Анализ стихотворения Звезда полей Рубцов 6 класс

Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова

Пейзажная лирика Н. Рубцова, словно зеркало, отражает любовь поэта к родному краю. Свидетельством этого является «Звезда полей». Стихотворение изучают в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Звезда полей» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1964 г., принадлежит к раннему периоду творчества Н. Рубцова.

Тема стихотворения – красота природы родного края и звезды полей.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить две части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Текст состоит из катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь».

Эпитеты«мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче».

История создания

Николай Рубцов написал анализируемое стихотворение в 1964 г. после того, как его отчислили из московского Литературного института им. Горького. На тот момент мужчина только начал серьезно развиваться как поэт, хотя первое стихотворение написал в 6-летнем возрасте. «Звезда полей» вошла в одноименный сборник, изданный в 1967 г.

Рассматривая историю создания стихотворения, нужно учитывать факты биографии автора. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении видим северные пейзажи. Не зря, лирический герой вспоминает и о жизненных потрясениях. Поэт пережил войну, узнал, что такое жизнь в детдоме, а также думал, что потерял отца. Были проблемы и с учебой: Николая Михайловича отчисляли и с техникума, и с института.

«Звезда полей» – одна из лучших пейзажных зарисовок Севера в русской литературе.

В произведении раскрываются темы любви к Родине и красоты родного края. Главные его образы – звезда и лирический герой, оставшиеся наедине среди уснувшего мира. Лирический герой замечает звезду, которая рассматривает полынью сквозь заледеневшую мглу. Появляется небесная красавица, когда часы бьют полночь, а все вокруг спит.

Во второй строфе герой признается, что память о звезде полей помогла ему пережить потрясения. Как только ему было тяжело, он вспоминал небесное светило, которое тихо бросало свет из-за холма в любое время года. Эти стихи подталкивают к догадке, что для лирического героя звезда является символом родного края. Без понимания символического значения трудно правильно растолковать смысл стихотворения.

Лирический герой с гордостью заявляет, что звезда никогда не гаснет. Она приносит успокоение для всех «жителей земли» , посылая лучи дальним городам. И еще больше он гордится тем, что звезда полей восходит только в его родном крае. В последних строках герой признается, что счастлив, пока видит ее свет. В этом признании выражается и главная мысль : «и счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей» .

В произведении реализуется идея о том, что память о родном крае всегда живет в сердце человека, приходя на помощь в трудные минуты.

Композиция

Разбор произведения будет неполным без анализа композиции. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. Условно текст можно разделить на смысловые части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Второй части посвящено гораздо больше строк. Формально произведение делится на четыре катрена.

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем поднимается вечная тема, в некоторых строках ощущается грусть лирического героя за Родиной. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Рубцов использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте использованы мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Средства выразительности в произведении Н. Рубцова служат для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: ««звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь». Некоторые нюансы уточняются при помощи эпитетов: «мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче» . В некоторых строках использована антитеза, созданная на основе контекстуальных синонимов: звезда-мгла; «тревожные жители» – «приветливый луч» .

Эмоции лирического героя, его восхищение звездой подчеркиваются при помощи интонации. В строфах есть оборванные предложения и восклицательные. Оборванные синтаксические конструкции отображают не только задумчивость лирического героя, но и ночную тишину.

Анализ стихотворения Рубцова «Звезда полей»

Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Елецк Архангельской области. Литературное признание и широкая известность пришли к нему после того, как издательство «Советский писатель» выпустило в 1967 году книгу стихов «Звезда полей». Этот сборник он представил в литинститут как свою дипломную работу, защищенную им 26 декабря 1968 года.

Ректор института сказал так: «Сегодня у нас не просто защита диплома. Сегодня, у нас праздник. Мы провожаем в большую литературу не новичка, а уже сложившегося поэта, причем, поэта самобытного и талантливого».

Стихотворение «Звезда полей» наполнено щемящей сердце нежностью, но нежностью какой-то особенной, с оттенком горечи, грусти. «Звезда полей» для лирического героя – это малая родина: «Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью». Словно бы сам останавливаешься на краю и, леденея от холода, заглядываешь в смертную черноту воды, а кругом черная ночь: «Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою».

Но стихотворение неожиданно подхватывает читателя с грешной земли и возносит его душу к высшему свету. Лирический герой признается, что «в минуты потрясений» он «вспоминал», как где-то «за холмом» «горит» его «звезда», горит для того, чтобы не дать ему пасть духом. Малая родина, «звезда полей», милая сельская глушь для лирического героя – путеводная звезда на трудном жизненном пути. И счастлив тот, у кого в трудные минуты «потрясений» душа открыта для воспоминаний о родном и близком – родине – и умеет согреться ими, словно солнечным теплом.

Эта «звезда» вознеслась «над золотом осенним», «над зимним серебром». Поэт лаконично, двумя маленькими, но выразительными штришками рисует пейзажную зарисовку, используя метафору «Золото осеннее» – осенний русский чудо-лес; «серебро» – белоснежный, словно блестящими жемчужинками вытканный, зимний покров.

Русская природа также многолика. Четыре времени года сменяют друг друга, даря природе разный наряд: зеленый, нежный, багряно-золотой, яркий, белоснежный, как убранство девушки-невесты.

Но настоящая русская душа, при всей своей многоликости (сколько всего намешано в загадочной русской душе), всегда умеет любить свою родину. Пусть ничем не знаменитую, затерянную «среди полей», вдали от шумных, больших городов, но такую милую, такую близкую…

В одной метафоре – «звезда полей» – соединились воедино какое-то неземное, возвышенной начало («звезда») и что-то вполне земное, осязательное, очень конкретное (поле).

На память тотчас приходят строчки другого поэта:

Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды…

«Звезда полей»… Малая родина… Ничем не прославившаяся в веках сельская глубинка, каких немало в России. Но все равно – «звезда», потому что – родина. У каждого человека на большой планете под названием Земля должна быть такая путеводная звездочка:

Читайте также:  Анализ стихотворения Рубцова Родная деревня 5 класс

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливо касаясь
Всех городов, поднявшихся в дали.

Обращает на себя внимание эпитет «тревожные». Почему поэт называет «жителей земли» «тревожными»? Да потому, что быть «тревожным» означает быть молодым душой, дерзать, искать свою любовь, свой путь в жизни, ошибаться, падать и снова подниматься. Эта «тревога» заставляет человека покидать родину, устремляться в большие, чужие города. Но где бы ни был человек, куда бы не занесла его судьба, у него должна быть своя «звезда», которая даже издалека будет «приветливо» касаться его «своим лучом». Будет освещать непростой жизненный путь, на котором бывает всякое – и плохое, и хорошее.

Малая Родина занимает в системе ценностей лирического героя особое место. Это опора, нравственный ориентир. Поднимаются и растут города, красивые, большие, они манят к себе, а родина остается:

… в минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо, за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.

И такая необъятная даль открывается окрест, что уже и не жалко самой души. Все освещено светом одной для всех звезды полей. Но в последней строфе лирический герой неожиданно возвращает нас с той высоты, на которой мы парили, на землю, в реальность, на поле, в заледенелую мглу:

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней…

Вспоминаются слова, сказанные одним героем старого, доброго фильма: «Нигде, ни в одном городе мира, звезды не светят так ярко, как в городе твоего детства». У себя на родине человек может почувствовать настоящую, глубинную связь с родной землей и насладиться близостью к ней.

Полынью и полней… Словно эхом, отразившимся от студеной воды, повторяется рифма, зародившаяся там, на краю заснеженного поля, в начале пути Рубцова. Того пути, нравственный смысл которого состоит в том, что Рубцов обретал моральное право на ту строку – завещание, которая выбита друзьями на его надгробии: «Россия, Русь! Храни себя, храни!».

Конспект урока литературы в 6 классе на тему “Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literatury_dlya_6_klassa.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы для 6 класса

Тема урока: «Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”».

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока : комбинированный

Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.

-обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении; определять художественные приёмы и средства выразительности; видеть создание авторского замысла через «работу» средств выразительности;

-развивающая: развивать навык анализа поэтического текста; память, мышление; навыки выразительного чтения; создать условия для развития исследовательских способностей учащихся.

-воспитательная: воспитывать на примере лирики поэта чувство любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову.

Оборудование: учебник для 6 класса под ред. В.Я. Коровиной (часть 2), доска, проектор, компьютер.

Приветствует учащихся, создает настрой на урок.

Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие информации

Знакомство с биографией писателя

Кратко рассказывает ученикам основные вехи жизни поэта (презентация)

Слушают учителя, смотрят презентацию

Анализ стихотворения «Звезда полей»

Выразительно читает стихотворение (фон – музыка) .

1 строфа (чтение учеником)

1.Как вы думаете, почему слово «родина» написано с маленькой буквы?

2. Какие чувства испытывает лирический герой в первой строфе?

3. О чём говорит фраза «мгла заледенелая»?

4.Как называется в литературоведении это образное средство, так много рассказавшее нам?

5. А что не даёт герою отчаяться?

6. А как вы думаете, для чего звезда могла остановиться?

7.Как называется художественно-изобразительное средство, когда предметы наделяются свойствами живых существ?

8. А соседство звезды и мглы заледенелой, неба и земли?

9. Звезда в небе и звезда в полынье – они противостоят друг другу?

10. Значит, это не просто звезда, а некий символ, знак. Тогда что же она символизирует? Это нам предстоит ещё узнать.

2 строфа (чтение учеником)

1.Какие чувства овладевают лирическим героем во второй строфе?

2. Обратите внимание, только эта строфа начинается с восклицательной интонации, единственной во всём стихотворении. Чем это объясняется?

3. В какие минуты вспоминается звезда полей лирическому герою?

4.Что он переживает в минуты потрясений?

5. Почему звезда тихо горит, а не сияет или блестит?

6. Какие художественно-изобразительные средства использует автор в последних двух сточках строфы?

7. Благодаря чему мы чувствуем тепло звезды, её бережное свечение, видим красоту малой родины поэта?

8. Что подчёркивает повтор слова «горит»?

3 строфа (чтение учеником)

1.Что же происходит в третьей строфе?

2. Как же автору удаётся выразить объединение героя с целой планетой?

3. Какой эпитет и как характеризует людей?

4. Какой эпитет создаёт образ луча?

5. Почему выбрано именно это слово?

4 строфа (чтение учеником)

1. И что же мы наблюдаем в последней строфе стихотворения? Где же звезда «восходит ярче и полней»?

2. Что же это за таинственная звезда, которая несёт герою счастье?

У каждого ученика лист с распечатанным стихотворением.

Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы, анализируют стихотворение.

1. Это не вся Россия, а место, где человек родился и вырос – малая родина поэта

2. Тревогу, холод, горечь – с одной стороны, нежную любовь к родной земле – с другой

3. На улице зима -холодно, ночь – ощущение одиночества

5. На фоне холодного зимнего ночного пейзажа ярко и тепло горит звезда, освещая путь всем людям

6. Растопить лёд в природе, в душе человека, а может, увидела воду, которая, в отличие от всего остального, живая

9. Нет. Это одна и та же звезда, отражаясь в воде, она как бы соединяет небо и землю

1. Вдали от родины, в трудные минуты, всегда, и зимой, и летом, звезда полей светила лирическому герою и оберегала его. Лирический герой признателен звезде за это

2. Герой восхищается красотой русской земли

3. В минуты потрясений

4. Он понял что-то такое, чего раньше не знал, он удивлён

5. Герой тоскует по родине, где он родился и вырос, по её тихой красоте

6. Повтор, метафору

7. Метафоры: горит под золотом осенним, горит под зимним серебром

8. Повтор слова «горит» позволяет сказать о вечном источнике света и тепла, о том, что у человека всегда будет место, где его ждут

1. Оказывается, звезда горит не только для лирического героя: она не угасает для всех жителей земли и касается их своим лучом

2. Повторяющееся местоимение всех – всех без исключения

3. Тревожных: люди постоянно заняты, суетятся, перестают видеть красоту вокруг

5. Звезда горит для всех, она всем рада, несмотря на занятость и невнимание людей

1. Лирический герой делает вывод, что только на его родине звезда полей светит ярче и полней. И он счастлив, пока на белом свете горит звезда его полей

2. Звезда – символ его родины, и пока она горит, он счастлив

Предлагает создать творческую мастерскую, в которой будет работать несколько отделов. Учащимся предлагаются роли музыкантов, дизайнеров, литераторов.

«Музыканты». Используя наречия, расскажите, как следует читать стихотворение. (Неспешно, медленно напевно, мелодично, плавно, нежно, грустно, проникновенно, торжественно.)

«Дизайнеры». Используя имена существительные, определите, какие понятия символизирует слово «звезда» в стихотворении. (Свет, счастье, красота, любовь, надежда, вера, доброта.)

«Литераторы». Найдите в каждой строфе стихотворения ключевое слово и нарисуйте «звезду полей», нанеся ключевые слова на лучи звезды. (Родина, красота, Земля-город, счастье, а во главе – гармония.)

Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание

Предлагает ученикам обобщить изученный материал, просит их поделиться своими впечатлениями после анализа стихотворения.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть

Обобщают материал, изученный на уроке, делятся впечатлениями, открытиями, которые они сделали в ходе урока.

“Звезда полей” – анализ стихотворения Николая Рубцова

В данной статье будет проведён анализ стихотворения «Звезда полей», автор которого Николай Рубцов. Поэт выразил в строках данного произведения всю любовь и чувства, которые он испытывает к Родине.

Это стихотворение, пронизанное грустным раздумьем, отражает чувства сожаления и уныния.

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Звезда полей»

В данном произведении повествование ведётся от первого лица, то есть главным и лирическим героем является сам писатель.

По строкам видно, что тот размышляет об одиночестве и грусти, и это не удивительно. Николай Михайлович вырос и был воспитан в детском доме, из-за чего это оставило большой отпечаток в его памяти.

Образ звезды в произведении олицетворяет Родину, её красоту, неповторимость и роль в жизни человека. Строки стихотворения соединяют в себе небесное и земное, неизбежное и переходящее, поднимают для всех больную тему одиночества.

Стихотворение «Звезда полей» многие признают одним из лучших, отражающим пейзажи севера в русской поэзии.

Основным настроением, которое задаёт данное стихотворение — чувство волнения за одиноких людей, за тех, кто лишён веры и надежды. Также в произведении проскальзывает чувство некой защищённости. Звезда полей помогает заблудшему страннику найти правильный путь, освещает ему дорогу.

История создания

Произведение было выпущено в свет в 1964 г., в этом же году русского поэта выгнали из института. Молодой человек только начинал серьезно заниматься творчеством, хотя первое своё стихотворение он написал, когда ему едва исполнилось 6 лет.

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)

В 1967 г. творение «Звезда полей» вошло в соименный сборник.

Учитывая то, что поэт родился и жил в Архангельской области, в произведении ярко прослеживаются северные пейзажи. Рубцов рассказывает о своих жизненных проблемах и переживаниях.

Речь идёт о том, что литератор познал все трудности войны и пребывания в детдоме.

Тема стихотворения

Основополагающей темой, которая раскрывается в представленном творении, является любовь к отчизне, а также признание неповторимости, красоты родной земли.

Ключевые персонажи произведения – звезда и лирический герой. Заблудившийся странник заострил своё внимание на звезде, появившейся среди ледяного покрытия.

В строках стихотворения говорится, что звезда возникает, когда на часах наступает 12 ночи, и весь родной край засыпает.

Во-втором четверостишии упоминается о жизненных трудностях. Лирический герой говорит, что звезда помогает справиться со всеми невзгодами, которые встречаются у человека на пути.

Лишь только у главного персонажа наступает несчастье, он воссоздает то яркое сияние, которое виднелось из-за холмов. Именно в этих строчках можно заметить, как литератор проводит сравнение между звездой полей и своей Родиной.

Рассказчик восторженно произносит, что звезда никогда не потухнет. Что она приносит спокойствие и уверенность жителям земли, а также помогает понять многие важные вещи.

Главный персонаж также гордится тем, что звезда восходит лишь в его родном крае, ведь свет придаёт ему уверенности и приносит счастье.

Композиция и жанр

Произведение написано в жанре элегии. Построено в формате монолога от первого лица — лирического героя.

Стихотворение делится на две смысловые части. Первая рассказывает о сновидениях, в которых являются картины родного края, а вторая полностью описывает одного из главных персонажей — Звезду полей.

Надо заметить, заключительная часть произведения имеет большее количество строк, в отличие от первой. Поэт разделил произведение на четыре четверостишия.

Стихотворный размер

Николай Рубцов написал свой стих, используя перекрестную рифму, чтобы читать было удобнее и гармоничнее. Размер – пятистопный ямб. Такой размер зачастую встречается в русской поэзии и используется с цензурой.

Средства художественной выразительности

Поэт прибегает к использованию различных эмоциональных состояний, с целью более точного изображения природы и высказывания главной идеи.

Метафора является самым часто употребляемым средством выразительности в произведении. Примеры: «своим лучом приветливым касаясь», «звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело».

Некоторые детали поэт выражает через эпитеты. Примеры: «восходят ярче», «мгла заледенела», «луч приветливый», «тревожные жители».

Прибегает автор и к сравнению: «как тихо. она горит».

Для Николая Михайловича Рубцова данное произведение стало началом серьезной карьеры в качестве писателя. Поэт очень любил свою родину. Это можно понять, исходя из темы произведения, и из того, что для первого своего творения он выбрал именно описание и рассказ о родном крае.

Стихотворение «Звезда полей» пронизано смыслом и проникновенными строками, которые западают в самое сердце. Многие люди, актерское исполнение которых поражает до мурашек, декламировали стих на сцене.

«Звезда полей» анализ стихотворения Рубцова по плану кратко – эпитеты, смысл, идея, лирический герой

Пейзажная лирика Н. Рубцова, словно зеркало, отражает любовь поэта к родному краю. Свидетельством этого является «Звезда полей». Стихотворение изучают в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Звезда полей» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1964 г., принадлежит к раннему периоду творчества Н. Рубцова.

Тема стихотворения – красота природы родного края и звезды полей.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить две части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Текст состоит из катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь».

Эпитеты«мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче».

История создания

Николай Рубцов написал анализируемое стихотворение в 1964 г. после того, как его отчислили из московского Литературного института им. Горького. На тот момент мужчина только начал серьезно развиваться как поэт, хотя первое стихотворение написал в 6-летнем возрасте. «Звезда полей» вошла в одноименный сборник, изданный в 1967 г.

Рассматривая историю создания стихотворения, нужно учитывать факты биографии автора. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении видим северные пейзажи. Не зря, лирический герой вспоминает и о жизненных потрясениях. Поэт пережил войну, узнал, что такое жизнь в детдоме, а также думал, что потерял отца. Были проблемы и с учебой: Николая Михайловича отчисляли и с техникума, и с института.

«Звезда полей» – одна из лучших пейзажных зарисовок Севера в русской литературе.

В произведении раскрываются темы любви к Родине и красоты родного края. Главные его образы – звезда и лирический герой, оставшиеся наедине среди уснувшего мира. Лирический герой замечает звезду, которая рассматривает полынью сквозь заледеневшую мглу. Появляется небесная красавица, когда часы бьют полночь, а все вокруг спит.

Во второй строфе герой признается, что память о звезде полей помогла ему пережить потрясения. Как только ему было тяжело, он вспоминал небесное светило, которое тихо бросало свет из-за холма в любое время года. Эти стихи подталкивают к догадке, что для лирического героя звезда является символом родного края. Без понимания символического значения трудно правильно растолковать смысл стихотворения.

Лирический герой с гордостью заявляет, что звезда никогда не гаснет. Она приносит успокоение для всех «жителей земли», посылая лучи дальним городам. И еще больше он гордится тем, что звезда полей восходит только в его родном крае. В последних строках герой признается, что счастлив, пока видит ее свет. В этом признании выражается и главная мысль: «и счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей».

В произведении реализуется идея о том, что память о родном крае всегда живет в сердце человека, приходя на помощь в трудные минуты.

Композиция

Разбор произведения будет неполным без анализа композиции. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. Условно текст можно разделить на смысловые части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Второй части посвящено гораздо больше строк. Формально произведение делится на четыре катрена.

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем поднимается вечная тема, в некоторых строках ощущается грусть лирического героя за Родиной. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Рубцов использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте использованы мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Средства выразительности в произведении Н. Рубцова служат для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: ««звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь». Некоторые нюансы уточняются при помощи эпитетов: «мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче». В некоторых строках использована антитеза, созданная на основе контекстуальных синонимов: звезда-мгла; «тревожные жители» – «приветливый луч».

Эмоции лирического героя, его восхищение звездой подчеркиваются при помощи интонации. В строфах есть оборванные предложения и восклицательные. Оборванные синтаксические конструкции отображают не только задумчивость лирического героя, но и ночную тишину.

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Звезда полей»

Через пейзажную лирику поэты демонстрируют любовь к родине. Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова позволяет лучше понять замысел автора, тему произведения и основную идею. В работе использовались разные средства выразительности — метафоры, эпитеты, антитеза. Они помогают передать красоту природы, чувства лирического героя.

История создания

В 1964 году Николая Рубцова исключили из литературного института имени Горького. После этого события он написал стихотворение. Мужчина только начал свой путь поэта, хотя первое произведение он создал еще в возрасте шести лет. Стих «Звезда полей» Рубцов включил в одноименный сборник и опубликовал его в 1967 году.

В тексте можно встретить описания северных пейзажей — это отсылка к родине поэта. Он родился в Архангельской области и поэтому часто вспоминал красоту зимней природы. Вместе с этим Рубцов пережил немало потрясений:

  • жизнь в детдоме;
  • войну;
  • потерю отца и т. д.

У поэта неоднократно возникали проблемы с учебой. Его отчисляли с техникума и института. Все это позволило ему создавать красивую и трогательную лирику.

Его стихи нередко исполняли как песни. Например, Г. Плотников спел «Звезда полей».

Краткий анализ

Стихотворение написано в жанре элегия. В строках текста можно обнаружить грусть лирического героя и вечные темы. Чтобы понять идею работы, нужно прочитать стих полностью. Он написан в виде монолога. Условно в нем можно выделить 2 части — воспоминания о родном крае и описание природы.

В тексте присутствует 2 образа — лирический герой и звезда. Через них поэт раскрывает любовь к родине. Персонаж ночью находится в лесу и в полной тишине замечает, как начинает гореть небесное светило.

Дальше лирический герой признается, что именно память о звезде помогала ему пережить потрясения. В тяжелые минуты, когда жизнь казалась беспросветной, он вспомнил о красивом небесном объекте, который всегда поднимается в небо. Именно это стало для персонажа символом родного края.

Лирический герой отмечает, что звезда не может угаснуть. Ее лучи достигают самых дальних городов мира, согревая и умиротворяя спящих людей. Небесное светило восходит в родном крае персонажа и это особенно радует его.

Основная идея стихотворения простая — память о родном крае всегда сопровождает человека на протяжении всей жизни. Это поддерживает его в трудные минуты и помогает найти силы для преодоления проблем.

Средства выразительности

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Для раскрытия темы и идеи произведения поэт использовал метафоры и эпитеты. С их помощью он описывает чувства и эмоции лирического героя. Антитеза помогает передать особую атмосферу работы. Автор противопоставляет «тревожных жителей» и «приветливый луч» и это позволяет показать, как люди зависимы от небесного светила.

Метафоры помогают оживить звезду, представить ее особым существом. Она может смотреть, гореть и ласкать.

Эпитеты позволяют уточнить особенности природы. Через них поэт показывает, что лес заледенел, царит тишина и умиротворение. В такой обстановке согревающая звезда горит еще ярче.

Оборванные предложения передают задумчивость лирического героя. Также с их помощью показывается ночная тишина. Эмоции и чувства персонажа отображены через особую интонацию текста.

В стихотворении Рубцова можно увидеть не только описания природы. В произведении скрыт глубокий смысл — повседневные вещи могут помочь запомнить важные моменты. Стоило лирическому герою вспомнить о небесной звезде, как ему сразу становилось легче.

Ссылка на основную публикацию