Анализ стихотворения Толстого Прозрачных облаков спокойное движенье…

Анализ стихотворения Толстого «Прозрачных облаков спокойное движенье…»

Завораживающая картина «осени мирной» начинает стихотворный текст, написанный незадолго до смерти автора, в 1874 г. Спокойствие и умиротворение — чувства, которые вызывает тихий пейзаж. В нем нет кричащих оттенков, лишь легкие полутона: «бледное золото», «синяя тень», слабая дымка. Неприметная красота увядания противопоставляется выразительным краскам и зною «ликующего лета».

Если атрибутом жаркой поры было буйство мощных «роскошных сил», то для наступившего времени характерны успокоение и «иная», неброская

Лирический герой, наблюдавший неяркую панораму, переходит от общего плана к деталям. От внимания созерцателя не ускользают цветы, опадающие листья и засохшая трава, опутанная паутиной.

Природа готовится к зиме, но пока не охвачена оцепенением: неторопливо плывут облака, меняются цветовые доминанты, дрожит паутина, падает листва. Наблюдение за последним из образов, медленно кружащимися желтыми листьями, служит основанием для тематического перехода от пейзажной лирики к философским размышлениям о предназначении творчества. Герой-поэт, задумчиво созерцающий листопад, будто

Осень жизни лирического «я», воспевавшего красоту, — время покоя и подведения результатов. Чтобы осмыслить итоги творчества, автор обращается к пушкинскому образу сеятеля, по-своему трактуя понятие «живительного семени» свободы. Верное служение прекрасному — такова заветная цель поэзии, и наделенному даром художественного слова надлежит «усердно» исполнять высокую миссию.

Неведомый, но честный и строгий судья завершает свое обращение вопросом, касающимся «жатвы дней»: ее обильность или скудость укажут, насколько эффективно выполнена задача.

Интересно, что спустя два года фигура сеятеля возникает в художественном мире Некрасова. Ее толкование связано не с поэтическим кредо, а с общественной деятельностью народных просветителей. Хотя идейное содержание некрасовской версии расходится с текстом Толстого, логика развития символического образа обнаруживает идентичность.

Оба автора упоминают о семенах, урожае, эффективности труда.

Серьезности размышлений о вечной теме, затронутой Толстым, соответствуют стилевые особенности стихотворения: размеренный, неторопливый ритм, необычное чередование рифм, длинная шестистопная ямбическая строка.

Дайджест:

Анализ стихотворения Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» написано в 1820 году, в ранний период южной ссылки. Туда Пушкин отправился из-за нескольких произведений, по мнению властей, не соответствовавших статусу государственного служащего. Изначально вольнолюбивому. .

Анализ стихотворения Толстого «Двух станов не боец…» Говоря об особенностях поэтического кредо автора, исследователи часто цитируют фрагменты произведения, появившегося в 1858 г. Первая строка стихотворного текста, который открывается выразительной метафорой, вошла в число афоризмов. Он выражает позицию. .

Анализ стихотворения Толстого «Во дни минувшие бывало…» Произведение, датированное периодом до 1866 г., вошло в небольшую группу стихотворений, обнаруженных спустя семь лет после кончины автора. Композиция текста основана на традиционной для толстовской поэтики параллели, сопоставляющей пейзажную зарисовку. .

Анализ стихотворения Толстого «Дождя отшумевшего капли…» Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического «я» — отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого. .

Анализ стихотворения Толстого «Земля цвела. В лугу, весной одетом…» Тема вдохновляющего душу пробуждения природы, знаковая для толстовской поэтики, развивается в произведении 1875 г. Написанное в последние месяцы жизни, стихотворение отражает итоговые размышления автора о психологических изменениях, навеянных весенними радостными. .

Анализ стихотворения Толстого «Бор сосновый в стране одинокий стоит…» В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. «Листок для светских людей» без подписи опубликовал стихотворение «Бор сосновый в стране одинокой стоит…». В тексте видно явное влияние творчества. .

Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…» 1850-е годы — расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению. .

Анализ стихотворения Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Наибольшее количество стихотворений Алексей Константинович Толстой создал в 1850-е годы. В частности, речь идет о пейзажной зарисовке «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». По словам самого графа, на его становление как. .

Анализ стихотворения Толстого «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении » С тех пор как я один, с тех. .

Анализ стихотворения Толстого «То было раннею весной…» Герой толстовской лирики связывает образ воскресающей природы с воспоминаниями о далекой юности. В произведении » Во дни минувшие бывало…» отображается состояние души, которое рождают ощущения первого весеннего тепла. Радостное волнение. .

Анализ стихотворения «Стихотворения чудный театр» Ахмадулина Б. А «Стихотворения чудный театр» В поэзии Б. Ахмадулиной важное место занимает тема творчества. Произведение «Стихотворения чудный театр» написано дактилем. Это сообщает ему плавность и мелодичность. Поэт в нем представлен как сторонний. .

Анализ стихотворения Толстого «Ты знаешь, я люблю там…» Блестящий камер-юнкер и дипломат, молодой Алексей Толстой подавал огромные надежды. Ему пророчили прекрасную карьеру при дворе, но лишь до тех пор, пока достоянием общественности не стал тот факт, что этот. .

Анализ стихотворения Толстого «Против течения» Алексей Толстой по своей натуре не был бунтарем, однако его увлечение литературой мало кто одобрял в светском обществе. Виной всему было графское происхождение поэта, который хоть и воспитывался без отца. .

Анализ стихотворения Толстого «Мадонна Рафаэля» «Сикстинская Мадонна» — картина итальянского художника Рафаэля Санти, общепризнанный шедевр искусства эпохи Возрождения. Значительная часть ученых склоняется к тому, что полотно создавалось для алтаря церкви, находившейся при монастыре Святого Сикста. .

Анализ стихотворения «Уединение» Ахматова «Уединение» . Тема предназначения поэтического творчества является основной в этом стихотворении Ахматовой. Лирическая героиня избирает своим уделом одиночество. Един­ственной исцеляющей силой является искусство, которое спо­собно вывести человека из круга обступивших. .

Анализ стихотворения Толстого «Где гнутся над омутом лозы…» «Где гнутся над омутом лозы…» — небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается. .

Анализ стихотворения Толстого «Господь, меня готовя к бою…» Стихотворение «Господь, меня готовя к бою…» впервые появилось на страницах «Русской беседы» в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве. .

Анализ стихотворения Толстого «Ты знаешь край, где все обильем дышит…» В 1861 году Алексей Константинович Толстой переехал на постоянное жительство в имение Красный Рог, располагавшееся в Черниговской губернии. С украинскими землями, с местной природой тесно связано и детство писателя. Рос. .

Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала, случайно…» Русский поэт и писатель Алексей Толстой не был повесой и ловеласом, однако в 33-летнем возрасте все же скомпрометировал себя романом с замужней Софьей Алексеевной Миллер. Он познакомился с ней на. .

Анализ стихотворения Толстого «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…» Роковая встреча Алексея Толстого и Софьи Миллер состоялась в 1852 году, и уже через несколько месяцев они стали любовниками. Роман стал достоянием общественности, и до определенного момента к нему относились. .

Анализ стихотворения Пушкина «Птичка» Миниатюра «Птичка» написана Пушкиным в 1823 году. В то время он пребывал в южной ссылке. Туда поэта отправили за ряд стихотворений, по мнению властей, не соответствовавших статусу чиновника на государственной. .

Анализ стихотворения Пушкина «Жуковскому» Двух творческих людей связывала искренняя дружба, и образ Жуковского возникает уже в ранней пушкинской лирике. Его особенности определяются двумя ролями — романтической и гражданской. Признавая заслуги старшего коллеги, герой Пушкина. .

Анализ стихотворения Цветаевой «И не спасут ни стансы, ни созвездья…» Революция 1917 года кардинально изменила жизнь Марины Цветаевой. К тому времени она уже состоялась, как поэтесса, и по праву могла гордиться своими достижениями на литературном поприще. Но в один миг. .

Анализ стихотворения «Звезда дрожит среди вселенной…» Бунин «Звезда дрожит среди вселенной…». Бунин отмечает свою особую расположенность к звездам. Поэт сопоставляет своего лирического героя, влюбленного в небо, знатока звезд, со «звез­дой пылающей», с сосудом, вмещающим в себя и. .

Анализ стихотворения Лермонтова «К Л.- « Автобиографическая основа лермонтовского творения 1831 г. несомненна, но вопрос о прототипе, лирической музе юного поэта, остается открытым. Варвара Лопухина, Екатерина Сушкова или Наталья Иванова — у исследователей есть основания связать. .

Анализ стихотворения Гумилева «Ягуар» Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве. .

Анализ стихотворения Свободы сеятель пустыный Данное стихотворение было написано А. С. Пушкиным в 1823 году. В это время он находился в южной ссылке, считая ее несправедливой. Гнев и недовольство своей страной, народом, он выразил в. .

Анализ стихотворения Пушкина «Пу­щину» Анализ содержания стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пу­щину». Как в стихотворении передана мысль о бесценности подлинной дружбы? Стихотворение «И. И. Пущину» написано Пушкиным во время пребывания опального поэта в. .

Анализ стихотворения Маяковского «Птичка божия» Лирический субъект позднего Маяковского считает по-прежнему актуальной проблему предназначения художественного слова. В стихотворении «Мрачное о юмористах» он критикует собратьев по цеху за несерьезные, мелкие и устаревшие темы. Вывод героя беспощаден. .

Анализ стихотворения Гумилева «Слово» Будучи поэтом, Николай Гумилев отдавал себе отчет в том, какую силу имеет самое обыкновенное слово. Опыт его предшественников показывал, что правильно и вовремя сказанная фраза может вдохновить тысячи людей на. .

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды» Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен. .

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…» Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как. .

Анализ стихотворения Некрасова «Пророк» С Чернышевским, которому посвящено произведение 1874 г., автора связывали восемь лет совместной публицистической работы, определившей передовой, остроактуальный облик журнала «Современник». Поэт, возводивший гражданственность в ранг обязательного качества творческой личности, представляет. .

Читайте также:  Чем люди живы - краткое содержание рассказа Толстого

Анализ стихотворения «Ушла, но гиацинты ждали…» При прочтении стихотворения «Ушла. Но гиацинты жда­ли…» возникает ощущение скрытой угрозы и безвольности по­эта, отдающегося порождению темных миров, выпивающих жизнь. Поэт словно бьется в паутине, плененный земными отра­жениями дьявольских соблазнов. .

Анализ стихотворения Тютчева «Итак, опять увиделся я с вами…» Появление стихотворения связано с поездкой автора в родовое поместье Овстуг летом 1846 г. Тем же временем датирована первая редакция художественного текста, вторая версия появилась тремя годами позднее. В письме, адресованном. .

Анализ стихотворения САМОЙЛОВА «СЛОВА» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Д. САМОЙЛОВА «СЛОВА». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Слова» было написано Д. Самойловым в 1961 году. Мы можем отнести его к философской лирике. Ос­новная тема его — тема творчества. .

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернак Б. Л «Быть знаменитым некрасиво» Стихотворение Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творческого. .

Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительно­сти, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина. .

М. Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» Найдите стихотворения, в которых поэт вспо­минает о Байроне В стихотворении вы видите, что Лермонтов сравнивает свою судьбу с судьбой английского поэта. Оба они предстают как романтические странники, переживающие конфликт с самим собой и целым миром. Можете ли вы. .

Анализ баллады Толстого «Василий Шибанов» В 1840-е гг. автор, несколько лет посвятивший службе в архиве и разбору документов древности, обращается к жанру исторической баллады. Наиболее удачным из ранних творческих опытов принято считать произведение «Василий Шибанов». .

Вестник Педагога

Автор: Поленок Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Злынковского отделения Новозыбковского филиала ГАПОУ БТЭиР
Населённый пункт: г.Злынка, Брянская область
Наименование материала: Конспект урока литературы
Тема: “Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого”.
Дата публикации: 13.04.2017
Раздел: среднее образование

Урок литературы в 10 классе на тему:

« Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого

(«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре. », «Средь шумного бала, случайно. »,

«Против течения. » и другие)

И всюду звук, и всюду свет ,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

познакомить учащихся с любовной и пейзажной лирикой

А.К.Толстого, показав красоту и искренность человеческих

отношений на примере стихотворений, их анализа.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вам действительно близко,

понятно, чем вы живете и дышите: о любви. И первый вопрос сегодняшнего

урока: «Что такое любовь?»

Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей,

столько и мнений. Для кого-то любовь- это страсть, для кого-то сладостная

мука, для кого-то просто физическая близость, а для кого-то – это желание

видеть любимого человека счастливым.

А для кого-то, например, А. К. Толстого любовь – вся жизнь:

И всюду звук, и всюду свет ,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

Слово учителю. (слайд 1)

Мне бы хотелось бы прочитать одно из стихотворений, которое, на мой

взгляд, отражает писательскую и жизненную концепцию А. К. Толстого.

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами –

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

? Какова идея данного стихотворения

? как вы понимаете смысл метафоры « двух станов не боец»

В своей борьбе за правду Т. отстаивает независимость поэта, его право

на спор с разными направлениями и лагерями, право вольно воспевать

красоту и любовь.

О красоте и любви и будем мы с вами говорить сегодня на уроке.

Итак, запишем тему урока:

«Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого» (слайд 2)

Какова будет цель нашей работы. (слайд 3)

Домашним заданием было подготовить сообщение о жизни и творчестве А.

Проверка домашней работы.

Рассказ уч-ся о жизни и творчестве А. К.

Толстого. (Знакомство с фактами из биографии А.К.Толстого. (слайд 4, 5, 6)

группах) Как мы уже узнали, с 1950-ых г.

вся любовная лирика А. К.

образованной (она знала 14 языков), но непростой судьбы. Он страстно

влюбился, любовь его не осталась без ответа, но соединиться они не

могли — она была замужем, пусть и неудачно. Спустя 13 лет они смогли

наконец-то пожениться, и брак их оказался счастливым. Толстой всегда

скучал без Софьи Андреевны, даже в коротких разлуках.)

Он постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье:

«Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-

нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа

— быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо!»

(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

«Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я

чтобы оживить поэзией эту прозу».

«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,-

и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём

образе не вижу ни одной тени, – всё лишь свет и счастье…»

Любовная лирика А.К.Толстого.

«Средь шумного бала, случайно…» (слайд 9,10)

Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью

Андреевну? (в ней была тайна, загадка)

Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь;

смех твой, и грустный, и звонкий)

синтаксический параллелизм, анафора.

(Читатель становится свидетелем многолюдного и шумного бала, в

суете которого появляется незнакомка в маске («тайна твои покрывала

черты»). Её лица не видно, но её тонкий стан, задумчивый вид, печальный

взгляд – всё воспроизведено с поистине живописной зримостью. И всё же в

п о р т р е т е

н е з н а к о м к и

н е о п р е д е л ё н н о с т ь ,

чувств — ему и грустно, и одиноко, ему ещё только кажется, что он

виденье» растревожило его душу, лишило покоя, наполнило его сердце

пушкинским к «Я помню чудное мгновенье. »; у Толстого — «В тревоге

мирской суеты», у Пушкина — «В тревогах шумной суеты»).

лирической героини сталкиваются противоположные начала: в её дивном

голосе слышится и звук нежной свирели, и рокот морского вала, её речь

весела, но очи печальны, её смех одновременно «и грустный и звонкий».

Тайна, покрывающая черты незнакомки, — не только маска, но и тайна её

судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

И такое прошлое у Софьи Андреевны Бахметьевой действительно

было: роман с князем Вяземским; дуэль с ним её брата, которого князь

Конспект урока литературы с презентацией для 10 класса на тему: “Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого”.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Представлен подробный конспект урока литературы, форма работы – групповая, задания, которые даются каждой группе, даны в приложении. Презентация к уроку помогает реализовать цели урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_10.docx41.45 КБ
tostoy.ppt958 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10-б классе на тему:

« « Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого ».

(«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре. », «Средь шумного бала, случайно. », «Против течения. » и другие)

« И всюду звук, и всюду свет ,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с любовной и пейзажной лирикой А.К.Толстого, показав красоту и искренность человеческих отношений на примере стихотворений, их анализа.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вам действительно близко, понятно, чем вы живете и дышите: о любви. И первый вопрос сегодняшнего урока: «Что такое любовь?»

Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей, столько и мнений. Для кого-то любовь- это страсть, для кого-то сладостная мука, для кого-то просто физическая близость, а для кого-то – это желание видеть любимого человека счастливым.

А для кого-то, например, А. К. Толстого любовь – вся жизнь:

« И всюду звук, и всюду свет ,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

Слово учителю. (слайд 1)

Мне бы хотелось бы прочитать одно из стихотворений, которое, на мой взгляд, отражает писательскую и жизненную концепцию А. К. Толстого.

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами –

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

? Какова идея данного стихотворения

? как вы понимаете смысл метафоры « двух станов не боец»

— В своей борьбе за правду Т. отстаивает независимость поэта, его право на спор с разными направлениями и лагерями, право вольно воспевать красоту и любовь.

О красоте и любви и будем мы с вами говорить сегодня на уроке.

Итак, запишем тему урока:

«Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого» (слайд 2)

Какова будет цель нашей работы. (слайд 3)

Домашним заданием было подготовить сообщение о жизни и творчестве А. К. Толстого.

  1. Провер ка домашней работы. Рассказ уч-ся о жизни и творчестве А. К. Толстого. (Знакомство с фактами из биографии А.К.Толстого . (слайд 4, 5, 6)

3. Изучение нового материала (анализ стихотворений. Работа в группах) Как мы уже узнали, с 1950-ых г. вся любовная лирика А. К. Толстого посвящена только Софье Андреевне Миллер (урожденной Бахметевой), женщине незаурядной, умной, волевой, прекрасно образованной (она знала 14 языков), но непростой судьбы. Он страстно влюбился, любовь его не осталась без ответа, но соединиться они не могли — она была замужем, пусть и неудачно. Спустя 13 лет они смогли наконец-то пожениться, и брак их оказался счастливым. Толстой всегда скучал без Софьи Андреевны, даже в коротких разлуках.)

Он постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье:

«Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа — быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо!»

(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

«Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить. Приди, чтобы оживить поэзией эту прозу».

«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, – всё лишь свет и счастье…»

Любовная лирика А.К.Толстого.

«Средь шумного бала, случайно…» (слайд 9,10)

  • Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну? (в ней была тайна, загадка)
  • Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (оксюморон: Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь;

смех твой, и грустный, и звонкий)

синтаксический параллелизм, анафора.

(Читатель становится свидетелем многолюдного и шумного бала, в суете которого появляется незнакомка в маске («тайна твои покрывала черты»). Её лица не видно, но её тонкий стан, задумчивый вид, печальный взгляд – всё воспроизведено с поистине живописной зримостью. И всё же в портрете незнакомки есть какая-то неопределённость, недоговорённость. Лирический герой ещё сам полон неопределённых чувств — ему и грустно, и одиноко, ему ещё только кажется, что он полюбил, он ещё сам в этом окончательно не уверен. «Мимолётное виденье» растревожило его душу, лишило покоя, наполнило его сердце неясными грёзами (недаром в стихотворении возникает параллель с пушкинским к «Я помню чудное мгновенье. »; у Толстого — «В тревоге мирской суеты», у Пушкина — «В тревогах шумной суеты»).

Ощущение недосказанности возникает и потому, что в описании лирической героини сталкиваются противоположные начала: в её дивном голосе слышится и звук нежной свирели, и рокот морского вала, её речь весела, но очи печальны, её смех одновременно «и грустный и звонкий». Тайна, покрывающая черты незнакомки, — не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

И такое прошлое у Софьи Андреевны Бахметьевой действительно было: роман с князем Вяземским; дуэль с ним её брата, которого князь убил; невыносимая жизнь в семье, где её считали виновницей гибели юноши; неудачный брак с полковником Миллером. Толстому ещё предстояло перестрадать с любимой «минувшие годы», перечувствовать вместе с ней её прежние «печали и надежды». «Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий. » — писал поэт в том же 1851 г. Судьба свела их случайно средь шумного бала и на всю жизнь.

Эту тайну он не может раскрыть, эту загадку ему не удается разгадать. Образ женщины соткан из необъяснимых в своей противоположности штрихов: веселая речь, но печальные очи; смех грустный, но звонкий; голос — то «как звук отдаленной свирели», то «как моря играющий вал». За этими противоречиями скрывается, конечно, загадка душевного облика женщины, но ведь они характеризуют еще и смятенность чувств лирического героя, пребывающего в напряженном колебании между отстраненным наблюдением и неожиданными приливами чувства, предвещающего любовную страсть. Прилив чередуется с отливом.

Контрастен не только женский образ, все стихотворение построено на противопоставлениях: шумный бал — и тихие часы ночи, многолюдство светской толпы — и ночное одиночество, явление тайны в буднях жизни. Сама неопределенность чувства позволяет поэту скользить на грани прозы и поэзии, спада и подъема. В зыбкой психологической атмосфере закономерно и художественно оправдано допускаемое поэтом стилистическое многоголосие. Будничное («люблю я усталый прилечь») соединяется с возвышенно-поэтическим («печальные очи», «моря играющий вал»), романтические «грезы неведомые» — с прозаическим «грустно я так засыпаю». Два стилистических плана здесь глубоко содержательны, с их помощью поэт изображает процесс пробуждения возвышенной любви в самой прозе жизни).

  1. Анализ стихотворения «Прозрачных облаков спокойное движенье» (слайд 11)

-Какова идея стихотворения?

-Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя? Приведите примеры, раскройте их смысловую нагрузку.

-Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?

-Найдите примеры звукописи, её значение.

-В чем заключается философское значение последнего вопросительного предложении, к кому обращено оно?

Природа становится не просто фоном, но фактом, субъектом творческого процесса, а художественное творчество – органичным продолжением природных процессов, воплощающих Божественный замысел.

Главной трагедией человека считал А.Толстой дробность вдохновения, отсутствие душевного синтеза, внутреннюю нецельность, частичность, невозможность объединить “отдельно взятые черты всецельно дышащей природы” .

Вопросы и задания к стихотворению « Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре. » (слайд 12)
1. Как отразилась в стихотворении понятие любви?
2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»? Найдите поэтические тропы, их значение…
5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?
Красота природы и сила любви имеют в поэтическом вдохновении А.Толстого один и тот же голос, они одинаково говорят “нездешние речи” и как два крыла поднимают душу над землею. Чувство огромной любви и неизменно сопровождающее его чувство наслаждения красотой мира, позволяет человеку выйти из времени в вечность. Образ Любви в творчестве А.Толстого – воплощение божественного всеобъемлющего начала, торжество вечной жизни – окончательный смысл бытия.

  1. Анализ стихотворения «Коль любить, так без рассудку…» (слайд 11)
  • Каким предстает лирический герой? Черты характера (вырисован русский менталитет).
  • Определите стих. размер и рифму (хорей, парная)
  • Как портрет Брюллова помогает раскрыть характер А.К.Толстого?

Работа с афоризмами. (слайд 12)

Любовь – как дерево; она вырастает сама собой,

пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко

продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах

Виктор Гюго, французский писатель (1802-1885)

Любить – это находить в счастье другого

своё собственное счастье.

Готфрид Лейбниц, немецкий философ, математик (1645-1716)

Любовь стоит ровно столько, сколько человек,

который её испытывает.

Ромен Роллан, французский писатель (1866-1944)

Быть любимым – это больше, чем быть богатым,

ибо быть любимым – значит быть счастливым.

Клод Тилье, французский писатель (1801-1844)

В чем философский смысл понятия “любовь” в лирике Толстого?

Светом, дарующим жизнь и воплощающим божественное всеединство в творчестве А.Толстого является Любовь.

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной

И выше восходить в сияньи правды вечной

Нам врозь не суждено.

То было в утро наших лет –

О счастие! о слезы!

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы!

(“То было раннею весной”)

Любовь не только открывает в человеке духовное зрение, поднимает его над земным бытием, проясняя его смысл, но и приближает к миру людей, пробуждает в нем любовь к ближнему, сострадание и понимание

Любовь воскрешает человека к новой жизни, рождает великолепные порывы вдохновенья, пробуждает высшие творческие стремления. Самое ценное в любви – родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Самое главное – когда души любящих звучат в унисон, когда даже в разлуке чувствуется нерушимая связь, помогающая преодолеть жизненные невзгоды.

Любовь, усиливая ощущение чуда жизни, окружающей человека красоты, в то же время вызывает тоску по чему-то большему, чем окружающая действительность. Эта тоска по бесконечному, по чему-то таинственно великому – загадочное качество любви.

6. Домашнее задание.

  • Написать миниатюру (эссе) по выбранному афоризму (1 стр.)
  • Выбрать понравившееся стихотворение А.К.Толстого и выучить наизусть.

Анализ стихотворения Толстого Прозрачных облаков спокойное движенье…

Алексей Константинович Толстой

Собрание сочинений в четырех томах

Том 1. Стихотворения

И.Г. Ямпольский. А.К. Толстой

В 1871 году А. К. Толстой писал Я. П. Полонскому по поводу его романа «Признания Сергея Чалыгина»: «Как… все дышит неподдельной правдой, и во всем слышится доброта и благородство! Вот это последнее качество рождает невольный вопрос: отчего самая простая вещь, сказанная честным и благородным человеком, проникается его характером? Должно быть, в писанной речи происходит то же, что в голосе. Если два человека, один порядочный, а другой подлец, скажут вам оба: „Здравствуйте!“ — то в этом слове послышится разница их характеров».

Это качество, благородство, многое определяет в человеческом облике и литературной деятельности самого Толстого. О его душевной чистоте и «рыцарской натуре» писали современники. И действительно, чувство собственного достоинства, искренность, прямота, органическая неспособность кривить душою, идти на нравственные компромиссы были отличительными свойствами Толстого; они не раз приводили писателя к размолвкам с его родными, знакомыми, правительственными верхами и делали привлекательным все, к чему ни прикасалась его рука. Разумеется, это не избавляло Толстого от заблуждений и ошибок, но и в своих заблуждениях он был честен, и в них мы не обнаружим темных помыслов. «Гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал», — читаем в некрологической заметке Тургенева. «Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)!» — отозвался о нем не очень щедрый на похвалы И. А. Бунин (письмо к М. В. Карамзиной, 1939).

Алексей Константинович Толстой происходил с материнской стороны из рода Разумовских. Последний украинский гетман Кирилл Разумовский был его прадедом, а граф А. К. Разумовский — вельможа и богач, сенатор при Екатерине II и министр народного просвещения при Александре I — дедом.

Мать поэта, ее братья и сестры были побочными детьми А. К. Разумовского. В начале XIX века они были узаконены, получив дворянское звание и фамилию Перовские — от подмосковного имения Разумовского Перова.

Поэт родился 24 августа 1817 года в Петербурге. Отец, граф К. П. Толстой, не играл в его жизни никакой роли: родители сейчас же после рождения сына разошлись, и мать увезла его в Черниговскую губернию. Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем ее брата, Алексея Перовского, Толстой провел свое детство, которое оставило у него одни только светлые воспоминания.

Литературные интересы обнаружились у Толстого очень рано. «С шестилетнего возраста, — сообщает он в автобиографическом письме к А. Губернатису, — я начал марать бумагу и писать стихи — настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов… Я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику». Алексей Перовский, известный прозаик 20-30-х годов, печатавший свои произведения под псевдонимом «Антоний Погорельский», культивировал в племяннике любовь к искусству и поощрял его первые литературные опыты.

В 1834 году Толстого определили «студентом» в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности «архивных юношей», принадлежавших к знатным дворянским семьям, входили разбор и описание старинных документов. В 1837 году Толстой был назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, а в 1840 году перевелся во 2-е отделение собственной его императорского величества канцелярии, в ведении которого были вопросы законодательства, и прослужил там много лет, довольно быстро продвигаясь в чинах. В 1843 году он получил придворное звание камер-юнкера.

О жизни и творчестве Толстого в 30-х и 40-х годах мы располагаем очень скудными данными. Красивый, приветливый и остроумный молодой человек, одаренный такой физической силой, что он винтом сворачивал кочергу, прекрасно знавший иностранные языки, начитанный, Толстой делил свое время между службой, не очень его обременявшей, литературными занятиями и светским обществом, которое очень привлекало его в молодости.

До 1836 года главным советчиком Толстого был Перовский (в 1836 г. он умер). Перовский показывал стихи молодого поэта своим литературным друзьям, в том числе В.А.Жуковскому, который сочувственно отзывался о них.

В конце 30-х — начале 40-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа — «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки еще слишком молодого, но тем не менее замечательного дарования».

В 40-х годах Толстой напечатал очень мало — одно стихотворение и несколько очерков и рассказов. Но уже тогда был задуман исторический роман из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный». Уже тогда Толстой сформировался и как лирик, и как автор баллад. К этому десятилетию относятся многие из его широко известных стихотворений — «Ты знаешь край, где все обильем дышит…», «Колокольчики мои…», «Василий Шибанов» и др. Все эти стихотворения были опубликованы, однако, значительно позже. А пока Толстой, по-видимому, вполне удовлетворялся небольшим кружком своих слушателей — светских знакомых и приятелей. Идейные искания передовой русской интеллигенции и горячие споры 40-х годов прошли мимо него.

В начале 50-х годов «родился» Козьма Прутков. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи (басни, эпиграммы, пародии), и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. В основе их искреннего, веселого смеха лежали неоформленные оппозиционные настроения, желание как-то преодолеть гнет и скуку мрачных лет николаевской реакции. Прутковским произведениям соответствовал и в жизни целый ряд остроумных проделок, которые имели тот же смысл. В январе 1851 года была поставлена комедия Толстого и Алексея Жемчужникова «Фантазия». Это пародия на господствовавший еще на русской сцене пустой, бессодержательный водевиль. Присутствовавший на спектакле Николай I остался очень недоволен пьесой и приказал снять ее с репертуара.

В ту же зиму 1850/51 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер, урожденной Бахметевой, и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной; она знала несколько иностранных языков, играла на рояле, пела и обладала незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года.

Толстой постепенно приобретал более широкие литературные связи. В начале 50-х годов поэт сблизился с Тургеневым, которому помог освободиться из ссылки в деревню за напечатанный им некролог Гоголя, затем познакомился с Некрасовым и кругом «Современника». В 1854 году, после большого перерыва, Толстой снова выступил в печати. В «Современнике» появилось несколько его стихотворений и первая серия прутковских вещей.

В годы Крымской войны Толстой сначала хотел организовать партизанский отряд на случай высадки на балтийском побережье английского десанта, а затем, в 1855 году, поступил майором в стрелковый полк. Но на войне поэту побывать не пришлось — во время стоянки полка под Одессой он заболел тифом. После окончания войны, в день коронации Александра II, Толстой был назначен флигель-адъютантом.

Вторая половина 1850-х годов — время оживления общественной мысли и общественного движения после краха николаевского режима. Это время большой поэтической продуктивности Толстого. «Ты не знаешь, какой гром рифм грохочет во мне, какие волны поэзии бушуют во мне и просятся на волю», — писал он жене. В эти годы написано около двух третей всех его лирических стихотворений. Поэт печатал их во всех толстых журналах.

Анализ стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» Толстого

А. К. Толстой поздно обратился к лирике, но его произведения поражают читателя гармоничным сплетением философских, интимных и пейзажных мотивов. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Когда природа вся трепещет и сияет» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1858 г., относится к позднему периоду творчества поэта.

Тема стихотворения – влияние природы на внутреннее состояние человека.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ об изменениях настроения под влиянием природы; описание осенней прогулки.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«природа вся трепещет и сияет», «душа бездейственно в пространстве утопает», «немощен её на жизнь мою напор», «сжатая мечта зовет толпы видений»,.

Эпитеты«цвета ярки и горячи», «скромный, тихий день», «смиренная природа», «сильные вдохновенья», «дикий косогор», «лист благоуханный».

История создания

Анализированное произведение было написано в зрелом возрасте, в 1858 г., когда Алексей Константинович уже сформировался как мастер слова. Он работал в разных жанрах, но в 50-х –60-х начал чаще обращается к лирике, печататься в периодических изданиях. В это время А. Толстой отстаивал «чистое искусство», то есть такое, что не зависит от политических лозунгов. В духе этого принципа написано и произведение «Когда природа вся трепещет и сияет».

Поэт оригинально интерпретирует традиционную для литературы тему взаимосвязи природы и человека. Свои размышления А. Толстой воплощает в монологе лирического героя. Герой считает, что природа способна влиять на жизнь человека. Весенние и летние сияющие деньки разнеживают душу и она «бездейственно в пространстве утопает» . Таким денькам он противопоставляет осеннюю пору, когда разум внемлет все что происходит вокруг, ведь он открыт для вдохновения. Осенью, по мнению Толстого, человек сосредотачивается на себе и на своих мечтах. Это самая благодатная пора для «видений», создаваемых воображением.

Во второй части стихотворения рассказывается о прогулке по деревенским просторам и лесу. Лирический герой снимает винтовку и идет в путь. Видимо, он собирается охотиться, но, как видим, винтовка так и не пригодилась ему на этой прогулке. Герой, глядя на незатейливые осенние пейзажи, постепенно погружается в раздумья. Во время прогулки в его голове рождаются стихи. Мужчина наслаждается тишиной и мерным шуршанием мокрых листьев под ногами.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ об изменениях настроения под влиянием природы; описание осенней прогулки. Формальная организация соответствует смысловой: стихотворение состоит из двух строф с разным количеством строк.

Жанр произведения – элегия, так как автор спокойно раздумывает над жизнью в лоне природе. От осенних пейзажей веет сладкой грустью Стихотворный размер – шестистопный ямб. Автор использует все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания картин природы, психологических зарисовок поэт использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «природа вся трепещет и сияет», «душа бездейственно в пространстве утопает», «немощен её на жизнь мою напор», «сжатая мечта зовет толпы видений» и эпитеты – «цвета ярки и горячи», «скромный, тихий день», «смиренная природа», «сильные вдохновенья», «дикий косогор», «лист благоуханный» .

Ссылка на основную публикацию