Анализ стихотворения Толстого Благовест 7 класс

Анализ стихотворения «Благовест» Толстого

Стихотворение “Благовест” отражает чувства поэта, который вспоминает детство и думает о Родине. Краткий анализ “Благовест” по плану, использованный на уроке литературы в 5 классе, поможет школьникам лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Благовест.

История создания – стихотворение написано Толстым в 1840 году, когда поэт вернулся в Россию после долгой дипломатической службы.

Тема – благовест (колокольный перезвон) и чувства, которые он рождает в душе православного человека.

Композиция – стихотворение Толстого состоит из двух частей. Первая описывает храм и то, как звенят колокола, а втора рассказывает о переживаниях лирического героя в связи с этим.

Жанр – лирическое стихотворение с религиозно – философскими элементами.

Стихотворный размер – двухстопный ямб, напоминающий колокольный звон.

Эпитеты“храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные”.

Олицетворения“звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

История создания

Алексей Толстой много лет посвятил дипломатической службе, по долгу которой часто выезжал за границу. И вот в 1840 году, возвращаясь после особенно длительного отсутствия, он написал стихотворение “Благовест”.

История создания этого произведения тесно связана с глубокой религиозностью автора, который считал православие “генетической” религией русского человека. Его возвращение на Родину тесно связано именно с образом православного храма. При этом и сам образ, и особенно колокольный звон вызывают у человека желание поплакать и покаяться, таким образом очистившись от злых мыслей и грехов.

Напечатано стихотворение было много позже, чем написано – только в 1856 году. Представил его на суд читателей журнал “Русский вестник”.

Основной темой произведения являются чувства, которые православный человек испытывает, услышав перезвон колоколов. При этом и храм, и колокольный звон имеют явно символическое значение: они воспринимаются не столько разумом, сколько сердцем. И пятиглавые церкви, и родные сердцу звуки – все это связано у поэта с образом России, какой он всегда хранил в своей душе.

Толстой был очень верующим человеком и считал православную религию естественной для русского человека. По его мнению, именно она позволяет ему всегда помнить о Родине в любой стране, куда бы не забросила его судьба. А благовест как бы возвращает его домой.

Композиция

Этот стих состоит их двух частей. Первые две строфы – описание православного храма, вероятно, идущие из детских лет, которые Алексей Толстой провел на Черниговщине. Вторая часть – описание тех чувств, которые лирический герой испытывает, заслышав родные звуки благовеста. Он думает о том, как колокольный звон позволяет ему забыть обо всем злом и прикоснуться сердцем к небесной чистоте.

Структурно стихотворение вообще построено интересно, поскольку первая его часть не только представляет собой два законченных предложения, но и заканчивается восклицанием. Вторая же – это одно развернутое предложение, то есть чувства лирического героя Толстой описывает как бы на одном дыхании – они возникают в его сердце с первым ударом колокола и он успевает ощутить целую их гамму до того, как прозвучит последний.

Это лирическое стихотворение, в котором явно присутствуют религиозные мотивы. Поздние исследователи причисляли его скорее к религиозной лирике.

Написано произведение двустопным ямбом, причем выбор этот не случаен: именно этот размер больше всего напоминает перезвон колоколов.

Использованная поэтом перекрестная рифма также играет художественную роль, приближая стихотворение к ритмике колокольного звона.

Средства выразительности

Для того, чтобы сделать основную мысль стихотворения более ясной, Толстой использует простые, но яркие средства выразительности, такие как эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные” – и олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает” .

С их помощью он показывает, что Родину невозможно представить без православных храмов.

Анализ стихотворения “Благовест” Алексея Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:39, доклад

Описание работы

Тема: сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них — этот отклик, как и положено, у каждого свой, он и неповторим. В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест — это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок значения важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Темой стихотворения можно назвать религиозное чувство.

Файлы: 1 файл

Анализ Благовеста.docx

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат.

Так сын, спокойный и нахальный, стыдится матери своей –

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!

Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,

Меж черных туч приветно засияла

Еще дрожат цветы, полны водою

И пылью золотой, —

О, не топчи их с новою враждою

Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями. А.К. Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения “Благовест”.

Идея: религиозное чувство. Тема: сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них — этот отклик, как и положено, у каждого свой, он и неповторим. В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест — это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок значения важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Темой стихотворения можно назвать религиозное чувство.

Главные образные картины: Благостный звон колокола пробуждает в авторе особые чувства: тоску, радость на сердце. Он зовёт, манит. Стихотворение состоит из ямбических метров. Двустопный ямб.

Рифма: перекрёстная. Слова рифмуются с помощью предпоследнего слога (женской рифмой). Деление стихотворения на части: стихотворение состоит из семи строф.

Художественные особенности: двустопный ямб, в тексте много глаголов и деепричастий. Два ударения в стихе словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.

Язык: в 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение. Произведение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты: край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный; и олицетворения: звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает; и метафоры: звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные. В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.

Чувства: лирический герой этого произведения, слушая звон колоколов, забывается, мечтает, звон церковных колоколов зовёт, пленит его. Он вспоминает родимый край. При звоне колоколов возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость. А.К. Толстому колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой — общение с Богом и очищение души.

Значение: когда мы читаем это стихотворение, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.

Для анализа я выбрала стихотворение «Благовест» Алексея Константиновича Толстого. Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями.

Стихотворение было написано в 40-ых годах девятнадцатого века. Автору приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения.

Сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них — этот отклик, как и положено, у каждого свой, он неповторим. Благостный звон колокола пробуждает в герое различные чувства: тоску, радость на сердце, чувство очищения, причастности к высокому и святому, он вспоминает родимый край. В душе воцаряется покой, тихая радость. Лирическому герою этого произведения колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой — общение с Богом и очищение души.

В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест — это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Исходя из этого, идеей стихотворения можно назвать религиозное чувство.

Стихотворение состоит из семи строф. «Благовест» написан ямбом, причём не часто встречающимся размером ямба – двустопным. Рифма в стихотворении перекрёстная, а слова рифмуются с помощью предпоследнего слога, так называемой «женской рифмой». Художественной особенностью этого произведения можно назвать наличие большого числа глаголов и деепричастий. Это стихотворение очень важно читать с соблюдением всех знаков препинания, и что самое главное – с интонацией: два ударения в произведении словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.

В 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение. Стихотворение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты (край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный), и олицетворения (звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает), и метафоры (звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные). В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.

Мне понравилось это стихотворение из-за его лёгкости, из-за того как оно передаёт состояние души человека. Когда мы читаем его, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.

Анализ стихотворение А.К. Толстого “Благовест”

Разделы: Литература

Читайте также:  Юность - краткое содержание повести Льва Толстого

Тип урока: урок изучения нового материала, анализ лирического произведения.

Обучающая: привлечь внимание учащихся к образной структуре стихотворения, к многозначности ключевых слов текста, к ритмической, звуковой организации стиха;

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся, умению понимать и анализировать поэтический текст;

Воспитательная: воспитывать чувство любви к своему Отечеству, чуткость к красоте и выразительности родной речи.

Ход урока

I. Сообщение учителя о теме и целях урока.

II. Сообщение учащегося.

В 40-е годы 19го века А.К.Толстой написал много прекрасных стихотворений, посвященных Родине. Лирика его пронизана тоской по прекрасному и бесконечному, что разлито во всей природе (“И ничего в природе нет, что бы любовью не дышало…”, “В стране лучей, незримой нашим взорам…”, “Звонче жаворонка пенье…”). Родные места (имение Пустынька и Красный Рог) давали богатый материал для его стихотворений. Лесной зверек, перелетная птица становятся героями его стихов. Любовью ко всему живому, восхищением красотой окружающего мира дышат поэтические строки А.К.Толстого. Сегодня мы обратимся к одному из стихотворений этого цикла – стихотворению “Благовест”. Благо – это добро, благая весть – хорошая, добрая, радостная весть. Благую весть принес лирическому герою колокол.

III. Беседа по выявлению эмоционального настроя учащихся перед анализом текста стихотворения:

Слышали вы звучание колокола?

Где и когда вы его слышали?

Какие ассоциации вызывает у вас слово “колокол”?

IV. Сообщение учащегося:

Колокол как ударный инструмент известен с глубокой древности. Ему приписывают магические свойства, способность отгонять злых духов, болезни и бедствия. В христианстве он возвещает о начале богослужения, сопровождает крестный ход, является неотъемлемой частью церковных обрядов. Таким образом, колокол своего рода посредник между небом и землей, он зовет нас от земного к небесному и сам становится символом небесного.

Учитель:

Давайте сейчас послушаем звучание колокола. Вы услышите Большую звонницу Успенского кафедрального собора города Ростова. Звон носит название “Акимовский” и относится к праздничным звонам (включаем запись).

Учитель: Какие чувства вызвал у вас колокольный звон?

Понравился ли он вам?

V. Выразительное чтение стихотворения учителем.

VI. Беседа:

VII. Исследовательская групповая работа над текстом стихотворения.

Давайте посмотрим, какими же синтаксическими, морфологическими, фонетическими средствами пользуется автор, чтобы раскрыть душу лирического героя, рассказать о его переживаниях и радостях.

VIII. Наблюдения учащихся.

1 группа учащихся:

Какими фонетическими средствами пользуется автор?

– Что такое ассонанс и аллитерация?

В I строфе какие звуки преобладают?

Аллитерация звуков: [р], [л], [гл], [кл] – “дубравы”, “блестит”, “пятиглавый”, “колоколами” – передает звучание колокола.

Во II строфе – [зв] – “звон”, “призывный” – звон.

Ассонансное повторение звуков [у], [ы] – “призывный”-“уныло”, “гудит”-“дивно” – вносит в ощущения заунывность.

В III строфе ассонансный повтор звука [о] – “зовет”, “он”, “неодолимо”, “родимый” и звука [и] – “тоскливый”, “родимый”, “неодолимый” также вызывает особое настроение тоски. То же самое в IV строфе – [о] – тоска (ассонанс), в V строфе – велика роль повторов [у], [а], [л] – “каюсь”, “плачу”, “отрекаюсь”, ”дела”, “злого”. В VI, VII строфах звучание [р] нарастает – “страна”, “странствуя”, “пространство”. Почему? Звук [р] раскатистый, бодрящий, активный. В VII строфе слово “радость” рифмуется со словом “благостный”, усиливая значение этого слова, делая на нем особый акцент.

2 группа учащихся:

Какими средствами морфологии воспользовался автор, чтобы показать пробуждение новых чувств в душе героя?

– Найдите и выпишите существительные + прилагательные:

(Звон призывный, край родимый, благодатный, забытый, тоскою непонятной, мечтою чудесной, звон благостный и др.)

– Какую роль играют прилагательные?

(Делают картину яркой, эмоциональной, использование каких частей речи передают движение чувств и состояний героя? (глаголов и наречий). Что они обозначают?)

3 группа учащихся:

Какими синтаксическими конструкциями пользуется автор?

В I строфе – простое повествовательное предложение, т.к. содержит информацию о храме с 5 колоколами. Знак в конце предложения – точка.

II строфа – это восторг, восхищение гулом колоколов. Это повествовательное, восклицательное предложение с восклицательным знаком в конце.

III – VI строфы – одно бессоюзное сложное предложение, распространенное. Внутри четырех (!) строф нет ни одной точки (остановки). Почему? Это предложение повествует о чувствах, переживаниях лирического героя: о тоске, радости, о полете его мечты. Этот поток настроения, смена его происходит безостановочно, переходит одно в другое. Предложение заканчивается многоточием, означающим недоговоренность, недосказанность.

Выводы.

– Колокольный звон оказывается созвучным с душой лирического героя, побуждает его к активным действиям: герой кается в своих грехах, молится, дает обет никогда не делать в жизни зла, жить во имя добра.

– Душа героя приподнимается над обыденностью, рутинностью бытия и несет его, словно на крыльях, через огромные пространства на Родину, в край благодатный (“Благо” – добро).

– Для того, чтобы передать все эти прекрасные чувства лирического героя, автор мастерски использует фонетические, морфологические, синтаксические средства.

Внимательному и вдумчивому читателю открывается прекрасный и волшебный мир Поэзии.

Сегодня на уроке мы учились постигать секреты мастерства поэта, чтобы глубже понимать смысл его стихов.

Стихи А.К.Толстого обращены к нам, читателям, призывая быть добрее, милосерднее, внимательнее к окружающим тебя людям.

Домашнее задание.

Самостоятельно проанализируйте стихотворение А.К. Толстого “Замолкнул гром, шуметь гроза устала…”

«Благовест» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – тема, эпитеты, рифма, средства выразительности

Стихотворение “Благовест” отражает чувства поэта, который вспоминает детство и думает о Родине. Краткий анализ “Благовест” по плану, использованный на уроке литературы в 5 классе, поможет школьникам лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Благовест.

История создания – стихотворение написано Толстым в 1840 году, когда поэт вернулся в Россию после долгой дипломатической службы.

Тема – благовест (колокольный перезвон) и чувства, которые он рождает в душе православного человека.

Композиция – стихотворение Толстого состоит из двух частей. Первая описывает храм и то, как звенят колокола, а втора рассказывает о переживаниях лирического героя в связи с этим.

Жанр – лирическое стихотворение с религиозно–философскими элементами.

Стихотворный размер – двухстопный ямб, напоминающий колокольный звон.

Эпитеты“храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные”.

Олицетворения“звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

История создания

Алексей Толстой много лет посвятил дипломатической службе, по долгу которой часто выезжал за границу. И вот в 1840 году, возвращаясь после особенно длительного отсутствия, он написал стихотворение “Благовест”.

История создания этого произведения тесно связана с глубокой религиозностью автора, который считал православие “генетической” религией русского человека. Его возвращение на Родину тесно связано именно с образом православного храма. При этом и сам образ, и особенно колокольный звон вызывают у человека желание поплакать и покаяться, таким образом очистившись от злых мыслей и грехов.

Напечатано стихотворение было много позже, чем написано – только в 1856 году. Представил его на суд читателей журнал “Русский вестник”.

Основной темой произведения являются чувства, которые православный человек испытывает, услышав перезвон колоколов. При этом и храм, и колокольный звон имеют явно символическое значение: они воспринимаются не столько разумом, сколько сердцем. И пятиглавые церкви, и родные сердцу звуки – все это связано у поэта с образом России, какой он всегда хранил в своей душе.

Толстой был очень верующим человеком и считал православную религию естественной для русского человека. По его мнению, именно она позволяет ему всегда помнить о Родине в любой стране, куда бы не забросила его судьба. А благовест как бы возвращает его домой.

Композиция

Этот стих состоит их двух частей. Первые две строфы – описание православного храма, вероятно, идущие из детских лет, которые Алексей Толстой провел на Черниговщине. Вторая часть – описание тех чувств, которые лирический герой испытывает, заслышав родные звуки благовеста. Он думает о том, как колокольный звон позволяет ему забыть обо всем злом и прикоснуться сердцем к небесной чистоте.

Структурно стихотворение вообще построено интересно, поскольку первая его часть не только представляет собой два законченных предложения, но и заканчивается восклицанием. Вторая же – это одно развернутое предложение, то есть чувства лирического героя Толстой описывает как бы на одном дыхании – они возникают в его сердце с первым ударом колокола и он успевает ощутить целую их гамму до того, как прозвучит последний.

Это лирическое стихотворение, в котором явно присутствуют религиозные мотивы. Поздние исследователи причисляли его скорее к религиозной лирике.

Написано произведение двустопным ямбом, причем выбор этот не случаен: именно этот размер больше всего напоминает перезвон колоколов.

Использованная поэтом перекрестная рифма также играет художественную роль, приближая стихотворение к ритмике колокольного звона.

Средства выразительности

Для того, чтобы сделать основную мысль стихотворения более ясной, Толстой использует простые, но яркие средства выразительности, такие как эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные” – и олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

С их помощью он показывает, что Родину невозможно представить без православных храмов.

Конспект урока “Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе”
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок литературы в 7 классе разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Стихотворения русских поэтов о родной природе29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе

В.Жуковский «Приход весны»; И.Бунин «Родина»; А. Фет «Вечер», «Это утро»; Ф. Тютчев «Весенние воды», А.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный: урок-исследование, установочно-мотивационный, содержательно-поисковой.

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. познакомить учащихся с пейзажной лирикой 19 века на примере заявленных стихотворений;
  2. формировать эстетическую отзывчивость к русской поэзии 19 века и представление о культуре 19 века в целом;
  3. развивать умения анализа художественного текста, настроения автора, понимания значения художественной детали;
  4. формировать умения находить в поэтических произведениях средства выразительности;
  5. формировать навыки анализа поэтических произведений;
  6. развивать умения учащихся определять типы рифм и стихотворный размер;
  7. расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.
  1. Развивающие:
  1. развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
  2. развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста), декламации;
  3. развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.) в том числе посредством использования классических музыкальных произведений и картин;
  4. развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся;
  5. развивать навык выразительного чтения лирических произведений;
  1. Воспитывающие:
  1. воспитывать интерес к предмету, к классическому наследию русской литературы;
  2. воспитывать интерес к русской поэзии, пейзажной лирике;
  3. прививать культуру умственного труда;
  4. воспитывать коллективизм, ответственность через работу в группах.

Методы и формы обучения: эвристический, метод беседы, сравнительно-сопоставительный, объяснительно-иллюстративный, аналитический, метод словесного рисования, проблемный; привлечение межпредметных связей. Используемые технологии:

Технология сотрудничества (работа в группах)

Технология критического мышления

Оформление и оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, видеофрагмент с музыкальным сопровождением, портреты поэтов 19 века.

  1. Вступительная часть.
  1. Определение учащимися темы занятия с помощью видеоролика с музыкальным сопровождением – 2 минуты.
  1. Основная часть.
  1. Опережающее домашнее задание – 1 минута.
  2. Определение типа рифм стихотворений, стихотворного размера, детальный анализ каждого стихотворения поочередно, сопоставление произведений, работа с учебником, направляемая презентацией, рассчитанной на каждый этап урока – 23 минуты.
  3. Теория литературы. Творческая работа в группах по заранее приготовленным рабочим картам урока – 8 минут.
  4. Анализ стихотворения «Благовест» – 4 минуты.
  5. Работа в тетрадях, заполнение таблицы – 3 минуты.
  1. Заключительная часть.
  1. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала, заключительное слово учителя – 3 минуты;
  2. Рефлексия (заполнение анонимной карточки, оценивающей качество проведенного урока) – 1 минута.

Тема урока: Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. В.Жуковский «Приход весны»; И.Бунин «Родина»; А. Фет «Вечер», «Это утро»; Ф. Тютчев «Весенние воды», А.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Эпиграфы к уроку: «Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни».

Здравствуйте, ребята, я очень рада нашей встрече и надеюсь, что мы получим от нее не только новые знания, но и положительные эмоции. Сегодня я проведу у вас урок литературы. Хочу отметить, что тема нашего занятия крайне увлекательная. Мы определим и озвучим ее совместно, для этого сейчас я хочу обратить ваше внимание на экран.

(видеоролик смены времен года под музыку Чайковского «Времена года»)

Ребята, что мы сейчас увидели? Что происходило на экране? (смена времен года)

Получается, что красоту родной природы художник выражает в картинах, композитор в музыкальных произведениях, а как чаще всего воспевают природу родного края в литературе? (в стихах)

Прекрасно. А как называют человека, который пишет стихи? (поэт)

Думаю, мы с вами уже можем определить тему нашего урока, кто попробует? (Родная природа в стихотворениях русских поэтов) СЛАЙД 1.

Совершенно верно, обратите внимание на экран и запишите тему нашего урока в свои тетради.

Ну что же, тему урока мы определили успешно, а теперь давайте подумаем, чем нам предстоит заниматься на сегодняшнем уроке? Каковы наши цели? (познакомиться с произведениями русских поэтов 19 века, проанализировать их). Мы будем учиться созерцать прелесть родной природы, основываясь на произведениях поэтов 19 века, а также развивать свои умения в анализе поэтического текста.

Мне бы хотелось уже в начале урока обратить ваше внимание на домашнее задание. СЛАЙД 2. Перед вами карточки с номером 1. В них 2 варианта творческих заданий, из которых вам будет необходимо выбрать лишь одно. Написать собственное стихотворение, возможно, будет сложно, а вот составить художественный текст, основываясь на тех записях, которые мы сделаем в ходе урока, будет под силу каждому.

Ну что же, надеюсь небольшой видеофрагмент позволил нам настроиться на лирический лад, а следовательно нам пора окунуться в мир поэзии. Скажите, а чем поэзия отличается от прозы? (рифма) Совершенно верно, молодцы.

СЛАЙД 3. Кто подскажет, какие типы рифм нам известны?(перекрестная, смежная, кольцевая). И еще один момент, который будет важен на сегодняшнем занятии – умение определять стихотворный размер. СЛАЙД 4. Перед вами слайд, который поможет вам вспомнить, как это делать.

А сейчас я прошу вас открыть свои учебники на с.313.

Середина 19 века… Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край…» , СЛАЙД 5 в котором прославляет природные красоты своей родины. Стихотворение не просто мелодично звучит, оно наполнено звуками природы изнутри. Сейчас я прочту его, а вы попробуйте услышать эти звуки.

Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Итак, какие же звуки нам удалось услышать? СЛАЙД 6. (вой волка, конский топот, свист соловья, крик орлиных стай)

Давайте определим тип рифмы данного произведения. СЛАЙД 7.

Стихотворный размер СЛАЙД 8.

Какие эмоции переполняли автора в момент создания стихотворения?

Взгляните еще раз на стихотворение. Заметили какую-нибудь особенность? Верно, автор не использует при написании ни одного глагола.

Какие эмоции вызвало у вас произведение? О чем нам хотел сказать автор?

А теперь давайте обратимся к стихотворению «Родина» Ивана Алексеевича Бунина, СЛАЙД 9 а затем попробуем найти сходства и отличия двух этих произведений.

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Какие художественные средства выразительности использует автор? СЛАЙД 10 (в основном эпитеты, в первом стихотворении ярко выражались звуки, а во втором – образы)

Теперь давайте попробуем сопоставить два этих стихотворения. СЛАЙД 11. Кто сможет назвать первое, самое явное отличие? Я одинаково читала эти стихи? (нет, отличие в интонации, стихотворение Бунина более плавное, без восклицаний и ярко-выраженных эмоций). Хорошо, молодцы.

Итак, мы разобрались с отличиями, давайте определим сходства.

(сходство – тема родины, оба стихотворения посвящены родному краю, также оба стихотворения обыгрывают неповторимость родной природы, ее величественность). Замечательно.

Предлагаю продолжить изучение нового материала произведением В.А. Жуковского. Кстати, родовым имением Жуковского является село Мишенское (недалеко от Белева).

Стихотворение, с которым мы познакомимся, называется «Приход весны». СЛАЙД 12. Согласитесь, тема для нас сегодня достаточно актуальная, ведь на дворе конец февраля, а значит, весна не за горами. Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и попробовать представить картину, которую нам рисует автор. Попробуем?

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод, –

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Открываем глазки. Ощутили весну, правда? (Да) А как автор добивается этих ощущений у читателей? (он словами рисует картину весны)

А какие картины предстали пред вашими глазами? Кто хочет поделиться своими фантазиями?

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? (приятное, почувствовался весенний воздух, поднялось настроение)

А раз поднялось настроение, значит появилось желание действовать! Предлагаю вам творческую работу по группам. 1 ряд – 1 группа и т.д. Сейчас я раздам вам карточки с заданием, а вам предстоит выполнить его совместно. Во время выполнения задания вы можете повернуться друг к другу и обсуждать возникшие вопросы. Это обычный момент рабочей обстановки, но все же давайте сохранять дисциплину, не слишком шуметь и не мешать работать одноклассникам. Напоминаю, что время ограничено, поэтому старайтесь работать в ускоренном темпе. Распределите задания между собой. Быстренько выполните его, а затем совместно обсудите, все ли вы определили верно.

СЛАЙД 13. Как только справитесь с полученным заданием – скопируйте в тетрадь таблицу, которая сейчас на экране. Мы будем заполнять ее в процессе проверки ваших заданий.

Молодцы! Вы все прекрасно справились с полученным заданием!

Наш марафон пейзажной лирики поэтов 19 века завершается стихотворением Алексея Константиновича Толстого «Благовест». СЛАЙД 17. Но прежде, чем начать работать с произведением, давайте определим, что же такое благовест? От каких слов образовано? Благая весть, хорошая новость. А еще так называют один из видов колокольных звонов.

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

Это стихотворение немного отличается от предыдущих, верно? Кто может определить это отличие? (тема осталась прежней, но жанр стихотворения сменился философским, здесь нет пейзажей, ярких картин природы, произведение основывается на мыслях и чувствах лирического героя)

С чем здесь ассоциируется родина? (с верой, храмом, колокольным звоном)

Вернемся к названию стихотворения. Кто же принес благую весть лирическому герою? (колокол)

Какие мысли навевает лирическому герою колокольный звон? (не делать зла, молиться, герой раскаивается в прошлых своих ошибках, хочет вернуться в родные края)

Давайте попробуем определить идею стихотворения. Какие мысли хотел донести до нас автор? О чем заставляет задуматься? (о роли родины в жизни каждого человека, о том, что есть вещи, которые настраивают на лирику, философию, пробуждают воспоминания)

Предлагаю закрепить изученный материал.

Со стихами каких авторов мы познакомились?

Какие темы нам удалось определить в изученных сегодня стихотворениях?

Какие виды рифм нам удалось сегодня наблюдать?

Какие художественные средства выразительности мы определили?

Все ли заполнили таблицу в тетради? Она должна выглядеть примерно так. СЛАЙД 18.

Закончить наш сегодняшний урок мне бы хотелось одной очень мудрой цитатой: СЛАЙД 19. «Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни» – говорил К.Г. Паустовский. Вдумайтесь в эти слова, ребята… Ведь действительно чаще всего нас удивляют только те моменты, которые мы видим впервые. А все то, что нас окружает ежедневно, кажется будничным и неинтересным. У поэтов все иначе: каждый миг своей жизни они созерцают мир, умеют видеть все в ярких красках и, оставляя после себя чудесные стихи, пытаются и нас с вами этому научить. Научиться получать вдохновение от родной природы – счастье. Это умение сделает каждый день вашей жизни чудесным и неповторимым. Надеюсь, сегодняшний урок поможет вам в этом.

Думаю, учитывая вашу активность на уроке, я могу поставить отличную оценку…..

А сейчас я попрошу ответить на вопросы в карточках. СЛАЙД 20 (РЕФЛЕКСИЯ).

Ну что же, настало время прощаться. Мне было очень приятно с вами работать. Оставайтесь такими же активными и открытыми. Успехов вам в дальнейшей учебе.

Анализ стихотворения Толстого «Благовест»

У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами те ощущения, которые испытывает человек, слыша его, предпринимались неоднократно.

Однако самая удачная из них по праву принадлежит Алексею Толстому, который в 1840 году написал свое знаменитое стихотворение «Благовест».

Детство будущего поэта, писателя и драматурга прошло в родовом поместье его

Слыша колокольный звон, поэт признается, что «непонятной томим тоскою», которая требует выхода в виде слез и покаяния, отречения «от дела злого».

Толстому действительно есть в чем каяться, так как его безупречная репутация придворного камер-юнкера запятнана связью с замужней женщиной, Софьей Миллер. Именно об этом судачит весь Санкт-Петербург, упрекая молодого графа в том, что он проигнорировал внимание к своей персоне со стороны первых красавиц, отдав предпочтение невзрачной женщине, обладающей лишь одним достоинством — блестящим интеллектом. Но на фоне раскаяния в душе поэта зарождаются и более глубокие чувства, которые дат ему силы противостоять светским сплетням и интригам. Алексей Толстой отмечает: «Мечтой чудесною через пространства я лечу небесные».

В этот момент его мысли заняты женщиной, которая принадлежит другому, однако отказаться от нее поэт не в силах. Поэтому его покаяние при звуках колокольного звона сменяется надеждой, от которой «сердце радостно дрожит и тает». Правда, это длится всего несколько мгновений, пока «звон благостный не замирает», даря чувство умиротворения, счастья и душевного спокойствия.

Дайджест:

Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала, случайно…» Русский поэт и писатель Алексей Толстой не был повесой и ловеласом, однако в 33-летнем возрасте все же скомпрометировал себя романом с замужней Софьей Алексеевной Миллер. Он познакомился с ней на. .

Анализ стихотворения Толстого «Лишь только один я останусь с собою…» Графу Алексею Толстому пророчили блестящее будущее, однако он отказался от титулов и должностей ради любви к замужней женщине. Избранницей молодого камер-юнкера, увлекающегося поэзией, стала Софья Миллер, супруга полковника, с которой. .

Анализ стихотворения Толстого «Волки» Ранний период творчества Алексея Толстого овеян мистикой. Нет, чего-то необычного в карьере молодого камер-юнкера, который открыл в себе писательский талант, не было. Однако свои первые произведения этот автор неизменно выдерживал. .

Анализ стихотворения Толстого «Где гнутся над омутом лозы…» «Где гнутся над омутом лозы…» — небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается. .

Анализ стихотворения Толстого «Ты знаешь край, где все обильем дышит…» В 1861 году Алексей Константинович Толстой переехал на постоянное жительство в имение Красный Рог, располагавшееся в Черниговской губернии. С украинскими землями, с местной природой тесно связано и детство писателя. Рос. .

Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…» Стихотворение «Господь, меня готовя к бою…» впервые появилось на страницах «Русской беседы» в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве. .

Анализ стихотворения Толстого «Государь ты наш батюшка…» Сатирическое произведение появилось в 1861 г., в эпоху масштабных реформ Александра II. Отразив дискуссионный дух времени, художественный текст быстро приобрел популярность и породил немало споров. Стихотворение с одобрением встретили не. .

Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…» 1850-е годы — расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению. .

Анализ стихотворения Толстого «Против течения» Алексей Толстой по своей натуре не был бунтарем, однако его увлечение литературой мало кто одобрял в светском обществе. Виной всему было графское происхождение поэта, который хоть и воспитывался без отца. .

Анализ стихотворения Толстого «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…» Роковая встреча Алексея Толстого и Софьи Миллер состоялась в 1852 году, и уже через несколько месяцев они стали любовниками. Роман стал достоянием общественности, и до определенного момента к нему относились. .

Анализ стихотворения В — В — Маяковского Лиличка! Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Лиличка!» Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Стихотворение «Лиличка!», написанное Владимиром Маяковским в 1916 году, было создано в качестве последнего письма. .

Анализ стихотворения А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край…» Девятнадцатый век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине XIX века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое. .

Анализ стихотворения Толстого «Хорошо, братцы, тому на свете жить…» Поэт Алексей Толстой вошел в историю русской литературы как лирик и романтик. Однако среди его произведений можно найти стихи, в которых автор ищет смысл жизни и пытается понять, какими качествами. .

Анализ стихотворения Толстого «Ты клонишь лик, о нем упоминая…» Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического «я», психологическая точность и простота стиля — качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений. Стихотворение, датированное. .

Анализ стихотворения Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Наибольшее количество стихотворений Алексей Константинович Толстой создал в 1850-е годы. В частности, речь идет о пейзажной зарисовке «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». По словам самого графа, на его становление как. .

Анализ стихотворения Толстого «Бор сосновый в стране одинокий стоит…» В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. «Листок для светских людей» без подписи опубликовал стихотворение «Бор сосновый в стране одинокой стоит…». В тексте видно явное влияние творчества. .

Анализ стихотворения Толстого «Двух станов не боец…» Говоря об особенностях поэтического кредо автора, исследователи часто цитируют фрагменты произведения, появившегося в 1858 г. Первая строка стихотворного текста, который открывается выразительной метафорой, вошла в число афоризмов. Он выражает позицию. .

Анализ стихотворения Толстого «Ты знаешь, я люблю там…» Блестящий камер-юнкер и дипломат, молодой Алексей Толстой подавал огромные надежды. Ему пророчили прекрасную карьеру при дворе, но лишь до тех пор, пока достоянием общественности не стал тот факт, что этот. .

Анализ стихотворения Толстого «Ты жертва жизненных тревог…» В период с 1851 по 1859 год Алексей Константинович Толстой наибольшее внимание уделяет написанию стихотворений. За это время создано порядка восьмидесяти произведений. Основная тема поэзии графа — нечастная любовь. В. .

Анализ стихотворения Толстого «Дождя отшумевшего капли…» Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического «я» — отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого. .

Анализ стихотворения Толстого «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении » С тех пор как я один, с тех. .

Анализ стихотворения Толстого «Мадонна Рафаэля» «Сикстинская Мадонна» — картина итальянского художника Рафаэля Санти, общепризнанный шедевр искусства эпохи Возрождения. Значительная часть ученых склоняется к тому, что полотно создавалось для алтаря церкви, находившейся при монастыре Святого Сикста. .

Анализ стихотворения Толстого «Меня, во мраке и в пыли…» Любовь — центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой » Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» обещает избраннице счастливую встречу —. .

Анализ стихотворения Заболоцкого «Можжевеловый куст» Практически у каждого человека есть собственный символ любви — предмет, явление природы, растение или образ, которые неразрывно ассоциируются с самым близким и дорогим человеком. Для поэта Николая Заболоцкого таким символом. .

Анализ стихотворения Толстого «Прозрачных облаков спокойное движенье…» Завораживающая картина «осени мирной» начинает стихотворный текст, написанный незадолго до смерти автора, в 1874 г. Спокойствие и умиротворение — чувства, которые вызывает тихий пейзаж. В нем нет кричащих оттенков, лишь. .

Анализ стихотворения Толстого «О, если б ты могла хоть на единый миг…» Сострадательность и отзывчивость отличают любовное переживание героя толстовской лирики. Слушая печальную историю жизни своей собеседницы, он «мысленно прострадал», «перечувствовал» драматические события, о которых рассказала женщина. Горячее участие в ее судьбе. .

Анализ стихотворения Толстого «Во дни минувшие бывало…» Произведение, датированное периодом до 1866 г., вошло в небольшую группу стихотворений, обнаруженных спустя семь лет после кончины автора. Композиция текста основана на традиционной для толстовской поэтики параллели, сопоставляющей пейзажную зарисовку. .

Анализ стихотворения Толстого «Земля цвела. В лугу, весной одетом…» Тема вдохновляющего душу пробуждения природы, знаковая для толстовской поэтики, развивается в произведении 1875 г. Написанное в последние месяцы жизни, стихотворение отражает итоговые размышления автора о психологических изменениях, навеянных весенними радостными. .

Анализ стихотворения Толстого «Тебя так любят все! Один твой тихий вид…» Главная черта нежной и улыбчивой героини любовной лирики Толстого — кротость. Тихая и добросердечная дама полна сочувствия к печалям и скорби окружающих. Ее участие, отзывчивость и терпение, адресованные близким, сродни. .

Анализ стихотворения Тютчева «Двум сестрам» В 1826 году Федор Тютчев сочетается браком с Элеонорой фон Ботимер, в которую 23-летний поэт влюбился без памяти. Его супруга отличалась удивительной красотой, но при этом имела весьма неуравновешенный характер. .

Анализ стихотворения Маяковского «Гейнеобразное» Владимир Маяковский весьма скептические относился к произведениям романтического толка, однако простые человеческие чувства ему не были чужды. Музой поэта на протяжении почти 15 лет была Лиля Брик, однако это не. .

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт» В 1827-ом году Александр Сергеевич Пушкин пишет свое знаменитое стихотворение «Поэт». В своем творчестве автор неоднократно обращался к теме предназначения поэта, к его роли в этом мире. Так и в. .

Анализ стихотворения Анненского «Я вас узнал, святые убежденья…» Алексею Толстому в юности пророчили блистательную дипломатическую карьеру, однако молодой человек очень скоро осознал, что не хочет манипулировать сознанием людей. Воспитанный на стихах Лермонтова, этот представитель знатного дворянского рода пытался. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас…» В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение — «Я встретил Вас и все былое…». Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком. .

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу…» В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и. .

Анализ Стихотворения «Поэт» Лермонтова Стихотворение «Поэт» . Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Поэт» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1828 году, во время обуче­ния поэта в пансионе при Московском университете. В этом сти­хотворении поэт сопоставлен. .

Анализ стихотворения Толстого «Порой, среди забот и жизненного шума…» Лирический герой Толстого убежден: дневная суета неблаготворно влияет на состояние души, заполняя собой все пространство и отвлекая от главного. В произведении «Есть много звуков в сердца глубине…» обременительные хлопоты обозначаются. .

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом. » Н. А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое. .

Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…» Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом — культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

Ссылка на основную публикацию