Лермонтов

Михаил Лермонтов

русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер

Михаил Юрьевич Лермонтов

Русский поэт, прозаик, драматург, художник – Михаил Лермонтов в русской литературе считается наследником и продолжателем А.С. Пушкина. Его творчество, в котором тесно переплелись гражданские, философские и глубоко личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества того времени, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов 19 и 20 веков. А его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Многие произведения Лермонтова нашли свою интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного, симфонического и романсного творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился (3) 15 октября 1814 года в Москве, в доме напротив Красных ворот (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М.Ю. Лермонтова). 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного крестили. Крестной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева, в чьем имении в селе Тарханы Пензенской губернии (ныне – село Лермонтово Пензенской области) и прошли детские годы будущего поэта.

Бабушка Елизавета Алексеевна страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования.

Глубокое впечатление на Михаила оказали и поездки к родственникам на Кавказ в 1818, 1820, 1825 годах, что тоже потом отразится в его творчестве. В 1827 году он переехал в Москву, здесь и начал писать стихи первые поэмы («Индианка», «Черкесы», «Кавказский пленник»). Вскоре Лермонтов был зачислен полупансионером в Московский университетский благородный пансион, именно к этому периоду сам Михаил относит начало своей поэтической деятельности.

Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его и поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830-1832), где учился вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, которые уже тогда оказывали большое влияние на общий идейный уровень студенчества. В этот период Лермонтовым были написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831), осуждавшая власть и крепостное право, что привело к конфликту с университетским начальством. И Михаил был вынужден покинуть университет.

Он переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь урывками работал над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания. В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета и поступил на службу в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе под Петербургом, однако много времени проводил в Петербурге.

По словам современников, Михаил был очень вспыльчивым и закрытым человеком. При первом знакомстве распознать его настоящую личность удавалось далеко не каждому.

Найти почитателей своему литературному таланту Лермонтову тоже удалось не сразу. Очень долгое время его таланты были известны только в офицерских кружках. Слава пришла к Михаилу со стихотворением «Смерть поэта», которое было посвящено Пушкину. Изначально оно заканчивалось словами «и на устах его печать». Стихотворение моментально распространилось в списках и вызвало бурю самых разнообразных откликов. Многие оправдывали Дантеса. И разгневанный Лермонтов дописал ещё 14 строк, начинающихся с «А Вы, надменные потомки…». Последовали арест и ссылка на Кавказ.

Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами, живо интересовался фольклором местных народов, их бытом, традициями и языком. Кавказские темы, впечатления от этой природы, жизни горцев, местный фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова и заняли прочное место в его творчестве.

Но ссылка длилась недолго – вскоре Михаил, хлопотами своей бабушки, был переведен в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк и с 1838 по 1840 год находился в Петербурге. Восстановив светские связи, он посещает литературные салоны, бывает на балах и приемах у аристократии, пользуется успехом у женщин. Это и время поэтического расцвета таланта Лермонтова, его творчество становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении, а произведения начали много публиковать – «Песня про царя Ивана Васильевича. », «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Дума», «Поэт», «Бородино», «Завещание» и другие. Тогда же был создан и знаменитый сегодня роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием.

Но запальчивый и не умеющий скрывать своих чувств, Лермонтов нередко становился участником дуэлей и скандалов. Еще по возвращении с Кавказа Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой. За ней же ухаживал и сын французского посла. Результатом стала ещё одна дуэль и ещё одна ссылка на Кавказ. В этот раз поэта было приказано постоянно держать на первой линии фронта. Лермонтов на войне отличался доблестью и абсолютным хладнокровием. Некоторые его считали даже безрассудным. Но убила поэта не вражеская пуля.

В Пятигорске, возвращаясь из отпуска, он повстречал своего старого знакомого по юнкерской школе, майора Николая Мартынова. Лермонтов как всегда язвил и отпускал обидные шутки в адрес Мартынова. Вспыхнула ссора.

(15) 27 июля 1841 года на дуэли Лермонтов специально промахнулся, а Мартынов выстрелил прямо в грудь поэту. Смерть наступила мгновенно.

Среди последних произведений поэта – стихи: «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю. », «Пророк».

Похоронен Михаил Юрьевич Лермонтов был на городском кладбище в Пятигорске через два дня после дуэли, и проводить его в последний путь пришли многие – местные жители, отдыхающие, друзья и официальные лица. Позднее гроб с телом поэта, по просьбе его бабушки, был перевезен в село Тарханы, где (23 апреля) 5 мая 1842 года погребен в фамильном склепе Арсеньевых.

Имя Лермонтова носят улицы во многих российских городах, а также ряд театров и музеев, памятники поэту установлены также в разных городах России.

Лермонтов

ЛЕ́РМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814, Москва – 1841, подножие горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в с. Тарханы Пензенской губ.), русский поэт.

Мать Лермонтова, богатая наследница М. М. Арсеньева, вышла замуж за бедного армейского капитана Ю. П. Лермонтова и вскоре умерла. Бабушка поэта Е. А. Арсеньева отстранила отца от воспитания сына, что тяжело сказалось на формировании личности будущего поэта. Лермонтов получил домашнее образование в имении бабушки Тарханы, но всегда помнил своего отца, культ которого и романтическая трактовка семейного конфликта отразились в его творчестве (драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), 1830; «Странный человек», 1831). Поездки в детстве на Кавказ (1820, 1825) также повлияли на его ранние произведения. В 1828–30 гг. Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, в 1830–32 гг. – в Московском ун те на нравственно политическом, а затем на словесном отделении. С 1828 г. начинаются систематические занятия поэзией, отразившие увлечение романтической литературой России и Западной Европы (Дж. Г. Байрон, А.С. Пушкин и др.). Пережитые в 1830–32 гг. любовные романы становятся материалом для исповедальных циклов, где конкретные обстоятельства являются формой воплощения традиционных романтических конфликтов. Романтические поэмы: подражательные «Черкесы» (1828) и профессиональные «Измаил бей», «Литвинки» (обе – 1832) отразили усвоение жанрового канона байроново пушкинской поэмы.

К началу 1830 х гг. у Лермонтова сформировались две темы, два образа, которые впоследствии прошли через всё его творчество и отразили как его собственные представления о своей личности, так и две модели жизненного поведения. С одной стороны, это Демон, отверженный миром и Богом и сам проклявший мир и Бога и потому избравший зло как орудие мести всему миру (1 я ред. поэмы «Демон», «Мой демон», оба – 1829; «Смерть» («Оборвана цепь жизни молодой…»), «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья…») (оба – 1830); «Мой демон», «Я не для ангелов и рая…», оба – 1831). С другой стороны, это Мцыри, человек, безвинно обречённый на страдание, но рвущийся к свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831; «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась…»), «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы…»), все – 1830; «Блистая, пробегают облака…», 1831; «Эпитафия» («Прости! Увидимся ль мы снова. »), 1832).

В 1832 г. поэт переезжает в Санкт Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, откуда в 1834 г. был выпущен корнетом лейб гвардии Гусарского полка. В это время работает над ультраромантическим романом «Вадим» (не закончен), историческим фоном которого служит восстание Е. Пугачёва. «Демоническая» линия продолжается и в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836), и в драме «Маскарад» (1835–36). К началу 1837 г. Лермонтов ещё совершенно не известен публике: многочисленные стихотворения («Ангел», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835–36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, единственная опубликованная поэма «Хаджи Абрек» (1834) не была замечена читателями и критиками. Главным в лирике становится изображение истории жизни лирического героя: судьбы одного человека («Нередко люди и бранили…», «1831 го июня 11 дня», оба – 1830) или жизни героя и судьбы поколения («Монолог», 1829; «Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832). Идеалы лирического героя не ясны для него самого («Я жить хочу! Хочу печали…», «Парус», оба – 1832).

С написанием стихотворения «Смерть поэта» (1837) – отклика на последнюю дуэль А. С. Пушкина, к Лермонтову приходит слава наследника поэта предшественника: стихотворение широко распространяется в списках, получает высокую оценку литераторов пушкинского круга и рядовых читателей, заключительные строки с резкими выпадами против высшей аристократии вызывают гнев Николая I. В феврале Лермонтов был арестован и переведён прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837 г.: поэт изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло его знакомство со ссыльными декабристами, в т. ч. с поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским). Публикация в 1837 г. стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта. С апреля 1838 г. по апрель 1840 г. Лермонтов служит в лейб гвардии Гусарском полку. В это время устанавливаются связи с пушкинским кругом писателей и А. А. Краевским (поэт систематически сотрудничает в его журнале «Отечественные записки »). Лермонтов входит в аристократический «кружок шестнадцати», члены которого фрондировали правительство.
В зрелой лирике поэт обобщает и преодолевает прежний опыт. Здесь так же изображается одиночество героя («Я не хочу, чтоб свет узнал…», 1837; «И скучно, и грустно», 1840), так же сопоставляются судьба человека и судьба поколения («Дума», 1838); любовь так же понимается как страдание («Утёс», «Они любили друг друга так долго и нежно…», оба – 1841); так же не ясны положительные идеалы («Выхожу один я на дорогу…», 1841). Но Лермонтов преодолевает демонизм раннего творчества, изображая слияние человека с миром природы («Когда волнуется желтеющая нива…», 1837; «Из Гёте» («Горные вершины…»), 1840) и любовь как мистическое слияние душ («На севере диком стоит одиноко…», «Сон», оба – 1841). Он показывает возможность соединения своего героя с миром людей в религии («Молитва», 1837; «Молитва», 1839) и с социальным миром людей («Родина», 1841). Гармония жизни обретается в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребёнка («Как часто пёстрою толпою окружён…», 1840) или человека, близкого к детскому мировосприятию («Памяти А. И. О », 1839; , 1840).
Осознавая новый путь, Лермонтов пишет поэтические декларации о разрыве с прошлым («Не верь себе», 1839; « » («Любил и я в былые годы…»), 1841). О новом пути свидетельствует появление «объективной» манеры и ролевой лирики (« » («Я к вам пишу случайно; право…»), «Завещание», оба – 1840). Поэт ищет гармонию в эпическом прошлом: в «Песне про царя Ивана Васильевича…» (1837) демонический герой опричник Кирибеевич терпит моральное поражение от хранителя нравственных устоев Калашникова (тип Мцыри). Но мотивы богоборчества («Благодарность», 1840) и невозможности разделённой любви («Три пальмы», 1839; «Утёс», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все – 1841) до конца так и не были преодолены. Поэмы «Демон» (последняя ред. 1839) и «Мцыри» (1839) подводят итог идеологических исканий Лермонтова.
В 1838–40 гг. написан роман «Герой нашего времени»: составившие его повести и рассказы первоначально печатались в «Отечественных записках» как отдельные произведения. В романе исследуется феномен современного человека – Печорина, оценка которого всё время меняется при сопоставлении с разными персонажами. В «Бэле» показано превосходство своеволия «естественных» людей – горцев перед своеволием «цивилизованного» Печорина. В «Максиме Максимыче» в сравнении людей дворянского общества – раздвоенного Печорина и цельного Максима Максимыча – видно превосходство первого, поскольку оно обеспечено сознательным отношением к современности. В «Тамани» мы видим вынужденную цель авантюризма контрабандистов и бесцельность авантюризма скучающего от безделья Печорина, который теперь, таким образом, проигрывает. Но в «Княжне Мери» подлинность душевной жизни Печорина ставит его выше представителей «водяного» общества, душевная жизнь у которых фактически отсутствует. Наконец, в «Фаталисте» сравнение Печорина и Вулича служит формой объективизации субъективного опыта главного героя. Смена рассказчиков в романе знаменует разные степени раскрытия внутреннего мира героя. Сначала о герое говорит мало понимающий его Максим Максимыч («Бэла»), потом впервые увидевший его автор («Максим Максимыч»). Сам Печорин выступает сначала как автор воспоминаний («Тамань»), потом как автор подённых записок («Княжна Мери»), что отражает разные степени подробности в описании внутреннего мира героя. В «Фаталисте» Печорин впервые рассказывает не о себе, а о другом человеке. Нарушая в сюжетной последовательности событий в романе фабульную, реальную их последовательность, Лермонтов показывает, что его герой не меняется под воздействием совершаемых событий.
Появление в 1840 г. отдельного издания «Героя нашего времени» и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» («Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича…», 26 стихотворений) стало важнейшим литературным событием, вызвало критическую полемику, статьи В. Г. Белинского. За дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом в марте 1840 г. Лермонтов был арестован и переведён в Тенгинский пехотный полк. Он отбыл на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик описано в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…»). С февраля по апрель 1841 г. Лермонтов жил в Санкт Петербурге, вращался в литературных и светских кругах, думал об отставке и литературной деятельности. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым привела к дуэли и гибели поэта.

Взято из “Энциклопедия «Литература и язык” Издательство “Росмэн”

М.Ю.Лермонтов

Биография М.Ю.Лермонтова

Биография М.Ю.Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года – 15(27) июля 1841 года) – выдающийся русский поэт.

Родился Лермонтов в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817)(по матери Арсеньевой), единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был крайне несчастливым. Маленький Миша рос в обстановке постоянных семейных ссор и несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка, полностью исключив участие отца.

Детство Лермонтова прошло в бабушкином имении “Тарханы” Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве (“Кавказ”, 1830; “Синие горы Кавказа, приветствую вас. “, 1832). В 1827 семья переехала в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А.С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы “Корсар”, “Преступник”, “Олег”, “Два брата”, “Последний сын вольности”, “Измаил-Бей”, “Демон”. В центре байронической поэмы – герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы.

Читайте также:  Осеева Волшебное слово (Спасибо) читать полностью текст онлайн

В марте 1830 года Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 году Лермонтов увольняется “по прошению” и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково. В том же году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е.А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А.М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический “цикл” 1830 [“К Сушковой”, “Нищий”, “Стансы” (“Взгляни, как мой спокоен взор. “), “Ночь”, “Подражание Байрону” (“У ног твоих не забывал. “), “Я не люблю тебя: страстей . “]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н.Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр “отрывка” – лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М.Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в “Жалобах турка” (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 [“30 июля. (Париж) 1830 года”, “10 июля. (1830)”], событиям Великой французской революции (“Из Андрея Шенье”, 1830-1831) и эпохе пугачёвщины (“Предсказание”, 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова – романа “Вадим” (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 годов.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В.А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища Лермонтова по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухиной были адресованы как ранние стихи [“К Лермонтов” (“У ног других не забывал. “, 1831), “Она не гордой красотою. “, 1832, и другие], так и поздние произведения: “Валерик”, посвящение к VI редакции “Демона”. Её образ проходит в стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю”, в “Княгине Литовской” (Вера). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины. Далее можно заметить спад.

После 1832 года Лермонтов обращается к балладе (“Тростник”, 1832; “Желанье” – “Отворите мне темницу”, 1832; “Русалка”, 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются две основные тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории (“Последний сын вольности”, 1831; “Литвинка”, 1832), другая – к экзотическим кавказским темам (“Измаил-Бей”,1832; “Аул Бастуиджя”. 1833-1834; “Хаджи-Абрек”, 1833).

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще. В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах – “Петергофский праздник”, “Уланша”, “Гошпиталь” – все 1834). В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. В этом же году выходит поэма “Хаджи Абрек” – первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы “Маскарад”, работает над поэмами “Сашка”, “Боярин Орша”, начинает роман “Княгиня Лиговская”. Известно о знакомстве Лермонтова с А.Н. Муравьёвым, И.И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С.А. Раевским и А.А. Краевским. В романе “Княгиня Литовская” Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему “физиологии” 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над “Маскарадом” (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования. Он трижды подавал её в драматическую цензуру и дважды переделывал, но драма, несмотря на все старания автора, была запрещена к публикации.

В период 1836-1837 годов. Лермонтов создает “Боярина Оршу” (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша – первая попытка Лермонтова создать исторический характер – феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1838). Своего рода аналогом “Песни. ” в лирике Лермонтова было “Бородино”, отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) – “микро-эпос” о народной войне 1812 года.

В 1835-1836 Лермонтов ещё не был знаком с Пушкиным. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение “Смерть Поэта” (1837), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован, началось политическое дело о “непозволительных стихах”. Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: “Сосед” (“Кто б ни был ты, печальный мой сосед”), “Узник”, положивших начало блестящему “циклу” его “тюремной лирики”: “Соседка”, “Пленный рыцарь” (оба – 1840) и другие.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. В марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он “изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов. “, в ноябре побывал в Тифлисе. В 1837 году Лермонтов записывает народную сказку об Ашик-Керибе (“Ашик-Кериб”), стремясь передать колорит восточной речи и психологию “турецкого” сказителя. Народный характер поэт раскрыл в “Дарах Терека”, “Казачьей колыбельной песне”, “Беглеце”. В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в “Княжне Мери”); знакомится со ссыльными декабристами (С.И. Кривцовым, В.М. Голицыным, В.Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А.И. Одоевским (“Памяти А.И. Одоевского”, 1830).

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки, пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с Кавказом. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А.X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 – годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, В.А. Соллогубом, его принимают в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал “Тучи”. В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники “Стихотворения” и “Герой нашего времени”.

Наследие Лермонтова к 1840 году включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в “Кружок шестнадцати” – аристократическое общество молодежи, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы и поэзии Лермонтова, во многом противоположны пушкинским: ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и “гармоническая точность” в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не всё принимают в его творчестве. Столь же “выборочно” принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина), поддерживал с ними личные связи, напечатал в “Москвитянине” (1841) балладу “Спор”, но остался холоден к социально-философским основам их учения (“Родина”, 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом “Отечественные записки”. Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также “Бэла”, “Фаталист” и “Тамань”.

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошел конфликт с сыном французского посланника Э. Барантом. Непосредственным поводом стало светское соперничество – предпочтение, отданное Лермонтову княжной М.А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был арестован и предан военному суду. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, усугубившее ссору. В апреле 1840 года был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X. Граббе, а в июле уже участвовал в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием. Он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и погрузиться с головой в литературную деятельность. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе. В нескольких своих произведениях он касается проблем “восточного миросозерцания” (“Тамара”, “Спор”). 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: “Сон”, “Утес”, “Они любили друг друга. “, “Тамара”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу. “, “Морская царевна”, “Пророк”. В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен Лермонтов в фамильном склепе в Тарханах.

Биография — Лермонтов Михаил Юрьевич

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве.

Родовые корни


Мать и отец Михаила Лермонтова.

По отцовской родовой линии великий русский писатель происходил из шотландского рода Георга Лермонта, который, находясь на службе у польского короля, во время сражения в 1613 году у крепости Белой перешёл на сторону русских и позднее получил от царя грамоту на владение землёй в Костромской области. От него пошёл род Лермонтовых уже во втором поколении принявших православие. Михаил Юрьевич был восьмым коленом от воина Георга.

Прадед Лермонтова был воспитанником шляхетского кадетского корпуса.

Отец поэта – всего лишь капитаном в отставке с небольшим имением в Тульской губернии. Юрий Петрович был добрым и отзывчивым красавцем с крайне пылкой натурой.

Его красота и светские манеры не оставили равнодушной единственную дочь богатых соседей Марию. Вопреки желанию матери, она вышла замуж за отставного капитана. Было ей тогда 17 лет.

Дед Михаила Юрьевича по материнской линии – Михаил Васильевич Арсеньев, отставной гвардии поручик, происходил из старинной дворянской фамилии. После женитьбы на бабушке поэта купил у графа Нарышкина в Пензенской губернии прекрасное большое село Тарханы, где и проживал со своей семьёй. Был человеком беззаботным и увлекающимся.

Бабушка поэта по материнской линии происходила из богатого и известного рода Столыпиных. Известный российский реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин приходился Лермонтову троюродным братом. После смерти мужа бабушка сама управляла большим имением.

Судьба сложилась так, что она пережила не только мужа, но дочь, зятя и любимого внука Михаила.

Детские переживания

Семья Лермонтовых проживала в Тарханах, но поскольку мать поэта отличалась слабым здоровьем – муж повёз её на роды в Москву, где можно было рассчитывать на более квалифицированную медицинскую помощь.


Михаил Лермонтов (возраст 6-8 лет).

Там, в доме напротив Красных ворот, в ночь со 2-го на 3-е октября 1814 года родился мальчик Михаил, которому суждено было стать позднее великим русским поэтом и писателем.

Бабушка поэта стала его крёстной и основала в честь внука новое село, которое назвала Михайловским.

Когда мальчику было три года, умерла его мать и началась «война» между отцом и бабушкой, которая самым неблагоприятным образом отразилась на психике мальчика. Он любил их обоих, но страшно тосковал по отцу, которого бабушка вынудила уехать в своё имение, оставив внука ей.

Елизавета Алексеевна тратила на воспитание внука огромные деньги, возила его отдыхать на Кавказ (Миша отличался слабым здоровьем), нанимала учителей для обучения языкам, но радости, свойственной своим сверстникам Лермонтов не чувствовал никогда. Все свои душевные проблемы он описал в неоконченной юношеской «Повести», где главный герой Саша Арбенин по-сути является двойником поэта. Маленький мальчик рано стал чувствовать взрослое одиночество, но этого не замечал никто вокруг.

Несмотря на своё душевное состояние, он много читал и занимался. Уже в детстве Лермонтов читал в оригинале английскую, немецкую и французскую литературу и отлично изучил культуру Европы.

Время учёбы и первой любви

Когда Михаилу исполнилось 12 лет, бабушка повезла внука в Москву для подготовки к поступлению в университетский благородный пансион. Здесь поэт обучается почти два года. Он много читает, пробует силы в самостоятельном творчестве и даже участвует в выпусках ученического журнала. Не менее важным кажется Лермонтову найти родную душу, которая бы разделяла все его устремления и сомнения. Но он разочаровывается в друзьях, негодует на их предательства. Особенно тяжело становится Михаилу с 1829 года, когда бабушка, играя на чувстве благодарности внука, вынуждает его навсегда расстаться с отцом. Юрий Петрович отступает, поскольку хочет, чтобы сын его жил в достатке и получил хорошее образование, что сам он не смог бы обеспечить.

В 16 лет молодой человек говорит о том, что его душа состарилась! В это время он пишет первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог», из которого позднее выльется знаменитая «Дума».

Весной 1830 года пансион преобразуют в гимназию, и Лермонтов покидает его, уезжая в Середниково к брату бабушки. Недалеко проживают родственники Верещагины, у которых Лермонтов знакомится с предметом своего первого обожания – Катей Сушковой. В те времена поэт станет лишь предметом её развлечений и насмешек, позднее – он отомстит ей со всей пылкостью своей натуры.

В этом же году Лермонтов напишет удивительно пророческое стихотворение о России – «Предсказание», которое как будто бы увидит сквозь время из 1917 года.

В университете

С сентября 1830 года Лермонтов начинает учёбу в Московском университете на нравственно-политическом отделении, позднее переходит на словесное.

Студенческая жизнь «бьёт ключом», но не для Михаила. Он прекрасно знаком со всеми известными кружками, воззрения некоторых студентов даже разделяет, но близко не сходится ни с кем. Он стоит «наблюдателем» над всем и всеми. При этом посещает светские салоны и участвует в их развлечениях, то прикрываясь насмешкой и презрением, то разыгрывая из себя отчаянного любителя приключений.

Читайте также:  Игоша - сказка Одоевского читать

В этот период Лермонтов пишет стихи о любви, поэмы и драмы.Человеку, не знающему Лермонтова близко, его поэзия могла показаться совершенно несовместимой с той личностью, которую он привык показывать в свете. Свои действительные отношения к светской жизни он раскрывал только перед самыми близкими друзьями. В одиночестве он с удовольствием и грустью вспоминал свои кавказские впечатления – от людей могучих и благородных, совершенно не похожих на фальшивых представителей высшего света. В 1831 году умирает отец, что вносит в душу поэта дополнительное смятение и духовное отчуждение от общества. Он мечтает о естественной жизни, свободной от почестей и вражды. В этом году он пишет драму «Странный человек» – против существующей власти и крепостного права.

Отношения с преподавателями в университете не всегда складываются хорошо и несколько профессоров заваливают Лермонтова при сдаче экзаменов на втором курсе. С июня 1832 года, чтобы не остаться на второй год, поэт уходит из университета и уезжает в Санкт-Петербург вместе с бабушкой.

Школа прапорщиков

В Санкт-Петербурге поэт планирует продолжать учёбу, но ему отказываются засчитать два года, проведённые в Московском университете. И по совету родственников он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков. Бабушка одобряет такую перемену в карьере.

Но сам поэт позднее назовёт эти два года «злополучными». В это время он в полной мере участвует во всех проказах юнкеров (в т.ч.эротических), пишет фривольные и даже непечатные стихи, которые пользуются большим успехом в среде военных. Такая жизнь вызывает искренние опасения у его настоящих друзей. Но Лермонтов сумел пройти через все кутежи и разгул, сохранив лучшее в себе. Бурная жизнь и новые приятели дали ему блестящее знание психологии людей и множество новых характеров для своих произведений. В свободное время он пишет роман «Вадим» и всё больше задумывается о написании драматических произведений.

Практически вместе с Лермонтовым поступает в ту же школу его будущий убийца, который пишет про Михаила, как высокообразованного человека, значительно выделяющегося среди своих сверстников умом и воззрениями на мир.

В гвардии


М.Ю. Лермонтов, художник – Заболотский

Окончив школу корнетом лейб-гвардии гусарского полка, в ноябре 1834 года Лермонтов вместе со своим другом А.Столыпиным поселяются в Царском Селе, где продолжают вести прежний образ жизни.

Лермонтов является завсегдатаем светских вечеринок, забав и карнавалов, образцом для подражания для молодёжи и вожделенным женихом для девушек. Многие дамы мечтают завести с ним роман. Именно в это время он находит свою подростковую любовь Сушкову и расстраивает её выгодный брак. Лермонтов всеми силами старается казаться любвеобильным и беспощадным, и только самые близкие друзья знают – насколько он одинок и близок к отчаянию. В конце 1835 года выходит замуж Варвара Лопухина, единственная женщина которую поэт любил по-настоящему всю жизнь. Это усугубляет его чувство одиночества. В этом же году Лермонтов пишет драму «Маскарад» и его произведение впервые появляется в печати. Один из друзей поэта без его ведома отдаёт повесть «Хаджи-Абрек» в «Библиотеку для чтения». И хотя повесть имеет успех, Лермонтов ещё долго не хочет печатать свои стихи.

Творческий перелом

Гибель Пушкина поразила Лермонтова безмерно. Когда совершилось страшное событие, он болел и услышал первые рассказы о трагедии от своего врача. Этот же врач рассказал ему о реакции «света» на гибель Пушкина, о том, что многие дамы практически оправдывали действия Дантеса.

Лермонтов был потрясён и в едином порыве написал стихотворение «Смерть Поэта», которое сразу вознесло его на вершины известности и полностью поменяло всю жизнь.

Стихотворение вызвало бурю в высшем обществе – глубокую благодарность друзей и родных Пушкина и бешеную ненависть остальных. Один из родственников Лермонтова стал выговаривать ему за неосмотрительную горячность к столь высокородному господину, как Дантес. В ответ поэт выставил родственника за дверь и написал заключительные 16 строк стиха, которые привели к судебному разбирательству.

Император был в гневе, но благодаря заступничеству друзей Пушкина (в первую очередь Жуковского, близкого к царской семье) и связям бабушки корнет Лермонтов был переведён прапорщиком в полк, действовавший на Кавказе, избежав длительного тюремного заключения.

Отъезд поэта в ссылку не остался незамеченным. Всё дворянское общество разделилось «на два лагеря»: одни горячо сочувствовали Лермонтову, другие – также рьяно ненавидели.

Первая ссылка на Кавказ

В марте 1837 года поэт по личному приказу царя был отправлен в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся в Грузии. Ссылка произвела на характер Лермонтова неизгладимое влияние.

Он был поражён красотами природы, силой характеров горцев и их любовью к родной земле. Поэт заинтересовался народным творчеством горских народов, их языком и бытовыми традициями. Он мог часами сидеть, глядя на снежные вершины или цветущие деревья, много рисовал. Прошлая жизнь как будто растворялась за горизонтом. Здесь же Лермонтов познакомился с декабристами и грузинской интеллигенцией.

Но привычка жить в «светском» обществе влекла его назад, в Петербург. Благодаря усилиям бабушки Лермонтова сначала перевели в Новгород, а затем и обратно в столицу.

Годы расцвета

1838-1840 года можно назвать лучшими в творчестве Лермонтова. Кавказ как будто всколыхнул его душу и поднял на её поверхность то, что было в глубине.

После стихотворения «Смерть поэта» он становится одним из самых известных в обществе писателей.

Поэт восстанавливает свои светские связи, бывает в литературных салонах и на аристократических приёмах. Пользуется необыкновенной популярностью у дам. И при этом – с глубоким отвращением относится ко всему высшему обществу и его привычкам.

В этот период поэт уделяет много времени написанию двух самых известных своих произведений: поэмам «Демон» и «Мцыри» (закончена в 1839 году).

Творчество Лермонтова становится многообразнее и ярче. В 1838 году публикуется (без имени автора) историческая поэма «Песня…про купца Калашникова», в этом же году выходят стихи-раздумья о судьбе своего поколения и гражданских идеалах поэзии – «Дума» и «Поэт». В поэтических произведениях «Бородино», «Завещание» и «Родина» поэт обращается к народному творчеству и возвеличивает характер русского народа. Он находит темы для сотрудничества с журналом «Отечественные записки» (почти каждый номер выходит с его новым стихотворением), лично знакомится с В.Г.Белинским.

Поэзию свою он «питал» от «корней» лирики декабристов и Байрона. Поэзия Лермонтова всегда далека от созерцательности и наполнена напряжённой мыслью, герои его часто «демонически» необузданны, но и реалистичны одновременно. В образе Демона поэт воплощает мятеж личности против «мировой несправедливости», но в то же время, видит возможность духовного возрождения героя – через любовь и добро.

К сожалению, роль «льва» в петербургском обществе закончилась для Лермонтова серьёзной проблемой. Перейдя в любовных увлечениях дорогу сыну французского посланника Эрнесту де Баранту, Лермонтов дошёл до дуэли. Дело закончилось бескровно, но Лермонтова арестовали и перевели в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.

Снова Кавказ

Вторичное пребывание на Кавказе кардинально отличалось от того, что было ранее.

Тогда Лермонтов ездил по Кавказу с прогулками, знакомясь с бытом и традициями народов. Теперь же, по личному приказу царя, его не отпускали с передовой линии и задействовали во всех возможных военных операциях. Лермонтов был настолько «безумно» храбр и хладнокровен, что о нём с уважением говорили даже горцы.

За безудержную храбрость во время сражения при реке Валерик в Чечне поэт дважды представлялся к наградам, но царь лично отклонял эти представления.

Творческие мысли Лермонтова давно уже были заняты романом. Основные герои были «написаны» ещё в 1837 году. Продолжение писалось постепенно главами. К 1840 году роман был готов и напечатан.

Он стал лучшим произведением лермонтовской реалистичной прозы, как точный и психологически раскрытый портрет современника на фоне жизни всего общества. Портрет личности сильной по духу, но слабой по действию. Многие из современников увидели в образе Печорина самого Лермонтова, хотя сам Михаил Юрьевич никогда этого не подтверждал.

В этом же году вышел единственный изданный при жизни сборник стихотворений Лермонтова, в котором было почти 28 стихотворений.

Февраль 1841 года принёс Лермонтову короткую радость – ему дали небольшой отпуск для поездки в столицу и свидания с бабушкой.

Последние месяцы жизни


Домик Лермонтова в Пятигорске. В нем Лермонтов провел последние месяцы жизни.

Оказавшись в Петербурге, Лермонтов пытается выйти в отставку, чтобы посвятить жизнь литературному творчеству. Но бабушка надеется, что внук сможет сделать военную карьеру и Михаил Юрьевич с тяжёлым сердцем возвращается на Кавказ.

По дороге он останавливается в Пятигорске для лечения и встречает старых знакомых, которые проводят время в отдыхе и веселье. С одним из них, Мартыновым, происходит ссора, которая приводит к дуэли.

Лермонтов принимает вызов, но вспоминая свои старые приятельские отношения с Николаем, категорически не собирается стрелять в него. Мартынов же убивает Лермонтова наповал.

Как погибшего на дуэли Лермонтова похоронили без панихиды, но с соблюдением других церковных обрядов на кладбище в Пятигорске 15 (27) июля 1841 года. В следующем году гроб с его телом был перевезён в Тарханы и погребён в семейном склепе Арсеньевых.

Мистические факты о Лермонтове:

– Сразу при рождении родителям Лермонтова было сделано предсказание, что их сын умрёт в молодом возрасте.

– Возвращаясь из Петербурга на Кавказ, Лермонтов буквально упросил своего родственника Столыпина поехать через Пятигорск, где и состоялась роковая дуэль.

Новые оценки произведений

5Лесной царь
5Сверчок
5Князь Михайло Репнин.
5Белый пудель
5Сиерра-Морена
5История одного города
5Братья Карамазовы. Часть 3
5Хамелеон
3Князь Михайло Репнин.
5Что сделала Мура, когда ей.

© lit-classic.ru — Русская классическая литература.

С удовольствием представляем на нашем литературном портале лучшие классические произведения русской литературы. Мы собрали не только самые известные творения поэтов и писателей XVII-XX веков, но и малоизвестные произведения великих авторов. Многих из них вы откроете для себя по-новому, прочитав не только то, что читают по русской классике большинство, но и незаслуженно забытые небольшие литературные шедевры гениев российского литературного слова. Все произведения представлены в полном варианте – для серьёзного, глубокого прочтения. Рейтинг популярности авторов, возможно, подскажет вам, с чего предпочитают начинать знакомство с русской классикой большинство наших читателей.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Фото Все

Видео Все

Михаил Лермонтов / Цвет времени / Телеканал Культура

Лермонтов. Герой нашего времени. Рассказывает Ираклий Андроников (1972)

Михаил Лермонтов. Подробности жизни и смерти на дуэли. 200 летие великого поэта России. Фильм.

Михаил Лермонтов — биография

Русский поэт Михаил Лермонтов прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. В 26 лет он был убит на дуэли, успев оставить после себя немало замечательных произведений. Он прекрасно рисовал, был настоящим полиглотом, отличался от своих сверстников невероятной остротой и глубиной ума. Однако современники утверждали, что это был человек-разрушитель, имевший несносный, конфликтный характер. Свои недюжинные умственные способности он частенько растрачивал впустую, на колкие, ядовитые насмешки над окружающими.

Люди, близко знавшие Михаила Юрьевича, подозревали, что век поэта будет недолгим, он не стеснялся без повода оскорблять других, а это редко проходит безнаказанно. Его потребительское, уничижительное отношение к женщинам также глубоко возмущало современников, поэт совсем не был рыцарем по отношению к слабому полу. Тем не менее, наследство, которое оставил нам Лермонтов, вызывает глубокое уважение. Несмотря на особенности своего характера, он был гениальным поэтом и прозаиком, гордостью России. И можно только глубоко сожалеть о его короткой жизни, которая могла бы быть совсем другой, наполненной любовью и яркими красками.

Детство

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. По материнской линии его род был очень знатным и богатым. Бабушка будущего поэта, Елизавета Арсеньева, которой пришлось воспитывать мальчика с раннего детства, принадлежала к известному роду дворян Столыпиных. Михаил Лермонтов и министр Петр Столыпин были троюродными братьями.

Портрет Лермонтова в детстве

Елизавета Арсеньева с самого начала не одобряла выбор своей дочери Марии. Девушка в 16 лет влюбилась в красавца-военного Юрия Лермонтова. Опытная, наблюдательная матушка отговаривала восторженную барышню от этого брака. Ей было не по душе абсолютно все: происхождение жениха (Лермонтов уверял, что является отпрыском шотландца Георга Лермонта), его бедность, сомнительная репутация в свете. Юрий слыл легкомысленным повесой, разбившим немало женских сердец.

Елизавета Алексеевна не ошибалась, ее наивная влюбленная дочь, выйдя замуж, очень скоро почувствовала себя глубоко несчастной. Мария выбрала неподходящего для семейной жизни человека. Ее пылкая любовь оказалась поруганной едва ли не с первых дней после венчания. Юрий, привыкший к свободной жизни, не считал измену грехом. Он просто не любил свою жену, на глазах у новобрачной продолжал волочиться за дворовыми девками. Но и этого было мало, после волокита завел роман с немкой, няней своего маленького сынишки. Мария не собиралась мириться с таким положением дел, пыталась объяснить мужу, что его поведение недопустимо. Но Юрий никогда не считал себя виноватым. Однажды, чтобы заставить жену замолчать, он сильно ударил ее кулаком по лицу.

Мария и так жила в постоянном стрессе, но этот удар стал для женщины роковым. Она впала в настоящую депрессию и вскоре умерла от скоротечной чахотки. Двухлетний Миша остался без матери. Елизавете Алексеевне, обвинявшей зятя в ранней смерти дочери, в то время было 44 года. Она решила воспитывать осиротевшего ребенка сама. Чтобы выдворить неугодного зятя из родового имения Столыпиных, женщине пришлось выдать ему вексель на 25 тысяч рублей. Избавившись от старшего Лермонтова, Арсеньева вплотную занялась воспитанием внука.

Бабушка очень много сделала для мальчика. Она не жалела никаких средств, необходимых для его образования и восстановления здоровья. Маленький Мишель страдал диатезом, золотухой, как в те времена называли эту болезнь. Чтобы вылечить малыша, бабушка наняла на работу Ансельма Леви, врача из Франции. Однако, несмотря на усилия врача, мальчик страдал от золотухи все свое детство. Болезнь сделала его раздражительным и конфликтным. В детском обществе он стал настоящим изгоем, никто не хотел играть с маленьким Мишей.

Властная бабушка, не забывавшая о безвременной кончине дочери, редко позволяла своему зятю видеться с сыном. Эти встречи были короткими и вносили в душу маленького мальчика еще больший разлад.

Мишель замечал, что взрослые относились к нему как к добыче, которую они никак не могут поделить. Он не мог понять причины конфликта родных ему людей, и делался все более раздражительным, дерзким и озлобленным. Окружающие часто жаловались Арсеньевой, что ее внук Мишель не умеет любить.

Усадьба Тарханы где жил Михаил Лермонтов

Детство и юность будущего классика проходило в Тарханах, богатом имении, находившемся в Пензенской губернии. Для своего любимого Мишеля бабушка нанимала педагогов-французов, обучавших мальчика языку. Это был бывший офицер наполеоновской армии Капэ, место которого позже занял эмигрант Шандро. Затем учителем Мишеля стал англичанин Виндзон, который не только обучал его языку, но и знакомил с английской классикой. Именно этот человек разбудил творческие способности подростка.

Кроме иностранных педагогов, на мальчика оказывало большое влияние наблюдение за бытом крестьян, устное народное творчество. Он вырос среди людей, которые во время работы и праздников часто пели раздольные песни, рассказывали друг другу предания о своих защитниках – Разине и Пугачеве. Его первая поездка на Кавказ состоялась в 1825 году. Бабушка отправилась туда вместе со своим внуком с оздоровительными целями. Прекрасные горные пейзажи потрясли душу десятилетнего мальчика. Он навсегда полюбил Кавказ, считал его лучшим место для жизни. В Горячеводске мальчик в первый раз испытал чувство влюбленности. Через два года он посвятил своей Музе стихотворение к «К Гению».

Поэзия

Когда внуку исполнилось четырнадцать лет, бабушка записала его в 4-ый класс московского университетского пансиона. В декабре он перешел в 5-ый класс, по итогам учебы был награжден книгой и картиной. По мнению самого поэта, именно в этом году он стал заниматься творчеством.

Читайте также:  Лермонтов Мцыри читать полный текст онлайн бесплатно

Альманах «Утренняя Заря» 1841 года

В пансионе подросток занимался составлением рукописных журналов. Он был главным сотрудником одного из таких журналов, получившего название «Утренняя Заря». Здесь была размещена первая работа юного литератора, которую он назвал «Индианкой». В пансионе Мишель проучился два года, после его преобразования в гимназию поэт бросил учебу.

Лето юноше проводил в подмосковном имении Столыпиных. Неподалеку от их имения жило семейство Верещагиных, родственников поэта. Александра Верещагина, с которой Мишель находился в дружеских отношениях, познакомила юношу со своей подругой, Екатериной Сушковой. Поэт тут же влюбился в черноокую красавицу, но его любовь осталась без ответа. Привыкший получать все жизненные блага по первому требованию, молодой человек очень страдал. Неуклюжий, невзрачный мальчик с дурным характером совсем не привлекал Катю, и она добродушно посмеивалась над ним.

Впоследствии оказалось, что Лермонтов затаил глубокую обиду, и его месть черноокой красавице будет несопоставимой по сравнению с ее беззлобными насмешками.

Через пять лет, когда красавица будет уже помолвлена, Мишель осуществит свою задумку. К тому времени низкорослый, некрасивый молодой человек будет выглядеть совсем иначе. Он станет почти красавцем, обретет странную власть над женскими сердцами, и будет умело и очень безжалостно этим пользоваться. Встретившись с Екатериной после долгого расставания, Михаил сделал все, чтобы влюбить чужую невесту в себя. Когда желаемое осуществилось, Лермонтов скомпрометировал девушку, используя для этого грязный наговор. Свадьба Сушковой расстроилась, барышня долго приходила в себя от коварства человека, которого она искренне полюбила.

В 1830 году Мишель стал студентом Московского университета. Он учился на нравственно-политическом отделении, затем – на словесном. Одновременно с поэтом здесь получали образование Белинский, Герцен, Огарев, но он не общался с этими студентами. В стенах Московского университета Лермонтов так и не сумел найти себе товарищей. Он не принимал никакого участия в студенческой жизни, никогда не участвовал в жарких спорах. Для заносчивого юноши не существовало авторитетов и среди преподавателей.

В конце второго курса на репетиции экзаменов по нумизматике, риторике и геральдике преподаватели обнаружили, что этот студент является очень начитанным человеком. Однако в базовых знаниях, которые преподаватели давали студентам на лекциях, у него был существенный пробел. Когда преподаватели выяснили это, Лермонтов стал пререкаться с ними. В результате он получил вполне обоснованную рекомендацию – оставить университет, поскольку профессорам показалась, что этого студента они просто не смогут ничему научить. Оставаться на повторное обучение Мишель категорически отказался.

Вместе с бабушкой неудачливый студент переезжает в Петербург. Два года обучения в Московском университете здесь засчитывать не стали. Оскорбленный Лермонтов решил продолжать обучение в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он учился здесь два года и очень страдал из-за невозможности заниматься творчеством. В северной столице Лермонтов стал душой компании, он кутил вместе со своими сверстниками, сводил с ума великосветских прелестниц. Остроумный и начитанный молодой человек пользовался большим успехом, но его сарказм часто казался товарищам излишним.

Приятели поэта восхищаются его литературными трудами, но Лермонтов не торопится их печатать. В 1835 году его повесть «Хаджи Абрек» появилась в печати. Но это сделал не сам литератор, а его товарищ, который без согласия Михаила Юрьевича отнес произведение в издательство. Читатели, критики очень тепло принимают и его стихотворения, поэмы. Стихотворение «Парус», впервые напечатанное в «Отечественных записках», Лермонтов написал, когда ему было только 18 лет. Это прекрасное, короткое стихотворение ясно показывает, к какой жизни стремится сам поэт.

В стихотворениях «Кинжал», «Дума», «Поэт» юный литератор провозглашает идеалы гражданской поэзии. В «Бородино» и «Родине» читатели увидели русского человека, здесь ясно очерчен народный характер. Большой резонанс в обществе вызвала «Песня про царя Ивана Васильевича…». Обращение к русской истории, былинный размер, яркие герои – читателям просто не верилось, что эту поэму написал такой юный человек.

Михаил Лермонтов за письменным столом

Михаил Юрьевич с раннего детства был очень наблюдательным человеком. Теперь перед его взором разворачивается увлекательная картина, он наблюдает за бытом и нравами петербургской аристократии. На основании этих наблюдений он напишет драму «Маскарад», но при жизни поэта это произведение так и не опубликовали. Несмотря на неоднократную переработку материала, Лермонтов не смог пробиться через препятствия цензуры.

Переломным моментом от раннего творчества к зрелому критики называют 1937 год. Именно в это время появилось стихотворение «Смерть поэта», настоящий реквием по убитому Пушкину. Эти гневные строки осуждали убийцу и придворную знать, травившую великого поэта. Стихотворение буквально раскололо Россию на две неравные половины. Друзья Пушкина, поклонники его таланта встретили смелое произведение восторженно, а его тайные и явные враги исступленно ругали Лермонтова за его дерзкий вызов.

Ссылки

Судебное разбирательство и арест Лермонтова стали неизбежными. Николай первый внимательно следил за процессом. Вмешательство влиятельной Арсеньевой и друзей Пушкина позволили смягчить наказание дерзкому поэту. Его отправили служить в драгунский полк, дислоцировавшийся на Кавказе.

Михаил Лермонтов в ссылке

Первая ссылка длилась шесть месяцев. За это время юношеская веселость сменилась черной меланхолией. После возвращения в северную столицу поэт испытывает к себе обостренное внимание со стороны представителей высшего света. Им восхищаются либо открыто ненавидят. Пребывание на Кавказе вдохновило Лермонтова на создание новых произведений. Он пишет «Демона» и «Мцыри».

В ссылке поэт тоже не терял времени даром, он привез новые произведения, их печатают в «Отечественных записках». Он находится на пике популярности, общается с близкими друзьями Пушкина. Его поведение в обществе не изменилось, он все так же дерзок и саркастичен. В 1840 году Лермонтов поссорился с сыном французского посла де Баранта, словесная перепалка завершилась дуэлью. После поединка поэта высылают на Кавказ. Он попадает на передовую, храбро сражается с противниками, но по распоряжению императора не получает награды.

За два месяца до гибели поэт написал чудесное стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Многие современники считают, что он предчувствовал свою смерть и в этом стихотворении Лермонтов прямо говорил о своем разочаровании и нежелании жить.

Проза

Когда поэт учился в школе прапорщиков, он находил время для работы над романом «Вадим». В этом произведении Лермонтов обращается к историческим событиям, к восстанию Пугачева.

Главным прозаическим произведением Лермонтова считается роман «Герой нашего времени». Натура Печорина глубока и противоречива, совсем как у его автора, умеющего глубоко чувствовать, тонко понимать людей и события, и больно ранить тех, кого он считал своими врагами.

Личная жизнь

Большую часть жизни Лермонтова считали некрасивым человеком. Он был низкорослым, сутулым, с недобрым взглядом мрачных глаз и такой же недоброй улыбкой. Однако в последние годы жизни поэт преобразился, некоторые считали его красавцем.

Он стал более свободным, раскованным в общении, и эта свобода удивительно красила молодого человека. Все его три Музы – Екатерина Сушкова, Наталья Иванова, Варвара Лопухина не отвечали ему взаимностью, и вышли замуж за других людей.

Причина смерти

Зимой 1941 года Лермонтов отправился в Петербург. Он был в отпуске и хотел подать прошение об отставке. Но бабушка отговорила внука от этого шага. Он вернулся на Кавказ, в июле того же года был убит на дуэли. Его противника, отставного майора Николая Мартынова, современники не осуждали за убийство поэта.

Лермонтов долгое время изводил Мартынова своим сарказмом, и такая развязка стала логическим завершением бесконечного противостояния этих людей. Труп поэта долго лежал под проливным дождем, доктор просто не имел возможности вовремя оказаться на месте дуэли. Великого поэта похоронили в Пятигорске, однако бабушка сделала все, чтобы перевезти прах любимого внука в Тарханы.

Сборники

  • «Хаджи-Абрек»
  • «Бородино
  • «Песня про царя Ивана Васильевича»
  • «Дума»
  • «Бэла»
  • «Русалка»
  • «Не верь себе…»
  • «Ветка Палестины»
  • «Еврейская мелодия»
  • «Три Пальмы»
  • «Фаталист»
  • «Дары Терека»
  • «Узник»
  • «Ангел»
  • «Тамань»
  • «Воздушный корабль»
  • «И скучно, и грустно»
  • «Казачья колыбельная песня»
  • «Ангел»
  • «Последнее новоселье»
  • «Парус»
  • «Спор»
  • «Сказка для детей»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Стихи Михаила Лермонтова:

Краткая биография Лермонтова

М. Ю. Лермонтов родился в октябре 1814 года. Городом рождения и первых дней жизни стала Москва. Через восемь дней после появления на свет будущий поэт был крещён. Род Лермонтовых имел шотландское происхождение с польскими корнями, один из его предков поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу. Появлению новорождённого была рада бабушка, Елизавета Арсеньева (дочка А. Столыпина). Она будет заботиться о Мише всю жизнь. Он был её единственным внуком, она полностью сосредоточилась на его воспитании. Елизавета была женой Михаила Васильевича Арсеньева, с которым они поселились в селе Тарханы. Мужем М. Арсеньевой, единственной дочки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773-1845 гг.), стал Юрий Лермонтов.

Семья поэтического таланта не была счастливой. Юрий Петрович рано охладел к жене, был близок с другими женщинами, не ценил брак. Уже в юношеском возрасте в Михаиле вырисовывался художник: в сочинениях описываются существенные проблемы семьи, постоянные ссоры. Мать Миши, Мария Михайловна, умерла в возрасте 22 года. Он рос без отца в имении бабушки, полного семейного тепла не испытывал. Детство суждено было провести в посёлке Тарханы (Пензенская губерния), куда решила привезти его бабушка. Даже будучи взрослым, он старался посетить родные места, пользуясь отпуском.

Слабое здоровье Лермонтова развило в нём мощную нравственную энергию. Для внука Арсеньевой был выписан французский врач. Ограниченность в подвижных забавах вынудила много читать и бороться с болезнями. Такие дети всегда легко учатся. Всё это породило основной мотив лермонтовского стиля — разочарование. В его творческой душе было много таинственных дарований, что-то он унаследовал от предков. Это заметно в его поэтических произведениях. С юных лет он был увлечён чтением художественных книг, этому помогла семейная библиотека. Он читал классиков без перевода.

Переезд в Москву

После Минеральных Вод, где он лечился, бабушка привезла его в Москву. Его ждал университетский благородный пансион. Благодаря пансиону благородных особ он проявил себя в математике, рисовании, игре на инструментах. Но главное — у него привился вкус к литературе. 1830: московский пансион был преобразован в гимназию. Этот год был значимым: он провёл лето в поместье родственников Столыпиных, а в сентябре стал студентом Московского университета. Благодаря университетскому обучению и окружению Лермонтов окунулся во все прелести жизни. Михаил участвует в вечеринках, где выступали поэты. Он посещает балы и маскарады, его можно увидеть на светских кружках.

Переезд в Санкт-Петербург

С лета 1832 года Лермонтов уже не числится студентом и оставляет стены университета. Причина ухода противоречива, среди объяснений — отсутствие интереса, споры с преподавателями московского университета. Лермонтов приезжает в СПб, решает поступать в университет. Но два года в Москве не давали право стать третьекурсником. Идти на первый курс он не захотел, поэтому зачисляется в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков.

Знатоки творчества отмечают, что за два года, проведённых в школе, он ничего грандиозного не создал. Человек, пристрастившийся к армейской атмосфере, не мог создавать гениальные плоды. Стихи Лермонтова рассказывали о забавах, пирушках, не очень нравственных мечтах. В них встречаются пошлые шутки, что очень веселит публику на юнкерских пирушках. Гвардия дала ему военную выправку, но курсы принесли вред: в первый год он был травмирован лошадью.

В 1834 году обучение закончилось. Из гвардейских подпрапорщиков он попал в гусары. Его ждала лейб-гвардия (гусарский полк) и прощание с юностью. Стать корнетом гусарского полка — мечта бабушки. 1835 год был для поэта дебютом в большом литературном мире. С той поры издание стихотворений уже было регулярным.

Гибель Александра Сергеевича явила талант Лермонтова: на пушкинском литературном небосклоне запылала новая лирическая звезда. Дуэль Пушкина с Дантесом стала толчком для славы. А стих «Смерть Поэта» послужил поводом для задержания, Михаил была арестован, потом состоялся суд. Лермонтову повезло, ему помог Жуковской и родственники. После ареста он был переведен в драгуны и отправлен в кавказскую ссылку. Она была короткой, хлопоты бабушки позволили получить менее опасную службу.

Кавказская ссылка

Кавказ вдохновлял с огромной силой, но творчество было понятно не каждому современнику. Знакомство с Тифлисом и пребывание в горах побудило желание учить восточные языки. Здесь будут рождаться его лучшие строки, многое в повестях пропитано духом гор, есть мотивы древних обычаев. Горы стали нежным ядом, который смог навсегда отравить его тонкую душу. Благодаря Кавказу состоялось знакомство поэта с Белинским.

Первая дуэль

Но его тянуло в Санкт-Петербург, куда он с радостью и возвращался. Город всегда нуждался в светских талантах. После возвращения его воззрения ещё больше изменились. Лермонтов — прекрасный драматург, он был высоко ценим поэтом В. А. Жуковским. В столице он знакомится со многими литераторами в доме у Карамзиных. В феврале 1840 года Лермонтов был на балу и поссорился с сыном французского посла. Эрнест вызвал гения на дуэль, по счастливому стечению обстоятельство француз промахнулся. Поединок с Барантом закончился новой ссылкой. Нет точных сведений — сколько раз приезжала бабушка к нему на Кавказ без ведома властей.

Там он участвовал в боевых столкновениях. Ссылка дала свежий творческий прилив, благодаря роману «Герой нашего времени» и дивным строкам «Тамани», он зарекомендовал себя как прекрасный прозаик. Он общался с героями войны против гордых горцев. Одно из последних мест его службы — Тенгинский пехотный полк. Лермонтов мечтал посвятить себя литературному промыслу, ведь сборники издавались регулярно, его лирику печатают журналы. Но бабушка не позволила оставить армейскою службу.

Вторая дуэль и гибель

Летом 1841 года состоялась роковая дуэль, в результате которой он был убит. Задержаться в этом мире надолго не вышло. Погиб поэт от пули друга из бывших юнкеров — Мартынова. На Кавказе они постоянно общались, завтракали у Яра. Капитан С. Мартынов был неприметной личностью, над которой все любили потешаться. В доме Верзилиных у них была ссора. Лермонтов не свернул со своей точки зрения и не отступил. Вызвать на дуэль поэта заставила не только обида, но и недавняя отставка Мартынова, которая ухудшила его моральное состояние. Со слов секунданта Мартынова — пуля прошла навылет; никто не ожидал, что товарищ выстрелит в сердце.

Похороны Михаила Юрьевича состоялись 29 июля 1841 года в Пятигорске. Но через 250 дней Арсеньева перевезла прах внука в семейный склеп села Тарханы. Поэт был похоронен вблизи матери и деда. Рядом со склепом находится фамильная усыпальница. Ранняя смерть нанесла сокрушительный удар всей мировой литературе и культурному наследию. Родственники и близкие долгое время переживали уход. В его стихотворениях проявляется народная душа и стремление к справедливости. Его творчество снискало славу во всём мире, это мощный пласт во всей русской поэзии, которая стала ярче и богаче. Книги печатаются и пользуются успехом, а памятники стоят во многих городах.

Многие произведения имеют историческую ценность (стих «Валерик»), они описывают реальные факты. Почти каждый текст несёт массу сведений. Многое сходится с настоящими событиями, что-то удаётся установить из его записок. А сюжеты стали сценарием для отечественных фильмов. Даже если Вы далеки от литературы, то обязательно познакомьтесь с несколькими известными произведениями.

О поэте существуют интересные факты: пример — он был приписан к Нижегородскому драгунскому полку, но никогда там реально не служил. В его жизни были бурные романы. Одно из самых страстных и неизменных увлечений Михаила — девица Варенька Лопухина. Стоит вспомнить и общение с Сушковой.

Ссылка на основную публикацию