Жанр поэмы Медный всадник Пушкина, особенности и своеобразие стиля

Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

  • раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”;
  • проследить развитие образа Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина;
  • развивать умение работать с информацией, обобщать ее и систематизировать;
  • развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение, умение анализировать поэтический текст.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

“Медный всадник” (1833) – лиро-эпическая поэма, однако А.С. Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал ее “Петербургская повесть”. Можно предположить, что подзаголовок “Медного всадника” является не определением жанра, а указанием на “истинность происшествия”. Именно в таком значении употреблял термин “atale” (повесть) Дж.Байрон в отношении своих поэм. Определение “петербургская” должно было подчеркнуть местный колорит сюжета. В соответствии с подзаголовком торжественное вступление поэмы заканчивается так:

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну сейчас повествованье.

2. Идея поэмы.

Эпическая часть поэмы поднимает серьезные социально-философские проблемы. В ней автор рассказывает о “маленьком человеке”, мелком чиновнике Евгении, описывает его мечты, заботы и его жизненную трагедию. Именно поэтому данное произведение является социально значимым: поэт поднимает в нем важную проблему отношения общества к “маленькому человеку”.

СоциальнаяФилософская идея поэмыЗаключается в том, что “маленький человек” беззащитен перед людьми, государства перед властью, перед природой;

государству до него самого и его проблем нет дела. “Строитель чудотворный” не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его деяния немногого стоят в глазах “маленького человека”, который грозит Медному всаднику будущими карами: “Ужо тебе. ”.Решается общая проблема взаимоотношения и отдельной личности.

3. Главные герои поэмы “Медный всадник”.

Главные герои

ЕвгенийПетр Первый
Медный всадник символ самодержавного государства“маленький человек” символ личности

У А.С. Пушкина образ Евгения становится символом личности, а идея самодержавной государственной власти воплощена в образе второго главного героя поэмы – Петра Великого, представленного в виде знаменитого памятника – Медного всадника. Только в прологе поэмы появляется царь: Петр показан как выдающийся государственный муж, думающий о пользе и процветании своей державы:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе.

А в первой и второй частях поэмы великий реформатор изображается в виде Медного всадника, то есть уже как символ самодержавного государства.

Сочувствие Евгению А.С. Пушкин подчеркивает многозначным словом “бедный” (в словаре отмечены следующие значения: небогатый, несчастный, простой, смиренный); сложное отношение к Петру – многозначным словом “кумир” (статуя языческого божества-идола; предмет обожания, восторженного поклонения).

4. Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина.

До поэмы “Медный всадник” Пушкин несколько раз обращался к образу царя-реформатора: в поэме “Полтава” (1829), в неоконченном романе “Арап Петра Великого” (1830), в материалах к “Истории Петра Великого”. На протяжении всего творчества поэт по-разному оценивал деятельность Петра.

Название произведенияОбраз Петра Первого
Поэма “Полтава”Петр представляется Пушкину исторической личностью. “Гений Петра вырывался за пределы своего века”, – писал Пушкин в “Заметках по русской истории 18 века” (1822). Этот взгляд на царя нашел отражение в поэме “Полтава”, где Петр изображен как романтический герой:

Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.

Петр изображен как деятельный государь, “свыше вдохновленный”, который знает, что нужно для его державы.

Поэма заканчивается строками, где поэт признает чрезвычайные заслуги Петра перед Россией и в военной, и в политической, и в административной, и в культурной областях. Современная Россия, по мнению Пушкина, является прежде всего творением Петра Великого:

В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

Неоконченный роман “Арап Петра Великого”Петр Первый изображается уже более реалистично, чем в “Полтаве”. С одной стороны, царь представлен как мудрый государственный деятель, пребывающий в постоянных трудах и заботах о своей державе. С другой стороны, в Петре Пушкин видит не только государственную мудрость и человечность, но и самодержавное своеволие, когда тот не желает поинтересоваться чувствами невесты, и, помогая Ибрагиму, царь разбивает жизнь Наташи.Стихотворение “Стансы” (1826)Пушкин признает выдающиеся заслуги Петра и удивляется его энергии, работоспособности, широте его души. Стихотворение написано как своеобразное наставление новому царю Николаю Первому, которого поэт призывает во всем быть похожим на великого пращура, отмечая созидательную деятельность Петра, его патриотизм:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

Стихотворение “Пир Петра Первого” (1835)В данном стихотворении поэт подчеркивает великодушие и мудрость царя, который умел не только давать отпор врагам, но и множить число своих сторонников и друзей. Пир в “Питербурге-городке” царь устроил не потому, что отмечает военную победу, не потому, что празднует рождение наследника, не потому, что радуется новому кораблю:

Нет! Он с подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.

Материалы к “Истории Петра Великого”Здесь А.С. Пушкин бегло касается реформ царя, которые есть “плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости”, зато подробно приводит те указы, которые свидетельствуют о “своевольстве и варварстве”, “несправедливости и жестокости”.Поэма “Медный всадник”В данной поэме черты мощи и самовластия в образе Петра доведены до предела. Во вступлении царь изображается как дальновидный государственный деятель: Пушкин приводит рассуждения Петра, зачем должна быть построена новая столица. Это и военные цели (“Отсель грозить мы будем шведу”), и государственные политические соображения (“В Европу прорубить окно”), и торговые интересы (“Все флаги в гости будут к нам”). При этом Петр вроде бы и не обращает внимание на то, что по реке плывет в челне рыбак, что “здесь и там” чернеют бедные избы; для него берега Невы все равно пустынны, он увлечен мечтой и не видит “маленьких людей”.

Уже в первой части поэмы Петр превращается в “горделивого истукана”. Медный всадник изображен как существо высшее, он на своем бронзовом коне возвышается над стихиями, и волны, которые встают вокруг памятника, как горы, ничего не могут с ним сделать

Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Во второй части, описывающей бунт человека, Медный всадник назван властелином Судьбы, который своей роковой волей направляет жизнь целого народа. Из-за великодержавных планов царя рухнуло счастье и жизнь Евгения. Поэтому безумный Евгений упрекает Медного всадника и даже грозит ему кулаком: в душе безумца рождается протест против насилия чужой воли над его судьбой.

Петр в поэме становится символом бездушного Российского государства, попирающего права “маленького человека”.

Вывод: в “Медном всаднике” представлен финал эволюции образа Петра Первого в пушкинском творчестве: человеческие черты в Петре вообще отсутствуют, автор называет его “кумир на бронзовом коне” – ни разъяренная стихия, ни людские беды не касаются его. Император предстает символом русского государства, чуждого интересам простых людей.

Поскольку поэма является наиболее поздним крупным произведением о Петре, можно сделать вывод, что Пушкин пришел к многостороннему взгляду на личность Петра, в котором соединяются и уважение, и резко критическое отношение.

5. Жанровое своеобразие поэмы А.С. Пушкина.

Черты классической героической поэмыПоэма “Медный всадник”
1. Торжественное вступление, похвалы главному герою.1. Торжественное вступление – похвалы Петру и его творению – Петербургу.
2. Значимое событие в истории нации.2. Частный случай – наводнение в Петербурге.
3. Образцовый герой.3. Ничтожный чиновник, “маленький человек”.
4. Явственный нравственный урок.4. Отсутствие морали.
5. Однородные “звучные стихи”.5. Смешение оды и идиллии.

Вывод: Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового (реалистического) типа, отличную от классицистической героической поэмы.

6. Итоги урока.

Явная сниженность главного события и главного героя не мешает автору выразить в поэме глубокие социальные и философские идеи. Пушкин дал свое понимание современного российского государственного устройства, роли государства в человеческой жизни вообще. Вывод поэта неутешителен: государство противопоставлено личности. Медный всадник равнодушно отвернулся от забот маленького, но живого человека:

И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Поэму пронизывает сочувствие “маленькому человеку”. Автор рисует Евгения и Парашу как простых, но чувствительных людей, ни в чем не повинных и не способных пережить разлуку. Их идиллическое описание контрастирует с трагической реальностью, в которой “маленький человек” обречен на гибель. В таком взгляде на героев проявился гуманизм поэта.

7. Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопрос: “Как вы думаете, бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего кумиру на бронзовом коне (“Ужо тебе. ”) может привести к каким-либо положительным для героя изменениям или это бунт бессмысленный и наказуемый?” Свой ответ аргументируйте.

Анализ «Медный всадник» Пушкин

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединила в себе как историческую, так и социальную проблематику. Это размышление автора о Петре Великом как о реформаторе, собрание различных мнений и оценок о его действиях. Это поэма – одно из его совершенных сочинений, имеющих философский смысл. Предлагаем для ознакомления краткий анализ поэмы, материал может быть использован для работы на уроках литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медный всадник.

Год написания – 1833 г.

История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъем. В то «золотое» время автором было создано множество гениальных произведений, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция – Композиция состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идет речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года, и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр – Жанр «Медного всадника» – поэма.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, об его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей – одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада, и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации, стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский расцвет творчества, год написания поэмы – 1833.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».

По – разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своем вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Петр смотрел далеко вперед, он думал о будущем России, о ее мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведенному им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя все жанровое своеобразие, подчеркивая отношением автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идет повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идет обычным языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Медного всадника».

Произведение «Медный всадник» относится к жанру стихотворной поэмы с реалистическим направлением.

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

Сочинение Жанр поэмы Медный всадник Пушкина

“Медный всадник” – произведение А.С Пушкина, написанное в 1833 году. Произведение несёт в себе большой философский смысл, социальный и исторический подтекст. Поэма подвергалась нападкам со стороны властей, и не была допущена к печати. Лишь после трагической гибели великого поэта, с некоторыми изменениями, введёнными близким ему Жуковским, “Медный всадник” появился в журнале “Современник”.

Общепринято, что это произведение Пушкина является лиро-эпической поэмой. Но сам поэт, отлично разбирающийся в литературных жанрах, назвал её “Петербургская повесть”. Можно сделать предположение, что с помощью такого подзаголовка произведения “Медный всадник”, Пушкин не указывает на жанр, но показывает на то, что данное нам происшествие действительно реально.

Исследователи сходятся во мнении, что произведение представляет собой комбинацию нескольких жанров. И ведь действительно, “Медный всадник” предстает перед читателем то, как героическая поэма о великом и могучем царе-преобразователе, то как рассказ с чертами реализма, о проблемах и неудачах, которыми обременен “маленький человек”, нищий чиновник. Всё житьё-бытьё этого типичного, среднестатистического чинуши описано в поэме. Таким образом, наблюдается синтез героической поэмы с реалистичным рассказом.

Исследователем-пушкинистом Д. Благим поэма была охарактеризована как парадокс в отношении жанровой принадлежности, он писал о произведении как о лирико-драматической повести в стихах с эпопеей, быте совместном с историей, величественном и ужасающим с обыденным.

Это рассказ являет нам особенность пушкинского стиля, художественное своеобразие, его произведению нет равных, оно единственное в своем роде. Кто еще как он мог соединить в одном произведении прозу, поэзию, новеллу и оду, которые вместе будут составлять одно неразъединимое целое? Стиль поэмы “Медный всадник” поистине многогранен, он написан в высоком торжественном стиле, так же и в прозаически-разговорном. Читая “Медный всадник” мы видим, что у Пушкина очень хорошо получилось соединить вместе различные жанры, которые в гармонии ужились в одном произведении.

Вариант 2

В 1824 году в Санкт-Петербурге случилось самое разрушительное по своей силе наводнение, которое принесло разорение и горе великому и прекрасному городу: разрушило здания, стерло дома, унесло много жизней. Этому историческому событию Александр Сергеевич Пушкин посвятил свое произведение: “Медный всадник”; которое увидело свет лишь после смерти великого поэта. Автор рассказал читателю о судьбе обычного жителя города, “мелкого чиновника”, который во время стихийного бедствия потерял свою невесту и сошел с ума. Однажды он забрел на то место, где стоит памятник Петра 1, изображенного на коне, и гневно обвинил его в своей беде. Внезапно всадник ожил и стал преследовать Евгения (так звали главного героя). Вскоре, его нашли мертвым возле разрушенного дома, где погибла под водой возлюбленная.

Раскрывая тему “маленького человека”, его мечты, заботы и проблемы, до которых нет никакого дела государству и правителю, поскольку “великие думы” Петра не были обращены на простого человека, Пушкин использует все богатство русского языка и стилистическое разнообразие. Знакомя с Евгением, он использует простой, лирический стиль. Великого царя Петра 1 и его деяния восхваляет торжественной одой. Такой контраст стилей изложения делает произведение ярким, новаторским и звучит гармонично, целостно, продолжая основную социально-философскую тему.

Прекрасный город Петербург был построен по приказу царя, чтобы “В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море.”. Писатель воспевает “вторую столицу”, реку Неву, расположенную возле него, белые ночи. Однако Петербург построили несмотря на опасную близость финского залива и реки, что и привело к ужасной гибели многих людей во время наводнения. Именно поэтому, главный герой обрушивает свой гнев на памятник “чудотворного строителя”. Связь истории и вымысла, общего и частного в произведении придает ему художественное своеобразие, где существует одновременно “ода” и “новелла”, “поэзия” и “проза”.

По этой причине многие исследователи писали о смешении нескольких жанров в “Медном всаднике”. Однако, сам Пушкин, назвал свое творение “Петербургской повестью”, имея в виду то, что в основе заложено подлинное историческое событие. И все же, это великое произведение по сути своей относится к стихотворной поэме, но с реалистическим направлением, во главе которой рассказана трагическая судьба ничем не примечательного обычного человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Жанр произведения Медный всадник

Популярные сегодня темы

Для меня самый смешной эпизод в этом произведении – это просто разговор Добчинского и Анны Андреевны. Конечно, в «Ревизоре» полно комичного, там часто персонажи говорят о разном и не совсем понимают друг друга

Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами

Что такое красота души человека? Прочитав вопрос, наверное каждый задумается над этим. Ведь красота, это то, что мы видим, что нам нравится. А душу мы увидеть не можем.

На протяжении всего существования человечества всегда имел место быть такой фактор, как жестокость. Эта тема была раскрыта во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы. Один из ярких примеров

План был простой. Небо без луны и звёзд будет чёрным и ничто оттуда не будет освещать землю. Так и получилось.

Своеобразие жанра поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Подзаголовок «Медного всадника» — «Петербургская повесть» — прост и в простоте своей обманчив. В первой половине XIX века стихотворными повестями называли «байронические поэмы» или пародии на них. (Вспомним «Шильонского узника» В. А. Жуковского или «Кавказского пленника» того же А. С. Пушкина). «Пространственная привязка» означала не более чем «прописку» героев и событий по месту действия, Пушкина же сочинение во многом строится вопреки «байронической поэме», а атмосфера жизни северной столицы играет в нём не просто фоново, но глубоко смысловую роль. Попытка возвести жанровую родословную «Медного всадника» к какому-либо поэтическому виду, уже разработанному к тому времени русской литературой, вряд ли увенчается успехом. Скорее этому произведению придется искать аналогичное в прозе. Именно у неё Пушкин заимствовал разработанный до мелочей канон повести.

Судя по первой черновой рукописи «Медного всадника», пушкинское стремление как бы отдалиться от традиций и классицисткой и «байронической» поэм неслучайно. Автор внутренне сопротивлялся их тяге к героизации, к интонации воспевания кого бы то ни было:

Мне скажут может быть опять,

Зачем ничтожного Героя

Взялся я снова воспевать.

В центре внимания автора стоит «маленький человек» с его «маленькими» мечтами, заботами и проблемами. Пушкин намеренно подчёркивает его непримечательность; в не вошедших в конечный вариант произведения строках автор писал:

Как все, о деньгах думал много.

Как все, сгрустнув, курил табак,

Как все, носил мундирный фрак.

Евгений ничем не отличается от остальных жителей Петербурга, он не строит грандиозных планов, не совершает героических подвигов, он живёт обычной жизнью, тихо мечтая о семейном счастье:

Приют смиренный и простой

И в нём Парашу успокоит.

Наряду с героем меняется и образ автора: перед нами уже не всеведущий певец свершающихся событий, а доверительный повествователь, неторопливый собеседник, далёкий от обладания конечными истинами мира и потому не декларирующий их, а различающий вместе с читателями. Меняется и угол зрения на жизнь. Вместо просторного, лишенного незначительных деталей художественного пространства перед нами достоверная, до мельчайших подробностей воссоздаваемая картина совершенного бытия.

Всё это образует структурные границы стихотворной повести. Конечно, в «Медном всаднике» присутствуют и элементы исторической поэмы: Пушкин описывает реальное наводнение, произошедшее в 1803 году, в одном из эпизодов появляется «покойный царь», неназванный Александр I. Документальность отмечена в авторском «предисловии» и в «примечаниях». Но наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт, он взглянул на него как на своеобразный «документ» петровской эпохи. К тому же сам Петр I не появляется в поэме как исторический персонале (он «кумир на бронзовом коне» — изваяние, обожествленная статуя). Пушкин ничего не говорит и о времени его царствования. Автора более интересуют итоги деяний Петра, их роль в судьбе «маленьких людей».

В результате повествовательное начало в «Медном всаднике» оказывается гораздо активнее лирического поэмного. Вход в его мир автор открывает не торжественным вступлением, а небольшим суховатым предисловием со ссылкой на газетно-журнальные источники: происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В, Н. Верхом. Если последовать этому совету Пушкина, можно удостовериться в том, что известия эти первоначально печатались в «Северной пчеле» и принадлежали перу Фаддея Булгарина, что придаёт пушкинскому предуведомлению второй, неявно-полемический смысл, возможный только потому, что не подвиги героев, не мощное дыхание эпоса и свобода лирической стихии, а бедная, рядовая, «нормальная» жизнь, оторванная от величия истории и вместе с тем вопреки собственной воле оказавшаяся полем приложения грандиозных исторических, всечеловеческих сил, находится в центре внимания автора «Медного всадника».

Пушкинское жанровое определение как бы предупреждало, что читателю предстоит погрузиться в мир бытовых отношений «обыкновенного героя», но в недрах чиновничьего быта таится зародыш петербургского мифа, и обыденность чревата философскими обобщениями. Д. Д. Благой считает, что в «контрасте двух Петербургов» выражается глубокое осмысление Пушкиным «сложной исторической диалектики петровских преобразований». Действительно, то, что в «Медном всаднике» образ автора и образ Евгения разведены композиционно, не отождествлены (как в традиционных поэмах), даёт возможность выявить позицию автора, отношение Пушкина к неоднозначным социально-историческим характерам.

«Медный всадник» концентрировал раздумья А. С. Пушкина над итогами петровских государственных преобразований, над их историческими следствиями. Писатель пришёл к выводу, что исторически необходимое для России упрочение российской государственности не принесло счастья простым людям и потому вызвало социальные потрясения.

Анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»

Автор: Guru · Опубликовано 16.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина – одно из самых совершенных творений поэта. По своему слогу она напоминает «Евгения Онегина», а по содержанию приближена одновременно к истории и мифологии. Данное произведение отражает размышления А.С. Пушкина о Петре Первом и вобрало в себя различные мнения о реформаторе.

История создания

Поэма стала завершающим произведением из написанных в период Болдинской осени. В конце 1833 года «Медный всадник» был дописан.

Во времена Пушкина существовало два типа людей – одни боготворили Петра Первого, другие же приписывали ему родство с сатаной. На этой почве рождались мифы: в первом случае — реформатора называли Отцом отечества, рассказывали о небывалом уме, создании города-рая (Петербург), во втором – пророчили крушение города на Неве, обвиняли Петра Великого в связях с темными силами, называли антихристом.

Автор собрал различные видения личности правителя-реформатора, чтобы наиболее полно оценить Петровское время.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.

Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.

Характеристика главных героев

Тематика

Столкновение власти и обычного человека — главная тема поэмы «Медный всадник». В этом произведении А.С. Пушкин размышляет над ролью личности в судьбе целого государства.

Медный всадник олицетворяет Петра Первого, чье правление было приближено к деспотизму и тирании. Его рукой были введены реформы, полностью меняющие ход обычный русской жизни. Но когда рубят лес, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой вот лесоруб не считается с его интересами? Поэма отвечает – нет. Столкновение интересов власти и людей в таком случае неизбежно, конечно, последние остаются в проигрыше. А.С. Пушкин размышляет о строении государства в петровские времена и о судьбе отдельного взятого героя в нем – Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, а стоит ли ее величие таких жертв – вопрос открытый.

Также творец обращается к теме трагической потери близкого человека. Евгений не выдерживает одиночества и горя утраты и не находит, за что же зацепиться в жизни, если нет любви.

Проблематика

  • В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин поднимает проблему личности и государства. Выходцем из народа является Евгений. Он самый обыкновенный мелкий чиновник, живет впроголодь. Душа его полна высоких чувств к Параше, о женитьбе с которой он грезит. Лицом государства становится монумент Медного всадника. В забвении разума молодой человек набредает на дом, в котором жил до гибели возлюбленной и до своего сумасшествия. Взгляд его натыкается на памятник, а больной ум оживляет статую. Вот оно, неизбежное столкновение личности и государства. Но всадник озлобленно гонится за Евгением, преследует. Как посмел герой роптать на императора?! Реформатор думал более масштабно, рассматривая планы на будущее в полнометражном измерении, как с высоты птичьего полета он смотрел на свои творения, не вглядываясь в людей, которых захлестывали его нововведения. Народ подчас страдал от решений Петра, так же, как сейчас подчас страдает от правящей руки. Монарх воздвиг прекрасный город, который во время наводнения 1824 года стал кладбищем для многих жителей. Но он не считается с мнением обыкновенных людей, создается ощущение, что своими мыслями он ушел далеко вперед своего времени, и даже через сто лет не все смогли постичь его замысел. Таким образом, личность никак не защищена от произвола вышестоящих особ, ее права грубо и безнаказанно попираются.
  • Проблема одиночества тоже беспокоила автора. Герой не вынес и дня жизни без второй половины. Пушкин размышляет, как же мы все-таки уязвимы и ранимы, как разум не крепок и подвержен страданию.
  • Проблема равнодушия. Горожанам никто не помог эвакуироваться, последствий бури тоже никто не исправлял, а компенсации семьям погибших и социальная поддержка пострадавших и не снились чиновникам. Государственный аппарат проявил удивительное безразличие к судьбам подданных.

Государство в образе Медного всадника

Впервые с образом Петра Первого мы сталкиваемся в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.

Реформы императора были губительны для обычного народа, поскольку ориентировались только на знать. Да и ей пришлось несладко: вспомним, как Петр насильно стриг бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стал обыкновенный рабочий люд: именно он сотнями жизней выстилал дорогу северной столице. Город на костях – вот оно – олицетворение государственной машины. В нововведениях было комфортно жить самому Петру и его приближенным, потому что видели они только одну сторону новых дел – прогрессивную и приносящую пользу, а то, что губительное действие и «побочные эффекты» данных изменений ложились на плечи «маленьких» людей никого не волновало. На утопающий в Неве Питер элита смотрела с «высоких балконов» и не чувствовала на себе все горести водного основания города. Петр отлично отражает в себе безапелляционную абсолютистскую государственную систему – реформам быть, а народ «как-нибудь проживет».

Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

Образ Петра Первого до сих пор вызывает противоречивые эмоции у современников. Нельзя не признавать его заслуг перед Россией, ума и силы, но и закрывать глаза на страдания народа, на плечи которого ложились вся последствия реформ — так же невозможно. Как относиться к нему, решайте сами, а А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» показал разностороннюю и многогранную личность императора, которая описана также в сочинении «Образ Медного всадника».

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценить с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному. Итак, первый смысл – противостояние язычества и христианства. Петру часто присуждали звание антихриста, а Евгений выступает против подобных дум. Еще одна мысль: герой – обыватель, а реформатор – гений, они живут в разных мирах и не понимают друг друга. Автор, тем не менее, признает, что для гармоничного существования цивилизации нужны оба типа. Третий смысл – в лице главного героя олицетворялся мятеж против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, ведь принадлежал к декабристам. Ту же беспомощность восстания он аллегорически пересказал в поэме. И еще одна трактовка идеи – жалкая и обреченная на неудачу попытка «маленького» человека изменить и повернуть в другую сторону ход государственной машины.

Маленький человек

Образ маленького человека в поэме представлен в лице Евгения. А.С. Пушкин даже не дает фамилию своему герою. Мечты и стремления его заключены вокруг семьи и семейного счастья, он не стремится что-либо изменить в своем бедном положении, не тоскует о прошлом и ничем не отличается от обычных мелких чиновников Петербурга. Злобный шепот на Петра заключен только в рамках собственных душевных терзаний, не является конструктивной и глубокой критикой. Он считает реформатора виновником смерти Параши, не более. Больное мышление оживляет самодержавца, герой в ужасе убегает от всадника. Подробнее мы написали об этом в сочинении об образе маленького человека в поэме «Медный всадник».

Реферат: «А. С. Пушкин. «Медный всадник»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЧИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Особенности стихового строя поэмы».

Выполнила ученица 10 класса

Проверил учитель Балакина Нина Константиновна.

I. Вступление. Выход поэмы в свет______________________________________3

II. Основная часть. Особенности стихового строя поэмы.

§1. Жанр произведения._____________________________________________4

§2. Особенности композиции_________________________________________4

§3. Классический стиль вступления.___________________________________5

§4. Отличительная особенность стиха._________________________________5

§5. Первая часть произведения._______________________________________6

§6. Лексический запас поэмы.________________________________________9

III. Великая загадка и великая драма истории______________________________10

IV. Список используемой литературы.____________________________________11

Все созданное А.С.Пушкиным во вторую болдинскую осень свидетельствует о страстной, вдохновенной напряженности его труда, о неиссякаемом богатстве его творческих сил, о более широком и мощном размахе его гениальной, всеобъемлющей мысли. В своих произведениях поэт откликается на самые глубокие и важные вопросы его современности. Одним из таких произведений является поэма «Медный всадник». Она была написана в октябре 1833 года в Болдино. Когда Александр Сергеевич писал эту поэму, он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы, известным драматургом, опытным историком. Это было время, когда обострялся взгляд человека и поэта на город. Никто, как Пушкин, не смог добавить романтики этому городу, образу Невы, как одушевленному, живому существу. В декабре 1833 года «Медный всадник» был передан на цензуру Николаю I. Царь вернул поэму с 9 пометами (он вычеркнул все определения вроде «кумир», «истукан» в отношении памятника Петру), однако поэма была не запрещена, но и не разрешена. Пушкин делать исправления не хотел, но печатать без разрешения тоже не рисковал. Вот почему до конца 1833 г. «петербургская повесть» никому из друзей Пушкина не была известна. Не желая править свою поэму, Александр Сергеевич в 1834 году опубликовал вступление к «Медному всаднику». Это единственное прижизненное издание текста поэмы не вызвало внимания читателей, так как одно лишь вступление выглядело лишь гимном «военной столице». Зато появились слухи о некоей неопубликованной поэме Пушкина о Петербурге. В августе 1836 года Александр Сергеевич решается опубликовать «Медного всадника» и для этого делает необходимые поправки. Почему до этого он не допускал и мысли о правке, а теперь делает это? Видимо, потому, что считал необходимым заявить о себе читателям, среди которых появилось мнение о закончившемся пушкинском периоде русской литературы. В полном виде «Медный всадник» был напечатан после смерти А.С.Пушкина в 1837 года в журнале «Современник» (видимо, с поправками В.А.Жуковского).

Сам Александр Сергеевич Пушкин определил жанр «Медного всадника» термином «петербургская повесть» , в таком случае «Медный всадник» — начало нового и очень популярного в русской литературе жанра. Но в собраниях сочинений поэта «Медный всадник», как правило, печатается в разделе поэм, в таком случае это последняя поэма Пушкина. В обоих случаях «Медный всадник» является этапным произведением, требующим особого внимания. В жанровом отношении «Медный всадник» близок «маленьким трагедиям» — оксюморон в названии, схожий мотив оживающей статуи, тема бунта человека против самой истории.

Для выяснения индивидуальных особенностей «Медного всадника» надо обратиться к анализу той структуры, которая проявляет себя во всем: от композиции произведения до нахождения смыслов в пределах одного стиха. Композиция, внутренняя организация произведения (ритм, расположение рифм, различные малые объединения строк: двустишия, четверостишия) не безразличны к тому, как между собой связаны смыслы слов, составляющих основу стиха.

Все произведение состоит из трех основных частей: вступление, часть первая, часть вторая. Каждая из них написана в силлабо-тонической системе стихосложения четырехстопным ямбом.

__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

__ __/ __ __/ __ __/ __ __/

__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

__ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Весь текст повести делится на 16 отрывков (4 во вступлении, по 6 в каждой из частей), четко отграниченных друг от друга во всех трех отношениях, то есть тематически, ритмически, графически. Разумеется, все три рода показателей не равноценны. Определяющая роль принадлежит границам тематическим. Они отличаются четкостью и законченностью, благодаря одновременному совпадению и с графическими, и с ритмическими границами. Границы ритмические, т. е. совпадения синтаксических границ со строфой, создают впечатление непрерывного «потока» стиха. Такие границы отделяют четверостишие или двустишие одно от другого, не нарушая их внутреннего единства.

Вступление к «Медному всаднику» написано в торжественном, классическом стиле. В этом отношении оно резко отличается от всех других частей поэмы, поэтому часто воспринимается как самостоятельное произведение. Вступление часто называют гимном великому городу, который возвел на Неве Петр I как военный оплот России на северо-западе страны. Это достигается благодаря художественно-выразительным средствам: эпитетам, метафорам, олицетворениям и так далее. Например: «река неслася», «спрятанное солнце», «оживленные берега», «задумчивые ночи», «воинственная живость».

Здесь присутствует очень своеобразное сравнение:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва

Как перед новою царицей

Скорее всего, со вдовой сравнивалась Москва после того, как город был разорен и сожжен наполеоновскими войсками.

Синтаксис вступления сложный. Множество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, однородных членов показывают сложность будущего действия поэмы, сложность внутренней жизни «новой столицы», сложность жизни «маленького человека», сложность его мыслей и чувств, но в то же время это и сложные отношения автора к Петру I, к Петербургу.

Стих вступления и всего «Медного всадника» состоит из тех же элементарных строфических образований, что и, например, онегинская строфа. Связанный с онегинской строфой, являясь продуктом ее распадения, стих «Медного всадника» сохраняет все три типа рифмы. Наличие всех трех типов четверостиший, чередующихся с двустишиями и «неправильными» элементарными строфами, отличает стих «Медного всадника» от обычного пушкинского. Но в то же время подобное разнообразие элементарных строф и их сочетаний мы наблюдаем по всему «Медному всаднику». Основной отличительной особенностью стиха «Медного всадника» является скопление, на первый взгляд, весьма неорганизованное, произвольное, составляющих его элементарных строф.

Над омраченным Петроградом двустишие
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной, перекрестное четверостишие
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно, двустишие
И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой кольцевое четверостишие
Пришел Евгений молодой.
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно двустишие
Звучит приятно; с ним давно

Мое перо к тому же дружно двустишие
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина перекрестное четверостишие
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой двустишие
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит, двустишие
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне, двустишие

Ни о забытой старине.

Эта цитата из поэмы «Медный всадник» — начало первой части поэмы — отделен Пушкиным от следующего отрывка абзацем. Эпизод представляет собой самостоятельное целое, входящее в состав первой части на равных правах с рядом подобных ему. Этот отрывок состоит из следующих строф: двустишие, перекрестное четверостишие, двустишие, кольцевое четверостишие, двустишие, двустишие, перекрестное четверостишие и три двустишия. Своеобразие каждого четверостишия и двустишия определяется его отношением к синтаксису. В свою очередь характер отношения синтаксиса к строфе меняется в зависимости от положения строфы (или фразы) в пределах отрывка: в начале, в середине или в конце его. Это также хорошо заметно на противопоставлении Евгения и Петра, предсказывающее содержание второй части, благодаря соседству обеих тем и характеру стиховой связи первого четверостишия и следующего за ним пятистишия. Четверостишие и пятистишие независимы друг от друга, каждое из них имеет свою тему, и границы темы совпадают с ритмическими границами, то есть не нарушают цельности элементарных строф. Их близость подчеркнута тем, что они печатаются подряд, без абзаца. И обе темы самостоятельны, но объединены третьей сквозной темой — темой Невы.

И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И обращен к нему спиною
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Тема Невы преследует всю первую часть. Именно по этой причине все художественно-выразительные средства связаны с бушующей стихией: «Нева рвалася»; «Нева обратно шла», «Нева гневна, бурлива», «злые волны, как воры», «возмущенная глубина», «неколебимой вышине». Тема великой личности и маленького человека начинает сильнее развиваться в первой части. Ее продолжение и окончание находится во второй части «Медного всадника». «Маленький человек» – бедный житель столицы, непременно чиновник, мелкий, незаметный чиновник, добродушный, честный. Евгений, оказался героем времени в недрах Петербурга: в его канцеляриях, департаментах, на его улицах и в его домах. «Маленький человек» изо дня в день вёл борьбу за своё человеческое достоинство. Борьбу отчаянную и безнадёжную, потому что ему противостояла мощь государства. Перед его глазами всегда стоял образ великого царя:

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Описывая Петра I, Пушкин использует высокий, торжественный стиль. Вставляет восклицательные предложения, часто употребляет слово «какая», которым выражает свои чувства к великому человеку. Но в то же время при описании поэт не боится использовать различные фразы из разговорного стиля: «опустишь копыта», «уздой железной», «вздернул на дыбы», что очень важно для чтения и усвоения.

Евгений – обыкновенный чиновник, которых в Петербурге было великое множество. Но под тяжестью сложной жизни в Петербурге Евгений, который всегда жил только своим трудом, не выдерживает противостояния и пропадает «без вести» после наводнения.

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.

Это кольцевое четверостишие, типа AbbA , несколько иным образом влияет на распределение смыслов, вписанных в него синтаксических единств, а главное, оно менее устойчиво и легче распадается на составные части. Опоясывающие рифмы стихов 1-го и 4-го завершают строки, посвященные Петру. Евгению, его поведению (глагольной основе строфы), отданы стихи средние — 2-й и 3-й. Близость рифмы «обошел» — «нашел», подчеркивая смысловую близость строк, усиливает впечатление, что эта строфа делится не на полустрофы Ab + bA, a скорее на среднее замкнутое двустишие, заключенное в кольцо, его опоясывающее, — A + bb+A.

И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы не обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

Перекрестное четверостишие типа AbAb — самое распространенное сочетание стихов. Ощущаемое как законченное целое, это четверостишие, благодаря характеру рифмовки, четко делится на две связанные между собою полустрофы — Ab+Ab . Два первых стиха образуют подчиненное предложение, тем самым еще не связанное рифмой (оно только называет рифмующиеся окончания Ab, ожидая связывающего их ответа с помощью новых Ab второго двустишия); это двустишие и в силу синтаксического движения обращено ко второму двустишию, несущему главное предложение.

Кольцевое четверостишие AbbA в условиях, когда синтаксис нарушает строфические границы, распадается на составные части легче, чем перекрестное:

. потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось — он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.

Синтаксическая дробность здесь приводит почти к полному уничтожению строфы. Разница синтаксической функции слов «дороги» и «тревоги» препятствует установлению тех связей, которые эти слова в качестве рифм должны поддерживать. Перекличка опоясывающих рифм здесь затруднена характером того двустишия, которое заключено между этими рифмами. Это двустишие в обоих стихах имеет переносы. Главное же здесь то, что и сами полустишия не имеют синтаксического сходства. В частности, рифмующиеся концы стихов «казалось — он» и «он оглушен» не создают впечатления прочности внутреннего двустишия, благодаря тому что местоимение «он» в первом случае находит себе аналогию не столько в рифме «оглушен», сколько в предрифменном таком же местоимении «он».

Интересно, что кольцевое четверостишие обладает гибкостью. Она позволяет ему в условиях синтаксического равновесия представлять собой весьма прочную элементарную строфу, которая в «потоке» с успехом может служить в качестве опорного каркаса в начале или в конце стихового периода. То же четверостишие в иных синтаксических условиях либо легко выясняет свое среднее двустишие, либо вообще распадается, сливаясь с соседними элементарными строфами.

Также интересен лексический запас «Медного всадника». Он очень узок. «Сумрак», «мрачный», «ужас», «страх» повторяются по 6—8 раз. «Зло», «злоба», «сон», «бедный» и «бледный» — 10—12 раз. Они обозначают чувства и Евгения, и медного всадника к друг другу, к окружающему миру. Не случайны такие совпадения, как в начале повести:

На берегу пустынных волн,

Или чиновник посетит,
Гуляя в лодке в воскресенье,
Пустынный остров.

Очень интересное употребление синонимичных слов «лик» и «лицо». В описании памятника «лик» используется как просто атрибут статуи. Но одновременно это и «лик державца полумира», то есть воплощение черт определенного исторического деятеля. В момент оживления статуи Пушкин заменяет «лик» на «лицо», а «истукан» – «грозным царем»:

Ему, что грозного царя,

Мгновенно гневом возгоря,

Лицо тихонько обращалось…

«Лик» и «лицо» , хотя и являются синонимами, в данном случае оказываются неравнозначными.

Я провела небольшой разбор «петербургской повести». «Медный всадник» – поэма , для полного разбора которой необходимы много лет. Это воплощенная в художественных образах великая загадка и великая драма истории. Нельзя не согласиться со словами Е. А. Маймина, что поэт превосходно создал свое произведение . Благодаря различным художественно-выразительным средствам, Александр Сергеевич точно передает настроения природы, отношения главного героя к окружающим его людям, действительности, особенно после наводнения. Казалось бы, сюжет повествования очень прост. Эта личная трагедия бедного чиновника, каких много на свете. Но глубокий смысл заложен автором в противостоянии человека и стихии природы, рассмотрен глубокий конфликт двух антагонистических сторон: самодержавной власти, выраженной в образе памятника Петру I и «маленького человека» в образе героя Евгения. После выхода поэмы одной из первых критических статей была «Статья одиннадцатая и последняя» В.Г.Белинского . «Нам хотелось бы сказать что-нибудь о стихах «Медного всадника», о их упругости, силе энергии, величавости; но это выше наших сил: только такими же стихами, а не нашею бедною прозою можно хвалить их… некоторые места, как например упоминание о графе Хвостове, показывают, что по этой поэме еще не был проведен окончательно резец художника, да и напечатана она , как известно, после его смерти; но и в этом виде она колоссальное произведение…».

Я полностью согласна с его мнением, ведь «Медный всадник» – одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина в стихах. Работая над темой реферата, я погрузилась в музыку стихосложения, старалась проникнуть в глубь каждой строфы, понять и восхититься талантом великого поэта – А.С.Пушкина. Считаю, что это мне удалось. Я получила большое удовольствие от проделанной работы.

IV. Список использованной литературы.

1. А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Поэмы. – М.: Художественная литература, 1977г.

2. Л.С.Сидяков. Из наблюдений над текстом «Медного всадника» – Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1986г.

3. А.Еремин. Пушкин в Нижегородском крае. – Горький: горьковское областное государственное издательство, 1951г.

4. В.Г.Белинский. Сочинения Александра Пушкина. – М.: художественная литература, 1985г.

5. Г.В.Краснов. Пушкин. Болдинские страницы. – Горький: Волго-вятское книжное издательство,1984г.

6. А.Еремин. Пушкин в Болдине. – Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1972г.

7. Е.А.Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: наука, 1982 г.

8. Н.И.Михайлова. Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»(Тема Петра I и ораторская традиция). – НН: Волго-вятское книжное издательство, 1991 г.

9. К.П.Лахостский. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся. – М.-Ленинград: просвещение, 1964г.

Читайте также:  Сентиментализм в Путешествии из Петербурга с Москву Радищева
Ссылка на основную публикацию
Название: «А. С. Пушкин. «Медный всадник»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 20:50:07 30 декабря 2011 Похожие работы
Просмотров: 3898 Комментариев: 7 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать