Анализ стихотворения Рубцова Родная деревня 5 класс

Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова

Центральной темой в поэзии Николая Михайловича Рубцова является его любовь к малой родине. Не стало исключением и стихотворение «Родная деревня», в котором поэт делится своими воспоминаниями о родных местах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родная деревня» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1970 году и посвящен малой родине поэта – селу Никольскому, в котором прошло его детство и юность.

Тема стихотворения – Любовь к малой родине.

Композиция – Композиция имеет кольцевой тип построения. Состоит из трех условных частей: в первой части лирический герой выражает свои чувства к родной деревне, во второй – описывает желание сельской молодежи обустроиться в городе, в третьей – делится своим личным опытом жизни в столице.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий.

Метафоры – «дороги моих побережий».

Эпитеты – «пылкий», «пыльный», «приезжий».

Инверсия – «люблю я деревню».

Гипербола – «храбрится, едва из пеленок».

История создания

Произведение «Родная деревня» во многом автобиографично. Судьба Николая Рубцова складывалась совсем непросто. Лишившись в раннем детстве обоих родителей, он воспитывался в детском доме в селе Никольское.

Поэт на всю жизнь запомнил небольшую деревушку, расположенную на краю болот и бескрайних лесов. Здесь прошло его послевоенное детство и юность. По признанию поэта, это время было не таким уж сложным, как могло показаться. Напротив, жизнь в детском доме научила его преодолевать жизненные трудности, ставить цели и добиваться их. После окончания школы-семилетки Николай Михайлович покинул родное село, однако навсегда сохранил память о нем.

Так, будучи уже в зрелом возрасте и переосмысливая прожитую жизнь, поэт вернулся в своих воспоминаниях к деревушке, в которой прошли его счастливые детские годы, и в 1970 году написал стихотворение «Родная деревня».

Центральная тема произведения выражена в любви к своей малой родине. Лирический герой возвращается в родную деревню спустя годы уже взрослым, зрелым человеком. Он вспоминает родные тропки, школу, в которой когда-то давно учился.

Автор описывает « пыльного мальчишку », который отчаянно мечтает покинуть село и устремиться навстречу неизведанному в большом городе. В этом мальчишке он видит самого себя много лет назад. Точно также он мечтал вырваться из провинции, полагая, что «настоящая» жизнь возможна только в столице.

Но, реализовав свою мечту, и приехав навестить родные края, он понимает, что самые счастливые его дни прошли именно в небольшой деревушке. Спустя время он осознает всю прелесть незамысловатой сельской жизни, начинает понимать красоту и истинную ценность своей малой родины.

Композиция

Композиция произведения кольцевая, поскольку фраза « Где кончил начальную школу » встречается в первой и последней строфах, замыкая, тем самым, стихотворение в круг. Подобный прием позволяет автору сделать акцент на описываемых им местах и событиях, придать им более глубокий смысл.

Условно произведение можно разделить на три части.

  • В первой части автор признается в любви к своему родному краю, в котором случайный проезжий увидит лишь запущенность и неблагоустроенность.
  • Вторая часть посвящена устремлениям сельской молодежи, которые хотят во что бы то ни стало вырваться из родной деревни и начать новую жизнь в большом городе.
  • В третьей части автор делится уже своим жизненным опытом, согласно которому жизнь в столице далеко не всегда оказывается такой сладкой и заманчивой, как это видится из села.

Произведение написано в литературном жанре элегия, поскольку представляет собой философские размышления лирического героя на тему родины.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий.

Средства выразительности

В стихотворении «Родная деревня» поэт использует крайне небольшой запас средств художественной выразительности. Среди них, все же встречаются метафоры (« дороги моих побережий »), эпитеты (« пылкий», «пыльный», «приезжий »), инверсия (« люблю я деревню »), гипербола (« храбрится, едва из пеленок »).

Анализ стихотворения “родная деревня” Рубцов. По плану

3)мысли и чувства автора

5)художественые средства
Даю 100 баллов

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

ДимаПро228 16.04.2019

Ответ

Об авторе :

Родиной Николая Рубцова является село Емецк. Это небольшое поселение на Севере России. Мальчик родился в семье Рубцова Михаила Андриановича 3 января 1936 года. Прожили в селе еще год и переехали в Няндому. Там отец Николая служил начальником Горпо до 1941 года. Затем отправились в Вологду. Началась война.5- летний Николаша остался с матерью, сестрой и братом дожидаться отца с фронта. Но его следы затерялись, вестей не было. В 1942 умирает мать Коли, за ней сестра. Братьев распределили по детским домам. Так в 6 лет Николай Рубцов стал сиротой.

Стих написан в 1970 году и посвящен малой родине поэта – селу Никольскому, в котором прошло его детство и юность.

Основная тема стихотворения выражена в любви к своей родине. Н.М. Рубцов очень любил свою малую родину и поэтому посвятил стихотворение «Родная деревня» своему селу. В этом стихотворении лирический герой возвращается туда уже повзрослевшим, повидавшим жизнь человеком. Он вспоминает родные дороги, школу. Описывает поэт и «пылкого мальчишку», который торопится покинуть деревню, считая, что настоящая жизнь может быть только в столице. Но ничто не может убить в человеке любовь к его малой родине и спустя годы его начинает тянуть в те родные, провинциальные места. Требуется время, чтобы понять и оценить всю красоту того места, где проходит детство.

Мысли и чувства автора:

Стихотворение «Родная деревня» производит очень теплые впечатления. Любовь к деревне; несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека.

Главная мысль :

«Родная деревня» ещё раз доказывает, что превыше всего ценит Николай Михайлович Рубцов в человеке его привязанность к родине. Это качество является одним из самых важных.

Художественные средства :

В нем использованы разговорная лексика, соединенная с общеупотребительной и эпитет «пылкий».

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий

Композиция имеет кольцевой тип построения.

В стихотворении «Родная деревня» поэт использует крайне небольшой запас средств художественной выразительности. Среди них, все же встречаются метафоры («дороги моих побережий»), эпитеты («пылкий», «пыльный», «приезжий»), инверсия («люблю я деревню»), гипербола («храбрится, едва из пеленок»).

Думаю всё.

  • Комментарии
  • Отметить нарушение

Ответ

Анализ стихотворения “Родная деревня” Стихотворение «Родная деревня» Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу. Бывает, что пылкий мальчишка За гостем проезжим по следу В дорогу тропится слишком: — Я тоже отсюда уеду! Среди удивленных девчонок Храбриться, едва из пелёнок: — Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу… Анализ стихотворения «Родная деревня» . Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области, а вскоре его родители переехали в Тотемский район Вологодской области. Сам он знал о своих родителях очень немногое, рано лишившись их: «Мать умерла. Отец ушёл на фронт… » («Детство») , и с 1942 года Николай воспитывается в детдоме. Ему хорошо запомнилось село Никольское на реке Толшме, что в Тотемском районе, в краю необозримых лесов и болот. Здесь в 1950 году он закончил семилетку, поступил учиться в лесотехнический техникум в Тотьме. Именно этому силу посвящено стихотворение «Родная земля» . Лирический герой возвращается туда уже повзрослевшим, повидавшим жизнь человеком. Он вспоминает родные дороги, школу. Описывает поэт и «пылкого мальчишку» , который торопиться покинуть деревню. Он считает, что настоящая жизнь может быть только в столице. Но ничто не может убить в человеке любовь к его малой родине и спустя годы начинает тянуть в те провинциальные места. Требуется время, чтобы понять и оценить всю красоту того места, где проходит детство. Возможно, что когда-то сам Николай Рубцов столь же страстно мечтал оставить деревню, но жизнь расставила всё на свои места – и теперь для него нет на свете ничего милее Николы. Стихотворение написано простым, понятным языком. Поэт практически не употребляет изобразительно-выразительные средства.

Читайте также:  Анализ стихотворения Тихая моя родина Рубцова

«Родная деревня» ещё раз доказывает, что превыше всего ценит Николай Рубцов в человеке его привязанность к родине. Нельзя не согласиться, что это качество является одним из самых важных. По отношению человека к его родной земле, можно судить о его душе, разуме, сердце. Если мы любим и уважаем свой край, значит прежде всего мы уважаем себя. И как бы плохо нам ни было мир и спокойствие дарует то место, где прошли наши детские годы. Всё самое доброе и светлое станет на защиту нашего душевного уюта

урок по литературе в 5 классе по теме: “: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
план-конспект урока (литература, 5 класс) на тему

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_literature_v_5_klasse.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 5 классе

Тема: «Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

Н. Рубцов «Родная деревня».

– обучение комплексному анализу стихотворения;

– работа над выразительным чтением;

– введение понятия «инверсия»;

– развитие речи учащихся;

– развитие умений работы с лирическим произведением;

– развитие творческих способностей детей;

– привитие любви к родному краю;

– воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: УМК, портрет поэта, репродукции картин – пейзажи средней полосы России художников, фотовыставка, сборники стихов, магнитофон.

I. Начало урока. Задачи урока.

(Звучит «музыка леса»)

Учитель: Сегодня мы продолжим с вами разговор о Родине, родной природе; рассмотрим, какие мысли передают нам поэты, рассказывая о родной природе, месте, где родился и вырос. Эти вопросы должны волновать каждого из нас, потому что Родина – это святое, как мама. И куда бы нас не занесла судьба, мысль о родном «гнезде» всегда будет вспоминаться с любовью. Вот в этом мы должны с вами сегодня убедиться. Сейчас я зачитаю вам отрывки из сочинений уч-ся нашей школы, что для них значит Родина. А теперь посмотрите, узнаете ли вы эти уголки нашей местности.

II.Беседа с уч-ся по домашнему заданию.

Учитель: Ребята, а какие чувства вы испытываете, когда речь идет о Родине.

– Какие мысли передают поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?

– Какие строки понравились, запомнились?

III. Работа над комплексным анализом стихотворением Н. Рубцова «Родная деревня».

«Особенно люблю темы Родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений».

1) Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Родная деревня».

2) План анализа стихотворения:

Вологодский поэт, жил с 1936 по 1971 г., трагически погиб. Человек и природа – основные темы стихотворения.

2. Основная тема стихотворения.

Отношение к тому месту, где ты родился и вырос.

3. Мысли и чувства автора.

Любовь к деревне; несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека.

4. Главная мысль (идея).

Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам.

5. Художественные средства, использованные автором.

Инверсия, прямая речь, эпитет (пылкий мальчик, нейтральная и разговорная лексика – язык стихотворения прост и ясен.

ИНВЕРСИЯ – «перестановка», – изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла.

3) работа над выразительным чтением стихотворения «Родная деревня».

4) прослушивание выразительного чтения над стихотворением одного из уч-ся.

IV. Творческая мастерская.

(звучи музыка, уч-ся рисуют иллюстрации о природе края)

VI. Домашнее задание.

С. 158 (стихотворение наизусть),

анализ с использованием опорной лексики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен в форме составления программы поэтического концерта. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова и презентацией о художнике Левитане.

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов.

Урок литературы 5 класс.

Урок литературы в 5 классе с использованием НРК.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему “Русские поэты 19 века о Родине и родной природе”. Содержит цели и содержание урока. Соответствует УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И Коровина. 3 четв.

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю.

Анализ стихотворения “Родная деревня”

Анализ стихотворения “Родная деревня” Стихотворение “Родная деревня” Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу. Бывает, что пылкий мальчишка За гостем проезжим по следу В дорогу тропится слишком: – Я тоже отсюда уеду! Среди удивленных девчонок Храбриться, едва из пеленок: – Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу. Анализ стихотворения “Родная

Тихая моя родина Неожиданно для себя я открыла поэзию Николая Рубцова, когда смотрела один фильм, – к сожалению, не помню его названия. Но в памяти осталось следующее: девушка читает стихи, держа в руках.

Размышления о творчестве Николая Рубцова Николай Михайлович Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области, расположенном на берегу Северной Двины. Ему было пять лет, когда началась Великая Отечественная война. Н. Рубцов оказался в детском доме села.

Анализ стихотворения Рубцова “Русский огонек” Стихотворение “Русский огонек” Николай Михайлович Рубцов написал после военной службы. Тогда он по-настоящему проникся искренней любовью к Родине, так как сам вырос без родителей, в детском доме. Это стихотворение пропитано.

Любовь к родной деревне в творчестве Рубцова Любовь к родной деревне, ее природе и людям была одним из основных мотивов зрелого творчества Рубцова, хотя он не выпускал из виду всего многообразия современности: В деревне виднее природа и.

О поэзии Н. М. Рубцова Николай Рубцов. Любовь, нежность к своей Родине, маленькой и большой, бесконечная, страстная, – вот, что отличает его: С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую.

Тема Родины в творчестве Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией – непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни.

Жизнь и судьба Николая Рубцова Стукну по карману – не звенит. Стукну по другому – не слыхать. И. Рубцов Что же это за беда такая у нас на Руси – как талантливый человек, так обязательно.

Творчество Миколая Рубцова Из воспоминаний Станислава Кунаева: “С Тверского бульвара в низкое окно врывались людские голоса, лязганье троллейбусных дуг, шум проносящихся к Никитским воротам машин. В Литинституте шли приемные экзамены, и все абитуриенты.

Рецензия на сборник стихотворений За свою недолгую – в тридцать пять лет – жизнь Николай Рубцов успел оставить заметный след в душе читателя как поэт, влюбленный в свою Отчизну, и гражданин. С появлением его.

Нерасторжимая связь человека с природой и родиной в стихотворениях Н. Рубцова Поэты, умеющие особенно чутко замечать изменения окружающего мира, часто возвращаются в своих произведениях к природе собственного детства. Именно в эту пору леса и реки, луга и поля наполнены самыми яркими.

Мотивы русской деревни в современной литературе Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая, Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов Поэт Николай Рубцов одним из первых в современной литературе поддержал традицию русских классиков: Пушкина.

Поэтический мир Н. М. Рубцова Тридцать с небольшим лет прошло после гибели Николая Рубцова. Теперь четко выявились свойства, присущие всем крупнейшим русским поэтам: известность его неизменно возрастает, круг ценителей поэзии расширяется. Четыре сборника стихотворений успел.

Минорные чувства в поэзии Рубцова В стихах, перепечатываемых из предыдущих сборников в последующие, Рубцов делает поправки, усиливающие минорные чувства. Интересна и показательна такая поправка в стихотворении “Отплытие”. В сборнике “Душа хранит” конец второй строфы этого.

Тема Родины как одна из главных в поэзии Рубцова В марте 1955 года он приезжает в Вологду и разыскивает здесь отца. Как Проходила первая встреча с отцом, Рубцов никому не рассказывал. Он вообще Мало рассказывал о своей жизни. Не.

Светлый поэт России назвал – Рубцов Поэзия Николая Рубцова сжимает сердце какой-то пронизывающей ее щемящей нотой, побудившей В. Дементьева употребить слово “предвечернее”. Мне кажется, можно говорить о большем: о той неутолимой и неодолимо терпкой печали, что.

Читая стихотворения Н. М. Рубцова “(1) Все свои стихотворения Николай Рубцов посвящал России – единственной матери, которую он знал, потому что был воспитанником детского дома. Его поэзия проникнута глубоким лиризмом и вызывает чувство светлой грусти. Рубцов.

Сочинение анализ поэзии Н. М. Рубцова Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. “Из души живые звуки в стройный просятся мотив”, – писал поэт в.

Эмоциональный характер лирики Николая Рубцова Для тихой лирики характерен мотив возвращения к истокам, незамутненным истокам человеческого бытия: во-первых, к природе как истоку жизни всего человечества, во-вторых, к детству как истоку жизни конкретного человека. Зачинатель тихой.

Читая стихотворения Н. М. Рубцова (2) Во второй половине 60-х годов XX столетия общее внимание читателей стала привлекать лирика Николая Рубцова, хотя его поэтическая деятельность началась значительно раньше. В его поэзии выразилось обострившееся в те годы.

Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения “Родная деревня”

«Родная деревня» анализ стихотворения Рубцова по плану кратко – метафоры, средства выразительности, история создания, эпитеты

Центральной темой в поэзии Николая Михайловича Рубцова является его любовь к малой родине. Не стало исключением и стихотворение «Родная деревня», в котором поэт делится своими воспоминаниями о родных местах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родная деревня» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1970 году и посвящен малой родине поэта – селу Никольскому, в котором прошло его детство и юность.

Тема стихотворения – Любовь к малой родине.

Композиция – Композиция имеет кольцевой тип построения. Состоит из трех условных частей: в первой части лирический герой выражает свои чувства к родной деревне, во второй – описывает желание сельской молодежи обустроиться в городе, в третьей – делится своим личным опытом жизни в столице.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий.

Метафоры – «дороги моих побережий».

Эпитеты – «пылкий», «пыльный», «приезжий».

Инверсия – «люблю я деревню».

Гипербола – «храбрится, едва из пеленок».

История создания

Произведение «Родная деревня» во многом автобиографично. Судьба Николая Рубцова складывалась совсем непросто. Лишившись в раннем детстве обоих родителей, он воспитывался в детском доме в селе Никольское.

Поэт на всю жизнь запомнил небольшую деревушку, расположенную на краю болот и бескрайних лесов. Здесь прошло его послевоенное детство и юность. По признанию поэта, это время было не таким уж сложным, как могло показаться. Напротив, жизнь в детском доме научила его преодолевать жизненные трудности, ставить цели и добиваться их. После окончания школы-семилетки Николай Михайлович покинул родное село, однако навсегда сохранил память о нем.

Так, будучи уже в зрелом возрасте и переосмысливая прожитую жизнь, поэт вернулся в своих воспоминаниях к деревушке, в которой прошли его счастливые детские годы, и в 1970 году написал стихотворение «Родная деревня».

Центральная тема произведения выражена в любви к своей малой родине. Лирический герой возвращается в родную деревню спустя годы уже взрослым, зрелым человеком. Он вспоминает родные тропки, школу, в которой когда-то давно учился.

Автор описывает «пыльного мальчишку», который отчаянно мечтает покинуть село и устремиться навстречу неизведанному в большом городе. В этом мальчишке он видит самого себя много лет назад. Точно также он мечтал вырваться из провинции, полагая, что «настоящая» жизнь возможна только в столице.

Но, реализовав свою мечту, и приехав навестить родные края, он понимает, что самые счастливые его дни прошли именно в небольшой деревушке. Спустя время он осознает всю прелесть незамысловатой сельской жизни, начинает понимать красоту и истинную ценность своей малой родины.

Композиция

Композиция произведения кольцевая, поскольку фраза «Где кончил начальную школу» встречается в первой и последней строфах, замыкая, тем самым, стихотворение в круг. Подобный прием позволяет автору сделать акцент на описываемых им местах и событиях, придать им более глубокий смысл.

Условно произведение можно разделить на три части.

  • В первой части автор признается в любви к своему родному краю, в котором случайный проезжий увидит лишь запущенность и неблагоустроенность.
  • Вторая часть посвящена устремлениям сельской молодежи, которые хотят во что бы то ни стало вырваться из родной деревни и начать новую жизнь в большом городе.
  • В третьей части автор делится уже своим жизненным опытом, согласно которому жизнь в столице далеко не всегда оказывается такой сладкой и заманчивой, как это видится из села.

Произведение написано в литературном жанре элегия, поскольку представляет собой философские размышления лирического героя на тему родины.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий.

Средства выразительности

В стихотворении «Родная деревня» поэт использует крайне небольшой запас средств художественной выразительности. Среди них, все же встречаются метафоры («дороги моих побережий»), эпитеты («пылкий», «пыльный», «приезжий»), инверсия («люблю я деревню»), гипербола («храбрится, едва из пеленок»).

«Родная деревня»: мотивы ностальгии по детству и юности в творчестве Рубцова

Меню статьи:

Уже название произведения Николая Рубцова – с первого слова – приоткрывает завесу над смыслами, которые писатель заложил в ядро своего текста. «Родная деревня». О чем может рассказывать этот стих? Вероятно, о родных краях, о родине. Но что такое родина? С одной стороны, это страна или город, где мы родились. Но с другой стороны, это место, вобравшее в себя наше детство и молодость. Что ж, на этих смыслах мы и остановимся в нашем анализе произведения Рубцова.

Кое-что из биографии Рубцова

Конечно, отсылка к ностальгии о детстве, к родным краям означает, что стих, в определенной степени, автобиографический. Биография писателя – непростая и тернистая, что всегда отличает – так или иначе – жизненный и творческий путь людей искусства. Сложности преследовали Рубцова с самого детства.

Например, Николай рано лишился родительского тепла, рос в детском доме в селе Никольском. Время проходит, и люди, как правило, переосмысливают даже самые тяжкие годы, возвращаясь туда воспоминаниями. На первый взгляд, детство писателя кажется грустным и страшным, однако сам Рубцов позже скажет, что это не так.

Стих рассказывает именно о послевоенном детстве Николая, подарившем будущему писателю недюжинную духовную силу. Эта сила, в результате, помогла Рубцову преодолеть множество жизненных трудностей на пути к достижению задуманных целей.

К 1964 году Николая Михайловича уже знают как успешного и состоявшегося поэта. Однако Рубцов никогда не забывал, что именно годам, проведенным в интернате, обязан любовью к литературе. Этому периоду жизни писатель и посвящает «Родную деревню». Рубцов родился в Емецке, потом жил в Няндоме. И после этого судьба занесла будущего поэта в Никольское, где Рубцов и ощутил это потерянное в путешествиях чувство родины, дома. Деревню писатель, любя, называет «Никола»:

Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу.

Образ Никольского в произведении Рубцова

Не секрет, что невзрачные, но дорогие сердцу места, нам кажутся самыми прекрасными. Так и с «Родной деревней», где автор описывает края – непримечательные, пожалуй, неуютные и давно забытые Богом. Здесь – разбитые дороги, заброшенность и неприспособленность к жизни. Однако именно это место для писателя родное и милое душе, здесь находится начальная школа, куда Рубцов то и дело возвращается – мыслями и сердцем. Что читатель замечает в этом стихе? Восхищение, нежность и, может быть, грусть. В детстве, находясь в интернате, Николай мечтает уехать из Никольского. Но какой же это, собственно, грех, если это обычная мысль каждого ребенка, живущего в интернате.

Значительную долю в ностальгической лирике Рубцова занимают воспоминания о жизни в интернате. Например, о том, как порой в школу наведывались гости и дети, провожая этих редких путешественников, думали, что вырастут и тоже уедут из деревни – вслед за гостями, в крупные города, в столицу. Столица – мечта сирот, потому что именно там сконцентрированы все мечты. Провинция же ничего не обещает. Жизнь, в которой нет Никольского, – уже мечта. Именно так думают дети – в юные, «розовые» своей наивностью годы. Впрочем, в этот период никто из воспитанником школы еще не ведает, как сложится будущее.

Пройдет время, и окажется, что из всех воспитанников лишь немногим удалось действительно вырваться «на свободу» – выехать из деревни в город. Рубцов – один из тех, кому посчастливилось обрести городскую жизнь. Впрочем, именно город и помог Николаю осознать, насколько беззаботным было детство, годы, проведенные в интернате. Но писатель понимает: вероятно, такие же мысли и чувства преследует и других выпускников никольской школы. Возможно, это рок всех взрослых людей – ощущать тоску по радужному детству. Где остаются, оседают наши молодые годы? В памяти, в воспоминаниях, во вкусе еды и снах. Сны – это мечты о прошлом, а вкус еды теперь отдает горечью – того, что нельзя вернуть и повторить:

Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
– Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться.

Из истории создания «Родной деревни»

Итак, из каких источников писатель черпал свое вдохновение, мы уже выяснили. Однако следует сказать, что Николай Михайлович пишет «Родную деревню» в 1970 году. Через год Рубцова настигнет смерть, а значит – этот факт делает произведение особенно ценным, ведь стих, по сути, оказывается своеобразной чертой, подводящей итоги жизни и деятельности писателя.

Что такое Никольское? Это не просто малая родина поэта. Здесь, вокруг маленькой, обветшалой деревушки, писатель видит бескрайние леса и плоские болота. Природа влияет на творческих людей незаметно, исподтишка, оставляя, между тем, неизгладимые следы – навечно. Никольское – свидетель послевоенного детства и юности Рубцова. Юному Николаю удалось извлечь много жизненных уроков, прежде чем Рубцов покинул интернат. А случилось это через 7 классов школы. 7 классов – 7 лет, но память об этих годах сохранится у Рубцова на всю жизнь. 1970 год – это время сбора плодов и камней, час переосмысления прожитых лет. И то, куда устремляются мысли человека накануне смерти, безусловно, говорят о том, где этот человек был счастлив.

Тема стиха, или о чем написана «Родная деревня»

Прежде всего, тема анализируемого стиха касается ностальгии по местам памяти, родным краям, наконец, по малой родине. Когда человек молод, кажется естественным иметь горячий и порывистый характер, толкающий на наивные и необдуманные решения. Таким было, например, решение писателя спешно покинуть Никольское. Однако мыслями и душой Рубцов остался в деревне, в месте, которого по-настоящему любил. Об этом Николай Михайлович и пишет в «Родной деревне».

Уехав из Никольского («Николы») еще совсем юношей, герой произведения возвращается туда, повзрослев и остыв. Зрелость заставляет автора переосмыслить отношение к деревне, вернувшись памятью в годы учебы, школьного товарищества, сельской жизни, в мир понятных троп и любимой природы:

Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
– Я тоже отсюда уеду.

Перед глазами читателями предстает образ «пыльного мальчишки», мечтающего – отчаянно и яро – уехать из Никольского, встретиться лицом к лицу с заветным большим городом. Именно так видит себя автор – того мальчика, учащегося в школе-интернате. Тот мальчик из прошлого уверен – по-настоящему жить можно только в городе, в столице. Но вырвавшись из провинции, уже взрослый писатель понимает, что скучает по старым временам в Никольском. Навещая родную деревню, Рубцов приходит к выводу, что самый счастливый период жизни прошел здесь, в глухой провинции, не знающей проблем и суеты больших городов. Сельская жизнь – простая, незамысловатая, не обещающая славы и богатства, не кружащая головы юных людей – дарит спокойствие и душевную чистоту, учит ценить красоту простых и вечных вещей.

Идеи, спрятанные в рубцовской лирике

С темой мы разобрались. Однако осталась еще идея. Мысль, около которой разворачивается это лирическое повествование, раскрывается в последних строчках произведения:

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…

Рубцов говорит читателю: стоит вкусить столичные благополучие и комфорт, увидеть то, что предлагают заграничные страны, и тогда человек оценит настоящие вещи, то, что не купишь за деньги. Это ощущение родной атмосферы, дома.

Стилистические и композиционные особенности произведения

Среди художественных средств, которые Рубцов использует, «конструируя» тело своего стиха, стоит упомянуть следующие:

  • автор пользуется инверсией, что заметно в строчке «Люблю я деревню Николу»
  • кроме того, специфика стиха состоит также в использовании прямой речи (как в строке «Я тоже отсюда уеду!»);
  • конечно, читатель найдет в произведении классические эпитеты («пылкий мальчишка»);
  • чтобы оживить стих, писатель применяет разговорную лексику, делает язык максимально простым, ясным;
  • в произведении порой видны гиперболы («Храбрится, едва из пеленок…»);
  • наконец, в «Родной деревне» используются в том числе метафоры («дороги моих побережий).

Для стиха характерно грустное, ностальгическое настроение, нежность по отношению к местам, где прошло детство поэта, выражение любви к малой родине писателя. Произведение удивляет присущей темпу повествования динамикой. Этот эффект достигается за счет использования трехстопного амфибрахия. Особенности средств художественной выразительности, которые выбирает автор, связаны с вложением в «Родную деревню» глубокого нравственного смысла.

В чем, собственно, «мораль сей басни»? Во-первых, взрослый человек осознает наивность детства, ошибочность желания вырваться из гнезда. Во-вторых, человеческие амбиции, конечно, сильны, однако ум, сердце и душа тянутся – в итоге – к чему-то настоящему, а не иллюзорному. Именно по умению, по способности уважать и ценить эти настоящие вещи (а родные края, пусть даже глухие и ветхие, – безусловно, одна из таких вещей) оценивается уровень нравственности человека. Да, в местах, где мы выросли, не обязательно царило счастье, однако детство – в сравнении со взрослой жизнью – все равно беззаботное и чистое. Поэтому человека тянет на родину: там спокойно, светло, там проходит печаль.

Города – это подарок цивилизации, место комфорта и массы возможностей. Здесь реализуются способности, здесь происходит становление и взросление человека. Однако душевного покоя в городах нет. Именно душевный покой мира детства и ищет автор нашего стиха.Что касается композиции произведения, то стих отличается кольцевой структурой: автор начинает стихотворение с фразы, которой произведение и заканчивается.

Кольцевая композиция помогает писателю расставить акценты на определенных точках: это место, где происходят события, и которому, соответственно, посвящено произведение. Таким образом, все средства выразительности выбираются Рубцовым не случайно, а с целью передать глубину смысла этого текста. Кроме того, помогает реализовать поставленную задачу и жанр элегии, сам по себе наталкивающий читателя на философские настроения.

Структурно здесь выделяются три условные части:

  • первая часть, где герой описывает чувства к родным краям, к селу детства; для случайного гостя Никольского – это просто глухомань, забытое и заброшенное место, однако для того, кто здесь вырос, Никола – объект искренней и беззаветной любви;
  • второй раздел, в котором автором высказывается жгучее желание улететь из этого мирного гнезда – умчаться навстречу шумному городу, бурной столичной жизни; в этой части читатель находит типичные размышления сельских молодых людей, которые мечтают и грезят о столичной жизни;
  • наконец, третья часть – это выводы взрослого человека, вновь оказавшегося на малой родине, выводы героя, который щедро рассказывает от своем опыте читателю, о том, что хорошего и плохого в столичной жизни, что дает город и чего там не отыскать вовек; писатель говорит – между строк – о том, что столица, безусловно, манит, однако и обманывает, ведь кажется иной с точки зрения наивного и зеленого юноши или девушки из деревни.

Ссылка на основную публикацию