Анализ стихотворения Пушкина Поэт

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С. Пушкин. «Поэт»

История написания
Стихотворение написано в 1827 году, уже зрелым поэтом, который задумывался о своём предназначении. В том же году оно было опубликовано в журнале «Московский вестник».
Род литературы.

Жанр.

Лирическое стихотворение.

Литературное направление.Сочетание романтизма и реализма.

Романтизма- независимость поэта, возвышение его над людьми, тема свободы творчества, одиночества. Стремление быть наедине с природой. Яркий пейзаж («пустынные» волны, «широкошумные» дубравы).

Реализм- размышления о судьбе поэта, описание суетной жизни.

Размер стиха.Четырёхстопный ямб.

Рифмовка.

2 часть: 1 и 3 четверостишия- кольцевая, 2-е- перекрёстная.

Строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а с кольцевой – его отношению к творчеству.

Композиция.Композиционно стихотворение делится на две части. В первой показана жизнь поэта без вдохновения, обыденная, серая, скучная. Поэт не может жить без творчества, житейские проблемы словно давят на него, не дают вдохнуть полной грудью, мешают проснуться его душе.Во второй части изображён поэт, создающий свои произведения. Ничто не может отвлечь его от творчества, сломить его волю.
Тема, идея, проблемы.

Тема поэта и поэзии.

Автор подчёркивает необычность судьбы поэта, непохожесть её на судьбы остальных людей. Его жизнь сложна, но прекрасна, так как поэт доносит до людей свои мысли. Миссия поэта в том и состоит, по мнению автора, чтобы доносить в стихах до людей свои мысли и чувства. Однако поэт отмечает, что, обладая поэтическим даром, он всё же лишь вестник Аполлона, не хозяин своей судьбы, что боги направляют его, а его задача- донести «голос» богов до людей. Именно в минуты творчества поэт чувствует себя по-настоящему счастливым. Интересно, что поэт не только начинает творить, а словно и возвышается нравственно в это время, становится проницательнее, мудрее, ближе к природе. Именно гармония с природой приносит душе поэта спокойствие.

Идея: предназначение поэта в том, чтобы донести свои мысли до людей, его стихи должны служить духовности, помогать людям становиться чище. «Цель художества – идеал, а не нравоучение» — этому принципу должен следовать поэт.

Проблемы:

— проблема назначения поэта и поэзии;

— проблема творчества как составляющей счастье человека;

— проблема взаимоотношения поэта и толпы.

Художественные средства.
Эпитеты.

Жертву Апполону (то есть назначение поэта ) автор называет «священной». Лира его «святая».

Дети мира, то есть люди, «ничтожные», и он в том числе, когда его Лира молчит.

«На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…» — данные эпитеты помогают передать близость поэта к природе, гармонию с ней.

«Суровый», «гордый» — таким стал изменившийся поэт, возвышаясь и в то же время отдаляясь от людей.

Метафора: «душа поэта встрепенётся»; «молчит его святая лира».
Сравнение:сравнение пробудившейся души поэта с орлом («Как пробудившийся орел»).
Многоточие конце стихотворения подчёркивает, что поэт продолжает размышлять над своей миссией, однозначного ответа на своё предназначение он не может дать.
Метонимия:Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется ( данный приём подчёркивает возвышенность поэтической деятельности).
Возвышенная лексика подчёркивает значимость поэтического творчества: «божественный глагол», «святая лира», «священной жертве».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Над местом поэта в обществе задумывается каждый, кто однажды взялся за перо. Многие творческие личности по-разному видели своё предназначение. Например, Николай Некрасов считал, что муза должна напоминать людям о том, что «бедствует народ»(стихотворение «Элегия»). А вот А.С. Пушкин затронул тему собственного предназначения в стихотворении «Поэт».

История создания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.

После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).

Жанр, направление, размер

В начале XIX века расцветало такое литературное направление, как романтизм. Для него характерны такие черты, как исключительность главного героя, нетипичные обстоятельства. Многие произведения Пушкина написаны в русле романтизма, стихотворение «Поэт» — одно из них.

Жанр — лирическое стихотворение. В центре произведения находятся чувства и мысли лирического героя. Стихотворение «Поэт» можно отнести к философской лирике. А.С.Пушкин затрагивает важные темы: место поэта в обществе, предназначение творческой личности.

Стихотворение написано любимым размером поэта: ямбом (пятистопный), рифма — перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы — кольцевая.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф, композиционно также делится на две смысловые части.

  1. В первой описывается жизнь поэта в «обычные» будни, когда он не занят творчеством.
  2. Во второй уже перед читателями предстаёт вдохновлённый творец, который не находит себе места среди обывателей, который посвящает себя и свою жизнь определённой миссии.

Образы и символы

  1. В центре стихотворения находится образ лирического героя — поэта. Автор описывает его как обычного человека, который в обществе ничем не выделяется, пока «молчит его святая лира». Но когда к поэту приходит вдохновение, он начинает творить, бежит от людей, уединяется в природном уголке.
  2. Природа в стихотворении становится символом спокойствия и умиротворения. Это то место, где душа поэта черпает вдохновение.
  3. Аполлон — древнегреческий бог творчества и красоты, которого поэт упоминает в своих строках, как глашатая творческого зова.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика текста весьма многогранны.

  • Основная тема стихотворения — поэт и поэзия. По мнению автора, человек, одарённый способностью слагать стихи, не находит места среди людей в минуты вдохновения, он убегает в отдалённые места, чтобы посвятить творчеству всего себя.
  • Проблема непонимания — основная в жизни поэта. Общество не всегда способно принять его труд, оценить по достоинству шедевры творческой личности. Поэтому он вынужден часто избегать толпу, удаляться. Среди шумных балов поэт не может черпать вдохновение, ему нужно обретать гармонию с собой в тихих природных уголках.
  • Тема природы тоже прослеживается в тексте. Автор показывает, что именно в окружающем мире естества и гармонии творец находит свою музу.

Основная идея

Главная мысль стихотворения А.С.Пушкина «Поэт» заключена в том, что такая творческая личность обладает особенным даром, с помощью которого выделяется среди обывателей. Когда поэт творит, ему становятся чужды людские забавы, он не приемлет кумиров. У поэта есть всегда определённая миссия, которой он готов посвящать все своё время, всю свою жизнь. Каждый творец самостоятельно определяет эту задачу.

Смысл посыла Пушкина заключается в том, что творчество преображает личность и возвышает ее, но ценою этого взлета является одиночество.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

  • Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
  • Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
  • Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
  • Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).

Анализ стихотворения Пушкина Поэт 10 класс

Великий гений Пушкина имеет огромное значение, как для русского языка, так и для русской литературы. Он, можно сказать, стоит у истоков современной литературы. Благодаря ему литература освободилась от сложности слога, приобрела новые формы и образы. На протяжении всего творческого пути Пушкина терзали вопросы, связанные с миссией поэта и поэзии в обществе. Именно об этом повествуется в данном стихотворении, которое многие исследователи ставят в один ряд с «Пророком» по идейному содержанию.

«Поэт» написано в 1827 г., после долгой жизни в Петербурге, посещения балов и светских раутов, Пушкин вернулся в родное Михайловское, и написал данные строки. Написано стихотворение четырестопным ямбом, рифмовка: перекрестная, кольцевая, перекрестная. Кстати, перекрестная рифмовка используется в строфах, описывающих взаимоотношения поэта и общества.

Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой нам представлен поэт, ничего не создающий, погрязший в суету общественной жизни, буквально слившийся с общей массой людей. Во второй же части поэта посещает муза, и он представлен в абсолютно ином ключе.

В первой строфе поэт, несмотря на то, что всячески разделяет мирские блага, мало заинтересован в этом. Он словно находится в забытьи, ощущая себя самым ничтожным существом, от того, что нет вдохновения к написанию хотя бы единой строки. Поэт же несет на земле великую миссию, принося себя в жертву искусству, он имеет способность общаться с самим Аполлоном, богом, покровительствующим все искусства.

Душа лирического героя подробна горделивой и могучей птице – орлу, она жаждет вдохновиться и творить. И лишь услышав шепот музы, поэт словно обретает глоток свежего воздуха, дающего ему жизнь. Но нет, он не ищет признания толпы, напротив он стремится уединиться, спрятаться от мира, чтобы остаться наедине со своими мыслями и чувства, наедине со своим великим дарованием. Его влечет дикий, пустынный берег, олицетворяющий всю красоту и стихийность природы, равно как является стихийным естественным по своей природе поэтическое умение. Именно здесь на лоне природы поэтическая душа обретает истинную свободу и способна высвободить наружу всю гамму чувств и красок от пережитого, что после станет великим творением, выведенным на бумагу рукой гения.

Слог Пушкина в данном стихотворении подчеркивает лучшие черты романтизма, в ключе которого он писал многие произведения.

Анализ стихотворения Поэт Пушкина

Само стихотворение «Поэт» было сотворено ещё в 1827 году, именно тогда Пушкин стал задумываться о своём предназначении и о своём месте в этом мире. Поэт представляется этаким неземным скорее существом, и уж точно не человеком. Он виделся чем-то возвышенным со своей особой миссией. Лирический герой вынужден жить среди рамок в чуждом ему обществе. Именно эти оковы мешают пробуждения души поэта, его прозрению, но у него есть надежда, что однажды всё встанет на свои места.

Условно стихотворение можно поделить на 2 части. Первая – пессимистичная и серая, кажется, что судьбу ничто не может изменить. Ужасы бесцветной жизни ранят нежную душу лирического героя. Он сам себе кажется ничтожным и пустым. В обычной мирской суете этот ранимый и хрупкий цветок – поэт зачахнет. Эпитеты «суетный свет», «детей ничтожных» передают атмосферу отчуждения и уныния с точной достоверностью. Инверсия «не требует поэта Аполлон» придаёт миссии поэта нотку возвышенности. Метафоры: «Молчит лира», «Душа вкушает сон» повествуют о невозможности раскрытия поэтического таланта, о сжимающих его нутро тисках. Вторая часть – возвышенная и оптимистичная, рисует радужные краски надежды. «Народный кумир», «пробудившийся орёл», «гордой главы» – эти яркие и ёмкие эпитеты заставляют проснуться самую чёрствую и чуждую прекрасного душу. К поэту приходит Муза и всё расцветает, пробуждается вдохновение. Его уже никто и ничто не способно остановить. Он творит и мыслит. В его даре кроется могучая сила. Первая часть – антитеза второй, очень чёткое противопоставление двух различных, по сути, и по строению миров. Если сначала поэт ничтожество, то потом он обретает крылья и летит над серым миром, освещает своим творчеством путь обычным людям. Пушкин использует сравнение лирического героя с орлом.

Однако во всём стихотворении прослеживается лишь одна мысль: поэт – человек исключительный, отличающийся от простой серой массы людей. Творчество его единственное предназначение и его отдушина.

Интересна рифма, используемая в стихотворении: в начальной октаве одна перекрестная, а в последующей есть и кольцевая и перекрестная. Этот приём необходим для раскрытия глубины переживаний лирического героя, а также разграничивает 2 темы: взаимоотношения поэта с обществом и поэт и его творчество. Характерен и стихотворный размер – четырёхстопный ямб придаёт динамичность и ритм строфам.

Поэтический слог Пушкина полон романтики, что передаётся возвышенной лексикой: «божественный глагол», «гордой главы». Просторечные слова: «суетный», «хладный» добавляют атмосферу отчуждения поэта от остального мира. Поэзия – мощное оружие в правильных руках, а поэт – глашатай истины.

Вариант №3

Нужно заметить, что многие поэты в своем творчестве очень часто обращаются к теме поэзии и поэта. Александр Сергеевич Пушкин не был исключением. Наиболее ярким примером произведений, написанных в данной тематике у Пушкина можно назвать стихотворение “Поэт”, написанное в 1827 году.

Анализ данного произведения нужно начинать с того, что отметить в данном произведении основной темой являются мысли самого поэта. Именно свои мысли и рассуждения Александр Сергеевич вложил в основную идею создания данного произведения.

Многие читатели могут заметить в данном произведении присутствие мыслей-рассуждений. И это не случайно, именно этим чаще всего занимался Александр Сергеевич. Он любил поразмышлять о том, кто он на самом деле, каково его предназначение в этой жизни и так далее.

Что касается строения данного произведения, то оно выполнено в привычном казалось бы классическом стиле. Однако, этот классический стиль был особенным, так как подобным образом писал только Пушкин. Тут стоит отметить, что все поэты имели свой уникальный стиль написания, и совершенно не важно, какое литературное направление они при этом выбирали.

Это произведение очень хорошо показывает все мысли и чувства поэта, даже самые скрытные и тайные. Это было сделано не случайно, так как Александр Сергеевич просто в один момент осознал, что просто не может держать все в себе. Тогда и возникла идея написать данное произведение.

Нужно сказать, что удивительная судьба поэта прослеживается в каждой строчке. Здесь можно найти все, и счастье, и тяжелые испытания, и сложности, которые встречались ему на пути.

В целом же данное произведение является очень красивым, законченным и полным. В нем присутствуют и литературные приемы, которые помогают сделать общую картину ещё, более законченной и целой.

Метафоры, эпитеты и красочные прилагательные вместе с выбранной перекрестной рифмой, помогли поэту изложить все свои мысли на лист бумаги, создав такое удивительное и полюбившееся многим произведение.

В заключении хотелось бы сказать, что каждый человек в своей жизни много о чем думает, мечтает, размышляет и порой не нужно держать это в себе.

Картинка к стихотворению Поэт

Популярные темы анализов

Стихотворение Ивана Захаровича «Зима», написанное в 1880 году, раскрывает две темы, связанные между собой – это торжественный приход зимы, вступившей в свои законные права, и описание сельской жизни.

Русский поэт Константин Николаевич Батюшков писал на различные темы. Его считают предшественником Пушкина. Батюшков писал в несколько необычном стиле. В его произведениях был и классицизм, и сентиментализм,

Проникающие в душу стихотворения о любви, Афанасий Фет написал, не будучи юношей или в период возвышенных чувств. Причиной такого довольно-таки удивительного факта являются невероятные воспоминания великого поэта. Его воспоминания

«Иней» – стихотворение Бунина, написанное им в то время, когда он был молод и почти неизвестен. Литературную деятельность Бунин начал ещё в 15 лет: он к тому времени написал первый роман, но его нигде не приняли.

Знаменитое стихотворение “Хорошее отношение к лошадям” великого русского писателя Владимира Маяковского, было написано в сложные для нашей страны годы, а именно во время гражданской войны. Это произведение

Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты“священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры“не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение“как пробудившийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Стихотворение посвящено “вечной” теме о миссии поэта в обществе, но на этот раз она была рассмотрена с неожиданной стороны. Пушкин высказывает идею о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.

Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.

Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.

Средства выразительности

В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова “.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орел”.

С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

«Поэт», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога. Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении. Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.

Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.

Произведение «Поэт» было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале «Московский вестник». В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира», он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету. Поэт «ничтожен», а его душа «вкушает хладный сон».

Во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол» вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира» и «людская молва» становятся ему чужды. «Дикий и суровый» поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.

Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь. Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо. Стихотворение «Поэт» появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.

В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно. А поэт – это человек, живущий по особым правилам. Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он».

В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтической поэзии: «народный кумир», «гордая голова», «пустынные волны», «пробудившийся орел». Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы. Поэтому стихотворение «Поэт» вполне логично отнести к этому литературному направлению.

Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: «детей ничтожных», «хладный сон», «суетного света». Вторая часть стихотворения более оптимистична: «широкошумные дубровы», «гордой головой», «встрепенувшийся орел». Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: «божественный глагол», «святая лира», «священной жертве». Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.

Вечная тема миссии поэта и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение «Поэт» сродни произведению Пушкина «Пророк», написанному годом ранее.

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Автор: Guru · 23.03.2018

Нет ни одного поэта, который бы не задумывался над проблемой предназначения творца, над его сущностью, его миссией на этой земле. Исключением не стал и Александр Сергеевич Пушкин. В его творчестве значительное место отведено теме поэта и поэзии. «Пророк», «Эхо», «Памятник» — лишь малая часть из всего многообразия произведений, в которых отражалась данная тема. В данной статье мы проанализируем стихотворение «Поэт», где автор также высказывался о роли человека искусства в жизни всего мира.

История создания

Стихотворение было написано в 1827 году, когда поэт прибывал в Михайловском, с которым А.С. Пушкин был связан всю свою зрелую жизнь: здесь он был в ссылке, здесь он творил.

В 1826 году заканчивается ссылка Александра Сергеевича в Михайловском, но уже в следующем году поэт сам приезжает сюда из Санкт-Петербурга, чтобы отдохнуть от светской суеты столицы и заняться свободным творчеством. В этот период он пишет очень много, задумывает первое своё произведение в прозе «Арап Петра Великого». В деревенской тиши муза поэта проснулась, воспарила, и стихотворение «Поэт» очень точно отражает такое фантастическое пробуждение поэта, когда он из загнанного обывателя превращается в Пророка.

Жанр, размер и направление

Жанр произведение «Поэт» — лирическое стихотворение. Произведение написано от лица автора, который повествует об особенностях таких необычных людей, как творцы. По мысли автора, выдающегося человека можно и не заметить в толпе, но до тех пор, пока его не коснётся рука Аполлона. Когда же он погружается в мир муз, он полностью преображается. Мир вокруг него меняется.

Стихотворение чётко можно поделить на две части: человек в мире реальном, мире обывательском до того, как его коснётся «божественный глагол»; и поэт в мире творчества, в царстве бога музыки и искусств. Значит, данное произведение можно отнести к романтической лирике. Одной из характерных черт романтизма является принцип двоемирия, что мы и наблюдаем в стихотворении «Поэт».

Размер произведения — четырёхстопный ямб, с помощью которого создаётся ровный, плавный ритм. Стихотворение начинает восприниматься, как притча. Когда говоришь слово «притча», сразу в воображении рисуется седовласый старец, который размеренно и спокойно повествует о какой-нибудь красивой и мудрой истории. Так и здесь. Александр Сергеевич создал атмосферу красивой легенды, которая своей плавностью гипнотизирует, погружает читателя вслед за лирическим героем в мир грёз и муз.

Главные герои и их характеристика

В центре стихотворения поэт, который предстаёт перед читателями в своих двух ипостасях. Сначала он жалок и ничтожен, он часть серой массы:

В заботах суетного света
Он малодушно погружен;

Но стоит только «божественному глаголу» коснуться души поэта, он расцветает, он пробуждается от сна. Теперь он не хочет и не может жить как прежде, он не готов мириться с обывательским существованием, ему чужды мелочные интересы, материальные заботы. Если раньше он был таким же, он был слеп, то теперь он прозрел, он задыхается в мире корысти и лжи. Он бежит от этого суетного мира на волю, простор, свободу!

Темы и проблемы

  1. В своём стихотворении А.С. Пушкин затрагивает одну из важнейших тем для самого поэта, это тема творчества, преображения человека, которое стало возможно благодаря искусству. Александр Сергеевич показывает, как одним движением, одним дуновением муза может изменить жизнь.

Помимо всего, А.С. Пушкин повествует о специфике вдохновения: муза приходит и покидает поэта, она независима, она своевольна.

Смысл

В стихотворении, как уже было сказано, выделяются две части: жизнь «слепая» со спящей душой и удел человека прозревшего, который не заслоняется за бытовыми мелочами от бессмысленности прозябания, который готов прямо и смело смотреть в лицо всем невзгодам. Это идеал личности, его воспевает Пушкин. Главная мысль произведения заключается даже не в том, что автор возвышает свое мастерство, а в том, что любой человек может и должен стремиться стать выше, чем повседневные и бытовые мелочи, которые зачастую замещают все духовные потребности. Нужно не закрывать глаза, не примиряться со злом, а идти против него, чтобы и другие люди увидели, что надо менять ситуацию к лучшему.

Так, поэт призывает к неравнодушию. Поэт воспарил как орёл, как только смог услышать «божественный глагол». Главное — суметь открыть свою душу этому голосу, который раскроет мир перед тобой во всех его проявлениях.

Средства выразительности (тропы)

В стихотворении «Поэт» А.С. Пушкин использует такие средства выразительности, как метафоры («молчит его святая лира», «душа вкушает хладный сон»), которые создают поэтический образ чего-то устрашающего. Мы видим, что «святая лира» молчит. Когда святые молчат, то начинают властвовать демоны. Душа не просто спит, а именно «вкушает», что создаёт впечатление мещанской сытости, праздного благополучия. Она удовлетворена комфортом своего слепого существования, ей чужды стремления и мечты, сильные эмоции и чувства.

Интересны эпитеты, которые использует поэт («священная жертва», «суетный свет», «хладный сон», «божественный глагол»). Они подчёркивают главный принцип построения стихотворения. Произведение построено на антитезе: первая часть — суета и тьма, вторая — свет, озарение.

Также, автор использует в начале стихотворения инверсию («Пока не требует поэта/ К священной жертве Аполлон»), которая уже подсказывает читателю, что автор расскажет нам, что же происходит с поэтом в моменты вдохновения. Также она указывает на временность пребывания поэта в этом сонном, мёртвом состоянии, мы верим, что рано или поздно его душа проснётся.

Критика

Судьба А.С. Пушкина не была простой: он большую часть своей сознательной жизни провёл в ссылках. И в данном стихотворении «Поэт» Александр Сергеевич хотел выразить жажду свободы творчества, показать, что поэт сам себе не хозяин, он во власти творчества, муз, искусства.

К А.С. Пушкину относились по-разному: одни им восторгались, другие не принимали славы поэта в том масштабе, который ему приписывали первые. К примеру, его желчно критиковал Фаддей Булгарин, редактор правительственного журнала «Северная пчела».

Закончить хочется словами русского поэта и литературного критика Апполона Александровича Григорьева:

Явился «поэт», явилась великая творческая сила, равная по задаткам всему, что в мире являлась не только великого, но даже величайшего: Гомеру, Данту, Шекспиру, — явился Пушкин…

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс
Ссылка на основную публикацию