Анализ поэмы За далью – даль Твардовского

Анализ поэмы За далью даль Твардовского сочинение

История

Твардовский является одним из лучших поэтов своего времени, написавший немало интереснейших и запоминающихся произведений, в числе которых и поэма “За далью даль”. Твардовский писал поэму на протяжении 10 лет, в период с 1950 года по 1960 год. Полностью поэма была опубликована в 1967 году. На протяжении всего времени, пока создавалась поэма, она много раз переписывалась, изменялась, редактировалась и лишь к концу 1967 года обрела свой полноценный вид.

Жанр произведения

Жанр произведения Твардовского “За далью даль” – это эпическая поэма. Особенностью поэмы Твардовского является её эпичность. Так как поэма была написана в большом объеме, разнообразие и тематическое содержание произведения позволяет отнести её к лирико-философской эпопее. Стихи поэта легки и понятны любому читателю, так как написаны четырехстолбным ямбом.

Герои поэмы

Главный герой поэмы Твардовского “За далью даль” – это сам автор, который описывает красивейшие места своей родины, ее природу и исторические эпохи.

Сюжет поэмы

Александр Твардовский включил в свою поэму 15 глав, в каждой из которых он описывал многочисленные памятные места, красоту русской природы и воспоминания своего детства. Проезжая на поезде мимо памятных для себя мест, лирический герой описывает великую Волгу-матушку, природу Сибири, Урала и Забайкалья. Глава “Две кузницы” переносит автора воспоминаниями в детство, где он вспоминает своего отца-кузнеца и кузницу, в которой он проводил все свое свободное время. Позже ему пришлось из Забайкалья уехать на Урал. Он не забывает рассказать и о попутчиках, ехавших с ним в одном вагоне несколько суток – это дама в пижаме, молодая пара и военный офицер. Автор в подробностях описывает их внешний вид и манеры, а затем сам додумывает их дальнейшую судьбу. Поэт с восторгом и трепетом описывает богатство природы, величественные горы и тайгу. Вспоминает автор и своего друга детства, которого так же встречает во время путешествия. Они погружаются воспоминаниями в далекое прошлое, когда еще были совсем детьми. Узнав о том, что его друг был осужден несправедливо, главный герой не может смириться с этой несправедливостью. Есть в поэме и глава под названием “Фронт тыла”, где поэт рассуждает о том, где сложнее – в тылу или на фронте? Лучше, же конечно без войны. Автор восхищается своей страной. Называя ее моя родная, моя, моя!

Главная мысль произведения

Главная мысль поэмы Твардовского – передать в полной мере свою любовь к родной земле, к народу и всему, что его окружает. Он искренне переживает за свою родину, за все злоключения и беды, которые постигли и ее и людей в военные и послевоенные годы. Для него очень важны воспоминания детства, юности, настоящего и будущего. Ведь именно в конце произведения автор пишет, что он стремится к чему-то новому и неизведанному.

2 вариант

Поэма Твардовского «За далью – даль» входит в число лучших работ поэта. Автор написал ее в интересном стиле, как будто данную историю рассказывает читателю пассажир, который путешествует по стране. Начинается произведение с того, что автор рассказывает о человеке, которому предстоит проехать многие километры. За это время он столкнется с многими людьми, у которых своя судьба, причем многих их них объединяют военные события. Автор и сам переживает войну и с особым трепетом рассказывает об этом большом горе, которое пришло к народу.

Автор передает свой опыт и знания потомкам, ведь ему известно о всех бедах войны не понаслышке. Автор прошел страшный путь солдата. На этом пути много опасности, но это придавало силы. Все эти тяготы поэт переносил вместе со всем народом, и эти воспоминания входят в данную поэму. Это является неким посланием для потомков о том, что нельзя допустить повторения такого горя.

Отдельное место в поэме занимает глава о Волге и ее красоте. Автор прям восторженно высказывает свои положительные впечатления об этой замечательной реке. Так как в Волгу входят и другие реки, то Волгу можно сравнить с неким единством народа. Для Твардовского данная река является символом России, за эту реку воевали многие люди.

Так же не оставил поэт без внимания и свою родину – Урал. Автор переносит читателя в некое путешествие по его детству. Вспоминает автор своего отца, который работал на кузнице, которая была словно академия наук. Много вещей создавалось в ее стенах. Твардовский и теперь слышит звуки, которые раздаются с кузницы. Это останется навсегда, такие воспоминания никогда не пропадут никуда. Автор дает понять то, что человеку не нужно стыдиться своих корней, а еще хуже забывать них. Далее автор погружает читателя в невероятную красоту своей родины. Поэт не просто описывает красоту, он дает понять, что даже если б его родина была б не красивой, он все равно бы гордился б ней.

Заканчивается поэма на том, что Твардовский обращается к молодой части народа страны. Он хочет, чтоб молодежь посвящала себя труду и новым землям. Автор подчеркивает, что нельзя жить только одной столицей, в стране достаточно хороших мест, которые нужно развивать. Далее следует огромный привет от автора всем уголкам нашей необъятной родины. Твардовский любит свою родину и открыто признается в этом читателю. После этого автор заканчивает свое произведение и прощается с читателем, вернее говорит до скорой встречи. Поэт выполнил главную задачу – передать эпоху читателю и показать красоту родной земли.

Литературный анализ

Произведение, создаваемое на протяжение многих лет, относится к жанру лирико-эпической поэмы, поскольку имеет масштабное философское содержание.

Композиционная структура поэмы состоит из пятнадцати глав, имеющих размытую сюжетную линию, объединенную основной тематикой произведения в виде лейтмотива дороги, выраженного в философских размышлениях автора во время путешествия о жизненных ценностях, творческих воспоминаниях, путевых заметках, о судьбе родной отчизны. Каждая из глав представляет собой отдельную остановку в путешествии, некоего островка.

Повествование в поэме ведется от имени лирического героя, осуществляющего поездку по бескрайним российским просторам, наполненную особым романтизмом дорожных путешествий.

В качестве стихотворного размера в поэме используется форма четырехстопного ямба, применяемая в простом и легком виде. Среди средств художественной выразительности, подчеркивающих яркость и сочность языкового звучания произведения, применяются многочисленные эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, а также народные поговорки, пословицы, суффиксы в уменьшительно-ласкательной форме, разнообразные фразеологизмы и устоявшиеся в народе выражения, акцентирующие безграничность русской души, а также ее широту и радушие. Кроме того, в поэме присутствуют синекдоха, метонимия, антитеза, гипербола, литота, ирония, позволяющие автору создать впечатляющие, захватывающие дух красоты русской земли в виде описаний сибирской и уральской природы, дальневосточных видов, необыкновенного впечатления от вездесущей Волги, которая отражает родимую землю.

Восхищаясь восхитительными пейзажами, в душе лирического героя всплывают воспоминания о его малой родине, Загорья, скудном, негромком, небогатом крае, символизирующемся у поэта с невыносимым, но честным людским трудом в образе кузницы, ставшим для автора своеобразным жизненным опытом, пройденным в этой академии наук. Не обходится в поэме и без упоминаний о прошедшей войне, которую пережила родная земля, а также о годах советских репрессий и последующей реабилитации осужденных невинно земляков.

Поэма в полной мере отражает авторский замысел, представленный в обобщенной картине о родной стране, выражающей настроение периода оттепели, а также масштаб государственных планов и тепло настоящей русской души.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы За далью даль Твардовского

Популярные сегодня темы

План в цитатах на последние главы рассказа Кавказский пленник

Москва, возможно, любимый город Пушкина, сердце страны, которое пытались завоевать все нации, воевавшие с Россией. При его жизни, столицей Российской империи был Санкт-Петербург

Сюжетная композиция произведения состоит из повествования об одном эпизоде из жизни стареющей суровой самки волка, вынужденной, преодолевая холод, боль, беспомощность, выживать ради своего новорожденного потомства.

Проблема верности всегда была важной в литературе. Она рассматривалась в нескольких аспектах: верность родине, любви и дружбе. Многие классики освещали эти проблемы в своих книгах.

В анализируемом произведении “Мещерская сторона” писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира

Анализ поэмы А.Т. Твардовского «За далью — даль»

Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью — даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума — просто путевые зарисовки, впе­чатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь. И все-таки поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью — даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает воз­можность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:

. А там еще другая даль,

Что обернется далью новой.

И, наконец, конечная цель поездки:

Не просто край иной, далекий,

А Дальний именно Восток.

Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регио­ны — емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драма­тичны. События самого узкого, частного, личного характе­ра соотнесены с историческим прошлым, полным траге­дийного накала. Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессиро­ванным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи:

И вспомнил я тебя, друг детства,

И тех годов глухую боль.

В центральной главе «На Ангаре», связанной темой звездного будущего, поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, лите­ратурой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта:

Как мне тебя недоставало,

Мой друг, ушедший навсегда.

Кто так, как ты, еще на свете

До слез порадоваться мог

Речам, глазам и людям этим!

Зачем же голос твой умолк ?

Личные воспоминания преобразуются в яркие карти­ны минувшего, связанные с драматическими обстоятельст­вами и последствиями эпохи культа личности Сталина:

Так это было. Четверть века

Призывом к бою и труду

Звучало имя человека

Со словом Родина в ряду.

Мы звалистанем ли лукавить?

Читайте также:  Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Его отцом в стране — семье.

Так это было на земле.

Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свер­шениям:

Да, все, что с нами было,

То с нами здесь.

Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура само­го лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание. На душе лирического героя дополнительное

бремя — он поэт. А следовательно, он несет особую ответ­ственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:

Кому другому, но поэту

Молчать потомки не дадут.

Его к суровому ответу

Особый востребует суд.

Я не страшусь суда такого

И, может, жду его давно,

Пускай не мне еще то слово,

Что емче всех, сказать дано.

Мое — от сердца — не на ветер,

Оно в готовности любой;

Я жил, я былза все на свете

Я отвечаю головой.

Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, — длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего.

Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью — даль», опреде­лили еще одну особенность — тип попутчика лирического героя.

Твардовский по складу своего дарования всегда ори­ентируется на диалог. В этой поэме такая направленность приобретает особое значение. Впервые здесь выступает читатель разноликий. Разговоры с ним насыщены кон­трастными, то ироническими, то шутливыми, то серьезны­ми интонациями. Но в конце концов беседа с читателем достигает глубокой доверительности и откровения. Поэт дорожит его мнением и ждет от него того же.

На высокой ноте расставания с другом-читателем за­вершается поэма:

Конца пути мы вместе ждали,

Но прохлаждаться недосуг.

Итак, прощай. До новой дали.

До скорой встречи,

Завершая произведение, автор полушутливо, полуиро­нично, но весьма сурово оценивает свой труд:

И не заманчив общий тон,

Ни поначалу, ни потом.

В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые компози­ционные сюжеты и возможности для выражения уже со­вершившегося факта нового видения мира» (А.Сурков).

Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского

Поэму Твардовского “За далью – даль” изучают в 8 классе на уроках литературы. Творчество Александра Трифоновича понятное, простое и вместе с тем богатое и разнообразное. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “За далью – даль” по плану.

Краткий анализ

История создания – поэма создавалась на протяжении 1950-1960 годов. В 1967 году была опубликована в полном варианте.

Тема – философские размышления о вечных ценностях, судьбе родной страны, воспоминания и путевые заметки, объединённые мотивом дороги.

Композиция – 15 глав с размытым сюжетом композиционно объединённых пафосом путешествия.

Жанр – эпическая поэма, благодаря своей содержательной масштабности считается лирико-философской эпопеей.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры“залит огнями”, “приют суждений”, “волна грозного жара”.

Эпитеты“жестокий опыт”, “грозные испытания”, “немая, бесконечная тоска”, “горькая тревога”.

Олицетворение“батареи ревут”, “дорога бьёт, трясёт и лечит”, “земля дрожала”.

История создания

Поэма была задумана автором задолго до её написания, с 1950 по 1960 год произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Твардовский из-за активной общественной и профессиональной деятельности долго не мог себе позволить совершить путешествие, о котором повествуется в поэме. Только после увольнения из редакции “Нового мира” он совершил долгожданную поездку. Первоначально поэма была задумана как эпическое произведение, путевые заметки, философские очерки, личные воспоминания: много пластов в жанровом и содержательном смысле включает в себя поэма “За далью -даль”.

Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетают описания природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, философские размышления о жизни, истории, личные воспоминания. Писатель поднимает темы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме. Много внимания уделено тематике творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.

Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Масштабные, захватывающие дух красоты Урала, Сибири встают перед глазами читателя. Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет главного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика. Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.

Композиция

Поэма состоит из 15 глав, связанных тематически и структурно. Каждая глава – отдельный островок, “остановка” в путешествии, где-то её делает поезд, где-то память лирического героя, а иногда и отвлечённые размышления о вечных ценностях. Сама композиция строится от отправления лирического героя из родного города со жгучей тягой к новым далям до самого Владивостока, которой становится конечным пунктом.

Произведение относится к жанру поэмы. Особенностью поэмы Твардовского является её эпичность. Учитывая большой объём, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы её называют лирико-философской эпопеи. Нужно отметить, что многие главы были задуманы как лирические стихотворения и лишь в конечное издание вошли в структуру поэмы. Стих Твардовского лёгок и прост, это отличает все произведения автора. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Средства выразительности

Язык поэмы яркий и сочный, помимо эпитетов, метафор и олицетворений, в произведении много пословиц, поговорок, различных фразеологизмов и устоявшихся выражений народного характера. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу и литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, заслуга в этом разнообразные тропы и стилистические приёмы.

Анализ поэмы «За далью — даль» Твардовского А. Т

Поэма «За далью — даль», за которую А. Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А. Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав.

Основной мотив поэмы — мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно.

Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся

Путешествие дает возможность лирическому герою посмотреть новые места, ощутить чувство сопричастности с другими людьми, пробуждает творческое вдохновение. Характерной особенностью поэмы является присутствие иронической интонации. «Преодолел, взошел на гору И отовсюду виден стал. Когда он всеми шумно встречен, Самим Фадеевым отмечен, Пшеном в избытке обеспечен, Друзьями в классики намечен, Почти уже увековечен», — так пишет А. Т. Твардовский о своем лирическом герое. Достигнув славы, человек не должен оторваться от реальности, от общения, от развивающейся жизни. Герой поэмы признается,

Он торопится жить, стремится везде поспеть. Путешествие в пространстве становится мощным стимулом для воспоминаний — путешествий во времени.

Первым крупным событием поездки становится встреча с Волг ой: » — Она! — И справа, недалеко, Моста не видя впереди, Мы видим плес ее широкий В разрыве поля на пути». Волгу русский человек воспринимает не только как реку. Это одновременно и символ всей России, ее природных богатств и просторов. А. Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек. В Волгу издавна смотрятся кремлевские стены, главы и кресты соборов и обычные деревеньки.

Даже растворившись в океанских водах, Волга несет в себе «земли родимой отраженье». Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом. Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников.

Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину — в Загорье. Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной «академией наук».

В кузнице «рождалось все, чем пашут ниву, Корчуют лес и рубят дом». Здесь же велись интересные разговоры, из которых складывались первые представления героя о мире. Через много лет он видит «кувалду главную Урала» в работе и вспоминает родную, с детства знакомую деревенскую кузницу. При помощи сопоставления двух художественных образов автор соотносит тему малой родины с разговорами о судьбе всей державы.

Композиционное пространство главы «Две кузницы» при этом расширяется, а поэтические строки достигают максимального эффекта художественного обобщения. Образ Урала заметно укрупняется. Ярче воспринимается роль этого региона в индустриализации страны: «Урал!

Опорный край державы, Ее добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец».

Галерею областей и регионов родной земли продолжает Сибирь. А лирический герой вновь погружается в воспоминания о войне, о детстве, затем разглядывает с интересом своих попутчиков. Отдельные строки поэмы обращены к соратникам по перу, псевдописателям, которые, не вникая в суть событий, пишут по заказу производственные романы по одной и той же основной сюжетной схеме: «Глядишь, роман, и все в порядке: Показан метод новой кладки, Отсталый зам, растущий пред И в коммунизм идущий дед».

Твардовский выступает против упрощений в литературном труде. Он призывает не подменять изображение подлинной действительности дежурными схемами и шаблонами. И вдруг монолог лирического героя прерывается неожиданным возгласом. Оказывается вместе с поэтом в том же купе едет его редактор, который заявляет: «И н свет ты выйдешь, как картинка, Какой задумал я тебя». Этот комический сюжетный ход помогает автору поднять наболевшую для него проблему.

Читайте также:  За далью - даль - краткое содержание рассказа Твардовского

Ведь сам А. Т. Твардовский, как известно, был не только поэтом, но и долгое время возглавлял один из лучших советских журналов — «Новый мир». Па проблему взаимоотношений автора и редактора он имел возможность посмотреть с обеих сторон. В итоге выясняется, что редактор только привиделся поэту, словно «сон дурной».

Сибирь в восприятии автора предстает пустынным краем, овеянным «дремучестью суровой». Это «недоброй славы край глухой», «глухомань вековечная». Глядя на огни Сибири, лирический герой рассуждает о том, как «издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, кого мечта, Кого беда…».

В тайге на станции Тайшет лирический герой встречает старого друга. Когда-то жизнь разлучила этих двух людей. Их мимолетная встреча на станции становится определенным символом необратимости бега времени и жизни человеческой.

Едва повстречавшись, герои вновь расстаются и разъезжаются в разные стороны огромной страны.

Вагонные споры, картины дорожного быта создают в поэме необходимый фон, на котором автор пытается поставить самые злободневные вопросы эпохи. Он рассуждает о карьеризме и призывает молодежь осваивать необжитую землю. Примером такого подвижнического поступка становится судьба молодой пары, которая по зову сердца едет из Москвы работать в Сибирь.

Далее, подчеркивая масштабность и грандиозность проектов освоения Сибири, Твардовский рассказывает о строительстве гидростанции на Ангаре.

В финале поэмы лирический герой привозит свой поклон Владивостоку от матушки Москвы, от Волги-матушки, от батюшки Урала, от Байкала, от Ангары и от всей Сибири. Повторы и уменьшительно-ласкательные суффиксы придают строфе фольклорное звучание. Поэт признается в любви к родине, к народу и прощается с читателем до новой встречи.

Автору удалось воплотить в поэме свой грандиозный замысел: представить обобщенный портрет родной земли и передать подвижнический дух эпохи «оттепели», размах индустриальных планов и широту души русского человека.

Дайджест:

По поэме Твардовского А. Т. «За далью — даль» Поэма «За далью — даль», за которую А. Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А. Т. Твар­довского. Она состоит из. .

«За далью — даль» и «По праву памяти» Поэмы «За далью — даль» и «По праву памяти» еще не подвергались сопоставительному анализу в твардовсковедении. И это не случайно. «За далью — даль» после первых критических атак, как и. .

Анализ поэмы А — Т — Твардовского Дом у дороги Подготовка к ЕГЭ: Сочинение: Анализ поэмы А. Т. Твардовского Дом у дороги Поэму «Дом у дороги» А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение. .

Анализ поэмы «Василий Теркин» Твардовского А. Т «Василий Теркин» Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды. Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых. .

Анализ поэмы «Теркин на том свете» Твардовского А. Т Сатирическая струя, ощутимая в таких главах книги «За далью — даль», как «Литературный разговор» и «Фронт и тыл» , в полной мере проявилась в поэме «Теркин на том свете» . .

Анализ поэмы Твардовского «По праву памяти» За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что. .

Анализ стихотворения Твардовского «О сущем» В жизни любого поэта рано или поздно наступает тот переломный момент, когда он задается вопросом о своем истинном предназначении. Подобные философские размышления были характерны для многих русских поэтах, а также. .

Главный герой поэмы Твардовского «Василий Теркин» Произведение Твардовского названо именем его главного героя Василия Теркина. Считается, что автор показал своего персонажа отважным и находчивым бойцом-одиночкой. Он всегда весел и самоуверен. Уточненное чувство юмора не покидает Василия. .

Исследование поэмы Твардовского «Книга про бойца» В 1946 году почти одно за другим появилось три полных издания «Книги про бойца», и герой ее пришел к читателю «гражданскому», как давний и любимый друг: о нем знали по. .

Анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского А. Т Тема, лишь глухо пробивавшаяся в «Стране Муравии» и отдельных стихах 30-х гг. и зазвучавшая уже в цикле «Памяти матери», нашла свое наиболее полное воплощение в последней поэме Твардовского «По праву. .

Краткое изложение поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Совершенно особое место в поэзии военных лет занимает » Василий Теркин » А. Т. Твардовского. «Книга про бойца», как назвал автор свою поэму, рассказывает о судьбе рядового солдата Великой Отечественной. .

Анализ стихотворения Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…» Твардовский долгое время практически не обращался к теме назначения поэта и поэзии, столь важной для всех стихотворцев. Александр Трифонович считал делом «наверняка мертвым» создание произведений, посвященных творчеству. Есть и еще. .

Язык и стих поэмы «Василий Теркин» Твардовского А. Т При всей кажущейся простоте и традиционности книга Твардовского отличается редкостным богатством языка и стиля, поэтики и стиха. Она отмечена необычайной широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и народно-поэтической речи. .

Анализ стихотворения Твардовского «Лежат они, глухие и немые…» Великий писатель и поэт, патриот своей родины, Твардовский Александр Трифонович всю жизнь трудился на благо советского народа. Укротитель слова всегда знал путь к сердцам людей. Александр Трифонович был военным корреспондентом. .

Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» А. Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества. В стихотворении «Снега потемнеют синие…». .

Анализ стихотворения Твардовского «В тот день, когда окончилась война…» На момент начала Великой Отечественной войны Твардовскому было чуть больше тридцати лет. Писатель решил не отсиживаться в тылу, он отправился работать корреспондентом во фронтовые газеты, где публиковал лирику и очерки. .

Анализ стихотворения Твардовского «В пилотке мальчик босоногий…» Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных произведений, выдержанных в духе соцреализма. На фронт Твардовский ушел в. .

Анализ стихотворения Твардовского «Памяти матери» Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем мен менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме. .

Краткий сюжет поэмы Твардовского «Теркин на том свете» С военным сюжетом связана поэма, получившая название «Теркин на том свете». Она вышла в свет только в 1963 г., хотя была завершена уже в 1954-м. Перед нами вполне узнаваемый герой. .

Анализ стихотворения Твардовского «На дне моей жизни…» Говорят, что каждый человек в той или иной мере предчувствует свою смерть и внутренне готовится к переходу в иной мир. Кому-то для этого достаточно одного мгновения, у других же уходят. .

Анализ стихотворения Твардовского «Награда» . Твардовский — поэт поистине народный, сумевший в стихах о Великой Отечественной войне передать все ее многообразие. Особенной популярностью пользовалась среди бойцов поэма «Василий Теркин». Произведение это Александр Трифонович начала. .

Своеобразие поэмы Твардовского «Муравия, старинная Муравская страна» Твардовский, безусловно, не мог знать этих слов, когда писал «Своеобразие поэмы Твардовского «Муравия, старинная Муравская страна»», но как не случайно у него то, что гудящие над полем провода — в. .

Анализ «Страна Муравия» Твардовского Одним из ранних произведений А. Т. Твардовского, ко­торым он заявил о себе в литературе, была поэма «Страна Муравия» , посвященная коллективизации. Работу над произведением поэт рассматривал как социаль­ный заказ. В. .

Анализ стихотворения Твардовского «У славной могилы» Во время Великой Отечественной войны Александр Твардовский, выбравший стезю фронтового корреспондента, опубликовал несколько сотен репортажей и огромное количество стихов, посвященных подвигу советских солдат. На некоторые участки фронта поэту довелось возвратиться. .

Анализ поэмы Есенина «Цветы» В декабре 1924 года Есенин в письме, адресованном Галине Артуровне Бениславской — своему другу и литературному секретарю, упомянул черновик поэмы «Цветы». Новое произведение он назвал не просто хорошим, а, «пожалуй. .

Анализ стихотворения Твардовского «Когда пройдешь путем колонн…» Александр Твардовский не готовил себя к карьере военного корреспондента, однако судьба распорядилась таким образом, что в 1939 году он ушел на фронт и вместе с войсками Советской Армии побывал практически. .

Анализ стихотворения Фета «Морская даль во мгле туманной…» «Морская даль во мгле туманной…» — одно из наиболее выдающихся описаний морского пейзажа в русской лирике девятнадцатого столетия. К морской тематике в творчестве Фет пришел не сразу. Интерес к ней. .

Анализ стихотворения Твардовского «В поле, ручьями изрытом…» Так сложилось, что тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве Александра Твардовского. Даже после того, как отгремели последние залпы победного салюта, поэт то и дело возвращался к своим воспоминаниям. .

Анализ песни Русь из поэмы Кому на Руси жить хорошо Тема песни «Русь» сливается с ее идеей в единое целое — речь идет о непоколебимости Руси, о ее возможности встать с колен из любого состояния. Страна характеризуется как живое существо. .

Анализ поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» 1) История создания поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем. Многие русские писатели и поэты откликаются на это общественное движение. .

Анализ стихотворения Твардовского «Весенние строчки» У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской. .

Четыре долой в идейно-образной структуре поэмы Облако в штанах Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» — одно из важнейших произведений его дореволюционного творчества. Он старается представить нам горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Но герой поэмы не собирается. .

Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского В. В «Облако в штанах» Творчество В. В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика. Заслуженную известность принесли В. В. Маяковскому. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

Тема войны в творчестве Твардовского Произведения А. Т. Твардовского о войне — это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека. .

Краткое содержание поэмы Твардовского «Теркин на том свете» Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол проверки, кромешный стол. У Теркина требуют аттестат, требуют фотокарточку, справку. .

Краткое содержание «По праву памяти» Твардовского Твардовский Александр Трифонович Произведение «По праву памяти» В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот. .

Анализ поэмы Пушкина «Цыгане» Поэма написана А. С. Пушкиным в 1824 году. В ней отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это время. Он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого. .

Своеобразие поэтического дара Твардовского Труд самого поэта — это нечто важное, главное, пронизывающее его жизнь от самого начала трудовой деятельности. Об этом также сохранились воспоминания близко знавших поэта людей: «В труде души молодого Твардовского. .

Анализ поэмы Медный всадник, Пушкин ­Анализ поэмы Поэма «Медный всадник» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году и представляет собой одно из самых совершенных в художественном отношении произведений русской литературы. Написанная в стихотворной форме. .

Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова План Введение История создания Тема и идея произведения Жанр произведения, композиция и характер конфликта Художественные средства Заключение Введение «…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура. .

«За далью даль» анализ поэмы Твардовского по плану кратко – история создания,проблематика,основная мысль, жанр

Поэму Твардовского “За далью – даль” изучают в 8 классе на уроках литературы. Творчество Александра Трифоновича понятное, простое и вместе с тем богатое и разнообразное. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “За далью – даль” по плану.

Краткий анализ

История создания – поэма создавалась на протяжении 1950-1960 годов. В 1967 году была опубликована в полном варианте.

Тема – философские размышления о вечных ценностях, судьбе родной страны, воспоминания и путевые заметки, объединённые мотивом дороги.

Композиция – 15 глав с размытым сюжетом композиционно объединённых пафосом путешествия.

Жанр – эпическая поэма, благодаря своей содержательной масштабности считается лирико-философской эпопеей.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры“залит огнями”, “приют суждений”, “волна грозного жара”.

Эпитеты“жестокий опыт”, “грозные испытания”, “немая, бесконечная тоска”, “горькая тревога”.

Олицетворение“батареи ревут”, “дорога бьёт, трясёт и лечит”, “земля дрожала”.

История создания

Поэма была задумана автором задолго до её написания, с 1950 по 1960 год произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Твардовский из-за активной общественной и профессиональной деятельности долго не мог себе позволить совершить путешествие, о котором повествуется в поэме. Только после увольнения из редакции “Нового мира” он совершил долгожданную поездку. Первоначально поэма была задумана как эпическое произведение, путевые заметки, философские очерки, личные воспоминания: много пластов в жанровом и содержательном смысле включает в себя поэма “За далью -даль”.

Тематика поэмы широка и многообразна: основной мотив дороги переплетают описания природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, философские размышления о жизни, истории, личные воспоминания. Писатель поднимает темы морального выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; тема только что отзвучавшей победы, войны и её последствий также раскрыта в поэме. Много внимания уделено тематике творчества, поэта и его предназначения, ценности этой профессии и её специфике.

Всё произведение проникнуто особой романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток. Масштабные, захватывающие дух красоты Урала, Сибири встают перед глазами читателя. Тематику поэмы ярко характеризуют названия глав “Огни Сибири”, “На Ангаре”, “Фронт и тыл”, “Друг детства”, “Литературный разговор”. В поэме нет главного героя, для неё характерна бессюжетность и разноплановая проблематика. Основная мысль произведения – жить нужно в ладу с совестью, уважая историю своей страны, без этого не быть счастливому будущему.

Композиция

Поэма состоит из 15 глав, связанных тематически и структурно. Каждая глава – отдельный островок, “остановка” в путешествии, где-то её делает поезд, где-то память лирического героя, а иногда и отвлечённые размышления о вечных ценностях. Сама композиция строится от отправления лирического героя из родного города со жгучей тягой к новым далям до самого Владивостока, которой становится конечным пунктом.

Произведение относится к жанру поэмы. Особенностью поэмы Твардовского является её эпичность. Учитывая большой объём, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы её называют лирико-философской эпопеи. Нужно отметить, что многие главы были задуманы как лирические стихотворения и лишь в конечное издание вошли в структуру поэмы. Стих Твардовского лёгок и прост, это отличает все произведения автора. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Средства выразительности

Язык поэмы яркий и сочный, помимо эпитетов, метафор и олицетворений, в произведении много пословиц, поговорок, различных фразеологизмов и устоявшихся выражений народного характера. Широту русской души, её масштабность и безграничность автор рисует с помощью всех известных средств выразительности, включая эпитеты, метафоры, синекдоху, метонимию, антитезу, иронию, гиперболу и литоту. Картины словно оживают на страницах поэмы, заслуга в этом разнообразные тропы и стилистические приёмы.

Анализ поэмы За далью – даль Твардовского

Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью — даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума — просто путевые зарисовки, впе­чатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь. И все-таки поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью — даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает воз­можность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:

. А там еще другая даль,

Что обернется далью новой.

И, наконец, конечная цель поездки:

Не просто край иной, далекий,

А Дальний именно Восток.

Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регио­ны — емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драма­тичны. События самого узкого, частного, личного характе­ра соотнесены с историческим прошлым, полным траге­дийного накала. Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессиро­ванным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи:

И вспомнил я тебя, друг детства,

И тех годов глухую боль.

В центральной главе «На Ангаре», связанной темой звездного будущего, поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, лите­ратурой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта:

Как мне тебя недоставало,

Мой друг, ушедший навсегда.

Кто так, как ты, еще на свете

До слез порадоваться мог

Речам, глазам и людям этим!

Зачем же голос твой умолк ?

Личные воспоминания преобразуются в яркие карти­ны минувшего, связанные с драматическими обстоятельст­вами и последствиями эпохи культа личности Сталина:

Так это было. Четверть века

Призывом к бою и труду

Звучало имя человека

Со словом Родина в ряду.

Мы звали — станем ли лукавить? —

Его отцом в стране — семье.

Так это было на земле.

Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свер­шениям:

Да, все, что с нами было, —

То с нами здесь.

Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура само­го лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание. На душе лирического героя дополнительное

бремя — он поэт. А следовательно, он несет особую ответ­ственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:

Кому другому, но поэту

Молчать потомки не дадут.

Его к суровому ответу

Особый востребует суд.

Я не страшусь суда такого

И, может, жду его давно,

Пускай не мне еще то слово,

Что емче всех, сказать дано.

Мое — от сердца — не на ветер,

Оно в готовности любой;

Я жил, я был — за все на свете

Я отвечаю головой.

Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, — длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего.

Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью — даль», опреде­лили еще одну особенность — тип попутчика лирического героя.

Твардовский по складу своего дарования всегда ори­ентируется на диалог. В этой поэме такая направленность приобретает особое значение. Впервые здесь выступает читатель разноликий. Разговоры с ним насыщены кон­трастными, то ироническими, то шутливыми, то серьезны­ми интонациями. Но в конце концов беседа с читателем достигает глубокой доверительности и откровения. Поэт дорожит его мнением и ждет от него того же.

На высокой ноте расставания с другом-читателем за­вершается поэма:

Конца пути мы вместе ждали,

Но прохлаждаться недосуг.

Итак, прощай. До новой дали.

До скорой встречи,

Завершая произведение, автор полушутливо, полуиро­нично, но весьма сурово оценивает свой труд:

И не заманчив общий тон,

Ни поначалу, ни потом.

В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые компози­ционные сюжеты и возможности для выражения уже со­вершившегося факта нового видения мира».

Ссылка на основную публикацию