Страна Муравия – краткое содержание поэмы Твардовского

Краткое содержание Твардовский Страна Муравия

В этой главе писатель дает описание жизни крестьян и знакомит с Никитой Моргунком, собственно главный герой и начинает здесь свое путешествие.

Никита пребывает в «злотоглавое село» и попадает на праздник зажиточных людей, который был приурочен к поминовению усопших. Они не согласны с новой политикой и хотят все растратить, главное ничего не отдавать колхозам.

Никита едет к своему свояку, чтобы попрощаться с ним, но тот против его поездки. Он говорит Моргунку о том, что сейчас нужны руки и уезжать не время, но тот не слушает и уезжает.

В этой главе писатель описывает, что Моргунок хочет попасть в так называемую страну Муравию. В этой стране можно трудиться и на этом разбогатеть, там нет колхозов и совхозов. Поэтому он стремиться туда, ведь ему уже около сорока лет. Он не хочет жить в нищете.

Моргунок встречает попа Митрофана. У него теперь не прихода, но он не теряет надежды и ищет тех, кому еще нужна вера и церковь. Предлагает Никите отправиться вместе, но тот озадачен своими поисками.

Никита встречает бабушку и дедушку, они также в поисках другой жизни. Им не привычно жить в колхозе, потому что всю жизнь трудились в одиночку. Они не видели в этих изменениях никакого толку, но так сложилась, что их хата стала относиться к усадьбе колхоза. Поэтому дед принимает решение, что нужно начинать жить по – новому.

После этой встречи Никита начинает думать о своей новой жизни. И до него доходят слухи, будто бы сам Сталин ходит по колхозам. Он в мыслях заводит с ним разговор о том, что он не против нововведений, но он хочет на старости лет пожить богато.

Никита уже далеко ухал от своего села, и вдруг ему встречается Илья Кузьмич с сыном. Он также ищет другую жизнь, теперь он просто просит подаяния. Ночью Илья выкрадывает у него коня и оставляет своего сына. Наутро пропажу обнаружил Никита. Он берет мальчика и тащит на себе телегу.

Никита пошел через село, которое ему встретилось на пути. Люди над ним смеялись и показывали пальцем. А председатель задал ему вопрос, почему он впряжен в телегу, но получив ответ, опустил его.

На пути Моргунка встречаются цыгане, он выведывает у них, нет ли среди их лошадей его коня. Они показывают ему своих коней, но лошади Никиты там не было. Они рассказывают ему, что теперь не занимаются воровством. Его посещает мысль о похищении лошади, но конюшню охраняют и он отказывается от затеи.

Писатель описывает новую жизнь крестьян, но вот Моргунок все в поиске. Вдруг он встречает попа, а тот уже на коне, но испугавшись Никиты, он скачет прочь.

Никита приезжает на базар, чтобы найти своего коня и встречает Кузьмича, который попрошайничает. Он пытается требовать с него коня, но тот растворяется в толпе.

Никита едет дальше и встречает тракториста. Ему жалко Никиту и он цепляет телегу за трактор, а тем временем он выспрашивает, где можно купить коня. На что тракторист указывает на деревню Острова, где еще присутствует собственное единоличное хозяйство.

Моргунок приезжает в Острова и застает следующую картину: кругом нищета, работы нет. Село пришло в упадок. Но жителей это устраивает, потому что они свободны и в богатстве счастья не видят. Но Никита такой жизни не хочет.

Никита попадает в колхоз, где ведется подъем хозяйства. Жители делятся с ним, что нужно рачительно относиться к делам и тогда жизнь будет хорошей, в достатке.

Писатель показывает жизнь и быт тружеников, которые живут в колхозах, на примере семьи Фроловых. Они строят надежную жизнь, в достатке.

Никита рассказывает сторожу из колхоза, что хочет найти страну Маравию. Но тот думает, что он чудак. Сторож ему рассказывает историю о старике, который ушел в Киевскую Лавру.

В селе играют свадьбу Насти, дочери сторожа. Писатель дает портрет и описание тружеников, все они с заслугами и почетные.

Никита встречает старика, который пришел из Киева. Он тоже ему говорит, что Муравия это выдумка и верить этому не нужно. Счастье строить необходимо самому. Никита возвращается в село.

Этим произведением автор отвечает на извечный вопрос всех людей, где же есть лучшая жизнь на земле. Ничего не бывает просто так, чтобы чего – то достичь нужно трудиться.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Твардовский. Все произведения

Страна Муравия. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ повествуется от лица маленького мальчика, папа которого уехал по делам, а в доме начали происходить странные вещи. Когда ребенок играл в детской комнате, дверь неожиданно открылась, как будто бы без чьей-то помощи

Вениамин Зильбер взял себе псевдоним друга А. С. Пушкина, о котором поэт упомянул о романе ” Евгений Онегин”, и стал называться Кавериным.

Безрадостен быт бедной рыбацкой семьи, где муж основной кормилец, а жена-хозяйка, которая создает уют, чистоту и тепло в семейном очаге. Поздний вечер, хозяйка-ее зовут Жанна перед огнем сидит и ждет мужа штопая старый парус.

Как только начал сходить снег, двое охотников отправились поохотиться на диких зайцев, а сопровождал их пес по клички Завирайка. Как только они вышли за приделы села за ними следом не отставая

В преддверии Рождества в прекрасном доме доктора Штальбаума намереваются встретить гостей. Вслед за взрослыми, едва слышно ступая, следуют девочки с куклами, и под мелодию марша твердо ступают мальчики с саблями.

Краткое содержание «Страна Муравия» Твардовского

Поэма Твардовского «Страна Муравия» начинается описанием переправы на пароме, где куда-то направляется народ. Здесь же мы знакомимся с главным героем Никитой Моргунком, который ведет свою лошадь, прощаясь с родным домом, с «отцовскими местами». Так начинается произведение Твардовского «Страна муравя» и ее краткое содержание, благодаря которому можно будет ближе познакомиться с работой Твардовского «Страна Муравия» и сделать анализ.

Поэма Твардовского Страна Муравия

Никита странствует и оказывается в одной деревне, где как раз устроен пир, как ему сказали, по случаю свадьбы. Никиту приглашают к столу, но нет здесь молодых, а в ответ узнает, что здесь и поминки по тем, кого отправили в Соловки, и свадьба одновременно. Никита оказался за столом среди гостей, где все праздновали и пели песни. В опьяненном состоянии Никита покидает гулянье и, сев на лошадь, отправляется в путь дальше.

Проехав деревню, Никита едет дорогой, где его застает дождь, не прекращая своего путешествия, он едет в раздумьях о том, насколько верен ему его конь, без которого никак не обойтись, поэтому его бережет как зеницу ока. По дороге он решил заехать к своему свояку, с которым уже двадцать лет общается. За столом они разговаривают о былом, поют песни, свояк уговаривает не уезжать. Здесь мы узнаем, что Никита женился в 17, жил на хуторе, в колхоз идти не хотел, вот и отправился странствовать.

В четвертой части мы уже конкретно понимаем, куда именно направился главный герой. Ищет он страну Муравию, о которой сказывал дед. Это та страна, где все свое. Все то, что построишь, то, что посадишь, все что достигнешь – все твое. Нет колхозов, нет «коммунии». Дед говорил ему, что у всего есть свое время и если к сорока не заживешь, то не заживешь и позже. Вот Никита и отправился в страну Муравию, чтобы не остаться нищим.

По пути он встречает странника, облаченного в рясу. Это был духовный служитель, которого до ручки раскулачили. При встрече поп поведал о нелегкой судьбе, о своих знакомых служителях, которые занимаются, кто чем придется, он же ходит по селам, ведь кому-то обвенчаться нужно, а кто-то хочет окрестить ребенка. Предлагает с Никитой вместе ходить, так как ему без коня сложно, но у Никиты своя дорога.

Дальше по дороге повстречались старик со старухой, которые жили себе поживали, в отличие от других, не вступая в колхозы, пока не произошел один случай. Прибыла вода и унесла их дом. Течение прибило дом к усадьбе в колхозе, где старики и решили жить по-новому.

Моргунок Никита едет дальше и слышит среди народа появилась молва, будто Сталин ездит по деревнях, записывая все себе в блокнот. Никита мысленно думает о том, что бы он спросил у Сталина. И прежде, поинтересовался бы у него, когда закончится «суетория». Разговаривая мысленно со Сталиным, Моргунок просит оставить его в покое, дать пожить в своем хуторе самостоятельно, чтобы его не трогали, а дальше он присоединится к колхозам, но пока, ему бы пожить просто для себя.

Ну а путь продолжается. Никита едет и слышит, как его позвали. Оглянувшись, Моргунок увидел бывшего соседа с мальчиком, которые бродяжничают сейчас. Подобрал Никита их, угостил, а далее они разместились на ночлег. В этот вечер Никита спал спокойно, ведь сосед был рядом, но, когда проснулся, не нашел коня. Сосед оставил мальчика, а коня украл. Никите ничего не оставалось, как взять мальчика с собой в Муравию. Моргунок впрягся и они пошли.

Зашли они в одно поселение, где на них все глазели, ведь такого не видывал никто, чтобы мужик в телегу впрягся. Стыдно было Никите, но куда денешься, нужно идти, по сторонам всматриваясь и выискивая своего коня. Здесь их остановили, привели в сельсовет, проверяли документы, интересовались, чего странствует, но отпустили. Пошел Никита дальше своей дорогой.

Пошел Никита к цыганам в табор, чтобы те вернули лошадь. Выводили они Никите скакунов, но его Серого среди них не было. На ночлеге Никите подумалось о воровстве. Он думал о том, что цыгане в свое время воровали же лошадей, почему бы теперь Никите не украсть у них коня. Он уже и к сараям пришел, но устыдился своего намерения, а тут еще и сторож. Словом, впрягся Никита вновь в телегу и пошел дальше.

По дороге Никита подшучивает, говорит, что уже привык к своей новой должности коня и тут они видят попа на коне, на том самом Никитином коне. Как ни пытался догнать Никита коня, но поп дал галопа и ускакал.

Дальше Никита попадает на базар, где пытается найти своего коня. Но его нигде нет, зато он здесь находит того самого соседа, что украл коня. Завязалась драка. Никита схватил бывшего сосед и хотел его отвести в сторону, но и в этот раз его обманул сосед. Он убежал и Никита вновь без коня, и без вора.

Дальше Никита встречает парня, который ехал на тракторе. Он и взял на буксир телегу, что уже несколько дней едет без коня и тянет ее за собой Никита. По дороге Никита узнает ч то в колхозе и за деньги не найти коня, хотя, парень советует Никите идти на Острова, где имеются клячи. Там и можно будет взять лошадь.

Когда Никита попал в селение Острова, то увидел жизнь безколхозную. Здесь каждый жил для себя. И везде была разруха, люди ходили без дела. Никита хотел купить лошадь, но здесь либо не соглашались продавать, либо предлагали очень старую и слепую лошадь. Никита разговаривает с дедом, которому рассказывает о своей лошади. В конце Никита говорит, что так жить нельзя и такой жизни ему совершенно не хочется.

Далее в произведении Твардовского «Страна Муравия» и кратком содержании по главам Никита попадает в колхоз, где совсем другая жизнь. Он идет на ток, где с удовольствием приступил к работе. К нему присоединяется мужчина, который оказался председателем. Он и показал Никите хозяйство.

Затем председатель начал рассказывать о своей жизни, о том, как получил ранения, как делил земли, как ему угрожали, как был избит местными богачами, но веры своей не утратил и эту веру передал и своему сыну, завещав ему верой и правдой служить советской стране.

Далее Никита ведет разговор со сторожем, которому рассказал о стране Муравии, но сторожу Никита показался чудаком и поведал ему о страннике, который до сих пор странствует.
На утро намечалось гулянье по случаю свадьбы дочери сторожа. Идут гулянья, со всех сторон разносятся пожелания молодоженам. Моргунок приглашен в качестве гостя и тут он видит своего коня. Забыв обо всем, Никита побежал к своей лошади.

И вот повидал много на своем пути Моргунок, начал уже путь обратно, так как страны такой Муравии не нашел. По дороге встретил того самого старика-паломника, который и сказал, что нет Муравии, заросла она травой. Нужно жить в реальном мире и теперь Никита видит одну лишь дорогу – колхоз. На этом и завершается поэма Твардовского «Страна Муравия», история создания которой пришлась на 1934-1936 гг. и это была пятая книга данного автора.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины Твардовского

Краткое содержание по главам «Страна Муравия» Твардовский

Краткое содержание по главам

«Страна Муравия» Твардовский

Глава 1

Небольшое вступление, знакомящее читателя с кре­стьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы — Никитой Моргунком. Начало путешествия Мор­гунка.

Глава 2

Моргунок в «золотоглавом селе» на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают «души усопших, что пошли на Соловки». Они не желают смириться с новой жиз­нью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.

Глава 3

Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет отъезда Никиты. Просит остать­ся, объясняя, что крестьянские руки ждет земля — нель­зя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.

Глава 4

Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без «коммунии» и «колхозии» мож­но своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится — ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.

Глава 5

По пути Моргунку попадается поп Митрофан, остав­шийся без прихода. Нынче «разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб», стихли, сникли и живут. А этот дер­жится старых порядков и все ищет, где сохранились верую­щие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлага­ет Никите заняться общим делом, так как на коне сподруч­нее. Но Моргунок против, у него «своя дальняя дорога».

Глава 6

Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни — просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единолично­го хозяйства станут работать в колхозе. Старики не виде­ли в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков пря­мо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: «жить нам заново теперь».

Глава 7

Моргунок после этого случая долго думает о новой жиз­ни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.

Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: «Ко­нец предвидится, ай нет всей этой суетории?» — задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не про­тив ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким дере­венским богатеем.

Глава 8

Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот по­встречался ему дорогой земляк — Илья Кузьмич с сыниш­кой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в теле­гу вместо лошади.

Глава 9

Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село — людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председа­тель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на при­чуды немолодого уже человека, но задерживать не стал — иди дальше своей дорогой.

Глава 10

А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней — не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, ко­сят сено — да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Но­чью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отка­зывается от своей затеи и до света еще покидает табор.

Глава 11

Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный от­ряд, в небе — самолеты, поезда — на железнодорожных пу­тях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со все­ми. «По-конски терпелив», он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. По­встречал Никита вновь старого знакомца — попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего- то испугавшись, ускакал прочь.

Глава 12

Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись сле­пым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьми­чу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.

Глава 13

Моргунок держит путь дальше и встречает тракто­риста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.

Глава 14

Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безна­дежно отстают от жизни: «который час, который день, не знают Острова». Несмотря на нищету и запущенность, у се­лян одна отговорка — они свободны, живут сами себе госпо­дами и не зависят от колхозов. Другая отговорка — в богат­стве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.

Глава 15

На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем дру­гая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуще­стве и о скоте — этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное от­ношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколь­ко такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.

Глава 16

Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроло­вых. Фроловы — это и есть русские колхозники, каких мно­го по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь — надежно и навсегда.

Глава 17

Моргунок разговорился с колхозным сторожем о сво­ей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполез­ны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргун­ку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.

Глава 18

В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц — типичных пред­ставителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овея­ны славой ратной.

Глава 19

Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии — глупая затея, а заодно и себя ко­рит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога — в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять «для интереса», потому что че­ловек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок со­глашается с бывшим богомольцем.

Краткое содержание «Страна Муравия» Твардовского

«Страна Муравия»

Небольшое вступление, знакомящее читателя с кре­стьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы — Никитой Моргунком. Начало путешествия Мор­гунка.

Моргунок в «золотоглавом селе» на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают «души усопших, что пошли на Соловки». Они не желают смириться с новой жиз­нью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.

Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет отъезда Никиты. Просит остать­ся, объясняя, что крестьянские руки ждет земля — нель­зя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.

Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без «коммунии» и «колхозии» мож­но своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится — ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.

По пути Моргунку попадается поп Митрофан, остав­шийся без прихода. Нынче «разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб», стихли, сникли и живут. А этот дер­жится старых порядков и все ищет, где сохранились верую­щие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлага­ет Никите заняться общим делом, так как на коне сподруч­нее. Но Моргунок против, у него «своя дальняя дорога».

Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни — просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единолично­го хозяйства станут работать в колхозе. Старики не виде­ли в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков пря­мо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: «жить нам заново теперь».

Моргунок после этого случая долго думает о новой жиз­ни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.

Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: «Ко­нец предвидится, ай нет всей этой суетории?» — задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не про­тив ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким дере­венским богатеем.

Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот по­встречался ему дорогой земляк — Илья Кузьмич с сыниш­кой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в теле­гу вместо лошади.

Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село — людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председа­тель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на при­чуды немолодого уже человека, но задерживать не стал — иди дальше своей дорогой.

А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней — не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, ко­сят сено — да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Но­чью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отка­зывается от своей затеи и до света еще покидает табор.

Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный от­ряд, в небе — самолеты, поезда — на железнодорожных пу­тях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со все­ми. «По-конски терпелив», он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. По­встречал Никита вновь старого знакомца — попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего- то испугавшись, ускакал прочь.

Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись сле­пым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьми­чу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.

Моргунок держит путь дальше и встречает тракто­риста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.

Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безна­дежно отстают от жизни: «который час, который день, не знают Острова». Несмотря на нищету и запущенность, у се­лян одна отговорка — они свободны, живут сами себе госпо­дами и не зависят от колхозов. Другая отговорка — в богат­стве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.

На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем дру­гая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуще­стве и о скоте — этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное от­ношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколь­ко такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.

Читайте также:  Рассказ танкиста - краткое содержание произведения Твардовского

Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроло­вых. Фроловы — это и есть русские колхозники, каких мно­го по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь — надежно и навсегда.

Моргунок разговорился с колхозным сторожем о сво­ей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполез­ны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргун­ку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.

В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц — типичных пред­ставителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овея­ны славой ратной.

Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии — глупая затея, а заодно и себя ко­рит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога — в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять «для интереса», потому что че­ловек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок со­глашается с бывшим богомольцем.

Краткое содержание «Страна Муравия» Твардовского

Небольшое вступление, знакомящее читателя с кре­стьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы — Никитой Моргунком. Начало путешествия Мор­гунка.

Моргунок в «золотоглавом селе» на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают «души усопших, что пошли на Соловки». Они не желают смириться с новой жиз­нью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.

Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет

Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.

Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без «коммунии» и «колхозии» мож­но своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится — ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.

По пути Моргунку попадается поп Митрофан, остав­шийся без прихода.

Но Моргунок против, у него «своя дальняя дорога».

Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни — просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единолично­го хозяйства станут работать в колхозе. Старики не виде­ли в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков пря­мо к колхозной усадьбе.

Тогда дед решил твердо: «жить нам заново теперь».

Моргунок после этого случая долго думает о новой жиз­ни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.

Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: «Ко­нец предвидится, ай нет всей этой суетории?» — задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не про­тив ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким дере­венским богатеем.

Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот по­встречался ему дорогой земляк — Илья Кузьмич с сыниш­кой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня.

На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в теле­гу вместо лошади.

Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село — людей насмешил. Отвели его в сельсовет.

Председа­тель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на при­чуды немолодого уже человека, но задерживать не стал — иди дальше своей дорогой.

А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней — не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, ко­сят сено — да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Но­чью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех.

Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отка­зывается от своей затеи и до света еще покидает табор.

Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный от­ряд, в небе — самолеты, поезда — на железнодорожных пу­тях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со все­ми. «По-конски терпелив», он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. По­встречал Никита вновь старого знакомца — попа. Тот уже на коне.

Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего — то испугавшись, ускакал прочь.

Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись сле­пым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня.

Но Кузьми­чу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.

Моргунок держит путь дальше и встречает тракто­риста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня.

Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.

Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безна­дежно отстают от жизни: «который час, который день, не знают Острова». Несмотря на нищету и запущенность, у се­лян одна отговорка — они свободны, живут сами себе госпо­дами и не зависят от колхозов.

Другая отговорка — в богат­стве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.

На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем дру­гая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуще­стве и о скоте — этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное от­ношение к сельским делам.

Интересно Моргунку, насколь­ко такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.

Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроло­вых. Фроловы — это и есть русские колхозники, каких мно­го по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь — надежно и навсегда.

Моргунок разговорился с колхозным сторожем о сво­ей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполез­ны такие хождения.

Для примера он рассказывает Моргун­ку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.

В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц — типичных пред­ставителей нового трудового народа.

Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овея­ны славой ратной.

Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии — глупая затея, а заодно и себя ко­рит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом.

Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога — в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого?

Старичок уверяет, что должны взять «для интереса», потому что че­ловек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок со­глашается с бывшим богомольцем.

Дайджест:

Анализ «Страна Муравия» Твардовского Одним из ранних произведений А. Т. Твардовского, ко­торым он заявил о себе в литературе, была поэма «Страна Муравия» , посвященная коллективизации. Работу над произведением поэт рассматривал как социаль­ный заказ. В. .

По теме: Страна Муравия — тема путешествия в пойсках счастья Первое крупное произведение, которое принесло Твардовс­кому успех, — поэма «Страна Муравия» . В основу произ­ведения положен сюжет, берущий начало в народных сказках, переосмысленный Н. А. Некрасовым в поэме «Кому на. .

Своеобразие поэмы Твардовского «Муравия, старинная Муравская страна» Твардовский, безусловно, не мог знать этих слов, когда писал «Своеобразие поэмы Твардовского «Муравия, старинная Муравская страна»», но как не случайно у него то, что гудящие над полем провода — в. .

Разудалая русская пляска в поэме «Страна Муравия» Жизнь в поэме предстает во всех ее и горьких, и смешных, и радостных буднях: тут и прославление фронтовой дружбы, и вызов Теркиным связистов, и рассуждение о награде, и пляска бойцов. .

Краткое содержание поэмы Твардовского «Василий Теркин» В пехотной роте — новый парень, Василий Теркин. Он воюет уже второй раз на своем веку. Василий за словом в карман не лезет, едок хороший. В общем, «парень хоть куда». .

Краткое содержание «Другая страна» Болдуина Джеймс Болдуин Произведение «Другая страна» Действие разворачивается преимущественно в Нью-Йорке в шестидесятые годы нашего столетия. Молодой талантливый чернокожий музыкант Руфус знакомится с южанкой Леоной. У женщины нелегкая судьба: муж ушел. .

Краткое содержание поэмы Есенина «Страна негодяев» Действие происходит на Урале в 1919 г. Главный герой поэмы — бандит Номах, романтический персонаж, бунтарь-анархист, ненавидящий «всех, кто жиреет на Марксе». Он пошел когда-то за революцией, надеясь, что она. .

Краткое содержание «По праву памяти» Твардовского Твардовский Александр Трифонович Произведение «По праву памяти» В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот. .

Краткое содержание «Я убит подо Ржевом» Твардовского Твардовский Александр Трифонович Произведение «Я убит подо Ржевом» Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва И не видел. .

Краткое содержание поэмы Твардовского «Теркин на том свете» Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол проверки, кромешный стол. У Теркина требуют аттестат, требуют фотокарточку, справку. .

Краткое изложение Страна негодяев С. А. Есенин Страна негодяев Действие происходит на Урале в 1919 г. Главный герой поэмы — бандит Номах, романтический персонаж, бунтарь-анархист, ненавидящий «всех, кто жиреет на Марксе». Он пошел когда-то. .

Краткое содержание Эпилог Часть вторая «Война и мир» Толстой Часть вторая Глава I. Рассуждения автора об изучении историками жизни че­ловека. Глава II. О силе, которая движет и управляет народами. Полеми­ка с историками, понимающими эту силу как власть, при­сущую героям. .

Краткое изложение Другая страна Болдуин Дж. А. Болдуин Другая страна Действие разворачивается преимущественно в Нью-Йорке в шестидесятые годы нашего столетия. Молодой талантливый чернокожий музыкант Руфус знакомится с южанкой Леоной. У женщины нелегкая судьба: муж ушел. .

Начало творческого пути Твардовского А. Т Твардовского отмечено активным интересом молодого поэта к современности. Деревенский паренек, работавший сельским корреспондентом, мечтал публиковать свои произведения. Публицистичность и злободневность ранних стихотворений были продиктованы его пониманием просветительской роли поэта и. .

Дружная семья — крепкая страна Семья — это частичка общества, которая объединяет родных людей в единое целое, делает их связи неразрывными. Можно иметь много знакомых и друзей, но только семья дает нам ощущение защищенности и. .

Краткое содержание романа Горького «Дело Артамоновых» Приехал в город Дремов Илья Артамонов — красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна. Раньше Илья служил у князей приказчиком, получил волю, за хорошую. .

Краткое содержание «Дело Артамоновых» Горького Максим Горький Произведение «Дело Артамоновых» Приехал в город Дремов Илья Артамонов — красивый статный мужчина, жителям сказал что хочет на берегу реки построить фабрику, которая будет ткань делать. Раньше Илья. .

Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге» Пушкина А. С Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет. .

Служение народу, тема памяти в лирике Твардовского Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

Я и моя страна Я и моя страна. Прежде всего нужно определить: Что такое «страна». Это территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Было время, когда четких политических, или государственных границ, отделяющих одну. .

Моя страна Мне очень нравится определение понятия «материя» из учебника физики: «Материя — понятие, состояние пространства, вещество, которое существует независимо от нашего знания о нем». То же самое можно сказать о нашей. .

Моя страна, моя родина Когда я смотрю мечтательно на небо, я вижу звезды. Эти же звезды освещали путь Кию, эти же звезды указывали дорогу украинскому гетману Богдану Хмельницкому, они же смотрели сверху на землю. .

Краткое изложение поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Совершенно особое место в поэзии военных лет занимает » Василий Теркин » А. Т. Твардовского. «Книга про бойца», как назвал автор свою поэму, рассказывает о судьбе рядового солдата Великой Отечественной. .

Краткое содержание «Антоновские яблоки» Бунин Краткое содержание «Антоновские яблоки» Бунин «Антоновские яблоки» Пересказ. Глава I Ранняя осень приносит много работ мещанам-садоводам. Те нанимают мужиков — главным образом для сбора яблок, запах которых наполняет усадьбы. В. .

Краткое содержание Дело Артамоновых в сокращении В город Дремов прибывает Илья Артамонов, мужчина статный и красивый. Он говорит жителям, что желает построить полотняную фабрику на побережье реки. Ранее Илья служил приказчиком у князей, получил волю, потом. .

Размышление: Вся страна — родительский дом Животных, которые постоянно живут по соседству с человеком, называют синантропными. Наверное, одними из первых синантропных животных стали сизый голубь, домашний и полевой воробьи, а также домашняя мышь. Человек более 8. .

Страна Швамбрания для детского чтения Страна Швамбрания — спасительное прибежище для неудовлетворенных мечтаний и стремлений детей. Автор книги символично поясняет причины происхождения детской игры в справедливую и счастливую страну: «…ведь играть интересно только в то. .

Япония: страна, люди, традиции Дорогие Сэр/Мадам, Прежде всего разрешите представиться. Меня зовут Виктория. Я родилась в городе Владивостоке, мне 24 года. Я учусь в «ДВФУ» на факультете японоведения, по специальности «Филология Японии». Мои основные. .

Стихотворения Твардовского на военную тематику Все, кому случалось побывать в Смоленске, наверняка посетили курган Бессмертия в Реадовском парке. Этот величественный монумент на юго-западной окраине города создан руками самих жителей. Землю несли кто в чем мог. .

Анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского А. Т Тема, лишь глухо пробивавшаяся в «Стране Муравии» и отдельных стихах 30-х гг. и зазвучавшая уже в цикле «Памяти матери», нашла свое наиболее полное воплощение в последней поэме Твардовского «По праву. .

Краткое содержание «Разгрома» Фадеева Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу сдать оружие и отправляться на. .

Будни военные в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Прочитав поэму Александра Трифоновича Твардовского Василий Теркин, я хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Главным героем этой поэмы является Василий Теркин — простой солдат русской армии, воевавший во времена Великой. .

Герой и народ в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Недавно собирались поставить памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою ставят редко. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь это был бы и памятник тем. .

Краткое содержание рассказа «Матренин двор» Солженицына А. И Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына — он тоже фронтовик. И тоже возвращение его с фронта задержалось «годиков на десять». То есть пришлось отсидеть ни за что. .

Краткое содержание «Антон-Горемыка» Григоровича Григорович Дмитрий Васильевич Произведение «Антон-Горемыка» Антон, пятидесятилетний крепостной мужик, сухощавый и сгорбленный, глядящий на мир Божий потухшими глазами, занят заготовкой топлива на зиму. Возвратившись в свою избенку, Антон застает там. .

Анализ поэмы «Василий Теркин» Твардовского А. Т «Василий Теркин» Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды. Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых. .

Краткое содержание Василий Теркин в сокращении Василий Теркин является новым солдатом в пехотной роте. Уже второй раз воюет он на своем веку, первой его войной была финская. Василий в карман не лезет за словом, да и. .

Краткое содержание «Коня с розовой гривой» Астафьева Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конем». Пряник в. .

Фронт и тыл в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». А. Т. Твар­довский был призван в армию в 1939 г. и снял военную фор­му только после окончания Великой Отечественной войны. Знание фронтовых будней вылилось. .

Анализ стихотворения Твардовского «Награда» . Твардовский — поэт поистине народный, сумевший в стихах о Великой Отечественной войне передать все ее многообразие. Особенной популярностью пользовалась среди бойцов поэма «Василий Теркин». Произведение это Александр Трифонович начала. .

Александр Твардовский – Страна Муравия (поэма и стихотворения)

Александр Твардовский – Страна Муравия (поэма и стихотворения) краткое содержание

Страна Муравия (поэма и стихотворения) – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Твардовский Александр Трифонович

Страна Муравия (поэма и стихотворения)

Александр Трифонович Твардовский

В книгу входят широко известная поэма “Страна Муравия”, стихотворения цикла “Сельская хроника”, тематически примыкающие к поэме, а также статья А. Твардовского “О “Стране Муравии”.

СТРАНА МУРАВИЯ Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19

Тракторный выезд. (Из поэмы “Путь к социализму”) “Снег стает, отойдет земля. ” “Как море, темнеет озимь. ” Гость Бубашка “Рожь отволновалась. ” “Он до света вставал. ” Братья Хозяин Усадьба “Я иду и радуюсь. Легко мне. ” Мужичок горбатый Новое озеро “Тревожно-грустное ржанье коня. ” “Счастливая, одна из всех сестер. ” Смоленщина Рассказ председателя колхоза “С одной красой пришла ты в мужний дом. ” Встреча Подруги Катерина “Кружились белые березки. ” Невесте Сын Размолвка Песня Путник “Ты робко его приподымешь. ” Станция Починок “Кто ж тебя знал, друг ты ласковый мой. ” “Шумит, пробираясь кустами. ” “За распахнутым окном. ” . . “Что он делал, что он думал. ” “Столбы, селенья, перекрестки. ” Ледоход “Не стареет твоя красота. ” В поселке Шофер Дорога Прощание Мать и сын Соперники “Погляжу, какой ты милый. ” “А ты, что множество людей. ” Матери Перед дождем Как Данила помирал Про Данилу Еще про Данилу Дед Данила в бане Ивушка На свадьбе Сверстники “Мы на свете мало жили. ” Мать и дочь Полина Случай на дороге Семья кузнеца Про теленка За тысячу верст Сельское утро “Звезды, звезды, как мне быть. ” Дети На старом дворище На хуторе Загорье Друзьям Поездка в Загорье “Рожь, рожь. Дорога полевая. ” Женитьба шофера Дед Данила в лес идет “День пригреет – возле дома. ” Ленин и печник

Из “Муравской тетради” А. Твардовского Выезд “Собачий лай стоял окрест. ” “. Отец большой лошадник был. ” “Посыпанные иголочками. ” Печник “В хороший золотой денек. ” “На взгорье селенье встало. ” О “Стране Муравии”

С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырех сторон И сверху – облака.

Тоскуя о родном тепле, Цепочкою вдали Летят, – а что тут на земле, Не знают журавли.

У перевоза стук колес, Сбой, гомон, топот ног. Идет народ, ползет обоз, Старик паромщик взмок.

Паром скрипит, канат трещит, Народ стоит бочком. Уполномоченный спешит, И баба с сундучком.

Паром идет, как карусель, Кружась от быстрины. Гармошку плотничья артель Везет на край страны.

Гудят над полем провода, Столбы вперед бегут. Гремят по рельсам поезда, – И воды вдаль текут.

И шапки пены снеговой Белеют у кустов, И пахнет смолкой молодой Березовый листок.

И в мире – тысячи путей И тысячи дорог. И едет, едет по своей Никита Моргунок.

Бредет в оглоблях серый конь Под расписной дугой, И крепко стянута супонь Хозяйскою рукой.

Дегтярку сзади привязал, Засунул кнут у ног, Как будто в город, на базар, Собрался Моргунок.

Умытый в бане, наряжен В пиджак и сапоги, Как будто в гости едет он, К родне на пироги.

И двор – далеко за спиной, Бегут вперед столбы. Ни хаты не видать родной, Ни крыши, ни трубы.

По ветру тянется дымок С ольхового куста. – Прощайте, – машет Моргунок, Отцовские места.

Из-за горы навстречу шло Золотоглавое село.

Здесь проходил, как говорят, В Москву Наполеон. Здесь тридцать восемь лет назад Никита был крещен.

Здесь бухали колокола На двадцать деревень, Престол и ярмарка была В зеленый Духов день.

И первым был из всех дворов Двор – к большаку лицом, И вывеска “Илья Бугров” Синела над крыльцом.

Никита ехал прямиком. И вдруг – среди села Не то базар, не то погром, Веселые дела!

Народ гуляет под гармонь, Оглобель – лес густой, Коней завидя, сбился конь. Выходят люди:

– Стой. – Стой, нет пощады никому, И честь для всех одна: Гуляй на свадьбе, потому Последняя она.

Кто за рукав, Кто за полу, Ведут Никиту В дом, к столу.

Ввели и – чарку – стук ему! И не дыши – до дна! – Гуляй на свадьбе, потому Последняя она.

И лез хозяин через стол: – Моя хата – Мой простор. Становись, сынок, на лавку, Пей, гуляй, Справляй престол. Веселитесь, пейте, люди, Все одно: Что в бутылке, Что на блюде Чье оно? Чья скотинка? Чей амбар? Чей на полке Самовар.

За столом, как в бане, тесно, Моргунок стирает пот, Где жених тут, где невеста, Где тут свадьба? – Не поймет.

А хозяин без заминки Наливает по другой. – Тут и свадьба и поминки Все на свете, дорогой.

С неохотой, еле-еле Выпил чарку Моргунок. Гости ели, пили, пели, Говорили, кто что мог.

– Что за помин? – Помин общий. – Кто гуляет? – Кулаки!

Поминаем душ усопших, Что пошли на Соловки. – Их не били, не вязали, Не пытали пытками,

Их везли, везли возами С детьми и пожитками. А кто сам не шел из хаты, Кто кидался в обмороки, Милицейские ребята Выводили под руки.

– Будет нам пить, Будет дурить. – Исус Христос Чудеса творил.

– А кто платил, Когда я да не платил. – Отчего ты, божья птичка, Хлебных зерен не клюешь?

Отчего ты, невеличка, Звонких песен не поешь? Отвечает эта птичка: – Жить я в клетке не хочу.

Отворите мне темницу, Я на волю полечу. – Будет нам пить, Будет дурить.

Пора бы нам одуматься, Пойти домой, задуматься: Что завтра пропить?

– Исус Христос По воде ходил. – А кто платил, Когда я не платил? За каждый стог, Что в поле метал, За каждый рог, Что в хлеву держал, За каждый воз, Что с поля привез, За собачий хвост, За кошачий хвост, За тень от избы,

За дым от трубы, За свет и за мрак, И за просто, и за так.

– Знаем! Сам ты не дурак, Хлеб-то в воду ночью свез: Мол, ни мне, ни псу под хвост. Знаем! Сами не глупей. Пей да ешь, ешь да пей!

– Сорок лет тому назад Жил да был один солдат. Тут как раз холера шла, В день катала полсела. Изо всех один солдат Жив остался, говорят. Пил да ел, как богатырь, И по всем читал псалтырь, Водку в миску наливал, Делал тюрьку и хлебал, Все погибли, а солдат Тем и спасся, говорят.

– Трулля-трулля-трулля-ши. Пропил батька лемеши. А сынок Топорок, А дочушка Гребенек, А матушка, Того роду, Пропила Сковороду. Па-алезла под печь: “Сынок, блинов нечем печь. “

– Все кричат, а я молчу: Все одно – безделье. А Илье-то Кузьмичу Слезки, не веселье.

– Подноси, вытаскивай,. Угощенье ставь! – До чего он ласковый, Добродушный стал.

Дескать, мы ж друзья-дружки, Старые соседи. Мол, со мной на Соловки Все село поедет.

– Слышь, хозяин, не жалей Божью птичку в клетке. Заливай, пои гостей, Дыхай напоследки.

Загудели гости смутно, Встал, шатаясь, Моргунок, Будто пьян, на воздух будто, Потихоньку – за порог.

Ссылка на основную публикацию