Анализ стихотворения Рассказ танкиста Твардовского

Лексико-грамматическая работа при анализе стихотворения А.Т. Твардовского “Рассказ танкиста”

Разделы: Литература

В 5-м классе ученики уже немало знают о войне. О Великой Отечественной войне. Они смотрят фильмы, передачи, посвященные этим событиям, интересуются теми далекими событиями, с интересом слушают о том, что тогда и как было. Задают много вопросов. И это не праздный интерес, а настоящая заинтересованность, которая сквозит в каждом их взгляде.

Отсюда и работа над стихотворением Твардовского не будет тяжёлой: пятиклассник подготовлен к его восприятию. Но в начале урока для создания психологического настроя нужно вновь вспомнить летопись Великой Отечественной войны. Это могут быть и словесные штрихи о том периоде: учитель расскажет о событиях тех страшных лет, прочитает строки о подвигах, отрывки из дневников…. Иллюстрации и аудиозаписи также помогут создать необходимую атмосферу.

“Рассказ танкиста” – произведение, которое находит живой отклик у пятиклассников. Сюжет стихотворения настолько понятен для ребят, что сразу после прочтения они рвутся обсудить услышанное, поделиться впечатлениями, ведь об этом, что было и есть на страницах учебника, они не раз слышали, смотрели, говорили. Но в 5-м классе учащийся, даже сразу поняв тему и идею стихотворения, не обращает внимание– или делают это немногие – на лексико-грамматическое оформление произведения. А ведь именно через него автор выражает своё отношение к описываемым событиям, подчеркивает необходимые детали как в отражаемых событиях, так и в образах героев.

Тема стихотворения – война и дети – врывается сразу, с первой строфы. Твардовский с помощью обильного использования средств выразительности обращает наше внимание на них

Прежде всего большую нагрузку несут суффиксы. Ребята уже в 4-5-х классах понимают роль этой морфемы:

    Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку…
  1. Из тех, что главарями у детей…
  2. И вдруг к машине подбежал парнишка…
  3. Влезай сюда, дружище.
  4. Стоит парнишка – мины, пули свищут…
  5. Спасибо, хлопец! –
    И руку, как товарищу, пожал…

Герой стихотворения, оставшийся безымянным для воина, не мальчик, а мальчОНКа – парнИШКа – главАРЬ – дружИЩе – хлопец – товарищ. Этот ряд слов-обращений к герою, уже может многое рассказать о самом персонаже, о восприятии его солдатом.

Оценочный суффикс (как в примерах: ручОНКа, собачОНКа, грачОНОК..) учащиеся без труда выделяют, понимая его смысловую нагрузку: герой остался в памяти солдата маленьким, их ровесником, но в то же время бесстрашным, ринувшимся помогать воинам. (Можно обратить внимание ребят на то, что данный суффикс не всегда имеет это положительное значение “милый, маленький”, иногда несёт уничижительное значение”: шапчОНКа, волчОНОК (беглое -о-). Сказать нужно и о том, что в ряде случаев суффиксы помогают автору создать образ чего-то маленького, приятного, милого, но в зависимости от вкладываемого смысла, эти же самые слова могут характеризовать предмет и со знаком минус: “Волчонка вырастил!”, “Да забери ты свою шапчонку! Нужна она! Ходить в такой стыдно!” Не так в нашем стихотворении) Рядом со словом мальчонка тут же появляется другое – “рубашОНКа”. Твардовский снова подчёркивает “невеликость” героя, его маленький возраст. И вновь суффикс помогает автору.

Герой – “главАРь”, а ведь это примечательно. Пятиклассники мгновенно хватаются за это знакомое им слово, могут во всех подробностях рассказать, где, в каких обстоятельствах слышали его, в каких фильмах, книгах встречали. Учитель же обратит внимание ребят на корень слова: глАва-гОЛОва, поможет подобрать однокоренные, объяснит значение: головной, во главе, главный. Такая работа добавит новые штрихи для понимания персонажа: мальчик не прячется за спины, он впереди всех, а значит, ему доверяют, его слышат, друзья идут за ним. Тут же надо обратить внимание ребят, что Твардовский не пытается выделить именно этого мальчонку, он сразу же говорит читателям, что подобных ему ребят много. Таких же “бедовых”, которые встречаются повсюду. (Обязательно объясним значение слова “бедовый”, так как детская этимология обязательно сопоставит слово с “бедой”):

Раз “бедовый” герой, значит, “шустрый, озорной, неугомонный, бесстрашный”. Выбор эпитета у Твардовского не случаен: одним мазком, одним словом автор характеризует героя. Далее автор снова подчеркнёт эту черту характера парнишки, рисуя его мужественность, на которую даже прославленный воин порой не решится. Здесь речь не о том, что мальчик поступает необдуманно, не по-взрослому, а о его самоотверженности, о самости героя: рядом был огонь, он был “страшен”. Эпитет помогает нарисовать обстановку, царившую на улице. Даже воины не могли подобраться к врагу.

Обратим внимание пятиклассников на слова “ПРОрывались” и “гвоздит”:

Последний глагол ребята сами выхватывают из текста, комментируют его значение: часто стрелял; будто гвозди впиваются, так больно при этом. Этот окказионализм поэта ярко характеризует то, как уверенно, безостановочно враг стрелял из-за “домишки”. И это не давало возможности солдатам обойти стрелявшего, уничтожить его. Воины “ПРОрывались”: глагол несовершенного вида подсказывает читателю о действии, которое не закончено, повторяется снова и снова.

Вглядимся в строки:

Выделим слова “в городИШКах ПРИфронтовых”. Сам поэт, видевший те страшные события, скорее, не раз наблюдал эту картину в маленьких городах, куда заносила его тогда судьба: ребятня помогала воинам, с радостью окружала их, стараясь помочь, чем может. Твардовский использует суффикс -ИШК-. Он не говорит “маленький”, “захолустный”, город. Его выручает уменьшительно-ласкательный суффикс, несущий значение “небольшой”. Автору важно дать понять, что не только в больших городах есть ребята, которые сердцем болеют за свою страну, но и в малых городах есть “большие” невзрослые люди, что переживают за Родину, могут сделать для неё невозможное. Эти города находятся рядом, ПРИ центральных, то есть рядом, но так же, как и большие, чувствуют всю ту беду, что опустилась на плечи русских людей.

Твардовский обращает наше внимание лишь на некоторые детали в действиях таких мальчишек: “таскать им воду вёдрами– не труд”, “приносят мыло с полотенцем к танку”, “сливы недозрелые суют”. Говорим с пятиклассниками о том, что иной помощи обычный мальчишка во время войны оказать не может, но помочь здесь и сейчас так, чтобы почувствовать себя участником этих важнейших событий, ребёнок может: дать умыться воину, дать ему сливы, пусть и “недозрелые”.

Тут же при разборе этих строк можно ввести понятие “авторский знак”, вместе с ребятами решить, с какой целью Твардовский ставит тире в строке “таскать им воду вёдрами-не труд”? Автор с помощью пунктуационного знака подчёркивает важность этого действия, которое совершают мальчишки. Важность для них самих: они “таскают воду” (напомним пятиклассникам, что в глаголе несовершенного вида заключена повторяемость событий, незаконченность. То есть ребятня, встречающая бойцов, проделывает это по много раз – трудятся, приобщаются к жизни взрослых со всем народом. Многоточие в конце этой, третьей строфы, также значимо: автор мог бы перечислять то, что делают ребята ради солдат-освободителей, но стоит ли продолжать этот ряд? И сказанного достаточно для понимания их поступков.

Когда мальчонка подбегает к боевой машине, то танкист называет его “парнИШКа”, во второй раз подчёркивая его малолетство, но в этом же слове, его корне, таится уже иное значение: парень– а значит– некая зрелость. В данном случае– зрелость в поступках, в желании помочь, не оставаться в стороне, когда Родина стонет от вражеского захвата.

После слов героя о том, что он знает, где “примостился” враг, командир называет его “дружИЩе”. Этот суффикс, вновь хорошо понимаемый пятиклассниками, помогает солдату оценить героя: не просто друг, а такой, который на все времена, с ним никакая беда не страшна. Друг “с большой буквы”. Ведь суффикс –ИЩ– и несёт это значение “огромный, великий”: ножИЩа, холодИЩа… Эта морфема в ряде случаев имеет лишь указанный последний смысл (часто с целью создать страшный пугающий образ. Вспомнить хотя бы небезызвестного тараканИЩа К.И.Чуковского), но здесь роль суффикса двояка: он несёт и значение “теплоты”, расположения одного человека к другому.

Прощаясь, боец обращается к мальчонке словом “хлопец”. Вроде и обычное слово, но роль его тоже велика. Ведь обратись к герою “мальчик”, наверное, ему было бы где-то обидно: “безымянность” в этом обращении слишком явная. Слово же “хлопец” скрадывает это, с другой стороны, содержит в себе ласковость, дружественность, а также говорит о том, что танкист сам с Украины. И уже заканчивает автор стихотворение сравнением “руку, как товарищу пожал”. В этом слове “товарищ” вся полнота дружественных чувств, неразрывность уз, связывающих теперь мальчугана и танкиста.

В стихотворении достаточное место занимают реплики бойца и мальчика. Слова “парнишки” стоит разобрать в классе.

– Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
– Да где же, где. – А дайте я поеду
На танке с вами! Прямо приведу.

Наверное, при хорошем прочтении, когда акценты расставлены верно, любой человек сразу уловит повтор, который применяет автор. Его герой в этих двух репликах 4 раза использует местоимение “я”. Почему? – спросим пятиклассников. Это желание мальчика выделиться? Похвастаться? Или что-то иное? Пусть ребята сформулируют свой ответ, подумают. Безусловно, что это “я” в словах парнишки отдаёт гордостью за себя, подчёркивает самость героя: именно я, никто другой может показать дорогу к спрятавшемуся врагу Но тут прочитывается и то детское, что часто руководит 10-12-летними мальчишками: “бедовость” – озорство, эдакая лёгкость восприятия жизни, которые сопутствуют этому возрасту, когда не задумываешься о том, что жизнь ценна, что минуты решают всё. Ты просто живёшь, помогаешь, если можешь. Рассказывая об этом, Твардовский снова, в который раз, подчёркивает, чтобы мы не забыли: героический поступок совершает ребёнок. “РубашОНКа пузырём” этого мальчугана, когда вокруг “мины, пули свищут” создаёт эклектичный образ: война и дети несовместимы.

И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Лексическая работа здесь, на первый взгляд, и не важна, так как ребята понимают, чувствуют поступок солдатов и мальчика: их желание избавиться от врага, победить. Но проанализировав выбранные поэтом слова, понимание действий героев становится глубже. Эпитет “полный”, то есть на предельной скорости, ярко характеризует всю ненависть танкистов к стрелявшему врагу. И тут же Твардовский говорит, что пушку не сбили, не своротили, не разломали, . а именно “вмяли”. Подбираем слова с той же приставкой: вбить, втоптать, втиснуть…Морфема несёт значение “закончить”, а сам глагол – “вдавить”. Создаётся ощущение окончательности действия, такого, когда никто и никогда не сможет из “жирного, рыхлого чернозёма” раскопать эту пушку. Эта земля (эпитеты работают на это же восприятие) поглотила вражеское орудие. А желание того, чтобы извергнуть это орудие из памяти людей, этого врага, причинившего боль народу, выражено и словом “с расчётом”, то есть намеренно.

Синтаксис стихотворения имеет важную роль. С первой строфы видим, что многие предложения короткие. Не нераспространённые, а именно такие– недлинные. Почему? “Был трудный бой”, “Шёл бой за улицу”, “Я вытер пот”… Это же рассказ танкиста. В беседе, в дружеской обстановке воин, спустя годы, вспоминает о произошедшем в те страшные дни. Он говорит о том, что видел, о своих чувствах, воссоздаёт те детали, которые врезались, вгрызлись в его память. Это не та беседа, когда подбор слов, выражений необходим, исходя из каких-либо этикетных форм, а когда человек делится пережитым в кругу тех, кому доверяет. Отсюда настолько простая, разговорная лексика, предложения, не осложнённые обособленными членами. Живая речь солдата воссоздана поэтом.

При анализе стихотворения, конечно, учитель скажет о рефрене, повторах внутри строф, имеющих немалое значение.

После работы над языком стихотворения нужно обратить внимание на иллюстрацию в учебнике (страница 6). “Вот солдаты идут…” художникак Ю.Непринцева. Здесь поможет вопрос 3 (страница 4), где приведён отрывок из военных воспоминаний Твардовского 1942 года.

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стих, написанный Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.

Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • завязка – слова благодарности безымянному герою.

Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось даже с небольшим их запасом придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении встречаются эпитеты (« трудный », « недозрелые »), метафоры (« а он гвоздит », « душила гарь и копоть »), сравнения (« все нынче как спросонку », « рубашонка пузырем »).

«Рассказ танкиста» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – сравнение, эпитеты, идея, история создания

Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стих, написанный Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.

Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • завязка – слова благодарности безымянному герою.

Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось даже с небольшим их запасом придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении встречаются эпитеты («трудный», «недозрелые»), метафоры («а он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения («все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).

Урок литературы по теме “А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»”
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Материал может быть использован при проведении урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_5_klasse.docx30.61 КБ
biografiya_tvardovskogo.docx12.22 КБ
otsenochnyy_list.docx11 КБ
tekst_rasskaz_tankista.docx12.4 КБ
zadaniya_gruppam.docx10.98 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное казенное оздоровительное

образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,

«Санаторная школа – интернат»

литературы по теме

А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

Учитель: Кокарева Светлана Юрьевна

Школа: ОГКООУ «Санаторная школа-интернат» г.Шуя, Ивановской Обл.

Тема урока: А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

– познакомить учащихся со стихотворением А.Твардовского «Рассказ танкиста»

– формировать умение анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

-формировать общеучебные умения и навыки: работа с текстом, таблицей, работа в группах;

– учить создавать собственные устные и письменные высказывания.

– развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательсккю культуру и понимание авторской позиции;

-развивать устную и письменную речь учащихся;

– воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, видеоматериал «Дети войны», портрет А.Т.Твардовского

Тип урока : комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемый учебник: В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв, «Литература.

5 класс» – М.: «Просвещение», 2011 г.

Слова приветствия, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

2.Подготовка к первичному восприятию текста (просмотр презентации «Дети на войне»

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. О ком и о чём рассказывают эти фотографии

Война. Дети.

Над чем, на ваш взгляд, будем размышлять на уроке?

– Прочитайте тему сегодняшнего урока. О ком мы будем говорить? А что вы хотели бы узнать о детях того времени, ваших ровесниках? Нужно ли нам сейчас вспоминать о войне? Нужно ли вам стараться узнать больше о детях, ваших ровесниках на войне?

-Мужество и героизм на войне проявляли только взрослые люди? А дети?

Ознакомление учащихся с темой урока. (Слайд)

А.Т.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

Что вы должны узнать и чему научиться на уроке?

Список на слайде : изучить, учиться, выучить, узнать, уметь, выяснить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, понять

(Узнать, кто такой Твардовский. Выяснить, о чём говорится в стихотворении? Учиться выразительно читать стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим стихотворением.)

– Наша задача состоит не только в том, чтобы познакомиться с содержанием стихотворения, но и в том, чтобы вдуматься в глубокий смысл этого произведения. Мы должны понять, что переживал лирический герой и что автор.

4.Прослушивание стихотворения (фонохрестоматия)

(Самостоятельная словарная работа, см. Презентацию)

– Всё нынче, как спросонку – спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

– Бедовый, из тех, что главарями у детей – озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

– А он гвоздит – не выглянуть из башен – он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

– . за каким домишкой он примостился – где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

5.Выявление эмоционального восприятия текста, постановка учебной задачи (проблемы)

– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

– Кто из героев привлек вас?

– Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? (Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.)

-Думал ли мальчик, что совершает подвиг?

-Какое чувство им двигало? (ненависть к фашистам, любовь к Родине)

-Как вы думаете, что помогло Твардовскому создать такое правдивое стихотворение?

6. Работа над биографией . (Заполнить таблицу, подумать над вопросом: Какой факт биографии объясняет нам, почему Твардовский смог создать такое правдивое стихотворение ?- Был фронтовым корреспондентом, свидетелем и участником боёв)

Проверка записи в таблице.

Фамилия, имя писателя

Самые известные произведения

Текст биографии для работы.

Александр Трифонович Твардовский

Родился Александр Трифонович Твардовский в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. Поэт вспоминал : «Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, с «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова произошло таким именно образом. Отец и на память знал много стихов – «Бородино», чуть ли не всего Ершовского «Конька-Горбунка».

Стихи Твардовский начал писать очень рано. Первое стихотворение, сочиненное , когда автор еще не знал всех букв алфавита, обвиняло мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд. В сельской школе он учился с удовольствием, продолжая под руководством школьного учителя литературы писать стихи. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.

В 1936 была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия». Она получила широкую известность.

В 1939 был призван в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах в качестве военного корреспондента.

Самое известное произведение Твардовского- поэма «Василий Теркин» (1941-1945). Это произведение стало главным в творчестве поэта.

Долгое время был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивал право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Благодаря таким героям, как в стихотворении Твардовского, над нашей головой мирное голубое небо.

Вывод: А.Т.Твардовский- участник войны с первых её дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом. Он сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. В своих стихах он призывал народ к борьбе с врагами. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата. Вот почему, когда читаешь стихи и поэмы А.Т.Твардовского о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги советских людей.

Встаньте, пожалуйста. Представьте себе это чистое небо. Поднимите руки к небу. В небе сияет солнце. Потянитесь к солнышку. Оно всем светит, и всех любит, и греет, всем дарит добро. Тянемся к солнышку, впитываем , берем себе тепло, доброту, радость. А теперь поделитесь с другими людьми. Отдаем тепло, отдаем доброту, отдаем радость. Улыбаемся солнышку. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся, поделимся радостью и добротой.

Садитесь. Как хорошо, что сейчас нет войны. И мы должны помнить всех, кто защитил этом мир, сберег его для нас, всех, кто боролся с фашистами. Больше узнать о войне, сохранить память нам помогают такие произведения, как «Рассказ танкиста»

7. Анализ стихотворения.

Нам удаётся хорошо представить себе картину боя, внешность мальчика, победу над врагом. Кажется, будто эти события происходят прямо сейчас у нас перед глазами.

Какие же средства использовал автор, чтобы мы могли ясно увидеть картину боя? Это нам и предстоит выяснить.

Что можете сказать о звукописи? Автор часто использует /ж ш щ з с/, чтобы передать шум боя, свист пуль…

Работа по группам над стихотворением.

Задания группам: (текст распечатан для работы с карандашом)

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает мальчика (внешний вид, черты характера, поступки).

Прочитайте о самых опасных для жизни мальчика моментах боя.

Что вы можете рассказать о характере мальчика?( Бесстрашный, смелый, отважный.)

-Какие слова и выражения помогают автору показать, что он хоть бесстрашный, но всё-таки ребенок, ещё маленький ? (Выразительно прочитать)

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает картины боя?

– Докажите, что бой был страшный.(Выразительно прочитать)

Анализ работы групп. Ответы и выводы учащихся.

– Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? (Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

8.Обобщение, вывод по уроку.

Вывод: Как вы считаете, какие свои мысли и чувства хотел донести до читателя автор стихотворения? (Во время Великой Отечественной войны вся наша страна, даже дети, встали на защиту Родины. Думали ли они о том, что совершают подвиг? Нет, просто хотели помочь своей стране, нашей армии.

– Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой.

– О ком же стихи Твардовского?

– О смелом , неизвестном мальчике, который ненавидел фашистов, горячо любил свою Родину).

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2. Творческое задание. Представьте, что у вас появилась возможность перененстись во времени и пространстве и встретиться с героем стихотворения, какие вопросы вы бы ему задали? Запишите их.

Выставление оценок: работа на уроке + работа в тетради + оценочные листы по группам

Сейчас вы увидите этих ребят, которые наравне со взрослыми вынесли всю тяжесть войны. Подумайте о том, что если они живы, то им около 80 лет, это ваши прабабушки и прадедушки…Старушка с соседней улицы, дедушка из соседней квартиры. Поговорите с ними, и услышите историю их военного детства. И тогда вы совсем другими глазами посмотрите на них…

Просмотр видеоролика «Дети на войне».

  1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2009г.
  2. О. А. Еремина. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. –М.: “Экзамен”, 2010 г.
  3. А.А.Жиркова. Урок литературы и русского языка на тему «Употребление времен в стихотворении А.А.Твардовского «Рассказ танкиста»
  4. В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв, Литература. 5 класс – М.: «Просвещение», 2011 г.
  5. С.М.Платонова. Открытый урок литератур ы в 5 классе по теме: Дети и война. А.Твардовский «Рассказ танкиста».
  6. http://gigabaza.ru/doc/37991.html Открытый урок по литературе в 5 классе на тему: « Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Учитель Гладких Нина Александровна
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. http://gigabaza.ru/doc/37991.html Открытый урок по литературе в 5 классе на тему: « Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Учитель Гладких Нина Александровна
  9. http://festival.1september.ru/articles/610269/
  10. https://yandex.ru/yandsearch?&clid=2186620&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%201941-1945
  11. https://yandex.ru/images

Предварительный просмотр:

Александр Трифонович Твардовский 1910 -1971

Родился Александр Трифонович Твардовский в Смоленской губернии в семье кузнеца. Стихи Твардовский начал писать очень рано. Первое стихотворение, сочиненное, когда автор еще не знал всех букв алфавита, обвиняло мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд. В сельской школе он учился с удовольствием, продолжая под руководством школьного учителя литературы писать стихи. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.

В 1936 была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия». Она получила широкую известность.

В 1939 был призван в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах военным корреспондентом.

Самое известное произведение Твардовского – поэма «Василий Теркин» (1941-1945). Это произведение стало главным в творчестве поэта.

Долгое время был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивал право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью.

Александр Трифонович Твардовский 1910 -1971

Родился Александр Трифонович Твардовский в Смоленской губернии в семье кузнеца. Стихи Твардовский начал писать очень рано. Первое стихотворение, сочиненное, когда автор еще не знал всех букв алфавита, обвиняло мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд. В сельской школе он учился с удовольствием, продолжая под руководством школьного учителя литературы писать стихи. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.

В 1936 была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия». Она получила широкую известность.

В 1939 был призван в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах военным корреспондентом.

Самое известное произведение Твардовского – поэма «Василий Теркин» (1941-1945). Это произведение стало главным в творчестве поэта.

Долгое время был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивал право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью.

Анализ стихотворения А. Твардовского “Рассказ танкиста”

Подготовка к более подробному анализу лирического произведенния

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А. Твардовского “Рассказ танкиста”»

Анализ стихотворения Александра Твардовского «Рассказ танкиста»

– познакомить учащихся со стихотворением А.Твардовского «Рассказ танкиста»

– формировать умение анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

-формировать общеучебные умения и навыки: работа с текстом, таблицей, работа в группах;

– учить создавать собственные устные и письменные высказывания.

-развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательсккю культуру и понимание авторской позиции;

-развивать устную и письменную речь учащихся;

– воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Слово учителя о поэте

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в 1939 году, когда шли тяжелые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу, опубликовал сотни очерков и военных сводок. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным событиям.

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового болевого сражения. Однако создается впечатление, что Твардовский лично видел все то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.

Прослушивание стихотворения (фонохрестоматия). Словарная работа

– Всё нынче, как спросонку – спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

– Бедовый, из тех, что главарями у детей – озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

– А он гвоздит – не выглянуть из башен – он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

– . за каким домишкой он примостился – где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

3. Выявление эмоционального восприятия текста, постановка учебной задачи (проблемы)

– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

– Кто из героев привлек вас?

– Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? (Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.)

-Думал ли мальчик, что совершает подвиг?

-Какое чувство им двигало? (ненависть к фашистам, любовь к Родине)

-Как вы думаете, что помогло Твардовскому создать такое правдивое стихотворение?

4. Работа по группам над стихотворением.

Задания группам: (текст распечатан для работы с карандашом)

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает мальчика (внешний вид, черты характера, поступки).

Прочитайте о самых опасных для жизни мальчика моментах боя.

Что вы можете рассказать о характере мальчика?( Бесстрашный, смелый, отважный.)

-Какие слова и выражения помогают автору показать, что он хоть бесстрашный, но всё-таки ребенок, ещё маленький ? (Выразительно прочитать)

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает картины боя?

– Докажите, что бой был страшный.(Выразительно прочитать)

Анализ работы групп. Ответы и выводы учащихся.

– Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? (Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

5. Подведение итогов урока

-Как вы считаете, какие свои мысли и чувства хотел донести до читателя автор стихотворения? (Во время Великой Отечественной войны вся наша страна, даже дети, встали на защиту Родины. Думали ли они о том, что совершают подвиг? Нет, просто хотели помочь своей стране, нашей армии.

– Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой.

– О ком же стихи Твардовского?

– О смелом, неизвестном мальчике, который ненавидел фашистов, горячо любил свою Родину).

Анализ стихотворения Твардовского “Рассказ танкиста

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты “На страже Родины” в 1939 году, когда шли тяжелые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу, опубликовал сотни очерков и военных сводок. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению “Рассказ танкиста” , созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создается впечатление, что Твардовский лично видел все то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.

Стихотворение начинается с сожаления о том, что рассказчик не успел узнать

Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, руководствуясь его указаниями, зайти в тыл к противнику. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий, “эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем”. Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чем участники тех событий искренне сожалеют. “Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку”, – отмечает танкист, которому, по сути, этот сорванец спас жизнь. Однако солдат понимает, что таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение с элементами публицистики.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Твардовского “Братья Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека.

Анализ стихотворения Твардовского “Две строчки Александр Твардовский принимал участие в нескольких войнах, отправившись на фронт в 1938 году в качестве военного корреспондента одной из московских газет. Поэтому к 1943 году, когда было написано стихотворение “Две.

Анализ стихотворения Твардовского “О сущем В жизни любого поэта рано или поздно наступает тот переломный момент, когда он задается вопросом о своем истинном предназначении. Подобные философские размышления были характерны для многих русских поэтах, а также.

Анализ стихотворения Твардовского “Памяти матери Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем не менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме.

Анализ стихотворения Твардовского “В пилотке мальчик босоногий Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных произведений, выдержанных в духе соцреализма. На фронт Твардовский ушел в.

Анализ стихотворения Твардовского “Жестокая память Великая Отечественная война оставила рубцы не только на теле, но и на душах советских солдат. Именно по этой причине даже спустя годы вспоминать от тех далеких событиях многим из них.

Анализ стихотворения Твардовского “Июль – макушка лета Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех.

Анализ стихотворения Твардовского “Я знаю, никакой моей вины Жизнь поэта Александра Твардовского трудно назвать типичной и обыденной. В отличие от многих своих собратьев по перу, он прошел через раскулачивание, но при этом не утратил веры в то, что.

Анализ стихотворения Твардовского “Я убит подо Ржевом В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Второй мировой войны как одно из самых кровавых и продолжительных. До сих пор еще живы очевидцы этих.

Анализ стихотворения Твардовского “У славной могилы Во время Великой Отечественной войны Александр Твардовский, выбравший стезю фронтового корреспондента, опубликовал несколько сотен репортажей и огромное количество стихов, посвященных подвигу советских солдат. На некоторые участки фронта поэту довелось возвратиться.

Анализ стихотворения Твардовского “Есть имена и есть такие даты Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве.

Анализ стихотворения Твардовского “Весенние строчки У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской.

Анализ стихотворения Твардовского “В поле, ручьями изрытом Так сложилось, что тема Великой Отечественной войны стала ключевой в Творчестве Александра Твардовского. Даже после того, как отгремели последние залпы победного салюта, поэт то и дело возвращался к своим воспоминаниям.

Анализ стихотворения Твардовского “Снега потемнеют синие Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует.

Анализ стихотворения Гумилева “Рассказ девушки Николай Гумилев очень рано начал писать стихи и, будучи гимназистом, сумел опубликовать несколько десятков своих ранних произведений. Именно это спасло его от исключения из престижного учебного заведения в Царском Селе.

СТИХОТВОРЕНИЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “БРАТЬЯ” Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Поэт сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека.

Читая Александра Твардовского У большинства писателей и поэтов есть книги, которые можно назвать главными. Произнес: “Лев Толстой” – и рядом смело можно поставить “Войну и мир”, скажи: “Александр Пушкин” – и сразу же.

Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского А. Т. Твардовский вошел в историю советской и, шире, русской литературы как участник и летописец поворотных событий своей эпохи, постигая ее изнутри. Он был.

Анализ “Василий Теркин” А. Т. Твардовского Очерк жизни и творчества А. Т. Твардовского: социальное происхождение: начало творческой деятельности (середина 30-х годов). Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Общественная роль поэта как главы.

ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Т. ТВАРДОВСКОГО – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Т. ТВАРДОВСКОГО А. Т. Твардовский – одна из самых значительных и трагических личностей в русской литературе советской эпохи. Поэт, выросший в фигуру первой величины в.

Служение народу, тема памяти в лирике А. Т. Твардовского Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала “Новый мир”. Именно ему мы обязаны возвращением в.

Я жил, я был за все на свете я отвечаю головой (по творчеству А. Т. Твардовского) “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” (по творчеству А. Т. Твардовского) I. Народность творчества А. Твардовского. 1. Поэмы Твардовского – поэтическая история страны (“Страна.

Анализ рассказ Джека Лондона “Любовь к жизни” Джек Лондон это один из замечательных Американских писателей, который отображал в своих произведениях борьбу людей за жизнь и справедливость. Жизнь писателя длилась недолго, прожил он всего 40 лет, но за.

Сочинение по стихотворению Твардовского “Я знаю, никакой моей вины…” Когда началась Великая Отечественная война, Твардовский начал воевать с врагом с помощью слова: он стал корреспондентом фронтовых газет. Не секрет, что от вовремя и правдиво представленной информации зависит боевой дух.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А. Т. ТВАРДОВСКОГО Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов.

Тема памяти в лирике А. Твардовского План I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”. II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. 1. Военная тема в творчестве А. Твардовского. 2. Тема.

ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО Произведения А. Т. Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта.

Анализ стихотворения Лермонтова “Она была прекрасна, как мечта Первый раз юный Лермонтов Влюбился в 9-летнем возрасте, поэтому к 18 годам он не только успел познать сладость душевных мук, но и научился выражать свои чувства в стихах. Подавляющее их.

Анализ стихотворения Есенина “Звезды Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи.

ПОЭМА А. Т. ТВАРДОВСКОГО “ВАСИЛИЙ ТЕРКИН” Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме “Страна Муравия”. Во время Великой Отечественной.

Читайте также:  Анализ стихотворения Июль - макушка лета Твардовского
Ссылка на основную публикацию