание. Герои не прислушиваются друг к другу. Лопахин пытается помочь, а Раневская никак не может понять здравого рассудка.

Таким образом, назовем произведение трагикомедией. Это произведение – симбиоз трагического и комического, а в какой пропорции решать только читателю.

2 вариант

Произведение «Вишневый сад» вызвало не мало споров о том, к какому жанру оно относится. Сам Чехов отнес его к жанру комедии, а вот Станиславский отнес это произведение к трагедии. Чехов желал, чтобы актеры на сцене предавали некий комизм этому произведению. Однако, когда Станиславский прочел эту пьесу, то между ними возникли некие споры по поводу жанра.

В пьесе присутствуют комические герои, они кажутся какими-то нелепыми. Некоторые герои неуклюжие, другие -обычные крестьяне, слуги, без образования, которые ставят себя на один ранг с господами. Также в произведении присутствует герой Петя, он являлся пустословом, который вечно рассуждал над тем, как нужно жить. А молодая девушка по имени Аня старается прислушиваться к нему, и все это кажется смешным. А также Гаева считают нелепым и смешным персонажем.

Трагедию же пьесе придают такие моменты, когда Любовь Андреевна вспоминает сына, который погиб. Также, если рассматривать ее со стороны драмы, то ее вызывает сама ситуация, это продажа сада. Ведь сад-это все приятные воспоминания из жизни и о семье. Раневская и Гаев не могут добиться своего счастья и не могут исправить свое положение. И они попрощались со своим садом, со своими воспоминаниями, своим счастьем. Герои не пытались даже что-то сделать с этой ситуацией, отнеслись к этой проблеме очень легкомысленно, а потом поплатились за это.

Драмой является то, что люди в данном произведении оказались слабыми духом. Они не понимали друг друга, не хотели прислушаться. Раневская так и не смогла понять, что Лопахин хотел помочь.

Ни один из героев данной пьесы не был по-настоящему счастлив. Их ждут сплошные разочарования. Даже сам Лопахин, у которого много денег и, который купил этот сад, был не счастлив. Все герои кажутся несчастными, но все их беды и несчастья из-за их слабых характеров и из-за нежелания отпустить прошлое и жить настоящим. Они просто не желали прислушиваться к дельным советам, а предпочитали упиваться своим прошлым.

Чехов посчитал всех героев своего произведения пустыми, безнадежными людьми, которые попусту тратят свое время и в принципе профукали всю свою жизнь. Несмотря на то, что самым достойным и здравомыслящим персонажем был Лопахин, который понимал, что не стоит зацикливаться на прошлом, а нужно идти только вперед, Чехов не нашел в данной пьесе ни одного человека, который был способен глубоко мыслить или совершать какие-то большие поступки.

В этом произведении есть и трагические моменты и комические. Поэтому правильнее назвать эту пьесу трагикомедией, несмотря на то, что сам Чехов трактовал ее комедией. Герои этого произведения вызывают в каких-то моментах жалость к себе, а в каких-то хочется посмеяться над ними.

«Вишнёвый сад» – драма, комедия или трагедия?

Антон Павлович Чехов заставляет своих читателей и зрителей включать голову и думать с первого взгляда на обложку книги, на афишу спектакля. Нешуточные дебаты о жанре произведения разгорались и в 1903 году, когда пьеса была написана. Продолжились они и в 1904 году, когда состоялась премьера постановки в Московском художественном театре.

Сам Чехов позиционирует данное произведение как комедию. Он включает таких персонажей как Шарлоту, которая показывает фокусы и смешит всех, Епиходова, вечно попадающего в невероятно занятные истории. Но хоть все пытаются шутить по пьесе, она все равно приобретает оттенок печали и боли.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Толстого Война и мир

Ситуация в которую попадают герои пьесы Раневская, Петя и Аня, Гаев, больше похоже на трагедию. Хозяева разорены, и им приходится продать имение, главным украшением которого является вишневый сад. И хоть вишневый сад и в запустении, за ним некому ухаживать, прощание с родным местом болезненно и каждый теряет частичку себя. Раневская признается «. Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая. ». Так же можно заметить, что персонажи просто прикипели к месту и не хотят с ним расставаться, но уже пора.Купец Лопахин предлагает Раневской вырубить вишневый сад и сдавать землю в аренду. Так можно выплатить долги, но та наотрез отказывается, она против вырубки сада. Ведь сад – это ее молодость. Раневская цепляется за прошлое изо всех сил. Хочет сохранить сад, но ни чего не делает ради его спасения. По итогу поместье продается, они слышат звук топора и каждый прощается с этим местом. И Раневская говорит, что даже испытала от этого облегчение. Ведь теперь не из-за чего переживать. Аня и Петя прощаются с прошлым и надеются на лучшее будущее. Но в воздухе висит неопределенность, туманность будущего.

Весть трагизм в пьесе больше напущен и это из-за такого «двойного» окраса персонажей. Они плачутся, сокрушаются и горюют, но по большому счету им все равно. Они ни чего не делают для исправления ситуации. Раневская лишь тратит деньги. Петя только и занят тем что ведет праздные разговоры о том, что надо работать, а сам же за пять месяцев так и не делает ничего. Чехов показывает нам его вечным студентом. Гаев же услышав звук бильярдных шаров, забывает обо всем.

Но у каждого персонажа пьесы идет своя напряженная внутренняя борьба, которая по значимости важнее всего того, что происходит «за шторами глаз». Именно эта бессловная внутренняя битва заставляет сопереживать героям пьесы.

Судить о жанре “Вишневого сада” — однозначно нельзя ни в коем случае. И несмотря на сомнения, стоит довериться автору. Путь это и комедия, но комедия сквозь слезы и душевную боль. И боль эта у каждого главного героя своя.

Всей пьесой Антон Павлович Чехов приглашает всех нас: и актеров, и режиссеров, и каждого из нас, да и самого себя, на очень важный для каждого разговор: а наполнена ли жизнь моя смыслом? Дела рук моих приносят ли пользу? Не стрекозы ли мы из басни Крылова, одурманенные ароматом цветущей по весне вишни?

Также читают:

Картинка к сочинению Вишневый сад – драма или комедия?

Популярные сегодня темы

Структурная основа произведения строится таким образом, что квинтэссенция главного героя и замысел раскрываются поэтапно. Каждая последующая часть инкорпорирует впечатления предшествующих

Тема поколений и вражды поколений, их буквальной непереносимости друг другом довольно часто становится темой для обсуждения между людьми. Наша планета изобилует большим количеством людей, которые развивали свою социальную

В центре повести – судьба сыновей Тараса Бульбы, Остапа и Андрия. Остап и Андрий все свое детство провели одинаково, росли и резвились в одном доме, и воспитывались тоже одинаково.

В рассказе «Валя» речь идёт о маленьком мальчике, который воспитывается в приёмной семье. Условия воспитания у него были хорошие, у мальчика есть игрушки и книжки, он любит читать. Со сцены читающего мальчика и начинается рассказ.

Очерк «Чудная» был написан писателем в пересыльной тюрьме, а после нелегально отправлен на волю. Однако с публикацией рукописи возникли некоторые сложности – ни одно из известных издательств не хотело браться за это противоречивое творение.

Вишнёвый сад – драма, комедия или трагедия? Сочинение

Много десятилетий театральные критики спорят, к какому жанру можно отнести пьесу «Вишневый сад»: к драме, комедии или трагедии и так и не приходят к единому мнению. Сам, А.П.Чехов, обусловил ее, как комедию, конечно, автору виднее. Не зря он включает в круг действующих лиц: Шарлотту, которая всех смешит и показывает фокусы.

Епиходов, с его «жизненной позицией» – вечно попадать в невероятно занятные истории. Но ни они, и не все остальные, по пьесе, хотя и шутят и смеются, но получается все очень серьезно и вызывает не радость, а печаль и боль. Вся ситуация, в которую попали и Раневская, и Гаев, Лопахин, Петя Трофимов и Аня с Варей, это скорее трагедия. Ситуация, которая сложилась из-за разорения хозяев имения, они вынуждены продать его, а главное вишневый сад – украшение этих мест. Каждый из них от этой продажи теряет частичку своей жизни: детства и юности.

Ведь всем известно, что молодые годы, это время, когда и «цветы цветут ярче и трава зеленее». Юность – это время счастья и удач. А далее идут потери и трагедии. Так и в этой пьесе. Ни один из его героев не счастлив. Всех ждут разочарования. И, даже Лопахин, который богат, покупает сад, не рад этому. Его гнетет и мучает ожидание чего то, что должно прийти на смену «той жизни». Вся эта ситуация, ее решение и судьбы героев в будущем, это уж точно не комедия, не для всех трагедия, но уж, точно для всех – драма.

Вариант №2

Антон Павлович Чехов известен нам, прежде всего, как мастер юмористического рассказа. В жанре комедии ему не было равных. В своих произведениях под маской юмора он высмеивал человеческие пороки.

Изначально пьеса «Вишневый сад» была задумана Чеховым как драма, но впоследствии он отнес ее к комедии. Критики-литературоведы до сих пор ведут спор по поводу принадлежности произведения к какому-либо конкретному жанру. Стоит разобраться в этом вопросе.

Безусловно, в пьесе присутствуют все признаки драматического начала. Социальный конфликт здесь налицо. Родовое имение продают за большие долги. Хозяйка оказалась слишком расточительной. Все банально. Большую часть территории занимает вишневый сад, за которым уже давно никто не ухаживает, да и некому это делать. Хозяйка имения Раневская проживает за границей с младшей дочерью, а в доме остался родной брат с ее приемной дочерью. Купец Лопахин – единственный здравомыслящий персонаж пьесы. Он предлагает Раневской самый оптимальный способ: разделить землю вишневого сада и как можно выгоднее распродать. Но хозяйка слишком уж сентиментальна, живет какими-то глупыми надеждами на безбедное и беззаботное будущее. Она отказывается от такого предложения.

Принадлежность пьесы к жанру трагедии также не стоит исключать. Ведь, несмотря на многие комические образы и нелепые ситуации, на самом деле суть их печальна. Например, Петя Трофимов представляет собой будущее, так как это молодой человек, казалось бы, подающий большие надежды. Но Чехов называет его «вечным студентом». Здесь слышна ирония автора. Антон Павлович не принимал таких пустословов всерьез. Монологи Пети Трофимова полны решительности и преобразований, но это на самом деле только «высокие» слова. Образ Раневской также показан с долей трагизма. Эта вечна хандрящая и ноющая дама вызывает, в конце концов, раздражение, а не сочувствие.

В произведении есть чисто комедийные персонажи. К ним можно отнести слуг Дуняшу и Яшу, гувернантку Шарлотту Ивановну, Епиходова. Они на самом деле глупы, выглядят и поступают нелепо и бездумно. Говоря о принадлежности пьесы к жанру комедии, стоит подтвердить мысль некоторых критиков о том, что это «новая комедия», созданная Чеховым.

Споры о принадлежности произведения к тому или иному жанру продолжаются и по сей день. В итоге нельзя не согласиться с самим автором, который все-таки задумывал пьесу как комедию в новом стиле. Этот «обновленный» жанр не исключал одновременного смешения нескольких начал: комедийного, драматического и трагического.

Вишнёвый сад – драма, комедия или трагедия?

В мире очень много разнообразных профессий, который приносят пользу людям и государству в котором они живут. Нужно помнить, что любой труд и любая профессия в почете, но не стоит забывать и про то, что существуют особые, специфические профессии,

Доброе слово – это самая приятная для человека вещь. Родители еще с самого нашего рождения учили нас быть добрыми и вежливыми. Мы пошли в школу и там тоже большое внимание уделяется доброму слову.

В повести Гоголя «Тарас Бульба», очень большое количество героев, но среди всех, можно отдельно выделить сына Тараса, Остап, это полная копия своего знаменитого отца, так как он с молоком матери усвоил все законы и обычаи этого непростого,

Очень хорошо, что такие дни памяти культуры существуют, они напоминают человеку о простых радостях жизни. Многие ли задавались вопросом, а как часто мы посещаем театры? Эта культура кажется нам уже древней и невостребованной, но это мнение ошибочно.

На протяжении многих лет, философы, режиссеры и просто заинтересованные люди ищут ответ на один непростой вопрос- что такое добро? Но никто и никогда еще не пришел к однозначному выводу.

Во все времена, самой популярной темой в искусстве, является материнство. Очень хорошую и трогательную картину на эту тему написал один из известных художников – Нечитайло Василий Кириллович, полотно называется «Материнство».

««Вишневый сад» — драма или комедия»

Высокая комедия не основана

единственно на смехе. и нередко

близко подходит к трагедии.

Почему А. П. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией? Ответить на этот вопрос очень трудно. В XIX веке происходит некое смешение жанров, их взаимодействие. Появляются такие пьесы, как трагическая комедия, драма-комедия, драма-траги­комедия, лирическая комедия, комическая драма.

Читайте также:  Мое любимое стихотворение Тютчева - сочинение

Трудность заключается в том, что в пьесе «Вишневый сад» есть все: и трагедия, и фарс, и лирическая комедия. Как определить жанр такой сложной пьесы?

А. П. Чехов не был в этом отношении одинок. Как объяснить, почему И. С. Тур­генев называет комедиями такие грустные пьесы, как «Нахлебник», «Месяц в де­ревне»? Почему А. Н. Островский отнес к жанру комедии такие произведения, как «Лес», «Последняя жертва», «Без вины виноватые»?

Наверное, это связано с живыми тогда еще традициями серьезной, высокой коме­дии, как называл ее А. С. Пушкин.

В русской литературе, начиная с А. С. Грибоедова, развивается особая жанро­вая форма, которая так и называется: высокая комедия. В этом жанре общечелове­ческий идеал обычно вступает в конфликт с каким-то комически освещаемым яв­лением. Нечто подобное мы видим и в пьесе Чехова: столкновение высокого идеала, воплощенного в символическом образе вишневого сада, с миром людей, которые не в состоянии его сохранить.

Но «Вишневый сад» — пьеса XX века. Пушкинское понимание высокой коме­дии, которая, по его словам, близко подходит к трагедии, в наши дни может быть передано с помощью другого термина: трагикомедия.

В трагикомедии драматург отражает одни и те же явления жизни и в комичес­ком, и в трагическом освещении. При этом трагическое и комическое, взаимодей­ствуя, усиливают друг друга, и получается органическое единство, которое уже невозможно разделить на составные части.
Итак, «Вишневый сад» — это скорее всего трагикомедия. Вспомним третье дей­ствие: в тот самый день, когда имение продается с торгов, в доме устроен праздник. Вчитаемся в авторскую ремарку. Дирижером бальных танцев оказывается. Симеонов-Пищик. Вряд ли он переоделся во фрак. Значит, как всегда, в поддевке и шаро­варах, толстый, задыхающийся, он выкрикивает необходимые бальные команды, причем делает это на французском языке, которого не знает. И тут же Чехов упоми­нает о Варе, которая «тихо плачет и, танцуя, утирает слезы!» Ситуация трагикоми­ческая: танцуя, плачет. Дело не в одной Варе. Любовь Андреевна, напевая лезгинку, тревожно спрашивает о брате. Аня, которая только что взволнованно передавала матери слух о том, что вишневый сад уже продан, тут же идет танцевать с Трофимо­вым.

Все это нельзя разложить по полочкам: здесь комическое, а там трагическое. Так возникает новый жанр, позволяющий одновременно передать и жалость по отноше­нию к персонажам пьесы, и гнев, и сочувствие к ним, и их осуждение — все то, что вытекало из идейно-художественного замысла автора.

Интересно суждение Чехова: «Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюже­тов, в ней все перемешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагичес­кое со смешным». Очевидно, у Чехова были причины не делать резкого различия между смешным и драматическим.

Он не признавал деления жанров на высокие и низкие, серьезные и смешные. Нет этого в жизни, не должно быть и в искусстве. В мемуарных воспо­минаниях Т. Л. Щепкиной-Куперник есть такой разговор с Чеховым: «— Вот бы написать такой водевиль: пережидают двое дождь в пустой риге, шутят, смеются, в любви объясняются — потом дождь проходит, солнце — и вдруг он умирает от разрыва сердца!

— Бог с Вами! — изумилась я. — Какой же это будет водевиль?

— А зато жизненно. Разве так не бывает? Вот шутим, смеемся — и вдруг — хлоп! Конец!»

Я думаю, жанр трагикомедии, полно отображает многообразие жизни, смеше­ние в ней радостного и скорбного, фарсового и горестного.

Может быть, в будущем этому жанру дадут другое название. Суть не в этом. Была бы пьеса хороша!

Вишневый сад драма или комедия сочинение

Своей последней пьесе Чехов дал подзаголовок “комедия”. Но в первой постановке Московского художественного театра еще при жизни автора пьеса предстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь в виду, что драма &#151 это литературное произведение, рассчитанное на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное бытование, выявит все заложенные в ней смыслы, в том числе получит и жанровую определенность, поэтому последнее слово в ответе на поставленный вопрос будет принадлежать театру, режиссерам и актерам. В то же время известно, что новаторские принципы Чехова-драматурга воспринимались и усваивались театрами с трудом, не сразу. Хотя мхатовская, освященная авторитетом Станиславского и Немировича-Данченко традиционная интерпретация “Вишневого сада” как драматической элегии закрепилась в практике отечественных театров, Чехов успел высказать “своему” театру недовольство, неудовлетворенность их трактовкой его лебединой песни.

“Вишневый сад” рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с их родовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась в русской литературе второй половины XIX века и до Чехова и трагедийно-драматически и комически. В чем особенности чеховского решения этой проблемы?

Во многом оно определяется отношением Чехова к уходящему в социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу, которое он выразил в образах соответственно Раневской и Лопахина. В обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность носителей отечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова прежде всего очаг культуры. Конечно, это еще и музей крепостного права, и об этом говорится в пьесе, но Чехов видит в дворянской усадьбе все-таки в первую очередь культурное гнездо. Раневская &#151 его хозяйка и душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие и пороки (многие театры представляют, что она стала в Париже наркоманкой), к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, в него потянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние обитатели.

Лопахин под стать ей. Он чувствителен к поэзии в широком смысле этого слова, у него, как говорит Петя Трофимов, “тонкие, нежные пальцы, как у артиста. тонкая нежная душа”. И в Раневской он чувствует такую же, родственную душу. Пошлость жизни наступает на него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает кичиться своим демократическим происхождением и бравировать некультурностью (а это считалось престижным в тогдашних “передовых кругах”), но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, снова выявить в себе художественно-поэтическое начало. Такое изображение капитализма опиралось на реальные факты. Ведь многие русские купцы и капиталисты, разбогатевшие к концу века, проявили интерес и заботу о культуре. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братья Третьяковы основали картинную галерею в Москве, купеческий сын Алексеев, взявший сценический псевдоним Станиславский, принес в Художественный театр не только творческие идеи, но и отцовское богатство, и весьма немалое. Лопахин &#151 капиталист иного пошиба. Поэтому и не удалась его женитьба на Варе, они не пара друг другу: тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-обыденная, целиком ушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской.

И вот наступает очередной социально-исторический перелом русской жизни. Дворяне выбрасываются из жизни, их место занимает буржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надо спасать себя и сад. Как? Социально переродиться, тоже стать буржуа, что и предлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значит изменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным ценностям. И поэтому они молчаливо отвергают предложение Лопахина и бесстрашно идут навстречу своему социальному и жизненному краху. В этом отношении глубокий смысл несет в себе фигура второстепенного персонажа &#151 Шарлотты Ивановны. В начале 2 акта она говорит о себе: “У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет. откуда я и кто я &#151 не знаю. Кто мои родители, может, они не венчались. не знаю. Так хочется поговорить, а с кем. Никого у меня нет. Все одна, одна, никого у меня нет и. и кто я, зачем я, неизвестно”. Шарлотта олицетворяет будущее Раневской &#151 все это скоро ждет хозяйку имения. Но и Раневская, и Шарлотта по-разному, конечно, проявляют удивительное мужество и даже поддерживают бодрость духа в других, потому что для всех персонажей пьесы с гибелью вишневого сада кончится одна жизнь, а будет ли другая &#151 весьма гадательно.

Бывшие хозяева и их окружение (т.е. Раневская, Варя, Гаев, Пищик, Шарлотта, Дуняша, Фирс) ведут себя смешно, а в свете надвигающегося на них социального небытия глупо, неразумно. Они делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и не изменится. Это обман, само- и взаимообман. Но этим они единственно могут противостоять неизбежности неотвратимого рока. Лопахин скорее искренне горюет, он не видит в Раневской и даже в третирующем его Гаеве классовых врагов, для него это дорогие, милые ему люди.

Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку доминируют в пьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борьба этих двух подходов в душе Лопахина, что видно из его заключительного монолога 3 акта.

А как ведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу ее малолетства самое неопределенное и в то же время радужное представление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от болтовни Пети Трофимова. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считается молодым и, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначе объяснить его инфантильность и &#151 самое удивительное &#151 общее признание, которым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, но справедливо выбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивым призывам верит только Аня, но ее, повторим, извиняет ее молодость. Гораздо больше того, что он говорит, Петю характеризуют его калоши, “грязные, старые”. Но нас, знающих о кровавых социальных катаклизмах, сотрясавших Россию в XX веке и начавшихся буквально сразу после того, как отгремели аплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, слова Пети, его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадить другой сад &#151 нас все это должно привести к более серьезным выводам о сущности образа Пети. Чехов всегда был равнодушен к политике, как революционное движение, так и борьба с ним прошли мимо него. Но вот в спектакле А.Трушкина Петя появляется в ночной сцене 2 акта в студенческой фуражке и тужурке и. с револьвером, чуть ли не обвешанный гранатами и пулеметными лентами. Размахивая всем этим арсеналом, он выкрикивает слова о новой жизни так, как выступали комиссары на митингах пятнадцатью годами позже. И при этом он очень напоминает другого Петю, точнее, Петрушу, как называют Петра Степановича Верховенского в романе Достоевского “Бесы” (видимо, недаром фамилия чеховского Пети образована из отчества отца Петруши &#151 либерала 40-х годов Степана Трофимовича Верховенского). Петруша Верховенский &#151 первый в русской и мировой литературе образ революционера-террориста. Сближенье обоих Петь небезосновательно. Историк нашел бы в речах чеховского Пети и эсеровские мотивы, и социал-демократические нотки. Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажи посмеиваются, иронизируют: слишком большой недотепа этот Петя, чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец, желающий устроить на этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенных на просторах его и нашей многострадальной родины продолжателями дела Пети Трофимова (или Верховенского?) на многочисленных островах архипелага ГУЛАГ. К счастью, “жить в эту пору прекрасную” не пришлось и большинству персонажей “Вишневого сада”.

Читайте также:  Сочинение по повести А зори здесь тихие... (рассуждение)

Как уже говорилось, для Чехова характерна объективная манера повествования, в прозе его голос не слышен. В драме услышать собственно авторский голос вообще невозможно. И все-таки &#151 комедия, драма или трагедия “Вишневый сад”? Зная, как Чехов не любил определенность и, следовательно, неполноту охвата жизненного явления со всеми его сложностями, следует осторожно ответить: всего понемногу. Последнее слово и в этом вопросе все-таки скажет театр.

Драма крушения человеческой личности в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”

Школьное сочинение

В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.

Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.

В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу “среда заела”. Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе “Ионыч” как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.

Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — “обретение”: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.

В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: “. Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”. В это время герой знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.

На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.

На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а “выезжает” уже “не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.

Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.

Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.

Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: “Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!”

Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание “дьячковского сына” обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.

Рассказ “Ионыч” — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было “светлый огонек” и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как “среда заела человека”, но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.

В рассказе “Ионыч” звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!

Ссылка на основную публикацию