Анализ стихотворения Толстого Колокольчики мои (цветики степные)

Анализ стихотворения Толстого Колокольчики мои (цветики степные)

Слово учителя об А. К. Толстом в первом классе

Я держу в руках знакомую вам книгу «Приключения Буратино». Фамилия ее автора — Толстой. Звали его Алексеем Николаевичем. Возможно, вам известен великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, автор книг «Детство», романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других. Но сегодня речь пойдет о другом Толстом — Алексее Константиновиче. Он был троюродным братом Льва Николаевича. И тоже был писателем.

Сегодня мы будем читать его стихотворение. А сначала я немного расскажу вам о нем.

Родился Алексей Константинович Толстой в 1817 году в Петербурге в знатной дворянской семье, но детство его прошло на Украине в Черниговской губернии. Он полюбил эти места и воспел их в своих стихах:

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Алексей Константинович был красивым, сильным человеком, мог узлом завязать железную кочергу. Любил охотиться, бродить с ружьем по лесам, скакать верхом на коне. И еще он любил природу, восхищался ее красотой, жалел каждое деревце, каждую травинку. Эти чувства ярко отражены в его стихах:

Острою секирой ранена береза,

По коре сребристой покатились слезы;

Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана.

Лишь больное сердце не залечит раны!

Понравилось вам стихотворение? А вот еще одно прекрасное стихотворение Алексея Константиновича Толстого. Оно называется «Колокольчики мои, цветики степные», и мы сейчас его прочтем.

Анализ стихотворения А.К. Толстого — «Колокольчики мои. »

Стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои. » носит песенный характер. Сходство с народной песней придает ему обращение лирического героя к колокольчикам, разговор с ними. Первые четыре строки стихотворения, повторенные с небольшими изменениями в третьей строфе, напоминают песенный припев. Благодаря преобладанию открытых рифм легко пропеваются рифмующиеся слова в конце строк: степные — голубые, мая — качая, стрелой — над собой, мимо — неукротимой, взметаю — не знаю.

Стихотворение веселое, радостное. Автор стремится передать читателям свое настроение — он радуется весне, цветам, степи, быстрой езде. Герой стихотворения молод, потому может стрелой лететь на коне. Но опьянение быстрой ездой не затмевает ему красоты окружающего мира, он любуется ею и хотел бы ее сохранить. Человек добрый и гуманный, он просит прощения у цветов, растущих средь травы, за то, что нечаянно смял их:

Не кляните вы меня,

В стихотворении только одно повествовательное предложение. Преобладающая интонация — восклицательная. Именно такая интонация лучше всего может передать речь всадника на полном скаку. В конце стихотворения не только восклицательный знак, но и многоточие. Создается ощущение незаконченности. Именно так и должно заканчиваться стихотворение, герой которого еще мчится на своем скакуне. Его полет на коне подчеркнут и женской открытой рифмой, последней в стихотворении: взметаю — не знаю.

Вопросы и задания для детей по стихотворению А. К. Толстого «Колокольчики мои. »

(Учитель выразительно читает стихотворение.)

Мне кажется, что стихотворение А.К. Толстого чем-то похоже на русские народные песни. Такие песни есть на четвертой странице нашего учебника*.

* Родная речь: Учебник для учащихся начальной школы: В 3 кн. /Сост.: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. — М.: Просвещение, 1999. — Кн. I: Ч. I.

Давайте прочитаем эти песни и подумаем, верно ли мое ощущение.

(Учащиеся читают песни «Береза моя, березонька», «Ты, рябинушка раскудрявая ».)

• Что общего в этих песнях? ( В них люди ласково обращаются к любимым деревьям, разговаривают с ними.)

• Чем стихотворение «Колокольчики мои. » напоминает эти песни? (Герой стихотворения тоже разговаривает с колокольчиками.)

В песнях часто бывает припев — строки, которые несколько раз повторяются. (Для примера можно напомнить припев из «Песенки друзей» на слова С. Михалкова.)

• Какие строки в стихотворении А.К. Толстого напоминают припев?

Значит, стихотворение это похоже на песню. Так решил и композитор П. Булахов, который написал музыку на эти стихи. Получился замечательный романс, который мы сейчас послушаем.

• Какую картину вы представили, когда слушали романс? (По цветущей весенней степи скачет во весь опор всадник на коне.)

• Именно этот всадник и обращается к колокольчикам, разговаривает с ними. Он герой-рассказчик в этом стихотворении. Нравится ли ему скакать на коне? Прочитайте строки об этом в последней строфе.

• Чему же радуется герой-рассказчик? (Маю, цветам, быстрой езде.)

• Что можно узнать о герое-рассказчике, читая стихотворение? Как вы думаете, он молодой или старый? (Молодой.)

• Прочитайте строки, в которых рассказчик просит прощения у цветов. Какой человек может извиняться перед цветами?

• Всякий ли человек пожалеет цветы?

• Теперь нам следует решить, как читать это стихотворение. Интонацию нам подскажут знаки препинания. Сколько повествовательных предложений в стихотворении? Сколько вопросительных? Восклицательных? Значит, преобладают восклицательные интонации.

• Почему поэт решил, что они наиболее уместны? (Они передают возбужденную речь всадника на полном скаку коня.)

• Где преобладают восклицательные интонации — в первой половине стихотворения или во второй?

Верно, во второй. Это значит, что вторую половину стихотворения мы должны читать громче и быстрее.

Слово учителя об А. К. Толстом во втором классе

В прошлом году мы читали и учили наизусть стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные. »

• Кто его написал? (Алексей Константинович Толстой.)

• Почему так важно знать и имя, и отчество этого поэта? Потому что нам известны три писателя с одной фамилией — Толстой. Двоих из них и звали одинаково — Алексей. Вспомним, как зовут писателя, автора рассказов «Котенок» и « Филипок ».

Лев Николаевич и Алексей Константинович — троюродные братья. Откройте учебник на с. 238— 239.* Там, в содержании, рядом с фамилиями писателей указаны даты их жизни. Прочитайте даты жизни Алексея Константиновича (1817—1875) и Льва Николаевича (1828—1910).

• Кто из них был старше?

* Родная речь: Учебник для учащихся начальной школы: В 3 кн. //Сост.: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. — М., 1993,— Кн. II: Ч. 1.

• Кто дольше жил? (Алексей Константинович — 58 лет, Лев Николаевич — 82 года).

В этом году мы будем читать стихи Алексея Константиновича Толстого и рассказы Льва Николаевича Толстого.

В нашем учебнике нет произведений третьего Толстого — Алексея Николаевича, он написал произведения для детей уже в двадцатом веке.

• Какие книги для детей написал Алексей Николаевич Толстой? (Повесть «Детство Никиты» и сказочную повесть «Приключения Буратино».)

Все писатели Толстые принадлежали к древнему графскому роду. Титулы «князь», «граф», «барон» носили в России самые знатные дворяне.

Алексей Константинович Толстой служил при царском дворе, был придворным царя Александра II. Но больше всего он увлекался литературой и писать начал с шести лет. Интерес к литературе старался пробудить в нем его родной дядя писатель Антоний Погорельский, автор замечательной сказки «Черная курица». Он написал ее для своего любимого племянника Алексея и героя сказки назвал его именем. Погорельский хотел, чтобы племянник вырос благородным и образованным человеком. Так и получилось — никогда Алексей Константинович не сделал ничего такого, за что ему было бы стыдно перед дядей.

Произведения Алексея Константиновича Толстого читают и взрослые, и дети. Я прочитаю одно из его стихотворений, в котором речь идет о том, как, по представлению автора, следует жить:

Коль любить, так без рассудку ,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Вопросы и задания для детей по стихотворению А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы. »

• Вы, конечно, видели стрекоз и любовались их красотой. Что вам нравится в стрекозах?

• Когда стрекоз летает много, то слышен легкий звон. Какой из звуков русского языка лучше других передает его — Ш? Р? Л? 3? (3.)

Так же, как и мы, считал А.К. Толстой. Он написал о стрекозах так:

Где гнутся над омутом лоЗы ,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекоЗы ,

Веселый ведут хоровод.

Поэт рифмует лоЗы — стрекоЗы , а потому повторяемый звук 3 создает впечатление, будто звенят прозрачные крылышки стрекоз.

• Как называется такой прием? (Звукопись.)

• А.К. Толстой написал о стрекозах очень своеобразное стихотворение. В нем стрекозы вступают в тайный разговор с ребенком.

Прочтите стихотворение про себя и скажите: где происходит этот разговор? Какую картину вы представляете? (На берегу реки или озера заснула мать, а ребенок подошел к самой воде, потому что его очень заинтересовали стрекозы.)

• С каких слов началась речь стрекоз? Где она заканчивается?

• Какие слова стрекоз говорят о том, что они знают о своей красоте? (Третья строфа.)

• Что такое омут? (Глубокая яма на дне реки, водоворот в реке, опасное место.)

• Какие слова стрекоз представляются вам лживыми?

• Действительно ли они любят ребенка, когда говорят: «Мы так тебя любим давно»?

• Добра или зла желают они ребенку?

• К чему они стремятся?

• Как можно назвать того, кто обманом, ласковыми словами толкает другого к гибели? (Коварным.)

Значит, стрекозы в стихотворении А.К. Толстого изображены коварными.

• Какие слова стрекоз должны были насторожить ребенка? (Подойди же, пока не проснулася мать.)

Мать желает ребенку блага и помешает коварным и злым стрекозам. Они знают об этом.

Чтобы выразительно прочитать стихотворение, нам следует сначала выяснить, как мы будем читать его. Например, как должно звучать первое четверостишие? (Беспечно, радостно.)

Ученики читают первое четверостишие.

• Как будем произносить слова стрекоз — искренне или вкрадчиво и лживо?

• Какой звук во втором четверостишии следует подчеркнуть, чтобы речь стрекоз звучала вкрадчиво? (Звук И.)

Попробуйте прочитать вторую строфу, подчеркивая и немного растягивая звуки И , стоящие под ударением:

Дитя, подойдИ к нам поблИже ,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойдИ , подойдИ же,

Пока не проснулася мать.

Теперь с вкрадчивой и лживой интонацией прочитайте слова стрекоз.

Учитель показывает, как читать. Затем дети выразительно читают все стихотворение.

Сочинения
А.К. Толстого








«Колокольчики мои…»

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой, —
А куда? не знаю!

Он ученым ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —
Знает бог единый!

Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град 1
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье,
Видит: с запада идет
Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха 2 .

«Хлеб да соль! И в добрый час! —
Говорит державный, —
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»

Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Другие редакции и варианты

Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что звените вы в траве,
Темно-голубые?

Читайте также:  Анализ стихотворения Толстого Средь шумного бала, случайно…

Старину ль зовете вы?
Будущие ль годы?
Новагорода ль вам жаль?
Дикой ли свободы?

Иль морских богатырей
И царевен пленных?
Иль увенчанных царей
В бармах драгоценных?

Иль соборов на Москве
Во святом синклите?
Колокольчики мои,
Звените, звените!

Колокольчики мои
В ковыле высоком!
Вы звените о былом,
Времени далеком,

Обо всем, что отцвело,
Чего нет уж боле,
О боярах на Руси,
О козацкой воле!

Колокольчики мои,
В золотистом жите,
О гетманщине лихой
Звените, звените!

Как лежит козак убит
В стороне немилой
И ракита говорит
Над его могилой!

Я прислушаюся к вам,
Цветики степные,
Русским людям передам
Я дела былые!

Той ты, ветер, не шуми
В зеленой раките!
Колокольчики мои,
Звените, звените!

Тетрадь Смирновой, 1-я ред.

На одних цвели полях
Древле наши деды,
Русс и чех, хорват и лях
Знали те ж победы!
Будь же солнцем наших стран
И княжи над нами!
Кто на бога и славян
С русскими орлами!

Тетрадь Смирновой, 2-я ред.; тетрадь ЛБ.

Строки, не вошедшие в печатный текст

Вам тоски не заглушить,
Свет не сделать милым,
Старины не воротить
Говором унылым.

КОММЕНТАРИИ:
Впервые — С, 1854, № 4, стр. 129—130, без 6—11-й строф.
В первоначальной редакции поэт только грустит «обо всем, что отцвело» — и о Новгороде, и о «казацкой воле», и о московских царях и боярах; впоследствии мотив тоски о прошлом родной страны был отодвинут на второй план. В центре окончательной редакции — мысль о России, призванной объединить все славянские народы. Толстой считал «Колокольчики мои…» одной из своих «самых удачных вещей» (письмо к жене от 27 октября 1856 г.).

1 Светлый град — Москва.

2 Шапка Мономаха — венец русских царей.

А к колокольчики мои. Алексей Константинович Толстой. «Колокольчики мои. Анализ стихотворения Толстого «Колокольчики мои»

А к колокольчики мои. Алексей Константинович Толстой. «Колокольчики мои. Анализ стихотворения Толстого «Колокольчики мои»

Алексей Константинович Толстой

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой, —
А куда? не знаю!

Он ученым ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —
Знает бог единый!

Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье,
Видит: с запада идет
Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.

«Хлеб да соль! И в добрый час! —
Говорит державный, —
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»

Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия «Колокольчиков» характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания «о делах былого». Последние восходят к временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.

В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол «звените» в третье предложение, автор вводит лексему «глядите», олицетворяя образ степных цветов. Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение. Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.

Во второй строфе появляется новый персонаж — «славянский конь». Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается «диким» и «непокорным» нравом. С образом коня связывается мотив стремительного движения, «бега неукротимого», причем лирическому «я» не ясна конечная цель пути. Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.

При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни — встреча царем гостей из славянских земель. Поэтом моделируется идеальное художественное пространство «светлого града», наделенного еще одним значимым определением — «православный». Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид «хозяина» внушает гражданам «любовь и страх». Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.

Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора «ковшей славянских звук», символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.

Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой, –
А куда? не знаю!

Он ученым ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек –
Знает бог единый!

Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье,
Видит: с запада идет
Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.

«Хлеб да соль! И в добрый час! –
Говорит державный, –
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»

Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу –
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Анализ стихотворения Толстого «Колокольчики мои»

Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия «Колокольчиков» характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания «о делах былого». Последние восходят ко временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.

В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол «звените» в третье предложение, автор вводит лексему «глядите», олицетворяя образ степных цветов. Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение. Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.

Во второй строфе появляется новый персонаж – «славянский конь». Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается «диким» и «непокорным» нравом. С образом коня связывается мотив стремительного движения, «бега неукротимого», причем лирическому «я» не ясна конечная цель пути. Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.

При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни – встреча царем гостей из славянских земель. Поэтом моделируется идеальное художественное пространство «светлого града», наделенного еще одним значимым определением – «православный». Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид «хозяина» внушает гражданам «любовь и страх». Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.

Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора «ковшей славянских звук», символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.

Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.

Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой,-
А куда? не знаю!

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём ГРУСТИТЕ вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Алексей Толстой – Стих
Музыка П.Булахова

Толстой написал длинное стихотворение, в котором силён и шовинистический мотив, но речь не о том.
Романс Булахова краток и обрывает повествование Алексея Константиновича Толстого на первой трети, лишь последний куплет оставлен.
Толстой просит прощения у колокольчиков, которых топчет и вминает в землю копытами его конь.
Сколько нам приходилось читать во всяких воспоминаниях детства у маститых писателей эпизоды, как мальчики «скачут на своих ногах, изображая кавалеристов и срезанными прутиками, как шашками, срубают головы жёлтых одуванчиков. Милая тёплая ностальгия по беззаботному детству.
А вопросик можно?
Где детишки научились срубать-то головки одуванчиков?
И для чего они это делают? Ведь рубят они тросточками НЕ ЖЁЛТЫЕ ГОЛОВЫ одуванчиков, а воображаемых врагов!
Потом, подрастя чуток, начинают сворачивать головы уже котятам, цыплятам и щенкам, ведь НАДОЕЛО уже рубить одуванчики, хочется чего-нибудь ПООСТРЕЙ. С кровью, предсмертным визгом и муками несчастного цыплёнка, щенка, котёнка. Птичек тоже весело подбивать из рогаток!

(Бунин, вспоминая своё детство золотое и отрочество серебряное, рассказывает, что из окна своей комнаты увидел в саду грача со сломанным крылом. Схватил кинжал, подаренный ему отцом, и побежал колоть птицу этим кинжалом! Долго боролась раненная и исколотая птица со своим мучителем, но добил её успешно. Стал взрослым и перешёл на «Бой перепелов» вместе с отцом. От отца получил эти гены и УРОКИ жестокости! Папаша как-то напал на жену, мать Бунина, и когда она, спасаясь, полезла на крышу их дома, начал палить по ней из пистолета!)

Читайте также:  Лев Толстой Корова читать онлайн

Потом, ещё подрастя, детишки эти при удобных обстоятельствах переходят на людей. Котят, цыплят, щенят стало скучно убивать да мучить, пресытились. Людей интересней!
ВСЕ престуники, осуждённые за разбой, насилие и убийства людей в детстве были вот такими милыми детишками! ВСЕ. Прав был Чезаре Ломброзо!
(О нём записал в своём дневнике великий гуманист Лев Николаевич Толстой: «Был Ломброзо. Глупый старичок!» Ошибаетесь, граф! Совсем не глупый!)
Мишель Монтень, один из редких людей в шестнадцатом веке, уже тогда в «Опытах» указывал на «Корни жестокости» у детей, из которых вырастают садисты.
Не все становятся преступниками, но все – садисты!
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!
25 VI 2014

Интегрированный урок по стихотворному произведению А. К. Толстого «Колокольчики мои…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сегодня у нас не простой урок, а интегрированный, то есть литературное чтение + ИЗО. На уроке вы познакомитесь с новым стихотворением А.К. Толстого, узнаете много нового, поработаете творчески и даже побываете в роли художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
integrirovannyy_urok_chtenie_izo.docx121.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

по стихотворному произведению

(интеграция предметов: урок чтения и развитие речи +ИЗО)

Учителя начальных классов:

Тоярова Екатерина Васильевна, Созонова Анжелика Юрьевна

Цель: подготовить учащихся к восприятию и глубокому пониманию стихотворного произведения с использованием элементов изобразительного искусства.

– формирование умений анализа у учащихся и выделение изобразительно – выразительных средств художественной выразительности стихотворном произведении.

– активизировать мыслительную деятельность в стихотворном произведении;

– развивать творческое воображение;

– воспитывать интерес к явлениям мира природы и мира искусства.

– портрет А. К. Толстого;

– репродукция картины с изображением цветов колокольчиков;

– альбомы для рисования.

Технологическая карта урока.

I.Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте с вами познакомимся:

– Меня зовут Анжелика Юрьевна!

– Меня зовут Екатерина Васильевна!

– Сегодня у нас не простой урок, а интегрированный, то есть литературное чтение + ИЗО . На уроке вы познакомитесь с новым стихотворением А.К. Толстого, узнаете много нового, поработаете творчески и даже побываете в роли художников.

– А с каким стихотворением мы сегодня познакомимся, вы узнаете позже. Для начала мы с вами выполним артикуляционную гимнастику. А для чего нужна артикуляционная гимнастика, мы узнаем из этого стихотворения:

-Давайте прочитаем это стихотворение:

Мы будем разговаривать (Слайд 1)

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было все понятно.

а) артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Расческа» (Слайд №2)

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня ……..расческа

Упражнение «Часики » (Слайд 3)

Тик – так, тик – так.

Язычок катался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Упражнение «Футбол» (Слайд 4)

Загони в ворота мяч.

б) речевая разминка. (Слайд 5-6)

– Молодцы! Давайте похвалим себя аплодисментами. (Хлопают)

II. Проверка домашнего задания.

– С творчеством, какого писателя вы познакомились на прошлом уроке? (с творчеством Алексея Константиновича Толстого). (Слайд 7)

– А что вы запомнили из его биографии?

– С каким стихотворением этого писателя вы познакомились?

( Со стихотворением «Вот уж снег последний тает…»).

– Давайте проверим домашнее задание. (Спросить 3-4 человека)

III. Актуализация знаний.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним стихотворением А. К. Толстого, а о чем пойдет речь в стихотворении вы узнаете, если отгадаете загадку.

Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Синие бутончики —
Это. Колокольчики.

– Правильно. Молодцы! (Слайд 8)

– Итак, ребята, о чем мы сегодня будем говорить и читать?

– Тема нашего урока стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои». (Слайд 9)

IV. Работа над новым материалом.

1. Работа над стихотворением.

а) Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Ребята послушайте, пожалуйста, меня внимательно, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а после прочтения, я буду задавать вопросы, кто внимательно будет слушать, значит, он будет хорошим собеседником. ( Слайд 10-14)

Что глядите на меня,

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

– Понравилось вам стихотворение?

б) Чтение стихотворения учащимися

– Прочитайте это стихотворение про себя.

– Чтение на выбор учащимися.

в) Осмысление содержания стихотворения

– Как вы думаете, о каком времени года идет речь в стихотворении А. К. Толстого? (о весне).

Учитель ИЗО: Весна! Какие краски ассоциируются у вас с этим словом? (желтый, белый, зеленый).

Учитель ИЗО: Какой цвет присутствует в стихотворении? (Темно-голубой).

– Давайте попробуем подобрать – темно-голубой цвет. Чем меньше воды в краске, тем она темнее.

– А, что же у нас в стихотворении темно-голубого цвета? (Колокольчики).

– Но прежде чем их рисовать мы должны приготовить фон для нашего весеннего рисунка. (Слайд 15)

Лёгкими движениями покрываем лист бумаги белым цветом, добавляя в него немного красного. Таким образом, получаем нежный бело-розовый фон.

в) Рассказ о колокольчике:

Колокольчик — неприхотливое растение с цветками в форме колокола. Колокольчик растёт в лесу, лесных полянах, открытых местах, на лугу, степи. Окраска цветков может быть разной: голубой, синей, фиолетовой, белой и даже розовой. Это одновременно нежный, трогательный, но при этом очень выносливый и жизнестойкий цветок. (Слайд 16)

– А мы уже с вами определились, что колокольчик наш будет темно-голубого цвета.

г) Работа над олицетворением. (Слайд 17)

– Какими словами поэт оживляет колокольчики, придает им человеческие черты характера? (глядите, звените, головой качая, некошеной травы):

Глядите. К кому можно обратить это слово? (к живым предметам).

– А мы с вами можем друг на друга поглядеть? (Да).

– Давайте улыбнемся друг другу?

– А что может звенеть? (школьный звонок, колокол, инструмент в оркестре). — Давайте представим, что у нас колокольчики в руках и позвеним ими.(Динь дилинь. )

– Головой кто может качать? (люди, животные, птицы).

– А мы с вами можем качать головой? (Да).

– Давайте покачаем головой как колокольчики вправо, влево, назад, вперед.

– Как вы понимаете некошеной, то есть её скосили косой.

– А когда трава скошенная, то она какая? (низкая). Вот такая. (Показываем руками)

– А когда не скошенная? (высокая). Вот такая. (Показываем руками).

2. Творческая работа.

Учитель ИЗО: – Мы уже с вами представили словесный портрет колокольчика. Сейчас попробуем этот портрет перенести на бумагу.

– Но прежде колокольчику нужен стебелёк. (Слайд 18)

– Стебельки у колокольчика очень тонкие и воздушные, хотя держат на себе много цветов. Тонкой кисточкой лёгкими движениями делаем первый стебелёк – самый длинный. Обращаем внимание, на то, что его кончик опущен вниз. На нём скоро появится колокольчик. Затем делаем средний и короткий стебельки. Чтобы придать рисунку ощущение утреннего тумана, добавляем в стебли белую краску. (Слайд 19)

3. Физминутка для глаз «Танец цветов» (Слайд 20-21)

– Мы начинаем рисовать цветы колокольчика так, чтобы один мазок кистью изображал один лепесток. Колокольчики легко свешивают свои головки вправо или влево. Добавляем в цветки немного белой краски.

Чтение детей стихотворения. Зелёной краской изображаем узкие листочки. Снова добавляем в листья немного белой краски. Добавляем жёлтые тычинки, виднеющиеся из чашечек цветков. Дорисовываем маленькие изящные чашелистики – и наш букет колокольчиков готов! (Слайд 22-27)

– Теперь из готовых наших работ мы оформим выставку. Наши колокольчики ожили в наших работах. Давайте ими полюбуемся.

– Посмотрите, что случилось с нашим стихотворением, пока мы рисовали. Оно разлетелось. (Слайд 28)

-Давайте восстановим его последовательность (учащиеся собирают стихотворение)

(Чтение учащимися стихотворения на выбор)

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

– Стихотворение А.К. Толстого называется «Колокольчики мои…» поэт любит русскую природу любуется колокольчиками и передаёт свою любовь в стихотворение.

-Из вашего чтения и работ мы почувствовали, что вам тоже нравится стихотворение, и вы любуетесь своими колокольчиками, а свои чувства к нему вы передали в своих рисунках.

– И поэтому тоже можете с любовью как поэт сказать колокольчики мои…

– Молодцы!
– Вы очень хорошо сегодня работали.
– Молодцы! Давайте оценим себя. (Слайд 31).
VIII. Домашнее задание.

– Домашнее задание: стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои…» выучить наизусть, стр. 167.

Колокольчики мои (романс)

«Колокольчики мои» — романс композитора П. П. Булахова на основе нескольких восьмистишей одноименного стихотворения А. К. Толстого.

Само стихотворение А. К. Толстого имеет сложную историю; существовало две редакции его — причем это произведение автор считал своим этапным и очень важным. Оно было посвящено давним событиям русской истории и имело очень мало общего с тем, что в итоге осталось и было использовано композитором как основа для создания музыки [1] .

Из авторского текста использованы только три первых и последнее восьмистишия, не несущие смысловой нагрузки [1] .

[править] Стихотворение

Алексей Константинович Толстой (1817—1875) впервые обратился к теме этого своего стихотворения в 1840-х годах [1] . И было это совершенно «антиимперское» стихотворение — в нем отчетливо звучали нотки ностальгии по Новгородской республике и казачьей вольнице [1] .

Стихи о свободе в этот период российской истории были очень модны — на дворе стояло время реакции Николая Первого, императора, оказавшегося у власти случайно — к этой тяжелой миссии готовили старших братьев. К свалившимся тяготам император Николай Павлович не был подготовлен. Правление его началось с тяжелой нервной травмы — восстания декабристов, наложившего отпечаток на всё его дальнейшее царствование: император испугался и видел во всём окружающем врагов и крамолу. Однако и остановить европеизацию России он уже был не в состоянии, да он и сам был воспитан в европейской культуре. И эта двойственность насаждалась им — причем вряд ли он сам понимал это. Новое поколение рвалось к европейским ценностям, которые весьма поощрялись, и в то же время всё досматривалось жесточайшей цензурой.

Граф Алексей Константинович Толстой был с детства лицом, приближенным к императорскому дому: он был детским другом будущего императора Александра Второго (сына Николая Первого), затем его флигель-адъютантом, затем — его егермейстером, и главное — очень близким товарищем [2] [3] .

Он очень хорошо знал и то, что происходило внутри императорского дворца, и снаружи — в обществе, тяготившемся цензурой и всевозможными запретами.

Вот на фоне этого и возник замысел стихотворения «Колокольчики мои» — темой его стали отнюдь не цветы колокольчики, которые случайно подпадали под копыта коня всадника.

Это были размышления о судьбе страны, о ее истории и будущем. И позиция автора была ясна: это было стремление к демократизации общества.

Через несколько лет А. Толстой вернулся к этому стихотворению. Но за это время много произошло. Прошла Крымская война (в 1853—1856 гг.), Алексей Константинович Толстой в ней сам участвовал [3] . Война подняла всеобщий всплеск патриотизма. А может быть, ужесточавшаяся николаевская цензура потребовала коренных изменений в стихотворении. Еще и еще версия: возможно, как поэту А. Толстому хотелось увидеть свои стихи опубликованными, а демократическая направленность и мечты о вольности, тенденции которых неоспоримо прочитывались в них, служили этому явной помехой. Как бы то ни было, автор полностью переделал свое старое стихотворение. Оно стало значительно больше. А главное — приобрело совершенно противоположный смысл. Именно в таком виде оно было опубликовано (журнал «Современник», 1854, № 4) [1] . Можно сравнить два варианта:

Первоначальный вариант «Колокольчики мои», 1840-е годы Колокольчики мои, Цветики степные, Что звените вы в траве, Темно-голубые? Старину ль зовете вы? Будущие ль годы? Новагорода ль вам жаль? Дикой ли свободы? Иль морских богатырей И царевен пленных? Иль увенчанных царей В бармах драгоценных? Иль соборов на Москве Во святом синклите? Колокольчики мои, Звените, звените! Колокольчики мои В ковыле высоком! Вы звените о былом, Времени далеком, Обо всем, что отцвело, Чего нет уж боле, О боярах на Руси, О козацкой воле! Колокольчики мои В золотистом жите, О гетманщине лихой Звените, звените! Как лежит козак убит В стороне немилой, И ракита говорит Над его могилой! Я прислушаюся к вам, Цветики степные, Русским людям передам Я дела былые! Гой ты, ветер, не шуми В зеленой раките! Колокольчики мои, Звените, звените! 1840-е годыВариант 1854 года Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая? Конь несет меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьет своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня, Темно-голубые! Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо, Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь несет меня лихой, — А куда? не знаю! Он ученым ездоком Не воспитан в холе, Он с буранами знаком, Вырос в чистом поле; И не блещет как огонь Твой чепрак узорный, Конь мой, конь, славянский конь, Дикий, непокорный! Есть нам, конь, с тобой простор! Мир забывши тесный, Мы летим во весь опор К цели неизвестной. Чем окончится наш бег? Радостью ль? кручиной? Знать не может человек — Знает бог единый! Упаду ль на солончак Умирать от зною? Или злой киргиз-кайсак, С бритой головою Молча свой натянет лук, Лежа под травою, И меня догонит вдруг Медною стрелою? Иль влетим мы в светлый град Со кремлем престольным? Чудно улицы гудят Гулом колокольным, И на площади народ, В шумном ожиданье Видит: с запада идет Светлое посланье. В кунтушах и в чекменях, С чубами, с усами Гости едут на конях, Машут булавами, Подбочась, за строем строй Чинно выступает, Рукава их за спиной Ветер раздувает. И хозяин на крыльцо Вышел величавый; Его светлое лицо Блещет новой славой; Всех его исполнил вид И любви и страха, На челе его горит Шапка Мономаха. «Хлеб да соль! И в добрый час! — Говорит державный, — Долго, дети, ждал я вас В город православный!» И они ему в ответ: «Наша кровь едина, И в тебе мы с давних лет Чаем господина!» Громче звон колоколов, Гусли раздаются, Гости сели вкруг столов, Мед и брага льются, Шум летит на дальний юг К турке и к венгерцу — И ковшей славянских звук Немцам не по сердцу! Гой вы, цветики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем грустите вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая?

Более того, были еще строфы в редакции 1854 года, не вошедшие в публикацию (возможно, покоробили даже издателей — разночинцев Некрасова и Н. Г. Чернышевского — своей чрезмерной «цензурной правильностью»):

На одних цвели полях Древле наши деды, Русс и чех, хорват и лях Знали те ж победы! Будь же солнцем наших стран И княжи над нами! Кто на бога и славян С русскими орлами!

Вам тоски не заглушить, Свет не сделать милым, Старины не воротить Говором унылым.

По сути дела, это два совершенно разных стихотворения. С точки зрения поэтической — первое стихотворение, безусловно, лучше [1] — и в этом трудно не согласиться с литературоведами. Но первое было неизвестно, а второе опубликовано (в таком же виде публиковалось и в следующих изданиях [4] ) — вот его и взял за основу композитор.

[править] Музыка

Однако композитор П. Булахов, приступив к созданию романса, отмел чересчур патриотическую часть, оставив лишь поэтический образ цветов-колокольчиков [5] . В результате появившийся романс ушел напрочь от политических аспектов и стал песней о колокольчиках, которые рад бы не давить всадник, «но уздой не удержать бег неукротимый» [1] .

Именно в таком виде романс существует приблизительно полтора века [6] , точная дата, когда композитор положил несколько куплетов стихотворения на музыку, — неизвестна.

Таким образом, сложное философское стихотворение А. К. Толстого приобрело совсем иную — экологическую — тематику и ныне входит в структуру «стихов о цветах и природе» [7] .

Это стихотворение А. К. Толстого обратило на себя внимание не только Петра Булахова. Известно, что не менее 12 композиторов еще обращались к этим строкам, создавая свои романсы. Среди них была музыка В. И. Ребикова. Однако известность получил лишь романс П. Булахова. А вот остальные музыкальные редакции забылись. И какие строчки использовали другие композиторы, тоже неизвестно [1] .

Песня продолжает жизнь в музыке Петра Булахова и в тех нескольких строчках, что были «оторваны» от большого стихотворения-размышления.

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Толстой «Колокольчики мои. »

Урок литературного чтения в 3 классе. А. Толстой «Колокольчики мои. » Авторское отношение к изображаемому

Цели: познакомить с произведением А. Толстого «Колокольчики мои. »; формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание; формировать умение сравнивать прозаический и поэтический тексты; учить создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений.

Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять настроение лирического текста А. Толстого, сравнивать прозаический и поэтический тексты, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: выставка книг по теме урока, аудиозапись стихотворения А. Толстого, иллюстрации по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте загадку. Отгадайте ее.

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

— Понравилось вам стихотворение-загадка?

— Прочитайте медленно (начав читать медленно, постепенно ускоряйте темп; начав читать быстро, постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Актуализация знаний

— Как вы отгадали загадку? Что помогло?

— Что вы можете сказать о слове колокольчик? (Оно многозначное.)

— Докажите, что в загадке идет речь о цветке колокольчике. (Он на опушке встречался с тобой.)

— Откройте учебник на с. 149. Рассмотрите рисунки. Какие цветы изображены? (Колокольчики.)

— Расскажите, что вы знаете о колокольчиках.

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— О чем будет стихотворение?

IV. Работа по теме урока

— Прочитаем стихотворение на с. 149 и проверим наши предположения.

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства оно у вас вызвало?

— Обратили ли вы внимание на то, что стихотворение написано в форме диалога? Найдите в тексте строки, которые это подтверждают.

— Поэт относится к цветам, как к живым существам, которые все понимают и чувствуют. Какие строки вас убеждают в этом? (Что глядите на меня, темно-голубые, средь некошеной травы головой качая, не кляните вы меня, темно-голубые.)

— Сожалеет ли поэт о том, что цветы гибнут? (Да, очень.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Приготовьтесь читать стихотворение выразительно.

(Учащиеся читают текст самостоятельно. Затем стихотворение читает учитель.)

— Известно ли вам, что у этого стихотворения есть продолжение? Послушайте его.

Он ученым ездоком

Не воспитан в холе,

Он с буранами знаком,

Вырос в чистом поле;

И не блещет, как огонь.

Твой чепрак узорный,

Конь мой, конь, славянский конь,

Есть нам, конь, с тобой простор!

Мир забывши тесный,

Мы летим во весь опор

К цели неизвестной.

Чем окончится наш бег?

Радостью ль? кручиной?

Знать не может человек —

Знает бог единый!

Упаду ль на солончак

Умирать от зною?

Или злой киргиз-кайсак,

С бритой головою,

Молча свой натянет лук,

Лежа под травою,

И меня догонит вдруг

Иль влетим мы в светлый град

Со кремлем престольным?

Чудно улицы гудят

И на площади народ,

В шумном ожиданье,

Видит: с запада идет

В кунтушах и в чекменях,

С чубами, с усами,

Гости едут на конях,

Подбочась, за строем строй

Рукава их за спиной

И хозяин на крыльцо

Его светлое лицо

Блешет новой славой;

Всех его исполнил вид

И любви и страха,

На челе его горит

«Хлеб да соль! И в добрый час! —

Долго, дети, ждал я вас

В город православный!»

И они ему в ответ:

«Наша кровь едина,

И в тебе мы с давних лет

Громче звон колоколов,

Гости сели вкруг столов,

Мед и брага льются,

Шум летит на дальний юг

К турке и к венгерцу —

И ковшей славянских звук

Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,

Что глядите на меня,

И о чем грустите вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

— Эти слова положены на музыку П. Булахова. Послушаем этот романс.

(Учащиеся слушают аудиозапись романса.)

— Ваши впечатления от услышанного?

VII. Проверка домашнего задания

— Прочитайте отрывок из текста М. Пришвина, который вы выучили.

— Что вы узнали об одуванчиках? Расскажите. (Примерный ответ. В переводе с венгерского «одуванчик» дословно означает «трава, из которой дети плетут венки». Одуванчик — лекарственное растение. Помогают человеку цветки, листья, корни, из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен, в нем много витаминов. Ну а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное!)

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Перечитайте стихотворение. Какую картину вы видите?

— Подумайте, что могли бы ответить колокольчики автору. Создайте текст от лица колокольчиков.

Домашнее задание

Выучить стихотворение А. Толстого.

Материал для учителя

Алексей Константинович Толстой (1817—1875) — русский писатель, родился в Санкт-Петербурге. Он был сыном графа К.П. Толстого и А.А. Перовской, дочери Алексея Алексеевича Перовского — детского писателя, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, который доводился ему троюродным братом.

Сразу после рождения Алексея родители мальчика расстались. Его детские годы прошли в имениях матери и дяди в Черниговской губернии. Воспитанием мальчика занималась мать, она приглашала для сына русских учителей и иностранных гувернеров (воспитателей). Читать Алеша научился очень рано, полюбил стихи и начал сочинять сам. «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу — настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов», — вспоминал он, став взрослым.

В 1826 г. мать и дядя перевезли мальчика в Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 г. Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Дядя Алексея до своей смерти в 1836 г. оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, показывал их В.А. Жуковскому и А.С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

В 1834 г. Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 г. выдержал экзамен начин при Московском университете. В 1837—1840 гг. он числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 г. Толстой числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 г. он получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 г. – церемониймейстера (5-й класс).

В годы Крымской войны Толстой пошел в армию, но заболел тифом и участия в боевых действиях не принимал. В 1856 г., в день коронации Александра II, был назначен флигель-адъютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в том числе самого императора), он в 1859 г. добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. — полной отставки. Эта житейская коллизия нашла отражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии, занимаясь почти исключительно словесностью.

Так литература стала главным делом Алексея Константиновича Толстого. Всенародной любовью пользуются его стихотворения «Колокольчики мои. », «Ты знаешь край, где все обильем дышит. », «Вот уж снег последний в поле тает. »; историческая баллада «Василий Шибанов», стихотворные переложения былин «Илья Муромец», «Алеша Попович»; знаменитый исторический роман из времен Ивана Грозного «Князь Серебряный» и, конечно же, прославленная драматическая трилогия, включающая исторические трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». В этой области драматургии А.К. Толстому принадлежит одно из первых мест, и уступает он только А.С. Пушкину.

Ссылка на основную публикацию