Гадкие лебеди – краткое содержание повести Стругацких

Краткое содержание Гадкие лебеди Стругацкие для читательского дневника

Авторы описывают западноевропейскую страну периода примерно 1960-х годов. Главным героем является Виктор Банев, писатель-ветеран и выпивоха. Своим немного разнузданным поведением он провоцирует правителя страны Президента и сам понимает потребность скрыться подальше из столицы и уезжает в родной город.

В этом небольшом городе обитает его бывшая супруга по имени Лола и общая дочь по имени Ирма. Дочка активно общается с так называемыми мокрецами, собственно, относительно этих мокрецов и двигается дальнейший сюжет.

Эти странные люди с желтыми кругами около глаз обитают в городском лепрозории. Здание охраняется военными, но туда есть доступ и особенно к мокрецам притягиваются дети, которые обожают этих мутантов и ходят к ним учиться. Мокрецы в свою очередь предстают чем-то подобным духовным лидерам и людьми новой эпохи, как говорят в городе, они питаются книгами и не могут без литературы, поэтому в лепрозорий отправляют грузовики книг.

Также мокрецов считают в городе причиной непрекращающегося дождя, который появился с приходом мокрецов и, как узнают читатели в завершение, исчезнет с уходом таковых. Помимо этого в городе много других странностей, которые связывают с мокрецами и паранормальными способностями этих странных людей.

В городе также есть часть людей, которые настроены против мокрецов: молодчики из пролетариата, бургомистр и полицейский. Они регулярно ставят капканы на мокрецов, останавливают грузовики с книгами и чинят другие пакости. Банев, в целом нейтральный к мокрецам изначально, принимает сторону обитателей лепрозория, так как другая сторона ему не нравится абсолютно.

Также Виктор встречается с детьми, которые обучаются у мокрецов, он поражается зрелому мышлению и оригинальным суждениям этих молодых людей. По стандартным мерками каждый из них является вундеркиндом и не простым, а с высокими моральными ценностями.

Банев обитает в санатории, там работает его любовница и подруга Диана, которая помогает мокрецам и дает лекарства. Иногда он проживает в гостинице, где по вечерам напивается в ресторане и обсуждает мокрецов с другими жителями города: Юлом Големом (главврач лепрозория), Ремом Квадригой (спившийся художник), Павором Сумманом (санинспектор).

Голем считает мокрецов чем-то наподобие людей будущего, которые прибыли оттуда чтобы не допустить печального развития событий. Собственно, по итогу роман приводит читателя именно к такому выводу. Этим также объясняется и тяга детей к мокрецам, которые передают подрастающему поколению нужный опыт, чтобы они могли создать новое и процветающее человечество.

Банев спасает одного из мокрецов от бургомистра, защищает его. Также он доставляет задержанный полицейскими грузовик с книгами. Этим он заслуживает доверие мокрецов.

Павор Сумман участвует в похищении мокреца, так как он оказывается иностранным шпионом. Банев сдает его контрразведке и в награду получает медаль «Серебряный Трилистник» 2-й степени. Теперь он может вернуться в столицу, Президент снова благосклонен, но Виктор остается в городе.

Дети тем временем полностью перебираются к мокрецам, в городе остаются только взрослые. Мокрецы начинают эвакуироваться из города, они обучили детей и теперь могут уйти, с Баневым прощается мокрец Павел Зурзмансор, который ранее был супругом Дианы, потом уезжает и Голем. Дождь прекращается.

Диана с Баневым снова оказываются в городе, который теперь залит приятным светом. Банев говорит про себя: «всё это прекрасно, но только вот что — не забыть бы мне вернуться».

Читать краткое содержание Стругацкие – Гадкие лебеди. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Стругацкие – Гадкие лебеди

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Действие романа начинается в 1930-м году. В то время, когда процветала коллективизация. Когда у зажиточных крестьян, так называемых кулаков, отбирали всё, что они нажили своим непосильным трудом.

Произведение автора посвящено обобщению ее огромного профессионального опыта в области книжного перевода и редакторской работы.

Беда пришла, откуда не ждали. Тамара Ивановна стояла у окна, на сердце было тревожно. Стояла глубокая ночь, а ее дочери Светланы, все еще не было дома. Девочке было шестнадцать лет

Печорин на протяжении двух недель живёт в казачьей станице. У офицеров была традиция собираться каждый вечер и играть в карты. Однажды после игры они начали обсуждать одно из мусульманских поверий

В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия

Краткое содержание Стругацкие Гадкие лебеди

Достаточно популярный в определенных кругах писатель Виктор Банев решил посетить Город, в котором прошло его детство. Такое решение он принял неспроста. Каким-то образом он умудрился перессориться со многими видными людьми в частности с президентом, к тому же ему надоело постоянное давление властей. Все эти причины натолкнули его на мысль, что он может отсидеться некоторое время в Городе. Этим мечтам не суждено было сбыться. Не успел он встретиться со своими дружками и отведать маринованных миног, как его разыскала бывшая жена, потом начали разворачиваться одни за другими странные события.

Встретившись со своей бывшей женой Лолой и слушая, ее он никак не мог понять, как он вообще мог жениться на ней. Лола была видная даже красивая женщина, но насквозь фальшивая и такая болтливая. Если разобраться то, наверное, и он был, и есть не подарок. Тем более, что тогда он начинающий писатель мнил себя звездой поэзии, при этом пил намного больше чем сейчас. Бывшая жена его позвала не для того чтобы вспомнить и наладить отношения, а дело было в их дочери. Ирма девочка серьезная и достаточно жестокая стояла перед ними, а Лола настаивала, чтобы Виктор помог определить их дочь в какой-нибудь интернат. Там, по мнению матери дали бы ей подобающее воспитание, а она постаралась бы устроить свою личную жизнь. Женщина сквозь слезы выговаривала Виктору о том, что он не может и не хочет позаботиться о дочери. Банев выслушал и ушел.

На улице лил дождь. Последнее время в Городе он не прекращался ни на секунду. В голову Виктору пришла мысль, что раньше затяжных дождей не было. Его размышления прервали крики. Двое мужчин били третьего. Писатель вступился за него, но его самого чем-то стукнули и он потерял сознание. Придя в себя, Виктор увидел рядом мальчика, который пытался ему оказать помощь – это был друг Ирмы. Друг проводил писателя до гостиницы и пригласил с лекцией в гимназию.

В ресторане гостиницы Банев встретил знакомых, и они рассказали много интересного о Городе. Кто-то из знакомых пытается предвещать Городу скорую кончину. Это все из-за того, что появилось много мокрецов («мокрецами» или «очкариками» называли странных прокажённых людей, больными некоей генетической болезнью, которая проявляется в виде жёлтых кругов вокруг глаз). Так прозвали больных лепрой, потому что с их появлением начинается дождь. Они занимают целый район, закрытый от людей. Самое интересное, что над лепрозорием дождь не идет.

Наступил тот день, когда Виктору надо было встретиться с гимназистами. Гимназисты оказались жестокими как его дочь Ирма. Несмотря на то, что они прочитали все произведения писателя, разговор не клеился, своими вопросами они загоняли Виктора в неловкое положение. Но тут пришел в класс мокрец и все подростки, и его дочь потянулись к нему. Самое страшное, что он был им близким по духу.

Как себя не успокаивал Виктор Банев, что сему виной акселерация на душе было не спокойно. Время шло, произошло много событий, в которых лично участвовал Виктор. Он даже немного смог наладить отношения с дочерью. И, наконец, произошло самое страшное, что никто никак не ожидал. Все дети ушли к мокрецам.

Чтобы такого не происходило не надо терять контакт с детьми.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Стругацкие. Все произведения

Гадкие лебеди. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В стране, где жили пикты, росло много вереска. Из этого растения коренные жители варили вкусный напиток, который был слаще мёда и пьянил больше, чем вино. Секретный рецепт хранился пиктами и передавался из поколения в поколение.

Рассказ начинается с фразы: “История одного медведя”. Тедди – старый цирковой медведь, который всю свою жизнь провел в клетке. Он давно привык к шуму арены и постоянным репетициям

Мистер и миссис Аллен приглашают Кэтрин Морланд отдохнуть вместе с ними на курорте Бат. Отец Кэтрин – зажиточный священник, мать – добродушная женщина. В семье Морланд десять детей. Кэтрин красивая, молодая девушка

День был холодным и снежным. Взобравшийся на крутой подъем человек остановился для кратковременного отдыха. Оглянувшись, он видел метровую толщу льда, занесенную таким же слоем снега.

Аркадий, молодой человек, можно сказать, еще подросток, закончив обучение в Московской гимназии, отправился в Петербург, к своему отцу, чтобы там найти свое призвание и поступить на службу.

Аркадий Стругацкий – Гадкие лебеди

Аркадий Стругацкий – Гадкие лебеди краткое содержание

Гадкие лебеди – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий

Когда Ирма вышла, аккуратно притворив за собой дверь, длинноногая, по-взрослому вежливо улыбаясь большим ртом с яркими, как у матери, губами, Виктор принялся старательно раскуривать сигарету. Это не ребенок, думал он ошеломленно. Дети так не говорят. Это даже не грубость, — это жестокость, и даже не жестокость, а просто ей все равно. Как будто она нам тут теорему доказала, просчитала все, проанализировала, деловито сообщила результат и удалилась, подрагивая косичками, совершенно спокойная. Превозмогая неловкость, Виктор посмотрел на Лолу. Лицо ее шло красными пятнами, яркие губы дрожали, словно она собиралась заплакать, но она, конечно, не думала плакать, она была в бешенстве.

— Ты видишь? — сказала она высоким голосом. — Девчонка, соплячка… Дрянь! Ничего святого, что ни слово-то оскорбление, словно я не мать, а половая тряпка, о которую можно вытирать ноги. Перед соседкой стыдно! Мерзавка, хамка…

Да, подумал Виктор, и с этой женщиной я жил. Я гулял с нею в горах, я читал ей Бодлера, и трепетал, когда прикасался к ней, и помнил ее запах… Кажется даже дрался из-за нее. До сих пор не понимаю, что она думала, когда я читал ей Бодлера? Нет, это просто удивительно, что мне удалось от нее удрать. Уму непостижимо, и как она меня выпустила? Наверно, я тоже был не сахар. Наверное, я и сейчас не сахар, но тогда я пил еще больше чем сейчас, и к тому же полагал себя большим поэтом.

Читайте также:  Пикник на обочине - краткое содержание повести Стругацких

— Тебе, конечно, не до того, куда там, — говорила Лола. — Столичная жизнь, всякие балерины, артистки… Я все знаю. Не воображай, что мы здесь ничего не знаем. И деньги конечно, бешеные, и любовницы, и бесконечные скандалы… Мне это, если хочешь ты знать, безразлично, я тебе не мешала, ты жил как хотел…

Вообще ее губит то, что она очень много говорит, в девицах она была тихая, молчаливая, таинственная. Есть такие девицы, которые от рождения знают, как себя надо вести. Она знала. Вообще то она и сейчас ничего, когда сидит, например, молча, на диване с сигаретой, выставив колени… Или заломит вдруг руку за голову и потянется. На провинциального адвоката это должно действовать чрезвычайно… Виктор представил себе уютный вечерок, этот столик придвинут к тому вон дивану, бутылка, шампанское шипит в фужерах, перевязанная ленточкой коробка шоколаду и сам адвокат, закованный в крахмал, галстук бабочкой. Все как у людей, и вдруг входит Ирма… Кошмар, подумал Виктор. Да она же несчастная женщина…

— Ты сам должен понимать, — говорила Лола, — что дело не в деньгах, что не деньги сейчас все решают. — Она уже успокоилась, красные пятна пропали. — Я знаю, ты по своему честный человек не взбалмошный, разболтанный но не злой. Ты всегда помогал нам, и в этом отношении никаких претензий я к тебе не имею. Но теперь мне нужна не такая помощь… Счастливой я себя назвать не могу, но и несчастной тебе не удалось меня сделать. У тебя своя жизнь у меня своя. Я, между, прочим, еще не старуха, у меня еще многое впереди…

Девочку придется забрать, подумал Виктор, она уже все, как будто, решила. Если оставить Ирму здесь, в доме начнется ад кромешный… Хорошо, а куда я ее дену? Давай-ка честно, предложил он себе. Только честно. Здесь надо честно, это не игрушки… Он очень честно вспомнил свою жизнь в столице. Плохо, подумал он. Можно конечно взять экономку. Значит, снять постоянную квартиру… Да не в этом же дело: девочка должна быть со мной, а не с экономкой… Говорят, дети, которых воспитали отцы, — самые лучшие дети. И потом она мне нравится, хотя она очень странная девочка. И вообще, я должен. Как честный человек, как отец. И я виноват перед нею. Но то все литература. А если честно? Если честно-боюсь. Потом она будет стоять передо мной, по-взрослому улыбаться большим ртом, и что я сумею ей сказать? Читай больше, читай, каждый день читай, ничем тебе больше не нужно заниматься, только читай. Он это и без меня знает, а больше мне сказать ей нечего. Потому и боюсь… Но и это еще не совсем честно. Не хочется мне, вот в чем дело. Я привык один. Я люблю один. Я не хочу по-другому… Вот как это выглядит, если честно. Отвратительно выглядит, как и всякая правда цинично выглядит, себялюбиво, гнусненько. Честно.

— Что же ты молчишь? — спросила Лола. — Ты так и собираешься молчать?

— Нет-нет, я слушаю тебя, — поспешно сказал Виктор.

— Что ты слушаешь? Я уже полчаса жду, когда ты изволишь отреагировать. Это же не только мой ребенок, в конце концов…

А с ней тоже надо честно? — подумал Виктор. Вот уже с ней мне совсем не хочется честно. Она, кажется, вообразила себе, что такой вопрос я могу решить тут же, за двумя сигаретами.

— Пойми, — сказала Лола, — я ведь не говорю, чтобы ты взял ее на себя. Я же знаю, что ты не можешь, и слава богу, что ты не возьмешь. Ты ни на что такое не годен. Но у тебя же связи есть, знакомства, ты все-таки известный человек, ты помоги ее устроить! Есть же у нас какие-то привилегированные заведения, пансионы, специальные школы. Она ведь способная девочка, у нее к языкам способности, и к математике, и к музыке…

— Пансион, — сказал Виктор. — Да конечно. Пансион. Сиротский приют… Нет-нет, я шучу. Об этом стоит подумать.

— А что тут думать? Любой был бы рад устроить своего ребенка в хороший пансионат или в специальную школу. Жена нашего директора…

— Слушай, Лола, — сказал Виктор. — Это хорошая мысль, я попробую что-нибудь сделать. Но это не так просто, на это нужно время. Я, конечно, напишу…

— Напишу! Ты весь в этом. Не писать надо, а ехать лично, пороги обивать! Ты же все равно здесь бездомник! Все равно только пьянствуешь и с девками путаешься. Неужели так трудно для родной дочери…

О, черт, подумал Виктор, так ей все и объясни. Он снова закурил, поднялся и прошел по комнате. За окном темнело, и по-прежнему лил дождь, крупный, тяжелый, неторопливый дождь, которого было очень много и который явно никуда не торопился.

— Ах, как ты мне надоел! — сказала Лола с неожиданной злостью. — Если бы ты только знал, как ты мне надоел…

Пора идти, подумал Виктор. Начинается священный материнский гнев, ярость покинутой и все такое прочее, все равно сегодня я ничего ей не отвечу. И ничего не стану ей обещать.

— Ни в чем на тебя нельзя положиться, — продолжала она, — негодный муж, бездарный отец… Модный писатель, видите ли! Дочь родную воспитать не сумел… Да любой мужик понимает в людях больше, чем ты! Ну что ты делаешь? От тебя же никакого проку. Я одна из сил выбиваюсь, не могу ничего. Я для нее нуль, для нее любой мокрец в сто раз важнее чем я. Ну ничего, ты еще спохватишься! Ты ее не учишь, так они ее научат! Дождешься еще, что она тебе будет в рожу плевать, как мне…

Гадкие лебеди

Действие происходит в неопределенное время (ориентировочно — вторая половина 1960-х годов), в неназванном городе, в безымянной стране. По ряду косвенных данных, разбросанных по тексту, страну можно принять то за Польшу (национальный флаг — двухцветный, красно-белый), то за Чехословакию (денежная единица — крона), то за Болгарию (фамилия главного героя — Банев — болгарская). Но это не Польша, не Чехословакия и не Болгария, это — одна из западноевропейских стран, пережившая большую войну, произошедшую лет за двадцать до описываемых в повести событий.

Главный герой — популярный писатель Виктор Ба́нев, ветеран прошедшей войны, средних лет, любитель выпить и покутить, уезжает из столицы, опасаясь возможных репрессий после того как непочтительно повел себя на встрече с правителем — господином Президентом. Он приезжает в провинциальный город, в котором провёл своё детство, где живут его бывшая жена Лола и их дочь-подросток Ирма, и где уже несколько лет постоянно идёт дождь.

Писатель попадает в череду странных событий, связанных с «мокрецами» или «очкариками» — странными прокажёнными людьми, больными некоей генетической болезнью, которая проявляется в виде жёлтых кругов вокруг глаз. Мокрецы живут в бывшем лепрозории, взрослое население города мокрецов боится, считая их причиной всех странностей в городе, но многие подростки просто обожают мокрецов, в том числе и дочь Банева Ирма. Мальчик Бол-Куна́ц, приятель Ирмы, приглашает писателя встретиться с учениками школы, которые поражают его своими оригинальными взглядами и поведением.

Банев живёт то в гостинице, в ресторане которой он пьёт каждый вечер, то в санатории, где работает медсестрой его подруга-любовница Диана, сочувствующая мокрецам и снабжающая их лекарствами. Писатель постоянно колеблется в своём отношении к жителям лепрозория, но даже при наличии неприязни к ним вольно или невольно им помогает, поскольку противостоящие им силы ему ещё более неприятны. Бургомистр ставит на мокрецов капканы, а полицмейстер постоянно задерживает идущие в лепрозорий грузы книг (считается, что книги для мокрецов — как пища, без чтения они погибают). Банев помогает Диане вызволить попавшего в капкан мокреца, вступается за него в ресторане, угоняет задержанный полицией грузовик с книгами и доставляет его в лепрозорий.

Банев обсуждает мокрецов в застольных беседах с главврачом лепрозория Юлом Го́лемом, спившимся художником Рэмом Квадригой и санитарным инспектором Па́вором Су́мманом. Баневу не нравятся ни местный бургомистр, покровительствующий фашиствующим молодчикам, ни военные, которые охраняют мокрецов. Голем, в одной из многочисленных застольных бесед, высказывается по поводу генетической болезни мокрецов. По его мнению они — представители будущего человечества, новый генетический вид людей, интеллектуально и морально превосходящие обычных людей. Возможности их велики, а будущее нынешнего человеческого вида — ужасно. И они пришли, чтобы не допустить его. Возможно именно поэтому они ориентированы на контакты с детьми.

События начинают развиваться драматически. Павор Сумман оказывается не санитарным инспектором, а сотрудником некой тайной организации, вероятнее всего — иностранным шпионом, собирающим всевозможные сведения об обитателях лепрозория и об их контактах с жителями города. Банев узнаёт, что Сумман виновен в похищении мокреца, невольным свидетелем чего стал он сам, и выдаёт того людям, похожим на сотрудников армейской контрразведки. Суммана арестовывают прямо у него в номере, и он исчезает. Сотрудники организации, которым Банев донёс на мнимого санитарного инспектора, награждают его от имени Президента медалью «Серебряный Трилистник» 2-й степени и дают понять, что за совершенные им благодеяния Президент милостиво согласился снять с писателя опалу. Теперь Банев может возвращаться в столицу, ничего не боясь и не опасаясь. Но он остаётся в родном городе, наблюдая за разворачивающимися событиями.

Все дети в городе уходят от родителей жить к мокрецам в лепрозорий. Мокрецы начинают эвакуацию. Когда все мокрецы покидают город, дождь прекращается. Мокрец Павел Зурзмансор (бывший муж Дианы) прощается с Баневым. Голем сообщает Баневу, что мокрецов больше нет, не будет и не было. Видимо, они были людьми будущего (в том ужасном виде, какими стали все люди в будущем), которые вернулись назад в прошлое, чтобы предотвратить этот ужасный исход. И, обучая детей, им удалось тем самым изменить будущее и предотвратить катастрофу для человечества.

Читайте также:  Обитаемый остров - краткое содержание повести братьев Стругацких

Последним уезжает Голем. Банев и Диана возвращаются в город, который исчезает под лучами солнца. Они видят Ирму и Бол-Кунаца совсем повзрослевшими и счастливыми. Но Банев говорит про себя: «всё это прекрасно, но только вот что — не забыть бы мне вернуться».

Таинственность и человеческая противоестественность «Гадких лебедей» братьев Стругацких

При создании сюжетной линии такого гениального литературного произведения как «Гадкие лебеди» Стругацкие, как всегда, не пожалели уникальных жемчужин своей фантазии для того, чтобы донести свои идеи и замыслы. Это относится и к фантастическому несуществующему месту, где происходят события, и к динамике развития сюжета, и к масштабности конфликта мирозданий между собой и многое другое. Книга написана крайне сложно, но в, то, же время читается легко и представляет собой труд авторов, который так и пестрит различными философскими тезисами или афоризмами.

Действия происходят в некоем иллюзорном мире, который так явственно и настойчиво напоминает читателю прогнивший изнутри мир некоторых реальных людей. И мир этот – некоторый Город, где беспрестанно идет дождь, с неба льется на землю некий, почти что инфракрасный, свет и именно лишь в этой части земли, все здания мрачны, разрушены или находятся в полуразвалившемся состоянии, где с потолка тоже течет вода. Улицы этого города пустынны, лишь изредка по ней разъезжает автобус с учеными или милицейская машина. Все напоминает некий контраст миров: мира внешнего (самого Города) и внутреннего (где обитают еще люди и как-то пытаются устроить свой быт и жизнь вообще).

С героям повести «Гадкие лебеди» Стругацкие также не церемонились и не стеснялись придавать и приписывать черты реальных людей. Например, дети описаны как носители аномалий в умственном развитии, которые делают их в глазах общественности гениями и вундеркиндами, и которых так сложно понять простым людям. Виктор Банев, главный герой, писатель, попавший в комиссию по исследованию аномалии в Городе, наследовал от авторов черты В.Высоцкого, Б.Окуджавы и А.Галича. Это легко можно угадать даже тогда, когда, к примеру, читаешь стихи В.Высоцкого, которые многозначительно цитирует главный герой:

«Сыт я по горло, до подбородка,
Даже от песен стал уставать.
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать…»

Герои «Гадких лебедей», заставляющие крепко задуматься над действительностью современной жизни

Удивительными свойствами в актуальном по сей день произведении «Гадкие лебеди» Стругацкие наделили своих персонажей и их действия. Каждый из героев повести свободно может увлечь читателя в мир философии жизни и той действительности, которая складывается между поколениями сегодня. Этот извечный общественный вопрос взаимоотношений между родителями и детьми, людей старшего поколения и молодого, подающего свои надежды, а также конфликты социального и даже глобального масштабного формата – все это вызывает у читателя довольно серьезный настрой и заставляет его задуматься о своей жизни, и жизни того общества, в котором он живет.

Так отношения между главным героем Виктором Баневым и его дочерью Ирмой достаточно сложные, показывающие ту нежелательную дистанцию, которая может возникнуть, а зачастую даже и возникает среди таких, казалось бы, близких людей. В современной семье подобные трещины в межличностных отношениях среди близких и родных людей – это очень частое явление и просто вопиющая проблема для общества. Герои в этой книге ведут себя так странно, пытаясь примкнуть то к одной группе (группе людей), то проявляют симпатии к другой группе (группе аномальных людей и детей, которые следуют за ними).

В первых рядах идейной подачи смысла книги выступает яркий контраст между человечностью Виктора Банина, некоторых его коллег и чудовищной жестокостью детей того лепрозория или школы для одаренных, в которой их учителями были мокрецы, пришедшие из другого мира. Это очерчивается полностью все страницы и буквально пропитывает их подобным сопоставлением. Очень сильно подчеркнута в повести «Гадкие лебеди» та мысль, которую Стругацкие хотели донести до читателя, что человеческому разуму очень сложно вынести в детях такое несоответствие, как жестокость, чуждость к душевному, полное отсутствие доброты и чувств. Во всем этом будто кроется мировая трагедия и катастрофа. Если даже дети перестали чувствовать доброту и нести радость, тогда что уж говорить о взрослых.

Как же все-таки видят «Гадких лебедей» читатели

Многие из читателей озадачены мрачностью и сложностью книги. Однако, чуть позже те же читатели отзываются о ее содержании, как о самом гениальном. По большому счету бытует мнение, что к тем больным темам, темной стороне героев и сложности подачи всего материала целиком, который автор гениально все же преподносит через интригу и любопытство о том некоем другом мире, нужно всего лишь привыкнуть. Затем лишь только наступает ясность осмысления происходящего в мире Города Гадких лебедей и уже невольно хочется сопоставлять их со своим миром и окружением.

«Гадкие лебеди» исключительно и трагична и комична. В ней есть все: от юмора, до трагедии мировых масштабов. Однако, как выразился однажды на съемках одной шоу-телепрограмм Леонид Мозговой, актер, сыгравший ученого в экранизации «Гадких лебедей»: «Через трагедию есть очищение». И не только он, но и основная масса читателей увидела в идейной подаче содержания повести некое очищение. Ведь и в самом деле, последние годы в средствах подачи культурной информации общественности уверенно показали себя со стороны именно развлекательных мотивов, но отнюдь не глубоко мысленных. Поэтому такие книги как «Гадкие лебеди» всегда будут адресованы людям исключительно независимо мыслящим и людям глубокомысленным.

А для кого-то эта книга напомнила о той тонкой материи любви дочери к своему отцу или отца к своей дочери, что Ирма и Виктор Банев послужат своими взаимоотношениями очень хорошим и уроком, и, в то же время, напоминанием о том, как бережно стоит относится к своим близким людям. Ведь жестокость гениального ребенка Ирмы никак не прибавила любви и здорового отношения к своему отцу, что, в принципе, естественно и нормально как для ребенка, так и для человечества в целом. А, стало быть, не гениальность и сухой безжизненный интеллект способен «склеить» отношения между двумя любыми людьми, а именно чувства и душевность.

Пища для ума
Находятся также и такие читатели, которые любят, так сказать, «зрить в корень». Именно им удается разглядеть в таком манящем своей таинственностью произведении как «Гадкие лебеди» желание Стругацких показать как отражение современный конфликт интеллекта и анти-интеллекта.

Ведь последние тенденции, складывающиеся в обществе в мире искусства, культуры и философии, показывают нам, что стремление к анти-интеллекту и большей части поверхностности и развлечениям захватывает все более и более широкую массу людей. И это печально, что люди перестали думать, не хотят размышлять, а лишь желают работать для развлечений и комфорта, а соприкосновение современного человека к средствам массовых информации всего лишь побуждает его к каким-либо поверхностным суждениям и даже нервным раздражениям.

В целом книга «Гадкие лебеди», действительно, поднимает важные и больные вопросы общественности, человечности, глубокомыслия и высокой культуры и духовности современного человека. И думается, что еще не одно поколение преткнется об этот камень с помощью этой гениальной повести братьев Стругацких, которые сделали все для того. чтобы человечество не «уснуло» на пути своего развития.

Гадкие лебеди

«Детей бить нельзя, утверждал Тэдди. Их и без тебя будут всю жизнь колотить кому не лень, а если тебе хочется его ударить, дай лучше по морде самому себе, это будет полезней.»
— «Гадкие лебеди», глава 7.

Гадкие лебеди — философско-фантастическая повесть братьев Стругацких, написанная ими в 1967 году, но в СССР она впервые увидела свет только в 1987 году — в журнале «Даугава» под названием «Время дождя». И это не случайно — повесть была коммунистической по духу, но абсолютно антисоветской по содержанию: мэтры жестко проехались по порокам и изъянам в том числе и позднесоветской действительности. Впрочем, было бы большой ошибкой безапелляционно утверждать, что повесть является очередным образчиком диссидентской антисоветчины. Потому что это не так — Стругацкие затронули не только вопросы, специфические для нашей страны. Они показали в своей повести общественные проблемы, свойственные всему человечеству вне зависимости от того, к какому строю оно тяготеет на местном уровне — нетерпимость к «чужакам», косность и ограниченность мышления, а также обывательскую жестокость, воспринимаемую в обществе как должное.

Содержание

Сюжет [ править ]

Правда и ложь, вы не так уж несхожи.
Вчерашняя правда становится ложью,
Вчерашняя ложь превращается завтра
В чистейшую правду, в привычную правду…

»— Песня, цитируемая одним из вундеркиндов.

Итак, в одном из городов некой европейской страны уже много лет царит странная эпидемия генетической болезни. У заболевших вокруг глаз появляются жёлтые круги (отчего больных называют «очкариками», а саму хворь — «очковой болезнью»), на руках возникает сыпь, переходящая в гнойные раны. По всей вероятности, больные лысеют. Заразиться этой болезнью нельзя… если ты только этого не хочешь. При этом заболевание не смертельное, а заболевшие отличаются высоким уровнем интеллекта и поразительными познаниями в самых различных областях. Но на этом странности не заканчиваются: в городе, где болезнь забирает людей, постоянно идёт дождь, а потому больных ещё называют «мокрецами». И, как принято издревле у людей, их начинают обвинять во всех сложившихся бедах, от личных бытовых до общемировых. Ведь всегда легче переложить вину на больных, чем разобраться в себе или спросить с некомпетентного руководства, не вылезающего из запоев.

Главный герой повести, писатель Виктор Банев, оказывается втянутым помимо своего желания в секреты этого серого мокрого города. Он из-за своей несдержанности оказался в опале у Президента (а по факту диктатора) и был вынужден уехать в город «мокрецов», где живут его бывшая жена Лола и дочь Ирма. И тут выясняется, что его дочь (а как оказалось позже, и другие дети города) многому научилась у «мокрецов»: она стала удивительно рассудительной и сдержанной, крайне критически воспринимает любую информацию и не желает идти по проторенной унылой жизненной дорожке своих родителей. Ирма и её друзья представляют, по сути своей, новое поколение людей будущего. Мокрецы же не желают взрослому человечеству ничего плохого (как и хорошего — они его просто игнорируют) и с удовольствием обучают детишек.

Читайте также:  Трудно быть богом - краткое содержание повести братьев Стругацких

Но у «гадких лебедей» на этот счёт своё мнение… Да, главные герои повести, иносказательное прозвище которых авторы и вывели в название — это самые обычные люди, а не мутанты-мокрецы и не их воспитуемые-вундеркинды. Те самые мнящие себя прекрасными созданиями существа, в упор не замечающие своего морального уродства и творимого обыденного зла. Которые калечат своих детей, заставляя из раз за разом наступать на одни и те же грабли. Армия и правительство жаждет использовать знания мокрецов в своих целях, обыватели ненавидят их за то, что они «отнимают» у них детей, и лишь немногие люди вроде Банева пытаются разобраться в том, кто такие на самом деле мокрецы и понять их таинственные мотивы. Но увы — несмотря на это обычные люди уже обречены [1] .

В конце повести дается жирный намёк, что «мокрецы» — это люди будущего, родом из мрачного и опустошенного нынешним человечеством мира. Они смогли приспособиться к изменившимся условиям окружающей среды, но в конце-концов решили изменить прошлое, подготовив новое поколение в нашем времени и направив его по более оптимальному пути развития. Судя по тому, что в концовке они все исчезают, а в Городе прекращается постоянный дождь — у них все же получилось изменить к лучшему будущее Земли.

Персонажи [ править ]

  • Виктор Банев — протагонист, мужчина средних лет. Модный писатель и поэт. Однако и повоевать не дурак — в своё время на войне был лихим кавалеристом. На момент начала повести находится в опале по причине своей несдержанности в речи и непочтительного поведения, которое он проявил во время общения с Президентом. Любит выпить и покутить.
  • Лола — бывшая супруга главного героя. Очень красивая женщина, но недалекая и слишком обеспокоенная своим статусом в обществе. Абсолютно не понимает того, что происходит с Ирмой, и воспринимает это как однозначное зло. Склонна к истерике и скандалам, поэтому главный герой и его дочь стараются максимально ограничить своё общение с ней.
  • Ирма Банева — родная дочь главного героя. Унаследовала от матери красоту, а от отца — ум и сложный характер. Как и все ученики мокрецов, отличается критическим мышлением и рассудительным поведением, более свойственным намного более зрелому человеку, но при этом она остаётся ребёнком, чем иногда вызывает когнитивный диссонанс у взрослых персонажей.
  • Диана — медсестра в санатории, любовница Банева. По официальной версии, последовала в город за своим мужем Павлом Зурзмансором, который «переродился» в мокреца. Согласно Слову Божьему, в мокрецов не перерождаются, а Диана просто вышла замуж за одного из первых гостей из будущего.
  • Павор Сумман — «господин санитарный инспектор», пытающийся выяснить природу «Очковой болезни» и способы её передачи. На самом деле является агентом конкурирующей спецслужбы, которого отправили в Город для похищения одного из мокрецов. Банев сдает его армейской контрразведке и в награду получает медаль «Серебряный Трилистник» 2-й степени, а также возвращает себе благосклонность Президента.

Что здесь есть? [ править ]

  • Аллюзия — по ходу действия Банев сочинял/пел песню Высоцкого «Сыт я по горло…» (с разрешения автора русское имя «Верка» заменили на абстрактную «девку»).
  • Говорить словесной окрошкой — таким макаром изъясняется вечно непросыхающий «доктор гонорис кауза», он же художник Рем Квадрига: «Нимфоман! Русалкоман! И водоросли…»
  • Доносчик — Виктор Банев по отношению к Павору. А вот сам Павор — сексот.
  • Кабацкая драка — в ресторане гостиницы, в которой остановился Виктор Банев, он дрался как минимум дважды. В первый раз — защищая собеседника-«мокреца» от Фламина Ювенты, племянничка полицмейстера, и его дружков. В другой раз он вдрызг напился, разбил зеркало и своротил рукомойник, а главное — запер полицмейстера в сортирной кабинке, потом вытащил и стал совать его головой в рукомойник. И ничего не помнил! Как сказал Тэдди, «глаза у тебя были, что у вареного порося».
  • Книжный червь — все мокрецы и их ученики. Педаль в асфальт: «Они не давали ему читать, и он умер от голода».
  • Лепрозорий — так называют место изоляции мокрецов, они же больные «очковой болезнью». Лепрозорий охраняется солдатами, только почему-то его обитателей свободно выпускают в город, а к ним пускают лишь детишек сознательного возраста. Странно всё это…
  • Мордой в салат — просто маленький штрих на большом полотне: «Росшепер занимал три палаты. В первой недавно жрали: на столах, покрытых замаранными скатертями громоздились грязные тарелки, пепельницы, бутылки, мятые салфетки, и никого не было, если не считать одинокой потной лысины, храпевшей в блюде с заливным».
  • Наделать в штаны — аверсия. Пьяный учитель гимназии вышел на крыльцо помочиться, и собутыльники напомнили ему о необходимости расстегнуть ширинку.
  • Не любит обувь — дочь протагониста Ирма, да и почти все дети в дождливом городе обуви не любят. Это только для взрослых дождь холодный и мерзкий.
  • Несколько спецслужб — «Значит, генерал Пферд. И этот молодой человек с портфелем… Значит, это у вас просто военная лаборатория. А Павор, значит, не военный. По другому ведомству. Или, может быть, он шпион не наш, а иностранный?»
  • Очистительный дождь — в конце концов смывает зачумленный город, и рождается новый чистый мир.
  • Папина дочка — Ирма и Виктор Баневы. Не то чтобы у них была такая уж сильная привязанность, но мама для Ирмы вообще ничего не значит.
  • Плохие люди — отнюдь не все. Но всё-таки из двух противоборствующих сторон: таинственных мокрецов с их непонятными мотивами и представителей спецслужб и армии обычного человечества, ведущих грязную игру и готовых пожертвовать ради своих целей жизнями детей — главный герой больше склоняется именно в пользу более человечных (да, увы) мокрецов.
  • Пьяный философ — все, кто сидел в ресторане с Баневым.
  • Сожрите друг друга:
«Вы крокодилы, господа? Очень приятно. Так вы у меня будете жрать друг друга.»
— Виктор Банев
  • Фанфик — в проекте «Миры братьев Стругацких: Время учеников» опубликована повесть Анта Скаландиса «Вторая попытка» (сиквел, инверсия).
  • Фэнтези-ономастика — здесь царит такая же эклектика, как и в месте действия:
    • Банев — фамилия однозначно звучит как болгарская.
    • Женские имена — Лола, Ирма, Диана — могут встречаться практически в любой европейской страны.
    • Тэдди — английское, уменьшительное от «Теодор», как мишка Тедди от президента Теодора Рузвельта (а может, и от «Эдуард»).
    • Рем Квадрига и Фламин Ювента — чистая латынь же! Фламины — жрецы в Древнем Риме. Ювента — древнеримская богиня юности.
    • Павор Сумман — на первый взгляд выглядит просто складным набором звуков. На самом деле — тоже Древний Рим: Павор — божество страха, спутник Марса; Сумман — божество ночных молний.
    • Валерьянс, один из вундеркиндов — тоже намёк на латынь.
    • Юл Голем, обладатель «великолепного семитского носа», носит вместо фамилии название персонажа еврейской легенды. А имя опять же отсылает к латыни. Хотя имена «Валерий/Валериан» и «Юлий» — вполне современные.
    • Бол-Кунац заставляет задуматься. Суффикс -ац характерен для сербских топонимов — но не личных имён. Допустим, корень «кун-» тоже славянский, как у зверя куницы и денежной единицы куны. Но структура слова более чем странная.
    • Зурзмансор — мокрец и, по идее, не обязан принадлежать к какому-то реальному этносу. Но если ориентироваться на созвучие, то похоже на «Волшебные кольца Альманзора»… аль-Манзора… аль-Мансура. Мансур — имя арабского происхождения, и тогда логично, что доктор лепрозория, еврей — своего рода посредник между европейской цивилизацией города и альтернативной (ближневосточной?) цивилизацией мокрецов. Но это НД и вообще откровенный СПГС. (Любопытно, что в упомянутом выше фанфике альтернативой мокрецам стали бедуины, принесшие засуху).
      • А корень «зурз-» фонетически отсылает то ли к фарси, то ли к атурая, то есть опять-таки к Ближнему Востоку.
    • Генерал Пферд, персонаж-призрак. Подсвечено, что по-немецки это означает «лошадь».
    • Отрицательный чёрно-комедийный персонаж Росшепе́р Нант — вообще отдельная история. Нант — название города во Франции. Росшепер — это пародийное имя, скроенное по тому же образцу, что и пародийная фамилия Домарощинер в «Улитке на склоне» тех же авторов. Но в «Гадких лебедях» приём более замаскирован, потому что каждый знает слово «доморощенный», но не всем известно редкое областное слово «расшипе́риться» — встопорщиться, напыжиться.
  • Эклектика — действие повести происходит в некой европейской стране, где смешаны имена и детали разных стран Восточной Европы, Южной (?) Европы и даже есть американские мотоциклы (причём на этих «харлеях» ездит полиция этого государства, как в Латинской Америке!). Эпоха намерено размыта, но по деталям можно понять, что это некая европейская фашистская держава, пережившая Вторую мировую войну. Таких было всего три — Испания, Португалия и Греция, и ни на одну страна не похожа. Возможно, у описываемого мира «другая политическая карта»? [2] .

Продолжение [ править ]

Б. Стругацкий писал: «Сначала мы мечтали создать продолжение, а потом бросили эту мечту. Потому что осознали, что, по нашей привычке, обязательно покажем отрицательные стороны этого нового мира, он окажется „на поверку не таким уж и чистым“… и нам стало противно. Возникло отторжение».

Экранизация [ править ]

Фильм по мотивам повести увидел свет в 2006 году. Совместный французско-российский проект прошёл в прокате практически незаметным — и будём честны, на это были объективные причины. Главного героя, Виктора Банева, из лихого гуляки-писателя, не боящегося говорить в лицо сильным мира сего правду, превратили в скучного интеллигента, который с пикой на танки мог ходить разве что только в третьей «Цивилизации». Были выкинуты многие персонажи и сюжетные повороты из оригинальной повести, а вместо них авторы зачем-то добавили кучу отсылок к другим работам Стругацких: безымянный город стал Ташлинском («Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» и «Дьявол среди людей»), фигурируют Геннадий Комов («Полдень, XXII век») и Валентин Пильман («Пикник на обочине»). А школа окончательно стала напоминать монастырь, где ходят в рясах и в основном занимаются тем, что рассуждают, какое человечество греховное.

Тем не менее, концовка фильма получилась действительно сильной. Хотя хэппи-эндом там и не пахнет — мокрецы исчезли, а детей накачивают психотропами и фактически калечат их психологически, чтобы сделать «нормальными».

Ссылка на основную публикацию