Алёша Бесконвойный – краткое содержание рассказа Шукшина

«Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

По классификации Шукшина, «Алёша Бесконвойный» – «рассказ-характер». В странных поведении и мыслях героя читатель должен увидеть мотивы его поступков и угадать черты характера.

Проблематика

Главная проблема – поиск смысла человеческой жизни. Все второстепенные герои смирились с бессмысленностью своей жизни, кроме главного героя, который нашёл утешение в. бане.

Важная проблема рассказа – проблема одиночества и понимания. Алёша не чувствует близости ни с женой, ни с пятью детьми. Его никто не понимает, но и он не пытается ни объясниться с другими, ни понять их.

Одна из проблем рассказа не лежит на поверхности, потому что смелостью была даже её постановка. Это проблема человеческой индивидуальности. Алёша рассуждает о том, что два человека не могут прожить одинаково, как не могут сгореть одинаково два полена. Читатель сразу понимал, в каком месте хотят, чтобы люди жили одинаково.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с личного местоимения, да ещё и в косвенном падеже – его. А из первого предложения читатель узнаёт, что Алёшу Бесконвойного на самом деле зовут Костя Валиков. Почему героя переименовали в Алёшу, неизвестно. Его прозвище значит «без царя в голове», безответственный, неуправляемый. В экспозиции объясняется, что Алёша не хотел работать ни в субботу, ни в воскресенье. О том, что делал Алёша в воскресенье, Шолохов умалчивает (но преподобным Алёшу обзывает). Зато в субботу герой топил баню.

Сюжет рассказа – история одной такой субботы. Если бы читатель захотел узнать, как правильно топить баню и в ней мыться, рассказ стал бы лучшей инструкцией.

Только парился Алёша 5 часов. Перерывы в мытье (перекуры) заняты размышлениями, ради которых Алёша задумывает баню. Мысли Алёши просты, это житейская философия, но сделанные Алёшей выводы не каждому открываются: люди не могут жить одинаково, перед смертью человек хочет жить и сопротивляется смерти. Алёша задаётся философскими вопросами: когда главное время жизни, какова тайна жизни, «надо жалеть свою жизнь или нет»? Мимоходом Алёша вспоминал важные эпизоды из жизни, играющие роль ретроспективных: войну и возвращение домой, первую умершую жену, рождение детей, общественную баню, которую посетил из любопытства.

Алёша хочет в баню настолько, что ноет сердце. Есть в отношении Алёши к бане нечто интимное и даже эротическое. Там Алёшу отпускает «всякое вредное напряжение». Жизнь становится понятной. Кульминация рассказа как бы пропущена. Шукшин подводит читателя к тому моменту, когда главное в бане начнётся, но потом сразу переходит к тому, как Алёша из бани пришёл, не слыша своего тела. Словно в бане он пережил встречу с возлюбленной.

После бани, как будто после рюмочки, Алёшу тянет на лирику. Нескладное стихотворение, сочинённое маленькой дочерью – квинтэссенция жизни самого Алёши. Его душа подобна белой берёзке, которая мокнет под дождём жизненных неурядиц. В стихотворении малышки берёзку накрыл лопух, и ей стало тепло и хорошо. Так и Алёша прячется в бане, но можно ли в ней спрятаться от жизни? Ведь и баня, и суббота кончаются.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Алёша Бесконвойный, достойный экспонат в галерее шукшинских «чудиков». Алёша колхозник, пастух. Он хочет отдыхать в субботу и в воскресенье. Скотина два дня не пастись не может, но Алёшу это не волнует. Главная черта, из-за которой Алёшу назвали Бесконвойным – безответственность, которая перечёркивает все положительные черты характера героя: он безотказный, старательный, умелый работник. Алёша любящий отец, хороший сосед (даёт взаймы денег). Он трудолюбив, сам готовит баню, моет её, колет дрова и носит воду.

Алёша доставляет своей жизнью множество неудобств близким. Жене стыдно за его поведение, но она боится с ним ругаться, помня, что его брат застрелился, поссорившись с женой. Старший сын, умный и старательный, стыдится, что его отец пастух. А какой-то колхозник должен делать за Алёшу всю работу в субботу и в воскресенье.

Алёша много думает о жизни, но никому своих мыслей не открывает. Алёша не показывает своих чувств к детям, а к жене равнодушен. Да и любит ли он детей? Он не беспокоится, когда дети болеют. Вся его любовь заключается в том, что сердце ноет от любви и восторга. Герой пытается найти смысл жизни, ждёт озарения «про людей, про их жизнь». Ведь нельзя же считать смыслом жизни работу пастухом?

Вот для детей Алёша смысл жизни находит: они должны выучиться, уехать в большой город и возвыситься там до почета и уважения. Тогда смысл жизни Алёши состоял бы в том, чтобы суетиться возле приехавших на лето детей и их родни. А городские сразу бы заметили, какой Алёша добрый и заботливый.

Так через несобственно-прямую речь Шукшин передаёт сокровенную мечту Алёши – быть человеком значимым, важным. Эту потребность в признании Алёша никогда не реализует, потому что никак не проявляет ни доброты, ни заботы о других, ни любви.

Читатель понимает, что этих качеств у Алёши и нет. Даже собственное имя он утратил.

Единственный раз Алёша почувствовал свою значимость, когда по дороге с войны встретилась ему ласковая Аля, которая потом его обокрала. Теперь смысл жизни для Алёши заменяет баня. Но даже жена не решается указать Алёше на никчёмность его пристрастия. Потому что ранимость души в их роду, видимо, семейное: брат Алёши застрелился после ссоры с женой.

Стилистические особенности

В основе рассказа лежит ирония. Человек слывёт в деревне странным, потому что не работает в субботу и воскресенье, а в сельском хозяйстве так делать нельзя. Получается, что человека обвиняют в том, что он не готов работать без выходных.

Читатель узнаёт главного героя через авторскую характеристику, слова односельчан и жены, скупые разговоры героя на бытовые темы. Но главное средство характеристики героя – его внутренние монологи и несобственно-прямая речь. Просторечные слова в монологах указывают на то, что всё происходящее в субботу читатель видит глазами героя: и уход детей в школу, и то, как жена Таисия «усунулась» в сундук за свежим бельём, и такие детали, как «свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой» дух от берёзовых поленьев.

Василий Шукшин – Алеша Бесконвойный

Василий Шукшин – Алеша Бесконвойный краткое содержание

Алеша Бесконвойный – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Его звали-то не Алеша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алешей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость. Впрочем, безответственность его не простиралась беспредельно: пять дней в неделе он был безотказный работник, больше того – старательный работник, умелый (летом он пас колхозных коров, зимой был скотником кочегарил на ферме, случалось-ночное дело -принимал, телят), но наступала суббота, и тут все: Алеша выпрягался, Два дня он не работал в колхозе: субботу и воскресенье. И даже уж и забыли, когда это он завел такой порядок, все знали, что этот преподобный Алеша “сроду такой” – в субботу и воскресенье не работает- Пробовали, конечно, повлиять на него, и не раз, но все без толку. Жалели вообще-то: у него пятеро ребятишек, из них только старший добрался до десятого класса, остальной чеснок сидел где-то еще во втором, в третьем, в пятом. Так и махнули на него рукой. А что сделаешь? Убеждай его, не убеждай – как об стенку горох. Хлопает глазами. “Ну, понял, Алеша?” – спросят. “Чего?” – “Да нельзя же позволять себе такие вещи, какие ты себе позволяешь! Ты же не на фабрике работаешь, ты же в сельском хозяйстве! Как же так-то? А?” – “Чего?” – “Брось дурачка из себя строить! Тебя русским языком спрашивают: будешь в субботу работать?” – “Нет. Между прочим, насчет дурачка – я ведь могу тоже. дам в лоб разок, и ты мне никакой статьи за это не найдешь. Мы тоже законы знаем. Ты мне оскорбление словом, я тебе – в лоб: считается – взаимность”. Вот и поговори с ним. Он даже на собрания не ходил в субботу.

Что же он делал в субботу?

В субботу он топил баню. Все. Больше ничего. Накалял баню, мылся и начинал париться. Парился, как ненормальный, как паровоз, по пять часов парился! С отдыхом, конечно, с перекуром. Но все равно это же какой надо иметь организм! Конский?

В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел. Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова.

У него была своя наука – как топить баню. Например, дрова в баню шли только березовые: они дают после себя стойкий жар. Он колол их аккуратно, с наслаждением.

Вот, допустим, одна такая суббота.

Погода стояла как раз скучная – зябко было, сыро, ветрено – конец октября. Алеша такую погоду любил. Он еще ночью слышал, как пробрызнул дождик – постукало мягко, дробно в стекла окон и перестало. Потом в верхнем правом углу дома, где всегда гудело, загудело – ветер наладился. И ставни пошли дергаться. Потом ветер поутих, но все равно утром еще потягивал – снеговой, холодный.

Алеша вышел с топором во двор и стал выбирать березовые кругляши на расколку. Холод полез под фуфайку. Но Алеша пошел махать топориком и согрелся.

Он выбирал из поленницы чурки потолще. Выберет, возьмет ее, как поросенка, на руки и несет к дровосеке.

– Ишь ты. какой,- говорил он ласково чурбаку.- Атаман какой. Ставил этого “атамана” на широкий пень и тюкал по голове.

Скоро он так натюкал большой ворох. Долго стоял и смотрел на этот ворох. Белизна и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них – свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой.

Алеша стаскал их в баню, аккуратно склал возле каменки, Еще потом будет момент – разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал в каменке. Он вообще очень любил огонь.

Но надо еще наносить воды. Дело не столько милое, но и противного в том ничего нет. Алеша старался только поскорей натаскать. Так семенил ногами, когда нес на коромысле полные ведра, так выгибался длинной своей фигурой, чтобы не плескать из ведер, смех смотреть. Бабы у колодца всегда смотрели. И переговаривались.

– Ты глянь, глянь, как пружинит! Чисто акробат.

– И не плескает ведь!

– Да куда так несется-то?

– Ну, баню опять топит.

– Вот весь день будет баней заниматься. Бесконвойный он и есть. Алеша.

Алеша наливал до краев котел, что в каменке, две большие кадки и еще в оцинкованную ванну, которую от купил лет пятнадцать назад, в которой по очереди перекупались все его младенцы. Теперь он ее приспособил в баню, И хорошо! Она стояла на полке, с краю, места много не занимала – не мешала париться,- а вода всегда под рукой. Когда Алеша особенно заходился на полке, когда на голове волосы трещали от жары, он курял голову прямо в эту ванну.

Алеша натаскал воды и сел на порожек покурить. Это тоже дорогая минута – посидеть покурить. Тут же Алеша любил оглядеться по своему хозяйству в предбаннике и в сарайчике, который пристроен к бане продолжал предбанник. Чего только у него там не было! Старые литовки без черенков, старые грабли, вилы. Но был и верстачок, и был исправный инструмент: рубанок, ножовка, долота, стамески. Это все на воскресенье, это завтра он тут будет упражняться.

В бане сумрачно и неуютно пока, но банный терпкий, холодный запах разбавился уже запахом березовых поленьев – тонким, еле уловимым – это предвестье скорого праздника. Сердце Алеши нет-нет да и подмоет радость – подумает: “Сча-ас”. Надо еще вымыть в бане: даже и этого не позволял делать Алеша жене – мыть. У него был заготовлен голичок, песочек в баночке. Алеша снял фуфайку, засучил рукава рубахи и пошел пластать, пошел драить. Все перемыл, все продрал голиком, окатил чистой водой и протер тряпкой. Тряпку ополоснул и повесил на сучок клена, клен рос рядом с баней. Ну, теперь можно и затопить, Алеша еще разок закурил. Посмотрел на хмурое небо, на унылый далекий горизонт, на деревню. Ни у кого еще баня не топилась. Потом будут, к вечеру, на скорую руку, кое-как, пых-пых. Будут глотать горький чад и париться, Напарится не напарится – угорит, придет, хлястнется на кровать, еле живой, и думает, это баня, Хэх.

Читайте также:  Калина красная - краткое содержание рассказа Шукшина

Алеша бросил окурок, вдавил его сапогом в мокрую землю и пошел топить.

Поленья в каменке он клал, как и все кладут: два – так, одно так, поперек, а потом сверху. Но там – в той амбразуре-то, которая образуется-то,- там кладут обычно лучины, бумагу, керосином еще навадились теперь обливать,- там Алеша ничего не клал: то полено, которое клал поперек, он еще посередке ершил топором, и все, и потом эти заструги поджигал – загоралось. И вот это тоже очень волнующий момент – когда разгорается, Ах, славный момент!

Алеша присел на корточки перед каменкой и неотрывно смотрел, как огонь, сперва маленький, робкий, трепетный, все становится больше, все надежней. Алеша всегда много думал, глядя на огонь. Например: “Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково. Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!” Или еще он сделал открытие: человек, помирая, в конце в самом,- так вдруг захочет жить, так обнадеется, так возрадуется какому-нибудь лекарству. Это знают. Но точно так и палка любая: догорая, так вдруг вспыхнет, так озарится вся, такую выкинет шапку огня, что диву даешься: откуда такая последняя сила?

Анализ произведения Алеша Бесконвойный Шукшина

Практически каждый человек знаком с творчеством великого автора Василия Шукшина. Огромное количество его творений связаны с темой деревни и людей, которые живут там. Василий описывал людей, у которых есть свои проблемы, много дел и прочее. Подобным и стало произведение «Алеша Бесковойный».

Этот рассказ очень прост для восприятия. На протяжении произведения Шукшин часто вставляет моменты о своей жизни, показывая ее читателям.

Изначально кажется, что герой – полный бездельник, однако, углубляясь в рассказ, начинаешь понимать, что это совершенно ни так. Главный герой – красивый мужчина. Его зовут Костя, хоть всего его и называют Алешей Бесковойным. С утра до вечера мужчина трудиться на поле. Он никогда и никому не откажется в помощи, однако, с приходом выходных он лениться и хочет отдохнуть и заняться собой.

Поднимается Алеша с утра пораньше и хлопочет по дому. Первым делом берётся за дрова, потом растапливает баньку. Мужчина давно занимается этим делом и считает, что владеет этим мастерством идеально.

Алеша женат на прекрасной женщине Таисье, он любит пообщаться с женщиной на разные темы. Им всегда есть о чем поговорить. Часто, пока топиться баня, Алеша и Таисья просто болтают друг с другом. Раньше женщина не была в восторге от того, что на выходных муж пропадает постоянно в бане, наслаждаясь своими мыслями и одиночеством. Для Алеши баня – это отдых. Ведь когда он там, то все, что вокруг просто забывается на некоторое время. Он просто смотрит на огонь и думает о чем-то своем, сокровенном.

Именно в такие моменты мужчина вспоминает прошлое. О том, как прошел войну, о своем ранение. Там он познакомился с девушкой, которая ему очень нравилась. Однако, как бы мужчина не старался, привлечь ее не получилась. Она просто его обокрала и убежала.

Мужчина после баньки часто выходил на улицу, на холод и обратно забегал в помещение. Там он хлестал себя веником и пел частушки. Только после такого «своеобразного «обряда он возвращался в дом. В это время уже была ночь, и он ложился в постель, снова вспоминая о том, что его тревожит. Снова возвращаются все проблемы, переживания и сомнения. Как бы не было хорошо там, в бане, однако, от проблем никуда не деться. Это прекрасно понимал наш главный герой – Алеша Бесковойный. На следующее утро он снова шел на работу, ожидая выходных, чтобы отвлечься от всей этой суеты, от дурных мыслей и просто очиститься.

Вариант 2

Умение наслаждаться жизненным пространством, распоряжаться временем, которое предоставляется человеку на земле, отнюдь не является гедонизмом или чем-то подобным. В действительности такое умение является как бы выходом из времени, способностью преодолеть действительность и обрести некие духовные блага.

Костя Валиков по прозвищу Алеша Бесконвойный, который является главным героем одноименного рассказа, эту тихую радость приобретал при помощи еженедельного посещения бани. Суть всего банного процесса была подобна тому как, например, японцы отправляются наблюдать за цветением сакуры и проводят в этом неспешном занятии целый день. Только Костя занимался баней регулярно, каждую неделю и во многом именно относительно этого события и строился его жизненный цикл.

К слову о жизненном цикле тут весьма актуальным является добавить отношение других людей к поведению Алеши Бесконвойного. Они считали его обязанным работать и в субботу, которая формально является свободным днем, но для работников сельского хозяйства диктует другие условия. Действительно, для скотника, да и любого, кто работает с живым материалом (растениями, животными) требуется довольно пристальное и непрерывное внимание за своим трудом.

Тем не менее, главный герой не собирается отступать от собственного распорядка и в этом заключается его оппозиция обществу. Он регулярно занимается обретением, как об этом пишет автор, маленькой радости – своеобразной формы душевного покоя и равновесия. В этом заключается его духовная работа и на самом деле трудно сказать нечто против такого отношения к действительности, ведь забота о душе является весьма существенным делом.

На протяжении существенной части рассказа описывается как главный герой тщательно готовит баню и занимается парением, как вдумчиво относится к каждому этапу, включает элементы творчества. В этом деле он достиг совершенства и хотя внешне оно во многом попросту бесполезное, для самого героя оно приобретает огромную пользу и значимость. Вероятно, в этом заключена метафора Шукшина, который указывал на потребность исключить себя из социума на некоторый период для того чтобы достигнуть душевного равновесия.

Также Шукшин довольно тщательно описывает потребность отстаивать собственное право на подобное уединение, рассказывает о том, как тяжело было сначала Косте получить согласие и понимание от супруги Таисии. Для примера даже приводятся истории других семейных пар, где отсутствие понимания привело к печальным последствиям. Вероятно, каждому требуется нечто подобное как Алеше Бесконвойному.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Алеша Бесконвойный

Популярные сегодня темы

Произведение повествует о жизни города Глупова, раскрывая на примере взаимоотношений его правителей и городских жителей противоречия между народом и властью.

Рассказ А.П.Чехова «Душечка» является одним из последних и одним из самых великий повествований автора. Главная героиня Ольга, Семеновна Племянникова, живет с родителями в домике неподалеку от сада «Тиволи»

Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва

Среди представителей серебряного века творчество О. Э. Мандельштама занимает особое место. Его поэзия не оставила равнодушным ни одного читателя.

В этом сочинении я хочу рассказать о моём любимом городе – Ярославле. Это чудесный город, имеющий славную и древнюю историю, богатый различными архитектурными памятниками.

Урок-размышление по рассказам В.М. Шукшина “Билетик на второй сеанс”, “Случай в ресторане”, “Алеша Бесконвойный”

Разделы: Литература

Тип урока: урок-размышление

Цели урока: Формировать умение самостоятельно исследовать художественное произведение, развивать навыки творческого чтения литературного произведения, расширять представление об особенностях творческой манеры В.М.Шукшина, воспитывать нравственные качества личности.

Эпиграф к уроку:

“Как басня, так и жизнь, ценится не за длину, но за содержание”. Сенека

1. Слово учителя

Герои русской литературы часто задаются вопросом: в чем состоит счастье, каким человеком нужно быть, что нужно делать, чтобы испытать хотя бы миг счастья. Сегодня мы обратимся к рассказам В.М. Шукшина, герои которого находятся в поисках ответа на эти сложные вопросы. Попробуем определить, как писатель воссоздает духовный мир своих героев, следит за развитием их чувств, настроений. Как писатель относится к своим героям, и почему они его заинтересовали.

2. Работа в группах

Задание 1 группе учащихся по рассказу “Билетик на второй сеанс”

1 Какое настроение у Тимофея Худякова и чем оно вызвано?

2. Как он пытается лечить заболевшую вдруг внезапно свою душу?

3. Как он прожил жизнь?

4. Почему ему немного полегчало после разговора с Полей?

5. Чего просит Тимофей у старца?

6. Удивился ли Тимофей тому, что попадает почти в сказочную ситуацию? Как ведет себя? Искренен ли он в своем покаянии? Почему о грехах человеческих он говорит во множественном числе?

7. Ради чего Тимофей хочет начать жизнь заново?

8. Если бы желание вновь родиться осуществилось, стал бы Тимофей счастливым?

9. Почему рассказ называется “Билетик на второй сеанс”, а не “билет на второй сеанс”? Какой оттенок в название рассказа вносит суффикс – ик ?

Индивидуальное задание. Воспользуйтесь словарем имен и объясните значение имени и фамилии героя. (Тимофей (греч)-“почитающий Бога”, Худяков-худо, плохо.)

Задание 2 группе учащихся по рассказу “Случай в ресторане”

1. Как завязывается ресторанное знакомство старичка и детины?

2. Какова внешность героев?

3. О чем напоминает старичку пение ресторанной дивы?

4. Зачем старичок провоцирует детину на хулиганские поступки (“рявкни”, “выбей дверь ногой”)?

5. Почему он постоянно забывает, что собеседника зовут не “Ваня”, а “Семен”?

6. По какой высокой цели тоскует душа старичка? Что ему нужно, чтобы представить жизнь имеющей смысл и значение?

7. Почему он не использовал шанс, подаренный судьбой вторично, – начать новую жизнь, поехать в Сибирь?

Индивидуальное задание. Воспользуйтесь этимологическим словарем, найдите происхождение слова “случай”. Почему, как вам кажется, Шукшин назвал рассказ “Случай. ”, а не, скажем, “Встреча. ” или “Происшествие в ресторане”?

Индивидуальное задание. Объясните значение имен героев. (Семен (еврей) – “услышание”, Иван(еврей) – “Бог смилостивился”. Здесь – большой, сильный, Иван-богатырь.

Задание 3 группе учащихся по рассказу “Алеша Бесконвойный”

1. Почему в деревне Костю Валикова все называют Алешей Бесконвойным?

2. Почему по субботам он “выпрягался”? Это его прихоть или потребность?

2.Что значил для Алеши ритуал топить баню?

3. На какие размышления наводят героя разгорающиеся поленья?

4. Почему он не любил фильмы о войне?

5. Почему Алеша никогда и никому не рассказывал об “Але крепдышиновой”?

6. Как он относится к извечной проблеме “отцов” и “детей”?

7. Почему он вдруг вспомнил о сочиненном дочкой в детстве стихотворении?

8. Что Алеша любил больше всего? Как он относится к людям и жизни в целом?

9. Можно ли назвать героя счастливым?

10. В финале рассказа есть пейзажная зарисовка: “И загорится куст тихим огнем сверху. ”

11. Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим эпизодом? Вспомните библейскую притчу о неопалимой купине.

Индивидуальное задание. Объясните значение имени и фамилии героя. (Константин(латин) – “стойкий” ,валик-деревянная колотушка использовалась при полоскании белья в проруби. Алексей – “Божий человек”, Бесконвойный – свободный.)

Выводы по уроку. Слово учителя

Мы обратились к трем рассказам В.М.Шукшина -“Билетик на второй сеанс”, “Случай в ресторане ”, “Алеша Бесконвойный ”, перед нами прошли такие разные герои, у них разные судьбы, но всех их объединяет желание как-то изменить жизнь, найти в ней смысл и оправдание своего существования на земле. И рядом со своими героями присутствовал сам автор, осуждавший или оправдывавший своих героев.

Прожил неправедную жизнь Тимофей, ловчивший, хитривший, но не заслуживший права на “второе рождение”. (“Билетик на второй сеанс”)

Нереализованными остались мечты старичка, дважды получавшего от судьбы шанс на изменение своей жизни, но не сумевшего взять на себя ответственность, не совершившего поступка. И жизнь прошла. Не состоялась. (“Случай в ресторане”)

Им противопоставлен герой рассказа “Алеша Бесконвойный”, любящий своих детей и весь мир вокруг, стремящийся наполнить жизнь трудом, бережно относящийся к душевной стороне бытия. И автор утверждает за ним право быть счастливым на земле.

Перед вами две цитаты:

  • “А тут – как циркач на проволоке: пройти прошел, а коленки трясутся”.
  • “Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко – песня-то была хорошая”.
Читайте также:  Любавины - краткое содержание рассказы Шукшина

Продолжите размышления В.М.Шукшина, написав сочинение по одной из цитат (на выбор)

Формы авторского присутствия в рассказе В. М. Шукшина «Алёша Бесконвойный» (*Общие критические статьи)

Формы авторского присутствия в рассказе В.М. Шукшина «Алеша Бесконвойный»

1. По современным справочным изданиям дайте определение понятиям «автор», «повествователь», «рассказчик», «литературный герой».

Автор – это создатель какого-нибудь произведения. Образ автора – это обобщённый образ творчества, творческого начала личности, но не конкретного лица.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Образ автора не тождествен личности автора произведения. Повествователь – это тот, кто повествует о каком-нибудь событии, лицо, от имени которого ведётся рассказ о событиях и людях в эпических и лиро-эпических произведениях. Рассказчик – это условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении. Литературный герой – это действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.

2. Определите первые впечатления от прочитанного рассказа и сформулируйте его идею.

Небольшой по объёму рассказ читается на одном дыхании, интересно следить за повествованием, где раскрывается необычный характер «человека – недогматика», «не посаженного на науку поведения». Идея автора заключается в том, что у каждого человека должна быть какая-нибудь «чудинка», люди не должны быть похожи друг на друга, как деревья в лесу, у человека есть душа, которая требует внимания к себе, нравственной, духовной работы.

3. Выявите соотношение в композиционных частях рассказа описания, повествования, диалога, внутреннего монолога. Какая из форм построения речи доминирует в рассказе и почему?

Разделим рассказ на композиционные части и проанализируем каждую из них.

1 часть. Знакомство с героем. Повествование о герое. Деревенское прозвище – Алёша Бесконвойный (настоящее имя Костя Валиков). Голос автора сливается с голосом односельчан, когда объясняется причина такого прозвища: «за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость», которая проявляется только в субботу и воскресенье. В остальные дни герой – безотказный работник, старательный работник, умелый, пастух, скотник, кочегар. Слышится в авторской речи неодобрительный голос односельчан: «этот преподобный Алёша» «сроду такой». Преобладает разговорная лексика («как об стенку горох», «всё без толку»), разговорные интонации («жалели вообще-то: у него пятеро ребятишек…»; чувствуется сказовая манера изложения. Используется диалог, очевидно, разговор начальства с Алёшей, которое пытается воздействовать на подчинённого, но безрезультатно:

«Вот и поговори с таким».

2 часть. Повествование о том, что делал герой в субботу. Авторская «точка видения» сменяется. Сначала слышится неодобрительный голос односельчан, которые не понимают Алёшиной любви к бане. Эмоциональность и экспрессивность речи придают следующие выразительные средства: 1) вопросно-ответная форма изложения («Что же он делал в субботу?

В субботу он топил баню». 2) парцелляция (Всё. Больше ничего»). 3) Лексический повтор, сравнения, выстроенные в форме градации, восклицательные, вопросительные предложения, фигура умолчания (Накалял баню, мылся и начинал париться. Парился как ненормальный, как паровоз, по пять часов парился! С отдыхом, конечно, с перекуром… Но всё равно это же какой надо иметь организм! Конский?») Затем слышится только голос автора, из которого и можно понять, как автор относится к Алёшиной «банной страсти» (в отличие от односельчан, автор не осуждает своего героя, а, напротив, поддерживает, принимает его таким, каков он есть. Внутреннее состояние героя начала субботы после пробуждения передаётся с помощью следующего лексического ряда: «у него распускалась в душе тихая радость» – глагол- метафора содержит скрытое сравнение с цветком – душа расцветала, словно цветок; «Он даже лицом светлел. Он даже не умывался… – автор использует анафорический повтор для усиления выразительности.

3 часть. Подробное, в деталях описание одной такой субботы.

1) Описание погоды дано глазами автора и его героя, который любит ненастную погоду. Лексический ряд, характеризующий такую погоду: скучная, зябко, сыро, ветрено, пробрызнул дождик, постукало мягко, дробно в стёкла окон, загудело, ветер наладился, ветер снеговой, холодный. Мы видим, что преобладает разговорная лексика.

2) Алёша колет дрова, обращаясь ласково к чурбаку, как к живому существу. (повествование). Здесь же описание наколотых поленьев, слышится голос автора и героя: «Белизна и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них – свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой». Автор вместе с героем наслаждается не только видом, но и запахом поленьев.

3) Описание Алёши, который носит воду в баню, дано глазами баб у колодца: «смех смотреть». Автор использует полилог, чтобы подчеркнуть, что деревенские жители относятся к Алёше с иронией, с насмешкой, не понимают его и осуждают за любовь к субботней бане:

-Ты глянь, глянь, как пружинит! Чисто акробат.

– И не плескает ведь.

4) «Дорогая минута Алёши» – посидеть на порожке бани после того, как натаскал воды, покурить, полюбоваться инструментами, с помощью которых он будет «упражняться» в воскресенье. Описывая внутреннее состояние героя («предвестье скорого праздника», «подмоет радость»), автор использует несобственно-прямую речь: «Ни у кого ещё баня не топилась. Потом будут, к вечеру, на скорую руку, кое-как, пых-пых… Будут глотать горький чад и париться. Напарится не напарится – угорит, придёт, хлястнется на кровать, еле живой, и думает, это баня. Хэх. »

5) «Ах, славный момент!» Алёша поджигает поленья в каменке. Автор использует несобственно-прямую речь и ретроспекцию. Для Алёши добывание огня не только целое искусство, но и «волнующий момент». Когда он смотрит на разгорающийся огонь, в нём возникают философские мысли, он делает свои маленькие открытия. Автор использует внутреннюю речь героя: «Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!» Здесь Алёша ведёт мысленный спор с предполагаемыми оппонентами, и автор полностью на стороне своего героя. Какое же открытие делает Алёша в эту минуту? «…человек, помирая, в конце самом, – так вдруг захочет жить, так обнадеется, так возрадуется какому-нибудь лекарству. Это знают. Но точно так и палка любая: догорая, так вдруг вспыхнет, так озарится вся, такую выкинет шапку огня, что диву даёшься: откуда такая последняя сила?»

Рассказывая о любви Алёши к своим детям (« у него в груди ныло от любви и восторга»), автор обращает взгляд в прошлое, когда дети ещё были маленькими и беспомощными, именно тогда Алёша больше всего их и любил.

6) Диалог с женой за чаем. Дежурные фразы о погоде, о Кузьмовне, которая приходила занять денег. Этот диалог подчёркивает, что герою некому открыть душу, поведать свои самые сокровенные мысли, он одинок.

7) Отношение жены к Алёшиной «субботе». Используется ретроспекция – взгляд в прошлое, для того чтобы объяснить, почему жена «отступилась», смирилась с Алёшиной «блажью». Раньше из-за субботней бани возникал конфликт между Алёшей и его женой Таисьей, которую однажды испугал отчаянный крик Алёши: «Что мне, душу свою на куски порезать?!» Жена старшего брата Алёши Ивана довела своего мужа до самоубийства, поэтому Таисью предупредили: «Смотри… а то не в роду ли это у них».

8) Алёша в жаркой бане. «Желанный покой на душе». Герой счастлив, довольствуясь малым, но для него это главное: «Ребятишки не болеют, ни с кем не ругался, даже денег взаймы взяли…» Несобственно-прямая речь помогает автору раскрыть внутренний мир своего героя, который серьёзно задумывается о смысле жизни, о том, что в ней является самым главным. Писатель обращается к ретроспекции, чтобы наиболее полно и ярко охарактеризовать своего героя, показать его доброту, незлобивость, неспособность копить в душе обиды. Для этого автор и рассказывает об «Але крепдешиновой», используя несобственно-прямую речь. После войны, о которой Алёша вспоминает с омерзением, молодой солдатик возвращается домой. На какой-то станции ещё за Уралом на перроне к нему подошла молодая женщина и попросила подвезти, назвав её сестрой. Этот момент в своей жизни Алёша вспоминает каждую банную субботу. История любви героем «Али крепдешиновой» может истолковываться как история любви праведником грешницы. «Аля крепдешиновая» заманила солдатика к себе домой, чтобы обворовать. Но Алёша не держит на неё зла в душе, вспоминая, только усмехается: «… он её любил, Алю-то».

9) Диалог Алёши с женой. Герой старается скрыть свою «субботнюю радость», которая всех раздражает. Предмет разговора прозаический: про деньги, которые семья Кузьмовны «огребёт» после продажи картошки; об ангине Кольки, которого жена всё же отправила в школу.

Несобственно-прямая речь помогает автору раскрыть мечты Алёши о будущем своих детей, мысли о преимуществе городских людей перед деревенскими в культуре, в умении не зазнаваться и не унижать других в общении.

4 часть. Кульминация. Мытьё в бане не простое соблюдение чистоты тела, а некий ритуал, священнодействие, «жизнь –вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая – до краёв дорогая и родная», «маленький Ташкент». В эту минуту «мелкие мысли покинули голову, вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность – жизнь стала понятной». Алёша недосягаем для «суетни и злости» за окошечком бани, стал «большой и снисходительный». Перед нами сельский праведник, живущий любовью к детям, к «степи за селом, к заре, к летнему дню». Праведность Алёши подчёркивается религиозно – литературной реминисценцией: «Загорится какой-нибудь куст тихим огнём сверху… И так вдруг обогреет тебя нежданная радость…» Мотив ангела, являющегося пророку в виде горящего куста, есть и в Библии, и в Коране.

5 часть. Развязка. «Суббота ещё не кончилась, но баня уже кончилась». Из этой части мы узнаём, что подрастающий сын начинает стыдиться отца – скотника и пастуха. Но Алёша, преодолев обиду, не показывает и виду, что заметил перемену в сыне. Жена не понимает высокого духовного настроя Алёши и на его воспоминания о когда-то сочинённом дочкой стишке ничего не говорит, «усунувшись» опять в сундук, «откуда тянуло нафталином».

Итак, сделаем вывод В рассказе доминируют две формы построения речи: повествование и внутренний монолог. Повествование необходимо автору, потому что он стремится подробно, в деталях, последовательно описать субботний банный день своего героя. Этот день – главный и долгожданный в жизни Алёши Бесконвойного, это священный обряд, таинство, в ходе которого происходит нравственное очищение, душа наполняется любовью к людям и миру. Каждое действие героя в этот момент полно какого-то высокого значения, сакрального смысла. Внутренняя речь помогает раскрыть душевный мир героя, его сокровенные мысли и чувства. Алёша одинок, никому не может доверить свои тайные мысли, так как никто: ни родные люди, ни односельчане – не разделяют его субботней радости и относятся к ней неодобрительно. Здесь автор, как всеведающий и всезнающий творец, открывает нам внутренний мир своего героя.

2. Какое значение для развития основного содержания рассказа имеет ретроспекция?

Ретроспекция как форма речевого выражения отсылает читателей к прошлому героя, имеющему важное значение для раскрытия характера персонажа. Повествовательный приём обращения в прошлое персонажа выполняет функцию пояснения. Постоянные субботние воспоминания Алёши Бесконвойного об «Але крепдешиновой» подчёркивают, что этот небольшой по сути жизненный эпизод имел важное значение для героя. Это была первая любовь молодого солдатика, которая не забывается. Ретроспекция в данном случае – это и средство характеристики героя, который прощает обман и продолжает любить героиню – «грешницу».

3. Проведите наблюдения над формами авторского присутствия в тексте произведения:

а) выявите признаки сказа (разговорные обороты речи, интонация, присловья, просторечия);

б) определите, когда рассказчик смотрит на Алешу со стороны глазами окружающих его людей, где голос рассказчика сливается с голосом Алеши (внутренние монологи в форме несобственно-прямой речи);

г) определите, как в тех или иных ведущих интонациях раскрывается отношение рассказчика к герою.

Формы субъективации авторского повествования можно разделить на две группы: словесные приёмы, которые ориентированы на чужое слово (прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь) и композиционные приёмы, которые отражают важное перемещение точки видения.

В рассказе В. М. Шукшина можно выделить признаки сказа. К ним относятся разговорные обороты речи: «завёл такой порядок», «сроду такой», «махнули на него рукой», «какой надо иметь организм», «пошёл махать топориком», «милое дело», «пошёл пластать», «пошёл драить». «заломило сердце», «рот свело», «так и валили пар», «диву даёшься».

Присутствует разговорная интонация, которая создаётся с помощью инверсий, разговорных частиц, лексических повторов, парцелляций: «Его звали-то не Алёша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алёшей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость».

Читайте также:  Энергичные люди - краткое содержание рассказа Шукшина

Автор использует присловья (поговорки, вставляемые в речь ради украшения): «как об стенку грох», «брось дурачка из себя строить», «гори всё синим огнём», «пропади пропадом».

Можно отметить использование просторечий, разговорных слов: «выпрягался», «остальной чеснок» (о детях), «пробрызнул» (о дождике), «наладился» (ветер), «хлястнется» (на кровать), «ушлёпали» (в школу), «подъелдыкнула», «брякнулась», «полыхнул», «огребут» (деньжат), «усунулась».

4. Насколько типичен для писателя рассказ «Алеша Бесконвойный»? Какие особенности его таланта проявились в этом рассказе?

Рассказ «Алёша Бесконвойный» типичен для Шукшина, так как в нём раскрывается типичный в прозе писателя характер человека из народа. Герои В. М. Шукшина – простые люди, живущие на земле, деревенские жители. Эти герои чаще всего импульсивны, поддаются порывам, крайне естественны в проявлении чувств, действуют «в силу внутренних нравственных понятий», которые зачастую расходятся с понятиями окружающих людей, они одиноки, не приняты и не поняты обществом, обладают «чудинкой». Выделяются из общей массы, кажутся окружающим чудаком или «чудиком», как называется один из рассказов Шукшина.

Своеобразие рассказа «Алёша Бесконвойный» в том, что в изображении характера главного героя в подтексте есть мысль о праведности персонажа. Например, имя Алёша оживляет народные представления об Алексее Божьем человеке. Односельчане с иронией называют героя «этот преподобный Алёша». История любви героем «Али крепдешиновой» может пониматься как история любви праведника к грешнице. Религиозная реминисценция «неопалимой купины» – загорающегося тихим светом куста – тоже подчёркивает праведность героя.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35481

Василий Шукшин – Алеша Бесконвойный

Василий Шукшин – Алеша Бесконвойный краткое содержание

Алеша Бесконвойный читать онлайн бесплатно

Его звали-то не Алеша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алешей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость. Впрочем, безответственность его не простиралась беспредельно: пять дней в неделе он был безотказный работник, больше того – старательный работник, умелый (летом он пас колхозных коров, зимой был скотником кочегарил на ферме, случалось-ночное дело -принимал, телят), но наступала суббота, и тут все: Алеша выпрягался, Два дня он не работал в колхозе: субботу и воскресенье. И даже уж и забыли, когда это он завел такой порядок, все знали, что этот преподобный Алеша “сроду такой” – в субботу и воскресенье не работает- Пробовали, конечно, повлиять на него, и не раз, но все без толку. Жалели вообще-то: у него пятеро ребятишек, из них только старший добрался до десятого класса, остальной чеснок сидел где-то еще во втором, в третьем, в пятом. Так и махнули на него рукой. А что сделаешь? Убеждай его, не убеждай – как об стенку горох. Хлопает глазами. “Ну, понял, Алеша?” – спросят. “Чего?” – “Да нельзя же позволять себе такие вещи, какие ты себе позволяешь! Ты же не на фабрике работаешь, ты же в сельском хозяйстве! Как же так-то? А?” – “Чего?” – “Брось дурачка из себя строить! Тебя русским языком спрашивают: будешь в субботу работать?” – “Нет. Между прочим, насчет дурачка – я ведь могу тоже. дам в лоб разок, и ты мне никакой статьи за это не найдешь. Мы тоже законы знаем. Ты мне оскорбление словом, я тебе – в лоб: считается – взаимность”. Вот и поговори с ним. Он даже на собрания не ходил в субботу.

Что же он делал в субботу?

В субботу он топил баню. Все. Больше ничего. Накалял баню, мылся и начинал париться. Парился, как ненормальный, как паровоз, по пять часов парился! С отдыхом, конечно, с перекуром. Но все равно это же какой надо иметь организм! Конский?

В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел. Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова.

У него была своя наука – как топить баню. Например, дрова в баню шли только березовые: они дают после себя стойкий жар. Он колол их аккуратно, с наслаждением.

Вот, допустим, одна такая суббота.

Погода стояла как раз скучная – зябко было, сыро, ветрено – конец октября. Алеша такую погоду любил. Он еще ночью слышал, как пробрызнул дождик – постукало мягко, дробно в стекла окон и перестало. Потом в верхнем правом углу дома, где всегда гудело, загудело – ветер наладился. И ставни пошли дергаться. Потом ветер поутих, но все равно утром еще потягивал – снеговой, холодный.

Алеша вышел с топором во двор и стал выбирать березовые кругляши на расколку. Холод полез под фуфайку. Но Алеша пошел махать топориком и согрелся.

Он выбирал из поленницы чурки потолще. Выберет, возьмет ее, как поросенка, на руки и несет к дровосеке.

– Ишь ты. какой,- говорил он ласково чурбаку.- Атаман какой. Ставил этого “атамана” на широкий пень и тюкал по голове.

Скоро он так натюкал большой ворох. Долго стоял и смотрел на этот ворох. Белизна и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них – свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой.

Алеша стаскал их в баню, аккуратно склал возле каменки, Еще потом будет момент – разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал в каменке. Он вообще очень любил огонь.

Но надо еще наносить воды. Дело не столько милое, но и противного в том ничего нет. Алеша старался только поскорей натаскать. Так семенил ногами, когда нес на коромысле полные ведра, так выгибался длинной своей фигурой, чтобы не плескать из ведер, смех смотреть. Бабы у колодца всегда смотрели. И переговаривались.

– Ты глянь, глянь, как пружинит! Чисто акробат.

– И не плескает ведь!

– Да куда так несется-то?

– Ну, баню опять топит.

– Вот весь день будет баней заниматься. Бесконвойный он и есть. Алеша.

Алеша наливал до краев котел, что в каменке, две большие кадки и еще в оцинкованную ванну, которую от купил лет пятнадцать назад, в которой по очереди перекупались все его младенцы. Теперь он ее приспособил в баню, И хорошо! Она стояла на полке, с краю, места много не занимала – не мешала париться,- а вода всегда под рукой. Когда Алеша особенно заходился на полке, когда на голове волосы трещали от жары, он курял голову прямо в эту ванну.

Алеша натаскал воды и сел на порожек покурить. Это тоже дорогая минута – посидеть покурить. Тут же Алеша любил оглядеться по своему хозяйству в предбаннике и в сарайчике, который пристроен к бане продолжал предбанник. Чего только у него там не было! Старые литовки без черенков, старые грабли, вилы. Но был и верстачок, и был исправный инструмент: рубанок, ножовка, долота, стамески. Это все на воскресенье, это завтра он тут будет упражняться.

В бане сумрачно и неуютно пока, но банный терпкий, холодный запах разбавился уже запахом березовых поленьев – тонким, еле уловимым – это предвестье скорого праздника. Сердце Алеши нет-нет да и подмоет радость – подумает: “Сча-ас”. Надо еще вымыть в бане: даже и этого не позволял делать Алеша жене – мыть. У него был заготовлен голичок, песочек в баночке. Алеша снял фуфайку, засучил рукава рубахи и пошел пластать, пошел драить. Все перемыл, все продрал голиком, окатил чистой водой и протер тряпкой. Тряпку ополоснул и повесил на сучок клена, клен рос рядом с баней. Ну, теперь можно и затопить, Алеша еще разок закурил. Посмотрел на хмурое небо, на унылый далекий горизонт, на деревню. Ни у кого еще баня не топилась. Потом будут, к вечеру, на скорую руку, кое-как, пых-пых. Будут глотать горький чад и париться, Напарится не напарится – угорит, придет, хлястнется на кровать, еле живой, и думает, это баня, Хэх.

Алеша бросил окурок, вдавил его сапогом в мокрую землю и пошел топить.

Поленья в каменке он клал, как и все кладут: два – так, одно так, поперек, а потом сверху. Но там – в той амбразуре-то, которая образуется-то,- там кладут обычно лучины, бумагу, керосином еще навадились теперь обливать,- там Алеша ничего не клал: то полено, которое клал поперек, он еще посередке ершил топором, и все, и потом эти заструги поджигал – загоралось. И вот это тоже очень волнующий момент – когда разгорается, Ах, славный момент!

Алеша присел на корточки перед каменкой и неотрывно смотрел, как огонь, сперва маленький, робкий, трепетный, все становится больше, все надежней. Алеша всегда много думал, глядя на огонь. Например: “Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково. Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!” Или еще он сделал открытие: человек, помирая, в конце в самом,- так вдруг захочет жить, так обнадеется, так возрадуется какому-нибудь лекарству. Это знают. Но точно так и палка любая: догорая, так вдруг вспыхнет, так озарится вся, такую выкинет шапку огня, что диву даешься: откуда такая последняя сила?

Дрова хорошо разгорелись, теперь можно пойти чайку попить. Алеша умылся из рукомойника, вытерся и с легкой душой пошел в дом. Пока он занимался баней, ребятишки, один за одним, ушлепали в школу. Дверь Алеша слышал – то и дело хлопала, и скрипели воротца. Алеша любил детей, но никто бы никогда так не подумал, что он любит детей: он не показывал. Иногда он подолгу внимательно смотрел на какого-нибудь, и у него в груди ныло от любви и восторга. Он все изумлялся природе: из чего получился человек?! Ведь не из чего, из малой какой-то малости. Особенно он их любил, когда они были еще совсем маленькие, беспомощные. Вот уж, правда что, стебелек малый: давай цепляйся теперь изо всех силенок, карабкайся. Впереди много всякого будет – никаким умом вперед не скинешь. И они растут, карабкаются. Будь на то Алешина воля, он бы еще пятерых смастерил, но жена устала. Когда пили чай, поговорили с женой.

– Холодно как уж стало. Снег, гляди, выпадет,- сказала жена.

– И выпадет. Оно бы и ничего, выпал-то, на сырую землю.

– Кузьмовна заходила. Денег занять.

– Дала. До среды, говорит, а там, мол, за картошку получит.

– Ну и ладно.- Алеше нравилось, что у них можно, например, занять денег – все как-то повеселей в глаза людям смотришь. А то наладились: “Бесконвойный, Бесконвойный”. Глупые.- Сколько попросила-то?

– Пятнадцать рублей. В среду, говорит, за картошку получим.

– Ну и ладно. Пойду продолжать.

Жена ничего не сказала на это, не сказала, что иди, мол, или еще чего в таком духе, но и другого чего тоже не сказала. А раньше, бывало, говорила, до ругани дело доходило: надо то сделать, надо это сделать – не день же целый баню топить! Алеша и тут не уступил ни на волос: в субботу только баня. Все. Гори все синим огнем! Пропади все пропадом! “Что мне, душу свою на куски порезать?!” – кричал тогда Алеша не своим голосом. И это испугало Таисью, жену. Дело в том, что старший брат Алеши, Иван, вот так-то застрелился. А довела тоже жена родная: тоже чего-то ругались, ругались, до того доругались, что брат Иван стал биться головой об стенку и приговаривать: “Да до каких же я пор буду мучиться-то?! До каких?! До каких?!” Дура жена вместо того, чтобы успокоить его, взяла да еще подъелдыкнула: “Давай, давай. Сильней! Ну-ка, лоб крепче или стенка?” Иван сгреб ружье. Жена брякнулась в обморок, а Иван полыхнул себе в грудь, Двое детей осталось. Тогда-то Таисью и предупредили: “Смотри. а то не в роду ли это у их”. И Таисья отступилась.

Ссылка на основную публикацию