Сочинение Ученье – свет, а неученье – тьма 5 класс

Сочинение Ученье – свет а неученье – тьма (рассуждение)

Сочинение-рассуждение по теме: ученье-свет, а не ученье-тьма.На самом деле, эту замечательную пословицу родители повторяют нам чуть ли не каждую неделю. Естественно, она не несет прямого смысла, а является фразеологизмом. Она подразумевает, что если ты будешь учиться, то тебя ждет яркое, хорошее будущее. А если не учиться, то и не стоит ожидать чего-то хорошего. Правда ли это? Сейчас мы в этом разберемся.

Я считаю, что у взрослого поколения уже накопился опыт, а значит, что оно явно знает всю правду и посоветует только хорошего. Я полностью согласен с этим утверждением, ведь учеба-залог хорошего будущего. Сейчас я это докажу.

В качестве первого аргумента я возьму стихотворение Шаламова Андеря Владимировича «ученье-свет, а неученье-тьма». Всего лишь в пяти четверостишиях он ярко показывает, что все «сокровища» народа достанутся только тому, кто будет упорно грызть гранит науки. Он доносит до читателя, что всю лень в себе нужно просто убить, потому что она мешает.

Из этого стихотворения можно понять, что если идти в большую жизнь ничего не зная, то будет все очень плохо. Второй аргумент я приведу из реальной жизни. У моего друга есть два брата. Так сложилось, что они одного возраста, а он намного младше их. Им двоим уже по двадцать с лишним лет. Один уже закончил университет и удачно строит свою карьеру, а у другого все очень печально… Все считают это из-за того, что второй не учился, вот его жизнь и наказала.

Так я доказал, что к взрослому поколению нужно прислушиваться и верить, что ученье-свет, а неученье-тьма. Ведь нам нужно всего лишь слушать к великих писателей или же просто старших, это не сложно. Иначе у большинства не учащихся сложится такая же ситуация, как у второго брата моего друга! Я полностью уверен, что все взрослые, которые учились, не жалеют об этом!

Вариант №2

Впервые услышав выражение «Ученье – свет, а не ученье – тьма», я подумала о том, что это очень мудрое изречение. Русские пословицы всегда свидетельствовали о мудрости их создателя – народа.

Прием антитезы, лежащий в основе этой фразы, позволяет раскрыть философское содержание пословицы.

Народ, многие века не имевший возможности учиться, жил, словно во тьме. Крепостное право, процветавшее в России вплоть до 1861 года, много способствовало забитости и безграмотности крестьянства, которое составляло большинство населения Руси. Темный народ легче держать в полном повиновении. Безграмотными людьми намного проще управлять. Их удобнее эксплуатировать. Грамотность при таком государственном строе была недозволительной роскошью.

Сегодня каждый из нас имеет право на образование. Нам доступны бесплатные образовательные услуги. Общество пропагандирует культ знаний. И это правильно. Без знаний достойная жизнь невозможна.

В наше время знания – это инструмент достижения поставленных целей. Это ступеньки к мечте. Чем внушительнее багаж знаний, тем выше по ступенькам ты поднимаешься, тем ближе ты к своей заветной мечте.

Современный мир многогранен и многолик. Он радостно и гостеприимно распахивает свои двери перед людьми образованными, начитанными, знающими. Но он беспощаден к неучам, которые в силу своей лени не желают овладевать элементарными знаниями, а лишь сетуют на жизнь.

Сегодня каждый сам строит свое будущее. И то, каким оно будет, зависит только от нас самих. Очень важно вовремя осознать, что хорошее образование является гарантией хорошей работы.

Если человеку по душе деятельность в сфере инновационных технологий, он непременно должен работать над собой. Нельзя овладеть профессией врача, не имея представления о биологии и химии. Не стать хорошим учителем человеку, не знающему основ педагогики.

Быть образованным человеком – значит быть востребованным в обществе.

Ученье – свет а неученье – тьма сочинение рассуждение

Великий русский язык просто фонтанирует разного рода поговорками, присказками и пословицами. Одной из самых ярких и актуальных на сегодня является “ученье – свет, а не ученье – тьма”. Это не просто слова, в них заложена вся мудрость жизни. Учение способно озарить дорогу в прекрасное будущее, ибо тот, кто не желает учиться останется в темноте безграмотности, невежества и бескультурья. Эта пословица живёт с давних времен и до сих пор не теряет своего смысла. В годы советского периода эти слова были лозунгами на плакатах, которые побуждали людей к повышению грамотности.

При первом прочтении данной пословицы возникает ассоциация, будто ученье тоже самое, что и свет, который в значении древнерусского языка символизирует добро. Так же как и ассоциация тьмы со злом. Но если рассмотреть данную пословицу в широком ключе, то можно прийти к умозаключению о том, что в ней говорится о пользе, которую может дать образование. Знание даёт старт в жизнь. Таким образование недостаток знаний приводит человека во тьму, которая способна затмить реальную картину мира и не позволить сделать достойный выбор. Не зря же издавна пошло прозвище “тёмный” человек в значении необразованный.

Человеку следует учиться на протяжении всей жизни, ведь знаний много не бывает. Любому знанию можно найти применение. Например, не лишним окажутся знания правил безопасного проведения или основ медицинской помощи.

Учение в данной пословице фигурирует не как сам факт наличия диплома, а как беспрерывный жизненный процесс. С большой долей уверенности можно сказать, что пока человек занимается самообразованием его дорога идёт в сторону света. С завершением какого-либо познания дорога поворачивается в сторону тьмы. Именно поэтому человек получивший диплом не должен останавливаться и деградировать.

Сейчас мы живем среди большого потока информации. Каждому доступно образование в любой сфере и направлении. Некоторые сегодняшние школьники, к большому сожалению, не до конца способны понять на сколько важно то знание, которое закладывает школа.

Никто из современных образованных людей не жалеет о полученных знаниях. Они никогда не способны принести вред. Знание – это своего рода оружие, которое умный человек применяет в необходимых случаях.

Ученье – свет а неученье – тьма

У меня много подруг и друзей, но самая близкая подруга одна. Её имя Ирина. У нее короткие до плеч темно-каштановые волосы, они немного вьются, лоб наполовину закрывает маленькая чёлка. У Иры красивые тонкие брови, карие глаза и прямой нос,

Самый распространенный вопрос о различных жанрах безусловно практически всегда был достаточно резонансным и спорным в кругу специалистов литературного общества и критиков, которые связывают свою жизнь с этой тематикой. К слову сказать,

Перед нашим взором предстаёт зима в самом своём расцвете, поражающая всякое воображение и захватывающая сердца тех, кто смог увидеть сие творение и впитать в себя все тёплые чувства первого снега зимой. Навалило немало снега

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет очень глубокий философский характер. Каждый образ в нем, даже образы нечести и грешников, – несут очень весомую значимость в раскрытии всей темы. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат предстает перед читателем

Спорт помогает человеку быть здоровым, крепким и выносливым. Спортивные занятия не только укрепляют здоровье человека, но и поддерживают его тело в постоянном тонусе, приносят мышцам питательные вещества.

«Тарас Бульба» является единственной исторической повестью в литературном активе Николая Гоголя. Тематика книги касается истории запорожских казаков, их обычаев, образа жизни и роли, которую они сыграли для защиты православия в XVII веке

Сочинение-рассуждение на тему: “Ученье свет, а неученье – тьма”

С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому.

Есть такая русская пословица: “Ученье свет, а неученье – тьма”. Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества.

Люди, которые стремятся к знаниям, умные и начитанные,

Я с детства хочу стать переводчиком. Это моя мечта. Для того, чтобы она сбылась, я очень стараюсь, я учу английский в школе, хожу на дополнительные занятия.

Стараюсь смотреть мультфильмы без перевода, каждый день мама проверяет, сколько новых слов и фраз я запомнила. Она мне помогает достигнуть моей цели и выйти на свет, в мир грамотных и умных людей. Мне трудно, потому что у меня каждый день много других уроков, а еще музыкальная школа и танцы.

Нельзя оставаться во тьме, тем более наши замечательные учителя и любимые родители дают нам необходимые знания, поддерживают и верят в нас. Это нужно не для них, а для нашего будущего. Нужно прикладывать немало усилий для того, чтобы много уметь и знать, но все это пригодится в жизни.

Для того, чтобы получить любимую профессию и работать тем, кем мечтаешь, нужно потрудится.

Related posts:

Сочинение рассуждение на тему Хороший человекПонятие “быть хорошим человеком” – каждый понимает по-своему. Сколько в мире существует людей – столько и мнений. На хороших и плохих людей делят их поступки, действия, ход и образ жизни. В моем понимании “хороший человек” – это человек, который смог воспитать в себе высокие моральные качества, гуманность и искренность. К примеру, в моей жизни хороших […].

Сочинение рассуждение на дискуссионную тему -1Сочинение рассуждение на дискуссионную тему Сочинение рассуждение на дискуссионную тему – это сочинение – рассуждение, тема которого предполагает существование различных точек зрения на затронутую в тексте проблему. Автор предлагаемого сочинения-рассуждения на дискуссионную тему демонстрирует самостоятельность мышления, собственный взгляд на решение проблем района. В то же время сочинение рассуждение на дискуссионную тему представляет собой яркий образец […].

Сочинение на тему: “материя и свет”Природа света так же, как и свойства материи с давних времен и до настоящего времени являются предметом неустанных исследований ученых всего мира. Ведь именно взаимодействие этих двух еще не до конца изученных субстанций лежит в основе всех явлений окружающей действительности. Материей в физике называют объекты и вещества, о которых можно судить благодаря ощущениям. Под это […].

Сочинение на тему Образование будущего рассуждениеКакой же будет система образования будущего? По моему мнению, она будет глобальной. Любой ученик сможет получать качественное образование независимо от того, где он живет. Африканские школьники станут на ровне с европейскими, они вместе будут проводить разнообразные эксперименты и опыты. Помимо этого, образование будущего будет на одном едином языке. Чтобы каждый турист мог чувствовать себя по-настоящему […].

Сочинение-рассуждение на тему “Что такое дружба?”Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и […].

Сочинение на тему Добрые поступки (рассуждение)В современном обществе остается все меньше и меньше людей, которым присуще такое качество, как доброта. Люди стали безразличными и равнодушными к чужим бедам. Я считаю, что без добра невозможно жить. Я верю, что все добрые поступки обязательно вернутся, положительно повлияют на дальнейшую жизнь человека. Я стараюсь ежедневно совершать добрые поступки. Подкармливаю голубей и бездомных животных, […].

Сочинение на тему Добро и зло рассуждениеС самого детства мы знакомы с понятиями добра и зла. Взрослые каждые день объясняют нам, что хорошим быть хорошо, плохим быть плохо. Милиционеры твердят о переходе дороги только на зеленый свет или по зебре, врачи уговаривают нас, что болеть – это плохо. Почему плохо? Если это позволяет не ходить в школу, валяться в постели и […].

Сочинение на тему Дружба (рассуждение)Дать определение слову дружба люди пытаются с давних пор. Во имя дружбы совершались подвиги и бескорыстные поступки, ради дружбы сражались и погибали. Но охарактеризовать это слово в несколько предложений практически невозможно, ведь каждый человек вкладывает в его значение что-то свое. Дружба – это, прежде всего, схожесть взглядов и мыслей, чувств и потребностей двух людей. Мы […].

Сочинение на тему Что я люблю рассуждениеЛюблю я много чего! Родителей, конечно, а еще брата с сестрой. Кошку нашу люблю. И это нормально. Еще очень люблю хорошую погоду. Когда просыпаешься, а сквозь еще закрытые веки солнечные лучи. Вот это я люблю! Сразу настроение бодрое. И даже не так важно – зима или лето. Солнце сразу все “окрашивает” позитивно. То есть я […].

Сочинение на тему: “ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”)“Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?” – задается вопросом главный герой бес­смертной поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. История маленького пленника, который долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, совер­шил безумную попытку бегства в горы, наводит на размышления о предназначении человека в этом мире. Согласно сложившимся представлениям глав­ной ценностью в этом мире является […].

Читайте также:  Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

Сочинение-рассуждение на тему Роль учителя в жизни человекаУчитель… Такое простое слово, известное каждому человеку с детства. У большинства людей оно и ассоциируется именно с детством, юностью, учебой в школе. Первый учитель, любимый учитель, главный учитель… Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным. Позже, мы будем вспоминать […].

Конспект урока “Ученье путь к умению”Муниципальное казенное образовательное учреждение “Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья” Тема “Ученье путь к умению” Составила и провела воспитатель Гусева Н. Р. Форма проведения: профориентационная беседа. Цель: Ориентация школьников на рабочие Профессии с последующим поступлением в средние ПТУ. Задачи: Формирование представлений мира профессий, помощь в выборе профессии. […].

Сочинение-рассуждение на тему “Чтение – вот лучшее учение!”Взрослые любят повторять слова русского поэта А. С. Пушкина “Чтение – вот лучшее умение”. Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает […].

Сочинение – рассуждение на тему Хочу и надо в моей жизниВ жизни есть множество занятий, которые доставляют удовольствие. Отдых на природе, катание на велосипеде, компьютерные игры. Однако не всегда можно заниматься любимыми делами сколько захочешь. У каждого члена общества есть определенные обязанности, которые каждый должен выполнять. В не зависимости от собственного желания. Все: дети, подростки, взрослые и старики делают то, что предписывает им суровая необходимость. […].

Сочинение на тему: “Моя жизнь в колледже”Жизнь устроена таким образом, что очень часто человеку приходится менять свое окружение. К примеру, за первое время, проведенное в школе, человек привыкает к своим одноклассникам, становится с ними друзьями, начинает иметь с ними чрезвычайно много общего. Тем не менее, рано или поздно учебу нужно продолжать. Для этого надо покидать школу, а продолжать учиться совместно с […].

Сочинение на тему Есть ли право на бесчестьеПонятие чести затрагивается во многих литературных произведениях. Чести учат смолоду и просят всегда ее беречь. Честь говорит о правдивости, ответственности, моральной нравственности. Честь делает человека достойным и мужественным. Имеет ли человек право на бесчестие, таким вопросом задаются многие из нас. Ошибиться в выборе или поступке может каждый. Каждый может принять поспешное и необдуманное, а часто […].

Сочинение-рассуждение “Какой подарок лучше”Какой подарок лучше. Сочинение-рассуждение “Какой подарок лучше” – размышления ученицы после прочтения текста упражнения из школьного учебника. Анализируя предложенную ситуацию, автор вспоминает, какой бывает реакция именинников на разные – покупные и самодельные – подарки. В сочинении-рассуждении “Какой подарок лучше” девочка доказывает, что лучше подарок покупной. Какой подарок лучше Сочинение-рассуждение Однажды поспорили дедушка и внучка. Дедушка […].

Сочинение-рассуждение “Какой подарок лучше подарить”Сочинение-рассуждение “Какой подарок лучше” – образец сочинения по прочитанному тексту. Автор утверждает, что главное в подарке – это внимание, оказанное имениннику. Сочинение-рассуждение “Какой подарок лучше” включает советы, как следует относиться к выбору подарка. Какой подарок лучше Сочинение-рассуждение Однажды дедушка и внучка разошлись во мнениях. Дедушка утверждал, что в дни рождения надо дарить только то, что […].

Сочинение на тему Эгоизм (рассуждение) ОГЭ 15.3Что такое эгоизм? Эгоистичный человек этот тот, который думает только о себе. Кто свои личные интересы ставит над интересами других. Кто не оглядывается на потребности других, и даже не предполагает, что своими действиями или желаниями может кого-то обидеть или задеть. Конечно, эгоистичного человека мало кто любит. С таким трудно дружить и жить. Он не слушает […].

Сочинение-рассуждение на тему “Книга в моей жизни”Нам часто приходится слышать, что мы читаем не так много, как наши родители, бабушки и дедушки в нашем возрасте. Наверное, это так. Я и мои сверстники все больше проводим время в Интернете. В нем масса интересных вещей. А еще там собранно практически все то, что когда-то кем-то было написано или сказано. Но если хорошенько подумать: […].

Сочинение-рассуждение на тему Добрый человек1 вариант сочинения Что такое доброта? Доброта – это то, без чего не может обойтись в жизни ни один человек. И все мы должны стараться делать как можно больше добрых дел, ведь недаром говорят, что все в этой жизни возвращается бумерангом. Но какого же человека можно назвать добрым? В первую очередь, такой человек должен быть […].

Сочинение-рассуждение на тему “добро”Российские школьники часто пишут сочинения на философские темы. В них поднимаются так называемые вечные вопросы. О смысле жизни, предназначении человека, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вашему вниманию предлагается сочинение-рассуждение на тему “добро”, написанное ученицей 8 класса. С раннего детства родители учат нас, что нужно быть добрыми и не делать никому зла. […].

Сочинение рассуждение на тему ДеньгиЧеловечество давно пользуется деньгами. Деньги были придуманы для того чтобы можно было за оплаченный труд рассчитаться за нужный товар. У каждого человека свое отношение к деньгам. Для одних деньги – это показатель благосостояния и получения всех жизненных благ. Для других – средство к выживанию. Но каждый зарабатывает деньги тем что умеет делать, а тратит их […].

Рисование (изо) – мой любимый предмет сочинение-рассуждениеИз всех предметов, которые есть в школе, больше всего мне нравится изобразительное искусство. Вы наверное хотите спросить, почему именно рисование? Я думаю, это потому, что я очень люблю рисовать и у нас ведет хороший преподаватель, который хочет нас многому научить. Урок рисования проходит очень увлекательно. Там можно рисовать, чем захочешь, например это могут быть краски, […].

Сочинение рассуждение на тему Моя малая РодинаВариант 1: Полное сочинение У каждого человека есть очень близкое и родное место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любовь к малой Родине, так как у каждого должен быть свой причал, где можно на время остановится и отдохнуть от забот и проблем. У меня также […].

Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном?Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном? Быть хорошим сыном – значит вести се­бя так, чтобы твоим родителям не было боль­но и стыдно за твои поступки. Также это означает, что твое поведение не должно прино­сить родителям лишних волнений и слез. […].

Сочинение рассуждение на тему Свобода ОГЭ 15.3Что такое свобода? Для каждого человека свобода это право выбора, ведь когда демонстрируешь свое мнение, ты получаешь от этого удовольствие. Свобода выбора, свобода слова это самое главное в жизни каждого. Когда у детей спрашивают, что такое свобода они отвечают, что это возможность самостоятельно гулять без контроля родителей, ходить в магазины покупать то, что хочется. Детскими […].

Сочинение рассуждение на тему жизньПрогуливаясь по осеннему парку и наблюдая за тем как падают листья, начинаешь задумываться о том, что жизнь потихоньку проходит. Кажется, что вся жизнь впереди, однако это не так. Через несколько лет уже замечаешь, что время беспощадно. Оно ни для кого не делает поблажек. Ничего нет вечного на земле. На смену одной жизни приходит другая, и […].

Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема – вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин “морфема” ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого “morphe” – “форма”. Что такое морфема? Морфема – это мельчайшая несамостоятельная единица языка. Морфема выполняет две основные функции: она […].

Сочинение рассуждение на тему Внутреняя и внешняя красота человекаЧто же такое красота? Неужели ее можно измерить? Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан. Частенько на улицах и площадях мы засматривается на симпатичных людей, невольно думая, как они чудесно выглядят, как очаровательно улыбаются или как […].

Сочинение-рассуждение на тему Как вы понимаете значение слова УчительУчитель в жизни каждого человека играет роль наставника, который опытной рукой направляет в нужное русло. Тяжелый труд иногда остается недооцененным. Обучить и передать свои знания младшему поколению под силу только истинному педагогу по призванию. Без учителя невозможно освоить необходимый материал, который послужит стартом для дальнейшей жизни. Карьера строится на прочной базе, полученной во время занятий […].

Сочинение рассуждение на тему Слово человекаКаждый человек говорит определенный слова, практически все осуществляются с помощью поступков и слов “Слово слово родит, третье само бежит”. Будьте бдительны: любое слово, которое вы произнесете, может определить то, как пройдет ваш день или как изменится ваша жизнь. Вы считаете, что фразы “я не стану”, “это трудно” или “я не смогу” безвредны? Используя подобные фразы […].

Сочинение на тему Умение прощать 15.3 9 класс рассуждениеКаждого из нас обижали хотя бы, потому что конфликт – это неотъемлемая часть человеческой природы. Некоторые люди и вовсе обижаются на успехи других, это зависть. Она в свою очередь побуждает человека обидеть своего более успешного знакомого. Так и рождается круг ненависти. В истории мира многие народы практиковали месть, существует даже поговорка “Глаз за глаз” и […].

Сочинение на тему День рождения – Мой любимый праздник (рассуждение)1 вариант сочинения – Долгожданный праздник Одним из самых долгожданных праздников в году, несомненно является День Рождения человека. Ведь именно в этот день мы появились на кругленькой планете, под названием Земля. В этот день, перед нами открылась чудная дорога, подарившая нам необъяснимое чувство жизни, радости, горечи, и просто духовности. Кажется, что дата, на которую ты […].

Сочинение на тему Экология рассуждениеВ современном мире большинство проблем напрямую связаны с экологией, что волнует не только ученых и экологов, но и обычных людей. Природа – это все то, что нас окружает. Это и животные, и растения, и вода, и небо, и земля. Если мы не будем охранять природу и заботится о ней, то, в конце концов, она умрет, […].

Сочинение-рассуждение на тему счастьеСложно рассуждать о таком понятии как Счастье. Для каждого человека слово счастье имеет свое особое значение, связанное с тем, как складывается его Жизнь. Что такое счастье и как его достичь? Заключается ли оно в ощущении легкости, радости, покоя или счастье измеряется достижениями человека? Каждый сам для себя определяет это, и это единственный универсальный рецепт того, […].

Сочинение-рассуждение на тему “Что такое история?”Во всех учебниках пишут, что история – это наука о прошлом. История – это записи о том, что происходило в мире, в нашей стране или в нашем родном городе много лет назад. Даже то, что происходит с нами сейчас, когда-то станет историей и попадет в школьные учебники. Знать историю своего народа также важно, как и […].

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стилеЦели : формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему. Оборудование: высказывания Д. Лихачева, Л. Кассиля, А. Суркова. Тип урока : урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа – Что такое духовная культура? – Как связаны между собой понятия “духовность” и “счастье”? – В […].

Сочинение рассуждение на тему Свободное времяСочинение Как я провожу свободное время (7 класс) для мальчика С детства меня приучали к тому, что свободное время создано для того, чтобы проводить его с пользой, в первую очередь для себя. Свободное время в будние дни у меня начинается во второй половине дня. Приходя со школы я иду на тренировку по баскетболу, они проходят […].

Нужна помощь. Помогите найти сочинение-рассуждение на тему: роль учителя в моей жизниУчитель. Как много смысла в этом слове. Для каждого человека оно имеет различную окраску. Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учителем надо родиться. Он должен быть […].

Ученье – свет, а неученье – тьма – сочинение-рассуждение

Тьма представляет собой отсутствие света, так говорят мудрецы и, пожалуй, так определять тьму вполне логично. Там, где отсутствует свет, туда приходит тьма, которая является по своей сути только недостатком.

Невежество, то есть не ученье, тоже является недостатком. Логика в этом деле вполне проста. Если человек рождается без каких-либо знаний, он остается в определенном смысле во тьме, до того как вспомнит нечто интуитивно или получит какие-то знания, ученье.

Читайте также:  Сочинение по пословице Делу - время, потехе - час 4 класс

Тогда приходит свет, тьма отступает и человек начинает смотреть на многое совершенно иным взглядом в котором есть свет знания. Если человек не имеет знания, он смотрит как бы из тьмы и смотрит тоже в темноту, мир остается для него загадочным и странным, многое не понятно, но только стоит рассеять тьму, как многое становится ясно. В этом, вероятно, суть известного изречения.

Именно поэтому разумное распространение знаний, распространение для людей, которые нуждаются в этом, является основным методом борьбы с тьмой. А темное начало в свою очередь не может действовать так активно, оно может только порождать пассивность света. К примеру, когда ухудшают образования, даже, когда педагог в школе элементарно не старается или не распространяет свет, он потворствует тьме, тогда он пособник зла, он засеивает не разумное и доброе, но поощряет распространение тьмы, отсутствие света.

Конечно, в этой фразе имеются в виду не только энциклопедические знания и эрудиция. К примеру, некоторые люди изучили как устроен атом и каков итог? Атомная энергия, но при этом и кризисы на атомных станциях, серьезное загрязнение планеты, кто-то изобрел атомную бомбу, академик Сахаров потом раскаивался в этом поступке, но каков толк от его причитаний для жителей Хиросимы, к примеру?

Поэтому свет учения, вероятно, включает в себя и моральный аспект. Каждому требуется ясно представлять сначала последствия собственных действий, осознавать к чему приводят знания. Ведь знания дают определенную мощь и нужно умело пользоваться этим инструментом.

Есть мнение о благе как определенном знании, которое доступно всем людям. Если кто-то совершает неблаговидный поступок, он просто погряз во тьме невежества, так как обладающий светом подлинного знания (в том числе и морального) просто не может поступать во зло, он наполнен пониманием верного действия.

Сочинение 2

Свет позволяет различать вещи, во тьме наоборот – ничего не видно. Именно поэтому легко запутаться. К примеру, если человек в темном помещении хочет взять чашку, то он не знает, где этот предмет и легко может перепутать с другим, поэтому он может пить свой напиток из емкости для отбросов, например, и не чувствовать разницы.

Темнота обволакивает и уравнивает, на самом деле есть особенные функции темноты, которые некоторым людям даже нравятся. В частности такая уравнивающая и скрывающая функция, которая позволяет видеть мир совсем иначе. Запреты в темноте не действуют, так как ничего не понятно и в этом многие видят пользу.

Конечно, темнота тут, равно как и в пословице про ученье, является метафорой. Речь идет о концепции. Незнанье темноты делает для человека весь мир пространством, в котором легко ошибиться, в котором верные действия становятся только стечением обстоятельств.

В отличие от этого ученье дает мудрость и понимание и поэтому является светом, который освещает внешнее пространство. Человек, который обладает знаниями и пониманием, действует не, исходя из чужого мнения или обстоятельств, он действует, исходя из ясного понимания мира. Поэтому его действия остаются верными, и он не путается в собственном поведении и выборах.

В этом заключается отличие света от тьмы, ученья от неученья. Возьмем простой пример с мытьем рук. Он может быть довольно выразительным в этом контексте.

Если человек знает о бактериях и различных подобных организмах, он ясно понимает почему следует мыть руки прежде чем кушать или по приходу домой. Поэтому для него выбор очевиден, он может только помыть руки, оказавшись дома. Тот, кто не понимает основ гигиены, может помыть руки, так как таким образом поступают другие, но также он может и не мыть руки перед едой, например, ведь для него этот выбор неочевиден, он в этом смысле во тьме и не видит потребностей в определенных действиях.

В этом мире многие люди блуждают во тьме, многие рождаются так, после чего проживают всю жизнь не прояснив ничего светом подлинного знания. Конечно, речь не только об обучении в школе, человеку также полезно узнать и про моральные стороны знаний, получить учение жизненного опыта. В этом смысле свет всегда лучше, хотя и не всегда приятно смотреть на мир, который предстает в своем подлинном обличье, но когда есть свет, то понятно куда идти и такой вариант лучше, чем блуждать в комфортных потемках иллюзий.

Ученье – свет, а неученье – тьма

Популярные сочинения

Красота – это абстрактное понятие. Для некоторых людей что-то будет красиво, а для других наоборот. Тем не менее, каждый из нас может видеть красоту глаз своего соседа, в дуновении ветра, в снежинках, падающих зимой или, вообще говоря, в природе.

Наверное, нет такого человека, который бы не читал Карамзина. Он начал писать еще в эпоху сентиментализма. Но больше всего восхищение приходит после прочтения повести «Бедная Лиза»

Зимние каникулы пропитаны атмосферой праздника. Новый год и рождество – это любимые праздники большинства людей. Ведь, это выходные дни не только для учеников

Ученье – свет, сочинение-рассуждение

1 ответ

Пожалуй, одной и самых популярных русских пословиц и поговорок является пословица «Ученье – свет, а неученье – тьма». Она очень точно и метко дает понять, насколько важно человеку получать знания, которые освещают окружающий мир, вытягивают человека из пучины невежества. Эта пословица была актуально и сто лет назад, не утратила она своей значимости и в наши дни. Стоит отметить, что в ней не говорится конкретно об образовании, поскольку много лет назад далеко не каждый человек мог учиться в школе, не говоря уже об академиях и университетах.

В пословице говорится о самой потребности человека получать новые знания, расширять свой кругозор, брать из окружающей действительности по максимуму новой, полезной информации. Я считаю, что, даже получив высшее образование, не стоит оставаться на достигнутом. Чтобы ум оставался острым, а мозг постоянно работал, нужно регулярно давать ему нагрузку. Например, изучать новые языки, развиваться в своей профессии, постоянно читать художественную литературу. Самое главное – не останавливаться и не лениться постигать что-то новое.

Оценка: 5 ( 4 голоса)

  • 1. Ученье свет, а неученье тьма – смысл пословицы
  • 2. ученье свет а неученье тьма, как пишется пословица?
  • 3. Поговорки и пословицы о учебе для детей
  • 4. Сочинение “Молчалины блаженствуют на свете” (рассуждение)
  • 5. Пословицы про учебу и знания (поговорки)
  • 6. Сочинение “Что делает человека сильным”
  • 7. Сочинение “Служить бы рад, прислуживаться тошно”

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Даниил Кошелев 275
  2. 2. Игорь Проскуренко 143
  3. 3. Арина Бутусова 96
  4. 4. Александр Афанасьев 57
  5. 5. Виолетта Иванова 51
  6. 6. даниил Михура 42
  7. 7. Артём Назаренко 37
  8. 8. Аделина Валеева 35
  9. 9. НИКИТА НИКИТИН 31
  10. 10. Daniel Solodukhin 30
  1. 1. Кристина Волосочева 18,425
  2. 2. Юлия Бронникова 18,105
  3. 3. Ekaterina 18,061
  4. 4. Darth Vader 17,156
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Ученье свет а неученье – тьма
материал (5 класс)

Сценарий выпускного праздника

«Ученье свет, а не ученье тьма

или волшебные приключения Маленькой Бабы-Яги»

Скачать:

ВложениеРазмер
uchene_svet_a_neuchene_-_tma.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий выпускного праздника

«Ученье свет, а не ученье тьма

или волшебные приключения Маленькой Бабы-Яги»

Сцена разделена маркизом (белая ткань). На передней части сцены – ширма:

с одной стороны ширмы закреплено дерево (лес), с другой стороны – интерьер кабинета Ворона Абрахаса (книги, портреты мудрецов).

Рядом с ширмой располагаются счеты, пенек.

Голос за кадром:

Далеко-далеко за морем

Стоит золотая стена,

За стеной той заветная дверца,

За дверью Чудо-страна.

Когда ты войдешь в эту дверцу,

Везде тебя ждут чудеса,

И тайну волшебных предметов

Познаешь, мой друг, до конца.

Звуковой фон: капли дождя, завывание ветра. Гром, блики молнии.

Сцена освещается, Ширма разворачивается, появляется Ворон Абрахас.

Ворон (разглядывая портреты ): Да, недаром говорят «Ученье свет, а не ученье тьма». Вот моя ученица, Маленькая Баба-Яга, не всегда проявляет должное усердие в учебе, а совсем скоро ей предстоит сдать серьезный экзамен. Посмотрим, много ли добрых дел она сделала ( подходит к счетам, щелкает косточки на счетах ). Помогла собрать старушкам хворост – раз, спасла лошадей от жестокого возчика – два, помогла детворе защитить Снеговика от хулиганов – три, спасла гнезда ворон от разорения мальчишками – четыре … Ну что ж неплохо.

Но и ошибок в ее колдовстве было много: вместо дождя наколдовала кислое молоко – раз, два – она колдовала в пятницу, что совершенно не допустимо для настоящей колдуньи. Интересно, а чем же она сейчас занята? Пора проверить, как идет ее подготовка к экзамену.

Ворон достает волшебное перо. Производит колдовство – занавес (маркиз) открывается. Ворон уходит.

Звуковой фон: шум дождя сменяется шумом леса.

Декорации: на заднике – дремучий лес,

на сцене – избушка, котел, травы, колдовская книга, волшебные предметы.

Маленькая Баба-Яга ходит по лесу и собирает травы и коренья для колдовства.

Маленькая Б-Я: Между сосен и полянок

Поскакала за бугор,

Собрала ведро поганок,

Притащила свежей тины

Волчьих ягод три корзины,

Кипу разных корешков,

Да травы пару пучков.

Мне осталось пройти самое трудное испытание – научиться подчинять волшебные предметы своей воле. А для этого нужно сварить волшебное зелье.

Маленькая Баба-Яга подходит к избушке, бросает в котел собранные травы и коренья, произносит заклинание.

Незаметно для Маленькой Бабы-Яги появляется Ворон Абрахас,

наблюдает за ее действиями.

В результате ее колдовства идет дым и пар («Химическая реакция»), сопровождается звуковыми эффектами.

Маленькая Б-Я: Вот зелье и готово! Сейчас испробуем его силу …

Маленькая Баба-Яга взбрызгивает зельем на волшебные предметы.

Волшебные предметы исчезают со сцены.

Остается только Волшебный Горшочек.

Маленькая Б-Я: Странно… И куда это все волшебные предметы исчезли…

Останавливается взглядом на Волшебном Горшочке, включается фонограмма «Чириканье птичек». Берет Горшочек в руки.

Маленькая Б-Я : Раз остался один Волшебный Горшочек, на нем и проверим колдовскую силу моего зелья. Сейчас я наколдую для птичек вкусную кашу.

Маленькая Баба-Яга говорит волшебные слова.

Горшочек, чудо сотвори,

Кашу вкусную вари.

Маленькая Б-Я : Где моя большая ложка?! Сейчас посмотрим, какая вкусная каша у меня получилась.

Маленькая Баба-Яга берет ложку и пытается отведать каши из Горшочка, но вместо этого из Горшочка тянутся длинные ленты.

Маленькая Б-Я (вынимая ленты из Горшочка) : Ой, что это. Почему? Где каша?

Ворон Абрахас (выходя к ученице) : Так – так…

Маленькая Б-Я : Должно быть, я оговорилась!

Ворон Абрахас : «Оговорилась»! Ты невнимательна и рассеяна. Так можно всю колдовскую силу загубить.

Маленькая Б-Я : Я сейчас все исправлю.

Ворон Абрахас : Одной тебе явно не справиться. Тебе нужны помощники.

Маленькая Б-Я : А где же я их найду?

Ворон Абрахас : Есть у меня на примете маленькие волшебники – ученики школы «Умка». Многому они научились, и, думаю, смогут помочь тебе вернуть всем волшебным предметам их истинную колдовскую силу. Только помни: старание и труд все перетрут.

Маленькая Б-Я : Знаю-знаю про них… пролетала – видела. Сейчас вылетаю в путь. Эй, метла, ты пробудись,

Эй, метла, ты разомнись…

Унеси меня туда,

Где помогут мне друзья.

Метла выполняет «волшебные движения». Маленькая Б-Я садится на метлу, отправляется в полет.

Ворон Абрахас : Не стоит оставлять ее без присмотра, отправлюсь я вслед за моей ученицей.

Маленькая Баба-Яга делает на метле пару кругов, Ворон летит за ней, останавливаются.

Маленькая Б-Я здоровается с детьми. Обращается к ним за помощью .

При помощи детей Маленькая Б-Я возвращает колдовскую силу Горшочку.

Музыкальная игра «Доскажи волшебство»

(по принципу «Доскажи словечко» – «Самара-городок»)

1. Чтобы чудеса свершались,

Надо помнить нам всегда,

В каждой сказке, в каждой книжке

Есть волшебные слова.

Их, дружок, не забывай,

Вместе с нами повторяй,

Дружно, вместе и тогда,

Все преграды – не беда.

2. Щука выполнит желанье,

Лишь произнесешь слова:

По щучьему велению,

По моему хотению.

3. Деревянный мальчуган,

Деньги в землю закопал,

И над ними прошептал:

4. Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду доложи…

Я ль на свете всех белее,

Все прекрасней и милее.

5. Этот цветок непростой,

Семицветик он цветной,

Ты листочек оторви,

И слова произнеси,

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

После проведения игры Маленькая Б-Я проверяет колдовскую силу Горшочка.

Горшочек, чудо сотвори,

Кашу вкусную вари.

Маленькая Баба-Яга берет ложку, пробует кашу, накладывает на тарелочку для птичек.

Ворон Абрахас : С Горшочком ты справилась, но у тебя остались еще и другие волшебные предметы, которым нужно вернуть их колдовскую силу. Например, Волшебному Зеркалу. Но для начала надо, чтоб это Зеркало появилось здесь.

Маленькая Б-Я : Я знаю, как это сделать. В этом нам поможет клубок ниток.

Игра «Клубочек ниток»

( Первый вариант ( для малышей): дети встают друг за другом, идут за ведущим змейкой;

Второй вариант (для старших детей): дети идут по кругу, взявшись за руки. «Клубочек» катится по широкой реке, через гору, по кочкам. Ребята выполняют движения. Нельзя расцеплять руки).

После проведения игры дети рассаживаются по местам.

Ворон Абрахас вынимает Волшебное Зеркало из-под «крыльев»

(спрятано за спиной, под плащом).

Ворон Абрахас ( обращаясь к Зеркалу ):

Свет, мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Что поможет нашим детям,

Быть умнее всех на свете.

Зеркало отвечает – включается запись «Перевертыш» («Учат в школе»).

Ворон Абрахас : А теперь нужно вернуть колдовскую силу Зеркалу.

Первый вариант (для малышей): Волк и семеро козлят

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких …( козлят ).

Тут зубами щелк да щелк,

Появился серый … ( волк ),

Шкуру белую надел,

Нежным голосом … ( запел ).

Как коза запел тот зверь:

– Отоприте, детки … ( дверь ),

Ваша матушка пришла,

Молочка вам …( принесла ).

Мы ответим без подсказки

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки:

«… и … …» ( Волк и семеро козлят ).

Второй вариант (для старших): Математические задачи

1.Щука в озере плыла,

Червяка с крючка сняла,

Наварила щука щей.

Пригласила пять ершей,

Щи у щуки хороши!

Сколько рыбок ели щи? ( Ответ 6 ).

2. Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро смело,

Сколько птичек прилетело? ( Ответ 7 ).

3. На поляне у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать,

Кто успел их сосчитать? ( Ответ 4 ).

4. На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше у осин

Он нашел еще один.

Ну-ка кто сказать готов,

Сколько крот нашел грибов? ( Ответ 3 ).

Ворон Абрахас: Проверим, вернулась ли колдовская сила Волшебному Зеркалу.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Что поможет нашим детям,

Быть умнее всех на свете.

Зеркало отвечает – Звучит фонограмма «Учат в школе»

Ворон Абрахас : Вот мы и вернули Зеркалу волшебную силу.

С помощью цветика – семицветика возвращаем следующий волшебный предмет.

(Детям выдаются элементы цветика – сердцевину и лепесточки. Дети передают их под музыку друг другу, как только музыка выключается, те, у кого в руках остаются элементы цветика, выходят в центр и составляют цветик-семицветик (на липучках, по принципу притворщика).

Лети, лети, лепесток,

По ручонкам на восток,

Лишь услышишь слово стоп,

Соберись скорей цветок.

Появляются (вкатываются) сапоги-скороходы (на скейте или роликах).

Маленькая Баба-Яга одевает сапоги-скороходы, проверяет их силу – начинает ходить задом наперед.

При помощи детей возвращает колдовскую силу сапогам.

(Вызываются два взрослых (папы), надевают большие штаны, детям надо как можно быстрее наполнить штаны воздушными шарами).

Маленькая Баба-Яга проверяет колдовскую силу сапог-скороходов.

В шарах Маленькая Баба-Яга находит Волшебную Палочку .

Маленькая Б-Я: Палочка волшебная есть у меня, друзья,

Шапку-невидимку отыщет нам она.

Звуковой эффект колдовства.

Палочка притягивает Маленькую Бабу-Ягу к волшебному коробу («черный ящик»).

Маленькая Б-Я : А где же Шапка-невидимка?

Ворон Абрахас : Наверное, в этом волшебном коробе.

Ворон Абрахас открывает короб – пустота.

Для появления Шапки-невидимки Ворон проводит игру с залом

Ворон Абрахас извлекает Шапку-невидимку из короба.

Ворон Абрахас : Шапка-невидимка есть, теперь ей нужно вернуть колдовскую силу.

Первый вариант (для малышей): Музыкальная игра «Найди сказку»

(Дети отгадывают сказку и показывают героя из сказки).

(«Мы едем-едем в далекие края»).

Яйцо она снесла!

А волку мой козленочек

Ты дверь не открывай!

Попил воды Иванушка!

И, вдруг, козленком стал!

У мухи гости собрались!

И самовар кипит!

Ты испеки мне, бабушка,

И потеряла туфельку!

Да так и не нашла!

(Спрятанные сказки: Курочка Ряба, Волк и семеро козлят, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Муха Цокотуха, Колобок, Золушка).

Второй вариант (для старших детей): «Музыкальный оркестр»

( на мотив «Мы едем, едем, едем …»)

Мальчики исполняют партию трубы: тру-ту-ту, тру-ту-ту, тру-ту-ту.

Девочки исполняют партию скрипок: тили-тили, тили-тили.

И девочки и мальчики исполняют партию барабанов: бум-бум-бум.

Поверьте сказке старой,

Что рассказали мне,

Все это в музыкальной

Случилось в стране.

Там скрипка с барабаном,

С трубой подняли крик

О том, кто самым главным

Окажется из них.

Бум, бум, бум, бум,

Это музыка, не шум,

Это музыка, не шум!

Труба охрипла первой,

Хоть громкий голос дан.

У скрипки сдали нервы,

И без аплодисментов

Их крик внезапно стих.

Бум, бум, бум, бум,

Это музыка, не шум,

Это музыка, не шум!

Маленькая Б-Я : Ура! Мы справились – и вернули всем волшебным предметам их колдовскую силу.

Ворон Абрахас : Молодец! Ты сдала свой последний экзамен! И отныне ты становишься настоящей Колдуньей.

Ворон Абрахас посвящает Маленькую Бабу-Ягу в «Колдунью» – одевает «Символ волшебной власти» (шапку).

Ворон Абрахас : Но только помни: у тебя все получилось, потому что ребята тебе помогали: их дружба, доброта, терпение, умение, трудолюбие. А потому твое колдовство будет действовать только тогда, когда ты будешь творить добрые дела.

(Обращается к детям). Маленькая Баба-Яга приложила немало сил, чтобы стать настоящей колдуньей! Если вы, ребята, так же, как сегодня, будете проявлять в учебе терпение, трудолюбие, усердие, я уверен, вы справитесь со всеми сложными испытаниями. И добьетесь успеха в любом деле.

Делу время, а потехе час. Не пора ли нам возвращаться в нашу сказку? Нас ждут добрые дела!

Маленькая Баба-Яга : До свидания, ребята! До новых встреч!

Ворон Абрахас с Маленькой Бабой-Ягой вернулись к ширме.

Включается фонограмма – гром, блики молний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сказкотерапии: “Ученье свет, а не ученье тьма».Побуждает детей к раз­мышлению о том, что мешает учиться лучше и что может помочь.Формирует активную положительную мотивацию.

Театрализованный праздник начала учебного года. идеи этого сценария подходит как для младших так и для старших классов.

Приветствие команды на конкурс математиков. Методическая разработка.

Данная презентация может быть использована на внеурочной деятельности по физике в 8кл.

Спектакль о безграмотном короле и принцессе, которая очень хотела учиться. Постановку данного спектакля можно осуществить в школьном театре, ко Дню Учителя или просто вместе со своим классом и выступи.

Сценарий содержит презентации предметов “русский язык”, “литература”, “история&quot.

Классный час на тему “Ученье-свет, а не ученье-тьма&quot.

“Ученье – свет, неученье – тьма”

Цель: Показать учащимся и убедить их в том, что учение служит повышению их умственного развития, их человечности.

I. Проверка домашнего задания.

II. Постановка учебной задачи.

– Что такое совет?

– Совет – наставление, указание о том, как поступить. Например, советы по работе, советы классному руководителю, советы друзьям и т.д.

– Какие пословицы и поговорки о советах знаете?

– Жить в любви и совете! Совет да любовь! Людям советуй, но сам обходись своим умом. Советом работу не испортишь. И так далее.

– Вы обычно с кем советуетесь?

– С родителями, с дедушкой, бабушкой, с друзьями и т.п.

– В сорок пятом наставлении Каюма Насыйри есть такие строки: “О, сынок, старайся избегать советов различных людей. Прежде всего, остерегайся невежды, ибо он темен и может толкнуть тебя на ложный путь”.

– Кого же называют невеждой? Каким он бывает? И что такое – невежество?

– Не имеющий писать – читать, малообразованный, малосведущий человек. Отсутствие знаний в определённой области, непосвященность в рассматриваемых вопросах, незнание своей работы, своих обязанностей.

– Как легче жить: невеждой или знающим человеком?

– Конечно же, знающим, сведущим человеком!

– Грамотным, учёным, гармонично развитым, культурным во всех отношениях и т.д.

– Какие вы знаете пословицы и поговорки с этими словами?

– Учёного учить – только портить. Ученье – зёрна мудрости, знание – зерно счастья.(Грузин.) Знания, полученные в детстве – что письмена на камнях.(Авар.) Не читавший книг – что пчела, не видевшая цветов.(Белорус.) Слёзы при ученье – радость в жизни.(Испан.) Не злато сыну дари, а книгу драгоценную.(Корея.) Прочитать новую книгу – приобрести ещё одного друга.(Китай.) Если не читать ежедневно, то знания ежедневно убывают.(Китай.) если зорькой не встаёшь – день теряешь, а если в детстве и юности не читаешь – всю жизнь теряешь.(Тибет.) хорошая книга – самый верный друг: не любишь – не укоряет, а поверишь в неё – никогда не обманет.(Турция. Малограмотный человек – человек в оковах.(Африка.) Учёба – рытьё колодца иголкой. Ученье свет – а неученье тьма. Книга – источник знаний и т.д.

– Значит, о чём же мы будем сегодня говорить?

– Об учёбе, о пользе учения, о вреде и недопустимости невежества и т.п.

III. Решение учебной задачи.

1 задание. (Обсуждается в группах)

– Давайте – ка, ещё раз проясним: что такое учёба?

– Учёба – от слова учить: передавать кому-либо какие-нибудь знания и навыки; учиться специальности, умению чего-либо делать.

– Какие пути, способы и средства учёбы вы знаете?

– Книга – источник знаний! Можно учиться читая газеты и журналы, занимаясь на компьютере и т.д.

– Кого из учёных, писателей, всемирно- известных личностей нашей национальности (наших земляков) вы знаете?

– Кого из высокообразованных родных вы знаете?

– Как надо учиться, чтобы была польза от знаний?

– Надо учиться, заниматься вдумчиво, старательно. Читать много и быстро, конспектируя для лучшего запоминания.

– Как вы понимаете самостоятельную учёбу?

– Самостоятельно, то есть без помощи других людей. Самостоятельная учёба длится с пелёнок до самой смерти человека и т.д.

– Есть ли какая-либо связь между учёностью и дисциплиной?

– Да. Учёные люди обычно бывают дисциплинированными и т. п.

– Всегда ли бывает только так?

– В основном, да, именно так. Однако, и среди учёных людей наблюдаются недисциплинированные, неорганизованные. Но – редко.

– Как влияет учёба на способности на талант человека?

– Он усиливает талант, развивает способности.

– Как по другому называют человека образованного, воспитанного, культурного? Оно, в основном, относится к людям умственного труда.

– Интеллигент! Представитель интеллигенции и т.п.

– Учёные утверждают, что для того, чтобы стать интеллигентным человеком, надо до совершеннолетия успеть прочесть не менее 80 книг таких великих писателей, как Лермонтов, Гоголь, Тукай, Тургенев, Толстой, Куприн, Бунин, Булгаков, Пастернак, Дефо, Шекспир, Байрон, Диккенс и другие.

2 задание. (Обсуждается в группах)

– В тридцать четвёртом наставлении книги Каюма Насыйри есть и такие строки: “О, сын мой, когда придётся тебе воспитывать детей, будь особенно старателен, пока они малы. Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнётся, покуда тонок. В нежном возрасте следует вкушать понятия о многих науках и давать кое-какие знания даже по математике…”

– Как вы думаете, почему полезней (эффективней) учиться смолоду?

– Потому что ребёнок должен успеть до совершеннолетия, до вступления в самостоятельную жизнь набраться сил и умственного багажа.

– В то же время у великого Каюма Насыйри есть и такие слова в шестом наставлении его “Книги о воспитании”. Один почтенный человек отдал сына учёному наставнику для воспитания и обучения. И сказал при этом: “О, лучший из учителей, воспитай это дитя и дай ему знания, пусть станет мудрым и учёным.” наставник занимался с мальчиком, учил его наукам, но из этого ничего не вышло. И он отвёл его назад, к отцу, говоря: “Ребёнок этот настолько глух к наукам и туп, что я чувствую, как сам глупею, когда учу его…”

– Как вы понимаете содержание этого наставления?

– Всему – своё время. Надо вовремя учиться игре на музыкальных инструментах, танцам, рисованию, пению. Если ребёнка не учат с детства читать и писать, то он становится ленивым учеником и т.д.

– Как вы понимаете слово “тьма” (“неученье – тьма”)?

– “Тьма” в душе человеческой – позор для него, самоунижение и т.д. Учёный же человек всегда будет в выигрыше, на высоте.

– Как вы понимаете: “невежество – позор”?

– Невежество – отсутствие знаний, некультурность, бестолковость, неумность, корыстолюбие и т.д. Такой человек всегда способен опорочить другого.

– Откуда же берётся невежество?

– От лени, лодырничания.

– Какие стихи классиков, изобличающих лень, вы знаете?

– О чём мы говорили сегодня на уроке? Какие выводы сделали вы из сегодняшнего занятия?

– Что полезного извлекли вы из него?

V. Домашнее задание.

– В каких высших учебных заведениях можно продолжить учёбу в нашем крае после окончания средней школы? И где они размещаются? Напишите об этом сочинение.

Ссылка на основную публикацию