Бумажная победа – краткое содержание рассказа Улицкой

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Содержание сайта

20.05.2019

Улицкая Л. “Бумажная победа”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Бумажная победа” и их характеристика

  1. Гена Пераплетчиков. Больной, одинокий мальчик, не имеющий друзей.
  2. Мать. Добрая и умная женщина.
  3. Бабушка. Старая и заботливая.
  4. Женька Айтыр. Ловкий, смелый, красивый.

План пересказа рассказа “Бумажная победа”

  1. Ранняя весна
  2. Генка на улице
  3. Грязь и смех
  4. Совет бабушки и мамы
  5. Приглашение ребят
  6. Ужас Генки
  7. Праздничный стол
  8. Музыка
  9. Игра в фанты
  10. Бумажные игрушки
  11. Счастье Генки.

Кратчайшее содержание рассказа “Бумажная победа” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда Генка выходил на улицу, над смеялись и его дразнили, он был несчастным ребенком.
  2. Мать мальчика решила позвать ребят со двора на день рождения Генки.
  3. Гена с ужасом ждал прихода своих врагов и делал бумажный кораблик.
  4. Дети пришли, сели за стол, поели и стали слушать как мать Гены играла на пианино.
  5. Мать предложила сыграть в фанты, а Гена стал делать из бумаги фигурки для ребят.
  6. Все улыбались ему, восхищались его умению, и Гена впервые был счастлив.

Главная мысль рассказа “Бумажная победа”
Любой человек заслуживает уважения, надо просто уметь видеть в человеке его достоинства, а не недостатки.

Чему учит рассказ “Бумажная победа”
Рассказ учит никого не обижать напрасно, не смотреть на чужие недостатки, а уметь видеть чужие достоинства. Учит сочувствию и доброте. Учит тому, как надо находить друзей.

Отзыв на рассказ “Бумажная победа”
Мне понравился этот рассказ, хотя в начале Гену было очень жалко. Он казался таким несчастным. Но у любого человека есть свой талант, и этот талант всегда привлекает людей. Поэтому и Гена нашел своих друзей, ведь он лучше всех делал фигурки оригами.

Пословицы к рассказу “Бумажная победа”
Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
Неказист парень, да талантлив.
Не родись дитя хорошее, а родись талантливое.
Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.
За доброе дело жди похвалы смело.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Бумажная победа”
Ранней весной Гена Пераплетчиков вышел на улицу. Помимо нелепой фамилии, мальчик ходил прыгающей походкой, у него был заложен нос, и у него не было отца. Все это вместе делало Гену очень несчастным человеком.
На улице было тепло, играли девочки и мальчики. Вдруг рядом упал ком земли и облил лицо мальчика грязью. Следом летел второй и третий. Гена побежал, а вслед ему неслись обидные стихи и смех. Кидался Колька Клюквин, кричали девочки, а позади них стоял ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Генка бросился к подъезду, из которого выходила его бабушка.
Вечером мама и бабушка мальчика обсуждали, почему дети обижают Генку. Мать предложила испечь пирог и позвать всех детей на день рождения к Генке. Бабушка возражала, называя детей бандитами, но мать настояла на своем.
Через две недели мать сказала Гене, чтобы он позвал детей на день рождения. Гена отвечал, что не хочет никого приглашать, и тогда мать сама вышла во двор и пригласила всех, в том числе и Женьку Айтыра.
С большим страхом Гена ждал прихода своих непримиримых врагов. Он сидел за столом и складывал бумажный кораблик. Он был большой мастер этого дела. Гена часто болел и долгими днями занимался тем, что складывал из бумаги разные фигурки.
Ровно в четыре пришли гости и чинно расселись за столом. Мать предложила выпить за здоровье Гены и все выпили домашней шипучки
Потом мать села за пианино и стала играть “Турецкий марш”, потом Шуберта.
Айтыр увидел маску Бетховена и насторожился, узнав, что это немецкий композитор. Но мать сказала, что Бетховен умер задолго до фашизма, и стала играть Бетховена.
Наконец пирожки и конфеты были съедены и мать предложила играть в фанты. Айтыр крутил в руках недоделанный бумажный кораблик, потом поставил его на стол и сказал, что это будет его фант.
Гена двумя движениями закончил кораблик, а мать попросила его сделать фанты другим детям. Гена стал делать из бумаги лодки, корабли, солонки, хлебницы.
Едва он заканчивал очередную фигурку, ее сразу выхватывала чья-нибудь нетерпеливая рука. А ребята, забыв про фанты, просили Гену сделать еще и еще. Все улыбались и благодарили Генку.
А Генка был счастлив. Он был не хуже других. Мало того, дети восхищались его чепуховым талантом и были совсем не злыми.
Айтыр разобрал свой кораблик и пытался сделать его снова. Он назвал Генку по имени и попросил помочь.
Мать улыбалась и мыла посуду.
А счастливый Генка раздаривал бумажные игрушки.

Читать онлайн “Бумажная победа” автора Улицкая Людмила Евгеньевна – RuLit – Страница 1

Людмила Евгеньевна Улицкая

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

– Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

. Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

– Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

– Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.

– Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

– Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

– Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

– У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

– Твои старые ботики никому не нужны.

– При чем тут ботики. – тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.

Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.

Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.

Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

– Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.

– Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.

– Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:

– И ты, Женя, приходи.

Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.

– А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.

И мать пошла ставить тесто.

Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”

Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:

– Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница. – И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию.

К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось.

Людмила Улицкая – Бумажная победа

Людмила Улицкая – Бумажная победа краткое содержание

Бумажная победа читать онлайн бесплатно

Людмила Евгеньевна Улицкая

Читайте также:  Казус Кукоцкого - краткое содержание рассказа Улицкой

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

– Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

. Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

– Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

– Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.

– Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

– Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

– Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

– У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

– Твои старые ботики никому не нужны.

– При чем тут ботики. – тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.

Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.

Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.

Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

– Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.

– Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.

– Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:

– И ты, Женя, приходи.

Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.

– А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.

И мать пошла ставить тесто.

Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”

Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:

– Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница. – И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию.

К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось.

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.

Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:

– Давайте выпьем за Геню – у него сегодня день рождения.

Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла “Турецкий марш”. Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.

Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.

Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.

Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.

– Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?

Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!

Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:

– В другой раз. Геня сыграет в другой раз.

Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:

. Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:

– Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?

Мать улыбнулась и ласково ответила:

– Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.

– Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.

Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:

– Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.

Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.

Умники и умницы

Умные дети – счастливые родители

с. 14 – 26. Л. Улицкая. Бумажная победа. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ

Ответы к стр. 14 – 26

? с. 24
— Почему Геня был чужим для всех ребят во дворе? Просмотри внимательно первую половину рассказа и постарайся найти
все причины «нелюбви» ребят к Гене.

Первый блок вопросов возвращает к внимательному перечитыванию первой части рассказа. Все ребята во дворе не любят Геню, поскольку он очень от них отличается: он нелепый и болезненный мальчик, и даже отца у него нет не потому, что он, как у других ребят, погиб на фронте, а потому что мать с ним рассталась. Причиной постоянных насмешек были и нелепая фамилия Гени, и его смешная походка, и то, что у него всегда был заложен нос, и как нелепо из-за постоянных простуд был одет Геня, и то, что старенькая бабушка водила Геню за ручку в школу и из школы.

Найди в рассказе приметы послевоенного времени — их здесь много.
— Всё ведь важно? — переспросил Миша. — И то, как ребята одеты, и какие подарки они дарят?
— Конечно, — ответил Костя. — И что на праздничном столе, и какая мебель в доме, и отношение к немцам в связи с войной!

Разговор Миши и Кости обращает внимание на такие приметы послевоенного времени, как скромное угощение в доме Гени (карамельки и подушечки — единственное лакомство для детей), бедная одежда детей, отсутствие подарков (кроме скромного букета одуванчиков), настороженное отношение к тому, что Бетховен — немецкий композитор. В тексте также есть указание на то, что у половины ребят отцы погибли на фронте.

Правильным ли было решение матери пригласить всех на день рождения? Что же там произошло? Чувствовали ли ребята какое-то стеснение за праздничным столом? Что заинтересовало их в доме у Гени? Удивились ли ребята, когда Генина мама в первый раз сыграла на пианино? А как они вели себя, когда мама играла во второй раз? Были ли они полностью увлечены музыкой? Как ты думаешь, что потрясло ребят больше: сама музыка или то, что ее исполняла Генина мама — человек, которого они считали совершенно обыкновенным? Можно ли предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки?

Читайте также:  Медея и ее дети - краткое содержание рассказа Улицкой

Послушай «Музыкальный момент № 3, фа минор» Франца Шуберта, чтобы представить, какая музыка звучала на дне рождении у Гени.

Дочитав рассказ до конца, мы поймём, что решение матери пригласить всех на день рождения Гени было правильным — ребята изменили своё отношение к мальчику, над которым они раньше смеялись. Система вопросов обращает внимание на подробности и детали текста. Найдите и перечитайте оба фрагмента, где Генина мама играет на пианино. Видно, что, когда музыка заиграла в первый раз, это было неожиданным для детей: «Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется». Дети продолжали есть угощение, но сидели тихо. Когда мама заиграла во второй раз, дети были уже полностью поглощены музыкой: «Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором всё это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть».

Скорее всего, ребят потрясла не только и не столько сама музыка, но то, что её исполняла Г енина мама — человек, которого они считали совершенно обыкновенным. В подтверждение этого можно вспомнить реплику Бобровой Вальки, произнесённую после того, как Генина мама сказала, что сам Геня сыграет в другой раз («Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищённо произнесла: “А он умеет?”»). Можно предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки, поскольку они слушали игру Гениной мамы завороженно и удивлённо.

? с. 25

Какое еще открытие ожидало Гениных гостей? Как ребята отнеслись к Гениному искусству складывать бумажные игрушки? А с какой целью Геня делал эти игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами? Важно ли, что Геня не хвастается своим искусством? Изменилось ли отношение ребят к Гене? Как характеризует Айтыра то, что он не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки?

Открытием для ребят стало Генино искусство складывать различные фигурки из бумаги, которому он обучился за долгие дни болезни. Найдите в тексте отрывок, из которого видно, что во время празднования своего дня рождения Геня начал делать бумажные фигурки, потому что они нужны были для игры в фанты. Важно, что Геня не хвастается своим искусством, своим талантом, которому «сам он не придавал никакого значения». Для Гени важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят («Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…») и изменило отношение ребят к нему, к Гене («Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили») и никто уже не смеялся над его постоянно шмыгающим носом.

То, что Женька Айтыр не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается к Гене за помощью, характеризует его, как человека, восприимчивого ко всему новому, способного восхищаться чужим талантом и не стыдящегося учиться чему-то.

Почему же ребята плохо относились к Гене до дня рождения? Они считали его маменькиным сынком? Не все про него знали? Случалось ли в твоей жизни, что ты плохо думал(а) о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменил(а) своё мнение? Как ты считаешь, улучшатся ли отношения Гени и ребят после дня рождения?

Эти вопросы направлены на то, чтобы мы задумались, а как мы относимся к людям и почему так, и всегда ли наше мнение о каком-то человеке — верное. Ребята во дворе считали Геню маменькиным сынком, не приспособленным к жизни, но, узнав его поближе, открыли в нём необычный талант, доброту и бескорыстие. Отношения Гени и ребят после дня рождения должны измениться в лучшую сторону.

— О какой красоте идёт речь в двух рассказах, которые вы прочитали, — Ирины Пивоваровой и Людмилы Улицкой? — спросила Евдокия Васильевна.
Ты можешь ответить на этот вопрос?

— Ты неправильно всё понимаешь, — сказала Таня Пете. — Дело не в самих бумажных игрушках и не в хорошей песне, которую поёт Люся Синицына! Красота — это Генин талант придумывать игрушки и ловко их складывать! Красота — это КАК Люся поёт песню! Правда ведь, Евдокия Васильевна?

Как ты думаешь, что сказала ребятам Евдокия Васильевна?

Вопрос Евдокии Васильевны и реплика Тани, адресованная Пете Захарову, нужны, чтобы мы задумались над тем, что красота в самих людях, в их талантах и способностях.

Все ли умеют ценить красоту, когда соприкасаются с ней? (Отвечая на вопрос, учитывай оба произведения!) Всегда ли красота вызывает чувство восхищения и любования? А могут ли проявления прекрасного вызывать чувство зависти? Всегда ли ты сам(а) радуешься проявлениям способностей других людей?
— Выходит, если Таня чудесно рисует, а я ей не завидую и радуюсь за неё, значит, я не такой уж черствый и эгоистичный? — спросил Миша.
Как ты ответишь Мише?

Этот блок вопросов направлен на то, чтобы мы примерили эту ситуацию к своей жизни. Важно понять, что умение замечать и ценить красоту — это ещё и умение радоваться проявлению чужих способностей.

“Бумажная победа” Людмила Улицкая. 4-й класс

Разделы: Литература

Класс: 4

Цели:

  • формирование коммуникативных (речевых) умений, необходимых для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; умение анализировать текст.
  • развитие устной речи у учащихся;
  • воспитание эстетических чувств, через прослушивание музыкального произведения Ф. Шуберта “Музыкальный момент №3, фа минор”, привитие любви к чтению.
  • I. Организационный момент.

    В который раз звенит звонок
    Пришли ребята на урок
    На партах всё у них в порядке
    Лежат учебники, тетрадки.
    Лежит пенал и карандаш
    Пора начать урок уж наш.
    Выпрямитесь, подтянитесь
    И тихонечко садитесь.

    Учитель: Ребята, какая тема нашего урока? Слайд №1

    Учащиеся читают (жужжащее чтение) на доске название произведения “Бумажная победа”. Слайд №2

    Кто-нибудь читал раньше произведение Людмилы Улицкой?

    Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?

    Учащиеся: Может быть, о письмах с фронта?

    Учащиеся: О поделках из бумаги?

    Учащиеся: Может быть, рисунки или поделки из бумаги детей на каком-то конкурсе?

    Учитель: Сейчас вы всё узнаете. Сели правильно. Начинаем читать.

    II. Работа с учебником (использование методического приёма “Чтение со ,, стопами ,, “. Слайд №3.

    Учитель: Откройте учебник на странице 14 (2 часть “Литературного чтения”).

    Мы будем читать рассказ, пока я не скажу слово “стоп”. Затем будем беседовать по вопросам прочитанного текста.

    (Читают с.14-16, звучит слово “стоп”). коммуникативных (Слайд №4.5,6,7)

    III. Беседа по вопросам прочитанного текста.

    I ч. Почему Геня был чужим для ребят во дворе?

    (Учащиеся зачитываю строки из текста).

    Ученик: Он нелепый и болезненный мальчик, и даже отца у него нет не потому, что он, как у других ребят, погиб на фронте, а потому что мать с ним рассталась.

    Ученик: Причиной постоянных насмешек были и нелепая фамилия Гении.

    Ученик: Смешная походка Гении.

    Ученик: У него всегда был заложен нос.

    Ученик: Из- за постоянных простуд. Мальчик был нелепо одет, это и было поводом для насмешек.

    Ученик: Ребята смеялись над мальчиком, потому что старенькая бабушка постоянно водила Геню за ручку в школу и из школы.

    IV. Чтение следующей части. (Чтение с.17-21). (Слайд №8, 9, 10,11,12)

    V. Беседа по вопросам прочитанного текста.

    Учитель: Найдите в рассказе приметы послевоенного времени – их здесь много.

    (Учащиеся зачитываю строки из текста).

    Ученик: Единственное лакомство у детей за столом – карамельки и подушечки.

    Ученик: (Зачитывает) Белёсые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет жёлтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.

    Ученик: Бедная одежда на детях.

    Ученик: У половины ребят отцы погибли на фронте.

    Ученик: Настороженное отношение к тому, что Бетховен – немецкий композитор.

    Ученик: Описание комнаты, в которой жил Геня. (Зачитывает) (Слайд № 13)

    Ученик: Праздничный стол был очень скромным. (Зачитывает)).(Слайд № 14)

    Учитель: Молодцы, ребята, вы точно всё подметили!

    Учитель: А сейчас мне бы хотелось услышать ваше мнение на такой вопрос. Правильным ли было решение матери пригласить всех на день рождения?

    (Ученики высказывают свои мнения).

    Удивились ли ребята, когда Генина мама в первый раз сыграла на пианино?

    Ученик: Дети были очень удивлены. Ведь никто из них и их родных не умел играть и уж тем более у ни кого из них не было пианино.

    Учитель: Найдите об этом строчки из рассказа и зачитайте их.

    Ученик: (Читает) (Слайд № 15)

    Учитель: А как они вели себя, когда мама играла во второй раз?

    Ученик: (Зачитывает) Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причёсанных , в полном молчании поедавшие угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.

    Ученик: Дети были поглощены музыкой. Они сидели тихо, не проявляли признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились.

    Ученик: У Гени прошло напряжение и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеётся, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки.

    Учитель: Как вы думаете, что потрясло ребят больше: сама музыка или то, что её исполняла Генина мама – человек, которого они считали совершенно обыкновенным?

    Ученик: Я считаю, что, скорее всего, ребят потрясла не только и не сколько сама музыка, но то, что её исполняла Генина мама – человек, которого они считали совершенно обыкновенным.

    Ученик: (Зачитывает то место, где мама говорит, что Геня сыграет в другой раз.) “Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла: “А он умеет?”

    Учитель: Можно ли предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки?

    Ученик: Я думаю, да можно предположить, что ребята впервые открыли для себя красоту музыки, поскольку они слушали игру Гениной мамы заворожено и удивленно.

    VI. Слушание музыки.

    Учитель: Сейчас мы с вами послушаем “Музыкальный момент №3, фа минор” Франца Шуберта, чтобы представить, какая музыка звучала на дне рождения у Гени.

    Учитель: Ребята, как вы думаете, какое ещё открытие ожидает Гениных гостей?

    Не знаете? А можете предположить, ведь вы знаете название рассказа?

    VII. Чтение рассказа до конца. (Слайд №16.17)

    Учитель: Так какое открытие ожидало Гениных гостей?

    Ученик: Дети были удивлены, как быстро и ловко получалось складывать игрушки у Гени.

    Учитель: Верно, открытием стало Генино искусство складывать различные фигурки из бумаги, которому он обучался за долгие дни болезни.

    Учитель: А с какой целью Геня делал эти игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами?

    Читайте также:  Замечательная ракета - краткое содержание романа Оскара Уайльда

    Ученик: Геня делает игрушки, чтобы обеспечить всех фантами.

    Учитель: Важно ли, что Геня не хвастается своим искусством?

    Ученик: Я считаю, что да.

    Учитель: Я согласна с тобой, что он не хвастается своим искусством, своим талантом, которому “сам он не придавал никакого значения”. Для Гении важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят.

    Учитель: Найдём и зачитаем это место.

    Ученик: (Читает). (Слайд № 18

    Ученик: (Читает) (Слайд № 19

    Учитель: Изменилось ли отношение ребят к Гене?

    Ученик: Я думаю, что да.

    Ученик: Айтыр не завидует Гениному таланту, не относится к нему с пренебрежением, а тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается к ему за помощью.

    Учитель: Как характеризует Айтыра, то, что он не завидует Гене.

    Ученик: Я думаю, что это характеризует его как человека, восприимчивого ко всему новому, способного восхищаться чужим талантом.

    Ученик: Он не стыдится учиться чему-то новому.

    Учитель: Молодцы, ребята!

    Учитель: Почему ребята плохо относились к Гене до дня рождения?

    Ученик: Они считали его маменькиным сынком.

    Ученик: Не всё знали про него.

    Учитель: Случалось ли в вашей жизни, что вы плохо думали о человеке, мало его зная, а потом, узнав больше, изменили своё мнение?

    (Ученики высказывают свои мнения).

    Учитель: Изменятся ли отношения ребят к Гене после дня рождения?

    (Ученики высказывают свои мнения).

    Учитель: Подведём итог нашей большой темы “Пытаемся понять, как на нас воздействует красота”.

    О какой красоте идёт речь в двух рассказах, которые вы прочитали, – Ирины Пивоваровой и Людмилы Улицкой?

    Ученик: Я думаю, что красота в том, что Геня умеет искусно складывать игрушки из бумаги, а Люся Синицына поёт хорошую песню.

    Ученик: А я не согласна с ним. Ведь красота – это Генин талант придумывать игрушки и ловко их складывать!

    Ученик: Красота- это как Люся поёт песню!

    Учитель: Верно! Молодцы, ребята! Красота в самих людях, в их талантах и способностях.

    IX. Д.З. Рассмотреть картину Зинаиды Серебряковой “Катя с натюрмортом”. Рассказать о своих впечатлениях, переживаниях, эмоциях по этой картине.

    Бумажная победа

    Улицкая Людмила Бумажная победа

    Людмила Евгеньевна Улицкая

    Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

    Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

    Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

    Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

    Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

    На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

    И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

    Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

    Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

    – Генька хромой, сопли рекой!

    Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

    Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

    . Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

    – Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

    – Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.

    – Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

    – Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

    – Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

    – У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

    – Твои старые ботики никому не нужны.

    – При чем тут ботики. – тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

    Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

    Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.

    Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.

    Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.

    Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

    – Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.

    – Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.

    – Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.

    Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:

    – И ты, Женя, приходи.

    Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.

    – А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.

    И мать пошла ставить тесто.

    Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”

    Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:

    – Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница. – И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию.

    К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

    Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

    Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось.

    Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.

    Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:

    – Давайте выпьем за Геню – у него сегодня день рождения.

    Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла “Турецкий марш”. Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.

    Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.

    Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.

    Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.

    – Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?

    Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!

    Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:

    – В другой раз. Геня сыграет в другой раз.

    Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:

    . Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:

    – Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?

    Мать улыбнулась и ласково ответила:

    – Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.

    – Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.

    Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:

    – Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.

    Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.

    Ссылка на основную публикацию