Анализ стихотворения Тихая моя родина Рубцова

Анализ стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина»

В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.

Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова, мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.

Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи:

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Лирический герой с грустью замечает:

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

А там, где когда-то, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, – «тишина теперь и болотина».

Герою очень важно, чтобы его «тихая» родина знала, что он «ничего не забыл»: «Тихая моя родина, Я ничего не забыл…» Родина для него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством (а забыть – значит предать) он не может.

Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда упоминает деталь, без которой трудно представить себе православную Россию, – деревенскую церквушку:

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зеленым просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного:

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

И тотчас по-мальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака! Даже запахи здесь – свои, родные. На родине поэта так сладко пахнет «медом, зерном и сметаною», и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного города. Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки.

И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким признанием:

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – «гром», придавая ему эмоциональный заряд. Эмоциональный накал удваивается: этот гром «готов упасть».

С родиной у лирического героя – «самая жгучая, самая смертная связь». Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – «самая смертная».

Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. И все-таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей «тихой родиной»:

– Где же могила, не видели?
Поле до края небес!
Тихо ответили жители:
– Каждому памятник – крест.

Поэт понимает, насколько это важно – сохранить связь времен, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.

Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова

Николай Михайлович Рубцов известен, прежде всего, своими лирическими произведениями, воспевающими красоту природы. Одной из известных работ поэта является стихотворение «Тихая моя родина», каждое слово которого пропитано любовью к малой родине. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тихая моя родина» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1964 году, после поездки поэта в небольшой городок Няндомы, в котором прошло его детство. Стих посвящен русскому писателю В. Белову.

Тема стихотворения – Любовь к малой родине.

Композиция – Композиция простая, состоит из двух частей. В первой части автор предается воспоминаниям детства, во второй – указывает на неразрывную связь с малой родиной.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «тихая моя родина».

Эпитеты – «тихая», «жгучая», «веселая».

Олицетворения – «речка будет бежать и бежать».

Сравнения – «словно ворона веселая».

Краткий анализ

Николай Михайлович написал стихотворение в 1964 году, под впечатлением от поездки в Няндомы. В маленьком северном городке прошло раннее детство поэта, прожившего здесь с семьей до 6 лет.

Возвращение на малую родину оказало сильное влияние на Рубцова. Его чувства были весьма противоречивы: с одной стороны – светлые воспоминания безмятежного детства, с другой – легкая грусть от того, что за прожитые годы здесь все изменилось.

Однако это не помешало поэту ощутить сильную связь с дорогим сердцу местом. Переполняющие его эмоции он вылил на бумагу, написав стихотворение «Тихая моя родина». Рубцов посвятил его известному русскому писателю В. Белову, родиной которого также была средняя полоса России.

Центральная тема произведения – неразрывная связь лирического героя с родными местами. По сути, данное стихотворение является признанием в любви к малой родине, где прошли счастливые детские годы автора.

Вернувшись на родину, он ищет знакомые места, но за годы разлуки многое изменилось: зарос купол церкви, вырыт новый канал, погост расположен на другом берегу реки. Это навевает легкую грусть, однако не мешает лирическому герою испытать радость от встречи с родным краем.

Параллельно с любовью к малой родине в произведении раскрывается тема сыновьей любви. В родных местах похоронена мать лирического героя, и первым делом он стремится найти ее могилу.

Во время прогулки по родным местам, автор впитывает дорогие его сердцу пейзажи, которые навсегда останутся в его душе. В финале произведения он признается в любви к родине, ощущая с ней « самую жгучую, самую смертную связь ».

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью. Условно стихотворение можно разделить на две части.

  • Первая часть посвящена воспоминаниями поэта. В каждой строчке он делится с читателями своими счастливыми мгновениями детства.
  • Во второй части автор дает понять, что даже по прошествии многих лет его связь с малой родиной не утрачена.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, поскольку автор с любовью описывает места своего счастливого детства.

Плавность и размеренность стихотворению придает трехстопный дактиль – трехсложный стихотворный размер, в котором ударение делается на первом слоге.

Средства выразительности

Для описания родных мест автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры (« тихая моя родина »), эпитеты (« тихая», «жгучая», «веселая »), олицетворения (« речка будет бежать и бежать »), сравнения (« словно ворона веселая »).

Анализ стихотворения Рубцова «Тихая моя родина»

Каждый человек непременно возвращается туда, где он родился, и где прошли его детские годы. Встреча с прошлым почти всегда окрашена легкой грустью, ведь в этом мире, таким знакомом и родном, для человека уже нет места — его заняли другие мальчишки и девчонки. Подобные чувства испытал и Николай Рубцов, когда в 1964 году побывал в Няндоме — небольшом северном городке, где прошли первые 6 лет его жизни.

Встреча с малой родиной стала для поэта настоящим откровением, ведь он даже не мог предположить, что в душе поднимется теплая волна любви и

Прогулка по знакомым улицам вернула Рубцова в далекое довоенное прошлое, когда все казалось простым и понятным. Но настала война, и вскоре местный погост пополнился свежей могилой матери поэта. Однако найти старое кладбище Рубцов не смог, так как в родной Няндоме многое изменилось.

Так, погост оказался на другой стороне реки, так как «между речными изгибами вырыли люди канал». В тоже время излюбленное место купания будущего поэта полностью затянулось тиной. Тем

Читайте также:  Анализ стихотворения Звезда полей Рубцов 6 класс

На прежнем месте осталась школа, в которую Рубцов так и не успел пойти. Она все так же окружена свежевыкрашенным забором, на котором в детстве так любил сидеть автор. Он не смог отказать себе в удовольствии вновь присесть на него и внимательно оглядеть «зеленый простор», которым когда-то любовался, не думая о том, что время так скоротечно.

Свою жизнь, полную взлетов и падений, поэт сравнивает с рекой, которая провожает его тихим журчанием. Пройдут годы, и другие мальчишки с таким же упоением будут рыбачить на ее берегах и купаться в ее прозрачных водах. Самому же автору остается лишь вспоминать с ностальгией это счастливое время и по-доброму завидовать тем, кому еще предстоит пройти путь от детства к юности. Прожив много лет в крупном городе, Рубцов не отказывается от своей малой родины.

Наоборот, он с любовью вглядывается в знакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб. Сквозь новые краски проступают едва уловимые черты прошлого. И чем больше они кажутся знакомыми и близкими, тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» с этим забытым Богом уголком, таким родным, любимым и близким, но, в то же время, уже ставшим чужим.

Дайджест:

Анализ стихотворения: Тихая моя родина Н. Рубцов — стихотворение «Тихая моя родина!» В этом стихотворении лирический герой возвращается на свою родину, в край, где он не был много лет. Все ему здесь близко и знакомо. .

Моя тихая родина Моей тихой родиной является старинный город Рязань. Покидая Рязанский кремль, находится Трубежная набережная, с нее можно спуститься по лестнице к пристани и прокатиться на катере по Трубежу и Оке. Трубежную. .

Анализ стихотворения «Березы» Рубцова Н. М «Березы» Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза. .

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «Березы» Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над. .

Анализ стихотворения Рубцова «Березы» Береза — исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным. .

Анализ стихотворения Рубцова «По вечерам» Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями. .

Анализ стихотворения Рубцова «Родная деревня» Судьба поэта Николая Рубцова складывалась непросто. В детстве он остался без родителей и был направлен в детский дом, который располагался в селе Никольское. Спустя много лет он вернулся в своих. .

Анализ стихотворения Рубцова «Посвящение другу» Свою последнюю осень поэт Николай Рубцов провел на Алтае, где, по воспоминаниям друзей, очень много и плодотворно работал. Поэт словно бы хотел успеть написать как можно больше стихов, так как. .

Анализ стихотворения Рубцова «Во время грозы» Рубцов — несомненно, один из лучших советских поэтов-пейзажистов. Среди многочисленных стихотворений Николая Михайловича, посвященных великолепию среднерусской природы, — «Во время грозы». Произведение избавлено от предисловий. Оно начинается столь же неожиданно. .

Анализ стихотворения Рубцова «Детство» Главная тема стихотворения «Детство» Рубцова заявлена уже в заглавии. В произведении поэт делится с читателями фактами своей биографии. В первой же строке заключена большая трагедия — мать умерла. Далее следует. .

Анализ стихотворения Рубцова «До конца» Не секрет, что многие поэты наделены даром предвидения, и могут с удивительной точностью предсказать собственную судьбу. Николай Рубцов — из их числа, так как он знал, что умрет «в крещенские. .

Анализ стихотворения Рубцова «Звезда полей» Звездное небо у большинства людей ассоциируется с чем-то недосягаемым, возвышенным и даже божественным. Кто-то восхищается небесными светилами, на других они наводят мистический ужас из-за того, что постичь их суть невозможно. .

Анализ стихотворения Рубцова «Букет» В середине 1950-х годов Рубцов приехал к своему родному брату Альберту, жившему тогда в поселке Приютино Ленинградской области. Там поэт познакомился с Таей Смирновой, ставшей впоследствии его музой. Спустя короткое. .

Анализ стихотворения Рубцова «Привет, Россия» Судьба распорядилась так, что детдомовец Николай Рубцов попал служить на Северный флот, и провел 4 долгих года на эсминце «Острый». Возвращение из армии совпало не только с 24-летием поэта, но. .

Анализ стихотворения Рубцова «Журавли» Русская поэзия весьма символична, что связано, в первую очередь, с народными приметами, преданиями и легендами, которые красной нитью проходят через творчество большинства автором. Среди них — Пушкин и Лермонтов, Некрасов. .

Анализ стихотворения Рубцова «Встреча» Николая Рубцова по праву считают поэтом русского Севера, так как он не только родился и вырос в Архангельской области, но и постоянно возвращался на свою малую родину, которая давая ему. .

Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова Н. М «Звезда полей» Стихотворение «Звезда полей» — одно из самых известных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая. .

Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек» Не секрет, что «хрущевская оттепель», длившаяся всего несколько лет, подарила многим жителям СССР надежду на более радостное будущее. Культ личности Сталина был развенчан, однако до демократии в стране было еще. .

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «Звезда полей» Стихотворение «Звезда полей» — одно из самых извест­ных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Воло­годчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту. .

Анализ стихотворения Рубцова «О московском кремле» В 1968 году Рубцов написал стихотворение «О Московском Кремле», которое по ряду признаков напоминает оду. В произведении поэт отдает дань уважения месту, сыгравшему важную роль в судьбе русского народа. Сейчас. .

Анализ стихотворения Рубцова «В минуты музыки печальной…» Стихотворение «В минуты музыки» относится к любовно-философской лирике. Его композиция — это ход от частного к общечеловеческому. Сначала Рубцов рассказывает читателям о расставании с дорогой сердцу женщиной. Тяжелое душевное состояние. .

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «В минуты музыки» Для мировоззрения Н. М. Рубцова характерен элегический взгляд на мир, восприятие окружающей действительности че­рез призму музыки. В стихотворении «В минуты музыки» это печальный плач скрипок, который гармонично сливается с ос­тальными. .

Анализ стихотворения Рубцова «Добрый Филя» «Добрый Филя» — стихотворение, относящееся к ранней поэзии Рубцова. Лирический герой его рассказывает о небольшом хуторке, затерявшемся где-то среди лесных тропинок и навсегда врезавшемся в память. В этом месте —. .

Анализ стихотворения Дельвига «Тихая жизнь» В числе друзей-лециистов Александра Пушкина было много по-настоящему талантливых людей. Среди них особое место занимал Антон Дельвиг, который учился весьма посредственно, но при этом обладал несомненным литературным дарованием. За несколько. .

Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» Стихотворение «Звезда полей» создается в поздний период творчества поэта. Николай Рубцов много объехал земель и много видел, но для него не было ничего родней и ближе, чем северная, скудная на. .

Анализ стихотворения Рубцова «В горнице» «В горнице» — самое известное стихотворение Рубцова, ставшее его визитной карточкой. Не в последнюю очередь популярности способствовало то, что текст положен на музыку. Более того — нередко происходит путаница. Песню. .

На тему: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА Николай Рубцов был одним из самых значительных или даже самым значительным лирическим поэтом своего времени. В его стихах нет и тона искусственности, фальши, надуманности. Лирике Николая Рубцова присуща единственная в. .

Анализ стихотворения Рубцова «Видения на холме» «Видения на холме» — одно из многих стихотворений Рубцова, посвященных теме родины. По словам Кожинова, исследователя творчества поэта, в его лирике всегда важна первая строка, похожая на камертон, который задает. .

Анализ стихотворения Рубцова «Старый конь» Трудная судьба автора связана с Вологодчиной: там прошло детдомовское детство, туда он возвращался, чтобы навестить свою семью. Отголоски «старинной русской самобытности», навсегда оставшиеся в памяти Рубцова, тоже имеют вологодские корни. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Привет Россия Рубцова краткий

Анализ стихотворения «Русский огонек» Рубцова Н. М «Русский огонек» Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в стихотворении «Русский огонек» . Лирический герой поэта — путник и странник, путешествующий по России, затерянный во времени и пространстве. Он заходит в. .

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «Русский огонек» Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в стихотворении «Русский огонек» . Лирический герой поэта — путник и странник, путешествующий по России, за­терянный во времени и пространстве. Он заходит в дома незнакомых. .

Анализ стихотворения Рубцова «Утро» Значительная часть детства и юности Рубцова прошла в селе Никольское Вологодской области. Годы, проведенные в окружении среднерусской природы, оказали огромное влияние на последующее творчество поэта. Кроме того, значительное место в. .

Анализ стихотворения Рубцова «Зеленые цветы» Летом 1967 года Рубцов отдыхал в гостях у своего доброго друга Сергея Чухина в деревне Погорелово Вологодской области, где сохранились остатки непременных атрибутов барской жизни — дома, пруда, сада. Окружающая. .

Анализ поэзии Н. М. Рубцова Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», — писал поэт в. .

Анализ стихотворения Баратынского «Родина» Жизнь Евгения Баратынского сложилась довольно трагически. Совершив в юности серьезный проступок, он был лишен возможности получить приличное образование и престижное место службы. Молодому человеку дозволялось лишь сделать скромную военную карьеру. .

Анализ стихотворения Рубцова «Далекое» Творческое наследие Рубцова неотделимо от Вологодчины, где он провел значительную часть детских и юношеских лет. Не раз в своих стихотворениях затрагивал поэт тему малой родины, много и проникновенно писал о. .

Анализ стихотворения «Душа хранит» Рубцова Н. М «Душа хранит» Лирическому герою Н. М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит». .

Анализ стихотворения Рубцова «Улетели листья» Лирика Рубцова — это главным образом внимание к природе и человеческой душе. Советский поэт следовал традициям, заложенным классическими русскими авторами. В стихотворении «Я переписывать не стану…», он называл своей ключевой. .

Анализ стихотворения Рубцова «Листья осенние» Пейзажная лирика занимает значительное место в наследии Рубцова. По мнению литературоведов, его индивидуальная творческая манера формировалась под влиянием произведений признанных мастеров описаний природы — Майкова, Фета, Есенина, Тютчева. При этом. .

Анализ стихотворения Рубцова «В осеннем лесу» На протяжении всего творческого пути Рубцов особое внимание уделял пейзажной лирике, которая испытала на себе влияние великих русских поэтов — Тютчева, Майкова, Есенина, Фета. Предпочтение Николай Михайлович явно отдавал осенней. .

«Тихая моя родина» анализ стихотворения Рубцова по плану кратко – тема, идея, жанр

Николай Михайлович Рубцов известен, прежде всего, своими лирическими произведениями, воспевающими красоту природы. Одной из известных работ поэта является стихотворение «Тихая моя родина», каждое слово которого пропитано любовью к малой родине. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тихая моя родина» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1964 году, после поездки поэта в небольшой городок Няндомы, в котором прошло его детство. Стих посвящен русскому писателю В. Белову.

Тема стихотворения – Любовь к малой родине.

Композиция – Композиция простая, состоит из двух частей. В первой части автор предается воспоминаниям детства, во второй – указывает на неразрывную связь с малой родиной.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «тихая моя родина».

Эпитеты – «тихая», «жгучая», «веселая».

Олицетворения – «речка будет бежать и бежать».

Сравнения – «словно ворона веселая».

Краткий анализ

Николай Михайлович написал стихотворение в 1964 году, под впечатлением от поездки в Няндомы. В маленьком северном городке прошло раннее детство поэта, прожившего здесь с семьей до 6 лет.

Возвращение на малую родину оказало сильное влияние на Рубцова. Его чувства были весьма противоречивы: с одной стороны – светлые воспоминания безмятежного детства, с другой – легкая грусть от того, что за прожитые годы здесь все изменилось.

Однако это не помешало поэту ощутить сильную связь с дорогим сердцу местом. Переполняющие его эмоции он вылил на бумагу, написав стихотворение «Тихая моя родина». Рубцов посвятил его известному русскому писателю В. Белову, родиной которого также была средняя полоса России.

Центральная тема произведения – неразрывная связь лирического героя с родными местами. По сути, данное стихотворение является признанием в любви к малой родине, где прошли счастливые детские годы автора.

Вернувшись на родину, он ищет знакомые места, но за годы разлуки многое изменилось: зарос купол церкви, вырыт новый канал, погост расположен на другом берегу реки. Это навевает легкую грусть, однако не мешает лирическому герою испытать радость от встречи с родным краем.

Параллельно с любовью к малой родине в произведении раскрывается тема сыновьей любви. В родных местах похоронена мать лирического героя, и первым делом он стремится найти ее могилу.

Во время прогулки по родным местам, автор впитывает дорогие его сердцу пейзажи, которые навсегда останутся в его душе. В финале произведения он признается в любви к родине, ощущая с ней «самую жгучую, самую смертную связь».

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью. Условно стихотворение можно разделить на две части.

  • Первая часть посвящена воспоминаниями поэта. В каждой строчке он делится с читателями своими счастливыми мгновениями детства.
  • Во второй части автор дает понять, что даже по прошествии многих лет его связь с малой родиной не утрачена.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, поскольку автор с любовью описывает места своего счастливого детства.

Плавность и размеренность стихотворению придает трехстопный дактиль – трехсложный стихотворный размер, в котором ударение делается на первом слоге.

Средства выразительности

Для описания родных мест автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («тихая моя родина»), эпитеты («тихая», «жгучая», «веселая»), олицетворения («речка будет бежать и бежать»), сравнения («словно ворона веселая»).

Н. Рубцов “Тихая моя родина” .
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Конспект урока. Анализ стихотворения “Тихая моя родина”

Скачать:

ВложениеРазмер
rubtsov.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения).7класс,1час.

Оформление доски: вывешены репродукции картин И.Левитана «Март», «Вечный покой», рисунки учащихся,созданные на стихотворение Н.Рубцова, выписаны три слова «Родина», «Отечество», «родина».

Цели и задачи урока: 1. Работа над стихотворением Н.Рубцова « Тихая Моя Родина».

2. Учить анализу литературного произведения малой формы с элементами лингвистического разбора.

З. Способствовать развитию монологической и диалогической речи; развитию памяти, воображения.

4. Воспитывать чувства любви и уважения к своей родине.

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа,пересказ (сжатый)учащегося по заданной теме, выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения, словарная работа с текстом художественного произведения (методы деятельности-репродуктивный, частично-поисковый).

Учащиеся прослушивают куплет из песни М.Матусовского « С чего начинается Родина?».

По словарю определяется лексическое значение слова «Родина»: 1.Родина-страна, в которой человек родился и гражданином которой он является (синоним «Отечество»).2.Место, где человек родился, где живут его родные и близкие (малая родина).

Учитель: Наша Родина-Россия. Малая родина-Кобралово. Наш разговор сегодня о малой родине. Что по мнению автора песни, которую вы прслушали, является родиной?

(Варианты записей в тетради: школа, мать, верные товарищи, березка в поле,весенняя запевка скворца, проселочная дорога без конца и т.д.)

Учащиеся получили домашнее задание на урок:

1. Прочитать стихотворение Н.Рубцова « Тихая моя родина».

2 .Зарисовать картину родины, «нарисованную поэтом».

Перед уроком рисунки развешиваются на доске.

Учитель читает стихотворение. Обращает внимание на эпитет в названии «тихая», просит подобрать синонимы.Получается следующий ряд: « тихая – безмолвная, беззвучная, бесшумная; смысловые синонимы: скромная, простая.

Учитель: Название стихотворения переходит в первую строчку стихотворения. Эта же строка становится восклицательным предложением. Почему? Наверное, потому, что здесь прошло детство, и для поэта лучше места нет!

Биографический факт (домашнее задание): Родился Н.Рубцов в 1936году в поселке Елец Архангельской области. Когда началась война, его отец ушел на фронт и вскоре погиб, а мать заболела и умерла. Мальчик был отправлен в детский дом, находившийся в селе Никольское Вологодской области, где прожил семь сиротских лет. И наверное, в памяти впслывали места, где когда-то жил, годы, когда была семья.

Учитель: Свое стихотворение поэт посвящает В.Белову, который в своих произведениях (прозе и поэзии) описывает русскую деревню, самобытную сельскую жизнь. Какой же предстает перед нами родина н.Рубцова?

«Зарисовки» поэта: ивы, река, соловьи, кладбище (мать здесь похоронена), заброшенная церковь, заболоченный пруд, школа, туманная речка, деревня.

Рассматриваем выставку рисунков учащихся по стихотворению.

Учитель: Поэт в стихотворении не раз пишет: « . тихая, тихо ответили, тихо проехал. ». Чувствуется, что для него именно эта скромность, обычность, простота и есть самое главное в жизни, потому что это-родина.

Задание учащимся: Определите стихотворный размер стихотворения.

Дактиль-трехсложная стопа в стихосложении, в которой ударение падает на первый слог из трех слогов(/_ _). Дактиль обычно литературоведы называют певучим размером. И действительно, стихотворение Н.Рубцова необычайно певуче и лирично. Оно могло быть песней, может быть. Строчки одного четверостишия переходят плавно в другое.

«. Тихо ответили жители: (2-ое четверостишие)

–Это на том берегу.»

«. Тихо ответили жители, (3-ое четверостишие)

Тихо проехал обоз».

Вопрос учащимся: А если бы стихотворение стало бы песней, какая это была бы песня?

Ответ: Лиричная, грустная.

Учитель: Невозвратно прошли годы, изменилось все с детства кругом:

«. Купол церковной обители

Яркой травою зарос. »

«. Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил. ».

Но в грустную канву воспоминаний ярким веселым всплеском входят слова:

« . Школа моя деревянная. »

«. Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор. » (сравнительный оборот).

Почему «ворона»? Как знать, может быть, еще с детства в памяти звучат слова учителя: « Не считай ворон, думай хорошенько!»

« Я ничего не забыл, пишет Н Рубцов. Встреча поэта с родиной навевает вопоминания, и поэтому в стихотворении он не раз обрывает строки многоточием. Эмоции сильны до сих пор, поэтому восклицательные предложения. «Тихая» родина встречает Рубцова мягким, чуть слышным шуршанием листвы, которое мы слышим в звуках слов / х,г,ч,в,и./: тихо, тишина, покой.

Когда-то Н.Рубцов с грустью написал о Сергее Есенине:

«. Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта. ».

Увы, непродолжительной оказалась и жизнь самого Н.Рубцова, короткой и нелегкой, но осталась его поэзия. Самый,пожалуй,неоспоримый признак истинной поэзии – ее способность вызывать ощущение самородности,нерукоторности,безначальности стиха. Кажется,что стихи эти никто не создавал,что поэт только только извлек их из вечной жизни родного слова,где они всегда тайно пребывли.

Лучшие стихи Рубцова обладают этим редким свойством, поэтому, говоря словами поэта,мы будем всегда (перефразируя немного) «. чувствовать самую жгучую, самую смертную связь. » с ним.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина».

Анализ произведения Н.М.Рубцова «Тихая моя родина» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемИгорь Чукин

Похожие презентации

Презентация 11 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Анализ произведения Н.М.Рубцова «Тихая моя родина» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Анализ произведения Н.М.Рубцова «Тихая моя родина» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 11 классе

2 Цель: проверить уровень знания и понимания учениками отдельного произведения Н.М.Рубцова, степень осмысления мотивов лирики поэта, темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка и др.

3 Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. -Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. Тихо ответили жители: -Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил… Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зелёный простор. Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная! Время придёт уезжать – Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Тихая моя родина Н.М.Рубцов

4 К какому жанру принадлежит произведение Рубцова «Тихая моя родина»? Стихотворение Стихотворение – написанное стихами литературное произведение небольшого объёма

5 Какому русскому писателю посвятил Рубцов своё стихотворение? В.И.Белов подарил Рубцову свою строку «Тихая моя родина» из своего короткого рассказа «На родине», теперь на лирическом шедевре Рубцова «Тихая моя родина» стоит посвящение В.Белову Василию Ивановичу Белову ( ) русскому писателю, одному из крупнейших представителей «деревенской прозы».

6 Какова тема этого стихотворения? Возвращение на родину В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце.

7 Какие чувства испытывает лирический герой? Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной. Эффект стихотворения в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе

8 Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл»? Ивы, река, соловьи, школа деревянная с новым забором, избы, церковь, кладбище Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зелёный простор. Из этих воспоминаний складывается «чувство родины», неподвластное времени.

9 Нарушили ли перемены, произошедшие в родном краю, «чувство родины» в душе лирического героя? Нет: глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зелёным просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного

10 С какой целью автор использует элементы высокой лексики? Погост – кладбище, обычно сельское. Обитель – 1. Место, где кто-то живёт, жилище. 2. То же, что монастырь. Поэт словно окружает родину ореолом святости, понимает, насколько это важно сохранить связь времён, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое

11 Какое слово в стихотворении Рубцова является ключевым? Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение покоя милой сельской глубинки Какое значение имеет его повторение? Здесь всё просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима

12 Подберите смысловые синонимы к данному эпитету тихий безмятежный спокойный размеренный умиротворённый мирный

13 Какое чувство связывает лирического героя с родиной? С родиной у лирического героя «самая жгучая, самая смертная связь» Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя приём градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к ещё более действенному «самая смертная»

14 Что же лежит в основе поэзии Николая Рубцова? Любовь к родине В основе поэзии Николая Рубцова кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь, сопричастность «души» поэта с «душой» народа, с его прошлым, настоящим и будущим

15 Какие чувства и эмоции вызвало у вас стихотворение? Какие факты биографии поэта нашли отражение в стихотворении? Расскажите о своей «тихой родине»

16 1. Материалы сайта «Весь Рубцов»: 2. Материалы сайта «Душа хранит». Жизнь и поэзия Николая Рубцова: 3. Кожинов В.В.Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта. – М.: Советская Россия, Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. – М.: Творческий центр, Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. – М.: Высшая школа, Использованный материал:

17 Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Ссылка на основную публикацию