Значение Слова о полку Игореве в русской литературе сочинение

Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

Произведение представляет собой исключительную ценность в развитии русской литературы, поскольку является гениальным выражением древнерусского поэтического творения, изобразившего великие исторические события прошлых лет.

В сюжетной линии произведения сочетаются патриотическая направленность, взаимосвязь с окружающей природой, а также человеческие взаимоотношения. Слово, написанное неизвестным славянским автором, по предложениям являющегося монахом, передает самобытные черты поэтического эпоса, сохраняющегося и в духовном содержании произведения, и в его формах, отличающихся близость к устному народному творчеству.

Произведение посвящено историческому походу войска киевского князя Игоря на половецкие поселения и демонстрирует, благодаря авторскому замыслу, болезненную тоску за родную землю, разобщенную междоусобными войнами. На протяжении всего повествования раскрывается авторская идея, заключенная к призыву об объединении русских земель, показывая на примере князя Игоря, потерпевшего поражение в битве, возможные последствия от существующей раздробленности государства. Ни одно из существующих в тот момент литературных произведений не содержит таких выразительного и актуального смысла, наполненного жизненной необходимостью.

Отличительной особенностью произведения является повествование о событиях с применением реалистических черт без указания на волшебные силы. Использование мифологических образов и одушевленной природы демонстрируется автором лишь в качестве поэтических образов и не является развитием описываемых событий. Сочетание природных образов с происходящими событиями передает авторский настрой, в котором чувствуются разнообразные человеческие эмоции в виде радости победы, печали, страданий, скорби. Окружающая природа голосом автора сопереживает за судьбу собственного народа, выражая свое отношение яркими, сильными художественными приемами. Именно этим произведение отличается от описания похода князя Игоря в древнерусских летописях, содержащих лишь хронологическую последовательность исторических событий.

Использование в произведении неповторимых речевых оборотов и художественных образов подталкивает в дальнейшем к развитию в русской литературе самобытно подхода к освещению различных событий, демонстрируя уникальность и гениальность великого создания славянского литератора, доказывая его связь между прошлым и будущим русского народа.

Вариант 2

«Слово о полку Игореве» произведение на историческую тему неизвестного автора. Тут всё тесно сплелось – общественное и личное. Роль личности в истории трудно переоценить и недооценить. Перед лицом надвигающейся опасности мысль о единении, о сплочении народа.

События происходят в Киевской Руси. Всё исторически подлинно, никакой подделки. Древнерусская культура в первую очередь интересуется темой служения Отечеству. У Руси было много врагов внешних и внутренних. Поэтому, каждый князь был военноначальником, командовал дружиной. В его обязанности входила защита людей.

Он был постоянно в походах, переездах вместе со своим войском.

В древнерусской литературе было принято описывать голоса, в которых читались тоска и боль. Вот плач Ярославны на стене, в Путивле. Она беспокоится за князя Игоря, обращается к ветру, готова обернуться птицей и полететь его искать. Если он лежит на поле брани раненый, то она готова полечить его, чтобы он открыл свои очи.

Автор произведения использует природу, как что-то живое. Она радуется победам, печалится о погибших. Повествование идёт от лица автора. Он активно описывает происходящие события с бурными восклицаниями. Проводит параллели и сравнения прошлой и современной жизни. Главная мысль проста и понятна – надо объединиться и вместе бить врага.

«Слово о полку Игореве» – произведение монументальное. С точки зрения географии, в произведении описываются огромные просторы. От Великого Новгорода до Чёрного моря, и от великой русской реки Волги до Галича. В процесс вовлечены многие города, реки, речушки – вся огромная русская земля.

Окружающие Русь народы тоже вовлечены в происходящие события. Нельзя вычленить её отдельно. Крепки связи между народами.

Интересен тот факт, существует много переводов этого произведения на современный язык. Каждый переводчик находит что-то своё, ему родное. Его перевели на многие языки мира. Почему так огромен интерес к этому произведению?

Автор простым языком объясняет прописные истины. Жить всем надо в мире, не воевать. А если пришла беда, то подниматься против неё всем миром. Один в поле – не воин.

Произведение оказало влияние на художественную литературу 18 века. Сначала Радищев в своей «Песне Всегласа». А потом Пушкин использует образ рассказчика Бояна в своей поэме «Руслан и Людмила». Там тоже Киевская Русь воюет с половцами и печенегами. А Руслан – это князь Игорь.

Также читают:

Картинка к сочинению Значение Слова о полку Игореве в русской литературе

Популярные сегодня темы

В каждой семье должен быть ребёнок, который обязан помогать своим родителям по дому. Но многие дети этим недовольны и предпочитают лучше посидеть в компьютере, смартфоне, нежели помочь маме с уборкой.

Данное творение можно назвать поистине философской работой. Красной нитью через него проходит вопрос веры, а также некоего злого рока. Автор использует достаточно большое количество гипербол, символов, олицетворений

Один из главных героев произведения – Владимир Николаевич – молодой дворянин, проходящий службу в армии в чине прапорщика. Герой повести не был богатым человеком. Всё его богатство составляла деревенька

Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали.

В своей повести «Поединок» Александр Куприн постарался затронуть глубокие проблемы царской армии. Одним из второстепенных персонажей произведения является Василий Нилыч Назанский

Значение «Слова о полку Игореве» в литературе и жизни человека Древней Руси

«Слово о полку Игореве» как произведение древнерусской литературы

Древняя литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине.

Главная тема древнерусской литературы — мировая история и смысл человеческой жизни. Древняя литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Характерной особенностью древнерусской литературы является историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту.

Говоря об отличительной черте древнерусского искусства в целом, в том числе и литературы, Б. И. Бурсов отмечает ее эпическую тему: «На протяжении всего древнего периода истории русского искусства, при учете непрерывного его развития в целом и отличительных свойств разных школ и направлений, преобладали тенденции к темам общего характера – теме судьбы государства в первую очередь, то есть к эпической теме. Нет спору, что к самым замечательным памятникам древнерусской литературы принадлежат произведения эпические по своему заданию» [1, с.28]. Но эпическая тема воплощается в произведения, проникнутые сильным лирическим началом. Эпическая тема в древнерусской литературе проникнута не спокойным и созерцательным отношением к миру, как это было в классическом эпосе древней Греции, а всевозрастающей тревогой. В ней звучат голоса, полные тоски и боли. Но они перебиваются другими, которые зовут к подвигам и жертвам и которые исполнены веры в победу. События и люди изображаются в древнерусской литературе с резко определенных позиций, а потому окрашены ярким лирическим чувством. И если уже доводить эту мысль до конца, то следует сказать, что в смысле средств изображения лирическая стихия является ведущей в древнерусской литературе. Она не столько показывает, сколько рассказывает, что нередко подчеркнуто самими названиями произведений: „Слово. “, „Сказание. “ и т. д. Носитель лирической стихии – именно тот, кто в наибольшей степени испытывает тоску и боль за судьбу родины. [1, с. 29]

В приведенной цитате дана характеристика одной из самых важных особенностей древней русской литературы. Эпическая тема, разрешаемая лирическими средствами, боль и тоска за судьбу родины, взволнованный рассказ об исторических событиях, непосредственное авторское толкование этих событий, прямой призыв к спасению родины, к преодолению неурядиц, к согласованным действиям всех ради общественного блага, преобладание рассказа над показом, ораторства над авторским самоустранением последующих литературных произведений или трансформаций образа автора как одной из форм авторского самоустранения – все это, действительно, очень типично для древней русской литературы, для всех ее жанров и всех веков вплоть до начала XVII в.

Эта типичная особенность нашла себе одно из самых ярких выражений в «Слове о полку Игореве». «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины.

Автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения.

Те же черты мы найдем во всех исторических повестях древней Руси, но особенно характерны они для XII и XIII вв. – для «Слова о погибели Русской земли», для «Повести о разорении Рязани Батыем», для повестей о битве на Калке, о взятии Владимира татарами и многих других. [8]

Для домонгольского периода в развитии древней русской литературы была характерна «эстетика дистанций» – дистанций пространственных и временных. Чтобы быть эстетически ценным, явление должно быть представлено в громадной перспективе, с далекого расстояния, как бы «с птичьего полета».

В летописях этого времени сопрягаются различные географические точки. Изложения событий перекидываются из одного княжества в другое. И это не только потому, что летописные своды соединяли в себе различные по своему географическому происхождению источники, но и потому, что именно такое повествование производило впечатление наибольшей значительности.

«Слово о полку Игореве» – произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля, и в повествование «Слова» также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере и до Тмуторокани на Черном море на юге, от Волги на востоке до Галича на западе. Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием «Слова» и создают его титанический фон.

Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов – Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др. – вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор «Слова» не выключает Русскую землю из состава окружающих ее народов, заставляя прислушиваться происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, литву, ятвагов и деремеллу (литовские племена) – быть непосредственно втянутыми в ход событий.

Монументальность XI-XIII веков требовала силы, выраженной в быстроте, способности преодолевать огромные пространства, энергии походов, переездов. Герои древнерусской литературы этого периода постоянно находятся в переездах, но переездах не мирных, а с войском – с «силою великой» («идоша князь в силе великой», «в силе тяжцей»).

В «Слове» широкие пространства действия условно объединяются гиперболической быстротой передвижения героев. Их быстрота сказочна, фантастична. Всеслав доткунлся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него лютым зверем; в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием своим отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава… Всеслав – князь людей судил, князьм города уряжал, а сам в ночи волком рыскал; из Киева дорыскивал до петухов Тмуторокани, великому Хорсу (солнцу) волком путь перерыскивал. Святослав, словно вихрь, исторгнул поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой.

Читайте также:  Анализ произведения Пересолил Чехова

Размеры битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с действиями людей: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Не менее велики образы «Плача Ярославны». Ярославна в «плаче» обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое всем тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

«Там, где в искусстве динамика, там в нем и история. Движение в пространстве едино с движением во времени. В «Слове» сказывается необычайная чуткость к истории. Оно проникнуто историзмом – не тем, конечно, к которому мы привыкли сейчас, а своим – средневековым и опять-таки очень монументальным». [3, с. 20-22]

Таким образом, для «Слова о полку Игореве» как произведения древнерусской литературы характерно следующее:

1. Эпическая тема произведения разрешается лирическими средствами.

2. Образ автора вносит в „Слово…“ лирическую стихию и общественно-политический пафос, причем лиричность во многом связана с природными образами.

3. «Слово о полку Игореве» – произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля.

Сочинение на тему “Слово о полку Игореве” – героическая поэма о Руси.

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно притягивает к себе взоры многих и многих людей. Это произведение волнует загадочной историей открытия и проблемой подлинности, которая не решена и до наших дней.

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником не только древнерусской литературы, но имеет и мировое значение. Содержание поэмы переносит нас в события XII столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.

Сюжет этой бессмертной книги загадочен. В центре внимания автора не победа, как, казалось бы, должно быть, а поражение. Поражение князя Игоря и его брата Всеволода в 1185 году. В истории Руси нет такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходили бы злобные враги. Так и в 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

Однако князь Игорь не смог участвовать в этом победоносном походе. Ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей и разделить батальную славу союзников. Игорь Новгород- Северский — могущественный, гордый и бесстрашный, любящий родину, но безрассудный и недальновидный князь, когда дело идет о честолюбивых помыслах его. Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы против врагов своей земли.

В «Слове о полку Игореве» Игорь с братом Всеволодом показаны автором как отважные и мужественные воины. Они молоды, красивы, сильны и полны решимости «добыть себе славы». Князь Игорь так упорен в этом стремлении, что не может увидеть ненужности своего похода, его не страшат «знамения», случившиеся в пути и предвещавшие поражение. Князь Игорь бесстрашен и неудержим в своем порыве защитить Отечество, он стремится скорее достичь Дона:

«Хочу копье переломить на границе поля Половецкого;

с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Эти слова князя обращены к любимой дружине.

Братья по-отцовски любят свои дружины и дорожат дружескими узами, связывающими их с воинами. Ничем не выдавая себя, князья наравне с простыми ратниками, несут все походные тяготы. На такую любовь доблестные витязи отвечают князьям преданностью и стойкостью на поле брани. Князь Всеволод — двоюродный брат князя Игоря, так говорит о своей дружине:

под трубами пеленаны,

под шлемами взлеяеянны, с

конца копья вскормлены,

дороги им известны, овраги знакомы,

сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле,

ища себе чести, а князю — славы».

Сердцем чувствуя боевой дух и настрой своего войска, окрыленного победой в первой битве, Игорь говорит:

Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть;

сядем же, братья, на борзых коней,

да посмотрим хоть на синий Дон».

Мужеству и стойкости в битвах дружина учится у своих князей. Восхищаясь отвагой Игоря и Всеволода, автор рисует их образы, как сильных и умелых полководцев. Храбро сражаясь с половцами, в тяжелом бою погибает князь Всеволод. Слова автора полны гордости за смелого русича:

Бьешься ты в первых радах,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь по шлемам мечами харалужными,

… куда, ярый тур поскачешь,

своим златым шлемом посвечивая,

там лежат поганые головы половецкие».

Благороден князь Игорь. Братская дружба и воинская честь зовут его на помощь милому Всеволоду. Но ничто не спасает их от бесславного поражения. Велико несчастье Игоря, но страшнее оно для Земли Русской. Утрачено значение блестящей победы над половцами Святослава Киевского. Вновь «поганые» ринулись разорять землю русскую, некому было защитить ее, потому что князья заняты были распрями своими да междоусобными войнами.

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Hа примере его поражения автор показывает печальные последствия княжеских усобиц и разъединения Руси. Кульминацией произведения является «Золотое слово» Святослава». Именно в нем цель произведения, его главный смысл.

В образе Святослава Киевского автор видит символ сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей и с помощью которых должно было осуществиться единство русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства и помыслы автора. Он ощущает родину как единое огромное целое. Читая произведение, мы видим обширные пространства: Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора. С любовью описывая обширные богатства родины, автор противопоставляет ей пустынную половецкую степь — «страну незнаемую», ее холмы, болота, «грязевые места».

Создавая «Слово», автор сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

«Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни XII века. По сути оно явилось «призывом русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ». (Карл Маркс).

Значение “Слова о полку Игореве” для последующих поколений (Литература XI—XII веков)

При единении и малое растет,

при раздоре и величайшее распадается.

Гай Саллюстий Крисп

Велик и непобедим наш русский народ. Велики просторы страны, ее бескрайние леса, поля и реки. Велики были в свое время и князья русские, храбрые, отважные, могучие, велики их бесчисленные подвиги. На протяжении всех веков писались произведения о русском народе и величайших правителях Руси, некоторые из них не утратили своей актуальности и по сей день. Одним из самых известных памятников литературы Древней Руси является “Слово о полку Игореве”, написанное, предположительно, в конце XII века.

В “Слове” автор, чья личность до сих пор остается загадкой для всего мира, через слова Святослава описывает непобедимую силу каждого из князей. Но вместе с тем он говорит и о необходимости объединения Руси – единство делает даже самое малое большим, самое слабое – сильным.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В любой ситуации, в любом деле оно создает опору людям, поддержку. Единство – поистине мудрость, поэтому призвавший к объединению Святослав считается самым мудрым из всех равноправных князей того времени.

Проблема необходимости объединения русского государства актуальна и в наши дни: люди все больше удаляются друг от друга и становятся уязвимыми.

Однако это не единственная тема, затронутая в произведении. От проблем современного мира проблемы, описанные в “Слове”, отличаются лишь временем и являются важными, постоянно существующими и требующими срочного решения на протяжении всех веков.

Писатель осуждает жажду славы и любые эгоистические интересы, показывая их в образе князя Игоря. Вред себе и окружающим – результат эгоизма князя, который и подтолкнул его на глупое и совершенно не обдуманное решение – поход на половцев в сопровождении лишь сына Владимира, брата Всеволода и племянника. В итоге поход привел к полному поражению и пленению князя Игоря. В наше время жажда славы – уже привычное и повседневное явление, как и эгоизм. Из-за них люди теряют доверие друг к другу, а затем и уважение. Игорь, не задумываясь о последствиях, ведет свое войско на верную гибель. В итоге множество семей, оставшихся без главных мужчин в доме, были обречены на смерть от голода и беды.

Также “Слово о полку Игореве” является первым произведением, где воспевается женщина. Жена Игоря – Ярославна – становится образом идеальной женщины. Она, верно ждет своего мужа, волнуется за него искренне, со всем сердцем и душой, готова в любую минуту “полететь кукушкой по Дунаю да утереть князю кровавые его раны”. В ее плаче выражена полная самоотверженность и тоска, а с возвращением Игоря появляется неописуемая радость. Такие искренние эмоции и чувства, душевная чистота и доброта делают ее женским идеалом. Ярославну можно ставить в пример девушкам и женщинам любого времени.

Святослав является символом мудрости – именно он призывает князей объединиться. Как говорится: “Главное – не количество, а качество”, – эта тема проходит через намерения Святослава: он ведет всех князей к мысли, что поодиночке ничего поистине великого невозможно добиться, и Русь мудрее одна, единая, но зато такая великая! Образ Святослава является своеобразным призывом людей к здравомыслию.

Одной из проблем, затронутых в “Слове”, является также и признание собственной вины. Игорь в произведении не является отрицательным героем, хотя его поступки очень строго осуждаются. К сожалению, осознанием вины не вернешь погибших, но для князя Игоря такой исход послужил огромным уроком на всю жизнь.

Автору “Слова о полку Игореве” с помощью образов и событий удается обратить внимание читателя на проблемы, актуальные не только для Руси начала второго тысячелетия, но и по сей день. В важности решения этих проблем, в памяти о том, к чему может привести их игнорирование и заключается значение “Слова” для последующих поколений.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id5898

Читайте также:  Служение людям в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

Сочинение по литературе. Историческая основа и значение «Слова о полку игореве»

“Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу. ”

В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал “Слова о полку Игореве”, который нашел в конце XVIII века А.М.Мусин-Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности произведения. Маленькая поэма, которой 800 лет. Почему так волнует ее судьба? Потому, что это история наша, о которой сохранилось не так уж много свидетельств: потому, что это доказательство высокой культуры наших предков.

О чем идет речь в поэме? О событиях, которые больше всего волновали людей в XII веке. О борьбе с половцами, “погаными”, что разоряли Русскую землю.

Кочевники-половцы жили на юго-востоке от Руси. Грабеж был важным источником обогащения их князей и воинов. Часто совершали они походы на своих быстрых конях, сжигали и разрушали города и села, уводили в плен русичей, чтобы продать их на рабских рынках в Крыму, вытаптывали посевы. Ходили и русские князья на них и часто громили врагов. Но среди них не было единства, и половцы этим пользовались.

Двоюродный брат киевского князя Святослава, князь Новгорода-Северского, Игорь, не захотел участвовать в походе вместе с другими князьями. Он решил добиться единоличной славы себе, а своим воинам — чести. Он пригласил своего брата Всеволода, собрал дружину. Настроение у всех было радостное.

Вначале русские разбили половцев. “Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки”. Захвачена добыча. Игорь надеется теперь зачерпнуть шлемом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи.

Но радость русичей была преждевременной. Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы кочевников, которые ведет хан Кончак. Стойко сражаются русские витязи, но гибнут один за одним под натиском превосходящих сил. Сам Игорь попадает в плен. Нет больше защитников, открыта теперь поганым дорога на Русь.

В то время, когда дружина Игоря храбро сражалась, князю Святославу приснился вещий сон, который его встревожил. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает своих братьев за необдуманный шаг. “Золотое слово” обращает князь ко всем сильным властителям русских княжеств с призывом вместе — как было прежде, при Владимире Мономахе — бороться против половцев, оборонять родину. Он хочет военного единства русских земель перед лицом всегда грозной и неожиданной опасности. Заветную свою мысль, боль и надежду вкладывает автор в уста Святослава.

А далеко на Путивле плачет красавица Ярославна. Она будто забыла, что христианка, так по-язычески древним славянским богам возносит свою молитву. И плач ее — такое поэтическое место в поэме, что вечно будет волновать людей.

Томится Игорь в плену. Ничто ему не мило, кроме свободы. Отомстить, смыть позор — вот его главное желание. Он знает, что его ждут с нетерпением жена, жители родного города и русские князья. Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его, он знает, что Игорь еще послужит родной земле. “Тяжко голове без плеч, горе и телу без головы. Так и русской земле без Игоря”.

События эти происходили в далеком 1185 году. В чем же основная идея произведения? То, что для нас составляет загадку, там, где мы не обойдемся без толкований, современники понимали с полуслова, с полунамека. Автор зовет русских князей к единству. Он сетует, что князья-братья враждуют между собой, а поганые радуются и зорят Русь. Он знает: когда князья вместе, они сильнее врага.

“Слово. ” — это призыв к объединению накануне татарского нашествия. Да, князья, ослепленные борьбой за власть, не вняли призыву, не услышали русского Бояна. Но идеей единства, так прекрасно воплощенной в поэме, вдохновлялись поколения русских на борьбу за свободу своей земли против татарского ига.

Автор стремится достичь политических целей. Но для нас поэма — прекрасный памятник русской культуры, историческое свидетельство. И в том, что и через 800 лет мы не остаемся равнодушными, читая ее, быть может, и есть главное значение этого произведения.

Долго была поэма в безвестности. Оригинал ее сгорел, но затем она получила большую славу. Композитор Бородин сочинил прекрасную оперу “Князь Игорь”, художники написали картины.

Ныне “Слово. ” — одно из самых известных произведений древнерусской литературы, оно прочно заняло свое место в русской и мировой культуре.

“Слово о полку Игореве” – шедевр древнерусской литературы

(для чтения и изучения в 8, 9, 11-м классах)

“Слово о полку Игореве” — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список “Слова” был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. Граф заинтересовался находкой и принялся изучать текст. Он показал рукопись своим друзьям — директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф. Малиновскому. В качестве консультанта был привлечен известный историк и писатель Н.М. Карамзин. По совету Карамзина и Малиновского Мусин-Пушкин решил опубликовать текст. В 1800 году “Слово” было издано. Это стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIX века. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника. Рукопись “Слова” вскоре погибла во время московского пожара 1812 года вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой.

“Слово о полку Игореве” посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев.

Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу. Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, “не сдержав юности”, двинулся в поход против половцев. Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу — собственными силами “поискать” старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу “Гореславичу”. Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской — все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря. Подробности похода Игоря освещены в древнерусских летописях.

Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось. Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: “Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти”. В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу.

На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали половецкого натиска и побежали. Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. Так бесславно кончился поход Игоря. Это был первый случай, когда русские князья попали в плен. Произошло то, чего так опасался князь Святослав: земля русская стала жертвой нового половецкого нашествия. Когда Святослав узнал о беде Игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: “Милая моя братия, сынове и мужи земли русской! Не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю русскую”.

Совместными усилиями русским князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. Игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи “обломила” его дружину. С помощью половчанина Оврула ему удалось бежать из плена. Он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. Конь его пал в пути, одиннадцать дней Игорь пешком шел к Донцу и, наконец, прибыл в Новгород-Северский.

Эти исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору “Слова о полку Игореве” сюжет.

Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема “Слова”. Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.

Основная идея “Слова” — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.

“Слово” открывается небольшим вступлением. Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета, поражение — его кульминацию. Действие переносится в Киев, столицу Русской земли. Автор вводит символический сон Святослава, который заканчивается публицистическим призывом, обращенным к князьям, “постоять за землю русскую”, отомстить за “раны Игоревы”. Затем следует лирический плач Ярославны, жены Игоря. Он предваряет развязку — бегство Игоря из плена и его возвращение.

Автор использует самые значительные эпизоды из летописи, способные донести основную идею произведения. Патриотическая мысль соединяет все части в единое художественное целое. Лирическая взволнованность, публицистичность, политическая направленность и яркая художественность делают “Слово”, по мысли В.Г. Белинского, “прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения” 1 .

Во вступлении “Слова” автор обращается к образу вещего Бояна, говорит о его исполнительском искусстве, умении “растекаться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”, размышляет, как ему начать печальную повесть о походе: старинным ли складом или выбрать свою манеру повествования. Его произведение — не слава, не хвала князьям, а реальное описание.

В “Слове” нет точных этнографических описаний, хотя отдельные детали, отражающие особенности быта и культуры можно обнаружить. Этнографические понятия сосредоточиваются в сознании автора “Слова” вокруг общенациональной идеи — борьбы за объединение Русской земли — и представлены как два враждебных мира, два противоположных полюса — “земля Русская” и “земля Половецкая”.

Пространство, как пишет Д.С. Лихачев, может обладать своеобразными “географическими” свойствами. Пространство в “Слове”, как представляется, обозначено этнографическими знаками, терминами, понятиями. Место действия — вся Русская земля. Кони ржут под Сулою, победы звенят в Киеве, трубы звучат в Новгороде-Северском, стяги стоят в Путивле. Здесь и Дунай (“девицы поют на Дунае”), и Волга, и Дон (воины Всеволода могут раскропить Волгу веслами, вычерпать Дон шеломами), Полоцк, Чернигов, Тьмутаракань. Автор называет отдельных ханов — Кончака, Гзака, Кобяка.

Русская земля в “Слове” — это и русский народ, русские ратаи (пахари), русские женщины и те “русичи”-воины, которые храбро сражаются с половцами и переживают разлуку с Русской землей. Не случайно горько и взволнованно звучит в “Слове” рефрен: “О Русская Земля, ты уже за холмом”. Образы земледельческого труда, по замыслу автора, являются антитезой 2 войне, созидание противопоставляется разрушению, мир — войне. Уже редко “покрикивают” за сохою пахари, только голодные вороны каркают в поле, “трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь лететь на поживу”. Автор хочет видеть Русскую землю единой, могучей, и необходимым условием для него является мир, прекращение усобиц, во время которых князья “сами на себя измену ковали. И сказал брат брату: это мое и то мое же” 3 .

Читайте также:  Сочинение Степан из рассказа Муму Тургенева

Автор подчеркивает, что сама природа реагирует на княжеские междоусобицы. “Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания” 4 . Природа сочувствует русским воинам, оплакивает их поражение, солнечное затмение предупреждает о неудаче похода, его сопровождают кровавые зори, вой волков, лай лисиц, клекот орлов. Свет солнца померк, ночь стонет грозой, тучи ползут к синему морю, никнут деревья от жалости, земля гудит, реки мутно текут.

Автор выступает выразителем народных интересов. Исследователь И.П. Еремин отмечает: “Автор, действительно, заполняет собой все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде, в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе, именно он, автор, вносит в “Слово” и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос 5 , которые так характерны для этого произведения” 6 .

Автор прославляет победу киевского князя над половцами, его идея выражена и в “золотом слове” Святослава. Оно перекликается со страстным призывом автора к князьям выступить “за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!” Князьям, говорит Святослав, надлежит забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской земле и не дать в обиду половцам “своего гнезда”, “вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами”.

В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В “золотом слове” князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: “В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю”. Бояре объяснили князю этот сон: “. вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться шлемом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а сами опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы. На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей” 7 .

Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря (“О! Рыдать Русской земле”) и его радости после возвращения князя из плена (“Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле. Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь” 8 ).

Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли. “А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна 9 и Жля 10 поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге. И зарыдал. Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской. Жены русские восплакались, причитая: “Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться!”” 11 .

Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах. Ее образ воплощает лучшие черты древнерусских женщин, горячо любящих, плач овеян нежностью и состраданием. Сила ее любви помогает Игорю бежать из плена. Она готова полететь кукушкою по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле и обтереть князю кровавые раны на могучем его теле. Ярославна заклинает ветер не метать стрелы на воинов мужа, Днепр “прилелеять” Игоря. “Ярославна рано по утру плачет в Путивле, на стене зубчатой, причитая: “Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем им колчаны заплел?”” 12 . Природа откликается на ее зов: “Разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи. Бог Игорю-князю путь указывает из земли половецкой в землю Русскую, к отчему золотому престолу. Погасли вечером зори. Игорь спит; Игорь бодрствует; Игорь мысленно степи мерит от великого Дона да малого Донца” 13 .

“Слово” насыщено народной поэзией, ее художественными образами. Деревья, трава, сказочные образы горностаев, борзого коня, сокола под тучами, гусей-лебедей присутствуют в произведении. Д.С. Лихачев отмечает: “Автор “Слова” творит в формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу, стоит на народной точке зрения. Народные образы “Слова” тесно связаны с его народными идеями” 14 .

Созданию и восприятию этнографической картины способствуют деловая, военная, феодальная, трудовая, охотничья лексика, описание воинских обычаев, а также использование символики. Автором воспроизводится бой, называются виды оружия (меч, копье, щит), воинские атрибуты (знамена, стяги, хоругви), упоминается о княжеских обрядах (постриг, посажение на коня) — все это реальные факты русской истории, воссоздающие картины быта русского воинства и вообще феодального быта Древней Руси.

Д.С. Лихачев отмечает: “. многое в художественных образах “Слова” рождалось самой жизнью, шло от разговорной речи, от терминологии, принятой в жизни, из привычных представлений XII века. Автор “Слова” не придумывал новых образов. Многозначность таких понятий, как “меч”, “копье”, “щит”, “стяг” и т.д., была подсказана особенностями употребления самих этих предметов в дружинном обиходе” 15 .

Анализа человеческих чувств, психологических состояний, “душевного развития”, безусловно, не найти в “Слове”, поскольку это явление стилей эпического и монументального историзма. Однако психологизм “Слова” очевиден. События, образы, природа передают оттенки различных психологических состояний и ощущений. Это и тяжелые предчувствия обреченности, вызванные зловещим предзнаменованием: встревожены звери, птицы, тревога распространяется к Волге, Приморью, доходит до Тмутаракани. Туга наполняет ум, печаль течет, тоска разливается. Природа в “Слове” скорбит и тревожится; вой волков, лай лисиц, клекот орлов сменяется картинами долго меркнущей ночи, погасшей зари, замолкнувшего щекота соловья. И снова в предчувствии поражения русских воинов появляются кровавые зори и черные тучи, идущие от моря, мутно текущие реки и подземные стуки, символизирующие движение несметных сил половцев. Эти чувства сменяются патетическим призывом автора к объединению, затем лирическим умиротворением и, наконец, радостным и торжественным финалом. По верному замечанию Д.С. Лихачева, в “Слове” соединяются “идеи-эмоции”, “идеи-чувства”, “идеи-образы”.

Эмоциональность также присуща самим событиям и самой природе. И побег Игоря из плена, и светлая, полная поэзии скорбь Ярославны, смягчающая боль утраты и поражения, и “золотое слово”, и вещий сон Святослава, и личная тема Игоря, его переживания, и, наконец, многообразие проявлений авторского чувства любви к Родине: тревоги и тоски, горечи и гордости, нежности и радости — все это, сливаясь воедино, создает эмоциональный фон “Слова”.

Большое место в “Слове” отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все “Ольгово храброе гнездо” пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с “погаными” и защите родины.

Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он “заворачивает” полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он “сокол”, “солнце красное”. Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство из плена, автор полон ликования, ибо, “как тяжко телу, кроме головы”, так тяжко Русской земле “без Игоря”. В знаменитом плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием.

Во всем подобен Игорю и Буй-Тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор “Слова”, переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, “как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы”. Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами “харалужными”, скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском “золотом” престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации), следуя художественным принципам фольклора. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по “чистому полю”, Всеволод, где только не появляется, “тамо лежат поганые головы половецкие”.

За рассказом в “Слове” отчетливо вырисовывается образ самого автора — горячего патриота Русской земли. Кто же был автором “Слова”? Существуют различные точки зрения на этот счет, например, один из дружинников Игоря, или певец Митус, великий князь Святослав Всеволодович, или сам Игорь. Д.С. Лихачев считает, что автор “Слова” участвовал в походе Игоря, поскольку живые картины похода отражаются в тексте: он создал памятник и сам записал его.

В каком жанре написано “Слово”? Мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что “Слово” — “песнь”, поэма (лирическая или героическая), памятник древнерусского героического эпоса. Другие отрицают стихотворную природу памятника. По их мнению, “Слово” не песнь и не поэма, а воинская повесть, памятник древнерусской исторической повествовательной прозы. Д.С. Лихачев в своих работах показал, что в “Слове” соединены два фольклорных жанра — слово и плач. Оно близко к народной поэзии по идейной сущности и по стилю.

Высокая идейность “Слова”, связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — все это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.

Читайте также другие темы главы “Литература периода феодальной раздробленности”:

Ссылка на основную публикацию