Выстрел – краткое содержание повести Рыбакова

Краткое содержание Рыбаков Выстрел

Полуслепой старик принимает пустую стеклянную тару, которому их сдают компания местных ребят. Ребята мечтали о туре в Крым и собирали деньги на это. Деньги от сданной тары дети отдавали своему лидеру Витьке Бурову. Под покровительством Доде находились ребята помладше – безнадзорные Паштет и Белка, Фургон и Шныра. Фургона звали Андрей Зимин, отца которого звали Николай Львович. Отцом Шныры был кладовщик Панфилов. Воришка Шаринец мечтал быть на месте Бурова, однако очень боялся его.

В один день произошел конфликт между Буровым и Фургоном, который перерос в обоюдное нанесение побоев. Драку разнял милиционер. Миша не стал выдавать Витьку, однако Белка сказала, что именно Миша начал конфликт и хотел порезать ножом Бурова.

Помимо банды Витьки, драку наблюдали Валентин Навроцкий и одноклассник Миши – Юра. В конфликт вмешался также Навроцкий для восстановления справедливости. Юра не вмешивался, так как проходил в фабрике с Мишей практику и последнего недолюбливал. Там Юра был кладовщиком, а Миша отправлял товар, который для фабрики закупал тот самый Новроцкий.

Поздно вечером, когда Миша и Новрроцкий возвращались домой, они услышали звук выстрела, который доносился от Зиминых. Зайдя в подъезд Зиминых, Мише и Новроцкому послышался топот убегающего человека. Звук шагов пропал, значит убийца ушел через чердак. В прихожей квартиры лежал Миша увидел труп Николая Зимина. Миша подсказал сотрудникам милиции, что убийца ушел по чердаку. Посмотрев чердак, они увидели там украденную сумку с документами Зимина. За подозрение в убийстве был задержан и арестован Витька Буров. Миша заметил, что Новроцкий был взволнован.

Поляков был уверен, что Витька Буров не убивал Зимина, он не мог убить человека. Миша был убеждён, что в убийстве виноват Навроцкий. Ни один из друзей не поддерживает Мишу в поиске настоящего убийцы Зимина. Он отчаиваться не стал, и сам занялся этим темным делом. Он пообщался с Андреем Зиминым и узнал, что он о поездке на дачу и о том, что отец дома один, рассказал своим товарищам, в числе которых был и Буров. Шныра рассказал Мише, что Белка поддерживала общение с Шаринцом, частенько бывающим на чердаке дома, где он разыскивает деньги «на Крым». На чердак Шаринец попадал через соседний подъезд. Проверяя это, Миша встретился с Шаринцем, который был возбужденным и слишком болтливым. Шныра по просьбе Полякова, стал наблюдать за Шаринцем.

Шаринец выходил из пивнушки «Гротеск», где были Новроцкий. Через некоторое время он вышел оттуда с неизвестным человеком. Подозрения в причастности Шаринца к убийству усилились, особенно после того как Белка проболталась о том, что Бурова посадили по вине Шаринца. Поляков пришел к выводу пообщаться со Свиридовым и рассказать об этом ему. Но он опоздал, так как Шаринец в тот вечер, когда выходил из пивнушки, был убит, скорее всего, тем незнакомцем, с кем выходил. Оружия убийства Зимина и Шаринца были идентичны. Похищенные у Зимина документы, были подброшены в их почтовый ящик.

Шныра и Паштет были приглашены на опознание человека, который выходил с Шаринцем из пивнушки. Мальчики опознали вора Серенького, который «ходил под» известным вором Василием Ивановичем. В «Гротеске» их обоих задержали. Василий Иванович на допросе пояснил, что Шаринец совершил кражу бумаг по просьбе Новроцкого, но позже в страхе умолял его о защите. Этого хватило для того, чтобы арестовать Новроцкого. В действительности Шаринец нарушил правила преступного мира, а именно сделав свое дело, он вновь пришел в богатую квартиру, увидел Николая Львовича и убил его. Валентин рассказал обо всем этом Василию Ивановичу, а он в свою очередь приказал убить виновного Шаринца.

Навроцкий узнав, что дела плохи, поехал в фабрику, с целью увидеться с Красавцевым. Там Валентин увидел Свиридова и понял что нужно бежать. Отправив последний груз, он исчез.

Вскоре Миша встретил во дворе выглядевшего не хорошо, зато гулящего на свободе Бурова.

Рассказ учит честности и борьбе за справедливость.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Рыбаков. Все произведения

Выстрел. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Собраны Аленушкины сказки

Саша Соколов, один из великих русских писателей последних десятилетий, написал роман “Школа для дураков” в 1973 году.

Главным героем и рассказчиком истории является бывший адвокат Жан-Батист Клеманс, который ранее работал в Париже, а теперь живет в Амстердаме, где по большей части проводит свои дни в баре Мехико-Сити

Всем известен историко-приключенческий роман А. Дюма «Три Мушкетера». Главным героем данного произведения является совсем еще молодой юноша. Его зовут Д’Артаньян.

Стояла середина июля, было очень жарко. Ермолай пообедал и прилёг на кровать. С горечью в голосе он сообщил, что закончилась дробь. После разговоров, он предложил мигом отправиться в Тулу и добыть дроби

Выстрел

Компания детей сдавала бутылки. Принимал тару «замученный старичок, гномик в очках». Дети обманывали его, воруя бутылки и сдавая их снова. Вырученные деньги сдавали главарю Витьке Бурову по кличке Альфонс Доде. У компании была цель — путешествие в Крым, на которое и копили. Под защитой взрослого вожака дети — Шныра, Паштет, Фургон и Белка — чувствовали себя хозяевами не только своего двора, но и окрестных улиц. Мелкий карманник Шаринец хотел занять место Бурова, но опасался с ним связываться. Двое из этой компании, Белка и Паштет, были безнадзорными. Фургоном называли Андрея, сына инженера Николая Львовича Зимина, жившего по соседству с Мишей Поляковым. Шныра, сын кладовщика Панфилова тоже происходил из благополучной семьи.

В тот день компания сидела во дворе. Шаринец следил за ними издали. Витька, утверждая власть над детьми, больно схватил Фургона за нос. Проходивший мимо Поляков вступился за мальчика. Витька выхватил финку. В драку вмешался милиционер, начал выяснять, кому принадлежит нож. Миша был комсомольским активистом, председателем учкома, но он тоже вырос в этом арбатском дворе и знал его закон: своих не выдавать. Белка заявила, что это Поляков хотел порезать Витьку, остальные молчали.

Свидетелями драки была не только банда Альфонса Доде, но и Валентин Валентинович Навроцкий с парнем Юрой. Навроцкий вмешался и восстановил справедливость. Юра, смазливый юноша в бархатной куртке с бантом на шее, сын известного врача, вмешиваться не стал. Он недолюбливал Мишу, а тот его презирал. Они были одноклассниками и вместе проходили практику на ткацкой фабрике. Юра занимался складским учётом, а Миша — отправкой товара. Был связан с фабрикой и Навроцкий, уполномоченный общества «Друг детей». Он закупал мануфактуру для предприятий общества.

Следующий день был у ребят «фабричным». Тогда и произошла история, заставившая Мишу задуматься. Товар Навроцкого долго не отгружали. Тем временем к кладовщику Панфилову, который проверял работу Юры, подошёл завсбытом Красавцев. После краткого разговора Панфилов велел отгружать продукцию, закупленную Навроцким. Сразу после отправки вагона Валентина Валентиновича в склад вошёл инженер Зимин и поинтересовался, зачем отправили вагон бракованной ткани, тогда как он велел Красавцеву задержать его для проверки. Завсбытом пришёл на склад до начала погрузки, но вагон не задержал. Напротив, погрузка резко ускорилась. Миша решил, что здесь скрывается какая-то афёра.

Вечером Миша зашёл в ресторан «Эрмитаж» за своим давним другом Славой, который работал там пианистом. От отца Славы ушла жена, он опустился, ушёл с работы, и парень был вынужден зарабатывать на жизнь. Ожидая друга, Миша неприязненно наблюдал за нэпманами, гуляющими в ресторане. За одним из столиков он заметил Навроцкого. Тот ужинал с Юрой и Людой Зиминой, дочерью инженера. Был в зале и Красавцев. Когда Юра и Люда пошли танцевать, Навроцкий подсел к Красавцеву и передал ему конверт с деньгами. Завсбытом заявил, что больше не может оформлять товар Валентина как бракованный — Зимин что-то заподозрил и требует документы. Навроцкого это не испугало. Документы на товар были в порядке, а сам товар давно ушёл. Валентин велел сообщнику устроить так, чтобы Зимин взял документы домой на выходные.

Влиять на Зимина Валентин решил через его дочь. Люда, красивая девочка, в школе считалась кокеткой, с ней не дружили, ведь её отец был «буржуазным спецом», окончившим английский колледж и до революции работавший на капиталистов. Навроцкий, красивый мужчина лет двадцати пяти, рассчитывал очаровать Люду. Ей же и Валентин, и Юра были безразличны. Девочке нравился не замечавший её Миша Поляков.

Домой Миша и Слава возвращались поздно вечером. Во дворе Полякова поджидал Витька Буров. Ему не понравилось вмешательство Миши в «воспитательный процесс», и он решил пригрозить Полякову. Комсомольский активист тоже умел драться и уступать не собирался. В ссору снова вмешался Навроцкий. Из дельца он на миг превратился в очень опасного человека и заставил Витьку отступить. Шаринец наблюдал за всем из темноты.

Обокрав буфет кинотеатра, Витька с компанией разместились на крыше. Чердак дома тоже был вотчиной шайки. Там, в небольшой клетушке, время от временно ночевал Буров. Там же хранились и «крымские» сбережения. Их краденый пир увидели Миша и Генка, поднявшиеся на крышу, чтобы смастерить антенну к самодельному радио. Во дворе радиолюбителей встретил Навроцкий, предложил им попользоваться настоящим итальянским радиоприёмником, но ребята от его навязчивой дружбы отказались. Витьке Бурову не понравилось вторжение комсомольцев на его территорию. Чердак заменял ему дом, туда он сбегал от отца-алкоголика и материнских упрёков. Будучи уже взрослым парнем, Витька нигде не работал. Профессия пекаря или сапожника его не устраивала. После путешествия в Крым Буров собирался стать мастером по лифтам. Его привлекала власть, которую он получит над жильцами дома.

Навроцкий готовился к капиталистическому будущему России, в котором он не сомневался. Афёра «коммерсанта» была проста. На фабрике он оформлял качественный товар, как бракованный или третьесортный, а затем сбывал его частниками втридорога. Сейчас Валентин Валентинович собирался украсть пять вагонов мануфактуры и залечь на дно. Но на его пути встал инженер Зимин со своими дотошными проверками. Миша Поляков тоже портил настроение Навроцкому своей непримиримостью.

Пригласив Юру в кафе «Эклер», Навроцкий попросил оказать дружескую услугу: достать из портфеля Люды ключи от квартиры Зиминых и передать ему на несколько часов. Эту странную просьбу Валентин объяснял желанием преподнести Ольге Дмитриевне, матери Люды, маленький сюрприз: оставить в квартире красивый маникюрный набор. Юра поверил этому объяснению. Он переборол свою трусость, и во время урока стащил ключи и передал их Навроцкому. Их встречу видел дежурный Саша Панкратов. Испугавшись, Юра наврал, что должен передать ключи отцу. Навроцкий вернул ключи на большой перемене. Юра положил их обратно и успокоился.

После уроков состоялся учко́м, на котором обсуждали поведение Витьки Бурова. Зайдя как-то к нему, Миша видел, как Витька защищает мать от пьяного отца, и начал воспринимать его по другому. Вечером после учко́ма Поляков зашёл к Белке. Девочка жила в подвальном закутке со старушкой, которая взяла её на воспитание. Миша решил устроит Белку работать на фабрику. На следующий день Миша заговорил об этом с Зиминым, и мальчика задело его безразличие к судьбе Белки. Был конец смены, и инженер собирался уходить, но тут к нему подошёл Красавцев с бумагами на брак. Зимину пришлось взять их домой.

В тот же вечер семейство Зиминых отправлялось в театр — их пригласил Навроцкий. Дома оставался только Андрей-Фургон. На утро Николай Львович обнаружил, что документы на брак бесследно исчезли вместе с портфелем, украшенным именно́й монограммой. Обратиться в милицию Зимин побоялся: в пропаже документов могли обвинить Андрея, который дружил с сыном кладовщика. Инженер понимал: документы украли, чтобы скрыть афёру. Он велел Красавцеву собрать больше документов. Навроцкий решил, что Зимин пытается скрыть пропажу.

Витька был недоволен своими подопечными: Шныра видел, как Белка разговаривала с Шаринцом. Буров не хотел терять влияние на детей и бдительно следил за ними. Он не знал, что Миша пригласил Шныру и Паштета в цирк, где под псевдонимом Элен Буш выступала его давняя знакомая Елена Фролова. Она превратилась в очень красивую девушку, и Миша был тайно в неё влюблён. В цирке Поляков встретил Навроцкого. Тому тоже нравилась Элен Буш.

Тем временем Зимины собирались на дачу. Николай Львович решил оставить новые документы дома, рассчитывая, что их тоже попытаются украсть. Посадив жену и дочь на поезд, Зимин вернулся в квартиру поджидать воров.

Домой Миша и Навроцкий возвращались поздно вечером. Уже во дворе они услышали выстрел, донёсшийся от подъезда, где жили Зимины. Вбежав в подъезд, Миша и Валентин услышали топот: кто-то бежал вверх по лестнице. Вскоре шаги затихли — неизвестный ушёл через чердак. Поднявшись на этаж, Миша увидел на пороге квартиры Зиминых полуодетого Андрея. За ним, в прихожей, лежал труп Николая Львовича. Прибывших вскоре милиционеров Миша проводил на чердак. Обыскав помещение, милиционеры нашли украденный портфель Зимина. Там же арестовали и подозреваемого — Витьку Бурова, который мирно спал в своей клетушке. Отпустили свидетелей только под утро. Миша очень устал, но всё же заметил «на лице Навроцкого выражения плохо скрываемой тревоги, напряжённости, готовности к любым неожиданностям».

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Приключения Кроша Рыбаков

Миша знал Витьку Бурова с детства и был убёжден, что он не способен убить человека. Поляков считал, что преступление было совершено по приказу Навроцкого. Он рассказал обо всём своим друзьям Генке и Славе, надеясь, что вместе они раскроют новую тайну. Однако на этот раз друзья Мишу не поддержали. Генка считал Борьку бандитом, способным на всё. Слава предположил, что «Зимин запутался в связях с какими то неизвестными нам дельцами, и его убили», и к документам на брак, которых злоумышленник не тронул, убийство отношения не имеет.

Помочь Мише вытащить Борьку из беды никто не захотел, но сдаваться Поляков не привык. Прежде всего он расспросил Андрея Зимина и выяснил, что о поездке на дачу мальчик рассказал своей компании, в том числе и Витьке. От Шныры Миша узнал, что Белка общалась с карманником Шаринцом, который часто бывал на чердаке — искал «крымские» накопления. На чердак он пробирался по крыше из соседнего подъезда. Миша решил это проверить и столкнулся с Шаринцом. Он был чересчур говорлив, и «Миша почувствовал возбуждённость человека к чему то причастного». На следующий день Поляков поручил Шныре следить на Шаринцом и Белкой.

Навроцкий считал себя непричастным к преступлению, но чувствовал, что его время подходит к концу. Он спешил провернуть афёру и торопил испуганного Красавцева. Шаринец был завсегдатаем пивной «Гротеск», расположенной в одном из злачных закоулков Арбата. Наблюдая за ним, Шныра и Паштет видели, как эту же пивную посещал Валентин Валентинович. Вскоре Шаринец вышел из пивной вместе с незнакомым человеком, и ребята пошли следом.

Подозрения Миши в виновности карманника укрепились. В уверенность они превратились после слов Белки: девочка сказала Шныре и Паштету, что Витька сидит из-за Шаринца. Вскоре Полякова вызвал его давний знакомый следователь Свиридов. Миша рассказал ему и об афёре Навроцкого, и о том, что узнал от Шныры. К сожалению, Миша опоздал: Шаринец был убит в тот вечер, когда дети следили за ним. Видимо, карманника убил незнакомец, вышедший с ним из пивной. При этом калибр убившей его пули и размер оружия, из которого убили Зимина, совпадали. Документы, украденные у Николая Львовича, кто-то подкинул в почтовый ящик Зиминых. Пытаясь узнать, кто это сделал, Миша расспросил Сашу Панкратова, жившего в том же подъезде, и узнал о встрече Юры и Навроцкого во время уроков. Позже, встретив Юру и Люду Зимину на школьной лестнице, Поляков начал расспрашивать его о Навроцком. Отвечать Мише парень отказался, но Люде соврать не смог и рассказал ей о сюрпризе Валентина Валентиновича. Узнав, что никакого маникюрного набора Людина мать не получала, Юра понял, что Навроцкий втянул его в грязное дело, и испугался.

Он пошёл к Валентнну, надеясь, что тот его переубедит и успокоит, но объяснения Навроцкого заставили парня сомневаться ещё больше. Выбрав из всех зол меньшее, Юра рассказал об афёре на фабрике Славе, считая его самым интеллигентным из трёх друзей. К выпускному Навроцкий подготовил Юре подарок — шикарный круиз по Чёрному морю. Парень решил, что Валентин хочет заманить его подальше от дома и убить. Тем временем Слава решил, что слишком погрузился в свои неприятности и отстранился от чужих несчастий. Он собрал друзей, чтобы рассказать им о визите Юры, но тот явился к ним сам и потребовал встречи со следователем.

Свиридов решил, что Навроцкий сделал копии ключей и передал их Шаринцу. Пока было неясно — зачем, ведь документы не могли навредить Навроцкому. Следователь пригласил Шныру и Паштета, которые по фотографии опознали человека, вышедшего с Шаринцом из пивной. Им оказался вор Серенький. Он состоял «шестёркой» при матёром воре-рецидивисте Василии Ивановиче, который сбежал из тюрьмы и скрывался. Проведя облаву на «Гротеск», Свиридов арестовал обоих. Василий Иванович рассказал, что Шаринец действительно украл для Навроцкого бумаги, но потом испугался и попросил у «князя» защиты. Этих показаний хватало для ареста Валентина Валентиновича. На самом деле Шаринец нарушил воровской закон — вернулся в богатую квартиру, нарвался на Зимина и убил его. Навроцкий рассказал об убийстве Василию Ивановичу, и тот приказал казнить виновного.

Навроцкий чувствовал, что круг смыкается. Он отправился на фабрику, чтобы поторопить Красавцева, увидел там следователя и понял, что пора бежать. Он отправил свой последний вагон, вышел за ворота и исчез.

Через несколько дней, провожая Элен на гастроли, Миша узнал, что она выходит замуж за своего циркового партнёра. «Детство кончилось. Эллен — это тоже его детство, маленькая циркачка, так поразившая когда то его воображение» Зайдя в свой двор, поляков увидел Витьку Бурого, похудевшего, остриженного, но свободного.

Анатолий Рыбаков – Выстрел

Анатолий Рыбаков – Выстрел краткое содержание

Выстрел читать онлайн бесплатно

Возле пивной «Гротеск» прохаживался Витька Буров, по прозвищу Альфонс Доде. Пустые бутылки принимали во дворе пивной, и Витьке была видна вся очередь.

Замученный старичок, гномик в очках, опускал бутылки в ящик: темные – пивные, светлые – водочные, желтые – из-под лимонада и ситро. Бутылки сдавал Шныра, а в очереди, которую Шныра загораживал спиной, Фургон, Паштет и Белка перекладывали бутылки из ящиков в свои сумки, собираясь продать их еще раз.

– Тридцать пять копеек, – объявил гномик Шныре, – так тебя учили в школе?

Шныра вынул кепку из кармана, нахлобучил на голову, на глаза, отошел, потом незаметно стал за Паштетом и наполнил свою кошелку бутылками из ящиков.

– Получай деньги, отнеси маме, ты хороший мальчик, – заключил гномик торг с Фургоном.

Ребятам все это казалось игрой, рискованной, но увлекательной и дающей заработок. Деньги им были нужны для поездки в Крым.

Сидя на разбитом асфальте, они сдавали выручку Витьке Бурову.

– Восемьдесят две копейки, – сказал Шныра.

– Молодец, хороший мальчик! – к удовольствию всей компании, передразнил Витька гномика. – Слушай маму!

– Пятьдесят восемь копеек, – сказал Фургон.

– Плохой мальчик, ленивый, выйди из класса!

– Девяносто три, – сказала Белка.

– Изюм – белый хлеб! – воскликнул Витька. Выше похвалы он не знал.

Они пошли по Смоленскому рынку, могучая компания, объединенная таинственной целью, имеющая бесстрашного вожака, который бесцеремонно всех расталкивал: «Куда прешь, не видишь – дети!» – фраза, тоже приводившая их в восторг.

Служащие в косоворотках, мануфактуристы в пиджачных парах, в галстуках и без галстуков, с бабочками и без бабочек, зеленщики в брезентовых и рыбники в кожаных фартуках, крестьяне в смазанных сапогах и крестьяне в лаптях, украинки в суконных свитках, китайцы с воздушными шарами и всякими бумажными чудесами, железнодорожники в форменных куртках, барышники, молочницы, холодные сапожники, точильщики, босяки – все это скопище людей двигалось, шумело, спорило, торговалось, пело, играло, плакало, проклинало, собиралось в толпы, растекалось по Новинскому и Смоленскому бульварам и по примыкающим к рынку переулкам.

Толстый, неповоротливый Фургон задержался около продавщицы с лотком на груди. «Моссельпром» было вышито на ее форменной фуражке золотым шнуром.

– Ириски, – доложил Фургон.

– Вывеска на голове, магазин на брюхе! – ответил Альфонс Доде.

Фургон понял, что ирисок не будет.

Суровое сердце Витьки дрогнуло только при виде рослой украинки в монистах, продававшей пряники в ларьке под вывеской: «Наталка с Киева».

Она заметила Витькин завороженный взгляд.

– Все вы дывытесь на меня, а не покупаете.

Витька кинул на прилавок деньги – широкая влюбчивая натура, – раздал всем по прянику, себе не взял, сдачу положил в нагрудный карман:

– С Крыма приехали? – осведомилась «Наталка с Киева».

– Вроде бы, – неопределенно ответил Витька.

По базару медленной уркаганской походкой шел Шаринец, хлюпик в кашне, настороженно косил рыжим глазом.

Витька напрягся, готовый к столкновению.

– Белка! – требовательно произнес Шаринец.

Белка не ответила на оклик Шаринца, вопросительно смотрела на Витьку, сильного, смелого, покупающего пряники.

Шаринец прошел, усмехаясь, как человек на рынке слишком значительный, чтобы связываться с такой мелкотой.

Но мелкота знала, что Шаринец боится Витьку, и это усиливало в них сознание своего могущества.

На своем дворе они тоже были хозяева. Старшие ребята их не трогали, боясь Витьку, сверстники хотели попасть в их компанию, но компании никто больше не нужен: они не могут всех взять в Крым. Они сидели в тени восьмиэтажного корпуса. Шныра и Фургон мелом рисовали на асфальте пальмы с высокой кроной, волнистое море, чаек, солнце с длинными лучами – все это должно было изображать Крым. Витька лениво поигрывал финским ножом и курил папиросы «Наша марка» – единственная трата из крымских денег, которую он себе позволял. Папиросу получил и Паштет. Шныре и Фургону дали затянуться. Шныра выказал наслаждение, которого не испытывал, Фургон закашлялся, Белке ничего не было дано – девочки не должны курить.

Идиллия была прервана появлением дворничихи с метлой.

– Весь двор разрисовали, безобразники!

Витька подкинул нож, ловко поймал за рукоятку.

– Ох, Витька, доиграешься, не миновать тебе тюрьмы. Тебя не жалко, мамашу твою жалко.

Витька симпатично улыбнулся, отчего финка в его руках стала выглядеть несколько зловеще.

На четвертом этаже открылось окно. Валентин Валентинович Навроцкий провел ладонью по подоконнику – чисто ли? Он был в светлом шевиотовом костюме. К окну подошел Юра – его больше не дразнили скаутом, но выглядел он высокомернее, чем прежде: долговязый, в бархатной толстовке, с белым бантом.

– Витька Буров, он же Альфонс Доде, гроза Арбата, – объяснил Юра, – и его банда: Шныра, Паштет, Белка и Фургон. Паштет и Белка – бывшие беспризорные, а сейчас безнадзорные. В чем разница – не знаю.

– Какой действительно толстый мальчик Фургон, – согласился Валентин Валентинович, – перекормлен.

– Его настоящее имя Андрей, фамилия Зимин, отец – инженер на фабрике.

– Сын инженера в такой компании?! А почему Альфонс Доде?

– Может быть, он чем-то напоминает Тартарена из Тараскона? Навряд ли… Почему, например, Паштет? Он паштета в глаза не видел. Все потенциальные уголовники начинают с кличек.

Во дворе появился Шаринец, уселся на скамейке у подъезда, ухмыляясь поглядывал на Витькину компанию.

– А это настоящий уголовник, профессиональный карманник, – сказал Юра.

– Карманник не самая видная, но вполне достойная воровская специальность, – смеясь, заметил Валентин Валентинович.

– Конкурент Витьки за влияние во дворе.

Подтверждая эти слова, Витька, демонстрируя свою власть, приказал:

– Фургон, скажи стих!

– Про хорошего человека.

Фургон ударил себя в грудь:

Рожа брита,
Грудь открыта,
Брюки клеш,
Даешь – берешь!

– Хороший стих, – похвалил Витька. – А еще знаешь?

– Про хорошего человека.

– Про хорошего человека больше не знаю, – признался Фургон.

– Фургон! – окликнул его Шаринец.

Фургон сделал неуверенное движение в сторону Шаринца, но его остановил грозный Витькин оклик:

– Так ведь он позвал.

Двумя пальцами Витька зажал Фургону нос.

– Брось, Витька! – неодобрительно заметил Шныра.

Фургон мотал головой, пытаясь вырваться.

– В другой раз оторву и голову, – пообещал Витька и сильно дернул рукой вниз.

Фургон освободился от железной Витькиной хватки, но ощущение было такое, будто у него оторвали нос, и Фургон не сумел сдержать слез.

Витькина власть была доказана действием и огорожена от посягательств Шаринца. Но когда Витька наказывал Фургона, во дворе появился Миша Поляков, по прежнему в кожаной куртке, из которой он порядочно вырос; под ней на рубашке виднелся комсомольский значок КИМ.

Витька лениво поднялся, поиграл финкой.

Юра дал справку:

– Миша Поляков, комсомольский активист… Как это там у них называется… Секретарь ячейки или председатель учкома – я в этом плохо разбираюсь.

– Сильный, видно, парень, – заметил Валентин Валентинович.

– Сильнее тот, кто смелее.

– Миша смелый только на собраниях, – сказал Юра.

Витька играл финкой:

– Ну что? Милицию позовешь? Беги зови, а то не успеешь. Арцы – и в воду концы!

«Арцы – и в воду концы» означало у Витьки высшую степень угрозы.

Неожиданным ударом Миша вышиб финку из Витькиной руки и наступил на нее ногой. Витька бросился на Мишу, они сцепились, не давая один другому дотянуться до ножа.

Читайте также:  Тяжёлый песок - краткое содержание рассказа Рыбакова

Нож поднял Саша Панкратов, во дворе его называли Сашка Фасон, не потому, что фасонил, а потому, что был красив: черноволосый мальчик с красным пионерским галстуком. Было ясно, что финку он Бурову не отдаст.

Подошли мужчины, растащили дерущихся. Витька пытался вырваться, но его держали крепко. Из окон выглядывали жильцы, во дворе собиралась толпа. Выбежала мать Фургона – Ольга Дмитриевна Зимина, миловидная женщина с нежным лицом.

– Андрюша! Что он с тобой сделал? Нож! Когда это прекратится наконец?

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Рыбаков Анатолий Наумович

Книга “Выстрел”

Оглавление

Читать

Возле пивной «Гротеск» прохаживался Витька Буров, по прозвищу Альфонс Доде. Пустые бутылки принимали во дворе пивной, и Витьке была видна вся очередь.

Замученный старичок, гномик в очках, опускал бутылки в ящик: темные – пивные, светлые – водочные, желтые – из под лимонада и ситро. Бутылки сдавал Шныра, а в очереди, которую Шныра загораживал спиной, Фургон, Паштет и Белка перекладывали бутылки из ящиков в свои сумки, собираясь продать их еще раз.

– Тридцать пять копеек, – объявил гномик Шныре, – так тебя учили в школе?

Шныра вынул кепку из кармана, нахлобучил на голову, на глаза, отошел, потом незаметно стал за Паштетом и наполнил свою кошелку бутылками из ящиков.

– Получай деньги, отнеси маме, ты хороший мальчик, – заключил гномик торг с Фургоном.

Ребятам все это казалось игрой, рискованной, но увлекательной и дающей заработок. Деньги им были нужны для поездки в Крым.

Сидя на разбитом асфальте, они сдавали выручку Витьке Бурову.

– Восемьдесят две копейки, – сказал Шныра.

– Молодец, хороший мальчик! – к удовольствию всей компании, передразнил Витька гномика. – Слушай маму!

– Пятьдесят восемь копеек, – сказал Фургон.

– Плохой мальчик, ленивый, выйди из класса!

– Девяносто три, – сказала Белка.

– Изюм – белый хлеб! – воскликнул Витька. Выше похвалы он не знал.

Они пошли по Смоленскому рынку, могучая компания, объединенная таинственной целью, имеющая бесстрашного вожака, который бесцеремонно всех расталкивал: «Куда прешь, не видишь – дети!» – фраза, тоже приводившая их в восторг.

Служащие в косоворотках, мануфактуристы в пиджачных парах, в галстуках и без галстуков, с бабочками и без бабочек, зеленщики в брезентовых и рыбники в кожаных фартуках, крестьяне в смазанных сапогах и крестьяне в лаптях, украинки в суконных свитках, китайцы с воздушными шарами и всякими бумажными чудесами, железнодорожники в форменных куртках, барышники, молочницы, холодные сапожники, точильщики, босяки – все это скопище людей двигалось, шумело, спорило, торговалось, пело, играло, плакало, проклинало, собиралось в толпы, растекалось по Новинскому и Смоленскому бульварам и по примыкающим к рынку переулкам.

Толстый, неповоротливый Фургон задержался около продавщицы с лотком на груди. «Моссельпром» было вышито на ее форменной фуражке золотым шнуром.

– Ириски, – доложил Фургон.

– Вывеска на голове, магазин на брюхе! – ответил Альфонс Доде.

Фургон понял, что ирисок не будет.

Суровое сердце Витьки дрогнуло только при виде рослой украинки в монистах, продававшей пряники в ларьке под вывеской: «Наталка с Киева».

Она заметила Витькин завороженный взгляд.

– Все вы дывытесь на меня, а не покупаете.

Витька кинул на прилавок деньги – широкая влюбчивая натура, – раздал всем по прянику, себе не взял, сдачу положил в нагрудный карман:

– С Крыма приехали? – осведомилась «Наталка с Киева».

– Вроде бы, – неопределенно ответил Витька.

По базару медленной уркаганской походкой шел Шаринец, хлюпик в кашне, настороженно косил рыжим глазом.

Витька напрягся, готовый к столкновению.

– Белка! – требовательно произнес Шаринец.

Белка не ответила на оклик Шаринца, вопросительно смотрела на Витьку, сильного, смелого, покупающего пряники.

Шаринец прошел, усмехаясь, как человек на рынке слишком значительный, чтобы связываться с такой мелкотой.

Но мелкота знала, что Шаринец боится Витьку, и это усиливало в них сознание своего могущества.

На своем дворе они тоже были хозяева. Старшие ребята их не трогали, боясь Витьку, сверстники хотели попасть в их компанию, но компании никто больше не нужен: они не могут всех взять в Крым. Они сидели в тени восьмиэтажного корпуса. Шныра и Фургон мелом рисовали на асфальте пальмы с высокой кроной, волнистое море, чаек, солнце с длинными лучами – все это должно было изображать Крым. Витька лениво поигрывал финским ножом и курил папиросы «Наша марка» – единственная трата из крымских денег, которую он себе позволял. Папиросу получил и Паштет. Шныре и Фургону дали затянуться. Шныра выказал наслаждение, которого не испытывал, Фургон закашлялся, Белке ничего не было дано – девочки не должны курить.

Идиллия была прервана появлением дворничихи с метлой.

– Весь двор разрисовали, безобразники!

Витька подкинул нож, ловко поймал за рукоятку.

– Ох, Витька, доиграешься, не миновать тебе тюрьмы. Тебя не жалко, мамашу твою жалко.

Витька симпатично улыбнулся, отчего финка в его руках стала выглядеть несколько зловеще.

На четвертом этаже открылось окно. Валентин Валентинович Навроцкий провел ладонью по подоконнику – чисто ли? Он был в светлом шевиотовом костюме. К окну подошел Юра – его больше не дразнили скаутом, но выглядел он высокомернее, чем прежде: долговязый, в бархатной толстовке, с белым бантом.

– Витька Буров, он же Альфонс Доде, гроза Арбата, – объяснил Юра, – и его банда: Шныра, Паштет, Белка и Фургон. Паштет и Белка – бывшие беспризорные, а сейчас безнадзорные. В чем разница – не знаю.

– Какой действительно толстый мальчик Фургон, – согласился Валентин Валентинович, – перекормлен.

– Его настоящее имя Андрей, фамилия Зимин, отец – инженер на фабрике.

– Сын инженера в такой компании?! А почему Альфонс Доде?

– Может быть, он чем то напоминает Тартарена из Тараскона? Навряд ли… Почему, например, Паштет? Он паштета в глаза не видел. Все потенциальные уголовники начинают с кличек.

Во дворе появился Шаринец, уселся на скамейке у подъезда, ухмыляясь поглядывал на Витькину компанию.

– А это настоящий уголовник, профессиональный карманник, – сказал Юра.

– Карманник не самая видная, но вполне достойная воровская специальность, – смеясь, заметил Валентин Валентинович.

– Конкурент Витьки за влияние во дворе.

Подтверждая эти слова, Витька, демонстрируя свою власть, приказал:

Краткое содержание повести Рыбакова «Выстрел»

1975
Краткое содержание повести
Читается за 13 минут, оригинал — 5 ч

Компания детей сдавала бутылки. Принимал тару «замученный старичок, гномик в очках». Дети обманывали его, воруя бутылки и сдавая их снова. Вырученные деньги сдавали главарю Витьке Бурову по кличке Альфонс Доде. У компании была цель — путешествие в Крым, на которое и копили. Под защитой взрослого вожака дети — Шныра, Паштет, Фургон и Белка — чувствовали себя хозяевами не только своего двора, но и окрестных улиц. Мелкий карманник Шаринец хотел занять место Бурова, но опасался с ним связываться. Двое из этой компании, Белка и Паштет, были безнадзорными. Фургоном называли Андрея, сына инженера Николая Львовича Зимина, жившего по соседству с Мишей Поляковым. Шныра, сын кладовщика Панфилова тоже происходил из благополучной семьи.

В тот день компания сидела во дворе. Шаринец следил за ними издали. Витька, утверждая власть над детьми, больно схватил Фургона за нос. Проходивший мимо Поляков вступился за мальчика. Витька выхватил финку. В драку вмешался милиционер, начал выяснять, кому принадлежит нож. Миша был комсомольским активистом, председателем учкома, но он тоже вырос в этом арбатском дворе и знал его закон: своих не выдавать. Белка заявила, что это Поляков хотел порезать Витьку, остальные молчали.

Свидетелями драки была не только банда Альфонса Доде, но и Валентин Валентинович Навроцкий с парнем Юрой. Навроцкий вмешался и восстановил справедливость. Юра, смазливый юноша в бархатной куртке с бантом на шее, сын известного врача, вмешиваться не стал. Он недолюбливал Мишу, а тот его презирал. Они были одноклассниками и вместе проходили практику на ткацкой фабрике. Юра занимался складским учётом, а Миша — отправкой товара. Был связан с фабрикой и Навроцкий, уполномоченный общества «Друг детей». Он закупал мануфактуру для предприятий общества.

Следующий день был у ребят «фабричным». Тогда и произошла история, заставившая Мишу задуматься. Товар Навроцкого долго не отгружали. Тем временем к кладовщику Панфилову, который проверял работу Юры, подошёл завсбытом Красавцев. После краткого разговора Панфилов велел отгружать продукцию, закупленную Навроцким. Сразу после отправки вагона Валентина Валентиновича в склад вошёл инженер Зимин и поинтересовался, зачем отправили вагон бракованной ткани, тогда как он велел Красавцеву задержать его для проверки. Завсбытом пришёл на склад до начала погрузки, но вагон не задержал. Напротив, погрузка резко ускорилась. Миша решил, что здесь скрывается какая-то афёра.

Вечером Миша зашёл в ресторан «Эрмитаж» за своим давним другом Славой, который работал там пианистом. От отца Славы ушла жена, он опустился, ушёл с работы, и парень был вынужден зарабатывать на жизнь. Ожидая друга, Миша неприязненно наблюдал за нэпманами, гуляющими в ресторане. За одним из столиков он заметил Навроцкого. Тот ужинал с Юрой и Людой Зиминой, дочерью инженера. Был в зале и Красавцев. Когда Юра и Люда пошли танцевать, Навроцкий подсел к Красавцеву и передал ему конверт с деньгами. Завсбытом заявил, что больше не может оформлять товар Валентина как бракованный — Зимин что-то заподозрил и требует документы. Навроцкого это не испугало. Документы на товар были в порядке, а сам товар давно ушёл. Валентин велел сообщнику устроить так, чтобы Зимин взял документы домой на выходные.

Влиять на Зимина Валентин решил через его дочь. Люда, красивая девочка, в школе считалась кокеткой, с ней не дружили, ведь её отец был «буржуазным спецом», окончившим английский колледж и до революции работавший на капиталистов. Навроцкий, красивый мужчина лет двадцати пяти, рассчитывал очаровать Люду. Ей же и Валентин, и Юра были безразличны. Девочке нравился не замечавший её Миша Поляков.

Домой Миша и Слава возвращались поздно вечером. Во дворе Полякова поджидал Витька Буров. Ему не понравилось вмешательство Миши в «воспитательный процесс», и он решил пригрозить Полякову. Комсомольский активист тоже умел драться и уступать не собирался. В ссору снова вмешался Навроцкий. Из дельца он на миг превратился в очень опасного человека и заставил Витьку отступить. Шаринец наблюдал за всем из темноты.

Обокрав буфет кинотеатра, Витька с компанией разместились на крыше. Чердак дома тоже был вотчиной шайки. Там, в небольшой клетушке, время от временно ночевал Буров. Там же хранились и «крымские» сбережения. Их краденый пир увидели Миша и Генка, поднявшиеся на крышу, чтобы смастерить антенну к самодельному радио. Во дворе радиолюбителей встретил Навроцкий, предложил им попользоваться настоящим итальянским радиоприёмником, но ребята от его навязчивой дружбы отказались. Витьке Бурову не понравилось вторжение комсомольцев на его территорию. Чердак заменял ему дом, туда он сбегал от отца-алкоголика и материнских упрёков. Будучи уже взрослым парнем, Витька нигде не работал. Профессия пекаря или сапожника его не устраивала. После путешествия в Крым Буров собирался стать мастером по лифтам. Его привлекала власть, которую он получит над жильцами дома.

Навроцкий готовился к капиталистическому будущему России, в котором он не сомневался. Афёра «коммерсанта» была проста. На фабрике он оформлял качественный товар, как бракованный или третьесортный, а затем сбывал его частниками втридорога. Сейчас Валентин Валентинович собирался украсть пять вагонов мануфактуры и залечь на дно. Но на его пути встал инженер Зимин со своими дотошными проверками. Миша Поляков тоже портил настроение Навроцкому своей непримиримостью.

Пригласив Юру в кафе «Эклер», Навроцкий попросил оказать дружескую услугу: достать из портфеля Люды ключи от квартиры Зиминых и передать ему на несколько часов. Эту странную просьбу Валентин объяснял желанием преподнести Ольге Дмитриевне, матери Люды, маленький сюрприз: оставить в квартире красивый маникюрный набор. Юра поверил этому объяснению. Он переборол свою трусость, и во время урока стащил ключи и передал их Навроцкому. Их встречу видел дежурный Саша Панкратов. Испугавшись, Юра наврал, что должен передать ключи отцу. Навроцкий вернул ключи на большой перемене. Юра положил их обратно и успокоился.

После уроков состоялся учко́м, на котором обсуждали поведение Витьки Бурова. Зайдя как-то к нему, Миша видел, как Витька защищает мать от пьяного отца, и начал воспринимать его по другому. Вечером после учко́ма Поляков зашёл к Белке. Девочка жила в подвальном закутке со старушкой, которая взяла её на воспитание. Миша решил устроит Белку работать на фабрику. На следующий день Миша заговорил об этом с Зиминым, и мальчика задело его безразличие к судьбе Белки. Был конец смены, и инженер собирался уходить, но тут к нему подошёл Красавцев с бумагами на брак. Зимину пришлось взять их домой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Рубцова В горнице

В тот же вечер семейство Зиминых отправлялось в театр — их пригласил Навроцкий. Дома оставался только Андрей-Фургон. На утро Николай Львович обнаружил, что документы на брак бесследно исчезли вместе с портфелем, украшенным именно́й монограммой. Обратиться в милицию Зимин побоялся: в пропаже документов могли обвинить Андрея, который дружил с сыном кладовщика. Инженер понимал: документы украли, чтобы скрыть афёру. Он велел Красавцеву собрать больше документов. Навроцкий решил, что Зимин пытается скрыть пропажу.

Витька был недоволен своими подопечными: Шныра видел, как Белка разговаривала с Шаринцом. Буров не хотел терять влияние на детей и бдительно следил за ними. Он не знал, что Миша пригласил Шныру и Паштета в цирк, где под псевдонимом Элен Буш выступала его давняя знакомая Елена Фролова. Она превратилась в очень красивую девушку, и Миша был тайно в неё влюблён. В цирке Поляков встретил Навроцкого. Тому тоже нравилась Элен Буш.

Тем временем Зимины собирались на дачу. Николай Львович решил оставить новые документы дома, рассчитывая, что их тоже попытаются украсть. Посадив жену и дочь на поезд, Зимин вернулся в квартиру поджидать воров.

Домой Миша и Навроцкий возвращались поздно вечером. Уже во дворе они услышали выстрел, донёсшийся от подъезда, где жили Зимины. Вбежав в подъезд, Миша и Валентин услышали топот: кто-то бежал вверх по лестнице. Вскоре шаги затихли — неизвестный ушёл через чердак. Поднявшись на этаж, Миша увидел на пороге квартиры Зиминых полуодетого Андрея. За ним, в прихожей, лежал труп Николая Львовича. Прибывших вскоре милиционеров Миша проводил на чердак. Обыскав помещение, милиционеры нашли украденный портфель Зимина. Там же арестовали и подозреваемого — Витьку Бурова, который мирно спал в своей клетушке. Отпустили свидетелей только под утро. Миша очень устал, но всё же заметил «на лице Навроцкого выражения плохо скрываемой тревоги, напряжённости, готовности к любым неожиданностям».

Миша знал Витьку Бурова с детства и был убёжден, что он не способен убить человека. Поляков считал, что преступление было совершено по приказу Навроцкого. Он рассказал обо всём своим друзьям Генке и Славе, надеясь, что вместе они раскроют новую тайну. Однако на этот раз друзья Мишу не поддержали. Генка считал Борьку бандитом, способным на всё. Слава предположил, что «Зимин запутался в связях с какими то неизвестными нам дельцами, и его убили», и к документам на брак, которых злоумышленник не тронул, убийство отношения не имеет.

Помочь Мише вытащить Борьку из беды никто не захотел, но сдаваться Поляков не привык. Прежде всего он расспросил Андрея Зимина и выяснил, что о поездке на дачу мальчик рассказал своей компании, в том числе и Витьке. От Шныры Миша узнал, что Белка общалась с карманником Шаринцом, который часто бывал на чердаке — искал «крымские» накопления. На чердак он пробирался по крыше из соседнего подъезда. Миша решил это проверить и столкнулся с Шаринцом. Он был чересчур говорлив, и «Миша почувствовал возбуждённость человека к чему то причастного». На следующий день Поляков поручил Шныре следить на Шаринцом и Белкой.

Навроцкий считал себя непричастным к преступлению, но чувствовал, что его время подходит к концу. Он спешил провернуть афёру и торопил испуганного Красавцева. Шаринец был завсегдатаем пивной «Гротеск», расположенной в одном из злачных закоулков Арбата. Наблюдая за ним, Шныра и Паштет видели, как эту же пивную посещал Валентин Валентинович. Вскоре Шаринец вышел из пивной вместе с незнакомым человеком, и ребята пошли следом.

Подозрения Миши в виновности карманника укрепились. В уверенность они превратились после слов Белки: девочка сказала Шныре и Паштету, что Витька сидит из-за Шаринца. Вскоре Полякова вызвал его давний знакомый следователь Свиридов. Миша рассказал ему и об афёре Навроцкого, и о том, что узнал от Шныры. К сожалению, Миша опоздал: Шаринец был убит в тот вечер, когда дети следили за ним. Видимо, карманника убил незнакомец, вышедший с ним из пивной. При этом калибр убившей его пули и размер оружия, из которого убили Зимина, совпадали. Документы, украденные у Николая Львовича, кто-то подкинул в почтовый ящик Зиминых. Пытаясь узнать, кто это сделал, Миша расспросил Сашу Панкратова, жившего в том же подъезде, и узнал о встрече Юры и Навроцкого во время уроков. Позже, встретив Юру и Люду Зимину на школьной лестнице, Поляков начал расспрашивать его о Навроцком. Отвечать Мише парень отказался, но Люде соврать не смог и рассказал ей о сюрпризе Валентина Валентиновича. Узнав, что никакого маникюрного набора Людина мать не получала, Юра понял, что Навроцкий втянул его в грязное дело, и испугался.

Он пошёл к Валентнну, надеясь, что тот его переубедит и успокоит, но объяснения Навроцкого заставили парня сомневаться ещё больше. Выбрав из всех зол меньшее, Юра рассказал об афёре на фабрике Славе, считая его самым интеллигентным из трёх друзей. К выпускному Навроцкий подготовил Юре подарок — шикарный круиз по Чёрному морю. Парень решил, что Валентин хочет заманить его подальше от дома и убить. Тем временем Слава решил, что слишком погрузился в свои неприятности и отстранился от чужих несчастий. Он собрал друзей, чтобы рассказать им о визите Юры, но тот явился к ним сам и потребовал встречи со следователем.

Свиридов решил, что Навроцкий сделал копии ключей и передал их Шаринцу. Пока было неясно — зачем, ведь документы не могли навредить Навроцкому. Следователь пригласил Шныру и Паштета, которые по фотографии опознали человека, вышедшего с Шаринцом из пивной. Им оказался вор Серенький. Он состоял «шестёркой» при матёром воре-рецидивисте Василии Ивановиче, который сбежал из тюрьмы и скрывался. Проведя облаву на «Гротеск», Свиридов арестовал обоих. Василий Иванович рассказал, что Шаринец действительно украл для Навроцкого бумаги, но потом испугался и попросил у «князя» защиты. Этих показаний хватало для ареста Валентина Валентиновича. На самом деле Шаринец нарушил воровской закон — вернулся в богатую квартиру, нарвался на Зимина и убил его. Навроцкий рассказал об убийстве Василию Ивановичу, и тот приказал казнить виновного.

Навроцкий чувствовал, что круг смыкается. Он отправился на фабрику, чтобы поторопить Красавцева, увидел там следователя и понял, что пора бежать. Он отправил свой последний вагон, вышел за ворота и исчез.

Через несколько дней, провожая Элен на гастроли, Миша узнал, что она выходит замуж за своего циркового партнёра. «Детство кончилось… Эллен — это тоже его детство, маленькая циркачка, так поразившая когда то его воображение» Зайдя в свой двор, поляков увидел Витьку Бурого, похудевшего, остриженного, но свободного.

«Выстрел» А. С. Пушкин Кратко

Александр Сергеевич Пушкин
Повесть «Выстрел» Краткое содержание

Повесть «Выстрел» Александр Сергеевич написал в 1830 году в Болдино. Эта история входит в цикл из пяти прозаических повествований под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Иван Белкин — «одушевлённый» Пушкиным персонаж, молодой владелец поместья, для развлечения время от времени баловавшийся писательством. Из-под его пера вышли пять повестей, в том числе «Выстрел», и он же выступил автором «Истории села Горюхина». Произведение «Выстрел» написано в струе только зарождавшегося в то время в литературе течения реализм, к которому тяготел Пушкин.

Очень краткий пересказ сюжета повести А.С.Пушкина «Выстрел»

Автор делится историей о Сильвио — метким в стрельбе и очень принципиальном в жизни человеке. Сильвио сразился на дуэли с молодым графом. Противник стрелял первым и промахнулся. А Сильвио, заметив, что в молодом человеке нет ни капли страха или сожаления, разозлился и решил отложить своё право выстрела.

Спустя шесть лет, когда его недруг женился, Сильвио отправился к нему в деревню, чтобы воспользоваться отложенным правом. Граф вновь стрелял первым и не попал. Сильвио навёл прицел на старого обидчика, но увидев искренний страх в его глазах и на лице его супруги, намерено промахнулся. Он лишь выстрелил в картину и покинул дом супружеской пары. По слухам Сильвио погиб, принимая участие в греческих восстаниях.

Сюжет «Выстрела» выстроен необычно. Рассказ состоит из двух разделов, написанных со слов разных источников — начало истории положено гусаром в отставке Сильвио, а заключение исходит со слов графа Б***.

Чтение пересказа никогда не даст полной картины раскрытой автором литературного произведения. Особенно это касается классической русской литературы. Но понять и запомнить основное в развитии сюжета можно и с помощью краткого содержания.

Однако, прежде чем ознакомиться с очень кратким содержанием «Выстрела», необходимо узнать характеристики персонажей повести, запомнить главных героев рассказа. Это поможет лучше вникнуть в суть сюжетной линии повествования, чтобы качественно подготовиться к самостоятельной работе, тесту или уроку литературы.

Главные герои повести «Выстрел»

  • Сильвио — угрюмый гусар в отставке, великолепный стрелок.
  • Рассказчик — армейский офицер, лично знакомый со всеми героями и ведущий повествование.

Второстепенные герои повести «Выстрел»

  • Граф Б*** — мужчина, которому чуть больше тридцати, приятной внешности, состоятельный помещик. В молодости был отъявленным повесой, стрелялся с Сильвио на дуэли.
  • Графиня Б*** — красавица Маша, во второй части повести — супруга графа.

Краткое содержание одной из повестей Белкина «Выстрел» подробно по главам

По структуре литературное произведение состоит из двух глав, одна из которых раскрывает зачин истории, другая — подводит к развязке спустя несколько лет. Две части произведения схожи тем, что рассказ идёт от лица одного автора, и отличаются тем, что рассказчик опирается на разные источники в своём повествовании.

Глава 1. История провальной дуэли между Сильвио и графом Б***

Рассказчик, российский офицер, делится историей своего знакомства с гусаром Сильвио. Все вокруг считали этого знакомого странным, угрюмым и загадочным человеком. Он никогда не был болтлив, но однажды под действием обстоятельств срочного отъезда поведал рассказчику историю своей дуэли, поединка шестилетней давности, развязка которого должна будет произойти со дня на день.

Сильвио случилось стреляться на дуэли с одним юным графом, баловнем судьбы и повесой. Граф стрелял первым и промахнулся, подписав себе «смертный приговор», ведь его противник был отличным стрелком. Обозлённый тем, что пуля противника повредила ему военный головной убор, гусар поднял своё оружие. Но, когда Сильвио прицелился, он увидел, что легкомысленный юноша совершенно равнодушен к происходящему — ест черешню и не испытывает ни капли страха. Такое поведение возмутило гусара, и он отказался выстрелить. Граф оставил противнику право на выстрел. Сильвио много времени продумывал план мести, сразу после дуэли он оставил службу и уехал. Решение пришло само собой, спустя шесть лет граф женится, и оскорблённый им когда-то гусар решает взять право своего выстрела в этот радостный момент жизни обидчика.

Глава 2. Реванш Сильвио со слов графа Б***

Спустя несколько лет после беседы с Сильвио рассказчик знакомится с графом Б***. И из его уст он узнаёт чем закончилась история той самой дуэли. Граф и его молодая жена после венчания переехали в деревню, туда же прибыл решительно настроенный Сильвио. Гусар в отставке настоял на новой дуэли, заявляя, что имеет право выстрелить, но не станет этого делать, если граф останется безоружным. Граф вынужден был согласиться и вновь стрелял первым. Он промахнулся, попав в одну из картин в своём доме. Всё происходило в присутствии молодой супруги графа Маши. Торжествующий Сильвио прицелился в ответ, но заметив долгожданный испуг в глазах противника и слёзы в глазах его жены, он выстрелил в туже картину намеренно. Он был отомщён, и убивать графа, тем более на глазах молодой жены, больше не было необходимости. Сильвио погиб несколько позже во времена греческих восстаний в серьёзной битве под Скулянами.

Заключение и выводы по произведению «Выстрел»

Александру Сергеевичу свойственно размышлять на тему судьбы, судьбоносных решений и права на выбор в процессе жизненного пути. В цикле прозаических повествований «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и, особенно, в повести «Выстрел» он поднимает значение влияния судьбы на человеческие жизни, поступки и решения. Великий литератор размышляет о многом, делясь своими предположениями и выводами со своим читателем. Можно ли распоряжаться чьей-либо жизнью ради удовлетворения чего-то личностного? Стоит ли ради своих амбиций отнимать у другого человека право на счастье или, тем более, жизнь? Имеет ли право человеческое существо решать чью-то судьбу в угоду себе? Главный герой повествования вовремя одумался и увидел в своём противнике обычного человека, а не какую-то «недостигнутую цель». Он поступил мудро и простил врагу обиду. Он смог оставить на совести графа принесённое ему когда-то оскорбление и уйти из дома молодой пары не убийцей, а человеком.

Ссылка на основную публикацию