Хлеб для собаки – краткое содержание рассказа Тендрякова

Краткое содержание «Хлеб для собаки»

Рассказ «Хлеб для собаки» Тендрякова был написан в 1970 году. В его основу легли воспоминания писателя, детство которого пришлось на тяжелый послереволюционный период. Это было жестокое, немилосердное время, показанное сквозь призму детского восприятия.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Хлеб для собаки» по главам. Пересказ книги также будет полезен для читательского дневника.

Главные герои

Володя Тенков – рассказчик, десятилетний мальчик, добрый, бесхитростный

Другие персонажи

Отец Володи – герой революции, честный, порядочный мужчина.

Ваня Душной – милиционер, равнодушный к чужим страданиям человек.

Абрам – конюх, в чьи обязанности входит сбор и вывоз мертвых куркулей.

Дыбаков – первый секретарь партии, жесткий, циничный человек.

Краткое содержание

События происходят летом 1933 года, когда в небольших поселках стали появляться « те, кого уже не считали людьми ». Это были раскулаченные зажиточные крестьяне, «куркули», сосланные в Сибирь, но так и не добравшиеся до места назначения.

От страшного голода одни из них походили на « скелеты с огромными, кротко горящими глазами », другие – до того раздуты, что, казалось, « вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа ». Брошенные на произвол судьбы, они тихо умирали в небольшом скверике на глазах у жителей поселка. Милиционер Ваня Душной следил за тем, чтобы они « не расползались из скверика — ни на перрон, ни на пути ».

Взрослые старались обходить это страшное место стороной, но детей невозможно было удержать от их « зверушечьего любопытства ». Со страхом, жалостью и брезгливостью они наблюдали за мученической смертью куркулей. Начальник станции, глядя на этих детей, не понимал, какими же людьми они вырастут, если уже сейчас « любуются смертью ».

Рассказчик удивляется, как он, будучи добрым, впечатлительным мальчишкой, « не заболел, не сошел с ума » при виде людей, умирающих от голода. Но тому есть объяснение – он уже успел « как-то попривыкнуть, обмозолиться » к человеческим страданиям. Будучи сыном ответственного служащего, он не знал, что такое голод, но его окружали люди, готовые ради куска хлеба на немыслимые унижения.

Худых истощенных людей в поселке звали « шкилетниками, больных водянкой — слонами ». Однажды Володя стал « свидетелем нечаянного разговора Дыбакова с одним шкилетником ». Наткнувшись на лежащего в пыли умирающего, Дыбаков « хотел было уже обогнуть случайные мощи », но тот перед смертью решил поговорить с начальником. Он никак не мог понять, за что его обрекли на погибель – « Неужель всерьез за то, что две лошади имел?» , на что получил холодный утвердительный ответ.

Увиденные картины лишали Володю аппетита, и он, в отличие от младшего брата, стал плохо есть – « под горло подкатывала тошнота », чем очень злил мать. Его душа не ведала покоя – мальчику было жаль людей, вынужденных есть кору с деревьев, но он понимал, что это куркули, враги народа, и не достойны жалости.

По утрам в привокзальный березняк ездил конюх Абрам « собирать падалицу » – мертвых куркулей. Живых он не трогал, а трупы складывал « в телегу, как дровяные чурки ». Затем начиналась обыденная поселковая жизнь.

Володе очень тяжело осознавать, что он один из немногих, кто не голодает. Мальчик принял решение делиться едой с « самым, самым голодным, даже если он враг ». Для этого достаточно пойти в березовый скверик и протянуть руку с хлебом – там уж точно не ошибешься. Но он понимал, что нужно действовать украдкой, тайком ото всех.

Володе удалось незаметно от матери спрятать еду, которую он не доел во время обеда. Налетев « на одного из шатающихся по поселку слонов », Володя протянул ему остатки обеда и пообещал на следующий день принести еще. Мальчик был счастлив от того, что помог человеку прожить еще один день.

На следующий день Володя нес на пустырь все, что не съел сам. Однако ему так и не довелось передать «слону» обещанную еду. Дорогу ему преградила изувеченная какой-то болезнью женщина по прозвищу Отрыжка, которая умоляла поделиться едой с ее умирающим от голода сыном. Володя отдал ей все запасы, и, так и не дойдя до пустыря, повернул домой.

На следующий день Володя заметил, что возле « калитки торчал знакомый слон ». Дождавшись ухода матери, он раздобыл несчастному немного хлеба и картофеля. От «слона» мальчик узнал, что у Отрыжки нет детей.

Свидетелем разговора Володи и куркуля стал отец мальчика. Володя очень любил и гордился своим отцом – героем революции. Он отчаянно боялся, что отец, узнавший о его помощи врагам народа, обвинит его в предательстве. Но отец лишь сказал, что у страны недостаточно на всех хлеба и « чайной ложкой море не вычерпаешь ».

Вскоре Володя попал « в полную осаду » – возле его дома, узнав о доброте мальчика, стали появляться «шкилетники» и «слоны», умолявшие о куске хлеба. Когда они обступили Володю плотным кольцом и стали требовать еду, с ним приключилась истерика. Так произошло его « полное излечение от мальчишеской жалости ».

Однажды Володя заметил плешивую, худую собаку с пустым взором, и понял, что нашел « самое несчастное существо в поселке ». Мальчик начал подкармливать пса хлебом, но тот никогда не брал еду из рук – доверие к человеку навсегда было утрачено в нем. Однако Володя не ждал проявления благодарности от пса, ему было достаточно, что он поддерживает чью-то жизнь и тем самым зарабатывает собственное « право есть и жить »…

Заключение

В книге Владимира Тендрякова освещены нравственные вопросы: совесть, человечность, милосердие, моральная ответственность каждого человека перед обществом и самим собой.

После прочтения краткого пересказа «Хлеб для собаки» рекомендуем ознакомиться с произведением писателя в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание рассказа Тендрякова «Хлеб для собаки»

Владимир Тендряков поднимал в своем творчестве нравственные проблемы. Не стал исключением рассказ «Хлеб для собаки». Краткое содержание произведения позволяет лучше узнать сюжет, познакомиться с главными героями.

Писатель в работе рассматривал моральную ответственность каждого человека перед обществом и самим собой.

Действующие лица

В центре рассказа Тендрякова «Хлеб для собаки» Володя Тенков. Ему 10 лет, он добрый, бесхитростный мальчик, который жил в небольшом селе, был сыном ответственного служащего и не знал, что такое голод. События рассказа происходили в 1933 году и в это время в месте жительства Володи стали появляться куркули.

Так называли раскулаченных крестьян, которые были сосланы в Сибирь. Они не дошли до нее, страдали от голода и умирали прямо в небольших сквериках. Некоторые из них были истощены, некоторые, наоборот, выглядели очень толстыми. Володя с другими детьми часто наблюдал за мученической смертью куркулей. Со временем он пытался стать немного черствым, но безуспешно. Совесть оказалась сильнее.

В то же время мальчик испытывал чувство стыда. Его семья не голодала, мать даже готовила пироги. Но он прекрасно понимал, что в стране стыдно быть сытым. Он пытался делиться едой с другими людьми, но этот опыт не принес ему положительных ощущений.

Володя уважает своего отца-революционера, гордится им. Ему страшно получить его осуждение. В рассказе мальчик встречался с разными людьми, которые страдали от голода. Они были готовы на немыслимые унижения ради куска хлеба.

В произведении Тендрякова можно найти второстепенных персонажей:

  • Ваня Душной — милиционер, которому нет дела до чужих страданий;
  • Абрам — конюх, занимается вывозом мертвых куркулей;
  • Дыбаков — секретарь партии, отличается жестокостью и цинизмом.

Нелегко в классе читать рассказ Тендрякова. Автор поднимает сложные темы в своем произведении. Писатель основывался на реальных событиях, голод 1933 года — один из самых страшных в истории России. Полный текст рассказа можно прочитать онлайн.

Краткое содержание

Рассказ начинается с описания скверика возле вокзала. В нем валялись те, кого уже не считали людьми. Бывшие кулаки, зажиточные крестьяне теперь звались куркулями. Никого не интересовало, что они умирают от голода, что им не удалось доехать до места назначения. Перестали ссыльные считаться людьми. Они умирали в страшных муках, обкусывая кору деревьев. Милиционер только следил только, чтобы они не расползались. Дети часто наблюдали из-за забора за тем, как погибают ссыльные.

Это было частью нормальной жизни. Главного героя, Володю, потряс еще один случай. Он видел, как женщина разбила банку с молоком. Оно вылилось в обледеневший след копыта. Она, рыдая, взяла ложку и начала аккуратно вычерпывать молоко и пить.

Володя рос в семье, где голода не было. Мама давала ему с собой на завтрак два ломтя хлеба с повидлом. Но стоило ему достать их на перемене, как все дети стали смотреть на него. Володя решил поделиться едой, но в итоге все подрались и растоптали хлеб. Потом мальчику пришлось перед всем классом убирать остатки еды с пола.

Володя продолжал ходить к скверику. Он старался понять, что умирают там враги и их не жалко. Но все равно в памяти всплывали страшные образы. Кусок буквально не лез ему в горло и мать начала на него ругаться.

Однажды утром мальчик проснулся и понял, что он может накормить людей. Не всех, кого-то одного, но как выбрать того самого? Он пошел на улицу, встретил одноклассника из многодетной семьи, старушку, мужчину. Все они были недостойны. В итоге Володя отдал хлеб «слону», тучному человеку, а тот жалобно стал умолять принести еще.

На следующий день мальчик принес хлеб и картошку на пустырь, там он отдал еду женщине Отрыжке и ее сыну. Это увидел отец Володи. Он не стал осуждать сына, только сказал, что всех не спасти.

Читайте также:  Весенние перевёртыши - краткое содержание рассказа Тендрякова

О щедром мальчике узнали все, кто умирал от голода. Они толпились у дома Володи и умоляли дать еды. Это заставило Тенкова переосмыслить свою сытость и прогнать всех попрошаек. В итоге он стал кормить хлебом собаку, которая и была самым несчастным существом в мире.

Смысл произведения

После чтения любой книги нужно проводить анализ работы. Это позволяет лучше понять идею произведения, особенности сюжета. В рассказе писатель поднимает несколько проблем:

  • голод и его влияние на людей;
  • бесчеловечное отношение к ссыльным;
  • изображение периода коллективизации в стране.

Когда человек начинает читать «Хлеб для собаки», то видит описание того, как дети наблюдали за смертями людей. Они делали это больше из любопытства, но даже начальник станции замечал, что же вырастет из этих детей, если они любуются смертью.

Позже главный герой наблюдает за тем, на что идут люди из-за голода. Он пытается подкормить их и сталкивается с неодобрением отца. Революционер считал голодающих врагами, но Володя не мог в это поверить. Мальчик оказался меж двух огней: ему не хотелось расстраивать отца, но и людей делать врагами он не хотел.

Текст рассказа нужно читать полностью. В таком случае удастся лучше понять главную мысль произведения — нравственный выбор не всегда легко сделать. Володя должен был закрывать глаза на беды окружающих, как это делали другие, но он не мог.

Его доброта заставляла искать выход из ситуации. В школе по рассказу Тендрякова пишут изложения и делают пересказы. Его произведения могут приводиться в качестве аргумента на ЕГЭ.

Хлеб для собаки

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети. «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали. ». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке).

Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, „бунтарь“ сползал вниз по стволу и затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир. ». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг. «У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос: «Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите! Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе.»

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!»

И тут появляется собака. Вот оно самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя»

Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.

«Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

Краткое содержание Тендряков Хлеб для собаки

Писатель вырос в тяжелое время сталинских репрессий – это наложило неизгладимый отпечаток на детские воспоминания, по мотивам которых было написано произведение “Хлеб для собаки”. История происходила в маленьком поселке, где вырос автор. Этот период жизни оставил у Владимира неизгладимые впечатления.

Содержание книги наполнено жуткими картинами: репрессированный народ, отправленный отбывать срок на каторгу в Сибирь, не способный по состоянию здоровья пережить дорогу и не добраться до места ссылки, оставался погибать от голода и холода на глазах у местного населения в отдаленных местечках страны. Вид у этих несчастных был омерзительный и вели они себя как сумасшедшие. Люди старшего поколения проходят мимо убогих. Ребятишки же нет – с любопытством наблюдают за бедными, голодающими бродягами. Детки смотрят на бездомных до последнего их вздоха. Приходилось следить за репрессированными начальнику станции, чтобы никто не убежал, его систематично проверял милиционер Ваня Душной.

Литератор описывает трагичный эпизод кончины каторжника, который из последних сил пытается держаться за дерево, чтоб не упасть. Он хочет жить. Автор использует приём антитезы для усиления восприятия повествования ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы.

Позже в рассказе возникает вопрос начальника станции, которому по службе приходится смотреть за “куркулями”, он размышляет о том, что ждет детей сталкивающихся с таким жестоким обращением с бездомными людьми. Автор вспоминает свое детство, через что ему пришлось пройти и без прикрас описывает всю жестокость и черствость того времени.

Главный герой не прошел мимо этих униженных людей. Мальчику было совестно не голодать, поэтому украдкой помогал едой нуждающимся – каждый день делился. Недолго он мог кормить попрошаек, число их начало расти, бедолаги стали не давать герою проходу. Отец ребенка увидел, как его сын старается помочь ссыльным, но не заругал, хотя был очень строгим. Он просто предупредил, на всех не хватает даже у страны и отправил играть. Долгое время ребёнок реагировал на просьбы голодных, но вдруг что-то внутри перемкнуло. Володя разозлился, сердце забилось чаще от волнения, в глазах потемнело. Мальчик закричал, заругался, начал их прогонять. Попрошайки начали потихоньку уходить, а главный герой не мог остановиться.

Книга написана душевно, очень трагично! Эта история легко читается. Личная драма ребёнка написана простыми словами. Вчитываясь, чувствуешь глаза, наполненные слезами, невозможность повлиять на людские судьбы.

Этот юноша принял решение больше не подавать нуждающимся людям у своего дома, его стала мучить совесть. Начались бессонные ночи, он винил себя за жалость к врагам.

Неожиданно прибегает лохматая собака. Бездомный пёс предан своими хозяевами, скорее всего им самим есть уже ничего не осталось. Герой рассказа приобрел новый смысл в жизни, он стал заботиться о несчастном животном, которое никому не нужно. Володя понимает, что если он будет кормить этого пса, то будет иметь право сам есть и спокойно спать. Совесть мальчика мучила, но не так уже сильно.

Читайте также:  Белая цапля - краткое содержание сказки Телешова

Историю можно было бы и закончить, но автор добавил ещё один тяжёлый эпизод в рассказ. У смотрящего вокзала не было шансов выжить. Чтобы совесть не мучила, он пошел на самоубийство. Ведь он не нашел собаку нуждающуюся в его подачках.

Не простая история жизни у главного героя. Прочитав книгу, долго хранишь отпечаток в душе от тяжелого времени той эпохи, от безысходности, не возможности повлиять на ситуацию. Только возникает сочувствие и жалость в сердце читателя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тендряков. Все произведения

Хлеб для собаки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повествование ведётся от мальчика Пети пятнадцати лет, проживающий во дворе и доме настоящих героев. Петина мама была педиатром, а также она помогала всем нуждающимся, о доброте её сердца говорили все вокруг.

Рассказ о том, как паучок от своей грозной матери паучихи убегал. Мать, когда детишки очень маленькие, таскает их всех в мешочке на спине. А когда вырастают дети, она их ловит и съедает

На самом дне моря стоял дворец морского государя. Он давно является вдовцом, хозяйкой замка стала матушка царя, умная и мудрая женщина. Особенно гордилась она своими внучками, которых очень любила, особенно младшую.

Главным героем и рассказчиком истории является бывший адвокат Жан-Батист Клеманс, который ранее работал в Париже, а теперь живет в Амстердаме, где по большей части проводит свои дни в баре Мехико-Сити

Почти все любители порыбачить создают себе определённое место. И используют именно его. Не далёко, возле речной глади, они сооружают укрытие от проливных ливней. В форме крыши.

Владимир Тендряков, “Хлеб для собаки”: краткое содержание, главные герои

Рассказ «Хлеб для собаки» Владимир Тендряков написал в конце шестидесятых. Опубликовано это произведение было только в 1998 году, уже после смерти писателя. О чём этот рассказ? Какова проблематика произведения «Хлеб для собаки»? Краткое содержание и анализ рассказа можно прочитать в сегодняшней статье.

Об авторе

Владимир Тендряков родился в 1923 году, в Вологодской области. Его отец был народным судьей , затем прокурором. В 1941 году будущего писателя призвали в РККА и направили в школу младших командиров. Уже совсем скоро Тендряков попал на фронт. Впервые ранен был под Сталинградом. После войны он некоторое время работал школьным учителем. В конце сороковых уехал в Москву и поступил в Литературный институт.

О Тендрякове коллеги-писатели неоднократно говорили как о человеке, способном на поступки, которые требуют гражданского мужества. Он выступал в защиту диссидента и учёного Ж. А. Медведева. Содействовал Твардовскому, протестующему против изменения редакторского состава «Нового мира». Владимир Тендряков – автор таких произведений, как «Не ко двору», «Ухабы», «Ненастье», «Расплата», «Хлеб для собаки».

Тендряков в своем творчестве обращался к острым проблемам советского общества. В его произведениях отражены трагические последствия событий довоенного времени. Рассказ «Хлеб для собаки», краткое содержание которого представлено ниже, посвящен теме голода, охватившего многие регионы Советского Союза в начале тридцатых годов. Страшные события показаны глазами ребёнка.

«Хлеб для собаки»: краткое содержание

Детство писателя прошло в безрадостные послереволюционные годы. Он видел жертв сталинских репрессий, голодающих людей. Сам Тендряков ранние годы провел в относительном достатке. Но то, что он видел, легло тяжелым камнем на его душе, а затем, спустя годы, послужило основой для произведения «Хлеб для собаки». Краткое содержание рассказа изложим по следующему плану:

  • Смерть в березняке.
  • Что за мир будет после нас?
  • Голод повсюду.
  • Хлеб для куркулей.
  • Кровопийцы.
  • Излечить жалость.
  • Самое голодное существо.

Смерть в березняке

События происходят в 1933 году – в самый разгар голода. Впрочем, каких-либо определенных действий не происходит. В рассказе «Хлеб для собаки» Тендряков описывает ужасы, свидетелями которых становятся дети. В небольшом поселке , вблизи вокзального здания, расположен небольшой березовый скверик. Здесь в муках умирают куркули – раскулаченные крестьяне, которым не удалось добраться до места ссылки.

В основном персонажи безымянные встречаются в рассказе «Хлеб для собаки». Главный герой – мальчик из благополучной семьи. Он так же, как и его сверстники, нередко наведывается к березняку. Здесь детей приковывает ужасное, отвратительное зрелище. Взрослые стараются обходить это место стороной. Детей влечет «животное любопытство». Они каменеют от страха и брезгливости, но продолжают наблюдать.

Куркули меньше всего похожи на людей. Это истощенные до безобразия существа. Один пытается жевать березовую кору. Другой – землю. Третий вдруг поднимается на ноги, хочет что-то выкрикнуть. Но извергает лишь страшный хрип.

Что за мир будет после нас?

Люди пытаются обходить березняк стороной. Однако начальник станции – человек в форменной фуражке с красным верхом – здесь должен находиться по долгу службы. Однажды он поворачивается в сторону детей и обращается то ли к ним, то ли себе, то ли к безмолвному небу со словами: «Что вырастет из них? Они наблюдают за смертью! Что за мир наступит после нас? »

В чём нравственная проблема «Хлеба для собаки»? С первых строк читатель пронизывается жалостью к так называемым куркулям. Казалось бы, не так трудно помочь этим людям. Ведь они умирают от голода на глазах тех, кто, пусть не живет в достатке, но имеет и жильё, и пищу. Но не всё так просто. Тема отзывчивости в произведении «Хлеб для собаки» автором представлена в особом ракурсе. Порой сложно удержаться от проявления сострадания. Но тот, кто пожалел, берёт на себя ответственность, от которой освободиться не так уж и просто.

Голод повсюду

Главный герой, имени его автор не называет, был, конечно, шокирован этим зрелищем. Но он был в некотором роде подготовлен. Он знал о том, что одноклассники его голодают. Именно поэтому отказывался брать в школу завтраки. Он видел однажды картину, которую не забыл даже по прошествии тридцати лет. Женщина несла молоко, но поскользнулась и разбила банку. Она упала на колени и заплакала. А затем черпала ложкой из копытной ямки пролитое молоко. Не спеша, без жадности, с каким-то страшным смирением. Мальчик не знал, что такое голод, но он видел, как от него страдают окружающие.

Хлеб для куркулей

Наконец, мальчик решил, что он должен помочь одному из них. Самому голодному, самому обессиленному. Ребёнок не понимал, но чувствовал, что благое дело открыто совершать нельзя. А потому он за обедом воровски прятал в карман хлеб, предназначенный для него. Таким образом «сэкономил» несколько кусков. На следующий день отправился в сквер. По дороге мальчик увидел человека, опухшего от голода. Таких в посёлке называли «слонами». Он отдал ему весь хлеб.

Кровопийцы

На следующий день «слон» уже стоял у его дома. Мальчик пытался не думать о нём, но то и дело выглядывал из окна. Куркуль не уходил. Стоило мальчику выйти за ворота, как он обращался к нему с жалостливыми речами. Прошло несколько дней, у окон маленького благодетеля собралось уже несколько истощенных людей. Мальчик изредка выбегал, давал им то хлеба, то картошки. Но однажды не выдержал и закричал: «Уходите, кровопийцы!»

Излечить жалость

Стоит ли исцеляться от сострадания? Автор ненавязчиво подводит читателя к вопросу, ответа на который он и сам не знает. Мальчик стал плохо есть. Он постоянно думал о том, что его обед мог бы спасти двух-трех человек. Его нередко посещали мысли о врагах народа, к которым относились куркули, изможденные голодом. Но он не мог ненавидеть таких врагов. Отец однажды ему сказала, что даже у страны не хватает на всех хлеба. Море не вычерпать чайной ложкой.

Самое голодное существо

Человек, способный на сострадание, не может спокойно наблюдать чужую смерть. Он или поможет, или сойдет с ума. В этом, пожалуй, главная мысль рассказа Владимира Тендрякова . Мальчик начал подкармливать бродячую оголодавшую собаку. Он нашел самое несчастное существо, которому едва ли кто-нибудь проникнется жалостью. Автор говорит: «Я кормил не собаку, а свою совесть».

Начальник станции, которого из-за фуражки прозвали «красной шапочкой», застрелился. Он каждый день ходил вдоль березового скверика. Ему не пришла в голову мысль найти для себя несчастную собаку, дабы кормить ее каждый день, тем самым успокаивая свою совесть.

События, описанные в рассказе, произошли в 1933-м. В этот год за границу было экспортировано около десяти миллионов центнеров зерна . Только на Украине в разгар голода погибло от трех до четырех миллионов человек.

“Хлеб для собаки” – краткое содержание рассказа Владимира Тендрякова

Биография писателя

Владимир Федорович Тендряков — знаменитый советский писатель, родившийся в маленьком селе в Вологодской области. Отец мальчика работал прокурором. Владимир много читал и отлично учился в школе. Окончание школьного образования выпало на начало Великой Отечественной войны. Юноша отправился на военную службу в ряды Красной Армии и его послали обучаться на радиста, где он получил звание сержанта. Участвовал в боевых действиях с 1942 года. Получив два ранения под Харьковом и Сталинградом, его комиссовали, и Владимир отправился домой.

В тылу работал школьным военруком, затем секретарем районного комитета комсомола. После завершения войны переехал в Москву, чтобы получить образование, поступил во ВГИК. После года обучения перевелся в литературный институт, который с успехом закончил. Первое сочинение было издано, когда Владимиру исполнилось 25 лет. Он являлся корреспондентом всех популярных газет Советского Союза.

Среди известных рассказов Тендрякова можно выделить следующие:

  • «Не ко двору».
  • «Три мешка сорной пшеницы».
  • «Ухабы».
  • «Апостольская командировка».
  • «Ненастье».
  • «За бегущим днем».
  • «Расплата».
  • «Шестьдесят свечей».
  • «Хлеб для собаки».
  • «Путешествие длиной в век».

О писателе «коллеги по цеху» не один раз говорили как о человеке, который способен на поступки, требующие большого гражданского мужества. Тендряков защищал ученого и диссидента Медведева, помогал Твардовскому, который протестовал против установления нового редакторского руководства «Нового мира».

Писатель в своих рассказах обращался к людям с актуальными проблемами советских жителей. В его изложениях отражаются печальные последствия событий довоенного периода. Так, прослеживая анализ «Хлеба для собаки», можно увидеть, что этот рассказ посвящается теме голода, который охватил множество регионов СССР в 30-х годах. Ужасные события видны глазами ребенка, именно их и пересказывает автор.

Читайте также:  Белая цапля - краткое содержание сказки Телешова

Содержание произведения

Детство поэта проходило в безрадостный период после окончания революции. Тендряков видел людей, которые недоедают, жертв репрессий. Непосредственно Владимир все детские годы провел в достатке, однако то, что писатель увидел, отложилось тяжелым камнем на его сердце, а после, через определенное время, легло в основу главной мысли «Хлеба для собаки».

События, описанные в произведении, случились в 1933 году. Именно в это время за границу было вывезено более десяти тысяч тонн пшеницы. Лишь на Украине в разгар голодомора умерло приблизительно три-четыре миллиона людей.

Все главы этого произведения можно изложить по пунктам:

  1. Гибель в березовой роще.
  2. Окружающий мир после нас.
  3. Голод везде.
  4. Хлеб для куркулей.
  5. Уходите кровопийцы.
  6. Вылечить жалость.
  7. Самое голодное создание.

Гибель в березовой роще

Описанные события начинают происходить в 33-х годах, когда отмечается разгар голодомора. Однако каких-то конкретных действий еще нет. В произведении автор описывает ужасные события, где свидетелями являются дети. В маленькой деревушке около привокзального здания находится небольшая березовая роща. Тут в мучениях умирают куркули — раскулаченные люди, у которых не получилось доехать до места ссылки.

В произведении, как правило, встречаются все безымянные персонажи. Главный герой рассказа — это мальчик, который вырос в благополучной семье. Юноша точно так же, как и его друзья, часто приходит в березовый сквер. Тут детей приковывает отвратительная и ужасная картина. Взрослые пытаются обойти эту рощу стороной. Детей же в основном привлекает «животное любопытство». Они каменеют от брезгливости и ощущения страха, однако продолжают смотреть.

Куркули практически не похожи на обычных людей. Это до безобразия изуродованные и истощенные голодом существа. Одни пытаются прожевать березовую кору, другие едят землю. А есть люди, которые неожиданно становятся на ноги и хотят что-то прокричать, но извергают только жуткий хрип.

Окружающий мир после нас

Все население поселка сторонится березового сквера. Но начальник железнодорожной станции — служащий в форменной фуражке с красной окантовкой — в этом месте обязан стоять по долгу своей работы. Однажды он разворачивает голову в сторону малышей и обращается то ли к детям, то ли к самому себе, то ли к небесам с фразой: «Что за мир останется после нас? Они смотрят на смерть! Что вырастет из них?»

В чем состоит нравственный вопрос в произведении? Уже с первых страниц читатель начинает чувствовать жалостью к раскулаченным людям. Вроде бы, не так сложно помочь бедным куркулям, так как они погибают от голода на глазах граждан, которые пускай и не живут в роскоши и достатке, но имеют пищу и крышу над головой. Но в этом случае все не просто. Тема отзывчивости в рассказе писателем представляется в особом ракурсе. Иногда тяжело сдержаться от чувства сострадания. Но те, кто пожалел, берут ответственность, от которой в дальнейшем избавиться очень сложно.

Голод везде

Главный герой, имени которого писатель не указывает, естественно, шокирован таким ужасным зрелищем. Однако он был в определенном роде подготовлен к таким событиям, прекрасно зная о том, что его сверстники тоже голодают.

Именно по этой причине он отказывался брать на школьные занятия обеды. Однажды он увидел картину, которую не смог забыть. Девушка, держа в руках, несла домой молоко, но случайно поскользнулась и банка разлетелась на части. Она упала на колени и начала горько плакать. А после вычерпывала ложкой из следа от копыта находящееся в нем молоко. Без жадности, не торопясь, с какой-то страшной смиренностью. Главный герой не понимал, что такое голод, однако ему довелось видеть, как сильно страдают от него окружающие.

Хлеб для куркулей

Мальчик принимает решение начать делиться едой с «самым, самым голодным, даже если этот человек враг». Для чего необходимо только пойти в березовую рощу и протянуть руку с хлебом — тут он уж не ошибется. Но он осознавал, что необходимо делать это украдкой.

У героя получилось незаметно от матери спрятать остатки еды, которые остались после обеда. Налетев на одного из шатающихся по селу от голода куркулей, таких еще называли «слонами», он дал ему хлеб и пообещал завтра дать еще. Главный персонаж был счастлив, что смог помочь человеку выжить очередной день.

На второй день мальчик принес на пустырь все, что смог сэкономить во время обеда. Но у него так и не получилось отдать «слону» обещанный хлеб. Дорогу ему загородила изувеченная каким-то заболеванием женщина, которую прозвали Отрыжка. Она умоляла отдать еду ей для умирающего от голода сына. Герой передал ей всю еду и, так и не дойдя до березняка, развернулся назад домой.

Уходите, кровопийцы

На следующий день мальчик увидел, что около калитки стоял «знакомый слон». Подождав, пока мать уйдет, он раздобыл бедняге небольшое количество хлеба и картошки. От него герой узнал, что Отрыжка бездетна.

Свидетелем общения являлся его отец. Мальчик любил его, гордился им (отец был героем революции) и очень сильно переживал, что если он узнает о помощи сына врагам народа, то предъявит ему предательство. Однако отец только сказал, что у страны не хватит для всех хлеба — «чайной ложкой море нельзя вычерпать».

Через время герой попадает «в полнейшую осаду» — около его дома, прознав про доброту юноши, начали появляться «слоны», которые просили о кусочке хлеба. Когда они его плотно обступили кольцом и начали требовать пищу, у мальчика случилась истерика. Он закричал: «Уходите! Кровопийцы! Гады! Сволочи!».

Вылечить жалость

Насколько эмоционально и сильно описан случившийся эпизод! Какими часто используемыми в обиходе и понятными словами автор лишь в нескольких фразах передает срыв мальчика, его протест и страх, которые соседствуют с безнадежностью и смирением обреченных на гибель людей. Именно за счет удивительно точно подобранных слов в сознании читателя необычайно ярко появляется картинка, о которой рассказывает Тендряков.

Исцелился ли полностью после этого мальчик? Да, после этого он больше ни разу не вынес бы ни кусочка хлеба стоящему возле его калитки исхудавшему и умирающему «слону». Но успокоилась ли при этом его совесть? Герой начал плохо спать по ночам, он раздумывал: «Я плохой мальчик, я ничего не могу с собой сделать — жалею врагов народа!». И он все время думал, что его обед смог бы спасти несколько человек.

Самое голодное создание

Но вот в произведении появляется собака. «Неожиданно снизу, под крыльцом, как бы из ниоткуда появилась собака. У нее была взъерошенная на спине и боках, серыми клочками шерсть и тусклые пустынные, какие-то не промыто желтые глаза». Именно она оказалась самым голодным созданием в селе.

Герой находит в этом животном спасение. Начиная подкармливать этого голодного пса, мальчик осознает, что «не облезшую от голода собаку кормил я хлебом не ее, а свою совесть. Не могу сказать, чтобы моей совести настолько уж нравилась такая подозрительная еда. Моя совесть еще была воспалена, но не настолько сильно, чтобы быть опасной для жизни».

Произведение завершается печально. «В этом месяце застрелился начальник вокзала, которому приходилось находиться около березовой рощи. Он не смог догадаться найти себе несчастного пса, чтобы ежедневно его кормить, отрывая от себя кусок хлеба».

Тендряков смог передать не только свои воспоминания из детства, но и вызвать сопереживание и сострадание в душах читателей. Произведение показывает огромную пропасть между настоящим, живым участием человека и холодным идейным миром. Человечность сможет проявиться лишь в сочувствии, переживании, сострадании к определенному живому созданию.

Тендряков поставил читателей пред выбором: жить по совести, нравственным правилам, сопереживая и сострадая, либо заботиться лишь о собственном благосостоянии.

Произведение Тендрякова не позволяет читателю остаться равнодушным, и такие рассказы необходимы. Писатель пытается донести мысль, что любому человеку нужно отвечать за собственные поступки, быть внимательным ко всем живым созданиям и ответственным перед людьми и своей совестью.

Художественные образы

Произведение читается удивительно легко, глава за главой преодолевается с небольшими усилиями у читателя, которого автор уводит все дальше и дальше, вглубь собственных воспоминаний. Нелепые образы, бессмысленные выражения, оксюмороны, возникающие в мыслях героя, не допускают шока у читателей или людей, которые слушают рассказ онлайн. Вот несколько примеров из произведения Тендрякова:

  • «…пошла прочь, как тонущая лодка, накрененная набок», а из нутра героя «…рыдающим галопом вырвался дикий и чужой голос…»;
  • «…сминая серебристы голос кукушки…», «девушка, чью судьбу и тело покорежил бесполезный конвейер жизни»;
  • «щедра без устали», «шум от колес повозки разрывает тишину».

Последние слова поэта, как приговор всем, кто еще может сострадать: «…мне вполне хватало того, что я кого-то подкармливаю, поддерживаю жизнь существа, так, и сам имею право жить и есть. Истощенную от голода собаку кормил не я хлебом, а собственную совесть».

В современном мире, в котором пропасть между социальным классом только увеличивается, никогда не потеряет актуальность рассказ Тендрякова. Что делать, если не можешь один к лучшему изменить мир? Кто именно тот, которому больше всех требуется помощь? Как протянуть эту самую руку помощи? После прочтения «Хлеба для собаки» каждый найдет ответы на вопросы и договорится с собственной совестью.

Ссылка на основную публикацию