Сочинение Умные речи приятно и слушать

Сочинение по пословице 4 класс умные речи приятно и слушать

elena-kh, да, есть такие чудо-экземпляры, Хотя в природе это — редкость, единицы, Но слушать их — это не раз бывало — Можно заслушаться и только удивиться: Обычное, обыденно-приевшееся слово В устах их оживает словно, И, напитавшись энергетикою их оригинальности, Отбрасывая штампы и банальности, Пусть очень редко так бывает — Живая мысль на бытовом асфальте расцветает. С такими человеками общение Всегда производило потрясающее впечатление Не столько интеллектуального контакта — Нет, никогда оно и не было абстрактным, Сугубо деловым, информативным — Наоборот, и задушевным и интимным И увлекательным являлось — не казалось. И самая малюсенькая малость Но! — в их присутствии и в их употреблении Приобретала новый смысл и новое значение.

Какое сочинение написать по пословице «Умные речи приятно и слушать»?

В сочинение на данную вами в вопросе тему можно написать следующие моменты:

Напишите о том, что мир таков, что человек без общения не сможет просуществовать. Мир изначально основывается на общении — это общение и на работе, и дома, и с друзьями. И всегда приятно общаться с умными людьми, которые могут грамотно рассуждать и красиво строить свои рассказы.

В данной работе напишите, что очень приятно и интересно слушать, что рассказывают умные люди. Вы слушаете с большим интересом, не хотите прекращать общение или выслушивание. Вы увлекаетесь разговором. Кроме того, Вы узнаете много ценной информации, которая пригодится Вам в будущем.

Во введении в сочинение можно привести в пример хорошие русские пословицы об умных людях,либо афоризмы.И потом вспомнить о каком то человеке из вашей жизни,которого вы считаете умным и написать о том,на какие темы вы ведете диалоги,что вам нравится в общении с данным человеком.

Нравится ли вам слушать его рассказы,какие выводы вы из них извлекаете.Каким образом он говорит,какая его речь,приятно ли это вашему слуху,что нового вы открыли для себя из таких бесед.

И на самом деле всегда будет приятно слушать того,чей разговор повествователен и интересен,

и мы часто извлекаем какие то нужные нам советы и информацию.

да, есть такие чудо-экземпляры, Хотя в природе это — редкость, единицы,

Но слушать их — это не раз бывало — Можно заслушаться и только удивиться:

Обычное, обыденно-приевшееся слово В устах их оживает словно,

И, напитавшись энергетикою их оригинальности, Отбрасывая штампы и банальности,

Пусть очень редко так бывает — Живая мысль на бытовом асфальте расцветает.

С такими человеками общение Всегда производило потрясающее впечатление

Не столько интеллектуального контакта — Нет, никогда оно и не было абстрактным,

Сугубо деловым, информативным — Наоборот, и задушевным и интимным

И увлекательным являлось — не казалось. И самая малюсенькая малость

Но! — в их присутствии и в их употреблении Приобретала новый смысл и новое значение.

Эту пословицу можно часто встретить в различных произведениях и смысл ее в том, что речь должна нести какую-то полезную информацию для слушателя, а не просто быть сотрясением звука. Когда человек говорит по делу, он может не беспокоится об украшении своей речи вычурными фразами, может не заботиться о том, чтобы его слова понравились собеседнику красотой построения и богатством метафор. Он говорит умные и полезные вещи, которые приятно слушать, потому что они несут пользу не только тому, кто их говорит, но и тому кто их слушает. Иногда речь может звучать как музыка, то есть отвечать чаяниям и вере человека, ждущего этих слов, надеявшегося на то, что когда-нибудь они прозвучат, что кто-то найдет в себе силу и смелость их сказать и тогда эти речи сразу заносятся слушателями в разряд умных. Другой момент, когда человек много знающий и много повидавший делится своим опытом, рассказывает о пережитом, и тогда такие речи тоже будут умными и главное полезными, поскольку всегда лучше учиться на чужом опыте, чем на своих ошибках. Ну и конечно умными речами можно назвать высказывания ученых и мудрецов, которые учат людей.

Умные (хорошие) речи приятно и слушать

УМНЫЕ (хорошие) РЕЧИ ПРИЯТНО И СЛУШАТЬ. Говорится тогда, когда услышали то, чего ждали, с чем согласны, что приятно слышать.
— Так позвольте «холодненьким» вас угостить,— сказал Петр Степаныч.
— Умные речи приятно и слушать,— молвил Чапурин. Мельников-Печерский, В лесах. Извольте знать-с? — Да… помню… Бахрушин…— проговорил Раскольников задумчиво.— Слышите: купца Бахрушина знает! — вскричал Разумихин.— Как же не в понятии? А впрочем, я теперь замечаю, что и вы тоже толковый человек. Ну-с! Умные речи приятно и слушать. Достоевский, Преступление и наказание.— Мы готовы согласиться с тем,— продолжал Джапаридзе,— что русская революция в основе своей буржуазная революция и что именно буржуазия потянется к власти.— Хорошие речи приятно и слушать,— медовым голосом вставил адвокат. П. Бляхин, Дни мятежные.
— Даль, Поел: Умную (хорошую) речь хорошо и слушать; Михельсон: Умную (хорошую) речь хорошо и слушать; Разумов: Умные речи приятно и слушать.

Разведопрос: Игорь Викентьев про креатив XXI векаDmitry Puchkov

VIKENT.RU: портал И.Л. Викентьева: Творчество, Креатив, ТРИЗ isclips.com/channel/UC_Iwj8aoqP62qQ7RqFpQPnA Хронометраж: 1:15 -…

Разведопрос: Игорь Викентьев о К.С. СтаниславскомDmitry Puchkov

VIKENT.RU — портал И.Л. Викентьева: Творчество, Креатив, ТРИЗ isclips.com/channel/UC_Iwj8aoqP62qQ7RqFpQPnA 1:00 О …

Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума». Аудиокнига.# LookAudioBook

Фантастика вслух… «Фантастика и фантасты. Повествование 7/92» isclips.com/video/2AKIhFmazVc/відео.html –

Потеряевка ждёт новых потеряевцев. 16.03.2015Канал:Во Свете Библии. …открытым оком. Игнатий Лапкин

В данной записи участвует :Игнатий Лапкин. ———————————————— Записана: Март 2015 года. — — — — — — — — — -…

фантастический сказка декламация lecture 童話 朗読.

сказка декламация lecture 童話の朗読.

фантастический сказка декламация lecture 童話 朗読.

фантастический сказка декламация lecture 童話 朗読.

Умные речи приятно и слушать

Пословица про грамоту и язык, ум и глупость:

Умные речи приятно и слушать.

Смысл пословицы

Всегда приятно общаться с умным и грамотным собеседником.

Толкование пословицы

Всегда приятно слушать, когда человек говорит складно, убедительно. Эта пословица – похвала рассказчику, оратору, который сумел четко донести свои мысли до слушателей, не мямлил и не запинался.
– Так позвольте “холодненьким” вас угостить,- сказал Петр Степаныч. – Умные речи приятно и слушать,- молвил Чапурин. Мельников-Печерский, В лесах. Извольте знать-с? – Да. помню. Бахрушин. – проговорил Раскольников задумчиво.- Слышите: купца Бахрушина знает! – вскричал Разумихин.- Как же не в понятии? А впрочем, я теперь замечаю, что и вы тоже толковый человек. Ну-с! Умные речи приятно и слушать. Достоевский, Преступление и наказание.- Мы готовы согласиться с тем,- продолжал Джапаридзе,- что русская революция в основе своей буржуазная революция и что именно буржуазия потянется к власти. – Хорошие речи приятно и слушать,- медовым голосом вставил адвокат. П. Бляхин, Дни мятежные.- Даль, Поел: Умную (хорошую) речь хорошо и слушать; Михельсон: Умную (хорошую) речь хорошо и слушать; Разумов: Умные речи приятно и слушать.

Похожие пословицы

Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

С умным разговаривать – что меду напиться.
Хорошего пирожка приятно покушать, умную речь приятно послушать.
Хорошие речи приятно и слушать.
Что слово молвит, то рублем подарит.
Бесстыжему хоть плюй в глаза – все божья роса.
Бешеной собаке семь верст не крюк.
Богатый на деньги, голь на выдумки (на ум).
Бывает и простота хуже воровства.
В Тулу со своим самоваром не ездят (не ходят).
Вернемся к нашим баранам.
Волос долог, да ум короток.
Ври, да не завирайся!
Всяк Еремей про себя разумей!
Всякая кривая про себя смекает.
Глупая (Голая) речь – не пословица.

Смотри все пословицы про грамоту и язык , ум и глупость

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект “Игра слов” ещё лучше.

Какое сочинение написать по пословице “Умные речи приятно и слушать”?

Речь – это драгоценный дар, которым природа отличила человека от прочих существ. Способность хорошего устного изложения не даётся нам от природы. Умная, красивая речь – это есть искусство, которому можно и должно учиться.

Всякий возрастной период привносит что-то новое в речевое развитие человека. Особо значимые ступени в овладении речью приходятся на детские годы.

Умная речь приятна своей обоснованностью и рациональностью. Умную речь характеризует чёткое построение фраз, последовательный переход от одного высказывания к другому, чёткая градация между главным и второстепенным. В ней присутствуют логические выводы.

Умная речь содержательна. В ней чётко прослеживается соответствие темы и содержания. В умной речи, как правило, ярко, убедительно представлена её величество Мысль.

Когда человек говорит умно, приятно проследить за ходом его мысли.

Автор текста: Ирис Ревю

Дополнительно по.

elena-kh, да, есть такие чудо-экземпляры, Хотя в природе это – редкость, единицы, Но слушать их – это не раз бывало – Можно заслушаться и только удивиться: Обычное, обыденно-приевшееся слово В устах их оживает словно, И, напитавшись энергетикою их оригинальности, Отбрасывая штампы и банальности, Пусть очень редко так бывает – Живая мысль на бытовом асфальте расцветает. С такими человеками общение Всегда производило потрясающее впечатление Не столько интеллектуального контакта – Нет, никогда оно и не было абстрактным, Сугубо деловым, информативным – Наоборот, и задушевным и интимным И увлекательным являлось – не казалось. И самая малюсенькая малость Но! – в их присутствии и в их употреблении Приобретала новый смысл и новое.

Читайте также:  Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице

Недавно кто-то в соседнем топике искал эту инфу: сочинение умные речи приятно и слушать

В связи с этим мы решили помочь нашим форумчанам в решении этой проблемы и вместе с помощниками нашли все что касаеться данной темы. Я собственноручно составлял архив, выбирал материалы из найденного. Если будут какие нибудь
непонятки, писать в личку на форуме.

Материал искался довольно таки долго, но все же мы наткнулись на очень интересную инфу по этому вопросу.
Ниже по ссылке Вы можете скачать инструкцию и описание одним файлом из облака File-Clouds.

Нажмите, чтобы раскрыть.

Кстати вот и фотка по теме нашлась:

Дальнейшие отзывы оставляем только в этом топике!

P.S. Чуть не забыл, информация была предоставлена этими замечательными пользователями: Still, Прометей, Dolla, Nicki Minaj.
Выражаю особую благодарность в поиске материала. Без вас этого форума просто бы не было.

Ялгинский детский дом-школа

Провела: Живова Т.И.,

воспитатель семьи № 1

Цели: 1) дать воспитанникам рекомендации по совершенствованию культуры речи; 2) вырабатывать у детей стремление развивать свою речь, соблюдать правила культуры речи и культуры поведения.

1. Вступительная часть. Выясняется количество присутствующих на семейном собрании. Проверяется выполнение решений предыдущего собрания.

2. Основная часть. Посвящена культуре речи воспитанников. Проводится в форме беседы.

3. Заключительная часть. Подводятся итоги. Решение собрания представлено в форме правил вежливости и культуры поведения.

Тема семейного собрания – «Умную речь и слушать приятно». Разговор пойдет о культуре речи.

Начну с легенды о древнегреческом баснописце Эзопе.

Ребята, давайте вспомним, что такое легенда?

(Легенда – это предание о каком-либо событии, чаще всего.

УМНЫЕ (хорошие) РЕЧИ ПРИЯТНО И СЛУШАТЬ. Говорится тогда, когда услышали то, чего ждали, с чем согласны, что приятно слышать.
— Так позвольте «холодненьким» вас угостить,— сказал Петр Степаныч.
— Умные речи приятно и слушать,— молвил Чапурин. Мельников-Печерский, В лесах. Извольте знать-с? — Да. помню. Бахрушин. — проговорил Раскольников задумчиво.— Слышите: купца Бахрушина знает! — вскричал Разумихин.— Как же не в понятии? А впрочем, я теперь замечаю, что и вы тоже толковый человек. Ну-с! Умные речи приятно и слушать. Достоевский, Преступление и наказание.— Мы готовы согласиться с тем,— продолжал Джапаридзе,— что русская революция в основе своей буржуазная революция и что именно буржуазия потянется к власти.— Хорошие речи приятно и слушать,— медовым голосом вставил адвокат. П. Бляхин, Дни мятежные.
— Даль, Поел: Умную (хорошую) речь хорошо и слушать; Михельсон: Умную (хорошую) речь хорошо и слушать; Разумов: Умные речи приятно и слушать.

Пословицы и поговорки об уме многочисленны, потому что во все времена в . Дурака учить, что на воде писать. . Умные речи приятно и слушать.

какое сочинение написать по пословице умные речи приятно и слушать – Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения .

Напишите о себе: какой случай из вашей жизни напомнил вам этот рассказ? 338. . Доработайте своё сочинение с учётом отзывов одноклас сников .

Легенда. О чем помнить Однажды два друга поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на .

. что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты» .

Эта книга для тех, кто хочет, чтобы их не только слушали, но и слышали. . Самое трудное и самое приятное — это писать слова благодарности. .

Пословицы о речи . Умные речи приятно и слушать . родина (Речь ). Хорошая речь лучше меда.

какое сочинение написать по пословице умные речи приятно и слушать – Я ходил и днем смотреть на них, но тогда нельзя было рисовать: люди ходили. . Когда я проснулся и вышел в другую комнату, мне как-то приятно бросилась в глаза . Я молча любовался его умной кудрявой головой. . На лоскутке серой бумаги он написал италианским карандашом: «Достань два билета.

5 сен 2013 . Научиться писать, говорить, читать и понимать другой язык . и Умейка рады открыть для вас особенности русской речи, помочь . Какие ещё пословицы о знаниях, учёбе ты знаешь? 4. . УРОК 2 Для почемучек Слышать и слушать – это разные понятия. . Приятно с вами познакомиться!

Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения .

Напишите о себе: какой случай из вашей жизни напомнил вам.

Консультация Умную речь приятно слушать

Консультация для воспитателей

на тему: «Умную речь приятно слушать»

воспитатель

Петерс Т.Е.

Умную речь приятно слушать

Говорить умеют почти все , но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана нам природой и отличает нас от всех других представителей живого мира. Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную , красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образом для подражания у своих воспитанников . И сколько бы воспитатель не учил своих детей говорить правильно, например кладу, а не ложу, а сам эти слова употребляет неверно, все усилия будут тщетны.

Не секрет, что уровень культуры речи в последнее время снижается, и в тоже время возрастает число людей, для которых эти навыки являются профессиональной потребностью. Ошибки допускаемые людьми , вступившими в устный контакт друг с другом, режут слух, подрывают взаимное доверие, раздражают собеседника, создают впечатление некомпетентности , непрофессионализма говорящих.

Многочисленные ошибки, допускаемые в речи на телевидении, в выступлениях политических деятелей, безграмотные объявления, реклама, непроизвольно запоминаются и тем самым «тиражируются» получают дальнейшее распространение. Таким образом по уровню развития речи судят о самом человеке. Развитая личность обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры , то есть владеет умением правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным и постоянно расширяющимся словарным запасом, умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре другим человеком, слушать и понимать собеседника, управлять своими эмоциями в разговоре и так далее.

Так как речь воспитателя является образцом для детей, к ней предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения(жесты, мимика, пантомимические движения).

К сожалению в роли современного воспитателя много штампов, речь недостаточно образна и выразительна( в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.

В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других .

Дети должны чаще слышать и использовать в своей речи общепринятые выражения: «Доброе утро», «Благодарю», «Извините». Следует учить детей деликатности в общении: «Мне кажется», «Я думаю», «Наверное» и т.п.

Типичные ошибки в работе воспитателя

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, воспитатели не дают ребёнку подумать, торопятся ответить или наоборот «вытягивают» ответ. Важно обеспечивать речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребёнку.

У детей не формируется, в должной мере умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращённую ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз.

Воспитатели повторяют детские отрывки, и дети не привыкаю говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей. «Воспитатель повторит, и все меня услышат…». Целесообразно эмоционально откликаться на детские высказывания и обобщать сказанное детьми, используя образную лексику.

Очень часто педагоги требуют от ребенка только полных ответов. Ответы детей могут быть и краткими и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: на репродуктивный вопрос – краткий ответ, подчас однословный(«какое сейчас время года? – Осень ! »), на поисковый вопрос – развернутый ответ. Вопросы типа: «Почему? Как ты считаешь? Что тебе особенно запомнилось… понравилось… расскажи об этом?

Предполагают развернутые высказывания детей, состоящие из одного или нескольких предложений. Каковы же требования к речи специалиста ДОУ:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренною громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции(соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

В настоящие время существует карта анализа речевого поведения воспитателя, которую используют для определения степени подготовленности педагога при приеме на работу например, смотрят коммуникативное умение и т.д.

Умную речь и слушать приятно. Семейное собрание
классный час на тему

Цели: 1) дать воспитанникам рекомендации по совершенствованию культуры речи; 2) вырабатывать у детей стремление развивать свою речь, соблюдать правила культуры речи и культуры поведения.

Читайте также:  Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

Скачать:

ВложениеРазмер
umnaya_rech_sobranie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ялгинский детский дом-школа

Провела: Живова Т.И.,

воспитатель семьи № 1

Цели: 1) дать воспитанникам рекомендации по совершенствованию культуры речи; 2) вырабатывать у детей стремление развивать свою речь, соблюдать правила культуры речи и культуры поведения.

1. Вступительная часть. Выясняется количество присутствующих на семейном собрании. Проверяется выполнение решений предыдущего собрания.

2 . Основная часть. Посвящена культуре речи воспитанников. Проводится в форме беседы.

3. Заключительная часть. Подводятся итоги. Решение собрания представлено в форме правил вежливости и культуры поведения.

Тема семейного собрания – «Умную речь и слушать приятно». Разговор пойдет о культуре речи.

Начну с легенды о древнегреческом баснописце Эзопе.

Ребята, давайте вспомним, что такое легенда?

(Легенда – это предание о каком-либо событии, чаще всего историческом.)

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес . язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?»

«Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес . язык.

Как вы думаете, прав ли был Эзоп? (Ответы детей.)

Да, Эзоп был прав. Язык может быть и самой лучшей и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. Но словом можно и ранить, обидеть человека.

Человек живет среди людей, и отношение к нему окружающих зависит от различных факторов. Русская пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек не только своим внешним видом, манерами поведения, но и своей речью, умением выражать мысли. Речь – это зеркало культурного человека, т.е. культура речи неотделима от общей культуры, культуры поведения.

Послушайте диалог между учеником школы и иностранцем.

Иностранец спрашивает мальчика:

– Ты в этом городе родился?

– Т ебе нравится твой город?

– У тебя есть братья?

Ребята, как вы думаете, какое впечатление сложилось у иностранца об этом мальчике? (Ответы детей.)

Мальчик не умеет вести разговор, у него бедный словарный запас, поэтому иностранец после разговора с учеником воскликнул:

– Зачем я целый год учил русские слова! Чтобы ответить на любой вопрос нужно знать всего одно слово «ага».

Речь – основа человеческого общения.

Далеко не каждый способен поразить окружающих глубиной и выразительностью своих мыслей. И в этом нет ничего плохого. Простота и естественность речи – залог успеха в разговоре. Конечно, естественность, а тем более правильность речи приходят не сами по себе. Вежливая, выразительная, грамотная речь – это результат постоянного самоконтроля, ставшего привычкой, нормой поведения.

«Умную речь приятно и слушать». «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» – эта пословица предостерегает от поспешных выводов. «Красно говорит, а слушать нечего» – эта пословица о человеке-пустомеле.

Хорошее знание родного языка и безупречное владение им является признаком культуры личности, несовместима она с косноязычием, т.е. невнятной, неправильной речью, и сквернословием – родственниками бездуховности и безнравственности.

К сожалению, встречаются люди, которые злоупотребляют словами: «это самое», «ага», «так сказать», «значит», «вот», «как говорится» и другими. Известный филолог Лев Владимирович Щерба называл эти слова «упаковочным материалом», который затрудняет восприятие речи.

Перед вами текст с ответом ученика. Давайте прочитаем его и подумаем, в чем основной недостаток ответа ученика?

Учитель: Расскажи нам, Гриша, почему листья некоторых растений держатся на воде.

Ученик: Ну вот, значит, лист, значит, состоит из жилок и листовой, так сказать, мягкости, нет, мякоти между ними. Мякоть, значит, это, так сказать, ну . как её? . Ага, вспомнил, губчатая ткань. Её промежутки, значит, наполнены воздухом. Ну вот поэтому, значит, листья и плавают на воде. Да, а если под водой воздух из листьев того, выкачать, значит, они потонут. Ну, вот и всё тут.

В чём основной недостаток отвечающего ученика? Какие слова-сорняки мешают его слушать? Найдем и назовем эти слова. (Ответы детей.)

Как должен был ответить ученик? Давайте прочитаем.

(Лист состоит из жилок и листовой мякоти между ними. Мякоть – губчатая ткань. Её промежутки наполнены воздухом. Поэтому листья и плавают на воде. А если под водой воздух из листьев выкачать, они потонут.)

Да, ребята, ученик должен был выразить свою мысль кратко, точно, ясно, без слов-сорняков. Отвечать на уроке надо по существу.

Умение точно и ясно выражать свои мысли необходимо каждому культурному человеку. Но это умение не дается без упражнений.

Сначала с некоторым трудом подбираем мы свои выражения, отыскиваем нужные слова, но если мы всегда следим за собой во время разговора, не даем себе распускаться, эти нужные для выражения мысли слова начинают возникать в памяти всё с большей легкостью и быстротой. Так постепенно приучаемся говорить точно, ясно, не запинаясь, так, что всякому приятно нас слушать, всякому приятна наша речь.

Подумайте, приятно слушать вот такую беседу двух друзей Леши и Вовки? Понятна ли она вам?

– Лёша, ты что читаешь?

– «Школу» Аркадия Гайдара.

– Интересно, да? Расскажи.

– Только всю книгу долго. Я один вот этот кусочек только. Тут, понимаешь, такая штука. Они шли, а Чубук внизу, а этот, значит, как видит этих-то. Прямо человек триста – и вниз! А потом как сцепятся, понимаешь, с тем самым солдатом и этот, значит, как растеряется и его за палец цап. Потом Васька прикладом его раз. и связали. Здорово, а?

– Здорово, – из вежливости согласился Вовка. – Только я, Лёшка, ничего не понял, что ты рассказываешь.

– Бестолковый ты какой-то, Вовка. Раз не понимаешь, значит, рано тебе еще такие книги читать.

Вова не понял, о чем шла речь, а вы поняли? (Ответы детей.)

Нет, конечно. Алеша пытался рассказать, как герой повести Борис Гориков впервые принял участие в разведке.

К сожалению, Лёша не смог связно и вразумительно пересказать содержание этого эпизода.

Ребята, не узнали ли вы себя в этом отрывке? Вы сами можете четко и точно излагать свои мысли так, чтобы их правильно могли понять окружающие, без применения нецензурных слов и слов-сорняков, засоряющих речь? (Ответы детей.)

Как же можно улучшить свою речь, чтобы она была ясной, выразительной? Для этого нужно больше читать художественной литературы, особенно стихи. Книга – это не только источник знаний. Она учит нас говорить, думать. Большую помощь в улучшении устной речи могут оказать читательские дневники. Письменно обдумав содержание книги, нужно запомнить его, только тогда ясно и толково можно пересказать прочитанное.

Я думаю, полезными будут и следующие советы.

Первый совет – это внимательно, вдумчиво относиться к слову в своей и чужой речи, не допускать неряшливости, небрежности в высказывании (т.е. надо думать, о чём и кому говоришь).

Второй совет – не повторять грубых и бессодержательных слов, внимательно изучать законы и правила русского языка, богатство его словаря и грамматических форм. А для этого надо много работать над собой, читать, размышлять. И тогда можно стать действительно культурным человеком, чью умную, выразительную речь и слушать приятно!

У поэта Ивана Алексеевича Бунина есть стихотворение «Слово». Я прочитаю его последние строчки. Они звучат как наказ, чтобы мы бережно относились к своей речи.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

На нашем собрании я не называю имен тех ребят, которые отличаются невежливой речью, грубым поведением. Мы их хорошо знаем. Я только хочу сказать, что какова речь, таковы и взаимоотношения в семье. Когда мы говорим вместо «пойдем обедать» – «пошли жрать», «схлопочешь», «слабак», а еще когда звучит нецензурщина, мат, то такие слова можно произносить только грубо, с грубыми интонациями. И очень сложно говорить о ласковых, добрых взаимоотношениях.

Поэтому я хочу прочитать вам общепринятые правила вежливости и культуры речи. Я хочу, чтобы вы их не только прослушали, но и запомнили, следовали им в жизни.

Правила вежливости и культуры поведения

1. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей, обид.

2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

3. Будь вежлив со своими друзьями: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»).

4. Не будь грубым, не кричи. Не спорь с друзьями по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

5. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови его, если он занимается чем-то плохим.

6. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью, не использует нецензурных выражений.

7. Надо быть вежливым в словах, тоне, в жестах, в поступках. Но если вежливые слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и т.п.) сказать грубым голосом, развязным тоном, они перестают быть вежливыми.

Поэтому, чтобы добиться чистоты языка, нужно, чтобы мысли и поступки ваши были добрыми.

Какие будут вопросы? Кто хочет выступить?

На этом наше собрание закончилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: 1) показать воспитанникам зависимость внешнего вида человека и межличностных отношений; 2) вырабатывать у детей стремление заботиться о своем внешнем виде, соблюдать правила опрятности и аккурат.

Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в семье, сплочению детского коллектива.

Открытое семейное собрание на тему “Нет друга – ищи, а нашёл – береги!”.

В данной презентации отражается значение речи в работе воспитателя.

Еще раз о вредных привычках.

laquo;Красота человека в его красивых поступках», вот с таких красивых слов, и показом презентации, в нашей семье – 23 января, согласно плану воспитательной работы состоялось .

Классный час “Хорошие речи приятно слушать”

Цели:

  • познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи,
  • установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой,
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку,
  • формировать навыки речевого общения.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя. “Родной язык – это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем: Это ещё и музыка, источник эстетического наслаждения: золотой ключик к познанию истории, народной мудрости:” (Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык “уходит”, подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49)

Правильная речь- это важное свидетельство общей культуры личности, это один из способов обеспечения достоинства человека, его свободы и уверенности во время общения. Речь – это визитная карточка, по которой составляют впечатление о говорящем.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, какие слова засоряют нашу речь, делают её бедной, невыразительной и как нам сделать её красивой и правильной.

Какие же слова мешают нам красиво и правильно говорить?

Очень часто мы слышим сквернословие. Многие считают, что ругаться матом – это вполне нормально, потому что ругаются практически все. А.С.Макаренко писал: “Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте:” (Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.) Послушайте стихотворение Э.Асадова. (Читает подготовленная ученица).

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово “мат” идет от слова “мать”,
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Жаргон (франц.) – испорченный язык. На жаргоне говорят люди, связанные одной профессией, социальным слоем. Это своего рода слова-пароли, для того чтобы отличить “своего” или кратко передать мысль. Существовал когда-то светский жаргон.

“В Версале говорили не “нос”, а врата мозга, не “глаз”, а “рай души”. Нельзя было сказать “я люблю дыню”, потому что это унизило бы глагол “любить”, и говорили потому : ” я уважаю дыню”. Вместо “я высморкался” нужно было произнести “я облегчила ворота мозга посредством платка. “.

Жаргонизмы учащейся молодежи, как правило, связаны с учебой (ср. у школьников: диря “директор”, истеричка “учительница истории”, химоза “учительница химии”; студентов: степа, стипа “стипендия”, античка “античная литература”; учащейся рабочей молодежи: мастак “мастер производственного обучения”, спецуха “занятия по спецтехнологии”); у солдат и матросов срочной службы – со службой в армии и на флоте (ср. кресты “войска ПВО”, полкан “полковник”, ходить под чужим флагом – о девушке, которая не дождалась моряка и вышла замуж за другого) и т. д. Специализированные молодежные жаргоны составляют 28 % всей жаргонной лексики. Гораздо обширнее общемолодежный жаргон.

Жаргоны молодежи различаются и по своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодежных жаргонах арготизмов немного (например, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодежи).

Ряд арготизмов молодые люди воспринимают как “свои” слова, не подозревая, что они пришли из блатного языка (например, власть “милиционер”, гасиловка “драка”, нычка “тайник”, торчать “наслаждаться”). Некоторые арготизмы воспринимаются молодежью как слова английского происхождения. Например, слово мент “милиционер”, по мнению молодых людей, образовано от англ. Mend “исправлять, чинить” или от mental “умственный”, клевый – от англ. clever “умный” и т. д. Можно отметить и такое явление, как устойчивые сочетания арготизмов с англизмами, например: вери клево “очень хорошо” (англ. very “очень”), лотовый кол “длинный рубль” (англ. long “длинный”).

Время от времени в газетах вспыхивают дискуссии о чистоте языка, о необходимости бороться с канцеляризмами. Примеры засорения литературного языка приводил не раз К.И.Чуковский в своей книге “Живой как жизнь”:

-Почему вы пользуетесь услугами лифта?

-Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив.

– В нашем зелёном массиве так много грибов и ягод.

– Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева? (Из разговора рыболовов).

-Ты по какому вопросу плачешь? (Так обращается взрослый к ребёнку). Все эти примеры – свидетельства искажений, порчи, даже заболевания литературного языка. Писатель придумал специальное слово для этой болезни – канцелярит. Оно создано по модели бронхит, радикулит и т.д. Канцеляриты – слова официально- делового стиля, используемые в повседневной речи. Нельзя вводить в речь слова и обороты канцелярских бумаг, докладов.

Мешают нашей речи и лишние слова, словосочетания, предложения (слова-пустышки): Как его. ну и значит, и того. это самое. это, в общем, так сказать. ну, это. видишь ли, видите ли. э-э-э. и вообще. Частое повторение этих слов затрудняет общение.

Правильность речи – соблюдение языковых норм русского литературного языка. А теперь проверим: как мы соблюдаем эти нормы.

1. Орфоэпический тест.

красивеевы правы
истёкшийкаталог
углубленныйдиспансер
шофёрсвёкла
христианиннамерение
медикаментыприговор
приданоеходатайство

2. Определите род имен существительных, подобрав имена прилагательные:

рояль, повидло, мозоль, тюль, вуаль, картофель, лебедь, кенгуру, шампунь, плацкарт(а), манжет(а)

3. Образуйте форму множественного числа:

пара (ботинки, валенки, носки, сапога чулки, туфли, дела, места);

5 кг (апельсины, мандарины, томаты);

отряд (солдаты, гусары, минеры, саперы).

4. Образуйте форму повелительного наклонения.

Положить, класть, поехать, махать, скакать лечь.

5. Исправьте нарушения языковых норм:

Пирожок с повидлой, нет сапогов, юбка длиньше, узнать у библиотекарши, с отчетом за проделанную работу, двое подружек, с обеими государствами, возникнула мысль, три щипца, скучать по вам, ихний пример, двадцать двое суток (надо: двадцать два дня, так составные числительные не могут включать собирательные); не уйду, пока не убедюсь тебя победю; иметь важную роль, играть особое значение, ложи на место, из полтора метров материи, я одела шапку, новой шампунью.

2) “Возвращаясь домой, шел дождь”.

3) “Прочитав произведение, меня одолели мысли”.

4) Я скоро выздоровлю”.

5) “Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны”.

6) “Разгрузивши машины, они стали отдыхать”.

7. Распределите синонимы любознателъный, пытливый, любопытный так, чтобы каждое значение соответствовало смыслу предложения.

Около подъезда толпились . прохожие.

Моя сестра обладает . умом.

:ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

8. Исправьте ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов.

1) “На зеленых насаждениях появились первые листочки”.

2) “Двадцатые годы XIX века – время разгула декабризма”.

3) “На траве, на листьях сверкали атмосферные осадки”.

4) “Пастух зовет своих соратников выгонять буренок на луга”.

5) “Самое трудное – установить диагноз, определить характер хвори”.

6) “Доколе мы будем терпеть ваше хамство?”

7) “В букете не должен превалировать красный цвет”.

Беседа с учащимися.

– Какими качествами должен обладать хороший собеседник?

– Легко ли вы находите контакт с людьми?

– Какие трудности испытываете вы в речевом общении?

– Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?

– По каким признакам можно судить о культуре человека?

– Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

– Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи:

  • Красна птица пером, а речь – словом.
  • Красно поле пшеном, а речь – слушанием.
  • Хорошие речи и приятно слушать.
  • С умным разговориться, что меду напиться.
  • Ласковое слово многих прельщает.
  • Есть словко, как мед сладко, а есть словко, как полынь горько.

Как вы понимаете смысл пословиц?

Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь об этом писал Н.М.Карамзин: “В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному”.

Ученик читает стихотворение С.Островой:

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу:
Извини меня! –
Это значит:
Исключи меня из вины!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово
тебе
сотворит
добро.

Использованная литература.

  1. Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык “уходит”, подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49.
  2. Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения//Русский язык в школе, 2002. №1. С.33-36.
  3. Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.
  4. Чуковский К.И. Живой как жизнь// Собрание сочинений в 2 т. М., 1990.

Ссылка на основную публикацию