Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова. Сочинение

Сочинение на тему “Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова”

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” одно из важнейших мест отводится, без сомнения, человеческим отношениям. Мы наблюдаем всё: рассудительных, разумных Болконских и импульсивных Ростовых, увлечённость светом Курагиных и чуждость свету Пьера, заведомо “мёртвую” любовь Элен и Пьера и силу чувств князя Андрея к Наташе. Однако одной из центральных линий романа, одной из величайших ценностей, по мнению Толстого, является, безусловно, дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Почему же такое сильное чувство, как дружба, нашло отражение именно во взаимоотношениях этих героев в большей степени? Мнения крайне различны и местами противоречивы. Что же является наиболее весомым?

Первые сцены романа рисуют нам весьма однозначную, на первый взгляд, картину. Итак, князь Андрей Болконский, безусловно, желанный гость в светском обществе. Он красив, умён, утончён, его манеры безупречны, он вежливо холоден. Идеальное сочетание для общества, которое, к счастью, не имеет на него ни малейшего влияния.

Всё на той же “картине” появившийся Пьер кажется неудачной карикатурой светского человека. Он добр, искренен и бескорыстен – эти, без сомнения, прекрасные качества уже делают его белой вороной, ведь там, где есть место корысти, большим деньгам и лицемерию, места душевной открытости нет. К тому же Пьер рассеян и не слишком привлекателен внешне. Пытаясь поначалу влиться в это общество, стать его частью, Безухов демонстрирует не лучшие манеры, чем напрочь отбивает симпатию к себе у большинства элиты.

Но за этими образами столь различных людей кроется куда большее, чем то, что видит в них “свет”.

Они оба чужды обществу, в котором оказались. Оба они выше его в своих мыслях и нравственных ценностях, только Пьеру требуется время, чтобы понять это. Андрей же уверен в своём собственном, особом предназначении, а пустая, неменяющаяся жизнь не по нему. Он пытается переубедить и Пьера, который является единственным, кого он уважает в том окружении благодаря контрасту с пустой элитой, чтобы тот держался подальше от этой жизни. Но Пьер всё же убеждается в том самостоятельно, на своём опыте. Ему, такому простому и незатейливому, сложно устоять перед соблазном.

Несмотря на свою простоту, по сути своей Пьер весьма мудр, и это качество является одной из вещей, что делают его близким другом Болконского. Их разговоры, в которых они делятся всем, что держат в себе остальное время, оказывают важное влияние на ход мыслей обоих. И даже несмотря на то что их позиции в некоторых случаях разительно различны, каждый признаёт мнение другого имеющим право на существование.

Пусть каждый из них переживает много взлётов и ещё больше падений, и Андрей, и Пьер сквозь свои разочарования в жизни не ожесточаются, а продолжают верить в добро и искать справедливость. Обжегшись отношениями с Элен, Пьер, тем не менее, не ищет виноватых и, что поражает до глубины души, искренне, изо всех сил и в ущерб собственным чувствам радуется появлению чувств Андрея к Наташе. А после, когда всё заканчивается, он ни в коем случае не испытывает удачу, а лишь оказывает бескорыстную поддержку Наташе и всей душой хочет, чтобы Андрей простил её. Кажется, он страдает не меньше, чем сам Андрей, а ведь его жизнь для него бессмысленна и сера.

Разумеется, чистые мыслями, пусть и не до конца безгрешные люди заслуживают того, чтобы найти в жизни что-то своё, свой смысл жизни. И, конечно, тут у каждого человека свой путь, и никто не может зацепиться за другого. Андрею, чтобы найти свой путь к Богу, пришлось пережить тяжкие поиски себя, душевные метания, предательство и разочарования, приступы гордости и мести до того, как он нашёл, что ему действительно было нужно. Пьер же прошёл через собственные ошибки и в конце концов обрёл те качества, которые были ему необходимы. Он обрёл взаимность, которую заслуживал. Такие разные, но они всё же были настоящими друзьями, друзьями, которые знают, что могут поделиться новыми размышлениями и сокровенными переживаниями друг с другом зная, что не получат нож в спину. Это была та дружба, помехой которой не стала даже сама смерть. Даже после ухода Андрея из жизни Пьер продолжает как будто бы с ним советоваться. Зная своего друга настолько хорошо, он мог без труда представить, какого мнения тот будет в той или иной ситуации. Это ни в коем случае не говорит о предсказуемости князя, напротив – это лишь показывает, как хорошо друзья чувствовали друг друга.

Дружбу Андрея и Пьера можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что почва, на которой она стояла, была самой достойной и благородной. Ни капли поиска корысти не было в этой дружбе, и ни деньги, ни влияние не были ни для кого из них ориентиром ни в их взаимоотношениях, ни в жизни каждого отдельно. Это и должно объединять людей, если они живут в обществе, где все чувства могут быть куплены и проданы так хладнокровно.

К счастью, в романе Толстого эти герои нашли друг друга, тем самым найдя спасение от морального одиночества и найдя достойную почву для развития нравственности и настоящих идей, которые не должны быть утрачены хотя бы меньшинством людей.

Cочинение «Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов – друзья »

Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья должны думать одинаково. Народная пословица говорит: «Недруг поддакивает, а друг спорит». Искренность и бескорыстие, взаимопонимание и готовность поддержать, помочь — вот основа настоящей дружбы, такой, как дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова, разных по характерам, с различными индивидуальностями, но с общим стремлением к осмысленной, полноценной жизни, к полезной деятельности.

«Душа обязана трудиться», — эти слова, сказанные через столетие после создания «Войны и мира», могли бы стать девизом их жизни, их дружбы. Внимание читателя к князю Андрею и Пьеру приковано с первых страниц романа. Представим себе великосветский вечер в салоне Анны Павловны Шерер. Именитые гости, блеск нарядов и драгоценностей, фальшивые любезности, искусственные улыбки, «чинные» разговоры. Два человека, такие непохожие на всех остальных, в толпе гостей нашли друг друга, чтобы не разлучаться до конца жизни одного из них.

Какие разные они: утонченный аристократ князь Болконский, и незаконный сын знатного екатерининского вельможи графа Безухова Пьер. Князь Андрей здесь свой. Он принят в свете, умен, образован, его манеры безупречны. А появление Пьера пугает Анну Павловну. Толстой объясняет, что страх ее «мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Андрей Болконский на этом вечере откровенно скучает, все и все ему надоели, а Пьеру не скучно: ему интересны люди, их разговоры. Не соблюдая этикета, он «вламывается» в споры о Наполеоне, нарушая ход «приличной разговорной машины». Они обрадовались встрече. Знакомые с детства, молодые люди давно не виделись. Им есть что рассказать друг другу, несмотря на разницу в возрасте.

Что же их объединяет теперь, почему они интересны друг другу? Оба на перепутье. Оба думают не о карьере, а о смысле жизни, о полезной, достойной человека деятельности. Они еще не знают, чего хотят, к чему надо стремиться, не понимает этого не только наивный Пьер, но и князь Андрей, но Болконский знает точно, что жизнь, которую он ведет, не по нему. Он считает, что жизнь не удалась, мечется, ищет выхода. Однако это не мешает ему попытаться повлиять на Пьера, убедить его, что на любом поприще тот «будет хорош», только надо держаться подальше от компании Долохова и Анатоля Курагина. Волнуют их не только личные проблемы. Имя Наполеона у всех на устах. Оно вызывает страх и возмущение в придворном обществе. Иначе воспринимают его Пьер и князь Андрей. Пьер горячо защищает Наполеона, оправдывая его жестокость необходимостью сохранить завоевания революции; князя Андрея привлекает в Бонапарте неординарность полководца, своим талантом вознесенного на вершину славы.

Во многом не соглашаясь друг с другом, они признают право каждого на собственные суждения, на собственный выбор. Но при этом более опытный Болконский боится (и, к сожалению, он прав!) развращающего влияния на Пьера той среды, в которой тот оказался. А Пьер, считая князя Андрея образцом всех совершенств, всетаки не внимает его советам и вынужден учиться на собственных ошибках.

Многое им еще предстоит. Оба не могут не думать, оба борются с собой, часто терпят поражения в этой борьбе, но не сдаются, а продолжают «биться, путаться, ошибаться, начинать и бросать. » (Л. Н. Толстой). А это, по Толстому, главное — не быть довольным собой, судить и казнить себя, преодолевать себя снова и снова. Как бы ни испытывала князя Андрея и Пьера судьба, они не забывают друг о друге.

Вот многое переживший, повзрослевший Пьер заезжает к овдовевшему князю Андрею в Богучарово после поездки по своим имениям. Он деятелен, полон жизни, надежд, стремлений. Став масоном, он увлекся идеей внутреннего очищения, поверил в возможность братства людей, сделал, как ему казалось, многое, чтобы облегчить положение крестьян. А князь Андрей, переживший свой «аустерлиц», утративший веру в жизнь, подавлен и мрачен. Безухова поразила перемена в нем: «. слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый».

Я думаю, писатель не случайно сталкивает своих героев именно в этот момент, когда один из них, стараясь жить для других, «понял все счастье жизни», а другой, потеряв жену, расставшись с мечтой о славе, решил жить только для себя и близких, «избегая только двух зол — угрызения совести и болезни». Если их связывает настоящая дружба, эта встреча необходима обоим. Пьер воодушевлен, он делится с князем Андреем своими новыми мыслями, но Болконский слушает его недоверчиво и хмуро, не хочет рассказывать о себе, не скрывает даже, что ему неинтересно все то, о чем говорит Пьер, но не отказывается от спора. Безухов провозглашает, что нужно делать людям добро, а князь Андрей полагает, что достаточно никому не причинять зла. Кажется, что в этом споре прав Пьер, но на самом деле все обстоит сложнее. Князю Андрею, имевшему ту «практическую цепкость », которой не было у Пьера, удается сделать многое из того, о чем мечтает и чего не может добиться его друг: он старше, опытнее, лучше знает жизнь и людей.

Читайте также:  Герои произведения Тимур и его команда Гайдара

Спор, на первый взгляд, ничего не изменил. Однако встреча с Пьером произвела сильное впечатление на князя Андрея, она «разбудила что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем». Видимо, «золотое сердце» Безухова не подвело его, когда он не побоялся причинить другу боль, оскорбить горе князя, убеждая его, что жизнь продолжается, что многое еще впереди. Он помог князю Андрею сделать первый шаг к внутреннему возрождению, к новой жизни, к любви.

Мне кажется, что, не будь богучаровской встречи, Болконский не заметил бы ни поэтичной лунной ночи в Отрадном, ни прелестной девушки, которая вскоре войдет в его жизнь и изменит ее, и старый дуб не помог бы ему сделать такой важный вывод: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь. Чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Через два месяца он уедет в Петербург, чтобы быть полезным людям, а Пьер под влиянием разговора с Болконским, пристальнее всмотревшись в братьев-масонов, понял, что за их правильными словами о братстве людей скрывается своя цель — «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». С этого, по сути, и начался его разрыв с масонством.

У обоих друзей впереди еще много надежд, огорчений, падений, взлетов. Но одно, главное, что их объединяет, оба они сохранят — постоянное стремление искать истину, добро и справедливость. А как радуется Пьер, узнав, что князь Андрей полюбил Наташу Ростову, как прекрасен и великодушен он, когда скрывает свое чувство к ней, более того, уговаривает друга простить девушке ее увлечение Анатолем Курагиным. Не добившись этого, Пьер мучительно переживает их разрыв, ему больно за обоих, он борется за их любовь, не думая о себе. Перед событиями 1812 г. Толстой опять приводит друзей к глубокому кризису: князь Андрей разочаровался в государственной деятельности, рухнула его надежда на личное счастье, попрана вера в людей; Пьер порвал с масонством, безответно любит Наташу. Как трудно обоим, и как нуждаются они друг в друге! События 1812 года — суровый экзамен д

Сочинение Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» подводит своим повествованием читателя к тому, что человеческие отношения являются неотъемлемой частью жизни. Рассмотрим это на примере дружбы двух героев романа: Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Андрей Болконский имеет безупречные манеры, прекрасную внешность, великий ум. Судя по рассказу, князь Андрей был желанным гостем в светском обществе. Его вежливость также нельзя оставить без внимания. Прекрасное сочетание качеств в одном человеке, и общество, кстати, не имеет никакого влияния на него.

Пьер Безухов является полной противоположностью князя Андрея. По своей натуре Пьер Безухов человек является добрым, обладающим неповторимой искренностью и бескорыстью. В то же время Пьер является незаконным сыном богатого графа, но он не имеет никаких понятий светской жизни. Так же в сравнении с Андреем Болконским, Пьер не имел таких ярко выраженных, безупречных манер. Не обладая всеми этими качествами Пьер был человеком с открытой душой, довольно скромен, превеликая тем самым к себе таких же людей с чистым сердцем, и отталкивая от себя двуличных, злых людей. Несмотря на то, что Пьер казался довольно простым человеком, он был весьма мудрым, и это качество является одним из тех, что Пьер стал близким другом Андрея Болконского.

Очень любопытно выглядело знакомство двух таких противоположенных личностей в светской обстановке. Андрей Болконский мгновенно обратил свое внимание на честность, оригинальность и застенчивость Пьера. Андрей знал его с самого детства, но в то же время решил продолжить его знакомство с такой неординарной личностью, как Пьер Безухов.

В романе автор наглядно демонстрирует общение двух абсолютно противоположенных личностей, с абсолютно разными характерами и судьбами.

Безухов и Болконский практически всегда различны в своих мнениях, что абсолютно не влияет их общению. Они уважительно общаются между собой, давая, при этом, возможность друг другу высказывать свои мнения, не указывая на то, что мнение кого либо из них является ошибочным или ложным. Они казались чужими обществу, в котором находились.

Друзья имеют различные уникальные судьбы. Андрей Болконский живет не ради себя, он испытывая блаженство верил в счастье, но умер от тяжелой раны. Его друг Пьер Безухов пожертвовал собственными чувствами ради друга, испытывая разочарование в собственной семейной жизни, после обрел всё-таки счастье с Натальей Ростовой.

Дружбу этих двух людей (Андрея и Пьера) можно считать по истине чудной и бессмертной. Общаясь друг с другом они не преследовали корыстных целей, деньги тоже не являлись причиной. Это был яркий пример чистой дружбы двух противоположенных людей.

Вариант 2

Андрей Болконский и Пьер Безухов являются одними из ряда главных героев всемирно известного романа «Война и мир» русского писателя-классика Льва Николаевича Толстого. Именно эти два героя проходят сложный путь к получению душевного покоя. Каждый читатель толстовских произведений задавался вопросом: почему же дружба между Андреем Болконским и Пьером Безуховым не просто возникла, но была достаточно крепкой и просуществовала до самой смерти одного из персонажей?

Пьер был младше Андрея. Болконский видел в Безухове юную чистую душу, которую надо направлять на верный путь, помогать развиваться, наставлять. Поэтому Андрей Болконский стал для молодого Пьера Безухова примером для подражания.

Оба друга принадлежат к интеллектуальной дворянской элите того времени. Светское общество временем смогло привить им определенные схожие жизненные взгляды. Оба персонажа презирали все понятное и близкое. Лев Николаевич подчеркивает то, что эти люди не в силах рассмотреть нечто великое, ввиду умственной ограниченности общества, в котором пребывают постоянно, а видят лишь что-то житейское, незамысловатое, обыденное.

Изначально, находясь на начальном этапе стремления к самореализации, и Пьер, и Болконский считали Наполеона своим кумиром. Но спустя время, проанализировав действия этой личности, они разочаровались в ней.

Будучи юным, князь Болконский старался отчуждаться от людей, вел себя невероятно высокомерно и очень нервно, отрицательно относился к воспоминаниям о прошлом. Радость жизни дарит герою Наташа Ростова, с которой, кстати, его натолкнул познакомиться Безухов.

В периоды жизни, когда Андрей испытывает заблуждения в нравственной сфере, он акцентирует свое внимание на практике, при этом его духовный мир становится уже. Опыт подталкивает Андрея к принятию бесповоротных и конечных решений. К примеру, он был твердо уверен, что никогда не женится, пока не встретил Наташу.

Болконский, который на 4 года по роману старше Безухова является своего рода «наставником»-другом по жизни для Пьера.

То, что объединяет Безухова и Болконского – это стремление отыскать смысл жизни. Вероятно, поэтому они являются друзьями.

Дружба Болконского и Безухова

Война и мир – великая историческая эпопея русского писателя Льва Толстого. Произведение описывает эпоху Наполеоновских войн, Отечественную войну 1812 года и взаимоотношение людей в обществе.

Роман задумывался Толстым давно и не о войне 1812 года о декабристах.

Затем определилась тема, это история и судьба русского народа в тяжёлые периоды его истории.

Главным героям Андрею Болконскому и Пьеру Безухову он даёт свои моральные качества и как бы ведёт полемику с самим собою особенно в начале произведения. Дружба Безухова и Болконского основная линия романа.

Болконский получил хорошее светское образование, он холоден по отношению к свету. Безухов же не светский франт, он не лицемерен, добрый, сначала пытается «устроится в свете». Но, ему сложно ужиться среди лицемеров общества. Само же общество его тоже не принимает, смеётся над ним. К тому же по сути он бастард (не законно рожденный). Он полный, симпатичен, но не красив как Болконский.

Их свела взаимная симпатия, как сказал Болконский «ты Пьер единственный живой среди света». Сам Андрей не терпит лжецов, ему нравятся честные и открытые люди (вроде капитана Тушина).

Не смотря на то что они разные, они дружны. Эта дружба проходит через весь роман.

Андрей хочет славы, и оставить свой след в истории (ему претит высший свет). Он и Пьеру говорит о том же, что бы тот держался подальше от высшего общества и бретеров (вроде Куракина). И оказывается прав, ведь именно интриганство света «женило» его на светской львице Элен, которая ему изменяет. Безухов получил огромное наследство от своего отца и стал завидным женихом. Его добротой и доверчивостью воспользовались. Андрей в это время принимает участие в Аустерлицком сражении, ведёт солдат в атаку, со знаменем в руке был ранен.

То, что роднит эти две противоположности, – это жизненная мудрость и не совсем удачный опыт. Андрей женился и жил с нелюбимой женщиной, у Пьера тоже самое и т. д.

Пьер как настоящий друг уступает и даже радуется, когда Андрей ухаживает и делает предложение Наташе Ростовой и даже помогает ему.

Взаимное доверии друг к другу вот основной постулат их дружбы. В душе они одиноки, окружающие их не понимают. Когда Андрей накануне Бородинского сражения переживает, думает о смерти, Пьер пытается его поддержать. Это было их последнее свидание. На поле битвы Андрей был ранен и затем через месяц умирает. Пьер стал свидетелем пожара Москвы, попадает в плен, его и других освобождают партизаны Давыдова.

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова

Популярные сочинения

Война – одно из самых страшных проклятий человечества. Увы, за время своего существования, люди не вели войну только 300 лет, хотя возраст человечества оценивается в несколько тысяч лет.

Брюллов написал огромное количество разных картин, которыми любуются все искусствоведы и любители живописи. Рисовать его научил отец, который с ним занимался.

Лето без сомнения одно из самих ожидаемых времен года. В этой чудесной поре таится огромное количество ярких событий, впечатлений и эмоций. Теплые лучи яркого солнышка согревают окружающий мир

Читайте также:  Сочинение по произведению Бедность не порок Островского

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова сочинение

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова сочинение
План

  • 1. Понятие дружбы.
  • 2. Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова
  • 2.1. Образ Болконского
  • 2.2. Образ Безухова
  • 2.3. Взаимоотношения героев
  • 3. Дальнейшая судьба друзей.

Для меня дружба – это теплые доверительные отношения между людьми, когда они готовы поддержать друг друга, чтобы ни случилось, понять и простить, чтобы ни произошло, поделиться чем-то сокровенным, каким бы страшным или личным оно ни было.

Поэтому друзья – это не просто хорошие знакомые. Сейчас очень трудно найти настоящего друга, того, кто готов чем-то пожертвовать ради тебя, кто всегда готов выслушать, прийти на помощь и просто быть рядом. Также трудно самим быть хорошим другом, а не только ожидать этого от других.

Читая бессмертный роман Толстого, мне очень понравились отношения между Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Они – такие разные, не похожие друг на друга люди, но их связывало крепкое и нежное чувство дружбы.

Князь Болконский – красивый и обаятельный богатый аристократ, с безупречным обращением и светскими манерами. Он горд собой и высокомерен, слегка насмешлив и ироничен. Его хорошо принимает высшее общество, с ним заискивают и ему льстят.

Но молодой человек чувствует отвращение к лживому и фальшивому свету, к его искусственным любезностям и поддельным улыбкам. Он тяготится этим, ему чужды и не приятны утонченные лицемеры и галантные пустышки.

Но, с другой стороны, князь, впитавший в себя светское мировоззрение, не может правдиво и искренне проявлять свои чувства. Он заковал себя в броню холодности и надменности, он разочарован и отчужден.

Безухов же – полная противоположность Болконского. Он, незаконнорожденный сын богатого графа, не обладающий познаниями светской жизни и не имеющий парадных манер, – очень искренний и добродушный человек. Не обладая внешней красотой и утонченностью, Пьер прекрасен внутри. Его скромность и открытость, теплота и бескорыстие привлекают чистосердечных и размышляющих людей, но в то же время отталкивают от него лицемерных и злобных.

Безухов, получивший титул и наследство, в простоте душевной стремится завоевать место в обществе и обратить на себя внимание. Но, к сожалению, его прямодушие и щедрость оборачивается против него же – молодого графа пытаются одурачить.

Любопытно и примечательно завязывается знакомство между этими двумя разными мужчинами. В светском салоне, за солидной пустой беседой, мерно бежит время и неторопливо проходит вечер. Но общее безмятежное и малозначительное времяпровождение нарушается звучным эмоциональным голосом, отстаивающим то, что дико и удивительно для высшего общества. Свое неординарное самобытное мнение высказывает Пьер.

Болконский сразу обращает внимание на его горячность и честность, застенчивость и оригинальность. Зная Безухова с детства, Андрей решает продолжить знакомство с этой нетривиальной причудливой личностью. Весь дальнейший вечер они проводят в задушевной горячей беседе.

Автор недаром так часто приводит точное описание этих разговоров. В них красочно и ярко отображаются взаимоотношения двух противоположных персонажей, с таким различным характером и несхожей судьбой.

Болконский и Безухов часто не сходятся во мнениях, но это не мешает им общаться друг с другом уважительно и сердечно. Они – разумные и гуманные люди, – осознают, что мнение другого имеет право существовать, и что не обязательно оно ложное или ошибочное.

Болконский, как старший и более опытный, старается поддержать Пьера, направить его своим советом. Но молодой граф не всегда прислушивается к умудренному светом другу, и поэтому пожинает горькие плоды своих ошибок и промахов. Все же он становится более сведущим и практичным.

Общение с Безуховым положительно влияет и на Андрея. Он учится быть открытым и доверчивым. Возможно, если бы не их встреча в Богучарово, разочарованный и уставший Болконский не смог бы начать жить заново и впустить в свое сердце спасительное чувство любви к прекрасной наивной Наташе.

Разные друзья имеют и разные неповторимые судьбы. Андрей, перед которым открылась жизнь и любовь, который начал жить не только ради себя, но и для других, который поверил в счастье и испытал блаженство, умирает от тяжелой мучительной раны. А Пьер, пожертвовавший своими чувствами ради благополучия друга, испытавший боль и разочарование в семейной жизни, обретает простое и тихое счастье в браке с Наташей Ростовой.

«Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов – друзья»

Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг — это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья должны думать одинаково. Народная пословица говорит: «Недруг поддакивает, а друг спорит». Искренность и бескорыстие, взаимопонимание и готовность поддержать, помочь — вот основа настоящей дружбы, такой, как дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова, разных по характерам, с различными индивидуальностями, но с общим стремлением к осмысленной, полноценной жизни, к полезной деятельности.

«Душа обязана трудиться», — эти слова, сказанные через столетие после создания «Войны и мира», могли бы стать девизом их жизни, их дружбы. Внимание читателя к князю Андрею и Пьеру приковано с первых страниц романа. Представим себе великосветский вечер в салоне Анны Павловны Шерер. Именитые гости, блеск нарядов и драгоценностей, фальшивые любезности, искусственные улыбки, «чинные» разговоры. Два человека, такие непохожие на всех остальных, в толпе гостей нашли друг друга, чтобы не разлучаться до конца жизни одного из них.

Какие разные они: утонченный аристократ князь Болконский, и незаконный сын знатного екатерининского вельможи графа Безухова Пьер. Князь Андрей здесь свой. Он принят в свете, умен, образован, его манеры безупречны. А появление Пьера пугает Анну Павловну. Толстой объясняет, что страх ее «мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Андрей Болконский на этом вечере откровенно скучает, все и все ему надоели, а Пьеру не скучно: ему интересны люди, их разговоры. Не соблюдая этикета, он «вламывается» в споры о Наполеоне, нарушая ход «приличной разговорной машины». Они обрадовались встрече. Знакомые с детства, молодые люди давно не виделись. Им есть что рассказать друг другу, несмотря на разницу в возрасте.

Что же их объединяет теперь, почему они интересны друг другу? Оба на перепутье. Оба думают не о карьере, а о смысле жизни, о полезной, достойной человека деятельности. Они еще не знают, чего хотят, к чему надо стремиться, не понимает этого не только наивный Пьер, но и князь Андрей, но Болконский знает точно, что жизнь, которую он ведет, не по нему. Он считает, что жизнь не удалась, мечется, ищет выхода. Однако это не мешает ему попытаться повлиять на Пьера, убедить его, что на любом поприще тот «будет хорош», только надо держаться подальше от компании Долохова и Анатоля Курагина. Волнуют их не только личные проблемы. Имя Наполеона у всех на устах. Оно вызывает страх и возмущение в придворном обществе. Иначе воспринимают его Пьер и князь Андрей. Пьер горячо защищает Наполеона, оправдывая его жестокость необходимостью сохранить завоевания революции; князя Андрея привлекает в Бонапарте неординарность полководца, своим талантом вознесенного на вершину славы.

Во многом не соглашаясь друг с другом, они признают право каждого на собственные суждения, на собственный выбор. Но при этом более опытный Болконский боится (и, к сожалению, он прав!) развращающего влияния на Пьера той среды, в которой тот оказался. А Пьер, считая князя Андрея образцом всех совершенств, всетаки не внимает его советам и вынужден учиться на собственных ошибках.

Многое им еще предстоит. Оба не могут не думать, оба борются с собой, часто терпят поражения в этой борьбе, но не сдаются, а продолжают «биться, путаться, ошибаться, начинать и бросать. » (Л. Н. Толстой). А это, по Толстому, главное — не быть довольным собой, судить и казнить себя, преодолевать себя снова и снова. Как бы ни испытывала князя Андрея и Пьера судьба, они не забывают друг о друге.

Вот многое переживший, повзрослевший Пьер заезжает к овдовевшему князю Андрею в Богучарово после поездки по своим имениям. Он деятелен, полон жизни, надежд, стремлений. Став масоном, он увлекся идеей внутреннего очищения, поверил в возможность братства людей, сделал, как ему казалось, многое, чтобы облегчить положение крестьян. А князь Андрей, переживший свой «аустерлиц», утративший веру в жизнь, подавлен и мрачен. Безухова поразила перемена в нем: «. слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый».

Я думаю, писатель не случайно сталкивает своих героев именно в этот момент, когда один из них, стараясь жить для других, «понял все счастье жизни», а другой, потеряв жену, расставшись с мечтой о славе, решил жить только для себя и близких, «избегая только двух зол — угрызения совести и болезни». Если их связывает настоящая дружба, эта встреча необходима обоим. Пьер воодушевлен, он делится с князем Андреем своими новыми мыслями, но Болконский слушает его недоверчиво и хмуро, не хочет рассказывать о себе, не скрывает даже, что ему неинтересно все то, о чем говорит Пьер, но не отказывается от спора. Безухов провозглашает, что нужно делать людям добро, а князь Андрей полагает, что достаточно никому не причинять зла. Кажется, что в этом споре прав Пьер, но на самом деле все обстоит сложнее. Князю Андрею, имевшему ту «практическую цепкость », которой не было у Пьера, удается сделать многое из того, о чем мечтает и чего не может добиться его друг: он старше, опытнее, лучше знает жизнь и людей.

Спор, на первый взгляд, ничего не изменил. Однако встреча с Пьером произвела сильное впечатление на князя Андрея, она «разбудила что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем». Видимо, «золотое сердце» Безухова не подвело его, когда он не побоялся причинить другу боль, оскорбить горе князя, убеждая его, что жизнь продолжается, что многое еще впереди. Он помог князю Андрею сделать первый шаг к внутреннему возрождению, к новой жизни, к любви.

Читайте также:  Два отца: Тыбурций и судья - сочинение для 5 класса

Мне кажется, что, не будь богучаровской встречи, Болконский не заметил бы ни поэтичной лунной ночи в Отрадном, ни прелестной девушки, которая вскоре войдет в его жизнь и изменит ее, и старый дуб не помог бы ему сделать такой важный вывод: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь. Чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Через два месяца он уедет в Петербург, чтобы быть полезным людям, а Пьер под влиянием разговора с Болконским, пристальнее всмотревшись в братьев-масонов, понял, что за их правильными словами о братстве людей скрывается своя цель — «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». С этого, по сути, и начался его разрыв с масонством.

У обоих друзей впереди еще много надежд, огорчений, падений, взлетов. Но одно, главное, что их объединяет, оба они сохранят — постоянное стремление искать истину, добро и справедливость. А как радуется Пьер, узнав, что князь Андрей полюбил Наташу Ростову, как прекрасен и великодушен он, когда скрывает свое чувство к ней, более того, уговаривает друга простить девушке ее увлечение Анатолем Курагиным. Не добившись этого, Пьер мучительно переживает их разрыв, ему больно за обоих, он борется за их любовь, не думая о себе. Перед событиями 1812 г. Толстой опять приводит друзей к глубокому кризису: князь Андрей разочаровался в государственной деятельности, рухнула его надежда на личное счастье, попрана вера в людей; Пьер порвал с масонством, безответно любит Наташу. Как трудно обоим, и как нуждаются они друг в друге! События 1812 года — суровый экзамен для обоих, и оба с честью выдерживают его, найдя свое место в борьбе с захватчиками. Перед Бородинским сражением Пьер должен был увидеть князя Андрея, потому что только он один мог объяснить ему все происходящее. И вот они встречаются. Сбываются ожидания Пьера: Болконский объясняет ему положение в армии. Теперь Безухов понял ту «скрытую теплоту. патриотизма», которая разгоралась на его глазах. И для князя Андрея разговор с Пьером очень важен: высказывая свои мысли другу, он почувствовал, что может не вернуться с этого поля, и, наверное, ему стало жаль своей жизни, близких, своей дружбы с этим громадным, нелепым, прекрасным Пьером, но Андрей Болконский — истинный сын своего отца — сдерживается, не выдает охватившего его волнения.

Больше говорить по душам им не придется. Прекрасную дружбу оборвала вражеская граната. Хотя нет, не оборвала. Погибший друг навсегда останется рядом с Пьером как самое дорогое воспоминание, как самое святое, что было у него в жизни. Он по-прежнему мысленно советуется с князем Андреем и, принимая главное в своей жизни решение — активно бороться со злом, уверен: князь Андрей был бы на его стороне. Пьер с гордостью говорит об этом Николеньке Болконскому, пятнадцатилетнему сыну князя Андрея, потому что хочет видеть в мальчике наследника мыслей и чувств человека, который для него не умер и никогда не умрет. То, что объединяло двух прекрасных людей: постоянный труд души, неустанный поиск истины, стремление быть всегда чистыми перед своей совестью, приносить пользу людям — бессмертно. Есть в человеческих чувствах то, что всегда современно. Страницы «Войны и мира», посвященные дружбе таких разных и таких одинаково прекрасных людей, как Андрей Болконский и Пьер Безухов, незабываемы. Ведь на наших глазах эти люди, поддерживая друг друга, становятся лучше, чище, справедливее. О таких друзьях и такой дружбе мечтает каждый.

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова. Сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Почему Чацкий принимает решение навсегда покинуть Москву? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

С17.2. Что лежит в основе дружбы Андрея Болконского и Пьера Безухова? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

С17.3. Какие черты русского характера воплотились в главном герое поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

С17.4. Мир русской поэзии 70—90-х годов XX века.

Комментарии к сочинениям

C17.1 Почему Чацкий принимает решение навсегда покинуть Москву? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет. Чацкому нечего искать поддержки в ставшем ему чужом городе, где властвуют фамусовы, поэтому он уезжает.

C17.2 Что лежит в основе дружбы Андрея Болконского и Пьера Безухова? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Искренность и бескорыстие, взаимопонимание и готовность поддержать, помочь — вот основа настоящей дружбы, такой, как дружба Андрея Бол-конского и Пьера Безухова, разных по характерам, с различными индивидуальностями, но с общим стремлением к осмысленной, полноценной жизни, к полезной деятельности.

Что же их объединяет теперь, почему они интересны друг другу? Оба на перепутье. Оба думают не о карьере, а о смысле жизни, о полезной, достойной человека деятельности. Они еще не знают, чего хотят, к чему надо стремиться, не понимает этого не только наивный Пьер, но и князь Андрей, но Болконский знает точно, что жизнь, которую он ведет, не по нему. Волнуют их не только личные проблемы. Имя Наполеона у всех на устах. Оно вызывает страх и возмущение в придворном обществе. Иначе воспринимают его Пьер и князь Андрей. Пьер горячо защищает Наполеона, оправдывая его жестокость необходимостью сохранить завоевания революции; князя Андрея привлекает в Бонапарте неординарность полководца, своим талантом вознесенного на вершину славы.

Во многом не соглашаясь друг с другом, они признают право каждого на собственные суждения, на собственный выбор. Но при этом более опытный Болконский боится (и, к сожалению, он прав!) развращающего влияния на Пьера той среды, в которой тот оказался. А Пьер, считая князя Андрея об-разцом всех совершенств, все-таки не внимает его советам и вынужден учиться на собственных ошибках. То, что объединяло двух прекрасных людей: постоянный труд души, неустанный поиск истины, стремление быть всегда чистыми перед своей совестью, приносить пользу людям — бессмертно. Есть в человеческих чувствах то, что всегда современно. Страницы «Войны и мира», посвященные дружбе таких разных и таких одинаково прекрасных людей, как Андрей Болконский и Пьер Безухов, незабываемы. Ведь на наших глазах эти люди, поддерживая друг друга, становятся лучше, чище, справедливее. О таких друзьях и такой дружбе мечтает каждый.

По материалам http://referatikk.ru/

C17.3 Какие черты русского характера воплотились в главном герое поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

В образе Василия Теркина Твардовский сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. Это не просто бала-гур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе “На привале”, где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: “Был рассеян я частично, А частично истреблен. Но, однако, жив вояка”. Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется боль-шая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара.

С17.4. Мир русской поэзии 70—90-х годов XX века.

В 70—80-е годы был очень популярен жанр авторской песни. Речь идет о произведениях Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Стоит вспомнить об «Охоте на волков» В. Высоцкого или «Римской империи» Б. Окуджавы:

Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,

В равной сваре — за нами удача.

Волки мы — хороша наша волчья жизнь.

Вы собаки — смерть вам собачья.

Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.

Юрий Поликарпович Кузнецов — один из немногих поэтов, творчество которого включает в себя целые миры сознания современного человека. Его поэзия отличается сложностью и неоднозначностью: здесь и ярко выраженное фольклорное начало, и традиция русской классики, и мироощущение, русского модернизма XX века. Настоящим приговором экспериментам XX столетия звучит его «Атомная сказка». В коротком стихотворении говорится о том, как Иванушка запустил стрелу в поисках счастья, «пошел в направлении полета» и нашел царевну-лягушку. Но в отличие от известного сказочного героя кузнецовский Иванушка — прагматик и аналитик. Он ставит опыт: вскрывает лягушку и пускает электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Через таких мастеров как Юрий Кузнецов наша поэзия выходит на новые рубежи духовной работы человека над самим собой. Тема битвы добра и зла внутри человека, тема нравственного совершенствования личности — важнейшая на сегодняшний день.

Ссылка на основную публикацию