Старый дед и внучек краткое содержание рассказа Толстого

Пересказ басни л. Толстого старый дед и внучек

ПЕРЕСКАЗ БАСНИ Л. ТОЛСТОГО «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»
Цель: Составление пересказа по тексту.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить детей последовательно пересказывать литературный образец.
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Семья»;
Развивать способность к целостному восприятию произведения.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.
Оборудование: предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек».
Предварительная работа: Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: В. Осеев «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик – помогайка», Л. Толстой «Внучка», А. Митяяв «За что я люблю маму». Рисование картины – «Моя семья».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
На доске выставлены предметные картинки с изображением мужчины и женщины по мере их роста. Дети должны назвать.
Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка.
Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка.
Объявление темы занятия:
Логопед: Одну очень поучительную историю написал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Называется она «Старый дед и внучек». Сейчас я вам ее прочитаю, а затем вы ее будете пересказывать.
Чтение рассказа Г. Цыферова «паровозик» с последующим подробным обсуждением:
Логопед: Послушайте рассказ.
Логопед выразительно читает рассказ. По ходу чтения рассказа логопед объясняет значение малознакомых слов: невестка, лоханка, бранить, слаживает.
«Старый дед и внучек»
Л.Н. Толстой
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
О ком этот рассказ (басня)?
Какой дедушка стал в старости?
Из-за чего сын и невестка перестали сажать его за стол?
А где они его кормили?
В чем носили ему обед?
Почему он разбил чашку?
Как отнеслась к этому невестка?
Из чего она пообещала кормить старика?
Что на это сказал дедушка?
Что однажды увидели родители?
Что собирался делать из дощечек Миша?
Почему родители заплакали?
Как они после этого стали относится к дедушке?
А как вы относитесь к своим родителям?
Физминутка:
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я Вот и вся моя семья!
(хлопают в ладоши)
(хлопают в ладоши)
(поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Повторное чтение текста с установкой на пересказ:
Логопед: Сейчас, я ещё раз прочитаю рассказ. Вы внимательно его послушайте. А затем мы будем его пересказывать.

Логопед повторно читает рассказ.
Рассказы детей:
Логопед: А теперь проверим, как вы запомнили рассказ. Кто первый хочет попробовать его пересказать?
(ответы детей)
Итог занятия:
Логопед подводит итог занятия. Отмечает наиболее активных детей.

  • pereskaz_basni_l._tolstogo_staryy_ded_i_vnuchek
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 2

Открытое занятие по развитию речи пересказ басни Л.Толстого “Старый дед и внучек”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек»

Цели: Составление пересказа по тексту. Учить детей последовательно пересказывать литературный образец. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Семья». Развивать способность к целостному восприятию произведения. Воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.

Материалы: Предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л.Толстого « Старый дед и внучек».

Скачать:

ВложениеРазмер
pereskaz.docx544.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек»

Цели: Составление пересказа по тексту. Учить детей последовательно пересказывать литературный образец. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Семья». Развивать способность к целостному восприятию произведения. Воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.

Материалы: Предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л.Толстого « Старый дед и внучек».

На столе лежат предметные картинки с изображением мужчины и женщины по мере их роста. Дети должны их разложить по порядку, отделив мужской и женский род.

Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка.

Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка.

Воспитатель: Я сейчас вам прочитаю одну басню, который написал великий русский писатель Л.Н.Толстой, эта очень поучительная история и басня называется «Старый дед и внучек». Сейчас я вам её прочитаю, а затем вы ее будете пересказывать.

Послушайте басню «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал .Сидят раз муж с женой дома и смотрят—сынишка их на полу дощечками играет, что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

1.О ком этот рассказ(басня)?

2.Какой дедушка стал в старости?

3.Из-за чего сын и невестка перестали сажать его за стол?

4.А где они его кормили?

5.В чем носили ему обед?

6.Почему он разбил чашку?

7.Как отнеслась к этому невестка?

8. Из чего она пообещала кормить старика?

9. Что на это сказал дедушка?

10. Что однажды увидели родители?

11.Что собирался делать из дощечек Миша?

12. Почему родители заплакали?

13.Как они после этого стали относится к дедушке?

14.А как вы относитесь к своим родителям?

Обсудить с детьми сложные и не понятные слова: бранить, невестка, жена, лоханка.

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз. два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать: папа, мама, брат, сестренка и я.

Вот и вся моя семья!

Повторное чтение текста с установкой на пересказ.

Воспитатель: Сейчас, я еще раз прочитаю рассказ. Вы его внимательно послушайте. А затем вы мне его будете пересказывать.

Воспитатель: А теперь проверим, как вы запомнили рассказ. Кто первый хочет попробовать его пересказать?

Итог занятия: Воспитатель подводит итог занятия.

Материал подготовила воспитатель : Мелекесова Е.В. ( фотографии по возрасту людей)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли.

Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о .

Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о .

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе “Пересказ рассказа “Как Миша варежку потерял”Программные задачи:1. Учить передавать литературный текст связно, посл.

Конспект занятия по развитию речи.

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. .

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок – схем, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь .

Л.Н.Толстой “Старый дед и внучек”

Класс: 2

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Программа: “Школа России”

Урок: Литературное чтение

Цель урока: Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; учить добру, сопереживанию, состраданию.

Задачи.

  • Образовательная: познакомить детей с творчеством и биографией Л.Н. Толстого и его произведением “Старый дед и внучек”. Совершенствование навыков чтения.
  • Воспитательная: формировать уважительное отношение к людям старшего возраста, сострадание и умение оказывать помощь в разных жизненных ситуациях.
  • Развивающая: развитие речи детей, словарного запаса, творческих способностей, осознанного и правильного чтения. Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Содержание

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие читатели!

У нас сегодня необычный урок – много гостей. Но, волноваться не стоит, мои дорогие, ведь мы одна семья! Я улыбнусь вам, а вы мне.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с Вами прочитали басню А. И. Крылова “Стрекоза и муравей”. Сейчас мы послушаем наших актеров, которые подготовили выразительно рассказывать наизусть эту басню в диалоге.

III. Актуализация знаний.

У вас на столе находятся карточки. Ваша задача – соотнести начало и конец пословицы.

Без труда не вытащишьа человека труд.
Глаза страшатся,приходит слабость.
Землю солнце красит,а руки делают.
Под старостьрыбку из пруда.
  • О чем эти пословицы?
  • Найдите пословицу, которая отличается от других?
  • Объясните, почему вы так думаете?

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Л. Н. Толстого.

  • Может кто-нибудь нам может рассказать о жизни этого писателя?
  • Какие произведения, написанные им, вы знаете?

Послушайте внимательно рассказ о его жизни и будьте готовы ответить на мои вопросы:

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в Ясной поляне, Тульской губернии. Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он так же написал “Азбуку” и “Книгу для чтения” для детей. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Лев Николаевич очень любил детей. В то время, было очень мало школ и дети бедных детей вообще не могли учиться. В Ясной поляне Л.Н. Толстой открывает лесную школу для бедных детей и сам стал их учить по своим учебникам. Лев Толстой очень любил детей. Своих у него было 13, но выжили только 10. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи, о настоящей дружбе и смелости.

(вопросы на слайде появляются до начала чтения)

1. В каком году родился Л.Н. Толстой?

2. Где прошла его жизнь?

3. Как он помогал бедным детям?

4. Сколько у него было своих детей?

5. О чем он писал в своих рассказах?

Молодцы, вы были внимательны и правильно ответили на все вопросы!

Мы сегодня прочитаем очень интересную басню-рассказ. А кто главный герой, вы узнаете отгадав загадку:

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий на . (дед)

  • Ребята, а кем вы приходитесь деду?
  • Есть ли у вас общие с ним дела?

Посмотрите на доску. На доске ребус. Отгадайте его. Какое слово зашифровано?

  • Как вы понимаете слово “семья”?
  • Зачем люди создают семьи?

Работа с иллюстрацией:

Кого вы видите на этой фотографии?

Как вы думаете, эта семья живет в наше время?

Почему вы так считаете?

IV. Первичное восприятие текста.

Сейчас мы познакомимся с поучительным рассказом. Сядьте удобней, спинку выпрямите. Я прочту рассказ, а вы слушайте внимательно-внимательно и постарайтесь понять, о чем рассказ и чему он нас учит.

(После прочтения на слайде появляются возможные названия заглавия текста)

  • “Дедушка”
  • “Старый дед и внучек”
  • “Злая невестка”
    • Как вы считаете, какой заголовок наиболее четко раскрывает содержание текста и почему?
    • Что вы почувствовали, когда я вам читала этот текст?

V. Работа с учебником.

Открываем учебники и проверяем, соответствует ли название содержанию текста.

  • Кто может прочитать первую часть текста?
  • Встретились ли вам непонятные слова?
  • Кого мы называем невесткой?
  • Как вы думаете, какие чувства испытывал дедушка, когда ему приходилось обедать одному за печкой?
  • Найдите отрывок, что случилось у дедушки во время обеда?
  • Почему дедушка разбил чашку?
  • Как бы вы оценили поступок невестки?
  • Что означает слово бранить?
  • Что такое лоханка? (демонстрация предмета)
  • Найдите предложение, в котором говорится о том, как себя вел дедушка?
  • Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким слабым и беспомощным?
  • Чем занимался Миша?
  • Что означает слово “слаживает”? Подберите синоним к этому слову.
  • Что складывал Миша из дощечек?

Чтение по ролям.

  • Найдите в тексте диалог сына и отца.

VI. Анализ текста

  • Как вы думаете, что почувствовали родители, услышав ответ сына?
  • Почему родители заплакали?
  • Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
  • Как вы думаете, счастливо ли дедушки все это время жилось в этой семье? Почему?
  • Давайте составим описание данной семьи. Кто были членами этой семьи?

На доске появляется схема семьи

Какое отношение к себе у вас вызывает дед? Невестка? Сын? Внук?

У вас на партах находится карточка с заданием. Соедините рамку с номером, который соответствует последовательности событий текста. Несколько учеников работают на Macbook, где задание предложено в программе HotPotatoes. Один ученик работает на доске (за разворотом).

Лоханка для родителей
Забота за стариком
Обед за печкой
Стал дед стар
Разбил чашку
  • А что надо сделать, чтобы пожилым людям было хорошо?
  • Вначале урока мы этот рассказ назвали басней. Чем отличается басня от других произведений?
  • Что такое мораль?
  • Какова мораль этой басни?
  • Как вы думаете, почему прошло много лет, а мы – новое поколение, перечитываем этот рассказ снова и снова?
  • Есть ли в вашей семье пожилые люди? Как вы относитесь к ним, с какими чувствами?

VII. Итог урока.

Вот мы закончили знакомство с рассказом-басней “Старый дед и внучек”.

Выберите предложение и продолжите его (на доске):

– На уроке мне понравилось.

– После урока мне захотелось.

Оценивание работы учащихся на уроке: способ чтения и умение приводить доказательства.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать текст и составить к нему 4 вопроса.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Старый дед и внучек, Лев Толстой

Рассказ сказка Льва Толстого «Старый дед и внучек»

Лев Николаевич Толстой никогда не мог отказать себе в удовольствии общаться с детьми. Графа Толстого знали в округе все малыши, особенно они любили слушать его увлекательные рассказы, истории про таких, как они, маленьких ребятишек, и, конечно поучительные сказки. Эти повествования были о людях и о животных, об обычных ситуациях и о таких, которые могут произойти только в сказках.

О чём сказка

Жил-был очень старый дед. Совсем был больной, болели уши, глаза. А зубы не болели, потому что их у деда вовсе не было. Трудно было ему удержать пищу во рту: нечем уже было, и всё вытекало обратно. Стыдно стало родному сыну и его жене того, что дед с ними за одним столом ест. Усадят его за печкой, дадут чашку с едой – вот дед там и ест один. Однажды принесли ему обед, а дед уже плохо двигался. Думал, что подвинет, а она упала и разбилась. Невестка начала ругаться, всё, что было разбито, всё ему приписала. Пообещала, что в хорошей чашке он больше еды не получит. Будет наливать ему суп в такой посуде, в которой стирают бельё и моют посуду, в лоханке. Что старику на это решение сказать? Он и промолчал, даже сыну ничего не рассказал.

Однажды Миша, сынишка мужа и жены, что так отца обидели, что-то мастерил из дощечек. Расспросив малыша, чем он занят, получили в ответ: «Лоханку». Мальчик подробно объяснил, что посуда эта будет для родителей, когда они станут такими же старыми, как их отец. Расплакались муж с женой. Вот какое они воспитали себе будущее. Обижали они старика, а их ребёнок сделал свои выводы из такого отношения к деду. После этого случая старик стал со всеми за столом кушать.

Мораль в сказке есть

Сказки писателя, которые помещены в книге для детей, содержат глубокий смысл, в каждой из них имеется свой смысл. Его можно предложить найти детям самостоятельно, можно после чтения объяснить понятными и доходчивыми словами. Что же смогут дети без труда найти в содержании этой сказки? Старших нужно уважать, нужно заботиться о пожилых людях. Ведь всё время, пока дети растут, набираются ума-разума и взрослеют, о них всегда заботятся родители. Им не страшно было, что дети чего-то не умели, разбивали и ломали предметы. Мамы и папы стареют с течением времени, они становятся к старости беспомощными, такими, какими когда-то были их дети. Они как будто отдали все свои умения, силы и знания своим сыновьям и дочерям. Теперь им нужна помощь. Если рядом есть тот, кто сможет подать кружку с водой для утоления жажды, значит, родители не зря прожили свои годы и воспитали хороших детей. Об этом текст произведения: об уважении и заботе о пожилых людях.

Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» онлайн бесплатно и без регистрации.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил:

— «Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит:

— «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Старый дед и внучек краткое содержание рассказа Толстого

Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Submitted by Светлана Юрьевна Филимонова on вс, 20/11/2011 – 16:49

Данные об авторе

1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.

3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.

5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 1999.

Экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, математические веера, демонстрационные материалы для доски.

Конспект урока литературного чтения, 2 класс

УМК «Школа России»

Тема урока. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Цели урока.

1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.

3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.

5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.

Оборудование:экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, математические веера, демонстрационные материалы для доски, учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).

I.Организация класса.

II.Постановка темы и цели урока.

-Ребята, внимательно посмотрите на доску. Это шифровка, рядом дан ключ, который поможет вам в ее разгадке. Подумайте и скажите, что здесь зашифровано?

( На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ VOVOVO)

Ответы уч-ся: «На доске зашифровано имя, отчество и фамилия писателя – Лев Николаевич Толстой».

-Правильно, здесь зашифровано имя, отчество и фамилия великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Ответы уч-ся: «Мы будем читать произведения Л.Н.Толстого».

-Сегодня мы познакомимся с басней «Старый дед и внучек».

-А что такое басня?

Ответы уч-ся: «Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль».

-Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся.

-Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы:

(открываю записи на доске)

Я почувствовал …

Я задумался …

Я понял…

IV.Изучение нового материала.

1)Рассказ о Л.Н.Толстом с использованием мультимедийной презентации.

-Сейчас я расскажу вам о жизни писателя. Слушайте внимательно, будьте готовы ответить на мои вопросы.

Слайд 1. На экране вопросы:

1) Где жил Л.Н.Толстой?

2) Каким он был человеком?

3) Как Толстой помогал детям из бедных семей?

4) О чем он писал в своих рассказах для детей?

-Прочитайте вопросы про себя.

-Прочитайте вопросы вслух по цепочке.

-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.

-Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.

2)Проверка восприятия материала.

Слайд 1 (с вопросами).

Прочитайте первый вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся:« Где жил Л.Н.Толстой?

Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».

-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.

Ответы уч –ся:«Каким он был человеком?

Он был трудолюбивым, добрым умным человеком».

Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся: «Как Толстой помогал детям из бедных семей?

Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .

Прочитайте последний вопрос,ответьте на него.

Ответы уч-ся:«О чем он писал в своих рассказах для детей?

В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии».

-Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.

3)Актуализация знаний учащихся.

Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. У кого не так?

-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы уч –ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут».

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

Ответы уч – ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».

Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

Ответы детей: «Мама- лучший и самый надежный друг.»

-Какой темой объединены эти пословицы?

Ответы уч-ся:«Все три пословицы о семье».

4)Физкультминутка.

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

5)Словарная работа.

-Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.

Дома Диана нашла это слово в «Толковом словаре» и приготовилась объяснить нам его значение.

ЛОХАНКА

(Карточка со словом вывешивается на доску)

Ответ Дианы:«Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

6)Первичное восприятие текста. Рефлексия.

-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался

7)Проверка первичного восприятия текста.

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

IV.Структурный анализ текста.

1)Чтение басни про себя.

-Прочитайте басню про себя и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

2)Чтение басни вслух по цепочке.

3)Чтение и анализ Iчасти.

На сколько частей можно разделить басню?Докажи.

Ответы уч-ся:«Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей».

-Прочитайте первую часть басни.

-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

Ответы уч-ся:«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».

-Что случилось во время обеда за печкой?

Ответы уч-ся:«Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».

-А почему дед уронил и разбил чашку?

Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

Ответы уч-ся:«Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».

-Правильно ли поступила невестка? Почему?

Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».

4)Чтение и анализ IIчасти.

-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни.

-Зачем Миша делал лохань?

Ответы уч-ся:«Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».

Прочитай, почему родители Миши заплакали?

Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».

– Как после этой истории стали относиться к дедушке?

Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».

V.Логический анализ текста.

1)Определение поучения басни.

-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся:«Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».

2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.

3)Выбор пословицы для определения идеи басни.

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите веера, и покажите мне номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».

(Дети показывают №1).

-Молодцы, ребята, я согласна с вашим выбором.

VI.Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.

-Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?

Ответы уч-ся: «И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей».

-Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и басни И.А.Крылова. В чем их различие?

Ответы уч-ся:«В басне Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме».

Что в них общего?

Ответы уч-ся:«Все эти басни поучительные».

VII.Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились на уроке?

-Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает?

-Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка.

Я понял …

– Продолжите это предложение.

Ответы детей:«Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу».

VIII/Домашнее задание.

Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту.

Творческое задание: написать рассказ о своей семье; о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.

Тема. Л. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели: познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Л. Толстой «Старый дед и внучек»»

Тема. Л. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели: познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Оборудование: портрет J1.H. Толстого, его книги; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Прочитайте стихотворение В. Берестова с ускорением.

К какому жанру можно его отнести? (Загадка.)

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавески на окне и картину на стене,

Со стола слизнуло справку и опять пошло на травку.

Как вы отгадали загадку? (Коза.)

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение басен. Чтение наизусть теми, кто выучил.

Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством другого писателя. Откройте учебники на с. 108, прочитайте его имя.

Мы поговорим о том, какими должны быть отношения в семье, как следует относиться к старшим.

Работа по теме урока

Рассказ учителя о JI.H. Толстом

Материал для учителя

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений насчитывает 90 томов!

Он очень любил детей. В то время было еще слишком мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их. Он написал рассказы специально для школьников.

А теперь прочитайте о JI.H. Толстом в учебнике на с. 108.

Что вы узнали о Льве Николаевиче Толстом?

Работа с иллюстрациями

Рассмотрите иллюстрации на с. 109. Узнали вы сказку? Расскажите ее по рисункам.

Продолжение работы по теме

Подготовка к чтению рассказа

Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать. Рассмотрите иллюстрацию к нему.

Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (Предположения детей.)

Узнаем значение некоторых слов.

Лохань круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Невестка — жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к братьям и сестрам ее мужа (и их женам и мужьям).

Слаживает — сладить — 1. Хорошо устроить, упорядочить.

Справиться, привести кого-нибудь к соглашению, послушанию (разг.).

Чтение рассказа (Учитель читает рассказ.)

Каковы ваши впечатления? Какие чувства вы испытали?

Прочитайте строчки, в которых объясняется, почему дедушку не сажали за стол. Почему приняли решение давать ему еду в лоханке? Что складывал Миша из дощечек? Как отреагировали на это занятие сына родители?

Как в семье стали относиться к дедушке и почему?

Чему учит нас этот рассказ?

Работа с пословицами

Соберите пословицы, объясните их смысл. Какая из них больше всего подходит к рассказу J1.H. Толстого?

В недружной семье и сердце на месте.

В семье разлад, добра не бывает.

Когда семья вместе, так и дело идет прекрасно.

В семье согласно, так и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

(Ответ. В недружной семье добра не бывает. В семье разлад, так и дому не рад. Когда семья вместе, и сердце на месте. В семье согласно, так и дело идет прекрасно. Не будет добра, коли в семье вражда.)

Читайте также:  Старик - краткое содержание романа Трифонова
Ссылка на основную публикацию