Осень в картинах русских художников

Осенние пейзажи

В ремя светлой грусти и тихой радости. Редкий случай буйства красок в средней полосе для художника — повод добавить на холст теплые тона. Красные листья рябины, ярко-желтые — березы, золотисто-желтые липовые и желто-коричневые дубовые. Даже лиственница осенью поддается общему настрою и горит канареечным цветом на фоне синего неба. Если повезет и золотая осень выдастся погожей и ласковой. Рассматриваем картины о самом романтическом времени года вместе с Натальей Летниковой.

Полотно из «мажорной серии» Исаака Левитана. «Меня страстно потянуло работать, увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста…» — писал художник своему другу Василию Поленову, работая над осенним полотном. Увидел пышущий желтым и едва отдающий зеленью пейзаж живописец в Тверской губернии на берегу реки Съежа неподалеку от усадьбы Горка, где имел сердечный интерес. Не потому ли его «Золотая осень» словно улыбка природы. Самая яркая из сотни осенних картин Левитана.

Уютный уголок загородного дома, где можно оказаться с осенним парком «глаза в глаза». До макушки ели, кажется, можно достать рукою и при желании сорвать с березки вон тот лимонно-желтый лист. Увидеть горизонт и, вдохнув прохладный чистый воздух, опуститься на скамью под скользящие лучи осеннего солнца. Станислав Жуковский нежно любил осень и старинные русские усадьбы. Столетие назад собранный букет ничуть не утратил своих ярких красок и лишь подчеркивает осеннее единение — обитателей дома и его окружения.

Купчихи в осеннем интерьере. Излюбленную тему Борис Кустодиев разбавил теплыми красками. Огненно-красные клены и желтеющий сад у провинциальных домиков делают осень особенно уютной. То самое бабье лето, которое на время примиряет с красивыми, но, увы, неизбежно облетающими листьями. В прозрачном воздухе витает аромат листвы, арбуза и свежего хлеба из маленькой булочной. И уж, конечно, никакая осень не страшна, если поблизости кот. Вкупе с самоваром.

Навеяно пребыванием в Абрамцево. Будучи в гостях у Саввы Мамонтова, художник Илья Остроухов вдоволь гулял по окрестностям. Затейливые деревья приусадебного парка, одетые в желтое золото, заставили взяться за кисть. Творческая атмосфера усадьбы или же осеннее настроение сделали свое дело — первый же пейзаж Остроухова купил Павел Третьяков. «Пейзаж настроения» звенит тишиной, которую нарушает лишь стрекот сорок. К слову, птицы появились на полотне с легкой руки друга художника — Валентина Серова.

Деревенские хлопоты за ярким буйством красок разглядел будущий представитель соцреализма Исаак Бродский. Знаменит своей ленинианой ученик Ильи Репина стал уже много позже, а в 1913 году картинам из революционной жизни художник предпочитал романтические пейзажи. Обрамленная осеннею листвой, словно на ладони, раскинулась деревенька. Живет своей суетной жизнью — гремит повозками, звенит голосами. Меняются лишь краски — от красного золота, через белый зимний пейзаж — к буйству зелени и вновь к позолоте.

Пронизанный ярким солнцем уголок Нескучного сада и впрямь выглядит в погожий осенний день нескучным. Хоть из движения в пустынном парке лишь медленные воды реки и длинные серые тени, которыми повелевает солнце. О том, что парк обитаем, своим видом сообщает дом на холме. И вовсе не скажешь, что это часть шумной Москвы. Художник Петр Петровичев пришел в столицу из Ярославской губернии пешком — чтобы учиться живописи у Левитана и писать Кусково, Кузьминки, Нескучный сад… Найти уединения в столичном городе мастеру лирического пейзажа сто лет назад было гораздо проще.

Центр Москвы или королевский парк под Парижем. Золотая осень хороша в любом местечке, где листва в угоду осени меняет свой цвет. Новая картинка изо дня в день — как спектр оттенков. Знай мешай на палитре: льняной, дижон, горчичный… И вот уже аллея подернута ржавчиной, и цвет тосканского солнца затмевает парижская грусть. Но холст сохранит «сказочный чертог, всем открытый для обзора»… Будто не остались до зимнего покоя считанные дни. И пылать листве, и синеть небу, не зная осенних ветров и грядущей стужи.

От Левитана до Кандинского: осенние пейзажи русских художников

Осень в этом году особенно прекрасна: такого буйства красок, яркого солнца и теплого прозрачного воздуха в октябре мы не помним давно. И хотя скоро обещают морозы, ничто не мешает нам насладиться красотой момента: и гуляя в парке, и любуясь осенними пейзажами любимых русских художников.

Сейчас как никогда легко перешагнуть границы полотна и вдохнуть тот влажный осенний воздух, в котором сияющие желтые листья как будто парят, не держась за ветки, как на картине Остроухова.

И. Остроухов. Золотая осень. 1886.

Настроение легкой грусти увядания или щемящей тоски по родным пейзажам, размышления о быстротекущем времени или о красоте простого, незамысловатого, но любимого вида именно в осенних мотивах звучат особенно ярко и пронзительно.

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889.

Пейзаж на протяжении веков служил в искусстве фоном для религиозных и исторических сюжетов или портретов, его роль часто была очень значима, но все же вторична. Даже отдельные пейзажные композиции воспринимались поначалу как деталь оформления интерьера, например, заполнение простенков в залах ренессансных вилл. И только в XIX столетии его сольная партия зазвучала во всю свою силу и в европейском, и в русском искусстве.

А. Саврасов. Осень. 1871.

Л. Каменев. Туман. Красный пруд в Москве осенью. 1871.

Однако особенную тонкость и прелесть осенних мотивов художники оценили гораздо позже, чем парадную, репрезентативную выразительность летних или зимних видов.

И. Шишкин. Осень. 1892.

Именно в последней трети XIX века, когда в эмоциональной палитре пейзажа появились оттенки любования камерным, интимным, простым, обыденным видом, русская пейзажная живопись обрела всю полноту своих выразительных средств и всю магическую силу своего воздействия на зрителя.

Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень. 1871 – 1873.

А. Шильдер. Овраг. 1915.

От парадного великолепия полотен И. Шишкина до тихих, задушевных мотивов Ф. Васильева и А. Саврасова, от красочного буйства Б. Кустодиева до тональной многоплановости А. Васнецова и Л. Каменева русская пейзажная живопись рассказывает нам о глубине переживания и широте душевного пространства человека. Всегда за изображением пейзажного мотива стоит гораздо более серьезная и выразительная идея автора, чем может показаться при первом, беглом взгляде.

С. Жуковский. Брошенная терраса. 1911.

С. Жуковский. Осень. Веранда. 1911.

В сияющих, как будто умытых дождем террасах С. Жуковского можно увидеть светлую печаль по уходящей красоте усадебной жизни.

Б. Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие. 1926.

Б. Кустодиев. Осенний сельский праздник. 1914.

В ярких мотивах Б. Кустодиева — радость и полноту бытия.

И. Левитан. Золотая осень. 1895.

И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879.

В золотых переливах И. Левитана — нежность и тонкость поэзии. Прикосновение кисти этого певца пейзажа подобно звукам струнной симфонии, где каждый инструмент своим неповторимым голосом вносит свой оттенок в общее гармоничное звучание.

В. Поленов. Золотая осень. 1893.

В. Поленов. Ранний снег. 1891.

Подобное многообразие эмоциональной палитры воплотил в своих певучих полотнах В. Поленов. Изображение живописного берега реки, осыпанного золотыми листьями или укрытого первым снегом, рассказывает нам о глубоком и прочувствованном единении души художника с красотой мира. В его наполненных воздухом пейзажах царит удивительная гармония и вневременный покой.

С. Виноградов. В усадьбе осенью. 1907.

С. Виноградов. Осень. Задворки. 1901.

Пастозные, свободные мазки С. Виноградова передают мимолетное очарование заросшей усадьбы или увядающего луга. Прелесть неуловимого состояния пейзажа созвучна едва заметным движениям души, которые сложно выразить словами, но воплощенные в красках, они мгновенно находят отклик в сердце зрителя.

К. Юон. Мельница. Октябрь. Лигачево. 1913.

К. Юон в простом сельском мотиве смог выразить всю силу природы и живущего в гармонии с ней человека. Сочные, сияющие цвета и глубина пространства, как будто увиденного с высоты, говорят не о сиюминутном и повседневном, это скорее эпическая картина народной жизни.

М. Нестеров. Осенний пейзаж. 1906.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890.

На полотнах М. Нестерова природа созвучна тихому трепету души его героев. Именно в нежный и лиричный осенний пейзаж художник поместил трогательный и чистый образ отрока Варфоломея.

В. Серов. Осень. Домотканово. 1892.

Читайте также:  Сочинение Описание природы осенью

А. Серов подчеркнул уединение и печаль одинокой фигуры мягким, пасмурным осенним видом. Поэтическое звучание сюжета здесь удивительно тонко и проницательно вторит эмоциональному настрою пейзажа.

И. Шультце. Булонский лес. 1920-е – 1930-е.

И. Шультце, мастер передачи света, восхищает своим живописным видением и виртуозностью передачи радостных солнечных лучей. Мир под его кистью наполнен ликующим осознанием красоты, в каждой точке пространства жизнь кипит и переливается светоносными оттенками.

В. Кандинский. Осень.

В. Кандинский. Осень в Баварии. 1908.

В. Кандинский. Осень. 1909.

Ранние работы В. Кандинского — пример великолепного чувства цвета и крепкой лепки формы, своей выразительностью и силой предвосхищающие его абстрактные построения. Динамика тягучих цветных мазков подчеркивает гармонию и завершенность целого. Мир природы для автора созвучен вечному и незыблемому миру идей.

И. Грабарь. Рябинка. 1915.

И. Грабарь. Рябины и березы. 1924.

Яркие и в то же время хрупкие рябинки на картинах И. Грабаря — многогранный образ, вызывающий множество ассоциаций и размышлений. В таком, на первый взгляд, простом и бегло написанном мотиве звучит надрывная интонация стихотворения Марины Цветаевой о родине, когда кажется, что голос срывается от подступивших слез:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

А. и С. Ткачевы. Осень. Пора свадеб. 1973.

Братья Ткачевы подчеркнули тему свадьбы, тему таинственного соединения судеб, изображением осеннего дерева, как будто осеняющего молодых своим золотым сиянием. Символическое богатство и выразительность этого сюжета уникальны не только для своей эпохи. Природный мотив добавляет этому бытовому эпизоду вневременное, универсальное звучание.

К. Сомов. Осень. 1905.

К. Сомов. Фигуры в парке. 1919.

Для художников пейзажный жанр — это и возможность вообразить жизнь минувших веков, и обобщенный образ, объединяющий стереотипы современного сознания.

В. Дубосарский и А. Виноградов. Золотая осень. 1995.

Но какими бы ни были замыслы художника, какую бы идею ни пытался он воплотить в своей работе, неизменно одно: за очевидным мотивом всегда скрывается зашифрованный смысл, своеобразное «двойное дно», послание от автора зрителю. Никогда пейзаж не равен только пейзажу. И поэтому так интересно найти его потаенный смысл, прочесть его значение и почувствовать эмоциональную связь с душевным миром художника и его эпохи. Согласитесь, приятное и познавательное занятие для хмурых осенних вечеров.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Золотая осень в живописи (картины современных русских художников)

Золотая Осень в живописи

Потапов В.В. Осень в старом парке

В дорогих нарядах не спеша царит.Золотая Осень ничего не просит.

Золото листвою рвётся смело в просинь

С рыжего рассвета, с утренней зари.

Подоспела к людям с лучшими дарами

Добрая царица с золотой косой.

Умывает травы росами -слезами

Чтобы распрощаться с праздничной красой.

В золотистом цвете растворяет лето.

Охрой покрывает прежние мечты.

На прощанье дарит океаны света

В огненных расцветках тёплой красоты.

Исчезает в красках солнечное лето.

Догорает в листьях пламенным огнём.

Напоследок щедро осенью согрето.

И пылает ярче с каждым новым днём.

От ночных морозцев золотятся листья.

Небо голубое смотрится сквозь них.

Высоко, безбрежно, и светло и чисто,

Чтобы не нарушить драгоценный миг.

Золотую Осень небо синью просит

В дорогих убранствах дольше поцарить.

От себя в награду ей дары приносит:

Не даёт циклонам на Земле кружить.

Славная царица в небеса глядится,

Направляет робко неподкупный взор,

Чтобы в златых ризах молча помолится:

Сохрани, природа, данный мне убор.

Золотая Осень ни о чём не просит.

Нам тепло и ласку от себя дарит.

Лист парящий ловко, тишину и просинь.

И горячим взором в душу к нам глядит.

Золотая Осень ничего не просит

Анатолий Витальевич Булгаков

Кошелев Владислав Игоревич

Кошелев Владислав Игоревич

Пархимович Петр Николаевич

Пацан Юрий Иванович

Чернышев Андрей Владимирович

Чиканов Владимир Германович

Михаил Сатаров — Водяная мельница

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ruмм

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

ОСЕНЬ В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия.

Исаак Левитан- Золотая осень

Исаак Левитан, Золотая осень, 1895

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника – слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально…

Этот осенний пейзаж необыкновенно светел и оптимистичен, несмотря на то, что в большинстве картин Левитана преобладает цветовая гамма грусти – смешанные приглушенные тона. Всего у художника насчитывается около сотни осенних пейзажей. Обычной их темой является торжественно-печальное увяданье осеней русской природы. Однако на этой картине грусти нет! На полотне изображены глубокая лесная речка насыщенного синего цвета и отражающие золотой солнечный свет белоствольные березы в осеннем убранстве…

Василий Поленов -Золотая осень

Золотая осень Поленова выражает зрителю уютно обжитый уголок необъятной России, с ее беспредельно обворожительным многообразием, дающее человеку радость жизни, созерцательное настроение и умиротворение.

Река Ока круто извиваясь уходит в даль, отражая в своих водах часть осенних деревьев густо разросшиеся по правом берегу реки, там же вдалеке слегка виднеется белокаменная церковь. На переднем плане картины опускающийся к реке с зеленовато охристыми оттенками холм, где пробегает лесная тропинка уходящая вдоль правого берега в глубь березовой рощи. Относительно украшенных золотым окрасом осени берез, красуясь своей темно зеленой листвой величаво стоит дуб, еще не тронутый надвигающимся осенним временем. В созвучии с дубом по цветовому оттенку можно пометить не большие елочки, рассаженные вдоль тропинки и говорящие о начале новой жизни.

В картине все подчинено осеннему сезону, колорит красок подчеркивает разнообразие листвы на деревьях от зелено-красных оттенков до ярко желтых и оранжевых, контрастирующих относительно голубых красок реки и неба. Живописно отражено художником атмосфера воздушности картины, этому свидетельствует уходящие в дымчатую даль горизонта берегов, над которыми нависает затянутое облачками небо.

Илья Остроухов – Золотая осень

На картине художника И. С. Остроухова “Золотая осень” изображена именно золотая осень. На картине не пестреют листья красного и зелёного цвета. Всё покрыто золотым покрывалом.

Картина вся наполнена каким-то радостным движением и – это очень «разговорчивая» картина для искушенного зрителя. «Нам радостно кружиться!» — сообщает шелест листьев, «сейчас и мы улетим!» — весело предупреждают бойкие сороки. Ствол дуба на заднем плане, который оплели деревца поменьше, напротив, словно говорит зрителю о стойкости леса: «переживем и эту осень!». И, в итоге, заглянувший даже промозглой осенью в музей горожанин отойдет от этой картины с чувством радостного изумления. И с желанием выбраться на природу. Или, хотя бы посидеть «В Абрамцевском парке», как называется второй знаменитый осенний пейзаж Остроухова.

Читайте также:  Сочинение на тему Как я провел лето в городе

Картина полна чуда: редко можно увидеть на пейзаже изображение «радующегося» ранней осени леса. И это тем удивительней, что Илья Семенович Остроухов никогда профессионально на художника не обучался, он брал лишь частные уроки живописи. И очень жаль, что его пейзажи известны менее, чем полотна Шишкина, Левитана или Поленова.

Исаак Бродский – Золотая осень

Картина «Золотая осень» нарисована в очень ярких цветах. Сложно представить такие насыщенные цвета в реальности. Но Бродский заставляет нас прочувствовать всю атмосферу осени в небольшой деревушке. На первом плане выделяются деревья с красно-оранжевыми листьями, что олицетворяет активность и жизненные силы.

Великолепно прорисованы ажурная листва и ветви деревьев. У края деревни протекает речка. В ней тщательно прорисованы волны. А в одном месте даже видно, как отражается небольшой дом. Небольшие фигурки людей занимаются своими делами, а кто-то любуется красивым пейзажем. Ведь скоро листья опадут, и придет холодная зима. Но при этом не ощущается грусти.

Картина с большой точностью передает красоту природы России. Красный и оранжевый цвета оживляюще воздействуют на человека. Невесомое и веселое настроение создает цвет дороги. Удаленное небо добавляет спокойствие в картину.

Василий Мешков – Золотая осень в Карелии

Картину «Золотая осень в Карелии» нарисовал В. В. Мешков. Здесь изображён осенний пейзаж. На переднем плане красуются завалы камней от сырости они тёмного цвета или может быть на них мало попадает солнце и они кажутся столь мрачными, но всё то “золото”, что разбросано рядом них делает их незаметной частью пейзажа. Между эти камнями стоят деревья. Они совсем слабые в стволе, но их листва густа и переливаются всеми цветами золота, янтаря и оранжевого.

Задний план тоже полон красок. Небо хоть и пасмурное, но всё равно приманивает к себе взгляд зрителя, пусть даже и мельком.

Он использовал, как можно больше цветов, множество оттенков. Жёлтого, морковного, оранжевого, охристого – для изображения листвы, деревьев и немного земли. Коричнево-серый для создания камней и серо-синий для неба. И это лишь малая часть цветов ,которые мы можем уловить.

Автор для картины выбирает удлинённый формат. Это предаёт картине какую-то особенность. И кажется, что не просто так. Автор хотел показать, как бесконечна природа и даже разместив картину так он не сможет уместить всю её красоту.

Осень в произведениях русской поэзии и живописи

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.

«Золотая осень» в картинах художников

Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия.

И. Левитан «Золотая осень»

Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: “Художник воспел красоту природы”. Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана “Золотая осень”, вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. “Очей очарование”, “в багрец и золото одетые леса” — эти слова Пушкина очень подходят к “Золотой осени”.

В. Поленов «Золотая осень»

Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

И. И. Бродский «Летний сад осенью»

Художник Исаак Бродский прославился как замечательный портретист, автор жанровых сцен, больших полотен, на которых изображено множество людей. Но он также любил и пейзажи. В картине “Летний сад осенью” он выступает как тонкий лирик, умело передающий настроение и красоту природы.

И. С. Остроухов «Золотая осень»

Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была “Золотая осень”, довольно небольшое полотно.

В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. “Золотая осень” — одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

Осень в произведениях русской поэзии

А. С. Пушкина «Осень»

Багряно-золотистая, розово-изумрудная, нарядная и немного тоскливая осень — любимое время года великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Творческое вдохновение приходило к Александру Сергеевичу осенью, и появлялись произведения, которые изучают в школе все русские школьники. Не стал исключением и 1833 год, когда, посетив Болдино, русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал удивительное стихотворение «Осень». Это не ода данной поре года, не просто описание природы, это сравнение осенней флоры с живым существом, когда «она жива еще сегодня, завтра нет».

Н. М. Карамзин «Осень»

Подчиняясь желанию отца, Николай Михайлович сначала работает военным, а потом строит политическую карьеру. Осуществить свою детскую мечту и посетить Европу ему удалось в 1789 году. Карамзин стихотворение «Осень» написал в Женеве, этот период был очень продуктивным в творчестве Николая Михайловича. В 1789 году он написал цикл сентиментальных произведений с легким философским налетом. Кроме того, русская литература узнала о еще одном жанре – путевых заметках.

А. Плещеев «Осень наступила»

Что отличает произведение Алексея Николаевича «Осень» от других осеней, так это его отношение к ней. Для поэта это не просто сложный комплекс погодных явлений, характеризующийся увяданием природы и постепенным наступлением холодов. Осень Плещеева – это, скорее, старая знакомая, живое существо. Поэт обращается к ней в стихотворении, словно к человеку: «Я узнаю тебя, время унылое…»

М. Ю. Лермонтов «Осень»

Михаил Лермонтов в своём творчестве, относился к теме природы, без особого энтузиазма. Романтика в таком духе – была явно не в его стиле. Хотя когда будучи известный поэт только начинал сочинять свои стихи, а это был подростковый возраст, он проявлял интерес к пейзажной лирике и даже посвятил этому отдельное стихотворение.

Оно было написано в 1828 году и называлось весьма просто – «Осень». Причиной тому послужило его родовое имение, где он проводил много времени на природе. Вероятно, в этот момент к нему и пришло осознание того, насколько «родные берега» могут затронуть душу. Осень была страстной порой, а Лермонтова завораживала её конечная фаза, когда всё становилось мрачным и сырым. Уходящая, она словно одиночество в душе. Здесь, юный поэт, наблюдал пожелтевшие листья, и представлял свои переживания. Именно поэтому стихотворение «Осень» наполнено горечью событий, отразившихся в сравнении с жизненным циклом Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов «На севере диком»

Лермонтов владел несколькими языками, но, при этом, практически никогда не занимался литературным переводом стихотворных работ заграничных писателей. Впервые это случилось на этапе позднего творчества, незадолго до смерти поэта. Лермонтовым была переведена работа Генриха Гейне, которая получила название «На севере диком стоит одиноко…».

Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Читайте также:  Сочинение на тему Описание природы зимой

А.А. Фет «Ласточки пропали»

А. Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами. Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г. Фет написал стихотворение «Осень», в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.

Сочинения на тему «Осень»

Согласно законам окружающего мира, каждое время года узнаваемо благодаря приметам, которыми их щедро наделила природа. Так, мы чувствуем приближение осенней поры. Ее главная отличительная особенность — присутствие ярко выраженной цветовой гаммы. Характеристика цветов меняется, постепенно затрагивая каждый лепесток, который чудесным образом приобретает желтый, красный или коричневый тон. Светлое голубое небо становится темным, провисая низко над землей. Возникает ощущение, что облака насупились, торопясь наперегонки, набирая скорость.

Всегда любила много читать на русском, знакомиться с литературой зарубежных авторов. Приняла решение поступить в университет на филологический факультет. Открыла для себя целый мир и очень хочу поделиться с другими. Писать сочинения и анализировать тексты проще, чем вы думаете – я убедилась на своем опыте! Верю, что и у вас получиться!

Унылая пора? Очей очарованье! Картины русских художников об осени

Всех читателей блога «ШколаЛа» приветствую! «…Унылая пора, очей очарованье…» — эти и им подобные строки поэты посвятили прекрасному времени светлой грусти и тихой радости. Не только стихом славили осеннюю красоту. Кисти художников из века в век старались запечатлеть и остановить «пышное природы увяданье».

Сегодня делаем подборку про картины русских художников об осени. Упомянем наиболее известные фамилии авторов-пейзажистов, названия их полотен и дадим для детей краткое описание работ.

Что любят русские художники в осени

Какой русский художник, поистине любящий родную природу, не писал картин, посвящённых осени? Я думаю, нет таких. Ведь это время года – буйство ярких и сочных красок, радующих глаз. Этот сезон — настоящий источник вдохновения.

Даже если Вам не удаётся выбраться в лес или парк, достаточно посмотреть на полотна известных мастеров художественной кисти, чтобы, тихо шурша, жёлтые листья упали в Ваши ладошки, капелька дождя игриво повисла на кончике носа, а из осеннего воздуха повеяло лёгкой прохладой.

Не спорю, среди художников и поэтов есть и те, кто видит в позднеосенних пейзажах иное настроение – хмурость неба, неказистость деревьев, серость дождливой погоды. Но такую осень тоже нельзя вычёркивать из нашей жизни, она имеет место быть!

Давайте разберём некоторые известные работы русских художников, игриво и не очень воспевающих великолепие осени.

Левитанская улыбка природы

Одна из тёплых осенних работ, которую часто берут педагоги на разбор для школьников, – «Золотая осень» Исаака Левитана. Самая яркая из всей сотни его осенних полотен, написанная в 1895 году, пожалуй, на одном дыхании: «…изо дня в день не отрываюсь от холста…». Это ещё один эмоциональный шедевр из «мажорной серии» автора, посвящённый русскому пейзажу.

В своей осени он увидел ещё зелёный, но уже и заметно пожелтевший пейзаж берега реки Съежа, что в Тверской губернии. Деревенские домики где-то совсем вдалеке, поля и главный герой картины – осенний лес. Спокойствие и благодать осеннего периода в берёзовой роще. Светло-синее небо со светлыми облаками ещё хранит в себе летнее тепло, ярко-жёлтые берёзки и с покрасневшими листиками осинки – всё это создаёт хорошее настроение погожего денька.

Картина у Левитана получилась необычной для его творчества – яркой, оптимистичной, игривой, на контрасте золотого и синего, потому и названа мажорной, ведь чаще автор пользовался более мягкой и нежной палитрой.

Нескучный сад Петровичева

Разве кто догадается, что на полотне Петра Петровичева «Нескучный сад. Осень», написанном в 1915 году, не далёкий деревенский уголок, а частичка шумной Москвы?! Пейзаж очень похож на Левитановский, что в принципе неудивительно, ведь Петровичев из Ярославской губернии пошёл пешком в Москву к великому мастеру, чтобы научиться живописи.

И даже среди неугомонной городской суеты автор работы смог найти укромный уголок пустынного парка, где в погожий осенний денёк от солнечного света на медленную реку падают только длинные серые тени деревьев. И ничего больше. Тишина. Лишь домик на холме подсказывает нам, что на самом деле его «Нескучный сад» обитаем.

Домашняя осень Жуковского

Станислав Жуковский любил старинные русские усадьбы, потому звали его певцом усадебных мотивов. Так что совсем неудивительно, что сюжетом одной из его осенних работ «Осень. Веранда», написанной в 1911-м году, стал уютный уголок загородного дома.

Главный объект полотна – природа, на короткий промежуток времени затаившая в себе безумную красоту золотой осени. Макушки елей готовы уколоть ладонь, а золотисто-жёлтые листья вот-вот упадут прямо под ноги. Здесь голубой горизонт с перистыми облаками и сходящий с полотна освежающий осенней прохладой воздух, скользящие под скамью солнечные лучики и природная тишина.

Много солнечного света и огромное разнообразие оттенков. Даже сто лет тому назад собранный букет сохраняет свою жизнь под кистью художника и с течением времени совсем не утрачивает былых красок, указывая на то, что дом совсем не пустует, в нём живут. Только осиротевшая веранда и опавшие с деревьев сухие листья на полу передают нам грустные ноты уходящего лета, плавно переходящего в многоликую, полную красок осень.

Золотая пора Остроухова

Русский художник-передвижник Илья Остроухов благодаря осени обрёл множество поклонников своего таланта. Его работа «Золотая осень», посвящённая восторженным чувствам автора к этому времени года, в 1887 году была представлена на общественной выставке и приобретена известным меценатом Павлом Третьяковым, став одной из экспозиций Третьяковской галереи.

Пейзаж картины взят в окрестностях деревни Абрамцево, куда часто приезжали представители искусства. Переливающаяся золотом чаща – основа полотна. Всё в жёлтых и оранжевых тонах осени – клёны, осинки. Но нет-нет да просвечивают зелёные трава и ещё не облетевшие кустарники, своим сохранившимся видом напоминающие, что можно наслаждаться бархатным сезоном — до зимы ещё далеко.

Небо лишь изредка просвечивает сквозь одетые в золото деревья. Яркость и красоту осенних красок подчёркивают контрастные чёрные стволы. А особенно наблюдательные смогут различить на тропинке двух сорок, что-то выискивающих среди павших листьев.

У Остроухова получился «пейзаж настроения». Наиболее известными представителями этого жанра считаются Левитан и Саврасов. Давайте на контрасте перейдём к творчеству последнего.

Мрачность осени Саврасова

Сумрачные мысли приходят, когда смотришь на картину Алексея Саврасова «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». Что хотел нам поведать художник? Какую тайну открыть? Оказывается, в 1872 году он пытался понять, почему место это народом было прозвано проклятым, и отправился туда, в этот лес, и не смог не взяться за кисть, поделившись с нами своими ощущениями.

Лесной холм с одиноким засохшим деревом, голые ветви которого упрямо смотрят вверх. Сырость, подчёркивающая характер сезона. Да, осень бывает и такой тоже, о чём нам и спешит поведать Саврасов. Всё в тёмных красках. Об осенней палитре напоминает только лишь темно-жёлтый осенний лес с ещё не облетевшей листвой. Чем не проклятое место?

Говорят, что давным-давно там стояла церковь, которая провалилась за одну ночь под землю, потому и не любит народ этот холм, становящийся поздней осенью «мрачнее тучи».

Яркий осенний интерьер Кустодиева

Не хотелось бы заканчивать тему про осень на мрачной ноте. Посмотрите, какой яркий и весёлый сюжет у кустодиевских купчих в осеннем интерьере! Он согревает тёплой осенней палитрой. «Осень в провинции» пропитана последними тёплыми денёчками бабьего лета: и огненно-красные клёны, и ярко-жёлтый тополиный сад возле домов.

Вдохните воздух, который пытался передать Борис Кустодиев, и Вы почувствуете смесь выпечки из рядом стоящей булочной и свежести спелого арбуза. Такое домашнее чаепитие в попытках задержать тёплую погоду, когда природа не готова распрощаться с летом.

Предлагаю продолжить прикосновение к прекрасному. Добавляйте свои любимые осенние пейзажи!

А если желаете насладиться зимними пейзажами, принадлежащими кисти наших великих художников, добро пожаловать вот сюда.

Ссылка на основную публикацию