Анализ стихотворения Июль – макушка лета Твардовского

А.Т. Твардовский “Июль, макушка лета…”: анализ стихотворения

Читать: Стихотворение А.Т. Твардовского “Июль, макушка лета”

В своем произведении «Июль – макушка лета», посвященном теме летнего времени года, которое безвозвратно проходит, советский поэт Александр Твардовский размышляет над происходящим и искусно обыгрывает древнюю русскую поговорку «июль – макушка лета». Наши предки, жившие в ладу с матушкой-природой, замечали самые на первый взгляд незначительные изменения в окружающем мире и по ним судили о смене времен года.

Александр Трифонович, унаследовавший от матери тонкую душевную организацию, как и она очень трепетно относился к самым незначительным мелочам, которые для других людей оставались незаметными (дуновение ветерка, звук пастушьего рожка и т.д.). Именно поэтому его лирические произведения полны любви и чувства трепетного поклонения к природе, к которой он был очень внимателен и подмечал все мельчайшие изменения, в ней происходящие.

Основная тематика

Стихотворение Твардовского посвящено как раз этому событию – появлению тех неотвратимых признаков и примет, появляющихся уже в середине лета, которые говорят о том, что осень уже не за горам, и хотя ёё наступление и происходит ежегодно, каждый раз это вызывает легкое чувство печали и грусти по уходящему обилию света и тепла. В этом лирическом и немного печальном поэтическом произведении поэт попытался описать охватившие его чувства и настроение, вызванное увиденной картиной отцветающих лип, услышанной прощальной песней кукушки (по примете она перестает куковать, когда «хлеба колосом наливаются») и постепенным, практические еще незаметным сокращением светового дня.

Очень часто люди в окружающих их заботах и повседневной суете не замечают, что происходит вокруг них и как, подчиняясь неизбежным законам природы, каждый год изменяется вокруг них окружающий мир. Твардовский и сам подобно типичному обывателю признается, что о наступлении макушки лета ему «напомнила газета», но если оторваться от своих проблем и забот, то можно подобно творческой натуре поэтов и художников, и самому увидеть те пока еще неявственные знаки, которыми природа сама предупреждает человека о наступающей смене времени года. Чтобы понять это, совсем не обязательно читать об этом в газетах или листать календари, поэт призывает читателей раскрыть свою душу и сердце природе, увидеть окружающую красоту и гармонию растительного и животного мира, уделить внимание тем мелочам, которые нас окружают и остаются незамеченными в суете проходящих дней.

Структурные особенности произведения

Стихотворение «Июль – макушка лета», написанное энергичным трехстопным ямбом с использованием параллельного рифмования, обладает яркой динамичностью, предельной четкостью и живостью, которые отлично передают скоротечность происходящих в природе событий. Произведение читается и воспринимается очень легко, практически на одном дыхании, создавая немного печальное настроение, пропитанное чувством сожаления об уходящих летних денечках, на смену которым придут дожди и холод.

Для усиления художественной выразительности в данном произведении поэтом используются эпитеты (дневной свет, липовый цвет, прощальный свой привет), метафоры (макушка лета, убыль света), ассонансы (повторение гласных звуков [а], [о], [и]), аллитерация (созвучие согласных звуков [л] и [л’]), использование народной лексики (песня спета, макушка лета, скрытнейшая из примет). Для придания стихотворению большей лиричности и песенного звучания поэт использовал повторяющую строчку в начале и конце стихотворения (рефрен) – «июль – макушка лета».

В своем стихотворении Твардовский призывает нас не только быть ближе к природе, понимать её и подмечать мельчайшие изменения в ней, а еще и осознавать мимолетность нашей жизни, ценить каждый её момент и от всей души наслаждаться каждым временем года, обладающим своей прелестью и уникальной неповторимостью. Середина лета, по мнению автора, это замечательная пора, некий рубеж в жизни каждого человека, когда он может задуматься о правильности своих поступков, чистоте своих помыслов, и попытаться что-то изменить в лучшую сторону.

Анализ стихотворения «Июль – макушка лета» Твардовского

На уроках литературы в 7 классе изучается поэзия Твардовского. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Июль – макушка лета” по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано предположительно в 1966 году на основе народной приметы.

Тема – человек и его связь с природой.

Композиция – цикличная структура, состоящая из 13 строк (4-стишие -5-стишие – 4-стишие).

Жанр – лирическое стихотворение, имеющее черты песенных жанров и народный колорит.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб со сложной перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“макушка лета”, “убыль света”, “напомнила газета”.

Эпитеты“скрытнейшая примета”, “прощальный привет”.

Оксюморон – “прощальный привет”.

Анафора – “но прежде всех газет,…но прежде малой этой…” , “считай, что песня спета,считай пол-лета нет…”

История создания

Стихотворение написано во второй половине шестидесятых годов, предположительно в 1966 году. Автор обыграл народную примету ярко и поэтично, превратив её в весёлое, озорное стихотворение.

Тема – связь природы с человеком. Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь затронул автор стихотворения. Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль. Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.

Проблематика – середина лета – это плохо или хорошо, повод грустить или радоваться, – вот что беспокоит лирического героя. Он чуть было не упустил момент “макушки лета”: оказавшись на “вершине” сезона, к нему приходит понимание важности и простоты этого момента.

Идея – жить нужно так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог заметить всё происходящее вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой – замечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующий сезон, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.

Композиция

Динамичное стихотворение, состоящие из 13 строк, напоминающее музыкальную форму “рондо”. В смысловом и синтаксическом плане стихотворение выглядит так: четверостишие+пятистишие+четверостишие. Оно обрамлено строкой, являющейся народной приметой “июль – макушка лета” – именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное. Стремительность стиха, особенности рифмы у Твардовского создают впечатление, что всё произведение – одно предложение.

Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме. Написанное трёхстопным ямбом, стихотворение имеет своеобразную рифмовку. Две первые строки – парную, они в свою очередь рифмуются с четвёртой, третья – с шестой, четвёртая и пятая снова в парной рифмовке. Такая рифмовка как бы связывает весь текст воедино, заставляет строки сливаться в одну целую конструкцию.

Звукопись в стихотворении играет роль знойных оттенков, когда в полдень всё плавится и изнемогает от жары. Это достигается за счёт повторения звуков “п” и “л”.

Средства выразительности

Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета” . Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворение слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.

Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет “.

Фразеологизм – “песня спета” сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.

Оксюморон – “прощальный привет” . Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный” в связку слов, совершенно противоположных по значению.

Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…” , а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…” Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.

ЛЮДИ ПОМОГИТЕ СРОЧНО НАДО.
Анализ стихотворения Твардовского июль макушка лета.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Karolina454 04.03.2015

Ответ

Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета… »

В стихотворении А. Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света» , «отстукала кукушка прощальный свой привет» , сбор липового цвета.

Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.

Особую роль играет у А. Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Поэтом используется народная лексика: «макушка лета» , «скрытнейшей из примет» , «песня спета» , «пол-лета» . Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:

Ку-ку, ку-ку, – макушка, –

Прощальный свой привет.

Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета» , обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.

Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета» ? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой» , а не «стихами» . А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.

В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка» . Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.

Читайте также:  Анализ стихотворения Весенние строчки Твардовского

Попробуем воссоздать образ «макушки» , как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.

О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света» ) – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.

А с липового цвета,

Считай что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет» .

Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.

“А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…»”
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери — людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры/» , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения “Снега потемнеют синие” стр. 151

Беседа по вопросам

1. Какова тема стихотворения?

2. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?

3. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

4. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

5. Для чего автор использует данные художественные средства?

Они создают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения “Июль – макушка лета” стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года — своя прелесть.

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] – присутствует ассонанс. Ассонанс – это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л’], передающие “звонкость” лета и звонкость голосов птиц, животных и людей. Лето – счастливая пора. Созвучие согласных звуков – это аллитерация.

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

6. Найдите метафоры

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

7. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение? середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнью

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)

2. Каково желание автора?

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

3. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть

Скачать:

ВложениеРазмер
novyy_dokument_24.docx147.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No15 г. КРАСНОГОРСКА

Урок по литературе в 7 классе

” А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…» ”

Подготовила: Петрова Елена Михайловна

2016-2017 уч. год

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери — людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры / » , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения “Снега потемнеют синие” стр. 151

Беседа по вопросам

  1. Какова тема стихотворения?
  1. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?
  1. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

  1. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

  1. Для чего автор использует данные художественные средства?

Они с оздают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения “Июль – макушка лета” стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года — своя прелесть.

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] – присутствует ассонанс. Ассонанс – это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л’], передающие “звонкость” лета и звонкость голосов птиц, животных и людей. Лето – счастливая пора. Созвучие согласных звуков – это аллитерация.

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

  1. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение?

середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнь ю

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

  1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)
  2. Каково желание автора?

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

  1. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть

Анализ стихотворения Твардовского “Июль – макушка лета

Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех пор, пока не удастся заметить характерные изменения, свидетельствующие о том, что, что осень уже не за горами.

Этому привычному явлению, которое повторяется из года в год, посвятил свое стихотворение под названием “Июль – макушка лета” Александр Твардовский. Он попытался передать свои чувства и ощущения, которые охватили его при виде

В повседневной суете очень мало кто обращает внимания на то, какие изменения происходят в окружающем мире, когда лето идет на убыль. Даже Твардовский в своем стихотворении признается, что о наступлении середины лета ему “напомнила газета”. Однако есть и более значимые признаки, которые откладываются в памяти каждого из нас на уровне подсознания, но лишь творческие натуры и созерцатели способны придать им значение и “расшифровать” так, как это сделал поэт. Ему не нужно было заглядывать

Стихотворение “Июль – макушка лета” имеет особую динамику, которая словно бы подчеркивает скоротечность времени. Благодаря этому произведение читается на одном дыхании, а воображение рисует вереницу солнечных дней, которые проносятся чередой, оставляя в душе привкус легкого сожаления о том, что половина лета уже позади, и его остаток промчится также стремительно, принеся с собой дожди, желтую листву и грусть. Однако Твардовский пытается донести до читателей, что течение времени изменить невозможно, и ему остается лишь подчиниться. А также научиться получать удовольствие от каждого прожитого мгновения и наслаждаться серединой лета, которая, по мнению автора, является одним из самых великолепных периодов года, символизирующих переход от юности к зрелости. Это – время подведении первых итогов, а также поворотный момент в жизни любого человека, когда у него еще есть шанс что-то изменить к лучшему и отказаться от ошибочных решений.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Пастернака “Июль Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда.

Анализ стихотворения Твардовского “Жестокая память Великая Отечественная война оставила рубцы не только на теле, но и на душах советских солдат. Именно по этой причине даже спустя годы вспоминать от тех далеких событиях многим из них.

Анализ стихотворения Твардовского “Рассказ танкиста Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты “На страже Родины”.

Анализ стихотворения Твардовского “Памяти матери Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем не менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме.

Анализ стихотворения Твардовского “Братья Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека.

Анализ стихотворения Твардовского “О сущем В жизни любого поэта рано или поздно наступает тот переломный момент, когда он задается вопросом о своем истинном предназначении. Подобные философские размышления были характерны для многих русских поэтах, а также.

Анализ стихотворения Твардовского “В пилотке мальчик босоногий Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных произведений, выдержанных в духе соцреализма. На фронт Твардовский ушел в.

Анализ стихотворения Твардовского “Две строчки Александр Твардовский принимал участие в нескольких войнах, отправившись на фронт в 1938 году в качестве военного корреспондента одной из московских газет. Поэтому к 1943 году, когда было написано стихотворение “Две.

Анализ стихотворения Твардовского “В поле, ручьями изрытом Так сложилось, что тема Великой Отечественной войны стала ключевой в Творчестве Александра Твардовского. Даже после того, как отгремели последние залпы победного салюта, поэт то и дело возвращался к своим воспоминаниям.

Анализ стихотворения Твардовского “У славной могилы Во время Великой Отечественной войны Александр Твардовский, выбравший стезю фронтового корреспондента, опубликовал несколько сотен репортажей и огромное количество стихов, посвященных подвигу советских солдат. На некоторые участки фронта поэту довелось возвратиться.

Анализ стихотворения Твардовского “Снега потемнеют синие Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует.

Анализ стихотворения Твардовского “Я убит подо Ржевом В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Второй мировой войны как одно из самых кровавых и продолжительных. До сих пор еще живы очевидцы этих.

Анализ стихотворения Твардовского “Весенние строчки У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской.

Анализ стихотворения Твардовского “Я знаю, никакой моей вины Жизнь поэта Александра Твардовского трудно назвать типичной и обыденной. В отличие от многих своих собратьев по перу, он прошел через раскулачивание, но при этом не утратил веры в то, что.

Анализ стихотворения Твардовского “Есть имена и есть такие даты Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве.

Сочинение на тему: Музыка лета Лето полно звуков и красок. Я думаю, что это самое яркое время года, когда жизнь везде бьет ключом. Ну, разве что еще весна может сравниться с летом. У лета есть.

СТИХОТВОРЕНИЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “БРАТЬЯ” Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Поэт сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека.

ТЕМА ДЕРЕВНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. А. АБРАМОВА (“Две зимы и три лета”, “Братья и сестры”, “Пути-перепутья”) – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ТЕМА ДЕРЕВНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. А. АБРАМОВА (“Две зимы и три лета”, “Братья и сестры”, “Пути-перепутья”) Вторая половина 50-х и 60-е годы XX века дали русской литературе о деревне большое.

Анализ “Василий Теркин” А. Т. Твардовского Очерк жизни и творчества А. Т. Твардовского: социальное происхождение: начало творческой деятельности (середина 30-х годов). Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Общественная роль поэта как главы.

Читая Александра Твардовского У большинства писателей и поэтов есть книги, которые можно назвать главными. Произнес: “Лев Толстой” – и рядом смело можно поставить “Войну и мир”, скажи: “Александр Пушкин” – и сразу же.

Служение народу, тема памяти в лирике А. Т. Твардовского Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала “Новый мир”. Именно ему мы обязаны возвращением в.

ДВЕ ЗИМЫ И ТРИ ЛЕТА Федор Александрович Абрамов Пряслины Тетралогия ДВЕ ЗИМЫ И ТРИ ЛЕТА Роман (1968) Мишке Пряслину недолго приходилось жить дома. С осени до весны – на лесозаготовках, потом сплав, потом страда, потом.

Тема памяти в лирике А. Твардовского План I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”. II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. 1. Военная тема в творчестве А. Твардовского. 2. Тема.

Я жил, я был за все на свете я отвечаю головой (по творчеству А. Т. Твардовского) “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” (по творчеству А. Т. Твардовского) I. Народность творчества А. Твардовского. 1. Поэмы Твардовского – поэтическая история страны (“Страна.

Своеобразие поэмы А. Твардовского “Василий Теркин” Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” представляет собой произведение, отличающееся жанровой и стилевой оригинальностью, что вызывало и по сей день вызывает неподдельный интерес и восхищение у любого читателя. Несмотря на.

ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Т. ТВАРДОВСКОГО – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Т. ТВАРДОВСКОГО А. Т. Твардовский – одна из самых значительных и трагических личностей в русской литературе советской эпохи. Поэт, выросший в фигуру первой величины в.

Сочинение по стихотворению Твардовского “Я знаю, никакой моей вины…” Когда началась Великая Отечественная война, Твардовский начал воевать с врагом с помощью слова: он стал корреспондентом фронтовых газет. Не секрет, что от вовремя и правдиво представленной информации зависит боевой дух.

Яркие впечатления лета План 1. Отдых во время летних каникул. 2. Экскурсия в Михайловское. 3. Дом Пушкина. 4. Усадебный парк и липовая аллея. 5. Пора уезжать! Приветствую тебя, пустынный уголок; Приют спокойствия, трудов.

Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского А. Т. Твардовский вошел в историю советской и, шире, русской литературы как участник и летописец поворотных событий своей эпохи, постигая ее изнутри. Он был.

Сочинение на тему Солдатские будни в поэме А. Твардовского “Василий Теркин” Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” стала одним из самых популярных произведений о Великой Отечественной войне. Поэма, писал позже автор, была “моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и.

«Июль – макушка лета» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – тема, эпитеты, идея, история создания

На уроках литературы в 7 классе изучается поэзия Твардовского. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Июль – макушка лета” по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано предположительно в 1966 году на основе народной приметы.

Тема – человек и его связь с природой.

Композиция – цикличная структура, состоящая из 13 строк (4-стишие -5-стишие – 4-стишие).

Жанр – лирическое стихотворение, имеющее черты песенных жанров и народный колорит.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб со сложной перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“макушка лета”, “убыль света”, “напомнила газета”.

Эпитеты“скрытнейшая примета”, “прощальный привет”.

Оксюморон – “прощальный привет”.

Анафора – “но прежде всех газет,…но прежде малой этой…” , “считай, что песня спета,считай пол-лета нет…”

История создания

Стихотворение написано во второй половине шестидесятых годов, предположительно в 1966 году. Автор обыграл народную примету ярко и поэтично, превратив её в весёлое, озорное стихотворение.

Тема – связь природы с человеком. Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь затронул автор стихотворения. Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль. Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.

Проблематика – середина лета – это плохо или хорошо, повод грустить или радоваться, – вот что беспокоит лирического героя. Он чуть было не упустил момент “макушки лета”: оказавшись на “вершине” сезона, к нему приходит понимание важности и простоты этого момента.

Идея – жить нужно так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог заметить всё происходящее вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой – замечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующий сезон, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.

Композиция

Динамичное стихотворение, состоящие из 13 строк, напоминающее музыкальную форму “рондо”. В смысловом и синтаксическом плане стихотворение выглядит так: четверостишие+пятистишие+четверостишие. Оно обрамлено строкой, являющейся народной приметой “июль – макушка лета” – именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное. Стремительность стиха, особенности рифмы у Твардовского создают впечатление, что всё произведение – одно предложение.

Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме. Написанное трёхстопным ямбом, стихотворение имеет своеобразную рифмовку. Две первые строки – парную, они в свою очередь рифмуются с четвёртой, третья – с шестой, четвёртая и пятая снова в парной рифмовке. Такая рифмовка как бы связывает весь текст воедино, заставляет строки сливаться в одну целую конструкцию.

Звукопись в стихотворении играет роль знойных оттенков, когда в полдень всё плавится и изнемогает от жары. Это достигается за счёт повторения звуков “п” и “л”.

Средства выразительности

Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета”. Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворение слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.

Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет“.

Фразеологизм – “песня спета” сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.

Оксюморон – “прощальный привет”. Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный” в связку слов, совершенно противоположных по значению.

Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…”, а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…” Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.

Ссылка на основную публикацию