Илюха – краткое содержание рассказа Шолохова

Анализ рассказа Илюха Шолохова

Рассказ Шолохова «Илюха» имеет отпечаток из личной жизни самого автора. Главный герой – Илюха – житель Костромы, вынужденный покинуть место жительства. Его переезд в Москву связан с нежеланием жениться на дочери лавочника из соседнего дома. Он неграмотный, но трудолюбивый неуклюжий молодой человек.

Случайная встреча с девушкой по имени Анна Бодрухина меняет его жизнь. С ее помощью Илюха начинает писать, читать, вступает в ряды комсомола. После признания ей в своих чувствах, девушка признается, что давно замужем. Во время следующей встречи с Анной Илюха понимает, что любовь к ней бесследно прошла.

В центре внимания произведения Шолохова – изменения внутреннего мира на разных этапах жизни. Моменты взросления в жизни человека всегда связаны с трудностями. Илюха из-за отказа жениться оказывается отвергнутым родителями. Напряженные взаимоотношения приводят к тому, что он не оглядываясь уходит из дома.

Особое место в рассказе автор уделяет противопоставлению жизни в деревне и столице России. Охота на медведя, несостоявшееся сватовство на соседской местной девушке, работа в полях, отсутствие грамотности – опыт Илюхи во время проживания в деревне. Москва же встретила его гулом трамваев и толпой незнакомых людей. Здесь он обучается чтению.

Произведение пронизано темой крестьянского быта и труда, несмотря на то, где живет человек – в городе или деревне. На фоне существующего периода внедрения комсомола происходит преображение простого, необразованного деревенского парня в ответственного человека, который, как и все, имеет право на ошибку, но выбравшего свой путь.

Тема любви, широко освещенная в творчестве М. Шолохова, в произведении имеет драматическую для мужчины развязку. Однако в этом нет ничего удивительного, так как в ее основе – обман, связанный с замужеством Анны. Кроме того, подобные отношения не имели взаимности, это был первый опыт молодого человека, без которого невозможно понять, где истина и ложь, отличить зло и добро, набраться мудрости. В данном случае авторская мысль прозрачна: чтобы быть любимым тем, с кем желаешь быть рядом, необходимо соответствовать ему, иметь общие интересы.

Неотъемлемой частью художественных особенностей рассказа «Илюха» является многократное использование лексики, с помощью которой он создает реальный образ жителя Костромы. Герой впитал в себя все то, что имело место в то время. Они подчеркивают своеобразный уклад того периода: «перво-наперво», «берданку», «харчи», «не указ», «обедни» и другие.

Образ влюбленного Илюхи автор создает благодаря точным определениям: «широкоплечие, сутулые буквы, как и сам Илья», «ломая смущение», «грузный и неловкий».

Автор противопоставляет его Анне – энергичной городской девушке, от которой исходит позитив и уверенность («лицо, полыхавшее смехом», «глаза серые, светлой голубизны»). Она грамотная, благодарная, со звонким голосом.

Таким образом, произведение «Илюха» отражает внутренний мир людей во времена строительства комсомола, быт деревенской жизни и городскую суету, противопоставляя их, но вызывая уважение к особенностям каждому в отдельности.

Вариант 2

Произведение является составной частью прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь» и имеет в своем содержании автобиографические элементы, связанные с жизнью автора.

Сюжетная линия рассказа повествует об истории жизни костромского крестьянского парня Илюхи, являющегося главным персонажем произведения, который сбегает из собственного дома в Москву, не желая заключать навязанный ему брак с дочерью местного лавочника.

Илюха представляется писателем в рассказе в образе неграмотного деревенского юноши, неразвращенного городской цивилизацией, происходящего из глухой российской глубинки. Прибыв в столицу, Илюха обустраивается у дяди Ефима, который приобщает его к городской жизни и устраивает на работу плотником, тогда, как в деревне Илюха подрабатывает продавцом в местной кондитерской.

В один из дней, возвращаясь после вечерней рабочей смены, юноша наблюдает картину нападения пьяного мужика на беззащитную девушку и вступается за незнакомцу, которая впоследствии становится для Илюхи хорошим другом и товарищем.

После знакомства молодые люди начинают тесно общаться, организовывать вечерние чаепития, а Анна Бодрухина, являющаяся активной комсомолкой, приобщает к движению и Илюху, параллельно обучая парня грамоте и азам чтения.

Со временем у Илюхи возникает чувство влюбленности к девушке, однако в момент его признания Анна объявляет другу о своем давнем замужестве и наличии любимого мужа, работающего в городе Иваново-Вознесенске.

Илюха тяжело переживает из-за полученной от Анны информации, но спустя несколько дней ему предлагает интересную новую работу и принимают в члены молодежной комсомольской организации. Юноша активно включается в новую жизнь, мечтая о собственных высоких достижениях в будущем, а затем соглашается на получение образования по направлению партии, собравшись на учебу в другой город. За несколько дней до отъезда Илюха встречает на улице Анну и в беседе с девушкой осознает, что никакой любви к ней уже не испытывает и любовной болячкой переболел.

Смысловая нагрузка рассказа представляется писателем в виде своеобразного протеста в отношении любовной пошлости, а также рассматривает с точки зрения авторского замысла современные взаимоотношения рабочей и студенческой молодежи в рамках формирования социально-бытовой жизни в условиях нового времени периода строительства коммунизма.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Илюха

Популярные сегодня темы

Данный персонаж выведен в романе в качестве одной из противоположностей главному герою. Судьбинский является тем, кем Обломов мог бы стать, не предпочти он ничегонеделание на диване.

Читатели знакомятся с неунывающийм бойцом Василием Теркиным. Автор рассуждает о том, как важны в тяжелых условиях войны хорошие шутки, которые поднимают боевой дух солдат и помогают им переносить тяготы фронтовой жизни.

По воле судьбы главный герой рассказа был направлен в одну из заброшенных деревень на полгода, где изнывал от скуки. От безделья он принялся заниматься лечением местных жителей и попробовал обучить грамоте Ярмолу.

Невозможно переоценить роль Толстого в произведении “Война и Мир”, ведь он не просто искусно пишет об исторических событиях, а показывает свое отношение к ним. Его образ отражен в поступках героев

Это произведение писатель представляет в виде небольшого рассказа, с абсолютно простым сюжетом, который был выстроен на событиях, произошедших в реальности.

Краткое содержание «Донские рассказы»

Сборник «Донские рассказы» Шолохова впервые был издан в 1925 году. Рассказы, вошедшие в этот цикл, объединены между собой общей темой – описанием жизни донских казаков в непростой период Первой мировой войны, последующей за ней революцией и Гражданской войной.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Донские рассказы» Шолохова» на нашем сайте. Пересказ произведений позволит лучше подготовиться к уроку литературы.

Главные герои

Николка Кошевой – командир эскадрона, 18-летний парень, смелый, решительный.

Шибалок – красноармеец, простой мужик, вырастивший сына в походных условиях.

Алешка – добрый, отзывчивый паренек, круглый сирота.

Минька (Нахаленок) – восьмилетний мальчик, смелый, дерзкий, любознательный восьмилетний мальчик.

Степан – мужчина пятидесяти лет, которому приходилось кормить большую семью.

Трофим – красноармеец, мужчина средних лет, добрый, жалостливый, который ради спасения жеребенка рискнул собственной жизнью.

Другие персонажи

Дарья – любимая женщина Шибалка, оказавшаяся предательницей.

Макарчиха – злая, жестокая соседка, способная из-за еды до смерти забить детей.

Синицын – политком, жалостливый мужчина, спасший Алешку от смерти.

Краткое содержание

«Родинка»

Командиру конного эскадрона Николке Кошевому всего восемнадцать лет, но по виду дашь ему гораздо больше – « старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая ». Мать его умерла, а отец пропал без вести во время войны. Все, что осталось Николке на память от родителей – крупная родинка на ноге, точь-в-точь как у отца.

Несмотря на юный возраст, герой немало горя повидал на своем веку. Он стремился казаться старше и мужественнее, но в душе его уже накопилась усталость от жестоких сражений и людской боли, ему порядком « опостылело все ». По окончании войны юноша мечтал продолжить учебу.

Во время очередной стычки с бандой Николка стал жертвой атамана, лихого казака. Когда главарь бандитов решил « сапоги снять хромовые с мертвяка », он увидел на ноге Николки приметную родинку, и узнал в нем своего сына. Не выдержав горя, атаман покончил жизнь самоубийством.

«Шибалково семя»

В самый разгар гражданской войны у красноармейца Шибалка остался на руках годовалый сын, с которым он « горюшка хлебнул выше горла ». Мужчина обратился к директору детского дома с просьбой взять под опеку мальчика. Чтобы вызвать сочувствие у строгой женщины, Шибалок отважился рассказать печальную историю своей жизни.

Однажды, во время очередного преследования банды, красный отряд наткнулся на едва живую женщину, ставшей жертвой бандитов. Шибалок сжалился над несчастной, и попросил товарищей оставить ее при отряде. Дарья быстро окрепла, и, как могла, помогала своим спасителям: готовила, стирала и латала их белье, а со временем стала полноценным бойцом. Лихая казачка, она « по конскому делу разбиралась хлеще иного казака ».

Шибалок привязался к Дарье, которая вскоре от него забеременела. Большим ударом для героя стало предательство любимой женщины, которая оказалась шпионом банды. Когда она родила мальчика, красноармейцы хотели ее « прикончить, со всем с новорожденным отродьем ». Шибалок своими руками убил Дарью, а сына попросил оставить в живых. Ему было очень тяжело растить сына в полевых условиях, и он хотел на время пристроить его в спокойное место. Услышав эту историю, директор детского дома без разговоров приняла мальчика.

«Алешкино сердце»

Детство Алешки пришлось на тяжелые военные годы. Но самым серьезным испытанием стал мучительный голод, который уже пять месяцев терзал Алешку и всю его семью. Мальчик сильно ослаб, его живот и ноги опухли, а кожа стала « как сохлая вишневая кора ». Однажды ему крупно повезло, и он принес домой трупик мертвого жеребенка. В тот же вечер умерла его сестренка, « младшая, черноглазая ».

Спустя неделю старшая сестра, Полька, набралась смелости и пробралась в дом богатой соседки Макарчихи. Девочка съела приготовленные щи, и от слабости заснула на месте. Злая женщина, « зажав в кулаке железный утюг », до смерти избила девочку, а после бросило тело в старый колодец. Той же ночью Алешка залез в погреб соседки, чтобы украсть молоко. Макарчиха сильно его избила, и бросила на берегу реки, думая, что он умер. Мать мальчика умерла от голода на следующий день.

От верной смерти Алешку спас политком Синицын. Вскоре мальчик устроился работать за еду к хуторскому богачу Ивану Алексееву, который « работы навалил и за каждую пустяковину бил дурным боем ». Он узнал, что его хозяин связан с бандой, и сообщил об этом Синицыну. Политком успел организовать западню бандитам. Во время перестрелки Алеше удалось спасти ребенка. Он получил серьезное ранение, но был очень горд тем, что послужил « на пользу рабоче-крестьянской власти ».

«Нахаленок»

У восьмилетнего Миньки счастливый день – « пришел батянька », красноармеец, который до войны был пастухом в селе. Поначалу Минька не признал отца, и настороженно отнесся к нежностям большого усатого мужчины. Однако вскоре мальчик не отходил от отца ни на шаг, жадно слушая его рассказы о товарище Ленине, о событиях на войне и борьбе против господ.

Сельские мальчишки из богатых семей дразнили Миньку Нахаленком за его неугомонный нрав, а также за то, что его « мать под забором родила », и никогда не была замужем. Покуда отец Миньки воевал, мальчика воспитывала мать и старый дед, который очень любил внука-постреленыша, но не давал ему спуска за шалости и проказы.

На местном собрании отца Миньки выбрали председателем колхоза. Однако многие были недовольны тем, что к власти пришел « коммуняка ». Позже в селе появился подотряд, потребовавший у людей сдать в добровольном порядке излишки пшеницы. Минька показал подотряду, где находился тайник с пшеном богатого попа. После этого случая никто больше не играл с Минькой.

Отец вновь отправился воевать с бандами. Той же ночью « за станицей часто затарахтели выстрелы, потом размеренно захлопали залпы ». Среди погибших оказался и отец Миньки. Когда банда оказалась в селе, дед посадил Миньку « верхом, ноги привязал к седлу веревкой, чтоб не упал ». Он велел внуку скакать за реку, просить помощь у красногвардейцев. Мальчику было очень страшно, он сломал ногу, но выполнил поручение деда.

«Обида»

Жители хутора Дубровинский отчаянно ждали дождя, чтобы спасти урожай. Однако « надежда выгорела вместе с хлебом », и ей на смену пришел лютый голод. В ту пору особенно туго пришлось Степану, у которого была « семья – восемь ртов, оставшихся от сына, убитого в гражданскую войну ». И на всю эту ораву был только один работник – сам Степан, крепкий еще мужичок пятидесяти с лишним лет.

Читайте также:  Червоточина - краткое содержание рассказа Шолохова

От председателя хуторского Совета он узнал, что « семенную ссуду выдадут », и нужно было подготовить землю для предстоящего посева. Падая от истощения, Степан вспахивал свой участок при помощи таких же изголодавшихся быков. Однако ни осенью, ни зимой хуторяне так и не получили долгожданную ссуду. Цена на хлеб поднялась до небес, и ради него люди отдавали все самые ценные свои вещи. Вскоре от сильнейшего истощения начали умирать самые слабые.

Наконец, пришел заветный ордер, и дубровинские отправились на станцию за зерном. Глядя, как мешки наполнялись хлебом, Степан « задыхался от пахучей теплой пыли и радости ». На обратном пути, когда до хутора оставалось совсем немного, на Степана напали грабители и отобрали все зерно. Когда подошло время сева, Степан лишь смотрел на « отмякшую, вязкую землю, исступленно ласкал ее провалившимися в черное глазами ».

Во время степного покоса Степан отправился косить вместе со всеми, « и в первую же ночь ушли с попаса Степановы быки ». Мужчина повсюду их искал, но безрезультатно. На пути ему попалась телега, груженая сеном. Степан признал в извозчике одного из грабителей, что украли у него зерно. Рядом с ним сидел маленький мальчик, и грабитель принялся умолять Степана о помиловании. Однако Степан никак не мог позабыть нанесенную ему обиду, и проткнул мужчину вилами.

«Жеребенок»

У боевой кобылы Трофима родился жеребенок. Если бы это случилось в мирное время, Трофим был бы очень рад. Однако шла Гражданская война, и по законам военного времени полагалось убивать жеребят, чтобы лошади не отвлекались на них во время боя. Трофим сообщил новость командиру эскадрона, и тот решительно ответил: « Пристрелить. С жеребенком мы навродь цыганев будем ».

На следующий день Трофим отправился выполнять приказ, но у него так и не поднялась рука пристрелить жеребенка. Командир также пожалел малыша, и разрешил оставить его при матери. Герою было нелегко управиться кобылой во время ожесточенных боев с казачьими сотнями. Она совершенно не слушала хозяина, и переживала лишь о своем детеныше. Эскадронный был недоволен те, что жеребенок крутился под ногами во время боя. К тому, же, он имел такой домашний вид, что глядя на него у солдат « сердце из камня обращается в мочалку ». А это смерти подобно на войне.

Когда эскадрон пересекал Дон, Трофим сел в лодку, а свою кобылу отдал взводному. Неожиданно послышалось « призывное ржанье: и-и-и-го-го-го!» – это жеребенок попал в круговерть, и никак не мог выбраться. Трофим поспешил ему на помощь. Ржание тонущего жеребенка « до холодного ужаса был похож на крик ребенка ». Тем временем на берегу показались казаки. Увидев разыгравшуюся драму на реке, они прекратили стрелять. Захлебываясь в воде, Трофим из последних сил вытянул жеребенка на берег, где его уже ждала кобыла. Мужчина поднялся на ноги, но тут же упал, сраженный вражеской пулей.

Заключение

В произведениях Шолохова простым, но вместе с тем ярким, образным языком описаны все ужасы военного времени. В маленьких трагедиях обычных людей показана большая трагедия всего народа в период Гражданской войны.

После ознакомления с кратким пересказом «Донские рассказы» рекомендуем прочесть весь список рассказов Шолохова в полной версии.

Тест по сборнику

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

“Донские рассказы” Шолохова: краткое содержание, идея

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, – чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый – это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Краткое содержание рассказа «Нахаленок»

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа – Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия – погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Читайте также:  Наука ненависти - краткое содержание рассказа Шолохова

Михаил Шолохов – Илюха

Михаил Шолохов – Илюха краткое содержание

Илюха – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Началось это с медвежьей охоты.

Тетка Дарья рубила в лесу дровишки, забралась в непролазную гущу и едва не попала в медвежью берлогу. Баба Дарья бедовая,- оставила неподалеку от берлоги сынишку караулить, а сама живым духом мотнулась в деревню. Прибежала – и перво-наперво в избу Трофима Никитича.

– На медвежью берлогу напала. Убьешь – в часть примешь.

Поглядел Трофим Никитич на нее снизу вверх, потом сверху вниз, сказал презрительно:

– Не брешешь – веди, часть барышов за тобою.

Собрались и пошли. Дарья передом чикиляет, Трофим Никитич с сыном Ильей сзади. Сорвалось дело: подняли из берлоги брюхатую медведицу, стреляли чуть ли не в упор, но по случаю бессовестных ли промахов или еще по каким неведомым причинам, но только зверя упустили. Долго осматривал Трофим Никитич свою ветхую берданку, долго “тысячился”, косясь на ухмылявшегося Илью, под конец сказал:

– Зверя упущать никак не могем. Придется в лесу ночевать.

Поутру видно было, как через лохматый сосновый молодняк уходила медведица на восток, к Глинищевскому лесу. Путаный след отчетливо печатался на молодом снегу; по следу Трофим с сыном двое суток колесили. Пришлось и позябнуть и голоду опробовать – харчи прикончились на другой день,- и лишь через трое суток на прогалинке, под сиротливо пригорюнившейся березой, устукали захваченную врасплох медведицу. Вот тут-то и сказал Трофим Никитич в первый раз, глядя на Илью, ворочавшего семнадицатипудовую тушу:

– А силенка у тебя водится, паря. Женить тебя надо, стар я становлюсь, немощен, не могу на зверя ходить и в стрельбе плошаю – мокнет слезой глаз. Вот видишь, у зверя в брюхе дети, потомство. И человеку такое назначение дадено.

Воткнул Илья нож, пропитанный кровью, в снег, потные волосы откинул со лба, подумал: “Ох, начинается. “

С этого и пошло. Что ни день, то все напористей берут Илью в оборот отец с матерью: женись да женись, время тебе, мать в работе состарилась, молодую бы хозядку в дом надо, старухе на помощь. И разное тому подобное.

Сидел Илья на печке, посапливал да помалкивал, а потом до того разжелудили парня, что потихоньку от стариков пилу зашил в мешок, топор прихватил и прочие инструменты по плотницкой части и начал собираться в дорогу, да не куда-нибудь, а в столицу, к дяде Ефиму, который в булочной Моссельпрома продавцом служит.

А мать свое не бросает:

– Приглядела тебе, Ильюшенька, невесту. Была бы тебе хороша да пригожа, чисто яблочко наливное. И в поле работать, и гостя принять приятным разговором может. Усватать надо, а то отобьют.

В хворь вогнали парня, в тоску вдался, больно жениться неохота, а тут-таки, признаться, и девки по сердцу нет; в какую деревню ни кинь поблизости – нет подходящей. А как узнал, что в невесты ему прочат дочь лавочника Федюшина, вовсе ощетинился.

Утром, кое-как позавтракав, попрощался с родными в пешкодралом махнул на станцию. Мать при прощании всплакнула, а отец, брови седые сдвинув, сказал зло и сердито:

– Охота тебе шляться, Илья, иди, но домой не заглядывай. Вижу, что зараженный ты кумсамолом, все с ними, с поганцами, нюхался, ну в живи как знаешь, а я тебе больше не указ.

Дверь за сыном захлопнул, глядел в окно, как по улице, прямой и широкой, вышагивал Илья, и, прислушиваясь к сердитому всхлипыванию старухи, морщился и долго вздыхал.

А Илья выбрался за село, посидел возле канавки и засмеялся, вспоминая Настю – невесту проченную. Больно на монашку похожа: губки ехидно поджатые, все вздыхает да крестится, ровно старушка древняя, ни одной обедни не пропустит, а сама собой – как перекисшая опара.

Москва не чета Костроме. Вначале пугался Илья каждого автомобильного гудка, вздрагивал, глядя на грохочущий трамвай, потом свыкся. Устроил его дядя Ефим на плотницкую работу.

. Ночью, припозднившись, шел с работы по Плющихе, под безмолвной шеренгой желтоглазых фонарей. Чтобы укоротить дорогу, свернул в глухой, кривенький переулок и возле одной из подворотен услышал сдавленный крик, топот и звук пощечины. Ускорил Илья шаги, заглянул в черное хайло ворот: возле мокрой сводчатой стены пьяный слюнтяй, в пальто с барашковым воротником, лапал какую-то женщину и, захлебываясь отрыжкой, глухо бурчал:

– Н-но. позвольте, дорогая. в наш век это так просто. Мимолетное счастье.

Увидел Илья за барашковым воротником красную повязку и девичьи глаза, налитые ужасом, слезами, отвращением.

Шагнул Илья к пьяному, барашковый воротник сграбастал пятернею и шваркнул брюзглое тело об стену.

Пьяный охнул, рыгнул, бычачьим бессмысленным взглядом уперся в Илью и, почувствовав на себе жесткие по-звериному глаза парня, повернулся и, спотыкаясь, оглядываясь и падая, побежал по переулку.

Девушка в красном платке и потертой кожанке крепко уцепилась Илье за рукав.

– Спасибо, товарищ. Вот какое спасибо!

– За что он тебя облапил-то? – спросил Илья, конфузливо переминаясь.

– Пьяный, мерзавец. Привязался. В глаза не видала.

Сунула ему девушка в руки листок со своим адресом и, пока дошли до Зубовской площади, все твердила:

– Заходите, товарищ, по свободе. Рада буду.

Пришел Илья к ней как-то в субботу, поднялся на шестой этаж, у обшарпанной двери с надписью “Анна Бодрухина” остановился, в темноте пошарил рукою, нащупывая дверную ручку, и осторожненько постучался. Отворила дверь сама, стала на пороге, близоруко щурясь, потом угадала, пыхнула улыбкой.

Ломая смущение, сел Илья на краешек стула, оглядывался кругом робко, на вопросы выдавливал из себя кургузые и тяжелые слова:

– Костромской. плотник. на заработки приехал. двадцать первый год мне.

А когда ненароком обмолвился, что сбежал от женитьбы и богомольной невесты, девушка смехом рассыпалась, привязалась:

– Расскажи да расскажи.

И, глядя на румяное лицо, полыхавшее смехом, сам рассмеялся Илья; неуклюже махая руками, долго рассказывал про все, и вместе перемежали рассказ хохотом молодым, по-весеннему. С тех пор заходил чаще. Комнатка с вылинявшими обоями и портретом Ильича с сердцем сроднилась. После работы тянуло пойти поси деть с нею, послушать немудрый рассказ про Ильича и поглядеть в глаза ее серые, светлой голубизны.

Весенней грязью цвели улицы города. Как-то зашел прямо с работы, возле двери поставил он инструмент, взялся за дверную ручку и обжегся знобким холодком. На дверях на клочке бумаги знакомым, косым почерком: “Уехала на месяц в командировку в Иваново-Вознесенск”.

Шел по лестнице вниз, заглядывая в черный пролет, под ноги сплевывал клейкую слюну. Сердце щемила скука. Высчитал, через сколько дней вернется, и чем ближе подползал желанный день, тем острее росло нетерпение.

Шолохов илюха краткое содержание

Тем, кто терпеливо ждет, действительно в конце концов что-нибудь достается, но обычно это ТО, что осталось после людей, которые ждать не стали.

Михаил Александрович Шолохов (11 мая (24 мая) 1905 — 21 февраля 1984) — русский советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 г. — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»).

Молодость

Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865—1925) — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать — Анастасия Даниловна Черникова (1871—1942) — дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Михаил Шолохов родился в хуторе Кружилине станицы Вёшенской области Войска Донского.

В годы Первой мировой, Гражданской войны учился (1914—1918) в Москве, в г. Богучаре Воронежской губернии, в станице Вёшенской, окончил 4 класса гимназии.

С 1920 по 1922 год жил с семьёй в станице Каргинской, работал делопроизводителем, учителем, участвовал в переписи населения. В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Шолохов илюха краткое содержание Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Шкловский, О. Брик, Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ.

В 1923 году в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 году в той же газете — его первый рассказ «Родинка». В декабре 1923 года М. А. Шолохов вернулся в Каргинскую, а затем — в станицу Букановскую, где 11 января 1924 года женился на М. П. Громославской, дочери бывшего станичного атамана. После возвращения в Каргинскую у Шолоховых родилась старшая дочь Светлана (1926), затем сыновья Александр (1930, г. Ростов-на-Дону), Михаил (1935, г. Москва), дочь Мария (1938, ст. Вёшенская).

Произведения

В 1923 г. фельетоны Шолохова публикуются в газетах. Начиная с 1924 г. в журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926).

Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (1928 — 1-2 тт., 1932 — 3 т., 4 т. опубликован в 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах; это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий, называют эпопеей. Несмотря на вполне коммунистическую авторскую позицию, высказанную в романе, значительное место в романе занимает белое казачество, а главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования не «приходит к красным», что вызвало нарекания коммунистической критики; однако столь неоднозначный роман был лично прочитан И. В. Сталиным и одобрен им к печати.

Во время Второй мировой войны «Тихий Дон» был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе, а после войны переведён и на восточные языки, на Востоке роман также имел успех. В марте 1941 года писатель за роман «Тихий Дон» был удостоен Сталинской премии первой степени.

Роман «Поднятая целина» (т. 1 — 1932, т. 2 — 1959) посвящён коллективизации на Дону и движению «25-тысячников». Здесь высказана авторская оценка хода коллективизации; образы главных персонажей и картины коллективизации не однозначны. Второй том «Поднятой целины» был утрачен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен позже. Шолохов илюха краткое содержание Роман получил Ленинскую премию в 1960 г.

Военные произведения

Впоследствии Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и не дописанного романа «Они сражались за Родину» (1942—1944, 1949, 1969), повесть «Судьба человека» (1956). В 1941—1945 гг., работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти» (1942), а в первые послевоенные годы — несколько публицистических текстов патриотической направленности («Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.).

Нобелевская премия

В 1965 году получил Нобелевскую премию по литературе. Шолохов — единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия руководства СССР. Михаил Шолохов не поклонился Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. По одним источникам, это было сделано намеренно, со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду и всё…».По другим — его не предупредили об этой детали этикета.

Последние годы

В 1966 году выступил на XXIII съезде КПСС и высказался о процессе Синявского и Даниэля: Иные, прикрываясь словами о гуманизме, стенают о суровости приговора… Попадись эти молодчики с чёрной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни!

Это высказывание сделало фигуру Шолохова одиозной для некоторой части творческой интеллигенции в СССР и на Западе.

До конца дней жил в своём доме в Вёшенской (ныне музей). Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Нобелевскую — на постройку школы в Вёшенской. Увлекался охотой и рыбной ловлей. С 1960-х годов фактически отошёл от литературы. Умер от рака горла.

Награды и членство в организациях

Шолохов — дважды Герой Социалистического Труда (1960, 1980), лауреат Сталинской премии I степени (1941 г. — за роман «Тихий Дон»), Ленинской премии (1960 г. — за роман «Поднятая целина»), международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

Читайте также:  Продкомиссар - краткое содержание рассказа Шолохова

Член ВКП(б) с 1932 г., член ЦК КПСС с 1961 г. С 1937 депутат Верховного Совета СССР. Награжден: шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны I степени. Шолохов илюха краткое содержание Медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», Золотой медалью имени А. Фадеева. Награждён орденами других государств: орденом «Большая Золотая звезда дружбы народов» (Германия), орденом Сухэ-Батора (Монголия), орденом Георгия Димитрова (Болгария), орденом Кирилла и Мефодия (Болгария). При жизни являлся действительным членом Академии наук СССР, почетным доктором Ростовского государственного университета, Лейпцигского университета имени Карла Маркса, Сент-Эндрюсского университета права (Шотландия).

Именем писателя назван астероид 2448 Шолохов.

В 1965 году за роман-эпопею «Тихий Дон» М. А. Шолохову была присвоена Нобелевская премия по литературе.

2005 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Шолохова.

Проблема авторства текстов

Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений оппонентов в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ребёнком и подростком. На этот аргумент исследователи отвечают, что роман был написан Шолоховым не в 20 лет, а писался на протяжении почти пятнадцати лет. Автор много времени проводил в архивах, часто общался со людьми, позже ставшими прототипами героев романа. По некоторым данным, прототипом Григория Мелехова был сослуживец отца Шолохова Харлампий Ермаков, один из тех, кто стоял во главе вёшенского восстания; он много времени проводил с будущим писателем, рассказывая о себе и о том, что повидал. Поэтому сомнения в том, что роман написан столь юным автором, отпадают: Шолохов писал роман не на протяжении одного года, а вплоть до 1940 года, когда ему было уже около 35 лет. Другой аргумент оппонентов — низкий, по мнениям некоторых критиков, художественный уровень шолоховских «Донских рассказов», предшествовавших роману. Однако очевидно, что среди написанного любым писателем имеются более сильные и более слабые вещи, и потому аргумент неубедителен. Что же касается «крайне низкого художественного уровня „Донских рассказов“», то это мнение высказывается только некоторыми критиками и недостаточно обоснованно.

В 1929 году по указанию Сталина была сформирована комиссия под руководством М. И. Ульяновой, расследовавшая данный вопрос и подтвердившая авторство М. А. Шолохова на основе предоставленных им рукописей романа. В дальнейшем рукопись затерялась и была обнаружена только в 1999 г.

Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста «Тихого Дона» (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в Институте мировой литературы РАН. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом, а неизвестная ранее история текста объясняет отмеченные их оппонентами ошибки и противоречия в романе. Кроме того, в 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провёл компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и «Тихого Дона», с другой, и пришёл к выводу об авторстве Шолохова. Весомым аргументом также было то, что действие романа происходит в родных для Шолохова местах, а многие герои книги имеют своими прототипами людей, которых Шолохов знал лично. В 1999 году после многолетних поисков Институту мировой литературы им. А. М. Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона». Проведённые три экспертизы: графологическая, текстологическая и идентификационная, удостоверили подлинность рукописи, её принадлежность своему времени и с научной обоснованностью решили проблему авторства «Тихого Дона», после чего сторонники авторства Шолохова сочли свою позицию безусловно доказанной. В 2006 году было выпущено факсимильное издание рукописи, дающее возможность каждому убедиться в подлинном авторстве романа.

Тем не менее ряд сторонников версии о плагиате на основании собственного анализа текстов остались при своём мнении.

Обвинения в плагиате были окончательно опровергнуты после обнаружения рукописи книги Тихий Дон, которая считалась утерянной.

В конце 1999 Институт мировой литературы им. А.М.Горького (ИМЛИ) приобрел за 50 000 долларов рукопись первой и второй книг Тихого Дона. ИМЛИ выпустил рукопись в виде факсимильного издания текста, это 920 страниц рукописи Тихого Дона, из которых 673 страницы — черновые варианты, заготовки, вставки, дополнения.

История пропажи архива Шолохова такова: в 1929 он оставил рукопись у своего близкого друга В.Кудашева. Когда началась война, Кудашев погиб, а его супруга М.Чебанова (Кудашева) отказалась вернуть Шолохову его рукопись, объясняя, что она пропала в годы войны. Только после ее смерти, когда рукопись оказалась у наследников, удалось ее проанализировать.

Архив Шолохова пропал во время Отечественной войны. Его дом в станице Вешенская был разрушен бомбежкой, архив сгорел. Сохранилось 137 разрозненных страниц рукописи третьей и четвертой книг, позже Шолохов передал их в Пушкинский Дом. Шолохов илюха краткое содержание Но этих рукописей было недостаточно, т. к. для опровержения версий о плагиате были необходимы именно первая и вторая книги, поскольку авторство их приписывалось донскому писателю Ф.Д.Крюкову.

Однако само обнаружение рукописи романа — не единственный аргумент в пользу авторства Шолохова. Была проведена текстологическая экспертиза, при которой было устанавлено соотношение текста с реалиями места и времени, где разворачивается действие. Анализ текста показал, что действие романа тесно связано с историей жизни автора, с реалиями жизни, прототипами его героев.

Список произведений

Шолохов илюха краткое содержание

Радуйтесь тому, чем вы располагаете и кто вы есть, будьте щедры в распоряжении тем и другим – и вам никогда не придется гнаться за счастьем.

Древние сооружения

Современные сооружения

Все права защищены.
Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на сайт античный-мир.рф.

Михаил Шолохов: Илюха

Здесь есть возможность читать онлайн «Михаил Шолохов: Илюха» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Русская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Илюха: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Илюха»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Михаил Шолохов: другие книги автора

Кто написал Илюха? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Илюха — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Илюха», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Началось это с медвежьей охоты.

Тетка Дарья рубила в лесу дровишки, забралась в непролазную гущу и едва не попала в медвежью берлогу. Баба Дарья бедовая,- оставила неподалеку от берлоги сынишку караулить, а сама живым духом мотнулась в деревню. Прибежала – и перво-наперво в избу Трофима Никитича.

– На медвежью берлогу напала. Убьешь – в часть примешь.

Поглядел Трофим Никитич на нее снизу вверх, потом сверху вниз, сказал презрительно:

– Не брешешь – веди, часть барышов за тобою.

Собрались и пошли. Дарья передом чикиляет, Трофим Никитич с сыном Ильей сзади. Сорвалось дело: подняли из берлоги брюхатую медведицу, стреляли чуть ли не в упор, но по случаю бессовестных ли промахов или еще по каким неведомым причинам, но только зверя упустили. Долго осматривал Трофим Никитич свою ветхую берданку, долго “тысячился”, косясь на ухмылявшегося Илью, под конец сказал:

– Зверя упущать никак не могем. Придется в лесу ночевать.

Поутру видно было, как через лохматый сосновый молодняк уходила медведица на восток, к Глинищевскому лесу. Путаный след отчетливо печатался на молодом снегу; по следу Трофим с сыном двое суток колесили. Пришлось и позябнуть и голоду опробовать – харчи прикончились на другой день,- и лишь через трое суток на прогалинке, под сиротливо пригорюнившейся березой, устукали захваченную врасплох медведицу. Вот тут-то и сказал Трофим Никитич в первый раз, глядя на Илью, ворочавшего семнадицатипудовую тушу:

– А силенка у тебя водится, паря. Женить тебя надо, стар я становлюсь, немощен, не могу на зверя ходить и в стрельбе плошаю – мокнет слезой глаз. Вот видишь, у зверя в брюхе дети, потомство. И человеку такое назначение дадено.

Воткнул Илья нож, пропитанный кровью, в снег, потные волосы откинул со лба, подумал: “Ох, начинается. “

С этого и пошло. Что ни день, то все напористей берут Илью в оборот отец с матерью: женись да женись, время тебе, мать в работе состарилась, молодую бы хозядку в дом надо, старухе на помощь. И разное тому подобное.

Сидел Илья на печке, посапливал да помалкивал, а потом до того разжелудили парня, что потихоньку от стариков пилу зашил в мешок, топор прихватил и прочие инструменты по плотницкой части и начал собираться в дорогу, да не куда-нибудь, а в столицу, к дяде Ефиму, который в булочной Моссельпрома продавцом служит.

А мать свое не бросает:

– Приглядела тебе, Ильюшенька, невесту. Была бы тебе хороша да пригожа, чисто яблочко наливное. И в поле работать, и гостя принять приятным разговором может. Усватать надо, а то отобьют.

В хворь вогнали парня, в тоску вдался, больно жениться неохота, а тут-таки, признаться, и девки по сердцу нет; в какую деревню ни кинь поблизости – нет подходящей. А как узнал, что в невесты ему прочат дочь лавочника Федюшина, вовсе ощетинился.

Утром, кое-как позавтракав, попрощался с родными в пешкодралом махнул на станцию. Мать при прощании всплакнула, а отец, брови седые сдвинув, сказал зло и сердито:

– Охота тебе шляться, Илья, иди, но домой не заглядывай. Вижу, что зараженный ты кумсамолом, все с ними, с поганцами, нюхался, ну в живи как знаешь, а я тебе больше не указ.

Дверь за сыном захлопнул, глядел в окно, как по улице, прямой и широкой, вышагивал Илья, и, прислушиваясь к сердитому всхлипыванию старухи, морщился и долго вздыхал.

А Илья выбрался за село, посидел возле канавки и засмеялся, вспоминая Настю – невесту проченную. Больно на монашку похожа: губки ехидно поджатые, все вздыхает да крестится, ровно старушка древняя, ни одной обедни не пропустит, а сама собой – как перекисшая опара.

Москва не чета Костроме. Вначале пугался Илья каждого автомобильного гудка, вздрагивал, глядя на грохочущий трамвай, потом свыкся. Устроил его дядя Ефим на плотницкую работу.

. Ночью, припозднившись, шел с работы по Плющихе, под безмолвной шеренгой желтоглазых фонарей. Чтобы укоротить дорогу, свернул в глухой, кривенький переулок и возле одной из подворотен услышал сдавленный крик, топот и звук пощечины. Ускорил Илья шаги, заглянул в черное хайло ворот: возле мокрой сводчатой стены пьяный слюнтяй, в пальто с барашковым воротником, лапал какую-то женщину и, захлебываясь отрыжкой, глухо бурчал:

– Н-но. позвольте, дорогая. в наш век это так просто. Мимолетное счастье.

Увидел Илья за барашковым воротником красную повязку и девичьи глаза, налитые ужасом, слезами, отвращением.

Ссылка на основную публикацию