Анализ стихотворения Пушкина Сожженное письмо и история его создания

Краткий анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану

1. История создания

Стихотворение «Сожжённое письмо» было написано в 1825 году в Михайловском по впечатлениям недавно разыгравшейся в жизни Пушкина личной драмы.

В 1823 году, находясь в южной ссылке, поэт познакомился с одной из самых обаятельных и умных женщин своей эпохи – графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, супругой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого находился опальный поэт.

Последовавший за этим роман Пушкина и Воронцовой вскоре перестал быть тайной для окружающих, и по ходатайству Воронцова Пушкин был выслан в Михайловское.

По просьбе графини поэт сжигал редкие, полученные от неё письма. Свои послания к возлюбленной он запечатывал перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Этот перстень Пушкин называл своим талисманом.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в период перехода Пушкина от романтизма к реализму.

Образы письма, пламени, возлюбленной максимально приближены к реальности. При этом их можно воспринимать как обобщённые философские символы.

3. Род

Стихотворение «Сожжённое письмо» является лирическим произведением.

4. Жанр

По жанру оно представляет собой элегию.

5. Проблематика

В стихотворении затронута проблема несчастной любви и трагической невозможности личного счастья.

6. Тематика

В «Сожжённом письме» звучат мотивы одиночества, разлуки, душевного страдания, выливающиеся в тему верности избранному идеалу.

7. Идея

Получая драгоценное письмо от любимой женщины, лирический герой вынужден расстаться с ним, так как его чувство к ней является запретным.

Сжигая дорогие листы, он предаёт огню саму любовь, понимая, что должен избавиться от своей страсти.

Отказ от всего, что дорого сердцу, во имя доводов рассудка и морали, мучителен, но необходим.

8. Пафос

Стихотворение написано на грани душевного отчаяния. В каждом слове отзывается боль разлуки, тяжесть задачи, которая стоит перед поэтом.

Ему невыносимо сложно изжить воспоминание о счастье, но так велела любимая, а её желание свято.

9. Система образов

Символический образ письма является в стихотворении центральным. В нём сосредоточена мысль о последней ниточке дружбы, соединяющей поэта и его любимую женщину. Каждая строка этого письма – долгожданное сокровище.

Образ огня как очистительной и вместе с тем безжалостной стихии противопоставлен тонкости и беззащитности письма.

Сгорающие листы воспринимаются как живые существа, корчащиеся от боли и безысходности. По их движенью можно догадаться о том, что происходит с душой героя, его мыслями и чувствами.

Письмо превращается в пепел, но и его герой называет «милым». Этот ничего не значащий для посторонних прах он готов хранить на своей груди.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи произведения: он и она.

Героини не увидеть, но свидетельством её присутствия является письмо, которое хранит часть её души. Возлюбленная названа лишь в первой строке («Она велела»), но её тень печально и нежно ложится на всё происходящее.

Главный герой стихотворения – получатель письма, которому предстоит сжечь его сразу же по прочтении. Ему велено поступить так, чтобы не скомпрометировать отправительницу и самого себя, но за этим приказом чувствуется другое повеление: забыть и больше не писать.

Любовь более невозможна. Это и угнетает лирического героя.

11. Лирический герой

Лирический герой «Сожжённого письма» идентичен образу автора.

Сестра поэта Ольга поведала биографам об особом отношении Пушкина к письмам Воронцовой. Когда он получал конверты, запечатанные сургучной печатью, лицо его менялось, он уходил к себе и потом целые дни проводил в задумчивости.

Эта сильная страсть глубоко отпечаталась в душе поэта и породила множество шедевров любовной лирики.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает процесс сожжения письма.

Сначала герой медлит, не решаясь предать его огню, затем исполняет задуманное. Пламя с жадностью поглощает «все радости» его души.

Тёмные листы вспыхивают и сворачиваются, плавится сургуч, лёгкий профиль возлюбленной, запечатлённый на полях послания, теряет очертания. От письма остаётся лишь пепел.

Душа поэта сжимается от горя и одиночества. Он остаётся один со своим воспоминанием.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Очерёдность событий кратко и стремительно передана в 15-ти строках стихотворения (3 четверостишиях и 1 трёхстишии).

В начале стихотворения поэт обращается к письму, прощаясь с ним.

Затем предаёт его огню и наблюдает за тем, как гибнут его мечты о счастье.

Текст завершается новым обращением, но уже не к письму, а к пеплу: живой любви больше нет, осталось лишь её воспоминание.

14. Размер и рифма

Стихотворение написано одиннадцатистопным ямбом.

Мужские и женские рифмы чередуются.

Строфа состоит из 15 строк и представляет собой рондо, схема рифм в котором выглядит так: ААББ ВВГГ ДДЕЕ ЖЖЗ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения напоминает потрескивание огня.

Аллитерации с шипящими и свистящими звуками «ш», «щ», «с», в сочетании с повторяющимися твёрдыми и звонкими согласными «р», «д», «г» передают настроение неотвратимости приговора.

Ассонансы с «и», «у», «о» рождают ассоциацию с мучительной тоской, болью, тяжестью, которыми сопровождаются действия героя.

В тексте стихотворения преобладают глаголы и существительные.

Существительные описывают ряд эфемерных предметов, которые соединяют поэта с возлюбленной (письмо, сургуч, перстень, заветные черты, пепел).

Глаголы описывают этапы сожжения и разные стадии внутренней боли, которой отзывается на всё происходящее душа героя.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение изобилует эпитетами, с помощью которых мы узнаём о чувствах поэта к возлюбленной: «заветные черты», «пепел мил», «на горестной груди», «пламя жадное», «отрада бедная».

Особый драматизм придают произведению олицетворения: «пламя приемлет», «прощай, письмо любви». Обращаясь к письму, а после к пеплу, поэт очеловечивает их. Они хранят память о написавшей их душе и о руке, запечатавшей конверт.

Метонимия «все радости мои» и гипербола «ничему душа моя не внемлет» усиливают мотив внутреннего страдания.

17. Значение произведения

В стихотворении «Сожжённое письмо» Пушкин создал ёмкий и целостный образ, раскрывающий тему любовной разлуки.

Неотвратимость рока и невозможность личного счастья осмысливались поэтом во многих произведениях, но в «Сожжённом письме» эти мотивы доведены до своего предела и явлены с небывалой лирической силой.

18. Актуальность

Актуальность стихотворения велика, ведь и в наши дни любовь не перестаёт волновать человеческие души.

Обстоятельства жизни не всегда позволяют любящим быть вместе. Во время разлуки приходится идти на жертвы, чтобы сохранить силы жить дальше.

Каким бы тяжёлым ни было прощание с прошлым, оно необходимо, если у любви нет будущего.

19. Моё отношение

Меня глубоко потрясло стихотворение Пушкина «Сожжённое письмо». Его трогательный сюжет описал всю глубину душевной боли лирического героя. Мне удалось почти физически ощутить страдания поэта.

Я восхищаюсь мастерством психологической детали, которое продемонстрировал в этом произведении Пушкин.

Несмотря на то, что поэт делится глубоко личным опытом, его сокровенные переживания близки каждому, кто когда-либо был влюблён.

20. Чему учит

Стихотворение «Сожжённое письмо» учит нас стойко переносить испытания, посланные судьбой. Даже в минуты разлуки нельзя терять самообладание.

Герой сжигает письмо, хотя в нём заключены все его радости. Он забывает о себе, исполняя волю возлюбленной. Любовь – это не эгоизм, а подвиг во имя счастья и спокойствия другого человека.

Анализ стихотворения пушкина сожженное письмо и история его создания. Сочинение: Анализ стихотворения Пушкина “Сожженное письмо”

Стихотворение А.С. Пушкина «Сожженное письмо» было написано в момент эмоционального порыва в 1825 году. Двумя годами ранее поэт был в Одессе, где познакомился с женой графа Михаила Воронцова. Она была на последнем месяце беременности и выглядела измождено. Через полгода Пушкин вновь увидел ее и не узнал. Мало того, что она была красавицей, так еще увлекалась литературой и многим другим.

Между Пушкиным и Елизаветой Воронцовой сразу же вспыхнула страсть, которую женщина даже не скрывала. Над мужем стали насмехаться, и он выпроводил поэта из города. На прощание женщина подарила возлюбленному перстень-печатку. Такое же кольцо осталось и у нее. Затем Пушкин оказался в ссылке в Михайловском, где переписывался с Воронцовой. В конце писем они ставили печати своими перстнями, и жена графа всегда просила сжигать ее письма.

В 1825 году Пушкин, сжигая очередное письмо, решил выказать свои чувства посредством стихотворения. Он пишет, что сжигает письмо так, как она просила. Для него эти письма были напоминанием о страсти и о любви. Они придавали ему сил в ссылке, но он должен был их сжигать, не оставляя никакой памяти. Ему хотелось бы оставить письма, чтобы в тяжелые минуты перечитывать, но он просила все сжечь. Поэта охватило отчаяние, поэтому настроение лирического героя постоянно меняется. Вначале он негодует, потом успокаивается, а в конце вновь начинает страдать.

Лирический герой – это и есть Пушкин. Он использует много эпитетов, чтобы показать, что он чувствует в тот момент, когда сжигает очередное письмо Воронцовой. Он пишет про «унылую судьбу», «горестную грудь», а пепел он называет «милым». Все потому, что пепел – это все что остается от долгожданных писем. Это единственное напоминание о чувствах Пушкина и Воронцовой.

Лирическое стихотворение написано шестистопным ямбом. Используется парная рифма, но в последней строке произведения рифмы нет. Рифма – мужская, а строфа – пятнадцатистишие. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге добавляет эмоциональность стихотворению. Литературное направление – романтизм.

Сегодня мы поговорим о стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо». Анализ данного произведения будет подробно рассмотрен ниже. Александр Сергеевич всегда размышлял в своих работах о волнующих его темах.

Автор

История создания и содержание

Одним из лучших произведений, относящихся к жанру любовной лирики, является именно «Сожженное письмо». требует знания истории его написания. Данное произведение поэт создал, находясь в михайловской ссылке. В этот период он работал над написанием «Евгения Онегина». В моменты тягостных раздумий Александр Сергеевич вспоминал Е.К. Воронцову. Она произвела огромное впечатление на поэта. А. С. Пушкин получал от нее послание, об одном из них вполне вероятно идет речь в тексте стихотворения «Сожженное письмо». Анализ следует продолжить картиной сожжения, которую создает перед читателем лирический герой. Письмо автору невероятно дорого. Он беседует с ним, словно с существом, обладающим душой. Перед собой читатель видит взволнованного человека. Лирический герой намерен «предать огню» абсолютно все, что для него было дорого, уничтожить «все радости». Ему жаль прощаться с посланием. Герой колеблется, но настает час для передачи письма на волю огня. Стихотворение проникнуто горечью и болью уже с первых строк. Герой дает возлюбленной право выбора, даже если она отдаст предпочтение другому. Кажется, будто у этого человека совершенно не остается сил, однако его желание выполнить просьбу любимой решительно и твердо. Герой прощается не только с письмом, но и с покидающей его любовью. Настроение этого человека неравномерно. Успокоившись, он снова разражается страданием. Читатель видит это благодаря умолчаниям и восклицательным предложениям, которые использует автор.

Композиция

Анализ стихотворения «Сожженное письмо» продолжим описанием особенностей его построения. Сюжет прост: любимая женщина просит у лирического героя уничтожить ее послание. Он выполняет приказ. Письмо горит в пламени, причиняя муки герою. Произведение состоит из 3-х частей. Первой и третьей отведено по четыре стиха. Вторая часть является исключением. Она состоит из трех двустиший. Часть первая является монологом поэта, который обрекает послание на гибель. В финале идет речь о бессмертии, которое лирический герой обещает пеплу. Вот мы и разобрали произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо». Анализ кратко приведен выше.

«Сожженное письмо» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Одна из жемчужин любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина – стихотворение под говорящим названием «Сожженное письмо » , которое было написано в 1825 году. История создания произведения прекрасна, ибо повествует о любви, но горька и трагична, потому как любовь эта «погибшая в огне».

В 1823 году, летом, Александр Сергеевич переезжает в Одессу из Кишинева, где поэт коротал дни южной ссылки. На новом месте жительства Пушкин становится служащим в канцелярии графа Михаила Воронцова, градоначальника. По первости отношения Пушкина и Воронцова складывались вполне дружескими: поэт часто бывает в доме графа, развлекая гостей чтением своих стихов во время светских проемов. Переломным моментом пребывания на службе у Воронцова станет знакомство Пушкина с женой градоначальника, Елизаветой.

Утомленная и болезная графиня, ждущая ребенка, вызывала сочувствие Александра Сергеевича. Но спустя полгода он вновь видит ее на губернаторском балу, где приходит в изумление и восторг. Перед ним прекрасная женщина, отличающая удивительной красой, образованностью и увлечением литературой. Первые минуты тесного общения графини и поэта воспламеняет их сердца любовным чувством, у них завязывается роман. Елизавета не стала даже и скрывать это от мужа, отчего по городу очень скоро поползли слухи о Воронцове-рогоносце, который стал объектом насмешек. Воронцов не смог терпеть того, потому бросил все силы на то, чтобы Пушкин покинул Одессу.

Александр Сергеевич уехал в Москву в 1824 году. Графиня подарила поэту сердоликовый перстень со старинной гравировкой перед отъездом. Такой же перстень остался и у Воронцовой, напоминая о любви к поэту. Художник не желал мириться с тем, что ему больше не доведется видеть возлюбленную, но та настаивала на том, чтобы отношения были прекращены. Однако влюбленные какое-то время после отъезда Пушкина переписывались, скрепляя послания перстнями-печатками. Елизавета каждый раз ставила возлюбленному условие о сожжении компрометирующих ее посланий.

Тема, рифма, жанр стихотворения

В «Сожженном письме» Пушкин горько говорит о том, что не может пойти против воли любимой. Бесценные для него письма он придает огню, смотря, как дорогое сердцу посланье становится горстью пепла. Первые строки стихотворения проникнуты болью, трепетом и горечью. Лирический герой кажется нам бессильным, опустившим руки, колеблющимся, но твердо намеренным выполнить желание любимой женщины. Для него это дело чести: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…» Александр Сергеевич прощается с любовью, покидающей его, но не с письмом. Состояние героя тревожно, изменчиво.

Едва успокоившись, его сердце вновь заходится болью, отчего строки читаются «взахлеб». Восклицательные знаки, контрастирующие с молчанием, дополняют общий темп и характер «Сожженного письма». Для того, чтобы ясно и ярко передать терзающие его чувства, Пушкин использует разнообразные красочные выражения («милый пепел» , «горестная грудь» , «жадное пламя» , «унылая судьба» ). И пепел мил поэту, он его бедная отрада, единственное напоминание об погибшей в пламени любви. Последняя строка остается без рифмы, словно дотлев, как дорогое сердцу послание:

Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.

Первые три четверостишья использована смежная мужская рифма, в последнем трехстишии – тоже, но последняя строка остается без рифмы, что символично для «Сожженного письма». Жанр определить невозможно, поскольку творение несет в себе черты элегии, романса, послания и даже сонета. Размер, которым написано «Сожженное письмо» – шестистопный ямб. Литературное направление – романтизм.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин – прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Читайте также:  Пушкин Медный всадник читать онлайн полный текст

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая – три двустишия. Первая часть – монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть – монолог, обещающий сожженному письму – пеплу – бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия “смерть” и “бессмертие”.

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел – воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо – символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» – это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин – прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая – три двустишия. Первая часть – монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть – монолог, обещающий сожженному письму – пеплу – бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия “смерть” и “бессмертие”.

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел – воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо – символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» – это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо» принадлежит любовной лирике, и в полной мерее раскрывает душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сожженного письма» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сожженное письмо.

История создания – Стих был написан в 1825 году. Женщиной, кому посвящено произведение, оказалась графиня Елизавета Воронцова.

Тема стихотворения – Обращение лирического героя к сожженному письму, в котором он видит крах своей любви.

Композиция – Композиция простая, состоит из трех условных частей: первая часть – монолог лирического героя, вторая – сожжение письма, третья – обращение лирического героя к пеплу, чтобы тот навсегда остался в его душе.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб, с применением смежной мужской рифмовки. В последних строчках стихотворения рифма отсутствует.

Метафоры – «письмо любви», «пламя жадное».

Эпитеты – «жадные», «заветные», «легкий».

Олицетворения – «предать огню все радости».

Инверсия – «как долго медлил я».

История создания

Во время своей южной ссылки Александр Сергеевич проживал в Одессе, где работал в канцелярии под руководством графа Михаила Воронцова. Между ними установились добрые приятельские отношения, которые резко испортились после знакомства молодого поэта с супругой графа, Елизаветой Воронцовой.

Графиня отличалась не только внешней привлекательностью: она была прекрасно образованна, начитанна, я слыла прекрасной собеседницей. С первых минут общения между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, которая быстро переросла в сильное чувство.

Елизавета Воронцова не скрывала от мужа свои отношения с Пушкиным, и тот проявлял удивительную в этом вопросе лояльность. Но, когда по городу поползли нелицеприятные слухи, он сделал все возможное, чтобы как можно скорее изгнать соперника из города.

Перед отъездом своего возлюбленного графиня подарила ему на память о себе золотой массивный перстень с драгоценным камнем. Пушкин принял этот подарок, и в дальнейшем очень трепетно к нему относился.

Поэт прекрасно понимал, что уже никогда не встретится со своей возлюбленной. Какое-то время между Пушкиным и Воронцовой существовала переписка, но графиня всегда настаивала на том, чтобы все ее письма сжигались сразу после прочтения. Александру Сергеевичу было трудно выполнять эту просьбу, но он не мог идти против воли любимой женщины. Так, под влиянием сильных душевных переживаний в 1825 году им было написано стихотворение «Сожженное письмо», которое стало олицетворением ушедшей любви.

В произведении «Сожженное письмо» тема любви раскрыта в весьма необычной манере. Лирический герой обращается к письму своей возлюбленной, однако на самом деле речь идет об ушедшей любви. Письмо является лишь средством передачи душевных переживаний лирического героя, который придает особый смысл уничтожению любовного послания. Так он прощается не только с письмом, но и с любовью, которая покидает его навеки.

На протяжении всего стихотворение настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная идея произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщиной, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться ее просьбе сжечь все послания, и терзается тем, что утрачивает с возлюбленной последнюю ниточку, связывавшую их.

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью, и делит стихотворение на три условные части.

  • Первая часть представляет собой монолог лирического героя, который обрекает письмо от любимой женщины на гибель.
  • Во второй части автор описывает сожжение письма, которое доставляет сильную душевную боль герою.
  • В третьей части лирический герой обещает бессмертие пеплу.

Произведение написано в жанре любовной лирики, однако в нем присутствуют характерные черты послания, романса, элегии.

Стихотворный, размер, используемый автором при написании «Сожженного письма» – шестистопный ямб со смежной мужской рифмовкой. Примечательно, что в последних строчках произведения рифма отсутствует. Подобный прием позволяет очень точно выразить состояние лирического героя, у которого от разочарования и печали опускаются руки.

Средства выразительности

Для раскрытия своих чувств и душевных терзаний Пушкин мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности. В произведении встречаются метафоры (« письмо любви», «пламя жадное »), эпитеты (« жадные», «заветные», «легкий »), олицетворения (« предать огню все радости »), инверсия (« как долго медлил я »).

“Сожженное письмо” – анализ стихотворения А.С. Пушкина

История создания

В 1820 году Пушкин был сослан на юг России, в Екатеринослав. Причиной немилости властей стали несколько эпиграмм, написанных поэтом на архимандрита Фотия, Аракчеева и самого царя. За подобные сочинения Пушкину грозила ссылка в Сибирь, но за него вступились друзья, в том числе Карамзин и Чаадаев.

В Екатеринославе поэт тяжело заболел. Пушкина посетили его друзья Раевские и взяли с собой в увлекательное путешествие на юг для поправки здоровья. Они посетили Малороссию, Крым и Бессарабию, побывали в Гурзуфе, Феодосии и Бахчисарае. Яркие впечатления сделали этот период чрезвычайно плодотворным для поэта. Он написал множество стихотворений, поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», приступил к работе над «Евгением Онегиным».

Три года Пушкин прослужил в Кишиневе, а затем, в 1823, переехал в Одессу, где поступил на службу в канцелярию графа Воронцова. Новый начальник сначала отнесся к поэту по-дружески: Пушкин часто бывал в доме у Воронцовых, читал стихи и рассказы на светских приемах. Но добрые отношения закончились, когда на любовном небосклоне поэта появилась новая звезда: Пушкин увлекся женой начальника, Елизаветой Ксаверьевной.

Сначала графиня, ожидающая ребенка и тяжело переносящая беременность, вызывала сочувствие поэта. Но когда через полгода он увидел Воронцову на светском балу, то был восхищен ее красотой и любезным обхождением.

По свидетельству современников, Елизавета Ксаверьевна была не только очаровательной, но также умной и образованной женщиной. Она увлекалась литературой, ценила незаурядный талант Пушкина и любила слушать его стихи. Вскоре поэт пылко влюбился в жену своего начальника и стал добиваться ее взаимности. Графиня ответила на его чувства. Пушкин посвятил ей несколько стихотворений, в том числе «Сожженное письмо», «Прощание», «Талисман». В его рукописях сохранилось множество ее изображений.

Елизавета Ксаверьевна не считала нужным скрывать свои чувства к Пушкину, и вскоре по Одессе стали распространяться слухи о ее связи с поэтом. Граф Воронцов почувствовал, что стал объектом насмешек, и стал обращаться с Пушкиным холодно и резко. Более того, он стал писать письма ко двору и добиваться, чтобы его избавили от поэта. Оскорбленный Пушкин написал на него злую эпиграмму «Полумилорд, полукупец». В 1824 году граф добился перевода ссыльного в Москву.

Перед расставанием Елизавета Ксаверьевна заказала у ювелира два перстня с сердоликом, украшенных старинной надписью. Один из них она подарила поэту, и он поклялся не расставаться с ним. Другой перстень графиня оставила у себя. Некоторое время они переписывались, скрепляя письма их отпечатками. Поэт не хотел мириться с тем, что ему больше не придется увидеть любимую женщину, но та настаивала на прекращении их отношений. Чтобы не быть скомпрометированной, графиня поставила условие: ее письменные послания должны быть сожжены.

Свою ссылку поэт продолжал отбывать в Михайловском. По сохранившимся свидетельствам, осенью 1824 года он получил послание от Елизаветы Ксаверьевны, которое, по-видимому, было им уничтожено. Там же, в 1825 году, Александр Сергеевич пишет стихотворение, которое называется «Сожженное письмо». Оно посвящено расставанию с возлюбленной.

Тема произведения

Стихотворение построено необычным образом. В нем поэт обращается к письму, но читатель понимает, что его главная идея — сожаление об ушедшей любви. Герой с горечью говорит о том, что не может пойти против воли своей возлюбленной, поэтому вынужден сжигать ее послания. Он предает огню дорогое ему письмо и видит, как горящая бумага осыпается пеплом.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина Поэт

Настроение героя меняется в течение произведения: то он мечется, страдая от горя и душевных ран, то смиряется с обстоятельствами и пытается заглушить, «сжечь» свои чувства. Он колеблется в бессилии, его слова проникнуты болью и горечью, но он твердо намерен выполнить волю своей любимой.

Поэт страстно желает оставить хотя бы какую-то память об ушедшем счастье, но не может нарушить данное им обещание. Он тоскует о том, что не сможет больше читать и перечитывать нежные строки, но уничтожает последнюю нить, связывающую его с возлюбленной.

Герой прощается не столько со сгоревшим письмом, сколько со своей любовью. Основная мысль произведения состоит в том, что нужно выполнять свои обещания, как бы ни было трудно это сделать.

Композиция, жанр, структура

Композиция стихотворения отличается простотой и последовательностью. Оно состоит из трех частей:

  1. В первой приводится монолог лирического героя, страдающего оттого, что ему приходится уничтожить дорогое для него любовное послание.
  2. Вторая описывает то, как он сжигает письмо. Герой смотрит, как обгоревшая бумага превращается в пепел и улетает в дыму, плавится сургуч с отпечатком знакомого перстня. Это доставляет ему сильнейшую душевную боль.
  3. В третьей герой стихотворения говорит о том, что пепел останется бессмертным и всегда будет храниться на его груди.

В этом произведении письмо символизирует память героя, хранящую теплые воспоминания о прошедшей любви. Он должен от них избавиться, хотя это причиняет ему горечь и боль. Герой долго не может совершить задуманное, а затем с глубоким чувством думает о любимой женщине.

По жанру «Сожженное письмо» относится к любовной лирике, но в нем есть черты элегии, послания (обращение «Прощай, письмо любви!»), романса. Текст написан пятистопным ямбом с использованием мужской рифмы. Этот прием позволяет ярко выразить страдания героя.

Последние строки стихотворения нерифмованные, что отражает состояние поэта: от горя у него опускаются руки. Темп текста достаточно быстрый, в нем видна буря чувств: сожаление, горечь, попытка смириться с обстоятельствами. В ритме стихов видны метания героя: он то успокаивается, то опять погружается в пучину горя, то принимает решение, то сомневается в его правильности.

В стихотворении используется множество восклицательных знаков и многоточий, которые создают дополнительный ритм: сильные чувства чередуются с периодами молчания. В своем произведении автор использует многочисленные средства выразительности:

  • метафоры — «пламя жадное», «пепел милый», «перстень верный»;
  • эпитеты — «заветные», «легкий»;
  • инверсию — «как долго медлил я»;
  • олицетворения — «предать огню все радости», «перстня верного утратя впечатленье» (о сургуче).

Память о поэте

Через 9 месяцев после жаркого лета 1824 года у графини родилась дочь Софья, которая, возможно, была плодом их тайной любви. После возвращения Воронцовых в Петербург Елизавета Ксаверьевна и Пушкин продолжают встречаться. Об их отношениях можно судить лишь по косвенным намекам в стихах. Греческий профиль графини часто украшает поля его рукописей.

Поэт, несмотря на свою открытость и страстный характер, никогда никому не выдал их любовь, не опорочил имя своей возлюбленной. Он сдержал клятву и до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой. Поэт отправился с ним на дуэль с Дантесом, и этот перстень Жуковский снял с его руки после смерти.

Елизавета Ксаверьевна дожила до преклонных лет, сохраняя дорогую ее сердцу память о Пушкине. С возрастом она потеряла зрение, но ежедневно просила читать ей стихи поэта. С ними к ней возвращались воспоминания о молодости и встречах с возлюбленным.

Стихотворение «Сожженное письмо», наряду с другими произведениями, посвященными графине Воронцовой, считается одним из лучших образцов любовной лирики XIX века. Оно наполнено страстными переживаниями и глубокими чувствами, но, вместе с тем, необычайно лаконично.

Отзывы

Это стихотворение — шедевр русской литературы. В нем раскрыта тема вечной любви.

Стихи наполнены болью и горечью, но они прекрасны.

Письмо — это художественный символ сгоревшей любви.

Мода. Звезды. Красота и здоровье. Отношения. Дом

Основная мысль сожженное письмо. Анализ стихотворения пушкина сожженное письмо и история его создания

«Сожженное письмо» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Одна из жемчужин любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина – стихотворение под говорящим названием «Сожженное письмо » , которое было написано в 1825 году. История создания произведения прекрасна, ибо повествует о любви, но горька и трагична, потому как любовь эта «погибшая в огне».

В 1823 году, летом, Александр Сергеевич переезжает в Одессу из Кишинева, где поэт коротал дни южной ссылки. На новом месте жительства Пушкин становится служащим в канцелярии графа Михаила Воронцова, градоначальника. По первости отношения Пушкина и Воронцова складывались вполне дружескими: поэт часто бывает в доме графа, развлекая гостей чтением своих стихов во время светских проемов. Переломным моментом пребывания на службе у Воронцова станет знакомство Пушкина с женой градоначальника, Елизаветой.

Утомленная и болезная графиня, ждущая ребенка, вызывала сочувствие Александра Сергеевича. Но спустя полгода он вновь видит ее на губернаторском балу, где приходит в изумление и восторг. Перед ним прекрасная женщина, отличающая удивительной красой, образованностью и увлечением литературой. Первые минуты тесного общения графини и поэта воспламеняет их сердца любовным чувством, у них завязывается роман. Елизавета не стала даже и скрывать это от мужа, отчего по городу очень скоро поползли слухи о Воронцове-рогоносце, который стал объектом насмешек. Воронцов не смог терпеть того, потому бросил все силы на то, чтобы Пушкин покинул Одессу.

Александр Сергеевич уехал в Москву в 1824 году. Графиня подарила поэту сердоликовый перстень со старинной гравировкой перед отъездом. Такой же перстень остался и у Воронцовой, напоминая о любви к поэту. Художник не желал мириться с тем, что ему больше не доведется видеть возлюбленную, но та настаивала на том, чтобы отношения были прекращены. Однако влюбленные какое-то время после отъезда Пушкина переписывались, скрепляя послания перстнями-печатками. Елизавета каждый раз ставила возлюбленному условие о сожжении компрометирующих ее посланий.

Тема, рифма, жанр стихотворения

В «Сожженном письме» Пушкин горько говорит о том, что не может пойти против воли любимой. Бесценные для него письма он придает огню, смотря, как дорогое сердцу посланье становится горстью пепла. Первые строки стихотворения проникнуты болью, трепетом и горечью. Лирический герой кажется нам бессильным, опустившим руки, колеблющимся, но твердо намеренным выполнить желание любимой женщины. Для него это дело чести: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…» Александр Сергеевич прощается с любовью, покидающей его, но не с письмом. Состояние героя тревожно, изменчиво.

Едва успокоившись, его сердце вновь заходится болью, отчего строки читаются «взахлеб». Восклицательные знаки, контрастирующие с молчанием, дополняют общий темп и характер «Сожженного письма». Для того, чтобы ясно и ярко передать терзающие его чувства, Пушкин использует разнообразные красочные выражения («милый пепел» , «горестная грудь» , «жадное пламя» , «унылая судьба» ). И пепел мил поэту, он его бедная отрада, единственное напоминание об погибшей в пламени любви. Последняя строка остается без рифмы, словно дотлев, как дорогое сердцу послание:

Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.

Первые три четверостишья использована смежная мужская рифма, в последнем трехстишии – тоже, но последняя строка остается без рифмы, что символично для «Сожженного письма». Жанр определить невозможно, поскольку творение несет в себе черты элегии, романса, послания и даже сонета. Размер, которым написано «Сожженное письмо» – шестистопный ямб. Литературное направление – романтизм.

“Сожженное письмо” было создано в то время, когда А. С. Пушкин пребывал в ссылке. Автор написал его в 1825 году за достаточно небольшой срок.

Среди литературных специалистов принято считать, что стихотворение посвящено М. С. Воронцовой, с которой поэт был вынужден расстаться. Также имеется известный факт, что осенью от Воронцовой поэтом было получено письмо, которое он впоследствии сжег. Стихотворение было написано спустя немного времени после этого случая.

Произведение большей частью относится к любовной лирике и посвящено авторским чувствам. Тема любви довольно нередко освещается в текстах данного автора. Однако именно в настоящем стихотворении она раскрывается наиболее нетипичным образом.

Основная тема произведения

Сожженное письмо – метафоричный образ любви.

Однако по строкам стихотворения мы не можем судить точно, о чем именно пишет автор: о любви, которая со временем погасла (“сгорела”), или же о чувствах, которые лирический персонаж пытается заглушить, пытаясь намеренно их в себе “сжечь”. Если брать во внимание обстоятельства, при которых произведение было создано, то вероятнее второй вариант.

Не только в данном произведении, но и в принципе в литературе, образ письма представляет собой символ “хранения воспоминаний”. Оно хранит в себе память о событиях, о теплых или грустных моментах прожитых лет.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

Идейный и структурный анализ произведения

Текст написан пятистопным ямбом. Смежная рифма и ударение на второй слог задают особую атмосферу сильных эмоций и переживаний.

Текст обладает довольно быстрым темпом, который задает общую эмоциональную атмосферу: буря чувств, горечь и сожадение.

Особый ритм тексту также задают переходы настроения героя: только успокаиваясь, персонаж тут же погружается в страдания. Или, казалось бы окончательно приняв решение, вновь погружается в раздумья о его правильности.

Среди используемых выразительных средств наиболее ярко выделяются следующие:

  • Олицетворения: “жадное пламя”, “милый пепел”и др.;
  • Метафоры: письмо, пламя;
  • Эпитеты: “горестная”, “унылая”;
  • Градация: “вспыхнули” – “пылают” – “дым”;
  • Повторы: “как долго”.

Также применяет такая фигура речи как инверсия. Например, “как долго медлил я”.

Нельзя не упомянуть и об обилии восклицательных знаков и троеточий, которые чередуются. И помимо средства передачи эмоций, выполняют функцию задания дополнительного ритма, где тихие периоды “молчания” контрастируют с сильными чувствами.

В данном поэтическом произведении Пушкина морфологические формы представлены в различных воплощениях, что обогащает общий текстовый состав.

Лексико-семантический состав “Сожженного письма” отличается экспрессивностью и контрастностью. Посредством этого автор в необычной манере усиливает воздействие строк на читателя и придает сказанному дополнительный вес.

Главный посыл произведения

Это стихотворение-прощание: не только послание к любимой, но и обращение к самому себе. Попытка объяснить и пережить свои душевные терзания.

А. С. Пушкин не просто сжигает письмо, он прощается со своей возлюбленной, переживая сильные чувства горечи и утраты. И делится своими терзаниями на бумаге, чтобы легче и быстрее перенести всю боль, которую не может заглушить.

Сценарный план урока

Учебный предмет – литература

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Подготовка к сочинению «Анализ стихотворения

А. С. Пушкина «Сожжённое письмо»

Цели урока : продолжить знакомство обучающихся с особенностями анализа лирического произведения, формировать общеучебные навыки работы с текстом, развивать правильную устную и письменную речь обучающихся.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные виды деятельности: чтение, формулирование вопросов по тексту, устный ответ на вопрос с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге, выявление характерных особенностей стихотворения, соотнесение содержания стихотворения с личными переживаниями.

Методы и формы обучения : деятельностно-практический метод, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений;

портрет Е. К. Воронцовой, карточки с отпечатанным текстом, памятки, компьютер, экран или интерактивная доска.

Эпиграф к уроку

До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Н.Чернышевский

Этап мотивации, постановки цели и задачи

Н. Г. Чернышевский писал: «До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».

Как вы можете прокомментировать это высказывание?

(А.С. Пушкин – великий русский поэт, который самые обыкновенные картины жизни превращал в выразительные образы, вызывающие у читателя чувство прекрасного. Его стихи будят сердца читателей, призывая к борьбе за свободу, честность, справедливость. Его стихи помогают рассмотреть в незатейливых пейзажах красоту и неповторимость русской природы. Его стихи воспевают прекрасные чувства дружбы и любви).

Как вы думаете, о чём стихотворение, где есть такие знаки препинания?

(Стихотворение выражает чувства, здесь много восклицательных предложений, которые говорят о……, Многоточие–умолчание предполагает наши размышления о…)

Чтобы проверить наши предположения, обратимся к тексту стихотворения

Результатом урока должны стать наброски к вашим творческим работам, в которых вы покажете умение анализировать лирическое произведение.

Чтение стихотворения (про себя), второй раз вслух.

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои.

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Как вы думаете, как называется это стихотворение?

(Варианты названий…СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО)

Кто же адресат этого стихотворения?

(Работа с портретами) Посмотрите на портрет той, кому посвящены эти строки.

(Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880), жена графа М. С. Воронцова. Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года, стал часто бывать в салоне графини и глубоко полюбил ее. Воронцова – героиня многих лирических стихотворений Пушкина: «Сожженное письмо», «Желание славы», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман» и других. Чувство к ней поэт сохранил на долгие годы.)

Разобраться в содержании этого стихотворения и подготовиться к письменному анализу нам поможет алгоритм анализа стихотворения

(слайд на доске или распечатка на парте)

1. Прочитайте стихотворение несколько раз.

2. Узнайте (выход в Интернет Википедия ru.wikipedia.org/. /), вспомните сведения об авторе, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению. Запишите.

3. Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

4. Какую картину рисует поэт? Представьте её себе, запишите, что представили.

5. Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства? Запишите.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)

6. Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запишите.

7. Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Что вы представляете, когда читаете стихотворение? Запишите.

8. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найдите их, пользуясь памятками.)

Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выделите главные, центральные образы.

Чтение и обсуждение вопросов, заполнение таблицы

Вопросы и задания

Прочитайте стихотворение несколько раз.

Чтение стихотворения (про себя и вслух)

А. С. Пушкин написал стихотворение «Сожжённое письмо» в 1825 году, в ссылке в Михайловском, куда бал выслан осенью 1824 года из Одессы. Там осталась любимая им женщина – графина Воронцова. Она изредка писала ему письма, которые он должен был по её требованию немедленно сжигать.

Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения.

Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880). Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года, стал часто бывать в салоне графини и глубоко полюбил ее. Воронцова – героиня многих лирических стихотворений Пушкина: «Сожженное письмо», «Желание славы», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман» и других. Чувство к ней поэт сохранил на долгие годы.)

Какую картину рисует поэт?

В стихотворении удивительно тонко, поэтично, с заражающим волнением рассказано, как сгорает брошенное в камин «письмо любви», как растапливается его сургучная печать.

Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства?

В стихотворении представлена история драматичной любви. Лирический герой, который очень близок поэту, мучительно переживает, потому что ему нужно сжечь не просто листок бумаги, а письмо от любимой. Лирический герой обращается к письму как к живому существу («Прощай, письмо любви! прощай!», «Гори, письмо любви», «Уж пламя жадное листы твои приемлет»). Не менее важны и связанные с ним образы героя и «её». «Она» появляется в тексте стихотворения лишь однажды. Но этого появления достаточно, чтобы читатель понял: письмо обречено на сожжение. Обречено, ибо «она велела…» Чувства лирического героя представлены в динамике.

Глаголы «велела, не хотела, предать, настал, не внемлет, вспыхнули, пылают…» свидетельствуют о мучительных переживаниях героя. Настроение постоянно меняется: душевные страдания героя столь велики, что он утрачивает чувствительность – «ничему душа моя не внемлет». Но это лишь временное оцепенение, которое вновь сменяется острым ощущением непоправимой утраты того, что безмерно дорого: «Уж пламя жадные листы твои приемлет. / Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым, / Виясь, теряется с молением моим».

Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Перед нами горестный монолог лирического героя, где каждое слово дышит неподдельной любовью, где вместе с письмом гибнет и часть души влюблённого.

Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Мы видим красоту и благородство, искренность и великодушие, которые учат нас умению любить. Ведь любовь – великое чудо, это те высокие минуты в жизни каждого из нас, когда силы души сосредоточены на одном чувстве, несущем одновременно и радость, и огорчение.

Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красиво выразил поэт глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.

Дополнительные вопросы, которые могут быть рассмотрены при подготовке к сочинению по стихотворению «Сожженное письмо»

Как меняется настроение по ходу текста?

Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз?

Какие контрасты вы заметили в стихотворении?

Какое состояние вызывает у поэта решение сжечь письмо?

Почему пламя названо «жадным», а пепел и дым «лёгкими»?

Почему в начале стихотворения душа поэта «ничему не внемлет», А в конце грудь его «стеснилась»?

Какова композиционная роль открытого финала текста?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор? Понаблюдайте за тем, какую роль они играют в стихотворении?

(Памятка «Изобразительно-выразительные средства языка. Распечатка на парте)

Изобразительно-выразительные средства языка

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов и др.;

Эпитет – художественное определение;

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания – усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

Повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

Инверсия – расположение слов, нарушающее обычный порядок.

Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.

Аллитерация – повторение согласных звуков;

Ассонанс – повторение гласных звуков;

(наблюдение над языковым материалом стихотворения)

Группа 1.Составьте и заполните таблицу «Поэтическая лексика»

Анализ стихотворения пушкина сожженное письмо и история его создания. «Сожженное письмо» – анализ произведения

Сегодня мы поговорим о стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо». Анализ данного произведения будет подробно рассмотрен ниже. Александр Сергеевич всегда размышлял в своих работах о волнующих его темах.

Автор

История создания и содержание

Одним из лучших произведений, относящихся к жанру любовной лирики, является именно «Сожженное письмо». требует знания истории его написания. Данное произведение поэт создал, находясь в михайловской ссылке. В этот период он работал над написанием «Евгения Онегина». В моменты тягостных раздумий Александр Сергеевич вспоминал Е.К. Воронцову. Она произвела огромное впечатление на поэта. А. С. Пушкин получал от нее послание, об одном из них вполне вероятно идет речь в тексте стихотворения «Сожженное письмо». Анализ следует продолжить картиной сожжения, которую создает перед читателем лирический герой. Письмо автору невероятно дорого. Он беседует с ним, словно с существом, обладающим душой. Перед собой читатель видит взволнованного человека. Лирический герой намерен «предать огню» абсолютно все, что для него было дорого, уничтожить «все радости». Ему жаль прощаться с посланием. Герой колеблется, но настает час для передачи письма на волю огня. Стихотворение проникнуто горечью и болью уже с первых строк. Герой дает возлюбленной право выбора, даже если она отдаст предпочтение другому. Кажется, будто у этого человека совершенно не остается сил, однако его желание выполнить просьбу любимой решительно и твердо. Герой прощается не только с письмом, но и с покидающей его любовью. Настроение этого человека неравномерно. Успокоившись, он снова разражается страданием. Читатель видит это благодаря умолчаниям и восклицательным предложениям, которые использует автор.

Композиция

Анализ стихотворения «Сожженное письмо» продолжим описанием особенностей его построения. Сюжет прост: любимая женщина просит у лирического героя уничтожить ее послание. Он выполняет приказ. Письмо горит в пламени, причиняя муки герою. Произведение состоит из 3-х частей. Первой и третьей отведено по четыре стиха. Вторая часть является исключением. Она состоит из трех двустиший. Часть первая является монологом поэта, который обрекает послание на гибель. В финале идет речь о бессмертии, которое лирический герой обещает пеплу. Вот мы и разобрали произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо». Анализ кратко приведен выше.

“Сожженное письмо” было создано в то время, когда А. С. Пушкин пребывал в ссылке. Автор написал его в 1825 году за достаточно небольшой срок.

Среди литературных специалистов принято считать, что стихотворение посвящено М. С. Воронцовой, с которой поэт был вынужден расстаться. Также имеется известный факт, что осенью от Воронцовой поэтом было получено письмо, которое он впоследствии сжег. Стихотворение было написано спустя немного времени после этого случая.

Произведение большей частью относится к любовной лирике и посвящено авторским чувствам. Тема любви довольно нередко освещается в текстах данного автора. Однако именно в настоящем стихотворении она раскрывается наиболее нетипичным образом.

Основная тема произведения

Сожженное письмо – метафоричный образ любви.

Однако по строкам стихотворения мы не можем судить точно, о чем именно пишет автор: о любви, которая со временем погасла (“сгорела”), или же о чувствах, которые лирический персонаж пытается заглушить, пытаясь намеренно их в себе “сжечь”. Если брать во внимание обстоятельства, при которых произведение было создано, то вероятнее второй вариант.

Не только в данном произведении, но и в принципе в литературе, образ письма представляет собой символ “хранения воспоминаний”. Оно хранит в себе память о событиях, о теплых или грустных моментах прожитых лет.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

Идейный и структурный анализ произведения

Текст написан пятистопным ямбом. Смежная рифма и ударение на второй слог задают особую атмосферу сильных эмоций и переживаний.

Текст обладает довольно быстрым темпом, который задает общую эмоциональную атмосферу: буря чувств, горечь и сожадение.

Особый ритм тексту также задают переходы настроения героя: только успокаиваясь, персонаж тут же погружается в страдания. Или, казалось бы окончательно приняв решение, вновь погружается в раздумья о его правильности.

Среди используемых выразительных средств наиболее ярко выделяются следующие:

  • Олицетворения: “жадное пламя”, “милый пепел”и др.;
  • Метафоры: письмо, пламя;
  • Эпитеты: “горестная”, “унылая”;
  • Градация: “вспыхнули” – “пылают” – “дым”;
  • Повторы: “как долго”.

Также применяет такая фигура речи как инверсия. Например, “как долго медлил я”.

Нельзя не упомянуть и об обилии восклицательных знаков и троеточий, которые чередуются. И помимо средства передачи эмоций, выполняют функцию задания дополнительного ритма, где тихие периоды “молчания” контрастируют с сильными чувствами.

В данном поэтическом произведении Пушкина морфологические формы представлены в различных воплощениях, что обогащает общий текстовый состав.

Лексико-семантический состав “Сожженного письма” отличается экспрессивностью и контрастностью. Посредством этого автор в необычной манере усиливает воздействие строк на читателя и придает сказанному дополнительный вес.

Главный посыл произведения

Это стихотворение-прощание: не только послание к любимой, но и обращение к самому себе. Попытка объяснить и пережить свои душевные терзания.

А. С. Пушкин не просто сжигает письмо, он прощается со своей возлюбленной, переживая сильные чувства горечи и утраты. И делится своими терзаниями на бумаге, чтобы легче и быстрее перенести всю боль, которую не может заглушить.

Стихотворение “Сожженное письмо» было написано в 1825 году, в преиод ссылки Пушкина в село Михайловское.
Вечная тема любви разработана Пушкиным очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей любви, а письмо является лишь способом передачи переживаний лирического героя, неким художественным символом.
Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: “…прощай: она велела» . И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает.
Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.
Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Почти в каждой строке используется градация. Например:
Минуту!. . вспыхнули! пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: “жадное пламя» , “милый пепел» , ” бедная отрада» , “унылая судьба» , “горестная грудь» . Пепел Пушкин неслучайно называет “милым» , а также “бедной отрадой» , ведь это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит и проблеска счастья в своей “унылой судьбе» .
В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная) , а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, автор этим хочет показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.
Я считаю, что стихотворение “Сожженное письмо» – это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

сожженное письмо» написано в Михайловском в конце 1824-начале 1825 гг. Оба известных автографа элегии – перебеленный и беловой – относятся к заключительной стадии работы над текстом. 1 Однако еще П. В. Анненков2 справедливо поставил в связь с «Сожженным письмом» запись, обнаруженную им в рабочей тетради Пушкина (ПД, № 835): «5 сентября 1824 u. 1. d. ».3 В настоящее время общепризнано, что запись эта – памятная заметка о получении письма от Е. К. Воронцовой и что «Сожженное письмо» входит в длинный ряд стихов Пушкина, связанных с ее именем.

Несомненная связь «Сожженного письма» с реальными событиями жизни Пушкина4 заслонила от исследователей элегии другой важный момент, который проясняется при изучении второй масонской тетради. Заметка о письме от Воронцовой соседствует здесь, на л. 11 об. , с черновиками XXXII строфы третьей главы «Евгения Онегина» , строфы, где Татьяна изображена с оконченным письмом к Онегину в руке. А записанному в той же рабочей тетради перебеленному автографу «Сожженного письма» предшествует набросок XV строфы четвертой главы романа в стихах – фрагмент отповеди Онегина Татьяне.

Стихотворение «Сожженное письмо» было написано Пушкиным в 1825 году, в то время как он находился в Михайловской ссылке. Оно посвящено Елизавете Воронцовой, с которой он познакомился в 1823 году в Одессе. Еще свежи были следы их запретной любви. Елизавета Ксаверьевна была замужней женщиной, и поэтому всегда велела Пушкину сжигать её письма. Эта традиция послужила названием для стихотворения и положила основу в данное стихотворение.

Само письмо – метафора. Под ним скрывается любовь поэта к Воронцовой, которую он вынужден «сжечь». В первом четверостишии мы видим терзания лирического героя. Он долго не хотел расставаться со своей любовью, долго медлил, но теперь он тверд в своем намерении «сжечь письмо» – расстаться с любовью.

Второе четверостишие описывает момент сожжения письма – то есть расставания с любовью. Лирический герой готов, но он страдает: «ничему душа моя не внемлет». С помощью градации показан быстрый процесс сгорания любви.

В последних четырех строчках мы видим, что лирический герой все еще сожалеет об утраченной любви: «грудь моя стеснилась», «останься век со мной». Он выражает свое отношение к ней: «пепел милый», «отрада бедная».

Стихотворение отличается изобилием эпитетов, описывающих как внутреннее состояние лирического героя, так и к любви. Оно так же наполнено различными фигурами речи и тропами, такими как инверсия, градация, метафора. Например, «пепел милый» – это воспоминания об ушедшей любви.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что задает быстрый темп происходящему. Лирический герой стремительно расстается с былыми чувствами, ведь понимает, что эта запретная любовь не может больше быть.

Все рифмы в стихотворении смежные: и в первых двух четверостишиях, и в последнем трехстишии. Но последняя строка ни с чем не рифмуется. Это объясняется бессилием и отчаянием героя к концу стихотворения. Душа его «ни к чему не внемлет» и он забывает про рифму.

«Сожженное письмо» стало ярким стихотворением, относящимся к одной из важнейших тем в лирике Пушкина – теме любви. Ровно как и Елизавета Воронцова сыграла немалую роль в жизни Пушкина, так и данный стих имеет большое значение в изучении лирики Пушкина, познании его чувств и его как человека.

Ссылка на основную публикацию