Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной… 5, 9 класс

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

История написания
Стихотворение написано в августе 1857 году, когда поэту было уже за 50- время, в которое человек пытается подвести некоторые итоги своей жизни. Опубликовано стихотворение в журнале «Русская беседа» в 1858 году.Поэт не любил осень, писал о ней немного. Часто осенью он уезжал за границу, чтобы не видеть грустного увядания природы.Данное стихотворение — одно из немногих об осени, но осени в её самом начале — прекрасной поре года.
Род литературы. Лирика

Жанр

Лирическое стихотворение. Пейзажная , философская лирика

Литературное направление

Ф.Т.Тютчев принадлежал к поэтам «чистого искусства», считающим, что в поэзии не должно быть места социальным вопросам. Так и это стихотворение — о природе, чувствах человека.

В нём сочетается реализм с его точным воспроизведением картин природы, вплоть до мельчайших деталей, с романтизмом– с его восторженностью, чувственностью, эмоциональностью.

Размер стиха

Ямб, рифма перекрёстная в первой- второй строфах и опоясывающая в 3-ей строфе; чередование женской и мужской рифм.

Тема, идея, проблемы
Ф.И.Тютчев не любил осень. Она всегда напоминала ему о быстротечности жизни, о её увядании. Но восхититься некоторыми прекрасными мгновениями её просто не мог. Поэтому и в данном стихотворении изображён миг осени, когда она вдруг словно застыла в свой красоте, а природа готовится к долгой зиме.

Тема стихотворения — осенняя природа во всей её красоте. Правда, осень ещё только-только наступает, но её присутствие в средней полосе России чувствуется уже в конце августа.

Однако вся пейзажная лирика Ф.Тютчева всегда отражает и размышления поэта о жизни, о человеке, о его месте в этом мире. Так и данное стихотворение сочетает в себе элементы философской лирики. Поэтому второй темой здесь является размышление о жизни.

Проблемы.

Проблема взаимосвязи человека с природой. Как начало осени прекрасно, так и пора человеческой жизни, когда молодость уже позади, а старость ещё не наступила,- тоже прекрасна. Хотя уже чувствуется сожаление о прошедшем. Так и в стихотворении, наряду с восхищением прекрасными картинами яркой, разноцветной природы(«Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера» , автор передаёт грусть, появляются тягостные нотки(«Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, -Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».)

Красота природы заставляет почувствовать человека, как тесно он связан с ней, что является единым целым.

Проблема труда человека, который даёт жизнь, наполняет смыслом жизнь. Да, можно выделить и эту проблему, ведь автор с таким уважением пишет о крестьянском труде. За строчками мы понимаем, как непростой была уборочная пора. Но она доставляла радость крестьянам, ведь это их благосостояние, это их существование : «Где бодрый серп гулял и падал колос…» и борозда уже « праздная», отдыхающая. Люди закончили свои сельхозработы и могут немного отдохнуть, как отдыхает природа после жаркого лета, готовясь к холодам, которые нелегко пережить.

Проблема смысла жизни. Данный период осени — прекрасное время для переосмысления пройденного, подведения итогов, может, для переоценки жизненных ценностей. Поэт всегда ассоциировал осень не с приближающейся старостью, а со зрелостью, мудростью, жизненным опытом. Поэтому в стихотворении нет трагических ноток, всё тихо, спокойно, настраивает на размышления о себе.

Художественные средства
Эпитеты – именно они помогают передать всё восхищение поэта осенней природой: «дивная» пора, день «хрустальный», вечера «лучезарны»; а эти эпитеты предают нежное, почти трепетное отношение к земле, к труду крестьян: «бодрый» серп, «праздная» борозда, «отдыхающее» поле.
Метафора: воздух «пустеет», лазурь «льётся».
Метонимия, её разновидность — синекдоха ( когда единственное число употреблено вместо множественного, что подчёркивает предметы, придаёт им весомость): серп « гулял», колос « падал».
Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос- Теперь уж пусто всё»,- особенно подчёркивающая изменения , происходящие вокруг.
Сравнение: «…день стоит как бы хрустальный»( хрусталь красив, но очень хрупок; так и миг природы прекрасен, но его так быстро может изменить холод, дождь , поэтому так нежен он и очарователен.
Многоточие в конце первой строфы словно подчёркивает, как много ещё можно описывать эту красоту природы, просто невозможно остановиться. И в то же время оно позволяет понять, как природа настраивает человека на размышления, словно он тоже остановился, застыл, как она, начал думать о своей жизни.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной

Поэт восхищается красотой русской природы. Для него не бывает плохих и хороших времён года. В этом стихотворении он описывает начало сентября. В народе это время называется «бабье лето». Как – будто лето возвращается на какое-то время. И опять стоят тёплые, солнечные денёчки, но не такие жаркие, как летом. Это время любил великий русский поэт Пушкин, это время нравится и мне. Я не люблю жаркое душное лето.

Вот первое четверостишие. «В осени первоначальной»- это и есть две недели сентября. «Короткая, но дивная пора». Вроде как лето вернулось, осень отступила. Стоит мягкая, спокойная погода. Природа готовится к долгому зимнему сну. Воздух уже по-осеннему прохладный, особенно вечером. На закате солнца вечера и кажутся «лучезарными», так облака окрашены в жёлтый и оранжевые цвета. А днём воздух такой чистый, звонкий, как звон хрустальных бокалов. Не досаждают ни комары, ни мухи.

Второе четверостишие. Мы незримо видим скошенные поля, пустые, голые готовые к зиме. Совсем недавно здесь бурлила уборочная страда. Во времена написания стихотворения комбайнов ещё не было, крестьяне рожь и пшеницу жали серпами и складывали в кучи. Потом из них вязали снопы. «Где бодрый серп гулял и падал колос…» На пустых полях лишь пауки плетут паутину и она блестит в лучах заходящего солнца.

Третье четверостишье рассказывает о том, что поле отдыхает. А над ним птицы в стаи собираются. Последний раз, сделав круг, потянулись их караваны к югу, в тёплые края. Поэтому, и не «слышно птиц боле». Но до зимы ещё далеко – ведь на календаре пока середина – конец сентября. И поэтому «льётся чистая и тёплая лазурь». Это можно ощутить, стоит только закрыть глаза, подставить лицо теплым солнечным лучам. Высокое ещё, безоблачное небо кажется таким голубым, чистым и по ощущению тёплым. Стоят последние солнечные денёчки. Но зима не за горами.

Стихотворение хорошо рифмуется, легко запоминается. Так и хочется его не прочитать, а пропеть – до того оно музыкально. А Тютчев – романтический реалист.

Анализ стихотворения Есть в осени первоначальной Тютчева

В своём стихотворении “Есть в осени первоначальной” Тютчев обращает наше внимание на такое дивное время года, как осень. Читая эти тёплые строки, даже зимой мысленно можно попасть в осень. В раннюю и теплую осень, без дождей и слякоти.

Сам поэт не любил это время года, так как считал, что осень приносит смерть и увядание живой природе. И большую часть этой поры он предпочитал избегать, скрываясь в чужих краях. Но все же, он не мог не восхищаться этими дивными пейзажами, которые своей рукой рисует осень. Как на листьях деревьев начинают появляться маленькие пятнышки оранжевой, жёлтой или красной краски. Как в небе начинают запевать свою тревожную и грустную песню журавли, как стоят одинокие поля, на которых совсем недавно кипела работа. И стоит постараться поймать именно эту пору, тот короткий отрезок времени, который наступает сразу после летних и знойных вечеров. Когда уже не жарко, но ещё тепло. И ещё далеко до угнетающих пейзажей “мёртвой” природы: обледенелых голых веток, серого неба и диких завывающих ветров.

Тютчев считал смерть природы схожей со смертью самого человека. И холодная осень нагоняла на него смертную тоску. А вот “осень первоначальную”, или же “бабье лето” он считал не смертью, а просто окончанием определённого жизненного этапа. А следовательно, начало следующего. И начало нового в жизни следует принять в хорошем настроении, что и делает погода бабьего лета. Ведь просто невозможно находится в угнетенном состоянии, когда на улице тёплое солнце бьёт в глаза и нежно целует кожу, по которой пробегает мелкая дрожь, когда касается лёгкой паутины. Когда природа перерождается, скидывает старое одеяние и надевает новое. Следовательно и на душе у человека должны преобладать весёлые и жизнерадостные чувства. Неизвестность будущего, должна не пугать, а привлекать. В это время, нужно успеть отдохнуть от прошлого, уже прожитого этапа, и приготовиться к новому, грядущему. И это во всех смыслах этого слова. Приготовиться следует и морально и материально. Ведь скоро зима, и это означает, что морозы часто будут обрушиваться на мир, и нужно быть готовыми. А вместе с морозами может прийти и хандра, поэтому очень важно насладиться порой осени первоначальной.

Вариант №3

Тютчев не любил осень. Для него это время года ассоциировалось со старостью, увяданием, приближением смерти. Если бы поэт обладал возможностями Бога, он бы с удовольствием избавил бы землю от осени. То, что нравится одному, может вызывать ненависть у другого. И если Пушкину осень была мила, то Тютчеву наоборот. Люди разные, и даже гении разные. Ничего не попишешь.

Из-за антипатии, которую вызывала у него осень, Тютчев предпочитал проводить её за границей, в более подходящем климате и обстановке. Но был такой период у этого времени года, который Тютчеву очень нравился. Только он один стоил терпения. Речь идёт о бабьем лете. О последних днях тепла, которые выпадают как раз на осень. И о них повествует стихотворение «Есть в осени первоначальной».

Тютчев отмечает, что время бабьего лета короткое, но при этом удивительное. Стоит хрустальный день – прекрасный эпитет, просто непередаваемо красивый. А вечера лучезарны. Ещё тепло, ещё хорошо. С полей собрана вся пшеница, остались только пустые стебли, и сами поля пустые. Взгляд приковывает паутинка на остатках колосков.

Птиц уже не слышно, они улетают в тёплые края, как и заведено у птичьего рода. Воздух пустеет – насекомых тоже почти нет, они прячутся, потому что тоже чувствуют наступление холодов. И всё-таки холода будут ещё нескоро. До морозных бурь ещё далеко. И осеннее солнце всё ещё согревает воздух. Оно светит на поле, которое дало свой урожай и постепенно погружается в спячку. На улице всё ещё хорошо и вольготно.

Вот такое бабье лето. Да, Тютчев не любил осень, о чём говорил открыто и неоднократно. Он говорил, что эта пора года вызывает у него одну лишь тоску и напоминает о смерти. А помнить о смерти не всегда приятно, хоть и необходимо. Если бы поэт мог, он бы вычеркнул осень из года, оставив освободившиеся месяцы лучшей поре. Но природу не победишь.

Приятные дни бабьего лета ассоциировались у Тютчева со зрелостью, пришедшей с годами мудростью и великим учителем опытом. Бабье лето для Тютчева – время передышки, подведения итогов перед вступлением в горькую пору старости. И ещё оно заставляло поэта чувствовать себя свободным, наслаждаться красотой природы, её бесконечной мудростью. Мир вокруг будто замер, последние краски скоро увянут, но пока всё вокруг по-летнему красиво.

Поэтому Тютчев из осени любил только бабье лето и посвятил ему стихотворение «Есть в осени первоначальной».

5, 6, по плану 7, 9 класс, кратко

Картинка к стихотворению Есть в осени первоначальной

Популярные темы анализов

Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец Александр Иванович Бродский был военным и по совместительству фотокорреспондентом. Мать Мария Моисеевна Волперт была бухгалтером.

Стихотворение «Революция» В. В. Маяковский написал в конце мая1917 года. Произведение было опубликовано газете «Новая жизнь», главным редактором которой на тот момент был М. Горький. Это было первое легальное отечественное социал-демократическое

Когда было выпущено произведение «Заклятие смехом», то тут же повергло за собой насмешки многих критиков и в тоже время ему многие рукоплескали. Написано было оно истинным мастером своего дела – Велимиром Хлебниковым,а было выпущено

А. А. Ахматова известна, прежде всего, как автор многочисленной любовной лирики, в которой отражены тончайшие переживания женской души. Многие стихотворения были плодом фантазий, что не мешало толпе приписывать поэту романы.

Это короткое стихотворение, которое писатель написал в очень интересном стиле, стиле, который является полным признанием всех своих ошибок и промахов, так как в нем существует огромная доля сожаления: он очень грустит,

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.

История создания: стих написан в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: пейзажная лирика.

Стихотворный размер: размер стиха ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».

Олицетворения: «…серп гулял…».

Метонимия: «…падал колос».

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде» , которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…» .
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный» , то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта и для его читателя.
  • Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать» , представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

«Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году – оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты. Называя эту пору «дивной», Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь») празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял».

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь»). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все») появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле»), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности: метафорами (льется чистая и теплая лазурь), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный), олицетворениями (паутины тонкий волос), антитезой (серп гулял – пусто все). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха: серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос. Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной. »

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной. » Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле.

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется. Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит.

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле. (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

«Есть в осени первоначальной» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – разбор, история создания, жанр

Фёдор Иванович Тютчев признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.

История создания: стих написан в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: пейзажная лирика.

Стихотворный размер: размер стиха ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».

Олицетворения: «…серп гулял…».

Метонимия: «…падал колос».

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта и для его читателя.
  • Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Читайте также:  Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8, 10 класс
Ссылка на основную публикацию