Ванька Тепляшин – краткое содержание рассказа Шукшина

Ванька Тепляшин – Шукшин Василий Макарович

Дата добавления: 2015-05-17

Кол-во страниц: 2

Поделиться в соц.сетях:

Ванька Тепляшин – Шукшин Василий Макарович краткое содержание

Ванька Тепляшин читать онлайн бесплатно

Ванька Тепляшин лежал у себя в сельской больнице с язвой двенадцатиперстной кишки. Лежал себе и лежал. А приехал в больницу какой-то человек из районного города, Ваньку вызвал к себе врач, они с тем человеком крутили Ваньку, мяли, давили на живот, хлопали по спине… Поговорили о чем-то между собой и сказали Ваньке:

— Поедешь в городскую больницу?

— Зачем? — не понял Ванька.

— Лежать. Также лежать, как здесь лежишь. Вот… Сергей Николаевич лечить будет.

В горбольнице его устроили хорошо. Его там стали называть «тематический больной».

— А где тематический больной-то? — спрашивала сестра.

— Курит, наверно, в уборной, — отвечали соседи Ванькины. — Где же еще.

— Опять курит? Что с ним делать, с этим тематическим…

Ваньке что-то не очень нравилось в горбольнице. Все рассказал соседям по палате, что с ним случалось в жизни: как у него в прошлом году шоферские права хотели отнять, как один раз тонул с машиной…

— Лед впереди уже о так от горбатится — горкой… Я открыл дверцу, придавил газку. Вдруг — вниз поехал. — Ванька, когда рассказывает, торопится, размахивает руками, перескакивает с одного на другое. — Ну, поехал. Натурально, как с горки! Вода — хлобысь мне в ветровое стекло! А дверку льдиной шваркнуло и заклинило. И я, натурально, иду ко дну, а дверку не могу открыть. А сам уже плаваю в кабине. Тогда я другую нашарил, вылез из кабины-то и начинаю осматриваться…

— Ты прямо, как это… как в баню попал: «вылез, начинаю осматриваться». Меньше ври-то.

Ванька на своей кровати выпучил честные глаза.

— Я вру?! — некоторое время он даже слов больше не находил. — Хот… Да ты что? Как же я врать стану! Хот…

И верно, посмотришь на Ваньку — и понятно станет, что он, пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже — уметь надо.

— Ну, ну? Дальше, Вань. Не обращай внимания.

— Я, значит, смотрю вверх — вижу: дыра такая голубая, это куда я провалился… Я туда погреб.

— Да сколько ж ты под водой-то был?

— А я откуда знаю? Небось недолго, это я рассказываю долго. Да еще перебивают…

— Ну, вылез… Ко мне уже бегут. Завели в первую избу…

— Одеколоном сперва оттерли… Я целую неделю потом «красной гвоздикой» вонял. Потом уж за водкой сбегали.

…Ванька и не заметил, как наладился тосковать. Стоял часами у окна, смотрел, как живет чужая его уму и сердцу улица. Странно живет: шумит, кричит, а никто друг друга не слышит. Все торопятся, но оттого, что сверху все люди одинаковы, кажется, что они никуда не убегают: какой-то загадочный бег на месте. И Ванька скоро привык скользить взглядом по улице — по людям, по машинам… Еще пройдет, надламываясь в талии, какая-нибудь фифочка в короткой юбке, Ванька проводит ее взглядом. А так — все одинаково. К Ваньке подступила тоска. Он чувствовал себя одиноко.

И каково же было его удивление, радость, когда он в этом мире внизу вдруг увидел свою мать… Пробирается через улицу, оглядывается — боится. Ах, родная ты, родная! Вот догадалась-то.

— Мама идет! — закричал он всем в палате радостно. Так это было неожиданно, так она вольно вскрикнула, радость человеческая, что все засмеялись.

— Да вон! Вон, с сумкой-то! — Ванька свесился с подоконника и закричал: — Ма-ам!

— Ты иди встреть ее внизу, — сказали Ваньке. — А то ее еще не пропустят: сегодня не приемный день-то.

— Да пустят! Скажет — из деревни… — гадать стали.

— Пустят! Если этот стоит, худой такой, с красными глазами, этот сроду не пустит.

Ванька побежал вниз.

А мать уже стояла возле этого худого с красными глазами, просила его. Красноглазый даже и не слушал ее.

— Это ко мне! — издали еще сказал Ванька. — Это моя мать.

— В среду, субботу, воскресенье, — деревянно прокуковал красноглазый.

Мать тоже обрадовалась, увидев Ваньку, даже и пошла было навстречу ему, но этот красноглазый придержал ее.

— Да ко мне она! — закричал Ванька. — Ты что?!

— В среду, субботу, воскресенье, — опять трижды отстукал этот… вахтер, что ли, как их там называют.

— Да не знала я, — взмолилась мать, — из деревни я… Не знала я, товарищ. Мне вот посидеть с им где-нибудь, маленько хоть…

Ваньку впервые поразило, — он обратил внимание, — какой у матери сразу сделался жалкий голос, даже какой-то заученно-жалкий, привычно-жалкий, и как она сразу перескочила на этот голос… И Ваньке стало стыдно, что мать так униженно просит. Он велел ей молчать:

— Да я вот объясняю товарищу… Чего же?

— Помолчи! — опять велел Ванька. — Товарищ, — вежливо и с достоинством обратился он к вахтеру, но вахтер даже не посмотрел в его сторону. — Товарищ! — повысил голос Ванька. — Я к вам обращаюсь!

— Вань, — предостерегающе сказала мать, зная про сына, что он ни с того ни с сего может соскочить с зарубки.

Красноглазый все безучастно смотрел в сторону, словно никого рядом не было и его не просили сзади и спереди.

— Пойдем вон там посидим, — изо всех сил спокойно сказал Ванька матери и показал на скамеечку за вахтером. И пошел мимо него.

— Наз-зад, — как-то даже брезгливо сказал тот. И хотел развернуть Ваньку за рукав.

Ванька точно ждал этого. Только красноглазый коснулся его, Ванька движением руки вверх резко отстранил руку вахтера и, бледнея уже, но еще спокойно, сказал матери:

— Вот сюда вот, на эту вот скамеечку.

Но и дальше тоже ждал Ванька — ждал, что красноглазый схватит его сзади. И красноглазый схватил. За воротник Ванькиной полосатой пижамы. И больно дернул. Ванька поймал его руку и так сдавил, что красноглазый рот скривил.

— Еще раз замечу, что ты свои руки будешь распускать… — заговорил Ванька ему в лицо негромко, не сразу находя веские слова, — я тебе… я буду иметь с вами очень серьезный разговор.

— Вань, — чуть не со слезами взмолилась мать. — Господи, господи…

— Садись, — велел Ванька чуть осевшим голосом. — Садись вот сюда. Рассказывай, как там.

Красноглазый на какое-то короткое время оторопел, потом пришел в движение и подал громкий голос тревоги.

— Стигаеев! Лизавета Сергеевна. — закричал он. — Ко мне! Тут произвол. — и он, растопырив руки, как если бы надо было ловить буйно помешанного, пошел на Ваньку. Но Ванька сидел на месте, только весь напружинился и смотрел снизу на красноглазого. И взгляд этот остановил красноглазого. Он оглянулся и опять закричал: — Стигаеев!

Из боковой комнаты, из двери выскочил квадратный Евстигнеев в белом халате, с булочкой в руке.

— А? — спросил он, не понимая, где тут произвол, какой произвол.

— Ко мне! — закричал красноглазый. И, растопырив руки, стал падать на Ваньку.

Ванька принял его… Вахтер отлетел назад. Но тут уже и Евстигнеев увидел «произвол» и бросился на Ваньку.

…Ваньку им не удалось сцапать… Он не убегал, но не давал себя схватить, хоть этот Евстигнеев был мужик крепкий и старались они с красноглазым во всю силу, а Ванька еще стерегся, чтоб поменьше летели стулья и тумбочки. Но все равно, тумбочка вахтерская полетела, и с нее полетел графин и раскололся. Крик, шум поднялся… Набежало белых халатов. Прибежал Сергей Николаевич, врач Ванькин… Красноглазого и Евстигнеева еле-еле уняли. Ваньку повели наверх. Сергей Николаевич повел. Он очень расстроился.

— Ну как же так, Иван.

Ванька, напротив, очень даже успокоился. Он понял, что сейчас он поедет домой. Он даже наказал матери, чтоб она подождала его.

— На кой черт ты связался-то с ним? — никак не мог понять молодой Сергей Николаевич. Ванька очень уважал этого доктора.

— Он мать не пустил.

— Да сказал бы мне, я бы все сделал! Иди в палату, я ее приведу.

— Не надо, мы счас домой поедем.

— Как домой? Ты что?

Но Ванька проявил непонятную ему самому непреклонность. Он потому и успокоился-то, что собрался домой. Сергей Николаевич стал его уговаривать в своем кабинетике… Сказал даже так:

Шукшин Василий Макарович читать все книги автора по порядку

Шукшин Василий Макарович – все книги автора в одном месте читать по порядку полные версии на сайте онлайн библиотеки izdaiknigu.ru.

Ванька Тепляшин отзывы

Отзывы читателей о книге Ванька Тепляшин, автор: Шукшин Василий Макарович. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.

Понравилась книга? Поделитесь впечатлениями – оставьте Ваш отзыв или расскажите друзьям.

Несмотря на то, что в наши дни Интернет уверенно набирает позиции, все больше образованных и интеллигентных людей предпочитают проводить свободное время за чтением книг. Наш сайт предлагает совместить инновации «всемирной паутины» с «поглощением» литературных шедевров. Здесь Вы можете совершенно бесплатно и без регистрации читать онлайн как классические, так и современные тексты.

Шукшин, Ванька Тепляшин. В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа?

Сегодня мы изучали на уроке Шукшина. Это автор прекрасных произведений, среди которых и рассказ Шукшина Ванька Тепляшин. А благодаря знакомству с кратким содержанием романа В.М. Шукшина Ванька Тепляшин, вы сможете ответить на вопрос: В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа, а также сделаете анализ работы, написав свое сочинение.

Ванька Тепляшин краткое содержание

Изучая краткое содержание рассказа, мы знакомимся с Ванькой Тепляшиным — молодым шофером, у которого возникли проблемы. У него выявили язву и отправили в городскую больницу на лечение. Там он все время нарушал предписанные правила, к тому же то и дело, развлекал соседей по палате своими рассказами из своей жизни. Рассказал как-то историю о том, как он провалился зимой в реку на машине и о том, как его обтирали одеколоном а он потом еще долго издавал этот аромат. Многим его рассказы казались выдуманными, но он утверждал что все рассказанное правда.

И вот однажды, наблюдая из окошка за проходящими дамочками, посреди толпы увидел родное лицо. Как же он был рад увидеть маму, по которой сильно скучал. Но беда, день оказался не приемный. Как ни просила мать ее пустить, вахтер был непреклонен. Ваньке стало жаль мать, которая унижалась и просила, не выдержал и заступился за нее. Против двух мужиков выстоял наш Ванька. А когда медсестры увели его в палату, тот заявил, что ни минуты здесь больше не останется и собрался домой. Даже разговор с доктором, который разрешил матери остаться в больнице на несколько дней, не повлиял на решение нашего героя. Собрав вещи, он спустился. Гардеробщик подумал, что его выгнали с больницы и пожалел Ваньку. Отдавая ему одежду, тот сказал что нужно было просто дать денег вахтеру. Выходя из больницы Тепляшин обозвал вахтера загогулиной, и подойдя к матери, которая сказала, что ее сын нигде не может задержаться, они вместе поехали домой.

Основная тема и идея рассказа, краткий анализ

Прочитав произведение Шукшина, сразу кажется, что это рассказ о больнице и ее нравах, о лечении и о пациентах. Но все не так. Анализируя рассказ, мы видим, что основная тема и идея произведения — это человеческие отношения. Ванька несколько раз говорит фразу о том, что нужно быть человеком. И это главная мысль. А тут вахтер поликлиники берет взятки. А ведь человеческие отношения невозможно купить и их нельзя оценить деньгами, хотя даже соседи по палате говорили о том, что все можно решить с помощью денег. Однако мораль Ваньки Тепляшина не позволяла ему этого сделать.

Знакомясь с работой, мы видим постоянные конфликты, что возникают между героем и другими персонажами, а все потому, что Ванька честнее других, искреннее. У героя свои мерки, и при этом он просто живет, без интриг, лжи, не декларируя свои принципы.

Автор наполнил свое произведение глубоким смыслом, где показал взаимоотношения людей в обыденной жизни. Достаточно вспомнить тот возглас, когда Ванька увидел в окне мать, его обращение к ней Моя родная, чтобы понять безграничную любовь и нежность. Как он встает на ее защиту. Мы видим, насколько огромная тоска охватила героя, который незамедлительно решил ехать домой.

Видим и отношение Ваньки с вахтером, который не может понять те чувства, что испытывают люди, находясь вдали друг от друга. Не может он этого понять, его интересуют только деньги, которые могли бы повлиять по-другому на ход событий. События с вахтером позволили осознать простую истину. Не все измеряется деньгами, есть такие вещи, которые нужно чувствовать сердцем. Да и о собственном достоинстве не нужно забывать, вот и советует он матери больше никогда не унижаться ни перед кем, иначе можно потерять уважение к самому себе.

Замечательная и поучительная работа Шукшина Ванька Тепляшин, которая учит нас оставаться людьми и быть человечнее.

В. М. ШУКШИН. “ВАНЬКА ТЕПЛЯШИН”

“Деревенская” проза. В центре – послевоенная деревня и ее проблемы. Многие писатели этого направления – сами выходцы из деревни; им близка народная манера и идеалы. Писатели деревенского направления показали жизнь русской деревни XX века, влияние на ее судьбу таких событий, как Октябрьская революция, гражданская война, военный коммунизм, нэп, коллективизация, индустриализация, строительство колхозов.

С болью наблюдают они за деградацией советской деревни.

Василий Макарович Шукшин (1927-1974) – выходец из села Сростки на Алтае.

Особенности героев В. Шукшина; обычно это деревенские люди, сталкивающиеся с городом или горожане, попадающие в деревню. Традиции и новаторство В. Шукшина в изображении человека. Традиция короткого рассказа, восходящая к А. П. Чехову: выразительность и емкость детали и мастерство диалога. Новаторством В. Шукшина обычно называют созданный им новый тип героя – “чудика”.

Чудики обладают самобытным характером и запасом душевных сил, в этом и прелесть,

Все они демонстрируют необычность обычных людей.

“Ванька Тепляшин”. Конфликт героя с бездушным вахтером. Соотношение понятий человек – личность. Ведущая тема рассказа – выражение чувства человеческого достоинства.

Обобщающий смысл рассказа. Прием антитезы в рассказе.

Related posts:

Шукшин, Ванька Тепляшин. В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа?Найдите в тексте рассказа слова, которыми может быть сформулирована его основная идея. “Надо человеком быть!” В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа? Основная идея рассказа выражена в словах его героя “Надо человеком быть!”, которые он дважды произносит. Тем са­мым Шукшин выдвигает в качестве веду­щей проблемы произведения человече­ское достоинство личности, недопусти­мость его унижения. Охарактеризуйте […].

ТВОРЧЕСТВО В. ШУКШИНА“Деревенская” проза. В центре – послевоенная деревня и ее проблемы. Многие писатели этого направления – сами выходцы из деревни; им близка народная манера и идеалы. Писатели деревенского направления показали жизнь русской деревни XX века, влияние на ее судьбу таких событий, как Октябрьская революция, гражданская война, военный коммунизм, нэп, коллективизация, индустриализация, строительство колхозов. С болью наблюдают […].

Шукшин о нравственно-философских ценностях жизни“О-ох, нелюди мы, боле никто”, – произносит свой при­говор распутинская старуха Дарья, которая не может пережить гибель родной деревни, затопление дорогих могил. “Будь чело­веком!” – призывает своим творчеством В. Шукшин. “Не про­пустил он момент, когда народу захотелось сокровенного, – говорил о Шукшине М. Шолохов. – И он рассказал о про­стом, негероическом, близком каждому так же […].

В. М. ШукшинВ. М. Шукшин Начинал Василий Шукшин (1927-1974) с горделивого любования сильным самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать, верно следовать своему естественному здравому смыслу, сминая по пути все барьеры обывательской плоской логики (сборник “Там, вдали”, 1968). Однако общий тон в работах Шукшина, написанных в последние годы его жизни, стал иным, здесь […].

Шукшин и его произведенияИзучение творчества В. Шукшина – задача сложная и актуальная. Его искусство постоянно рождает споры, научные дискуссии. Однако истинное искусство всегда сопротивляется прямолинейности суждений. Василий Шукшин – человек разносторонних дарований. Это писатель, актер, кинодраматург, режиссер. Его творчество отвечает тем критериям, которые предложил сам писатель: в его искусстве мы найдем широкие размышления над жизнью народа, смелое и […].

“Нравственность есть Правда” ШукшинВ своей статье “Нравственность есть Правда” Шукшин писал: “Нравственным или безнравственным может быть искусство, а не герои… Честное, мужественное искусство пе задается целью указывать пальцем: что нравственно, а что безнравственно, оно имеет дело с человеком “в целом” и хочет совершенствовать его, человека, тем, что говорит ему правду о нем”. В этих словах – не только […].

Краткое содержание – Чудик – ШукшинВ. Шукшин – рассказ “Чудик”. “Есть люди в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут “чудаками”. А они не странные и не чудаки. От обычных лю­дей их отличает разве только то, что талантливы они и краси­вы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судь­бой, отдельно они не живут. Их любят особой […].

Читайте также:  Алёша Бесконвойный - краткое содержание рассказа Шукшина

Василий Шукшин биографияВасилий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Алтайского Края Сростки. Вырос он в семье крестьян-середняков. В период коллективизации отец Шукшина был арестован, а затем расстрелян. Будущий писатель окончил семилетнюю школу и поступил в автомобильный техникум в Бийске. Отучившись неполные три года, юноша решил отказаться от образования и пошел работать в колхоз, чтобы прокормить […].

В. М. Шукшин. “Я пришел дать вам волю”Литературный путь Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), известного советского писателя, актера и кинорежиссера, продолжался около полутора десятилетий. Художник пытливый и проницательный, человек, обладавший исключительно тонким духовным зрением, которое позволяло ему в каждом явлении прозревать его глубинный общечеловеческий смысл, Шукшин с годами испытывал все более настойчивое тяготение к углубленно философскому осмыслению действительности, к широкому и решительному творческому […].

Биография Шукшин Василий Макарович (*Общие критические статьи)Василий Макарович Шукшин – человек необычайной человеческой и творческой судьбы. Он был удивительно талантлив, разносторонне и мощно одарен. Актер, прозаик, киносценарист и режиссер. Явление уникальное. Василий Шукшин начинал свой путь трудно. Он рос в годы войны, без отца, в маленьком селе Сростки на Алтае. Семь классов сельской школы. Ранняя самостоятельность. Разная работа в разных городах, […].

Василий Шукшин против Глеба КапустинаПо рассказу “Срезал” Если мы возьмем в руки любой сборник Василия Макаровича Шукшина, то увидим, что чаще всего в заглавии рассказа используются одно-три слова. По ним нередко можно догадаться, о чем будет речь. Это или имена героев: “Алеша Бесконвойный”, “Дядя Ермолай”, “Ванька Тепляшин”, или коротенькое имя существительное: “Чудик”, “Горе”, “Письмо”, “Сапожки”, “Микроскоп”, или – редко […].

Ванька Жуков – характеристика персонажаПроизведение: Ванька Ванька Жуков – герой рассказа А. П. Чехова “Ванька” (1886), девятилетний малиик, сирота. Обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, он был отдан в город “в люди”. Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на свое горькое житье в ученье у сапожника. […].

Сочинение по картине Н. П. Чехова “Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)”Николай Павлович Чехов – известный русский художник, иллюстратор и карикатурист. Он родился 23 мая 1858 года в г. Таганроге, был старшим братом великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Николай Павлович часто делал иллюстрации к ли­тературным произведениям своего брата. Благодаря такому плодотворному творческому союзу получались весьма интересные произведения. Всем хорошо известен рассказ Антона Павловича Чехова “Ванька”. […].

Анализ рассказа Чехова ВанькаЭтот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях. Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось […].

В. М. ШУКШИН. “Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ” (Опыт рецензии)Литературный путь Василия Макаровича Шукшина (1929- 1974), известного советского писателя, актера и кинорежиссера, продолжался около полутора десятилетий. Художник пытливый и проницательный, человек, обладавший исключительно тонким ду­ховным зрением, которое позволяло ему в каждом явлении прозре­вать его глубинный общечеловеческий смысл, Шукшин с годами испытывал все более настойчивое тяготение к углубленно философ­скому осмыслению действительности, к широкому и решительному […].

Краткое содержание Чудик Шукшин в сокращении (Литература XX века)Главного героя рассказа зовут Чудик. С ним всегда что-нибудь да случается. Собирается к брату, который живет на Урале и которого уже двенадцать лет не видел. Упаковал все необходимые вещи, а уже на следующий день у него были билеты на поезд. До отъезда еще осталось достаточно времени, Чудик решает приобрести подарки для своих племянников. Накупил сладостей […].

В. М. Шукшин в воспоминаниях современниковВ. А. Гинзбург: “Однажды в свободный от съемок день мы с Василием Макаровичем гуляли по Владимиру и зашли в магазин грампластинок. Продавался большой комплект с записями Шаляпина. Шукшин тут же его купил. В гостинице мы раздобыли проигрыватель, и Шукшин, забрав его, ушел к себе в номер. Вскоре у меня раздался телефонный звонок, Василий Макарович очень […].

“Ванька”, анализ рассказа ЧеховаРассказ А. П. Чехова “Ванька” известен всем любителям литературной классики практически со школьной скамьи. Этот рассказ написан в 1886 году уже Более сотни лет входит во все школьные учебники по литературе. О чем же повествует данный рассказ? Кажется, будто он о нелегкой судьбе мальчика. Он становится объектом насмешек подмастерьев, его лупят и не кормят хозяева, […].

Вампилов А. В. и Шукшин В. М. – общее понимание сложности современного бытаЧрезвычайно важно – и даже для уроков – ввести хоть частично такую тему: Василий Шукшин с необыкновенной чуткостью воспринял такую подробность быта 50-70-х гг., как появление целого пласта лубочного, массово-популистского искусства, паразитирующего чаще всего на высокой культуре. Этот пласт получил название “кич” от немецкого жаргонного слова Kitsch (“халтура”). Элементы “кича” – гитары с бантами в […].

Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина Босиком по мокрой траве (В. Шукшин, “Чудик”)“…Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом”. Так кончается рассказ. И только в конце мы и узнаем, что звали героя Василий Егорыч Князев. А начинается повествование еще более лаконично: “Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с […].

Калина красная – Василий ШукшинПовествование – от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен. Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаем, что Егор мечтает о своем хозяйстве, корове. Его будущая жена – Байкалова Любовь Федоровна. Он ее никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует […].

Сочиненин по картине Чехова Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)Всем, кто читал и любит Чехова, картина его брата, Николая Павловича, покажется особенно любопытной. Ведь до сих пор, знакомый герой, который делился своими мыслями не только с дедушкой, когда писал тому письмо, но и со всеми читателями, был образом, которое рисовало лишь воображение. Теперь же Ванька Жуков ожил, приобрел реальные черты. Его лицо отлично характеризует […].

Ванька краткое содержаниеЧехов А. П. “Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать”. Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька – сирота. Он думает про своего деда – 65-летнего “тощего и юркого старикашку с веселым лицом и вечно пьяными глазами”, служащего сторожем у […].

Краткое изложение ВанькаА. П. Чехов Ванька “Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать”. Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька – сирота. Он думает про своего деда – 65-летнего “тощего и юркого старикашку с веселым лицом и вечно пьяными глазами”, служащего сторожем […].

Василий Макарович ШукшинВасилий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Прозаик, драматург, актер, режиссер. Отец был репрессирован. Василий Шукшин очень рано пошел работать – грузчиком, маляром, слесарем. С 1949 по 1953 годы служил на флоте, где приобрел специальность радиста. После демобилизации сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости и даже на […].

Краткое содержание Ванька в сокращении (Чехов А. П.)(1886г.) Девятилетнего мальчишку Ваньку отдали три месяца назад в обученье сапожнику Аляхину. Ванька – сирота. У него остался только дедушка Константин Макарыч, который служит сторожем у господ Жихаревых. Перед Рождеством мальчик всю ночь пишет письмо своему деду и просит забрать его назад к Жихаревым. Своим простым детским языком он рассказывает как ему тяжело в Москве, […].

Краткое содержание рассказа Чехова “Ванька”“Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать”. Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька – сирота. Он думает про своего деда – 65-летнего “тощего и юркого старикашку с веселым лицом и вечно пьяными глазами”, служащего сторожем у господ Жихаревых. Днем […].

Биография Шукшин Василий Макарович(25.7.1929 – 2.10.1974) Шукшин Василий Макарович (25.7.1929, с. Сростки Бийского района Алтайского края, – 2.10.1974, станица Клетская Волгоградской обл., похоронен в Москве), русский советский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Член КПСС с 1955. Родился в крестьянской семье. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1960). Начал печататься в 1959. В 1963 опубликовал сборник рассказов “Сельские […].

Краткий пересказ Чудик Шукшин (Литература XX века)Речь пойдет о человеке, с которым постоянно, что-то происходило. Его звали Василий, но жена называла его Чудик. Он был очень жизнерадостным человеком. В этом рассказе описываются некоторые эпизоды поездки Чудика. Решил Василий съездить на Урал к брату, с которым они не виделись около 12 лет. Стал он собираться. Искал блесну щучью, но не нашел. До […].

Краткое содержание Обида Василий ШукшинВ. М. Шукшин Обида Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы купите”, – заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили молока, масла, пошли смотреть рыбу, а там за прилавком – хмурая тетя. […].

Краткое содержание рассказа “Обида” В. М. Шукшин(Сокращенный вариант) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы купите”, – заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили молока, масла, пошли смотреть рыбу, а там за прилавком – хмурая тетя. И почему-то […].

О Семке из рассказа “Мастер” (Шукшин)Когда Семка жил у писателя в городе, он читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы, прялки… Этого добра у писателя было навалом. В то же лето, как побывал Семка в городе, он стал приглядываться к церковке, которая стояла в деревне Талице, что в трех верстах от Чебровки. В Талице от двадцати дворов осталось восемь. […].

Краткое изложение Материнское сердце ШукшинВ. М. Шукшин Материнское сердце Витька Борзенков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей (он собирался жениться, позарез нужны были деньги) и пошел в винный ларек “смазать” стакан-другой красного. Подошла молодая девушка, попросила: “Разреши прикурить”. “С похмелья?” – прямо спросил Витька. “Ну”, – тоже просто ответила девушка. “И похмелиться не […].

Краткое изложение До третьих петухов В. М. ШукшинВ. М. Шукшин До третьих петухов Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке. “Мне стыдно, – сказала Бедная Лиза, – что он находится вместе с нами”. – “Мне тоже неловко рядом с ним стоять, – сказал Обломов. – От него портянками воняет”. – “Пускай справку достанет, что он умный”, – предложила […].

Краткое изложение Охота жить ШукшинВ. М. Шукшин Охота жить Центральные герои произведения – старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с “малых лет таскался по тайге” иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой. […].

Анализ рассказа Шукшина “Чудик”“Чудик” справедливо считают визитной карточкой Шукшина. Главный герой рассказа воплощает миро­ощущение, душевные свойства и духовные ориентиры (дезориентация – тоже своего рода ориентир), харак­терные для персонажей многих последующих произве­дений Шукшина. В сюжете использованы и события из жизни само­го автора. Многие детали произведения подчеркивают определенную духовную близость героя и автора. Для писателя несомненны одухотворенность жизни и твор­ческий […].

Нравственные идеалы героев В. М. ШукшинаВ. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции – стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности. Герои Василия Шукшина, подобно героям Льва Толстого, проходят путь духовных исканий. Писатель стремится раскрыть суть своих героев в кризисные моменты их […].

Сочинение-миниатюра “Чудики” В. М. ШукшинаВасилий Макарович Шукшин – известный писатель конца прошлого века. Он сам вышел из народа, поэтому и все свои произведения писал о народе. Рассказы Шукшина – это даже не рассказы, а скорее пересказ разных деревенских историй, курьезных, печальных и трагикомических случаев, портретные зарисовки… И в то же самое время мир, в который вводит нас Шукшин, – […].

Новый тип героя в рассказах В. М. Шукшина (на примере рассказа “Чудик”)В развитии жанра короткого рассказа В. М. Шукшин был продолжателем традиций А. П. Чехова. Художественной целью изображения цепи комических эпизодов, происходящих с героем, являлось у Шукшина раскрытие его характера. Сюжет его произведений построен на воспроизведении кульминационных, долгожданных моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою “особенность”. Новаторство В. М. Шукшина связано с обращением […].

Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозыВ. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции – стремление помочь людям. И писатель пытался, прежде всего, помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности. Герои В. Шукшина, подобно героям Л. Толстого, проходят путь нравственных исканий. Писатель стремился раскрыть суть своих героев в кризисные […].

Шукшин, “Ванька Тепляшин”: краткое содержание, анализ. Образ Ваньки Тепляшина: характеристика. Тема и идея рассказа “Ванька Тепляшин”

Сюжет короткого рассказа с названием «Ванька Тепляшин» на первый взгляд кажется незатейливым и незамысловатым. Но за обыденной историей, рассказанной автором, скрывается глубокий нравственный смысл. Впрочем, так В. Шукшин писал всегда.

Рассказы о чудиках

В. М. Шукшин родился в крестьянской семье и никогда не скрывал своих корней. Уже став известным писателем, он не раз обращался к образу деревенского жителя, чьи простота, искренность, неспособность притворяться были хорошо знакомы ему с детства. Это герои, которые наделены самобытным характером и лучшими человеческими качествами. Стремясь познать мир и свое место в нем, они часто рассуждают над вопросами из категории вечных. Например, в чем смысл человеческой жизни? Как принести пользу обществу? Можно ли сделать действительность лучше, чем она есть на самом деле?

Необычные качества «чудиков» ярче проявляются, когда они оказываются в непривычной для себя среде. При этом их поведение большинству других людей кажется нестандартным и не соответствующим норме. Это происходит потому, что они никогда не идут на компромисс с совестью, всегда и во всем придерживаются строгих моральных норм. Именно таким человеком является, как считает В. Шукшин, Ванька Тепляшин – краткое содержание и анализ его истории даются ниже. Бесхитростный и простодушный, ненавидящий лицемерие и притворство, всегда открытый для общения с другими, он надолго запоминается читателю.

«Ванька Тепляшин»: краткое содержание. Знакомство с героем

Деревенский парень попал в больницу с язвой двенадцатиперстной кишки. Сначала его лечили сельские врачи. Потом вдруг приехал Сергей Николаевич и после тщательного осмотра забрал Тепляшина с собой. В горбольнице Ваньку все называли «тематическим», т. е. пациентом, чьи диагноз и лечение помогают в исследованиях и написании научной работы.

На новом месте парня устроили хорошо. Чаще всего он пропадал в курилке или беседовал с другими больными. Много интересного о своей жизни рассказал он соседям по палате. Например, в произведении живо описана история с утонувшим автомобилем – герой, бывший ее водителем, тогда еле выбрался на берег. Всех удивляла его речь: насыщенная просторечиями и вместе с тем завораживающая. Многие из слушателей считали, что все, о чем им поведал Ванька Тепляшин, сочинение и не более того. Однако герой, всякий раз услышав сомнения в правдивости своих слов, честно выпучивал глаза – и каждому становилось ясно: врать он и в самом деле не умеет.

А вскоре Ванька «наладился тосковать» – именно так передает одолевшее его чувство Шукшин. Он подолгу стоял у окна, наблюдал за суетливой городской жизнью, что разворачивалась внизу, и поражался тому, что здесь никто никого не слышит. Все постоянно куда-то торопились, и этот непрекращающийся бег одинаковых людей сверху казался загадочным и бесполезным. От этого Ванька Тепляшин чувствовал себя в городе совсем одиноким.

Неожиданная гостья

Каково же было удивление героя, когда в один из дней он разглядел в толпе спешащих людей направляющуюся к больнице мать. Парень радостно закричал на всю палату и высунулся из окна. Непритворное чувство восторга от предстоящей встречи передалось всем, кто находился в палате. И кто-то посоветовал ему быстрее спускаться вниз, так как сегодня был не приемный день и женщину, скорее всего, не впустят.

Читайте также:  Дядя Ермолай - краткое содержание рассказа Шукшина

Дежурил человек, прозванный пациентами красноглазым. С ним трудно было договориться (если только за деньги), потому его не очень любили – отмечает Шукшин. Ванька Тепляшин – краткое содержание последующей сцены позволяет понять внутренний мир героя – увидел мать, просившую вахтера хоть ненадолго пустить ее к сыну. Но красноглазый был непреклонен. Он механически – автор подчеркивает это словами «прокуковал», «отстукал» – перечислял приемные дни. Не убедило его и то, что женщина приехала из деревни. А мать все оправдывалась, что она не знала об установленном графике. И все умоляла: хоть бы немного посидеть и поговорить.

Противостояние

Увидевший это Ванька Тепляшин вдруг испытал стыд за унижение матери. Он подошел к красноглазому и попытался вежливо объяснить ситуацию. Что они просто недолго поговорят. Но тот продолжал безучастно смотреть в сторону. Тогда парень указал матери на стоящую за вахтером скамейку и сделал по направлению к ней несколько шагов. В этот момент раздался брезгливый окрик «назад». Но как только красноглазый попытался дотронуться до Ваньки, молодой человек решительно отвел его руку в сторону. Мать знала, как легко может разозлиться сын, и всячески сдерживала его. Но на призывные крики вахтера уже выскочил сидевший неподалеку Евстигнеев. Краткое содержание «Ваньки Тепляшина» подходит к развязке. Герою, не пожелавшему подчиняться, все же удалось противостоять двум крепким мужчинам. Однако во время обороны он задел стулья и тумбочки – правда, всячески старался этого избежать. Вскоре появились сестры и Сергей Николаевич. Но парень уже принял решение: он едет домой. Сейчас же. И сразу почувствовал, как ему стало легче на душе.

Разговор с доктором

Сергей Николаевич убедительно просил Ваньку не горячиться и продолжить лечение. Он предложил его матери пожить какое-то время в его квартире, и тогда женщина каждый день сможет приходить в больницу. Уверял, что если бы парень сразу же обратился к нему, то никаких проблем со встречей не возникло бы. Но Ванька Тепляшин был непоколебим и тверда стоял на своем. Затем он быстро сбегал в палату, собрал свои вещи.

Одежду выдавал Евстигнеев, который еще несколько минут назад помогал красноглазому одолеть пациента. Теперь он решил, что Ваньку выгнали из больницы, и потому выражал ему свое сожаление. Вахтеру достаточно было дать пятьдесят копеек, чтобы он впустил мать – добавил Евстигнеев, подтверждая ранее высказанные кем-то из палаты слова о взяточничестве красноглазого.

Домой

Краткое содержание «Ваньки Тепляшина» завершает разговор героя с матерью. По дороге расстроенная женщина упрекала сына в том, что из-за своего характера он нигде не может «закрепиться». А Ванька в ответ лишь настоятельно просил, чтобы она больше никогда и ни перед кем так не унижалась. Скоро они сели в автобус и направились домой.

Тема рассказа «Ванька Тепляшин»

Как уже было отмечено, несмотря на незамысловатый сюжет, произведение В. Шукшина наполнено весьма глубоким смыслом. Его автора интересуют взаимоотношения, складывающиеся между людьми в обыденной жизни. Поэтому в рассказе, прежде всего, обращают на себя внимание сцены, где описываются встреча и разговоры сына с матерью.

Тот радостный возглас, который раздается в палате, когда Ванька увидел дорогого ему человека, свидетельствует о его безграничной любви и нежности. «Родная моя» – первое, что приходит на ум пареньку в этот миг. Позже он решительно встает на защиту уже постаревшей женщины, вынужденной унижаться перед незнакомым ей человеком ради того, чтобы несколько минут поговорить с собственным ребенком.

Отношения между сыном и матерью помогают понять и ту невероятную тоску, которая охватила Тепляшина в городской больнице. Да, условия ему здесь были созданы хорошие, но парень находился вдали от дома и близких ему людей.

Основная мысль произведения

Совсем по-другому складываются отношения главного героя с красноглазым. Последний оказался не способен переступить через казенщину и понять, что чувствуют после долгой разлуки близкие друг другу люди. Идея произведения, по сути, заложена в словах главного героя, произнесенного во время прощания с Евстигнеевым: «Надо человеком быть…». Фраза, появившаяся как отклик Ваньки на замечание, что вахтеру следовало заплатить, напрямую соотносится с поведением красноглазого. Однако она может служить напоминанием каждому человеку: ведь только так, оставаясь человеком, можно бороться с несправедливостью, царящей в обществе.

Тема и идея рассказа «Ванька Тепляшин», контраст между главным героем и вахтером дают понять, что не все в жизни измеряется деньгами и благосостоянием. Есть вещи, которые можно почувствовать только сердцем. Важен еще один момент: никогда нельзя забывать о собственном достоинстве. Только так можно сохранить уважение к самому себе. Именно поэтому парень настойчиво убеждал мать никогда и ни за кого так больше так не просить. А еще не согласился на предложение доктора, хотя оно и шло от чистого сердца.

Характеристика главного героя

Очень интересно нарисован автором образ Ваньки Тепляшина. Для понимания его характера важно все: и поведение, и речь, и отношения с матерью, а также теми, кто его окружает.

Заметим, что Ванька быстро нашел общий язык с соседями по палате, так как по натуре своей был человеком открытым и общительным. Но даже веселые разговоры не спасли его от тоски. Для деревенского жителя, привыкшего всегда быть при деле, город кажется чужим и непонятным. Не увидел здесь наблюдательный, тонко чувствующий окружающий мир герой и понимания между людьми. Странной показалась ему сама жизнь горожан, которую он долго пытался понять, стоя у окна. Его поражали шум, которого было много, и полное безразличие по отношению друг к другу. В этой связи необходимо отметить, как Шукшин описывает героя в те моменты, когда он увидел мать – помчался вниз и принял важное для себя решение, поскакал наверх собирать вещи. Ванька словно ожил, почувствовав связь с родным домом. Важно и то, что парень весело попрощался не только с соседями по палате, но и с обидевшим его красноглазым. Таким образом, Ванька Тепляшин, анализ поведения которого свидетельствует о том, насколько честным, искренним и бесхитростным он был, не мог угождать, хитрить и приспосабливаться. Он всегда оставался самим собой. И это дает ответ на вопрос о том, почему герой нигде не мог надолго задержаться. Он просто жил по совести, что часто не нравится окружающим.

Ванька Тепляшин: смысл имени

Не секрет, что писатели обычно называют своих героев не просто так. Имя – это один из художественных приемов, так как оно может многое рассказать о человеке. Начнем с фамилии главного героя. Тепляшин – сразу возникают явные ассоциации: теплый, душевный. А Ванька – имя, довольно распространенное в русских сказках. И хотя очень часто этого героя, младшего из трех сыновей, называют Иваном-дураком, именно он оказывается самым находчивым, трудолюбивым, умелым и добивается всего в жизни благодаря своим качествам. К тому же Шукшин использует уменьшительную форму: Ванька, и он сразу становится ближе читателю.

Если же обратиться к значению имени, то обнаружится, что Иван значит «Божья благодать». Таким образом, уже сочетание «Ванька Тепляшин» подчеркивает доброту, простодушие главного героя.

Значение рассказа В. Шукшина

Ч. Айтматов писал: «Если человек прекращает свою борьбу со злом, он перестает быть человеком». Можно считать, что эти слова – еще одна прекрасная характеристика Ваньки Тепляшина. Его уверенность в незыблемости моральных норм, готовность отстаивать собственные взгляды и бороться с несправедливостью, протест против приспособленчества в любом его виде вызывают симпатию у читателя. И пусть не всегда оказываются приемлемыми формы борьбы, которые выбирает главный герой, само существование его и подобных ему людей вселяет уверенность в то, что победа добра еще возможна в нашем мире.

Ванька Тепляшин – краткое содержание рассказа Шукшина

Ванька Тепляшин лежал у себя в сельской больнице с язвой двенадцатиперстной кишки. Лежал себе и лежал. А приехал в больницу какой-то человек из районного города, Ваньку вызвал к себе врач, они с тем человеком крутили Ваньку, мяли, давили на живот, хлопали по спине… Поговорили о чем-то между собой и сказали Ваньке:

– Поедешь в городскую больницу?

– Зачем? – не понял Ванька.

– Лежать. Так же лежать, как здесь лежишь. Вот… Сергей Николаевич лечить будет.

В горбольнице его устроили хорошо. Его там стали называть «тематический больной».

– А где тематический больной-то? – спрашивала сестра.

– Курит, наверно, в уборной, – отвечали соседи Ванькины. – Где же еще.

– Опять курит? Что с ним делать, с этим тематическим…

Ваньке что-то не очень нравилось в горбольнице. Все рассказал соседям по палате, что с ним случалось в жизни: как у него в прошлом году шоферские права хотели отнять, как один раз тонул с машиной…

– Лед впереди уже о так от горбатится – горкой… Я открыл дверцу, придавил газку. Вдруг – вниз поехал. – Ванька, когда рассказывает, торопится, размахивает руками, перескакивает с одного на другое. – Ну, поехал. Натурально, как с горки! Вода – хлобысь мне в ветровое стекло! А дверку льдиной шваркнуло и заклинило. И я, натурально, иду ко дну, а дверку не могу открыть. А сам уже плаваю в кабине. Тогда я другую нашарил, вылез из кабины-то и начинаю осматриваться…

– Ты прямо, как это… как в баню попал: «вылез, начинаю осматриваться». Меньше ври-то.

Ванька на своей кровати выпучил честные глаза.

– Я вру?! – Некоторое время он даже слов больше не находил. – Хот… Да ты что? Как же я врать стану! Хот…

И верно, посмотришь на Ваньку – и понятно станет, что он, пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже – уметь надо.

– Ну, ну? Дальше, Вань. Не обращай внимания.

– Я, значит, смотрю вверх – вижу: дыра такая голубая, это куда я провалился… Я туда погреб.

– Да сколько ж ты под водой-то был?

– А я откуда знаю? Небось недолго, это я рассказываю долго. Да еще перебивают…

– Ну, вылез… Ко мне уже бегут. Завели в первую избу…

– Одеколоном сперва оттерли… Я целую неделю потом «Красной гвоздикой» вонял. Потом уж за водкой сбегали.

…Ванька и не заметил, как наладился тосковать. Стоял часами у окна, смотрел, как живет чужая его уму и сердцу улица. Странно живет: шумит, кричит, а никто друг друга не слышит. Все торопятся, но оттого, что сверху все люди одинаковы, кажется, что они никуда не убегают: какой-то загадочный бег на месте. И Ванька скоро привык скользить взглядом по улице – по людям, по машинам… Еще пройдет, надламываясь в талии, какая-нибудь фифочка в короткой юбке, Ванька проводит ее взглядом. А так – все одинаково. К Ваньке подступила тоска. Он чувствовал себя одиноко.

И каково же было его удивление, радость, когда он в этом мире внизу вдруг увидел свою мать… Пробирается через улицу, оглядывается – боится. Ах, родная ты, родная! Вот догадалась-то.

– Мама идет! – закричал он всем в палате радостно.

Так это было неожиданно, так она вольно вскрикнула, радость человеческая, что все засмеялись.

– Да вон! Вон, с сумкой-то! – Ванька свесился с подоконника и закричал: – Ма-ам!

– Ты иди встреть ее внизу, – сказали Ваньке. – А то ее еще не пропустят: сегодня не приемный день-то.

– Да пустят! Скажет – из деревни… – гадать стали.

– Пустят! Если этот стоит, худой такой, с красными глазами, этот сроду не пустит.

Ванька побежал вниз.

А мать уже стояла возле этого худого с красными глазами, просила его. Красноглазый даже и не слушал ее.

– Это ко мне! – издали еще сказал Ванька. – Это моя мать.

– В среду, субботу, воскресенье, – деревянно прокуковал красноглазый.

Мать тоже обрадовалась, увидев Ваньку, даже и пошла было навстречу ему, но этот красноглазый придержал ее.

– Да ко мне она! – закричал Ванька. – Ты что?!

– В среду, субботу, воскресенье, – опять трижды отстукал этот… вахтер, что ли, как их там называют.

– Да не знала я, – взмолилась мать, – из деревни я… Не знала я, товарищ. Мне вот посидеть с им где-нибудь, маленько хоть…

Ваньку впервые поразило – он обратил внимание, – какой у матери сразу сделался жалкий голос, даже какой-то заученно-жалкий, привычно-жалкий, и как она сразу перескочила на этот голос… И Ваньке стало стыдно, что мать так униженно просит. Он велел ей молчать:

– Да я вот объясняю товарищу… Чего же?

– Помолчи! – опять велел Ванька. – Товарищ, – вежливо и с достоинством обратился он к вахтеру, но вахтер даже не посмотрел в его сторону. – Товарищ! – повысил голос Ванька. – Я к вам обращаюсь!

– Вань, – предостерегающе сказала мать, зная про сына, что он ни с того ни с сего может соскочить с зарубки.

Красноглазый все безучастно смотрел в сторону, словно никого рядом не было и его не просили сзади и спереди.

– Пойдем вон там посидим, – изо всех сил спокойно сказал Ванька матери и показал на скамеечку за вахтером. И пошел мимо него.

– Наз-зад, – как-то даже брезгливо сказал тот. И хотел развернуть Ваньку за рукав.

Ванька точно ждал этого. Только красноглазый коснулся его, Ванька движением руки вверх резко отстранил руку вахтера и, бледнея уже, но еще спокойно, сказал матери:

– Вот сюда вот, на эту вот скамеечку.

Но и дальше тоже ждал Ванька – ждал, что красноглазый схватит его сзади. И красноглазый схватил. За воротник Ванькиной полосатой пижамы. И больно дернул. Ванька поймал его руку и так сдавил, что красноглазый рот скривил.

– Еще раз замечу, что ты свои руки будешь распускать… – заговорил Ванька ему в лицо негромко, не сразу находя веские слова, – я тебе… я буду иметь с вами очень серьезный разговор.

– Вань, – чуть не со слезами взмолилась мать. – Господи, господи…

– Садись, – велел Ванька чуть осевшим голосом. – Садись вот сюда. Рассказывай, как там.

Красноглазый на какое-то короткое время оторопел, потом пришел в движение и подал громкий голос тревоги.

– Стигнеев! Лизавета Сергеевна. – закричал он. – Ко мне! Тут произвол. – И он, растопырив руки, как если бы надо было ловить буйно помешанного, пошел на Ваньку. Но Ванька сидел на месте, только весь напружинился и смотрел снизу на красноглазого. И взгляд этот остановил красноглазого. Он оглянулся и опять закричал: – Стигнеев!

Из боковой комнаты, из двери выскочил квадратный Евстигнеев в белом халате, с булочкой в руке.

– А? – спросил он, не понимая, где тут произвол, какой произвол.

– Ко мне! – закричал красноглазый. И, растопырив руки, стал падать на Ваньку.

Ванька принял его… Вахтер отлетел назад. Но тут уже и Евстигнеев увидел «произвол» и бросился на Ваньку.

…Ваньку им не удалось сцапать… Он не убегал, но не давал себя схватить, хоть этот Евстигнеев был мужик крепкий и старались они с красноглазым во всю силу, а Ванька еще стерегся, чтоб поменьше летели стулья и тумбочки. Но все равно, тумбочка вахтерская полетела, и с нее полетел графин и раскололся. Крик, шум поднялся… Набежало белых халатов. Прибежал Сергей Николаевич, врач Ванькин… Красноглазого и Евстигнеева еле-еле уняли. Ваньку повели наверх. Сергей Николаевич повел. Он очень расстроился.

– Ну как же так, Иван.

Ванька, напротив, очень даже успокоился. Он понял, что сейчас он поедет домой. Он даже наказал матери, чтоб она подождала его.

– На кой черт ты связался-то с ним? – никак не мог понять молодой Сергей Николаевич. Ванька очень уважал этого доктора.

– Он мать не пустил.

– Да сказал бы мне, я бы все сделал! Иди в палату, я ее приведу.

– Не надо, мы счас домой поедем.

– Как домой? Ты что?

Но Ванька проявил непонятную ему самому непреклонность. Он потому и успокоился-то, что собрался домой. Сергей Николаевич стал его уговаривать в своем кабинетике… Сказал даже так:

– Пусть твоя мама поживет пока у меня. Дня три. Сколько хочет! У меня есть где пожить. Мы же не довели дело до конца. Понимаешь? Ты просто меня подводишь. Не обращай внимания на этих дураков! Что с ними сделаешь? А мама будет приходить к тебе…

– Нет, – сказал Ванька. Ему вспомнилось, как мать униженно просила этого красноглазого… – Нет. Что вы!

– Но я же не выпишу тебя!

– Я из окна выпрыгну… В пижаме убегу ночью.

– Ну-у, – огорченно сказал Сергей Николаевич. – Зря ты.

– Ничего. – Ваньке было даже весело. Немного только жаль, что доктора… жалко, что он огорчился. – А вы найдете кого-нибудь еще с язвой… У окна-то лежит, рыжий-то, у него же тоже язва.

Читайте также:  Светлые души - краткое содержание рассказа Шукшина

– Не в этом дело. Зря ты, Иван.

– Нет. – Ваньке становилось все легче и легче. – Не обижайтесь на меня.

– Ну, что ж… – Сергей Николаевич все же очень расстроился. – Так держать тебя тоже бесполезно. Может, подумаешь. Успокоишься…

Ванька помчался в палату – собрать кой-какие свои вещички. В палате его стали наперебой ругать:

– Дурак! Ты бы пошел…

– Ведь тебя бы вылечили здесь, Сергей Николаевич довел бы тебя до конца.

Они не понимали, эти люди, что скоро они с матерью сядут в автобус и через какой-нибудь час Ванька будет дома. Они этого как-то не могли понять.

– Из-за какого-то дурака ты себе здоровье не хочешь поправить. Эх ты!

– Надо человеком быть, – с каким-то мстительным покоем, даже, пожалуй, торжественно сказал Ванька. – Ясно?

– Ясно, ясно… Зря порешь горячку-то, зря.

– Ты бы полтинник сунул ему, этому красноглазому, и все было бы в порядке. Чего ты?

Ванька весело со всеми попрощался, пожелал всем здоровья и с легкой душой поскакал вниз.

Надо было еще взять внизу свою одежду. А одежду выдавал как раз этот Евстигнеев. Он совсем не зло посмотрел на Ваньку и с сожалением даже сказал:

А когда выдавал одежду, склонился к Ваньке и сказал негромко, с запоздалым укором:

– Ты бы ему копеек пятьдесят дал, и все – никакого шуму не было бы. Молодежь, молодежь… Неужели трудно догадаться?

– Надо человеком быть, а не сшибать полтинники, – опять важно сказал Ванька. Но здесь, в подвале, среди множества вешалок, в нафталиновом душном облаке, слова эти не вышли торжественными; Евстигнеев не обратил на них внимания.

– Ботинки эти? Твои?

– Не долечился и едешь…

– До-ома! Дома долечисся…

– Будь здоров, Иван Петров! – сказал Ванька.

– Сам будь здоров. Попросил бы врача-то… может, оставют. Зря связался с этим дураком-то.

Ванька не стал ничего объяснять Евстигнееву, а поспешил к матери, которая небось сидит возле красноглазого и плачет.

И так и было: мать сидела на скамеечке за вахтером и вытирала полушалком слезы. Красноглазый стоял возле своей тумбочки, смотрел в коридор – на прострел. Стоял прямо, как палка. У Ваньки даже сердце заколотилось от волнения, когда он увидел его. Он даже шаг замедлил – хотел напоследок что-нибудь сказать ему. Покрепче. Но никак не находил нужное.

– Будь здоров! – сказал Ванька. – Загогулина.

Красноглазый моргнул от неожиданности, но головы не повернул – все смотрел вдоль своей вахты.

Ванька взял материну сумку, и они пошли вон из хваленой-прехваленой горбольницы, где, по слухам, чуть ли не рак вылечивают.

– Не плачь, – сказал Ванька матери. – Чего ты?

– Нигде ты, сынок, как-то не можешь закрепиться, – сказала мать свою горькую думу. – Из ФЗУ тада тоже…

– Да ладно. Вались они со своими ФЗУ. Еще тебе одно скажу: не проси так никого, как давеча этого красношарого просила. Никогда никого не проси. Ясно?

– Много так сделаешь – не просить-то!

– Ну… и так тоже нельзя. Слушать стыдно.

– Стыдно ему. Мне вон счас гумажки собирать на пенсию – побегай-ка за имя, да не попроси… Много соберешь?

– Ладно, ладно… – Мать никогда не переговорить. – Как там, дома-то?

– Ничо. У себя-то будешь долеживать?

– Та-а… не знаю, – сказал Ванька. – Мне уже лучше.

Через некоторое время они сели у вокзала в автобус и поехали домой.
1973

1. “Ванька Тепляшин” – рассказ Василия Шукшина, написанный в 1972 году.
Первоначально: «Ванька-дурак», с эпиграфом: «Ванька Тепляшин, давай с тобой попляшем – так Ваньку дразнили маленького». Рассказ написан в мае 1972 года в больнице.
Впервые опубликован в журнале «Звезда» (1973, № 2), затем в книге «Беседы при ясной луне» (1974). Набросок к рассказу в рабочих тетрадях:
«Ванька-дурак устроил скандал, что к нему не пустили мать (в больницу). Вылетел в пижаме, сторож хотел схватить его, он мотанул сторожа. Его стали ловить – шум, гам, неумность русская. Поймали.
– Все равно из окна выпрыгну, – сказал Ванька.
Сторож в отчаянии:
– Дурак, ты ба меня по-хорошему попросил, я б ее пустил…
– Ты должен быть человек! – на это напирал Ванька-дурак».

Основная идея рассказа передается в словах Ваньки Тепляшина, повторенных несколько раз: «Надо человеком быть. ».
Тема рассказапротивостояние народного миропонимания, с одной стороны, и мира стяжательства, хамства, бесчеловечности — с другой.
Герой рассказа не идеализируется автором. Ванька Тепляшин — обычный деревенский парень, не очень-то удачливый, задиристый, любящий прихвастнуть. Он не хватает звезд с неба, из-за своего характера не может нигде «закрепиться». При этом он обладает чувством собственного достоинства, отзывчивой душой. Он чувствует себя в городе, в больнице, где созданы все условия для его выздоровления, одиноко, неприкаянно. Спровоцировав стычку с «красношарым», он тут же успокаивается, понимая, что сейчас поедет домой, в деревню Ванька проявляет «непонятную ему самому непреклонность», когда врач уговаривает его остаться, и с радостью покидает больницу.
Образ «Красноглазого» — антитеза образа Ваньки. Он создается, во-первых, с помощью характеристики, которую дают ему другие герои рассказа: «Если этот стоит, худой такой, с красными глазами, этот сроду не пустит». Автор показывает равнодушие, толстокожесть «Красноглазого»: он «даже и не слушал» приехавшую навестить сына мать, «всё безучастно смотрел в сторону, словно никого рядом не было».
Во-вторых, «Красноглазого» характеризуют авторские ремарки к его речи. Вместо слова «говорил» автор использует выражения «деревянно прокуковал», «опять трижды отстукал», «как-то даже брезгливо сказал». Бездушность этого героя подчеркивается и его неподвижностью: «Стоял прямо, как палка»; «головы не повернул — все смотрел вдоль своей вахты».
Авторские симпатии полностью на стороне Ваньки. Он дает своему герою самое «русское» имя, простую фамилию, в которой слышится душевная теплота.

Шукшин поднимает еще одну проблему: как победить равнодушие, вымогательство, жестокость? «Красноглазый» живет вольготно, потому что его никто не останавливает. Евстигнеев говорит: «Зря связался с дураком-то этим». Даже врач предпочитает «не связываться» с вахтером: «Не обращай внимания на этих дураков! Что с ними сделаешь?» Все общее попустительство, инертность, нежелание «связываться» оставляет зло безнаказанным, и оно начинает набирать силу.

Образ матери.
Тема русской женщины-крестьянки, труженицы, матери проходит через все творчество Шукшина. В этом он продолжает и развивает традиции Некрасова. Прообразам женщин являются женщины, известные писателю, и прежде всего его мать. Шукшин писал о них: «Редкого терпения люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле столько вынести. Не надо».
Мать из рассказа «Ванька Тепляшин» тоже из таких женщин. Шукшин вмешивается в радостные мысли Ваньки, когда тот видит мать из окна больницы: «Ах, родная ты, родная!» Это восклицание и героя, и самого автора. Образ матери создается «теплой», светлой лексикой: несколько раз повторяется слово «радость».
Мать тревожится за своего непутевого сына, зная что «он ни с того ни с сего может соскочить с зарубки». А ей так хочется, чтобы хотя бы у сына жизнь была полегче, чем у нее. Она терпеливо сносит хамство вахтера, как терпеливо жила всю жизнь, скрывает «горькую думу» о судьбе сына. Мать вызывает жалость своей униженностью, боязливостью, покорностью — жизнь приучила ее к этому. Она знает, что добиться чего-нибудь можно только долгими просьбами и унижениями. Даже законную мизерную пенсию так просто не получишь: надо «побегать» да «попросить». Образ матери сопровождает авторское сочувствие, нежность, обида за нее, желание защитить, помочь ей, поддержать. (вернуться)

Анализ рассказа В.М. Шукшина “Ванька Тепляшин”

Разделы: Литература

Развить творческую активность учащихся, пробудить желание учиться, возможно через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог. Богатый материал для этого дают уроки литературы.

Для примера возьмём программу под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Учебник по литературе для 9-го класса предлагает тему: В.М. Шукшин. Рассказ “Ванька Тепляшин”. Вступительная статья об авторе обещает ученикам встречу с мастером рассказов, в которых живут бесхитростные и безыскусственные люди деревни. При этом автор, описывая обыденное, находит в них много нового, неизвестного, глубинного. Его типичный герой – человек чудаковатый, душевный, отзывчивый в радости и беде. Таков и Ванька, один из шукшинских “чудиков”. Это нашлось в нашем языке и точно выражает главное в натуре героев Шукшина.

В 9-м классе дети уже знают, что художественное произведение рассматривается с трёх позиций: тема, идея, форма.

Вот и сейчас ученикам предлагается задание: определить тему рассказа. На первый взгляд может показаться, что этот рассказ о больнице, о нравах в ней, о лечении. Но нет. В процессе диалога приходим к выводу, что здесь главное – отношения людей между собой, а особенно сына и матери – тёплые, мягкие, любовные; он – защитник старой женщины, он не позволяет ей унижаться, так как остро реагирует на зло и несправедливость, живёт по велению своего доброго сердца. В больнице он тоскует, хотя рядом люди, с которыми он разговаривает, иногда шутит. Он часами стоял у окна, смотрел в него. А причина в том, что он был не дома.

Это суждение рождается после беседы с учениками, когда они предлагали свои варианты. Теперь надо найти доказательства этого вывода. Их в тексте много. Вот как автор говорит о встрече с матерью.

“Каково же было его удивление, радость, когда он в этом (городском) мире внизу вдруг увидел свою мать… Пробирается через улицу, оглядывается – боится. Ах, родная ты, родная! Вот догадалась-то.

– Мама идёт! – закричал он всем в палате радостно.

Так это было неожиданно, так она вольно вскрикнула, радость человеческая, что все засмеялись”.

И ещё один фрагмент, говорящий об отношении сына к матери. “Ваньку впервые поразило, – он обратил внимание, – какой у матери сделался жалкий голос, даже какой-то заученно – жалкий, привычно – жалкий … . И Ваньке стало стыдно, что мать так униженно просит. Он велел ей молчать:

И в конце рассказа, когда они уходят из больницы, он опять говорит ей:

– Ещё одно тебе скажу: не проси так никого, как давеча этого красношарого просила. Никогда никого не проси. Ясно. Слушать стыдно.

Вот так, предлагая ученикам найти в тексте слова, определяющие тему, логично приходим к главной мысли, то есть к идее. Предлагаю сформулировать её и опять найти в тексте доказательства. Ванька Тепляшин дважды произносит их коротко и точно: “Человеком надо быть, а не сшибать полтинники”. Прав ли он? Безусловно. Человеческие отношения нельзя определять деньгами. Это ненормально с точки зрения его морали, хотя другие мужики из больничной палаты предлагали этот способ решения проблемы, уверенно считая его наиболее результативным. И этот же Евстигнеев, что помогал вахтёру ловить Ваньку, выдавая одежду, с запоздалым укором негромко сказал:

– Ты бы ему копеек пятьдесят дал, и всё – никакого шуму не было бы. Молодёжь, молодёжь …

Ванька ничего не стал объяснять Евстигнееву. Он спешил к плачущей матери.

Очень интересно, живо идёт обсуждение формы рассказа, способов, приёмов, использованных автором. Предлагаю ещё раз посмотреть на главного героя и найти в нём через слова его самого и автора самое существенное, определяющее его натуру.

Что увидели сразу? Автор замечает, что он “наладился тосковать”. У Шукшина, да и вообще в жизни, тоска – удел людей честных, со сложной внутренней организацией, хотя на вид они просты. И глагол “наладился” точно определяет тот факт, что эта тоска стала постоянной. А вот когда после конфликта Ванька принял решение уехать, он сразу успокоился, помчался в палату, чтобы собрать вещи. Потом автор пишет, что ему становилось легче и легче. А когда он прощался, то сделал это весело, пожелал всем здоровья, даже вахтёру, который обидел мать, сказал: “Будь здоров!” и с лёгкой душой поскакал вниз.

И ещё раз хочется сказать об удачно найденном слове “тосковать”, не скучать, а именно тосковать, так как скучают обычно бездельники. Ванька же из деревни, где все при деле, где скучать просто некогда.

Здесь мы замечаем роль глаголов, рисующих действия Ваньки: помчался, поскакал. Так он спешил к матери, торопился домой из чужого ему города.

Второе, что мы видим в Ваньке, – он прост, бесхитростен, речь полна таких слов, как: хлобысь, шваркнуло, фифочка, соскочить с зарубки, сцапать, загогулина (о вахтёре). Это не только просторечные слова. В них и смысловая точность в выражении действий, в характеристике, и удивительная образность. Искренность и простоту Ваньки автор выразил ещё и такими словами: “…он и врать-то не умеет. Это ведь тоже уметь надо”.

Ванька Тепляшин – натура тонкая, наблюдательная. Может, потому и город он не принял – чужой он для него. “Стоял он часами у окна, смотрел, как живёт чужая его уму и сердцу улица. Странно живёт: шумит, кричит, а никто друг друга не слышит. Все торопятся, но оттого, что сверху все люди одинаковы, кажется, что они никуда не убегают: какой-то загадочный бег на месте”. Сказано коротко, но точно.

Смотрим в учебнике вопрос: “Почему у него постоянно возникают конфликты с окружающими людьми?” После уже сказанных наблюдений и выводов ясно, почему у Ваньки конфликты. Он искреннее, честнее других, у него свои мерки, хотя он нигде не философствует, он просто живёт, не завидуя, не хитря, не интригуя, не декларируя свои принципы.

Очень интересен такой вопрос: “Как вы думаете, связаны ли с идейным смыслом рассказа имя и фамилия героя?” Дети уже знают, что имя героям авторы выбирают со смыслом, это один из авторских приёмов характеристики.

Вспоминаем, что имя Иван в переводе “Благодать Божия”. Иван, Иванушка – герой народных сказок, это умелец, человек простой, но не однозначный, из сложных ситуаций выходит молодцом благодаря своей смекалке, находчивости. Часто из трёх сыновей он самый ответственный, надёжный. Уменьшительное Ванька делает его проще, ближе. А фамилия явно говорящая о душевной щедрости, теплоте. В сочетании имени и такой фамилии – надёжность и гарантия добрых отношений.

Интересно наблюдать за речью автора, когда он даёт характеристику вахтёру: деревянно прокуковал, трижды отстукал, а прилагательное красноглазый употреблено на двух страницах 20 раз, что тоже имеет свой смысл.

Отвечаем на следующий вопрос: “Какое социально-нравственное явление символизирует образ красноглазого вахтёра?” Когда мы сравним глаголы “прокуковал, отстукал” и “говорил”, то увидим огромную разницу между ними, а вывод напрашивается такой: перед нами не просто неприятный человек, а казённая душа, которая, если и пойдёт на уступку, то только за деньги. На первый взгляд может показаться, что он рьяно выполняет свою службу, а на самом деле – полное равнодушие к человеку, неспособность понять радость одного и горе другого, поэтому он, унижая человека, даже не понимает, насколько дурно выглядит в обществе. В. Шукшин нашёл очень точные глаголы: отстукал, прокуковал. Лучше не скажешь.

Предлагаю посмотреть на синтаксис рассказа: какова его особенность? Повторяем отличительные черты рассказа вообще и шукшинского в частности. После этого пытаемся найти доказательства динамичности повествования, то есть наличие и даже обилие простых предложений. Вот один из примеров.

“…Ваньку им не удалось сцапать… Он не убегал, но не давал себя схватить… Крик, шум поднялся… Набежало белых халатов. Прибежал Сергей Николаевич, врач Ванькин… Красноглазого и Евстигнеева еле-еле уняли. Ваньку повели наверх. Сергей Николаевич повёл. Он очень расстроился”.

Точно так же выглядит рассказ Ваньки: предложения короткие, картина яркая. Всё это говорит о таланте рассказчика, который живёт в нём и не претендует на что-либо. Вот как звучит его рассказ.

“Лёд впереде уже от так от горбатился – горкой… Я открыл дверцу, придавил газку. Вдруг – вниз поехал. ну, поехал. Натурально, как с горки! Вода – хлобысь мне в ветровое стекло! А дверку льдиной шваркнуло и заклинило. И я, натурально, иду ко дну, а дверку, а дверку не могу открыть. А сам уже плаваю в кабине.

Он не врёт, но больные не верят: “Ты прямо, как это… как в баню попал: “вылез, начинаю осматриваться”. Меньше ври-то”. Ванька на своей кровати выпучил честные глаза.

Вот так эмоциональный рассказ характеризует самого рассказчика и автора, который нашёл для него и слова, и интонацию.

В учебнике 9 класса ученикам предложено повествование В.Астафьева “Царь-рыба” (фрагменты), В.Распутина “Деньги для Марии” (фрагменты), А. Вампилова “Старший сын” (фрагменты). Безусловно, выбраны фрагменты самые яркие, так что и ученикам читать интересно, и учителю работу над текстом организовать легче, так как составители учебника уже расставили некоторые акценты, остальное сделает учитель, организуя активный диалог с учениками.

Ссылка на основную публикацию