Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс

Краткий анализ стихотворения «Туча» по плану

1. История создания

Стихотворение написано 13 апреля 1835 года, накануне встречи с начальником императорской канцелярии А. Бенкендорфом – Пушкин подал прошение на издание газеты.

В стихотворении чувствуется состояние ожидания и, одновременно, вера в благополучный исход, вера в то, что и другие проблемы, – «тучи», – уйдут.

В конце концов, Пушкину разрешили издание журнала «Современник». А стихотворение было напечатано через месяц в «Московском наблюдателе».

2. Литературное направление

Стихотворение относится к литературному направлению русский романтизм.

3. Род

Литературный род этого произведения – лирика, выражение эмоционального состояния человека с помощью художественных средств и образов.

4. Жанр

Произведение относится к жанру пейзажной и философской лирики.

5. Проблематика

Проблематика стихотворения содержит философский подтекст:

  • жизнь, как в природе, так и в людском сообществе циклична;
  • бурные события и явления чередуются с периодами затишья и умиротворения.

6. Тематика

В произведении существует несколько, перекликающихся в сознании поэта тем:

  • тема любви к природе во всех её проявлениях;
  • тема-наблюдение послегрозового состояния природы;
  • тема надежды на перемены к лучшему.

7. Идея

Идея стихотворения «Туча» – ожидание нового; понимание и принятие неизбежного чередования бурных и спокойных периодов в жизни природы, в личной жизни человека и в обществе.

8. Пафос

У стихотворения эмоционально приподнятый тон повествования, выражающий состояние ожидание обновления, свежести в природе после грозы.

9. Система образов

Художественные образы в стихотворении — образ переменчивой стихии. Он стал результатом творчески воспроизведённой и переработанной автором реальности.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами произведения являются:

  • лирический герой, который соотносится с самим автором;
  • и природа в образе тучи или грозы.

11. Лирический герой

Лирическим героем в этом произведении является автор, наблюдавший грозу с дождём и пришедший ей на смену «ликующий день».

Он желает, чтобы туча, к которой он обращает свою речь, как можно скорее исчезла с «ясной лазури» небес.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения – разговор героя с последней, оставшейся после бури, тучей.

  • В первой строфе – описание послегрозового неба, его «ясной лазури», на которой последняя туча «печалит ликующий день».
  • Во второй – описание действий тучи во время грозы: «Ты небо недавно кругом облегала», «издавала таинственный гром», «землю поила дождём».
  • В третьей – призыв автора к туче: «Довольно, сокройся!» и предсказание её скорого исчезновения: ветер прогонит эту последнюю тучу с «успокоенных» небес.

13. Композиция стихотворения

Композиция произведения обратная: из настоящего момента автор обращается к уже свершившимся событиям (к прошедшей грозе), затем снова возвращается к настоящему.

Структурно делится на три части – три строфы или три картины.

14. Художественное своеобразие произведения

Пушкин был одним из первых, кто начал использовать в своём творчестве приём отождествления природных явлений с живым и разумным существом. Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении) – на смену прошедшей буре идёт покой.

15. Стихотворный размер, рифма

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий.

Рифма: смежная ААВВ.

Применяется чередование женской и мужской рифм в строчках.

16. Художественное своеобразие произведения

Наличие большого числа глаголов делает стихотворение динамичным.

Пушкин использует необычные словосочетания – ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром. А также устаревшие слова (древес, сокройся, алчную).

Автор прибегает к звукописи — использует аллитерацию, – много сонорных согласных (р, л, м, н), – что делает стихотворение звучным, придает стихотворению настроение приподнятости.

Новаторство произведения заключается в символизме, многослойности смыслов.

17. Средства художественной выразительности

  • олицетворения (обращаясь к туче, автор наделяет её свойствами разумного существа, одушевляет)
  • большое количество эпитетов – «последняя туча», «унылая тень», «ликующий день»
  • антитеза (туча противопоставляется ясному небу),
  • метафоры («последняя туча рассеянной бури», «ты алчную землю поила дождём», «с успокоенных небес»).

17. Значение произведения

Это тонкое лирическое произведение побуждает к размышлению.

Оно развивает наблюдательность, учит сопоставлять факты и замечать происходящие вокруг нас изменения, – как в природе, так и в обществе.

18. Актуальность

Автор затрагивает тему, которая всегда актуальна – переменчивость мира с его сменой природных явлений, сменой настроений в обществе и эпох в истории.

19. Моё отношение

Стихотворение «Туча» – замечательный образец пейзажной и философской лирики. Оно заставляет чаще обращать внимание на красоту природных явлений.

20. Чему учит

Стихотворение учит наблюдательности и умению видеть красоту природы в самых разных её проявлениях.

Учит также с оптимизмом смотреть в будущее. И тому, что нужно быть готовым к переменам. После бури всегда наступает затишье. Нужно верить, что и в жизни любые неприятности рано или поздно заканчиваются и им на смену приходят позитивные события.

Анализ стихотворения «Туча» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 11.04.2019 · Обновлено 01.12.2019

Никогда не нужно умалять значение произведений писателей и поэтов. Казалось бы, как всего лишь одно стихотворение может повлиять на что-то или даже кого-то? Но практика показывает, что одно стихотворение способно оказать на разных людей свое, особое, влияние. Кто-то узнает себя в лирическом герое, другие только мечтают попасть в такой же сюжетный поворот, а остальные просто наслаждаются звучным и красивым слогом. Возможно, разбор стихотворения «Туча» величайшего поэта Александра Сергеевича Пушкина поможет читателям найти то самое «свое» в строках произведения.

История создания

История создания этого стихотворения тесно связана с тем, какую мысль Пушкин хотел передать читателям. Существуют две точки зрения:

  1. Первая заключается в том, что Александр Сергеевич выразил этим стихотворением душевное состояние в определенный эпизод своей жизни, чего мы не можем точно утверждать. На следующий день после написания, а именно 14 марта, поэту необходимо было попасть к начальнику Третьего Отделения А. К. Бенкендорфу, на приеме у которого должна была решиться судьба его собственной газеты. И Пушкин перенес тяжесть своего груза на такую же тяжелую тучу.
  2. Вторая точка зрения связана с десятилетием со дня восстания декабристов. Предположения можно построить, исходя из словосочетаний: «рассеянная буря» подразумевает декабристов, «таинственный гром» и «дождь» — идеи декабристов, а общество упоминается в качестве «алчной земли».

Несмотря на то, что 1834-35 годы не отмечаются в биографии поэта как плодотворные, стихотворение «Туча» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в «неплодотворном» 1835 году.

Жанр, направление, размер

  • Лирическое стихотворение «Туча» относится к пейзажной лирике. Некоторые литературоведы и читатели относят его к философской лирике, видя в туче символ воспоминания о декабристском восстании.
  • Невзирая на то, что в этот период творчества Пушкин начинает отходить от романтизма, данное стихотворение выдержано именно в этом направлении.
  • «Туча» написана четырехстопным амфибрахием. Используется парная рифмовка.

Композиция

Стихотворение «Туча» состоит из трех катренов, которые передают различные настроения.

  • В первом катрене поэт знакомит читателя с тучей.
  • Во втором – только зарождается легкое недоумение;
  • В третьем катрене недоумение нарастает.

Образы и символы

Рассмотрим образы и символы в стихотворении также с двух сторон.

  1. Туча в стихотворении Пушкина – гость, которого совершенно никто не ждет. Поэт радуется тому, что прошла гроза, и что небо вновь стало лазурным. О минувшем ненастье напоминает лишь эта запоздалая туча. Таким образом, туча для лирического героя и для самого Пушкина – символ чего-то гнетущего и тоскливого. Состояние безмятежности, умиротворенности и расслабления являются приятным завершением произведения. Встречаются и образы неба, дня, «таинственного грома», дождя, ветра и других явлений природы. Описывая их, поэт отдает должное порядку, царящему в природе: всему свой черед — и туче, и буре, и голубой небесной лазури. Лирический герой жаждет покоя и света после грома и молний, то есть является человеком, уставшим от накала страстей. Он гонит тучу прочь, как будто обращаясь внутрь себя, как будто прогоняя последнюю тень, омрачающую его настроение.
  2. Как уже говорилось ранее, Пушкин мог воплотить в образе тучи мрачное воспоминание о декабристском восстании, годовщина которого (10 лет) выпала на период создания произведения. Хоть эту тучу и хотят быстрее прогнать, все-таки она — необходимое явление. Ведь существует выражение: после грозы всегда наступает ясный день. Так себя проявили и восставшие, которые принесли обществу необходимые потрясения. Пушкин определенно находился на стороне декабристов, что можем увидеть в строках: туча «издавала таинственный гром» и «поила дождем» истощенную без влаги землю. Как известно, восстание провалилось, потому в стихотворении туча была рассеяна. Александр Сергеевич хотел быть на месте этой тучи, так как был верен идеалам декабристов. Равнодушное к страданиям декабристов общество представлялось поэту землей. Туча напоила ее, выполнила свою задачу, и ликующий день гонит ее, постылую и уже ненужную, в небытие.

Темы и настроение

  • Человек и природа — основная тема стихотворения. Оставаясь наедине с природой, лирический герой с любовью и трепетом следит за сменой ее настроений: от бури до безмятежного солнечного дня. Земля одушевляется и уподобляется человеку, который жаждет покоя после потрясения и гонит от себя тоскливые воспоминания.
  • Тема одиночества тоже вскользь затрагивается автором, ведь туча осталась одна, поэтому ее, одинокую, прогоняет ликующий ветер.
  • Настроение стихотворения «Туча» — спокойное и умиротворенное, как ясный день после грозы.

Основная идея

Стихотворение обладает не только тонкой художественной красотой, но и глубоким смыслом. Погода, как настроение и ощущения человека, имеет свойство быстро изменяться. Она непостоянна: на смену буре все равно когда-нибудь придет ясный день.

Так же происходит и с человеком: все навалившиеся проблемы рано или поздно находят решение. Наконец, прогнав всякие неприятные чувства вон, он испытывает облегчение и приятные эмоции. В нем просыпаются новые жизненные силы. Переживания и тоска — такие же естественные для человека, как и дождь, гроза и буря — для земли. Главная мысль заключается в том, что нужно вовремя прогнать все гнетущие воспоминания, как последние тучи, чтобы насладиться ярким солнечным днем.

Средства выразительности

Пушкин использует много эпитетов, тем самым создавая живую и богатую картину. Те эпитеты, которые описывают тучу, окрашены негативно, в тусклые тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром»). Этим эпитетам противопоставляются светлые, радостные эпитеты, описывающие посветлевшее небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»).

По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и олицетворения. Так, туча ассоциируется со злобным, враждебным существом: «ты несешься», «ты печалишь» и тому подобное. Туче противопоставлен свежий ветер, сгоняющий ее с небес: «и ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес».

Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, действительно, очень богато по настроению и идейному содержанию. Описание туч для поэта – это возможность поговорить о мироустройстве в целом и провести параллель между окружающим и внутренним миром человека.

Анализ стихотворения «Туча» 7 класс, 8 класс (Пушкин А. С.)

Стихотворение А. С. Пушкина «Туча», написанное в 1835 году — это написанная четырёхстопным амфибрахием с парной рифмой пейзажная зарисовка, одно из самых поздних творений поэта в направлении «романтизм». Создано оно не в самый лёгкий период жизни Пушкина: в эти годы он стремился вырваться из Петербурга хотя бы ненадолго подальше от государственной службы, однако Николай 1 не спешил предоставлять великому поэту отпуск, а в увольнении на условиях Пушкина (тот просил сохранить ему доступ к архивам для продолжения литературно-исторической работы) отказал.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Однако, несмотря на такие тяжёлые условия, стихотворение из-под пера поэта вышло светлым.

Романтизм характеризуется ярко выраженными эмоциями по отношению к происходящим событиям или явлениям, двоемирием (горькой разницей между реальным и идеальным миром), а также конфликтом романтического героя и несправедливого мира. Рассмотрим эти черты.

Конфликт в стихотворении выражается приёмом антитезы. «Романтическим героем» здесь выступает бунтовщица-тучка, не вписывающаяся в рамки тихого, мирного, ясного дня. Лирический герой, обращающийся к туче, строго приказывает ей: «Довольно, сокройся!». Противопоставляются в первом четверостишии «унылая тень» и «ликующий день» (при том романтическим лирическим героям как раз свойственна некоторая печальность, задумчивость).

Читайте также:  Жених - краткое содержание рассказа Пушкина

Эмоциональность усиливается, в первую очередь, при помощи приёма анафоры — повторение сочетания «одна ты» в первом четверостишии, «и» в начале строк второго. Восклицательные обращения лирического героя к туче (уже упоминавшееся «Довольно, сокройся!» и «Последняя туча рассеянной бури!») являются ещё одним синтаксическим средством, которым Пушкин передаёт чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к туче, и подчёркивает их.

Так как это пейзаж, стихотворение представляет собой описание. Наиболее точно показать все краски природы после бури Пушкину помогают многочисленные эпитеты («ясная лазурь», «рассеянная буря»), метафоры («алчная буря») и особенно олицетворения – «ветер гонит», «[туча] наводит тень» и так далее. Олицетворения важны в этом стихотворении, так как помогают точнее отразить переживания лирического героя.

Разумеется, стихотворение, помимо трогательного описания пейзажа после бури, имеет под собой глубинный смысл. Исследователи спорят над тем, каков же он, однако сходятся в одном: под «тучей» Пушкин подразумевал собственную личность. Приведём три основные версии:

1. Как уже упоминалось выше, в этот период жизни Пушкина у него происходила конфронтация с Николаем 1, в частности, по поводу издания собственной газеты довольно свободолюбивой направленности, что не нравилось государю (по изданному им «Чугунному уставу» вводились жёсткие правила цензуры, по которым строго запрещалась критика аппарата правления, самого государя или чиновников). Соответственно, после введения этого устава в общественной мысли всё «успокоилось», и Пушкина, как «последнюю тучу рассеянной бури», насильно выталкивают из образованного общества, запрещая ему нарушать спокойствие в стабильном Российском государстве.

2. Похожая версия звучит в отношении восстания декабристов (стоит отметить тот факт, что написано оно в десятилетний юбилей бунта). Восстание было разогнано, мятежники казнены или высланы, и прежний «таинственный гром» рассеялся. Однако сам Пушкин остался верен декабристским идеалам; так, на вопрос Николая 1 о том, что бы он делал, окажись он в Петербурге 14 декабря 1825 года, поэт честно ответил: «Я был бы со своими друзьями на Сенатской». Являясь последним очагом «успокоенной бури», то есть подавленного мятежа, Пушкин ощущает конфликт между властью и собой как романтическим героем.

3. Наконец, стихотворение получает совершенно новую трактовку в неполитической версии объяснения. Романтическая трактовка предполагает собой напоминание, что всё проходит – и, как грозная и «обвитая молниями» туча превратилась в маленькую и безобидную тучку, так и все беды в жизни проходят, и в один момент обязательно настанут спокойствие и стабильность.

Таким образом, стихотворение А. С. Пушкина «Туча», состоящее из трёх частей по количеству четверостиший, является прекрасным примером романтизма в пушкинской лирике. На примере антитезы тучи и спокойной, гармоничной природы после бури показаны переживания самого Пушкина по поводу ситуации в современной ему Российской империи. С другой стороны, изобилующее тропами стихотворение может напоминать о цикличности жизни и обязательной сменяемости горестей радостями.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id65441

Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс

Стихотворение «Туча», написанное в 1835г является прекрасным образцом пейзажной лирики поэта. Как мастерски удалось Пушкину очеловечить тучу, наделив её определенными качествами. Лирический герой, увидевший тучу размышляет о законах мироздания, о том, что все в этом мире не случайно, каждое событие имеет определенную очередность.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с парной рифмовкой, что довольно не характерно для творчества Пушкина. С точки зрения выбора образов- тучи, все вполне объяснимо приверженностью к концепции романтизма. Ведь именно с его позиций туча может трактоваться, как неурядицы, проблемы, встречающиеся в жизни людей.

Проводя параллель с событиями жизни поэта в период написания данного стихотворения, стоит отметить, что своего рода буря и туча имели место быть. В тридцатых годах общество начинает поговаривать, что Пушкин уже не тот, якобы его гений исписался. Так же накануне создания стихотворения Пушкин подал прошение о разрешении на издание газеты. С этой точки зрения, ясным днем, о котором рассказывает лирический герой, стало бы одобрение со стороны властей данного прошения. Кроме того, многие исследователи находят в этом произведении отголоски времен декабристского восстания, которое в памяти поэта оставило определенный отпечаток.

Условно стихотворение можно разделить на три части. В первой части описывается мир после пронесшейся бури. Небо уже абсолютно чисто, что подчеркнуто эпитетом ясная лазурь, день уже во всю играет новыми красками (метафорический эпитет – ликующий день). А туча как одинокая странница, что подчёркнуто тройной анафорой, не может найти себе камень преткновения.

Вторая часть представляет собой описание бури, в которой так нуждалось все вокруг. Как поразительно точно изображена жаждущая влаги земля- метафорой алчущая. В этой строфе туча выглядит грозной, вселяющей определенную толику страха, за счёт грома и молний, а так же своих немыслимых размеров.

Третья строфа повествует о том, как лирический герой пытается прогнать тучу. Однако человек не властен изменить законы мироздания, и только ветер- такой же сын природы, как и туча имеет над ней власть.

Удивительно ярко удалось Александру Сергеевичу отобразить в данных строках увиденное после грозы, подобно пейзажной зарисовке, перед нами предстает описываемая картинка.

Анализ стихотворения Туча Пушкина

В стихотворении “Туча” поэт Пушкин Александр Сергеевич профессионально и мастерски воспел Родину. Основная природная зарисовка пропитана любовью и нежностью, которую поэт испытывал к своей родине. Ему нравилось то, что природа не подвластна лирическим героям и живет по своим законам, не подчиняясь кому либо. Нужно отметить, что лирический герой понимает, появление тучи неизбежно, но она мимолетна и обязательно исчезнет, уступив свое место солнцу.

Поэт очень радостно описывает свои чувства наступления ясного дня, который сменил бурю. Александр Сергеевич сравнивает это явление с человеческой жизнью, в которой так же все обстоятельства сменяют друг друга, и на смену печальным и грустным дням приходит радость и счастье.

Настроение главного лирического героя произведения спокойное и умиротворенное. Тревога и печаль уходят из жизни героя так же, как ветер прогоняет бурю.

Особое внимание стоит уделить литературным средствам, которые Александр Сергеевич использует для описания пейзажа природы. Те моменты, в которые поэт описывает непогоду он сопровождает эпитетами, имеющими негативную окраску. После того, как непогода проходит появляются совсем другие эпитеты, яркие и красочные. Более того, яркий, солнечный день поэт описывает с помощью красочных прилагательных, делающих данное стихотворение неповторимым и своеобразным.

Основной мыслью данного произведения является фраза – всему всегда свое время, по другому быть не может.

Данное произведение так же содержит такие литературные приемы, как олицетворение и метафоры.

Стихотворение написано в 1835 году. Натолкнуло поэта на создание данного стихотворения время, когда он просто любовался природой, её красотой, силой и завораживающими пейзажами.

Важным моментом является то, что произведение “Туча” состоит из катренов. В данном случае использовано 3 катрена.

В заключении хотелось бы отметить, что данное стихотворение излучает свежесть, появляющуюся после дождя, оно всё от первой до последней строчки проникнуто солнечным светом и теплом, обогревающим землю и всё живое.

Данным произведением поэту удалось открыть совершенно новый стиль написания произведений, стиль который очень сложно было кому-то повторить, он стал авторским.

Вариант №3

Один из выдающихся лириков русской литературы А.Пушкин применял в своих творческих работах прием сравнения природы с живим существом. Именно элегия « Туча» считается таким произведением. Эта элегия одна из шедевров Пушкина в пейзажной лирике. Ее можно причислить к заключительным творческим работам лирика в духе романтизма. Оно было издана в 1835 г. Элегия посвящена летнему теплому дождю. При анализе этого произведения необходимо разобрать композицию. Она имеет три части.

Произведение начинается с призыва к туче, которая после нескончаемой бури одиноко бежит по голубому небосклону, как будто ищет убежище. Следя за ней автор восторгается как прекрасно создан наш мир, но все же говорит туче, что ее участь окончена и ей необходимо покинуть небо. Только ты вселяешь тоскливую тень, огорчаешь светлый день,- говорит Пушкин.

Не так давно туча была так нужна и долгожданна, лирик желает изгнать тучу, которая печалит и портит ему настроение. Пушкин подмечает, что она напоила грешную землю долгожданной водой, что все живое вокруг так нуждалось в ней. К обыкновенной туче нужно относиться благородно и трепетно, как это делает гром и молния в произведении. И именно это изумительное явления природы сопровождает тучу.Но тут же лирик сам себе возражает и относится к туче очень пренебрежительно, что туча все исполнила и требует от ветра уносить тучу с небес.

Всем этим поэт желает показать читателям, что все в нашей жизни подчинено определенным силам и законам природы. Что человек не подвластен силам природы.И если нарушать эту необыкновенную гармонию, которая царит в окружающем мире, можно потерять человеческое счастье, дарованное нам самой природой.

Если небольшая тучка сумела опечалить лирика, что тогда говорит о поступках и мыслях людей, которые могут принести значительно больше печали и разочарований? Поэт пытается донести до читателей, истину, что нужно совершать поступки обдуманно, для того, что после не сожалеть о содеянном, Не быть изгнанным как эта маленькая тучка, с небосклона.

Эта элегия мне очень понравилась. Произведение эмоциональное очень насыщенное и красочное, в нем прослеживается отрада лирика от соединения с природой, от того что он испытывает и ощущает в это время охватывающую себя реальность.
После прочтения произведения Туча понимаешь, что – это талантливая творческая работа, которая показала, что Пушкин не поменялся и не потерял свой необыкновенный дар.

4, 6, 7, 8 класс, по плану

Картинка к стихотворению Туча

Популярные темы анализов

В стихотворении Александра Александровича Блока «Дикий ветер» выражаются буквально моря отчаяния и тоски, грусти и печали, горя, и душевной боли от безответной любви. Это прекрасное стихотворение, и, пожалуй, одно из самых лучших

В 1882 г. вышли в свет последние творения И. Тургенева. В них вошли краткие статьи, его мысли и думы из записных книг. Название сборника менялось несколько раз. Сначала создатель именовал сборник «Посмертное», далее написал на латыни

Стихотворение поэт написал, когда ему было 22 года, в 1962 году и отразил несогласие с той властью. Интересно, что стихотворение-аллюзия на произведение Пушкина, но сильно отличается от его работы. По мнению Бродского,

В произведении Никрасова “Русь” собрана большая коллекция всего мировоззрение на жизнь поэта. Здесь можно увидеть описание прекрасной природы и величие Русской земли. С давних времён Русские земли считались богатыми

Прекрасный русский поэт, который создал множество незабываемых произведений, которые популярны и по сей день. С первых строк, читателю становится понятным, что речь идет о безмерной любви к русской природе, а это значит,

Анализ стихотворения Пушкина Туча

В этом стихотворении А.С. Пушкин мастерски воспел Родину. Пейзажная зарисовка пропитана любовью к простой природе. Ее настроение неподвластно лирическому герою, а живет по своим законам. Герой знает, что появление тучи на небе после дождя неизбежно, но мимолетно.

Пушкин радуется наступлению ясного дня после освежающей бури, оттого он жаждет, чтобы последняя туча ушла с небосклона и не скрывала солнца. Туча похожа на символ беды, угрозы, которая миновала, но оставила после себя след, неприятные воспоминания. Настроение лирического героя спокойное и умиротворенное. Тревога уходит из его души так же, как ветер гонит с неба запоздалую тучу.

Интересны средства, которыми Пушкин характеризует пейзаж. Описывая непогоду, он использует эпитеты с негативной окраской – «алчущая земля», «таинственный гром», «унылая тень», «рассеянная буря». После грозы же наступает «ликующий день», чему подобраны соответствующие описания.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

По принципу контраста строится и олицетворение тучи. Во время грозы она печалила, облегала небо, была обвита молнией, гремела. Потом пришло состояние покоя и уже легкий ветер и освеженная земля становятся действующими объектами стихотворения.

Основная мысль стихотворения – всему свое время. Туча была уместна во время грозы, но как только прошло ее время, ей нужно уйти и рассеяться.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Туча»

А.С. Пушкин написал стихотворение «Туча» в 1835 году. Скорее всего, он просто любовался природой после шумной грозы и увидел одинокую тучу, плывущую по уже ясному небу. Эта одинокая туча сподвигла его к написанию замечательного стихотворения.

«Туча» состоит из трех катренов. В первом катрене происходит кульминация. Автор говорит о туче, которая в одиночестве плывет «по ясной лазури». Здесь чувствуется уныние и тоска. Даже туча бросает «унылую тень». Присутствует много эпитетов, которые делают картину более живой и богатой.

Во втором катрене проявляется некая агрессия. Пушкин использует эпитеты, которые описывают прошедшую бурю. Кругом гроза, раскаты грома и даже землю он называет «алчной». Туча в восприятии автора это что-то пугающее, грозное, нехорошее, страшное. Хотя при этом она напоила «алчную землю» водой, т.е. принесла живительную влагу.

В третьем катрене автор как будто смилостивился над одинокой тучей. Он говорит ей, что уже хватит, довольно, пора ей уходить. Здесь чувствуется умиротворение. Только что Пушкин говорил о страшной непогоде, а в третьем катрене спокойно просит тучу уйти.

Все стихотворение наполнено эпитетами, метафорами и сравнениями. По литературному направлению его можно отнести к романтизму. Размер «Тучи» – четырехстопный амфибрахий. Если говорить о стопе, то здесь используется трехсложная стопа, в которой ударение на втором слоге. В стихотворении несколько рифмовок: перекрестная, гиперхолостая и смежная.

А.С. Пушкин «Туча». Анализ стихотворения

Одним из самых гениальных поэтов XIX века считается Александр Сергеевич Пушкин. «Туча» – это гимн дождю в летний день. Стихотворение излучает свежесть, которая появляется после грозы, оно проникнуто солнечным светом, обогревающим землю. Поэт открыл новый стиль написания стихов, в его работах используется литературный прием отождествления природы с живыми существами. Деревья, камни, море, небо, земля – все они наделены способностью чувствовать, переживать, любить. Словно к живым существам, к ним обращается Пушкин.

Туча – это главная героиня стиха, отношение автора к ней неоднозначно. В первом катрене он агрессивно настроен по отношению к ней. Облако наводит на поэта уныние, поэтому он ждет, когда оно скроется из вида, а небо станет чистым. Автор укоряет тучу за то, что она вовремя не исчезла и нагоняет воспоминания о пережитой буре, ливне, грозе. Хоть и чувствуется восхищение тем, как устроен наш мир, но все же напоминает небесной страннице о завершении ее миссии Пушкин.

Туча во втором катрене предстает в образе владычицы неба, именно там она достигла небывалого величия. Автор признает тот факт, что она была нужна, ее прихода ждали люди и природа. Туча напоила землю живительной влагой, она была в расцвете могущества, когда ее обволакивала ослепительная молния. Но вот последние раскаты грома отгремели, ливень прекратился, и облако стало лишним на небе, оно мечется, ища пристанища, но все попытки тщетны.

Третий катрен уже более спокойным и наполненным умиротворением сделал Пушкин. Туча уже не кажется грозной и величественной, ее даже становится жалко. Автор не грозит никому, а лишь просит скрыться и не нагонять тоску. Первый катрен является вводным, он рассказывает читателю о главной героине, задает настроение всему стихотворению. Здесь проскальзывает уныние, чувствуется досада. Во втором катрене преобладает боевой настрой, он является кульминацией, апофеозом. Поэт вдохновлен, он яркими красками описывает картину ливня в летний день. Повторяющиеся рычащие согласные позволяют лучше воспринять настроение, которое пытался передать Пушкин.

Стихотворение «Туча» заканчивается в успокаивающей и умиротворяющей атмосфере. Автор уже ничего не требует – он просит уйти и не мешать. Александр Сергеевич очень ярко изобразил пробуждение природы после дождя, в строчках чувствуется свежесть. Переменчивость, многообразие мира, подчиненность установленным законам – все это передало стихотворение «Туча». Пушкин (анализ работы подчеркнул, что в понимании автора миром правят высшие силы, а не люди) показал, что нарушение гармонии лишает человека и природу счастья.

Всему свое время: в засуху все ожидали тучу, просили дождя, который смог бы напоить жаждущую влаги землю. После ливня люди хотят увидеть солнышко, чистое, голубое небо, а не грозовое облако. Поэт настаивает на том, что все нужно делать вовремя, чтобы в будущем не быть изгнанным и не сожалеть о безвозвратно ушедших днях. Тучка символизирует человека, который оказался не ко времени и не к месту, поэтому и не был понят.

Текст и анализ стихотворения туча пушкина (7-8 класс)

Текст:

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

В данном стихотворении 3 четверостишия.

В 1-м идет описание текущей ситуации, которую автор видит перед собой.
Это одинокая туча, которая осталась последним напоминанием о былой бури. Очень сильно чувствуется контраст: туча (как осколок бушевавшей стихии) и ясная лазурь, по которой туча несется словно некое напоминание о недавно бушевавшей стихии.

Так же контраст в 1м четверостишии дается следующими сравнениями:

“Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.”
Есть спокойный пейзаж, есть ликующий день с его ясной лазурью, и лишь туча его омрачает. Особое внимание следует обратить на то, что автор обращается к туче как к живому существу. (ты обращение).

Во втором четверостишии А.С. Пушкин приводит описание грозы, этой могучей стихии, которая недавно закончилась. Он словно вспоминает грозу. Небо было полностью затянуто тучами, грозная молния – как символ величия и силы стихии. Это очень сильные образы, показывающие силу природы, ее мистическую власть (таинственный гром), а так же необходимость природы в этой грозной силе – алчная земля, нуждающаяся во влаге.

Но время этой силы прошло (3 четверостишие). Автор вновь после воспоминания о былой грозе возвращается к текущей ситуации. И словно опомнившись от воспоминания мощи грозы, он не хочет видеть на небе осколок этой рассеяной бури, это напоминание о грозной силе.
Здесь чувствуется, что автор в своем порыве сливается с природой, он тонко чувствует изменения, происходящие в ней. Он чувствует необходимость в грозе, но так же он ощущает, что природа переродилась и готова к ясному дню. Поэтому в этом порыве единения с силами природы он восклицает, обращаясь к туче: “Довольно, сокройся. Пора миновала. ” Земля обновлена, и в бури необходимости больше нет.
И используемые в этом четверостишии слова отражают переход от бури к спокойствию природы:
Довольно! Сокройся! Буря промчалась. – идет очень мощный ритм, отражающий волю автора и состояние природы.

Ветер, лаская, листочки – вновь переход к покою.
“. с успокоенных гонит небес” – спокойная картина природы.

По сути своей – это стихотворение эмоционально очень яркое, в нем видна радость автора от единения с природой, от того, что он чувствует в этот момент окружающую себя действительность. И эта радость буквально взрывается в строках.

Анализ стихотворения Пушкина «Туча» 8 класс

Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.

С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.

Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге. А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.

Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами. Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья. Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.

«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина 7 класс

В пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение «Туча» – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского романтизма .

«Туча» была написана 13 апреля 1835 года. На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства о разрешении издавать газету. Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил в стихотворных строках. В мае того же года «Туча» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель».

Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф. В первом четверостишии автор обращается к туче, которая, по его мнению, наводит уныние на ясный день. Вторая строфа повествует о прошедшей буре. В это время туча пролила на землю долгожданный дождь. В третьей части туча исчезает, поскольку ее пора «миновалась». Такое композиционное построение указывает на временность житейских бурь и неприятностей в судьбе человека. Образ тучи типичен для романтической поэзии. Он символизирует тревогу, надвигающуюся опасность, печаль.

Произведение построено на антитезе. недавняя буря противопоставляется наступившему покою. Пушкину удалась почти акварельная пейзажная зарисовка, пронизанная глубоким философским смыслом. Вечный закон жизненного круговорота изображен здесь аллегорически. Вчерашний кумир, который был важен и необходим обществу, сегодня должен сойти со сцены, уступив место молодым талантам. Главное – уметь вовремя остановиться, считает автор.

В такой трактовке легко предположить, что Пушкин в стихотворении «Туча» поведал читателям о своих творческих проблемах. К тому времени восхищение мастерством поэта стало угасать. Критики начали высказывать мнение, что Пушкин «уж не тот». Его произведения больше не казались бесспорными шедеврами.

Читайте также:  Пушкин Кирджали читать полный текст онлайн

Есть и другая точка зрения. Некоторые исследователи пушкинского наследия считают стихотворение «Туча» своеобразным откликом на памятную дату восстания декабристов. С момента события, всколыхнувшего всю Россию, прошло уже десять лет. Но за это время поэт не изменил идеалам юности, остался «последней тучей рассеянной бури». Во времена декабристов его творчество было необходимо, оно «алчную землю поило дождем». Теперь все изменилось, буря революционных настроений прошла.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с парным чередованием женских и мужских рифм. Такая форма не часто встречается в сочинениях Пушкина. Амфибрахий в сочетании с многочисленными союзами создает плавный, успокаивающий ритм повествования. Даже восклицания не нарушают размеренного развития сюжета.

Пушкин использует в тексте «Тучи» много эпитетов. Одни из них описывают непогоду: «унылая тень». «рассеянная буря». «таинственный гром». Другие эпитеты дают характеристику состоянию покоя, который установился после бури. Эти пары символизируют позитивное настроение: «ясная лазурь». «ликующий день». «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике. Более четверти слов в «Туче» являются глаголами, что также нетипично для этого жанра.

Пушкин очеловечивает природу точными и выразительными олицетворениями. «молния обвивала». «земля освежилась». «буря промчалась». «ветер гонит». Чаще всего этот троп применяется к туче: «несешься». «наводишь». «печалишь». «облегала». «издавала». «поила». Повторное обращение к туче «одна ты» подчеркивает ее неуместность и одновременно одушевляет главный персонаж произведения.

Вторая строфа стихотворения содержит много гласных звуков «о» и «а», а также согласных «р» и «г». Они имитируют шум бури и раскаты грома. В третьей строфе большое количество звуков «с» и «л» создают атмосферу света, свежести и покоя.

Стихотворение «Туча» поражает литературных критиков глубиной содержания и совершенством художественных образов. Оно полностью оправдывает характеристику, данную Виссарионом Белинским пушкинским пейзажам: «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины».

Послушайте стихотворение Пушкина Туча

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Туча”

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

«Туча» Александра Сергеевича Пушкина написана в 1835 году.
«Поздний Пушкин достигает удивительной духовной просветленности в прозе и в лирическом творчестве. Исчезает восторг перед мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог, появляется умиленное созерцание духовной красоты в природе и в человеке.
Как природа очищается и обновляется в грозовом ненастье, так и душа (в стихотворении ее символизирует образ тучи), проходя через бурные чувственные искушения, обновляется и возрож¬дается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира. В стихотворении «Туча» Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление» .
«Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихотворении «Буря», «Зимний вечер», «Туча» и других… Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» состоит в том, что автор показывает, что природа и человек связаны неразрывно… В стихотворении “Туча” (1835) Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление» .
Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» можно рассматривать не только как зарисовку природы, как философское размышление, но и как отклик на десятилетие восстания декабристов. С исторической точки зрения, поэт вспоминает события недавнего прошлого (восстание декабристов, изгнание), видит отзвуки тех событий и в настоящем (запрет на издание его произведений). В связи с этим, образ грозы – смысловой центр стихотворения, так как образы тучи, бури, грозы символичны. Гроза – это преследования, которым подвергался поэт за вольнолюбивые стихи.
Из вышесказанного следует, что тема стихотворения «Туча» – созерцание природы лирическим героем, а идея – отражение социальных потрясений и невзгод, которые пришлось пережить поэту, через неразрывную связь и единение с природой. Природа очищается и обновляется в грозовом ненастье – так и душа человека (лирического героя) воскресает в любовании красотой и гармонией окружающего мира.
Рассмотрим текст стихотворения подробнее.
Своеобразна композиция стихотворения. Перед нами три картины, три части, связанных воедино по смыслу. Условно их можно обозначить так:
1. Настоящее (одинокая туча несется по небу / запрет на издания произведений);
2. Прошлое (недавняя гроза / восстание декабристов);
3. Умиротворение (последний след тучи на успокоенных небесах / душа лирического героя ищет успокоения, приобщения к гармонии и красоте окружающего мира).
В каждой части есть свои ключевые слова, присущ определенный стиль.
Так для первого четверостишия характерно уныние. Это помогают нам понять такие слова как «одна ты», «унылую тень», «печалишь… день».
Второе четверостишие агрессивное. Об этом говорит употребление таких словосочетаний, как «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Кроме того агрессию создают повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром».
В последней строфе чувствуется умиротворение благодаря таким словам, как «миновалась», «освежилась», «промчалась», «с успокоенных гонит небес».
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с усечением (в данном случае с неполной стопой в конце последних двух строк каждой строфы), благодаря чему стихотворение становится похожим на философское размышление лирического героя. С другой стороны, плавно звучащие строки как бы успокаивают разбушевавшуюся стихию.
Обратим внимание на лексику. На первый взгляд, все слова в тексте простые и понятные, но если вчитаться внимательнее, то мы заметим такие слова, как «лазурь», «сокройся», «миновалась», «древес».
«Лазурь» — это один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. По мнению некоторых ученых, это слово заимствовано из польского или чешского языка.
Экспрессивный оттенок тексту стихотворения придают устаревшие формы слов «сокройся» и «миновалась».
«Древес» – т.е. деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.
Данные слова настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.
Для придания тексту особой изящности автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («одна ты», «и»), синонимические повторы («облегала» – «обвивала», «миновалась» – «промчалась»), корневые повторы («небо» – «небес», «землю» – «земля», «буря» – «бури»).
Особо следует отметить местоимение «ты» и его формы «тебя», которое является содержательным центром стихотворения. Это ключевое слово встречается шесть раз в тексте; в нем сконцентрировано идейное содержание текста стихотворения.
Большую часть текста составляют глаголы. Насыщенность глаголами (плюс одно деепричастие) придает стихотворению динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывают на быструю смену действия: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит, лаская. Интересно время и вид глаголов. В первой строфе глаголы настоящего времени, во второй – прошедшего. Тем самым мы видим отклик на события прошлого и отражение явлений реальности.
Для стихотворения характерна параллельная рифмовка. Удачно чередуются мужская и женская рифма: первые две строки каждой строфы женская – последние две строфы – мужская рифма. Благодаря женской рифме стихотворение произносится нараспев. Завершение каждой строфы мужской рифмой, с одной стороны, придает завершенность каждому абзацу, с другой стороны, делает стихотворение более торжественным и звучным.
Обратим внимание на фонетическую сторону текста. Не трудно заметить аллитерацию на сонорные согласные р, л, м, н:

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Сочетание этих согласных очень удачно. Благодаря этому приему читателю кажется, что лирический герой произносит эти слова легко, нараспев; они словно музыка льются из его сердца.
Своеобразен синтаксис стихотворения. В первых двух абзацах наблюдаем анафору:

Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день…
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Анафора «одна ты» задает стихотворению определенный ритм. За троекратным повтором слов звучит упрек и негодование. Анафора на «И» показывает нанизывание простых предложений в составе сложного. Такая стилистическая фигура называется многосоюзием. Троекратное употребление союза здесь не случайно, а намеренно. Благодаря этому приему речь замедляется вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
В тексте два восклицательных предложения, причем первое из них номинативное. Это предложение-обращение «Последняя туча рассеянной бури!». Второе – побудительное восклицательное предложение «Довольно, сокройся!». Риторическое обращение и риторическое восклицание создают содержательный центр произведения, передают настроение поэта, испытывающего чувство негодования по отношению к тем, кто лишает его возможности свободно творить.
Предложения первого абзаца построены четко и лаконично, по определенной схеме: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены (определение – дополнение).

Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Такая же строгость в построение предложений наблюдается и в последней строфе: подлежащее-сказуемое:

… Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась…

Целостность текста достигается благодаря сочинительным союзам «и», а также бессоюзным предложениям, соединенным по смыслу.
В тексте присутствуют эпитеты, обозначающие внутреннее состояние: «последняя туча», « рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «с успокоенных небес». Своеобразен эпитет «алчную землю». Чтобы усилить впечатление читателя, поэт использует гиперболизированное слово «алчную». Перед нами предстает преувеличенная жадность, желание, что-либо поглотить. Неожиданная сочетаемость лексико-семантических слов ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром наполняет их новым содержанием.
Одушевленность тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом характере стихотворения, но и в наличии олицетворений «ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты облегала», «молния. обвивала», «ты издавала… поила», «ветер… гонит», «земля освежилась», «пора миновалась». Туча – это живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Таким образом, эта лирическая миниатюра – возможность поговорить о мире человека, его душе. Проанализировав текст, нетрудно заметить, что в основе стихотворения лежит прием иносказания – аллегория. В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту. Лексические средства, синтаксические конструкции, морфологические особенности, средства выразительности содействуют этому, делают текст более богатым и неповторимым. Метрика, рифма и тип рифмовки вводят в стихотворение элемент философского размышления.

Ссылка на основную публикацию