Анализ стихотворения Тургенева Нищий

Анализ стихотворения Тургенева Нищий

Иван Сергеевич Тургенев был довольно интересным человеком. У него было много увлечений и занятий, хотя самое главное было то, что поэт мог тонко чувствовать душу человека. Тургенев пытался бороться с несправедливостью в жизни, хоть это и было только на бумаге. В своих произведениях он хотел объединить поэзию и прозу, которые так долго конкурировали между собой. Поэт все-таки нашел свое призвание, его стали считать поэтом в прозе.

Переживая много чего в жизни, наблюдая за проблемами других людей и самой жизни в целом, Тургенев пишет интересное, переполненное чувствами стихотворение. Новому произведению поэт дает название “Нищий”. Само стихотворение предстает перед читателями в виде диалога. Диалог в свою очередь описывает встречу самого рассказчика с Нищим. Казалось бы, обычный прохожий, идущий по своим делам, встречает на пути бедного нищего человека. Возникает ощущение того, что люди давно видели беднягу, просто многим было не до него. Кто-то просто отворачивался и делал вид, что не замечает мужчину, а кому-то было просто все равно.

Начало стихотворения открывает картину происходящего. На холодной земле оказался голодный мужчина, он словно кричит, умоляет и стонет о помощи. Когда же главный герой подходит к нему, оба мужчины находятся в замешательстве. Главный герой, при всем его желании помочь нищему, не может ничего дать, так как у него у самого пустые карманы. А второй просто уже не ожидал, что простой прохожий обернет на него взор, слишком долго его никто не замечал.

Автор превосходно описывает образ нищего. Старый человек, с трясущимися руками, он явно замерз и ему нечего есть, вдобавок ко всему, он наверно еще и болен. Главный герой проникается жалостью и когда понимает, что помочь ничем не может, просто протягивает свою руку. Замерзший, дрожащий старик не оставит равнодушным чувства героя. Положение в обществе этих двух встретившихся людей абсолютно разное, но главный герой, не обращая на это внимание, протягивает свою руку. Это своего рода жест, наглядный пример того, что герой и Нищий равны.

Скорее всего, они похожи душами, кто-то, имея полные карманы, кажется несчастным, а кто-то, имея пустые, обретает что-то важное в своей жизни. По мнению главного героя, бедный старик хоть и не имеет ничего, точно такой же человек, как и простой прохожий. Он человек с чувствами, мыслями и жизнью, хоть и такой непростой. Герой считает его братом равным ему самому. Своим стихотворением Тургенев пытается объяснить, что богатая в духовном плане душа, может томиться даже в обычном, просящем милостыню человеке. В такие моменты не стоит проходить мимо, ведь не имея денег, помочь человеку можно просто выслушав и поддержав в трудную для него минуту.

По плану, кратко

Картинка к стихотворению Нищий

Популярные темы анализов

Стихотворение Фета «Буря» – это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.

Будучи на чужбине в ссылке Пушкин пишет очень интересное и чувственное произведение “Птичка”. На тот момент писатель работает в канцелярии одного генерала в Кишиневе. Эта работа, конечно же, ему не по душе, Пушкин словно заточен здесь,

Данное стихотворение написано 3 ноября 1829г., когда поэт находился в селе Михайловском. В данном тексте, как ни в одном другом Пушкину удалось максимально ярко и точно изобразить всю прелесть русской зимы.

Белла Ахатовна родилась в 1937 году. На момент написания стихотворения «В тот месяц май, в тот месяц мой…» поэтессе было 22 года. На основе всего произведения можно предположить, что описываемый май был не простой, не обычный,

Николай Алексеевич Некрасов в 1864 году несколько месяцев путешествовал по Европе. Вернувшись на родину, поэт начал сомневаться в том, что его творчество представляет какую-либо ценность для соотечественников.

Познание

Автор: Чернышова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 14”
Населённый пункт: Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе “Нищий” И.Тургенева
Дата публикации: 09.12.2018
Раздел: среднее образование

Конспект урока по литературе.

Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.

Добрый мой читатель, не пробегай этих

стихотворений сподряд… Но читай их

враздробь: сегодня одно, завтра другое; и

которое-нибудь из них, может быть, заронит

тебе что-нибудь в душу.

I.Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация темы и постановка цели и задач урока.

1. Работа с эпиграфом (запись в тетрадь). Определение темы (через анализ ключевых

слов): «Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Сегодня мы обращаемся к прочтению и анализу тургеневского творения – стихотворения

в прозе «Нищий». Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и

«заронит» в ваши души что-то важное.

Проблемный вопрос: « Как относился к этим людям И.С.Тургенев?»

– Что же предстоит нам на уроке узнать?

Цель: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева

– Какие задачи вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

вспомнить особенности жанра «стихотворение в прозе»;

понять основную мысль стихотворения;

проанализировать использованные автором средства выразительности;

совершенствовать навыки монологического высказывания.

1. Индивидуальные сообщения.

История создания цикла «Стихотворения в прозе».

Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь

человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей

настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года

открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему

коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

Появлением этих миниатюр мы обязаны Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору

журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Писатель

решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович

попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я

не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того,

чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы

просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50

листков со стихотворениями.

Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть – «Старческое» –

включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в

стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его

«Posthuma» («Посмертное»), затем – «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с

предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по

тематике, форме, героям. Но идеальная формула их единства – искренность автора и

любовь к тому, о чем он пишет.

Жанровые особенности стихотворений в прозе.

Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как

проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается

Стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и

Произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе.

произведение имеет небольшой объём;

часто оно разделено на мелкие абзацы, подобные строфам;

обычно бессюжетная композиция;

присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица;

произведение отличается эмоциональностью.

написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей

Лексическое значение слов.

1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий

подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему.

2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних

интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Подаяние – от подать, дать. У слова милостыня есть родственные слова милость,

милостивый, т.е. добрый, щедрый. Подать милостыню – значит поделиться чем-то с

ближним, сделать это от души, из естественной человеческой потребности творить добро.

Различаются лексическим значением: подачку дают из снисхождения, даже презрения. А

подаяние – из искреннего участия.

Слово брат применяется в следующих лексических значениях.

Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат,

Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)

Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.

Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие,

понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

2. Работа с текстом стихотворения.

– Каков портрет такого человека?

(Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек).

Какое отношение к ним в обществе. (Негативное, благополучные люди чаще стараются

их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда проявляется агрессия: их могут

Конспект урока по теме””Нищий”. Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе”
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
урок милосердия по стихотворению в прозе И.С.Тургенева “Нищий”893 КБ
turgenev_urok.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Я проходил по улице. меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал. и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку.

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат,– прошамкал он,– и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Урок милосердия. «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе.

– знакомство с понятием «литературный цикл»; выявление жанровых особенностей стихотворения в прозе, художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий», особенностей поэтики произведения; демонстрация связи между различными видами искусства;

– формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстративным материалом, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы;

– формирование навыков работы в паре и группе;

– развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления художественной идеи произведения – идеи равенства и братства всех людей, идеи милосердия.

Оборудование : тексты стихотворения, проектор, колонки, компьютер, слайдовая презентация, цветная бумага, магниты.

«Добрый мой читатель,

не пробегай этих

Но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое;

и которое – нибудь из них,

может быть, заронит тебе

что-нибудь в душу».

И.С. Тургенева к первому

Человек, словно в зеркале мира, многолик:

он ничтожен и он же безмерно велик.

  1. Орг. момент. Приветствие класса.

Добрый день. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: наш урок литературы я назвала уроком милосердия. Почему? – спросите вы. Я думаю, что в завершении нашего разговора вы самостоятельно сможете ответить на этот вопрос. А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи – стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий».

Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своми впечатлениями.

  1. Чтение учителем стихотворения в прозе «Нищий» (музыкальное сопровождение). Выявление первоначальных впечатлений .

– Какая картина возникла в вашем воображении?

– Сравните свои впечатления с картиной русского художника XIX века Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» ( слайд 2 ). В чем разница между взглядом художника и сюжетом, описанным Тургеневым? ( У Тургенева нищий получает подаяние, пусть и в виде рукопожатия, но получает, герой его не гонит. ) Уместно ли создание картины по мотивам стихотворения в прозе «Нищий»?

  1. Сообщение темы и постановка целей урока, формирование мотивационной установки .

Вы, наверное, уже поняли, что для ответа на поставленный в начале урока вопрос нам необходимо будет внимательно рассмотреть прозвучавшее только что произведение. Проанализировать его с точки зрения жанра, художественного оформления, лексико-семантической составляющей. Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе» и эпиграфы, которые я подобрала к нашей встрече. (слайды 3-4) Мы вернемся к ним процессе нашего разговора.

Но прежде чем двигаться далее, давайте определим круг понятий, которыми нам предстоит сегодня оперировать.

– Урок милосердия. Как вы понимаете значение этого слова? Какие морфемы мы можем выделить в этом слове? Связано ли значение с морфемной структурой слова? (милое сердце – доброе, милость, сердечность)

МИЛОСЕРДИЕ- это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (толковый словарь русского языка А.Н. Булыко)

НИЩИЙ – -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н. скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная). 2. нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Подать нищему. * Нищий духом (устар. и книжн.) — лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый. II ж. нищая, -ей (ко 2 знач.). II прил. нищенский, -ая, -ое (ко 2 знач.). Нищенская котомка. (слайд 5)

– Как вы думаете, в каком значении употребляется это слово в заглавии стихотворения в прозе? (бедный, неимущий человек, живущий подаянием)

Вслушайтесь еще раз в голос автора:

«… А нищий ждал . и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» Попробуйте про себя услышать собственное чтение этой фразы… Почему столь необычным – лиричным, взволнованным, особенно проникновенным будет ваше чтение?

– Что же создал Тургенев – обычное, хотя и мастерское, прозаическое произведение? Нет, не обычное! Уже в своем названии сочетающее противоположные начала – стихотворение в прозе.

– А теперь мы подошли с вами к самому интересному понятию, сочетающему в себе практически противоположные понятия – стихотворение в прозе? Почему в этом термине такая последовательность слов: вначале стихотворение, а затем в прозе?

– Что отличает каждый из этих литературоведческих терминов? ( Стихотворение – лирический жанр, передающий чувства лирического героя. Это ритмически организованный текст, который отличают определенные темп, ритм, рифма, эмоциональность.

Проза – нестихотворная литература, в противоположность поэзии, прозаический текст отличает сюжет, графическое оформление. )

Прочитайте, пожалуйста, еще раз произведение и попробуйте найти в «Нищем» черты прозаического и лирического текстов.

– (Работа по вариантам: 1 вариант – черты прозы, 2 вариант – черты лирики).

Подведение итогов работы спустя 3-4 минуты.

1: сюжет, прозаическая форма повествования; 2: небольшой объем, эмоциональность, субъективность, частое членение.

Обучающиеся представляют свои выводы и сравнивают их с выводами учителя, помещенными на слайдах 5-6.

4. Жанровое своеобразие.

«Стихотворения в прозе» принято назвать циклом. Цикл – это не простая подборка или совокупность сходных по теме произведений. В цикле непременно ставится и решается какая-то проблема. Тематический круг цикла Тургенева складывается из немногих тем: жизнь и смерть в их различных проявлениях. Жизнь предстает в разнородных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение. Назначение и высший смысл жизни – неустанная борьба со смертью, с забвением, с небытием. Стихотворениям цикла свойственна своего рода отрешенность от будничного правдоподобия; изображение создается немногими резкими чертами. Речь нетороплива, торжественна, приподнята, эмоционально насыщенна.

Повествование рассчитано на активное додумывание и сопереживание читателя, ибо каждый элемент этой структуры обволакивается множеством ассоциаций, намеков. Вспомните наш первый эпиграф. Тургенев рассчитывает на вдумчивого, внимательного читателя.

– Взгляните на первый эпиграф. К чему призывает нас писатель? Почему не рекомендует читать стихотворения в прозе подряд?

Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Я вспоминаю притчу современного писателя Тимура Зульфикарова. Молодой спросил у старого человека: « В чем мудрость жизни? » Старик ответил: « Когда я был молод, я смеялся над упавшим человеком, когда я стал стариком – плакал! »

– Как вы думаете, можем ли соотнести эту притчу с произведениями, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым на закате жизни? Каким образом? ( Имея большой жизненный опят, человек начинает иначе смотреть и оценивать многое, что происходит вокруг. Недаром говорят, что с годами человек становится мудрее – он познает жизнь в самых различных, далеко не всегда приятных, ее проявлениях )

5. Исследовательская работа с текстом.

Литературное произведение – это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы – смысловое погружение

1) Коллективная работа. Смысловое погружение .

– Заштрихуйте ключевые слова – смыслы. (Тексты у всех учащихся)

– С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? ( Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука )

Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании ( грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность ).

Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] – нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.

• Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Стонал, мычал, прошамкал. Автор хочет передать состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится все глуше.

• Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

Потерянный, смущенный, похолодевшие.

• Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?

Лирический герой называет нищего «несчастным существом», нищим – 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово брат употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

2) Слово учителя

Лирический герой – единственный герой цикла, на которого неотрывно обращено внимание писателя. Его личность необычайно широка и богата. Человек сложный, мятущийся, он силен своим искренним интересом к самым различным сторонам жизни во всех ее проявлениях – прекрасных и безобразных. Ничто человеческое ему не чуждо.

• Как проявляет себя лирический герой в произведении И.С. Тургенева?

• Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно.

Предложения с многоточиями встречаются 7 раз.

• Какова функция многоточий в тексте стихотворения И. Тургенева?

С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя.

• Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?

Риторическое восклицание «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!» передает возмущение и сострадание лирического героя.

• Сколько абзацев в стихотворении? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы? (жанровая особенность)

3) Слово учителя

Авторская речь освобождается от прозаичной, будничной отрывистости, она подчеркнуто упорядоченна, облагорожена в плане синтаксическом и лексическом.

В совокупности с изобилием пауз (краткие абзацы, обособления внутри предложений, авторские тире, цезуры) все это создает неповторимый ритм лирико-философской прозы – неторопливый, с повторами отдельных мотивов, с неоднократными возвращениями – наподобие встречного течения в речном потоке.

Такой ритм соответствует сложному, богатому настроению цикла и способствует возбуждению у читателя настроения, необходимого писателю для наиболее впечатляющего осознания его выводов.

4) Исследовательская работа с текстом по вариантам.

• Посчитайте количество употребляемых в тексте существительных (1 вариант), прилагательных (2 вариант), глаголов, причастий и деепричастий (З вариант), местоимений (4 вариант). О чем это свидетельствует? Каковы особенности лексики стихотворения?

Итоги работы. В тексте встречается много существительных (учитывая повторения), что свидетельствует о статичности изображенного. И.С. Тургенев стремился воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях. Глаголы, причастия и прилагательные служат средством характеристики состояния героя. В тексте преобладает нейтральная и возвышенная лексика. В тексте немало местоимений, что придает ему оттенок искренности, взволнованности.

– А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?

5) Слово учителя

Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

• Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» – это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.

– Какое настроение – мрачное, безысходное, трагическое или благоговейное, ясно-спокойное, трепетное – вызывает это стихотворение? В каком цвете вы бы изобразили свои ощущения после прочтения? Поменялось ли ваше восприятие в течение урока? (Цветовая палитра создается учителем на доске на основе ответов обучающихся.)

– Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? ( Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким, родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)

– Давайте обратимся к словам О. Хайяма. В чем их смысл? В чем вы видите величие человека, героя Тургенева?

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл

Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями

Грамотно формулировал ответы на вопросы

Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы

Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:12, творческая работа

Краткое описание

Работа содержит анализ семантического пространства, денотативного и эмотивного пространства, анализ связности текста.

Файлы: 1 файл

нищий1 (1).doc

Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»

Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. … О, как безобразно обглодала бедность это несчастное сущест во!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собой.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

« Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат».

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

– Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Функционально-стилевая принадлежность текста. Анализ семантического пространства текста.

1. Концептуальное пространство:

а) предтекстовые пресуппозиции (знания о личности автора, времени создания произведения, его связях с другими текстами, обстановке, в которой создавалось произведение).

Данное произведение представляет собой разновидность художественного текста – стихотворение в прозе. « Стихотворения в прозе» создавались в 1877-1882гг., в последние годы жизни Тургенева. С этим связан и набор ключевых тем стихотворения: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. “Стихотворения в прозе” состоят из двух разделов “Старческие” и “Новые стихотворения в прозе”. Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале “Вестник Европы” № 12 за 1882 год. “Новые стихотворения в прозе” при жизни Тургенева не печатались.

В стихотворении «Нищий» повествование ведётся от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.

б) анализ семантики заглавия до и после прочтения текста:

Семантика слова «нищий» – это (по Ожегову):

1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустошенный человек (Нищий духом)1

Имеется и другое толкование: Нищий – 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край)2

После прочтения становится ясно, что имелось в виду первое значение слова «нищий» – крайне бедный, живущий подаянием. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий – это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

в) выявление ключевых слов

Так как темой стихотворения является воспевание гуманного отношения к человеку, то ключевыми словами будут: «рукопожатье», «подаяние», «брат», «трепетные руки».

Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории культуры: 1) рыцарский обряд, который имел следующее значение: « Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра». 2) XIX век: «Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда». 3) XXI век: «Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови».

В стихотворении автор имел в виду 3 значение.

При обращении к нищему автор использует слово «брат», то есть, используя это обращение, автор восстановил равенства двух людей,

восстановил право нищего называться человеком.

Но в системе деталей портрета нищего есть деталь, которая не соответствует образу – определение «трепетные руки». Мы трепещем, испытываем трепет, когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем.

Автор хочет подчеркнуть этой деталью, что даже в таком существе все еще живёт человек, способный переживать.

Получается, по отношению друг к другу оба героя совершают подаяние.

Нищий, вероятно, впервые за много лет ощутил себя человеком, от которого не отвернулись: автор увидел в нём человека, равного себе, подал руку, тем самым подчеркнул, что сочувствует ему, сопереживает. И автор «получил подаяние от… брата». Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть человеком. И это самое важное.

г) характеристика экспрессивных и образных средств.

Выделим глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал», которые дополняют тягостную картину. И здесь наблюдается нисходящая градация: «стонал» – «мычал» – «вздрагивал» – «прошамкал».

Далее рассказчик, не найдя ничего у себя в карманах , просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Используя отрицательную частицу ни и нисходящую градацию, автор показывает, насколько пусто у лирического героя в карманах: «ни кошелька», «ни часов», «ни даже платка « – «ничего».

Здесь же мы можем наблюдать состояние лирического героя через использованные в тексте эпитеты: «потерянный», «смущенный», «мои похолодевшие пальцы».

Состояние лирического героя передано ещё и с помощью многоточий, встречающихся в тексте 7 раз. Видно, что автора переполняют чувства, он не может высказать того, что творилось в его душе, он потрясён увиденным: «шершавые лохмотья», «нечистые раны», «трепетная рука», «посинелые губы», «воспалённые, слезливые глаза» и т.д. С помощью многоточий Тургенев передаёт взволнованность и растерянность лирического героя.

Восклицательное предложение в стихотворении встречается всего один раз. С его помощью обычно передаётся восхищение и восторг, а здесь автору нечем восхищаться, и единственное восклицательное предложение (метонимическая конструкция) употребляется для усиления возмущения: «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

У И.С.Тургенева используется эпитет «несчастное существо» («О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), а также «шершавые» лохмотья (От грязи одежда стала шершавой). От этого образ нищего более жалкий и отталкивающий. Метафора «обглодала бедность это несчастное существо (т.е. человек крайне беден, в нем, казалось бы, уничтожено все человеческое) подчеркивает состояние нищего.

д) выявление словесных рядов, соответствующих основным проблемам и главным оппозициям текста.

Так как в стихотворении «Нищий» речь идёт о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню, то он и стоит в центре описания. Автор даёт этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «шершавые лохмотья», «посинелые губы» и т.д.

Получается такой образный ряд:

Воспаленные, слезливые глаза

Посинелые, синие губы

Красная, опухшая, грязная, трепетная рука

Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, лирический герой говорит, что это его «брат». Слово «нищий» употребляется в стихотворении 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), а слово брат используется 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим). И причём слово «нищий» в основном употребляется в первой части стихотворения, а брат – во второй. А это значит, что остановившийся возле нищего (а это был наверняка богатый человек, об этом мы можем судить по тому, что он искал в карманах кошелёк, часы, платок), понял, что этот старик такой же, как и многие другие люди, только попавший в трудную жизненную ситуацию.

И в самом конце стихотворения герой говорит не просто «брат», а «получил подаяние от моего брата». Местоимение «моего» подчёркивает изменившееся отношение героя к нищему. В стихотворении использована в основном нейтральная лексика, встречается также устаревшая, книжная, возвышенная или торжественная и разговорная (общение на равных.)

Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто – нибудь близкий.

1) Очень бедный, неимущий.

2) Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

Устаревшая и книжная.

Искать ощупью или перебирая, перекладывая что-нибудь.

Говорить невнятно, пришёптывать.

То же, что милостыня.

Говорить невнятно, издавать тягучие, нечленораздельные звуки.

Одряхлевший от старости, утративший силу и крепость

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье. Эти знания помогут подготовится к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомится с идеей, историей создания произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нищий.

История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.

Композиция – четыре строфы с чётким разделением лирического сюжета.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “живая мука”.

Эпитеты“бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.

Антитеза“хлеб” и “камень”.

История создания

Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.

Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем” – обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его эмоциональность, напевность и стихотворный размер и ритм. Последняя строфа напоминает послание, однако чёткого адресата не прослеживается. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “ врат святых “, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб” , образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: “ И взор являл живую муку… И кто-то камень положил”…

В третьей строфе: “Так я молил твоей любви… Так чувства лучшие мои…”

Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Нищий»

Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Нищий»

Урок литературы в 7 классе спроектирован по технологии развития критического мышления.

Ведущие приёмы смыслового чтения – «Ключевые слова», «Кластер », «Зигзаг», проблемная беседа.

Цели: 1. Формирование умений анализировать текст с разных читательских позиций; выявление жанровых особенностей стихотворения в прозе, художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий»,

2. формирование навыков выразительного чтения, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы; развитие критического мышления; развитие связности речи при построении ответов; развитие коммуникативной культуры при взаимодействии в парах;

3. Воспитание милосердия, отзывчивости, доброты.

Оборудование : тексты стихотворения, проектор, компьютер, презентация

«Добрый мой читатель,

не пробегай этих

стихотворений сподряд…

Но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое;

и которое – нибудь из них,

может быть, заронит тебе

что-нибудь в душу».

(Из предисловия

И.С. Тургенева к первому

изданию)

  1. Оргмомент. (Выявление готовности класса к уроку. Психологический настрой на урок).

Добрый день. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: наш урок литературы я назвала уроком милосердия. Почему? – спросите вы. Я думаю, что в завершении нашего разговора вы самостоятельно сможете ответить на этот вопрос.

  1. Этап вызова . Актуализация знаний. (введение в тему, мотивация, целеполагание)

Мы продолжаем с вами говорить о творчестве И.С.Тургенева, знакомимся с другими стихотворениями в прозе этого замечательного человека. Говорили на наших уроках о том, что И.С.Тургенев – это настоящий мастер слова, очень метко подмечающий чувства, поведение человека, отношение к окружающим. Сегодня мы обсудим очень важную, трудную и вечную тему русской литературы на примере одного маленького произведения Ивана Сергеевича Тургенева.

«Стихотворение в прозе» написаны в 1882 году, включают 82 произведения.

Что такое стихотворение в прозе?

В чем особенности этого жанра?

А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи – стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий»

Какие ассоциации вызывает у вас слово «нищий»

(ответы детей, 2 ученика работают у доски, заполняют кластер «Нищий»)

Работа по кластеру

Предположите, о чем текст?

Учителем создаётся проблемная ситуация.

На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество благотворительных фондов, помогающих больным и бедным. Каждый второй россиянин когда – либо давал милостыню просящему. Однако уровень преступности, нетерпимости, агрессии и в России, и в мире растёт с каждым днём. Можно ли человека, дающего милостыню, назвать по – настоящему милосердным? Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

– А что мы хотим сегодня понять? Записывается первая цель: Ответить на вопрос: Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?

– Что нам поможет это понять? (Стихотворение И.С. Тургенева).

Что нам надо сделать, чтобы это понять?

(Для того чтобы решить поставленную проблему, его нужно внимательно прочитать, разобраться в нём, определить его главную мысль)

Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий»

Обращаемся к схеме.

Может быть, что- то хотите добавить

В тексте нищий, какой

А еще новые слова появляются

Что происходит при встрече

Исследовательская работа с текстом.

Литературное произведение – это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы – смысловое погружение

1) Коллективная работа. Смысловое погружение .

– Заштрихуйте ключевые слова – смыслы. Подчеркиваем ключевые слова

(Тексты у всех учащихся)

– С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? ( Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука )

Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании ( грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность ).

Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] – нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.

• Какие глаголы передают состояние нищего ? О чем свидетельствует выбор лексики?

Стонал, мычал, прошамкал. Автор хочет передать состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится все глуше.

• Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

Потерянный, смущенный, похолодевшие.

Как называет лирический герой нищего ? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?

Лирический герой называет нищего «несчастным существом», нищим – 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово брат употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

Работа в группах.

1 группа – Сюжет произведения.

1878 Тургенев был во Франции, в местечке Буживаль и увидел вот эту картину. С увиденным захотел поделиться с Л.Н.. Толстым. Но у него с собой только открытка. Он решил описать. Строчки ограничены. Всего пять предложений. Предположите, что он напишет?

2 группа – основная идея

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» – это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.

3группа – актуальность произведения

Из 19 века перенесемся в 21 век. Он написал смс

Есть ли у нас произведения о нищих. Какие можете вспомнить?

В коми – пермяцкой литературе тоже есть произведения о нищих

Выразительное чтение отрывков

Ситуативное погружение.

– А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?

5) Слово учителя

Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

– Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? ( Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким, родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл

Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями

Был активен

Грамотно формулировал ответы на вопросы

Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны .

7. Домашнее задание.

1.Читать Климов В.В «Я уже большая»

2.Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) :

  • 1 вариант . Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам.
  • 2 вариант . Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».

Читайте также:  Холостяк - краткое содержание рассказа Тургенева
Ссылка на основную публикацию