Эссе на тему Современное образование (сочинение-рассуждение)

Эссе «Современное образование: необходимость, деятельность, результативность» (2013)
статья на тему

Материал IV Международного форума “Перспективы образования” (2013)

Скачать:

ВложениеРазмер
boyarskaya_kirzhachskiy_rayon_mkou_barsovskaya_sosh.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современное образование: необходимость, деятельность, результативность»

Боярская Мария Николаевна – зам. директора по ВР

МОУ Барсовская СОШ

Владимирская область, Киржачский район, п. Барсово

На протяжении все своей жизни, начиная с рождения, человек чему-то учиться – выражать свои эмоции, желания, ходить, говорить, читать, писать, решать проблемы и т.д., получает образование сначала дошкольное, потом школьное, высшее, профессиональное, дополнительное. « Образование — процесс, свойственный личности в течение всего периода активной социальной жизнедеятельности, и как таковой он совершается в самых различных формах».

В настоящее время функции образования, школы и профессиональный статус педагога усложняются под воздействием происходящих в обществе изменений. Прежде всего, новые условия, связанные с изменениями в образовании и в школе выдвигают новые требования, и ключевые компетенции педагогов и учащихся формулируются, как ответ на эти требования.

Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономики, науки, культура, подходы и концепции. В связи с этим возрастает необходимость в развитии самой личности, ее качественных изменений, ответственности и готовности к самореализации, способности социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Одним из ключевых качеств компетентной личности в связи с новыми задачами образования становится такое личное свойство, как инициативность и готовность к переменам. Сразу вспоминается мысль Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнется на изменения». Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений, сам “взрыв информации” приводят к ускорению процесса старения знаний. Отсюда потребность в развитии работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни (повышение квалификации). Таким образом, развитие «многомерного человека» необходимо и возможно в информационном обществе, где производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда, от человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Так как информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы, то в условиях современного образования необходимо обеспечение перехода к фундаментальному образованию – базе, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию в зависимости от интересов личности. Кроме того, просто необходимо формирование электронной грамотности личности, освоения компьютерных технологий.

В условиях современного образования наиболее актуальным становится деятельностный характер и является залогом повышения эффективности образования, так как «способности проявляются и развиваются в деятельности». При этом личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Актуален переход на личностно-ориентированную и компетентностную модели. Реализация личностно-ориентированной модели в нашей школе имеет положительные, довольно высокие результаты. Ведь творческий, постоянно самосовершенствующийся учитель без труда проводит дифференциацию содержания учебных заданий (по уровню творчества; по уровню трудности; по объёму) с учетом возрастных особенностей и склонностей учащихся, применяет различные технологии формы занятий для активизации учебной деятельности, здоровье сберегающие технологии в процессе обучения. Кроме того успешно реализуется исследовательская и проектная деятельность по всем учебным дисциплинам. Для обеспечения индивидуальной траектории развития учащихся введена профильная старшая школа (последовательный переход к которой предусмотрен Федеральной программой развития образования). А это и есть, я думаю, реальная организационная форма реализации компетентностной модели образования.

Любая деятельность сопровождается взаимодействием с различными людьми, субъектами образования, информационными потоками. Необходимостью умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться обусловлено осуществление диалоговых форм общения, т.е. умение сопоставлять и анализировать разные точки зрения, подходы к проблеме; вступать в диалог с автором (соглашаться или нет, уточнять, выявлять условия правоты автора или своей позиции…); представлять сложную природу мира (неоднозначность). На основании диалогичности формируются различные компетенции, которыми должен обладать учащийся в условиях современного образования: формирование собственного мнения, личностной оценки (субъективность), способность опираться на личный опыт и заинтересованность учащихся в обсуждении проблемы (личностность знания), способность видеть проблему, готовность находить различные пути решения увиденной проблемы (компетенция в решении проблем), способность соотнести себя с миром ценностей, толлерантность (аксиологическая компетенция), работа с информацией, восприятие и интерпретация информации, восприятие авторской позиции и формулирование своей точки зрения на обсуждаемую проблему в виде целостного текста, отвечающего заданным требованиям (коммуникативная компетенция) и т.д. Поэтому в процессе обучения ученики не только слушают мой рассказ, но и постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывая свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают то содержание, которое закреплено научным знанием.

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. На мой взгляд важным результатом является личностное знание, которое должно быть выведено самим учеником, учитель выступает лишь в роли наставника, который учит приобретать знания, применять их в различных жизненных ситуациях, создавая проблемные ситуации в виде учебных задач, побуждая учащегося к самостоятельному поиску решений. Формирование личностного знания необходимо начинать с заинтересованного отношения к предмету познания, мотивации на успех, кроме того необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности обучаемого в процессе познания. Наиболее результативным приемом формирование личностного знания считаю создание проблемной ситуации в виде учебной задачи, пробуждающей интерес учащегося, вовлекающей его в самостоятельный поиск решений, поиск новой информации – добывание знаний.

Качество образования не сводится к отдельным свойствам объекта, а выражает целостную характеристику функционального единства его существенных свойств. Внутреннюю основу качества образования составляют степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей; уровень достижения образованием поставленных целей; соответствие его определенным нормам. Семья (являясь социальным институтом государства) и само государство заинтересованно в высоком качестве образования. Чтобы удовлетворить это заказ необходимо, прежде всего, сформировать такие базовые качества, как самореализация, способность решать проблемы, адаптивность, социализация, гражданственность, толерантность, диалог культур, культуросообразность, духовность. Формируя базовые качества, тем самым развиваем необходимые компетенции ведущих идей образования (субъектность, диалогичность, личностное знание) и метапредметных компетенций (компетенции в решении проблем, когнитивность , коммуникативность, аксиологичность, гражданская позиция, культуроведение), которыми должен научиться владеть учащийся для достижения высоких личностных, метапредметных и предметных результатов.

Стремительное развитие информационного общества, переход к фундаментальному образованию, развитие «многомерного человека» в идеале находятся, все-таки, в противоречии с действительностью, задача формирования всестороннеразвитой личности, потребность в которой испытывает информационное общество, полностью не реализована , лишь некоторый процент учащихся проявляют способность к планированию, самоконтролю, самооценке, коррекции, у некоторых действия носят не активный характер, не сознательный, в некоторых случаях наблюдается недоразвитие способности к саморазвитию, самореализации, а часть учащихся и вовсе пассивны, проявляют способности репродуктивного характера.

Таким образом, самосовершенствование – есть путь к достижению поставленной перед обществом и личностью целью. Да, как много сегодня ложится на плечи педагога. Но, как утверждает народная мудрость, дорогу осилит идущий…

Сочинение на тему Образование

Образование играет очень важную роль в жизни каждого человека. Ведь образованный и грамотный человек имеет больше возможностей реализоваться и добиться высоких успехов, чем человек, не имеющий образование. Образование является ценным приобретением в наше время.

Образованный человек является хорошим специалистом в своей сфере, а следовательно стремительно идет по карьерной лестнице, развивается, добивается высот и больше зарабатывает. Под образованным человеком понимается также, что он должен иметь широкий кругозор, быть начитанным, разбирающимся во многих вопросах, а не только в своей сфере, но также быть воспитанным. Образованный человек постоянно развивает свои возможности.

Образование начинается со школьных ступень, оно имеет значимую роль для людей. Такое образование дает основу и дорогу к дальнейшему развитию образования. Образование, которое нам дали в школе является начальным и средним. Затем, после окончания высшего учебного заведения, человек имеет Высшее образование. Сегодня оно очень ценится в нашей жизни. Оно оказывает помощь нам в выборе хорошей должности.

Затем в жизнь вступает, так называемое практическое образование. Ему обучаются на работе. Также существует тип образования, именуемое самообразованием. Это дополнительные навыки совершенствования, получаемые самостоятельно с помощью разной литературы, интернета, обучающих курсов.

Детям, начиная с малых лет, прививают любовь к чтению. Ведь чтение является залогом успехов в учебе. Взрослые пытаются обеспечить своих детей грамотными специалистами, беспокоясь о том, чтобы они учились и получали знания. Родители всегда обеспокоены будущим своего ребенка. А значит в дальнейшем, наша страна будет еще больше развитой, так как в ней будут проживать еще больше образованных людей и грамотных специалистов.

При получении образования, человек получает весь мир перед своими глазами. Кто-то хочет просто получить его “для галочки”, а кто-то реально получает наслаждение от знаний. У кого-то имеется даже несколько образований, а кто-то считает, что достаточно и одного среднего и привык плыть по течению.

Образование является неотъемлемой составляющей жизни. Ведь без него человек не мог бы даже читать, писать, считать, не знал бы элементарных правил и технику безопасности. У умного грамотного человека намного больше шансов реализоваться и раскрыть свои таланты.

2 сочинение

Что же такое образование? Образование играет в нашей жизни очень большую и значимую роль. Образование можно так сказать создаёт и даже в некоторых случаях определяет наше будущее. Получая образование, мы смело можем идти на работу и наконец, зарабатывать деньги себе на жизнь и существование в этом мире.

Всегда все стремились получить образование. Люди буквально гонятся за ним, отдавая все свои силы. Ведь образование всегда воспринимали в серьёз. Это как ценная рукопись. Которая ценится из поколения в поколение. Ведь наш мир начнёт развиваться именно от того какое у тебя будет образование, ведь может именно ты тот самый человек который готов горы свернуть и изменить этот мир в лучшую сторону. Получая образование люди, просто становятся более образованные и не прохлаждаются просто так сидя на улице. Они учатся, познают каждый день новое и работают сами над собой.

Когда человек выучился и получил своё заветное образование, он может стать профессионалом в своей сфере, в своей профессии. Но он также может и не идти по своей специальности работать дальше, возможно за пару лет обучения у него уже поменялись вкусы и точка цели. Если же человек идёт работать по своей специальность, то ему нужно развить свой профессиональный опыт, он должен стать ещё лучше, чем он был. Тем самым человек может из обычного рабочего пробиться в верха и может стать профессионалом в своей сфере деятельности.

Но стоит отметить, что не только образование даёт тебе толчок в жизни. Вовсе нет. Если у тебя формально нет головы на плечах, то ты не станешь успешным, богатым, в какой-то сфере даже особенным. Ты будешь как все. Ведь чтобы стать лучше других, нужно думать не так как другие, действовать не так как другие люди, не нужно быть серой массой в круге людей, нужно быть даже возможно не много особенным, искать к одному делу разные подходы решения и т.д.

Образование нам даёт то, что не даст нам больше жизнь. Образование необходимо для формирования личности. Образование даёт понять какой у тебя талант, в какой сфере ты разбираешься лучше всех, а в какой нет, в какой сфере ты особенный, а в какой не очень. Человек, который не знает чем будет заниматься в жизни, может решить это благодаря образованию. Ведь он поймет, где он силён в какой профессии и начнёт полностью отдавать себя той или иной деятельности!

Многие родители хотят помочь ребёнку с выбором образование. Но не нужно идти туда, куда скажут родители. Ведь эта твоя жизнь и только ты в праве решать кем ты хочешь стать в этом мире!

Образование

Популярные сочинения

Школьные занятие подошли к концу, начались долгожданные каникулы, а сними и жаркое лето. Лето чудесная пора, которая открывает большое количество возможностей для отдыха

На известной картине Карла Брюллова изображены две дочери русского купца-коннозаводчика Афанасия Шишмарева – Александра и Ольга. Заказ художник выполнил в 1839 году, нарушив привычные рамки написания портретов.

Каждый человек хочет побеждать во всем, чего касается, но к сожалению, так бывает не всегда. Кто-то стремится к победе в разных конкурсах и отборах, а кому-то достаточно просто побороть свою лень

Эссе «Мой взгляд на систему образования»

Светлана Васильева
Эссе «Мой взгляд на систему образования»

В жизни каждого человека наступает момент, когда человек дает переоценку жизненным ценностям. Это определяет его дальнейший путь. Вопрос переоценки, несомненно, является ключевым. К примеру, возьмем систему образования. Несмотря на то, что многие современные люди находят себя в областях, не связанных с системой образования, тем не менее, она, эта система, является существенной частью их жизни. Дети посещают дошкольные учреждения, в которых их обучают элементарным основам математики, развивают речь, формируют коммуникативные и трудовые навыки, дают физическое воспитание, прививают интерес к музыкальному и художественному искусству, к детской литературе, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Достигнув школьного возраста, школьники продолжают обучение в общеобразовательных школах, и, параллельно, наиболее одаренные в той или иной области, обучаются в школах искусств, спортивных и других школах, по окончании которых поступают и продолжают учебу в высших учебных заведениях.

Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть муниципальных образований по стране находится в сельской местности. Поэтому главной проблемой в модернизации системы образования Российской Федерации является наличие качественного и эффективного обучения в сельских образовательных учреждениях. Для решения этой проблемы необходимы педагоги, владеющие специальными знаниями, имеющие творческий потенциал и умеющие грамотно и творчески обучать детей, используя свои знания и опыт лучших педагогов страны.

Более того, в современных условиях педагогам, занятым в сфере образования и претендующим на ведущие позиции на рынке образовательных услуг, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной педагогики в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области новых педагогических технологий, позволит российской системе образования выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. А также слаженная работа и понимание важности процессов всеми тремя сторонами – обучающимися, педагогами и родителями – являются основными моментами успеха в любом деле.

В заключение отмечу, что во время многолетней работы в образовательных учреждениях мною были освоены не только методы преподавания, но также были получены дополнительные знания и навыки использования современных коммуникационных технологий, которые необходимы каждому современному учителю. Была понята сама система образования. На мой взгляд, не просто знания, а именно понимание процесса современного эффективного обучения отличает обычного учителя от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения. Только совместными усилиями, в триединстве, Педагог – Ученик – Родитель или иные законные представители ребенка-обучающегося, возможно модернизировать систему образования.

Эссе учителя начальных классов «Я — учитель, или Осмысление собственного «Я»: взгляд со стороны и из глубин учительской души» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ» Учителя начальных классов МОУ «СОШ ЗАТО Михайловский» Гарьковой Татьяны Алексеевны Я – учитель, или Осмысление.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Эссе «Миссия педагога. Взгляд изнутри» Жара… Нещадное августовское солнце испепелило землю. Пыль серым велюром покрыла поверхность, придавая монотонность ландшафту уходящего лета.

Эссе «Моя философия дошкольного образования» Моя философия дошкольного образования Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь.

Эссе «Моя философия дошкольного образования» «Моя философия дошкольного образования» Дети — это самое лучшее, что есть в нашей жизни. Именно им мы отдаём частичку своей души, частичку.

Эссе «Моя философия дошкольного образования» КРУГЛЫЙ ГОД Учитель! Он всегда в дороге, В заботах, поиске, тревоге, И никогда покоя нет! Он сам себя всех строже судит, Он весь земной,.

Эссе педагога дополнительного образования «Моя педагогическая философия» Когда я была маленькая, моя бабушка брала меня к себе в гости на выходные. Дома мы без дела не сидели: лепили пельмени, стряпали печенье,.

Эссе «Психологическое пространство в системе современного образования» Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро. Императрица Александра.

Эссе «Специалист дошкольного образования будущего: ориентиры и ценности» «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» Д. Б. Кабалевский Музыкальный руководитель детского.

Эссе “Роль образования в жизни современного человека”

Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний. Многие стремятся больше знать, совершенствоваться. Как известно, существует несколько ступеней образования: начальное, неполное среднее, полное среднее, среднее профессиональное, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Каждый имеет право выбирать, что ему подходит, чего он хочет добиться… Но нуждаемся ли мы в образовании? Может быть, не стоит тратить столько сил и времени на изучение теории, сколько приходится просиживать современному молодому человеку за учебниками, пока он наконец – то приобретёт диплом специалиста в той или иной области.

Я считаю, что, безусловно, нуждаемся. В современном мире существует конкуренция, причем во всех сферах деятельности, образование – не исключение. Сейчас в престижные ВУЗы поступить очень нелегко, там проходит жесткий отбор абитуриентов. Это происходит в связи с желанием людей иметь высокооплачиваемую работу. А её может получить лишь специалист, обладающий высокими профессиональными качествами, которые приобретаются во время обучения в ВУЗе, а затем совершенствуются на практике.

В настоящее время очень многие люди в нашей стране имеют высшее образование, а значит, общий уровень образованности россиян должен быть достаточно высок. Но так ли это? Статистика подтверждает, что уровень образованности снижается. Все чаще на улицах городов, на вывесках, в объявлениях можно заметить банальные орфографические ошибки, а большинство людей этого даже не замечают. Пороги проходных баллов ЕГЭ по ряду предметов снижаются, так как выпускники школ просто не могут выполнить задания на удовлетворительные оценки. Заставляет задуматься такой пример: недавно социологи провели проверку грамотности россиян. Для этого они раздали КИМы ЕГЭ по русскому языку людям, закончившим школу десять лет назад. Для выполнения им дали задания части А. Когда же сравнили их результаты с результатами нынешних выпускников, то оказалось, что люди, закончившие школу десять лет назад, набрали больше баллов за часть А, нежели нынешние выпускники за всю работу полностью. А ведь они готовились! Из этого следует вывод, что мы, молодое поколение, нуждаемся в образовании, причем нужно повышать его качество. А это возможно лишь тогда, когда школьники и студенты осознают личную ответственность за качество своих знаний. Ведь учёба – это нелёгкий труд, поэтому, входя в класс или в студенческую аудиторию, всегда необходимо об этом помнить.

Но, несмотря на данные неутешительные факты, Российская Федерация является одной из самых образованных стран мира. Наше правительство заинтересовано в том, чтобы молодёжь, которой предстоит строить Россию будущего, постоянно пополняла запас знаний. Ведь без разносторонних знаний невозможно идти в ногу со временем: в полной мере овладеть всеми современными технологиями. Не секрет, что сейчас в мире идёт информационная война, и кто быстрее овладеет информацией, тот и окажется победителем. Вот почему в нашей стране ежегодно выделяются средства на проведение различных конкурсов, олимпиад, грантов и других мероприятий по поддержке молодых людей в их творческой и научной деятельности. Также организуются летние лагеря и школы с изучением иностранных языков, что тоже в современных условиях немаловажно. Даже в таком небольшом городке, как наш, видны значительные перемены в отношении местных властей к образованию. Так, в конце мая этого года были награждены победители городского конкурса грантовой поддержки одарённых учащихся, получившие сертификаты на двадцать тысяч рублей. Среди них посчастливилось оказаться и мне. Я стала победительницей в номинации «Интеллектуал». Естественно, когда чувствуется такое внимание, то появляется желание ещё лучше учиться и активнее участвовать в различных творческих конкурсах.

Значит, правительство создаёт все условия для образования молодого поколения. Но мало одних условий и поощрений, нужно старание и рвение к учебе со стороны каждого из нас. Многим молодым людям сидеть за учебниками кажется скучным занятием. Современные дети окружены гаджетами, играми, виртуальным миром, но ведь это появилось не по мановению волшебной палочки. И мобильные телефоны, и компьютеры – все создано людьми, которые овладели научными знаниями. Поэтому каждому школьнику нужно задумываться над тем, чего он хочет добиться в этой жизни, кем он станет в будущем, какую пользу сможет принести своему Отечеству…

Образование всегда было одной из важнейших частей государственной политики, так как от его качества зависит будущее страны. Вот почему оно постоянно совершенствуется. Нам, школьникам, тоже необходимо стремиться к новому. Для этого у нас есть все возможности. В частности, помощником для приобретения знаний и расширения кругозора является Интернет, если его, конечно, использовать не только для игр. Хотя все мы разные, но нас объединяет одно – стремление найти своё место в жизни. А помочь нам в этом может лишь современное образование, которое позволяет поверить в то, что предела нашим возможностям нет.

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Автор: Романова Ирина Игоревна, ученица 9 “Б” класса, МБОУ СОШ № 4 г. Можги Удмуртской Республики

Сочинение на тему: Образование и его роль в жизни человека и в современном мире – примеры текстов

Значение полученных знаний

Вместе с образованием человек получает старинный опыт, который приобретали и накапливали его предки в течение тысяч лет. Мудрость прошлого он использует для жизни в настоящем времени и развития в будущем.

Но при этом школьный аттестат и университетский диплом не гарантируют высокого уровня образованности. Они необходимы для дальнейшего развития — поступления в вузы, устройства на работу, продвижения по карьерной лестнице. В моральном плане такие документы не могут возвысить одного человека над другим, поскольку их нужно подкреплять знаниями. Многогранность личности складывается из ряда факторов, к которым можно отнести:

  • базовое и высшее образование;
  • духовное развитие;
  • соблюдение принципов, норм морали и правил поведения;
  • реализацию потенциала в обществе;
  • желание совершенствоваться;
  • приобретение профессионального и жизненного опыта.

Образованный человек всегда остается носителем своей культуры и привитой морали, в каких условиях он бы ни находился.

Этапы образования

Образовательный процесс начинается с самого рождения и практически не прекращается до конца жизни. Сначала ребенок учится разговаривать, ходить, выполнять другие функции. Позже он приобретает навыки, а родители занимаются его воспитанием. Не только в школе детям дают полезные знания, сама жизнь учит их. Но любой человек проходит несколько этапов образования:

  • начальное;
  • школьное;
  • высшее;
  • практическое;
  • самостоятельное.

До начального этапа происходит развитие личности. Ребенок изучает окружающий мир, продолжая при этом играть. Он ведет себя по примеру взрослых, получает основные навыки. Только после этого наступает второй этап — начальное образование. Это период, когда детям прививают правила поведения, готовят их к дальнейшей учебе, знакомят с моральными устоями и принципами. Заниматься таким образованием родители могут самостоятельно, но чаще всего ребенка отдают в детский сад или нанимают частного воспитателя.

Фундаментальные знания дети получают в школе. Здесь они изучают множество разных дисциплин, учатся писать и читать, знакомятся с естественными и точными науками, иностранными языками, историей других стран и континентов. Уже в школе ребенок понимает всю важность образования в современном мире. В старших классах на основе полученных знаний и личных предпочтений он готовится к выбранной профессии.

Рамки сужаются при обучении в университете. Здесь идет уклон на определенную специальность, студенты подготавливаются ко взрослой жизни. В этом случае значение образования заключается в приобретении необходимых навыков для работы. После выпуска личность ищет подходящую должность, а когда занимает ее, получает практические знания. Позже эти навыки превратятся в опыт, который человек сможет передать своим детям.

Особое место в жизни занимает самообразование, то есть стремление личности обучаться самостоятельно с помощью книг, интернета, курсов, других материалов и источников. Такие занятия позволят решать сложные проблемы, отыскивать выход из трудных ситуаций.

Сильные стороны школ

Хотя многие родители и ученики утверждают, что роль образования в жизни человека завышена, без определенного набора знаний не получится развиваться. Фундаментальные основы закладываются именно в школе. У базовых учебных заведений есть несколько преимуществ:

  • ускоренные темпы;
  • оценки способностей;
  • создание рабочей обстановки;
  • социализация;
  • конкуренция.

Не все дети одинаково быстро воспринимают новую информацию. В школе учителя могут разбивать классы на группы для ускорения решения поставленных задач. Благодаря такому подходу ученик сможет усвоить нужные знания и попробовать применить их на практике.

Хотя учителям трудно уделять много времени каждому ребенку, они успевают объективно оценить уровень подготовки школьников. Погоня за высокими баллами действует на учеников как стимул, ведь все хотят, чтобы родители похвалили их за успехи и достижения. В школах создана рабочая обстановка, поэтому дети становятся дисциплинированными и ответственными. Они привыкают к режиму, стараются ухаживать за своим местом и собой. Все это будет полезным для будущей работы.

Дома ребенок не получает достаточно общения и внимания, но в школе у него есть возможность контактировать со сверстниками, обращаться за помощью к старшим товарищам и учителям. Он учится вести себя в обществе, соблюдать нормы и правила, решать конфликтные ситуации, знакомиться с новыми людьми. Дети в школе быстрее взрослеют в психологическом плане, они узнают, что такое конкуренция. Благодаря этому школьник стремится добиваться успеха, учится достигать поставленных целей, сравнивает себя с другими.

Недостатки базовой системы

Но школьная система имеет и несколько недостатков. Некоторым детям некомфортно в таких условиях, у них нарушается физическое и психологическое развитие. Основные минусы современных школ:

  • насильственное обучение;
  • отсталость материально-технической базы;
  • жесткие социальные условия;
  • отсутствие практических знаний;
  • чрезмерная критика;
  • нет развития талантов.

В школе не учитываются интересы и желания ребенка. Он изучает только то, что прописано программой. Учителя не смогут дать ему достаточно знаний в той области, которая ему любопытна. Из-за этого некоторым школьникам неинтересно, скучно и даже нудно сидеть на уроках. Личность при этом страдает, так как для педагога все дети равны, нельзя никого выделять из толпы.

Не все школы имеют хорошую материально-техническую базу. Многие школьники обучаются на старых компьютерах, у некоторых заведений нет даже химической лаборатории и кабинета, где девочки смогли бы заниматься домоводством. Из-за таких проблем у детей недостаточно знаний для получения высшего образования и работы.

Когда ребенок сильно выделяется из толпы, над ним могут издеваться, но чаще всего учителя не обращают на это внимания. Таких «белых ворон» обзывают, унижают, иногда даже избивают. Дети могут быть жестокими, они издеваются над теми, кто имеет лишний вес, знает больше и учится лучше других, не пьет и не курит, медленно реагирует или просто не может позволить себе современные гаджеты. Некоторые подростки не выдерживают и заканчивают жизнь суицидом, другие годами посещают психотерапевтов и пытаются избавиться от детских страхов.

Ребенок не развивается физически. В школе его заставляют сидеть по 6—8 часов, а уроков физкультуры недостаточно для выброса накопившейся энергии. Из-за этого многие ученики страдают от сколиоза, неправильного развития конечностей. Чрезмерная критика со стороны педагога может больно ударить по самолюбию школьника. Ранимые личности долго переживают публичные издевки.

Таланты учеников школа не развивает. Преподаватели старательно втолковывают знания, прописанные программой. Они не интересуются, в какой сфере ребенок хотел бы развиваться. Некоторым нравится изучение иностранных языков, а в школе их максимум два. Другие хотели бы рисовать, но дисциплина убирается после начальных классов. Только после окончания школы подростки выбирают понравившийся университет и изучают все заново.

Практических знаний в школе мало. Ученики старательно зубрят гуманитарные и точные науки ради высоких оценок. Но это не значит, что дисциплины пригодятся им в реальной жизни. Редкие учителя помогают отличать плохое от хорошего, построить правильные отношения с родителями и сверстниками, поддерживают рассуждения. Педагоги не подскажут, как вести себя в той или иной ситуации, бороться с внутренними страхами.

Преимущества вузов

У высшего образования гораздо больше плюсов, чем у базового. Его качество выше, а все дисциплины полезны для будущей профессии. Основные преимущества ВО:

  • возможность устроиться на хорошую работу;
  • есть время попробовать себя в разных сферах;
  • появляются полезные знакомства;
  • обучение самостоятельной жизни.

Диплом о высшем образовании открывает перед человеком множество дверей. Обученного специалиста возьмут на работу охотнее, чем выпускника школы или ПТУ. Да и подняться по карьерной лестнице он сможет быстрее, ведь уже получил полезные знания и навыки.

В университете к учащимся относятся более лояльно, чем в школе. Специально для тех, кто хочет начать работать, есть заочные курсы, возможность оформления свободного посещения. Пока студент учится, он может попробовать себя в разных специальностях, найти подходящую профессию. Некоторые еще до выпуска успевают занять высокие должности и получают достойную зарплату.

Большинство вузов контактирует с разными компаниями, фирмами, частными предприятиями. Успешным студентам преподаватели помогают устроиться на работу, дают им хорошие рекомендации. Учащиеся заводят полезные знакомства среди сверстников и ребят постарше. Многие продолжают дружить и поддерживать друг друга и после выпуска.

Некоторые подростки поступают в университеты других городов, а иногда и стран. Они уезжают от родителей, поселяются в общежитиях или арендованных квартирах. С этого момента начинается самостоятельная жизнь человека — еще один аргумент в пользу высшего образования. Личность знает свои права и обязанности, учится следить за жильем и собой, берет на себя ответственность за собственную судьбу.

Минусы университетов

В России есть некоторые проблемы с высшим образованием, хотя и в других странах их немало. Основные недостатки отечественных университетов:

  • платное обучение;
  • маленькие бюджеты;
  • нет разграничения на профессиональное и академическое образование;
  • низкий уровень инфраструктуры;
  • отсутствие программ подготовки на иностранных языках.

Практически во всех вузах обучение платное, а это могут себе позволить далеко не все семьи. Некоторые дети с достаточным уровнем знаний идут после школы учиться в колледжи и техникумы, а иногда даже сразу работать. Зато ребенок из обеспеченной семьи может получить высшее образование.

Средств, выделяемых на нужды университетов, недостаточно. Вузы просто не могут позволить себе нанять нормальных специалистов, хороших преподавателей, обновить технику. Уровень образования из-за этого понижается, знаний недостаточно для применения на практике.

Необходимость в разграничении на академическое и профессиональное образование заключается в том, что в первом случае дают поверхностные знания, а во втором — у студента узкий профиль обучения. Как следствие, юристы занимают должность менеджеров, а медсестры работают в аптеках вместо фармацевтов. Такое разграничение есть за границей, в России об этом пока не задумываются.

Студент является уже сформированной личностью, ему необходимы комфортные условия для проживания и обучения. Но состояние отечественных общежитий, спортивных комплексов, столовых оставляет желать лучшего. Многие преподаватели не пользуются электронной почтой, не умеют общаться в онлайн-режиме. Лекции некоторых дисциплин доступны только в бумажном виде, что не соответствует требованиям современного мира.

В редких вузах можно встретить программы обучения на иностранных языках. Из-за небольшого бюджета руководство просто не может найти подходящего преподавателя, а без знания английского, немецкого или других языков студент не сможет поехать за границу.

Базовое и высшее образование необходимо человеку для полноценного развития. Но смысл этих словосочетаний не всегда понятен даже самим педагогам. Недостаточно просто изучить обязательные дисциплины, развиваться нужно разносторонне. Личность должна постоянно совершенствоваться и узнавать что-то новое.

Эссе «Современная школа»

Эссе «Современная школа»

Автор: Клячина Ирина Валерьевна

В настоящее время в обществе очень плотно происходят коренные преобразования, которые создают предпосылки для изменений в системе образования. В стремлении изменить прежний уклад, в погоне за западными идеями, в эпоху американизации культур мы забыли о собственных национальных традициях, духовности и нравственности нашего общества. Мы переживаем мучительное время, когда в стране рушатся идеалы, устои человеческой морали.

Образование всегда было и есть источником развития общества, а общество постоянно оказывает влияние на образование и его роль.

Сегодня главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться.

В моём понимании современная школа – это школа успеха, здоровья. Инновации, методики, творческий потенциал – вот те слова, которые чаще всего характеризуют новую школу. Она учит мыслить, искать решение проблем. Современная школа – это творческая мастерская педагога и самого ребёнка в педагогическом процессе, где ребёнок является единственно важным звеном в процессе образования, вокруг которого вращается всё, где каждый ученик талантлив по-своему, а мы, учителя, этот талант должны раскрыть в ребёнке, а не относиться к нему скептически.

Современная школа на сегодняшний день рассматривается с разных сторон: интеллектуальное развитие, физическое, эстетическое, нравственное.

Я считаю, что эти стороны развития будут актуальны всегда, только достигать их нужно по-новому, чтобы в глазах учащихся мы, учителя, смогли увидеть радость и заинтересованность в обучении. Итоги всего этого мы сможем увидеть тогда, когда наши ученики поступят в ВУЗы и будут гордиться полученными в родной школе знаниями, своими учителями, которые помогли им в выборе профессии.

Все мы осознаём то, что современная школа требует квалифицированных педагогов. Если мы, учителя, будем компетентны в своей работе, то наши дети будут стремиться к сотрудничеству с нами, а если у педагога с ребёнком будут всегда доброжелательные отношения, то это приведёт к успеху как самого учителя, так и ученика.

Трудно себе сейчас представить процесс обучения без мультимедийной техники, электронно-дидактических пособий, проекторов, компьютеров, интернета. Школа сегодня приобрела новый современный облик, изменились и её ученики. Современные дети модернизированы, “шагают в ногу со временем”: они овладели сотовыми телефонами, интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. В связи с этим повышаются требования к педагогам.

Образование на сегодняшний день от учителя требует многого. Но оно не учитывает, каково ребёнку в этом мире. Где ребёнку получить тепло, любовь, внимание, понимание? Ведь в наше время порой родители наших учеников заняты своими делами, что своим детям не уделяют времени и внимания. Поэтому дети ищут всё это в школе – в общении, прежде всего, с учителями, а уж потом со сверстниками. Если современный учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Отсюда можно сделать вывод, что люди станут корыстными, холодными по отношению друг к другу.

А чтобы общаться с современными модернизированными детьми и понимать их, даже хотя бы на шаг опережать своих учеников, чтобы заинтересовать детей чем-то новым и интересным для них, сам учитель должен стать современным.

Современный учитель, по моему мнению, служит точкой опоры в образовательном процессе и должен иметь свой собственный и определённый метод работы с детьми, построенный на аспектах формирования личности ученика в школе.

Современный учитель должен стать универсально образованным, эрудированным, прогрессивным, доброжелательным, искренним, гуманным, тактичным, обладать деловыми и лидерскими качествами, умениями разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, любить свою профессию и свой преподаваемый предмет , желать с полной отдачей передать детям свои знания, умения, стать профессионалом своего дела, уметь перерабатывать массу информации и находить всё самое интересное, необходимое и полезное как для себя, так и для детей, а также уметь преподнести учебный материал в необычной и эмоционально окрашенной форме.

Современный учитель должен постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием, самокритичностью, стать целеустремлённым и находить способность овладевать новыми современными электронными технологиями, плодотворно работать с родителями и привлекать их к совместному процессу воспитания ребёнка, владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребёнка и вовремя прийти ему на помощь в трудную минуту.

Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой своих учеников.

Надо учить своих учеников трудиться, думать, созидать, творить; надо построить свою работу так , чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с учителем: делился мнениями, выступал, отстаивая свою точку зрения, то есть предоставлять ему свободу выбора, возможность самостоятельно принимать решения, а также уметь самому слушать и слышать ученика, понимать его.

Современный педагог “должен идти в ногу со временем”, так как школа жива до тех пор, пока учитель в ней интересен ребёнку, педагог должен находиться в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: “Чему учить детей”?

Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Развитие самостоятельности и подготовка ко взрослой жизни, воспитание личности – вот задача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам выступает как средство образования.

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд и использовать на своих уроках для активизации внимания и вызывания интереса учащихся к излагаемому материалу электронные дидактические пособия и электронные учебники.

Современный педагог, на мой взгляд, должен быть, прежде всего, любящим и счастливым. У счастливого педагога учащиеся в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят, поддерживают, в них верят, что у них всё получится и желают им добра.

На мой взгляд, педагог современной школы должен делать всё возможное, а порой и невозможное, главное, чтобы в будущем его ученики успешно поднимались по высоким ступеням жизни, стали готовыми преодолевать сложные препятствия, достигать поставленных целей.

Смысл педагогической деятельности, по-моему мнению, – в ученике; учитель должен любить детей такими, какие они есть, радуясь успехам каждого.

Поэтому, я считаю, что СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА = СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ + МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ УЧЕНИК = СОВРЕМЕННЫЙ, УСПЕШНЫЙ ГРАЖДАНИН России.

Читайте также:  Сочинение Роль знаний в жизни человека 9 класс
Ссылка на основную публикацию