Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
Содержание сайта
20.05.2019
Улицкая Л. “Бумажная победа”
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа “Бумажная победа” и их характеристика
- Гена Пераплетчиков. Больной, одинокий мальчик, не имеющий друзей.
- Мать. Добрая и умная женщина.
- Бабушка. Старая и заботливая.
- Женька Айтыр. Ловкий, смелый, красивый.
План пересказа рассказа “Бумажная победа”
- Ранняя весна
- Генка на улице
- Грязь и смех
- Совет бабушки и мамы
- Приглашение ребят
- Ужас Генки
- Праздничный стол
- Музыка
- Игра в фанты
- Бумажные игрушки
- Счастье Генки.
Кратчайшее содержание рассказа “Бумажная победа” для читательского дневника в 6 предложений
- Когда Генка выходил на улицу, над смеялись и его дразнили, он был несчастным ребенком.
- Мать мальчика решила позвать ребят со двора на день рождения Генки.
- Гена с ужасом ждал прихода своих врагов и делал бумажный кораблик.
- Дети пришли, сели за стол, поели и стали слушать как мать Гены играла на пианино.
- Мать предложила сыграть в фанты, а Гена стал делать из бумаги фигурки для ребят.
- Все улыбались ему, восхищались его умению, и Гена впервые был счастлив.
Главная мысль рассказа “Бумажная победа”
Любой человек заслуживает уважения, надо просто уметь видеть в человеке его достоинства, а не недостатки.
Чему учит рассказ “Бумажная победа”
Рассказ учит никого не обижать напрасно, не смотреть на чужие недостатки, а уметь видеть чужие достоинства. Учит сочувствию и доброте. Учит тому, как надо находить друзей.
Отзыв на рассказ “Бумажная победа”
Мне понравился этот рассказ, хотя в начале Гену было очень жалко. Он казался таким несчастным. Но у любого человека есть свой талант, и этот талант всегда привлекает людей. Поэтому и Гена нашел своих друзей, ведь он лучше всех делал фигурки оригами.
Пословицы к рассказу “Бумажная победа”
Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
Неказист парень, да талантлив.
Не родись дитя хорошее, а родись талантливое.
Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.
За доброе дело жди похвалы смело.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Бумажная победа”
Ранней весной Гена Пераплетчиков вышел на улицу. Помимо нелепой фамилии, мальчик ходил прыгающей походкой, у него был заложен нос, и у него не было отца. Все это вместе делало Гену очень несчастным человеком.
На улице было тепло, играли девочки и мальчики. Вдруг рядом упал ком земли и облил лицо мальчика грязью. Следом летел второй и третий. Гена побежал, а вслед ему неслись обидные стихи и смех. Кидался Колька Клюквин, кричали девочки, а позади них стоял ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Генка бросился к подъезду, из которого выходила его бабушка.
Вечером мама и бабушка мальчика обсуждали, почему дети обижают Генку. Мать предложила испечь пирог и позвать всех детей на день рождения к Генке. Бабушка возражала, называя детей бандитами, но мать настояла на своем.
Через две недели мать сказала Гене, чтобы он позвал детей на день рождения. Гена отвечал, что не хочет никого приглашать, и тогда мать сама вышла во двор и пригласила всех, в том числе и Женьку Айтыра.
С большим страхом Гена ждал прихода своих непримиримых врагов. Он сидел за столом и складывал бумажный кораблик. Он был большой мастер этого дела. Гена часто болел и долгими днями занимался тем, что складывал из бумаги разные фигурки.
Ровно в четыре пришли гости и чинно расселись за столом. Мать предложила выпить за здоровье Гены и все выпили домашней шипучки
Потом мать села за пианино и стала играть “Турецкий марш”, потом Шуберта.
Айтыр увидел маску Бетховена и насторожился, узнав, что это немецкий композитор. Но мать сказала, что Бетховен умер задолго до фашизма, и стала играть Бетховена.
Наконец пирожки и конфеты были съедены и мать предложила играть в фанты. Айтыр крутил в руках недоделанный бумажный кораблик, потом поставил его на стол и сказал, что это будет его фант.
Гена двумя движениями закончил кораблик, а мать попросила его сделать фанты другим детям. Гена стал делать из бумаги лодки, корабли, солонки, хлебницы.
Едва он заканчивал очередную фигурку, ее сразу выхватывала чья-нибудь нетерпеливая рука. А ребята, забыв про фанты, просили Гену сделать еще и еще. Все улыбались и благодарили Генку.
А Генка был счастлив. Он был не хуже других. Мало того, дети восхищались его чепуховым талантом и были совсем не злыми.
Айтыр разобрал свой кораблик и пытался сделать его снова. Он назвал Генку по имени и попросил помочь.
Мать улыбалась и мыла посуду.
А счастливый Генка раздаривал бумажные игрушки.
Читать онлайн “Бумажная победа” автора Улицкая Людмила Евгеньевна – RuLit – Страница 1
Людмила Евгеньевна Улицкая
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
– Генька хромой, сопли рекой!
Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
. Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
– Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
– Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.
– Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
– Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
– Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
– У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
– Твои старые ботики никому не нужны.
– При чем тут ботики. – тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.
Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
– Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
– Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
– Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
– И ты, Женя, приходи.
Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
– А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
И мать пошла ставить тесто.
Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”
Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
– Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница. – И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию.
К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось.
Людмила Улицкая – Бумажная победа
Людмила Улицкая – Бумажная победа краткое содержание
Бумажная победа читать онлайн бесплатно
Людмила Евгеньевна Улицкая
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
– Генька хромой, сопли рекой!
Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
. Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
– Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
– Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.
– Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
– Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
– Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
– У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
– Твои старые ботики никому не нужны.
– При чем тут ботики. – тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.
Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
– Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
– Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
– Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
– И ты, Женя, приходи.
Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
– А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
И мать пошла ставить тесто.
Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”
Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
– Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница. – И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию.
К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось.
Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.
Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:
– Давайте выпьем за Геню – у него сегодня день рождения.
Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла “Турецкий марш”. Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.
Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.
Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.
Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.
– Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?
Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!
Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:
– В другой раз. Геня сыграет в другой раз.
Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:
. Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:
– Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
Мать улыбнулась и ласково ответила:
– Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.
– Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.
Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:
– Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.
Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.
Умники и умницы
Умные дети – счастливые родители
с. 14 – 26. Л. Улицкая. Бумажная победа. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
Ответы к стр. 14 – 26
? с. 24
— Почему Геня был чужим для всех ребят во дворе? Просмотри внимательно первую половину рассказа и постарайся найти
все причины «нелюбви» ребят к Гене.
Первый блок вопросов возвращает к внимательному перечитыванию первой части рассказа. Все ребята во дворе не любят Геню, поскольку он очень от них отличается: он нелепый и болезненный мальчик, и даже отца у него нет не потому, что он, как у других ребят, погиб на фронте, а потому что мать с ним рассталась. Причиной постоянных насмешек были и нелепая фамилия Гени, и его смешная походка, и то, что у него всегда был заложен нос, и как нелепо из-за постоянных простуд был одет Геня, и то, что старенькая бабушка водила Геню за ручку в школу и из школы.
Найди в рассказе приметы послевоенного времени — их здесь много.
— Всё ведь важно? — переспросил Миша. — И то, как ребята одеты, и какие подарки они дарят?
— Конечно, — ответил Костя. — И что на праздничном столе, и какая мебель в доме, и отношение к немцам в связи с войной!
Разговор Миши и Кости обращает внимание на такие приметы послевоенного времени, как скромное угощение в доме Гени (карамельки и подушечки — единственное лакомство для детей), бедная одежда детей, отсутствие подарков (кроме скромного букета одуванчиков), настороженное отношение к тому, что Бетховен — немецкий композитор. В тексте также есть указание на то, что у половины ребят отцы погибли на фронте.
Правильным ли было решение матери пригласить всех на день рождения? Что же там произошло? Чувствовали ли ребята какое-то стеснение за праздничным столом? Что заинтересовало их в доме у Гени? Удивились ли ребята, когда Генина мама в первый раз сыграла на пианино? А как они вели себя, когда мама играла во второй раз? Были ли они полностью увлечены музыкой? Как ты думаешь, что потрясло ребят больше: сама музыка или то, что ее исполняла Генина мама — человек, которого они считали совершенно обыкновенным? Можно ли предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки?
Послушай «Музыкальный момент № 3, фа минор» Франца Шуберта, чтобы представить, какая музыка звучала на дне рождении у Гени.
Дочитав рассказ до конца, мы поймём, что решение матери пригласить всех на день рождения Гени было правильным — ребята изменили своё отношение к мальчику, над которым они раньше смеялись. Система вопросов обращает внимание на подробности и детали текста. Найдите и перечитайте оба фрагмента, где Генина мама играет на пианино. Видно, что, когда музыка заиграла в первый раз, это было неожиданным для детей: «Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется». Дети продолжали есть угощение, но сидели тихо. Когда мама заиграла во второй раз, дети были уже полностью поглощены музыкой: «Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором всё это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть».
Скорее всего, ребят потрясла не только и не столько сама музыка, но то, что её исполняла Г енина мама — человек, которого они считали совершенно обыкновенным. В подтверждение этого можно вспомнить реплику Бобровой Вальки, произнесённую после того, как Генина мама сказала, что сам Геня сыграет в другой раз («Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищённо произнесла: “А он умеет?”»). Можно предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки, поскольку они слушали игру Гениной мамы завороженно и удивлённо.
? с. 25
Какое еще открытие ожидало Гениных гостей? Как ребята отнеслись к Гениному искусству складывать бумажные игрушки? А с какой целью Геня делал эти игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами? Важно ли, что Геня не хвастается своим искусством? Изменилось ли отношение ребят к Гене? Как характеризует Айтыра то, что он не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки?
Открытием для ребят стало Генино искусство складывать различные фигурки из бумаги, которому он обучился за долгие дни болезни. Найдите в тексте отрывок, из которого видно, что во время празднования своего дня рождения Геня начал делать бумажные фигурки, потому что они нужны были для игры в фанты. Важно, что Геня не хвастается своим искусством, своим талантом, которому «сам он не придавал никакого значения». Для Гени важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят («Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…») и изменило отношение ребят к нему, к Гене («Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили») и никто уже не смеялся над его постоянно шмыгающим носом.
То, что Женька Айтыр не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается к Гене за помощью, характеризует его, как человека, восприимчивого ко всему новому, способного восхищаться чужим талантом и не стыдящегося учиться чему-то.
Почему же ребята плохо относились к Гене до дня рождения? Они считали его маменькиным сынком? Не все про него знали? Случалось ли в твоей жизни, что ты плохо думал(а) о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменил(а) своё мнение? Как ты считаешь, улучшатся ли отношения Гени и ребят после дня рождения?
Эти вопросы направлены на то, чтобы мы задумались, а как мы относимся к людям и почему так, и всегда ли наше мнение о каком-то человеке — верное. Ребята во дворе считали Геню маменькиным сынком, не приспособленным к жизни, но, узнав его поближе, открыли в нём необычный талант, доброту и бескорыстие. Отношения Гени и ребят после дня рождения должны измениться в лучшую сторону.
— О какой красоте идёт речь в двух рассказах, которые вы прочитали, — Ирины Пивоваровой и Людмилы Улицкой? — спросила Евдокия Васильевна.
Ты можешь ответить на этот вопрос?
— Ты неправильно всё понимаешь, — сказала Таня Пете. — Дело не в самих бумажных игрушках и не в хорошей песне, которую поёт Люся Синицына! Красота — это Генин талант придумывать игрушки и ловко их складывать! Красота — это КАК Люся поёт песню! Правда ведь, Евдокия Васильевна?
Как ты думаешь, что сказала ребятам Евдокия Васильевна?
Вопрос Евдокии Васильевны и реплика Тани, адресованная Пете Захарову, нужны, чтобы мы задумались над тем, что красота в самих людях, в их талантах и способностях.
Все ли умеют ценить красоту, когда соприкасаются с ней? (Отвечая на вопрос, учитывай оба произведения!) Всегда ли красота вызывает чувство восхищения и любования? А могут ли проявления прекрасного вызывать чувство зависти? Всегда ли ты сам(а) радуешься проявлениям способностей других людей?
— Выходит, если Таня чудесно рисует, а я ей не завидую и радуюсь за неё, значит, я не такой уж черствый и эгоистичный? — спросил Миша.
Как ты ответишь Мише?
Этот блок вопросов направлен на то, чтобы мы примерили эту ситуацию к своей жизни. Важно понять, что умение замечать и ценить красоту — это ещё и умение радоваться проявлению чужих способностей.
“Бумажная победа” Людмила Улицкая. 4-й класс
Разделы: Литература
Класс: 4
Цели:
I. Организационный момент.
В который раз звенит звонок
Пришли ребята на урок
На партах всё у них в порядке
Лежат учебники, тетрадки.
Лежит пенал и карандаш
Пора начать урок уж наш.
Выпрямитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
Учитель: Ребята, какая тема нашего урока? Слайд №1
Учащиеся читают (жужжащее чтение) на доске название произведения “Бумажная победа”. Слайд №2
Кто-нибудь читал раньше произведение Людмилы Улицкой?
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?
Учащиеся: Может быть, о письмах с фронта?
Учащиеся: О поделках из бумаги?
Учащиеся: Может быть, рисунки или поделки из бумаги детей на каком-то конкурсе?
Учитель: Сейчас вы всё узнаете. Сели правильно. Начинаем читать.
II. Работа с учебником (использование методического приёма “Чтение со ,, стопами ,, “. Слайд №3.
Учитель: Откройте учебник на странице 14 (2 часть “Литературного чтения”).
Мы будем читать рассказ, пока я не скажу слово “стоп”. Затем будем беседовать по вопросам прочитанного текста.
(Читают с.14-16, звучит слово “стоп”). коммуникативных (Слайд №4.5,6,7)
III. Беседа по вопросам прочитанного текста.
I ч. Почему Геня был чужим для ребят во дворе?
(Учащиеся зачитываю строки из текста).
Ученик: Он нелепый и болезненный мальчик, и даже отца у него нет не потому, что он, как у других ребят, погиб на фронте, а потому что мать с ним рассталась.
Ученик: Причиной постоянных насмешек были и нелепая фамилия Гении.
Ученик: Смешная походка Гении.
Ученик: У него всегда был заложен нос.
Ученик: Из- за постоянных простуд. Мальчик был нелепо одет, это и было поводом для насмешек.
Ученик: Ребята смеялись над мальчиком, потому что старенькая бабушка постоянно водила Геню за ручку в школу и из школы.
IV. Чтение следующей части. (Чтение с.17-21). (Слайд №8, 9, 10,11,12)
V. Беседа по вопросам прочитанного текста.
Учитель: Найдите в рассказе приметы послевоенного времени – их здесь много.
(Учащиеся зачитываю строки из текста).
Ученик: Единственное лакомство у детей за столом – карамельки и подушечки.
Ученик: (Зачитывает) Белёсые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет жёлтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.
Ученик: Бедная одежда на детях.
Ученик: У половины ребят отцы погибли на фронте.
Ученик: Настороженное отношение к тому, что Бетховен – немецкий композитор.
Ученик: Описание комнаты, в которой жил Геня. (Зачитывает) (Слайд № 13)
Ученик: Праздничный стол был очень скромным. (Зачитывает)).(Слайд № 14)
Учитель: Молодцы, ребята, вы точно всё подметили!
Учитель: А сейчас мне бы хотелось услышать ваше мнение на такой вопрос. Правильным ли было решение матери пригласить всех на день рождения?
(Ученики высказывают свои мнения).
Удивились ли ребята, когда Генина мама в первый раз сыграла на пианино?
Ученик: Дети были очень удивлены. Ведь никто из них и их родных не умел играть и уж тем более у ни кого из них не было пианино.
Учитель: Найдите об этом строчки из рассказа и зачитайте их.
Ученик: (Читает) (Слайд № 15)
Учитель: А как они вели себя, когда мама играла во второй раз?
Ученик: (Зачитывает) Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причёсанных , в полном молчании поедавшие угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.
Ученик: Дети были поглощены музыкой. Они сидели тихо, не проявляли признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились.
Ученик: У Гени прошло напряжение и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеётся, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки.
Учитель: Как вы думаете, что потрясло ребят больше: сама музыка или то, что её исполняла Генина мама – человек, которого они считали совершенно обыкновенным?
Ученик: Я считаю, что, скорее всего, ребят потрясла не только и не сколько сама музыка, но то, что её исполняла Генина мама – человек, которого они считали совершенно обыкновенным.
Ученик: (Зачитывает то место, где мама говорит, что Геня сыграет в другой раз.) “Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла: “А он умеет?”
Учитель: Можно ли предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки?
Ученик: Я думаю, да можно предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки, поскольку они слушали игру Гениной мамы заворожено и удивленно.
VI. Слушание музыки.
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем “Музыкальный момент №3, фа минор” Франца Шуберта, чтобы представить, какая музыка звучала на дне рождения у Гени.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какое ещё открытие ожидает Гениных гостей?
Не знаете? А можете предположить, ведь вы знаете название рассказа?
VII. Чтение рассказа до конца. (Слайд №16.17)
Учитель: Так какое открытие ожидало Гениных гостей?
Ученик: Дети были удивлены, как быстро и ловко получалось складывать игрушки у Гени.
Учитель: Верно, открытием стало Генино искусство складывать различные фигурки из бумаги, которому он обучался за долгие дни болезни.
Учитель: А с какой целью Геня делал эти игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами?
Ученик: Геня делает игрушки, чтобы обеспечить всех фантами.
Учитель: Важно ли, что Геня не хвастается своим искусством?
Ученик: Я считаю, что да.
Учитель: Я согласна с тобой, что он не хвастается своим искусством, своим талантом, которому “сам он не придавал никакого значения”. Для Гении важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят.
Учитель: Найдём и зачитаем это место.
Ученик: (Читает). (Слайд № 18
Ученик: (Читает) (Слайд № 19
Учитель: Изменилось ли отношение ребят к Гене?
Ученик: Я думаю, что да.
Ученик: Айтыр не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается к ему за помощью.
Учитель: Как характеризует Айтыра, то, что он не завидует Гене.
Ученик: Я думаю, что это характеризует его как человека, восприимчивого ко всему новому, способного восхищаться чужим талантом.
Ученик: Он не стыдится учиться чему-то новому.
Учитель: Молодцы, ребята!
Учитель: Почему ребята плохо относились к Гене до дня рождения?
Ученик: Они считали его маменькиным сынком.
Ученик: Не всё знали про него.
Учитель: Случалось ли в вашей жизни, что вы плохо думали о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменили своё мнение?
(Ученики высказывают свои мнения).
Учитель: Изменятся ли отношения ребят к Гене после дня рождения?
(Ученики высказывают свои мнения).
Учитель: Подведём итог нашей большой темы “Пытаемся понять, как на нас воздействует красота”.
О какой красоте идёт речь в двух рассказах, которые вы прочитали, – Ирины Пивоваровой и Людмилы Улицкой?
Ученик: Я думаю, что красота в том, что Геня умеет искусно складывать игрушки из бумаги, а Люся Синицына поёт хорошую песню.
Ученик: А я не согласна с ним. Ведь красота – это Генин талант придумывать игрушки и ловко их складывать!
Ученик: Красота- это как Люся поёт песню!
Учитель: Верно! Молодцы, ребята! Красота в самих людях, в их талантах и способностях.
IX. Д.З. Рассмотреть картину Зинаиды Серебряковой “Катя с натюрмортом”. Рассказать о своих впечатлениях, переживаниях, эмоциях по этой картине.
Бумажная победа
Улицкая Людмила Бумажная победа
Людмила Евгеньевна Улицкая
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
– Генька хромой, сопли рекой!
Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
. Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
– Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
– Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.
– Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
– Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
– Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
– У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
– Твои старые ботики никому не нужны.
– При чем тут ботики. – тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.
Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
– Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
– Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
– Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
– И ты, Женя, приходи.
Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
– А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
И мать пошла ставить тесто.
Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”
Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
– Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница. – И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию.
К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось.
Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.
Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:
– Давайте выпьем за Геню – у него сегодня день рождения.
Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла “Турецкий марш”. Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.
Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.
Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.
Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.
– Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?
Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!
Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:
– В другой раз. Геня сыграет в другой раз.
Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:
. Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:
– Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
Мать улыбнулась и ласково ответила:
– Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.
– Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.
Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:
– Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.
Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.