Сочинение У войны не женское лицо по повести А зори здесь тихие

“Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…”)

Школьное сочинение

Тема войны, подвига, человеческих страданий не могла оставить равнодушными наших современников. Повесть “А зори здесь тихие… ” сразу завоевала читательские сердца. Б. Васильев пришел в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние своего современника, меру его страданий и радостей. Отсюда — подлинная человечность его героев, их высокая мера ответственности за себя, свой народ и свою Родину.

Основной принцип художественного построения повести “А зори здесь тихие…” — контраст: сопоставление радостного и грустного, переход от иронии и шутки к трагическим и героическим аккордам. Писатель органично соединяет обычное, житейское с возвышенным, героическим и тем самым создает внутренний динамизм повествования, делает чтение произведения захватывающим. Главные герои повести — женщины. Женское начало придаст повествованию особый лиризм, задушевность и трагизм. Сталкивая два начала: хрупкий мир женской девичьей красоты с миром зла, жестокости, убийств, Б. Васильев всем пафосом своего произведения говорит о несовместимости, несочетаемости двух понятий — женщина и война. Ведь женщина — мать, “в которой самой природой ненависть к убийству не заложена”.

К концу повести гибнут все главные героини, и с гибелью каждой обрывается маленькая ниточка с “бесконечной пряжи человечества”. От главы к главе нарастает горечь от невозвратимости потерь. Своеобразным реквиемом звучат в последней главе слова старшины: “— Здесь у меня болит. — Он ткнул в грудь. — Здесь свербит. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?”. Именно в этот момент по-настоящему глубоко постигаешь смысл слов умирающей Риты Осяниной о понимании ею любви к Родине и священном долге каждого человека перед ней: “Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищаем. Сначала ее, а уж потом канал”. Слова Риты Осяниной высоки, торжественны и вместе с тем так естественны в предсмертную минуту. Они звучат как завещание матери сыну, молодому поколению, которое будет жить после нее, снимают душевную муку и страдания с Васкова, оправдывают неизбежность трагического исхода. Эти слова также раскрывают общую судьбу поколения Риты Осяниной — “поколения невернувшихся”, подвиг которого был продиктован высоким чувством долга перед Родиной и своим народом.

Прикосновение к подвигу девушек способствовало пробуждению гражданской совести у беззаботного юноши-туриста, сочиняющего веселенькое письмецо своему приятелю. Совсем в другой тональности написана вторая часть его письма: “Здесь, оказывается, тоже воевали… Воевали, когда нас с тобой еще не было на свете. Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту. Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу. Отец капитана нашел ее по каким-то своим приметам. Я хотел помочь им донести плиту и — не решился”. Не решился, почувствовав несовместимость своей беззаботной, “райской” жизни с произошедшей здесь много лет назад трагедией.

В заключительной фразе письма, давшей название всей повести, сквозит удивление юноши от неожиданно происходящих в нем перемен: “А зори-то здесь тихие, тихие, только сегодня и разглядел”. Эта фраза озаряет светлым лирическим чувством героическую историю суровых дней войны.

Мы многое знаем о Великой Отечественной войне. Читали книги, смотрели фильмы, не раз слышали рассказы ветеранов. Но война, описанная в произведениях Б. Васильева, поражает. Если солдат стоит до конца и погибает, то он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат женщина, основной долг которой — продлевать жизнь на Земле?

“У войны не женское лицо”. Она все загубила: и красоту Жени Комельковой, и материнство Риты Осяниной, и мечту Лизы Бричкиной, и талант Сони Гурвич, и детство Гали Четвертак. Самое страшное — она прервала нить в “бесконечной пряже человечества “. Человечество потеряло не только пятерых девчат, но и их нерожденных детей и детей их детей. В этом вся трагедия. Тихие зори — это памятник всем тем, кто не вернулся с войны.

««У войны – не женское лицо» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие. »)»

” Не забыли. Не забудем. Помним.
Того вовеки не затмить годам. “

У каждого человека свое представление о войне. Для одних война – это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других – сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести «А зори здесь тихие. » нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом её прелесть. Пять юных девушек погибают, но ценой своих жизней останавливают передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей – вот что помогает Б. Васильеву доказать, что «у войны – не женское лицо», то есть женщины и война – понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.

Май 1942 года. 171-й разъезд. Именно здесь война соединила судьбы пятерых девушек-зенитчиц: Риты Осяниной, Жени Камельковой, Сони Гурвич, Лизы Бричкиной и Гали Четвертак. Каждая из девушек помнит ту, другую, мирную жизнь. Рита Осянина сразу же после окончания школы вышла замуж за лейтенанта-пограничника. Через год родился сын, а еще через год началась воина. Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата. Тихая, всего боявшаяся Галя Четвертак, чье детство прошло в детдоме, привыкла жить мечтами, перемешанными с увиденным в кино. Какой же из нее солдат? Лиза Бричкина до войны жила в лесу. Она тоже совсем не знала жизни. Мечтала о любви, городской жизни. Жила и не понимала, какой счастливой она была.

Спокойной и целеустремленной была жизнь девушки-студентки Сони Гурвич. Обычная студенческая жизнь; сессия, библиотека, знакомый мальчик-студент, подаривший книжечку Блока. И в той жизни не было страха из-за того, что семья еврейская и живет в Минске. Теперь же солдат Гурвич могла надеяться только на чудо. Война не пощадила и красавицу Женю Комелькову. Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. Так было, пока не пришла война. На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. И когда пришел ее час, «немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо. »

Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны! Вот почему ей не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчёркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Васков: «Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы со смертью их оженили, а сами – целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы.

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Итак, война – явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете. Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу. А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы. » В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны – не женское лицо».

Сочинение: У войны не женское лицо по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие

У войны не женское лицо по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие

У войны не женское лицо 8230 по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие 8230

У каждого человека свое представление о войне. Для одних война — это разрушения, холод, голод, бомбежки; для других — сражения, подвиги, герои. Совсем иной видит войну Б. Васильев. В его повести “А зори здесь тихие. ” нет захватывающих батальных сцен, мужественных героев, но, возможно, именно в этом ее прелесть. Пять юных девушек погибают, ценой своих жизней останавливая передвижение немецкого десанта. Причем девушки погибают среди природного покоя и тишины. Будничность и противоестественность их смертей — вот что помогает Б. Васильеву доказать, что “у войны — не женское лицо”, то есть женщины и война — понятия несовместимые. Нельзя допустить, чтобы женщины погибали, ведь их назначение в том, чтобы жить, растить детей, дарить жизнь, а не отнимать ее. Женщина не должна быть солдатом. Но это в той, мирной жизни, которая в повести проходит вторым планом, подчеркивая ужас первого.

Больше шестидесяти лет страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Народ долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Сердцу каждого дорог праздник Победы. Дорог памятью сынов и дочерей, отдавших жизни за свободу, светлое будущее своей Родины, памятью о тех, кто, залечивая фронтовые раны, поднимал страну из руин, пепла. Силы кровавого фашизма обрушили на нашу страну огненный шквал войны. Но народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Сплотившись, он поднялся на защиту своей страны, своей свободы, своих жизненных идеалов. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.

Идут годы… Создаются все новые и новые произведения о тех тяжелых для страны годах. Читая книги о войне, мы оказываемся там, потому что в свой час в том пространстве войны были наши деды, прадеды или отцы и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, и не чья-нибудь, а их память отзывается в нас, если не отучились чувствовать глубоко и сильно. Мы не видели войны, но мы знаем о ней, потому что мы должны знать, какой ценой было завоевано счастье. Мы обязаны помнить о тех почти девочках из повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие…”, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно, нет. И в своем сочинении я хочу рассказать о повести Васильева.

Повесть “А зори здесь тихие…” рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки-зенитчицы.

Пятеро девушек — совсем молоденьких, полных желания жить, мечтать, любить — уходят небольшим отрядом, возглавляемым старшиной Васковым, на выполнение опасного задания: обнаружить и остановить диверсантов. Они сделали свой выбор, понимая, что пока на родной земле остается хотя бы один фашист, их жизнь и мечты, так же как и счастье их будущих детей, подвергаются постоянной опасности. И девушки полны отваги и решимости, они готовы на жертвы и потери, лишь бы остановить фашистов. Непомерно высока цена за одержанную ими победу.

Лиза Бричкина хорошо знала лес, потому что выросла в нем. Кто бы мог подумать, что ее ожидает такая нелепая смерть: девушка, отправленная за помощью, так торопилась побыстрее выполнить задание, что потеряв осторожность при переправе через болото, утонула в трясине.

Галя Четвертак — тонкая и романтичная натура, которая всегда верила, что на войне-то люди и совершают подвиги, когда же еще? А попав на фронт, растерялась от суровой реальности военных будней, не сумела справиться с собственным страхом…

Соня Гурвич, попавшая на фронт случайно, умная и талантливая девушка из хорошей семьи, читающая “нараспев, точно молитву” стихи Блока из томика, подаренного любимым парнем, который так недавно ушел на фронт добровольцем… О чем успела она подумать, напоровшись на немецкий нож?

А Рита Осянина, единственная из всех девчонок отряда познавшая счастье замужней женщины и матери, но оставшаяся на второй день войны вдовой, а Женя Комелькова, у которой тоже к войне “личный счет имеется”? Они были полны отваги и решимости отомстить врагам за свои искалеченные жизни, за трагедию своего народа, за беды и горести, выпавшие на долю их любимой Родины. И девушки стояли до конца, хотя для этого и пришлось ослушаться приказа старшины, потому что нельзя было отступать, сдаваться, поворачиваться спиной…

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину. “А зори здесь тихие…” — значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 г. за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

У войны не женское лицо… (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие”)

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны…

…но все же, все же, все же…

Женщина и мир: создание и сохранение уюта в доме, воспитание детей, любовь и счастье. Женщина и война? Ах, какими несопоставимыми кажутся эти понятия…

Но судьба сумела совместить и их, превратив нежность в ненависть к врагам, умение подчиняться – в целеустремленность к победе, хрупкость – в бесконечную силу духа, способного сопротивляться невзгодам и трудностям.

Разве можно удержать женщину, если ее муж гибнет на фронте, о сыновьях нет никаких известий, а в ее Дом приходят враги, не щадящие ни детей, ни стариков? Женщина и война – суровая реальность Великой Отечественной войны, которая добавила новые черты в прекрасный женский образ, созданный в литературе.

“А зори здесь тихие” – название оглушает, словно внезапная тишина после взрывов и канонады орудий.

Одна за другой перед нами появляются судьбы чудесных, замечательных, непохожих друг на друга девушек – и одна за другой трагически обрываются, оставляя в наших сердцах боль и тоску от невосполнимости этих утрат. А если это происходит при чтении книги Б. Васильева, то какие же чувства бушевали в сердцах людей в той жестокой реальности?!

Пятеро девушек – совсем молоденьких, полных желания жить, мечтать, любить – уходят небольшим отрядом, возглавляемым старшиной Васковым, на выполнение опасного задания: обнаружить и остановить диверсантов. Они сделали свой выбор, понимая, что пока на родной земле остается хотя бы один фашист, их жизнь и мечты, так же как и счастье их будущих детей, подвергаются постоянной опасности. И девушки полны отваги и решимости, они готовы на жертвы и потери, лишь бы остановить фашистов.

Непомерно высока цена за одержанную ими победу.

Лиза Бричкина хорошо знала лес, потому что выросла в нем. Кто бы мог подумать, что ее ожидает такая нелепая смерть: девушка, отправленная за помощью, так торопилась побыстрее выполнить задание, что потеряла осторожность при переправе через болото, утонула в трясине.

Галя Четвертак – тонкая и романтичная натура, которая всегда верила, что на войне-то люди и совершают подвиги, когда же еще? А попав на фронт, растерялась от суровой реальности военных будней, не сумела справиться с собственным страхом…

Соня Гурвич, попавшая на фронт случайно, умная и талантливая девушка из хорошей семьи, читающая “нараспев, точно молитву” стихи Блока из томика, подаренного любимым парнем, который так недавно ушел на фронт добровольцем… О чем успела она подумать, напоровшись на немецкий нож?

А Рита Осянина, единственная из всех девчонок отряда познавшая счастье замужней женщины и матери, но оставшаяся на второй день войны вдовой, и Женя Комелькова, у которой тоже к войне “личный счет имеется”? Они были полны отваги и решимости отомстить врагам за свои искалеченные жизни, за трагедию своего народа, за беды и горести, выпавшие на долю их любимой Родины. И эти девушки стояли до конца, хотя для этого и пришлось ослушаться приказа старшины, потому что нельзя было отступать, сдаваться, поворачиваться спиной…

“Пять девушек, всего пять” было в отряде. Пять девушек, всего пять сумели остановить опытных и вооруженных фашистов, навсегда оставшись в нашей памяти, доказав, что хрупкость и нежность – это вовсе не слабость. Но “у войны не женское лицо”…

Твір на тему: У войны не женское лицо… (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие”)

Related posts:

“У войны не женское лицо” (по произведению Б. Васильева “А зори здесь тихие…”) Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. Б. Васильев План 1. Женщина и.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…”) Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толстой определял как “противное человеческому разуму.

Женщины на войне (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие”) “У войны не женское лицо”, – эти слова, точно передающие безжалостную, противоестественную суть любой войны, давно стали крылатыми. Вообще, война – явление не только не женское, но и не человеческое.

Сочинение-отзыв о повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие…” “А зори здесь тихие…” – есть ли в России человек, которому ничего эти слова не скажут? Человек, который смог бы забыть о том, что когда-то тишину разорвали грохот танков, рев.

Рецензия на повесть Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1 (I вариант) Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема – проблема войны. Борис Васильев.

Я хочу рассказать вам о книге Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, но они не становятся историей. Книги о войне не воспринимаются как исторические произведения. Почему? Военная проза семидесятых-восьмидесятых годов заострила существенные для.

Я хочу рассказать вам о книге Б. Васильева “А зори здесь тихие” Я порою себя ощущаю связной Между теми, кто жив И кто отнят войной… Нет, ничто не забыто. Нет, никто не забыт, Даже тот. Кто в безвестной могиле лежит. Ю. Друнина.

Краткое содержание “А зори здесь тихие” Васильев Май 1942 г. Сельская местность в России. Идет война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса.

А зори здесь тихие Борис Васильев – известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил.

Краткое содержание “А зори здесь тихие Пересказ 2” Васильев Действие происходит в мае 1945 г. на 171 разъезде между Мурманском и Ленинградом. Ведутся позиционные бои, до разъезда военные действия не доходят. Комендант разъезда, старшина Федот Евграфович Васков, недоволен своими.

“А зори здесь тихие…” (отзыв о фильме) СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО КНИГ И ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПО-СВОЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГЕРОЕВ, В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ, НО ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОМ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ.

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по повести К. Д. Воробьева “Убиты под Москвой”) С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 г. Тех, кто суровой осенью 1941 г. защищал Москву, кто познал кровавый.

Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны (по повести “Знак беды”) Василь Быков – автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести “Знак беды”, написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие.

Тема Великой Отечественной войны в повести Василя Быкова Тема Великой Отечественной войны еще долго будет тревожить умы и сердца русских людей. Слишком большую цену заплатила наша страна за свою победу. Но кто завоевал эту победу: полководцы ил простые.

Сочинение на тему “Дети войны” Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, а у кого-то это даже прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, во время Великой Отечественной войны им.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века на примере повести В. Быкова “Дожить до рассвета” Литература и история неотделимы друг от друга. Творческие люди в любую эпоху берут ручку с бумагой и пишут о том, что происходит в их душе на фоне глобальных перемен. Поэты.

Человек в огне революции и гражданской войны (по повести Б. Лавренева “Сорок первый”) В годы революции и гражданской войны было написано много произведений, освещавших эти переломные для страны события. Они писались “по ту и другую сторону” идеологии. Многие годы нам были известны лишь.

Тема гражданской войны в литературе 20 века (на примере рассказа М. Шолохова “Родинка” и повести Б. Лавренева “Сорок первый”) Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил.

Тема войны в советской литературе С момента окончания Великой Отечественной войны прошло более 50 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои произведения теме.

Горькая правда войны Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться для разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании.

Тема Великой Отечественной войны (по произведениям В. Кондратьева, В. Быкова) В этом году мы праздновали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время все дальше отодвигает от нас события тех лет, но оно не властно над памятью, передающей из поколения в.

Анализ стихотворения Н. Некрасова “Внимая ужасам войны…” Николай Алексеевич Некрасов – поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях.

Рецензия на рассказ Б. Васильева “В списках не значился” Борис Васильев писал о войне и о людях на войне не понаслышке. Он принадлежит к поколению, которое попало на фронт, только-только окончив школу. Поэтому героями многих его произведений являются юноши.

Страшная правда войны в романе “Живые и мертвые” Как бы много за плечами не осталось, а впереди была целая война. К. Симонов В годы Великой Отечественной войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения: “Жди меня”.

Напишите отзыв о романе бориса васильева в списках не значился Борис Васильев писал о войне и о людях на войне не понаслышке. Он принадлежит к поколению, которое попало на фронт, только-только окончив школу. Поэтому героями многих его произведений являются юноши.

Базаров – “лицо трагическое” “Отцы и дети” И. С; Тургенева – это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет.

Как война влияет на главного героя повести К. Воробьева “Убиты под Москвой” В своей повести “Убиты под Москвой” К. Воробьев показывает нам “беспощадную, страшную правду первых месяцев войны”. Его герои – юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые на фронт капитаном Рюминым. К.

Повесть Б. Л. Васильева “Завтра была война” (Опыт рецензии) Крепко тесное объятье, Время – кожа, а не платье. Глубока его печать. Словно с пальцев отпечатки, С нас – его черты и складки, Приглядевшись, можно снять. А Кушнер.

Письмо ветерану войны Здравствуйте, уважаемый Ветеран! Обращаюсь к Вам от имени того поколения, за светлое будущее которого Вы так самоотверженно боролись. Низкий поклон Вам от нас! Вторая Мировая война жирной чертой разделила мировоззрение.

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по произведению одного из писателей) 22 июня 1941 года теплое летнее утро было омрачено первыми взрывами. И не стихали они на территории СССР вплоть до 1945 года. 9 мая прозвучал последний, праздничный залп, возвестивший о.

У войны не женское лицо… (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие”)

Женщины на войне (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)

«У войны не женское лицо», – эти слова, точно передающие безжалостную, противоестественную суть любой войны, давно стали крылатыми. Вообще, война – явление не только не женское, но и не человеческое. Однако особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в противопоставлении с женщиной, которая всегда являлась воплощением любви, тепла, материнства.
Именно об этом, на мой взгляд, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Этот писатель – один из немногих, кто затронул тему женской судьбы на войне. Особенно важно то, что героини Васильева находятся не в тылу, а воюют на фронте, наряду с мужчинами защищая родину от фашистов.
Каждая из этих женщин – личность. Автор подчеркивает это, подробно рассказывая об их довоенной жизни.
Познать счастье разделенной любви и материнства было суждено только одной – Рите Муштаковой. Словно предчувствуя, каким коротким окажется ее жизненный путь, Рита в семнадцать лет выходит замуж, в восемнадцать рожает сына, а в девятнадцать становится вдовой: ее муж, «старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке».
А к Лизе Бричкиной любовь пришла уже на войне, за несколько недель до гибели. Эта простая, самоотверженная девочка сразу же отдала свое сердце сержанту Васкову. Именно на войне, в тяжести военных будней, Лиза влюбилась. «Втюрилась наша Бричкина, девочки! В душку – военного втюрилась!» – смеялись над ней девчонки.
Женька Комелькова – душа компании, там, где она, – смех, шутки, песни. Высокая, стройная, с чудесными рыжими волосами и зелеными русалочьими глазами, Женька и ведет себя, как избалованная девчонка, – заводит роман с женатым полковником: « – Как же ты могла, Женька… – А вот могла! – Женька с вызовом тряхнула рыжей шевелюрой. – Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя?»
Однако и у этой героини есть своя боль. Ее отца, красного командира, мать, сестру, братишку расстреляли. Саму Женьку «эстонка спрятала в доме напротив», и она видела, как убивали ее родных.
Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и отличалась богатым воображением. Важно, что все рассказы Гали «не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Выдумка о маме – «медицинском работнике» – была рождена страстной мечтой героини иметь семью…
А вот студентка Соня Гурвич росла в дружной и очень большой семье. Она «донашивала платья, перешитые из платьев сестер», но не унывала: бегала в читалку, во МХАТ, а однажды заметила, «что очкастый сосед по лекциям совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале». А потом был их единственный, незабываемый вечер, а через пять дней началась война, и парнишка ушел добровольцем на фронт.
Автор показывает, что у каждой из этих девчонок были свои надежды и свои планы на жизнь, что сама их жизнь должна была сложиться по-другому. Однако война сделала так, что все они встретились в «первом и втором отделениях третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона» под началом старшины Васкова. Война сделала так, что жизнь всех девочек оборвалась, не перейдя рубеж 1945 года. Война сделал так, что каждая из героинь Васильева проявила себя как истинная Героиня.
Страшно, что свой женский потенциал эти девочки раскрыли лишь перед лицом смерти, защищая и защищаясь от фашистов. Так, красавица Женька Комелькова реализует свой актерский талант, заставляя немцев думать, что они наткнулись на целый полк солдат: «- Девчата, айда купаться! – звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде. – Ивана зовите. Эй, Ванюша, где ты. »
А когда она осталась лицом к лицу с врагами, то отстреливалась до последнего – «стреляла, пока были патроны». Немцы ранили ее вслепую, «а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».
Соню Гурвич закололи штыком прямо в сердце. Васильев акцентирует внимание на этой детали: «Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза – грудь помешала».
Эти страшные мысли Васкова с новой силой заставлять нас понять, что «у войны не женское лицо». Недаром, приготовив могилу для погибшей Сони, старшина горько думает: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»
И эта мысль, на мой взгляд, один из важнейших посылов романа. Страшно, что гибнут женщины, потому что обрываются юные жизни, потому что женское предназначение – в созидании, а не в разрушении. Но не менее страшно и то, что, погибнув, героини не смогут дать продолжение русской нации и русской культуре. А это значит, что под угрозой существование всего народа.
Таким образом, роман Васильева «А зори здесь тихие», обнажив тему женщины на войне, показывает антигуманную и античеловеческую суть войны, грозящей уничтожением не только людей как отдельных личностей, но и наций, культур, всей человеческой цивилизации.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
материал по литературе (9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие

Читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Предметная область: литература.
Цель: содействовать формированию у учащихся патриотизма на примерах героев художественных произведений о Великой Отечественной войне.

Задачи:
а) воспитательные:

– воспитывать высокие патриотические качества;

– формировать историческую память;

– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества;

– учить отстаивать свою точку зрения логическими доводами;

– учить терпимо относиться к чужому мнению;

– развивать эстетический и нравственный потенциал учащихся;
б) развивающие:

– развивать читательскую наблюдательность;

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, познавательную активность и инициативу;
в) образовательные:

– расширить диапазон познавательных интересов;

– помочь учащимся оценивать поступки героев повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» и выражать своё отношение к ним;

– учить видеть затронутые автором проблемы, на основе этого привлечь внимание к писателю Б.Л. Васильеву и его творчеству.

Скачать:

Название: У войны не женское лицо по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 20:26:39 19 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 511 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
ВложениеРазмер
chitatelskaya_konferentsiya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Нефтеюганская средняя общеобразовательная кадетская школа №4

«У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»

(по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Автор: Немальцева А.Н., учитель русского языка и литературы

г. Нефтеюганск 2015

Читательская конференция «У войны не женское лицо» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)
Предметная область: литература.
Цель: содействовать формированию у учащихся патриотизма на примерах героев художественных произведений о Великой Отечественной войне.

Задачи:
а) воспитательные:

– воспитывать высокие патриотические качества;

– формировать историческую память;

– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества;

– учить отстаивать свою точку зрения логическими доводами;

– учить терпимо относиться к чужому мнению;

– развивать эстетический и нравственный потенциал учащихся;
б) развивающие:

– развивать читательскую наблюдательность;

– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, познавательную активность и инициативу;
в) образовательные:

– расширить диапазон познавательных интересов;

– помочь учащимся оценивать поступки героев повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» и выражать своё отношение к ним;

– учить видеть затронутые автором проблемы, на основе этого привлечь внимание к писателю Б.Л. Васильеву и его творчеству.

Условия эффективности проведения мероприятия

Предварительный настрой учащихся на серьёзный разговор, внимательное чтение повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…», просмотр художественного фильма «А зори здесь тихие…» (режиссёр Станислав Ростоцкий), знакомство с биографией Б.Л. Васильева (индивидуальное задание).
Формы и методы реализации: беседа, разговор, обмен мнениями, анализ, рассказ.
Возраст участников конференции: 8-9 классы (14-15 лет)
Продолжительность: 1 час

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя о теме Великой Отечественной войны в русской литературе.

II. Биография Б.Л. Васильева (сообщение подготовленного ученика).

III. Сообщение подготовленного ученика о повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

IV. Сообщение подготовленного ученика о проблематике повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

V. Обсуждение повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…».

1) Когда и где происходит действие повести «А зори здесь тихие…»?

2) Кто являются главными героями повести?

3) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц?
4) Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?
5) Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

6) С какой целью Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек?
7) Как вы понимаете название повести – «А зори здесь тихие…»? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?
8) Кому адресована повесть?
9) Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»? А фильм? Объясните, почему?

VI. Слайдовая презентация «У войны не женское лицо».

VII. Заключительное слово учителя.

ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

Выставка книг о Великой Отечественной войне, портрет писателя Б.Л. Васильева, выставка его книг, художественный фильм «А зори здесь тихие» (режиссёр С.И. Ростоцкий), портреты С. Алексиевич, Ю. Друниной, иллюстрации на тему войны, книга очерков «Война в истории моей семьи» (Колодинский край), фонограмма «Ave, Maria», компьютер, проектор, экран.

Слайд№1
I. Вступление: 9 Мая наш народ отмечает самый светлый праздник – День Победы над фашистской Германией. Эта Победа была завоевана огромной ценой Советских людей. Война забрала миллионы людских жизней, сломала людские судьбы. В наше время осталось в живых очень мало тех, кто сражался в Великой

Отечественной войне. Мы в вечном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто ушёл, “недолюбив, недокурив последней папиросы”, кто свою юность и жизнь положил на алтарь Отечества. И сегодня мы поговорим о тех женщинах, девушках, которые сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и ушли в блиндажи. Перед нами повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”. Слайд№2

II. Биография Б.Л. Васильева.

Васильев Борис Львович – один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился 21 мая 1924 года в городе Смоленске в семье кадрового командира Красной Армии. После окончания 9 класса в июле 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении. В 1943 году после контузии был направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончив её в 1948 году, работал на Урале.

Печатается с 1954 года. Борис Васильев с детства был увлечён сценой, и поэтому первые его произведения – пьесы. Борис Львович – автор таких романов, как «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», повестей «Завтра была война», «Капля за каплей» и др. Он автор сборников рассказов, киносценариев.

Слайд №4
III. Сообщение о повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Истинный успех пришёл к Б.Л. Васильеву после публикации повести «А зори здесь тихие. ». Это одно из самых лучших и читаемых произведений писателя. В 1969 году книга была опубликована, в 1971 году инсценирована и в 1972 году экранизирована (режиссёр С.И. Ростоцкий). За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» – премии Ленинского комсомола. В 1997 писатель был удостоен премии имени А.Д. Сахарова «За гражданское мужество».

Борис Васильев сделал героями своей повести «А зори здесь тихие…» девушек, чтобы показать, насколько жестока война, ведь в женщинах начало всякой жизни.

Слайд№5. Итак, женщинам, бойцам сурового времени, и посвящаем мы свою читательскую конференцию «У войны не женское лицо». Сегодня мы расскажем о представительницах прекрасного пола, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

IV. Ведущий 1 Выступление о проблематике повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»

Тема войны, подвига, человеческих страданий не могла оставить равнодушными наших современников. Повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие… » сразу завоевала читательские сердца. Васильев пришёл в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние своего современника, меру его страданий и радостей. Отсюда – подлинная человечность его героев, их высокая мера ответственности за себя, свой народ и свою Родину.

Слайды №7, 8, 9, 10,11

Основной принцип художественного построения повести – контраст: сопоставление радостного и грустного, переход от иронии и шутки к трагическим и героическим аккордам. Писатель органично соединяет обычное, житейское с возвышенным, героическим и тем самым создает внутренний динамизм повествования, делает чтение произведения захватывающим. Главные герои повести – женщины. Женское начало придаст повествованию особый лиризм, задушевность и трагизм. Сталкивая два начала: хрупкий мир женской девичьей красоты с миром зла, жестокости, убийств, Б. Васильев всем пафосом своего произведения говорит о несовместимости, несочетаемости двух понятий – женщина и война. К концу повести гибнут все главные героини, и с гибелью каждой обрывается маленькая ниточка с «бесконечной пряжи человечества». От главы к главе нарастает горечь от невозвратимости потерь.

V. Обсуждение содержания повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» .

Слайд №13, 14, 15, 16.
Ведущий 1.

1) Когда и где происходит действие повести «А зори здесь тихие…»?

Время действия повести «А зори здесь тихие…» – май 1942 года. Место – неведомый 171-й разъезд.

2) Кто является главными героями повести?

На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного батальона. Это бойцы-девушки. Всего их пять: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, они во главе со старшиной Фёдором Евграфычем Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати.
VI. Ведущий 2.

– Ребята, давайте поближе познакомимся с героями повести, предлагаем посмотреть фрагмент, который подготовили учащиеся 9 кадетского класса.

3) Почему каждая из девушек оказалась на войне?
У каждой из девушек свой суровый счёт к фашистам. У Риты Осяниной – гибель «на второй день войны в утренней контратаке» мужа. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили… Семьи комсостава захватили – и под пулемёт». У Сони Гурвич – «дружная и очень большая семья» в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья». У Галки Четвертак – неосуществлённые фантазии.
5) Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

Гибель каждой из девушек можно назвать героической. Во-первых, что они пошли защищать Родину. Женщина и война несовместимы. Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значительным оттого, что они, женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее своей Родины. Казалось бы, ничем не примечательные старшина Васков, девушки- зенитчицы Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак не участвуют ни в каких крупных боевых действиях. Но они отстояли тот клочок земли, который им поручено защищать. Девушки проявили непоколебимую твёрдость, смелость, глубокую человечность.

  • Сценическое искусство (выступление учащихся).

Что произошло на войне:

Сцена гибели Лизы Бричкиной :

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (7 глава);

Сцена гибели Сони Гурвич :

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (8 глава);

Сцена гибели Гали Четвертак :

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (11 глава);

  • Мы предлагаем посмотреть отрывки из фильма о героической гибели Жени Комельковой и Риты Осяниной (фрагменты фильма «А зори здесь тихие»).

6) С какой целью Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек? (Ответы 8 к класса).

Прошлое старшины Васкова :

пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (5, 6 главы);

просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Риты Осяниной :

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (2 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Лизы Бричкиной :

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (7 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Сони Гурвич :

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (8 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Гали Четвертак :

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (10 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Прошлое Жени Комельковой :

– пересказ эпизода повести «А зори здесь тихие…» (13 глава);

– просмотр фрагмента фильма «А зори здесь тихие».

Вывод: Ведущий 1. Борис Васильев использует отступления в прошлое старшины Васкова и каждой из пяти девушек с целью показать красоту, прелесть мирной жизни и чудовищность войны. Все они могли бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям… Но – была война…Никто из них не успел осуществить свои мечты.

7) Как вы понимаете название повести – «А зори здесь тихие…»? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?

У войны не женское лицо. Она всё загубила: и красоту Жени Комельковой, и материнство Риты Осяниной, и мечту Лизы Бричкиной, и талант Сони Гурвич, и детство Гали Четвертак. Самое страшное – она прервала нить в «бесконечной пряже человечества ». Человечество потеряло не только пятерых девчат, но и их,

не рожденных детей и детей их детей. В этом вся трагедия. Тихие зори – это памятник всем тем, кто не вернулся с войны.

Ведущий 2. Прикосновение к подвигу девушек способствовало пробуждению гражданской совести у беззаботного юноши-туриста, сочиняющего веселенькое письмецо своему приятелю. Совсем в другой тональности написана вторая часть его письма: «Здесь, оказывается, тоже воевали… Воевали, когда нас с тобой еще не было на свете. Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту. Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу. Отец капитана нашёл её по каким-то своим приметам. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился». Не решился, почувствовав несовместимость своей беззаботной, «райской» жизни с произошедшей здесь много лет назад трагедией. В заключительной фразе письма, давшей название всей повести, сквозит удивление юноши от неожиданно происходящих в нём перемен: «А зори-то здесь тихие, тихие, только сегодня и разглядел». Эта фраза озаряет светлым лирическим чувством героическую историю суровых дней войны.

8) Кому адресована повесть? (эпилог) (Ответы 8 к класса).

Повесть адресована молодому поколению. Погибли девушки. Они были старше вас всего на два-три года. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными – их современницами. И в то же время – девочками тридцатых годов», – так обращается писатель к своим юным читателям.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

  • Мы предлагаем посмотреть отрывки из фильма «А зори здесь тихие» (эпизод памятника).

9) Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»? А фильм? Объясните, почему?
Учащиеся высказывают своё мнение.

VI. Мы многое знаем о Великой Отечественной войне. Читали книги, смотрели фильмы, не раз слышали рассказы ветеранов. Но война, описанная в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, поражает. Если солдат стоит до конца и погибает, то он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат – женщина, основной долг которой – продлевать жизнь на Земле?

За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…». Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Девушки погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

VII. Ведущий 1. Итог.

Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы. Ведь у войны не женское лицо.

Мы предлагаем послушать песню «А закаты алые» в исполнении учащихся 9к класса. (Звучит песня).

Презентация (На фоне песни. Буктрейлер «А зори здесь тихие…» ).

Сценка фрагмента по произведению Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

  1. Звучит музыка.
  2. Агапова Дарья (голос за кулисами)
  3. Выходят герои повести.
  4. Васков подходит к Лизе Бричкиной (Маша Ульянкина) . – Васков: «Ну, что, Лизавета, рассказывай…»
  5. Подходит к Соне Гурвич (Катя Лень)
  6. Подходит к Гале Четвертак (Лера Бессонова)
  7. Подходит к Жене Комельковой (Ирина Лотарингская)
  8. Подходит к Рите Осяниной (Полина Олюнина) .
  9. Рита Осянина (Полина Олюнина) спрашивает Федота Евграфыча Васкова: «А расскажите о себе, Федот Ефграфыч». (Рассказ Ф.Е. Васкова о себе). (Васков уходит)

10. Лиза, Соня, Галя, Женя, Рита становятся в ряд и опускают головы. Звучит голос за кадром (Агапова Дарья) , каждая из героинь поднимает голову и уходит.

1. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2-х частях. Лебедев Ю.В. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

  1. Егорова Н.В., Золотарёва /Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М.: ВАКО, 2003.
  2. Васильев Б. А зори здесь тихие… – М.: Детская литература, 1984.

4. Васильев Б. А. «А зори здесь тихие…» – М.: Детская литература, 1987

5. Литература. 10 – 11 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией Коровиной В.Я. /Базовый и профильный уровни/ авт.-сост. Цветкова Г.В. – Волгоград: Учитель, 2013.

Читайте также:  Сочинение Что я знаю о войне? (1941-1945)
Ссылка на основную публикацию