Сочинение на тему Салават Юлаев

Сочинение на тему Салават Юлаев

Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны.

Царские власти пытались искоренить род Салавата, стереть их имена из памяти людей. Но народ, несмотря на угрозы, не забыл своего предка, героя и вождя. Салават вернулся к своему народу в легендах, песнях и преданиях.

Имя его увековечено в памятниках, названиях города, районов и улиц.

На крутом утесе, на самом высоком месте города Уфы, столицы суверенного Башкортостана, установлен величественный памятник Салавату. Его имя носит красивый, современный город, один из крупных промышленных центров Башкортостана. Именем Салавата назван его родной район.

В республике учреждена государственная премия имени Салавата Юлаева.

Своим легендарным предком гордится не только башкирский народ. Все жители Башкортостана, представители всех народов многонационального края с гордостью произносят: ” Мы – потомки Салавата”. Потому что в огненные годы Крестьянской войны он возглавил освободительную борьбу всех народов Башкортостана.

Салават Юлаев был прекрасным поэтом. Мы ценим творчество Салавата Юлаева: читаем и учим наизусть его стихи и поэмы, которые в наше время уже переведены практически на все языки мира, на его произведения пишется музыка и исполняются песни. Я и сегодня восхищаюсь его сочинениями такими как “Соловей”, “Сеча”, “Тоска по Родине” и другие.

Многие писатели восхищаясь его талантом вождя и поэта, создают о нем произведения. Например, А. Кожевников издал роман “Золотая голытьба”, где говорится о легендарном батыре Салавате, о его сыне, как бы принявшем вместе с кинжалом эстафету отца, борющемся за свободу и справедливость. Д. Лебедев написал роман “Домик на Сакмаре”, где главный герой романа башкир Арслан рассказывает любимой девушке о Салавате.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Салават Юлаев был легендарным человеком, очень известным в народе, посвятившим всю свою сознательную жизнь интересам народа.

Твір на тему: Сочинение на тему Салават Юлаев

Related posts:

Урок культуры Башкортостана в 7 классе на тему: “Образ Салавата Юлаева в искусстве” Урок Урок составила – Нигматзянова Светлана Николаевна, учитель высшей категории СОШ№130, г. Уфа, Башкортостан. Урок культуры Башкортостана в 7 классе на тему: “Образ Салавата Юлаева в искусстве” Цель: – познакомить.

Урок в 7 классе на тему: “Образ Салавата Юлаева в искусстве” Урок Урок составила – Нигматзянова Светлана Николаевна, учитель высшей категории СОШ№130, г. Уфа, Башкортостан. Урок в 7 классе на тему: “Образ Салавата Юлаева в искусстве” Цель: – познакомить с различными.

Пожалуста помогите написать сочинение рассуждение не меньше одной страницы, на тему что я знаю о войне? Моя первая учительница много рассказывала нам о Великой Отечественной войне. Каждый год 9 Мая в г. Шяуляй мы с ветеранами войны возлагали цветы на могилу неизвестного солдата. А потом они.

Сочинение на тему Моя родина Беларусь Я родился и живу в красивой и свободной стране. Моя родина богата лесами, полями и реками. Живут в Белоруси хорошие добрые люди. Детей воспитывают и растят в любви и уважении.

Сочинение на тему “М. А. Булгаков и театр” “М. А. Булгаков и театр” Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Б. Пастернак Жизнь Михаила Булгакова.

Сочинение на тему Лесное озеро 3 класс (сочинение зарисовка) Зарисовка Лесное озеро для 3 класса Однажды мы с родителями решили отправиться в лес. В лесу можно отдохнуть от городской суеты, насладиться природой и подышать свежим воздухом. Мы взяли с.

Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы, изучением истории своего.

Сочинение-рассуждение на тему “Власть и народ” Весь народ, все люди вместе создает наше государство. На первый взгляд может показаться, что все это проходит наоборот. То есть, какие-то властные люди, политические деятели создают государство, а уже вокруг.

Сочинение – эссе на тему: “Бедность и богатство” С давних времен человек стремился к изобилию и процветанию. Для себя, своей семьи, своего народа, а иногда и всех народов вместе. Мудрецы, изобретатели, путешественники, полководцы – каждый по-своему пытался приблизить.

Сочинение на тему “Я гражданин России” Я гражданин великой страны – России. Это самое большое государство в мире, если считать по территории. Его создал не только русский народ, но и еще сто восемьдесят других народов, больших.

Сочинение на тему подвиг евпатия коловрата Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По.

Сочинение на тему Великая Отечественная война Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери.

Сочинение на тему Вид из окна машины За день очень большое расстояние люди проезжают на машине. Если даже это простая поездка на работу и обратно, все равно, она занимает несколько часов в день. Но, страннее всего-то, что.

Сочинение на тему Моя мечта Сочинение на тему Моя мечта много путешествовать 5 класс У человека обязательно должны сбываться мечты. Путешествовать мечтают многие. И каждый ищет в путешествиях что-то свое. В мире столько интересных мест.

Сочинение на тему Война 1941-1945 Все люди, проживающие на земле, знают о войнах. О них всегда говорят, вспоминают и конечно боятся повторения этих страшных событий в наше время. Родители и учителя в школе, постоянно напоминают.

Сочинение на тему Мой город Я живу в городе в красивом городе. Мой город не очень большой. В нем живет около 450 тысяч человек. У нас чистый город. Красивее всего летом в ясную погоду. В.

Сочинение на тему мое предприятие! Срочно Едва ли не ежедневно из средств массовой информации мы слышим напоминания о том, что мы живем в 21 веке, что необходимо приготовиться к вызовам будущего. Однако будущее пришло и вступило.

Сочинение на тему скига русских сказок Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Сказка – один из основных жанров устного народного творчества. Как правило, это прозаический рассказ фантастического, бытового или авантюрного.

Сочинение на тему Спешите делать добрые дела Сочинение №1 для 6 класса Спешите делать добрые делаКаждый человек в своей жизни сталкивается с добротой по отношению к себе или другим. Доброта – это то, что делает наше общество.

Сочинение на тему День победы 9 мая Сочинение День Победы Для меня День Победы очень важный и торжественный день. Это действительно праздник со слезами на глазах. Это слезы боли за ушедших воинов. И слезы радости и гордости.

Помогите написать сочинение рассуждение, на тему: сочинение роль и значение союзов в речи прям очень надо! Союз – служебная часть речи, оформляющая связь между частями предложений, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения. При помощи большинства союзов разграничиваются сочинительныеили подчинительные.

Сочинение на тему принципы и идеалы современного спорта? Cпорт – зто средство приближения личности к желаемым идеалам, и средство отбора по тем критериям, которыми эти самые идеалы являются; наконец сам спортсмен – результат такого отбора и достижения идеала.

Сочинение на тему Моя спортивная семья Наверняка в каждой семье есть общие интересы или традиции, объединяющие всех ее членов. У кого-то это приготовление традиционного блюда или совместная настольная игра, у кого-то отдых в определенном месте или.

Сочинение на тему Мои летние приключения Сочинение №1 Каждое лето наполнено яркими событиями и приятными воспоминаниями. Прошлым летом мы с папой поехали в гости к его брату. Эта поездка стала настоящим летним приключением. Начиналось все с.

Cоставить сочинение по литературе на тему ревизор Комедия “Ревизор” является одной из самых популярных уже более 150 лет. Меняется власть, но не меняются люди, сохраняются прежние порядки, отношения между начальством и подчиненными, городом и деревней, поэтому, когда.

Сочинение на тему кем я хочу стать, профисеональной художницой, и обяснить почему Художник – профессия очень многогранная. Вот тут многие пишут, что Художник – это бедняк по жизни, так вот что я вам скажу, только ленивый художник будет бедняком, потому что мозги.

Сочинение на тему Птицы весной Птицы – легко узнаваемые животные. Они произошли от группы мелких динозавров, тело которых со временем покрылось перьями, а крылья образовались из передних конечностей. На земле насчитывается более 8700 видов птиц.

Сочинение на тему Разуму не постичь надобностей сердца Сложно не согласиться с данным утверждением. Человеку на самом деле зачастую сложно совладать со своими истинными чувствами, способными затмить голос разума. Во многих произведениях классической литературы поднимается вопрос о борьбе.

Сочинение на тему Первые в космосе С древних веков людей интересовало и влекло к себе небо, усыпанное бесчисленными звездами. Они указывали путь мореплавателям и путешественникам, но на земле… А так хотелось вверх, поближе к звездам! Тем.

Сочинение на тему Городничий – герой комедии Гоголя “Ревизор” Городничий – характеристика персонажа ГОРОДНИЧИЙ – центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” (1835, вторая редакция – 1841). В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Согласно “Замечаниям для господ актеров”.

Сочинение на тему Салават Юлаев

Биография Салавата Юлаева

Салават Юлаев (1752─1800) — герой башкирского народа, один из активнейших участников и предводителей Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. В народной памяти навсегда сохранится его борьба за права коренного населения Башкирии. Кроме того, Салават Юлаев оставил после себя творческое наследие в виде стихов, написанных на башкирском языке. Они являются важным лингвистическим источником по истории страны.

Ранние годы жизни

Салават Юлаев родился 5 (16) июня 1752 года небольшой деревушке Текеево Уфимской провинции Оренбургской губернии. После пугачевского восстания она была разрушена и не сохранилась до наших дней. Его род был довольно знатным и хорошо известным в Башкирии. Из него в каждом поколении происходили муллы, абызы или батыры.

Отец героя Юлай Азналин в молодости служил сотником в армии, участвовал в военных действиях Барской конференции, выступившей против российского влияния на Речь Посполитую. После этого он вернулся на малую родину и был назначен старшиной Шайтан-Кудейской волости.

Читайте также:  Сочинение Выдающаяся личность Юрий Гагарин

Также Юлай был активным участником националистических выступлений и принимал участие в башкирском восстании, начавшемся в 1735 году. Основным мотивом протестных движений стала борьба против незаконного захвата земель башкир владельцами заводов, коих в это время строилось очень много. Отец Салавата всю жизнь прожил безграмотным, но настоял, чтобы его сын научился писать и читать. Вместе с этим в юноше воспитывали любовь и преданность своему народу и стране, что в будущем заметно проявится в его поступках.

Современники Салавата отмечали стройность его фигуры, легкость походки и вместе с этим большую сообразительность. В 19-летнем возрасте он занял должность старшины родной Шайтан-Кудейской волости.

Участие в Крестьянской войне. Начало восстания

Накануне крупнейшего антиправительственного восстания у Юлаевых случился новый виток обострения отношений с властями. Он был вызван насильственным захватом их земельных угодий под строительство Симского завода. В то время Юлай Азналин и Салават числились в составе карательного корпуса, которому была поставлена задача участвовать в боевых операциях против повстанцев. Но в октябре 1773 года большая часть подразделения решила добровольно перейти на сторону восставших, в результате чего они оказались сподвижниками Е. Пугачева. Уже 12 ноября башкиры появились в Бердской слободе, где тогда находился атаман.

Находясь в рядах восставших, Салават участвовал в борьбе против Оренбургского гарнизона, солдаты которого время от времени устраивали вылазки, затем осаждал Верхнеозерную крепость и Ильинское. Но в одном из сражений он был ранен, после чего был отправлен лечиться в родную деревню. Позднее Емельян Пугачев, помня о доблести и отваге храброго башкира, возводит его в чин полковника и поручает возглавить антиправительственное движение в районах Прикамья.

Апогей народного движения

Восстановив свое здоровье, Салават собрал собственный отряд из жителей русских поселений, расположенных в северо-восточной части Уфимской провинции, а также башкир, проживавших вдоль Сибирской дороги. С этим подразделением он выдвинулся в сторону Красноуфимска, который захватил в середине января 1774 года. Здесь в ряды восставших влились местные казаки, крестьяне, а также рабочие заводов, не желавшие терпеть усиление крепостного гнета. Далее путь башкирского героя лежал в сторону Кунгура, который отчаянно обороняли правительственные войска. Объединившись с другими атаманами (А. Бигашев, К. Усаев, М. Мальцев, И. Кузнецов, Б. Канкаев), Юлаев пытается взять прикамский городок. В течение нескольких дней шла осада, однако особого успеха восставшим она не принесла, к тому же Салават получил очередное ранение.

После того как царские войска отстояли Кунгур, они ринулись в контрнаступление и отбросили восставших обратно к Красноуфимску. Здесь в феврале─марте 1774 года развернулись тяжелые сражения, в которых принял участие только оправившийся от ран Юлаев. Он командовал русско-башкирским отрядом и зарекомендовал себя как талантливый руководитель, способный эффективно организовывать партизанскую войну против превосходящего в силе соперника.

Весной 1774 года он вместе со своим отрядом перемещается в район Уфы, где нашел большую поддержку в лице местных жителей. Подразделение Салавата неоднократно вступало в противоборство с крупным корпусом И. Михельсона. И хотя разгромить правительственные войска оно не сумело, каждый раз после боев Юлаеву удавалось избежать серьезных потерь. Несмотря на поддержку Пугачева действия башкирских отрядов имели несколько иной характер. В отличие от своих соратников, при захвате заводов они не заставляли отдавать пушки и плавить новые для своей армии, а попросту уничтожали взятые предприятия, таким образом возвращаясь к старине.

Начало конца

В начале июня 1774 года Салават присоединился к основной армии Пугачева, отправив в ее ряды 3 тысячи башкир. Спустя два дня Пугачев и Юлаев вели два ожесточенных сражения против Михельсона на берегу реки Ай. И если в первом они уступили, то второе не выявило победителя. После этого Пугачев стремительно направился на север в район Прикамья.

Отряд Салавата Юлаева двигался в авангарде войск восставших. Он участвовал во взятии Красноуфимска и новых боях около Кунгура. Не сумев взять эту крепость, повстанцы направились к городку Оса, который начали активно осаждать. Через несколько дней сюда подошли основные силы во главе с Пугачевым, и судьба крепости была предрешена: она пала 21 июня. Затем Пугачев направился к Казани, намереваясь идти далее к Москве. В это время подразделение Юлаева возвращается в Башкирию с твердым намерением взять Уфу. Однако царские войска провели перегруппировку сил и постепенно начали вытеснять восставших со своих позиций.

18 и 22 сентября 1774 года Юлаев терпит два болезненных поражения от корпуса подполковника И. Рылеева под Елдякской крепостью. Это вынудило Салавата отступить к Катав-Ивановску и прятаться в окрестных лесах. В середине ноября он предпринял попытку атаковать царский отряд под руководством Ф. Фреймана, но наткнулся на стойкое сопротивление, заставившее повстанцев бежать, бросив пушки.

25 ноября отряд Юлаева был настигнут в горах Каратау подразделением поручика В. Лесковского и поддержавших его мишарских старшин Абдусалимовых. После небольшой стычки Салават вместе со сторонниками был арестован. Еще ранее были лишены свободы его жены и дети. Юлаев пытался активно бороться против этого самоуправства, говоря: «Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семью отбирать, нет». Он просил направить жалобу в губернскую канцелярию, а если не поможет, то и в Сенат.

Пребывание в плену

После пленения Юлаева отправили в Уфу, затем перевезли в Казань, где он был посажен в тюремный острог. Здесь он был допрошен вместе со своим отцом и 16 марта 1775 года был приговорен к телесному наказанию и пожизненной каторге. Но, учитывая тот факт, что Юлаевы все время отвергали предъявленные им обвинения, в приговоре указывалась необходимость произвести дополнительное расследование на месте их «злодеяний». Для этого Салавата перевозят в Оренбург, а затем в Уфу.

Новое следствие вели чиновники Уфимской провинциальной канцелярии, которые подтвердили предыдущий приговор. В результате окончательный вердикт предусматривал по 175 ударов кнутом отцу и сыну, после чего им надлежало вырвать ноздри и поставить каторжные клейма, а затем отправить на бессрочную каторгу в Эстляндскую губернию на строившийся тогда порт Рогервик. Сюда же были сосланы бывшие соратники Юлаева и Пугачева И. Аристов, К. Усаев и некоторые другие. Всю оставшуюся жизнь герой башкирского народа проведет в местах заключения, где скончается 26 сентября 1800 года.

Поэтическая стезя

Кроме участия в Крестьянской войне, Салават Юлаев запомнился как талантливый поэт. До нас дошли около 500 строчек его стихов-импровизаций, записанных в XIX веке. В них прослеживается необыкновенная любовь к своему краю. Вот что он пишет в произведении «Мой Урал»:

Ай, Урал, ты мой Урал
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!

Главными темами, которые прославлял в своем творчестве Салават Юлаев, были родной край, башкирский народ, традиции и обычаи предков. Поэт писал свои стихи на башкирском языке, поэтому они представляют большой интерес как лингвистический памятник.

Имя национального героя навсегда останется в памяти башкирского народа. В честь Салавата Юлаева названы населенные пункты, улицы, учреждения культуры, в том числе несколько музеев. В 1967 году была основана премия (с 1992 года — Государственная премия им. Салавата Юлаева), которой удостаиваются лучшие деятели искусства республики. Во многих городах Башкирии установлены памятники прославленному герою. В честь Салавата Юлаева создана одноименная опера (авторы композитор З. Исмагилов и поэт Б. Бикбай), а также художественный фильм (режиссер Я. Протазанов).

omnesolum

Храброму любая земля — родина

Авторский блог о путешествиях

Во время моей новогодней поездки в Россию мне удалось на несколько дней слетать к родственникам в столицу Республики Башкортостан — Уфу. В Москве я к тому времени не бывал лет восемь, в Уфе — лет пятнадцать, поэтому очень хотелось рассказать об этом на страницах журнала, несмотря на то, что большинству читателей наверняка было бы интереснее послушать о Европе. Мы немало ездили и ходили по Уфе, но больше всего мне понравилась смотровая площадка возле памятника национальному башкирскому герою — Салавату Юлаеву. Об этой достопримечательности и пойдёт речь в данной записи.

Сначала пара слов об Уфе. Столица Башкирии — большой промышленный, научный и транспортный центр, город-миллионер, входящий в пятёрку самых комфортных крупных городов для проживания в РФ. Её протяжённость с севера на юг — 53 км (город длинный, но довольно узкий). Уфа расположилась между двумя реками — Уфой и Белой. На крутом берегу последней оборудована замечательная смотровая площадка, в центре которой высится фигура всадника на коне. Это национальный герой — Салават Юлаев, гордость и символ республики.

Салават Юлаев — сподвижник Пугачёва, один из руководителей Крестьянской войны, живший в XVIII веке. Родился в деревне Текеево Оренбургской губернии, в 1773 году примкнул к Емельяну Пугачёву и в течение года до самого ареста руководил ключевыми событиями той войны.

Памятник Юлаеву был установлен в Уфе в 60-х годах — это работа осетинского скульптора Тавасиева. Говорят, что для достижения реалистичности скульптор изготовил гипсовый слепок с настоящей лошади. Через тело животного пропустили электрический ток, в следствие чего мышцы и жилы получились невероятно рельефными.

Считается, что данный памятник — самая крупная конная статуя в Европе. Его высота — почти 10 метров, вес — 40 тонн и всего лишь три точки опоры.

Салават известен не только как воин, но и как поэт-импровизатор, воспевавший родные уральские земли, башкирский народ и древние обычаи:

Над просторами полян
Мой Урал, мой великан!
Все же я не одинок:
Чуть повеет ветерок,
Принесет он вести мне
О родимой стороне,
О знакомых тех местах,
О медвяных родниках,
О земле, где к небу встал
Мой красавец, мой Урал,
Он приносит вести мне.

С высокого берега открывается вид на реку Белую (Агидель по-башкирски). Зимой она вполне соответствует своему названию.

Туман скрывает детали окружающей местности, зато летом тут должен быть замечательный вид.

Этот ракурс напомнил английский город Рочестер, где тоже есть похожий мост, излучина реки и домики на берегу.

Железнодорожный мост через Белую был построен в 1888 году, а в 1890 году его конструкция удостоилась золотой медали на Эдинбургской выставке.

Цветные домики и старая башня, похожая на обсерваторию, на одном из берегов.

В Уфе сохранилось много деревянных домов, хотя материалы крыши сейчас заменяют на современные.

Не смог удержаться и не сфотографировать берёзу — исконно русское дерево, так волнующее души эмигрантов.

Я так и не понял, что хотел выгравировать автор на одном из деревьев.

Читайте также:  Эссе Пётр I - Великий реформатор или тиран? сочинение

Замечательный след от сапога, похожий на языческий символ.

Вы будете смеяться, но я чуть ли не в первый раз фотографировал снег на свой Никон. Теперь это уже настоящий ветеран.

Напоследок покажу вам фотографию ледяной фигуры недалеко от смотровой площадки. Такие полупрозрачные скульптуры для меня были в диковинку и очень понравились. Два тёмных кругляшка на снимке — примёрзшие монеты, которые голыми руками и не отдерёшь. Кто-нибудь знает, зачем они нужны?

Из Башкирии я уехал в приподнятом настроении от осознания того, что посетил такой далёкий и потому экзотичный край. Привёз домой тюбетейку и фанатский шарф известной хоккейной команды «Салават Юлаев». Круг замкнулся — рассказ начался и закончился национальным героем. Но в Уфу надо будет обязательно слетать ещё, на этот раз летом.

Дорогие читатели, есть ли среди вас уфимцы? Можете что-нибудь добавить к рассказу или фотографиям? Нравится ли вам ваш город? Что нужно будет увидеть в следующий раз?

Сочинение: Салават Юлаев

Проходят века, но имя Салавата Юлаева с каждым годом становится все величественней. Точнее, мы с каждым разом все глубже познаем величие этой личности, все больше узнаем о его легендарной судьбе.

И все же мы до сих пор мало знаем о нем. Только небольшая часть документов о Крестьянской войне, касающихся Салавата Юлаева, дошла до нас. В архивах, как известно, сохранились лишь документы следствия и суда над Салаватом. В свое время Салават был вынужден сжечь все бумаги из своей походной канцелярии. Эти исторические документы утеряны навсегда, возможно, что среди официальных бумаг находились и его поэтические произведения. Видимо, Салават не мог допустить, чтобы стихи, выражающие его общественно-политические взгляды, попали в руки врагов и послужили бы «уликами» против него.

Согласно легендам и архивным источникам, родился Салават не ранее марта и не позднее октября 1754 г. в с. Текеево Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги (ныне Салаватский район Республики Башкортостан). Сын Юлая Азналина. По свидетельству современников, Салават Юлаев был среднего роста, легок и строен. Владел русским языком. Рос физически крепким. Обладая недюжинной силой и смелостью, в 14 лет одним кинжалом ходил на медведя. С юных лет раскрывается и поэтическая одаренность.

В 17 лет (1771-72) принял должность старшины Шайтан-Кудейской волости. В ноябре 1773 присоединился к крестьянскому восстанию под предводительством Пугачева. Салават Юлаев осуществлял руководство крестьянскими очагами повстанческой борьбы (в районе Красноуфимска и Кунгура), распространял пугачевские воззвания среди населения Уфимского и Кунгурского уездов, снабжал Главное повстанческое войско «денежной казной», провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. Проявил себя талантливым военачальником. На Северо-Востоке Башкирии формировал повстанческие отряды. В декабре 1773 Пугачев произвел Салавата Юлаева в полковники, в июне 1774 — в бригадиры. Салават Юлаев был трижды тяжело ранен (в сражениях под Оренбургом, Кунгуром и Осой).

На занятой территории Пугачев и его сподвижники распускали органы местной власти и устанавливали казачьи порядки. В конце марта — начале апреля 1774 правительственным войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском, Челябинском и в р-не Екатеринбургских заводов. На 2-м этапе основные события развернулись на территории Башкирии. В районе Стерлитамакской пристани борьбу с карательными отрядами вел Каранай Муратов.

Военное командование и местные власти рассматривали Башкирию как место, куда Пугачев мог вернуться за поддержкой. С приближением Главного войска Пугачева усилилась борьба на Осинской и Казанской дорогах.

В это время возглавлявший башкирский народ в восстании Пугачева народный герой Салават Юлаев шел с востока на Уфу. Сюда же направлялись и повстанцы Казанской дороги. Чтобы изолировать восставших Башкирии от Пугачева, правительство выставило заслоны по линии Кичуйский фельдшанец — Черемшан-Билярск (генерал Миллер) и Бугульма — Мензелинск (полковник Кожин), Командующий армиями князь Щербатов перенес свою ставку в Бугульму, командующий князь Голицин — в Нагайбакскую крепость (на реке Ик), они сосредоточили в Мензелинске крупные силы.

25 августа под Царицыном Главное войско повстанцев потерпело поражение и перестало существовать. Уфа повстанцами не была взята, восставшие в Восточном Закамье при помощи «служилых людей» были побеждены. В Уфе были казнены И.Чика-Зарубин и И.Губанов. Захват в плен предводителей восстания, концентрация в Башкирии правительств, войск и переход многих старшин в карательные отряды заставили повстанцев отказаться от похода на Уфу.

После поражения восстания и ареста Пугачева Салават Юлаев продолжал борьбу против правительственных войск. Военоначальник генерал Потемкин обратился к Салавату с приказом прекратить сопротивление и прийти с повинной. Салават пренебрег этим требованием, и восстание в Башкирии было подавлено только после прибытия сюда генерал-поручика Александра Суворова. К сожалению, силы были неравными. После поимки башкирских предводителей в конце сентября и взятия в плен Салавата Юлаева 25 ноября 1774 недалеко от деревни Миндишево Шайтан-Кудейской волости восстание в Башкирии пошло на убыль.

После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 15 июля 1775 вместе с отцом был подвергнут наказанию кнутом (175 ударов), вырезанию ноздрей и клеймению знаками «З», «Б», «И» — «злодей», «бунтовщик», «изменник» на лбу и на щеках. 2 октября 1775 Салават Юлаев и 7 соратников Пугачева были сосланы на пожизненную каторгу в крепость Рогервик (ныне г.Палдиски, Эстония), 10 бунтовщиков — на поселение в Кольский острог. По воле Екатерины II, по специальному манифесту от 17 марта 1775 года, имена пугачевцев должны «предать вечному забвению, глубокому молчанию». По этому манифесту власти на местах преследовали всех, кто произносил имена бунтовщиков.

Однако дух народа, дух Салавата не были сломлены. Он соответствовал высокому призванию до конца своей земной жизни — до кончины на каторге 26 сентября 1800 г.

Разгром восстания Пугачева ослабил, но не подавил народное движение. В ряде мест Татарии и Башкирии вновь произошли открытые массовые выступления. Так, уже после восстания А.С. Пушкин замечает: «В 1783 году было послано из них (уральских казаков) 500 человек к Мензелинску для усмирения бунтовавших башкирцев».

Опасаясь новых крестьянских выступлений, правительство в 1798 году приписало всех башкир и мишарей к военнослужилому казачьему сословию, феодалам присвоило воинские звания. Так возникло Башкирское (Башкирско-Мещерякское) войско, а территория края получила кантонную систему управления.

46 лет было Салавату, когда завершился его земной круг жизни… в памяти же народа он сохранился 20-летним — поэтом, полководцем -непокоренным титаном, несшим на своих плечах горы надежд, а в пламенном сердце — свободолюбивый дух башкир.

Очень дорог и близок он каждому башкиру. Его именем названы в Башкортостане город, район, улицы, парки, культурно-просветительские учреждения, хоккейная команда. Открыт музей в с. Малояз. Неудивительно, что неординарность его богатырской во всех отношениях натуры вдохновлял на творческие поиски десятки поколений народных певцов и сказителей:

В творческом наследии Салавата Юлаева известны более 500 поэтических строк. В стихах «Битва» («Яу»), «Стрела» («Ук»), «Юноше-воину» («Егеткэ») звучит призыв к борьбе с угнетателями; стихи «Мой Урал» («Уралым»), «Родная страна» («Тыуган ил»), «Соловей» (hандугас”) отражает возвышенные чувства любви к родной земле, «Зулейха» («Зулэйха») — к женщине.

В одном из последних стихов Салават воскликнул: «Нет, не умер я, башкиры!». Слова эти оказались пророческими. Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей, в башкирской национальной опере, драматургии, живописи и скульптуре. В 1967 учреждена премия БАССР им. Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1992 стала называться Государственной премией Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева).

Памятник Салавату Юлаеву – гордость башкирского народа

Памятник башкирскому национальному герою Салавату Юлаеву возвышается на холме в районе реки Белая. Монумент является крупнейшей конной скульптурой не только в Уфе, но и во всей России. Памятник Салавату Юлаеву достигает практически 10 метров в высоту и весит около 40 тонн.

Герой восставшего народа

Человек, далекий от истории Башкортостана, вряд ли сразу вспомнит, кто такой Салават Юлаев. В 1773 году Поволжье захлестнуло восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Салават был назначен царской администрацией как руководитель отряда башкир для подавления бунта. Однако на подступах к боевым позициям крестьянской армии Салават Юлаев решил перейти на сторону мятежников. Он быстро вошел в доверие к лидеру повстанцев и был назначен командующим национального корпуса. Салават Юлаев участвовал в штурме Красноуфимска и Кунгура. При осаде последнего он получил серьезное ранение. Емельян Пугачев постепенно терпел потери и был вынужден отходить. Для властей все проходило как нельзя лучше, они вошли в Уфу, где добили последние очаги сопротивления. Однако вскоре им пришлось узнать кто такой Салават Юлаев. Затаившись в лесу, герой начал вести партизанскую борьбу, он совершал вылазки, обстреливая царские отряды. Лишь спустя несколько месяцев, войскам удалось захватить Салавата с товарищами. Он был подвергнут пыткам и отправлен на вечную каторгу в Эстонию, где скончался в 1800 году.

Помимо подвигов на поле боя, Салават прославился еще и как один из первых башкирских поэтов. Его стихи считаются одним из первых примеров использования башкирского литературного языка.

История создания композиции

Памятник Салавату Юлаеву разрабатывался более 30 лет. Еще в 1930-х годах башкирский скульптор Сосланбек Тавасиев начал работу по созданию монумента. Ему было необходимо продумать конструкцию, которая при своей масштабности, смогла бы вписаться в окружающую среду. В 1963-м году работа была закончена. Скульптор выставил ее на всеобщее обозрение в столице Башкирии. Местные жители высказали свои пожелания, которые были учтены. В 1967-м году монумент был отлит в Ленинграде и торжественно установлен на берегу реки Белая. Автор памятника Салавату Юлаеву за свой труд получил высокое признание и государственную премию.

Конструкция монумента

Памятник Салавату Юлаеву является самой массивной конной скульптурой во всем мире.

При создании монумента основной задачей явилось решение технологических возможностей установки. При весе в 400 тонн памятник имеет всего 3 точки опоры. Сюжет скульптуры подразумевал изображение скачущего коня, что приводило к смещению центра тяжести. Для придания устойчивости была использована специальная металлическая рама, расположенная в полой части фигуры всадника. Памятник Салавату Юлаеву изготовлен из чугуна, а сверху покрыт тонким слоем бронзы.

Памятник в ансамбле архитектуры Уфы

В башкирской столице туристы увидят не только памятник Салавату Юлаеву. Уфа считается культурным, научным и административным центром региона. Здесь расположены важные объекты инфраструктуры, социальные учреждения. На улицах встречается много кафе и ресторанов, здесь же можно расположиться в одном из отелей. Являясь центральной достопримечательностью столицы Башкортостана, памятник Салавату Юлаеву, адрес которого: улица Набережная, 232 – окружен другими объектами туристического показа. Непосредственно за спиной конной скульптуры расположен величественный фонтан. Это место является излюбленным для ночных прогулок у местных жителей. Неподалеку находятся важные социальные объекты: стадион «Динамо», конгресс-холл, университет. Прогуляться в сени деревьев можно в парке Александра Матросова. В целом композиция монумента прекрасно вписана в окружающую среду. Вымощенная площадь, завершающаяся холмом с величественной статуей, подчеркивает местный колорит и гордость проживающих здесь людей.

Читайте также:  Утоли моя печали - краткое содержание рассказа Васильева

Несколько интересных фактов

Существует несколько примечательных фактов, отличающих памятник Салавату Юлаеву. Уфа, являясь столицей национальной республики, считается местом, где население говорит на двух языках. Так и табличка с мемориальной надписью в честь сподвижника Емельяна Пугачева описывает композицию как на русском, так и на башкирском языках.

В ночное время памятник преображается. Это достигается за счет использования возможностей иллюминации: композиция подсвечивается снизу.

Брачующееся создали традицию – все новобрачные складывают цветы к основанию постамента. Этот символ, по представлению уфимцев, должен обеспечить счастье в семейной жизни.

В 2013 году проходил общефедеральный конкурс «Россия 10». Скульптура Салавата Юлаева была номинирована как одна из достопримечательностей Приволжского округа. Однако памятник не смог пробиться в финальную часть голосования.

Масштабность этой скульптуры подчеркивается еще и тем, что ее изображение использовано в государственном гербе республики Башкортостан.

Другие памятники национальному герою

Помимо Уфы, скульптура Салавата Юлаева установлена еще и в небольшом эстонском городке Палдиски. Именно здесь основатель башкирского литературного языка провел свои последние дни. Более того, монументы национальному герою установлены в городе Салават, а совсем недавно небольшой бюст появился в самой Уфе, напротив здания республиканского правительства.

Салауат Юлаев – халыҡ хәтерендә

16 июндә милли батырыбыҙҙың тыуыуына 265 йыл тула.

1773 – 1775 йылдарҙа Башҡортостанда ла киң ҡолас алған Крәҫтиәндәр һуғышы – рус, башҡорт һәм башҡа халыҡтарҙың батша самодержавиеһы иҙеүенә ҡаршы берлектәге көрәше – башҡорт халыҡ ижадында тәрән эҙ ҡалдырған. Ихтилал ваҡиғалары, уның күренекле юлбашсылары, унда ҡатнашыусыларҙың батырлыҡтары һәм фажиғәләре ҡобайырҙар, тарихи йырҙар, бәйет, күп һанлы легенда һәм риүәйәт сюжеттарының нигеҙе һәм идеаллаштырыу сығанағы булды.

Элек Салауат тураһында йырлатмайҙар ине.

Батша хөкүмәте ихтилал ваҡиғаларын халыҡ хәтеренән юйыу өсөн барыһын да эшләй. Емельян Пугачевтың тоғро көрәштәше Салауат Юлаев исемен иҫкә алыусы, уның хаҡында йырлаусы сәсәндәр, йырсылар сәйәси енәйәтселәр кеүек эҙәрлекләнгән, рәхимһеҙ йәберләүҙәргә дусар ителгән. Фольклор экспедициялары яҙмалары араһында был хаҡтағы мәғлүмәттәр бихисап. Хатта XIX быуат аҙағы – XX быуат баштарында ла өлкән йәштәге кешеләр үҙҙәренең батыры тураһында йәшерен генә һөйләгән, уның хаҡында һүҙ алып барһалар йәки йырлаһалар, эҙәрлекләнгән. Быны Салауат районының Ҡыҙырбаҡ ауылынан Ғарифйән Солтановтың “Элек Салауат тураһында йырлатмайҙар ине” тигән хәтирәһе бик асыҡ күрһәтә.

1977 йыл Башҡортостандың Салауат районына ойошторолған фольклор экспедицияһы яҙмаларында Салауаттың алыҫ туғандары­ның, атап әйткәндә, Әлкә ауылынан 1909 йылғы Сәхиә Сиражеваның иҫтәлектәре теркәлгән. Унда XX быуат башында Салауат Юлаев менән ҡәрҙәшлек тамырҙары булған кешеләрҙең эҙәрлекләнеүҙәре хаҡында тетрәндергес мәғлүмәттәр бар.

Шулай ҙа йәберләүҙәргә, эҙәрлекләүҙәргә ҡарамаҫтан, бөйөк шәхес, уның тормошо һәм тарихи яҡтан әһәмиәтле данлыҡлы ғәмәл­дәре тураһындағы мәғлүмәттәр халыҡ күңеленән бер ҡасан да юғалмаған. XIX быуатта уҡ рус фәненең һәм мәҙәниәтенең алдынғы ҡарашлы шәхестәре тарафынан Салауат Юлаев хаҡында тәүге фольклор материалдары теркәлгән. Ф.Д. Нефедов, М.В. Лоссиевский, Р.Г. Игнатьев кеүек ғалимдарҙың халыҡ риүәйәттәрен, легендаларын, тарихи материалдарҙы һәм Салауаттың рус телендәге тәржемәлә килеп еткән шиғырҙарын өйрәнеү нигеҙендә яҙылған хеҙмәттәре үҙҙәренең ғилми, танып белеү ҡиммәттәрен әлегә тиклем юғалтмаған.

Билдәле булыуынса, башҡорттарҙың ауыҙ-тел ижадын системалы йыйыу, шул иҫәптән Пугачев ихтилалы тураһындағы фольклорҙы өйрәнеү 1917 йылғы Октябрь революция­һынан һуң ғына башланған. Мөхәмәтша Буранғолов, Әбүбәкер Усманов, Әхнәф Харисовтар, тәүгеләрҙең береһе булараҡ, Крәҫтиәндәр һуғышы, унда Салауаттың урыны һәм роле тураһындағы фольклорҙы ғилми өйрәнеүгә нигеҙ һалғандар. XX быуаттың 40-сы йылдарынан башлап Салауат Юлаевтың шиғырҙары һәм уның хаҡында фольклор әҫәрҙәренән торған махсус йыйынтыҡтар донъя күрә. Халыҡ ижадында сағылыш тапҡан баш күтәреүселәр хәрәкәте темаһы менән ҡыҙыҡһыныу артабан да кәмемәй: яңы материалдар туплана, ғилми күҙәтеүҙәр яһала.

Халҡы өсөн көн, ә дошмандарына – ҡараңғылыҡ

Батыр шағирға бағышланған йырҙар, риүәйәттәр һәм легендалар, ҡобайырҙар башҡорт һәм рус телдәрендә сыҡҡан “Баш­ҡорт халыҡ ижады” тигән күп томлы баҫ­маларҙа тарихи темаға иң яҡшы сәхифәләрҙе тәшкил итә (“Шартлы ҡыҫҡартмалар” бүлеген ҡарағыҙ). Салауат Юлаев тураһындағы риүәйәттәрҙең һәм йырҙарҙың айырыуса әһәмиәтле үрнәктәре, рус һәм инглиз телдәренә тәржемә ителеп, беҙҙең тарафтан әҙерләнгән “Башҡорт халыҡ йырҙары, йыр-риүәйәттәре”, “Башҡорт халыҡ риүәйәттәре һәм легендалары” тигән китаптарҙа сығарыл­ды. Салауаттың шиғырҙары, уның тураһындағы халыҡ йырҙары башҡа телдәрҙә лә донъя күрҙе.

Крәҫтиәндәр һуғышы тураһындағы фольклор ҡомартҡыларын туплауҙың һәм өйрәнеүҙең әһәмиәте ифрат ҙур: улар халыҡтың был ихтилалға һәм унда ҡатнашыусыларға, уның юлбашсыларына мөнәсәбәтен аныҡ күҙәтергә мөмкинлек бирә. Батша хөкүмәтенең 1773 – 1775 йылдарҙағы ихтилалды “яуыз фетнә”, “ҡара халыҡтың сыуалышы”, ә унда ҡатнашыусыларҙы “яуыздар”, “енәйәтселәр” итеп күрһәтергә тырышыуҙарына ҡарамаҫтан, фольклор әҫәрҙәре был һуғыштың ғәҙел булыуын раҫлай, баш күтәреүселәрҙе һәм уларҙың юлбашсыларын ғәҙеллек өсөн көрәшеүселәр, иҙелгән халыҡты яҡлаусылар итеп һүрәтләй. Е.И. Пугачев һәм уның көрәштәштәре етәкселегендә ойошторолған хәрәкәт халыҡ аңында үҙенең әһәмиәте буйынса айырым урын алып тора. Нәҡ шуға күрә лә башҡорт фольклорының Салауат Юлаев тураһындағы әҫәрҙәре халыҡтың тарихи сәсмә һәм шиғри әҫәрҙәрендә ифрат ҙур ҡатламды тәшкил итә. 1773 – 1775 йылдарҙағы ихтилал, башҡорт ауыҙ-тел ижадының ижтимағи йөкмәткеле жанрҙарының бөтәһендә лә тиерлек күтәрелеп, был жанрҙарҙың сәнғәти-шиғри тәбиғәтенә ярашлы рәүештә асыла.

Атап әйткәндә, ҡобайыр жанрына ҡараған бер нисә әҫәр яҙма рәүештә теркәлгән һәм нәшер ителгән. Күп тапҡырҙар баҫылған “Салауат батыр” ҡобайыры, мәҫәлән, өс бүлектән генә (һәр береһе етешәр юлдан) торһа ла, тәрән эстәлекле, поэтик эшләнеше яғынан камил. Салауат Юлаевтың шәхси сифаттарын (батырлығын, ғәййәрлеген, үҙ эшенә тоғролоғон) һүрәтләгәндә, “Сүкем батыр”, “Баязит батыр” кеүек ҡобайырҙарҙа ла осрай торған традицион ҡабатлауҙар күҙәтелә, уның эшмәкәрлеген, батырлығын уңай баһалау иһә дан йырлау төҫөн ала. Ҡобайырға ярашлы, Салауат – маяҡ, ҡояш, үҙ халҡы өсөн көн, ә дошмандары өсөн – хәүефле ҡараңғылыҡ:
Салауат батыр ир ине,
Менгән аты кир ине,
Дошман менән алышҡанда
Ил эсендә бер ине;
Халҡы өсөн көн ине,
Дошман өсөн төн ине.

Үҙенең стилистик биҙәлеше, төп эстетик билгеләмәһе буйынса (был осраҡта – батырға баһа биреү, уның героик образын тыуҙырыу) 1964 йылда Миәкә районының Боғҙан ауылында фольклорсы Н.Д. Шонҡаров тарафынан 102 йәшлек Әхмәтзәки Сөләймәнов ауыҙынан яҙылған текст юғарыла килтерелгән ҡобайырға оҡшаш. Миәкә аҡһаҡалы һуңғы юлдарҙағы ҡабатлауҙы төшөрөп ҡалдырыу иҫәбенә юлдар һанын бер ни тиклем кәметкән булһа ла, уның тексын “Салауат батыр” ҡобайырының дауамы булараҡ ҡабул итергә мөмкин. Ниғмәт Шонҡаров яҙып алған ҡобайырҙа, элеккеһендәге кеүек үк, үҙенең халҡы менән айырылғыһыҙ бәйләнештә торған юлбашсы батыр, халҡының азатлығын һаҡлау хаҡына утҡа керергә әҙер торған шәхес образына дан йырлана (“Тирә-яҡты ут алһа, халҡым, уян! – тир ине”). Был текстарҙың йөкмәткеһе һәм формаһы буйынса яҡынлығы бәхәсһеҙ. Улар бер ҙур әҫәр киҫәгеме, әллә үҙаллы вариациялармы, кескенә ҡобайырмы, быны хәҙер ҡәтғи раҫлап булмай.

Шул уҡ ваҡытта халыҡ хәтерендә күләмлерәк эпик ҡобайырҙар ҙа һаҡланған. Унда шиғри юлдар сәсмә хикәйәләү менән сиратлаша, ваҡиғалар теҙмәһе бирелә. Был йәһәттән “Юлай менән Салауат”, “Байыҡ-Айҙар сәсән” эпостары иғтибарҙы йәлеп итә.

“Салауат Юлаев” ҡобайырына ваҡиға­ларҙы һәм образдарҙы киң эпик ерлектә ғөмүмиләштереп һүрәтләү хас. Был эпоста ихтилал осорондағы иң әһәмиәтле ваҡиғалар: милли иҙеүҙең көсәйеүе, башҡорт халҡында синфи айырымлыҡтарҙың тәрәнәйеүе, Пугачев етәкселегендә Яйыҡ казактарының баш күтәреүе һәм уның манифесы, Салауаттың Пугачевҡа ҡушылыуы; баш күтәреүселәрҙең каратель отрядтары менән алыштары; Салауатты ҡулға алыу, язалауҙар, уны мәңгелек һөргөнгә оҙатыу күренештәре сағылдырылған.

Исеменән үк күренеүенсә, ҡобайырҙа алғы планға аталы-уллы ике тарихи шәхес – Юлай менән Салауат образы сығарылып, уларҙың көрәшкә күтәрелеүе реаль ижтимағи шарттар фонында тасуирлана. Художестволы әҫәр булараҡ, ҡобайырҙа уйҙырма мотивтар ҙа юҡ түгел, әммә улар, нигеҙҙә, көнкүрешкә бәйле эпизодтарға ҡағылғанлыҡтан, әҫәрҙең дөйөм йүнәлешен – тарихилығын ҡаҡшатмай, төҫһөҙләндермәй. Уйҙырманың характеры ла бында үҙенсәлекле: ул – ысынбарлыҡҡа яҡынлаштырылған уйҙырма, ә башҡа һыймаҫлыҡ фантастика түгел.

Тарихи яҙмалар ни һөйләй?

Шуныһы иғтибарҙы ныҡ йәлеп итә: “Юлай менән Салауат” эпосында ихтилалдың сәбәптәрен “аңлатыуға” ҙур урын бирелгән. Күтәрелеш алдынан булған ижтимағи-сәйәси ваҡиғаларҙы һүрәтләү аша сәсәндәр, әйтерһең, Юлай менән Салауат кеүек көслө, оло шәхестәрҙең ижтимағи мөхиттең алғы һыҙығына сығыуының кәрәклеген, тәбиғилеген билдәләргә тырышҡан.

Заводсылар ҡулға алған
Түрә-һәрә бей булғас,
Заводсылар халыҡ ерен
Буштан-бушҡа талағас,
Бара-тора ил халҡы
Бөтә эште аңлаған:
“Былай булһа эш харап,
Ерҙе алалар талап,
Ҡул ҡаушарып тормайыҡ,
Әйҙә барып Юлайға
Кәңәш-төңәш итәйек!” –
Тип йыйналып, күмәкләп,
Ат саптырып килгәндәр.

Ябай халыҡтың юғары ҡатлам вәкиле Юлай түрәгә мөрәжәғәт итеүенең дә тәрән мәғәнәһе бар (ҡобайыр буйынса, ул бейҙәр һәм тархандар нәҫеленән).

Ошоноң менән сәсәндәр ихтилалға күтәрелеүҙең төп сәбәбе итеп милли иҙеүҙе күрһәтергә тырышҡан, бер үк ваҡытта йәмғиәттәге синфи ҡаршылыҡтар ҙа уларҙың күҙ уңынан ситтә ҡалмаған (быны аңлау өсөн килтерелгән өҙөктәге бер генә һөйләмгә иғтибар итеү ҙә етә: “Түрә-һәрә бей булғас”).

“Юлай менән Салауат” ҡобайырында Юлай Аҙналиндың ижтимағи ҡараштарын, кешелек сифаттарын сағылдырған бик күп мөһим һүрәтләмәләр бар.

Туранан-тура әйтелмәһә лә, улар аша Салауаттың азат рухлы шәхес булып үҫеүендә ата йоғонтоһоноң ни тиклем көслө булыуын аңламау мөмкин түгел. Башҡорт ерҙәренең таланыуына ҡаршылыҡ белдереп, батша властарына бер нисә тапҡыр яҙма рәүештә мөрәжәғәт итеүенә яуап булмағас, Юлайҙың халыҡты яуға күтәреүе, яу еңелгәс, тау төпкөлдәренә йәшенергә мәжбүр булыуы хаҡындағы мәғлүмәттәр ифрат тәрән йөкмәткеле. Ул ғына ла түгел, Рәсәйгә сит илдән яу килә, тигән хәбәрҙе ишеткәс, Юлай Аҙналин өйөнә ҡайтып, “йылҡы өйөрөн туплатып, яҡшы атын һайлап алып” һуғышҡа китә. Ҡайһы бер анахронизмдарға ҡарамаҫтан, был мәғлүмәттәрҙең барыһы ла тарихи нигеҙле. Юлай Аҙналиндың 1755 йылғы Батырша ихтилалында ҡатнашыу ихтималлығы, 1772 йылда Рәсәй ғәскәрҙәре составында Польша конфедераттары менән алышта батырлыҡ күрһәтеп, наградаға лайыҡ булыуы тураһында тарихсыларҙың (Ә.Н. Усманов, И.М. Гвоздикова) хеҙмәттәрендә ышандырырлыҡ дәлилдәр бар. Ҡобайырҙа ваҡиғалар конкретлаштырылмай. Юлай Аҙналиндың ҡасан, ниндәй һуғышта ҡатнашыуы хаҡында, мәҫәлән, баштағы эпизодтарҙа әйтелмәй, ул турала тик әҫәрҙәге мәғлүмәттәрҙе (“Юлай яуҙа дан алған / Батшанан миҙал алған”) документаль яҙмалар менән сағыштырғанда ғына асыҡлап була. Сәсәндәргә был осраҡта хәл-ваҡиғаларҙы тәғәйенләп күрһәтеү әллә ни кәрәкмәгәндер ҙә. Улар өсөн, бәлки, икенсе бер дөйөмләштерелгән тарихи хәҡиҡәтте: башҡорт халҡының менталитетына хас һыҙатты – илһөйәрлек, гражданлыҡ тойғоһоноң көслө булыуын – билдәләү мөһим булғандыр. Оло ил Рәсәйгә ситтән хәүеф янағанда, башҡорттарҙың үҙ милли мәнфәғәттәрен артҡа ҡуйып, хатта азатлыҡ яулап күтәргән ихтилалдарын туҡтатып тороп, һуғышҡа китеүҙәре фольклор материалдары буйынса ғына түгел, ә бәлки тарихи яҙмалар аша ла билдәле.
(Дауамы бар).

Ссылка на основную публикацию