Жанр Повестей Белкина Пушкина

Анализ «Повести Белкина» Пушкин

30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы. Первым завершенным прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель описал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы. Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.

Год написания – 1830 год.

История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Им был взят псевдоним Иван Белкин, чтобы избежать возможных проблем с цензурой или литературными критиками.

Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.

Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм («Выстрел»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»), «Гробовщик» содержит элементы готической повести.

История создания

Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.

Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.

Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.

В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).

Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.

Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».

Композиция

Проводя в «Повестях Белкина» анализ произведений, следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.

Писатель сосредотачивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.

К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести, прежде всего, элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.

В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, ток другому герою. Подобные приемы придают произведениям напряженность, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Повестей Белкина».

Цикл представляет собой пять повестей, следующих друг за другом. Они объединены внутренними мотивами, и прекрасно дополняют одна другую.

Для каждой повести характерно свое литературное направление. Так, «Выстрел» представляет собой романтизм, «Барышня-крестьянка», «Метель» и «Станционный смотритель» – сентиментализм, а «Гробовщик» – готическую прозу.

«Повести Белкина» история создания

Как появились «Повести Белкина».

В Болдино Пушкин вынужден был поехать осенью 1830г. по наследственным делам и оформления приданого для будущей жены. Внезапная эпидемия холеры задержала в имении почти на три месяца. Отрезанный от окружающего мира санитарными карантинами, Пушкин много работает. Там он пишет цикл повестей с непохожими сюжетами от имени вымышленного автора.
Фактически с этих пяти повестей начинается история русской реалистической прозы. Пушкинская проза выделяется простотой, прозрачностью и суровостью, или, как поэт сам говорил, смиренностью. Но современниками его прозаический опыт не был принят. Белинский счел эти творения сносными для удовольствия от скуки, как сказки для семейного чтения, и по уровню неплохими для юноши, но не для Пушкина.
Повести были написаны очень быстро. Авторство Пушкин приписал Ивану Петровичу Белкину, а себя выдал за издателя. Из предисловия мы узнаем, что Иван Петрович из семьи секунд-майора, получивший воспитание у деревенского дьячка. Служил в егерском полку, вышел в отставку, но плохо справлялся с управлением родительским имением. Человек ничем не выдающийся, но честный, стыдливый, умеренный в излишествах. Он охотник до историй, увлекался словесностью и имел склонность к сочинительству.
Написаны повести просто, но построены невероятно сложно и интересно. В текстах несколько рассказчиков: ироничный автор (издатель), вымышленный простоватый Иван Петрович, и те, кто поведал Белкину эти истории. Кажется, что сюжеты взяты из реальной жизни, а не выдуманы одним человеком.
Пушкиным создана особая система повествования, ломающая привычные литературные схемы и романтические штампы, показывая, что жизнь непредсказуема и может быть интереснее любых фантазий. Эта идея – связующее звено повестей. Пушкин изменил при публикации первоначальный порядок текстов по дате написания.

В первой повести «Выстрел», написанной 14 октября, история излагается тремя рассказчиками: подполковником И.Л.П., графом и Сильвио. Главный герой придумывает сюжет своей собственной жизни, которую он связывает с ожиданием мести человеку, оскорбившему его самолюбие. Он мечтает отомстить обидчику тогда, когда тот будет ценить жизнь превыше всего. Но в конце повести нарушает планы и стреляет не в графа, а в картину. Но, что парадоксально, самому суждено погибнуть там, где не было сделано ни одного выстрела, в битве под Скулянами в рукопашном бою.
Вторая повесть «Метель» была написана последней, 20 октября. Эту историю Белкину рассказала девица К.И.Т. Герои повести придумывают романтический план своей жизни: побег, тайное венчание, прощение родителей. Но роковая метель путает их планы. Мария Гавриловна невольно обвенчана с незнакомцем, а ее жених вскоре гибнет. Но, наказав героев за легкомыслие в юности, судьба предлагает свою, более интересную развязку. Бурмин и Мария Гавриловна, выстрадав свое счастье вынужденным одиночеством, обретают настоящую любовь.
Повесть «Гробовщик» написана первой, 9 сентября. В услышанной от приказчика Б.В. истории рассказывается о новоселье гробовщика Андриана Прохорова. Во сне он видит своих клиентов-мертвецов, благодаря которым благоденствует. У гробовщика просыпается совесть, но финал остается открытым.
В «Станционном смотрителе», написанной 14 сентября, Белкиным со слов титулярного советника А.Г.Н. повествуется о жизни смотрителя, а сам Вырин поведал о дочери. В повести тоже ломается ожидаемое развитие сюжета, который дан назидательно в картинках о блудном сыне. Вырин уверен, что только он может спасти свое заблудшее дитя от постыдной участи, и даже желает дочери смерти. Но развязка оказалась иной. Дуня – барыня и счастливая мать, хотя не сможет избавиться от чувства вины, не успев попросить у отца прощения. Жизнь опять не вписалась в традиционные представления.
«Барышня – крестьянка», законченная 20 сентября, – почти водевильная история, узнанная опять от девицы К.И.Т. Лиза, дочь помещика, притворяется крестьянкой, чтобы познакомиться с сыном враждующего с отцом соседа. Она очень нравится Алексею, и он готов отказаться жениться на дворянке. Герои, играя в естественность, переступая через предрассудки и условности, становятся по-настоящему естественными. Игра не заводит героев в тупик, а дарует шанс стать счастливыми.
Жаль, что после издания в 1831 г. «Повести Белкина» восприняли как собрание простых и занятных «анекдотов». Эти творения при внешней простоватости наполнены глубоким смыслом.

Жанр Повестей Белкина Пушкина

В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важное движение поэта-лирика и автора романа в стихах к драме и «смиренной прозе», позволившим Пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни», увереннее использовать пародию и сатиру, обновить сам язык прозаического повествования и драмы. Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценил и сохранил навсегда.

Маленькие трагедии были сценами мировой драмы, «Повести Белкина» с доброй улыбкой и юмором рассказали о современной Пушкину России и ее обитателях. Русская жизнь в 1830-е годы изменилась, иными стали люди, их характеры и исторический опыт. Действительность представлялась суровой и реальной, романтическим героям и иллюзиям места в ней уже не было. Но жизнь продолжалась, и рядовой человек имел право на место в ней, на личное счастье. В «Повестях Белкина» Пушкин расстается с романтизмом и лирикой своего романа в стихах, с романтиками Онегиным и Ленским, и начинает писать «смиренной прозой» о простых людях реальной последекабристской России, их надеждах, любви, страданиях, разочарованиях, повседневных трагедиях, комических приключениях. Потом разговор этот был продолжен в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке», где простые люди встречаются с историей и судьбой и проявляют свое достоинство и «простое величие» (Гоголь).

Зрелый Пушкин подводил болдинской осенью предварительные итоги и потому творил так стремительно и плодотворно. В отечественной прозе тогда царил фигурный, красочный стиль в духе пылкого романтика А.А.Бестужева-Марлинского, и пушкинские повести показались многим критикам и читателям излишне простыми, за этими обыденными русскими историями и их персонажами не видны были существенная сложность затейливых сюжетов, искусство повествователя, задачи прозаического цикла, главная авторская идея. Все это имел в виду Лев Толстой, говоря, что Пушкин «двинул вперед форму».

Автором повестей назван смиренный Белкин, но написаны они великим писателем-мыслителем. Прочитав их, Толстой был восхищен: «У великих поэтов, у Пушкина, эта гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства». Сам же автор говорил: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Работая над «Повестями Белкина», Пушкин так обозначил одну из своих главных задач: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)». И когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

Как задумывались и писались «Повести Белкина»? Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Что же это за весело написанные повести, заставившие хохотать замкнутого, всегда печального поэта Баратынского? Это «замечательные анекдоты», занимательные истории, в них ощутимо веселое лукавство ума, русский юмор, добрая насмешливость, склонность к сатире и пародии. Что вовсе не исключает присутствия мыслей, пушкинской глубины и серьезности в разработке тем и характеров.

Но все дело в том, что Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Эпиграф ко всем повестям из фонвизинского «Недоросля» подчеркивает эту народность и простоту (если не сказать – простоватость) Ивана Петровича. Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков (они названы в предисловии), обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям.

То есть «Повести Белкина» рассказаны как простые занимательные истории об обычных людях простого звания («Гробовщик» рассказан приказчиком Б.В.), а автор-собиратель их – маленький человек из этой же среды. За ними и через них видна низовая, простая, народная Россия с ее реальными заботами, каждодневным бытием.

Ясно, что жизнь эта неярка и трудна, полна неурядиц, тревог, ссор с соседями и властями, различных притеснений и чиновничьих злоупотреблений, обмана и самодурства и требует повседневного изнурительного преодоления этих обычных русских препятствий. И эта реальность далека от высоких идеалов и красивых, сильных героев романтизма. Холодный климат, огромные необработанные пространства, крепостничество и общая неустроенность, беззаконие верху донизу, помещичий и чиновничий гнет, злоупотребления и вечная несправедливость власти, отсутствие стабильности и гарантий достойного существования для миллионов людей – все это русский быт, определяющий жизнь и сознание персонажей повестей. Но всюду жизнь, эти простые люди хотят быть счастливым, хотят хорошей жизни для своих близких, борются за такую жизнь, достойное существование, уважение к их добросовестному труду и личности. Вот что привлекло Пушкина к этой демократической теме, которую он развил в том же Болдино позднее, в 1833 году, рассказав в «Медном всаднике» обыкновенную историю бедного Евгения.

Читайте также:  Сочинение Можно ли назвать Данко героем? (7 класс)

При чтении повестей Ивана Петровича Белкина вспоминается меткое название пьесы А.Н.Островского – «Правда – хорошо, а счастье лучше». В нем русская народная мудрость и вековой опыт, хорошо знакомые дворянскому «недорослю» Белкину. Тема его повестей, всего их цикла – счастье человека в народном его понимании. Есть житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль, простая необходимость. Они закреплены в катехизисах, прописях, но следование им не всех и не всегда приводит к удаче, иначе давно наступил бы рай на русской земле. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.

В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона и молодого Пушкина. Но ему приходится служить в армейском гусарском полку в скучной провинции, по-русски тяжело буянить, пить, играть в карты с не очень умными и образованными офицерами, стреляться на дуэлях, пока не встретился и вступил в неравную борьбу гордый Сильвио с красивым, богатым и знатным сослуживцем, которому было счастье во всем – службе, чинах, деньгах, картах, любви, даже на смертельном поединке. А у нищего и незнатного храбреца Сильвио было только великое, но мало для обычной жизни приспособленное искусство меткой стрельбы из пистолета. Вот оно, неравенство, приводящее к несчастью.

И вот великий стрелок всю жизнь свою потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять свое первенство и достоинство. Он – одинокий романтик, и все его средства и методы эффектные, роковые, романтические: месть, отложенная дуэль, внезапное явление с пистолетами к счастливцу-графу, новый смертельный поединок и двойной выстрел в картину, красиво ставящий точку в этой истории. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага.

Но места в новой обыденной русской жизни этому экзотическому романтику уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная.

В повести «Метель» пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов и немецких баллад. Но всюду реальность побеждает романтическую книжную схему и просвечивает сквозь нее: богатая невеста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве; замечательно описание современником этой великой русской победы и возвращения наших героических войск, радостных русских женщин, кипения новой жизни и любви. Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады, все время ее дополняет и поправляет. Впрочем, она же и гораздо суровее и прозаичнее. И Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Жизнь – царство случая. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью.

В «Гробовщике» Пушкин еще раз вернулся к опере Моцарта «Дон Жуан». Адриан Прохоров тоже приглашает к себе в гости покойников, но этот неожиданный званый пир у гробовщика связан не с любовными приключениями, а с его мрачным ремеслом, приводящим к повседневному общению со смертью и мертвецами. То есть Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков.

Но все эти романтические ужасы приземлены, стали обычным петербургским бытом, частью профессии и коммерции. Настолько огрубела в печальных занятиях кулацко-купеческая душа гробовщика, что она не ощущает даже ужаса при явлении потусторонних гостей. Адриан вспоминает только, по какому разряду и в каких гробах он их хоронил, какова была его прибыль. И явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь гробовщика, он лишь обрадовался, узнав, что то был пьяный тяжелый сон, и спокойно стал жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни.

«Барышня-крестьянка» – маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира. Ибо два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, один надутый англоман, другой медвежеватый поклонник всего русского, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем любимые дети их, юные красивые Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники. По всей житейской мудрости им следует пожениться и объединить состояния и земли отцов.

Но упрямая русская вражда мешает такому простому решению, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через затейливую комедию и маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Однако реальное счастье их зависит не от этого увлекательного деревенского романа, а от пугливости куцей кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Старики помирились, подружились и решили все за молодых. Не нужно было всех этих водевильных переодеваний, переписки, тайных любовных встреч юного барина и мнимой крестьянки. Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.

В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина – «Станционный смотритель». В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и гениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства. Знаменитые немецкие гравюры с историей блудного сына, оставившего старика-отца, промотавшего все деньги, бедствовавшего, вернувшегося домой и с радостью добрым отцом встреченного и прощенного, показывают, по какому направлению мог бы развиваться сюжет повести. Однако у действия имеется своя вполне реальная логика, противоречащая плоской житейской мудрости и библейскому нравоучению.

Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин – старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня, девочка четырнадцати лет.

Но эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась, на первый взгляд, плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург. Заметим, что он знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра – не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Важно и то, что добрый веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.

Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством.

Но их история была в самом начале, еще ничего не решено, и несчастный отец вернулся на свою станцию в огромной горести и тревожной неизвестности. Страдания его, рассказанные проезжему языком простонародным и выразительным, были сильны и искренни. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца. Казалось, все опасения смотрителя и уроки житейской мудрости сбылись. Только местные ребятишки вспоминали доброго пьяницу Самсона Вырина за то, что он любил их, возился с ними.

Но история Дуни развивалась по своей логике. Приезд на бывшую почтовую станцию прекрасной барыни с тремя маленькими барчатами и черной моськой на роскошной карете шестерней показал, что все это время Дуня решительно боролась за свое счастье и, в конце концов, победила. Мы не знаем всех тех препятствий, которые она преодолела. Очевидно, знатная и богатая семья Минского была против столь неравного союза, светское общество тоже, может быть, и сам он по молодости не очень хотел жениться, к тому же разрешение на брак гвардейского офицера давал сам государь, который навряд ли одобрил бы женитьбу на дочери простого солдата.

Но вернулась уже блистательная барыня. На печальном сельском кладбище она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». И мы ощущаем простое величие ее искреннего горя и раскаяния.

Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека. Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы человеки. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, ибо видишь и понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания о дочери.

И тут мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».

Романтизм.
Реализм.
Стиль.
Повествование.
Пародия.
Сюжет.
Повесть.
Новелла.
Цикл повестей.

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ

В.Г. Белинский о «Повестях Белкина».
«Повести Белкина» как художественное целое: поэтика цикла.
Жанр повести у Пушкина.
Самсон Вырин и гоголевский Акакий Акакиевич.
Образ романтика Сильвио в «Выстреле».
Образы Жуковского в «Метели».
Русские Ромео и Джульетта: «Барышня-крестьянка».

Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.
Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.-Л., 1962.
Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.
Пушкинская энциклопедия. М., 1999.

&copy Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Повести И.П. Белкина – история создания, анализ и список произведений

Интересные факты

После написания пяти пушкинских произведений, имеющих разные названия, становится популярным жанр реалистичной прозы. Если кратко, повести отличаются прозрачностью и простотой подачи, в них отчетливо просматриваются суровость и смиренность будничной жизни разных людей. Однако современники не восприняли прозаический опыт писателя. Белинский называл творения вполне сносными и говорил, что они подойдут разве что для прочтения от скуки. Он приравнивал их к сказкам, часто читаемым в семейном кругу, которые по уровню подходили начинающему писателю, а не талантливому Пушкину.

Повести были написаны за короткий промежуток времени. Их авторство писатель отдает Белкину, сам же представляется обычным издателем и сохраняет анонимность. Почему он так поступил, неизвестно. Уже в предисловии становится понятно, что Иван Петрович является выходцем из семейства секунд-майора, его воспитанием занимался деревенский дьячок. Белкин проходил службу в егерском полку. После выхода в отставку он принялся управлять имением, доставшимся ему по наследству, но дела шли не слишком хорошо. Эта личность:

  • честная;
  • стыдливая;
  • ничем сильно не выдающаяся;
  • умеренно относящаяся к излишествам.
Читайте также:  Любовная лирика Маяковского (Любовь в творчестве) сочинение 11 класс

В зрелом возрасте у Белкина проявились навыки к сочинительству, дала о себе знать увлеченность словесностью. На первый взгляд может показаться, что повести написаны просто и непринужденно, но их сюжетная линия выстроена довольно сложно. В текстах повествование ведется несколькими рассказчиками, из них выделяются:

  • вымышленный герой в лице Ивана Петровича;
  • ироничный писатель, а по совместительству и издатель;
  • персонажи, поведавшие Белкину жизненные истории.

При подробном изучении произведений у читателя складывается впечатление, что они являются частью реальной жизни и созданы разными авторами. Пушкин воспользовался необычной повествовательной системой, которая полностью смогла сломать привычные литературные подходы с романтичными штампами.

Этим он стремился передать непредсказуемость жизни, реальность которой гораздо интереснее вымышленных и фантазийных приемов. Главным связующим звеном между произведениями выступает именно такая идея. Уже во время публикации был изменен порядок расположения текстов в соответствии с датой их создания.

История о гробовщике

Повесть «Гробовщик» написана 9 сентября. Ее рассказал автору приказчик Б. В. Писатель подробно повествует о новоселье гробовщика Андриана Прохорова. Герой переехал со своими дочками на Никитскую улицу с Басманной, он сразу же открывает похоронную лавку. Вскоре его приглашает в гости сосед Готлиб Шульц, немец по происхождению. Во время гуляния один из пришедших предлагает поднять бокалы за тех, на ком в процессе работы получается зарабатывать. Прохорову он предлагает «выпить за здоровье мертвецов».

Такое отношение сильно разозлило главного героя. Он пообещал пригласить на свое новоселье мертвецов, которых обслуживал. Через некоторое время Андриан подготавливал к похоронам умершую женщину. По возвращении домой поздней ночью он в калитке увидел человека, которого пригласил в дом. Это был покойный бригадир.

Зайдя в жилище, гробовщик видит людей, которые были им схоронены. Здесь же появляется П. П. Курилкин, от которого к похоронам остался только скелет… В этот момент Прохоров просыпается и понимает, что все случившееся было только страшным сном. История остается незавершенной, у читателя есть возможность самостоятельно закончить ее.

Станционный смотритель

Белкин написал повесть 14 сентября, услышав рассказ советника А. Г. Н. В ней идет речь о жизненных буднях станционного смотрителя Вырина, который лично вел повествование о своей дочке. Читателям изначально может показаться развитие сюжета предельно простым, но он неожиданно изменяется. Все подробно представлено картинками из жизни блудного сына.

Дочка станционного смотрителя Дуня слывет настоящей красавицей. Проезжавший мимо станции состоятельный гусар Минский обращает на нее внимание, притворяется больным, чтобы задержаться и ближе познакомиться с отцом девушки. Позже молодой человек предлагает Дуне проехать вместе в церковь, куда та собралась. Отец отпускает дочь, но через некоторое время узнает, что она увезена в Санкт-Петербург.

Дуня стала содержанкой гусара. Отец Вырин требует отпустить девушку, на что получает отказ. Минский утверждает, что юная красавица успела привыкнуть к роскошной жизни. Убитый горем станционный смотритель возвращается домой и безнадежно спивается.

Спустя время на его могилу приходит приятно одетая женщина с тремя детьми. Она долго и безутешно плачет. Это и была дочь станционного смотрителя.

Барышня-крестьянка

Автор закончил работу над рассказом 20 сентября. С историей, положенной в основу сюжета, его познакомила девушка К. И. Т.

Дочка помещика Елизавета выдает себя за крестьянку, намереваясь завести дружбу с сыном соседа, который не может найти общего языка с ее отцом. Девушка сразу же понравилась Алексею. Он сближается с ней, тайно встречается, обучает грамоте. На охоте отцы молодых людей встречаются и между ними завязывается дружба. Сблизившись, они намерены обвенчать своих детей, но юноша категорически против, поскольку считает, что влюблен в крестьянку. Он отправляется в дом Муромских, где неожиданно встречается со своей возлюбленной. Алексей прощает Лизе ее шалость и соглашается на ней жениться.

Рассказ о выстреле

Список повестей Белкина содержит рассказ «Выстрел», написанный 14 октября. В истории принимают участие Сильвио, граф и подполковник И. Л. П. Главный персонаж описывает сюжет своей жизненной истории. Она напрямую связана с местью, которую должен понести человек, надменно оскорбивший самолюбие героя. В планы входит нанесение неожиданного удара обидчику в момент, когда тот научится ценить собственную жизнь больше всего.

Однако в самом конце произведения планы резко изменяются, и выстрел, предназначенный графу, направляется в картину. Судьба с главным героем сыграла злую шутку, его настигает гибель в месте, где не велись сражения и не звучали выстрелы. Это был бой под Скулянами, где персонаж сложил голову в рукопашной схватке.

Метель и ее краткий обзор

Следующей в списке идет повесть «Метель», она появилась 20 октября. В биографии Белкина указано, что он услышал историю от девушки К. И. Т.

Главными героями придумана жизненная романтическая линия с побегом и проведением тайного венчания, после чего должно быть получено прощение за содеянный проступок от родителей. Но планам не суждено сбыться из-за разбушевавшейся метели. Марье Гавриловне пришлось стать женой незнакомца. Что касается ее жениха, то его в скором времени настигает гибель. Судьба неожиданно предлагает свою интересную развязку повествования.

Мария Гавриловна и Бурмин вынужденным одиночеством и пережитой войной заслужили счастье, поле чего находят истинную и искреннюю любовь.

В истории создания «Повестей Белкина» присутствует много интересных событий. Они изданы в 1831 году, аудиторией были восприняты на уровне цикла увлекательных «анекдотов». Но некоторые критики утверждают, что эти творения простоваты лишь внешне, на самом же деле они скрывают глубокий смысл. Об этом следует упомянуть при подготовке доклада или проекта в старших классах. Сообщение ученика станет более интересным и познавательным, если использовать данные из Википедии, в которой указано, какие повести входят в сборник.

Особенности реализма в “Повестях Белкина” А. Пушкина

Особенность реализма в произведении А.С. Пушкина «Повести Белкина»

«Повести Белкина» А.С. Пушкина – это реакция реализма на романтизм. В этих повестях встречаются все основные жанры романтизма (приключения, путешествия, страшные фантастические события). Идеи и герои романтизма поверены реальной действительностью. В итоге романтические устремления героя оказались нежизненными, реальная жизнь восторжествовала над иллюзорными представлениями о ней.

«Повести Белкина» – первое прозаическое произведение А.С. Пушкина. Русские писатели очень высоко его оценили. Ф. Достоевский писал: «Явиться с Арапом Петра Великого и с Белкиным – значит решительно появиться с гениальным новым словом, которого до тех пор совершенно не было нигде и никогда сказано». Лев Толстой (в письме к Голохвастову, в 1874 году): «Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина. Прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю». Декабристы в Сибири откликнулись. Мария Волконская писала: «Повести Пушкина . являются здесь настоящим событием. Нет ничего привлекательнее и гармоничнее этой прозы».

По воспоминаниям очевидца, на вопрос Пушкину об авторе этих повестей поэт ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Кажется – неожиданная оценка повестей, которые отличаются интригой повествования. Возможно, эту авторскую характеристику надо понимать как указание на то, что в повестях нет длинных, детализированных описаний, нет пафоса, нет искусственного нагнетания страстей. Истории героев изложены почти по-деловому, в стиле предания, то есть устного рассказа, которому не свойственны патетика и многословие. Неожиданные повороты в развитии сюжета объясняются тем, что речь ведет (якобы) не писатель, обычно обладающий всеведением, а обычный человек, переживающий события, о которых рассказывает (все повести – сказ), одновременно с героями повествования и потому заранее не знакомый с финалом. Так позиция повествователя оказалась связанной с построением повести.

На первый взгляд, сюжеты в «Повестях» типично романтические: месть в «Выстреле», тайное венчание в «Метели», увоз, почти похищение девушки в «Станционном смотрителе», тайные свидания в «Барышне-крестьянке». Но эти события изображены реалистично, в соответствии с
условиями жизни того времени, поступки героев объяснены и даже указаны условия, в которых возник тот или иной характер персонажа. Например, в «Метели»: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена», воображение Марьи Гавриловны названо «романическим». Книжная традиция подсказала влюбленным способ действий. «Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию и что родители его любезной, заметив их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, чем отставного заседателя».

Здесь воспроизведен обычный жизненный процесс: любовь молодых и материальные расчеты родителей богатой невесты в отношении бедного армейского прапорщика. Здесь же и первый намек на библейский сюжет о блудном сыне: Владимир предложил тайное венчание, а потом броситься к ногам родителей в надежде на прощение, «которые, конечно, будут тронуты». И так бы и было, как видно из описания последующих событий. Слова «следственно», «само по себе разумеется» многими исследователями воспринимались как проявление авторской иронии или пародия на романтизм, потому что со времени Пушкина так не пишут. А он написал так впервые, просто указав на зависимость характера и поведения человек от различных идеологически значимых моментов и материальных обстоятельств. На самом деле эти слова не ироничны, не являются признаком сниженного изображения или снисходительного отношения автора к героям – нет, они указывают на источник мнения, на ориентир при принятии жизненно важных решений. Девушка находится под влиянием книг, а ее родители руководствуются здравым смыслом. И в этой повести Пушкин прямо указывает: «. что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на свежем воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни черпают из книжек».

В «Повестях Белкина» встречаем разные формы проявлений романтического начала в быту того времени. Так, в повести «Выстрел» в образе Сильвио видим подлинно романтическую личность. Он моноидеен в своей жажде мщения. Ведь романтическая личность – это человек, сосредоточенный на осуществление своего – очень высокого – идеала, обладающий сильным характером и способностью сконцентрировать свои усилия для достижения цели. Он одинок, у него внешность страдальца, его сердце открыто высоким чувствам и благородным побуждениям, но он сдержан, замкнут, так как устремлен к достижению своей цели. Всем этим требованиям отвечает Сильвио. Его жизнь казалась рассказчику «загадкою», он ему «казался … героем таинственной какой-то повести». Сильвио – волевая, сильная личность, в высшей степени эгоистичная, живущая самоутверждением и самолюбованием. После поражения его первенства в полку – с появлением графа – он встал на путь мщения ему, эта идея им овладела. Романтическая личность моноидейна. Но Сильвио изображен реалистическими средствами. Его поведение объяснено вполне прозаическими мотивами жажды первенства и мщения.

Под влиянием романтической поэзии в обществе возникла мода на романтическую позу – «жертву» этой моды мы видим в образе Алексея Берестова в повести «Барышня-крестьянка». Он мнимо романтическая личность, он «разочарован» по моде. Эта мода была привлекательной потому, что поза разочарованного должна была свидетельствовать о неудовлетворенности человека окружающей действительностью по причине его устремления к высшим материям и поиску высшего смысла бытия. Если Сильвио в «Метели» действительно страдает, то Берестов щеголяет своим мнимым разочарованием в жизни перед уездными барышнями, чтобы приобрести вид современного молодого человека. В поведении Бурмина в «Метели» и Минского в «Станционном смотрителе» сказываются издержки влияния романтического стиля поведения, их бравада показная, лихость обусловлена только молодостью и желанием демонстрировать свою независимость, свободу поведения, хотя бы перед самим собой.

Подводя итог, можно сказать, что в «Выстреле» действует романтическая личность, в «Метели» и в «Станционном смотрителе» отражена романтическая ситуация, в «Гробовщике» – мнимые мистические страхи, как в «Барышне-крестьянке» – мнимые романтические и герои, и ситуация.

Особенности сюжетов «Повестей Белкина» – в их, в сущности, детективном характере. Дорожные приключения в повестях «Метель» и «Станционный смотритель», «мистический» сон Гробовщика находятся в той струе же романтической прозы. В основе детектива находится преступление. Действительно – молодые люди (в «Метели», в «Станционном смотрителе» и в «Барышне-крестьянке») поступают своевольно, вопреки воле родителей, можно сказать, преступно с их точки зрения и, вероятно, потому они сразу же и наказаны. Но в ближайшем будущем это наказание оборачивается путем к полному благополучию. Метель разрушает союз Марьи Гавриловны и Владимира, но способствует ее браку с Бурминым в будущем. Бегство Дуни с Минским оторвало ее от отца, но способствовало ее благополучию. Конфликт Алексея Берестова с отцом оказался мнимым. Жизнь вскрыла иллюзорность представлений человека о счастье и несостоятельность мнения о невозможности счастья в этом мире – основополагающей идее романтического героя.

Исходная позиция романтизма – недостижимость идеала. С высоты этого идеала романтический герой вершит суд над жизнью: «И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет» – делает вывод Алеко в поэме «Цыганы». В «Повестях Белкина» можно увидеть реакцию реалистического подхода к романтическим темам, в них разоблачаются штампы о жизни: романтический штамп мести в «Выстреле», сентиментальное клише женитьбы на простолюдинке в «Барышне-крестьянке», традиционное представление о судьбе блудного сына (здесь: дочери в «Станционном смотрителе»). Счастливые финалы повестей, нередко ставившие в тупик исследователей, означают не «лакировку действительности», а то, что вскрыта правда – не обо всей действительности, а о романтическом герое. В течение жизни человека выявляются его реальные потребности, неосознанные им в молодости. Так обнаружилось расхождение между запросом героя и реальной его потребностью.

Читайте также:  Сочинение Образ Князя Тугоуховского в комедии Горе от ума Грибоедова

Проблема счастья – важная, самостоятельная проблема «Повестей Белкина». Счастливое их завершение настраивало критиков на поиск явной и скрытой иронии автора. А это жизнь, проведя поверку идей и идеалов героев, выявляет, что устремления романтически настроенного героя несостоятельны, так как, будучи осуществленными, они не удовлетворяют самого человека. Так, Сильвио в «Выстреле» мечтает о мести, живет этой мечтой, считая, что он добивается восстановления своего достоинства, якобы утраченного в соперничестве с богатым и красивым графом. Всё сделал Сильвио для осуществления мечты, но когда дождался момента безусловного отмщения и навел пистолет на безоружного (по условиям предыдущей дуэли) человека, только что женившегося на любимой прекрасной женщине, то ощутил, что он, в сущности, сейчас станет палачом, и отказался от продолжения мщения. Его активность нашла себе лучшее применение. Счастье героев «Повестей» состоит не в приобретении чего-либо, а в благополучном исходе жизненного испытания. Так же закончится и самое крупное прозаическое произведение Пушкина – роман «Капитанская дочка», герои которого пройдут более серьезные испытания, чем герои повестей.

Сюжет – это образ действительности. Хронологически первым сюжетом в творчестве Пушкина является драматическая история похищения Людмилы, благополучно окончившаяся, – в соответствии с фольклорной традицией. Почти сказочно счастливые завершения «Повестей», несмотря на их драматические завязки, воплощают коллективное жизнеутверждающее мировосприятие – вполне в духе фольклора, в соответствии с тем, что повести являются сказом.
Сюжет воплощает временнОе начало литературы как искусства. Принципиально новое в «Повестях» – это изображение изменения героев в меняющихся обстоятельствах. Такими будут сюжеты всей русской литературы. Человек изображается в течение жизни – в произведении исследуется, как события сказываются на нем. Сегодня это кажется обычным. Но в литературе дореалистической человек не развивается. Он может проявить себя с новой, даже неожиданной стороны, как Алеко в романтической поэме «Цыганы», из ревности убивший Земфиру с любовником, но он именно проявил себя, можно сказать – разоблачил себя, но не развился.

В сказках герой не меняется, сколько бы происшествий ни перенес, сколько бы времени ни длились его странствия. К идее развития человека на протяжении жизни Пушкин пришел, видимо, постепенно – в процессе написания «Евгения Онегина». «Даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал» – пишет он в романе в стихах, который был начат как сатирический, а закончен драматически. По мере развития сюжета меняются Татьяна и Ленский, до конца раскрывается Онегин в своей, по сути, демонической натуре. Это было новым явлением в русской литературе и связано с воспроизведением времени, которое обусловлено художественным методом.

В классицизме, к примеру, время спрессовано до суток, поэтому характеры не развиваются, а раскрываются, обнажаясь по ходу развития действия. В романтизме время предстает в размахе от мгновения до вечности, время высокой концентрации чувства. Герой поэмы И. Козлова «Чернец» не преодолел мгновения искушения и убил врага, а после этого страдает от того, что в вечности не сможет встретить любимую. Герой поэмы М. Лермонтова «Демон» после счастливого мгновенного свидания с Тамарой обречен на большее одиночество в вечности, чем прежде. В реализме время – это процесс переживания, изменения психологического состояния или сознания. Герои повестей «Выстрел», «Метель» пережили изменения от юношеской бравады и самоволия до серьезного, ответственного отношения к жизни. Натуры героев «Барышни-крестьянки» раскрываются: Лиза буквально рассталась с маскарадным переодеванием, Алексей снял с себя маску разочарованного в жизни. Дуня в «Станционном смотрителе» прожила сложные моменты в жизни, а ее отец не смог переменить своего образа мыслей, не смог освободиться от давления штампа притчи о блудном сыне. Это единственная повесть с драматическим финалом – человек не смог переменить свой взгляд на жизнь при появлении в ней новых обстоятельств.

Изданные анонимно, «Повести» нуждались в каком-то имени автора. Фамилия Белкина не была никому известна. Чтобы отвести от нее внимание, сообщается, что он не придумал сюжеты, а записал их от различных людей. Так родился институт рассказчиков. Но вся эта система придумана Пушкиным после написания повестей. В тексте много следов прямого авторского, пушкинского повествования. Это и размышления (об уездных барышнях, и о войне 1812 года, и о многом другом в каждой из повестей) автора, и его обращение к читателю, и цитаты и реминисценции из литературных произведений, русских и европейских. Рассказчики и Белкин нужны не только для того, чтобы скрыть авторство Пушкина. Еще важнее была задача мотивировать позицию изображения. Особенность этой позиции – в отсутствии у рассказчика всеведения. Повествователь не обладает всей информацией о происходящем. Рассказывая о герое, он находится рядом с ним, в его времени, так, в повести «Метель», например, он следует за Марьей Гавриловной по пятам и, как и она, не знает, что будет через час. Затем он рассказывает о Владимире внутри его времени, не зная, что уже случилось с его невестой, так как рассказчик расстался с ней. Потому-то так потрясает читателя признание Бурмина в конце: читатель к тому моменту знает только то, что знает сама Марья Гавриловна. В неполном знании повествователя проявляется субъективность его позиции. Но она не полностью субъективна. Повествователю открыты мотивы мнений и поступков тех, о ком он рассказывает, и это делает его позицию в определенной степени объективной. А такой является позиция любого человека – ему известны условия жизни людей его класса и его времени, но он не знает финала жизни. Читатель повестей идет рядом с повествователем, идет по жизни героев тем же путем, которым идет ежедневно, при этом сознательно отмечая истоки влияний и мотивы действий.

Так совершается процесс исследования действительности в художественной форме – тот процесс, который и называется реализмом, успехов в котором русская литература достигла в Х1Х веке, как никакая другая.

Повести Белкина (Пушкин)

Содержание

От издателя [ ред. ]

К первому изданию повестей издатель решил приложить «краткое жизнеописание покойного автора», Ивана Петровича Белкина. Он связался с его другом, и тот поведал, что отец Белкина был секунд-майором и небогатым помещиком. Сам Белкин тоже служил в армии, но вышел в отставку после смерти родителей.

Иван Петрович был человеком мягким и неопытным, крестьяне его не боялись и безбожно обманывали. Жизнь он вёл умеренную, имел сильную склонность к женскому полу, но ему мешала «истинно девичья» стыдливость. Умер Иван Петрович холостяком, на тридцатом году жизни, от горячки.

Эти повести были первым его литературным опытом. Они большей частью правдивы — Белкин записывал истории, услышанные им от разных особ. Остальными рукописями Ивана Петровича ключница заклеила окна.

Выстрел [ ред. ]

Офицеры армейского полка, расквартированного в провинциальном местечке, познакомились с таинственным человеком по имени Сильвио. Он был угрюм и вспыльчив, когда-то служил в гусарском полку и очень метко стрелял, но участия в дуэлях не принимал. Больше о нём ничего не было неизвестно.

Однажды Сильвио решил уехать и перед отъездом рассказал одному из офицеров свою историю. В годы службы он поссорился с молодым аристократом и вызвал его на дуэль. На поединок аристократ пришёл с фуражкой, полной черешни и после своего выстрела начал ею лакомиться. Взбешённый Сильвио не стал стрелять. Противник заявил, что он может воспользоваться этим выстрелом, когда ему вздумается. Теперь Сильвио узнал, что аристократ помолвлен, и собрался отомстить.

Несколько лет спустя вышедший в отставку офицер познакомился с графом и его молодой женой. В их гостиной он увидел картину, простреленную «двумя пулями, всаженными одна в другую». Этот меткий выстрел напомнил ему о Сильвио. Оказалось, что граф — тот самый противник.

Пять лет назад Сильвио явился к графу и принудил его тянуть жребий. Первый выстрел снова достался аристократу, но тот выстрелил не в Сильвио, а в картину. Тут появилась испуганная графиня, граф тоже пришёл в смятение, и Сильвио не стал стрелять. Ему хватило того, что граф испугался. Выходя из комнаты, Сильвио почти не целясь выстрелил в картину и попал в простреленное графом место.

Позже офицер узнал, что Сильвио погиб, участвуя в греческом восстании.

Метель [ ред. ]

Дочь богатого помещика Марья Гавриловна Р. была влюблена в бедного соседа, армейского прапорщика Владимира. Он считал, что родители Маши не благословят их брак, и уговорил девушку венчаться тайно.

Владимир подготовил венчание в соседнем селе и должен был встретиться с невестой у церкви, но заблудился в метели, проплутал всю ночь, и, добравшись до села, нашёл церковь запертой.

К вечеру следующего дня с Машей случилась горячка. Из бреда дочери родители поняли, что она влюблена в соседа, и решили выдать её за него замуж. Они отправили Владимиру приглашение, но тот ответил, что ноги его не будет в их доме, уехал в армию, был ранен под Бородином и умер.

Вскоре скончался и Машин отец. Девушка стала богатой наследницей, но отказывала всем женихам. После Отечественной войны у Маши появился новый сосед — раненный гусарский полковник Бурмин. Между ними возникла симпатия.

Бурмин признался Маше, что любит её, но сам женат и не знает, кто его жена. Однажды, во время сильной метели он сбился с дороги, наехал на открытую церковь и легкомысленно обвенчался с незнакомой девушкой, которая упала в обморок, увидев его после обряда. Побледнев, Маша призналась, что это была она, и Бурмин бросился к её ногам.

Гробовщик [ ред. ]

Гробовщик Адриян Прохоров переехал в новый дом и познакомился с соседом, немцем-сапожником Шульцем. Тот пригласил его на праздник по случаю своей серебряной свадьбы. Во время застолья немцы стали пить за своих клиентов и предложили Прохорову выпить за здоровье мертвецов, что показалось тому обидным.

Домой Адриян вернулся пьяным и сердитым. Ночью за ним прислали — умерла богатая купчиха. Возвращаясь, гробовщик увидел, как в его калитку входят какие-то люди. Зайдя в дом, Адриян с ужасом обнаружил, что комната полна мертвецов — его клиентов.

Один из покойников попытался обнять Адрияна, тот оттолкнул его, покойник упал и рассыпался. Остальные увидели это, с угрозами обступили гробовщика, и тот лишился чувств.

Утром Адриян узнал, что купчиха не умирала и покойники к нему не приходили. Вернувшись от сапожника, Прохоров сразу заснул, и всё это ему приснилось.

Станционный смотритель [ ред. ]

Застигнутый дождём рассказчик остановился на почтовой станции, где познакомился со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его четырнадцатилетней дочерью-красавицей Дуней. Через несколько лет рассказчик снова оказался на этой станции, но Дуни уже не застал. Вырин рассказал ему историю её исчезновения.

Однажды на станцию прибыл молодой офицер Минский, заболел горячкой и пролежал у Вырина несколько дней. Собравшись уезжать, Минский предложил подвезти Дуню до церкви. Вырин позволил, но после почувствовал беспокойство, побежал к церкви и узнал, что дочь там не появлялась — Минский увёз её с собой.

Вырин слёг в горячке, а, поправившись, отправился в Петербург и разыскал Минского. Тот поклялся, что любит Дуню и сделает её счастливой, дал смотрителю денег и выпроводил его на улицу. Затем Вырин разыскал дочь, которая жила в роскошном особняке. Увидев отца, Дуня упала в обморок, а Минский вытолкал старика из дому.

Вновь оказавшись на той станции, рассказчик узнал, что год назад Вырин умер. Потом сюда приезжала «прекрасная барыня» с тремя детьми и долго лежала на его могиле.

Барышня-крестьянка [ ред. ]

К отставному гвардейцу Берестову приехал окончивший университет сын Алексей. Об этом узнала Лиза, дочь их соседа-англомана Муромского. Она захотела увидеть Алексея, но это было невозможно — Берестов и Муромский враждовали. Рассказ горничной, побывавшей в гостях у соседей, ещё больше разжёг любопытство Лизы. Она переоделась крестьянкой и встретилась с Алексеем в лесу, назвавшись Акулиной, дочерью кузнеца.

Алексей влюбился в смышлёную и хорошенькую «крестьяночку», и молодые люди начали тайком встречаться. Через два месяца Муромский и Берестов помирились. Берестов пригласил соседей в гости. Чтобы остаться неузнанной, Лиза набелила лицо и предстала перед Алексеем в образе жеманной барышни.

Вскоре Берестов и Муромский окончательно подружились и решили поженить своих детей. Алексей отказался жениться на жеманнице Муромской и решил связать свою судьбу с дочерью кузнеца. Он отправился к соседям объясниться, увидел Лизу без грима и узнал в ней свою ненаглядную Акулину.

Ссылка на основную публикацию