Прошлым летом в Чулимске – краткое содержание пьесы Вампилова

Краткое содержание Вампилов Прошлым летом в Чулимске

События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы, девушка полна молодости, задора и с оптимизмом смотрит в будущее. Она стройна, мила и хороша собой.

Как обычно, в утренний час отправляется в заведение. Заботливая, она поправляет удаленные из ограждения доски. Кто-то вновь сорвал калитку, направляясь напрямик по палисаднику.

Героиня испытывает нежные чувства к следователю Шаманову. Городскому парню в будущем представлялись перспективы, но, поступив по совести, он однажды засуживает сына значимого в городе лица. Потерпев неудачу в процессе, вскоре он сбегает в Чулимск. Испытывая подавленное состояние и разуверившийся в поисках правды, единственное, о чем он мечтает – поскорее уйти на заслуженный отдых.

Девушка втайне страдает по 30-летнему мужчине. Его возлюбленная Кашкина обижается о его скрытости, хотя ей, как и другим, известно его нерадостное прошлое при расследовании дела.

Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но с некоторых пор начинает проявлять к ней симпатию. Попытки объяснения ее поступков относительно починки калитки в палисаднике вызывают в нем воспоминания о прошлом и о первой любви. Ее искренние чувства вдохновляют его, как, по его собственным рассуждениям «выходящего из запоя пристрастившегося к алкоголю человека».

Ностальгируя по детству и прошлому, все вдруг возвращается к Шаманову: прежние вечер, улица, лес, деревья, трава и запахи. Признание девушки не вызывает у него ответных чувств. Он по-прежнему к ней сух. Узнав о неравнодушном к ней отношении сына буфетчицы Хороших Павла, он требует от него больше ее не тревожить. Пашка постоянно ссорится с отчимом, в семье разлад и непрерывные скандалы.

Вызванный любовью и ревностью конфликт осложняется неуместным вмешательством бухгалтера Мечеткина. Целью скептика и бюрократа является скорейшее обустройство быта с непременной женитьбой. Кашкина категорически его отвергает. Звучат недвусмысленные намеки на отношения с Шамановым, о которых судачит вся округа, нанося обиду социальным устоям и коллективной морали. По научению питающей неприязнь к Шаманову Кашкиной, бухгалтер делает предложение Валентине, получая согласие ее отца.

Вначале девушка отказывается сопроводить Павла по его просьбе на танцы, но, проявляя сочувствие из-за услышанной ссоры с матерью, выгоняющей его из дома, в конечном итоге уступает. Отцу она говорит о проведении времени с Мечеткиным, наставляя Шаманова и Павла ее не беспокоить.

Шаманов покидает поселок для речи на суде. Пьеса завершается сценой в чайной. Внимание посетителей обращено к Валентине. По обыкновению, приближаясь к калитке, она с горделивой осанкой снова принимается ее чинить, налаживая после этого с Еремеевым палисадник. Произведение учит читателей в сложных условиях сохранять нравственность, чистоту души и искреннее отношение к окружающим.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Вампилов. Все произведения

  • Несравненный Наконечников
  • Прошлым летом в Чулимске
  • Прощание в июне
  • Свидание
  • Старший сын
  • Утиная охота

Прошлым летом в Чулимске. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В давние времена, в городе Багдаде жил торговец, звали его Синдбад. К нему всегда приезжали гости, другие купцы из далеких стран. Они рассказывали арабскому торговцу о своих поездках, о том, где бывали. Синдбад любил такие рассказы, и однажды

В доме Шабловых живет сама хозяйка дома, двое ее сыновей, адвокат Маргаритов и его дочь Людмила. В то время как младший из братьев трудится писцом у Маргаритова, старший Николай гуляет и проигрывает деньги в трактире

Молодой небогатый офицер Николай Евграфович Алмазов и его жена Вера – главные персонажи рассказа. Николай учится в Академии, а его жена помогает ему и поддерживает во всём.

Константин Платонович – человек, который когда-то жил в деревне, обитал там, и детство его прошло именно там. Но прошло время, вырос, стал молодым, и расхотелось там жить.

Уже немолодая женщина, тяжело дыша, идет вдоль железной дороги. Около одного столба женщина разворачивается и идет к могилке, и опускается перед ней на колени.

Прошлым летом в Чулимске

Действие происходит в таёжном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку.

Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает её чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живёт рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему посёлку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: «Хочу на пенсию». Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага. Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому. Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таёжный райцентр, где нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушёл, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается. Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, — и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему.

В Валентину влюблён Пашка, сын буфетчицы Хороших, и пасынок местного рабочего Дергачева. Приехав из города, Пашка постоянно крутится возле Валентины, зовёт её на танцы. Но Валентина твёрдо отказывает ему. Пашка намекает, что знает своего соперника и, изображая из себя крутого, даже угрожает расправиться с ним. Пашка постоянно в центре семейных раздоров. Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. Однако Пашка — незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другого человека, когда Дергачев был на фронте. Мать просит сына уехать, но Пашка не очень-то расположен её слушаться. Ему тоже обидно: почему это он должен бросать собственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть здесь.

Дергачев ремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещает на жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давним приятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым. Оставшийся после смерти жены в одиночестве, Еремеев пришёл хлопотать о пенсии. Однако здесь ему предстоят трудности: у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, — всю жизнь он охотился, работал в геологических партиях и не думал о старости.

Ещё один участник действия — бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину, намекая той, что её связь с Шамановым вызывает в посёлке пересуды и оскорбляет общественную нравственность. Однако тут же, едва только Кашкина приглашает его зайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьёзных намерениях. Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясь возможного соперничества, советует Мечеткину обратить своё внимание именно на Валентину. Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в посёлке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может.

Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она — красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает её, почему она не уехала в город, как многие её сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы. Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него «лучом света из-за туч», как он говорит случайно подслушавшей их беседу Кашкиной.

Явившемуся с угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок пистолета. Осечка. Пашка испуганно роняет оружие. Но и Шаманову тоже не по себе. Он пишет записку Валентине, действительно назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.

Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьёзное, потому что тоже идёт напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевлённо признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у неё и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на её поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для неё чужим. Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал её, что он её любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признаётся Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за её честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным.

На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать её, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также:  Его батальон - краткое содержание повести Быкова

Краткое содержание: Прошлым летом в Чулимске

Действие происходило летом в районном таёжном центре ранним утром. Валентина, являясь стройной и миловидной девушкой восемнадцати лет, отправляется на работу в чайную. По пути она осматривает перед домом палисадник: снова из ограды вынуты доски, а калитка сорвана. Она вставила доски, расправила примятую траву и принялась ремонтировать калитку. Все это она делает по нескольку раз, поэтому прохожим приходилось ходить по газону напрямик, чтобы миновать калитку.

Валентина влюбляется в Шаманова, местного следователя, который не замечал её чувств. Шаманов ходил к Кашкиной, аптекарше, которая жила поблизости с чайной, и поэтому Валентине, впрочем, как и всему посёлку, об их связи известно. Она страдала молча. Шаманову примерно тридцать лет, но чувствует он себя утомившимся человеком. Любимым его присловьем является желание уйти на пенсию. Кашкина, его любовница обижалась на то, что он ей про себя ничего не рассказывал, хоть она и без этого знала о нем множество вещей от знакомых в городе. Ранее он работал в городе следователем, и ему пророчили крупное будущее, у него была очень симпатичная супруга, автомобиль и другие блага. Но он был из тех, для кого важнее положения была правда, и поэтому Шаманов, расследуя тяжбу сына какого-то чиновника, который сбил человека, наперекор давлению верхов не стал заминать это дело. В итоге нашлись люди, которые были сильнее его. Суд был перенесен, и следствие отдали другому вести. Шаманов обижается, увольняется с работы, расстается с супругой, начинает одеваться непонятно как, а после этого уехал в таёжный районный центр, где он нехотя выполнял свой долг в работе. Шаманов считает свою жизнь конченой. Спустя 2 дня должен пройти суд именно по этому делу, которое он начинал вести и из-за которого уволился. Его пригласили поучаствовать в качестве свидетеля, однако он отказался. Ему это было совсем не интересно. Он был разочарован и не больше верил в вероятность принятия справедливости. Он не хотел больше бороться. Но Шаманов в районном центре все равно очень резко выделялся на фоне других. Валентина и Кашкина чувствовали его неординарность и тянулись к нему.

Пашка, сын буфетчицы Хороших, влюблён в Валентину. Паша также являлся пасынком Дергачева, местного рабочего. По приезду в город, Пашка все время вертелся возле Валентины, звал её танцевать. Но Валентина всегда ему твёрдо отказывала. Пашка намекал, что своего соперника знает в лицо и, показывая себя крутым, даже угрожал с ним расправиться. Пашка все время был в центре семейных споров. Его мама и Дергачев друг к другу привязаны, можно даже сказать о том, что они друг друга любят. Но Пашка является раной Дергачева, которая даже со временем не заживал, поскольку был рожден от другого человека, когда на фронте был Дергачев. Мама просила сына уехать, однако Пашка не очень был расположен её слушать. Ему также было обидно, это почему же ему нужно было бросать отчий дом, если он планировал пожениться на Валентине и жить тут.
Дергачев отремонтировал чайную, но все видят, в каком он находится раздражении, и его он вымещает на своей супруге, от которой с утра прямо требует по случаю встречи с давним другом выпивки. Этот друг пришел из тайги старым промысловиком и эвенком Еремеевым.

Он после смерти супруги находится в полном одиночестве, и приходит хлопотать о своей пенсии. Но тут ему предстоит перенести некие трудности: у него не было ни трудовой книжки, ни справки о работе, – всю свою жизнь он работал в геологической партии, охотился и о старости даже не думал.
Ещё одним участником действия является бухгалтер Мечеткин, он является занудой и бюрократом. Он желает жениться и вначале смотрит на Кашкину. Он не раз намекал ей о том, что её с Шамановым связь в посёлке вызывает пересуды и обижает коллективную нравственность. Но тут же, как только Кашкина пригласила его зайти в ее дом выпить, Мечеткин разомлевший признался в своих намерениях. Кашкина знала о том, что Валентина влюбилась в Шаманова, и поэтому в опаске за возможное соперничество, советует обратить своё внимание Мечеткину как раз на Валентину.

Она уверила Мечеткина в том, что он, как уважаемый человек в посёлке, сможет легко добиться успеха, если обратится солидно к папе Валентины. Мечеткин не откладывает дело в долгий ящик и сватает Валентину. Ее папа не возражает, однако говорит о том, что без Валентины ничего не может решить.
Тем временем между Шамановым, который ожидал служебную машину в чайной, и Валентиной, которая чинила ограду в палисаднике, завязался разговор. Шаманов говорил, что напрасно Валентина этим занимается, поскольку люди не перестанут никогда его обходить. Валентина настойчиво возражала: когда-то они все равно поймут и станут ходить по тротуару. Внезапно Шаманов говорит Валентине о том, что она очень красивая девушка, и что она похожа на ту, которую когда-то любил Шаманов. Он расспросил её, почему она в город не уехала, как её многие сверстницы. И внезапно он услышал признание о том, что она в него влюблена. Он растерялся и ему было трудно поверить в это, он Валентине советует это выбросить из головы. Но в то же время неожиданно для себя начинает ощущать нечто особенное к девушке: она становится вдруг для него лучиком света из-за туч.

К Шаманову явился с угрозами Пашка. Он решает ему посоветовать остудить голову, и они начинают ссориться. Шаманов явно хотел скандала, он протянул свой пистолет Пашке и нарочно дразнил его, говоря, что на десять часов у них с Валентиной назначено свидание и что она его любит, а не Пашу. В ярости Пашка нажал на курок пистолета. Но тут произошла осечка. Пашка роняет оружие испуганно. Шаманов пишет Валентине записку, назначая в действительности ей на десять часов свидание, и просит передать записку Еремеева. Но ее хитростью перехватила ревнивая Кашкина.
Валентина тем вечером стала свидетелем очередной ссоры между Пашкой и отчимом.

Пашку гнала его мать, и из жалости Валентина соглашается с ним пойти на танцы. Чувствовалось, что Валентина осмелилась на кое-что серьёзное, поскольку тоже идёт через палисадник напрямик. После того, как они ушли, появился Шаманов. Он встречает Кашкину и признается ей воодушевлённо, что вдруг с ним сегодня что-то произошло, что он якобы заново обрел мир. Это было связано с Валентиной, о которой он спросил у Кашкиной. Та честно сообщила ему о том, что у неё записка Шаманова и что Валентина ничего не знает о назначенном свидании и ушла вместе с Пашкой. Шаманов бросился на её поиски. Ночью поздно Пашка и Валентина возвращаются. Они были очень близки, но это не изменило нисколько их отношений: Пашка так для неё чужим и остался. Кашкина испытывала угрызения совести и сообщила Валентине о том, что Шаманов её искал, и что он любит её. Тут появился и сам Шаманов, который сразу же признался Валентине, что с ним благодаря ей произошло чудо. Валентина разрыдалась. Своему папе она сказала, что была с Мечеткиным на танцах, а не с Пашкой или Шамановым.

На следующий день Шаманов уехал в город, чтобы выступить на суде. Пьеса заканчивается тем, что в чайной взгляды посетителей обратились к Валентине, вышедшей из дома. Она подходит, как обычно, гордо к калитке и начинает её налаживать, а после этого поправляет вместе с Еремеевым палисадник.

Краткое содержание романа «Прошлым летом в Чулимске» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Прошлым летом в Чулимске». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

«Прошлым летом в Чулимске»

«Прошлым летом в Чулимске»

Драма безлюбовного мира

Эта драма Вампилова насквозь буднич­на, в ней доминирует так называемая проза жизни, действие ее развертывается неторопливо и обстоятельно, в ничем не примеча­тельном сибирском таежном райцентре, в заурядном заведении общепита, именуемом «чайной». «Добра-то в нашем Чулимске, — говорит одна из его жительниц, — одно комарье. Куда ни повер­нись — тайга в любую сторону на сотни верст». Диалоги меж­ду персонажами ведутся о погоде, о выпивке, о ремонте, об офор­млении пенсии и других повседневных житейских делах. Но эта самая обыкновенная, простая жизнь в изображении Вампилова ока­зывается совсем не простой. Здесь в полной мере господствует че­ховский принцип построения драмы: люди едят, пьют чай, разго­варивают, а между тем совершаются драмы, рушатся чьи-то меч­ты, ломаются человеческие судьбы.

Персонажи пьесы в большинстве своем — люди неустроенные, несчастливые, выбитые из привычной жизненной колеи. Следова­тель Шаманов выглядит в Чулимске случайным человеком, ока­завшимся не у дел. Он сбежал сюда из большого города от неспра­ведливости, с которой столкнулся, исполняя свой служебный долг, и теперь находится в состоянии душевного кризиса. Не ладится супружеская жизнь у Дергачева и буфетчицы Анны с их постоян­ными и громкими ссорами, причина которых — прошлая измена жены и пьяные дебоши мужа. Живое подтверждение этой изме­ны — сын Пашка, приехавший к матери в отпуск, поражает всех своей наглостью и ожесточенностью, предъявляя «монопольное» притязание на Валентину, угрожая убить всякого, кто посмеет при­близиться к ней и заговорить. Наивным и беспомощным вне при­вычной для него обстановки предстает старый охотник-эвенк Ере­меев, пришедший из тайги хлопотать о пенсии. И уж совсем не кажется счастливой жизнь юной подавальщицы в чайной Вален­тины, то и дело поправляющей ограду палисадника, повреждае­мую любителями ходить напрямик. «На твоем месте я отсюда давно уехала бы, — говорит ей мать Пашки. — Сестры у тебя выучи­лись, по иркутскам живут да по красноярскам, а ты чем хуже? Ведь ты, поди, и в городе ни разу не была». Пожалуй, лишь один Мечеткин, бухгалтер райздрава, пишущий статейки в газе­ту, беспринципный и занудный обыватель, не испытывает каких-либо неудобств от жизни в Чулимске, чувствует себя уверенно и на своем месте. На фоне этой преобладающей неустроенности и не­удовлетворенности жизнью и совершаются основные драматичес­кие события пьесы.

В отличие от «Утиной охоты», с ее темой утраты, саморазру­шения личности, «Чулимск» построен на внутреннем движении героя к нравственному возрождению. С этим связаны судьбы двух основных персонажей пьесы — Шаманова и Валентины; их жизненные пути, случайно пересекшиеся в глухой тайге, взаи­мообусловлены. Тридцатидвухлетнему Шаманову, безусловно, льстит внезапно открывшаяся ему любовь восемнадцатилетней девушки. Возникшая вследствие этого неловкая ситуация зас­тавляет его иронизировать над собой: «Судьба — другим словом все это не назовешь. И она говорит мне: дерзай, старик, у тебя еще не все потеряно. Вот. тебе тот самый случай — лови, дру­гого уже не будет. ». Кризисное состояние души, безраз­личие к окружающему его миру мешают Шаманову всерьез вос­принять чувства юной девушки. Отсюда его снисходительно-отечес­кий тон в разговоре с Валентиной: «Ты славная девочка, ты прелесть, но то, что ты сейчас сказала — это ты выбрось из го­ловы. Забудь и никогда не вспоминай».

Отказ Шаманова признать ее тщательно оберегаемую любовь к нему породил смятение в душе героини и в конечном счете тол­кнул ее на непоправимый шаг, приведший к трагическим послед­ствиям. Роковое решение Валентины пойти ночью на танцы с Пашкой мотивировано не только ее предшествующим объясне­нием с Шамановым. Оно по-своему подготовлено и сватовством Мечеткина, тем более что отец (Помигалов) советует ей не отвер­гать «денежного» жениха, хорошенько подумать. Кроме того, Ва­лентина невольно стала свидетельницей ссоры Пашки с матерью, жестоко оскорбившей его словом «крапивник». И это, естествен­но, пробудило в ней сочувствие к «пострадавшему», желание пой­ти ему навстречу. Наконец, рискованный шаг Валентины обус­ловлен еще и тем, что аптекарша Кашкина, сжигаемая чувством ревности, не передала ей записку от Шаманова, где он назначил встречу с ней на поздний вечерний час. Однако при всей неслу­чайности данного поступка героини, с ее стороны это был акт отчаяния, своего рода вызов судьбе, ибо она не могла не чувство­вать, хотя бы интуитивно, опасности своего выхода в тайгу с Пашкой. Ее не остановило и резонное предупреждение Кашкиной: «Не ходи. Не делай этого. ». К тому же в этот ответ­ственный для нее момент Валентина впервые нарушила свой прин­цип и отказалась поправить поврежденную ограду палисадника, буквально повторив слова Шаманова: «Это напрасный труд. На­доело. Идем». Судьба жестоко наказала ее за это.

Читайте также:  Прошлым летом в Чулимске - краткое содержание пьесы Вампилова

С другой стороны, Шаманов, наконец-то осознавший, что зна­чит для него любовь Валентины, переживает состояние заново родившегося человека: «Разве я жил здесь, разве можно назвать это жизнью? Я спал, спал на ходу, я дрых­нул. Бессовестно, беспросветно дрыхнул все эти четыре месяца. Мне кажется, что я и в самом деле начинаю новую жизнь. Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из за­поя. ». Он открывает нечто важное не только в себе са­мом, но и в своем отношении к Валентине, обращаясь к ней со словами: «Ведь утром я сказал тебе совсем не то». Но уже слишком поздно: грубое насилие над Валентиной стало фактом. Пробуждение Шаманова от душевной спячки совершается, та­ким образом, ценой трагедии Валентины.

Валентина как воплощение авторского нравственного идеала.

Валентина, главная героиня драмы, значительно отличается от своих предшественниц в драматургии Вампилова. Чувство Валентины — это полудетская, шко­льная влюбленность в нездешнего, заезжего, «удивительного» взрослого мужчину. Любовь Валентины не похожа на безогляд­ное, стремительное чувство Тани Репниковой, Ирины или на горделивую строптивость Нины. Первый же разговор Шаманова с Валентиной — болтовня от скуки взрослого с ребенком — погу­бил чувство героини. Это произошло не потому, что Шаманов ее отверг, а потому, что была рас­крыта тайна. Идея любви материализовалась в слове, а материализовавшись, потеряла все свое высокое напряжение. Любовь Валентины — ти­хое, стеснительное, книжное чувство, которому уютно в тишине воображения, но холодно и страшно быть выраженным в слове, и в то же вре­мя — парадокс, точно схваченный Вампиловым,— Валентинино признание взывает не толь­ко к чувству своему или Шаманова, но и к. общественному мнению: «Все знают. Кроме вас. Вы один здесь такой: ничего не видите. Вы слепой! Слепой — ясно вам! Слепой. Но не глу­хой же вы, правда же?»

Однако влюбленностью образ героини отнюдь не исчерпывается. На протяжении всего действия Валентина с несгибаемым упорством чинит за­борчик палисадника, который местные жители не менее упорно не желают признавать за культур­ное насаждение и обходить по периметру. В связи с этим заборчиком и возникает моральная сим­волика пьесы.

Палисадничек служит в пьесе олицетворением светлого, «правильного» жизненного начала, ле­жащего в основе образа Валентины, и в то же время вносит в происходящее нечто неожидан­ное: в чистую мелодию Валентининого добра вплетается резкая нота несгибаемой требователь­ности, почти фанатизма.

«Я чиню пали­садник для того, чтобы он был целый», — объясняет она недоумевающему по этому поводу Шаманову. Диалог между ними ведется так, что за словами о калитке угадывается другой, подтекстовой смысл, гораздо более широкий и значительный. По су­ществу, речь идет здесь об отношении к жизни («напрасный труд» или не напрасный), о человеческой природе («всегда» будут хо­дить через палисадник или не всегда), о вере в добро («Некото­рые. и сейчас обходят по тротуару. Есть такие»).

Глубоко символичен и финал пьесы: после пережитого ноч­ного потрясения поруганная и униженная Валентина, согласно авторской ремарке, «строгая и спокойная», опять идет в пали­садник, укрепляет ограду, налаживает калитку. Остальные пер­сонажи молча наблюдают за ней. Заключительный эпизод пье­сы проходит без единого слова, это своеобразный финал-жест, сцена-молчание, но как много в ней сказано.

Образ Валентины поднимается здесь до высокой степени нравственного обобще­ния. Насилие, которому она подверглась, не разрушило ее души, она не утратила веры в людей, в добро, ее жизненные принци­пы, наперекор случившемуся, остались непоколебленными. Да и тот факт, что она не склонна обвинять в этой печальной исто­рии никого, кроме себя, говорит о многом.

В критике высказывалось мнение, что трагедия Валентины резко повысила шансы одного из претендентов на ее руку, что героиня наверняка «выйдет замуж за Мечеткина». Ав­тор будто бы не оставил ей иного выхода, кроме как связать свою судьбу с Мечеткиным. Между тем финал пьесы не дает основа­ния для столь уверенного и однозначного вывода. Главное – другое: поведение Валентины в заключитель­ной сцене пьесы убедительно свидетельствует, что происшедшая трагедия не сломила ее нравственно. «Можно гадать, — писал В. Распутин, — что будет с Валентиной дальше, там, за грани­цами пьесы, как сложится ее судьба в житейском смысле, но в том, что веры она не изменит и в добродетели своей не ослабнет и не сдастся, сомневаться нельзя. Эту уверенность Вампилов оставляет в нас без всяких оговорок».

Прошлым летом в Чулимске (пьеса)

Прошлым летом в Чулимске
Жанрпьеса
АвторАлександр Вампилов
Язык оригиналарусский
Дата написания1971
Дата первой публикации1972

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Сюжет
  • 3 Персонажи
  • 4 Театральные постановки
    • 4.1 Первые постановки
    • 4.2 Известные постановки
  • 5 Экранизации
  • 6 Библиография
  • 7 Ссылки

История создания

Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы кончался самоубийством Валентины.

Впервые опубликована в 1972 году в альманахе «Сибирь» после гибели драматурга.

Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока произведение проходило утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…», но в свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске», и после смерти автора оно стало окончательным.

Хотя пьеса была принята редколлегией ещё в конце 1971 года, обллит дважды отказывал в разрешении к печати (в апреле 1972, ссылаясь на «идейную ущербность содержания», и в июле 1972, называя пьесу «художественно сырой»). Только в августе, после похорон Вампилова, разрешение было получено. [1]

Сюжет

Действие происходит в таёжном райцентре.

Главная героиня, Валентина, работает в местной чайной. Она влюблена в следователя Шаманова. Он «городской» и «далеко бы пошёл, если бы не свалял дурака»: решил во что бы то ни стало добиться справедливости и засудить сына высокопоставленного чиновника, сбившего человека, однако потерпел поражение и буквально сбежал в Чулимск. Он чувствует себя раздавленным жизнью и мечтает только о пенсии.

Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но внезапно проявляет к ней интерес: сначала он пытается понять, зачем она всё время чинит палисадник, который раз за разом ломают посетители чайной, а позже вдруг осознаёт, что она напоминает ему первую любовь — и это словно пробуждает его к жизни: «Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Всё ко мне возвращается: вечер, улица, лес, — я сейчас ехал через лес, — трава, деревья, запахи — мне кажется, я не слышал их с самого детства…» На признание Валентины Шаманов сначала отвечает сухо, однако, узнав, что её добивается сын буфетчицы Павел, требует, чтобы тот оставил её в покое. Любовный конфликт осложняется вмешательством бухгалтера Мечёткина, который по совету Кашкиной, имеющей виды на Шаманова, сватается к Валентине и получает одобрение её отца.

Павел зовёт Валентину на танцы, она отказывается, но, услышав, как Павел ссорится с матерью (та буквально выгоняет его из дому), из жалости соглашается пойти с ним. Они возвращаются поздно ночью, отцу Валентина говорит, что была с Мечёткиным и просит, чтобы ни Павел, ни Шаманов к ней «больше не вязались».

Персонажи

  • ВалентинаВалентина Федоровна Помигалова, восемнадцати лет, она среднего роста, стройна, миловидна.
  • ШамановШаманову тридцать два года, роста он чуть выше среднего, худощав. Во всём у него — в том, как он одевается, говорит, движется — наблюдается неряшливость, попустительство, непритворные небрежность и рассеянность. Иногда, слушая собеседника, он, как бы внезапно погружаясь в сон, опускает голову. Время от времени, правда, на него вдруг находит оживление, кратковременный прилив энергии, после которого, впрочем, он обычно делается особенно апатичным.
  • ПашкаПашке двадцать четыре года, в деревне он в гостях у матери Анны Васильевны Хороших, на нём ярко-красная экстравагантная куртка, но одновременно и грубые рабочие башмаки. Парень он крупный, неуклюжий. Взгляд чуть исподлобья, говорит басом. Вообще склонность идти напролом хорошо согласуется с его внешностью.
  • Помигаловотец Валентины, Федор Игнатьевич Помигалов: «А где твои женихи. Ну где? Эти, что тут крутятся, это не женихи, я тебя в сотый раз предупреждаю. Не дай бог с которым увижу — из этих. Женихов не вижу. Это — первый. Один. И свататься пришёл. Сам пришёл, по чести, по хорошему. И что? А я уважаю. Мать твоя, покойница, меня на пятнадцать лет была моложе. И что. А на сестёр оглянись. Ну пошли они за молодых, и что вышло? Одна теперь без мужа мается, другая — неизвестно как. Отца родного позабыла. А нам наука. Кеха (Мечёткин), может, и не первого разбору жених, зато… Человек сватается, значит, он требует к себе отношения. Просмеять его недолго, а я считаю, не смеяться надо, а задуматься. Не такой он и смешной. Трудится честно, не пьёт, не дерётся, и дом у него, и скарб, и деньги есть. (Как бы предупреждая возражение.) Да, Валентина Федоровна, и деньги! Потому, если у человека есть деньги, значит, он уже не смешной. Значит, серьёзный. Нищие нынче из моды вышли. Даже по городам пошло: и свадьбу надо, и кольцо, и сберкнижку. И что? А я приветствую».
  • Дергачёв
  • МечёткинМечёткин прифрантился: сорочка белеет под темным пиджаком. Воображая из себя незаурядного кавалера, присаживается на перила, достает белый платок, сначала эффектно им обмахивается, затем громогласно в него сморкается.
  • Еремеев
  • КашкинаЗинаида Павловна Кашкина
  • ХорошихАнна Васильевна Хороших, мать Пашки, буфетчица: “Голова кругом. Кассу закрыла или так оставила – не помню.”

Театральные постановки

Первые постановки

1974 – “Встречи, расставания” (“Прошлым летом в Чулимске”) Русский драматический театр Литвы, режиссёр Роман Виктюк. Валентина – Ольга Демичева, Шаманов – Владимир Ефремов, Мечеткин – Леонид Владимиров, Еремеев – Борис Смельцов, Афанасий – Михаил Евдокимов, Кашкина – Татьяна Майорова и др.

Старший сын

Двое молодых людей — студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, — приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несчастье сближает. Оба они — парни с юмором, в них много задора и игры, они не падают духом и готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы согреться.

Читайте также:  Старший сын – краткое содержание рассказа Вампилова

Они стучатся в дом одинокой тридцатилетней женщины Макарской, только что прогнавшей влюблённого в неё десятиклассника Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться парни видят, как её окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся Андреем Григорьевичем Сарафановым. Они думают, что это свидание, и решают воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова побывать у него и немного согреться. Дома они застают расстроенного Васеньку, сына Сарафанова, который переживает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает его отца. Васенька держится очень настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить, говоря, что все люди братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном Сарафанова, сводным братом Васеньки. Вдохновлённый этой идеей, он тут же подыгрывает приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, является Васеньке как его неведомый старший брат, решивший наконец разыскать отца. Сильва не прочь развить успех и склоняет Васеньку отметить событие — найти в домашних закромах что-нибудь из спиртного и выпить по случаю обретения брата.

Пока они празднуют на кухне, неожиданно появляется Сарафанов, ходивший к Макарской просить за сына, сохнущего от любви. Захмелевший Васенька огорошивает его сногсшибательной новостью. Растерявшийся Сарафанов поначалу не верит, но, вспомнив прошлое, все-таки допускает такую возможность — тогда только закончилась война, он же «был солдат, а не вегетарианец». Так что его сыну мог бы быть двадцать один год, а его мать звали. её звали Галиной. Эти подробности слышит выглядывающий из кухни Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при встрече с мнимым отцом. Сарафанов же, расспрашивая новоявленного сына, все больше и больше уверяется в том, что перед ним действительно его отпрыск, искренне любящий отца. А Сарафанову сейчас как раз очень нужна такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться от рук, дочь выходит замуж и собирается на Сахалин. Сам же он ушёл из симфонического оркестра и играет на танцах и на похоронах, что самолюбиво скрывает от детей, которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не знают. Бусыгин хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь Сарафанова Нина, поначалу встретившая братца очень недоверчиво, готова поверить.

Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят в доверительной беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает душу: жена оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе раствориться в суете, он сочиняет музыку.

Утром Бусыгин и Сильва делают попытку незаметно ускользнуть, но сталкиваются с Сарафановым. Узнав об их отъезде, он обескуражен и расстроен, он дарит Бусыгину на память серебряную табакерку, так как, по его словам, в их семье она всегда принадлежала старшему сыну. Растроганный самозванец объявляет о своём решении задержаться на день. Он помогает Нине прибрать в квартире. Между ним и Ниной устанавливаются странные отношения. Вроде бы они брат и сестра, но их взаимный интерес и симпатия друг к другу явно не укладываются в родственные рамки. Бусыгин расспрашивает Нину о женихе, невольно отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними происходит нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реагировать на интерес Бусыгина к Макарской. Помимо этого, они постоянно обращаются к разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекает Нину за то, что она собирается оставить отца одного. Беспокоит их также и брат Васенька, который то и дело предпринимает попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не нужен.

Между тем Васенька, ободрённый неожиданным вниманием Макарской, согласившейся пойти с ним в кино (после разговора с Сарафановым), оживает и теперь уже не собирается никуда уезжать. Однако радость его длится недолго. У Макарской на десять часов назначено свидание с приглянувшимся ей Сильвой. Узнав, что Васенька купил билет на то же время, она отказывается идти, а на Васенькино наивное упорство возмущённо признается, что её неожиданной добротой парнишка обязан своему папе. В отчаянии Васенька собирает рюкзак, а чуткий Бусыгин, только что намеревавшийся отбыть, снова вынужден остаться.

Вечером появляется с двумя бутылками шампанского жених Нины лётчик Кудимов. Он простой и открытый парень, беззлобный и все воспринимающий чересчур прямолинейно, чем даже гордится. Бусыгин и Сильва то и дело подшучивают над ним, на что он только добродушно улыбается и предлагает выпить, чтобы не терять время. У него его в обрез, он, курсант, не хочет опаздывать, потому что дал себе слово никогда не опаздывать, а собственное слово для него закон. Вскоре появляются Сарафанов и Нина. Вся компания пьёт за знакомство. Кудимов неожиданно начинает вспоминать, где же он видел Сарафанова, хотя Бусыгин и Нина

пытаются помешать ему, убеждая, что нигде он не мог его видеть или видел в филармонии. Тем не менее лётчик с присущей ему принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает: он видел Сарафанова на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться.

Бусыгин успокаивает его: людям нужна музыка и когда они веселятся, и когда тоскуют. В это время Васенька с рюкзаком, несмотря на попытки остановить его, покидает родной дом. Жених Нины, несмотря на её уговоры, тоже рвётся прочь, боясь опоздать в казарму. Когда он уходит, Нина упрекает ехидного братца, что тот дурно обошёлся с её женихом. В конце концов Бусыгин не выдерживает и признается, что вовсе не брат он Нине. Больше того — он, кажется, влюблён в неё. А между тем обиженный Сарафанов собирает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим сыном. Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в сопровождении Макарской. Оказывается, Васенька подпалил её квартиру. Возмущённый Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мстительно сообщает, что Бусыгин вовсе не сарафановский сын. На всех это производит большое впечатление, однако Сарафанов твёрдо заявляет, что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый. Он предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним, хотя это встречает возражение Нины. Бусыгин успокаивает его: он будет их навещать. И тут же обнаруживает, что снова опоздал на электричку.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Вампилов Старший сын для читательского дневника

Вечер. Свежо. Два приятеля с красотками приехали в незнакомый городок. Приятели рассчитывали на гостеприимство девушек, но те оскорбились и закрыли двери перед носом ухажеров. Разочарованные, те вскоре обнаружили, что пропустили последнюю электричку, осознали, что ночевать им негде. Становится все холодней.

Однако оптимисты не отчаиваются они стучатся в дома но двух здоровых парней люди опасаются пускать на ночлег. Например, тридцатилетняя Макарская, с которой они пытаются быстро познакомиться, тоже не пускает их. Парни начинают петь во дворе – люди кричат на них. И парни начинают рассуждать о том, что сейчас народ стал совсем бесчувственным. (Действительно, на улице не зима, чтоб парней пустили из опасения за их здоровье.) Они осуждают людей, не хотят понимать сомнительность своего “визита”.

И вот эти студенты (медик – по фамилии Бусыгин, торговый “агент” – по прозвищу Сильва) вдруг видят у дома Макарской пожилого мужчину. Они подслушивают, как он представляется ей. Посмеявшись над “мезальянсом”, они вычисляют квартиру Сарафанова, бегут туда, говорят его сыну, что пришли к самому Андрею Григорьевичу. Юноша разрешает им подождать. Он расстроен – его только что прогнала его любимая Макарская, ведь она на десять лет старше школьника. Он как раз сообщил отцу, что уйдет из дома, уедет. Вот старший Сарафанов и решил пойти поговорить с капризной “пассией” сына – Васеньки.

И тут Сильва решает разыграть Васю, говорит, что Бусыгин – старший сын Андрея Григорьевича. Васенька верит. Под таким предлогам мошенники напрашиваются на ужин. Они хотели бы уйти до прихода Сарафанова, но не успели. Выпивший школьник тут же выдает “сына”. Отец сначала не верит, но он был солдатом – все возможно. Вспоминает он роман с Галиной. Подслушав это, Бусыгин придумывает историю своей “мамы”. Приходит дочка Нина – встречает гостей в штыки. Но они даже не обижаются, ведь Нина очень красива.

Они остаются ночевать. Бусыгину почти всю ночь “папа” рассказывает о себе. Он музыкант, который всю жизнь сочиняет одно великое произведение, он мягкий человек, несчастный – жена ушла, теперь дети. Нина с будущим мужем уезжает далеко, а Васенька просто отбился от рук. Бусыгин тронут, он будит Сильву, чтоб сбежать, но у дверей их ловит “отец”. Он даже не удерживает их, но дарит “сыночку” фамильную табакерку. Бусыгину стыдно, он остается.

Днем он много общается с Ниной, помогает ей. и влюбляется. Отступившийся от Нины Сильва приударил за соседкой, а та из уважения к Андрею Григорьевичу дает надежду Васеньке. Вечером приходит жених Нины. Слишком уж простой парень. Он выдает, что видел ее папу играющим на похоронах. Печальный секрет (Сарафанов уволили и теперь он вынужден подрабатывать) раскрыт. Кстати, вся семья знала об этом, но это не обсуждалось. Тут же происходит скандал: Васенька застал у Макарской Сильву, бросил в него горящий коробок, начав пожар.

В результате скандала Сильву выгоняют, Бусыгин во всем признается. и в любви к Нине. Он останется у них – теперь ее мужем.

Пьеса учит человеческому отношению к людям в любом положении.

Читать краткое содержание Вампилов – Старший сын. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Вампилов – Старший сын

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В 1901 году на прилавках магазинов появилась книга, тогда еще молодого врача, который по совместительству являлся писателем, под названием Записки врача. Звали автора данной книги Викентий Вересаев.

В рассказе повествуется о двух рабочих – портном Сазонке и подмастерье Сенисте. Мастер навещает мальчишку в больнице и обещает прийти снова. Он постоянно думает о том, как принесет Сенисте гостинец, но не может сдержать обещание.

Герой произведения родился в конце 19-го века в небогатой дворянской семье и воспитывался без матери, которая оставила мужа.

Этот рассказ повествует о том, как двое взрослых, довольно крепких и здоровых мужчин нафантазировали себе ужасы друг о друге во время поездки через лес. Один из героев – крестьянин, который взялся подвезти землемера.

Дед Захар рассказывает про жестокую расправу над двумя его внуками во время гражданской войны. Захар с самого своего рождения был крепостным кучером у панов Томилиных.

Ссылка на основную публикацию